Становление экологической культуры социума тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Таранов, Алексей Васильевич

  • Таранов, Алексей Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 123
Таранов, Алексей Васильевич. Становление экологической культуры социума: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Волгоград. 2006. 123 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Таранов, Алексей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Экологический потенциал общества и его основные функции

1.2. Категориальный статус экологической культуры

1.3. Структура экологической культуры

Глава 2. ДИНАМИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

2.1. Формы институализации экологической культуры

2.2. Источники и движущие силы становления экологической культуры

2.3. Социально-экологические противоречия и пути их разрешения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление экологической культуры социума»

Актуальность темы исследования. Вторая половина XX столетия отмочена обострением ряда глобальных проблем, в том числе экологической. Она имеет многообразные проявления, связанные с воздействием человека на природу и обратным влиянием измененной им природной среды на собственный образ жизни. Характерной чертой бытия на Земле стало наличие постоянно напряженного состояния во взаимоотношениях общества и природы. Возникла угроза дальнейшему прогрессу человечества, самой возможности его существования. Большинство специалистов-экологов считают, что население планеты проживает в ситуации экологического кризиса, имеющего тенденцию перерасти в экологическую катастрофу.

Сложившаяся кризисная ситуация, необходимость ее преодоления стимулировали возникновение ряда научных дисциплин, исследующих различные аспекты связанных с этим процессов и проблем. Экологические науки невозможно перечистить, их очень много. В их числе общая, глобальная, экономическая, социальная, политическая, медицинская, сельскохозяйственная, географическая, этническая и пр. экологии, а также науки, исследующие влияние экологических факторов на присущие им специфические объекты: экологические экономика, психология, демография, география, политика, этика и т.д.

В 1980-е гг. в мире публиковалось до 15 18 тысяч работ по различным аспектам экологии, не считая газетных и журнальных статей. В этом растущем потоке публикаций значительное место занимают работы социально-гуманитарного направления. Большинство из них посвящено поиску путей выхода человечества из ситуации социально-экологическою кризиса, предотвращения экологической катастрофы. Несомненный приоритет экологически ориентированная философская рефлексия отдает концепции экопарадигмы общества. В ней обозначена новая парадигма развития мировой цивилизации, которая должна обеспечить, баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения людей с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Считается, что это сможет стать реальностью только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать

Основные положения концепции экопарадигмы, связанные с этим дискуссии, выводы и рекомендации нашли отражение в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), документах и материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). В них подведены итоги экологически ориентированного развития человечества за время с 1972 (Конференция ООН по окружающей среде, Стокгольм, 1972 г.) до начала 1990-х гг., дано теоретическое осмысление проблем этого периода, намечены конкретные механизмы для реализации новой стратегии развития. Перед главами государств и руководителями правительств были поставлены задачи разработки национальных и региональных программ общественного развития, конкретизирующих глобальные принципы и подходы применительно к местным условиям. Таким документом, учитывающим ситуацию в нашем отечестве, стала «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г.). Материалы Рио-де-жанейрского форума со времени их появления находятся в поле зрения представителей различных отраслей науки, в том числе и философии. Результаты рефлексии соотносятся с современным течением и перспективами реальных процессов действительности.

Степень разработанности проблемы. В своем исследовании автор опирался на работы в указанном аспекте ряда отечественных и зарубежных исследователей Ф.И. Гиренка, Э. В. Гирусова, B.C. Голубева, В. Г. Горшкова, В И.Данилова-Данильяна, О К.Дрейера, Г.А Зюганова, В А Коптюга, А Н Кочергина, И.К.Лисеева, В.А.Лося. Н.М Мамедова, Ю.Г

Маркова, Д.Х.Медоуза, Н.Н.Моисеева, Г.В.Платонова, А.К.Уледова, А.Д.Урсула, Е.Т.Фаддеева, А.П. Федотова и др., а также на материалы наличных конференций — «Закономерности социального развития — ориентиры и критерии будущего развития» (Новосибирск, апрель 1994 г.), «Реформы в России с позиции концепции устойчивого развития» (Москва, октябрь 1994 г.) и др.

Устойчивое развитие в его современной трактовке переходный этап продвижения мирового сообщества к определенному, ноосферному состоянию (на наш взгляд, далеко не единственный этап). Оно связано с качественной трансформацией всех сфер общественной жизни (материально-производственной, социальной, политической, духовной), с растущей ролыо природных факторов в каждой из них.

