Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чепниян, Наталья Львовна

  • Чепниян, Наталья Львовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 215
Чепниян, Наталья Львовна. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2003. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чепниян, Наталья Львовна

введение.з

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Музыкальная культура Адыгеи до 1922 года.

Историко-культурные предпосылки.

Зарождение профессиональной музыкальной культуры.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи с 1922 по 1960 годы.

Культурная политика.

Художественная самодеятельность.

Театрально-концертная жизнь.

Музыкальное образование.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи с 1960 по 1990 годы.

Музыкальное образование.

Концертно-театральная жизнь.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи после 1991 года.

Деятельность Министерства культуры.

Музыкальное образование.

Концертно-театральная жизнь.

Союз композиторов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи»

Существование мощного централизованного государства - СССР, -объединившего союзные республики, автономные края и области, обеспечивало прочные политические, экономические и культурные связи между национальными регионами. Было создано единое идеологическое пространство, обусловившее общность этапов культурного строительства в стране: ликвидация неграмотности, поднятие общеобразовательного уровня населения, внедрение форм европейской культуры, появление в республиках театров, концертных организаций, зарождение национальных оперных традиций, создание собственной системы профессионального образования, особый подъем национальной культуры, изучение и использование ее форм в свете взаимодействия с общеевропейской традицией.

В советскую эпоху была сформулирована теоретическая концепция художественной культуры, которая тесно связана с принципами социалистического культурного строительства, обоснованными еще В. Лениным.

Поскольку в нашей работе мы непосредственно касаемся вопросов формирования музыкальной культуры в отдельном регионе, напомним вкратце основные наиболее общие положения теории культурного строительства.

Существует обширная научная литература, посвящена определению терминов «художественная» и «музыкальная культура». Назовем труды Б. Асафьева [7], А. Зися [83], М. Кагана [98-99], А. Сохора [216] и др. В частности, А. Зись включает в понятие «художественная культура» систему художественного образования, эстетическое воспитание, специализированную прессу об искусстве, разнообразные формы художественной пропаганды, систему государственного управления культурой, деятельность творческих союзов [83].

А. Сохор, определяя специфику именно музыкальной культуры, представляет последнюю в виде системы, включающей: музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки); все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, распространению и усвоению; всех субъектов указанных видов деятельности; все специальные институты и учреждения, обеспечивающие эту деятельность.

Исследователь выстраивает структуру музыкальной культуры, разделяя ее на: народную и культуру «образованных классов»; профессиональную и непрофессиональную. Каждая из областей делится внутри себя на блоки: 1) творчество; 2) исполнительство; 3) распространение; 4) восприятие. К дополнительным блокам А. Сохор относит «управление» и «музыкознание».

Принципы построения собственно социалистической культуры имели ярко выраженную специфику. Главной особенностью здесь становится не естественный, а регулируемый государством процесс культурного строительства.

Г. Праздников, определяя «ленинские принципы руководства художественной культуры», отмечает: «Регулирование процессов развития культуры, в том числе и художественной, и есть одно из важнейших преимущества социализма» [89, 199].

Основные этапы «культурной революции», ставшие едиными для всех народов, населявших советское государство», были определены В. Лениным.

Первостепенной задачей В. Ленин считал поднятие общего образовательного и культурного уровня. На начальном этапе, «в конкретной исторической ситуации России для этого, по справедливому замечанию Горького, надо не стесняться «спуститься» к полуграмотным рабочим и крестьянам. Однако этот необходимый путь - лишь первая ступень к овладению культурой, «созданной всем развитием человечества.». При построении нового социалистического общества «на одной грамотности далеко не уедешь, нужно громадное повышение культуры» [89, 203].

