Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии: на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Орлова, Оксана Никодимовна

  • Орлова, Оксана Никодимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 163
Орлова, Оксана Никодимовна. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии: на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2007. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Орлова, Оксана Никодимовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ

1.1. Эволюция законодательного регулирования и история становления подготовки и повышения квалификации учителей религии в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия

1.2. Законодательная база изучения христианства в Германии: современное состояние

1.3. Взаимодействие евангелической церкви и государственных органов управления образованием в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ

2.1. Структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей религии

2.2. Организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии 111 ВЫВОДЫ 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 139 ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии: на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия»

Актуальность и постановка проблемы исследования. На рубеже XX -XXI веков произошла переоценка роли религии не только в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека. Религия и деятельность церкви стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы и общественную жизнь страны. Многие граждане испытывают большую потребность в изучении как православия, так и других традиционных в нашей стране религий. Идею изучения религии как элемента национальной культуры поддерживает большинство нерелигиозных россиян. В связи с переосмыслением форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей и юношества, знания о традиционных религиозных ценностях включаются в школьное образование.

Эти процессы основываются на соответствующих законодательно-правовых документах. В 1997 г. была принята новая редакция Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором под-^ черкнута «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (СЗРФ. 1997. № 39. Ст.4465). В системе образования имеются правовые основания, определяющие возможность обучения детей религии. Одновременно, субъектам федерации предоставлена самостоятельность в решении данного вопроса в рамках регионального компонента. В ряде российских регионов администрации и епархии заключили соглашения о сотрудничестве, в которых предусматривается возможность включения религиозных знаний в школьное образование. В ряде регионов, например, в Белгородском, Смоленском и некоторых других, введен предмет «Основы православной культуры», который носит обязательный характер. В Курской, Московской и многих других областях, курс «Основы православной культуры» преподается на факультативной основе. Хотя, по мнению сторонников этого предмета, преподавание основ православной культуры - является возрождением культурных традиций, ставящим целью приобщение к культуре и истории страны, в его содержании значительное место занимают религиозные знания.

Рост интереса к традиционным культурным и религиозным ценностям нашел свое выражение так же в создании факультетов и кафедр теологии и религиоведения в светских высших учебных заведениях. Так направления и специальности «Религиоведение» и «Теология» открыты почти в 50-ти вузах страны, активно обсуждается вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей.

На открытии XV Рождественских чтений (Москва, 2007 г.) в докладах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, Министра культуры Российской Федерации А. Соколова отмечалась актуальность интеграции профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство.

Рост общественной потребности в изучении религиозных знаний, появление в образовательных учреждениях предметов, включающих религиозные знания со всей остротой ставит проблему подготовки педагогических кадров, компетентных в этой сфере деятельности.

Важной стороной решения этой проблемы является переподготовка и повышение квалификации учителей, уже преподающих религиозную культуру. Этому в известной мере способствует взаимодействие религиозных организаций с образовательными учреждениями в целях подготовки и повышения квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин для расширения их компетентности в религиозных вопросах.

Однако, продуктивное решение проблемы, на наш взгляд, состоит в создании структурно и методически обеспеченной системы повышения квалификации учителей.

Вместе с тем, учитывая сложность и многогранность проблемы преподавания религии для российской системы образования, представляется целесообразным и полезным изучение опыта подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и, особенно, подходов к регулированию государственно-церковных отношений в решении этих проблем в западно-европейских странах и, прежде всего, в Германии, где эти отношения имеют достаточно устойчивый характер и хорошо проработаны во всех (в том числе и правовых) аспектах.

В настоящее время отдельным аспектам этой проблематики, в том числе вопросам подготовки и повышения квалификации учителей религии, в российской современной научной литературе посвящены работы С.А. Енькова,

И.В. Золотаренко, М.Н. Костиковой, Т.А. Кудриной, Н.Н. Лисового, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, М.П. Мчедлова, Т.И. Петраковой, В.А. Сла-стенина, В.И. Слободчикова, Л.Д. Соловьевой, В.Н. Тростникова и других.

Указанные проблемы хорошо изучены в немецкой педагогике. Им посвящены исследования У. Бауман (U. Baumann), К-Э.Нипкова (К.-Е. Nipkow), Г. Леммерманна (G. Lemmermann), Г. Рюппелля (G. Ruppell), Р. Фриллинга (P. Frilling), Д. Циллессена (D. Zillessen), Г.-А. Штемпеля (G.-A. Stempel), К.-Т. Шайльке (К.-Т. Scheilke).

Вопросы преподавания религии в различных типах школ Германии, про-( фессионально-технических учебных заведениях, дошкольных учреждениях, а также проблемы повышения квалификации учителей религии и улучшения качества преподавания предмета освещены в работах Г. Беверсдорффа (Н. Bew-ersdorff), Б. Ендорффа (В. Jendorff), Г.-Й. Зильберберга (G.-J. Silberberg), Ю. Клуге (J. Kluge), С. Ляймгрубера (S. Leimgruber), М. Нейфельдера (М. Neu-felder), Г.-Ю. Рёриха (H.-J. Rohrig), 3. Фёрстера (S. Foerster), У. Шпаршу (U. Sparschu), Г. Хильгера (G. Hilger), Х.-Г. Циберта (H.-G. Zibert).

Практический интерес к изучению опыта Федеративной Республики Германии в области преподавания религии в школе, а также к повышению образовательного уровня учителей религии позволил выбрать тему диссертации: «Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии (на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия)».

Проблема диссертационного исследования формулируется следующим образом: каковы условия и организационные формы повышения квалификации учителей религии в Германии.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - теория и практика повышения квалификации учителей религии.

Предмет исследования - законодательное обеспечение, организационные формы и содержание деятельности организаций, занимающихся повышением квалификации учителей религии в Германии.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать историю становления повышения квалификации учителей религии в Германии.

2. Охарактеризовать современное состояние законодательных основ изучения христианства в Германии.

3. Выявить основные направления взаимодействия евангелической церкви и государственных органов управления в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии.

4. Раскрыть структурно-институциональную характеристику системы повышения квалификации учителей религии.

