Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Александровская, Мария Александровна

  • Александровская, Мария Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Александровская, Мария Александровна. Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Александровская, Мария Александровна

Введение.

Глава I. Вопрос об изучении становления русской литературной баллады

XVIII века.

Глава II. Поэтика русской литературной баллады XVIII века.

II. 1. Система образов. Приемы построения образов. Своеобразие балладного портрета.

II. 2. Сюжет и композиция русской литературной баллады XVIII века. 60 II. 3. Время, пространство и пейзаж в русской литературной балладе XVIII века.

Глава III. Русская литературная баллада и ее взаимосвязь с малыми поэтическими формами.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века»

XVIII век - один из важнейших периодов развития русской литературы. Именно в это время, для которого характерен поиск новых форм и способов выражения, литература переживает особенный подъем. Поэты и теоретики литературы, стремясь создать истинно русскую литературу, обращаются к фольклорной традиции, литературное творчество начинает занимать важнейшее место в культурной жизни России. Вместе с волной заимствованной литературы в Россию проникают новые романтические веяния. Эпоха классицизма сменяется новым направлением. Попытка найти переосмысление места человека в мире выражается в романтических тенденциях.

Один из важнейших периодов в истории русской литературы, XVIII век заложил основу для развития всей последующей русской литературы. Однако не всегда этому периоду уделяется заслуженное внимание, его достижения и вклад в историю становления всей русской культуры порой недооценены. Благодаря XVIII веку в русской литературе впервые были заложены не только критерии литературы и творчества в целом, но и этические и моральные ценности. Эпоха классицизма утвердила важнейшие каноны жанровой системы и эстетики, а возникновение сентиментализма и романтизма отразило бесконечное развитие историко-литературного процесса. Творчество великих поэтов-первопроходцев позволяет увидеть непростой путь русской литературы и культуры, позволивший в дальнейшем говорить об ее удивительной самобытности и богатстве.

Воспринимая европейскую традицию, поэты XVIII века не теряли связи с народными истоками, огромное влияние на литературу в этот период оказывает фольклор. Это сплетение философских и эстетических веяний Европы и культурного наследия народа и легло в основу великой литературы России.

Таким образом, период XVIII века ставит перед учеными большое количество вопросов, привлекает к себе внимание, прежде всего, многообразием направлений и жанров, появившихся в это время. Изучение жанровой системы литературы XVIII века представляется сегодня особенно важным. Работы, посвященные вопросу о разграничении жанров, всесторонняя полемика дают основания полагать, что проблема жанра и по сей день остается нерешенной, а значит актуальной.

Исследуя существовавшую в XVIII веке жанровую систему, мы, прежде всего, опираемся на первые теоретические работы В. К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. Несмотря на то, что многие из исследователей обращались к европейскому образцу, в частности, к работе Н. Буало, тем не менее, все они так или иначе стремились разработать терминологическую систему для русской литературы. Если говорить о системе жанров, существовавшей в XVIII веке, то выбор главенствующих в литературе жанров определялся сложившимся направлением. Классицизм определил жанр оды как ведущий, а жанр баллады, который станет основным объектом нашего исследования, выпадал из ряда жанров «высокого штиля» и отразил появление романтической тенденции в литературе. Во многом в силу этих обстоятельств, а также потому что баллада воспринималась изначально только как заимствование, вопрос о художественных признаках баллады во многом остается нерешенным. Целью данной работы станет не просто определение границ жанра баллады, но и сопоставление баллады с другими малыми поэтическими формами, такими как песня, романс, элегия, идиллия.

Разнообразные жанровые «пересечения» баллады с романсом, одой, элегией, шутливой поэмой, былью, литературной стихотворной сказкой, так характерные для поэзии XVIII века, определяют исследование балладной поэтики этой поры в ее общности с элементами поэтики смежных жанров»1.

Определяя жанр баллады как сюжетное лиро-эпическое произведение, содержащее в своей основе таинственное или фантастическое событие, представляющее по форме некоторое количество куплетов, нередко сопровождаемых рефреном, в своем исследовании мы обратились к творчеству таких поэтов XVIII века, как Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, Г. П. Каменев, И. А. Львов, И. И. Козлов, Н. Ф. Остолопов. На примере творчества этих поэтов в данной работе с точки зрения поэтики будут рассмотрены тексты баллад, а также произведений, близких к балладе. Научную новизну и актуальность работы составляет подробный анализ поэтики ранее не изученных текстов XVIII века.

