Становление и развитие системы женского образования на Северном Кавказе: XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лепшокова, Зухра Башировна

  • Лепшокова, Зухра Башировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 171
Лепшокова, Зухра Башировна. Становление и развитие системы женского образования на Северном Кавказе: XIX - XX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2006. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лепшокова, Зухра Башировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, КАК ФАКТОР И ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.

1.1. Идея и реализация начального женского образования в контексте отечественной истории педагогики.

1.2. Среднее женское образование в России в XIX веке.

1.3. Организация высшего женского образования в России вдореволюционный период.

1.4. Развитие женского образования России в Советский период .61 Выводы по первой главе.

ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА

СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.

2.1. Проблемы и задачи развития женского образования на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв.

2.2. Инновации в развитии женского образования в северокавказском регионе после революции 1917 года.

2.3. Развитие женского образования в 1-ой половине XX в. в Карачаево-Черкесии.

2.4. Этнопедагогические особенности развития женского образования в Карачаево-Черкессии во И-ой половине XX в.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие системы женского образования на Северном Кавказе: XIX - XX вв.»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Несмотря на то, что система образования в современной России является равной для мужчин и женщин, необходимо учитывать те особенности общественных, педагогических, психологических функций, которые выполняет современная женщина, и это подчеркивает актуальность исследования.

Во-первых, экономическое и социокультурное развитие России призвано способствовать формированию таких позиций любого человека, которые будут отвечать общечеловеческим ценностям. Накопленный опыт в отечественной педагогике и женском образовании в России имеет глубокие исторические корни и окажется исключительно полезным. Система образования при этом будет выступать средством трансляции отечественной культуры, овладевая которой женщина будет адаптироваться к условиям жизни и приумножать потенциал мировой и отечественной педагогики и образования.

Во-вторых, демократизация и гуманизация образования, личностно ориентированный подход расширили социальное пространство в котором осуществляется деятельность женщины. Сформировался устойчивый спрос на женский труд. К концу ХХ-ого века все структурные управления обществом стали превращаться из мужских в «смешанные». Все это требует от школы корректирования учебных планов и программ в сторону учета специфически женского образования. История отечественной педагогики может дать немало тому примеров.

В-третьих, демографическая ситуация в стране вносит свои коррективы в систему образования. Только семья и прежде всего женщина-мать, опирающаяся на собственную образованность силы и ресурсы, а не на государственные льготы и пособия, способна растить нравственных, здоровых желанных детей, способна к самосовершенствованию и осознанию своей роли в окружающем мире. Такие ориентиры может дать образование, опирающееся на философию здоровья девочек и мальчиков, на стиль их жизни, на программы (как во внеклассной, так и в учебной работе) по подготовке к семейной жизни. Опыт использования подобных программ в женском образовании дает наша отечественная история.

В-четвертых, возрастает социальная роль женщины как носителя национальной педагогической культуры, что требует обращения не только к семейной народной педагогике, но и к законам общей педагогики, в частности, к принципам обучения и воспитания (учету возрастных и индивидуальных особенностей, дифференцированному подходу и др.).

До настоящего времени этот регион переживает серьезные изменения, вызванные нестабильностью общественных отношений, войнами межнациональными конфликтами.

Проблема женского образования на Северном Кавказе в Х1Х-ХХ вв. представляет особый интерес и играет важную роль в жизни современного общества и государства. Являясь объектом сложных влияний политики, экономики, культуры женское образование оказывает влияние на экономическое и социокультурное развитие страны.

Отдаленность Северного Кавказа, его полиэтничность, трудная жизнь женщины в горах создавала большие трудности в получении образования. Немало находилось образовательных проблем: невысокий уровень престижа образования, недостаточное его финансирование, ухудшение положения семей, что негативно сказывалось на женщине.

Радикальные экономические, социально-политические и культурные преобразования XX века в государственной системе образования потребовали фундаментального переосмысления, объективного изучения и оценки всех этапов развития женского образования. Новые подходы к оценке историкопедагогического наследия прошлого России и Северного Кавказа служат верным способом его использования в современном женском образовании.

Одной из задач образования женщин в современной России является создание творческой, активной личности, развитие педагогической культуры, развитие умений реально воспринимать, чувствовать, оценивать жизнь, быть хорошей женой и матерью, хорошим работником на производстве.

Результаты исследований ведущих специалистов в области женского образования показали, что необходимо повысить эффективность народной педагогики, усилить социальную роль женщины как носителя национальной педагогической культуры, национально-региональных норм и ценностей.

Актуальность изучения опыта образования женщин обусловлена сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в современной России. Принципы демократии, рыночные отношения, открытие железного занавеса привели страну к множеству как позитивных, так и негативных моментов. Чрезмерное влияние Запада сделали образование и культуру коммерческими, что способствовало общему снижению гражданской духовности людей.

Историография научных исследований проблем образования женщин свидетельствует, что эта проблема мало изучена, невелико количество публикаций, и это объяснимо. В советский период недостаточное внимание уделялось проблемам изучения народных традиций, имеющим важное значение в образовании женщины, так как народная педагогическая культура была тесно связана с религией. В стране господствующего атеизма признать это было невозможно.

Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученных, каждый из которых внес определенный вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, И.А. Арабов, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов,

Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, З.К. Меретукова, Ш.А. Мирзоев, С.Б.Узденова, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, A.C. Семенова, З.М. Тамбиева, Е.Е. Хатаев, Х.Х. Хадиков, А.Ф., Хинтибидзе, E.JI. Христова, С.М. Шакарян, И.А. Шоров, и др. Для выявления вопросов истории образования женщин в исследуемый период для нас большое значение имели работы общепедагогического характера. Наиболее ценными источниками являлись работы П.Ф. Капте-рева, З.И. Равкина, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Весьма ценными источниками также являлись периодические издания РАО, ИНИОН.

Проблемы народной педагогики и её истории нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.).

Анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы указывает на наличие ряда противоречий между:

- объективно растущими требованиями к женщине с позиции переосмысления ее роли в образовании, семье, в сохранении народных устоев семейной педагогики и недостаточной изученностью данной проблемы в историко-педагогическом аспекте;

- обретение нового статуса и функций образования женщины в условиях личностно ориентированного подхода и недостаточным знанием тех образовательных ценностей, которые были накоплены в истории России.