5. Охарактеризовать организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии в Германии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы конкретности, всесторонности, эволюционное™, а также общенаучные принципы объективности и системности. Концепция диссертации сложилась на основе переосмысления места религии в современном образовании, а также возрастающей роли в формировании духовно-нравственных и культурных ценностей общества.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы: теоретический анализ (системный и ретроспективный):

- изучение и систематизация материалов по организации повышения квалификации учителей религии в Германии;

- анализ существующих форм повышения квалификации учителей религии в Германии;

- обобщение и систематизация полученных результатов;

- логико-теоретический анализ философских, педагогических и методических трудов по исследуемой теме;

I эмпирические методы:

- наблюдение за проведением уроков религии в немецких образовательных учреждениях и их последующее обсуждение с учителями и методистами;

- беседы с руководителями Земельного церковного ведомства земли Северный Рейн-Вестфалия, доцентами и руководством педагогико-теологического института, школьными учителями религии, религиозными учеными-педагогами, священниками;

- интервьюирование исследователей проблем повышения квалификации учителей религии; праксиметрический метод: |/ - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения государства и церкви.

Источники исследования: религиозно-педагогические сочинения русских и немецких педагогов и религиозных педагогов; российских и зарубежных психологов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания; а также документальные и литературные материалы, программы, рекомендации, руководства по повышению квалификации учителей религии, предлагаемые Земельной церковной службой евангелической церкви; материалы ежегодных Рождественских образовательных чтений, нормативно-правовые документы и акты, Уставы Земельных евангелических церквей.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2003 гг.) был осуществлен сбор источников и материалов по избранной теме. Во время стажировки в Педагогико-теологическом институте (Германия, Бонн, 2003 г.) проводилось интервьюирование учителей религии и специалистов, осуществляющих повышение их квалификации, священников, авторов школьных учебников евангелической религии. Посещались уроки религии в различных видах и типах образовательных учреждений. Изучались труды немецких религиозных педагогов, посвященные данной проблеме; проанализирована степень научной разработанности исследуемой темы; определены методы, способствующие раскрытию содержания.

На втором этапе (2003-2005 гг.) были определены основные параметры исследования; изучались и анализировались литературные источники, уточнялись и обобщались полученные при этом данные.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) происходила систематизация полученных результатов, и оформлялись материалы диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система подготовки и повышения квалификации (ПК) учителей религии в Германии формировалась с начала тридцатых до конца шестидесятых годов XX века. В течение этого времени происходили значительные изменения в структуре школы, а, следовательно, в системе подготовки и ПК учителей религии. Институциональные изменения в организации повышения квалификации состояли в преобразовании общественных структур в синодальное подразделение, а затем - постоянно действующие учебные заведения, признанные государством в качестве вузов. В последующие годы все основные мероприятия по ПК учителей евангелической религии разрабатывались и проводились данными учебными заведениями.

2. Взаимоотношения государства и церкви в Германии определяются детально проработанной нормативно-правовой базой. При разработке и введении каждого нового документа отмечается высокий уровень преемственности. Уточнение и развитие конституционные и федеральные нормы получают в земельных конституциях, которые устанавливают цели образования, разделение компетенций между семьей и школой, определяют принципы преподавания предмета «Религия» и специфику подготовки и ПК учителей для этих целей.

При светском характере образования урок религии является равноценным школьным предметом, обязательным для государственного учебного плана и преподается в соответствии с принципами соответствующих религиозных конфессий.

3. Евангелическая церковь активно участвует в общественных дискуссиях по вопросам образования и воспитания, стремясь внести свой вклад в расширение образовательных горизонтов и улучшение результатов педагогического труда. В сотрудничестве с государством евангелическая церковь (согласно Конституции) принимает участие в обеспечении возможностей изучения религии детям нехристианских культур. Также она участвует в подготовке и ПК учителей предмета «Практическая философия». Одновременно расширяется сотрудничество евангелической и католической конфессий в области преподавания религии.

4. Особое отличие мероприятий по ПК учителей религии состоит в совмещении работы местных региональных и надрегиональных учреждений. Все мероприятия по ПК учителей религии планируются, проводятся и контролируются тремя основными инстанциями: Педагогико-теологическим институтом, Обществом евангелических воспитателей и IV-м отделом «Воспитание и образование» Земельного церковного ведомства.

5. Фукционирующий в системе церковного ПК учителей религии федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия педагогико-теологический институт евангелической церкви (ПТИ), осуществляет повышение квалификации как школьных учителей, преподающих религию во всех видах и типах образовательных учреждений, так и священников по вопросам подготовки детей к конфирмации, ведет методическую и научную работу.

6.Анализ деятельности ПТИ дает четкое представление об основных направлениях, методах, формах и содержании ПК, в соответствии с которыми строится работа институтов повышения квалификации учителей религии в Германии. Вся деятельность по организации и проведению ПК осуществляется на фоне непрерывного диалога церкви с органами управления образованием, учителями, учащимися и их родителями, религиозной общественностью. Церковное ПК направлено на рассмотрение всех учебных вопросов в свете реального контекста жизни учителя и учеников.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем целостно представлен анализ системы повышения квалификации учителей религии в Германии; раскрыта история развития подготовки и повышения квалификации учителей религии в Германии; в научный оборот введены труды немецких педагогов, специалистов в сфере подготовки и повышения квалификации учителей религии.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыты теоретические основы проектирования взаимодействия образовательных учреждений и церкви в области повышения квалификации учителей религии; выявлены организационные механизмы управления развитием системы повышения квалификации учителей религии; материалы, полученные в работе могут стать основой дальнейшего изучения системы подготовки кадров в Германии и разработки научного обеспечения повышения квалификации учителей религиозной культуры в России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены особенности системы повышения квалификации учителей религии, построенной на взаимодействии государства и церкви. Содержащийся в данной работе материал может использоваться в учебных курсах и спецкурсах системы дополнительного профессионального образования учителей, а также учитываться при организации подготовки и повышения квалификации учителей, преподающих основы православной культуры и других традиционных культур России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической базой концепции диссертации; использованием методов, адекватных ее задачам и логике, репрезентативностью и разнообразием библиографических источников, богатством документальных и литературных данных, убедительно подтверждающих основные теоретические положения и выводы диссертации.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

- участия в ежегодно проводимых всероссийских научно-практических конференциях, посвященных педагогическому наследию К.Д. Ушинского, ежегодных всероссийских Знаменских чтениях, Международных Образовательных Рождественских чтениях;

- выступлений автора с докладами на межвузовских и вузовских научно-практических конференциях, заседаниях кафедры иностранных языков Курского госуниверситета;

- публикаций тезисов и статей по проблемам исследования в научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Орлова, Оксана Никодимовна

выводы

1. В процессе развития системы повышения квалификации учителей религии в Германии четко сформировалась структура церковного ПК преподавателей евангелической религии. Для успешной организации ПК учителей религии не менее важным является хорошо налаженное сотрудничество всех подразделений этой структуры.

