Становление и развитие социологии в Китае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна

  • Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 158
Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна. Становление и развитие социологии в Китае: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2005. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.).

1.1. Предпосылки возникновения социологической науки.

1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций.

1.3. Распространение марксистской социологии.

1.4. Становление академической социологии.

1.5. Период китаизации социологической науки.

ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма.

2.1. Предпосылки и ликвидация социологии.

2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов».

2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии.

ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая.

3.1. Возрождение социологической науки.

3.2. Современные тенденции в китайской социологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие социологии в Китае»

Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.

В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в Х1Х-ХХ вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.

Как российские, так и европейские учебники по социологии не включают в себя материала по этим странам, в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и богатого опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека.

Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к истории становления и развития социологической науки на Востоке, в том числе и в Китае. Стала очевидной ошибочность рассматривать зарубежную социологию; историю и современные достижения в контексте развития только западной социокультурной традиции.

Изучение истории развития китайской социологии имеет важное теоретическое и политическое значение. Это означает, что в условиях всеобщей глобализации возникает реальная необходимость при разработке новой парадигмы мироустройства учитывать мнения всех наций и народов мира.

Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и переводы произведений классиков социологической мысли, исследования, посвященные интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.

В то же время, следует отметить, что работ, затрагивающих страноведческий аспект, особенности становления и развития социологии в той или иной стране, общее и особенное в институционализации социологической дисциплины еще явно недостаточно.

В данной связи известную актуальность приобретает исследование процесса становления и развития социологии в Китае.

Степень разработанности проблемы. Российские ученые имеют определенные достижения в разработке формирования социологических взглядов у китайских просветителей начала XX в. Следует выделить работы Н.М. Калюжной, А.Г. Крымова, JI.H. Борох, A.A. Крушинского, C.JI. Тихвинского, Л.П. Делюсин, Е.Ю. Стабуровой.

Распространению марксистской социологии посвятили свои статьи С.Р. Белоусов, В.Г. Буров.

О проблемах развития социологии Китая в российских периодических изданиях писали и китайские ученые: Ха Юйцань, Цзя Чун-чжен, Чэн Цзуяо, Ли Цзинвэнь. Переведена работа Фэй Сяотуна.

В зарубежной литературе представлены работы как западных, так и китайских социологов, посвятивших их становлению социологической науки в Китае, ее дальнейшему развитию, современному состоянию. Это работы Hsu,' Leonard S., Lutz, J.G., Freedman, Maurice., Hsu Francis L.K., Roman Gilbert, Tsin M., Фэй Сяотуна, Сун Липина, Сунь Бэнь Вэнь, Вун Сюлунь, У Вэньцао, Ван Ю-чжуан.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования - анализ процесса становления и развития социологической науки в Китае с начала XX в., выявление и интерпретация генезиса и специфических черт развития данной науки. Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:

- выделить и охарактеризовать периодизацию развития науки;

- выявить особенности эмпирического исследования социальных проблем;

- проанализировать взгляды ученых на сущность предмета социологии;

- обобщить основные тенденции институционализации социологической дисциплины.

Объектом исследования является социологическая мысль и социология в Китае.

Предметом исследования выступают основные тенденции и специфические особенности формирования и развития китайской социологии.

Теоретико-методологической базой исследования настоящей работы послужили труды российских и западных китаеведов, историков, философов, социологов, а также китайских ученых, исследования которых посвящены истории общественной мысли, развитию общественных наук, эмпирических исследований, жизни и научной деятельности ученых в Китае. В работе использованы материалы 36 мирового конгресса Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года.

Методологическую основу работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как социально-исторический детерминизм, диалектический и синергетический подход; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.

Научная новизна исследования определяется следующими основными моментами. В настоящей работе:

- показана специфика социально-политических перемен в общественной жизни Китая и особенности развития науки в данной стране. Развитие социологии зависело от изменений в обществе и общественной мысли, политической направленности правительства;

- определен вклад китайских и зарубежных ученых в развитие социологической науки, представлены малоизвестные российским исследователям «социологические» имена — Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн, Сунь Бэнь-вэнь, Ган Бао-чжун, У Вэнь-цзао, Пань Гуан-дань;

- обозначены основные этапы становления социологической науки в Китае, а также показана специфика эмпирической традиции. Предложена следующая периодизация развития социологии в данной стране: начальный период (н. XX в.- 1949 г.); переходный период (с 1949 г.- 1979 г.); современный период (1979 г.- настоящее время).