Выбор исследования обусловлен актуальностью, указанными противоречиями, теоретической и практической значимостью названной проблемы для современной науки, для дальнейшего развития теории и практики семейного воспитания, совершенствования жизнедеятельности женщин в современных условиях.

Проблема исследования: каково своеобразие содержания, средств и методов образования женщины-горянки Карачаево-Черкесии и его значение для модернизации современного образования и воспитания в российской школе.

Решение данной проблемы является целью исследования

Объект исследования - женское образование в России в период XIX

XX вв.

Предмет исследования - История становления системы женского образования на Северном Кавказе в XIX - XX вв.

Для реализации основной цели исследования, определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать систему, цель, задачи и содержание женского образования в России и на Северном Кавказе в Х1Х-ХХ вв. (до 90-х гг.);

2. Показать своеобразие развития женского образования в Карачаево-Черкесской республике;

3. Изучить имеющиеся в архивах документы и материалы по проблеме исследования для последующей периодизации развития женского образования в Карачаево-Черкесской республике.

4. Выявить закономерности развития системы женского образования в Карачаево-Черкесии, проанализировать достижения и ошибки, имевшие при этом место.

Методологическую основу исследования составили:

- аксиологический подход к образованию, в том числе признание человека высшей ценностью в обществе;

- плюрализм философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

- принципы диалектического единства, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, факторов, процессов;

- идея целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

- связь объективного и субъективного, логического, исторического и современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования. Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, идей, теорий;

- концептуальные подходы в сфере отечественной истории национальных отношений, культуры образования;

- системно-исторический подход позволяющий на междисциплинарной основе выявить и проанализировать картину развития женского образования в Карачаево-Черкесской республике.

В работе над диссертацией использованы материалы министерства народного образования России рассматриваемого периода, материалы архивов Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Ростовской области, Краснодарского края.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Л. Вульфсон, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Ю.П. Сокольников, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т-А. Сластенин, К.Д. Ушинский, E.H. Шиянов);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э. Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Мальков, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, 3. Якубов).

При изучении развития образования на Северном Кавказе использованы труды: Х.М. Батчаевой, В.В. Макаева, К.Б. Семенова , A.C. Семеновой, С.П. Узденовой, И.А. Шорова, Е.Е. Хатаева.

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева.

Использовались следующие методы историко-педагогического исследования: изучение и анализ архивных материалов, раскрывающих, уточняющих и дополняющих исходные исследовательские позиции; теоретический анализ ис-торико-педагогических, этнографических и литературных источников по теме исследования; изучение и теоретический анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории педагогики, педагогической мысли и просвещения северо-кавказских народов; историко-статистический анализ.

Источниковедческую базу исследования составили: законодательные, нормативные и регулятивные акты, документы и материалы министерства народного просвещения России, рассматриваемого периода, материалы архивов Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Ростовской области, Краснодарского края, педагогическая и публицистическая литература.

Организация и основные этапы исследования:

Первый этап - поисковый (2003-2004 гг.). Уточнялась сущность проблемы, осуществлялся сбор, накопление, анализ и систематизация материала по проблеме, определялись методологические основы исследования.

Второй этап - концептуальный (2004-2005 гг.). Обобщался систематизированный материал, делались теоретические обобщения и выводы, подготавливался материал для публикаций, выявлялись существенные связи историко-педагогических явлений.

Третий этап - итоговый (2005-2006 гг.). Осуществлялось формирование теоретических выводов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены систематизированы и охарактеризованы идеал, цель, задачи, средства и методы образования женщины, которые рассматриваются в тесной связи с российским образованием;

- установлено, что образование женщины в Х1Х-ХХ вв. на Северном Кавказе имело преимущественно гуманно-демократическую направленность и частично отражало национальную специфику жизнедеятельности горцев, а также образовательные особенности развития школы в России;

- раскрыты основные направления содержания образования женщины: трудовое, физическое, нравственное, умственное и эстетическое.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт женского образования, накопленный на Северном Кавказе, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент системы образования женщины, включает в себя идеал, цель, задачи, содержания образования, средства, методы образования женщины, и имеет значение для других регионов России.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников способствующих приобщению девочек к педагогической культуре своего народа). Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечена использованием первоисточников и архивных документов, опорой на методологические подходы в изучении проблемы, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. К началу XIX в. на Северном Кавказе сложились благоприятные условия для формирования женского образовании, этому способствовали правительство и активная просветительская деятельность представителей горской интеллигенции, внесших неоценимый вклад в дело становления женского образования.

2. Цель образования женщины, детерминировалась социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в развитии знаний, формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем сознания, культурно-этнических ценностей, в формировании женщины как будущей жены и матери.

3. Система женского образования развивалась поэтапно с общероссийскими процессами и осуществлялось на основе комплекса решаемых задач образования женщины, которые заключались в развитии способности девочек воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать условия для жизни;

4. Изучение созданных народом основных средств, методов образования женщины доказывает достаточно высокий уровень сформированное™ образовательной культуры в школах Северного Кавказа.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета в 2004-2005 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 2005-2006 гг., на Всероссийской научной конференции «Гуманитарные и социально-экономические науки в начале XXI века» в декабре 2005гг. Нижний Новгород, на ежегодных Алиевских чтениях.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на августовских городских конференциях педагогических работников (Нальчик, 2004 год); международной научно-практической конференции, посвященной двухсотлетию христианства (Ставрополь, 2005 год); Межрегиональной научно-практической конференции «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования» (Ставрополь, 2005 год); в региональной научной конференции студентов и молодых ученных Вузов Южного федерального округа (Краснодар, 2005 год).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лепшокова, Зухра Башировна

Результаты исследования помогли раскрыть сущность и основные направления развития педагогического знания и опыта обучения и воспитания подрастающего поколения народов Карачаево-Черкесии с древнейших времен до наших дней.

Женщины карачаевской, черкесской, ногайской, абазинской народностей осуществляли воспитание детей в семье. Оно ключало в себя уход за ребенком, заботу о его здоровье, развитии. Воспитание рассматривалось как непрерывное пожизненное явление.

По мере развития феодального общества складывался обычаи аталыче-ства, своего рода система рыцарского воспитания.

По мере возникновения ислама основой духовной жизни народов Карачаево-Черкесии становилась мусульманская религия.

Напряду с религиозным, воспитание носило и светские черты.