2. Церковное ПК приравнивается к государственному. Государство оказывает поддержку и финансовую помощь церкви в организации ПК учителей религии, что укрепляет позиции церкви в области образования.

3. ПК учителей религии ориентировано на постоянное расширение курсов и образовательных программ, на обновление отдельных компонентов учебного процесса, активизацию методической работы с учетом требований времени.

4. Служащие организаций и преподавательский состав, осуществляющие процесс повышения квалификации учителей религии, ставят перед собой следующие главные задачи: научить педагога управлять своей деятельностью, мыслить тактически, перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации, а также критически оценивать свою педагогическую деятельность.

5. Государство и церковь постоянно осуществляют контроль качества мероприятий по повышению квалификации учителей религии, для чего разработаны специальные критерии.

6. Следует отметить, что образовательный процесс носит динамический и вместе с тем изменчивый характер. По своей природе преподавательская деятельность является творческой и требует от учителя дальнейшего профессионального совершенствования.

Проводя повышение квалификации, церковь создает постоянные возможности для развития методических и дидактических умений и навыков, позволяет доносить опыт отдельных учителей до широких педагогических кругов, коллегиально обсуждать и обновлять воспитательные навыки учителей религии.

7. Процесс повышения квалификации учителей религии в Германии осуществляется на высоком организационном и методическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Исторический анализ формирования системы повышения квалификации учителей религии в Германии выявил ряд факторов способствующих созданию системы повышения квалификации, оснащенной учебно-методическими материалами, помогающими проводить большую работу по подготовке преподавательских кадров.

В начальный период развития системы ПК учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия были организованы рабочие комитеты, включавшие учителей религии и священников. Затем была создана катехизаторская служба, которая получила основные полномочия по организации и проведению курсов ПК. Учитывая важность повышения квалификации, руководство евангелической церкви земли Северный Рейн-Вестфалия преобразовало катехизаторскую службу в учебное заведение - Педагогический институт Вестфальской земельной церкви. Также для этих целей был создан Педагогико-теологический институт Рейнской земельной церкви. В дальнейшем этим институтам был присвоен статус высших учебных заведений. В настоящее время все основные мероприятия по ПК учителей религии планируются и проводятся данными учебными заведениями.

2. Взаимоотношения государства и Церкви по вопросам образования формировались на протяжении длительного времени (более ста лет), что позволило четко определить нормативно-правовую базу в сфере школьного воспитания и образования, а также в области преподавания предмета «Религия» как равноценного и обязательного для государственного образовательного плана. Конституция, нормативно-правовые акты земельного Министерства образования, Закон о школьном уставе, Уставы Земельных церквей определяют принципы преподавания религии на конфессиональной основе, устанавливают специфику подготовки и повышения квалификации учителей религии.

3. Опыт повышения квалификации учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия показывает успешность продуманного и открытого взаимодействия государства, религиозных организаций, образовательных учреждений и местных органов власти в области образования и религиозного воспитания в реальных жизненных условиях постоянно движущегося вперед демократического общества.

Евангелическая церковь Германии в сотрудничестве с государственными органами управления образованием содействует современной молодежи в выборе жизненного пути посредством изучения христианского культурного наследия, руководствуясь тем, что культурные и религиозные традиции определяют многие сферы жизни человеческого общества. Мирное сочетание разных культур и религий в рамках одного государства ставит проблему выявления общей реальной основы для взаимодействия различных культур и религий. Евангелическая церковь считает, что диалог культур с целью поиска общих точек соприкосновения не должен сопровождаться навязыванием каких-либо образцов поведения. Необходимо учитывать мнение различных групп населения, что доказывается активным участием церкви в межконфессиональном сотрудничестве в области преподавания религии и в создании альтернативного предмета «Практическая философия» для учащихся, не посещающих уроки религии.

4. Основополагающими принципами взаимодействия образовательных учреждений, управленческих органов и церкви являются: точное определение меры ответственности государства и церкви в решении организационно-управленческих и педагогических задач в области повышения квалификации учителей религии; устоявшиеся подходы к распределению компетенций между всеми участниками данного процесса; согласование программ ПК с учетом пожеланий как управленческих структур, так и учителей; постоянный учет современных требований при разработке и проведении курсов по повышению квалификации и контроль качества проводимых учебных мероприятий.

5. Качество повышения квалификации учителей религии в Германии обеспечивается следующими факторами: непрерывный диалог между всеми субъектами образовательного процесса - государственными и общественными организациями, учителями, учащимися, их родителями, представителями церковных общин; постоянный анализ педагогической ситуации в ее развитии с возможностью предсказания ближайших и отдаленных результатов; организация проектной работы, имеющей целью помочь учителям религии научить детей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, основываясь на идеалах христианства, и правильно вести себя в поликультурном обществе; максимальная приближенность всех мероприятий по ПК учителей религии, проводимых на различных уровнях, к реальной жизни школьников.

6. Педагогико-теологический институт земельной церкви является организационным и методическим центром, реализующим в своей деятельности широкий спектр форм и методов мероприятий по повышению квалификации учителей религии, осуществляемому Церковью.

Высокий уровень занятий, проводимых преподавателями ПТИ, обеспечивается тем, что каждый слушатель курсов получает реальную помощь в преодолении профессиональных затруднений и имеет доступ к необходимой информации. Ведущими целями повышения квалификации учителей религии в Германии является формирование таких качеств как: развитие творчества, научная направленность, умение интегрировать различные методы и приемы образования.

Постоянное совершенствование программ ПК способствует дальнейшему углублению профессиональных знаний учителей религии. В настоящее время цель Евангелической церкви состоит в том, чтобы преобразовать постоянное повышение качества ПК учителей религии в непрерывный процесс.

Продолжение исследования в рамках данной темы может быть связано с проектированием и апробацией методов повышения квалификации учителей основ православной культуры с учетом немецкого опыта, с созданием учебно-методических комплексов для ПК, адаптацией организационных форм, используемых немецкими педагогами при ПК, к условиям и особенностям российской системы повышения квалификации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Орлова, Оксана Никодимовна, 2007 год

1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и государство: социальное партнерство // Православная народная газета. Самара. -№4.-2007.-С. 2-3.

2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Педагогика. М. - № 3. - 1995. - С. 74-81.

3. Байрамов Ф.М. Система образования и церковь: сотрудничество или конфронтация? / Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы.- Уфа, 1994. С. 96-97.

