Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии: 1843-1918 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Идрисова, Римма Равефовна

  • Идрисова, Римма Равефовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 352
Идрисова, Римма Равефовна. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии: 1843-1918 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2012. 352 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Идрисова, Римма Равефовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Общие тенденции развития фотографии в Российской империи середина XIX - начало XX столетия

§ 1. Основные этапы становления фотографии в России

§2. Государственное регулирование фотографического дела в Российской империи 1865-1918 гг

Глава II. Развитие профессиональной фотографии в Казанской губернии 1843 - 1918 гг.

§1. Возникновение светописи в Казани: от первых дагерротипий к стационарным фотоателье (1843-1860-е гг.)

§2. Развитие фотографического дела в Казанской губернии 1868- 1918 гг

Глава III. Влияние фотографического дела на общественную и культурную жизнь Казанской губернии

§ 1. Деятельность Казанского фотографического общества 13

§2. Фотография на казанских выставках

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список принятых сокращений

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии: 1843-1918 гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Фотография, ставшая неотъемлемой частью повседневной жизни, прошла длительный путь развития: от дагерротипии XIX столетия до современных цифровых фотоснимков XXI века. Технические усовершенствования способствовали переходу от единичных отпечатков на серебряных пластинах к массовому тиражированию на фотобумаге, на смену которой пришли цифровые технологии, позволяющие получать миллионы фотографий практически ежедневно.

Изучение истории фотографии возможно только с применением комплексного подхода к этому явлению. Фотография, являясь результатом открытий, сделанных в различных отраслях науки, развиваясь под влиянием новых открытий в химии, физике, оптике, а в последние десятилетия - в области цифровых технологий, может рассматриваться как часть истории науки.

В то же время фотография применяется в науке как метод визуального фиксирования и сохранения информации. Со второй половины XIX столетия благодаря фотографии сделаны открытия в области астрономии, она используется в медицине, этнографии, географии, археологии, биологии и т.д. Активно развивается судебная и военная фотография.

Становление профессиональной фотографии связано с экономическими реалиями. Появляются новые профессии (фотограф, ретушер), открываются предприятия и магазины, специализирующиеся на изготовлении и продаже фототоваров. Фотозаведения включают в общую систему налогообложения. Политическая ситуация также вносила коррективы в деятельность фотографов: ежемесячный контроль со стороны губернских органов, запрет на распространение фотопортретов политических преступников и фотосъемку объектов стратегического назначения, регламентирование на воспроизведение снимков представителей царской фамилии.

Удешевление процесса фотосъемки, развитие фототехники способствовало появлению такого явления, как фотолюбительство. Новая форма увлечения может рассматриваться в контексте истории повседневности. Появляются новые традиции: обмен фотоснимками на память, формирование фотоархивов, семейные посещения фотографа. Изменяется интерьер дома: наравне с живописными портретами вывешиваются дагерротипы и фотографии. В отличие от изобразительного искусства фотография доступна людям разного социального происхождения и достатка.

Фотолюбительство способствовало массовому образованию фотографических обществ во многих городах Российской империи в последней четверти XIX - начале XX столетия. Сегодня наблюдается процесс возрождения фотообществ, и большинство из них позиционируют себя как преемники тех организаций, которые были созданы на рубеже веков. Это - Иркутское, Казанское, Санкт-Петербургское, Симбирское фотообщества.

Вопрос взаимоотношения фотографии и искусства и, прежде всего, изобразительного искусства, вылился в развитие такого направления как художественная фотография. Признание факта, что фотография является результатом творческого труда индивида, привело к пониманию вопроса о необходимости защиты авторских прав фотографа.

Комплексное изучение истории фотографии в системе общественно-политической и культурной жизни региона позволяет расширить историографическое освоение данной проблематики и в то же время внести вклад в развитие источниковедческой базы.

Степень разработанности проблемы. История фотографического дела Казанской губернии второй половины XIX - начала XX века как самостоятельная тема не получила достаточного освещения в историографии региона. Тем не менее, различные частные вопросы были предметом исследования казанских краеведов и историков. Ряд написанных работ освещали

деятельность отдельных фотографов и фотографических заведений1 или же рассматривали деятельность Казанского фотографического общества .

Изучение фотографического дела в Казани и Казанской губернии возможно только в контексте развития общероссийской истории фотографии.

А.С.Вартанов в предисловии к работе английского автора П.Поллака «Из истории фотографии», изданной на русском языке в 1983 г., писал, что «история фотографии начала разрабатываться лишь в последнее время, в основном в послевоенные годы. В разных странах именно в это время стали выходить книги, посвященные как отечественной фотографии, так и зару-

з

бежным фотографическим школам» .

В России первые труды по истории фотографии выходят уже в конце XIX столетия, однако редактор журнала «Вестник фотографии» Я.Я.Звягинский в своей работе «Четыре имени - три эпохи» отмечает: «...русская литература почти совершенно лишена сочинений по истории фотографии. История фотографии - это отдел фотографической литературы, который требует пробуждения к себе интереса в русском обществе и который, как мы видим, совершенно отсутствует»4.

Однако уже в конце XIX столетия появляются первые попытки анализа фотографической деятельности в России на основе статистических данных. На страницах «Фотографического вестника» автор, скрывающийся под ини-

1 Гольдшмидт И.П. Династия Вяткиных // Вечерняя Казань. - 1989. - 10 марта; Гольд-шмидт И.П. Казанский фотограф Бебин // Вечерняя Казань. - 1989. - 30 января; Гольдшмидт И.П. Комиссионер Казанского Университета // Вечерняя Казань. - 1989. - 2 мая; Гольдшмидт И.П. Сотворившие чудо. Немецкие фотографы в Казани // Казань. - 1996. -№9-12. - С.114-116.; Старотатарская слобода в фотографиях // Казань. - 1993. - №1. -С.177-193.; Орков Г. Этнографическая светопись К.Т.Сафонова // Лик Чувашии. - 1995. -№4. - С.81-85.; Фролов Ю. Фотопромысел - дело не мусульманское? // Казанские ведомости. - 2002. - 5 февраля; Фролов Я. Казань глазами Арнольда Бренинга // Казань. - 1995. -№9-10. - С. 127-128.; Фролов Я., Фролов Г. Адрес прежний - Казань // Татарстан. - 1994. -№7-8.-С.53-61.;

2 Гольдшмидт И.П. Фотографическое общество // Вечерняя Казань. - 1989. - 11 июля; Гольдшмидт И.П. Корифеи Казанской фотографии: Сто лет назад в городе начало действовать фотографическое общество // Казань. - 1997. - №8-9. - С.82-89.; Ерунов Б. Казанские светописцы в прошлом и настоящем // Казанские истории. - 2005. - №9.;

3 Поллак Питер. Из истории фотографии. Предисл. А.С.Вартанова. - М., 1983. - С.6.

4 Звягинский Я.Я. Четыре имени - три эпохи. Из области исторических открытий. Краткий исторический очерк. -М., 1910. -С.11.

циалами В .Я., на основе однодневной переписи Санкт-Петербурга 1890 г. анализирует фотографическое сообщество по социальному, возрастному и тендерному признакам. Позже он расширил свое исследование, проведя сравнительно-сопоставительный анализ состояния фотографической промышленности на основе данных переписей в девяти городах: Берлине (1890), Париже (1891), Киеве (1874), Петербурге (1890), Одессе (1892), Москве (1882), Пскове (1887), Смоленске (1881), Екатеринбурге (1873). Исследование насыщено большим количеством диаграмм, составленных автором. Кроме выше перечисленных критериев В.Я. рассматривает такие вопросы, как процент грамотности среди фотографов, наличие прислуги, соотношение хозяев, служащих и рабочих, динамику роста количества фотозаведений, число женщин, работающих в фотоиндустрии, общее число горожан на одного фотографа и проч.5

Известный деятель фотографии В.И.Срезневский, активно продвигавший вопросы, связанные с законодательным закреплением авторских прав, устройством специализированных учебных заведений по подготовке фотографов, регулярно печатал в периодических изданиях аналитические статьи о состоянии фотопромышленности в России, авторском праве и проблемах образования6. Ряд работ опубликованы в периодических изданиях без указания авторства7. Эти исследования написаны с учетом зарубежного опыта с целью

5 В.Я. Фотографическое производство в Санкт-Петербурге // Фотографический вестник. -1894. - №4. - С.78-81.; В.Я. Фотографы в профессиональной статистике // Русский фотографический журнал. - 1896. - №7. - С. 147-158.

6Срезневский В.И. О современном положении русской фотографической промышленности и о мерах к её развитию (Доложено по поручению У-го (Фотографического) Отдела Русского Технического общества на Торгово-промышленном Съезде 1896 года в Нижнем Новгороде) // Русский фотографический журнал. - 1896. - №9. - С.195-208.; Его же. Авторское право фотографа // Фотограф-любитель. - 1908. - №3. - С.78-81.; Его же. О фотографической собственности // Фотограф. - 1893. - №2. - С.27-38.; Его же. О развитии научной подготовки по фотографии // Фотограф. - 1893. - №6. - С.149-161.