В связи с тем, что общество функционирует и развивается как диалектическое единство образующих его сфер, или подсистем, проблема его устойчивого развития не может решаться без учета их своеобразия и роли в общественной жизни. Познание закономерностей развития сфер создает возможность прогнозирования перспектив существования общества, эффективного управления его процессами Изучение функционирования сфер общественной жизни в условиях экопарадигмы, а также их роли в утверждении этой формы коэволюции общества и природы представляется достаточно актуальным. Тем более, что в современном обществознании вполне утвердился сферный подход в изучении общества, в управлении его процессами. Он является конкретизацией структурного и функционального методов социального познания Его плодотворное применение и развитие нашли отражение в публикациях В.Г.Афанасьева, В С Барулина, Ю.Е Волкова, В.Г.Горбачева, А.А.Дегтярева, А Я Климова, А.Н.Кочергина, В.М Краснова. М.ВЛашиной, К X Момджяна, Ю К Плотникова, В П Рожина. JT М Семашко, Б.С.Трибулева, В.П.Тугаринова, А.К.Уледова, В.Ю.Шпака и некоторых других авторов.

Следует, однако, указать на принципиальное обстоятетьство в работах этого плана не рассматриваются вопросы о роли природных факторов в функционировании сфер (из названных исключение составляют лишь работы. В С Барулина А Н.Кочергина, Б.С Трибулева). Из поля зрения исследователей выпала проблема экологической культуры как определенной социоприродной целостности в системе общественной жизни. Во второй половине XX в. она формируется в качестве специфической подсистемы общества, выступая конкретно-историческим проявлением процесса коэволюции общества и природы. Она является структурным образованием общественной жизни, которое воплощает единство и соотнесенность ее элементов с природными факторами бытия: способствует разрешению социально-экологических противоречий, выступает своеобразным критерием способности общества решать экологические проблемы.

Экологическая культура представляет собой систему диалектически взаимосвязанных элементов экологической деятельности, экологических отношений, экологической формы общественного сознания, экологического субъекта, специализированных управленческих структур и специализированной материально-технической базы. Отдельные из этих элементов с разной степенью полноты охарактеризованы в связи с проблемами статуса формирующейся науки социальной экологии 3. Абдуллаевым, Г.А Бачинским. В Р.Весниным, Э.В.Гирусовым, А.В Кацурой, Н.Н.Киселевым. В Д Комаровым, Э.С.Крапивенским, В.А Лосем, Н.М.Мамедовым, Ю.Г.Марковым. Д.Марковичем, Н С Назаровой, Р А Новиковым, А П Огурцовым, В.В.Петровым, Г В Платоновым, Е.А.Плехановым, А Д Урсулом, Н Н Храменковым, О Н.Яницким и др.

Трактуя эколого-социальную практику как своеобразное проявление синтеза природного и социального, автор опирался на работы, рассматривающие общие аспекты и закономерности взаимодействия общества и природы М.И. Будыко, В.И.Вернадского, Ф.И.Гиренка, А.Гора, Л.Н.Гумитева, И.И.Дедю, А.Г. Исаченко, В.П.Казначеева, Р.С.Карпинской, Б.Китановича, Г.А.Кузнецова, П.Кууси, И.Б.Новикова, К.М.Петрова,

А.Печчеи, Н Ф.Реймерса, Сюй Дисиня, И.Т. Фроюва и пр.

Достижения науки в осмыслении взаимодействия общества и природы, его социально-экологических аспектов позвол1пи автору обратиться к системному и комплексному анализу экологической жизни общества на сферном уровне ее существования Поставленные задачи определили структуру диссертации, порядок, характер изложения в ней материала.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания экологической культуры как особой сферы человеческой деятельности, направленной на преодоление антропологического кризиса. Эвристика данного исследования обусловлена отсутствием четкого понимания того, что развитие техногенной цивилизации оказывает пагубное воздействие на окружающую среду, представляя угрозу человечеству как биологическому виду. Реализация намеченной цели предполагает обязательное решение следующих основных задач:

- эксплицировать экологический потенциал социума и раскрыть его основные функции;

- раскрыть содержание понятия экологической культуры, определить его философский статус и способы онтологизации;

- дать характеристику экологической подсистемы общественного существования;

- рассмотреть экологическое сознание как регулятор антропогенных воздействий на элементы природной среды;

- представить формы институализации экологической культуры;

- выявить источники и движущие силы становления экологической культуры;

- определить основные пути разрешения социально-экологических противоречий;

- диалектически обосновать роль взаимодействия экологической и политической сфер в решении социально-экологических проблем.