4. Безрогов В.Г., Варьяш С.И. Педагогика Средневековья / Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., Аспект-Пресс, 1994.-С. 11-28.

5. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX-XX веков // Педагогика. М. - № 5. - 1999. - С. 89-94.

6. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. М. - № 3. - 1994. - С. 30-35.

7. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. М.: МГПУ, 1999. - 309 с.

8. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Рязанский гос. пед. ун-т, 1999. - 45 с.

9. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2003. - 382 с.

10. Видякова З.В. Православное христианство и школа / Русская школа: проблемы становления и развития. Липецк, 1995. - С. 22-26.

11. Водолазко В.Н. Проблемы современного религиоведения в средней школе / Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. - С. 31-33.

12. Воробьев В., протоиерей. Современные задачи образования и духовного просвещения / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. -С. 3-8.

13. Воробьев Н.Е., Шачина АЛО. Идеи нравственного воспитания И. Канта и немецкая педагогика XIX в. // Педагогика. М. - № 8. - 2005. - С. 102-107.

14. Галин С.А. К вопросу преподавания религии в башкирских школах / Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования. Саранск, 1993. - С. 40-48.

15. Галицкая И.А. Школа, церковь и религия в российском обществе / Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. - С. 63-74.

16. Гараджа В.И. Свобода совести в общеобразовательной школе // Педагогика. М. - № 4. - 1996. - С. 18-23.

17. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. М. - № 2. - 2003. - С. 74-80.

18. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика. № 2. - 2004. - С. 72-79.

19. Еньков С.А. Светское государство и религия: этико-правовые аспекты / Наука, религия, гуманизм. М., 1996. - С. 183-187.

20. Зеньковский В.В. Педагогика. Париж-Москва, 1996. - 153 с.

21. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Модернизация -это нравственный императив общества // Православная народная газета. -Самара. № 5. - 2007. - С. 2.

22. Корепанова Н.В., Хакимзянова И.М., Щербакова О.И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. М. - № 3. -2003.-С. 66-71.

23. Костенко А. Наука и религия неразделимы // Воскресная газета «Покров». -М.-№9.-2007.- С. 3-4.

24. Костикова М.Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования. На примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Владивосток, 2000. - 54 с.

25. Костикова М.Н., Пересыпкин А.П. Организация процесса повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в Земле Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) // На пути развития международных связей. -Белгород, 2002. С. 54-69.

26. Костикова М.Н., Дорофеев А.Ф. Педагогика Монтессори в Германии начала XX века: теоретическое осмысление и практическое применение // Педагог. Наука, технология, практика. Барнаул. - № 1(14). - 2003. - С. 102-112.

27. Кудрина Т.А. Религия и образование: по материалам «Круглого стола» // Религия, церковь в России и за рубежом. М. - № 2. - 1994. - С. 65-72.

28. Кудрявцев А.И. Правовые основы свободы совести и вероисповеданий в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. М. -№9-10.-1997.-С. 3-13.

29. Кутьева JI.B. Библия и светская школа (размышления учителя) // Педагогика. М. - № 6. - 1993. - С. 46-49.

30. Лихачев Б.Г. Преподавание Закона Божия в школе / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. - С. 94-97.

31. Лихачев Б.Г. Школа и церковь: новые отношения // Советская педагогика. -М.-№6.-1992.-С. 33-36.

32. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. М., 2003. - 64 с.

33. Луценко Л.И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. М. - № 3. - 2005. - С. 61-68.

34. Медушевский В.В. Христианизация советского образования // Русская школа. М., 1996. - С. 32-46.

35. XV Международные Рождественские чтения: Документы, выступления, работа секций // Церковный вестник. М. - № 3. - 2007. - С. 5-14.

36. Меньшиков В.М., Сластенин В.А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. -176 с.

37. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. - 384 с.

38. Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования // Педагогика. М. - № 10. - 2004. - С. 48-53.

39. Никандров Н.Д. Воспитание и религия (размышление педагога) // Советская педагогика. М. - № 12. - 1991. - С. 51-56.

40. Одинцов М.И. Государственная политика «отделения школы от церкви» в СССР: исторический и политико-правовой аспект // Религия, церковь в России и за рубежом. М. - № 9-10. - 1997. - С. 72-79.

41. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ // Учительская газета. М. - № 19-20. - 1993.

42. Писарева Л.И. ФРГ: взаимосвязь педагогической науки и практики // Педагогика. М. - № 6. - 2001. - С. 88-93.

43. Религия в школе: Круглый стол журнала «Российская провинция» // Российская провинция. Набережные челны. - № 6. - 1994. - С. 19-28.

44. Сухоцкая X. Религия и школа // Свободная мысль. М. - № 6. - 1995. -С. 120-125.

45. Ушинский К.Д. К 120-летию со дня рождения В.В. Зеньковского / Сост. Е.Г. Осовский // Педагогика. М. - № 6. - 2001. - С. 67-71.

46. Церковь и школа: Темат. публ. докл. / Ин-т национальных проблем образования; сост. В.А. Владыкина. -М., 1995. 155 с.

47. Шкуров К.С. Правовые основы религиозного образования / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. - С. 84-86.

48. Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Наша задача соединить поколения: Выступление на XV Междунар. Рождественских образовательных чтениях // Русь державная. - М. - № 2. - 2007. - С. 3.

49. Arbeitsgemeinschafi evangelischer Erzieher in Deutschland: Herausforderun-gen fur den Religionsunterricht heute: Ein Beitrag der AEED. Neustadt, 1994.-60 S.

50. Ambring H.-M. Gottesdienst fur Jugendliche. Dusseldorf, 1996. - 195 S.

51. Arnold R., Faber K. Qualitat entwickeln aber wie? Fortbildung und Beratung fur die Schulen in Rheinland-Pfalz. - Seelze, Kallmayer, 2000. - 119 S.

52. Aufwachsen in schwieriger Zeit. Kinder in Gemeinde und Gesellschaft Syn-ode der evangelischen Kirche in Deutschland. Giitersloh, 1995. - S. 7-22.

53. Bakker С., Beuchling 0., Kulturelle Vielfalt und Religionsunterricht. Entwick-lungen und Praxis in vier europaischen Landern // Schriften aus dem Comen-ius-Institut. Munster, 2002. -176 S. - Band 4.

54. Barz H. Postmoderne Religion am Beispiel der jungen Generation in den Alten Bundeslandern. Opladen, 1992. - S. 245-267.

