Становление концепта "общество потребления" в западной философии. От античности к современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Ланцев, Артём Олегович

  • Ланцев, Артём Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 174
Ланцев, Артём Олегович. Становление концепта "общество потребления" в западной философии. От античности к современности: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2013. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ланцев, Артём Олегович

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Проблема осмысления потребления в западной цивилизации

1.1. Теории, рассматривающие потребление как индикатор социальной стратификации (Торстейн Веблен, Георг Зиммель, Вернер Зомбарт)

1.2. Теории, рассматривающие потребление как особый принцип, на основании которого выстраивается современный социальный порядок (Джордж Катона, Жан Фурастье, Джон Кеннет Гэлбрейт)

1.3. Теории, рассматривающие потребление как способ коммуникации и подчеркивающие его символическую функцию (Герберт Маркузе, Жиль Делез, Жан Бодрийяр)

Глава II. Формирование ценностей и компонентов общества потребления в доиндустриальную эпоху

2.1. Греческая культура как хвалебный гимн счастливому наслаждению жизнью. Реанимация чувственных удовольствий

2.2. Рождение ценностей раннего капитализма в лоне церкви и Реформация

2.3. Вопрос о личном и общественном процветании в английской философии Эпохи Просвещения

Глава III. Окончательное формирование концепта «общество потребления». Поиск альтернативы

3.1. Поиск счастья как предельной полезности вещей через призму утилитаризма

3.2. Постиндустриальная эпоха. Оценка проблем общества потребления психоанализом и постмодернизмом

3.3. Преодоление проблем общества потребления. Поиск альтернативы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

166

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление концепта "общество потребления" в западной философии. От античности к современности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема изучения потребления человеком благ и получения удовольствия от процесса потребления является довольно актуальной для философии и поднимается во многих философских работах, начиная с Античности и до наших дней. Но проблемы, которые поднимались каждый раз, когда речь заходила о потреблении, аспекты человеческой деятельности, которые оказывались затронутыми в этом рассмотрении, были весьма разнообразны. Само потребление менялось - если первоначально оно было лишь процессом удовлетворения личных потребностей в замкнутых хозяйствах, то с течением времени произошло переосмысление ценности потребления: оно стало не только важным элементом коммуникации как внутри отдельно взятого сообщества или между обществами, но и основой построения новой общей символической реальности, в которой удовлетворяются уже не столько потребности, сколько желания.

Анализируя историю социальной философии XX века, мы видим особый взгляд на проблему потребления. Если до XX века «потребление» было преимущественно экономической категорией, и его изучением пристально и подробно занимались ученые-экономисты, то уже с самого начала прошлого века можно отметить появление социологических, психологических и философских работ, посвященных потреблению. Появляется концепт «общество потребления», служащий для определения общества, в котором потребление не просто играет решающую роль, не просто служит мерилом для разделения на классы и страты, но и является определяющим само существование общества; в таком обществе потребление пронизывает не только реальность человека, делая эту реальность более удобной, упрощая ее, но и создает, посредством медиа-сообщений, безопасное виртуальное пространство для индивида.

Если в Соединенных Штатах Америки осознание жизни в обществе потребления произошло после Первой мировой войны, накануне Великой депрессии, а в Западной Европе, к примеру во Франции, и того позже - только в 60-е гг. XX века, то отдельные компоненты этого концепта были характерны для европейцев уже на протяжении нескольких тысячелетий, и мы можем найти их у античных греческих и римских философов.

Так, основу любого общества, в котором потребление играет ключевую роль, составляет капитализм, со своими плюсами и минусами. Как было показано в исследованиях М. Вебера и В. Зомбарта, в становлении и развитии капитализма на его ранней стадии сыграла очень важную роль религия и, прежде всего, христианство, которое помогло сформировать такие важные черты капиталистического мироотношения, как экономический рационализм и индивидуализм. Но и взгляды Фомы Аквинского, и уж, конечно, взгляды Мартина Лютера и Жана Кальвина на этические принципы и добродетельность тесно связаны с учением стоицизма Сенеки и Марка Аврелия.

Современное потребление пронизано духом гедонизма, неразрывно связано со стремлением к упрощению процесса получения удовольствия, его максимизации и тотальности. К необходимости получения удовольствий призывали мыслители разных эпох - от Сократа до Эпикура, от Фомы Аквинского до Мартина Лютера, от Томаса Гоббса до Иеремии Бентама. Но подходы к изучению удовольствий, к участию разума в их выборе, к определению их границ, к разделению удовольствий на естественные и необходимые, интеллектуальные и чувственные, личные и общественные были различными в разные эпохи.