7 Художественные права фотографа на его произведения // Фотограф-любитель. - 1899. -№3. - С.81-83.; Права художественной собственности фотографа в Англии // Фотограф-любитель. - 1899. - №4. - С.124-126.; Миллер П. Фотографическая собственность // Фотограф. - 1893. - №4. - С.99 - 105.; Преподавание фотографии в Англии // Фотограф-любитель. - 1893. - №11. - С.437.

практической реализации предложений, выдвигаемых фотографическим сообществом.

Всплеск интереса к истории фотографии наблюдался в юбилейные годы. Выходят работы по истории фотографии в годы празднования 100-летия и 150-летия изобретения светописи8. В работах А.Данде, С.В.Евгенова, А.Баскакова, В.П.Блюмфельда в повествовательной форме рассказывается об открытии фотографии, изобретателях Дагере, Ньепсе и Тальботе, первых фотографах, работавших в России.

Особняком стоит исследование Г.Болтянского9, в котором приводится разносторонний анализ развития фотографии в России, начиная с 1839 по 1939 гг. Это первое обобщающее исследование по истории фотографии в России. Автор, разделив историю фотографии на дореволюционную и советскую, анализирует развитие фотопромышленности, становление фотографической прессы, применение фотографии в науке и её взаимоотношение с искусством.

В послевоенные годы выходят работы по истории фотографии в России Л.Ф.Волкова-Ланнит, И.А.Головня, К.В.Чибисова, В.А.Никитина, С.А.Морозова10. В работах К.В.Чибисова делается акцент на технологическое

8 Дагер, Ньепс, Тальбот. Сто лет фотографии. 1839-1939. Популярный очерк об изобретателях фотографии. - М., 1938. - 63 е.; Данде А. Сто лет фотографии. - Харьков, 1939. - 111 е.; Евгенов C.B. Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии. - М., 1938. - 64 е.; Мастера фотографии. - Л.-М., 1938. - 7с.; Баскаков А. Фототворчество России: История, развитие и современное состояние фотолюбительства. К 150-летию фотографии. - М., 1990. - 396 е.; Блюмфельд В.П. Из истории фотографии: (К 150-летию со дня изобретения фотографии). - М., 1998. - 54 с.

9 Болтянский Г. Очерки по истории фотографии в СССР. - Харьков, 1939. - 224 с.

10 Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. - М., 1980. - 256 е.; Головня И.А. С чего начиналась фотография. - М., 1991. -173 е.; Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. - Л.,1991. - 222 е.; Морозов С. Русские путешественники-фотографы. - М., 1953. - 184 е.; Его же. Первые русские фотографы-художники. - М., 1952. - 119 е.; Его же. Русская художественная фотография. Очерки по истории фотографии. 1839-1917. -М.,1961. - 152 е.; Его же. Творческая фотография. Фотоальбом. - М.,1985. - 414 е.; Его же. Фотография в науке. - М., 1955. - 63 е.; Его же. Фотография как искусство. - М., 1970. - 64 е.; Его же. Фотография среди искусств. - М., 1971. - 103 е.; Его же. Человек увидел все. -М.,1959. - 207 е.; Чибисов К.В., Шеберстов В.И., Слуцкин А.А.Фотография в прошлом, настоящем и будущем. - М., 1988. - 174 е.; Чибисов К.В. Общая фотография. Фотографические процессы регистрации информации. - М.Д984. - 446 е.; Его же. Очерки по истории фотографии. - М., 1987. - 254 с.

развитие фотографии, С.А.Морозов уделяет внимание распространению фотографии в разных сферах жизнедеятельности. А.А.Сыров разрабатывает во-

п

прос российского фотоаппаратостроения и его промышленной реализации . Исследования носят описательный характер и не содержат анализа истории

развития фотографии как процесса.

В современной историографии большинство историков фотографии занимаются разработкой частных вопросов. Необходимо отметить труды Ю.Г.Галай, А.А.Китаева по вопросам авторского права фотографов12, А.А.Попова о российских фотографических обществах13. Интересна обобщающая работа В.Т.Стигнеева, охватывающая хронологический период с 1894 по 1994 гг.14 Дореволюционной период рассматривается с момента образования Русского фотографического общества.

Начиная с 1990-х гг., наметился устойчивый интерес к истории региональной фотографии. Вышли обобщающие работы Т.Н.Шиповой, А.Ю.Саран, С.Л. Сытина по истории московской, симбирской, орловской фотографии.15. Работы Т.Н.Шиповой и С.Л.Сытина богато иллюстрированы и насыщены фактическим материалом, акцент сделан на биографиях фотографов и их наследии. Исследование А.Ю.Саран выполнено без привлечения фотоисточников, история орловской фотографии рассматривается в контек-

11

Сыров A.A. Первые русские фотоаппараты. - М., 1951. - 56 е.; Сыров A.A. Путь фотоаппарата: Из истории отечественного фотоаппаратостроения. - М., 1954. - 144 с.

12 Галай Ю.Г. Охрана фотографической собственности по русскому дореволюционному праву // Фотография и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М.П.Дмитриева (19 сентября 2008 г.). - Нижний Новгород, 2009. - С.69-80.; Китаев A.A. Максим Дмитриев в борьбе за авторские права в фотографии // Фотография и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М.П.Дмитриева (19 сентября 2008 г.). -Нижний Новгород, 2009. - С.25-35.

13 Попов А. Фотографические общества России // Потребитель. Экспертиза и тесты. Фототехника и видеокамеры. - 2004. - №7, №20, №34. URL: http://foto.potrebitel.ru (Дата обращения: 29.02.2012)

14 Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. - М., 2005 - 389 с.

15 Саран А.Ю. История профессиональной фотографии в Орловской губернии (1855-1928). Изд. 2-е, доп. - Орел, 2007. - 182 е.; Сытин С.Л. Симбирск глазами фотографов и историка. - Ульяновск,1999. - 136 е.; Шипова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему (1839-1930). Альбом Справочник. - М., 2001. - 368 е.;

сте общероссийской истории. Разработкой вопросов развития фотографии в регионах занимаются Е.В.Чумичева (Рязань), Н.В.Панфилова (Ярославль), Н.Л.Зубкова., Е.Н.Куликова (Ульяновск), В.М.Тарасова (Нижний Новгород),

Е.М.Бирюков (Екатеринбург)16.

Во многих городах в последние десятилетия вышли иллюстрированные

1 т

издания, посвященные видовой съемке города конца XIX - начала XX вв. В основу этих работ положены коллекции фотографий и открыток из музейных и частных собраний. Авторы уделяют внимание развитию фотографии и издательской деятельности в своих регионах. Таким образом, заложены основы для дальнейшего изучения региональной фотографии.

В Казани повышенный интерес к этой теме наблюдался в преддверии празднования 1000-летия города Казани в 2005 году. Иллюстрированные издания были подготовлены на материалах музейных и частных коллекций

18

А. Дубина и И.Камала .

Историографический обзор показывает, что вопросы, связанные с историей фотографии на общероссийском уровне, получили освещение в рабо-

16

Чумичева Е.В. Развитие фотодела в российской провинции последней четверти XIX -первого десятилетия XX в. на примере Рязанской губернии // Четвертые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 24-27 октября 2006 года. - Рязань, 2008. - С.481-503.; Панфилова Н.В. Из истории появления фотографии в Ярославском крае (1850-е гг.-1903 г.) // Краеведческие записки.- Вып.8. - Ярославль, 2005. - С.520.; Зубкова Н.Л. Развитие фотографии в Симбирске - Ульяновске в экспозиции музея «Симбирская фотография» // Материалы второй научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л.Сытину. - Ульяновск, 2005. - С. 255-269.; Куликова E.H. Симбирское фотографическое общество // Материалы третьей научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л.Сытину. - Ульяновск, 2005. - С. 80-85;

17 Виды старой Пензы на грани XIX - XX веков: книга-альбом. - Пенза, 2001. - 304 е.; Вологда в ее старине. Из фондовых коллекций Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. - Вологда, 1992. - 80 е.; Губернский город глазами костромских фотографов. - Кострома, 1991. - 95 е.; Губернский город Пенза на рубеже XIX - XX веков. - Пенза, 2001. - 227 е.; Каширин Е. Н. Губернская Рязань на старинных фотографиях. - Рязань, 2001 - 320 е.; Копылов В.Е. Былое светописи. У истоков фотографии в Тобольской губернии. - Тюмень, 2004. - 863 е.; Лебедев H.A. Уездные города Ярославской губернии на почтовых открытках начала XX века. - Рыбинск, 2003. -127 е.; Мельчик М.И. Заонежье на старых фотографиях. - СПб., 2001. - 173 с.

18 Казань историческая. - Казань, 2003. - 172 е.; Жаржевский Л.М., Павлов М.Н. Фролов Г.В. Из казанской истории. - Казань, 2003. - 256 е.; Милашевский Г.А. Старая Казань. -Казань, 2005. - 320 е.; Идрисова P.P. По старым улицам казанским. - Казань: Новое знание, 2005.-208 с.