55. Barz H. Postsozialistische Religion am Beispiel der jungen Generation in der Neuen Bundeslandern. Opladen, 1993. - S. 111-118.

56. Baumann U. Aufgaben christlicher Werterziehung nach dem Wertwandel // Schule und Kirche. Heft 2. - 1993. - S. 2-8.

57. Baumann U. Kirche, Gesellschaft und eigene Stimme. Ein Beitrag zur Re-ligionspadagogik des Jugendalters. Weinheim, 1999. - S. 25-67.

58. Baumann H. Glaubenswelten. Zugange zum Christentum in multireligioser Gesellschaft. Frankfiirt/M, 1998. - 70 S.

59. Bayer 0. Theologie. Gutersloh, 1994. - S. 9-12.

60. Becker U., Scheilke Ch. Aneignung und Vermittlung. Beitrage zu Theorie und Praxis einer religionspadagogischen Hermeneutik. Gutersloh, 1992. - S. 55-74.

61. Berger P. Religion in der pluralistischen Gesellschaft. Frankfurt/M, 1979. -S. 9-35.

62. Berufsbezug im Religionsunterricht. Werkheft fur das Berufskolleg. 2. iiberar-beitete und erweiterte Aufl. Diisseldorf, 2003. - 68 S.

63. Beuscher, В., Zilleflen D. Religion und Profanitat. Entwurf einer profanen Re-ligionspadagogik. Weinheim, 1998. - S. 40-63.

64. Bewersdorff H. Der Beitrag des Religionsunterrichts an Berufskollegs // Schule und Kirche. Frankfurt/M. - № 1. - 1999. - S 2-5.

65. Bildung in Freiheit und Verantwortung // Die deutschen Bischofe Kommis-sion fur Erziehung und Schule. - Bonn. - № 13. - 1993. - S. 30-31.

66. Bildung und Kirche. Dokumentation einer Tagung vom 1.-3. II. 1985 in Bad Boll.-Munster, 1985.- 167 S.

67. Bitter S. Nachdenken Vordenken. Evangelische Perspektiven zur Jahrhun-dertwende. - Reinbach, 2001. - 263 S.

68. Boos-Niinning U. Offene theoretische Probleme des interkulturellen Bildungs-gedankens / Verstandigung in religioser Vielfalt. Duisburg, 1997. - S. 19-22.

69. Bohm G. Damit Freude am Lernen wachst und das Zusammenleben gelingt. Der Beitrag des RU zu Schulkonzept, Schulprogramm und Schulprofil // ru-intern. -№ 27. 1998. - S. 2-4.

70. Bukow W.-D. Religiose Sozialisation // JRP Bd. 2. Neukirchen, 1986. - S. 41-67.

71. Comenius-Institut: Religion in der Lebensgeschichte. Interpretative Zugange am Beispiel der Margret E. GQtersloh, 1993. - S. 31-45.

72. Comenius-Institut Informationen. Munster. - № 2. - 2003. - S. 1-8.

73. Danielsmeyer, W. Das Religionspadagogische Institut in Berlin und seine westfalische Stipendiaten // Jahrbuch fur Westfalische Kirchengeschichte. -Band 77, Lengerich-Westfalen, 1984. S. 185.

74. Dastner Chr. Die Verfassung des Landes Nordrhein-Westfalen. Kommentar. 2. Aufl. Stuttgart, 1996. - S. 137-154.

75. Denkschrift der Bildungskommission NRW „Zukunft der Bildung Schule der Zukunft" beim Ministerprasidenten des Landes Nordrhein-Westfalen. - Neu-wied-Krifte-Basel, 1995.-90 S.

76. Dibelius, 0. Die evangelische Erziehungsschule. Gottingen, 1989. - S. 62-109.

77. Die deutschen Bischofe: Die bildende Kraft des Religionsunterrichts. Zur Kon-fessionalitat des katholischen Religionsunterrichts. Bonn, 1996. - 87 S.

78. Doedens F., Weil3e W. Religionsunterricht fur alle: hamburger Perspektiven zur Religionsdidaktik. Munster, 1997. - S. 11-27.

79. Dorr G. Neue Perspektiven in der Sonderpadagogik. Dusseldorf, 1998. - 565 S.

80. Eberhard D., Horstmeier V. Arbeitsfeld Kinderkirche: Heute und morgen. Berichte, Beispiele, Anregungen. Stuttgart, 1986. - 208 S.

81. Ehrenspeck Y., Riistemeyer D. Bestimmt unbestimmt // A. Combe, W. Helsper Padagogische Professional^. Frankfurt/M., 1996. - S. 368-390.

82. Eine Stellungnahme des Rates der evangelischen Kirche in Deutschland in Religion in der Grundschule. Hannover, 2004. - S. 3-16.

83. EKD. Religiose Bildung in der Schule. Hannover, 1999. - S. 1-4.

84. EKD/ Kirchenamt. Dienst der Evangelischen Kirche an den Hochschulen. Eine Studie im Auftrag der Synode der EKD. Gutersloh, 1991. - S. 31-54.

85. Empfehlungen zu Bildung und Erziehung, Schule und Unterricht. Kommission „Anwalt des Kindes" 1974 1999. - Grunstadt, 1999. - 324 S.

86. Ennuschat J. Erfurcht vor Gott. Juristische Anmerkungen zur Herkunft und gegenwartigen Bedeutung einer fundamentalen Verfassungsaussage / Erfurcht vor Gott und Toleranz Leitbilder interreligiosen Lernens. - Neukirchen, 1999.-S. 29-45.

87. Erstes Kongress des Forum Bildung am 14. und 15. Juli 2000 in Berlin: Mate-rialien. Bonn, 2000. - 868 S.

88. Erikson E. Identitat und Lebenszyklus. Frankfurt/ M, 3. Aufl., 1976. - 46 S.

89. Europaische Kommission Generaldirektion Bildung und Kultur: Bericht liber die Qualitat der schulischen Bildung in Europa. - Berlin, 2000. - 83 S.

90. Evangelische Fachhochschule Rheinland Westfalen - Lippe: Lehre. For-schung. Studium / Redaktion von Ch. Hammerschmid, M. Neufelder, H.-A. Stempel. - Bochum, 1981. - 232 S.

91. Evangelische Kirche in Deutschland: Situation, Grundlagen und Perspektiven evangelischer Jugendarbeit im westlichen Teil Deutschlands // EKD-Texte. -Hannover. № 43. - 1992. - S. 75-90.

92. Evangelische Kirche von Kurhessen Waldeck: Religion im Schulprogramm: Neue Impulse fur das Schulleben. - Kassel, 2000. - 8 S.

