Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Саласкина, Закия Идрисовна

  • Саласкина, Закия Идрисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Саратов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 175
Саласкина, Закия Идрисовна. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 1998. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саласкина, Закия Идрисовна

Введение.

Глава 1. Концептуальные основы развития национальной татарской школы в современных условиях реформирования системы образования России.

1.1. Исторические и социокультурные предпосылки и пути развития национальной школы.

1.2. Роль и место родного языка в современной национальной школе, соотношение функций родного и русского языка.

1.3. Содержание образования в национальной татарской гимназии

1.4. Научно-методическое обеспечение деятельности национальной татарской гимназии.

Выводы.

Глава 2. Национальная татарская гимназия — экспериментальная площадка разработки и реализации педагогической системы духовно-нравственного становления личности.

2.1. Педагогическая система духовно-нравственного становления личности.

2.2. Гуманистические традиции народной педагогики в воспитательной системе национальной татарской гимназии.

2.3. Морально-этические нормы Ислама как одно из условий духовно-нравственного становления личности учащегося национальной татарской гимназии.

2.4. Модель личности выпускника национальной татарской гимназии.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии»

Актуальность исследования. Характерной тенденцией сегодняшней действительности России является экономический развал страны, политическая неопределенность и идеологический хаос, духовно-нравственный кризис общества, рост национальных проблем и кризисных явлений, имеющих национальную окраску.

Вот почему возрождение и развитие национально-культурных традиций сегодня приобретает особую актуальность. Наблюдаемый всплеск этнического самосознания — это неосознанное сопротивление интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, нивелирующему воздействию современных моделей образа жизни, стремление сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, стереотипов национального сознания, подсознания и поведения.

Духовный кризис, переживаемый человеком, может быть преодолен только на путях возвращения к истокам национальной самобытности. Иного пути нет. (103)

Система образования обладает поистине уникальными возможностями воздействия на процесс формирования у молодежи высокой нравственности, духовности и, соответственно, на будущее тех народов, к которым эта молодежь принадлежит.

Для России как поликультурного сообщества, насчитывающего около 120 этносов, характерна высокая степень разнообразия ценностных ориентаций, осознаваемых и неосознаваемых установок, поведенческих стереотипов. Процесс согласования и притирки взаимных социальных притязаний и ожиданий в современном российском обществе еще не завершен, более того, находится под перманентной угрозой срыва в плоскость конфронтального и даже насильственного разрешения неизбежно возникающих при этом противоречий.

В этих условиях актуальность гуманизации образования очевидна, она не только снимет остроту проблемы самого существования этнокультурных сообществ, сохранения и развития исторических культур, но и устранит, нависшую угрозу полной утраты национальных традиций, исчезновения нравственно-этнических понятий, системы ценностей. В нынешнем кризисном состоянии проявляется естественное в такой ситуации стремление к максимально полному воссозданию утраченного, причем не только по форме, но и по содержанию. И совмещение усилий, нацеленных на восстановление, с одновременным ускоренным развитием, создает и чисто практические проблемы и серьезные психологические затруднения. Гуманизация образования, усилившая внимание к традиционным сообществам, представляющим естественные рамки человеческого существования и обеспечивающим сохранение и воспроизводство культурных ценностей и традиций, даст уникальные возможности школе влиять на духовно-нравственное становление личности школьника. Особую роль сыграет национальная школа в возрождении языка и этнокультуры, в воспитании личности с позитивной национальной самоидентификацией, во включении представителей коренных национальностей в общие процессы модернизации общества.

Одной из тяжелейших проблем современной России является трагическое обострение межнациональных конфликтов. Значительный вклад в ее решение пытается внести проект "Развитие национальной школы", в рамках которого ведется непрерывная работа по расширению знаний о представителях иных народов, формированию взаимной терпимости и готовности к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Проект "Развитие национальной школы" был учрежден в 1994 году девятнадцатью многонациональными регионами Российской Федерации, объединенными стремлениями координировать свои усилия в деле развития национального образования. Проект получил поддержку Генеральной Конференции ЮНЕСКО и был включен в рамки регулярной программы этой организации, что выразилось в подписании серии контрактов ЮНЕСКО и Министерства образования РФ. Такой двойственный характер проекта доказывает: с одной стороны, российские достижения в поликультурном образовании могут представлять значительный интерес для многих культурно неоднородных стран; с другой стороны, Россия не может достичь дальнейшего прогресса в этой области, не используя все богатство мирового опыта. Различными научными коллективами разрабатывались концепции развития национальной школы.

Подготовленная авторским коллективом в составе В.К. Бацына, М.Б. Ешича, М.Н. Кузьмина "Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования" отличается основательностью научной базы и четкостью определения принципов, на которых, по мнению авторов, должна основываться оптимизация содержания образования в национальной школе.

Целостная система национального образования и воспитания рассматривается в программе Б.А. Филиппова (110).

Психолого-медико-педагогические способы организации мульти-культурного образовательного пространства школы анализируются в работах О.Н. Усанова (107).

Социокультурные стереотипы психики и проектирование образовательных технологий в национальной школе нашли отражение в трудах В.Н. Дружинина (32).

Исследования академика РАО З.А. Мальковой посвящены образованию как фактору обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира (55).

Пути формирования национального самосознания раскрываются в работах Г.Г. Габдуллина и Ф.Ф. Харисова (115).

Национальная школа как фактор развития этнических меньшинств, этнического большинства и сообщества в целом рассматривается в трудах М.И. Махмутова (58-62).

Специфика воспитания учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания и прав человека в условиях национальной школы раскрывается в работах З.К. Шнекендорфа (120).

Проблема формирования духовной культуры привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, врачей, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и эстетическое начала в развитии личности. Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б.Г. Ананьев, Е.Д. Божович, Д.И. Водзин-ский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Рувинский, И.Ф. Свадков-ский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности школьника; разрабатываются теоретические основы нравственного развития, психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности. Анализ существующих научных исследований показывает многообразные подходы к решению проблемы, но они не могут служить основой для целостной педагогической системы становления духовно-нравственной личности учащегося в условиях национальной татарской гимназии.

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии все настойчивее подчеркивают обострившееся противоречие между актуальной потребностью в повышении уровня духовной культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ, с одной стороны; недостаточным уровнем нравственного развития молодежи и ее резко возросшим интеллектуальным потенциалом - с другой стороны.

Отмеченное противоречие позволяет сформулировать проблему нашего исследования: определить теоретические основы становления духовно-нравственной личности учащегося национальной татарской гимназии в условиях динамично изменяющейся общественно-политической обстановки и характера межнациональных отношений в стране.

Актуальность проблемы исследования определяется: социальным заказом на духовно-нравственную личность, обладающую развитым национальным характером, самосознанием и менталитетом, сформированную на базе этнического, религиозного, культурного своеобразия; овладевшую достижениями мировой духовной культуры, системой общечеловеческих ценностей; способностью ненасильственно урегулировать национальные конфликты; жить в мире, согласии и терпимости; признанием важности создания целостной системы становления духовно-нравственной личности в условиях развивающей среды национальной татарской гимназии; потребностью в разработке теоретических, методологических и организационно-методических основ приоритетных направлений развития национальных образовательных учреждений.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: "Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии."