тах ряда исследователей. Несмотря на то, что большинство работ носит описательный характер, они позволяют определить общий вектор развития.

Отсутствие специальных работ, посвященных истории развития фотографии в крае обуславливает необходимость проведения исследования данной проблемы.

Цель исследования - изучение процесса становления и развития фотографического дела в Казани и Казанской губернии.

Исходя из указанной цели, его основными задачами являются:

- определить общие тенденции развития фотографической деятельности в России;

- проанализировать законодательную базу, регулировавшую деятельность профессиональных фотографов;

- представить развернутую историю становления и развития фотографической деятельности в Казанской губернии;

- рассмотреть региональную историю фотографии в контексте общероссийской истории с учетом местной специфики;

- определить влияние фотографии на общественную и культурную жизнь региона.

Объектом научного исследования является фотографическое дело в Казани и Казанской губернии. Предметом - основные направления развития

фотографической деятельности.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX века. Начальным этапом установлен 1843 год - дата открытия первой дагерротипии в Казани. Верхней границей исследования определен 1918 год, когда произошло изменение законодательной базы, регламентировавшей деятельность фотографических заведений, в связи с изменившейся политической ситуацией в стране.

Географические рамки исследования охватывают территорию Казани и Казанской губернии в указанный выше период.

Методы исследования. Работа основана на общенаучных принципах познания объективности и историзма, которые предполагают охват максимально возможного количества исторических источников и позволяют проследить динамику изучаемых явлений, рассмотреть развитие фотографии в регионе в контексте общероссийской истории фотографии.

При проведении исследования применены специальные исторические методы. Синхронистический метод позволил установить общие признаки для однородных процессов, протекавших в разных регионах. Проблемно-хронологический метод был применен при анализе законодательной базы, регулировавшей деятельность фотографических заведений. Метод каталогизации и систематизации был применен при составлении каталога паспарту и списков фотозаведений, приведенных в исследовании.

Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на следующие группы: законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные документы, периодическая печать, справочные и статистические издания, фотодокументы.

Законодательные и нормативно-правовые акты. К данной группе источников относятся законодательные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Деятельность фотографических заведений была рассмотрена в двух аспектах: как объекта, находящегося под цензурным контролем и как хозяйствующая структура. Закон о цензуре 1865 г.19 закрепил вплоть до начала XX столетия порядок открытия, закрытия, а также контроль над деятельностью фотографических заведений.

Налогообложение осуществлялось на основании Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов, принятого 9 февраля 1865 г.20,

19 ПЗС II. - Т. 40. - №41990. - С.397.

20 ПЗСП. - Т. 40. - №41779. - С. 157.

позже - в соответствии с Положением о государственном промысловом на-

21

логе, утвержденном 8 июня 1898 г.

Законотворческие инициативы фотографической общественности способствовали принятию 20 марта 1911 г. нового закона об авторском праве, в

котором был выделен специальный раздел «Авторское право на фотографи-

22

ческие произведения» .

Делопроизводственные документы различных учреждений, использованные в ходе исследования, сосредоточены в Национальном архиве РТ. При написании диссертационного сочинения большое значение имело выявление автором архивных материалов, которые представляют собой достаточно разрозненные блоки документов.

Большой массив материалов делопроизводства представлен в фонде Канцелярии казанского губернатора (Ф.1): свидетельства, отчеты, прошения, инструкции, переписка с государственными органами различного уровня. Привлечение такого источника, как билеты иностранных граждан, связано со спецификой развития фотографии в 1840-1860-е гг.: притоком в Россию иностранцев, освоивших метод дагерротипной и фотосъемки.

Дела об открытии фотозаведений представлены также в фондах Казанского губернского правления (Ф.2) и Заведующего типографиями, литографиями, фотографиями, книжной торговлей и библиотеками для чтения в Казанской губернии (Ф.505). Изучение делопроизводственных документов позволяет проследить изменение количественного состава фотографических заведений в Казани и губернии, установить даты открытия и закрытия, владельцев, их сословную принадлежность, подданство. В более поздних документах указывались адреса фотоателье, что дает возможность составить географию заведений в городе.

Документы, относящиеся к деятельности Казанской городской общей и шестигласной думы (Ф.114), Казанской городской управы (Ф.98), материалы

21 ПСЗШ. - Т. 18. - №15601. - С.489.

22 ПСЗШ. - Т.31. - №34935. - С.194.

податных инспекторов (Ф.154), создают объективную картину системы налогообложения, применявшегося в отношении владельцев фотозаведений. Стоимость аренды в разных частях города, месторасположение фотографий реконструируются на основе материалов фонда Городского по квартирному

налогу присутствия (Ф.748).

Незначительная часть неопубликованных источников о деятельности Казанского фотографического общества (КФО) отложилась в фондах Канцелярии казанского губернатора и Казанской художественной школы (Ф.564). Опубликованные источники представлены изданиями устава, трудов общества23.

В работе над диссертационным сочинением были также использованы документы выставок (губернских и фотографических), проходивших в Казани во второй половине XIX - начале XX вв.: положения, программы, отчеты, положения об экспертах, каталоги, списки участников, наград. Эти материалы свидетельствуют о выставочной активности фотографов, уровне развития фотографии, распространении фотолюбительства24.

Статистический материал отражен в отчетах чиновника особых поручений, которые формировались ежегодно и, начиная с 1868 г., подавались в Главное управление по делам печати. В Национальном архиве РТ ведомости за 1868, 1870-1894, 1896, 1897, 1912 гг. представлены в фонде Канцеля-

23 Устав Казанского фотографического общества. - Казань, 1895. - 15 е.; Труды Казанского фотографического общества. - Том 1. - Казань, 1896. - 28 е.; Труды Казанского фотографического общества. - Том 1. - Казань,1897. - 39 с.

Вторая Частная Казанская Промышленная и Сельскохозяйственная выставка 1880 года, учрежденная Густавом Густавовичем Тальквистом. - Казань, 1880. - 180 е.; Положение о Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 года. - Казань, 1886. - 16 е.; Отчет Комиссии по устройству Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 года. - Казани, 1886. - 32 е.; Награды по Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 года. - Казань, 1886. - 40 с.; Казанская ремесленная и сельскохозяйственная выставка 1886 года. (Экспоненты и экспонаты). - Казань, 1886. - 286 е.; Положение и программы Казанской научно-промышленной выставки 1890 года. - Казань, 1890. - 83 е.; Программа Книжно-типографского и фотографического отдела Казанской Научно-промышленной выставки 1890 года.- Казань, 1889. - 4 е.; Отчет Комитета Казанской научно-промышленной выставки 1890 года. - Казань, 1891. - 127 е.; Казанская областная выставка мелкой промышленности и низшего профессионального образования. Положение о комитете выставки. Программа выставки. - Казань, 1908. - 12 с.

рии казанского губернатора (Ф.1), 1898, 1899 гг. - в фонде Заведующего типографиями, литографиями, фотографиями, книжной торговлей и библиотеками для чтения в Казанской губернии (Ф.505). Ведомости дают объективную картину о количестве фотозаведений, социальном статусе владельца, местоположении.

В данную группу источников входят также «Адреса-календари» и «Памятные книжки» Казанской губернии. Практически полностью дублируя информацию, представленную в ведомостях, подготовленных губернскими чиновниками, Адреса-календари являются ценными источниками за те пе-

25

риоды времени, когда ведомости отсутствуют: за 1860-е гг. , когда еще не

26

был введен порядок подготовки ведомостей, и за 1900-1915 гг.

Периодическую печать можно разделить на три группы - это специализированные журналы по фотографии, местные периодические издания и повременные издания научных обществ.

Самые ранние издания по фотографии появились в Европе в начале 1850-х гг. - это английский «Фотографик Джорнал» (1850) и французский журнал «Люмьер» (1851)27. В России первый журнал по фотографии вышел в свет в 1858 г. Это был художественный иллюстрированный фотоснимками

журнал «Светопись».

Несмотря на то, что многие периодические издания по фотографии выходили непродолжительное время, общее количество специализированных изданий было значительным. Исследователь Л.Д.Курский подразделяет российскую фотографическую периодику на три (достаточно условных) группы:

25 Памятная книжка Казанской губернии на 1863 год. - Казань, 1862. - 368 е.; Памятная книга Казанской губернии на 1868/69 год. - Казань, 1868. - 316 с.

26 Адресная книжка Казанской губернии на 1900 г. Составил М.Н.Пинегин. - Казань, 1900.

- 453 е.; Памятная книга Казанской губернии на 1901 год. Издание Казанского Губернского Статистического Комитета под редакцией секретаря комитета Н.П.Кильдюшевского. -Казань, 1901. - 188 е.; Адрес-календарь Казанской губернии на 1905 год. Издание губернского статистического комитета, под редакцией исп. об. секретаря Комитета Д.П.Малова.