Особое внимание в работе уделено архитектонике, сюжетике и художественным средствам в балладе. В отдельный раздел выделены специфика портретного изображения лирического героя, пейзаж и хронотоп.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

• обобщить и проанализировать существующие теоретические и историко-литературные труды;

• рассмотреть сформулированные толкования термина «баллада»;

1 Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. Дисс. Канд. фил. наук. Ленинград, 1975. с.5.

• выделить жанрообразующие признаки русской литературной баллады; рассмотреть образцы балладного жанра на примере ранних балладных опытов XVIII века;

• проанализировать тексты с точки зрения их поэтики;

• рассмотреть балладу на пересечении с другими поэтическими жанрами.

Методологической основой представленной диссертации являются исследования теоретического и историко-литературного характера.

Объектом исследования является жанр русской литературной баллады конца XVIII века, предметом - поэтика жанра баллады и ее пересечения с другими жанровыми формами.

Материал исследования представляет собой ранние балладные тексты конца XVIII века.

В работе рассмотрены ранее не изученные с точки зрения поэтики тексты, такие, как «Кладбище» Н. М. Карамзина, «Ночь в чухонской избе на пустыре» Н. А. Львова, «Ермак» и «Старинная любовь» И. И. Дмитриева, «Сон» и «Громвал» Г. П. Каменева, а также «Сон невесты» И. И. Козлова и «Бедная Дуня» Н. Ф. Остолопова и другие.

Принцип отбора текстов опирается на обращение к ранее не изученным с точки зрения поэтики текстам.

В диссертации использованы следующие методы исследования: типологический и сравнительно-сопоставительный.

Практическая значимость исследования: результаты работы, представляющей подробный анализ балладных текстов, позволяют сформулировать критерии балладного жанра в целом, выделить специфические черты, определить время становления и развития жанра баллады в русской литературе. В исследовании опровергается взгляд на балладу как на явление, связанное с началом XIX века и с именем В. А. Жуковского. Начальное свое развитие баллада получила уже в XVIII веке в творчестве исследуемых авторов. На примере проанализированных баллад можно проследить становление и эволюцию русской литературной баллады.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских объединениях и на заседаниях кафедры русской литературы МПГУ. Положения диссертации отражены в двух публикациях.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Александровская, Мария Александровна

Заключение.

Анализ стихотворных текстов русских поэтов второй половины XVIII века дает возможность как уточнить время возникновения и формирования литературной баллады в России, так и основные признаки балладного жанра в целом.

В работе были проанализированы основные концепции, существующие в научной литературе, многочисленные исследования в области жанра, литературных направлений. Отсчет жизни русской литературной баллады, ранее начинавшийся с эпохи романтизма, с творчества В. А. Жуковского, рассмотрен с самого начала зарождения этого жанра, то есть с ранних балладных опытов В. К. Тредиаковского, Н. М. Карамзина, Н. А. Львова, И. И. Дмитриева, Г. П. Каменева, Н. Остолопова.

На примере баллад и стихотворений с балладными мотивами (В. К. Тредиаковский «Баллад о том, что любовь без заплаты не бывает от женска пола»; Н. М. Карамзин «Граф Гваринос», «Раиса», «Кладбище»; Г. П. Каменев «Громвал», «Сон», «Кладбище»; Н. И. Львов «Ночь в чухонской избе на пустыре»; И. И. Дмитриев «Ермак», «Старинная любовь», Н.Ф. Остолопов «Бедная Дуня»; И. И. Козлов «Сон невесты») была сделана попытка выделить основные сформированные уже в XVIII художественные признаки баллады, ее жанровые границы.

Жанр баллады как явление отчасти заимствованное, отчасти исторически обусловленное в самой русской культуре и историческом сознании, представлен в работе как жанр, возникший на границах русского сентиментализма и предромантизма. В основу этого утверждения была положена концепция В. А. Западова, посвященная развитию сентиментального и предромантического направления в русской литературе.

Подробный анализ структурных составляющих баллады, жанрообразующих признаков, выявление специфики образного выражения, проведенный в работе, позволяет сделать следующие выводы:

• баллада как литературный жанр, зародившийся уже в XVIII веке, заслуживает пристального внимания со стороны как литературоведов, так и ученых лингвистов, однако до сих пор нет единства мнений относительно времени формирования русской баллады и ее основных жанровых признаков.

• на русскую балладу XVIII века оказывала сильнейшее влияние западноевропейская литературная баллада.

• важную роль в формировании и развитии русской литературной баллады сыграла фольклорная традиция.

• размытость жанровых границ баллады затрудняет четкое определение жанра. Таким образом, важной задачей становится четкая формулировка и определение жанра баллады. В работе баллада определена как сюжетное лиро-эпическое произведение, содержащее в основе таинственное или фантастическое событие. Нередко сюжет баллады берется из фольклора, исторических, героических и любовных преданий.