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в национальной татарской гимназии.

Предмет исследования — исторические, социокультурные предпосылки, тенденции, закономерности становления духовно-нравственной личности учащегося в национальной татарской гимназии.

Цель исследования — разработка и научное обоснование педагогической системы становления духовно-нравственной личности учащегося, базирующейся на культурологическом подходе, и ее экспериментальная проверка.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Духовно-нравственное становление личности учащегося национальной татарской гимназии приобретает характер педагогической системы, если: содержание базового и вариативного компонентов образования в национальной татарской гимназии соответствует конкретным задачам формирования духовно-нравственных качеств учащихся, методы представляют собой способы реализации воспитательных функций, формы отражают взаимодействие воспитательных воздействий педагогов; учебно-воспитательный процесс опирается на анализ сущностных характеристик своеобразия национального характера, самосознания и менталитета, истории культуры татарского народа и ее вклада в копилку общечеловеческих духовных ценностей; приобщение учащихся татарской гимназии к универсальным духовно-нравственным ценностям осуществляется через призму ценностей собственной культуры, через развитие у них способностей к межличностному и межкультурному взаимодействию, общению, установлению межнациональных контактов и связей, через формирование чувства гражданской ответственности, через воспитание в духе мира, ненасилия и согласия; система воспитания строится с учетом влияния семьи и общественных организаций, национально-религиозных традиций, обычаев, обрядов на развитие личности учащегося.

Для достижения цели исследования и руководствуясь гипотезой были разработаны конкретные задачи исследования:

1. Выявить исторические и социокультурные предпосылки и перспективные направления развития национальной татарской школы.

2. Разработать концепцию развития национальной татарской гимназии с учетом этнических, религиозных, культурных особенностей и национального своеобразия татар.

3. Установить влияние национально-религиозных традиций, обычаев и обрядов татар на духовно-нравственное становление личности учащегося.

4. Разработать научно обоснованную модель личности выпускника татарской гимназии.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: фундаментальные положения и концептуальные идеи, нашедшие отражение в отечественной психолого-педагогической и исторической литературе по проблемам национальной школы (В.К. Бацын, Т.В. Болотина, В.Н. Дружинин, М.Б. Ешич, М.Н. Кузьмина, З.А. Маль-кова, Б.А. Филиппов), по формированию национального самосознания личности (Р.Ф. Калимуллин, Р.С. Мухамадиев, И.Р. Тагиров, Ф.Ф. Ха-рисов), по вопросам взаимовлияния русского и татарского языков и культур (М.Ф. Зайнетдинов, Т.М. Орлов, Ф.А. Рашитов); по проблемам ноосферы и нравственной ответственности личности за гармонию человека и природы (В.И. Вернадский, И.П. Игнатьев, Н.П. Моисеев), по философии гуманистического подхода к воспитанию (Э.В. Ильенков, B.C. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский), по теории деятельно-стного подхода к обучению и развитию (В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Д.Б. Эльконин, C.JI. Рубинштейн), по теории развития национальной системы образования (К.Ш. Ахияров, Г.В. Мухаметзянова, М.И. Махму-тов, Я.И. Ханбиков, Д.С. Ягафарова).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор адекватных цели и содержанию, взаимопроверяемых методов исследования: логико-исторический анализ аспектов исследуемой проблемы, изучение и анализ результатов деятельности, диагностирование уровней духовно-нравственной воспитанности учащихся; анкетирование и опросы, прогнозирование, моделирование личности выпускника национальной татарской гимназии, прямое и косвенное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, синтез и сравнительно-сопоставительный анализ эмпирического материала, теоретическое обобщение результатов исследования.

На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 1250 учащихся, 50 учителей, представители общественных и религиозных организаций.

Этапы и база исследования.

Исследование включало в себя несколько этапов.

Первый этап (1991-1993гг.) — изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, исторической, культурологической и лингвистической литературы, социального заказа татарского населения города Саратова на возрождение родного языка и культуры в условиях русскоязычной среды, разработка концепции развития национальной татарской гимназии в современных социокультурных условиях как инструмента духовно-нравственного становления личности обучаемого.

Второй этап (1993-1995гг.) — создание в русскоязычной среде города национальной татарской школы, определение языка обучения, апробирование путей, средств, форм, новых подходов и направлений учебно-воспитательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное становление личности, осуществление опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1996-1998гг.) — отработка методов исследования, анализ, теоретическое обобщение и описание путей решения проблемы духовно-нравственного становления личности в условиях национальной татарской гимназии, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, внедрение результатов исследований в практику работы татарских школ г. Саратова, Самары, Пугачева, сельских школ Саратовской области, анализ результатов экспериментальной работы.

Основной базой экспериментального исследования служила национальная татарская гимназия г. Саратова, муниципальное образовательное учреждение инновационного типа, реализующее принципы работы автора.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: выявлены и исследованы исторические и социокультурные предпосылки и разработана концепция развития национальной татарской гимназии; предложена педагогическая система становления духовно-нравственной личности учащегося; концептуально представлены и наполнены инновационным содержанием ее структурные элементы; выявлено влияние религии (Ислама) и гуманистических традиций этнопедагогики на духовно-нравственное развитие личности учащегося; дана сущностная характеристика базового понятия "духовно-нравственное становление"; научно обоснована модель выпускника татарской гимназии, отличающаяся гармонизацией личности, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, высокой избирательностью мышления, определяемой духовными ценностями.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что раскрытые в нем способы и средства, механизм становления духовно-нравственной личности учащегося в условиях двуязычия и диалога двух культур, методики констатирующего и формирующего экспериментов используются в практике работы преподавателей и руководителей национальных школ (татарских, башкирских, казахских) в образовательном пространстве России. Разработаны и эффективно внедряются в национальных школах республики Татарстан, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и других областях программы спецкурсов, факультативные курсы, пособия и учебники, методические рекомендации по духовно-нравственному развитию учащихся разных национальностей в организации учебно-воспитательного процесса.

На защиту выносятся:

1. Концепция развития национальной татарской гимназии: культурологический подход как основа решения проблем формирования личности в системе ее духовных координат; утверждение общечеловеческих ценностей; возрождение и сохранение прогрессивных этнокультурных традиций, обычаев; духовное оздоровление и возрождение личности; постепенное восхождение от внешнего неморального бытия к внутренней духовности, от соблюдения моральных норм нравственности к внутренней интеллектуально-духовной свободе, ответственности перед совестью и нравственными принципами; приоритетные направления деятельности национальной татарской гимназии: утверждение нравственно-гуманистического и экологического императивов, определяющих границы внутренней и внешней лич-ностно-нравственной свободы, устанавливающих меру нравственной ответственности; пробуждение интересов учащихся к культурным ценностям татар и других народов, адекватное их восприятие и усвоение; теоретическое осмысление учащимися полиэтнического мира и самоопределение в нем; формирование у учащихся сознания всей полноты ответственности за свое бытие и результаты поступков, независимости от насильственно внедряемого стандартно-кассетного мышления, от заранее разработанных программ поведения.