Методологической основой исследования явились антропологические, палеонтологические, социальные исследования. Значительное внимание было уделено работам классиков мировой философии по проблеме биосоциальной природы человека, принципам философской антропологии, экологии человека. При подготовке диссертации автором использовался системный анализ, конкретно-исторический и компаративный анализ, структурный подход, принцип единства исторического и логического, диалектический метод исследования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- исследован экологический потенциал социума и представлены его основные функции;

- понятие экологической культуры получило свою философскую идентификацию, установлены параметры его эмпирии;

- экологическое сознание представлено в виде ценностной мировоззренческой установки, влияющей на направленность человеческой деятельности;

- экологическая культура структурирована в существующих институциональных формах;

- выявлены источники и основные движущие силы экологической культуры;

- обоснована необходимость взаимодействия экологической и политической сфер как оптимального условия разрешения эколого-социальных проблем.

В соответствии с указанными пунктами новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Конкретно-исторические способы, приемы действий, формы и содержание знаний людей, связанные с задачами сохранения природных систем в их соотнесенности с интересами человеческих сообществ, условия их реализации образуют специфическое социоприродное явление — экологический потенциал общества. Он представляет собой объективно складывающуюся в процессе социогенеза способность целенаправленного приумножения, улучшения, рационального использования обществом элементов природы.

2. Экологическая культура представляет собой подсистему общества, возникшую на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных жизне- и социообеспечивающих факторов человеческого существования. Главную и специфическую функцию ее составляет поддержание и обеспечение прогресса общества со стороны природных факторов его существования, испытывающих постоянный антропогенный прессинг.

3. Экологическая подситстема общественного существования представляет собой двунаправленный процесс обмена действиями между экологическим объектом, представляющим собой значимую для человека и общества совокупность природных или социоприродных связей и свойств, оцениваемых с позиций их роли и значения в жизни определенных социальных общностей, а также реальных или прогнозируемых последствий антропогенного воздействия на них, в силу этого становящимся полем приложения активности конкретного экологического субъекта, в качестве которого выступает общественный субъект в экологической культуре -социальные общности и представляющие их индивиды, целенаправленно и систематически занимающиеся решением социально-экологических проблем, обладающих высокой экологической сознательностью.

4. Экологическое сознание отражает специфический аспект взаимоотношений общества и природы, когда рефлексию вызывают прогнозируемые (предполагаемые) или действительные последствия антропогенных воздействий на элементы природной среды, а вследствие этого и на самого человека, а также утвердившаяся установка на действия с целью гармонизации взаимоотношений общества и природы. В этом случае экологические представления выступают в качестве ценностной, мировоззренческой установки, влияющей на направленность человеческой деятельности.

5. Экологическая культура институализируется в следующих формах: 1) экологическое управление - регулирование процессов, происходящих в экологической и других сферах общества путем воздействия на экологические отношения и их субъекты, социально-экологические общности и их специфических представителей, с целью обеспечения динамического равновесия между конкретными элементами общества и природы; 2) инфраструктура экологической культуры общества, включающая в себя совокупность учреждений, организаций и объектов, целенаправленно создаваемых и функционирующих для обеспечения видов деятельности, поддерживающих динамическое равновесие во взаимосвязи общества и природы. Их наличие определяется существованием определенных социальных сил, их взаимоотношениями, ценностными ориентациями.

6. Источником и движущей силой экологической культуры выступает диалектическое единство социальных сил экологической направленности, т.е. социальных общностей, представители которых в силу социально-экономического положения, ценностных ориентации, образа жизни заинтересованы и практически участвуют в улучшении, приумножении и сохранении природных экологических систем, и антиэкологических (дизэкологических) сил, т.е. социальных общностей людей или отдельных индивидов, разрушающих природные экологические системы в силу каких-либо объективных или субъективных причин (пассионарные толчки, бедственное экономическое положение, экологическая безграмотность, политические амбиции, ценностные установки и т.п.).

7. Социально-экологические противоречия - это высшая степень «борьбы» общества и природы на различных этапах и уровнях их существования и взаимодействия. Экологические противоречия могут выражаться в: 1) экологической эксплуатации; 2) социально-экологических конфликтах общества; 3) экологических войнах. Экологическая культура является оптимальным путем разрешения экологических противоречий.