Результатом культурной революции должна стать доступность искусства, как естественное следствие демократизации художественной культуры. «Доступность искусства, - пишет Г. Праздников, - результат многосторонней работы по поводу искусства и помимо искусства. Это -создание необходимого общеобразовательного уровня, широкая просветительская работа в области искусства, обеспечение наиболее благоприятных условий для развития художественного творчества, развитие культурно-художественной активности общества, максимально равномерное распределение культурных ценностей, регулирование гармоничной целостности во взаимоотношениях разных сторон культуры и т. д.» [89, 204].

А. Фарбштейн считает, что «в области социалистической культуры наиболее общим, фундаментальным свойством, сохраняющим смысл и суть для всех стран, строящих социализм, остается демократизм, глубокая народность, вовлечение в культурное творчество миллионных масс людей. Ленинская идея о цели искусства - пробуждать в людях художников - непосредственно вытекает из общей установки и цели социалистического культурного строительства» [89, 217].

А. Сохор давал подробное описание закономерностей формирования и исторического развития социалистической музыкальной культуры [216, 198-206]. Основными чертами социалистической музыкальной культуры, по определению А. Сохора, являются следующие: идейная опора на марксизм-ленинизм и коммунистическую идеологию; отсутствие внутренних социальных конфликтов; утверждение принципа партийности и метода социалистического реализма; последовательный гуманизм; народность; интернационализм; динамизм, новаторская устремленность.

Ярчайшим проявлением динамизма исследователь считает стремительное развитие национальных культур малых народов СССР, «совершивших после революции скачок от феодального или даже патриархально-родового типа сразу к социалистическому» [216, 201].

А. Сохор отмечает три этапа культурного строительства в Советском Союзе, из которых «первый соответствует становлению социалистического строя, второй - его упрочнению, а третий, завершающий - развитому социализму» [216, 202].

На первом этапе (20-30-е годы) осуществилась перестройка всей системы музыкальных учреждений, началось «государственное музыкальное строительство». Основными его задачами были: превращение духовных ценностей в достояние народа; ликвидация культурной отсталости и неграмотности масс; уничтожение антагонистической противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом; перевоспитание старой и формирование новой интеллигенции; обеспечение всем нациям возможностей свободного и широкого развития своей культуры.

Задачами второго этапа (40-е и 50-е годы) были закрепление, уп-* рочнение и расширение завоеваний предыдущего этапа. Причем на первый план выдвигаются не качественные изменения в области культуры, а количественный рост этих изменений.

С конца 50-х годов наступил третий этап культурной революции, который продолжил завоевания предыдущих периодов, обеспечивая при этом качественный скачок в развитии культуры. Его основными задачами стали: формирование научного мировоззрения у всех членов общества; преодоление существенных различий в культурном уровне города и деревни, людей умственного и физического труда; воспитание всесторонне г

Ф и гармонически развитой личности; выравнивание национальных культур путем подъема относительно менее развитых до уровня наиболее передовых» [216, 202-203].

По отношению к советским социалистическим республикам такой путь развития культуры, в общих чертах, оказался универсальным. Но в составе СССР находились еще так называемые «малые народы», сосредоточенные в автономных областях. Их географические масштабы, экономические возможности, а, главное, политический статус были гораздо скромнее. Вследствие этого, процессы государственного культурного строительства в автономиях неизбежно претерпевали некоторые коррективы. Общие закономерности сохранялись, но, вместе с тем, каждый из регионов имел индивидуальные особенности.

В семье «малых народов» заметное место принадлежит республике Адыгея. Несмотря на небольшие масштабы (ее территория охватывает 7,8 тыс. кв. км., население составляет 450 тыс. чел.) современная Адыгея обладает необычайно развитыми формами музыкальной культуры. В республике функционируют музыкальный театр, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, Союз композиторов, музыкальное училище, институт искусств. Но, прежде чем республика смогла добиться таких значительных достижений, она прошла длинный и сложный путь развития. Его противоречивый характер был обусловлен двумя обстоятельствами: неудобным географическим положением и длительным процессом определения политического статуса.