Важным для понимания актуальности вопроса о становлении концепта «общество потребления» в западной философии является указание на историческую ситуацию, в которой происходило формирование современных подходов к потреблению, как

отдельных индивидов, небольших социальных групп, так и обществ в целом. Экономические и социальные события XX века сделали жизнь граждан Соединенных Штатов Америки и стран Западной Европы более насыщенной в экономическом, социальном и культурном плане, и позволили взглянуть на проблему потребления с разных сторон. В начале прошлого века, благодаря идеям утилитаризма и прагматизма, стало возможным соединить личное счастье индивида с общественным счастьем - через потребление. Само общество всеобщего благоденствия представлялось возможным построить лишь через обильное потребление всевозможных благ, ставших доступными благодаря массовому производству и существованию кредитной системы. Впоследствии акцент исследований сместился в сторону исследований психологической и культурной сторон потребления. Это было связано с тем, что жесткая конкуренция на рынке заставила бороться за потребителя: уже мало было привлечь его внимание, «трюки» с низкой ценой перестали действовать, а у каждого уникального торгового предложения рождались аналоги, появилась необходимость влиять на поведение индивида, совершающего покупки. Появляются работы, изучающие психические процессы, связанные с производством и потреблением товаром и услуг (Ж.-Г. Тард, Дж. Катона, Л. Гараи и т.д.).

Психоанализ и философия постмодернизма в XX веке обозначают основные проблемы присущие обществу, в котором потребление пронизывает все сферы жизни: одиночество, скука, инфантилизация, управляемость индивидом извне. Э. Фромм, В. Райх, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари и др. в своих работах пытались не только переосмыслить то, что происходит с человеком в обществе потребления, но и предупредить о возможных последствиях развития таких обществ, в которых личные интересы формируются государством или крупными корпорациями, а межличностные отношения становятся пустыми и поверхностными.

Личное потребление, обособленное от потребления общественного, становится предметом детального рассмотрения после Второй мировой войны. Личное потребление становится предметом тщательного изучения американских и европейских социологов, исследователи отмечают серьезные изменения в психологии жителей развитых стран, особенно у тех поколений, которые родились и выросли после войны. Они чувствуют себя в большей безопасности, меньше зависят от коллективного мнения и делают поступки более осмотрительно, в целом их поведение в процессе потребления, их потребительские ценности отличаются от тех, кто проживает в развивающихся странах и странах, втянутых в военные конфликты, и не имеющих такого уровня безопасности. Для изучения самого концепта «общество потребления» рассмотрение результатов таких исследований (речь, прежде всего, идет о работах Р. Инглхарта) интересно тем, что в этих изменениях, возможно, кроется путь к преодолению проблем данных обществ, путем перехода от материальных ценностей индустриального периода к постматериальным ценностям.

Следует сказать, что в Советском Союзе в 1960-70-е гг. также появляется немалое количество исследований, посвященных личному потреблению при социализме, но они в основном опираются на марксистскую теорию, пренебрегая исследованиями психоанализа и постмодернизма, и, соответственно, в результатах этих исследований не обозначены проблемы, отмеченные исследователями западных стран. Серьезные социологические исследования, рассматривающие проблемы, с которыми сталкиваются представители разных социальных групп, а не только элит, в России стали появляться только в начале XXI века. В этих исследованиях использовались как современные западные методологические наработки, так и подходы, оставшиеся от советской науки.

Актуальность нашей работы состоит еще и в том, что современные западные исследователи сталкиваются при раскрытии концепта «общество потребления» со следующей проблемой — его трудно описать из-за разнообразия аспектов, что многих

наводит на мысль, что концепт реально не существует, а был введен исследователями только для нужд критики, как комплекс некоторых идей, которые удобно описывать и развивать. Нам же представляется, что концепт «общество потребления» реален, что реально само существования обществ, в которых потребление существует в символической форме, как некий миф. В этих обществах индивиды сами становятся объектами потребления, в этих обществах пропагандируется стремление к удовольствиям, которые становятся крайне доступными и, в некоторой степени, крайне непристойными, в этих обществах существует перманентное навязывание необходимого поведения через медиа-сообщения и тотальный контроль государства и (или) корпораций над желаниями индивидов. В обществе потребления нет просто производителей, потребителей, товаров и услуг, есть некоторая игра, набор кодов и символов, есть некое реально-виртуальное пространство, созданное СМИ, в которое человек погружен, словно в матрицу.