- Казань, 1905. - 430 е.; Адресная книга г. Казани на 1906 год. Издание Б.Ю.Насакина. -Казань, 1906.- 482 е.; «Вся Казань» Справочная книга на 1910 г. - Казань, 1910. - 413 е.; Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 год. Издание Казанского Губернского Статистического Комитета. - Казань, 1914. - 873 с.

27 Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М., 2003. - С.98.

1) издания фотографических обществ («Фотограф», «Вестник фотографии», «Фотографическое обозрение»); 2) журналы, представлявшие редактора-издателя, 3) издания, выпускавшиеся торговыми фирмами. По подсчетам Л.Д.Курского с 1858 по 1879 г. выходило семь изданий, с 1880 по 1889 гг. -шесть, с 1902 по 1918 - восемнадцать, из которых 9 продержались от 3 до 11

лет. Тираж составлял 2-3 тысячи экземпляров, однако реализация затягива-

28

лась не только на месяцы, но иногда и на годы. .

В работе были использованы материалы журналов «Вся Россия», «Русский фотографический журнал», «Фотограф», «Фотографический вестник», «Фотографический листок», «Фотограф-любитель». Специализированные издания позволяют проследить динамику развития фотографии в России. Основная часть материалов, представленных в периодических изданиях, касаются технических вопросов. Кроме того, большинство изданий публиковало материалы о зарубежных и российских выставках и конкурсах, деятельности фотографических обществ, биографии наиболее видных представителей фотографии. Здесь же на страницах журналов фотографы обсуждали проблемы фото дела: подготовку специалистов, защиту авторских прав, социальные вопросы и проч. Для нас наиболее интересен журнал «Фотограф-любитель», который с 1896 по 1903 гг. был органом Казанского фотографического общества и печатал протоколы заседаний, отчеты.

Ко второй группе относятся газеты, издававшиеся в Казани в исследуемый период: «Казанские губернские ведомости», «Казанский биржевой листок», «Волжский вестник», «Казанский телеграф», «Волжский листок», «Камско-Волжская речь», «Казанский вечер». В 1840-1860-е гг. казанская периодическая печать - основной источник информации о дагерротипных и фотографических заведениях. На страницах этих изданий печатали рекламу и объявления как мастера, временно работавшие в Казани, так в более позднее время и фотографы, открывшие стационарные заведения. Традиционно в по-

28 Курский Л.Д. Фотографическая периодика в России на рубеже веков // Фотомагазин. -1996. - №2. URL: http://www.photohistory.ru/RusFotoPer.html. (Дата обращения: 29.02.2012).

добных материалах присутствует информация об имени владельца, адрес заведения, в ряде случаев указывались цены на фотоуслуги. Если фотограф, планировал пробыть в городе непродолжительное время, то - время его пребывания. Более поздний период представлен материалами о деятельности Казанского фотографического общества, о казанских выставках 1879, 1880, 1886, 1890, 1909 гг., об использовании фотографии в разных сферах жизни.

В ходе исследования были использованы также повременные издания различных обществ (Общества естествоиспытателей, Общества археологии, истории и этнографии), в которых печатались протоколы заседаний, сборники статей, описи коллекций. Эти материалы свидетельствуют о развитии научной фотографии, формировании фотографических коллекций, использовании фотографии в ходе экспедиционной работы.

Фотодокументы. Автором исследования просмотрен большой массив фотографий за исследуемый хронологический период, хранящийся в собраниях Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ), в Музее Е.А.Боратынского (Казань), Музее М.Горького (Казань), Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль». Были использованы также материалы из частных собраний И.Г.Камала, А.Н.Силкина. Технические усовершенствования в типографском деле, а также появление нового вида почтовой корреспонденции иллюстрированного открытого письма в конце 1890-х гг. - привели к массовому тиражированию фотографии печатным способом. В связи с этим отмечается уменьшение общего количества видовых фотографий, выполненных на фотографических бланках и фотобумаге, и одновременное пополнение фондов иллюстрированными почтовыми карточками. Так как первоисточником для издания видовой открытки является фотография, автором в ходе исследования просмотрен большой массив казанских открыток, изданных в первые десятилетия XX века.

Самые ранние выявленные фотоисточники (дагерротипы) - пять не аннотированных портретов горожан из собрания НМ РТ кон. 1840-х - сер.

1850-х гг. В ходе проведения исследования на основании архивных материалов была установлена точная датировка двух работ.

Изучение фотографии как визуального объекта своей эпохи позволяет реконструировать интерьер ателье, проследить изменение социального состава клиентов, свидетельствует о жанровой специализации фотографа.

Фотоотпечатки, воспроизводимые на тонкой фотобумаге, требовали определенного обрамления, что привело к появлению фотографического бланка, или паспарту. Оборотная сторона паспарту является ценным информативным источником. Согласно закону о цензуре, фотограф обязан был указать выходные данные: название, фамилию, адрес. По своему собственному желанию с целью рекламирования заведения фотографы указывали награды, полученные на выставках. Свой небольшой значок или надпись на паспарту делали и изготовители бланков. Это позволяет установить типографии, специализировавшиеся на изготовлении паспарту. В ряде случаев, особенно в ранний период, фотография на паспарту является единственным источником, свидетельствующим о существовании фотозаведения. В большинстве работ, изданных в последние годы по истории фотографии, исследователи обращаются к этому виду источников. Ряд исследователей рассматривает паспарту

29 т~>

как самостоятельные объекты для исследования . В диссертационном исследовании автор приводит в приложении каталог паспарту фотографических ателье г. Казани.

Таким образом, фотодокумент является с одной стороны носителем визуальной информации и используется как источник при раскрытии разных тем, с другой - выступает как самостоятельный объект изучения.

Научная новизна работы состоит в том, что это первое комплексное исследование, посвященное становлению и развитию фотографической деятельности в Казани и Казанской губернии в 1843-1918 гг. с привлечением обширного массива источников.

29 Сафронов Ю. А., Максимов Е.К. Фотосалоны саратовского края: каталог паспарту 18541917 гг.: Саратов, 2003 - 160 е.; Сабурова Т. Размером с визитку // Родина. - 2002. - №1. URL: http://www.istrodina.com (Дата обращения: 29.02.2012).

В диссертационном исследовании автором впервые предпринята попытка комплексного исследования вопроса государственного регулирования. Изучен вопрос законотворческих инициатив фотографической общественности и их реализации. Впервые собран массив документов, связанный с деятельностью Казанского фотографического общества, и проанализирована его деятельность за весь период существования.

Введены в научный оборот новые неопубликованные источники, обобщен и проанализирован большой массив исторического материала, который послужил основой для составления каталога паспарту фотозаведений

г. Казани и списка фотографов.

Практическое значение диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при изучении и систематизации фотографических коллекций, хранящихся как в государственных (музейных, библиотечных, архивных), так частных собраниях.

Представленные данные могут быть использованы в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях, в ходе лекционных и семинарских занятий таких специализированных курсов, как «Краеведение» и «История фотография».

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке иллюстративных изданий, ориентированных на учебный процесс, так и различных публикаций, рассчитанных на самый широкий круг читателей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Идрисова, Римма Равефовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Официальной датой изобретения фотографии считается 7 января 1839 г. Слава изобретателей фотографии принадлежит французам Луи Жаку Манде Дагеру, Жозефу Нисефору Ньепсу и англичанину Уильяму Генри Фоксу Тальботу. В России первый успешный опыт получения фотоизображения, посредством калотипии, был произведен 23 мая 1839 г. химиком Ю.Ф.Фрицше; первый дагерротип был выполнен подполковником

Ф.О.Тереминым 8 октября 1839 г.

В 1840-х гг. в России открываются дагерротипные заведения в основном иностранцами, освоившими новый метод фиксирования изображения. В Казани первое дагерротипное заведение было открыто в 1843 г. братьями Барт в доме Перцова на Рыбной улице. В ходе исследования автором датированы два дагерротипа (портрет неизвестных мужчины и женщины), хранящиеся в собрании Национального музея РТ, а также установлена, что съемка была произведена в Казани в конце 1848 - первой половине 1849 гг. Всего выявлено восемь мастеров, работавших в техники дагерротипии: Братья Барт (1843), А.Я. Давиньон (1843), Братья Тицнер (1843), И.И.Пейшес (1844), Перский (1844), Ф.В Вегенер (1848-1849),), Ф.В.Пец (1853), А.Окуловский (1853-1857).

В начале 1850-х гг. начинается переход от дагерротипии к фотосъемке посредством мокроколлодионного процесса, изобретенного Скоттом Арче-ром. Фотоателье в эпоху мокроколлодионного процесса одновременно являлось и фотолабораторией. В России возникает первое предприятие, ориентированное на нужды фотоиндустрии. Химик К.Х.Манн начинает производить пироксилин - вещество необходимое для изготовления коллодия.

В Казани в это время открывается первое стационарное фотозаведение. Принадлежало оно А.Окуловскому, располагалось на Воскресенской улице в доме Акчурина.

С переходом к печати на бумаге неотъемлемой частью снимка становится фотографический бланк, производство которого было налажено типографиями. Из казанских типографий паспарту изготавливали в заведениях Ключникова, Гладышевой, Чиркова, Данилова.