93. Evangelische Kirche von Westfalen. Bielefeld, 1996. - 12 S.

94. Evangelische Fachhochschule Rheinland-Westfalen, Lippe: Lehre, Forschung, Studium. Dusseldorf, 1982. - S. 21-87.

95. Failing W.-E., Heimbrock H.-G. Gelebte Religion wahrnehmen: Lebenswelt -Alltagskultur Religionspraxis. - Stuttgart, 1998. - S. 60-77.

96. Feige A., Nipkow K.-E. Religionslehrer sein heute: Empirische und theore-tische Uberlegungen zur Religionslehrerschaft zwischen Kirche und Staat / Comenius-institut. MUnster, 1988. - S. 97-119.

97. Feige A. Christliche Tradition auf der Schulbank: Uber Arbeitsbedingungen und Funktionsforstellungen evangelischer Religionslehrer im Kontext ihrer Eingebundenheit in volkskirchliche Strukturen. Miinster, 1988. - S. 5-61.

98. Feige A. Vom Schicksal zur Wahl. Postmoderne Individualisierungsprozesse als Problem fur eine institutionalisierte Religionspraxis, in Pastoraltheologie. -Minister. Heft 3. - 1994. - S. 93-109.

99. Festsymbole. Zum Beispiel Ostern. Kreative Wahrnehmung als Ort des Sym-boldidaktik. -Neukirchen, 1999. S. 112-121.

100. Fischer D. Evangelische Schule beraten und begleiten. Anregungen zur Schulentwicklung. Comenius-Institut. Miinster, 2003. - S. 13-39

101. Fischer D., Marhold W. Religionssoziologie als Wissenssoziologie. Stuttgart, 1978. -S. 8-12.

102. Fischer, D., Scholl A. Religionsunterricht erforschen. Miinster, 2003. - 261 S.

103. Foerster, S., Priissner W., Puzberg G. Informationen zum Religionsunterricht in Nordrhein-Westfalen: Staatliche und kirchliche Rechtsgrundlagen. Gericht-sentscheidungen. Kirchliche Denkschriften und Stellungsnahmen. Bonen, 2003.-255 S.

104. Fortbildungsveranstaltungen in Zusammenarbeit mit den Regionallstellen im Bistum Aachen. Aachen. - 1. Halbjahr 1993, 1993. - 148 S.

105. Frank; J.: Profil mit Reli Reli mit Profil. Religion in der Schule - Chancen fur das Schulprogramm. // forum religion o.j. - Bonn, 2000. - S. 34-39.

106. Freudenberg H., Grofimann K. Sachwissen Religion (Ein Begleit- und Arbeits-buch flir den Religionsunterricht in der Sekundarstufe II und fur die Erwachse-nenbildung). Gottingen, 1988. - 290 S.

107. Frindte-Baumann K. Die Bedeutung von Religion im Schulprogramm //. Schonberger Hefte. Schonberg. - № 29. - 1999. - S. 24-26.

108. Fuhring, G. Berlin in der Welt die Welt in Berlin - Berliner bildungskon-gress, 25.-27. April 2002, Dokumentation. - Berlin, 2003. - S. 116-124.

109. Fiirst, W. Pastoralasthetik. Die Kunst der Wahrnehmung und Gestaltung in Glaube und Kirche. Freiburg-Basel-Wien, 2002. - S. 75-93.

110. Geertz.C. Religion als kulturelles System. Beitrage zum Verstehen kultureller Systeme. Frankfurt/ M, 5. Aufl. - 1997. - S. 83-104.

111. Gewalt Zweites Forum fur Heil- und Religionspadagogik // Religionsunterricht und Konfirmandenunterricht fur Gehorlose und Schwerhorige. Heft 54. -Dezember. - 2002. - S. 17-20.

112. Gossmann, K., Mette N. Lebensweltliche Erfahrung und religiose Deutung: Ein religions-padagogisch-hermeneutischer Zugang. / Comenius-Institut. -Munster, 1993.-S. 163-175.

113. Gottwald E. Didaktik der religiosen Kommunikation. Die Vermittlung von Religion in Lebenswelt und Unterricht. Neukirchener, 2000. - 170 S.

114. Grom B. Methoden fur Religionsunterricht, Jugendarbeit und Erwachsenen-bildung. Dusseldorf, 1976. - S. 94-98.

115. Grom, B. Zwischen Berufsfreude und „Teacher burnout" // Katbl. № 117.— 1992.-S. 26-34.

116. Hagmann Hg. Heil- und Sonderpadagogik und ihre Nachbarwissenschaften. -Luzern, 1995.-S. 86-102.

117. Hentig H. Die Schule neu denken. Munchen, 1993. - S. 12-17.

118. Herrmann U. Wie lernen Lehrer ihren Beruf? Empirische Befunde und prak-tische Vorschlage. Weinheim, 2002. - 302 S.

119. Hilger G., Reilly G. Religionsunterricht im Abseits? Das Spannungsfeld Jugend, Schule, Religion. Munchen, 1993. - S. 54-72.

120. Hilger G. Asthetisches Lernen // Geimgruber G; Hilger G.: Ziebertz S. Re-ligionsdidaktik. Munchen, 2001. - S. 305-318.

121. Hunsche K. Der Kampf um die christliche Schule und Erziehung 1933-45: Kirchliches Jahrbuch fur die evangelische Kirche in Deutschland. Bielefeld, 1998. -S. 455-519.

122. Identitat und Verstandigung: Standort und Perspektiven des Religionsunter-richts in der Pluralitat. Eine Denkschrifl des Rates der Evangelischen Kirche in Deutschland. Giitersloh, 1994. - 95 S.

123. Im Dialog iiber Glauben und Leben: Zur Reform des Lehramtsstudiums Evan-gelische Theologie (Religionspadagogik. Empfehlungen der Gemischten Kommission). Giitersloh, 1997. - 156 S.

124. In Gottes Namen. Berufe in Kirche und Schule // EKiR. Information. Dussel-dorf, 2003.-31 S.

125. Jendorff B. Ein Leitfaden gegen den Praxisschock. Miinchen-Stuttgart, 1994. -155 S.

126. Jendorff B. Religionspadagogische Uberlegungen zum Thema „Altern lernen" // Lebendige Seelsorge. -№ 43. 1992. - S. 272-278.