• наиболее важным в определении специфики баллады представляется лиро-эпический характер, особенности сюжета и система образов. По характеру конфликта можно разделить все баллады на несколько сюжетно-тематических групп: героические, исторические и любовные. Возможны и такие варианты, когда эти типы баллад смешиваются, то есть содержат в себе не одну, а две сюжетных линии.

• на примере рассматриваемых текстов, в работе была рассмотрена специфика поэтики балладного жанра, были отмечены художественные средства и приемы создания образа лирического героя.

• как отдельный объект для изучения был рассмотрен образ автора, повествователя в балладе.

• в работе рассмотрены некоторые композиционные особенности жанра баллады.

• интересным моментом в структуре балладного жанра представляется цветовой фон произведения.

Таким образом, данное исследование помимо непосредственного анализа ранней баллады XVIII поднимает актуальные вопросы этого жанра в целом. Материалы и выводы работы затрагивают ряд существенных проблем и вопросов, связанных с становлением русской литературной баллады.

В работе был рассмотрен исторический и теоретический аспекты жанра баллады. Представленные гипотезы различных исследователей позволяют сделать определенные выводы. Прежде всего, отмеченная неоднозначность определения жанра баллады позволяет еще раз обратиться к вопросу о ее жанровых границах. Между тем, острая полемика вокруг литературного направления, господствующего в изучаемый период в литературе, отраженная в работе, позволяет, придерживаясь наиболее объективной точки зрения, отнести возникновение и становление жанра баллады к переходному явлению эпохи предромантизма.

Установлено, что сюжетный план в балладе выполняет несколько задач. Особенно значительным представляется создание необходимой балладной эпики. Однако, сюжет, будучи зачастую формальным, лишь организует условия для внешнего и внутреннего конфликта лирического героя, который ставился в центре балладной поэтики.

В работе уделяется большое внимание композиционным особенностям балладного жанра. Специфика композиционного построения баллады подчеркивает наиболее значимые события, отказываясь от подробного и последовательного повествования, характерного для чисто эпического произведения. Следование событий полностью подчинено авторскому замыслу, обращаясь к форме диалога, автор создает эффект присутствия, мнимой достоверности, так необходимой для балладной формы.

Состоящая из подготавливающего зачина, который нередко становится и завязкой действия, основного действия, кульминации и развязки, зачастую неожиданной, баллада приближается по построению к поэме или сказке. Однако композиционная структура баллады не столько несет жанрообразующую функцию, сколько служит для построения сюжетного плана и подчиняется специфическому, неравномерному балладному времени.

Эстетическая концепция русской литературной баллады обуславливала появление новых художественных образов. Баллада формирует своеобразный типичный для романтической эстетики образ лирического героя. При помощи контрастного разделения понятий «добро» и «зло», герои четко разделены на положительных и отрицательных. Соответственно такому разделению, автор использует адекватную атрибутику. Лирический герой всегда чувствительный, эмоциональный тип, глубоко чувствующий природу. В то же время злодей - всегда фигура, несущая страх, ужас и несчастье.

Отдельного внимания требует изображение в балладе сил, неподвластных человеку. Силы Рока, судьбы изображались противоречиво, то как карающая, то как обличающая и сострадающая сила.

Непростые соотношения временных пластов и создание новой фантастической реальности составляют неповторимую специфику русской баллады XVIII века. Рассмотренные способы отражения времени и пространства помогают автору перенести сюжетный план в особую романтическую атмосферу волшебного. Создается два вида пространства - «внешнее» и «внутреннее». Привычное течение времени изменяется в балладе, и, как того требует замысел автора, либо ускоряется, либо замедляется. Создание поэтического мира полностью подчинено замыслу автора. Философский контекст выражается в соотнесении настоящего времени и Вечности. В силу специфики балладного жанра именно время и пространство претерпевают наиболее сильные изменения.

Особую интерпретацию в балладе получает мотив сна. Рассматривая состояние сна как пограничное между двумя реальностями, поэты использовали мотив сна для перемещения в таинственные? и волшебный мир. При помощи сна лирический герой преодолевает границы времени, попадает в неизведанное пространство, полное тайн.

Особого внимания в балладе требует цветовая гамма, цветовые образы. Роль цвета представляется интересной, не до конца изученной, и может лечь в основу серьезного исследования.

Рассмотрев компоненты балладного жанра, можно выделить наиболее важные составляющие. В балладе специфической чертой становится отсутствие конкретной исторической и географической соотнесенности (внеисторизм). Исторические реалии зачастую искажены, приукрашены или упомянуты с целью утверждения принципа достоверности. Автору важна установка на «реальность» волшебных событий.