8. Экологическая культура должна стать не только полноправным, но и приоритетным объектом управления со стороны государства. Система государственного управления, в свою очередь, должна дополняться экологическим потенциалом институтов гражданского общества, т.е. всей системы внегосударственных форм бытия граждан, их объединений, не подверженных регламентации и контролю государства, власть имущих.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется научным синтезом методологических и естественно-научных предпосылок и оснований социальной философии, социальной экологии, качественной социологии, что позволяет в дальнейшем идти по пути создания стратегии экологической культуры на государственном уровне, а также разрабатывать частно-научные вопросы (культивирование экологического сознания, укрепление экологического потенциала социума, создание новых социальных институтов и т.д.). Выводы диссертации могут быть использованы в создании соответствующих моделей в процессе социального управления. Материалы исследования могут использоваться в образовательном поле социальной философии, экологии человека, биоэтики, права и для разработки учебных курсов.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации изложены в трех публикациях, общим объемом 6,0 п.л.

Материалы диссертации нашли свое отражение в разработке спецкурса по социальной экологии, читаемого в Кисловодском институте Академии оборонных отраслей промышленности Российской Федерации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения, приложений и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Таранов, Алексей Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество, подобно развивающемуся организму, находится в постоянном изменении, в качественных переходах, «скачках». Одна из характерных тенденций его современного развития — усиление процессов взаимопроникновения и взаимозависимости природного и социального. Это одна из древнейших тенденций, связанная со всеми стадиями антропо- и социогенеза, но отчетливо проявившаяся лишь в XX столетии

Ее выражением стали социально-экологические противоречия, которые представляют собой столкновение социальных сил экологической и антиэкологической направленности вследствие противоположности их интересов в отношении элементов природной среды, природных ресурсов Они достигают такой степени остроты, что отдельные элементы природного бытия (виды растений, животных, природные ресурсы), социальной жизни (в том числе и духовная жизнь) оказались или деформированными, или под угрозой исчезновения, или исчезли.

В качестве механизма разрешения социально-экологических противоречий и управления подобными процессами сформировалась экологическая культура, которая дополнила основные сферы общества материально-производственную (экономическую), социальную, политическую и духовную — в их функциях обеспечения стабильности и прогресса целостного общественного организма В реалиях конца XX в. она предстает как подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных жизне- и социообеспечивающих факторов человеческого существования.

Экологической культуре присущи специфические структура и функции Основные ее звенья специализированная деятельность и специфические отношения специализированных субъектов исторического процесса, экотогическая форма общественного сознания, специализированные институты управления и специфическая материатьно-техническая база, обслуживающая все системы.

Основная функция состоит в целенаправленном оптимальном использовании факторов природной среды, поддержании их функционирования и воспроизводстве в целях обеспечения общественного прогресса. Реализуется при опоре на деятельность экологически ориентированных сил, которые объединяются принципами экологической политики

Существование и функционирование экологической культуры одно из проявлений коэволюции общества и природы, его развития в направлении достижения ноосферного состояния, когда человечество сможет «перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни» (157) [24, 241]. Ведь сферы и отличаются от других социальных явлений именно тем, что их формирование, использование присущих им социальных механизмов носит целенаправленный, научно обоснованный характер.

Реальность экологической культуры одно из доказательств того, что концепции коэволюции и ноосферы — это не просто умозрительные построения, а явления, имеющие корни в реальной действительности, хотя и находящиеся в начальной стадии своего становления.

Экологическая культура как феномен общественной жизни, как проявление социальной формы движения материи нуждается в дальнейшем изучении.

Каждый из элементов сферы характеризуется своими особенностями развития и взаимоотношениями с другими ее составляющими. Специализированная экологическая деятельность человека приобретает все более многообразные формы и виды. С ней сопрягаются другие виды деятельности, характерные для других сфер жизнедеятельности, они все ботее экологизируются.

Возросшая роль социальных общностей людей, отдельных личностей в воздействии на природные и социоприродные системы проявилась в формировании социально-экологических общностей людей, таких, как экологически ориентированные социальные силы и слои, социальные силы антиэкологической направленности, экологические беженцы, экологические маргиналы и др. Основная тенденция состоит в численном росте и консолидации сил экологической направленности.

Интенсивно развивается экологическая форма общественного сознания, что проявляется в системе понятий и категорий. В данной публикации представлен опыт систематизации понятий социально-экологической ауры.

Значительное развитие получили процессы формирования структур управления эколого-социальной практикой. Пока это в основном локальный, национальный, в определенной степени региональный уровни. Функционируют отдельные элементы глобальных, международных управленческих структур.

Складывается материально-техническая база экологической культуры, которая предстает как система специализированных учреждений, технологий, структур по подготовке кадров, экологического образования и воспитания. Однако она находится в прямой зависимости от материальных возможностей отдельных государств, а потому характеризуется неравномерностью развития.