127. Jendorff B. Hausaufgaben im Religionsunterricht. Munchen, 1983. - S.126-128.

128. Kepler A. Schule, Religionsunterricht und Kirchlicher Unterricht im Wandel. Das Katechetische Amt und Padagogische Institut der Evangelischen Kirche von Westfalen (1939-1999). Bielefeld, 2000. - 462 S.

129. Kempfert G., Rolf H.-G. Padagogische Qualitatsentwicklung: Ein Arbeitsbuch fur Schule und Unterricht. Weinheim-Basel-Beltz, 1999. - 62 S.

130. Kinderkultur als religionspadagogische Herausforderung: Eine Problemanzeige // Religionspadagogische Beitrage. Duisburg. - № 35. - 1995. - S. 2-75.

131. Kirche in der City: Texte von der Diesjahrigen Landessynode der EKiR im Rheinland // Zeitschrift Evangelischer Pressedienst: Dokumentation. Frank-furt/M. - № 18. - 29. April 2002. - S. 18-23.

132. Kirche Kompakt. EKIR. Lexikon fur Pressbyterinnen und Presbyter, fur Mitar-beiterinnen und Mitarbeiter. Breklum, 2000. - 408 S.

133. Kirchenamt der evangelischen Kirche in Deutschland. Religiose Bildung in der Schule. Hannover, 1997. - 4 S.

134. Kittel H. Evangelische Religionspadagogik. Berlin, 1970. - S. 289.

135. Klippert H. Padagogische Schulentwicklung. Planungs- und Arbeitshilfen zur Forderung einer neuen Lernkultur. Weinheim-Basel, 2000. - 34 S.

136. Knopfel E. Zwischen Religions- und Padagogikunterricht: LER ein Lehrnbereich mit Zukunfi? // Schule und Kirche. - Heft 2. - 1996. - S. 2-7.

137. Koch W., Kiibler H.-G. Religionsunterricht und Schulentwickiung / Religion-spadagogisches Institut. Karlsruhe, 2001. - 25 S.

138. Krappmann G., Veranderungen des Kindseins in unserer Gesellschaft: Kind-sein heute. Munchen, 1995. - S. 3-18.

139. Lange G. Die Chance eines konfessionell-kooperativen Religionsunterrichts in der offentlichen Schule. Ohlemacher, 1995. - S. 36-55.

140. Lange E. Sprachschule fur die Freiheit. Bildung als Problem und Funktion der Kirche. Munchen, 1980. - 200 S.

141. Lammermann G. Religion in der Schule als Beruf. Der Religionslehrer zwischen institutioneller Erziehung und Personlichkeitsbildung. Munchen, 1985.-400 S.

142. Lammermann G. Grundriss der Religionsdidaktik // Praktische Theologie heute. Stuttgart. -№1.-1991.

143. Lammermann G. Religionspadagogik im 20. Jahrhundert. Gutersloh, 1994. -224 S.

144. Lahnemann J. Evangelische Religionspadagogik / Interreligiose Perspektive. -Gottingen, 1998.-S. 15-33.

145. Leben und Erziehen wozu? Eine Dokumentation uber EntschlieBungen der Synode der evangelischen Kirche in Deutschland von 9. und 10. November 1978. - Gutersloh, 1979. - S. 80-94; 98-129.

146. Lehrplan fur den kirchlichen Unterricht in der Evangelischen Kirchen von Westfalen. Schwerte-Villigst, 1987. - 108 S.

147. Lott J. Wie hast du es mit der Religion? Das neue Schulfach „Lebensgestaltung Ethik - Religionskunde (LER)" und die Werteerziehung in der Schule. -GDtersloh, 1998.-72 S.

148. Lubking H.-M., Bohme-Lischewski Th. Engagement und Ratlosigkeit. Kon-firmandenunterricht heute Ergebnisse einer empirischen Untersuchung. -Bielefeld, 1995.-134 S.

149. Mal3e des Menschlichen. Evangelische Perspektiven zur Bildung in der Wis-sens- und Lerngesellschaft. Eine Denkschrift des Rates der EKD. Gutersloh, 2003.-95 S.

150. Methoden und Beispiele / Religion unterrichten aber wie? Vorschlage fur die Praxis. - Munchen, 1993. - S. 89-97.

151. Ministerium fur Schule, Jugend und Kinder des Landes Nordrhein-Westfalen, Amtsblatt. Dusseldorf. - 15. September 2003. - S. 292-293; 299-300.

152. Nieland J. Bildungsverantwortung der Kirche / Kirchliche Bildungsarbeit: Verantworten, wahrnehmen, gestalten.- Dusseldorf-Breklum, 2003. S. 61-63.

153. Nipkow K.-E. Bildung als Lebensbegleitung und Erneuerung. Kirchliche Bildungsverantwortung in Gemeinde, Schule und Gesellschaft. Gutersloh, 1990.-S. 382-394.

154. Nipkow K.-E. Christlicher Glaubensunterricht in der Sekularitat die zwei di-daktischen Grundtypen des evangelischen Religionsunterrichts / Schule und Religionsunterricht im Wandel. - Heidelberg-Diisseldorf, 1971. - S. 236-264.

155. Nipkow. K.-E. Religionspadagogik im Pluralismus. Gutersloh, 1996. - S. 133-147.

156. Nipkow K.-E. Konfessionele und interreligiose Profilierung des evangelischen Religionsunterrichts // Schule und Kirche. Dusseldorf. - № 2. - 2003. - S. 25-34.

157. Padagogisch-theologisches Institut der evangelischen Kirche im Rheinland. Tagungsprogramm 2004. Bonn, 2003. - 58 S.

158. Pistor A. Zwischen Wunschvorstellung und Kompromiss: die Praambel der EU Verfassung // Gustav-Adolf-Blatt. - Leipzig. - № 4. - 2003. - S. 5-6.

159. Positionspapier zum evangelischen Religionsunterricht. Landessynode der Evangelischen Kirche im Rheinland vom 11. Januar 2003. Dusseldorf, 2003. -15 S.

160. PTI der EKiR. Tagungsprogramm 2003. Bonn, 2002. - 15 S.

161. Rahmenordnung ftir die kirchliche Lehrerfortbildung // Schule und Kirche. -Frankfurt/M. №1. - 1999. - S. 23-29.

162. Raths L., Harnim E. Werte und Ziele: Methoden zur Sinnfindung im Unter-richt. Munchen, 1976. - S. 24-39.

163. Reents Ch. 1st der konfessionelle Religionsunterricht noch zeitgemaB? I I Schule und Kirche. Frankfurt/M. - № 1. - 1999. - S. 7-14.