Все это в совокупности позволило создать новое целостное знание о становлении и развитии социологии в Китае, которым еще не располагала отечественная социологическая наука.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Социология в Китае, возникнув в результате заимствований зарубежных социологических теорий в начале XX в., развивалась в рамках буржуазной и марксистской теорий. Наибольшее влияние в начальный период оказала позитивистская социология.

2. Американская миссионерская деятельность (1910-1930 гг.) оказала большое влияние на становление научной дисциплины, социальной инженерии, способствовала развитию институционализации китайской отечественной социологии.

3. Политика КПК подвергла серьезным испытаниям общественные науки и сыграла основную роль в распространении социологического знания. С 1949 г. быстрыми темпами в Китае получает развитие марксистская социальная теория, в 1953 г. социология как наука была «упразднена». С 1979 г. начался этап восстановления социологической науки.

4. В настоящее время социология в Китае вступила в этап «теоретического строительства». Национальная школа направлена на создание отечественной социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учетом специфики Китая.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области истории зарубежной социологии.

Научная значимость диссертации заключается в возможности использования основных ее результатов и выводов для дальнейших исследований по истории китайской социологии.

Собранный фактологический материал может быть использован в практике учебно-педагогической работы, при разработке учебных пособий и курсов лекций по истории зарубежной социологии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Теории и истории социологии ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях и выступлениях автора на 36 мировом конгрессе Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года, в материалах международного социологического симпозиума по истории и теории социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года, материалах симпозиума «К 15 Мировому социологическому конгрессу в Брисбоне, июль, 2002 года, материалах Европейской конференции по социальной теории, Москва, 2002 года.

Логика и структура работы определяются общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна

Заключение

Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ развития социологической науки в Китае позволяет на наш взгляд, сделать ряд выводов. На основе теоретических и эмпирических материалов впервые осуществлен комплексный анализ становления и развития социологии в Китае с начала XX века. В историографических исследованиях выявление исторических фактов или событий проводятся не для того, чтобы дать им какую-нибудь оценку, сколько для того, чтобы из рассмотренного извлечь уроки для будущего. В данном исследовании, проведенном на основе изучения исторических обстоятельств и развития на этом фоне социологической науки, разработана следующая периодизация:

• Возникновение социологии (нач XX в.) Представители китайской общественной мысли конца XIX — начала XX вв. в поисках выведения страны из кризисного положения, обратились к новой отрасли научных знаний для того времени - науке об обществе. Китайские идеологи (Чжан Бинлинь, Янь Фу, Кан Ю-вэй и др.) сформулировали свое понимание социологии как синтетической дисциплины, основание которой составляют отдельные философские, политологические и экономические концепции. Базируясь на успехах западного и японского обществоведения они пытались скоррелировать их идеи с традиционными воззрениями. Впервые были переведены на китайский язык «Основания социологии» Г. Спенсера, «Эволюция и этика» Т. Гексли, «Система логики» и «О свободе» Дж. Стюарта Миля. В это время также проникает в страну марксистская социальная теория. Ли Да, Ли Да-чжао и др. изучали актуальные политические и экономические проблемы с позиции материалистического понимания истории. Были переведены работы Маркса, Ленина.

С 1906 г. социология изучается в государственных учреждения высшего образования. Утверждению социологии как науки, развитию эмпирических исследований способствовала миссионерская американекая деятельность. Появились первые китайские социологи (Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн) и проведены крупные социологические исследования. С 1930 г. социология приобретает «национальные черты». Правительство признало социологию часть общественных наук, увеличивается количество вузов, предлагающих обучение по данному предмету. В 1930 г. было создано «Социологическое общество Китая». В этот период социология развивается преимущественно как эмпирическая, распространение получают следующие типы исследований: 1) общие и переводные работь1, 2) историческая социология, 3) исследование сообществ, 4) макро-социология.

• Социология в эпоху социализма (с 1949 г.) Провозглашение Народной Республики Китая в 1949 г. и политическая направленность правительства на распространение марксистской теории привела к полной ликвидации социологии как науки. Профессора, пытаясь защитить статус социологии, приняли марксизм-ленинизм в качестве теоретической базы, преподавались изменения в природе социологии. В течение небольшого периода времени существовала академическая социология. В данный переходный период появляется небольшое количество социологических работ. Это работы по марксистской социальной теории, исследование работ классиков марксизма, об обществе, современной политике, критика капиталистического общества. Однако, к 1953 г. было запрещено преподавание социологии и закрыты все социологические факультеты.