Конец ХУ1-го - начало ХХ-го века - период присоединения горских народов к России. Царизм реализовал свою политику, составной частью которой являлась русификация горцев. В качестве средств обрусения горцев использовались полковые и батальонные школы, православные духовные училища, обучение детей в русских школах. Большую роль в этом сыграло Ставропольская гимназия.

Шагом вперед в развитии просвещения народов Карачая и Черкесии явились горские школы. Но обучение велось не на родном языке и отсутствовала письменность. .

Переход Карачая и Черкесии в русское подданство характеризовался установлением тесных экономических и культурных связей с русскими. С другой стороны, они потеряли свою самостоятельность. Это привело к изменениям в социальной, политической, экономической и культурной жизни народов Карачая и Черкесии, что в свою очередь привело к изменениям в народном образовании. В эти годы наиболее распространенным типом учебных заведений были мусульманские духовные мектебе при мечетях. Учителем в них был мулла. Обучение сводилось к заучиванию арабских букв, слов, чтение их по слогам, затем к заучиванию избранных мест из Корана. В конце XVIII в начале XIX века военной администрацией на Северном Кавказе создавались аманатские школы для детей горской знати, содержавшихся в качестве заложников. Они овладевали русским языком с целью продолжить обучение в привилегированных учебных заведениях. Многие из выпускников аманатских школ становились переводчиками.

Буржуазно-демократические реформы 60-80гг. в России, в том числе и в Карачае и Черкесии способствовали распространению просвещения, так как развивающееся народное хозяйство требовало грамотных людей, применения научных знаний.

Решением государственного Совета России, «О преобразовании учебных заведений на Кавказе и за Кавказом» в 1867 году было узаконено увеличение часов на изучение русского языка во всех учебных заведениях для детей нерусских народов.

Промышленный подъем в России в 70-90-е годы способствовал открытию в Карачае и Черкесии первых реальных учебных заведений. В их распространение значительный вклад внесли русские учителя. В эти же годы был открыт некоторый доступ к образованию девочек - горянок.

Вклад в просвещение народов Карачая и Черкесии внесли новометодные мектебе в конце XIX начале XX века, теоретические основы обучения в которых были разработаны И. Гаспринским. В русификаторской политике народов Карачая и Черкесии Министерство народного просвещения использовались различные системы. В конце ХГХ начале XX века прогрессивные учителя под влиянием просветителей народов Карачая и Черкесии пытались, осуществлять начальное обучение на родном языке. Использовались карачаевский букварь И Акбаева, адыгский букварь У. Берсея. кабардинский букварь - К. Атажукина, абазинская азбука У. Микерова.

К началу 20-х годов на территории Карачаево-Черкесии насчитывалось 67 начальных школ: 2,7 тыс. учащихся, в том числе в аулах 28 школ, одна мужская и женская гимназии, ремесленное училище.

Грамотность коренного населения составляла на русском языке - 1,7%. на арабском - 65%. Среди женщин - 0,12% грамотных.

Просветители Карачая и Черкесии исходили из интересов народа и требовали распространения грамотности среди широких народных масс, всеобщего начального образования, обучения на родном языке, приобщения своего народа к мировой культуре.

Народное образование в Карачае и Черкесии стало развиваться с 1918 года. С 1921 года начала формироваться система народного образования. С середины 20-х годов началось строительство школьных зданий. Стали создаваться школы ФЗС, ШКМ, ФЗУ, курсы по подготовке к учебе на рабфаке. Преподавание велось на русском языке. В 20-е годы было положено начало женскому образованию. Слабым звеном было учение русскому языку. Не было методической и учебной литературы, не хватало квалифицированных учительских кадров». Из-за тяжкого материального положения большинства населения к концу 20-х годов уменьшилось количество учащихся. К 1928 году письменность народов Карачая и Черкесии была переведена на латинскую основу. Началось создание русско-национальных словарей, книг по истории, этнографии, краеведения. В начале 30-х годов вводится всеобщее обязательное первоначальное обучение, которое полностью завершилось к 1932-33 уч. году в Карачаево-Черкесии впервые была открыта национальная средняя школа.

Женщины стали получать образование наравне с мужчинами. Для национальной школы стали создаваться стабильные учебники. Началась подготовка учителей для национальной школы. Многие женщины получили в этот период высшее педагогическое образование.

С 1936 года в школах Карачаево-Черкесии обучение велось на основе нового алфавита, созданного на основе русской графики. На этой же основе стали издаваться учебники, авторами многих из них стали женщины.

В 1931-1941 гг. улучшилось преподавание русского языка в национальной школе, хотя в целом вопрос изучения русского и родного языков не был решен. В 30-е годы в школах Карачая и Черкесии был накоплен положительный опыт трудового воспитания.

Со второй половины 30-х годов постепенно стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение, как для мальчиков, так и для девочек.

С 1940 года все школы Карачаево-Черкесии перешли к реализации неполного среднего образования, успешно функционировали средние и высшие учебные заведения.

С середины 30-х годов стали проводить систематическую внеклассную работу с учащимися. Она была тесно связана с учебным процессом.

В годы ВОВ учебная работа строилась с учетом особенностей военного времени.

Самым тяжелым в истории карачаевцев были 1943-1957 годы, годы депортации, но даже в изгнании многие девушки поступали в вузы, становились учителями, врачами. Возвратившись на родину, карачаевцы не получили всех прав и свобод. До 80-х годов они жили и оставались нереабилитированными. Созданных в 1957-58 уч. году 39 школ для десяти тысяч учеников не хватало, как и учебников и учебных принадлежностей. В 1959 году языком обучения был принят русский язык. Местными учеными педагогами, учителями стали создаваться учебники и методические пособия, авторами которых были и женщины.

В начале 70-х годов начался переход ко всеобщему среднему образованию.

Учителя Карачаево-Черкесии продолжали работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

В 80-е годы в области продолжалась разработка учебников и методической литературы для национальной школы.

С 1985 года в области создаются творческие школы учителей-новаторов, внедрялись в практику идеи педагогики сотрудничества.

Положительный опыт, накопленный школой Карачаево-Черкесии необходимо использовать в целях демократизации и гуманизации школы и личности учащихся. Старое должно вытесняться новым, реформироваться в соответствии с целями и задачами меняющейся социальной жизни.

В настоящее время в Карачаево-Черкесии 200 государственных общеобразовательных школ (из них 190 дневных и 10 вечерних). Численность учащихся - 72,6 тыс. человек. В школах трудится 7087 учителей (74,7% - женщины).