Весь комплекс наук, от естественных до социально-экономических и гуманитарных, накопил огромный арсенал знаний, связанных с выявлением причин возникновения и возможностей решения социально-экологических проблем. Уточняются и конкретизируются концепции гармонизации взаимоотношений общества и природы Это концепции устойчивого, коэволюционного и ноосферного развития.

Наряду с этим осуществляется напряженный поиск эффективных социальных механизмов, позволяющих человечеству преодолеть социально-экологический кризис Определенными возможностями в этом отношении обладает эко-тогическая сфера общества. Это общественная структура, которая возникла как реакция на осознание такого состояния во взаимодействии природы и общества как систем, которое чревато тем, что элементы первой из них окажутся деформированными или частично исчезнут, а вторая может вообще выпасть из кругооборота бытия.

В единстве составляющих ее элементов данная сфера выступает социальным инструментом коэволюции. В этом качестве она нуждается в изучении комплексом наук, сохраняя свое своеобразие в качестве феномена общественной жизни. Как своеобразный феномен общественной жизни она нуждается в целенаправленном утверждении и развитии, а также требует соответствующего внимания представителей различных наук.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Таранов, Алексей Васильевич, 2006 год

1. Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. Ташкент, 1990.

2. Авторитаризм и власть// Социачьно-политический журнал. 1997. №3.

3. Актуальные вопросы экологии и охраны природы Азовского моря и Восточного Приазовья. Ч. 1-2. Краснодар, 1989; 1990.

4. Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем малых рек. Ч. 1,2. Краснодар, 1992.

5. Алексеев П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы мар-ксистско-ленинской философии. М., 1989.

6. Арбатов Л., Баталов Э. Политическая реформа и эволюция государства//Коммунист. 1989. №4.

7. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М; 1968.

8. Баландин Р.К; Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

9. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.

10. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1,2. М., 1993.

11. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. Киев, 1991.

12. Безнин М.А. Крестьянский двор российского Нечерноземья в 19501965 годах // Отечественная история. 1992. №3.

13. Белов В. Возродить в крестьянстве крестьянское // Что с нами происходит? Записки современников. Вып. 1. М.,1989.

14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

15. Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л.,1991.

16. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма. М., 1990.

17. Бородой 10. Крестьянский труд и сельская общность (фшософско-экономические предпосылки перестройки аграрного производства) // Что с нами происходит? Записки современников. Вып. 1. 1989.

18. Бочкарева Т.В. Экологический "джинн" урбанизации. М., 1988.

19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

20. Вавилов AM. Экологические последствия гонки вооружений. М.,1988.

21. Васильев И. Братство по бескорыстию // Советская Россия. 1991. 1авг.

22. Вдовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М., 1988.

23. Веклич О.А. Эколого -экономические противоречия. Киев, 1991.

24. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

25. Веснин В.Р. Воспроизводство ресурсов природной среды: экономический аспект. М., 1985.

26. Волков Ю.Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах // Социально-политический журнал. 1997. №3.

27. Вокруг раскрестьянивания. Материалы "круглого стола" // В человеческом измерении. М., 1989.

28. Вопросы охраны труда и здоровья сельскохозяйственных рабочих: Сб. науч. тр. Краснодар, 1986.

29. Воронов Г.И. Немного воспоминаний // От оттепели до застоя. М.,1990.

30. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-н/Д, 1996.

31. Всероссийский съезд по охране природы: Тезисы пленарных докладов. М., 1995.

32. Выживут ли земляне? М., 1989.

33. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века //Вопросы философии. 1992.№2.

34. Гвишиани Д.М. Римский клуб история создания //Наука в России. 1995.№1.

35. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.,1974.

36. Гиренок Ф.И. Экологическая проблема и современная цивилизация // Общественные науки. 1988. №4.

37. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

38. Гирусов Э.В. Система "общество-природа" (проблемы социальной экологии). М., 1976.

39. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.

40. Гирусов Э.В. Предмет и задачи социальной экологии //Предмет и структура общественных наук. М., 1984.

41. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

42. Гирусов Э.В. Основные законы социально-экологического развития // Проблемы закона в общественных науках. М., 1989.

43. Глазачев СМ. Экология: Учебная книга // Экология и жизнь. 1997.3.

44. Глобальная экологическая проблема. М., 1988.

45. Гор Э. Земля на чаше весов: Экология и человеческий дух. М., 1993.

46. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М., 1998.

47. Грэхэм J1.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

48. Гумилев JT.H. В поисках вымышленного царства. М., 1992.

49. Давыдова Г.Л. Проблема отношения человека и природы в глобальной экологии. М., 1983.

50. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим. Мир и Россия. М., 1994.

51. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни// Социально-политический журнал. 1997.№2.

52. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев,1989.

53. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д, 1996.

54. Добровольский Г.В. Тихий кризис планеты // Вестник РАН. 1997.1. Xs4.

55. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1994 г. Краснодар, 1995.

56. Докторов Б.З., Сафронов В.В., Фирсов Б.М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения//Социс. 1992. №12.

57. Дотто Л. Планета Земля в опасности. М., 1988

58. Дрейер O.K., Лось Б.В, Лось В.А. Экологические проблемы развивающихся стран М., 1983.

59. Дрейер O.K., Лось В.А Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М., 1997.

60. Дубинин И.П. Экологическая напряженность и генофонд человека //Экологическая альтернатива. М., 1990.

61. Дэнлап Р.Э., Гэллап Дж.Г., Гэллап AM. Здоровье планеты//Социс. 1992. №12.

62. Ефремов Ю.К. Ландшафтная сфера и географическая среда // Природа и общество. М., 1968.

63. Жирицкий А.К. Плата за безответственность: экологический кризис в современном буржуазном обществе и идейно-политическая борьба. М., 1979.

64. Забелин С. Неформализованное экологическое движение в СССР (60-80 годы) // Общественные науки. 1989. Ys4.

65. Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Ч. 1-2. Новосибирск, 1994.

66. Здоровье населения окружающая среда: Тезисы докладов. 4.1. Ростов-н/Д, 1991.

67. Зотов А.Ф. Федерализм в контексте споров о "русской национальной идее" //Социс. 1996. № 1.

68. Зюганов Г. География победы. Основы российской геополитики. М„ 1997.

69. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986.

70. Истягин Л.Г. Исследования по тоталитаризму: в поисках обновления концепции//Полис. 1997. №2.

71. Кантор К.М. Дезинтеграционно- интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии. 1997. №3.

72. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

73. Катасонов В.Ю. Великая держава или экологическая колония? М.,1991.

74. Кацура А.В. О структуре экологического знания // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.

75. Киселев Н.Н. Мировоззрение и эко логия. Киев, 1990.

76. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 1985.

77. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М; 1991.

78. Климов Ю. Политическая экология новое научное направление // Общественные науки и современность. 1992. №6.

79. Козин О. А. К исследованию диалектики противоречий социализма // Проблемы мира и социализма. 1985.№3.

80. Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л., 1977.

81. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М., 1997.

82. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.

83. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию

84. Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.): Информационный обзор. Новосибирск, 1993.

85. Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. М., 1985.

86. Котляр В.М., Новик. И.Б. Система «общество-природа»: проблемы управления // Философские науки. 1987.№11.

87. Кочергин А.Н. Экология и техносфера: Спецкурс. М; 1995.

88. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы: Спецкурс. М.,1996.

89. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987.

90. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. М., 1982.

91. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995.

92. Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 1994.

93. Кропп JI. Будем реалистами //Коммунист. 1989. №9.

94. Лапшин А.О. Социально экологические проблемы в условиях «реального социализма»: истоки, характер, перспективы // Социализм -прошлое и настоящее. М., 1990.

95. Лашина М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М., 1983.

96. Левин IO.M. Экологическая мина внутри нас //Наука в России.1995.

97. Лемешев М.Я. Пока не поздно. М., 1991.

98. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. 1992.№3.

99. Лось В.А. Философские проблемы социальной экологии // Философские науки. 1990. №8.

100. Лось В.А. Философско-методологические и социальные аспекты взаимоотношений общества и природы: Автореф. дне. д-ра филос.наук. М., 1983.

101. Лямин B.C. География и общество. М., 1978.

102. Малашевич Е.В. Краткий с ловаръ-справочник по охране природы. Минск, 1987.

103. Мамедов Н.М. Экология: новые направления развития традиционной науки // Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы. М, 1986.

104. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М., 1989.

105. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концептуальный синтез//Дидакт. 1997. №3-4 (18-19).

106. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986.

107. Маркович Данило Ж. Социальная экология. М; 1991.

108. Маркович Д. Общая социология. Ростов-н/Д, 1993.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

110. Материалистическая диалектика: В 5 т. Т.4. Диалектика общественного развития. М., 1984.

111. Материалы пленума ПК КПСС, 15-16 марта 1989 г. М., 1989.

112. Материалы пленума ЦК КПСС, 19-20 сентября 1989 г. М, 1989.

113. Милое Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы философии. 1992.№4.

114. Минашина Н.Г. Экологические последствия мелиора-тивно-водохозяйственного строительства в бассейне Аральского моря // Экологическая альтернатива. М., 1990.

115. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М.,1988.

116. Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. 1992№s5.

117. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цившиза-ционные разломы. Эколого-политологический анализ //Вопросы философии. 1995.№1.

118. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

119. Молоканов Г.И. Системная экология. Краснодар, 1995.

120. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

121. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989.

122. Никифоров A.JI. Деятельность, поведение, творчество //Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.

123. Никольский C.JI. Перестройка общественного сознания и преодоление административно-бюрократического типа управления//Вопросы философии. 1987.№12.

124. Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления //Вопросы философии. 1991.№2.

125. Новик И.Б., Кузмин К.Д. Экологическая проблема в свете отношения объекта и субъекта // Человек и природа. М. 1980.

126. Новиков Ю.В. Природа и человек. М., 1991.

127. Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, 1971-1985 гг. М; 1986.

128. Общество и природная среда: Сборник. М., 1980.

129. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

130. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР: Статистический сборник. Госкомстат СССР. М., 1989.

131. Палинчак Ф.Я., Платонов Г.В. Экологические отношения, сознание, деятельность //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1987. №4.

132. Панкова JI.H. Экология и мораль //Дидакт. 1996. №2(11).

133. Панкова JI.H. Идейные истоки современных альтернативных движений. М; 1991.

134. Панов М.И. Джордж Оруэл: логический анализ тоталитаризма// Дидакт. 1997.№-2.

135. Пестициды и здоровье: Сб. науч. тр. Краснодар, 1989.

136. Петров В.В. Экологическое право. М., 1989.

137. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.,1995.

138. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб., 1997.

139. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

140. Платонов Г.В. Оптимизация отношений общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1986. №1.

141. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия обществаи природы. М., 1989.

142. Питонов Г.В., Гирусов Э.В. Устойчивое развитие -путь к ноосфере // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1997. №1.

143. Плеханов EJI. К вопросу об объекте социально-экологического отношения //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1981.№s3.

144. Положим B.C., Чуркин А.А., Вернекина Н.С., Хрулен-ко-Варницкий И.О. Экологические аспекты распространенности психической патологии//Экология человека. 1997.№°1.

145. Поляков В.А. Экологическая парадигма XX века (факультативный курс). Краснодар, 1996.

146. Проблема окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях. М., 1976.

147. Проблемы социальной экологии. Ч. 1. Львов, 1986.

148. Программа действий. Повестка дня на XXI век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

149. Прусаков Д.Б. Социально-природный кризис и образование государства в древнем Египте // Восток. 1994. Xs3.

150. Путко А. По принципу бетономешалки. О тотальной люмпенизации советскою общества // Общественные науки и современность. 1991.№11.

151. Рахилин В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк историивзаимодействия. М., 1989.

152. Региональная научная конференция «Современные проблемы экологии»: Тезисы докладов. 4.1. Краснодар-Анапа, 1996.

153. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.,1990.

154. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) М., 1994.

155. Ремизов И.Н., Ремизова Н.И. Социально экологические проблемы современности и их лексико-семантическая аура //Язык и антропологические сущности. Краснодар, 1997.

156. Ремизов И.Н., Чистяков В.И. Краткий социально-экологический словарь. Краснодар, 1997.

157. Реформы в России с позшщй концепции устойчивого развития: Труды научной конференции (Москва. Парламентский центр, 15 октября 1994 г.). Новосибирск, 1995.

158. Римский клуб /Сост. Д.М.Гвишиани и др. М., 1997.

159. Русин И.И., Швецов ММ. Природоохранная деятельность в странах-членах СЭВ. М., 1988.

160. Семашко JI.M. Сферный подход. СПб., 1992.

161. Симонов П.В. Человек в условиях экологического и социального стресса // Наука в России. 1994. №4.

162. Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

163. Словарь русского языка в четырех томах. Т.4. М., 1984.

164. Советская Россия. 1991. 22 окт.

165. Советы народных депутатов и охрана окружающей среды. Киев,1984.

166. Современные тенденции в развитии инвайронменталыюй социологии (Материалы симпозиума, 1992 г., 17-21 июня, Нидерланды)//Социс. 1992. \sl2.

167. Состояние природной среды в СССР в 1988 году: Межведомственный доклад. М., 1990.

168. Сохранит ли человечество человечность?: Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1989.

169. Социализм: между прошлым и будущем. М., 1989.

170. Социально-экологические проблемы Кубани: Материалы конференции. Краснодар, 1991.

171. Социально-экологические системы как объект управления. Новосибирск, 1990.

172. Социология: Словарь-справочник. Т.З. Междисциплинарные исследования. М., 1991.