164. Religionspadagogische Hefie. Allgemeinbildende Schulen. Projektarbeit. -Speyer. № 3. - 2003. - S. 2-33.

165. Religionspadagogik seit 1945. Bilanz und Perspektiven // Jahrbuch der Re-ligionspadagogik. Neukirchen-Vluyn, Band 12, 1996.-265 S.

166. Rickers F. Zur Reform der Lehrerbildung fur die Schulfacher (konfessioneller) Religionsunterricht und Ethik: Pladoyer fur einen integrierten Studienzugang. -Duisburg, 2001. 11 S.

167. Rohrig H.-J. Bilderbiicher Begegnung mit einer Welt aus Bildern und Geschichten in einem offenen und subjektorientierten Religionsunterricht / Geistigbehindertenpadagogik als Begegnung. - Dusseldorf, 2000. - S. 117-129

168. Rohrig H.-J. Uberlegungen zu einer didaktischen Grundlegung fur eine integrative Konfirmandenarbeit / KU weil wir verschieden sind: Ideen - Konzep-tionen - Modelle fur einen integrativen KU. - Gutersloh, 2001. - S. 42-49.

169. Riippel G. Okumenisch bilden und beraten // Comenius-Institut Informationen. -№ 1.-2003.-S. 1-14.

170. Sander U., Vollbrecht R. Lebenswelten Jugendlicher: Lebenswelten sind Me-dienwelten. Opladen, Band 1, 1990. - S. 20-27.

171. Scheel U. Der Beitrag des Religionsunterrichts in einer selbstandiger wer-denden Schule // Schule und Kirche. Frankfurt/M. - № 1. - 1999. - S. 18-19.

172. Scheilke Chr.-Th. Von Religion lernen heute: Befimde und Perspektiven in Schule, Gemeinde und Kirche / Schriften aus dem Comenius-Institut. Munster, Band 6,2003. - S. 269-301.

173. Schildmann J.; Wolf B. Handbuch fur die Konfirmandenarbeit. / Komenius-institut. Gutersloh, 1984. - S. 32-40.

174. Schreher P. Religiose Vielfalt als Thema des Europarates // Comenius-Institut Informationen. Munster. - № 1.-2003. - S. 3-7.

175. Schulpastoral-der Dienst der Kirche an den Menschen im Handlungsfeld Schule // Die deutschen Bischofe Kommission fur Erziehung und Schule. -Bonn. -№ 16. - 1996. - S. 68-76.

176. Schweitzer F., Thiersch H. Jugendzeit -Schulzeit: Von den Schwierigkeiten, die Jugendliche und Schule miteinander haben. Weinheim-Basel, 1983. - 50 S.

177. Schweitzer F. Schulentwicklung und Religionsunterricht grundsatzliche Uberlegungen zu einer aktuellen Problemstellung // Zeitschrift ftir Padagogik und Theologie. - Minister. -№51.- 1999. -. S. 157-167.

178. Sehen wahrnehmen - uberschreiten. Kunstwerke im Religionsunterricht. Ta-gung ftir Fachleiter- innen fur das Fach Englische Religionslehre in der Se-kundarstufe II, PTI der EKiR. - Bonn-Bad Godesberg. - 06. bis 07. November. -2003.- 15 S.

179. Seiche M. Die Ethik und das Leitbild der Nachhaltigkeit in Okumenische Initiative // Rundbrief. № 104. - 1990. - S. 16-20.

180. Silberberg, H.-J. Von Beruf religionslehrer oder die Herausforderung von Iden-titat, Spiritualitat und Sachkompetenz. Dusseldorf, 2001. - 116 S.

181. Stachel G. Curriculum und Religionsunterricht. Unterweisen und Verkunden. -Zurich-Einseideln-Koln, 1971. -S. 164-208.

182. Steffen U., Bargel T. Qualitatsentwicklung und Qualitatssicherung von Schulen. Strategien, Instrumente und Erfahrungen // Beitrage aus dem Ar-beitskreis 2 Qualitat von Kirche. Hessisches Landesinstitut ftir Padagogik. -Wiesbaden, Heft 10,1999. 149 S.

183. Tempel H. Herausforderungen der evangelischen Kirche im wachsenden Eu-ropa / Nachdenken Vordenken: evangel ische Perspektiven zur Jahrhun-dertwende. - Reinbach, 2001. - S. 157-172.

184. Theologisches Forum. Dusseldorf, Heft 2,1970. - 112 S.

185. Thielicke H. Auf der Suche nach dem verlorenen Wort: Gedanken zur Zukunft des Christentums. Hamburg, 1988. - 250 S.

186. Treml A. Ethik macht Schule! Moralische Kommunikation in Schule und Unterricht. Frankfurt/M., 1994. - 65 S.

187. Voss R. Die Schule neu erfmden: systematisch-konstruktivistische Annaherung an Schule und Padagogik. Neuwied-Kriftel-Berlin, 2. Aufl., 1997. - S. 13-24.

188. Werbick J. Vom Entscheidend und unterscheidend Christlichen. Diisseldorf, 1992.-S. 164-165.

189. Wischnat R. Geht die Kirche noch zur Schule? Ein Artikel zu LER // Schule und Kirche, Heft 2,1997. S. 5-12.

190. Wiggermann K.-F. Zur Geschichte des Westfalischen Pastoralkollegs // Mate-rialien fur den Dienst in der Ev. Kirche von Westfallen. Bielefeld, Heft 12, 1980.-S. 5-56.

191. Zilleflen D. Kunst und Religion // Jahrbuch des Religionspadagogik. -Neukirchen Vluyn, Band 13, 2003. - S. 35-43.

192. Zilleflen D. Asthetisches Lernen im Religionsunterricht // Religionsunterricht heute: Informationen des Dezernates Schulen und Hochschulen im Bis-choflichen Ordinariat. Mainz. - № 3. - 2003. - S. 4-13.

193. Zinnecker J. Jugend, Kirche und Religion: Aktuelle empirische Ergebnisse und Entwicklungstendenzen. Diisseldorf, 1999.-S. 112-146.

194. Zukunft des Lehrers lernen fur die Zukunft. Rahmenkonzept. Ministerium fur Schule und Weiterbildung: Wissenschaft und Forschung des Landes // Schriftenreihe Schule in NRW. - Nordrhein-Westfalen, - № 9032. - 2000. -70 S.

195. Zur Qualitat kirchlicher Lehrerinnen- und Lehrerfortbildung: Ev. Kirche im Rheinland, Dokumentation. Diisseldorf, 2003. - 60 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.