В целом в народном образовании Карачаево-Черкесской республики трудятся более 15 тыс. человек.

Особенностью женского образования стало усиление этнокультурной направленности образования. Особенную актуальность приобрело обновление содержания образования, форм и методов обучения и воспитания с учетом достижений этнической культуры и этнопедагогики. В содержание образования входит национально-региональный компонент.

Таким образом, вторая половина XIX века принесла для Кавказской школы немало позитивного. Происходящие процессы свидетельствовали об использовании качественно новых условий для будущего всей системы женского образования в Северо-Кавказском регионе. Характерным явлением стало участие (хотя и незначительное) женщин Кавказа в получении образования. Расширялись рамки светского образования среди женщин, вопреки запретам со стороны существующей религиозной идеологии.

Первая женщина Батчаева Людмила Харуновна блестяще защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Бекизова Лейла Абубекировнаученый-литературовед -первая женщина в Карачаево-Черкесии доктор наук . Объектом ее научной деятельности является фольклорное наследие адыгов

В 1991 году статус Карачаево-Черкесии был повышен до республиканского, тем самым республика получила самые широкие за более чем полутора вековую историю пребывания в составе Российской Федерации права культурно - образовательного характера.

Период с 1990 - 2000 г.г. без преувеличения можно назвать временем окончательного формирования научной интеллигенции как особого социального и профессионального слоя.

Наука и образования Карачаево-Черкесии обогатилась талантливыми личностями. Именно в этот период женщины горянки овладевают нетрадиционными для них профессиями. Так, Батчаева Лиза Сеитбиевна, военнослужа-щаяся, первая карачаевка выпускница высшего военного авиационного училища. Работает летчиком-инструктором ВВС.

Баисова Лидия Амирбиевна ученый-политолог, кандидат политических наук, главный специалист министерства национальностей и федеративных отношений Российской Федерации.

Алиева Лариса Ракаевна, деятель культуры, первая карачаевка - профессиональный скрипач-виртуоз.

Боташева Кулистан Магомедовна, спортсменка, чемпионка Германии по женскому мини-футболу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование системы женского образования Северного Кавказа позволяет сделать ряд выводов.

Мы можем констатировать, что здесь представлена целостная картина становления и развития системы женского образования на Северном Кавказе. При этом обобщены крайне скудные литературные данные, а также разрешены многие из имевшихся в них противоречий, устранены существовавшие обширные белые пятна.

В процессе исследования была проведена периодизация развития женского образования на Северном Кавказе. При этом в качестве основных использовались три критерия:

- качественного развития. То есть система женского образования должна была выйти на качественно новый уровень развития.

- исторического развития. Здесь учитывались закономерности развития в Х1Х-ХХ в. события в жизни страны, явившиеся своеобразными водоразделами (войны, потрясения) и оказавшими значительное влияние на предмет нашего исследования.

- логической целостности. То есть, каждый из выделенных этапов должен иметь некую исходную позицию со своими проблемами, какие-либо действия по их разрешению и определенные итоги развития.

Выделенные нами периоды нашли отражение в структуре данной диссертации.

В царской России до середины XVIII в. системы женского образования не было как таковой. Практически отсутствовал самый фундамент - начальная народная школа. Не все компоненты школьной системы были одинаково развиты, не было между ними устойчивой связи. В институтах благородных девиц - в первых учебных заведениях для женщин -обучение было направлено не столько на приобретение знаний, сколько на поверхностное «светское» воспитание. Но и это образование в России было привилегией дворянства.

С формально-исторической точки зрения женское образование более или менее масштабно начинается с 5 мая 1764 г. в Петербурге близ Смольного дворца, где в середине XVIII века был создан женский монастырь, указом Екатерины II было основано Воспитательное общество благородных девиц (200 учащихся), а при нем училище для мещанок (240 учащихся). Так была начата история известного Смольного института и заложен государственный фундамент женского образования. Однако, истоки женского образования мы находим в самом далеком прошлом, поскольку становление национальной культуры и развитие на Руси грамотности было бы невозможно вне женской образованности как субъективного культурного феномена.

С середины XIX в. женское образование получило более широкое развитие. За сравнительно короткий срок оно сделало огромный шаг вперед. Во много раз повысилось число учебных заведений и соответственно число учащихся девочек. Улучшилось содержание обучения. Благодаря передовым педагогам К.Д. Ушинскому, H.A. Вышнеградскому и их последователям, русская женская школа не только обрела совершенно самостоятельное лицо, но и стала образцом для женской школы многих зарубежных стран.

Проведенная работа по исследованию истории становления и развития системы женского образования на Северном Кавказе и ее анализ позволяют выделить здесь некоторые исторические особенности и закономерности.

К концу века Россия обладала сложной и многопрофильной системой образования, в которой были представлены, по существу все звенья школы. Это была весьма широкая и относительно массовая школьная система, созданная в достаточно короткий исторический период. Главным фактором ее развития явились утверждение капитализма в России и обусловленное этим процессом расширение общественного уровня в школьном строительстве. Наиболее интенсивным и действенным это участие было в становлении и развитии начальной народной школы и женского образования. Начальная народная школа, средние и созданные позже высшие женские учебные заведения содержались главным образом на местные и общественные средства (сельских и городских самоуправлений, различных организаций и частных лиц), что давало известный простор для общественног участия в создании и деятельности начальной народной и женской школы. Правительство всемерно старалось урезать, сократить сферу этого участия, но оградить от него ни начальную, ни женскую школу оно не смогло. И это явилось одной из основных причин достаточно быстрого и широкого развития данных звеньев школы, созданных практически заново в пореформенный период.

Образцом для многих зарубежных стран стали и созданные в России в конце XIX и в начале XX вв. высшие женские курсы. Не случайно французская писательница А. Лео писала организаторам Бестужевских курсов: «Вы задумали превосходнейшее на свете дело. За вами останется та слава, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечтаем». [34,133]

Но наибольшего своего развития женское образование достигло после Октябрьской революции 1917г. Коренным образом изменилось содержание образования, полностью была перестроена организация народного образования: все общеобразовательные школы стали общенародными, существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение и совместное обучение детей обоего пола; школа отделилась от церкви; все национальности получали право обучения на родном языке; студентам в вузах выплачивается стипендия. В результате этих мер, к середине XX века уровень женского образования в стране окончательно сравнялся с уровнем мужского образования, а в некоторых отраслях народного хозяйства (медицина, образование) даже превзошел его.

