Средневековый художественный металл адыгов X-XVI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Куёк, Марьет Гиссовна

  • Куёк, Марьет Гиссовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 227
Куёк, Марьет Гиссовна. Средневековый художественный металл адыгов X-XVI вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2009. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Куёк, Марьет Гиссовна

Введение.

Глава 1. Художественный металл археологических памятников Северо

Западного Кавказа в отечественной историографии.

Глава 2. Формирование художественной традиции в металлопластике Северо - Западного Кавказа. Майкопская и меотская культура

2.1. Произведения металлопластики майкопской и меотской культуры.

2.2. Особенности звериного стиля майкопской и меотской культур.

Глава 3. Художественный металл Северо - Западного Кавказа зихского и касожского периодов (V - VI вв. и VII - XII вв.).

3.1. Художественный металл зихского и касожского периодов средневековья.

3.2. Основные образы, сюжеты и орнаментальные мотивы в художественной металлопластике.

3.3. Технические приемы обработки художественного металла.

3.4.Художественные и технико-технологические особенности металла зихской и касожской культур.

3.5. Касожский историко-генетический слой художественного металла адыгов.

Глава 4. Художественный металл адыгов позднего средневековья. Белореченская культура (XIV - XVI вв.)

4.1.Произведения художественной металлопластики археологических памятников белореченской культуры.

4.2. Художественные средства и стилевая характеристика художественного металла адыгов.

4.3. Белореченский историко-генетический слой.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Средневековый художественный металл адыгов X-XVI вв.»

Адыги — это этноним близкородственных автохтонных этнических образований, издревле населяющих территорию Центрального и СевероЗападного Кавказа. Современные названия единых по своей культуре и близких по языку этнографических групп - адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги. Для европейских стран и России был характерен один, общий для всех адыгов этноним — черкесы. Этот термин часто используется и в настоящее время.1 Первые сведения о меотских племенах — предках адыгов, появляются в VI - V вв. до н.э. в древнегреческих, а позднее в древнеримских источниках, где они известны под различными этнонимами как синды, керкеты, меоты, саниты, гениохи, зихи и др. В этих же источниках фиксируются адыгские топонимические названия, которые достоверно подтверждают присутствие адыгских племен на Северо-Западном Кавказе.

Все языки автохтонных народов Кавказа давно уже объединились в отдельную группу. В специальной литературе их называют кавказскими или иберийско-кавказскими. По мнению ученых - лингвистов, северокавказская языковая семья состоит из двух групп — западной, или абхазо-адыгской, и восточной - дагестанско-нахской. Абхазо-адыгскую группу языков образуют - абхазский, абазинский, убыхский, адыгейский, кабардинский или кабардино-черкесский. Е.И Крупнов считает, что истоки иберийско-кавказских языков и их носителей уходят в III тыс. до н.э., a P.M. Мунчаев отмечает, что некоторые обстоятельства заставляют искать основы субстрата иберийско-кавказской Л языковой группы в более глубокой древности, чем III тыс. до н.э.

Крупнейшие российские антропологи В.В.Бунак, Я.А.Федоров и др. подтверждают в своих исследованиях, что с эпохи энеолита и до позднего средневековья на Северо-Западном Кавказе не происходило смены населения,

1 Ханаху Р.А., Цветков О.М., Костылев С.В. От традиционного менталитета к современному //Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. С. 465 - 477.

2 Дьяконов И.М., Емельянов В.В., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки //Древний Восток - этнокультурные связи. М., 1988. С. 164.

3 Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность: к проблеме происхождения коренных народов Кавказа) //СА. 1964. №1; Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975. С. 4 J 0. т.е. на этой территории всегда проживали представители понтийского антропологического типа средиземноморско-балканской малой расы.1

Этническое самосознание адыгов формировалось на протяжении всей многовековой истории народа. «В основе духовно-нравственной культуры адыгов лежит система моральных ценностей под общим названием «адыгагъэ» - букв.: «адыгство», «адыгская этика». Это квинтэссенция нравственного опыта народа, вырабатывавшийся - веками механизм его культурной самоорганизации».2 «Адыгагъэ» — общепризнанное обозначение адыгской этики, соединяющее в себе лучшие черты, присущие адыгам, моральный идеал, который важно сохранить, а также специфическое выражение жизненного мира и национального духа. В системе адыгской этики существуют пять постоянно действующих моральных ценностей: человечность, почтительность, разум, мужество, честь. Выражением конкретных форм адыгства, этикетных норм поведения является «Адыгэ Хабзэ» - морально-правовой кодекс, своего рода конституция, свод неписаных законов, механизм производства и воспроизводства общественных связей и взаимоотношений. В быту данное понятие ассоциируется с нормой, обычаем, ритуалом, обрядом, традицией, привычкой.3

Предки адыгов сохраняли и передавали из поколения в поколение мифы, легенды, образы и культы, языческую религию, переплетенную с христианством и мусульманством, что дало повод известному историку-кавказоведу Л.И.Лаврову отметить, что «.в адыгских доисламских верованиях прослеживаются, наряду с древнейшими анимистическими представлениями и культом предков, также разновременные производственные культы, следы ■ иудейско-хазарского наслоения и разнообразные остатки средневекового христианства».4

1 Бунак В.В. Человеческие расы и пути их образования //СЭ. 1956. №1. С. 102-103; Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983. С. 17, 38.

2 Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С 3.

3 Бгажноков Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. С. 160- 177.

4 Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978. С. 35.

Многовековая устойчивость нравственных норм и законов позволяла адыгам воспринимать все религии достаточно свободно, наслоение религий не разрушало «адыгагъэ», скорее наоборот, закрепляло его. Этикет адыгов не поглощал религию полностью, но позволял в ней ориентироваться, не утрачивая национальных особенностей и самостоятельности этноса.1

Героический эпос «Нарты», который зародился в зихо-меото-адыгской этнической группе Кавказа и Причерноморья задолго до нашей эры, известен почти всем народам, живущим на Кавказе. За пределами Кавказа произведения этого архаического эпоса ни в языке, ни в фольклоре других народов не известны. В своем многовековом живом бытовании, в результате постоянного общения и взаимодействия народов, в процессе взаимного творческого влияния и взаимообогащения произведения героического эпоса «Нарты» сближают и духовно роднят культуры народов Кавказа.

Лейтмотив эпоса «Нарты» - любовь к человеку, защита родного очага, победа добра над злом. Оригинальный адыгский эпос «Нарты» состоит из адыгских песен (орэд), былин (пщыналь) и легенд (хъишъэ) о нартах. Он -прошлое адыгов и, во многом, их настоящее и будущее.

Эпос «Нарты» является выдающимся памятником духовной культуры. Говоря об историческом значении эпоса, Е.М.Мелетинский отмечает: «Нарты» в отличие от сказки обращены к общественно-исторической теме, отражают движение от рода к государству, процесс исторического формирования народностей».3 В сознании адыгского народа нарты - это их героические предки, это воины и витязи. Эпос состоит из цикла сказаний о нартах: Саусэрыко (Саусэрыкъо), Бадыноко (Бадынэкъо), Ащэмэз (Ащэмэз), Пэтэрэз (Пэтэрэз), Тлепш (Лъэпшъ), Малечипх (Малэчыпхъ), Шэуай (Шэуай), Дэхэнаго (Дэхэнагъу). Нарты имеют множество богов: Тхэшхо (Тхьэшхо) -верховный бог, Псатха (Псатхьэ) - бог души и жизни, Тлепш (Лъэпшь) - бог-кузнец, Мэзитха (Мэзытхьэ) - бог леса и природы, Тхагалидж (Тхьэгъэлыдж)

1 Ляушева С.А. Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов //Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. С. 150-151.