• Новая социология (с 70-х гг.) В новых исторических условиях был взят курс на «оздоровление» общественно-политической жизни страны, отрицание социологии было признано ошибочным. В 1979 г. социология в Китае была восстановлена. В 1982 было создано «Китайская социологическая ассоциация». В Пекине, Тяньцзине, Шанхае и других крупных городах были открыты институты социологических исследований, факультеты. Появились специализированные журналы, такие как «Социологические исследования», «Общество», «Социология и социальные исследования». В 1984 г. вышел первый учебник для вузов под редакцией Фэй Сяотуна. Исследования проводятся как теоретические, так и прикладные.

Сегодня социологическая наука в Китае вступила в новый этап — этап становления собственной теоретической социологии.

16 июля 2002 года Цзян Цзэмин выступил в КАОН, где подчеркнул важное значение теории и теоретических исследований в жизни партии. Опыт исторического развития человеческого общества свидетельствует о том, что для процветания нации необходимо наличие новационного теоретического мышления. Было отмечено, что отсутствие собственного теоретического осмысления мира введет к утрате духовного импульса к перспективному развитию. Перед китайскими социологами сегодня стоит задача строительства социализма с китайской спецификой - это исследование в области теории и практики. Социология призвана способствовать развитию и стабильности общества, Китай идет по пути соединения основных положений марксизма с китайской действительностью для того, чтобы осуществляя исследования, способствовать развитию социализма в стране и избегать начетничества в области теории и копирования иностранных моделей практической деятельности. Изыскания в практической области являются движущей силой и источником теоретических исследований, которые, в свою очередь, оказывая влияние на практику, стимулируют углубленный и наукоемкий процесс практической деятельности. Эти два вида исследований, будучи взаимообусловленными, способствуют углубленному развитию социализма с китайской спеЦ1$Ш&ше ученые призваны к созданию и развитию собственно китайских представлений и системы дискурса, поскольку они являются научными и массовыми, а также отражают практическую деятельность китайского народа, духовные особенности и стиль китайской нации.

Анализируя современное состояние социологической науки, необходимо выявить некоторые тенденции в дальнейшем ее развитии:

1. Поскольку миссия китайской социологии состоит в исследовании китайского общества, обсуждение состояния китайской социологической науки неотделимо от обсуждений конкретных реалий китайской социальной трансформации.

2. Сейчас, когда происходит образование национальной социологии и определяется ее направление, актуальным становится проблема размещения китайской социологии в рамках международного академического сообщества. Ученые пытаются ответить на вопросы, которые возникают в процессе модернизации и практической жизни китайского общества. Признание китайских социальных проблем является способом активного участия в мировом сообществе.

3. В силу недостатка информированности о новейших положениях в мировой социологии, продолжают сохраняться позитивистские взгляды западной социальной науки, предполагающей построение социологии по принципу естественных наук.

4. В системе китаизации социологической теории приоритетным направлением являются теория субстанции, макротеория, метатеория. Китайские социологические исследования нуждаются в китайском эмпирическом исследовании, а сбор материалов не возможен без существования собственной китайской теории. Данное положение способствует возникновению теории субстанции. Дефицит собственно китайской макротеории является одной из причин в создании субстанциональной теории.

5. Введенная Фэй Сяотуном система «кросс-культурных коммуникаций» предполагает регулирование взаимного сосуществования в XXI веке и связано с базовыми связями типа «человек - человек», «человек — общество», «человек - природа». «Культурная сознательность» призывает укрепить независимость процесса культурного перехода и свободу в выборе культуры для адаптации к новому времени. Мирное совместное развитие среди различных культур предполагает понимание ценностей собственной и других культур, а также их взаимодействие.

6. По-прежнему существует потребность в заимствовании иностранных теорий и системности подходов, в увеличении отраслевых со-циологий.