Развитие шло не посредством простого увлечения, а своеобразными качественными скачками, происходившими в определенные годы (1925, 1928-1929,

1936,1940,1952,1956-1960 годы и т.д.). Особенно наглядны в этом отношении 1925 год и конец пятидесятых годов, прежде всего потому, что после реформ проведенных тогда длительное время не требовалось последующих реорганизаций.

С середины 20-х годов началось строительство школьных зданий. Стали создаваться школы ФЗС, ШКМ, ФЗУ, курсы по подготовке к учебе на рабфаке. Преподавание велось на русском языке. В 20-е годы было положено начало женскому образованию. Слабым звеном было учение русскому языку. Не было методической и учебной литературы, не хватало квалифицированных учительских кадров». Из-за тяжкого материального положения большинства населения к концу 20-х годов уменьшилось количество учащихся. К 1928 году письменность народов Карачая и Черкесии была переведена на латинскую основу. Началось создание русско-национальных словарей, книг по истории, этнографии, краеведения. В начале 30-х годов вводится всеобщее обязательное первоначальное обучение, которое полностью завершилось к 1932-33 уч. году в Карачаево-Черкесии впервые была открыта национальная средняя школа.

Женщины стали получать образование наравне с мужчинами. Для национальной школы стали создаваться стабильные учебники. Началась подготовка учителей для национальной школы.

С 1936 года в школах Карачаево-Черкесии обучение велось на основе нового алфавита, созданного на основе русской графики. На этой же основе стали издаваться учебники.

В 1931-1941 гг. улучшилось преподавание русского языка в национальной школе, хотя в целом вопрос изучения русского и родного языков не был решен. В 30-е годы в школах Карачая и Черкесии был накоплен положительный опыт трудового воспитания.

Со второй половины 30-х годов постепенно стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение.

С 1940 года все школы Карачаево-Черкесии перешли к реализации неполною среднего образования, успешно функционировали средние и высшие учебные заведения.

С середины 30-х годов стали проводить систематическую внеклассную работу с учащимися. Она была тесно связана с учебным процессом.

В годы ВОВ учебная работа строилась с учетом особенностей военного времени.

Самым тяжелым в истории карачаевцев были 1943-1957 годы, годы депортации. Возвратившись на родину, карачаевцы не получили всех прав и свобод. До 80-х годов они жили и оставались нереабилитированными. Созданных в 1957-58 уч. году 39 школ для десяти тысяч учеников не хватало, как и учебников и учебных принадлежностей. В 1959 году языком обучения был принят русский язык. Местными учеными педагогами, учителями стали создаваться учебники и методические пособия.

В начале 70-х годов начался переход ко всеобщему среднему образованию.

Учителя Карачаево-Черкесии продолжали работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

В 80-е годы в области продолжалась разработка учебников и методической литературы для национальной школы.

С 1985 года в области создаются творческие школы учителей-новаторов, внедрялись в практику идеи педагогики сотрудничества.

Положительный опыт, накопленный школой Карачаево-Черкесии необходимо использовать в целях демократизации и гуманизации школы и личности учащихся. Старое должно вытесняться новым, реформироваться в соответствии с целями и задачами меняющейся социальной жизни.

По результатам проведенной работы мы имеем все основания сказать, что в системе подготовки квалифицированных кадров в Карачаево-Черкесской республики практически всегда существовало понимание важности и необходимости национального воспитания. Это понимание было подтверждено конкретными действиями, хотя часто наблюдалось и декларативное отношение к проблеме. Именно такие периоды породили те трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня. И все-таки главным представляется не просто осознание наличия этой проблемы, но и конкретные действия по введению отдельных курсов и специальных блоков материалов в традиционные дисциплины учебных планов, которые были призваны обеспечить у учащихся нормальное развитие национального самосознания, осуществлять знакомство с традициями и культурой местных народов.

Учитывая актуальность проблемы межнациональных взаимоотношений в Российской Федерации и относительное благополучие в этом отношении Карачаево-Черкесской республики, мы сочли необходимым обратить особое внимание на фиксацию современного вклада в этот процесс ее образовательных заведений.

Процесс этнопедагогизации образования реализует три цели:

1. Научно-педагогическая. Исследование опыта народной педагогики, выявление наиболее ценного с позиции сегодняшнего дня и использование его в практике воспитания. Здесь этнопедагогика- часть науки педагогики.

2. Национальная педагогика любого народа является важной составной частью его национальной культуры. Полная ее утрата может привести к потере народом самого себя. Подчеркнем, что данное положение справедливо не только по отношению к любому народу Кавказа, Поволжья или Сибири, но и к русскому народу. Здесь этнопедагогика как дисциплина должна рассказывать народу о самом народе, способствуя сохранению положительных национальных традиций.

3. Интегрирующая. Имеет важное государственное значение. Ее осуществление имеет два направления. С одной стороны идет представление народа людям других национальностей, с другой стороны, его представители знакомятся с культурой других народов. Здесь государство обязано, через систему образования, формировать у молодежи чувство единства, сопряженности наших народов.

Учитывая эти три цели, процесс этнопедагогизации необходимо распространить на все педагогические образовательные заведения Российской Федерации. Более того, национальная и интегрирующая цели должны решаться всей системой образования, что говорит о необходимости введения этой и других эт-нопедагогических дисциплин, в учебные планы вузов и средних специальных учебных заведений, ведущих подготовку непедагогических кадров.

В исследовании доказано, что национальное педагогическое образование женщины народная педагогика представляла как естественно-исторический процесс самоорганизации жизнедеятельности общества.

Это обусловило зарождение общечеловеческого и национального идеалов воспитания разработку конкретных задач образования форм и методов их реализации. Выработанный народом идеал женского образования определялся как подготовка совершенного человека, способного к самореализации, а составными частями женского образования являлись физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, проявление единения и сплоченности с другими людьми, житейская мудрость, умение ценить и создавать прекрасное.

Мы стремились доказать, что проблемы образования женщины невозможно решать без учета особенностей этнической культуры, ориентирующей личность на творческое саморазвитие. Такой подход означает необходимость использования в воспитании национальных традиций и обычаев, достижений народной педагогики.