В балладе зачастую отсутствует прямая авторская оценка событий. Автор, как правило, не отделят себя от лирического героя. Иногда позиция автора выражена косвенно, например, через описание природы.

Конкретно-бытовые детали почти полностью отсутствуют в литературной балладе. В этом отражено существенное различие между балладой народной и литературной.

Повествование в балладе чаще всего происходит от лица лирического героя, субъективность переживаний и трагизм развязки лишает балладу иронического оттенка. Отсутствие иронии, «серьезность» повествования становится основополагающей в балладной эстетике в период становления жанра.

Поиск новых образов, опирающийся на философию западноевропейских романтиков, обратил взгляд русских поэтов на природу как на живой мир, непознанный и таинственный, который, как в зеркале, преломляет действительность, позволяет человеку раскрыть свои потаенные силы и внутренний потенциал. Природа в балладе приобретает новое значение, при помощи пейзажа автору удается заново открыть окружающий мир, увидеть его глазами романтиков. Сокровенные переживания балладных героев неразрывно связаны с течением жизни на земле, ночные пейзажи, образы бушующей стихии, бури помогают отразить связь человека с миром, раскрытую романтиками.

Таким образом, на пересечении двух реальностей («внешнего» реального художественного пространства с «внутренним» фантастическим пространством), в балладе отражено особое видение, новая романтическая картина мира. Балладные образы и принципы создания портрета, сочетая в себе заимствованную и фольклорную эстетику, создавали самобытную атмосферу русской баллады.

Процесс зарождения и становления жанра русской литературной баллады проходил довольно сложно. Изначальная форма баллады была разрушена и приобретала новые элементы на русской почве. Гибкость жанровых границ позволила говорить о пересечении баллады с такими жанрами, как быль (бывальщина), песня, элегия, романс, идиллия и даже эпитафия. Черты всех этих родственных жанров можно найти в русской балладе.

В последние годы история и развитие романтической поэзии и романтической литературы в целом вновь привлекает к себе внимание. Необходимость в пересмотре отношения к великому «осьмнадцатому столетию» вызвана не только неверным шаблонным представлением об этой эпохе. Современная поэзия, стремясь к изощренной форме выражения, утратила чистую красоту, свойственную романтическому искусству XVIII века. Несправедливое отношение к XVIII веку, как к эпохе «ученической», неопытной, требует переосмысления не только на научном уровне, но и на уровне школьной программы.

Лирическая поэзия XVIII века не только не устарела, но постепенно приобретает все большую актуальность сегодня, когда простота, изящество и искренность художественного произведения стали редким, вымирающим явлением.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Александровская, Мария Александровна, 2004 год

1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., «Просвещение», 1975г.

2. Абрамзон Т. Е. Северные представления и их осмысление в русской литературе второй половины XVIII века: Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. Рос. Пед. Ун-т. СПб., 1998.

3. Азбелев С. Русские исторические песни и баллады// Исторические песни; баллады,- М., 1986. с.5-22.

4. Арзуманова М. А. Русский сентиментализм в литературно-общественной борьбе 90-х годов XVIII века. Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. Л., 1964.

5. Алексеев М. П. Народные баллады Англии и Шотландии// История английской литературы М.-Л., 1943. т 1. вып 1 (с. 221).

6. Арсентьева Н. Н. Русско-испанские литературные связи. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. МПГУ им. В.И. Ленина, М., 1994.

7. Артамасова М.А. Творчество В. А. Жуковского и фольклор. Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. М., 2001.

8. Афанасьев Э. Л. Ст. Настроения и мотивы русской литературы XVIII в. В наследии В. А. Жуковского. // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. Отв. ред В. Ю. Троицкий. М., «Наука», 1988, с. 117-131.

9. Балашов Д. М. Русская народная баллада. // Народные баллады. М.-Л., 1963.

10. Балашов Д. М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, Карел. Кн. Изд., 1966.

11. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу (вступ. Ст. и коммент. А. С. Курилова) М., Современник, 1983.

12. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х томах. М., «Художественная литература», 1959; ст.:«Разделение поэзии на роды и виды», (с. 516).

13. Берков П. Н. ст.: «Проблемы изучения русского классицизма»// В сб. XVIII век. Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. Сб.6. Изд-во «Наука», АН СССР (Пушкинский дом), М.-Л., 1964, с.5-29.

14. Берков П. Н. К истории текста «Громвала» Г. П. Каменева.-«Известия АН СССР», отд. Общ. Наук, 1934, №1.

15. Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. 2-ое издание. М., «Художественная литература», 1979. т.1.