Географическое положение Адыгеи, отдаленность от основных железнодорожных путей, делало крайне неудобными частые посещения области. Адыгея оказалась малодоступной как для многочисленных европейских гастрольных трупп, так и для государственных чиновников, в том числе занимающихся вопросами культуры. Это не помешало участию Адыгеи в общих процессах культурного строительства, но стало одной из причин его «сдвига во времени», «запаздывания».

Более сложной была проблема, связанная с определением политического статуса.

В 1922 году была образована Адыгейская автономная область. На первом этапе это позволило адыгам сохранить свою национальную самобытность в культуре. До 1924 года область напрямую входила в Российскую Федерацию, с 1924 по 1934 годы - в Северо-Кавказский край, объединявший все автономии региона, территории нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в 1934-1937 годах - в состав Азово-Черноморского края, в 1937 году - в состав Краснодарского края. Когда в 1936-1937 годах был повышен статус многим автономным областям до автономной республики, Адыгея осталась в составе края, причем даже без конституционного закрепления, которое последовало только в 1977 году. В 1981 году был принят Закон РСФСР «Об Адыгейской автономной области», но чрезмерная централизация власти, практически нивелировала его.

Такое положение сильно тормозило процесс развития музыкальной культуры области. Отсутствие определенности в вопросе политического статуса лишало Адыгею возможности достойного финансирования, а также необходимости иметь развитую инфраструктуру со всеми входящими в ней культурными институтами.

Только в 1991 году, когда Адыгея была объявлена суверенной республикой, у нее появились возможности для дальнейшего успешного развития культуры.

Сложность политического и географического положения Адыгеи определила индивидуальные особенности процесса культурного строительства и обусловила его периодизацию, которой мы будем придерживаться в данной работе.

Условно мы делим историю профессиональной адыгейской музыкальной культуры на три этапа развития:

1. 1922- 1960 годы.

2. 1960- 1991 годы.

3. После 1991 года.

Предложенная нами периодизация не случайна. Мы не пошли по традиционному пути, широко используемому в музыкознании, как то: до 1917 года; 20-е - 30-е годы; военный период и т. д. Наше определение периодов основано на логике историко-культурных процессов, которые происходили в Адыгее в течение XX - начала XXI столетия.

Окончательное закрепление советской власти в Адыгее, определение ее политического статуса как автономной области (1922) обозначило начало первого этапа в музыкальном культурном строительстве, на котором основные формы театрально-концертной жизни носили самодеятельный или полупрофессиональный характер. Это было связано с отсутствием возможностей у населения получения профессионального музыкального образования. Только открытие педтехникума (1925) и детской музыкальной школы (1936) стало первым шагом на пути формирования зачатков профессиональной культуры.

Попытки создания музыкального театра (1946), симфонического оркестра (1947), ввиду отсутствия профессиональных кадров оказывались безуспешными.

Необходимо было в корне менять отношение к процессам культурного развития, акцентируя внимание на факторах, обуславливающих стабильность этих процессов. Таким фактором, несомненно, является наличие форм специального, в данном случае, музыкального образования. Эта проблема была в значительной степени решена, благодаря адыгейским национальным студиям в столичных ВУЗах. Возвращение в Адыгею высокопрофессиональных специалистов (1957 и 1961 годы) подняло музыкальное и театральное искусство области на новую ступень, вызвало к жизни необходимость образования концертной организации филармонического типа. Большую роль в стабилизации процессов музыкального образования сыграло открытие в Майкопе в 1960 году музыкального училища. Все эти факты характеризуют период 60-х - начала 90-х годов как новый, второй, этап в развитии адыгейской культуры.

Наконец образование в 1991 году автономной республики Адыгея вызвало следующий виток в истории национальной музыкальной культуры: были созданы симфонический оркестр Министерства культуры, Камерный музыкальный театр, хоровая капелла, новые филармонические коллективы; расцвело фестивальное движение; дальнейшее развитие получило музыкальное образование. Большим событием стало создание в 1992 году Союза композиторов республики Адыгея. Этот период мы определяем как третий этап культурного строительства в Адыгее.