Степень разработанности темы. В западной истории философии проблема потребления изучена достаточно хорошо, а также дан анализ обществу потребления, особенно много таких работ появилось на стыке ХХ-ХХ1 вв. Отдельно необходимо отметить традицию изучения потребления в Соединенных Штатах Америки, где в истории социальной философии мы можем увидеть попытки решения проблем, связанных с потреблением, через непосредственный анализ бытовых феноменов, в тесной связи с экономикой, психологией и социологией. Среди исследователей можно отметить Р.В. Бэлка, У. Ляржа, С. Уорда, А. Кейнана и Р. Киветца. Как правило, большинство исследователей отмечают глубинную связь между социально-экономическими вызовами и изменениями в потребительском поведении индивидов. Есть группа авторов, которые специально занимаются изучением вопроса формирования и развития этики потребления в Эпоху Реформации и Эпоху Просвещения - Г. Кларк, М.М. Голдсмит, Т. Линч и А. Уэлш, М. Хилтон, Л. Розенталь, А. Митчелл, среди отечественных авторов можно

отметить - A.A. Абрамову, M.B. Маркова, A.B. Перцева. О том, как исследуется проблема потребления в постмодернизме и в чем специфика подхода этого философского направления писали Л. МакКалаг, Р.М.Р. Магда, И. Хассан, Ф. Хаммонд, Д. Даттон, А. Кирби.

Как уже отмечалось, в истории отечественной философии не так много специальных исследований, в которых рассматривается феномен потребления и общество потребления. Можно отметить работы социалистического периода В. И. Бельчука, В. А. Медведева, П. С. Мстиславского, В. Н. Сергиевского. В этих работах рассматривались закономерности личного потребления в развитом социалистическом обществе, роль общественных форм удовлетворения потребностей и проблемы оптимального соотношения производства и потребления в странах социалистического лагеря, в частности в СССР. Уже в постсоветский период появились работы, посвященные потреблению и способам воздействия на индивидов посредством рекламы в Советском Союзе (например, работы О.О. Савельевой). Среди современных отечественных авторов можно отметить В.И. Ильина, Я.М. Рощину, В.В. Радаева и др., целостное рассмотрение трансформации этических взглядов проводит в своих исследованиях A.A. Гусейнов.

Само общество потребления подробно разобрано в одноименных работах Дж. К. Гэлбрейта и Ж. Бодрийяра. В этих работах даются как предпосылки возникновения данных обществ, так и анализ существующего положения вещей и прогноз развития.

Стоит отметить также, что существует комплекс философских, экономических, психологических, социологических исследований, посвященных альтернативам «обществу потребления». Здесь можно отметить «постбуржазное общество» Джорджа Литгейма, «постцивилизационное общество» Кеннета Болудинга, «пост-массконсьюмерное общество» Кана и Вейнера, «активное общество» Амитаи Этциони,

«пост-дефицитное общество» Мюррея Букчина, а также труды И. Валлерстайна, С. Жижека, Ю. Хабермаса, и Р. Инглхарта.

В целом проведенный анализ работ показывает, что потребление и феномены общества потребления активно изучались и хорошо представлены в современных философских трудах, научных статьях, однако, большинство из этих работ не носят историко-философского характера, а большинство российских исследований анализируют общество потребления только с позиций социологической науки.

Объект и предмет исследования: Объектом исследования являются ключевые компоненты концепта «общество потребления» в их становлении в западной философии.

Предметом исследования является как разнообразие подходов к пониманию того, чем является «потребление» в современных обществах, анализ появления и раскрытия компонентов концепта «общество потребления» в учениях представителей западной философской мысли, сравнительный анализ их взглядов на удовольствия, процесс выбора, систему ценностей.

Цель диссертации: выявить и проанализировать развитие компонентов концепта «общество потребления» в западной философии.

Сформулированная таким образом цель потребовала разрешения следующих

задач:

Во-первых, необходимо было выяснить, чем является само потребление и процесс потребления для современной западной цивилизации на основе изучения основных подходов к осмыслению потребления в ХХ-ХХ1 вв.

Во-вторых, необходимо было выявить специфику подхода к потреблению в различных философских течениях и школах, прояснить его аспекты.

В-третьих, прояснения требовало само освещение концепта «общество потребления» в работах социальных философов, предпосылки появления данных обществ и проблем, которые они в себе содержат.

В-четвертых, рассмотрение концепта «общество потребления» требовало анализа его дальнейшего развития и альтернатив, которые есть у социума.

Источники исследования: работы древнегреческих и древнеримских философов; произведения церковных деятелей, в том числе деятелей Реформации, представителей европейской этики Эпохи Просвещения; теории, сформулированные социальными философами, экономистами, социологами, психологами и получившие развитие в к. XIX-XX вв.; творчество современных писателей; научные труды историков философии. Стоит отметить, что немногие работы современных западных авторов - исследователей общества потребления - переведены сегодня на русский язык и изданы в нашей стране.

Методология исследования: в данном историко-философском исследовании для выполнения поставленных задач нами использовались: метод сравнительного анализа эмпирического материала для сопоставления концепций рассматриваемых нами философов и возможности построения некой типологии и метод реконструкции для аналитической интерпретации прошлой действительности, с целью историко-философского описания существенных черт и этапов эволюции компонентов изучаемого нами объекта.

Научная новизна исследования определяется предметом диссертационного исследования.