173. Среда обитания человека: Сборник тезисов. Краснодар. 1993.

174. Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1996. №10.

175. Стручков Н. «Зона», приоткрытая для критики //Коммунист. 1989.1. Xsl8.

176. Сумбатян Ю.Г. Военные режимы и армия: африканский опыт // Социс. 1994. №4.

177. Сухорукова СМ. Экономика и экология. М., 1988.

178. Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. М., 1990.

179. Таксами Ч. Люди у кромки земли // Правда. 1989. 2 марта.

180. Трибулев Б.С. Экосоциальная система: проблемы структуры, основных факторов и законов развития. Вильнюс, 1990.

181. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического материализма. Л., 1968.

182. Уледов А.К. Перестройка и сознание. М., 1988.

183. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

184. Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» //Философские науки. 1986.

185. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу

186. Философские науки. 1991. №3.

187. Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1997. №2

188. Урсул А.Д. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

189. Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на путь устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., 1994.

190. Фадеев Е.Т. Идея развития и проблемы экологии // Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

191. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д, 1995.

192. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1979.

193. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1979.

194. Хабаров О.С. Экологическая диктатура//Экодвижение России: проблемы и пути выхода из кризиса. М., 1994.

195. Халий И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре // Социс. 1992. №12.

196. Храменков Н.Н. Экологическая деятельность (системный анализ) // Методология и теория деятельности (Тезисы докладов). Горький, 1982.

197. Чвркселиани Р. Экологический кризис и развивающиеся страны//Мировая экономика и международные отношения. 1989. №5

198. Человек философия - гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.): В 7 т. Т.1. Философия в духовной жизни общества. СПб, 1997.

199. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

200. Шадже АЛО. Этноэкология и проблемы выживания человечества // Социально-политический журнал. 1996. №6.

201. Шаров В. Мала ли Земля для малых народов // Литетуры, основные факторов и законов развития. Вильнюс, 1990.

202. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического материализма. Л., 1968.

203. Уледов А.К. Перестройка и сознание. М., 1988.

204. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

205. Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. №1.

206. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. №3.

207. Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1997. №2.

208. Урсул А.Д. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

209. Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на путь устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., 1994.

210. Фадеев Е.Т. Идея развития и проблемы экологии // Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

211. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д, 1995.

212. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1979.

213. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1979.

214. Хабаров О.С. Экологическая диктатура// Экодвижение России: проблемы и пути выхода из кризиса. М., 1994.

215. Халии И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном ирнтре//Социс. 1992. №12.

216. Храменков Н.Н. Экологическая деятельность (системный анализ) // Методология и теория деятельности (Тезисы докладов). Горький, 1982.

217. Черкселиани Р. Экологический кризис и развивающиеся страны // Мировая экономика и международные отношения. 1989.№5.

218. Человек философия - гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.): В 7 т. Т.1. Философия в духовной жизни общества. СПб., 1997.

219. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

220. Шадже А.Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества //

221. Социально-политический журнал. 1996.

222. Шаров В. Мала ли Земля для малых народов // Литературная газета. 1988. 17 сент.

223. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология //Вопросы философии. 1991. №7

224. Шелл Дж. «Среда и общество» или «Инвайронментальная социология»? (в поисках парадигмы) // Социс. 1992. №12.

225. Шемшученко Ю.С. Местные советы и охрана окружающей среды. М; 1987.

226. Шипунов Ф. Оглянись на дом свой. М., 1988.

227. Ширмухамедов П. Арал в перспективе мнений//3везда востока. 1990. №2.

228. Шчидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. М., 1994.

229. Шолохов ММ. К методологии исследования системы "человек-природа". Ростов-н/Д, 1978.

230. Шпак В.Ю. Проблема личности в социально-политической теории марксизма-ленинизма. Ростов-н/Д, 1988.

231. Шпак В.Ю. Курс лекций по политологш. Ч. 1. Воронеж, 1991.

232. Экологические проблемы регионов России. Краснодарский край // Информационный выпуск. №3. М; 1990.

233. Экология и культура: методологические аспекты. Ставрополь,1982.

234. Экология человека: Словарь-справочник. М., 1997.

235. Яницкий О.Н. Экологическое движение и контекст: становление гражданского общества в посттоталитарной среде//Социс.1992. №12.

236. Яницкий О. Энвайронменталъная социология вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1993. №2.

237. Ярее П.Я. Новые потребности: рост и ограничение //Вопросыфилософии. 1987.№1.

238. Ярышкин В.П. Ноосфериое общество и личность // Социально-политический журнал. 1997. №1.

239. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.