2. Педагогическая система становления духовно-нравственной личности учащегося национальной татарской гимназии: анализ передового опыта; выявление противоречий и трудностей развития стержневых личностных качеств; разработка доминирующего направления, принципов и средств формирования духовных способностей и нравственного поведения обучаемых.

3. Научно обоснованная модель личности выпускника национальной татарской гимназии.

Аргументированность и достоверность полученных результатов обеспечены научной обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, организацией и длительностью проведения экспериментальной работы, широким внедрением результатов исследования в практику национальных школ области и Поволжья.

Апробация результатов исследования, выводов и рекомендаций, изложенных в работе осуществлялась через обсуждение материалов диссертации на научно-практической конференции "Диалог трех культур" (Нижний Новгород, 1995 г.), на международной конференции "Развитие национальной школы" (Казань, 1996 г.), на практической конференции "Философия образования" (Саратов, 1998г.), на научно-практической конференции "Региональное образование" (Москва, 1998 г.), на научно-практической конференции "Ислам и образование татар Поволжья" (Саратов, 1998 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Саласкина, Закия Идрисовна

Выводы

Данные, полученные в ходе аналитической и опытно-экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов, п о дтв ер ж даю щих верность выдвинутой гипотезы.

Эффективность духовно-нравственного развития личности учащегося национальной татарской гимназии обуславливается комплексом факторов:

1. Целостностью и тесным взаимодействием всех составных частей учебно-воспитательной системы гимназии, направленной на общую цель — создание условий для духовно-нравственного становления личности учащегося;

2. Специфическим содержанием базового и вариативного компонентов образования;

3. Использованием современных технологий и программ с учетом своеобразия национального характера и менталитета, национальной культуры и языковой среды, истории культуры татарского народа и ее вклада в копилку общечеловеческих духовных ценностей;

4. Влиянием гуманистических народных традиций воспитания , семейных и религиозных традиций и обычаев;

5. Благоприятными психолого-педагогическими условиями для развития художественных и интеллектуальных способностей детей, активной творческой деятельности, возможности для каждого ребенка открыть себя как индивидуальность;

6. Приобщением детей к процессу созидания самих себя.

Основным показателем эффективности педагогической системы национальной татарской гимназии и критерием духовно-нравственной развитой личности является единение духовных способностей, чувств и эмоций, умственных, нравственных и духовных качеств, стремление к духовному прогрессу, его ценностные ориентации, творческая активность, включенность в коллективную деятельность, характер самореализации.

Духовно-нравственное становление личности учащегося успешно осуществляется в условиях развивающей среды специально организуемой педагогической системы.

Данные, полученные в результате опытной работы, результаты тестов и анкетирования , показали тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня воспитанности и духовно - нравственного развития учащихся национальной татарской гимназии, что доказывает эффективность разработанной нами педагогической системы и подтверждает верность исходной гипотезы нашего исследования.

Заключение

Рассмотрение вопроса о становлении духовно-нравственной личности в условиях развивающей среды национальной татарской гимназии решает одну из актуальных задач, поставленных перед современной школой требованиями времени и социальным заказом общества, и позволяет сделать ряд выводов, подтверждающих верность исходной гипотезы данного исследования.

Духовно-нравственный кризис общества, рост национальных проблем, всплеск этнического самосознания актуализировал необходимость разработки педагогической системы воспитания и образования духовно-нравственной личности в условиях развивающей среды национальной школы.

Духовную сферу, в основе которой лежит образование, нельзя рассматривать как вторичный компонент общественного развития. Прогресс нации возможен лишь на основе просвещения, через формирование новой системы ценностей, обращение к национальным истокам, возрождение родного языка, и национальной культуры, морально-этических норм жизни.

Национальная татарская школа, имеющая многовековую традицию, воспринимается в наше время как инструмент духовно-нравственного становления личности учащегося, как система воспитания человека, ориентированная на сохранение и развитие языка и культуры, ментальности народа и призванная обеспечить передачу от поколения к поколению многовекового опыта народа, его нравственных устоев.

Формирование духовной культуры предполагает в качестве целевого компонента вечные общечеловеческие ценности, развивающие самосознание личности, делающее ее духовно богатой, интеллектуально и эмоционально свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной и дисциплинированной. Сферой формирования духовной культуры является обучение и личное самодеятельное творчество, литературная, музыкальная, художественная деятельность, нравственно-эстетическое отношение к действительности, к людям, к самому себе.

Концепция развития национальной татарской гимназии, находящейся вне автономной республики, предполагает обучение и воспитание учащихся в условиях естественного билингвизма, результата постоянного языкового контакта между русским и татарским языками, преподавание учебных дисциплин инвариативной части учебного плана (государственного стандарта) на русском языке, предметов школьного национального компонента — на татарском языке.

Содержание образования в национальной школе должно быть ориентированно на предоставление того стандарта знаний, которые необходимы для обеспечения целостной картины мира, в котором живет человек, который ему предстоит разумно преобразовать, на освоение учащимися национальной культуры в контексте мировой, создание условий для понимания и творческого развития этой культуры, варьирование содержания учебных программ, обеспечение четкого соответствия каждого курса, диагностируемой цели обучения, направленной на становление духовно-нравственной личности обучаемого.

Для научно-методического обеспечения деятельности национальной школы необходима разработка новых технологий обучения и совершенствования имеющихся с учетом этнического разнообразия психологии и национального менталитета учащихся; публикация и внедрение спецкурсов по истории народа, национальной культуре, национальным традициям, этике и эстетике; специальная подготовка учителей и классных воспитателей, знающих историю и литературу своего народа, обычаи и традиции, владеющих литературным татарским языком.

Создание развивающей среды в татарской гимназии способствует духовному оздоровлению и возрождению личности точно так же, как постепенное восхождение от внешнего неморального бытия к внутренней духовности, от соблюдения моральных норм к нравственности как внутренней интеллектуально-духовной свободе, ответственности перед совестью и нравственными принципами. Весь учебно-воспитательный процесс в гимназии сориентирован на самостимулирование, самоактивизацию основных психических процессов в русле творческого духовного процесса и состояния, на возбуждение творческого воображения и фантазии, на развитие исторической памяти и эрудиции, толерантности и гибкости, умений гармонизировать свои отношения с социальной средой и окружающими людьми.

Исследование показало, что становление духовно-нравственной личности — сложный социально-психологический и педагогический процесс личностного воспитания и развития, а личностная духовно-нравственная культура как интегральное качество представляет собой внутреннюю самостоятельность, усиленную энергетическими ресурсами, целеустремленностью; это -раскрепощенное мышление, готовность к творчеству, свободная нравственная воля и чуткая совесть.

В деятельности татарской гимназии основными факторами, влияющими на процесс духовно-нравственного становления личности является учет не только возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, но не менее важным фактором, влияющим на развитие ребенка, является учет этнических особенностей воспитуемых, специфический уклад и ритм жизнедеятельности семьи, характер взаимоотношений и национальных традиций. Необходимость учета этнических особенностей в духовно-нравственном становлении личности школьников настоятельно требует обращения к такому испытанному средству воздействия на детей как гуманистические традиции народной педагогики: уважение к старшим и забота о младших, коллективный труд детей со взрослыми, воспитание на положительных образцах и примерах.