2 Гадагатль A.M. Память нации. Майкоп, 2002.

3 Мелетинский E.M. Поэтика мифа. M., 1976.

- бог земледелия, Амыщ (Амышъ) - бог животных, Псыхогуаща (Псыхъогуащэ) - богиня рек, Уашхо (Уашхъо) - бог неба, Пако (Пако) - бог зла. У нартов есть свой неписаный кодекс морали, свое понимание чести, совести, воспитанности, позора, авторитета, уважения, мужества, скромности.1 Ряд философов рассматривают этот эпос как один из примеров религиозной мифологии.

Некогда самый многочисленный на Северном Кавказе адыгский народ, после перенесенной им национальной трагедии во второй половине XIX века в результате Кавказской войны, оказался разбросанным по всему миру, и ныне населяют Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль, Египет, Ирак, Саудовскую Аравию, Германию, США и другие территории. В современном мире проживает около 5-ти миллионов адыгов (черкесов), а на исторической Родине осталось всего 5% адыгов. Этнические адыги, оставшиеся на исторической Родине, рассеяны по Краснодарскому краю, Республике Адыгея, в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках. Сегодня Республика Адыгея занимает территорию 7,8 тыс. кв. км, население составляет 447 тыс. человек, столицей республики является город Майкоп. Государственные языки -русский и адыгейский. Основные реки - Белая, Кубань, Лаба. Адыгея во все времена была главным перекрестком на стыке двух миров - Азии и Европы, через нее проходили торговые и военные пути.

1 Шенкао Г.Х. Элементы предфилософии в эпосе // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. С. 86-96.

Актуальность исследования

Представленное диссертационное исследование посвящено малоизученной ранее художественной обработке металла адыгов в эпоху средневековья на территории Северо-Западного Кавказа. На протяжении длительного исторического периода здесь были сосредоточены богатейшие археологические памятники, обнаружившие уникальные произведения художественного металла. Изучение художественно-образной программы произведений декоративно-прикладного искусства археологических памятников позволяет проследить эволюцию материальной и духовной культуры адыгов. Актуальными становятся вопросы зарождения художественной обработки металла, образования художественных центров на местной сырьевой базе, изучения художественно-образного аспекта произведений художественного металла, выявления стилистических особенностей меотской, касожской и белореченской культур, искусствоведческого изучения традиций адыгского народного искусства, введения в научный обиход ранее неизвестных памятников, определения этнической принадлежности произведений художественного металла в контексте историко-генетических слоев.

Развитие различных видов изобразительного искусства у адыгов происходило в условиях уникального географического и культурного взаимодействия, которое, на наш взгляд, определило появление самобытной художественной культуры, народного декоративно-прикладного искусства, своеобразной художественной традиции. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство адыгов представлено памятниками погребально -культовой мегалитической архитектуры, монументально-декоративной живописи, произведениями художественной керамики, художественного металла, различными видами народного искусства, такими как: резьба по камню и дереву, художественная обработка рога и кости, кузнечное, оружейное и ювелирное ремесло, золотая вышивка, басонное плетение, узорное плетение из рогоза и куги, аппликация и тиснение по коже. Проблемы изучения художественного наследия, произведений декоративно-прикладного искусства, возрождения традиций и развития современного народного искусства актуальны для адыгской культуры и искусства.

Эпоха средневековья в художественной культуре адыгов является наиболее проблематичной, недостаточно изученной, что побудило нас заняться разработкой этой проблемы.

Границы исследования

Хронологические рамки исследования охватывают период X-XVI веков, но в силу необходимости комплексного исследования стилистики, художественно - образной программы произведений художественного металла адыгов привлекаются материалы первобытного, античного времени и раннего средневековья. Художественная культура адыгов в средние века изучена мало, но именно в этот период происходили значительные исторические события на территории Северо-Западного Кавказа, формировались и развивались северокавказские этносы, происходило Великое переселение народов, взаимовлияние и взаимопроникновение художественных культур, складывались касожская и белореченская культуры.

Географические рамки исследования определены территорией СевероЗападного Кавказа, Причерноморья и Прикубанья, на которой сосредоточено большое количество археологических памятников, дающих обширный материал для изучения материальной и духовной культуры адыгов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в частности, художественного металла.

Объектом исследования стали произведения художественного металла эпохи средневековья из археологических памятников Северо-Западного

Кавказа. Круг памятников определяется по принципу содержания наибольшего количества интересующих нас сюжетов и мотивов, отражающих художественно - образные особенности духовной и материальной культуры адыгов. В работе мы используем опубликованные материалы археологических памятников Северо-Западного Кавказа средневекового времени. Это: 1. Борисовский могильник V - IX вв. н.э.

2. Сопинский могильник, V - VI вв.

3. Могильник Мешоко IV-VI вв.

4. Ленинохабльский могильник V - IX вв.

5. Казазовский могильник VIII - X вв.

6. Колосовский могильник X - XII вв.

7. Кужорский могильник X - XIII вв.

8. Змейский катакомбный могильник X - XII вв.

9. Псекупсский могильник X -XII вв.

10. Белореченские курганы XIV - XVI вв.

Часть памятников, относящихся к эпохе Древнего мира, выходят формально за хронологические рамки нашего исследования, однако, мы считаем возможной ретроспекцию некоторых произведений художественного металла майкопской и меотской культур, отражающих в дальнейшем некоторые стилистические и символические особенности изображений в касожской и белореченской культурах.

Предметом исследования являются исторические и художественные тенденции развития художественного металла адыгов в эпоху средневековья, изучение его художественно-образной программы, определение стилистических и технико-технологических особенностей меотской, касожской и белореченской культур.

Цель исследования состоит в изучении процессов формирования и эволюции художественной традиции средневекового металла адыгов, определении его художественных, образных, символических и технико-технологических особенностей. Изучение, систематизация в хронологической последовательности произведений художественного металла археологических памятников, находящихся в музеях Москвы, Санкт - Петербурга, Краснодара, Майкопа, Нальчика и частных коллекциях. Основные задачи исследования - типологизация и структурирование материала;

- изучение и сравнительный анализ основных компонентов в меотской, касожской и белореченской художественных культурах на основе образов мифологии и эпоса адыгов;

- выявление характерных орнаментальных композиций и базовых элементов декора;

- изучение и формальный анализ основных средств художественной выразительности изделий из металла; исследование традиционных технологий, их влияние на художественную форму и декор произведений;

- выделение историко-генетических слоев процесса формирования художественно-образной программы художественного металла адыгов.

Методика исследования

Особенности исторического развития Северо-Западного Кавказского региона с наслоением различных культур предполагают использование комплексного подхода в методике исследования. В диссертационной работе использованы такие научные методы как сравнительно-исторический, формально-стилистический, структуролистический, семиотический, иконографический и иконо логический, экстраполяционный. Таюке мы используем методику определения путей образования историко-генетических слоев в культуре этноса, предложенную С.И.Вайнштейном.

Анализ произведений проводится в соответствии с разработанными в искусствоведческой науке методиками исследования, художественного анализа и искусствоведческой интерпретации. В своей совокупности они позволили, на наш взгляд, систематизировать произведения художественного металла, выявить его стилистические особенности, проследить развитие традиционных мотивов и сюжетов, образов мифологии и религии адыгов.

Источниковедческую базу исследования составили опубликованные материалы археологических экспедиций, а также неопубликованные материалы, любезно предоставленные археологом Н.Г.Ловпаче; архивные материалы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (АРИГИ); фотоматериалы, рисунки.

Использованы этнографические и фольклорные исследования по материальной и духовной культуре адыгов.