Несмотря на многие проблемы, в последние годы китайская нация глубоко осознала необходимость найти ответы на проблемы страны, раскрепощения сознания, достижения истины в социальном развитии и стабильности, научной обоснованности и духовной энергии. Данные ответы станут важным фактором в формировании собственной национальной школы социологии. Социология в Китае в XXI веке обладает огромным потенциалом для развития и направлена на создание собственного приоритета комплексности, своей целостности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна, 2005 год

1. Большая Советская энциклопедия / Глав. ред. Прохоров A.M.; М. 1973. Т.12.

2. Большой китайско-русский словарь. Т. 1-4. М. 1983.

3. Китайско-русский словарь. Пекин. 2000.

4. Мацаев С.А. Орлов В.Г. Пособие по транскрипции и правописанию китайских слов. М. 1966.

5. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Глав. ред. Иванов В.Н.; М. 2003.

6. Информационные материалы, сборники научных трудов

7. Антиповский A.A. Политика в области науки на современном эта-пе.//Информационный бюллетень. Очерки развития науки в КНР. Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.

8. Антиповский A.A., Боревская Н.Е., Франчук Н.Ф.Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979гг.М. «Наука». 1980. -286с.

9. Белоусов С.Р. Судьба китайского марксиста. (К 100- летию со дня рождения Ли Дачжао) М. «Знание». 1988.

10. Борох Л.Н. Идеи западного либерализма в восприятии Лян Ци-чао// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец XIX-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.

11. Ю.Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм, (начало XX века) М. 1984.11 .Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа./РАН. Ин-т вост-ия. М. Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 2001.-287с.

12. Буров В.Г. Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине XX в.// Философское наследие народов Востокаи современность/ Редкол. Буров В.Г. и др.; АН СССР. Ин-т философии. М. «Наука». 1983. С. 213-243.

13. Буров В.Г. Современная китайская философия. М. «Наука». 1980.-311с.

14. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М. 2000.

15. Гребенникова Е.В. Структура и организация деятельности научных учреждений. // Информационный бюллетень ИДВ АН СССР. Очерки развития науки в КНР./Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.

16. Делюсин Л.П. Китай: государство и общество. Сборник статей. М. 1977.

17. Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального развития. (Из истории общественно- политической мысли XX в.) М. «Наука». 1979.

18. Делюсин Л.П. Тао Сишэн о характере и эволюции китайского общества. // 12-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М.1981 С.3-13.

19. Калюжная Н.М. Влияние учения Шан Яна на социально-политические взгляды Чжан Бинлиня.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. 1987. С.46-54.

20. Калюжная Н.М. Теории революции Чжан Бинлиня// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.

21. Калюжная Н.М. Традиция и революция. М. 1995.-342с.

22. Котова Р.И. Особенности развития общественных наук в ходе реформ в Китае и положение в китайских вузах: Обзор кит. и зап. лит. // Китай на пути к рынку. Модель развития, демография, образование. М. 1996. С. 93-134.

23. Крушинский A.A. Понятие «свобода» у Янь Фу // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.

24. Крушинский A.A. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М. 1989.

25. Крымов А.Г. Общественная мысль Китая и идеологическая борьба в Китае 1900-1917гг. М. 1972.

26. Култыгин В.П. Классическая социология. М. «Наука» 2000.

27. Култыгин В. П., Кузнецов А. Г. Общая социология. М. «Научная книга» 2004.

28. Кюзаджян JI.C. Идеологические кампании в КНР 1949-1966гг. М. 1970.

29. Ли Да-Чжао. Избранные статьи и речи. / Отв. ред. Делюсин Л.П. Сост. пер. авт. предисл. и коммент. Гарущянц Ю.М. М. «Наука» 1965.

30. Ли Теин. На базе практических исследований энергично продвигать вперед теоретические исследования. // Экспресс информация № 6 Современная общественная мысль в КНР и западная философская синология. М. ИДВ РАН, 2004. С. 16-22.

31. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад- Россия- Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. М. 1995.

32. Мотрошилова Н.В. Руткевич A.M. История философии: Запад-Россия- Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв . М. 1999.

33. Общественные науки в КНР: Сборник/ редкол.: Делюсин Л.П. и др.; АН СССР Ин-т вост-ия, М. «Наука». 1986.

34. Панцов A.B. Из истории идейной борьбы в китайском революционном движении 20-40-х годов. М. «Наука» 1985.

35. Поликанова Е.А. Общество и современный социокультурный процесс (сб. ст. под ред. Овчинниковой 3.JI.) М. МГУ. 1993.-385с.