Во-первых, в современной российской философской мысли до сих пор недостаточно исследований, посвященных формированию общества потребления и его аспектов. Впервые в научный оборот вводится целый ряд ранее не переводившихся на

русский язык источников современной западной философии, многие из которых были опубликованы в последние годы.

Во-вторых, достаточно оригинальным является поиск в учениях античных философов предпосылок формирования потребительского отношения к миру, а, следовательно, поиск компонентов концепта «общества потребления».

В-третьих, в работе мы уходим от рассмотрения феномена потребления только как феномене социологической науки, именно такой «плоский» подход зачастую используется в современных отечественных исследованиях.

Научно-практическая значимость философского исследования определяется тем, что полученные в ходе работы выводы представляют широкое поле для дальнейшего исследования общества потребления и перспективы поиска альтернативных путей развития современных обществ. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций по современной западной философии, а также специальных курсах, читаемых для студентов, интересующихся темой потребления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты по проблеме исследования обсуждались на заседаниях Кафедры истории философии и философии образования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». Также основные положения и выводы диссертационной работы использовались в процессе преподавания специального курса «Философия потребления» для студентов очного и заочного отделения Департамента философии ИСПН УрФУ. Кроме того, материалы данной диссертации стали основой подготовки докладов на: XI Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 2008), I Евразийском экономическом форуме молодежи (Екатеринбург, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука, производство и управление» (Старый Оскол, 2012).

Структура диссертации соответствует цели нашего исследования и во многом определена его задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 140 наименований, в том числе 37 источников на английском языке.

Глава I. Проблема осмысления потребления в западной социально-философской мысли.

В истории западной философской мысли вопросы - что такое потребление, зачем индивид потребляет, что влияет на формирование потребностей индивида и какие факторы влияют на его выбор - возникали неоднократно, однако, особую актуальность они приобрели в прошлом веке. Начиная с XX века, потребление как особый социокультурный феномен становится предметом исследования не только экономических и социальных наук, но и философии. Переход западного общества в эпоху корпораций и сопряженные с этим переходом изменения в экономической, социальной и культурной жизни привели к изменению характера потребления, его функций и места в обществе.

Потребление является международным явлением, связанным не только с западным миром. Приобретение товаров и расходных материалов для своей деятельности в пределах своих основных потребностей, характерно для обществ, начиная с первых цивилизаций - шумеры, вавилоняне, египтяне. Но формирование определенного культа потребления характерно именно для западного общества. Первый прообраз современного торгово-развлекательного центра был построен еще в Древнем Риме - знаменитый Рынок Траяна, который совмещал в себе лавки для розничной торговли, площадки для выступлений и таверны для шумного празднования удачных покупок. Римляне, собиравшиеся на рынок, уже тогда составляли список покупок, о чем свидетельствует надписи на стене Адриана, сделанные между 75-125 гг. н.э. и предназначавшиеся для солдат.

Большую перемену в процесс потребления привнесло развитие капитализма, само появление которого, как убедительно доказал Макс Вебер, было бы совершенно

невозможно без Реформации, отцом которой стал Мартин Лютер1. Следствием нового капиталистического отношения к процессу производства стала Промышленная революция, которая началась в Англии, а затем охватила и все передовые страны Европы и перебралась за Атлантический океан. В результате промышленной революции возник резкий разрыв между активно производящими и потребляющими странами, к которым можно отнести Англию, Нидерланды, Францию, и странами, отставшими в своем развитии, «засидевшимися» в феодализме, примером таких стран могут стать Германия и Россия.

Индустриально развитые страны идеализировали свой образ жизни, отражение этого мы можем найти и в архитектуре, и в театре, и в литературе, и в философии. Только образ жизни в этих странах может и должен был считаться достойным образом жизни. Счастье в таких странах нередко понималось именно как процесс удовлетворения возникающих потребностей путем приобретения тех или иных благ. А для всеобщего счастья, следовательно, требовалось производить как можно большее количество благ по доступным ценам, а для этого необходимо развитие промышленного производства — огромного количества фабрик и заводов, которые должны были стать источниками всеобщего благоденствия. Проблема счастья изображалась чисто технической, легко разрешимой с помощью науки и новых технологий, именно они должны были сделать всех индивидов свободными, победить имущественное неравенство, объединить всех ради всеобщей цели - дешевых товаров, доступного счастья (вот он призыв французской буржуазной революции - «Свобода, равенство, братство»).

Такой подход нивелировал ценность поиска счастья моралистами и метафизиками, по сути, объявляя поиски счастья в духовной сфере пустым занятием.

1 см. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Ист-Вью, 2002

Задача философии была сформулирована по новому - помощь естественным наукам, которые стремятся обеспечить человеческое счастье.

Промышленная революция в Европе привела к такой экономической ситуации, при которой, впервые в истории, продукты стали доступны практически каждому в больших количествах и по невероятно низким ценам. Сделало ли это европейцев счастливее?