Источниками научного исследования стали коллекции художественного металла Национального музея Республики Адыгея, Государственного исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного Эрмитажа. 1

Научная новизна

В настоящей работе впервые предпринята попытка комплексного исследования произведений художественного металла адыгов во всей полноте известного на настоящий момент материала. Широкий обзор археологических памятников позволил систематизировать весь материал, определить черты стилистической преемственности, приемы традиционной технологии изготовления и декорирования. При этом большое внимание уделялось выявлению их художественно-образных особенностей, определению их генезиса и эволюции. В научный оборот вводится ранее не опубликованный и не изученный материал по искусству художественного металла адыгов.

Практическая значимость работы заключается в заполнении существующей лакуны в изучении художественной культуры адыгского народа. Результаты исследования и выводы могут быть использованы в музейной и выставочной деятельности, для расширения научных представлений об истории культуры адыгов, а также в качестве базового материала в образовательном процессе художников-прикладников, в разработке учебных программ для преподавателей изобразительного искусства, этнической истории и художественной культуры.

Апробация исследования

Основные результаты работы опубликованы в сборниках научных трудов, в региональной и республиканской печати, в монографии «Художественный металл адыгов».

Важные аспекты диссертации были отражены в докладах и сообщениях, сделанных на 7-ом Европейском Региональном Конгрессе «In Sea», Стамбул-Каппадокия, Турция (2004 г.); на международной научно-практической конференции «Мир культуры адыгов: прошлое и настоящее», Майкоп (2004 г.), на Региональной конференции «Проблемы изучения и публикаций материалов по фольклору и этнографии народов юга России», г. Нальчик, 1617 мая 2008 г.

Результаты исследования по декоративно-прикладному искусству адыгов использовались автором во время преподавания курса «Народное декоративно - прикладное искусство адыгов» на факультете адыгской филологии и культуры Адыгейского государственного университета, при составлении учебно-методического пособия и художественного альбома «Золотое шитье адыгов».

Структура и объем исследования

Структура диссертационной работы была определена необходимостью первоначального искусствоведческого изучения, систематизации и обобщения художественного металла в хронологическом порядке.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, приложения и иллюстративной части. В приложении приводится список принятых сокращений, описание рассматриваемых произведений из археологических памятников. Иллюстративная часть исполнена автором и включает 34 листа рисунков и 13 фотографий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Куёк, Марьет Гиссовна

Заключение

Древний адыг жил в гармонии с природой, считал себя ее частицей, обожествлял природу, поклоняясь богу леса Мэзытхъэ и богине Мэзгуащэ, поклонялся священным деревьям и рощам, обожествлял животных и зверей, поклонялся явлениям и образам природы. Символы языческих культов отражены в декоративно-прикладном искусстве майкопской культуры, а совмещение ранних изображений . богов с зооморфными образами декоративного искусства подтверждает наш тезис о табуировании изображения человека, являющегося лишь частицей природы и животного мира.

Как мы уже отмечали, в зверином стиле майкопской культуры сочетаются реалистическое решение образа и декоративная стилизация, обобщенная трактовка анатомических форм и сочетание скульптурных и графических изобразительных приемов. Зооморфные образы майкопской культуры имели магические функции и были связаны с мифологией и языческими представлениями. Сюжетно-композиционная основа звериного стиля майкопской культуры основана на фризовом шествии или т.н. «зверином гоне» хищников, при этом, отсутствуют сцены терзания оленя хищником. Отличительная черта звериного стиля майкопской культуры от скифского звериного стиля определяется меньшей динамикой и экспрессией в передаче образов животных, относительной статичностью образов, изображением солярных символов на фигурках или лопатках жертвенных животных, сложностью и зашифрованностью изображений, использованием пуантильной техники и серебряной позолоченной пластины изделий.

Майкопская культура признана одной из древних культур на Кавказе, на территории России и Европы, причем, ареал распространения этой культуры совпадает с территорией племен синдо-меотов античности, зихов раннего средневековья и черкесов нового времени, что является подтверждением проживания на этой территории представителей понтийского антропологического типа средиземноморско-балканской малой расы.

Находки различных произведений из бронзы, золота и серебра, убедительно доказывают высокий уровень развития металлообработки у племен майкопской культуры. Такие изделия как бронзовые топоры, вилообразные орудия, ножи и кинжалы, псалии, котлы являются специфичными, отличительными изделиями, представленными исключительно в ареале майкопской культуры, причем, в большом количестве.

Переход к раннему железному веку отмечен развитием меотской археологической культуры VIII-VII вв. до н.э., просуществовавшей до конца III в. н.э. Произведения художественного металла меотской культуры представлены изображениями головок баранов, грифонов на уздечных принадлежностях конской сбруи, в украшении зооморфными мотивами бронзовых пронизей, железных псалий, налобных пластин, перстневидных и петельчатых бляшек со щитками. Заметное влияние на художественную культуру меотов оказал скифский звериный стиль, в результате этого сложился своеобразный меото-скифский звериный стиль. Примером синтеза меото-скифского звериного стиля считаются бляшки в виде фигурок лежащего лося, шагающего льва, головы львицы с раскрытой пастью, пластинки с фигурками гордо шагающих оленей с ветвистыми рогами, а также единственная скульптура кабана, выполненная в виде навершия из серебра с инкрустацией золотом ушей, глаз, клыков.

В Прикубанье сложился своеобразный звериный стиль, характеризующийся ажурностью изделий, сочетанием растительной и зооморфной орнаментации, стилизацией оленьих рогов в виде пальметок и геральдическими композициями. Отличительной чертой этого стиля мы считаем относительную статичность образов, изображение солярных символов на фигурках и лопатках жертвенных животных. Как мы отмечали, образ оленя занимает ведущее место в меотской культуре как олицетворение бога леса и природы, покровителя охотников языческого пантеона адыгов Мэзытхьэ.

Археологические памятники раннего средневековья представляют немногочисленный, но интересный материал художественного металла, позволяющий проследить развитие и преемственность мотивов, сюжетов, орнаментики, стилистики изображений и техники обработки.

Зихские памятники Черноморского побережья демонстрируют преемственность художественных традиций в изготовлении и украшении изделий из золота, серебра и бронзы. Этот материал позволяет говорить о влиянии культуры «юстиниановского» периода. В декоре используются ярко выраженные символы языческого культа: солнца в виде трехкратных или многократных концентрических окружностей, мальтийских и прямых крестов, а также используются мотивы «астрального барана» в изображениях замкнутых «тыбжэ», мотивы трилистника и изображения виноградной лозы.

Археологические памятники средневековой художественной культуры подтверждают преемственность художественных традиций адыгских племен Прикубанья. Технический арсенал ювелиров представлен литьем, ковкой, чеканкой, штамповкой, гравировкой, насечкой, ложной зернью, позолотой и чернью. Наиболее распространенным материалом этого периода является бронза, что подтверждает наличие сырьевой базы меди, также определен Прикубанский центр добычи полиметаллической руды. Мы прослеживаем бытование символов солнечного культа, звериного стиля меото-скифской эпохи, а усовершенствование и разнообразие технических приемов обработки металла позволяет нам рассматривать 'художественный металл как отражение высокого уровня экономического и культурного развития адыгов в раннем средневековье.

Продолжая изучение и сопоставление произведений художественного металла археологических памятников т.н. «развитого» и «позднего» периодов средневековья, мы фиксируем проявление и бытование рассматриваемых нами ранее символов солярного культа, геометрических и растительных орнаментов, «звериного гона», изображения зверей и птиц, вместе с тем отмечаем появление оригинальных антропоморфных изображений в виде подвесок с одиночными и геральдическими всадниками, фигурками «пляшущих» человечков и фигурок в различных начертаниях.