Предлагаемая нами педагогическая система духовно-нравственного становления личности в условиях татарской национальной гимназии основана на принципах народной педагогики, тесно связана с этнографией и языкознанием, с нравственными идеалами татарского народа, с его национальной культурой как определенным набором кодов и стереотипов человеческого сознания и подсознания, этническими особенностями учащихся, вовлечением членов семьи в мир ребенка, мир его друзей, его школьной жизни, приобщение к его интересам и успеху.

Неотъемлемой частью педагогической системы духовно-нравственного становления личности учащегося национальной школы является религиозное образование.

В основе нравственного учения Ислама — этика воздержания от дурных и неправедных поступков. Мораль Ислама одобряет общеизвестные нравственные добродетели и с чувством уравновешенности и соразмерности назначает подходящее место и действие каждой из них в общей схеме жизни. Морально-этические устои Ислама являются одним из средств предлагаемой нами педагогической системы духовно-нравственного становления личности. Однако формирование подлинной духовности нельзя рассматривать только через призму какой-либо одной конфессии. "Истина слишком велика, чтобы к ней вела одна дорога". С целью воспитания уважения других религий и толерантности, следует знакомить учащихся с культурой носителей других вероисповеданий.

Критериями интегрированной оценки становления духовно-нравственной личности выступают коммуникативные задачи, стихийно возникающие в процессе продуктивной учебной и внеучебной творческой деятельности, и специально создаваемые педагогами проблемные ситуации, тестирование и анкетирование, изучение и анализ результатов деятельности, теоретическое обобщение результатов исследования.

Следует отметить, что педагогическая система национальной татарской гимназии включает в себя четкие целевые установки, решаемые на каждом этапе экспериментальной работы, специально отобранное предметное содержание, деятельность учителя и учащегося, направленную на духовно-нравственное становление обучаемого, инновационные формы, методы и средства обучения.

В ходе эксперимента были достигнуты поставленные автором цели и решены задачи исследования. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу. Результаты, полученные в настоящем исследовании, позволяют сделать следующие выводы:

1. Усиление гуманистических тенденций, определяющих возрастание роли человеческого фактора в жизни общества, актуализируют проблему межличностного и национального общения. Духовно-нравственные качества являются атрибутивной характеристикой ментальных качеств личности, которые предопределяют жизненные ценности и приоритеты человека, обеспечивают характер его жизнедеятельности в соответствующей среде, в социуме.

2. Эффективность духовно-нравственного развития личности учащегося национальной татарской гимназии обуславливается комплексом факторов: целостностью и тесным взаимодействием всех составных частей учебно-воспитательной системы гимназии, направленной на общую цель — создание условий для духовно-нравственного становления личности учащегося; специфическим содержанием базового и вариативного компонентов образования; использованием современных технологий и программ с учетом своеобразия национального характера и менталитета, национальной культуры и языковой среды, истории культуры татарского народа и ее вклада в копилку общечеловеческих духовных ценностей; влиянием гуманистических народных традиций воспитания , семейных и религиозных традиций и обычаев; благоприятными психолого-педагогическими условиями для развития художественных и интеллектуальных способностей детей, активной творческой деятельности, возможности для каждого ребенка открыть себя как индивидуальность; приобщением детей к процессу созидания самих себя.

3. Духовно-нравственное становление личности учащегося успешно осуществляется в условиях специально организуемой педагогической системы.

4. Основным показателем эффективности педагогической системы национальной татарской гимназии и критерием духовно-нравственной развитой личности является единение духовных способностей, чувств и эмоций, умственных, нравственных и духовных качеств, стремление к духовному прогрессу, его ценностные ориентации, творческая активность, включенность в коллективную деятельность, характер самореализации.

5. Всестороннее исследование процесса становления духовно-нравственной личности в условиях развивающей среды национальной татарской гимназии по статистическим и динамическим показателям подтверждает справедливость основной гипотезы исследования, теоретическую и практическую значимость, новизну исследования и доказывает целесообразность внедрения педагогической системы в практику работы национальных образовательных учреждений.

124

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саласкина, Закия Идрисовна, 1998 год

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. 287 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

3. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья . Казань, 1993. 94 с.

4. Адикаев М. Мусульманское народное образование среди татар Саратовской губернии / Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Саратов, 1996. С. 68-81.

5. Бацын В.К. К вопросу об этнокультурных аспектах образования народов, не имеющих государственности. // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С.1 8-23.

6. Бацын В.К., Ешич М.Б., Кузьмина М.Н. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. М.: Педагогика. 1992. 75 с.

7. Беспалов В.И. Русский язык в национальной школе.// Русский язык в национальной школе. 1989. № 12. С. 44-45

8. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. № 2. С. 14-21.

9. Болотина Т.В. Культура мира: согласие, терпимость, права человека // Педагогика. № 5. 1996. С. 33-34.

10. Ю.Вандышева О.П., Гетманова О.И., Мокшина С.Х. Национально-культурные потребности россиян. Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Воронеж, 1994. 56 с.

11. П.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв.ред. Б.С.Соколов, А.А. Ярошевский; АН СССР, Ин-т геохимии и аналит.химии им. Вернадского. М.: Наука, 1989. 258 с.

12. Вислоузова М.А., Голубева Е.Н., Шапочникова Т.Д. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностическоймодели выпускника общеобразовательной школы. // Новые исследования в педагогической науке. М.: Просвещение, 1990. 97 с.

13. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для пед. институтов. Минск: Высшая школа, 1982. 176 с.

14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академия пед. наук, 1960. 500 с.

15. Выготский JT.C. Избранные психологические исследования: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.

16. Габидулин Р. Философия. Новый курс. Архангельск, 1994. 257 с.

17. Габидулин Р. Ядовитые ростки национализма // Народное образование. 1997. № 1.С. 76-80.

18. Гаврилин А. Воспитательные системы: пути разработки, критерии качества // Народное образование. 1996. № 9 С. 132.

19. Гаврилюк В.В. Национальная культура и национальная школа //Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 62.

20. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. №4. С. 45.

21. Гайфуллин В. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы // Народное образование. 1995. № 7. С. 78.

22. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе// Педагогика. 1994. № 5. С. 11-15.

23. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века ( в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. М.: Совершенство, 1998. 605 с.

24. Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе. // Психологическая наука и образование 1997. № 4. С. 51-52.

25. Грачев С.В. Н.И. Ильминский и просвещение нерусских народов Поволжья // Педагогика. 1995. № 4. С. 79-82.

26. Горохов В.М. Реакционная школьная политика цатума в отношении татар Поволжья. Москва, 1941. С. 170.

27. Государственный архив Саратовской области. Ф. 315. On. 1а. № 86.

28. Государственный архив Саратовской области. // Известия. 1918. № 134.

29. Государственный архив Саратовской области. //Известия. 1926. № 226.

30. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. М.: Просвещение, 1995. 76 с.

31. Данилюк А .Я. Понятие и понимание русской национальной школы. // Педагогика. 1997. № 1. С. 68-71.

32. Дружинин В.Н. Социокультурные стереотипы психики и проектирование образовательных технологий в национальной школе. М.: Педагогика, 1994. 56 с.

33. Дякиева Р.Б. Традиционная культура воспитания и национальная школа//Этнографическое обозрение. 1995. № 1.С. 169-170.

34. Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы. // Педагогика. 1995. № 2. С. 45.

35. Закон РФ "О языках народов РСФСР" от 25.10.1991г.

36. Заславская О. Школа индивидуального выбора // Народное образование. 1998. №9. С. 180.

37. Заславская О. Лакмусовая бумажка системы // Народное образование. 1997. №5. С. 61.

38. Игнатьев И.П. Как стать буддой. Д.: Лениздат, 1991. 105 с.

39. Измайлов А.Э. Народная педагогика, педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана // Педагогика. 1991. № 3. С. 13-18.

40. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 462 с.

41. Ильин B.C. Формирование личности школьника. (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.

42. Карпюк И. Каков он путь возрождения? // Народное образование. 1995. №7. С. 83

43. Кащенко Н., Панычева И. Духовное пространство лицея // Народное образование. 1997. № 2. С. 37-39.

44. Кон И.С. В поисках себя : Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

45. Коран. Перевод Пороховой. М.: Аюрведа. 1993. 623 с.

46. Косик В.И., Лютикас В. Тревоги и заботы национальной школы // Педагогика. 1997. № 3. С. 64.

47. Косик В.И. Интервью с Сандбаевым Т.С. Национальные школы: что дальше? // Педагогика. 1996г. № 3. С. 57.

48. Костина А.А. Отчуждение мнимое и реальное.// Социологические исследования. 1988. № 2. С. 24-25.

49. Крякина Т.Ф., Макаров Б.Ф. Национальные школы Томской области // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 60.

50. Лазебникова А. Где общество, там и человек // Народное образование. 1997. №7. С. 30.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

52. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. 191 с.

53. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.

54. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 192.

55. Малькова З.А. Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира. М.: Педагогика, 1995. 58 с.

56. Малькова З.А. Образование детей этнических групп и национальных меньшинств. Аналитический обзор зарубежного опыта // Народное образование. 1995. № 6. С. 15-17.

57. Матьян О.И. О методологических подходах к определению идей воспитания // Новые исследования в педагогической науке. 1989. № 1. С. 54-57.

58. Махмутов М.И. Долг сыновний, долг гражданский. // Народное образование. 1989. №9. С. 127.

59. Махмутов М.И. От родного села, к родному дому. // Народное образование . 1989. № 12. С. 48.

60. Махмутов М.И. Говорим по-татарски, по-литовски, по-украински. // Народное образование. 1989. № 10. С. 37.

61. Махмутов М.И. Размышления о судьбах национальной школы. // Народное образование. 1989. № 7. С. 53.

62. Махмутов М.И. Просвещение в Татарии. // Народное образование. 1970. №6. С. 46.

63. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.

64. Мукаева JI.H. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. № 1. С. 76

65. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков. // Педагогика. 1996. С. 49-52.

66. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголо-язычных народов // Педагогика. 1994. № 1.

67. Мухамедьянов С.А. Влияние этнических особенностей на нравственное становление личности младшего школьника. // Народное образование. 1996. №5. С. 84.

68. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику. // Народное образование. 1995. № 6. С. 105.

69. Мухаметзянова Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. 175 с.

70. Намсараев С.Д. Некоторые проблемы формирования национально-культурной региональной системы образования республики Бурятия. // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 25-35.

71. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. Национальные особенности мышления учащихся // Педагогика. 1996. № 4. С. 33-36.

72. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма — основной принцип народной педагогики / Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику. Заинек. 1995. С. 1-3.

73. Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970. 206 с.

74. Новикова Л.И., Селиванова H.JI. Теория и практика воспитательных систем: состояние, проблемы и перспективы // Педагогика. 1995. № 1. С. 123.

75. Новичков В.Б., Жулева А.С. Интегрированный курс "Культура и языки народов Росссии" // Педагогика. 1996. № 6. С. 24-25.

76. Образование и педагогическая мысль в России и на территории республик бывшего СССР (с древнейших времен и до начала 90-х гг. нашего века). М.: Педагогика, 1992. 355 с.

77. Обзор начального образования в Саратовской губернии за 1916-1917 учебные года. Саратов, 1918. 28 с.

78. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М.: Педагогика, 1998. 435 с.

79. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. 223 с.

80. Орлова А.П. Национальные школы опыт народной педагогики. // Педагогика. 1998. № 4. С. 43-44.

81. Орлова А.П. Белорусская школа: интернациональное и национальное // Педагогика. 1994. № 4. С. 100.

82. Пашков А. Избегать синдрома лишних людей // Народное образование. 1995. № 7. С. 26-27 .

83. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 512 с.

84. Попов Л. Драма духовности // Народное образование. 1997. № 5. С. 63.

85. Пряникова В.Г., Травкин З.И. История образования и педагогической мысли. Москва. 1995. 83 с.

86. Программа развития образования республики Алтай. 1994.

87. Программа развития образования республики Бурятии. 1991.

88. Программа развития образования республики Башкирии 1994.

89. Программа развития образования республики Калмыкии. 1992.

90. Программа развития образования республики Коми. 1992.

91. Программа развития образования республики Татарстан. 1992.

92. Программа развития образования республики Северная Осетия. 1992.

93. Программа развития образования республики Хакасии. 1993.

94. Программа развития образования республики Чувашия. 1994.

95. Рашитов Ф.А. Саратовские татары: опыт этнополитического анализа // Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления / Под ред. Замогильного С.И. Саратов, 1996. С. 53-65.

96. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.184 с.

97. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 485 с.

98. Сафронова Т.Н. Социологический анализ структурных компонентов этнокультуры // Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления / Под ред. Замогильного С.И. Саратов, 1996. С. 15-31.

99. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1977. 144 с.

100. ЮО.Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. М.: Педагогика. 1991. 123 с.

101. Сироткин Л.Ю. Национально-культурная идентификация личности // Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику. Заинек, 1995. С. 5.

102. Соболев В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения // Педагогика. 1994. № 6. С. 51.

103. ЮЗ.Сулемез М. Национальные мысли о воспитании. Заинек. 1995. С. 51.

104. Статистический обзор Саратовской губернии за 1914г. Саратовский архив // Ведомость. 1915. № 12.

105. Топоркова Ж.В. Формирование начального самосознания детей в полиэтническом обществе // Научно-публистический журнал. 1995. № 1. С. 54-60.

106. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1997. 377 с.

107. Ю7.Усанова О.Н. Психолого-методико-педагогические способы организации мультикультурного образовательного пространства школы. М.: Педагогика, 1994. 89 с.

108. Учеваткин М.И. Национальная школа: вчера, сегодня, завтра // Вестник мордовского университета. 1991. № 1. С. 23 .

109. Ю9.Фахрутдинова Р.А. Народная педагогика в организации системы общественного воспитания. Заинек, 1995. С. 77.

110. Ю.Филиппов Б.А. Целлостная система национального образования и воспитания. М.: Педагогика, 1997. 76 с.

111. Ш.Филиппов Б.А. Церковь и школа в демократическом обществе (зарубежный опыт) // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1.С. 46-49.

112. Фрулин И. Феномены инноваций школы // Народное образование. 1995. №7. С. 11-12.