Являясь следствием научных открытий, фотография продолжает развиваться под их влиянием. Переход от дагерротипии к мокроколлодионному процессу привел к удешевлению фотопроцесса. Стихийное распространение фотографии, а также спрос на фотоуслуги способствовали становлению профессиональной фотографии. Во второй половине 1860-х гг. стационарные фотоателье работали в большинстве крупных российских городов.

Законодательно в соответствии с Законом о цензуре 1865 г. был закреплен порядок выдачи разрешений на открытие фотографии, был установлен контроль над фотографической деятельностью. Фотозаведения, как промышленные предприятия, были вписана в существующую систему налогообложения.

В 1868 г. в Казани насчитывалось восемь фотографий. Открываются фотозаведения и в уездных городах Казанской губернии. В ходе исследования нами выявлено 110 фотографов, работавших в Казани и содержавших фотозаведения, 54 - в уездных городах. Во второй половине XIX века на казанском фотографическом Олимпе появились настоящие мастера своего дела. Это такие фотографы как Г.Ф.Локке, М.А.Вяткин, А.П.Вяткина, А.А.Рончевский, В.П.Бебин, К.Т.Сафонов. Основной их специализацией являлась портретная фотография, однако многие занимались и видовой съемкой.

Второй качественный скачок в фотоиндустрии связан с изобретением Ричардом Ли Меддоксом сухого бромжелатинового процесса. Внедрение его в практику способствовало выведению из фотозаведения процесса производства и формированию фотопромышленности. Однако, несмотря на повсеместное распространение фотографии и наличие постоянного спроса на фототовары, фотографическая промышленность не получила широкого развития. Большинство фототоваров Россия импортировала.

Под влиянием технических и технологических усовершенствований изменилась и профессиональная фотография. Кроме стационарных фотографий, в начале XX столетия вновь появляются «странствующие фотографы». Появились «фотографы-кустари», что отразилось на качестве работ. Выявлено 29 фотографов, получившихся свидетельства на производство фотографических работа в пределах Казанской губернии.

В Казани высокий уровень мастерства показывают фотографы, владевшие крупными фотозаведениями. К таким в начале XX века можно отнести заведения И.М.Якобсона, С.С.Фельзера, А.Х.Зимсона, М.Н.Капустина, А.Г.Шумилова. Казанские фотографы следили за новинками в фотоделе и активно их применяли в своей работе. В 1901 г. С.С.Фельзер впервые в Казани начал использовать при фотосъемке электрическое освещение.

С внедрением бромжелатинового процесса связано и массовое распространение фотолюбительства. Именно в их среде шел творческий поиск. Если для профессионалов характерна разобщенность, конкуренция, то фотолюбители осознают себя как общность. Необходимость обмениваться опытом, знаниями приводит к объединению в общества. Первое фотообъединение в России было образовано в 1871 г. в составе ОРТЗ (Москва). В 1894 г. оно было преобразовано в Русское фотографическое общество. В 1878 г. в Санкт-Петербурге при ИРТО был учрежден V (фотографический) отдел.

В последние десятилетие XIX в. был отмечен настоящим «бумом» фотообъединений. В Казани в 1895 г. было создано Казанское фотографическое общество. В ходе исследования установлены председатели КФО: профессор Н.В.Сорокин (1895-1899), профессор Н.М.Любимов (1899-1906), М.А.Пиккеринг (1906-1910), А.А.Мелких (1910-1912), А.Л.Рожновский (1912-?). Деятельность общества была очень разнообразной. Регулярно устраивались собрания, проводились практические занятия, опыты, публичные лекции, организовывались фотоэкскурсии, члены общества принимали участия в фотовыставках. В КФО формировалась специализированная библиотека. В первые годы были изданы «Труды» общества. В ходе своей работы КФО было связано с Казанским университетом, Художественной школой, семейно-педагогическим кружком, российскими фотообществами.

По инициативе фотографических обществ организовывались специали-зированые выставки. Первые фотовыставки в Санкт-Петербурге и Москве прошли в 1888 году. В Казани по инициативе КФО были организованы фотографические выставки в 1906 и 1909 гг. Однако фотография была представлена и на международных и всероссийских выставках, проведение которых становится традиционных, начиная со второй половины XIX столетия. Фотография экспонировалась на Всероссийской мануфактурной выставке (Санкт-Петербург, 1870), Всероссийской промышленной выставке (Москва, 1882).

В Казани во второй половине XIX - начале XX вв. прошло пять выставок регионального уровня: Первая частная сельскохозяйственная и промышленная выставка (1879), Вторая частная сельскохозяйственная и промышленная выставка (1880), Казанская ремесленная и сельскохозяйственная выставка (1886), Научно-промышленная выставка (1890), Международная выставка (1909). Фотографические экспонаты были представлены на всех выставках, но только на Научно-промышленной выставке был специализированный «Книжно-типографский и фотографический отдел». В выставках в основном принимали участие фотографы-профессионалы, и только в 1890 г. представили свои работы фотографы-любители. На большинстве казанских выставок экспонировались местные фотографы, иногородние участвовали только в Научно-промышленной выставке. Отличительной особенностью выставок этого периода было то, что они одновременно являлись и конкурсами. На выставках работали экспертные комиссии, присуждавшие награды. На всех казанских выставках фотографы были удостоены наград.

В России сформировалась фотографическая общественность, которая осознавала проблемы отрасли и предлагала пути их решения. В конце XIX столетия фотографы начинают выходить с законотворческими инициативами. Поднимался вопрос об охране авторских прав на фотографические произведения. В результате при принятии Закона об авторском праве 1911 г. были учтены предложения фотографов, и в нем была выделена специальная глава, посвященная фотографии.

Поднимался вопрос о системной подготовке специалистов по фотографическому делу. Краткосрочные курсы, лекции, организованные фотообществами не могли решить этой проблемы. В целом подготовка кадром осуществлялась «методом ученичества», то есть передачей знаний от мастера к ученику в ходе работы. В Казани исключение составлял фотограф А.Х.Зимсон, организовавший при своей фотографии годичные курсы по фотографии. Значительная роль в «фотографическом образовании» принадлежит КФО, организовавшее занятия по фотографии, регулярно проводившее практические занятия.

Фотографы-профессионалы традиционно специализировались на портретной и видовой съемке. Самые ранние снимки г. Казани относятся к середине 1860-х гг. и выполнены фотографом Г.Ф.Локке. В конце 1860-х гг. появляется традиция преподносить фотоальбомы с видами городов высокопоставленным лицам. Это является основанием для дальнейшего исследования фотоматериалов, хранящихся в собраниях архивов, библиотек, музеев других городов, с целью выявления новых снимком, относящихся к истории Казани. С начала 1900-х гг. видовая фотография вытесняется иллюстрированными открытыми письмами. В ходе исследования установлена дата издания первой открытки с видом г. Казани - 1898 год. Открытые письма были изданы владельцем типографии И.Н.Харитоновым и отпечатаны в шведской фирме «Гранберг» (Стокгольм). Широкое использование почтовых карточек в исследовательской работе, издательской деятельности ставит вопрос о необходимости каталогизации казанских видовых открыток. При этом желательно привлечение материалов из разных собраний (государственных и частных), которые значительно дополняют друг друга. Казанских видовых открыток с учетом дублетов у разных издателей насчитывается более 1500 единиц. Каталогизация видовых открытых писем позволит выявить издателей открыток, а также установить географию из производства.

Фотография используется в разных сферах жизни. Практически с момента своего создания фотографию применяют ученые. Развитие научной фотографии было связано с потребностями научной общественности. В Казани большую роль в развитие научной фотографии сыграл Казанский университет. В журналистике возникает фоторепортаж. В Казани фотоиллюстрации воспроизводятся в газетах «Казанский телеграф» и «Камско-Волжская речь». В Казани, как крупном образовательном центре, фотография во второй половине XIX - начале XX вв. использовалась и в образовательных целях.

В данной работе автор стремился показать, что фотографическое дело в России являлось одной из сфер культурной и экономической жизни. Развитие фотографии в Казани и Казанской губернии шло в контексте общероссийской истории фотографии. Однако фотодела продолжает развиваться и в советский период. Вопрос национализации фотозаведений в 1918 г., их дальнейшее развитие в новых исторических условиях, использование фотографии в новых отраслях, становление фотопромышленности, образование фотосообществ в Казани требуют дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Идрисова, Римма Равефовна, 2012 год

II. Литература

1. Андрианов Н. Светокопирование чертежей, планов, карт и фотографических негативов на солях железа, серебра и хрома. Практическое руководство для

технических и чертежных контор, фотографов и проч. - СПб.: Книгоиздательство Ф.В.Щепанского, 1908. -104 с.

2. Анцов B.JI. Ретушер-любитель. Практическое руководство по ретушированию и отделке фотографических негативов и позитивов для любителей и практиков. Составлено по лучшим иностранным руководствам по Грасгорфу, Клари, Бем, Меркатор и др. - СПб.: Издание книжного склада А.Ф.Суховой, 1908. - 32 с.