Тематической и сюжетной основой художественного металла касожского периода является языческая религия и мифология адыгов, представляющая героев нартского эпоса в виде богов, оленя как лесного бога природы и покровителя охотников.

Орнаментальная часть художественного металла касожской культуры представлена геометрическими изображениями прямых и зигзагообразных линий, линейными мотивами розеток, сердцевидными и спиралевидными фигурами, солярными знаками. Растительные мотивы орнамента представлены в работе трилистниками, изображениями «древа жизни», пальметтами и полупальметтами, вьющимися побегами и виноградной лозой, которыми касожские ювелиры, как и в предыдущий период, продолжают украшать зеркала, вертикальные поясные подвески и язычки, поясные пряжки, бляшки на одежде и конской сбруе. Украшают оружие - сабли, кинжалы, портупеи и колчаны для стрел и лука, детали конского снаряжения, обивки 1 седла, начельники, а также предметы женского туалета и детали одежды. Зооморфные мотивы представлены преимущественно в сочетании с растительными и антропоморфными сюжетами. Это мотивы «звериного гона», изображения хищников, птиц, лошади, священного оленя - символа бога леса Мэзытхъэ. Многочисленные изделия с зооморфными изображениями касожской культуры отличаются стилизованным силуэтным рисунком, лаконичностью и образностью, динамической активностью, экспрессивностью.

Характерным техническим приемом является канфарение свободного I фона, применение контурно-пуантильного рисунка, «жемчужника», ложной зерни, гравировки.

Оригинальны и выразительны антропоморфные изображения, представленные бронзовыми подвесками с фигурками «пляшущих» человечков, фигурками всадников, всадников с секирами, которые украшали конскую сбрую. Конские наборы украшались также розетками с ложной зернью и стеклянными вставками, пластинчатыми бляшками. Конский убор представлял собой ажурный ритмический декор, озвучиваемый подвешенными колокольчиками.

Изображения всадников и «пляшущих» человечков исполнены по канонам касожского периода: длинное туловище, низкая тонкая талия, короткие ноги, широкие плечи, длинное лицо с соединенными бровями, носом и усами. Эти изображения отражают тематическую и сюжетную основу касожского искусства, основанную на обожествлении Зек1отхьэ, героев нартского эпоса в образе странствующего рыцаря, «одинокого всадника» -«шыузакъу» Саусэрыкъо, Пэтэрэз, Ащэмэз, Насрен.

Своеобразной отличительной характеристикой касожского художественного металла мы считаем золочение бронзовых изделий и увеличение количества изделий из серебра, что свидетельствует об имущественном и социальном расслоении адыгского средневекового общества.

В обозначенной нами преемственности изобразительных традиций, художественный металл белореченской культуры показывает сокращение антропоморфных сюжетов, а известные немногочисленные изображения человека схематизированы и условны. При этом, количество анималистических сюжетов увеличивается, перемещаясь из украшения конской сбруи в декор мужского костюма, а именно, на поясные наконечники «мыжъоупц1э». Вследствие этого, наблюдается качественное и количественное увеличение богато декорированных серебряных и золотых белореченских поясов. Необходимо отметить, что изображения «звериного гона» на белореченских наконечниках продолжают художественные традиции касожской металлопластики, причем, характерной и отличительной особенностью является отсутствие в композициях с «гоном» сцен терзания оленя хищником.

Растительные и геометрические мотивы орнаментации поясных наконечников представлены трилистником, четырехлистником или крестообразной розеткой, рогообразным «тыбжэ» с расходящимся основанием, сердцевидным «трамом», а также мотивом лозы, геометрической плетенкой, зигзагом, пуантильными и ложнозерненными кружками, г - s -образными знаками.

Выявленные композиционные приемы исполнения декора художественного средневекового металла адыгов также подтверждают наши выводы о преемственности художественных традиций меотской, касожской и белореченской культур. Художественный металл представлен пятью композиционными приемами: фризовой, геральдической, замкнутой, стержневой, одиночно-раппортной. Художественный металл эпохи средневековья характеризуется динамичными, экспрессивными решениями образов, антропоморфными и зооморфными композициями, в которых большинство изображений зверей и людей представлены в движении слева направо.

Рисунок - линейный, силуэтный, лаконичный, передающий характер и движение человеческих изображений, зверей, птиц. Основными техническими приемами исполнения художественных изделий является литье, как и в предыдущие периоды, канфарение фона, контурно-пуантильная техника рисунка, обрамление изображений «жемчужником», ложная зернь, гравировка с чернью. Бронза с позолотой заменяется серебром с чернью.

Проведенный нами сравнительный анализ произведений художественного металла позволил обозначить характерные особенности звериного стиля меотской культуры, касожской и белореченской художественной культуры. Итак, звериный стиль меотской культуры характеризуется сочетанием реалистического решения образа и декоративной схематизации, стилизации, отсутствием сцен терзания оленя, лаконизмом форм, выразительностью силуэта, использованием преимущественно серебряной позолоченной пластины, пуантильной техники исполнения. Художественный стиль касожской культуры характеризуется обожествлением героев нартского эпоса, оленя, отсутствием сцен терзания, каноничным изображением человека, стилизованным, выразительным рисунком, использованием фризовых композиций «звериного гона» с правосторонней направленностью, стремлением к экспрессии, символическим усложнением образов, использованием позолоченной бронзы, канфарением фона, контурно - пуантильным рисунком.

Белореченский художественный металл показывает сокращение антропоморфных и анималистических изображений, а сфера эстетического выражения белореченских мастеров, в сравнении с касожскими, перемещается из конской сбруи в декор костюма, усиливается использование растительных и геометрических орнаментальных мотивов, увеличивается количество изделий из серебра с чернью и позолотой, что подтверждает расслоение общества по социальному статусу.

Все сказанное позволяет сделать вывод художественной преемственности традиционных мотивов и сюжетов меотской культуры, развиваемой в касожской и белореченской культуре. Высокий уровень экономического развития адыгских племен на протяжении длительного исторического периода подтверждается рассмотренными в работе произведениями декоративно-прикладного искусства древней и средневековой художественной культуры. Художественная культура адыгов развивалась и проявлялась во взаимодействии и обогащении с культурами Средиземноморья.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Куёк, Марьет Гиссовна, 2009 год

1. Архивные и рукописные материалы

2. Дитлер П.А. Отчет об археологической экспедиции 1964 г. на реке Губе / П.А. Дитлер // Архив АРИГИ.

3. Дитлер П.А. Отчет об археологической экспедиции АНИИ в пос. Колосовку Ярославского района Краснодарского края: 1. Раскопки могильника Колосовка №1, II. Раскопки могильника Ясеновая Поляна. 1957 г. (октябрь) / П.А. Дитлер //Архив АРИГЦ. Папка II.

4. Дитлер П.А. Отчет о раскопках Кужорского могильника на кирпичном заводе в 1966 67 гг. / П.А. Дитлер // Архив АРИГИ.

5. Отчет об археологической экспедиции 1973 — 75 гг. в а. Ленинохабль // Архив Национального музея Республики Адыгея.1. Авторефераты диссертаций

6. Джигунова Ф.К. Западное Предкавказье в IV IX вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Ф.К. Джигунова. - СПб., 2004.

7. Кривиницкий В.В. Религиозные представления населения Северного Кавказа в эпоху поздней бронзы и раннего железа по памятникам прикладного искусства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / В.В. Кривиницкий. Ереван, 1989.

8. Стрельченко М.Л. Материальная, культура адыгейских племен Северо -Западного Кавказа в XIII XV вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / М.Л. Стрельченко. - Л., 1969.

9. Шкурко А.И. Звериный стиль в искусстве и культуре лесостепной Скифии.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / А.И. Шкурко. -М., 1980.