113. Хайруллин Р. Нет народа лучше и народа хуже // Народное образование. 1997. № 1.С. 81.

114. Халил И. Морально-этнические нормы ислама как одно из средств формирования личности человека // Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную жизнь. Заинек, 1995. С. 66-68.

115. Харисов Ф.Ф. Воспитание национального самосознания. Казань, 1993. 58 с.

116. ХудяковМ.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. 218 с.

117. Чистякова Г.Д. Выявление и обучение одаренных детей с учетом ихэтнопсихологических особенностей. М.: Педагогика, 1994. 36 с.

118. Чехоева С.А. Языковая ситуация в национальных школах РСФСР // Педагогика. 1989. № 6. С. 19-23.

119. Шарипова P.M. Дореволюционные учебные заведения татар Поволжья // Восток. 1996. № 1. С. 90.

120. Шпекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания и прав человека в национальной школе. // Проект развития национальных школ. Казань, 1996. С. 64.

121. Штукерт А.Н. Отражение проблем билингвального образования на страницах периодических изданий автономии немцев Поволжья /19181947гг. / Материалы региональной конференции. Педагогика и акмео-логия университетского образования. Саратов, 1998. С. 82-90.

122. Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления / Под ред. Замогильного С.И. Саратов, 1996. 86 с.

123. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 1996. 96 с.

124. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАТАРСКОЙ1. ГИМНАЗИИ г. САРАТОВ

125. Главная цель обучения и воспитания в татарской национальной гимназии — создание условий духовно-нравственного становления личности, раскрытие индивидуальных и творческих возможностей ученика, саморазвития и самоактуальности.

126. Структура и содержание образования национальной татарской гимназии

127. Специфичность гимназического образования предполагает формирование у учащихся всех видов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, заключения, генерализации понятий, аналогии классификации, сравнения, выделения главного.

128. В учебных планах и программах отражена система знаний, умений и навыков, составляющих основу определенного вида деятельности.

129. За пять лет существования национальной татарской гимназии все 100% выпускников поступили и обучаются в высших учебных заведениях г. Саратова , Казани и зарубежья.

130. Научно-методическая работы строится с учетом двух основных направлений: повышение уровня обученности учащихся в соответствии с гимназическими требованиями и создание условий для духовно-нравственного становления личности учащихся.

131. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ

132. Критерии духовно-нравственных качеств личности выпускника:

133. Умение разграничить Добро и Зло, привлечь необходимые для решения проблемы этические и нравственные понятия у учащихся (научные знания);

134. Умение правильно выявить сущность морального конфликта в ситуации , в которой надо осуществить нравственный выбор воспитуе-мому;

135. Умение согласовать требования общественной морали и личные нравственные убеждения в ситуации нравственного выбора;

136. Умение правильно мотивировать нравственный поступок, дать критическую оценку поведению людей в ситуации морального и национального конфликта;

137. Умение выявлять моральные противоречия в различных конфликтных ситуациях и отражать их суть в виде проблемного вопроса;

138. Умение жить в мире и согласии с другими людьми и народами, уважение к традициям многонациональной культуры и религиозным конфессиям.

139. Способность к проявлению милосердия

140. Умение строить взаимоотношения с окружающими, принимать и реализовывать решения своей деятельности.

141. Учебный план национальной татарской гимназии на 1998 -1999 уч. год

142. Предметы 1 2 3 5 6 7 8 9 10 11

143. Русский язык 6 4 4 6 6 4 3 2 1 1

144. Русская литература 5 4 4 3 2 2 2 3 4 4

145. Татарский язык и литер. 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2

146. Математика 5 5 5 5 5 6 6 6 5 5

147. Биология, природовед. 1 1 2 2 2 2 2 1 26 История 2 2 2 2 3 2 3

148. Человек и общество 1 1 1 28 Информатика 2 2

149. Иностранный язык 3 3 3 3 3 2 210 География 2 2 2 2 2 211 Физика 2 2 2 2 2 212 Астрономия 113 Химия 2 2 2 214 ИЗО 1 1 1 1 1 1 15 Музыка 1 1 1 1 1 1

150. Физкультура 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

151. Технология 2 2 2 2 2 2 2 2 2 218 Черчение 1 19 0БЖ 1 11. Спецкурсы 1 ОБЖ 1 1 1 1 1 2 МХК 1 1 1 1. ЗИНО 2 2

152. Основы правоведения 1 1

153. История татар, народа 1 1

154. Этика делового обще- 1ния 1 17 История миров, рели- гий

155. Профильные спецкур- 2 1сы 25 25 25 31 34 34 35 35 36 381. Максимальная нагрузка

156. Пояснительная записка к учебному плану НТГ на 1998-99 учебный год

157. Изменения в учебном плане НТГ на 1998-99 учебный год связаны с сокращением максимальной учебной нагрузки (в соответствии с санитарными нормами) и дифференциацией обучения на 3 ступени.

158. Профильные спецкурсы в 10-11 кл. изучаются по выбору учащегося и включают следующие предметы: история мировых религий, математика, иностранный язык, литература, история.

159. Программа по арабской графике и основам Исламанациональной татарской гимназии (1-й год обучения — 32 часа)п\п Наименование темы Кол-во часов

160. Вводная лекция "Ислам сегодня". 1

161. Коран — главная священная книга мусульман, памятник мировой литературы. Ученые мира о священном Коране. 1

162. Воздействие Корана на духовное и общественное развитие народов Востока. Роль Корана в формировании единого литературного языка арабских народов. 1

163. Коран, Ветхий и Новый заветы. 1

164. Переводы Корана. Перевод И.Ю. Крачковского. Переводы смыслов В.М. Пороховой. 2

165. Нравственные добродетели Ислама. 37. Пророчество в Исламе. 38. Жизнь Мухамета. 1

166. Изучение первой суры Корана. Молитва, открывающая Коран. 1

167. Обучение чтению по книге Ахмат Хади Максуди "Муаллимус-Сани" 181. Всего 32 часа

168. Программа по арабской графике и основам Ислама национальной татарской гимназии (2-й год обучения — 32 часа)1. Наименование темы Кол-воп\п часов

169. История Ислама. История пророка. 4

170. История праведных Халифов. 4

171. Изучение 3-х последних сур Корана. 6

172. Чтение и толкование Корана 111. Всего — 32 часа

173. ПРАЗДНИК ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА " X АЛКЫБЫЗНЫН КУНЕЛ БИЗЕКЛЭРЕ"

174. Форма проведения: общешкольный смотр-конкурс. Участвуют все классы.

175. Содержание: татарский народ имеет богатую самобытную национальную культуру — это классическая литература, национальный фольклор, сказки, песни, пословицы, прикладное искусство. Все это отражено в народных традициях.

176. Каждый класс нашей гимназии изучает под руководством классных руководителей и учителей татарского языка традицию.

177. Краткое описание традиций.1. НАВРУЗ"

178. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА И НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

179. Традиционный семейно-бытовой обряд. Он выражает чувство радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи. Имя ребенку давали через несколько дней после рождения.

180. Весенним днем в мае ребята утром ходили по домам и собирали крашенные яйца, заготовленные заранее хозяевами.