Анализ этой работы убеждает в том , что идеи образования женщины возникли и развивались на основе опыта горцев в течении многих веков из потребностей общества в лучшей организации воспитательной деятельности по подготовке девушек к семейной жизни. Эти идеи и опыт народной педагогики обогащались и развивались вместе с развитием общества. Они в большинстве своем носят демократический характер и не потеряли своего значения в наше время, бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры жителей Северного Кавказа.

В заключении диссертационного исследования отражены следующие положения и выводы.

1. В современный период в процессе образования одинаково важное значение следует придавать как национальным особенностям образовательного процесса в регионе, так и российским и мировым принципам названного процесса, что должно облегчить самоидентификацию женщины как представителя своего народа, России и человечества в целом.

2.Присоединение Кавказа к России, наряду с негативными факторами, сопровождавшими само присоединение ( война, гибель и обнищание части населения, нарушение сложившихся условий жизни, труда и т.д.) оказало позитивное влияние на отдельные стороны жизни народов Северного Кавказа. Став частью великой империи Северный Кавказ был вовлечен в сложившиеся к тому времени в России относительно передовые экономические, политические, культурные отношения, что обусловило не только возможность приобщения горцев к русской и мировой культуре и образованию, но и необходимость этого. Последнее обстоятельство ускорило вовлечение народов Северного Кавказа в органичный союз народов России, с сохранением своей самобытности, и принятием общих принципов и начал развития российского образования.

3. Несмотря на многоконфессиональность и многонациональность населения Северного Кавказа, процесс женского образования в различных его регионах имел много общих черт, обусловленных одинаковыми обычаями и традициями, утвердившимися на Кавказе в отношениях к женщинам, независимо от их национальной или религиозной принадлежности.

4. Развитие женского образования на северном Кавказе , как и в России в целом сопровождало и во многом обусловило процесс усиления роли женщин в политической, экономической и культурной жизни общества, но если в России в целом этот процесс проходил и проходит довольно активно, на Северном Кавказе он несколько замедлен в силу сложившегося менталитета.

5. В современный период образование стало одним из основных инструментов, помогающих женщине добиться фактического социального равенства в российском обществе (тем более на Северном Кавказе), ориентируясь Европейский Союз, достижения которого в названной сфере неоспоримы.

6. Значение образовательного процесса в современной России, а особенно на Северном Кавказе с его конфликтами, зачастую носящими национальный характер, трудно переоценить, поскольку повышение уровня знаний, усиления роли женщин в политической жизни региона должно привести к более цивилизованным формам разрешения конфликтов, отказа от насилия как средства разрешения национальных противоречий, созданию основы новой общности российских народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лепшокова, Зухра Башировна, 2006 год

1. Абазины: историко-этнографический очерк. Черкесск, - 1989.

2. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // Социол. исследования. 1996.- №9. - С. 83-87.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII XIX вв. -М., 1990.-С. 824.

4. Акты Кавказской археологической комиссии Т. 10.- Тифлис, 1885.- С. 780.

5. Алейников М. Горские училища Баталпашинского отдела // Кубанские областные ведомости. 1901. - №47.

6. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Черкесии в XVI-XV -Черкесск, 1957.

7. Алибеков И.Г. Народное образование на Кавказе. Тифлис, 1903.- С.65.

8. Алиев В. Воспоминания // Шобллик Маяты, 1966.- №58.

9. Алиев У.Б. Национальный вопрос и национальное просвещение на Северном Кавказе //Вопросы просвещения. 1926.- №1,- С. 108-124.

10. Алиев У. Национальный вопрос и национальная культура на Северном Кавказе: итоги и перспективы. Ростов-на-Дону, 1928.- С. 128.

11. Алиев У. Достижения Советской власти на Северном Кавказе в области национальной политики к 10-летию октября. Росгов-на-Дону, 1927. - С. 19.

12. Алиев У. Октябрь и национальная культура на Северном Кавказе // Вопросы просвещения. 1927.-№10.- С. 18-21.

13. Алиев У. Д. Карачай (Карачаевская автономная область. Историко-экономический очерк).- Ростов-на-Дону: Крайнациздат. Севкавкнига, 1927. С. 280-281.

14. Аллаев А.О. Культурное просвещение мусульман. //Мусульманин. — 1910 -№1. С. 69.

15. Асмолов А. Стратегия развития вариативного образования в России // Учительская газета. 1994.- 25 июня.

16. Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. -1999.-№3.-С. 86-87.

17. Атажукин К. Попытки введения Кабардинской письменности // Терские ведомости. 1870.-№10.

18. Багдасаров Г.С. Развитие школьного образования в Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1973. С. 46; 55.

19. Бекижев М.М. Партийные руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1969. - С. 115;144.

20. Бекижев М.М. Народное образование в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992.-С. 120.

21. Беликов Г. Просветитель и борец // Ленинское знамя. 1981. - 26 февр.

22. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974.- т. 17. -С. 377-378; т.24 II. - С. 407-409.

23. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1894.- т. 11. - С. 866-873.

24. Броневская С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1908.

25. Владимирский И. Историческая записка о 40-летии женской классической гимназии С.Н. Фишер // Педагогика. 1998.- №4.- С. 15-17.

26. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Книж. Изд-во, 1974. - 376 с.

27. Ганкевич В.Ю. Крымско-татарские коранические школы мектебе, медресе // Педагогика. 1988.-№1.- С. 93-101.

28. Гзаготова Л.С. Развитие народного образования на Северном Кавказе в XIX. М., 1993.-С. 84-85.

29. Гзаготова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Северном Кавказе. М., 1993. - С. 105.

30. Горская жизнь. Черкесск, 1926. - 15 ноября.

31. Гозулов А.И. Начальное образование и перспектива всеобщего обучения на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1926, - С. 410.32. 40 лет автономии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1962,- С.247.

32. Дементьев JI. Екатерининский институт: к истории основания института благородных девиц//Наше наследие. 1998. № 45. - С. 103-105.

33. Жураковский Е.Г. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М.: Сов. писатель, 1978.- С. 133-140.

34. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII-ro века. M.: Наука, 1988. т. 1. - С. 91-93.

35. История Северо-Осетинской АССР (Советский период) т.-2,- M., 1959.-С. 368.

36. Итоги хозяйственного и культурного строительства Карачаевской автономной области. -Кисловодск, 1935.- С. 220.

37. История Кабардино-Балкарской АССР.- т.1.- М., 1967.- С. 480.

38. К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. Ставрополь, 1969.- С. 185.