36. Сергеев Г.И. От дибао до «Жень минь жибао»: путь в 1200 лет. М. 1989.

37. Стабурова Е.Ю. Влияние оппозиции «государство-народ» на представления Лян Цичао о политических партиях.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. ИДВ РАН, 1987. стр.55-60

38. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900-1921. М. 1983.

39. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. М. 2001.

40. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика в 1989 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 1991.-400с.

41. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика в 2001 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 2002.

42. Тихвинский C.JI. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М. 1980.

43. Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Датун — теория утопическогокоммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? / Пер.А.И. Куприна, К.Ю. Бема // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.

44. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи XXIII вв. М-Л. 1959.

45. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М. «Наука». 1989.-245с.

46. Ха Юйцань. Социологическая наука в КНР: становление, развитие и перспективы.//Из истории социологической мысли в социалистических странах. МПК-3 «Социальные процессы в социалистическом обществе» Кн.2 М. Ин-т социологии АН СССР. 1988. С.113-123.

47. Цзян Ихуа. Исследование идей Чжан Тайяня. Шанхай. 1985.

48. Чжан Бинлинь. Собственное предисловие к «Социологии».- Избранные политические статьи Чжан Тайяня. Пекин. 1977.

49. Якимащенко О.Ф.Основные аспекты социологического учения Фэн Юланя. М. 2000.

50. Статьи в научных периодических изданиях

51. Белоусов С.Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 115126.

52. Белоусов С.Р. Проблемы элиты в трактовке китайской буржуазной социологии // Проблемы Дальнего Востока. 1984. №1. С. 8397.

53. Буров В.Г. Ли Да и марксистская социология в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1. С.56-63.

54. Буров В.Г. Ли Да и распространение марксистских идей в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 103-114.

55. Вербин А.И., Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Исторический материализм и социология // Вопросы философии. 1958. № 5. С. 151-155.

56. Ли Цзиньвэнь. Теория Дэн Сяопина и расцвет общественных наук в Китае // Общество и экономика. №3/4. 1999. С. 106-109.

57. Стрельчек Я. Работа китайского ученого о философе XVI века Ван Чуань-шане // Вопросы философии. 1958. № 5 С. 177-179.

58. Ха Юйцань. Новый этап становления научной дисциплины // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 121-122.

59. Цзя Чун-Чжен. Радуемся успехам, видим трудности // Социологические исследования. 1990 № 10С.141-144.

60. Энциклопедия Нового Китая. М. Прогресс. 1989.

61. Чжо. Социология в современном Китае (1979-1989). Чэнду. 1992.)

62. ШШ* ЦШъ; о ifrMo 2001 (Чжан Чжо, Ма Фуюнь. Развивать социологию. К вопросу о роли социологии в процессе модернизации Китая и связи этого процесса с развитием мирового сообщества. Пекин. 2001.)

63. С.43-47 (Чэн Цзуяо. Об основном вопросе социологии // Социологические исследования. 1998. № 2 С.43-47.)73МЯ&.2004 4. С.4-13 (Чэн Сианьда. Роль философии и общественных наук, ответственность ученых // Общественные науки Китая. 2004. №4. С.4-13.)

64. Литература на английском языке

65. ChinaNews Analysis. 1957. № 168. February.

66. Chow, Tse-Tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution in Modem China. Cambrige, Mass., Harvard University Press. 1960.

67. Encyclopedia of the Social Sciences / ed. Edwin R.A. Seligman. USA. 1934.Vol. 14.

68. Fei, Hsiao-T'ung. How to Reform Departments of Sociology // New Construction. 1950. Vol. 2. № 2. P.20-23.

69. Fei, Hsiao-Tung. Peasantry and Gentry: An Interpretation of Chinese Social Structure and Its Changes // American Journal of Sociology. 1946. Vol.52. № l.P.1-17.

70. Fei Xiaotong. Review of the Re-building of Sociology and anthropology in China// Social Sciences in China. 2001. Vol.22. №.4. P.60-66.

71. Freedman, Maurice. Sociology in and of China // British Journal of Sociology. 1962. Vol.13. P. 106-116.

72. Fried, Morton H. China in J.S. Roucek (ed.). Contemporary Sociology. New York. 1958.

73. Ho, Kang-Ch'ih. Debates on the problems of Chinese Social History. Shanghai. 1937.

74. Hsu, Francis, L.K. Sociological Research in China. Quarterly Bulletin of Chinese Bibliography. 1944. Vol.4.

75. Hsu, Leonard S. The teaching of Sociology in China // The Chinese Social and Political Science Review. 1927. Vol. 11. № 3. p. 373-389.