3. Анцов B.JI. Фотограф-любитель. Практическое руководство для начинающих и фотографов-любителей. - СПб.: Книгоиздательство «А.Ф.Сухова», 1906. - 70 с.

4. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.

5. Басилов В.Н. Наука о народах и фотография // Советская фотография. -1981. -№2. - С.161-164.

6. Баскаков А. И. Максим Дмитриев. - М.: Планета, 1996. - 238 с.

7. Баскаков, А. Фототворчество России: История, развитие и современное состояние фотолюбительства. К 150-летию фотографии. - М.: Планета, 1990.-396 с.

8. Бауэр В. Практическая фотография и фотографическая химия. Настольное руководство для профессионалов и любителей с новейшими рецептами. -М.: Брейтигам, 1910. - 107 с.

9. Беннет Генри Вальтер. Фотография в декоративном деле. Руководство для любителей ремесла и искусства. - М.: Типолитография Т-ва И.Н.Кушнера и К0, 1894. - 48с.

10. Блюмфельд В. Первый военный репортаж // Наше наследие. - 1989. -№2. - С.23-26.

11. Блюмфельд В.П. Из истории фотографии: (К 150-летию со дня изобретения фотографии). - М.: Знание, 1998. - 54 с.

12. Болтянский Г. Очерки по истории фотографии в СССР. - Харьков: Го-скиноиздат, 1939. - 224 с.

13. Буринский В. Дагер и Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии. Биографический очерк. - СПб., 1893.

14. Бутурлин С.А. Охота с камерой. Фотографирование живой природы. -СПб.: Типография В.Я.Милыптейна, 1912.-236 с.

15. Буякович Г.Н. Вечерние работы фотографа. - СПб.: Издание Ф.Л.Вёснера, 1895. - 204 с.

16. Буякович Г.Н. Волшебный фонарь и его применение при публичных лекциях, при преподавании и для препровождения времени. - СПб.: Щепанский, 1898. - 139 с.

17. Вартанов A.C. Фотография - документ и образ. - М.: Планета, 1983. -271 с.

18. Виды города Казани. Дореволюционные открытки. Каталог. - Казань, 1960.-55 с.

19. Виды старой Пензы на грани XIX - XX веков: книга-альбом. - Пенза, 2001.-304 с.

20. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. - М.: Планета, 1980.-256 с.

21. Вологда в ее старине. Из фондовых коллекций Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. - Вологда, 1992. - 80 с.

22. Вспышка магния как замена дневного света при фотографировании портретов, групп и внутренних видов. - Казань, 1895. - 35 с.

23. Галай Ю.Г. Охрана фотографической собственности по русскому дореволюционному праву // Фотография и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М.П.Дмитриева (19 сентября 2008 г.). - Нижний Новгород, 2009. - С.69-80.

24. Гарбар Н. Дагеротип - очарование и долговечность // Фото-89. - М.: Планета, 1989.-С.4-9.

25. Головня И.А. С чего начиналась фотография. - М.: Знания, 1991. - 173 с.

26. Гольдшмидт И.П. Династия Вяткиных // Вечерняя Казань. - 1989. - 10 марта.

27. Гольдшмидт И.П. Казанский фотограф Бебин // Вечерняя Казань. -1989.-30 января.

28. Гольдшмидт И.П. Комиссионер Казанского Университета // Вечерняя Казань. - 1989.-2 мая.

29. Гольдшмидт И.П. Корифеи Казанской фотографии: Сто лет назад в городе начало действовать фотографическое общество // Казань. - 1997. -№8-9. - С.82-89.

30. Гольдшмидт И.П. Подарок из прошлого: как великий князь Петр Николаевич помог создать портрет Казани // Казань. - 1994. - №3-4. -С.33-36.

31. Гольдшмидт И.П. Старая Татарская слобода в фотографиях и открытках // Татарстан. - 1995. - №1-2. - С.59-68.

32. Гольдшмидт И.П. Татарский народ в объективе фотоаппарата // Татарстан. - 1997. - №10. - С.78-85.

33. Гольдшмидт И.П. Фотографическое общество // Вечерняя Казань. -1989.- 11 июля

34. Гольдшмидт И.П. Сотворившие чудо. Немецкие фотографы в Казани // Казань. - 1996. - №9-12. - С. 114-116.

35. Губернский город глазами костромских фотографов. - Кострома: Сев. Правда, 1991.-95 с.

36. Губернский город Пенза на рубеже XIX - XX веков. - Пенза, 2001. - 227 с.

37. Гурьянов В. Практический курс фотографии для самообучения. Полнейшее руководство к самостоятельному изучению фотографического искусства с дополнительными статьями об устройстве фотографий и ведении фотографического дела. - М.: Типолитография «Русского Товарищества печатного и издательского дела», 1906. - 144 с.

38. Дагер, Ньепс, Тальбот. Сто лет фотографии. 1839-1939. Популярный очерк об изобретателях фотографии. - М.: Госполитиздат, 1938. - 63 с.

39. Данде А. Сто лет фотографии. - Харьков, Госкиноиздат, 1939. - 111 с.

40. Данилов Ф.А. Волшебный фонарь. Устройство его и способ употребления. Картины для волшебного фонаря, рисованные, фотографические и делькомании. Раскрашивание картин водяными и масляными красками. Кинематограф и его устройство. Научные демонстрации по физике и химии с помощью волшебного фонаря. - М., 1897. - 158 с.

41. Двас Г.В. Использование филокартических материалов в исторических исследованиях (на примере изучения жизни Шлиссельбурга в конце XIX - начале XX века) // Культурное наследие российского государства. - Вып. III. - СПб.: ИПК «Вести», 2002. - С.27-38.

42. Дзуцова И. Живописные фоны // Декоративное искусство СССР. -1979. - №6. - С.47-48.

43. Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж.Н.Ниепса, Ж.М.Дагера и др. лиц. - M.-JL: Изд. и 1-е тип. изд-ва Акад. Наук СССР, 1949. - 510 с.

44. Домарадский M. М. Рождение и развитие фотографии. Лекции для заочного обучения. - М.: Кинофотоиздат, Типография «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1936. - 16 с.

45. Донде А. Беседы по фотографии. - М. : Жургазобъединение, 1931. - 112 с.

46. Донде A.M. История современной светописи. - М., 1928.

47. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. - М.: Искусство, 1970. - 270 с.

48. Евгенов C.B. Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии. - М.: Госкиноиздат, 1938. - 64 с.

49. Евдокимов Б. Лучший и простейший способ раскрашивания масляными красками без помощи кистей. Руководство к раскрашиванию фотографии, увеличению и др. - Спб.: Н.П.Карабасников, 1914. - 46 с.

50. Евдокимов Б.А. Как исправить испорченный негатив. Ошибки и неудачи в негативном процессе, их причины и способы устранения. Практическое руководство для любителей и профессионалов. - СПб. - М.: Издание М.П.Петрова, 1914. - 64 с.

51. Единственная и неповторимая Калуга в старой открытке. - Владимир: Издательство «Посад». - 2002. - 288 с.

52. Ержемский А. Самоучитель фотографии на бромжелатиновой эмульсии и бромо-хлоро-серебрянных бумагах. - СПб., 1904. - 420 с.

53. Ермилов Н.Е. Фотографирование на пленках. - СПб.: Типография Ц.Крайз, 1906.-60 с.

54. Ермилов Н.Е. Фотография, её прошлое и настоящее и будущее. Популярный очерк. - Пг.: Полярная звезда, 1923. - 168 с.

55. Ерунов Б.Г. Казанский калейдоскоп: Составленный автором из событий весьма серьезных, просто серьезных, несерьезных и вовсе дурашных, имевших быть в нашем городе в столетнем отрезке времени - с середины XIX до 40-х годов уже ХХ-го веков / Предисловие К.Ф.Амирова. - Казань, 2003. - 368 с.

56. Жильцов А. Практическое руководство для фотографа-любителя. - М.: П.К.Комисаренко, 1917. -48 с.

57. Жаржевский JI.M., Павлов М.Н., Фролов Г.В. Из казанской истории. -Казань: Титул, 2003. - 256 с.

58. Забочень М.С. Филокартия. - М.: Издательство «Связь», 1973. - 104 с.

59. Звягинский Я.Я. Четыре имени - три эпохи. Из области фотографических открытий. Краткий исторический очерк инж. Я.Я.Звягинского, ред. журн. «Вестник фотографии». - М.: Русское фотографическое общество в Москве, 1910. - 63 с.

60. Зубкова H.JI. Развитие фотографии в Симбирске - Ульяновске в экспозиции музея «Симбирская фотография» // Материалы второй научно конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л.Сытину. - Ульяновск, 2005. - С. 255-269.

61. Идрисова P.P. По старым улицам казанским. - Казань: Новое знание, 2005.-208 с.

62. Иллюстрированное руководство по фотографии для начинающих любителей. - Уфа, Магазин фотографических принадлежностей С.Д.Богатова, 1911.-21 с.

63. История Казани. Книга I. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. - 352 с.

64. Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь / Сост. Г.А.Двоеносова, отв. Ред. Л.В.Горохова, Д.Р.Шарафутдинов. - Казань:

Гасыр, 2001.-640 с.

65. Казань историческая: Альбом. Автор-составитель А.Дубин. - Казань: Татарское книжное издательство, 2003. - 172 с.

66. Казань на старинных открытках / Автор вступ. статьи Никонова С.И. -Казань: Светлячок, 1994. - 104 с.

67. Карелин А.О. Творческое наследие. Авторы-составители: А.А.Семенов, М.М.Хорев. Автор вступительной статьи и введений к разделам В.А.Филиппов. - Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. - 288 с.

68. Карпов И. Фотограф-любитель. Руководство к изучению фотографии для начинающих. - СПб.: Типография П.П.Сойкина,1891. - 32 с.

69. Каширин Е. Н.Губернская Рязань на старинных фотографиях. - Рязань: Наше время , 2001 - 320 с.

70. Китаев A.A. Максим Дмитриев в борьбе за авторские права в фотографии // Фотография и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М.П.Дмитриева (19 сентября 2008 г.). - Нижний Новгород, 2009. -С.25-35.

71. Кобзев И.И. Ижевские картинки. Фотоальбом. - Ижевск: Уфимский университет, 2000. - 104 с.

72. Комболин Ю. Поздравительная открытка в России. - СПб.: Торговый дом Константин, 1994. - 192 с.

73. Копылов В.Е. Былое светописи. У истоков фотографии в Тобольской губернии. - Тюмень: Слово , 2004. - 863 с.

74. Краткое руководство для начинающих фотографов. - Казань: Типолитография Ключникова, 1895. - 32 с.

75. Крауш Л.Я. Первые шаги в фотографии. - М.: Искусство, 1977. - 143 с.

76. Куликова Н.Е. Симбирское фотографическое общество // Материалы третьей научно конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л.Сытину. - Ульяновск: Издательство «Корпорация технология продвижения», 2006. - С.80-85.

77. Лаврентьев А. Фотоаппарат - инструмент видения // Декоративное искусство СССР. - 1983. - №2. - С.22-27.

78. Лавров A.M. Исторический перечень открытий по фотографии.

79. Лебедев А. Остановись, мгновенье! // Республика Татарстан. - 2005. - 5 марта.

80. Лебедев H.A. Уездные города Ярославской губернии на почтовых открытках начала XX века. - Рыбинск: Формат-принт, 2003. - 127 с.

81. Лонд А. Практическое руководство проявления. Исследование различных проявителей и способов их употребления. Фотографическое отделение при клинике нервных болезней в Париже. - СПб.: Издание Н.Н.Цуханова, 1900. - 152 с.

82. Львов А.К. Художественная открытка и краеведение // Краеведение. -Л. - 1929. -№1. -С.28-30.

83. Максимов Е.К., Сафронов Ю.А. Старый Саратов на фотографиях и открытках. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2004. - 271 с.

84. Мастера фотографии. - Л.-М.: Искусство, 1938. - 7с

85. Мастрюков М.С. Практическое руководство новейшего способа раскрашивания фотографий, гравюр, платинотипий и фототипий. - Казань: Типография Харитонова, 1897. - 15 с.

86. Мельчик М.И. Заонежье на старых фотографиях: Книга-альбом. -СПб.: Лики России, 2001. - 173 с.

87. Милашевский Г.А .Старая Казань. - Казань: Заман, 2005. - 320 с.

88. Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. - 56 с.

89. Михайлович А. Фотограф-любитель. Советы и подробное описание всех процессов современной фотографии для начинающих. - СПб.: Типография «Общественная польза», 1887. - 114 с.

90. Морозов С. Русские путешественники-фотографы. - М.: Географгиз, 1953.- 184 с.

91. Морозов С.А. Искусство видеть. Очерки по истории фотографии стран мира. - М.: Искусство, 1963. - 271 с.

92. Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. - М.: Госкино-издат, 1952.- 119 с.

93. Морозов С.А. Русская художественная фотография. Очерки по истории фотографии. 1839-1917. -М.: Искусство, 1961. - 152 с.

94. Морозов С.А. Творческая фотография. Фотоальбом. - М.: Планета, 1985.-414 с.

95. Морозов С.А. Фотография в науке. - М.: Гостехиздат, 1955. - 63 с.

96. Морозов С.А. Фотография как искусство. - М.: Знание, 1970. - 64 с.

97. Морозов С.А. Фотография среди искусств. - М.:Планета, 1971. - 103 с.

98. Морозов С.А. Фотограф-художник Максим Дмитриев. 1858-1949. - М.: Искусство, 1960. - 47 с.

99. Морозов С.А. Человек увидел все. - М.: Молодая гвардия, 1959. - 207 с.

100. На рубеже веков: Нижегородское Поволжье в фотографиях М.П.Дмитриева. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. - 140 с.

101. На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П.Дмитриева: Фотоальбом / Сост. Автор теста и комментариев

B.В.Колябин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. - 200 с.

102. Нижегородская фотография. Город. Люди. События. 1843-1917. -Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2006. - 296 с.

103. Никитин В. Первые снимки декабристов // Родина. - 1993. - №12. -

C.55-57.

104. Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. — Л.: Лениздат, 1991.-222 с.

105. Никифоров Н. Общественное значение предстоящей Казанской научно-промышленной выставки 1890 года. - Казань, 1889. - 30 с.

106. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 17. Ск - Та. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 255 с.

107. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. Ит - Кл. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 255 с.

108. Ньюмейер Д. Фотография в России // Купеческая Москва. Образы ушедшей российской буржуазии. Ответ, ред. Дж. Уэст, Ю.А.Петров. -М.: РОССПЭН, 2007. - С. 42-48.

109. Один век из истории Звенигорода в старых фотографиях : (вторая половина XIX - первая половина XX в.). - М.: Сев. паломник, ОАО Можайский полигр. комб, 2004. - 143 с.

110. Ольхин П.М. Фотография для начинающих и любителей. - СПб.: Г.Ф.Стенге, 1899.- 101 с.

111. Орков Г. Этнографическая светопись К.Т.Сафонова // Лик Чувашии. -1995. - №4. - С.81-85.

112. Открытки из прошлого // Республика Татарстан. - 1996. - 4 января.

113. Открытки из прошлого века // Казанские ведомости. - 1996. - 17 января.

114. Панфилова Н.В. Из истории появления фотографии в Ярославском крае (1850-е гг.-1903 г.) // Краеведческие записки.- Вып.8. - Ярославль, 2005.-С.520.

115. Паркин A.B. Саратов на рубеже XIX-XX веков. - Саратов: Софит, 2004.- 174 с.

116. Пермь. XIX-XX вв. Фотоальбом. - Пермь: Звезда, 1998. - 43 с.

117. Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы. - М., 2002. - 136 с.

118. Поваляев Д. С. Ефремов на старых почтовых открытках и фотографиях конца XIX - начала XX века. - Тула, 1997. - 103 с.

119. Поздняев А. Фотограф генерал Вишняков // Наше наследие. - 1990. -№4. - С.127-131.

120. Поллак Питер. Из истории фотографии. Предисл. А.С.Вартанова. - М.: Планета, 1983.- 176 с.

121. Пондопуло Г.К. Фотография и современность: Проблемы теории. - М.: Искусство, 1982. - 174 с.

122. Попов А. Фотографические общества России // Потребитель. Экспертиза и тесты. Фототехника и видеокамеры. - 2004. - №7, №20, №34. URL: http://foto.potrebitel.ru (Дата обращения: 29.02.2012).

123. Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова. Составитель О.А.Рябов. - Нижний Новгород: Книги, 2007. - 560 с.

124. Практическое руководство для начинающих любителей фотографии. -Оренбург: Типолитография Т-ва Каримова, Хусаинова и К0,1914. - 58 с.

125. Радивановский Н.И. Практическая фотография или собрание практических сведений и рецептов по фотографии и ее применениям, испробованных и отчасти выработанных автором для техников и любителей. Сост. Подполк. Радивановский, препод, фотографии и офицерском классе упр. гальванической частью инж. корпуса. - СПб.: Типография бр. Пантелеевых, 1890. - 234 с.

126. Раскин Н.М. Жозеф Нисефор Ньепс. Луи Жак Манде Дагерр. Вильям Генри Фокс Талбот. - Л.:Наука, 1967. - 189 с.

127. Редько А. В. История фотографии в России в 1839 - 1917 гг.

128. Ректоры Казанского университета, 1804-2004 гг.: Очерки жизни и деятельности. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. - 360 с.

129. Ретушь и раскрашивание фотографий. Наставление для доделки фотографических негативов и позитивов, а также для раскрашивания их акварельными и маслянными красками. Для фотографов-профессионалов и любителей. - СПб.: Щепанский, 1894. - 109 с.

130. Руководство к изучению практической фотографии И.И.Карпова непременного члена фотографического отдела Императорского Русского

технического общества. - СПб.: Скоропечатня Пожарова, 1896. - VII, 317, X с.