39. Каиров Н. Педагогический словарь. -М., I960,- С. 40-46.

40. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. Махачкала, 1984.- С. 207.

41. Калмыков И.Х. Черкесы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.- 344с.

42. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев A.M. Ногайцы: (историко-этнографический очерк). Черкесск, 1974.- 344с.

43. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев A.M. Ногайцы. Черкесск, 1988,-С. 183.

44. Карачаево-балкарские деятели культуры конца 19-го начало 20-го века. в 2-х т. Сост. Т. Биттирова, - Т.1.- Нальчик: Эльбрус, 1993.- 264 с.

45. Карачаево-Черкесия за полвека: Статистический сборник. (1922-1972).-Черкесск, 1972.-С. 200.

46. Карачаево-Черкесия: К 60-летию автономии. Статистический сборник. -Черкесск, 1981.

47. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск 1978.- С. 34.

48. Карачаево-Черкесия 80 лет. Статистический сборник. Черкесск, 2002.- С. 68,69, 77.

49. Карачайлы Ислам. Статьи и очерки. Черкесск, 1968.- С. 175.

50. Конский А. Некоторые сведения о Кишиневском епархиальном женском училище // Вопросы истории, 1986.- № 9.- С. 50-52.

51. Константинов H.A., Медынский Е.А., Шабаева М.Ф. История педагогики. -М., 1956.-С. 391; 432-447.

52. Кокиев Г., Шора Бекмурзин. Нальчик, 1964.- С. 14-17.

53. Кошев А.М. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа 19-го начало ХХ-го века. Нальчик: Эльбрус, 1991.- С. 160.

54. Крылова Н. Этапы и смыслы женского образования в России // Народное образование. 2000.-№6.-С. 165.

55. Кубанский календарь на 1889 год. Екатеринодар, 1897.- С. 120.

56. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука - 1968.

57. КЧР. 1990-1997 г.г. Статистический сборник. Черкесск, 1998.

58. КЧРИПКРО 60 лет. Сборник статей. - Черкесск, 2003.- С. 34.

59. Лайпанов X., Дудов М. Культурное строительство в Карачае за 20 лет. Кара-чаевск, 1940.-С. 99.

60. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1956.- С. 160-164.

61. Львов К.И. Белинский о воспитании женщины // Сов. Педагогика. 1988.-№5.-С. 15-20.

62. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. СПб, 1921.-С. 396.

63. Миропольский С. Школа и государство. Обязанность обучения в России. -СПб, 1923.-С. 117.

64. Материалы Госкомстата КЧР, дело 203.

65. Макаев В.В., Д.Д. Семенов О подготовке учителей для национальной школы. М.: АПН СССР, 1991.-С. 112-114.

66. Макаев В.В. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. Тбилиси, 1956. - С. 172.

67. Малкондуев Х.Х. Древняя культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1990.-С. 153.

68. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 12-13. Ставрополь, 1971.-С. 296.

69. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX начале XX века: Этнографическое исследование. Нальчик: Эльбрус, 1991.-С. 254.

70. Мафедзев С.Х. Обрядовые игры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1979.- С. 24.

71. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов,- Нальчик: Эльбрус, 1984.-С. 170.

72. Медынский E.H. История русской педагогики. М.: Учпедизд, 1938.- С. 512.

73. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и культура карачаево-балкарского народа//Минги-Тау; Эльбрус. 1994.-№1/53.-С. 215.

74. Милославский П.С. Завершить ликвидацию неграмотности и малограмотности у народов Северного Кавказа// Северо-Кавказский учитель. 1936.-№2. - С. 10-12.

75. Милославский П.С. Ликвидация неграмотности большие темпы // Молот. -1931.-31 октября.

76. Михайлов В.Ф. Предварительный устный курс русского языка в национальной начальной школе // Северо-Кавказский учитель. 1935,- №11.- С.24.

77. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.-С. 24.

78. Мушкетов И.В. Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхал-ты. СПб, 1896.- С. 47.

79. Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Черкесск, 1993; 319 с.

80. Народное хозяйство РСФСР в 1980: Статежегодник. М., 1981.

81. Народное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики. Статистический сборник. (1922-1972). Нальчик, 1972. - С. 126.

82. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Черкесск, 1998.- С. 46, 188,189,191,196, 268.

83. Неверов Я.М. Еще об образовании Кавказских горцев. // Кавказ. 1859, 21 мая.

84. Невская В.П. Карачай в постреформенный период. Ставрополь, 1964. - С. 224

85. Никитин В. Начальное образование в России // Родина 1996.- №3.- С. 123128.

86. О просвещении на Кавказе //Русская школа. 1901. - №6. - С. 120.

87. О реабилитации и самоопределении Карачаевского народа. Карачаевск: общество "Джамагат", 1990. - С. 50.

88. О состоянии и очередных задачах воспитательной работы в школах Север-ного-Кавказа // Северо-Кавказский учитель. 1936.- №8.- С. 6-28.

89. Оболадзе У.П. Очерки по истории общеобразовательной школы в дореволюционной Грузии. Тбилиси, 1957.

90. Орлова О.И. Одна из лучших школ Черкесии // Северо-Кавказский учитель. -1935.-№7.- С. 24-25.

91. Орлова О.И. Пример, по которому нужно равняться // Северо-Кавказский учитель. 1935. - № 3/5/. - С. 19-21.

92. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957.

93. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т.1. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1967.-С. 600.

94. Очерки истории Карачаево-Черкесии, Т.2 Черкесск, Ставропольское книжное изд-во, 1972. С. 148.

95. Очерки истории Ставропольского края, в 2-х томах. Ставрополь, 1986.

96. О просвещении на Кавказе //Русская школа 1901. - С. 120-124.

97. Очерки истории школы и педагогические мысли народов СССР. Первая половина XIX в. М.: Педагогика, 1973. - С. 133-142, 255-269.

98. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. - С. 131-137.

99. Энциклопедический словарь. Типография Н. Эрлиха. СПб., 1905. - С. 233.

100. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953.-С. 71.

101. Педагогический словарь. Т.1. М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 1960.-С. 373.

102. Педагогическая энциклопедия Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1965. - С.212, 214,517-520.

103. Просветители Кавказа. //Русская школа. -1901.- №5. С. 102

104. Развитие школьного образования в Карачаево-Черкесии, 1973.