В XVIII - XIX вв. плоды Промышленной революции были направлены на развитие производственной инфраструктуры, на развитие горнодобывающей, сталелитейной, нефтяной промышленности, транспортной сети и связи. Именно жители крупных промышленных центров, имеющие достойную заработную плату, свободное время формировали спрос на новые товары и становились главными потребителями. В то же самое время большая часть населения европейских стран и США была задействована в сельском хозяйстве. Рабочие заняты на полях примерно 16 часов 6 дней в неделю за низкую заработную плату. И у них не было ни времени, ни денег на потребительскую активность. Кроме того, производимые товары были довольно прочные, что позволяло передавать их из поколения в поколение, а протестантская этика, проповедовавшая накопительство, не способствовала безмерным тратам на новые товары.

В данной части исследования нас будут интересовать разные подходы в осмыслении потребления в XX веке. В западной социально-философской мы выделим несколько подходов, которые для историко-философского анализа можно условно разделить на три группы: а) теории, рассматривающие потребление как индикатор социальной стратификации; б) теории, рассматривающие потребление как особый принцип, на основании которого выстраивается современный социальный порядок; в) теории, рассматривающие потребление как способ коммуникации и подчеркивающие, прежде всего, его символическую функцию.

1.1. Теории, рассматривающие потребление как индикатор социальной стратификации (Торстейн Веблен, Георг Зиммель, Вернер Зомбарт).

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых для социальной философии фигур Х1Х-ХХ вв. Первоначально интерес к экономической категории «потребления» в истории социальной философии мы можем видеть в исследовании таких аспектов, как образцы потребления, культура потребления в рамках определенного образа жизни, мода, характер социальных отношений, воспроизводящийся и развивающийся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ. В этих работах потребительские практики рассматриваются авторами как средства активного воспроизведения социального неравенства. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации. Потребляя те или иные вещи, индивиды пытаются вписаться в структуру общества, четко «отсекая» тех, кто ниже их по социальной лестнице и постоянно стремясь приблизиться к тем, кто стоит выше их. Анализируя такое поведение индивидов, Торстейн Веблен (1857-1929) в конце XIX в. предложил теорию демонстративного потребления, Георг Зиммель (1858-1918) выдвинул ряд ключевых идей теории моды и «модного» потребления, Вернер Зомбарт (1863-1941) предложил концепцию роскоши.

а) Торстейн Веблен

Проблемы, связанные с чрезмерным потреблением, несвязанным с реальными потребностями индивида (консюмеризмом) привлекли на рубеже Х1Х-ХХ вв. внимание социологов, экономистов, психологов и философов. По мнению некоторых

исследователей1, первым систематическим исследованием, посвященным консюмеризму, был труд Т. Веблена «Теория праздного класса» (1899). Несмотря на то, что прошло более ста лет со времени публикации его основного труда, его идеи не потеряли актуальность для изучения феномена современного потребления и активно используются социологами, социальными теоретиками и социальными философами.

В своей работе Т. Веблен показал, почему невозможно сделать индивида счастливым, лишь развивая производственную эффективность и делая материальные блага вокруг него доступными. Невозможно это, потому что индивидами движет соперничество и через потребление вещей они гонятся не только за обладанием некой материальной ценностью, но, прежде всего, «за престижностью на основании завистнического сопоставления»2, которая дает эта вещь, поэтому приблизиться к определенному уровню потребления, при котором все были бы счастливы невозможно.

В обществе всегда существует некая прослойка индивидов, которая не занимается производительным трудом, в силу принадлежности к высшим слоям, Т. Веблен называет ее «праздным классом». Несмотря на то, что «праздный класс» не производит никакого материального продукта, а занимается только потреблением и накопительством, именно он определяет, какой образ жизни принимается обществом как благопристойный, престижный или заслуживающий уважения. «В вопросе почтенности праздный класс занимает главенствующее положение в социальной структуре, а его образ жизни и нормы достоинства представляют собой нормы почтенности для всего общества. Соблюдение этих норм, до некоторой степени приблизительное, становится долгом всех, кто стоит на более низких ступенях социальной лестницы. В современном цивилизованном обществе

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ланцев, Артём Олегович, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники на иностранном языке:

1. Annas J.. The Morality of Happiness. Oxford University Press, 1993

2. Bradley A. Johnson. Playing Poker With Pascal: Theology in the American Casino//Journal for Cultural and Religious Theory. Vol. 6, #1 (December, 2004) URL: www.jcrt .org/archi ves/06.1/johnson.pd f

3. Donelly M. Medieval U. How accounting, Aristotle, and the first teachers' unions transformed higher education// Christian History Magazine, Issue 73, 2002

4. Edwards, José M. Observing Attitudes, Intentions and Expectations (1945 - 1973)// CHOPE Working Paper No. 2011-13, Center for the History Political Economy at the Duke University, November, 2011