10. Эрлих В.Р. Вооружение и конское снаряжение в культуре населения Закубанья в скифское время: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук /В.Р. Эрлих. М., 1992.1. Монографии

11. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа: краниол. исслед. / В.П. Алексеев. М.: Наука, 1974. - 317 с.

12. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево Черкесии / Е.П. Алексеева. - М.: Наука, 1971. - 355 с.

13. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают./ Н.В. Анфимов. Краснодар: Кн. изд-во, 1982.- 127 с.

14. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани / Н.В. Анфимов. Краснодар: Кн. изд-во, 1987.-227 с.

15. Анчабадзе З.В. Очерки этнической истории абхазского народа / З.В. Анчабадзе. Сухуми, 1977.

16. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы (от появления на ист. арене до конца IV в. до н.э. / М.И. Артамонов. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 156 с.

17. Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа: история оружия / Э. Аствацатурян. М., Нальчик: Хоббикнига, Эль-Фа, 1995. - 191 с.

18. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев / В.М. Батчаев. Нальчик: Эльбрус, 1986.- 150 с.

19. Бетрозов Р.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса / Р.Ж. Бетрозов. Нальчик: Эльбрус, 1998.-278 с.

20. Бетрозов Р.Ж. Адыги: истоки этноса / Р.Ж. Бетрозов. Нальчик: Эльбрус, 1990.-136 с.

21. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эль-Фа, 1999.-96 с.

22. Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский / Г.К. Вагнер. М.: Наука, 1964.- 188 е.: ил.

23. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы / С.И. Вайнштейн. -М.: Наука, 1974.-223 е.: ил.

24. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии / С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991.-294 с.

25. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов / A.M. Гадагатль.- Майкоп: Краснодар, кн. изд-во, 1987. 406 с.

26. Гадагатль A.M. Память нации: идейно-темат. и художеств, своеобразие героич. эпоса «Нартхэр» адыг. народов / A.M. Гадагатль. Майкоп: Адыгея, 2002.-435 с.

27. Галанина Л.К. Курджипский курган: памятник культуры прикуб. племен IV века / Л.К. Галанина. — Л.:Искусство, 1980,- 127 с.

28. Галанина Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи / Л.К. Галанина. М., 1997. - 271 е.: ил.- (Степные народы Евразии; т. 1).

29. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа) / П.Р. Гамзатова. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.

30. Горелик М.В. Оружие древнего Востока, IV тысячелетие IV в. до н.э. /М.В. Горелик. - 2-е изд., доп. - СПб.: Атлант, 2003. - З15.с: ил.

31. Голан А. Миф и символ: перевод. / А. Голан. М.: Русслит, 1994.- 371 е.: ил.

32. Граков Б.Н. Скифы: науч.- попул. очерк / Б.Н. Граков. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 170 е.: ил.

33. Даркевич В.П. Художественный металл Востока, VIII-XIII вв.: произведения вост. торевтики на территории Европ. части СССР и Зауралья / В.П. Даркевич. М.: Наука, 1976. - 199 с.

34. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: возникновение и развитие основных мотивов / П.М. Дебиров М.: Наука, 2001. - 416 с.

35. Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа / Я.В. Доманский. М.: Искусство, 1984. - 238 е.: ил.

36. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии / И.М. Дьяконов. М.: Наука, 1967.-492 с.

37. Инал-Ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. (Материалы и исследования) / Ш.Д. Инал-Ипа. Сухуми: Алашара, 1971. - 312 с.

38. Кисель В.А. Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов / В.А. Кисель. СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. — 188, 1. с.

39. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы / В.Б. Ковалевская. М.: Наука, 1984.193 е.: ил.

40. Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль / В.А. Кореняко. — М.: Вост. лит., 2002. 325, 2. е.: ил.

41. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа / Е.И. Крупнов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 519 е.: ил.

42. Кузнецов В.А. Змейский катакомбный могильник (по раскопкам 1957 г.) / В.А. Кузнецов // Археологические раскопки в районе Змейской Северной Осетии. Владикавказ, 1961.

43. Кузнецов В.А. Очерки истории алан / В.А. Кузнецов. Орджоникидзе: Ир, 1984.- 302 с.

44. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев / А.Я. Кузнецов. Нальчик: Эльбрус, 1982.- 176 е.: ил.

45. Куек М.Г. Художественный металл адыгов: ист.- искусствовед, дискурс / М.Г. Куек. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд. - во, 2007. - 196 е.: ил.

46. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа / Л.И. Лавров. -Л.: Наука, 1978.- 183 с.

47. Ловпаче Н.Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи / Н.Г. Ловпаче. Майкоп: Меоты, 1995.- 237 е.: ил.

48. Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии (с IV тысячелетия до н.э. по XIX в.) / Н.Г. Ловпаче. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1997. - 235 е.: ил.

49. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана / В.Г. Луконин. М.: Искусство, 1977.-231 е.: ил.

50. Маккуин Д. Хетты и их современники в Малой Азии: пер. с англ. / Д. Маккуин. М.: Наука, 1983.- 183 е.: ил.

51. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство / Б.Х. Мальбахов. Нальчик: Эльбрус, 1984. - 108 с: ил.

52. Мальбахов Б.Х. Художественные особенности декоративно прикладного искусства адыгов / Б.Х. Мальбахов. - Нальчик: Эль — Фа, 2001.- 45 е.: ил.

53. Малия Е.М. Украшение одежды у абхазов / Е.М. Малия. Сухуми: Алаша, 1985.- 54 е.: ил.

54. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа / В.И. Марковин. М.: Наука, 1978.-328 е.: ил.

55. Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике / Б.И. Маршак. М.: Наука, 1971.- 157 е.: ил.

56. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.- 407 с.

57. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. / В.Ф. Минорский. -М.: Изд-во вост. лит., 1963,- 265 е.: ил.

58. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. Неолит, энеолит, ранняя бронза / P.M. Мунчаев.- М.: Наука, 1975 415 с.

59. Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV XVII вв.) / А.Х. Нагоев. - Нальчик: Эльбрус, 1981. - 88 с.

60. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа / Ш.Б. Ногмов.- Нальчик: Эльбрус, 1982.- 165 с.

61. Пиотровский Б.Б Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н.э. / Б.Б. Пиотровский. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 125 с: ил.

62. Постникова Лосева М.М. Русское ювелирное искусство: его центры и мастера. XVI - XIX вв. / М.М. Постникова - Лосева. - М.: Наука, 1974.- 374 с.

63. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры / Д.С. Раевский. М.: Наука, 1985.-256 с.

64. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII XX вв. / Е.Н. Студенецкая. - М.: Наука, 1989.- 286с.

65. Страбон. География / Страбон; пер. с греч., ст. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. - 940, [3] с.

66. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд., испр. и доп. / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1976.- 575 с.

67. Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа / Г.Ф. Турчанинов: Ин-т языкознания Рос. акад. наук М.:Б.И., 1999.263 е.: ил.

68. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа / Я.А. Федоров. М.:Изд-во МГУ, 1983. - 135 с.

69. Хотко С.Х. История Черкесии в средние века и новое время / С.Х. Хотко. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001.- 551 е.: ил.

70. Хотко С.Х. Очерки истории черкесов. Этногенез. Античность. Средневековье. Новое время. Современность / С.Х. Хотко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.- 431 с.

71. Хутыз К.К. Охота у адыгов: (ист.- этногр. аспект) / К.К. Хутыз-Майкоп, 1999.- Кн. 1. 220 с.

72. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: тексты, пер., коммент. / И. С Чичуров. М.: Наука, 1980.-215 с.