181. Хозяева обращали внимание на поведение детей, их воспитанность, вежливость. Ребята желали хозяевам всего доброго, урожайного года и т.д. Эта традиция сопровождала многие праздники и традиции: начало посевной, сабантуй, навруз, и др.

182. НАРДУГАН" ("ВОСХОД СОЛНЦА")

183. БЕРЕНЧЕ БАРАЗНА БАЙРАМЕ" (ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ)

184. ИКМЭК ТАБЬШГА НИЧЕК КИЛЭ?"

185. Праздник "Икмзк табынга ничек килэ?" был посвящен трудовой работе хлеборобов. Стихи, песни, поговорки рассказывали о родной земле, дожде и хлебе.

186. Ребята рассказывали о том, как появляются всходы, зреет пшеница, как на элеватор свозится зерно, на мельнице мелется мука, а потом только пекарь печет хлеб.

187. Вот такой трудный путь проходит хлеб прежде, чем прийти на наш стол. Хлеб всему голова.

188. КАЗ ОМЭСЕ" (ОЩИПЫВАНИЕ ГУСЕЙ)

189. Одной из традиций татарского народа является "Каз омэсе".

190. Вечером в этом же доме проходили посиделки. Молодые парни приходили в дом, где проводится "Каз омэсе", чтобы повеселится, себя показать и девушек посмотреть. Парни приглашали девушек на танец. Вместе пели, играли в разные игры.1. АУЛАК ОЙ"

191. ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА: ШТРИХИ АВТОПОРТРЕТА

192. Будущее страны в наших руках, а пока мы учимся мечтать!"1. МОЯ АНКЕТА ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТ"

193. Обсуждение общих результатов ВСЕРЬЕЗ

194. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ год заполнения анкеты- 2020-2022 гг. НЕ ДАЛИ ОТВЕТА опрошенные УЧАЩИЕСЯ1. Москвы НТГ(Саратов)

195. В группах вопросов указаны пределы % %)

196. Место проживания и годовой доход 0 5%; 0

197. Недвижимость: стоимость 11-27%; 0

198. Высшее образование 6- 15%; 0-9

199. Степени, звания, награды 65- 88% 4-70

200. Специализация и карьера 23-25% 5-251. Управление 30- 55% 201. Авторство 50- 85% 65

201. Иностранные языки 1- 10% 5

202. Путешествия, увлечения 5- 10% 0-141. Семья, дети 7- 16% 0

203. Родители: проживание 3- 8% 0

204. Родители: доходы 20- 25% 13

205. Домашние животные 5- 12% 13

206. МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОСВОИЛИ И ОТРАЗИЛИ В ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА СТЕПЕНИ.1. СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ

207. Ответа нет Россия Развитие страны Россия и еще Прочие страны

208. Класс N п % n % п % n % п % Ю ю - 5 50,0 4 40,0 - - 1 10,0 11 12 - - 9 75,0 3 25,0 .

209. Все 22 14 63,6 7 31,8 - 1 4,5

210. Все 290 3 1,0 214 73,7 57 19,7 5 1,7 11 3,8

211. Больше половины молодых людей легко представляют себя далеко не последними людьми в обществе это радует и обнадеживает.1. ВАРИАНТЫ НЕДВИЖИМОСТИ1. Ответа Квартира Дом Доманет Дача Земля Предприятия

212. Класс N п % N-n п % п % п %10 10 2 20,0 8 3 37,5 5 62,511 12 - 12 - - 4 33,3 8 66,7

213. Все 22 2 9,1 20 - 7 35,0 13 65,0

214. Все 290 71 24,5 219 60 27,4 56 25,6 93 42,5

215. Больше половины молодых людей, по-видимому, готовы обеспечивать общую стабильность условий развития своей солидной собственности.

216. НЕДВИЖИМОСТЬ НА ОБЩУЮ СУММУ (S США ) /И/

217. Ответа Меньше Около От 1 млн. Более Сумма нет 200т. 500т. ЮОмлн. 200млн. 1> И

218. Класс N n % N-n п % n % п % n % п %

219. Московские гимназисты 10-Ю 20 2 10,0 18 6 33,3 4 22,2 6 33,3 2 11,1 1 5,5 10-Э 17 2 11,8 15 1 6,7 3 20,0 9 60,0 2 13,310 10 - 10 4 4-4,4 - - 4 44,4 1 11,1 1 11,111 12 1 10,0 11 2 16,7 - 2 16,7 7 58,3 -

220. Все 22 1 4,5 21 6 28,5 - 6 28,5 8 36,4 1 4,5

221. Все 29079 27,2 211 72 34,1 27 12,8 75 35,5 36 17,1 39 18,5

222. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (страна)

223. Ответа Россия Развитие Россиянет страны и еще где-нибудь

224. Класс N п % N-n п о/ /0 п % п 01. Московские гимназисты

225. Ю 20 - 20 15 75,0 2 10,0 3 15,0

226. Э 17 1 5,9 16 9 56,2 3 18,8 4 25,010 10 10 6 60,0 4 40,0 11 12 - 12 10 83,3 2 16,7 2 16,7

227. Все 22 - 22 16 72,7 6 27,3 2 9,1

228. Все 290 22 7,6 268 225 84,0 32 11,9 13 4,8

229. Абсолютное большинство молодых людей стремится в ВУЗ, в гимназии (московской и саратовской) чаще планируют дополнительное зарубежное образование.

230. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (направления).

231. Спец. Юрид. Эконом. Ин.яз Матем. Медиц. Физкул. Не Педаг. Физич. Психол.Театр. МВД.указана Журнал. Архит. Ветер. Искус.1. Филол. Инжен.

232. Кл. N n %n %n % п %п %п %п %п %10 10 1 10,0 4 44,4 6 66,6 11 12 1 8,3 6 54,5 6 54,5 1 11,1

233. Все 22 2 9,1 10 50,0 12 60,01 5,0

234. Все 290 55 18,9 70 29,7 94 40,0 19 8,1 44 18,7 16 6,8 4 1,7 6 2,51. ОБРАЗОВАНИЕ Две Среднееспециальности специальное1. Класс N N-n п10.Э 17 15 7 46,71. ГИМНАЗИСТЫ10 10 8 11 12 1120,0 11,11. Все22 1913,61. Все 290 234 3012,82,1

235. Гимназисты (московские и саратовские) знают другое решение два высших образования.

236. НАУКА (СТЕПЕНЬ) Ответа Бакалавр Магистр Канд. Доктор нет наук наук

237. Класс N n % N-n n % п % n % п %10 10 1 10,0 9 2 22,2 - - - 7 77,711 12 2 16,7 10 5 41,6 - - - 5 41,6

238. Все 22 3 13,6 19 7 36,8 - - - 12 63,2 Все 290 175 60,3 103 30 29,1 28 27,1 15 14,6 34 33,0

239. Более 4/5 учащихся НТГ мечтают о научных степенях это в 2 - 4 раза больше, чем в опрошенных московских коллективах.1. НАУКА ЗВАНИЯ

240. Ответа Доцент Профес. Академ. Спорт.Милиция.Почетные. нет воор.силы.

241. Класс N п % n % п % n % п % n % п %10 10 7 70,0 . 2 66,7 1 33,3 - - 11 12 9 75,0 - 2 66,7 1 33,3 .