Столь интенсивное развитие культуры республики не могло не вызвать естественного интереса со стороны музыковедов и исследователей. Этот интерес становится тем более понятным, что Адыгея находится на территории Северного Кавказа - одного из наиболее «горячих» регионов страны. Тот факт, что сегодня республика является координатором деятельности в сфере культуры всех субъектов РФ Южного федерального округа и выполняет главную задачу координационного Совета по культуре и искусству Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ - сохранение единого культурного пространства региона, подчеркивает ее неординарную роль в культурной жизни России. Это делает изучение культуры Адыгеи чрезвычайно важным и актуальным.

Существующие работы по истории музыкальной культуры Адыгеи посвящены отдельным областям. Наиболее значительную часть музыковедческой литературы составляют работы по народной музыке. Назовем, прежде всего, исследования Ш. Шу, собранные в сборнике статей «О культуре и искусстве адыгов» [249], работы А.Соколовой [202-214], Г. Чича [243], 3. Налоева [135], сборники статей «Культура и быт адыгов» [108], «Музыкальный фольклор адыгов» [132] и др.

Лишь небольшое число источников посвящено проблемам профессиональной музыкальной культуры Адыгеи. Среди них - работы монографического типа, в центре внимания которых творчество того или иного композитора (И. Петрусенко [166-171], А. Соколовой [207; 211]). В ряде публикаций рассматриваются проблемы музыкального образования [196], отдельных учебных заведений [231; 87] и творческих коллективов [110].

Но обобщающей работы, в центре внимания которой находился бы исторический анализ процессов становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи за весь период ее существования как политического субъекта (то есть начиная с 1922 года), не было создано.

Данная диссертация является первой попыткой восполнить этот пробел.

Основная цель нашей работы - реконструировать процесс формирования и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи в период от образования Адыгейской автономной области (1922 год) до нынешнего времени.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

- выявить историко-культурные предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры Адыгеи;

- определить круг основных проблем и способов их решения на различных исторических этапах;

- рассмотреть пути развития художественной самодеятельности как едва ли не единственно возможной формы бытования театрально-концертной жизни на начальном этапе культурного строительства;

- изучить процессы становления специального музыкального образования по системе «школа - училище - ВУЗ»;

- проследить этапы становления основных форм концертно-театральной жизни.

Научная новизна данной работы обуславливается тем, что это -первое исследование, в котором прослеживаются наиболее общие принципы становления и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи на всем ее протяжении; устанавливается взаимосвязь между процессами культурного строительства и историческими этапами формирования государственности Адыгеи и шире - тенденциями культурной политики СССР и современной России.

В нашем исследовании мы опираемся, главным образом, на две группы материалов. Первая - документы архивных фондов: Национального Архива Республики Адыгея, Министерства культуры, ряда специальных учебных заведений и музыкально-общественных организаций, личных архивов деятелей культуры, любезно предоставленных автору их владельцами. Вторая группа - многочисленные материалы периодической печати за весь исследуемый период.

Мы обращались также к аналогичным исследованиям в области истории культуры других республик регионов, с целью выявить наиболее общие принципы развития национальных культур и их изучения.

В качестве методов исследования мы избираем метод историзма, позволяющий выстроить периодизацию развития музыкальной культуры Адыгеи, рассмотреть основные ее этапы, тенденции в контексте общих процессов культурного строительства в стране в целом.

Работа состоит из четырех глав, Введения и Заключения.

В первой, вступительной, главе мы рассматриваем исторические предпосылки музыкально-культурного строительства в Адыгее; прослеживаем динамику общекультурных процессов до 1922 года.