73. Шортанов А.Т. Адыгские культы / А.Т. Шортанов. Нальчик: Эльбрус, 1992.- 162 с.

74. Коллективные труды и сборники статей

75. Агрба Б.С., Хотко С.Х. «Островная» цивилизация Черкесии: черты ист. культур, самобытности страны адыгов / Б.С. Агрба, С.Х. Хотко. - Майкоп: Адыгея, 2004.- 64 с.

76. Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории 'адыгов (черкесов) / Е.П. Алексеева // ТКЧНИИ. Черкесск, 1954. - Вып. 2.- С. 199-260.

77. Алексеева Е.П. Материальная культура черкесов в средние века по данным археологи / Е.П. Алексеева // ТКЧНИИ. Ставрополь, 1964. - Вып. 4-С. 146-256.

78. Андреева М.В. К вопросу о южцых связях майкопской культуры / М.В. Андреева // СА. 1977.- №1. - С. 39-56.

79. Андреева М.В. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах / М.В. Андреева // СА. 1979.- №1. - С. 22-34.

80. Антонова Е.В. О знаковой сущности вещественных памятников и о способах ее интерпретации / Е.В. Антонова, Д.С. Раевский // Проблемы интерпретации памятников культуры Древнего Востока. М., 1991. - С. 207232.

81. Античные источники о Северном Кавказе: / Кабард.- Балкар. НИИ истории, филологии и экономики; сос,т. В.М. Аталиков. Нальчик: Эльбрус, 1990.-307 с.

82. Анфимов Н.В. Археологические работы на Черноморском побережье Кавказа в 1955-56 гг./Н.В. Анфимов//ТДИИМК за 1956 г.-М,. 1957.

83. Анфимов Н.В. Городища Закубанья Адыгеи / Н.В. Анфимов // ТДИИМК за 1958 г. - М., 1959.

84. Анфимов Н.В. Памятники зихов в районе с. Ново Михайловского / Н.В. Анфимов // ТДИИМК за 1961 г. - М., 1962.

85. Анфимов Н.В. Тахтамукаевский могильник / Н.В. Анфимов // СМАА. -Майкоп, 1961. -Т.2. (Серия археологическая).- С. 188-207.

86. Анфимов Н.В. Археологические памятники нижнего течения рек Марта, Пчаса и Псекупса (по материалам экспедиций АНИИ 1954 и 1955 гг.) / Н.В. Анфимов // СМАА. Майкоп, 1972.- Т.З. - С. 79-98.

87. Анфимов Н.В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа / Н.В. Анфимов // Северный Кавказ в древности и в средние века. / АН СССР, Ин-т археологии. М., 1980.- С. 92-113.

88. Анфимов Н.В. К вопросу о ' восточной границе распространения меотских племен / Н.В. Анфимов // ВАА. Майкоп, 1981. - С. 60-79.

89. Ардзинба В.Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня / В.Г. Ардзинба // Древняя Анатолия / АН СССР, Ин-т Востоковедения. М., 1985. -С. 128-168.

90. Ардзинба В.Г. О некоторых новых результатах в исследовании истории, языков и культуры древней Анатолии: послесловие. / В.Г. Ардзинба // Хетты и их современники в Малой Азии / Д. Маккуин. М., 1983.- С.152-180.

91. Артамонов М.И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления) / М.И. Артамонов // Проблемы скифской археологии. -М., 1971.

92. Аутлев П.У. История Ошада Майкопского кургана / П.У. Аутлев // СМАА. - Майкоп, 1972. - Т.З. - С.131-134. - Адыг.

93. Барцева Т.Б. О химическом составе металла наверший скифского времени / Т.Б. Барцева // СА. 1980. - №3. - С.77-91.

94. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система / Б.Х. Бгажноков // Мир культуры адыгов / Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед. -Майкоп, 2002. С. 160-177.

95. Блаватский В.Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья /в VII -V вв. до н.э./ В.Д. Блаватский // СА. 1964. - №2. - С. 13-26.

96. Бунак В.В. Человеческие расы и пути их образования / В.В. Бунак // СЭ. 1956.-№1.-С. 102-103.

97. Браткова Е.И. Об этнической специфике орнамента (по результатам типологических исследований) / Е.И. Браткова //Вопросы искусства народов Карачаево Черкесии: об. науч. тр. / Карачаево - Черкес, ин-т. гуманитар, исслед,- Черкесск, 1993. — С.3-23.

98. Вайнштейн С.И. Историко-генеТические слои в народном искусстве / С.И. Вайнштейн // Проблемы истории и развития народного искусства. Рига, 1983.-С. 47-54.

99. Галанина JI.К. К вопросу о кубанском очаге раннескифской культуры / Л.К. Галанина // ВДИ. 1997.-№3. - С. 125-137.

100. Галанина Л.К. Скифское искусство Северного Причерноморья / Л.К. Галанина // Золотые олени Евразии. СПб, 2001. - С. 164-200.

101. Гамзатова П.Р. О «структурирующей» функции архаической системы украшений (на материале дагестанского народного искусства) / П.Р. Гамзатова // Ювелирное искусство и материальная культура СПб, 2001. - С. 8-12.

102. Горелик М.В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV — начала XV вв. / М.В. Горелик // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: (материалы юбилейной науч. конф). М., 1983.- С. 244-269.

103. Грушевская Е.О. Художественная обработка металла. Торевтика / Е.О. Грушевская // АГСП. М., Л., 1955. - С. 325-355.

104. Джигунова Ф.К. К вопросу об этнической атрибуции средневековых могильников Западного Предкавказья IV-IX вв / Ф.К. Джигунова // Вопросы искусства и этнографии Майкоп, 1998. - Вып. 2. - С. 40-57.

105. Дитлер П.А. Могильники в районе поселка Колосовка на реке Фарс / П.А. Дитлер // СМАА. Майкоп, 1961. - Т.2. (Серия археологическая). - С. 127-187.

106. Дитлер П.А. Могильник Колосовка №1 (раскопки экспедиции АНИИ 1962 г.)/П.А. Дитлер//ВАА. Майкоп, 1985.-С. 114-141.

107. Дитлер П.А. Раннесредневековый могильник Мешоко / П.А. Дитлер // АА. Майкоп, 1995. - С.138- 237.

108. Дмитриев А.В. Могильник эпохи переселения народов на реке Дюрсо / А.В. Дмитриев//КСИА. -М., 1979.-Вып. 158.-С. 52-57.

109. Дьяконов И.М. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки / И.М. Дьяконов, В.В. Емельянов, С.А. Старостин // Древний Восток -этнокультурные связи. М., 1988.

110. Иванов В.В. Об отношении хаттского языка к северозападнокавказским /В.В. Иванов // Древняя Анатолия / АН СССР, Ин-т Востоковедения. М., 1985.- С. 26-59.

111. Иессен А.А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века / А.А. Иессен // МИА. М.;Л.; Изд-во АН СССР, 1951. - Т.23. - С. 75-124.

112. Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами.

113. Достопримечательное повествование / Джорджио Интериано // АБКИЕА. —11. Нальчик, 1974.-С. 43-52.

114. Канторович А.Р. Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи / А.Р. Канторович, В.Р. Эрлих. М.: Гос. музей Востока, 2006. - 232 е.: ил.

115. Ковалевская В.Б. К изучению орнаментики наборных поясов VI-IX вв. как знаковой системы / В.Б. Ковалевская // Статистико-комбинаторные методы в археологии М., 1970

116. Кореневский С.Н. К вопросу о месте производства металлических вещей Майкопского кургана / С.Н. Кореневский // ВАА. Майкоп, 1988. - С. 86-104.