16. Богданов А.Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М. Просвещение, 1969.

17. Былины. В 2-х т. Подг. Текста и вступ. Ст. В. Я. Проппа и Б.Н. Путилова, М., 1958, т.1.

18. Вакуленко А. Г. «Раиса» Н. М. Карамзина и «Громвал» Г. П. Каменева. (К вопросу об истории литературной баллады в России). Моск. Гос. Откр. Пед. Ун-т,- М., 1996.

19. Валеев Э. Н. Судьбою прерванный полет. Г. П. Каменев в русской литературе рубежа ХУШ-Х1Х веков. Монография / Предисловие В. И. Сахарова.- Казань: Наследие, 2001. -136с.

20. Вацуро В. Э. Г. П.Каменев готическая литература.// В кн.: XVIII век, сб. 10. Русская литература XVIII века и ее международные связи. А. Н. СССР (Пушкинский дом) Изд-во «Наука», Лен. Отд., Л., 1975, с. 271-277.

21. Веселовский А. Н. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. СПб. 1904.

22. Веселовский А. Н. Любовная лирика XVIII века. СПб., 1909.

23. Виноградов В В. Сюжет и стиль. М., АН СССР, 1963.

24. Вишневский К. Д. Русский стих XVIII -пер. половины XIX века. Проблемы истории и теории. Дисс. Док. фил. наук. Пенза. , 1972.

25. Вопросы поэтики литературы и фольклора: (сб. ст./ ред. Кол. Проф. Лазутин С. Г.) Воронеж: изд-во Воронеж. Ун-та, 1976.

26. Воронин Л. Б. По следам баллады. «Открытый мир», 1996.

27. Воронцова Т.П. Баллада в английской литературе. // РГПУ им. А. И. Герцена-СПб., 2000.

28. Воронцова Т.И. Композиционно-смысловая и семантическая структура текста баллады, (на материале англо-шотландских баллад XVIII -XIX вв. ) Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1982.

29. Галич А. И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.

30. Горелов А. А. Критические заметки по текстологии исторических песен, баллад и былин. // Рус. Фольклор. Л., 1991.-26-с.83-92.

31. Гугнин. A.A. Эолова арфа: Антология баллады. / Сост. Предисл., коммент. А. А. Гугнина,- М., Высшая школа. 1989.

32. Гудошников Я. И. Вопросы поэтики. Дисс. Канд. фил. наук. Воронежск. Гос. Пед. Ун-т,- Воронеж, 1956.

33. Гудошников Я. И. Очерки истории Руссой литературной песни XVIII- XIX в. Воронеж. Изд-во Воронеж. Ун-та, 1972.

34. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературной и общественной мысли XVIII века. Л., ГИХЛ, 1938.

35. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. Интрада. М,- 1995.

36. Гусев В. Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов. // Песни русских поэтов. Л., 1988.Т.1. с.23, 26.

37. Гущин Ю. Г. От Державина до наших дней (Заметки литературоведа). Глаз. Гос. Пед. Ин-т. Им. В. Г. Короленко.-Глазов, 1996.

38. Дарбинян P.M. Баллада как тип текста. (На примере современных немецких баллад). Автореф. Дисс.Канд. фил. наук. // МГПин-т Ин. Яз. Им. М. Тореза.- М., 1983.

39. Душина Л. Н. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII-XIX вв., сб. научных работ, Л., 1974. Жанр баллады в творчестве Пушкина-лицеиста. С. 25.

40. Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. Дисс. Канд. фил. наук. Л., 1975.

41. Елеонский С. Ф. ст. «К вопросу о взаимосвязях народного творчества и литературы в XVIII веке». В кн.: Ученые записки. МГПИ им. В. П. Потемкина. Кафедра русской литературы, т. XLVIII, вып. 5. М., 1955. с. 81-108.

42. Еременко Л. И. Поэзия И. И. Дмитриева. Дисс.Канд. фил. наук. -Л., 1983.

43. Ермоленко С. И. Баллада М. Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра. Дисс. Канд. фил. наук. Свердловск, 1983.

44. Ефремова Е. В. Стихотворное наследие Н. М. Карамзина. (Проблемы поэтики и версификации) Дисс.Канд. фил. наук. М., 1999.

45. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII нач. XIX вв. Сб. научн. тр. (редкол. Проф. А. И. Груздев), Л., ЛГПИ, 1974.

46. Жирмунский В. М. Английская народная баллада.- «Северные записки», 1916, №10.

47. Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии / В. Жирму некий. -СПб: Азбука-классика, 2001.

48. Жуковский и литература конца XVIII- XIX века. (Отв. Ред. В. Ю. Троицкий) М., «Наука», 1988.