76. Hsu, Leonard S. Chinese Sources in General Sociology. // The Chinese Social and Political Science Review. 1927. Vol.11. № 1. p. 14-27.

77. Kaneko, Mitsuru. The Present Situation of Chinese Sociology // Japanese Sociological Review. 1958. P. 107-108.

78. Klein, Donald W. and Clark, Anna B. Biographic dictionary of Chinese communism 1921-1965. Cambridge. 1971. Vol. 1.

79. Kwok, D.W.Y. Scientism in Chinese Thought, 1900-1950. New Haven and London, Yale University Press. 1965.

80. Lutz, J.G. China and the Christian Colleges, 1850-1950. Ithaca, Cornell University Press. 1971.

81. Ma, Hsu-lun. On the Direction and Task of Higher Education // Jen-min chiao-yu. 1953. № 36. P.12-14.

82. Macfarquhar, Roderic. The Hundred Flowers. London. Atlantic Books. 1960.

83. MacFarquhar, Roderick. The Origins of Cultural Revolution. Vol.1: Contradictions among the People 1956-1957. New York, Colambia University Press. 1974.

84. Malinowski, B. What is culture? / trans, by Fei Hsiao-t'ung. Chungking. 1944.

85. Materials of 36-th Word Congress of International Institute of Sociology. Beijing. 2004.

86. National Statistics on Higher Education in 1934. Shanghai. 1936.

87. Rorman Gilbert. The Comparative Study of Socialism in China: The Social Science at a Crossroad // Social research. 1987. Vol.54, No.4.

88. Sanchez, A.R. and Wong, S.L. On "An interview with Chinese Anthropologists"// China Quarterly. 1974. № 60. P.775-790.

89. Schwarts, Benjamin. A Marxist Controversy on China // Far Eastern Quarterly. 1954. Vol. 13. P. 143-153.

90. Shih, Kuo-Heng. China Enters the Machine Age / ed. and trans, by Fei Hsio-t'ung and Francis L.K. Hsu. Cambridge. 1944.

91. Shirokogoroff, S.M. Ethnographic Investigation of China // Folklore Studies. 1942. Vol.l.P. 1-8.

92. Sun Liping. Sociology: Seeking Its Development within the Academic Community // Social Sciences in China. 2001. Vol. 22 № 1.

93. Sun, Pen-Wen. The Past, Present, and Future of Chinese Sociology // The Population Problem of China. Shanghai. 1931. P. 1-30.

94. Sun Pen-Wen. Sociology in China // Social Forces. 1949. Vol. 27. № 3. P.247-251.

95. Sun, Pen-Wen. The Chinese Sociological Society in the Past Twenty Years // She-hui-hsueh hsun. 1948. № 8. P. 1-2.

96. Sun, Pen-wen. Sociology in the Past Seven Years. Documents of the Revolution. 1972.

97. Sun, Ting-kuo. Bourgeois Sociology Must be Thoroughly Criticized // New Construction. 1957. № 9. P.l-5.

98. Tsin M. Nation, governance and modernity in China: Canton, 19001927. Stanford univ. press. 1999. 276 p.

99. Union Research Service, Biographical Service. 1957r. № 149.

100. Yen, Hsin-Che. Method of Studying the Standard of Living // She-huihsueh k'an. 1936. Vol.5. № 1. P.57-88.

101. Yung-chen Chiang. Social engineering and the social science in China, 1919-1949. Cambridge etc.: Cambridge univ. Press. 2001 -XIV, 299p.

102. Wang, Y.C. Chinese intellectuals and the West. 1872-1949. Univ. of North Carolina press. 1966.

103. Wang Yu-Chuan. The development of Modern Social Science in China // Pacific Affairs. 1938. Vol.11. № 3. P.345-362.

104. Wong Siu-lun. Sociology and socialism in contemporary China. L.etc., Routledge and Kegan, 1979. XII, 147p. (Intern. Library of sociology)

105. Wu, Wen-Tsao. Review of Systematic Sociology // The Chinese Social and Political Science Review. 1932. Vol. 16. P.336-337.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.