Вторая глава посвящена периоду с 1922 по 1960 годы. Наиболее актуальными в этот период являлись проблемы подъема массовой культуры. На начальном этапе эти проблемы решались путем развития художественной самодеятельности. Следующим шагом явилось формирование системы музыкального образования как необходимой базы для создания очагов профессиональной музыкальной культуры.

В отдельном параграфе мы исследуем процессы становления театрально-концертной жизни области, поскольку, в силу исторически сложившихся обстоятельств, театр в данный период был центром адыгейской культуры, в том числе и музыкальной.

Третья глава охватывает период с 1960-го по 1991-й годы. Центральной проблемой данного периода становится проблема формирования профессиональных кадров. Способом ее решения были значительное расширение сети музыкальных школ, открытие училища и музыкально-педагогического факультета на базе Адыгейского государственного педагогического института. Поэтому основным содержанием третьей главы является прослеживание динамики развития музыкального образования. Здесь же мы отмечаем новые тенденции в становлении концертных объединений.

В четвертой главе нами рассматриваются события музыкальной культуры, явившиеся следствием изменения политического статуса Адыгеи: деятельность Министерства культуры молодой республики; появление новых коллективов (симфонического оркестра, Камерного музыкального театра); развитие музыкального образования и науки; формирование профессиональной композиторской организации.

В Заключении диссертации мы отмечаем роль республики Адыгея в культурной жизни Северо-Кавказского региона, перспективы развития ее профессиональной музыкальной культуры, указываем на возможные аспекты ее дальнейшего изучения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чепниян, Наталья Львовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адыгея прошла сложный и противоречивый путь становления профессиональной музыкальной культуры: от самодеятельных и полупрофессиональных форм театрально-концертной жизни - к созданию исполнительских коллективов высокого уровня, появлению Музыкального театра и Союза композиторов; от единственного в области детской музыкальной школы - к формированию сети специальных учебных заведений, выстраиванию системы «школа — училище - ВУЗ».

Запаздывая» в своем политическом и экономическом развитии, испытывая трудности, связанные с географическим положением, с длительным становлением государственности, Адыгея неизбежно отставала и в процессе культурного строительства. Но, с обретением самостоятельности, республика, используя потенциал, накопленный в период с 1922 по 1990 годы, совершила стремительный скачок в развитии культуры.

Это позволило Адыгее сегодня стать вровень с другими субъектами федерации и уверенно чувствовать себя в общих процессах, происходящих в российской и шире — европейской музыкальной культуре.

Адыгейские музыканты принимают участие и становятся лауреатами престижных фестивалей и конкурсов. За пульт симфонического оркестра республики не раз становились зарубежные дирижеры. С оркестром охотно работают музыканты-исполнители из Японии, Кореи^США, европейских стран.

Композиторская школа Адыгеи находится в русле современных тенденций: в поиске оригинального языка, совмещающего национальные традиции и современные техники письма.

Адыгея имеет широко развитую систему музыкального образования, обладающую большим научным потенциалом, использующую современные методики преподавания, экспериментальные программы.

Республика Адыгея определена координатором деятельности в сфере культуры всех субъектов Южного федерального округа; она выполняет главную задачу поставленную координационным Советом по культуре и искусству Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ -сохранение единого культурного пространства региона. Фестивали и смотры, проводимые в Адыгее, служат решению специальных задач единения и межнационального согласия.

Мы попытались воссоздать лишь общую картину становления и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи, формирования концертно-театральной жизни республики, структурирования системы профессионального музыкального образования, становления композиторской школы, проблемы музыкально-общественной жизни. Каждая из этих областей чрезвычайно насыщенна художественными событиями и достойна отдельного исследования. Особое внимание исследователей хотелось бы обратить на стремительно развивающееся композиторское творчество Республики Адыгея, взаимосвязь композиторов с ведущими исполнительскими коллективами. Много интересного происходит в концертно-театральной и фестивальной жизни Адыгеи.