117. Кореневский С.Н. Курган майкопской культуры у поселка Иноземцево /I

118. С.Н. Кореневский, В.Г. Петренко // СА. 1982. №2. - С. 96-112.

119. Коровина А.К. К вопросу об изучении Семибратних курганов / А.К. Коровина // СА. 1957.- №2. - С.174-187.

120. Королькова Е.Ф. Филипповские курганы и звериный стиль / Е.Ф. Королькова // Золотые олени Евразии / Гос. Эрмитаж. СПб.; 2001. - С.64-67.

121. Крамаровский М.Г. Серебро Леванта и художественный металл Северного Причерноморья XIII XV веков (по материалам Крыма и Кавказа) / М.Г. Крамаровский // Художественные памятники и проблемы культуры Востока/Гос. Эрмитаж.-Л., 1985 -С.152-180.

122. Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: джучидская сокровищница / М.Г. Крамаровский // Сокровища Золотой Орды. М., 2004. - С. 132-201.

123. Кругликова И.Т. Погребение IV -V вв. н.э. в дер. Айвазовское / И.Т. Кругликова // СА. 1957. - №2. - С.253-257.

124. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность: к проблеме происхождения коренных народов Кавказа / Е.И. Крупнов // С А.- 1964. №1.

125. Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев / Е.Е. Кузьмина // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.,1976.

126. Кушу А.Г. Читая книгу жизни: очерки, статьи и этюды об искусстве / А.Г. Кушу. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2000. - 347 с.

127. Куек М.Г. Майкопская и меотская культура: особенности звериного стиля / М.Г. Куек // Культурная жизнь юга России Краснодар, 2007. - Вып №4 (23).- С. 13-15.

128. Куек М.Г. Средневековый художественный металл адыгов / М.Г. Куек // Вестник Дагест. науч. центра. Махачкала, 2007. - Вып. 29. - С. 141-147.

129. Кызласов JI.P. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник / JI.P. Кызласов, Г.Г. Король. М.: Наука, 1990,- 215, 1. е.: ил.

130. Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье / Л.И. Лавров //Сборник статей по истории Кабарды / Кабард. науч.- исслед. ин-т. Нальчик, 1955. -Вып. 4. - С. 51-64.

131. Лавров Л.И. Кабардино-адыгейская культура XIII-XV вв / Л.И. Лавров // СЭ.- 1957.-№4.-С. 13-23.

132. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев / Л.И. Лавров // Тр. ин-та этногр. им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1959.- Т.51.- С. 193-236.

133. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе /В.В. Латышев. СПб.: Фарн, 1992. - 151 с.

134. Лесков A.M. Могильник Фарс / Клады: памятник перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку на Северном Кавказе / A.M. Лесков, В.Р. Эрлих. М.: Гос. музей Востока, 1999.- 162 с.

135. Ловпаче Н.Г. Художественная обработка металла у адыгов в X-XIII вв. / Н.Г. Ловпаче // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1978. - Вып.2. - С. 133-171.

136. Ловпаче Н.Г. Изображение зверей в торевтике адыгов / Н.Г. Ловпаче //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - Вып. 3.-С.163-198.

137. Ловпаче Н.Г. Некоторые материалы из Псекупсского могильника эпохи железа и средневековья / Н.Г. Ловпаче, А.А. Тов // ВАА. Майкоп, 1983. - С. 33-47.

138. Ловпаче Н.Г. Погребальный обряд средневековых адыгов V-IX вв. и место керамики в сопровождающем инвентаре / Н.Г. Ловпаче // ВАА. -Майкоп, 1984.-С.128-156.

139. Ловпаче Н.Г. Могильники в устье реки Псекупса / Н.Г. Ловпаче // ВАА.- Майкоп, 1985. С.16-64.

140. Ловпаче Н.Г. Средневековые памятники Закубанской Адыгеи / Н.Г. Ловпаче // АА. Майкоп, 1995. - С.238-278.

141. Ловпаче Н.Г. Псекупсское поселение №1 / Н.Г. Ловпаче, П.А. Дитлер // ВАА. Майкоп, 1988. - С.105-139.

142. Ловпаче Н.Г. О чем поведал Курджипский курган / Н.Г. Ловпаче // Информационно аналитический вестник /Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед. им. Т.М.Керашева. - Майкоп, 2004. - Вып.8.- С. 221-240.

143. Луконин В.Г. Художественная культура древнего Востока / В.Г. Луконин // Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. -М., 1987. С.10-62.

144. Ляушева С.А. Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов / С.А. Ляушева // Мир культуры адыгов / Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед.- Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. С. 146-151.

145. Малия Е.М. Абхазо-адыгские параллели по орнаменту / Е.М. Малия // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2001. - Вып.9.- С. 181-207.

146. Мариньи Т.де. Путешествия в Черкесию / Тебу де Мариньи // АБКИЕА. -Нальчик, 1974. -С.291-321.

147. Мелкжова А.И. Скифское искусство звериного стиля / А.И. Мелюкова // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. - С. 100-104.

148. Монгайт A.J1. Некоторые средневековые археологические памятники Северо Западного Кавказа / А.Л. Монгайт // СА. - 1955. № 23. - С. 321-340.

149. Монпере Д. де. Путешествие вокруг Кавказа / Д. де Монпере; пер. с фр. Н.А. Данкевич Пущиной. - Сухум, 1937.

150. Нагоев А.Х. Итоги раскопок кабардинских курганов на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972-1977 гг. / А.Х. Нагоев //Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972-1979 гг. Нальчик, 1987.- Т.З.-С. 170-241.

151. Николаева Н.А. Хронология и происхождение майкопского искусства /I

152. Н.А. Николаева, В.А. Сафронов // Хронология памятников бронзового века Северного Кавказа: (межвуз. сб. ст.) / Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.А. Хетагурова Орджоникидзе, 1982.- С.28-62.

153. Носкова Л.М. К вопросу об этническом составе Закубанья в эпоху раннего средневековья / Л.М. Носкова // Материальная культура Востока. М., 2002. -Вып.З. - С.169-187.

154. Носкова Л.М. Средневековые погребения Ново-Вочепшийского могильника / Л.М. Носкова // Древние памятники Кубани. Краснодар, 1990.

155. Ольховский B.C. Первый Разменный курган у станицы Костромской /1

156. B.C. Ольховский //Альманах Армавирского краеведческого музея. Армавир, 1995. - С.85-98.

157. Переводчикова Е.В. Локальные черты скифского звериного стиля Прикубанья / Е.В. Переводчикова // СА. 1987.- №4. - С.44-58.

158. Пиотровский Ю.Ю. Заметки о сосудах с изображениями из майкопского кургана (Ошад) / Ю.Ю. Пиотровский //Проблемы археологии. Памятники древнего и средневекового искусства. СПб., 1994. — Вып.З. - С. 85-92.

159. Пиотровский Ю.Ю. Периодизация ювелирных изделий в Циркумпонтийской провинции (энеолит ранняя бронза) / Ю.Ю. ПиотровскийI

160. Малая Азия и Северный Кавказ в системе древностей Циркумпонтийскойпровинции. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб., 1998. - С. 81-92.

161. Пиотровский Ю.Ю. Заметки о сосудах с изображениями из Майкопского кургана (Ошад). // Проблемы археологии. Вып. 3: Памятники древнего и средневекового искусства. СПб., 1994. - С. 85-92.

162. Покровский М.В. Пашковский могильник №1 / М.В. Покровский // СА. -1936.-№1.-С.159-171.

163. Пьянков А.В. Новый средневековый могильник у аула Казазово / А.В. Пьянков // Древние памятники Кубани. Краснодар, 1990.