49. Заборов П. Р. «Ночные размышления» Юнга в ранних русских переводах. // В сб.: XVIII век. Русская литература XVIII века.

50. Эпоха классицизма. Сб.6. Изд-во «Наука», АН СССР (Пушкинский дом), М.-Л., 1964, с.269-279.

51. Залкинд Г. Г.П. Каменев (опыт имущественной характеристики первого русского романтика). Казань, 1926.

52. Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Ст. 3-я. «Сентиментализм и предромантизм в России»// Межвуз. сб научн. трудов, вып.4, Л., 1980.

53. Зайцева Л. А. Лексико-семантические средства языка в англошотландской народной балладе: Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. // С.-Петербург. Гос. Ун-т, СПб, 1994.

54. Иванов В. А. Русская литературная баллада 1840-1890-х.г. Смоленск, 2000. Автореф. Дисс. Канд.фил.наук.

55. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма. // Русский романтизм. Л. 1978.

56. Иезуитова Р. В. В. Жуковский. «Эолова арфа». // в кн.: «Поэтический строй русской лирики». Л., «Наука», 1973.

57. История русской поэзии. Ленинград. Изд-во «Наука», лен. Отд. 1968. т. 1.

58. Канунова Ф. 3. Восприятие Жуковским идей Ж.-Ж. Руссо. // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. Отв. Ред В. Ю. Троицкий. М., «Наука», 1988, с.289-305.

59. Козырева М. А. Восприятие в русской литературе английской поэзии конца XIX нач. XX в. (жанр литературной баллады) Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. // ЛГУ им. А. А. Жданова, Л., 1988.

60. Копылова Н. И. Фольклоризм поэтики баллады поэмы русской романтической литературы первой трети XIX века. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. Воронеж, 1975. // ст. Копылова Н. И.

61. Фольклоризм композиции русской литературной баллады первой трети XIX века.

62. Коровин В. И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского романтизма. Дисс. док. фил. наук. М., 1982.

63. Коровин В. И.; А. А. Макаров. Этапы развития русской поэзии: Жуковский и Пушкин. // Жуковский и литература конца XVIII -XIX века. Отв. ред В. Ю. Троицкий. М., «Наука», 1988, с. 206-236.

64. Коровин В. JI. С. С. Бобров. Жизнь и творчество. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. МГУ, М., 2000.

65. Кочеткова Н. Д. Карамзин и литература сентиментализма.// В кн.: Русская литература и фольклор (XI-XVIII вв.) Л., 1970.

66. Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора. М., 1969.

67. Кравцов Н. И. Славянская народная баллада,- Ученые записки инта славяноведения АН СССР, t.XXVIII. 1964.

68. Кузьмина Е. И. Неоклассицизм как литературно-эстетическое явление рубежа XVIII XIX веков. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. Оренбургск. Гос. Пед. Ун-т, Оренбург, 2001.

69. Кузьмичев И. К. Литературные перекрестки. Типология жанров и их историческая судьба.- Горький: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1983.

70. Кулагина А. В. «Традиционная образность баллад». // В сб.: Традиции русского фольклора. Под ред. Аникина В. П. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1986, с.69-101.

71. Кулагина А. В. Русская народная баллада как жанр. Автореф. Дисс Канд. фил. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1973.

72. Кулагина A.B. Об эпическом и лирическом в народной балладе.- В кн.: Вопросы русской литературы. Выпуск II. Львов, 1973.

73. Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Н. М. Карамзина. // Русская литература XVIII века. Сб. № 6. АН СССР. Изд-во «Наука». М.-Л., 1964.

74. Кумбашева Ю. А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. С.- Петербург, 2001. С.-П. Гос. Ун-т.

75. Кумбашева Ю. А. Мотив сна и образы спящей природы в поэзии Жуковского. // От Константина Батюшкова до Михаила Бахтина: Статьи о русской литературе. СПб., 2000. Вып. 4. с.20-33.

76. Лагутов В. Б. Жанр исторической баллады в русской поэзии 1790-конца 1830-х гг. XIX века. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. М., 1972.

77. Левин В. Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII XIX века. «Лексика». М., «Наука», 1964.

78. Левин Ю. Д. Английская поэзия и литература русского сентиментализма. В. Кн.: «От классицизма к романтизму». «Наука», Л., 1970.

79. Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе, конец XVIII- перв. треть XIX вв. Л., Наука, Лен. Отд., 1980.

80. Левченко О. А. Народнопоэтические истоки романтической баллады: (В. А. Жуковский, И. И. Козлов, К. Ф. Рылеев) / Смоленск. Гос. Пед. Ин-т. им. К. Маркса.- Смоленск, 1936.