105. Раничева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России //Дошкольное воспитание. 1996,- №10.- С. 95-99.

106. Ранеев Н. Идеалы общего образования // Вестн. высшей школы. 1992. -№1.-С. 81-86.

107. Романова В.Е. Высшие женские курсы Полторацкой. //Высшее образование в России. 1993. -№3. - С. 197-202.

108. Российская педагогическая энциклопедия Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1993.- С. 307-309.

109. Свод законов Российской империи. Собр. 11 т.42, изд. 2-е.- СПб, 1900. -С. 820.

110. Северный Кавказ. Образование: история и современность. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - С. 114.

111. Семенликова JL Октябрь 1917-го. Что же произошло? //Сборная мысль, 1992,-№5.-С. 13-20.

112. Семенов Д.Д. Педагог идеалист сороковых годов // Русская школа. - 1894. -№2.-С. 13-28.

113. Семин А. Политические сюжеты из жизни советской школы //Коммунист, 1991.-№1.-С. 32-40.

114. Симонов П.И. Горские школы. М.: Педагогика, 1976. - С. 104-106.

115. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина 19-20 века. -М.: 1983.-С. 160.

116. Слепенкова Е.А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. 2000. - №9. - С. 47.

117. Ставропольская губерния. /Под.ред. А. Твачерелидзе.- Ставрополь, 1897.-С. 552.

118. Статистический сборник ЧАО за 1922-1923 гг. Черкесск, 1925.

119. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Тифлис, 1900.

120. Стасов В. Надежда Васильевна Стасова, Воспоминания и очерки. СПб., 1929.-С. 115-116.

121. Стоюнин В.Я. Образование русской женщины. Избранные педагогические сочинения. М.: Правда, 1963.- С. 212.

122. Тамбиева З.М. О народном образовании в Карачаево-Черкесии до Октябрьской революции (к вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа). Ставрополь, 1969. - С. 105-112.

123. Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. // Высшее образование в России. 1994.-№3.-С. 111-115.

124. Тебиев Б.К. Образовательная политика в России // Педагогика. 1997, № 2. - С. 99-105.

125. Тугов В.В. Абазинский фольклор. Черкесск: -КЧОИУУ, 1990.- С. 40.

126. Тугов В.В. Обретение письменности //Ленинское знамя.- 1981.-10 сент.

127. Трудовые ресурсы Карачаево-Черкесской республики. Часть И.-Черкесск, 1996.-С.64.

128. Трудовые ресурсы Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1997. - С. 85.

129. Узденов М. Переселенцы, хотевшие учиться // Карачай.- 1994.- 16 марта. 131 .Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (1917-1991).-Пятигорск, 1997.- 146 с.

130. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 года).- Пятигорск, 1994. 136 с.

131. Узденова С.Б. Развитие народного образования в Карачае и Черкесии. // Вестник ПГЛУ. 1998.- № 2. - С. 48- 51.

132. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1. М. 1993.- С. 308.

133. Фадеев A.B. Идейные связи и культурная жизнь народов а дореволюционной России. М.; 1966 - с. 303.

134. Федосова Э.Н. Бестужевские курсы первый женский университет в Рос-сии.-М.; 1980.-С. 7-15.

135. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. -СПб., 1981.-С. 192-193.

136. Файнберг Р. Возникновение и закат школьных кооперативов. // Воспитание школьников.- 1990.- № 6. С. 21-23.

137. Хан-Герей. Записка о Черкесии.- Нальчик: Эльбрус, 1978.- С. 334.

138. Христофорова Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика. 1998.- № 4. -С. 80-85.

139. Хубиев И. Несколько слов о Карачае // Мусульманин. -1911.- №5.- С. 202.

140. Хурин П.В. На рубеже второй культурной пятилетки Северного Кавказа. -Ростов-на-Дону, 1932 .- С. 35.

141. Чарнолуский В. Земство и народное образование // Советская педагогика. -1990. -№4.-С. 105-110.

142. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.

143. Эймонтова Р.Г. Просвещение в России в первой половине XIX в. //Вопр. истории. 1986.-№ 10. - С. 78-93.1. Архивные источники

144. Материалы Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарии. Ф. 6, оп. 1, дело 891.

145. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф. 15, оп. 2, дело 496.

146. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф.-15, оп. 2, дело 135 в.

147. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф.-15, оп. 2, дело 255.

148. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф.-73, оп. 4, дело 4, ед. хр. 1.

149. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф.-73, оп. 1, ед. хр. 26.

150. Материалы Государственного архива Северного Кавказа. Ф.-454, оп. 2, дело 778.

151. Материалы Ставропольского краевого архива. Ф.-15, дело 76.

152. Материалы Ставропольского краевого архива. Ф.-16, дело 464.

153. Материалы Государственного архива Краснодарского края. Ф.-5, оп. 1, ед. хр. 1, лист 1-12.

154. Материалы Государственного архива Краснодарского края. Ф.-7, Оп. 2, дело 6, лист 6.

155. Материалы партийного архива Ростовского обкома КПСС. Ф.-7, on. 1, дело 5.158. ГАКЧР. Ф.-4, дело 25.

156. ГАКЧР. Ф- 4, дело 1865, лист 38.

157. ГАКЧР. Ф.- 4, дело 4, on. 1.

158. ГАКЧР. Ф.- 4, дело 48, оп. 4.162. ГАКЧР Ф. р. -24.

159. ГАКЧР. Ф-04, дело 48, лист 2. стр. 17.

160. ГАКЧР. Ф-4, on 1, дело 10. стр. 231.

161. ГАКЧР. Ф-10, on 1, дело 4, лист 26.

162. ГАКЧР. Ф-14, on 1, дело 48, лист 176.

163. ГАКЧР. Ф -24, on 1, дело 48, лист 124.

164. ГАКЧР. Ф-24, on 1, дело 154.

165. ГАКЧР. Ф-24, оп.1, дело И.

166. ГАКЧР. Ф-24, оп.1, дело 11.

167. ГАКЧР. Ф-307, on 1, дело 16.

168. ГАКЧР. Ф-137, on 1, дело 5а.

169. ГАКЧР. Ф-307, on 1, дело 16, лист 14.

170. Материалы Карачаево-Черкесского областного музея. Ф,- 1, дело 29.

171. Материалы архива КЧНИИ. Ф- 9, оп. 9, дело 25.

172. Материалы архива КЧНИИ. Рукописный фонд.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.