5. Fourastue J. Causes of wealth/Glencoe, Illinois, Free Press, 1960

6. Fromm E., Maccoby M. Social character in a Mexico village. N.J.: Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1970

7. Gabb S. Epicurus. Father of the Enlightenment//Philosophical Notes No 80, Libertarian Alliance, 2007

8. Gertz S. Benedictines, Franciscans, and Dominicans all sought to live by high ideals, but only one order matched Thomas's love for both spirituality and intellect// Christian History Magazine, Issue 73, 2002

9. Gootjes H. Nicolaas. Calvin on Epicurus and the epicureans. CTJ 40, 2005. - p. 33-48, URL: http://www.calvin.edu/library/database/crcpi/fulltext/ctj/120132.pdf

10. Guyau J.-M. The morality of Epicurus and its Relation to Contemporary Doctrines. URL: http://www.marxists.org/archive/guyau/1878/epicurus.htm

11. Hassan I. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture//Columbus: 1987

12. Inglehart R. Postmaterialism//Encyclopedia Britannica on-line. URL: http://global.britannica.eom/EBchecked/topic/1286234/postmaterialism#ref936153

13. Inglehart R., P. Norris. The Four Horsemen of the Apocalypse: Understanding Human Security//Scandinavian Political Studies, vol. 35, No. 1, 2012

14. Irwin, T. H.. Aristippus against happiness, Monist 74: 55-82, 1991

15. Katona G. Psychological analysis of economic behavior. Greenwood Press, Westport, 1977

16. Katona G. The mass consumption society. McGraw Hill, NY, 1964

17. Keinan A., Kivetz R. Productivity orientation and the Consumption of Collectable Experiences// The Journal of Consumer Research, Vol. 37, No. 6 (April 2011), Published by The University of Chicago Press

18. Kellner D. Herbert Marcuse and the crisis of Marxism. University of California Press, 1984

19. Kutan, Ali Haydar. Epicurus and Kant: a comparison of their ethical systems. The Graduate School Of Social Sciences Of The Middle East Technical University, September 2010 URL: http://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12612400/index.pdf

20. Large W. Time and Money: Philosophy of religion and the critique of capital//Journal for Cultural and Religious Theory, vol. 9, №1, winter 2008

21. Lebow V. Price Competition in 1955//Journal of Retailing, Spring, 1955

22. Levine M. Challenging the Culture of Affluence//Independent School, №61.1, 2007

23. Milkowski M. Idyllic heroism: Nietzsche's view of Epicurus. http://marcinmilkowski.pl/downloads/epicurus.pdf

24. Mill J.S. Utilitarianism//The Ethics of John Stewart Mill. - London: William Blackwood and Sons, 1897

25. Moore W. Jason (RE)discovering Marx's materialism. Organization & Environment, Vol. 14 No. 2, June 2001, p. 240-24. Published by University of California, Berkeley, URL:

http://www.jasonwmoore.com/uploads/moore_essay_review_of_marx_s_ecology_o_e_2001_.

pdf

26. O'Keefe T. The Cyrenaics on pleasure, happiness, and future-concern. [Электронный ресурс]: URL: http://www2.gsu.edu/~phltso/Cyrenaics_Future.pdf

27. Payen R. Left Behind. A life of fabulous privilege lost its grip on Thomas//Christian History Magazine, Issue 73, 2002

28. Rothbard M. Memorandum on Catholicism, Protestantism, and Capitalism, 1957. URL: www.rothbard.it/articles/catholicism-protestantism-capitalism.pdf

29. Sidgwick H. The Methods of Ethics. URL: http://www.earlymoderntexts.com/pdf/sidgmeth.pdf

30. Skrudupaite A. Influence of Social Factors on Consumer Behaviour: Context of Euro Integration//Engineering economics, 2006. No 3 (48)

31. Thompson J.M. Post-modemism//The Hibbert Journal a quarterly review of religion, theology, and philosophy, vol. 12. - London: Williams and Noragate, October, 1914. URL: http://www.archive.org/search.php ?query=The%20Hibbert%20journal%20AND%20collection% 3Atoronto

32. Treu M. Martin Luther in Wittenberg: a biographical tour//Wittenberg: Saxon-Anhalt Luther Memorial Foundation, 2003

33. Urstad K. Pathos, Pleasure and the Ethical Life in Aristippus . Journal of Ancient Philosophy Vol. Ill 2009 Issue 1. URL: http://www.filosofiaantiga.com/documents/PathosPleasureAristippusJAP.pdf

34. Urstad K. The Moral Virtues and Instrumentalism in Epicurus. URL: http://www.lyceumphilosophy.eom/l 1-2/lyceum-l 1-2-urstad.pdf