131. Сабурова Т. Загадки дагерротипов // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2004. - №3. - С.118-125.

132. Сабурова Т. Светопись плюс живопись // Родина. - 2003. - №4. - С. 109-111.

133. Сабурова Т., Семакова И. От дагеротипа к фотографии // Фото-89. -М.: Планета, 1989. - С. 10-19 .

134. Сабурова Т.Г. Из истории создания портретной галереи декабристов // Декабристы и их время. - М., 1995. - С. 158-174.

135. Сабурова Т.Г. Немецкие фотографы в Москве. В объективе - москвичи. // Московские немцы: Четыре века в России. - М., 1999. - С. 52-56.

136. Санкт-Петербург в фотографиях 1840-1920-х годов. Город и Горожане. Каталог выставки. - СПб.: Славия, 2002. - 128 с.

137. Саран А.Ю. История профессиональной фотографии в Орловской губернии (1855-1928). - Орел: Издательство Орел ГАУ, 2007. - 182 с.

138. Саратов на старых открытках. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. - 159 с.

139. Сафронов Ю. А., Максимов. Е.К. Фотосалоны саратовского края : Каталог паспарту 1854-1917 гг. - Саратов: Приволж. кн. изд-во , 2003. - 158 с.

140. Семакова И. А. Дмитрий Ермаков и зарождение фоторепортажа в России // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. - М., 1995. - С.348-358.

141. Семакова И. Московские хроники // Московские немцы: Четыре века в России. - М., 1999. - С. 57-62.

142. Смирнов И.Н. Этнография на Казанской научно-промышленной выставке. - Казань: Типография Н.А.Ильяшенко, 1890. - 36 с.

143. Старотатарская слобода в фотографиях // Казань. - 1993 - №1. -С.177-193.

144. Старый Омск: Иллюстрированная хроника событий. - Омск: Омский государственный исторический краеведческий музей, 2000. - 290 с.

145. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. - М.: КомКнига, 2005 - 389 с.

146. Сыров A.A. Первые русские фотоаппараты. - М.: Госкиноиздат, 1951. - 56 с.

147. Сыров A.A. Путь фотоаппарата: Из истории отечественного фотоаппа-ратостроения. - М.: Искусство, 1954. - 144 с.

148. Сытин C.JI. Симбирск глазами фотографов и историка. - Ульяновск: Ульяновский дом печати, 1999. - 136 с.

149. Тагрин Н.С. Мир в открытке. - М.: Изобразительное искусство, 1978. -127 с.

150. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 с.

151. Торжок на фотографиях П.Ф. Добрынина. Автор текста Устиненко Т.Н. - Торжок: Всероссийский этнографический музей, 1993. - 64 с.

152. Турнерелли Э. Казань и её жители. Вишленкова Е., Малышева С., Сальникова А. Казанское житье. - Казань: ООО «ДОМО «Глобус», 2005.- 1183 с.

153. Файнштейн Э.Б. В мире открытки. - М.: Планета, 1976. - 136 с.

154. Фогель Г. В. Химические действия света и фотография в их приложении к искусству, науке и промышленности. - СПб.: Редакция Журнала «Знание», 1875. - 311 с.

155. Фотограф-любитель. Руководство для начинающих. Сост. К.Н. -М.: Сытин. - 1906.-99 с.

156. Фролов Ю. Фотопромысел - дело не мусульманское? // Казанские ведомости. - 2002. - 5 февраля

157. Фролов Я. Казань глазами Арнольда Бренинга // Казань. - 1995. - №910. - С.127-128.

158. Фролов Я., Фролов Г. Адрес прежний - Казань // Татарстан. - 1994. -№7-8. - С.53-61. (Публикация фотографии Казани начала XX века)

159. Чернова Н.В. Методическое пособие. Идентификация фотодокументов и специфика их хранения. - СПб., 2005. - 51 с

160. Чибисов K.B. Общая фотография. Фотографические процессы регистрации информации. - М.: Искусство, 1984. - 446 с.

161. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. - М.: Искусство, 1987. -254 с.

162. Чибисов К.В., Шеберстов В.И., Слуцкин A.A. Фотография в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Наука, 1988. - 174 с.

163. Чудновский И.Я. Фотография: рассказ для начинающих. - М.: Искусство, 1984.-112 с.

164. Чумичева Е.В. Развитие фотодела в российской провинции последней четверти XIX - первого десятилетия XX в. на примере Рязанской губернии // Четвертые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 24-27 октября 2006 года. -Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2008. - С.481-503.

165. Шестерикова В. Фотографическое искусство в Самаре в дореволюционный период // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2009. - №1. URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine (Дата обращения: 29.02.2012)

166. Шилова Т.Н. Может снимать всякие виды с удивительной точностью. Московские фотографы времен Дагерра // Источники. - 1994. - №6. -С.42-62.

167. Шилова Т.Н. По следам открытия Дагерра: Летописец жизни великого писателя // Взор. - 2002. - №7. - С.30-35.

168. Шипова Т.Н. По следам открытия Дагерра: Светопечать в России // Взор. - 2002. - №9. - С. 18-25.

169. Шипова Т.Н. По следам открытия Дагерра: Художник фотографического дела Михаил Тулинов // Взор. - 2002. - №8. - С. 18-25.

170. Шипова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему (1839-1930). Альбом Справочник. - М.: Издательство объединение Мосгорархив», 2001.-368 с.

171. Шилова Т.Н. Фотографы Москвы (1839 - 1930): Биографический словарь-справочник. - М.: Совпадение, 2006. - 368 с.

172. Шкаровский-Раффе А. «Русские типы» Уильяма Каррика // Декоративное искусство СССР. - 1986. - №11. - С.48.

173. Шмидт Ф. Практическая фотография. Настольная книга для каждого любителя и профессионала. - СПб.: Ф.В.Щепанский, 1898. - 379 с.

174. Эдер И.М. Лаборатория и павильон фотографа. - СПб.: Типография общества путей сообщения, 1895. - 152 с.

175. Энциклопедический словарь. - Т. 10. - СПб.: Типо-литография И.А.Ефрона, 1893.-480 с.

III. Диссертации

1. Алексеева Е.П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917 гг.): Дис. ...к.и.н.: 24.00.01. - Казань, 2004.-219 с.

2. Бойцова О.Ю. Любительская фотография в городской культуре России конца XX века: Дис... .к.и.н.: 07.00.07. - Санкт-Петербург, 2010. - 249 с.

3. Горленко Н.М. Живопись и фотография в России во второй половине XIX - начале XX века. Дис... .к.иск.: 17.00.04. - Москва, 2010.-157 с.

4. Гурьева М.М. Повседневная фотография в современном культурном контексте: Дис. .. .к.филос.н.: 24.00.01. - Санкт-Петербург, 2009. - 168 с.

5. Гурьянов С.М. Фотография, как феномен русской культуры 1920-1970 годов: синтез документальности и художественности: Дис. ...к.и.н.: 24. 00. 01.-Киров, 2009. - 185 с.

6. Корепанова С.А. Выставочная деятельность в России в XIX веке (промышленные и научно-промышленные выставки): Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Екатеринбург, 2005. - 235 с.

7. Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы: Дис. ...к.и.н.: 07.00.09. - Москва, 2004.-213 с.

8. Родионова А.Е. Открытка как феномен художественной культуры : На материале русской открытки конца Х1Х-начала XX века. Дис...канд. филос. наук: 09.00.04. - М.,1995. - 183 с.

9. Смородина В.А. Документальная фотография в российских иллюстрированных изданиях периода Первой мировой войны, 1914-1917 гг.: Дис. ...к.фил.н.: 10.01.10.-Санкт-Петербург, 2000.-295 с.

Список принятых сокращений

ИРТО - Императорское русское техническое общество (г. Санкт-Петербург)

КФО - Казанское фотографическое общество

НМ РТ - Национальный музей Республики Татарстан

НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан

ОАИЭ - Общество археологии, истории и этнографии

ОРТЗ - Отдел распространения технических знаний (г. Москва)

ПСЗ - Полное собрание законов Российской империи

РФО - Русское фотографическое общество (г. Москва)

Различные варианты павильонных снимков с использованием «фотографического стула»

ш

Фо тографии, выполненные в фотографическом заведшим С .С. Фел ьзера (Казань)

Опий» гницвп»

Портрет мальчика в полный рост.

Фотограф С.Г.Михайлов (Казань)

Неизвестная дама. Фотограф Т.Митрейтер (Москва)

Портрет молодого человека в полный рост. Неизвестный фотограф. (Европа)

Портрет мужчины. Фотограф В.П.Бебин (Казань)

Семейный портрет. Неизвестный фотограф. (Россия)

Дети.

Фотограф А.Г.Шумилов (?). (Казань)

Свидетельство Вениамина Антоновича Гисси (НА РТ. Ф. 1. Оп.З. Д.3867. Л.20.)

\\ . и

т

ДО1Л. I РУБ.

I

>

\

¿4? ¿'/-¿-ОЛУ*

Щу^^^Г^^р

!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.