Республике предстоит еще много сделать: улучшить материально-техническую базу основных творческих коллективов, постоянно совершенствовать политику в области кадров. Однако в целом процесс развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи продвигается весьма успешно и в некоторых областях может служить примером для других регионов России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чепниян, Наталья Львовна, 2003 год

1. Адыгея: историко-культурный очерк. Майкоп, 1989.

2. Аманбаев М. Развитие национальных художественных культур на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. М., 1990.

3. Андреева Е. Несколько соображений социолога об эстетическом воспитании // Вопросы социологии музыки. Вып. 3 М. 1990.4. <Анонс гастролей> // Красный пахарь. 1929, 2 апреля.

4. Арановский М. О развитии системных представлений в советском теоретическом музыкознании // Методологические проблемы современного искусствознания. Л., 1980.

5. Арвеладзе Г. Национальная идея как феномен российской политической культуры. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Ставрополь, 2000.

6. Асафьев Б. Советская музыка и музыкальная культура // Асафьев Б. Избранные труды в 5 т. Том V. М., 1957.

7. Атаманенко И., Бесиджев М., Полянский А. Умар Тхабиси-мов. Майкоп, 1988.

8. Аутлев А., Костанов Д. 40 лет автономии Адыгеи. Майкоп, 1962.

9. Аутлев М. Адыгея до и после Октября. Майкоп, 1967.

10. Аутлев М. Адыгея в хронике событий с древних времен до 1917 года. Майкоп, 1974.

11. Ахеджаков М. Личный архив. Рукопись.

12. Ачмиз К., Мальцев В., Чеучев Н. История Адыгеи. Майкоп, 2002.

13. Ашинов Р. Все лучшее у нас еще впереди // Советская Адыгея. 1997, 23 декабря.

14. Бакиев А. Адыгская цивилизация. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Нальчик, 1997.

15. Баладженян X. В Майкопе прошел праздник песни // Адыгейская правда. 1956, 31 августа.

16. Баладженян X. Раздумье после фестиваля // Адыгейская правда. 1957, 16 июня.

17. Бгажноков Б. Адыгейский этикет. Нальчик, 1978.

18. Бгажноков Б. Коммуникативное поведение и культура // Советская этнография, 1978.

19. Белоусов В. Радостный праздник // Адыгейская правда. 1954, 26 мая.

20. Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик 1993.

21. Бешкок М. Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней. Майкоп, 2000.

22. Богданов К., Душин О. Ситуация перелома в культуре на пути возвращения к прошлому: Материалы научно-теоретического семинара. Петрозаводск, 1998.

23. Браво, оркестру // Советская Адыгея. 1997, 2 февраля.

24. Будет ли в Адыгее опера? // Советская Адыгея. 1994, 11 мая.

25. Булгаков П. Майкопу нужен театр // Красный пахарь. 1929, 14 августа.

26. Бурнышев А. Культура, рожденная октябрем. Майкоп, 1958.

27. Бычков Ю. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики. М.,1999.

28. В братской семье народов / Сост. М. Биштов. Майкоп, 1972.

29. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л. Мосоловой. Л., 1993.

30. Вечер самодеятельности // Красный пахарь. 1927, 31 марта.

31. Вивчарь Г. Казачество и адыги. Майкоп, 1997.

32. Вороков Н. Студенты обучаются игре на скрипке // Адыгейская правда. 1937, 6 августа.

33. Все звезды // Культура. 1996, 21 сентября.

34. Выступление на совещании начальников УПРК и директоров ДМШ. Майкоп, 1994.

35. Гальцева Т. Этнокультурная специфика музыкального восприятия. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. М., 1994.

36. Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981.

37. Город Майкоп в прошлом и настоящем. Майкоп, 1991.

38. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1/15, опись 1, ед. хранения 184.

39. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. 530.

40. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. хранения 43а.

41. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. хранения 14.

42. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-581, дело 4.

43. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-587, делоЗ.

44. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-124, дело 35.

45. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-508, дело 163.

46. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-581, дело 74.48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.