81. Левченко О. А. Сюжеты русской романтической баллады. // Сб. Стилистический анализ художественного текста, Смоленск, 1988. Смоленск Гос. Пед. Ин-т им. К. Маркса. С. 108-119.

82. Лихачев Д. С. Система стилевых взаимоотношений в истории европейского искусства и место в ней русского XVIII века. // Русская литература XVIII века и ее международные связи. № 10. Наука, Лен. Отд., Л., 1975. с.5-11.

83. Лобкова Н. А. О сюжете и ритме русской литературной баллады 1840-1870-х годов. // В кн.: «Проблемы литературных жанров». Материалы межвузовской конференции. Томск, 1972.

84. Лозовой Б. А. Баллада,- «Русская речь», 1973, №4.

85. Лозовой Б. А. Из истории русской баллады. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. М., Моск. Обл. Ин-т им. Н. К. Крупской, М., 1970.

86. Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина,- В кн.: Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1966.

87. Лотман Ю. М. Карамзин. СПб., 1994.

88. Макогоненко Г. П. Русская литература XVIII века. Л., «Просвещение», 1970.

89. Меречин И. Е. ст. Н. М. Карамзин и В. А. Жуковский. // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. Изд-во казанск. Ун-та, 1975. С. 25-35.

90. Мерзляков А. Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. М., 1822.

91. Микешин А. М. О жанровой структуре русской баллады,- В кн.: Проблемы литературных жанров. Материалы межвузовской конференции. Томск, 1972.

92. Мухина 3. И. Русская литературная баллад 1830-1850гг. История и поэтика жанра. Самара, 2000. Автореф. Дисс. Канд. фил. наук.

93. Никогда А. А. Баллады Г. А. Бюргера. Вопросы жанра и стиля, Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. Л., 1975.

94. Никулина Н. И. Н. А. Львов прогрессивный деятель русской культуры XVIII века. Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. Л., 1952.

95. Ольшевская Л., Травников С. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник. / Под ред. В. И. Федорова. М., 1997.

96. Орлов П. А. Русский сентиментализм. Дисс. Док.фил.наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1978.

97. Остолопов Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821.

98. Подольская Г. Г. Функционирование в русском литературном контексте первой трети XX в. Балладного творчества С. Кольриджа и Р. Саути. Автореф. Дисс. док. фил. наук. Волгоград, 1999.

99. Поспелов Г. Н. К вопросу о поэтических жанрах. // Доклады и сообщения фил. Ф-та МГУ, 1948. Вып. 4.

100. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов//Г. Н. Поспелов. М.: Изд-во Моек ун-та, 1976.

101. Пумпянский Л. В. Сентиментализм. // В кн.: История русской литературы. Т.1У, Изд-во АН СССР, М.-Л., 1947. с.430-437.

102. Путилов Б. Н. ст. «Заметки об историко-типологическом изучении фольклора». // Вопросы поэтики литературы и фольклора: (Сб. ст. под ред. Кол. Проф. С. Г. Лазутин) Воронеж, Изд-во воронежск. Ун-та, 1976. с. 3-20.

103. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Под ред. В.Путилова Л., «Художественная литература», 1984.

104. Русская баллада. Предисл. И примеч. В. И. Чернышева, вступит. Ст. Н. П. Андреева. «Советский писатель», Большая серия «Библиотека поэта». М.-Л., 1936.

105. Салыга Т. Ю. Современная украинская баллада во взаимодействиях с балладой русской и белорусской, (проблемы типологии развития). Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. Киев, 1974, Ун-т им. Т. Г. Шевченко.

106. Сапченко Л. А. Природа в художественном сознании Державина, Карамзина и раннего Жуковского; (К проблеме эволюции образ, мышл.) Дисс. Канд. фил. наук. М, 1989

107. Саркисян Е. В. Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии (идиллия,элегия, романс, ода). Дисс. Канд. фил. наук. Н. Новгород, Нижегородский Гос. Ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1995.

108. Саркисян Л. С. Об одном «несостоявшемся» жанре русской лирики конца XVIII- начала XIX века (Карамзин и Державин) // Русс. Лит. Л., 1990. -№4.с. 196-202.

109. Сахаров В. И. Жуковский в творческой биографии Н. В. Гоголя. // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. Отв. Ред В. Ю. Троицкий. М., «Наука», 1988, с. 237-250.

110. Сахаров В. И. Русская проза XVIII XIX веков. Проблемы истории и поэтики. М., ИМЛИ РАН, 2002. // ст. Проза Гоголя и романтическая традиция. С.62- 83.