164. Ракитина К. А. Группа серебряных украшений из кубанских могильников XIV-XV вв. / К.А. Ракитина // Тр. отдела истории культуры и искусства Востока. Л., 1940. - Т.З. - С. 209-216.

165. Резепкин А.Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры / А.Д. Резепкин // Древние культуры Прикубанья: (по материалам археол. работ в зонах мелиорации Краснодар, края)-Л., 1991.-С. 167-197.

166. Рубрук де. Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето благости 1253 / Вильгельм де Рубрук // АБКИЕА. Нальчик, 1974. - С. 34 -36.

167. Саханев В.В. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. /В.В. Саханев. Петроград, 1914.

168. Сиюхова Л.М. К вопросу об эволюции художественной формы мужских наборных поясов / Л.М. Сиюхова // Этюды по истории и культуре адыгов: / Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед.- Майкоп, 1999. Вып. 2. - С. 107-116.

169. Смирнов К.Ф. Меотский могильник у ст. Пашковской / К.Ф. Смирнов // МИА. 1968.-№64.

170. Спицин А.А. Могильник VI-VII вв. в Черноморской области / А.А. Спицин // ИИАК. Вып .25. СПб., 1907.

171. Столяр А.Д. Мешоко поселение Майкопской культуры / А.Д. Столяр // СМАА. - Майкоп, 1961. - Т.2. (Серия археологическая). - С. 73-98.

172. Стрельченко М.Л. Вооружение адыгейских племен в X XV веках: по материалам Убинского могильника / М.Л. Стрельченко // Наш край: материалы по изучению Краснодар, края. - Краснодар, 1960. - Вып. 1.- С. 140157.

173. Тарабанов В. А. Средневековое погребение Ленинохабльского могильника (по раскопкам 1975 г.) / В.А. Тарабанов // ВАА. Майкоп, 1984. -С.164 -172.

174. Тарабанов В.А. Этническая принадлежность ранней группы погребений Казазовского могильника / В.А. Тарабанов // Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. Ростов н/Д, 1983.- С.93-97.

175. Теучеж Н.К. Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве / Н.К. Теучеж // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2001. - Вып. 9.- С.208-224.

176. Терехова Н.Н. К проблеме перехода к раннежелезному веку на Северном Кавказе. Две культурно-исторические традиции / Н.Н. Терехова, В.Р. Эрлих // Материальная культура Востока. М., 2002. - Вып.З.- С. 134152.

177. Трифонов В.А. Некоторые вопросы переднеазиатских связей Майкопской культуры / В.А. Трифонов // КСИА. Л., 1987. - Вып. 192.

178. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа / П.С. Уварова // МАК-М., 1900. Вып. VIII.

179. Унарокова М.Ю. Инструментарий и некоторые технологические процессы адыгейского златокузнечества / М.Ю. Унарокова // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981. - Вып. 4. - С. 97-127.

180. Фармаковский Б.В. Архаический период в России / Б.В. Фармаковский // MAP. Вып. XXXIV. Петроград, 1914.,-С. 15-78.

181. Формозов А.А. Археологические исследования пещер в верховьях реки Белой в Краснодарском крае / А.А. Формозов // СМАА. Майкоп, 1961. - Т.2. ( Серия археологическая). - С. 39-72.

182. Хабаху М.Г. (Куек М.Г.). Мастер-ювелир из Кфар-Камы / М.Г. Хабаху //Информационно аналитический вестник АРИГИ. - Майкоп, 1999. - Вып. 2. -С. 116-121.

183. Хабаху-Куек М.Г. Адыгский художественный металл раннего средневековья: историогр. Проблемы / М.Г. Хабаху-Куек // Информационно-аналитический вестник АРИГИ. Майкоп, 2001. - Вып. 4.- С. 5-11.

184. Хабаху-Куек М.Г. Художественный металл адыгов в этнокультуре Кавказа / М.Г. Хабаху-Куек // Очерки кавказской культуры. Майкоп, 2001. -С. 215-221.

185. Хабаху-Куек М.Г. Актуальные .вопросы адыгского искусствознания / М.Г. Хабаху-Куек // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2005. - Вып. 10.- С. 7899.

186. Ханаху Р.А. От традиционного менталитета к современному / Р.А. Ханаху, О.М. Цветков, С.В. Костылев // Мир культуры адыгов / Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед. — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. С. 465-477.

187. Членова H.JI. Скифский олень / H.JI. Членова // Памятники скифо-сарматской культуры. М., 1962. - С. 167-203. - (МИА, вып. 115).

188. Шакрыл Е.С. К вопросу об этногенезе абхазо-адыгских народов / Е.С. Шакрыл // Ученые записки АЛИИ. Краснодар, 1965. - Т. 4.- С. 210-212.

189. Шенкао Г.Х. Элементы пред философии в эпосе / Г.Х. Шенкао // Мир культуры адыгов / Адыг. респ. ин-т. гуманитар, исслед. — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. С. 86-96.

190. Шиллинг Е. Адыгейский узор / Е. Шиллинг // Искусство. 1940. №3. -С. 155-160.

191. Шильтбергер И. Путешествие Ивана Шильтберга по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год / Иоганн Шильтбергер // АБКИЕА. Нальчик, 1974.-С. 37-40.

192. Эрлих В.Р. Меотское святилище в Абхазии / В.Р. Эрлих // ВДИ. -М.,2004.-Вып.1.-С. 158-172.

193. Якобсон A.JI. Художественные связи Московской Руси с Закавказьем и Ближним Востоком в XVI в. / А.Л. Якобсон // Древности Московского Кремля. -М., 1971.I1. Тезисы докладов

194. Пиотровский Ю.Ю. Изделия из золота и серебра на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы / Ю.Ю. Пиотровский // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского: тез. докл. СПб., 1996. - С. 69-72

195. Резепкин А.Д. Культурно-хронологические аспекты происхождения и развития майкопской культуры / А.Д. Резепкин // Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы: междунар. симпоз.I

196. Новороссийск, 18-24 марта 1991 г.: тез. докл. Л., 1991. - С. 20-21.

197. Азаматова М.-К.З. Адыгейский народный орнамент: альбом. / М.- К.З. Азаматова. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, I960.- 18 е.: ил.

198. Золотое шитье адыгов (черкесов): из коллекции Нац. музея Респ. Адыгея / сост. и авт. текста Н. Теучеж, М. Хабаху Куек., С. Унарокова [и др.] -Майкоп: Б.и., 1998. 80 е.: ил.

199. Народное искусство адыго-кабардино-черкесов (под ред. A.M. Шортанова. Нальчик: Эльбрус. 1960.

200. Хохов А.З. Осетинский народный орнамент / А.З. Хохов, К.А. Берладина. Дзауджикау: Севосетгиз, 1948. -27 е.: ил.t1. Справочная литература

201. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии / пер. с англ. и прим. П.А. Грязневича / К.Э. Босворт. М.: Наука, 1971.-324 с.

202. Галонифонтибус И. де. Сведения о народах Кавказа / Иоанн де Галонифонтибус; пер.З.М.Буниятова. Баку, 1980.

203. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — 4-е изд., доп. и частич. перераб. -М.: Сов. художник, 1965. 191 с.

204. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе / В.В. Латышев. СПб.: Фарн, 1992. - 151 с.

205. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь / К.Х. Меретуков. М.: Прометей, 1990. - 334 с.

206. Мифы народов мира: энциклопедии в 2 т.- Т. 1. 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1991.-671 с.

207. Хатанов А.А. Толковый словарь адыгейского языка / А.А. Хатанов, З.И. Керашева. Майкоп: Адыг. кн. изд-во,11960.- 696 с.1. Иностранная литература

208. Constantine Porphygenitus. De Administrate imperio. Budapest, 1949.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.