242. Все 22 16 72,7 - 2 33,3 3 50,0 1 16,7 - - -Все 290 232 80,0 2 3,4 8 13,8 15 25,8 21 36,2 11 19,0 1 1,7

243. Научные и прочие звания привлекают лишь около 1/4 и менее опрошенных молодых людей. Среди московской молодежи несколько больше популярность спортивных и военных званий, чем академических, или научных.1. НАГРАДЫ

244. Ответа Профес. Искусств. Спорт Наука.Конкурс.Воен. нет награды Мода т.п. красоты

245. Класс N n % N-n n % п % n % п % n % п %10 10 3 30,0 7 3 42,8 2 28,5 1 14,3 2 28,5 1 14,3 11 12 3 25,0 9 8 88,9 - -- 1 11,1 - -

246. Все 22 6 27,3 16 11 68,7 2 12,5 1 6.2 3 18,7 1 6.2

247. Все 290 155 53,4 135 65 48,1 23 17,0 19 14,1 27 20,0 4 3,0 11 8,1

248. Около 2/3 саратовских гимназистов уверены, что их успехи не останутся незамеченными и удостоятся наград и премий. В остальных коллективах подобные амбиции выражают от 1/3 до 1/2 учащихся. Главное-не остыли бы наши молодые люди.1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.

249. Ответа Совпадает Не совпадает Больше 2-хнет с основным с основным специализацийобразованием образованием (в том числе)

250. Класс N n % N-n п % n % п %10 10 - 10 5 50,0 5 50,0 1 10,011 12 2 16,7 10 2 20,0 8 80,0

251. Все 22 2 9,1 20 7 35,0 13 65,0 1 5,0

252. Все 290 66 22,7 237 143 60,3 94 39,7 30 12,6

253. Ответа Совпадает Не совпадает Больше 2-хнет с основным с основным должностейобразованием образованием (в том числе)

254. Класс N п % N-n п % п % п %10 10 10 8 80,0 2 20,0 ■ 11 12 1 8,3 11 10 90,9 1 9,1 1 9, 1

255. Все 22 1 4,5 21 18 85,7 3 14,3 1 4,7

256. Все 290 62 41,6 228 189 82,9 40 17,5 39 17,1

257. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

258. Ответа Бизнес Политика Педагогиканет служба Обществ, д-ть Служба Семья

259. Класс N n % N-n п % п % n % п %10 10 10 10 100,0 —.11 12 4 33,3 8 8 100,0 .

260. Все 22 4 18,2 18 18 100,0 .

261. Все 290 141 48,6 149 109 71,1 15 10,6 21 14,1 7 4,7

262. Ответа Публикации Изобретения Патенты нет Авторск.р-ты

263. Класс N n % N-n п % п % п %10 10 6 60,0 4 4 100,0 11 12 8 66,7 4 1 25,0 3 75,0 1 25,0

264. Все 22 14 63,6 8 5 62,5 3 37,5 1 12,5

265. Все 290 207 76,7 87 60 68,7 11 12,6 17 19,5

266. Ответа Англ. Англ. Англ. Англ. Больше Русск.

267. Нет язык +ром + вост. +Лат. 2-Хтолько герм. Греч. (В том числе)

268. Класс N п % п % n % n % п % n % п %10 10 1 10,0 - 2 20,0 7 70,0 - - 7 70,0 6 60,011 12 - 3 25,0 3 25,0 6 50,0 - - 6 50,0 1 8,3

269. Все 22 1 4,5 3 14,3 5 23,8 13 61,9 - 13 61,9 7 33,3 Все 290 9 3,1 68 24,2 160 56,9 35 12,4 6 2,1 111 39,5 27 9.6

270. Ответа Туризм Бизнес Больше Кратко Больше нет +туризм 2-х стран года

271. Класс N n % N-n п % n % п % n % п %10 10 - 10 3 30,0 7 70,0 6 60,0 8 80,0 2 20,011 12 - 12 4 33,3 8 50,0 11 91,7 12 100,0

272. Все 22 - 22 7 31,8 15 68,2 17 77,3 20 90,9 2 9,1

273. Все 290 15 5,2 275 110 40,0 161 58,5 190 69,1 224 81,4 32 11,6

274. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА РАЗНАЯ Ответа Регуляр. Изредко Около Около Более нет 4ч/н 15ч/н 20ч/н

275. Класс N n % п % n % п % n % п %10 10 2 20,0 8 100,0 - 4 50,0 3 37,5 1 12,511 12 1 8,3 11 100,0 - 3 27,3 4 33.3 1 8,3

276. Все 22 3 13,6 19 100,0 - 7 36,8 7 36,8 2 10,5 Все 290 17 5,9 217 79,5 53 19,4 100 36,6 94 34,4 32 11,7

277. Все старшеклассники НТГ готовы после 40-ка регулярно заниматься физкультурой; московские выпускники- большие реалисты. Мы желаем всем здоровья и терпенья!1. СЕМЬЯ

278. Ответа Ответ Ответ До 2000 Около Посленет "-" "+" года 2000г. 2005

279. Класс N n % N-n п % n % п % n % п %10 10 - 10 - - 10 100 - - 3 30 5 5011 12 - 12 - - 12 100 1 8,3 4 33,3 7 58,3

280. Все 22 22 - - 22 100 1 4,5 7 31,8 12 54,5

281. Все 290 25 8,6 265 6 2,3 259 97,7 20 8,1 114 46,3 112 45,5

282. Проявилась отчетливая особенность учащихся НТГ: образование и карьера сначала, семья потом- это ответственный подход с меньшим риском.1. ДЕТИ

283. Ответа Ответ Ответ Один Два и больше От 2-го нет "-" " +" ребенок ребенка брака (в том ч)

284. Класс N n % п % n % п % n % п %10 10 - - - 10 100,0 2 22,2 7 77,8 -И 12 - - - - 12 100,0 - - 12 100,0

285. Все 22 - - 22 100,0 2 9,5 19 90,4

286. Все 290 15 5,2 7 2,4 268 97,4 52 18,9 211 79,0 4 1,5

287. Ответа С родителями С бабушкой В пансионенет Со мной С нами

288. Класс N n % п % n % п % n % п %10 10 1 10,0 9 100,0 6 66,7 3 33,3 11 12 - 12 100,0 5 41,7 7 58,3 -

289. Все 22 1 4,5 21 100,0 И 52,4 10 47,6

290. Все 290 62 21,4 221 96,9 123 55,7 98 44,3 3 1,3 4 1,7

291. СТАРШИЕ ДЕТИ Ответа нет С родителями В пансионе Самостоятельно1. Класс N п % п % п % п %10 10 9 90,0 1 10,011 12 - 12 100,0 - - - 1. Все 22 21 95,4 1 4,5

292. Все 290 152 52,4 87 63,0 5 3,6 46 33,3

293. Показательно, что практически все выпускники НТГ, соблюдая тра диции, видят своих повзрослевших детей рядом. Почти половина из опро шенных московских сверстников, наоборот, — вне свой постоянной опеки. ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ,

294. Ответа нет. Государств. Частное Домашнее1. Класс N п10 10 1 11 12 п10,0 8 788,9 58,3п

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.