111. Серман И. 3. Русская поэзия XVIII века (от Ломоносова до Державина) Л., 1969. Дисс. Док.фил.наук.

112. Серман И. 3. Русская поэзия сер. XVIII века. Сумароков и его школа. // В кн.: История русской поэзии в 2-х т. Т.1., Л., 1968, с. 99.

113. Сиповская М. Литературная баллада и балладное возрождение в Англии первой половины XVIII в. Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. Ленингр. Гос. Ун-т им. A.A. Жданова, Л., 1977.

114. Сильман Т. И. От баллады к лирическому стихотворению. В кн.: Уч. Записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.491, Л., 1972.

115. Сковорода Е. В. Балладный «элемент» в структуре русской романтической повести первой трети XIX века. Автореф. Дисс. канд. фил. наук. Псковский Гос. Пед. Ин-т им. С. М. Кирова. Псков, 2001.

116. Смирнов A.A. Романтический принцип «самовыражения» в лирике В. А. Жуковского. //Жуковский и литература конца XVIII- XIX в. (отв. Ред. В.Ю. Троицкий) М., Наука, 1988.

117. Современная баллада и жестокий романс. / Сот. С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: Лимбах, 1996.

118. Страшнов С. Молодеет и лад баллад. М., 1991.

119. Теплов Г. Н. Русская философия второй половины XVIII века. Свердловск, 1990.

120. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., «Аспект-Пресс», 1996.

121. Тураев С. В. О просвещения к романтизму. (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII нач. XIX вв.). М., «Наука», 1983.

122. Тумилевич О. Ф. Художественная структура русской народной баллады в ее отличии от смежных жанров. Дисс. Канд. фил. наук. Саратов, 1972.

123. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., «Просвещение», 1979.

124. Федоров В. И. ст.: От классицизма к романтизму. Формирование нового художественного стиля. В кн.: История романтизма в русской литературе. (Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825)). М., «Наука», 1979. с.42-70.

125. Федоров В. И. История русской литературы XVIII века. М., «Просвещение», 1982.

126. Федоров В. И. История русской литературы: XVIII в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф., д-ра филол. наук В. И. Коровина. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

127. Федотов О. И. Фольклорные и литературные корни русской рифмы. М., 1971. Дисс. канд. фил. наук.

128. Фрейденберг О. M. Поэтика сюжета и жанра// Подг. Текста под общ. Ред. Н. В. Брагинской. М., Лабиринт, 1997.

129. Фризман Л. Г. Эволюция русской романтической элегии (Жуковский, Батюшков, Баратынский). В кн.: К истории русского романтизма. М., «Наука», 1973.

130. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., Наука, 1973.

131. Хурумов С. Ю. «Ночная», «кладбищенская» английская поэзия в восприятии Боброва С. С. : Автореферат Дисс. Канд. фил. наук. М., 1988.

132. Чумаченко В. От элегии к балладе: Современная поэзия в поисках жанра и стиля//М,- 1986.-№>6. с 181-186.

133. Шапир М. И. Язык-стих-смысл в русской поэзии XVIII-nep. Половины XIX вв. Дисс. Д.ф.н. М., 2000.

134. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., «Прометей», МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.

135. Шайтанов И. О. Концепция природы и жанрово-стилистические решения ее образа в поэзии XVIII века (сравнительный анализ английской и русской традиции). Автореф. Дисс. Канд. фил. наук. М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1989.

136. Словари, энциклопедии и справочники.

137. Остолопов Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821.

138. Опыт литературного словаря. СПб., 1831.

139. Квятковский А. П. Поэтический словарь М., «Советская энциклопедия», 1966.

140. Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А. А. Сурков. М., «Советская энциклопедия», 1971.

141. Словарь литературоведческих терминов. Ред. Тимофеев Л. И.; Тураев С. В. М., «Просвещение», 1974.

142. Литературный энциклопедический словарь. Под ред.: Кожевникова В. М. и Николаева П. А. М., «Советская энциклопедия», 1987.

143. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1981.

144. Русская литература XVIII века: Словарь справочник / под ред. В. И. Федорова. М., 1997.

145. Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна. 1999.1. Тексты.

146. Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.-Л., «Советский писатель», 1963.

147. Карамзин Н. М. Избр. соч. в 2-х т. М.-Л., 1964.

148. Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1966.

149. Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1967 («Б-ка поэта». Большая серия).

150. Карамзин Н. М. , Дмитриев И. И. Стихотворения. («Библиотека поэта». Малая серия). 3-е изд. Л., Советский писатель. 1958.

151. Поэты XVIII века. («Библиотека поэта». Большая серия). 2-е изд. Л., Лен. Отд., «Советский писатель», 1972. т. 1-2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.