35. Wallerstein I. Austerity - At whose cost? URL: http://www.iwallerstein.com/austerity-cost/

36. Wenham M. On Cicero's Interpretation of Katastematic Pleasure in Epicurus. "Greek Research in Australia: Proceedings of the Biennial International Conference of Greek Studies, Flinders University June 2007", Flinders University Department of Languages - Modern Greek: Adelaide, pp.109-118, URL: http://dspace.flinders.edu.au/dspace/bitstream/2328/8069/l/109-118_wenham.pdf

37. Yaksich M.J. Sold Out: A socio-historical analysis of the influence if consumer capitalism on modern gay identities//Journal of Consumer Culture, Press by University of Maryland, 2008

Источники на русском языке:

38. Августин. О граде Божием

39. Алъ-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала современной личности; Емельянов А.В. «Человек гедонистический» как философская проблема. Автореферат. Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2003

40. Антология мировой философии: В 2 т. - М: Мысль, 1969 . - Т.1, ч.1.

41. Аристотель. Никомахова этика

42. Артемьева О.В. Концепция моральной рациональности в «Методах этики» Генри Сиджвика//Этическая мысль. Вып. 3 под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2002

43. Асмус В.Ф. Античная философия. - М: Высшая школа, 1976

44. Базыкин Д.В. Роль науки в современном социуме и теория постиндустриального общества. URL: http://www.pandia.ru/803813/

45. Баранова А.В. Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения// Журнал социологии и социальной антропологии 2011. том XIV № 5 (58). Общество потребления: социальные и культурные основания. - Спб: 2011

46. Бегбедер Ф. 99 франков. - М.: Иностранка, 1999

47. Бегбедер Ф. Любовь живет три года. - М.: Иностранка, 2002

48. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 1998

49. Бодрийяр Ж. Америка. - СПб.: Владимир Даль, 2000

50. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика, Культурная революция, 2006

51. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. -М.: Добросвет, 2000

52. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: издательство «Рудомино», 1999

53. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Издательство Ай Ма^пет, 2000

54. Борисова И.В. Джон Стюарт Милль//Новая философская энциклопедия. Институт Философии РАН. 1ЖЬ: http://iph.ras.ru/elib/1895.html

55. Буряк В.В. Консюмеризм в маркетинговом пространстве глобальных трансформаций// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 22 (61). 2009. № 2

56. Бухарин Н. «Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы . 1ЖЬ: http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Bukharin/

57. Библия. - М.: Российское библейское сообщество, 2011

58. Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти//Журнал «Прогнозис: журнал о будущем». - М.: б/и, №2, 2008

59. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. - М.: Территория будущего, 2006

60. Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм/Журнал «Логос», №2, 2006

61. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не меняется?//Журнал «Социологические исследования», №1, 1997

62. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Ист-Вью, 2002

63. Веблен Т. Теория праздного класса. -М., Прогресс, 1984

64. Велъцелъ К., Инглхарт Р. Развитие и демократия: что мы знаем о модернизации//Журнал «Университетская трибуна», №1, 2011

65. Велъцелъ К., Инглхарт Р. Человеческое развитие и «взрыв» демократии: вариации изменений режимов среди 60 обществ//Журнал «Социология: теория, методы, маркетинг», №1,2008

66. Виллой А. История рабства в античном мире. Греция. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936 г. URL: http://politazbuka.m/knigi/anri_vallon_istoriya_rabstva_v_antichnom_mire_gretsiya_politazbuk a.ru.pdf

67. Гоббс Т. Левиафан// Избранные произведения в двух томах. - М.: Мысль, 1989

68. Гоббс Т. Человеческая природа//Философия нового времени. Хрестоматия. - Минск: Белорусский государственный университет, 2010

69. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994

70. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004

71. ДелезЖ. Post scriptum к обществам контроля. URL: http://www.aitrus.info/node/754

72. Делез Ж. Желание и наслаждение. Пер. с фр. Фокин С.

73. Делез Ж., Гватарри Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-эдип. М.: Академия наук СССР, 1990

74. Емельянов A.B. Дискурс удовольствия как язык общества потребления. Журнал «Хора», №4, 2008

75. Жилъсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского, СПб: Университетская книга, 2000

76. Зиммелъ Г. Избранное: В 2 т. Т. 2: Созерцание жизни. Мода. -М.: Юрист, 1996

77. Зомбарт В. «Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». - М.: Наука, 1984

78. Зомбарт В. Любовь, роскошь и капитализм. URL: http://fondint.hl 5 ,ru/bibl/alf08z/01 /zombart/zombart.html

79. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. К вопросу о современных формах потребностей. - СПб: Типография Брокгаузъ-Ефронъ, 1904

80. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996

81. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Журнал «Полис», 1997, №4. URL: http://sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm

82. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Журнал «Полис», 1997, №4. URL: http://sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm

83. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Книга III, гл. X, 6. URL: www.jeancalvin.ru/institution/3

84. Кара-Мурза С. Концепция «золотого миллиарда» и Новый мировой порядок URL: http ://www. kara-murza.ru/bo oks/articles/oro 1 .html# 1

85. Коллинз Дж. Рассуждение о свободомыслии//Философия нового времени. Хрестоматия. — Минск: Белорусский государственный университет, 2010

86. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II. М.: Издательство «Центрполиграф», 2003

87. Ланцев А. О. Диагноз психоанализа: неплодотворность рыночной ориентации//Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, №3, 2011

88. Ланцев А.О. Стремление человека стать «вещью». Оценка психоанализа»//«Образование, наука, производство и управление» (сборник научных и научно-методических докладов всероссийской научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов с международным участием). Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2012. - Т.5.

89. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Издательство «Аллегро-Пресс», 1997

90. Лега В.П. История западной философии. Часть 1. М.: Издательство ПСГТУ, 2009

91. Легостаев В.М. Наука в рамках технократической утопии Жана Фурастье//Вопросы философии, 1974, №12

92. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. - М: Крон-Пресс, 1995

93. Локк Дж. Два трактата о правлении//Электронная библиотека. Гражданское общество в России. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Lokk.Traktaty_2.pdf

94. ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении//Соч.в 3 т., Т.1, - М.: Мысль, 1985-88

95. Лортц Й. История церкви. Третья эпоха - Новое время. §73. URL: http://krotov.info/history/15/runcimen/lortzl0.html

96. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра//Иностранная психология, 1997, №9

97. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. URL: www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/l 5.php

98. Лютер М. О свободе христианина. URL: http://www.regels.org/Luter-freedom.htm

99. Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М: Мысль, 1985

100. Мандевилъ Б. Исследование о природе общества // Мандевиль Б. Басня о пчелах. -М: Мысль, 1985

101. Мандевиль Б. Исследование о происхождении моральной добродетели // Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М: Мысль, 1985

102. Марк Аврелий. Наедине с собой

103. Маркузе Г. Одномерный человек. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf

104. МилльДж. О свободе// Наука и жизнь, 1993. - №11

105. МилльДж. Представительное собрание. - СПб: Издание Ф. Павленкова, 1897

106. МилльДж. С. Автобиография (История моей жизни и убеждений). - М.: Издание магазина «Книжное дело», 1896

107. Осс Н. Антиглянец//Журнал Playboy, декабрь, 2008

108. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012

109. Перцев A.B. Почему Европа не Россия (Как был придуман капитализм). - М: Академический проект, 2005

110. Платон. Диалог «Протагор»

111. Постмодернизм//Краткий философский словарь под ред. Алексеева А.П. - М.: Проспект, 1997

112. Райх В. Психология масс и фашизм. -М.: ACT, 2004

113. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996

114. Риддерстале Й, Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - М.: 2005. - С. 60

115. Риддерстале Й, Нордстрем К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества. - М.: 2005

116. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. - М.: Мысль, 1961

117. Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней).- М: Современные тетради, 2003

118. Сенека. Нравственные письма

119. Симонова О. А. История социологии XX века: избранные темы. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010

120. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997

121. Соколов Е.Г. Предисловие//Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Издательство «Алатейя», 1999

122. Сун-Чжон Ким, Пиков Г.Г. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации. URL: http://krotov.info/history/16/1590/Kim03 .html

123. Точилов К.Ю. Гламур как эстетический феномен: генезис и исторические модификации. М.: Автореферат. На правах рукописи, 2011

124. Уэлъбек М. Мир как супермаркет. - М.: Ad Marginem, 2004

125. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. - М.: издательство ACT, 2003

126. Фома Аквинский. Сумма теологии

127. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.:Юрист, 1995

128. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: ACT, 2007

129. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: Издательство: ACT, 1998

130. Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы; Человек для себя. - Мн.: ООО «Попурри», 1998

131. Функ Р. Эрих Фромм: страницы документальной биографии. Предисловие // Мужчина и женщина. - М.: ACT, 1998

132. Хайдеггер М. Что такое метафизика? //М.: Академический проект, 2007

133. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Хатчесон Ф. Эстетика. -М.: Искусство, 1973

134. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997

135. Хорни К. Невротическая личность нашего времени//Собр. соч. в 3 т.: Т. 1. - М., 1997

136. Хрестоматия по Древней Философии / Сост. В.Т. Звиревич. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006

137. Шефтсбери Э. Моралисты. Философская рапсодия, состоящая в рассказе о некоторых беседах на темы природы и морали//Философия нового времени. Хрестоматия. - Минск: Белорусский государственный университет, 2010

138. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости//М.: Азбука-классика, 2008

139. Штраус JI. Естественное право и история. - М: Водолей Publishers, 2007

140. Энценсбергер X. Роскошь - прежде и теперь, или кое-что об излишествах//Иностранная литература, 1997, №9

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.