Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Цзян Сюхун

  • Цзян Сюхун
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 212
Цзян Сюхун. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2012. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цзян Сюхун

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

Введение

Глава 1. Теоретический анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая

1.1. История становления и развития теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России

1.2. История становления и развития теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае

1.3. Характеристика современной системы дошкольного образования в России

1.4. Характеристика современной системы дошкольного образования в Китае

1.5. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая

Выводы по 1 главе

Глава 2. Особенности организации музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая

2.1 .Задачи и методика констатирующего эксперимента

2.2. Особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России

2.3. Особенности организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая

2.4.Сравнительный анализ организации музыкального воспитания в

дошкольных образовательных учреждениях России и Китая

Выводы по 2 главе

Глава 3. Рекомендации для системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая

3.1. Рекомендации по проведению педагогической диагностики в

процессе организации музыкального воспитания

3.2. Рекомендуемый репертуар для организации музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Китая

3.3. Рекомендации по реализации педагогической технологии в процессе организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных

учреждениях Китая

Выводы по 3 главе

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для развития общества XXI века несомненно характерна тенденция глобальной интеграции и культурного плюрализма. Глобальная интеграция как естественная потребность человечества в прогрессивном развитии техники, экономики, а также информатизация общества приводят к объединению людей и постепенному сближению границ между странами. В связи с этим можно прогнозировать, что прогрессивное развитие человека, общества, любой науки, в том числе и педагогики, возможно только при условии интеграции, соединения разных культур и традиций.

Важной задачей, стоящей перед странами мира в начале XXI века, является интеграция систем образования в мировое образовательное пространство, при сохранении и развитии лучших национальных образовательных традиций.

Особым потенциалом для интеграции, объединения культур, для установления понимания и диалога между людьми разных стран обладает музыка.

Музыка является жемчужиной культурной сокровищницы человечества. Она играет важнейшую роль в истории человеческого развития. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Музыка способна совершенствовать мир, нести красоту, что, по всей видимости, и является конечным предназначением музыки. Нравственное содержание в музыке — служение добру и осуждение зла — является её душой, смыслом её существования, основной силой её воздействия на человека, её преобразующим фактором в жизни общества.

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего

эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством (Б.М. Теплов).

Музыка помогает человеку понимать мысли и чувства других людей, образовывает человека, помогает общаться людям, говорящим на разных языках. Иными словами музыка — мощное средство, которое стирает границы между странами и людьми.

Современные тенденции развития музыкальной культуры связаны с тем, что происходит постепенное сближение традиций музыкального искусства Востока и Запада. Изначально и принципы создания, и отношение к музыке на Востоке и на Западе имели существенные различия. Если западная музыка — это передача эмоций и чувств через музыкальный звук, мелодическую и гармоническую интонацию, то музыка Востока — это в большей степени философия жизни, созерцание самой жизни, поскольку «самая лучшая музыка та, в которой мало звука» (Лао Цзы).

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретают важное значение. Неоценимую роль играет музыкальное и, шире, эстетическое воспитание детей и молодежи.

Анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы убедительно доказывает, что процесс музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста имеет огромный развивающий потенциал.

Во-первых, музыкальное воспитание обеспечивает гармоничное развитие ребенка:

- музыка позволяет ребенку познавать как свои эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей;

- музыка влияет на разные стороны развития ребенка. В процессе музыкального воспитания осуществляется целостное развитие дошкольника.

Во-вторых, использование музыки в педагогическом процессе детского сада гармонизирует этот процесс, обеспечивая эмоционально-комфортную атмосферу, содействующую детскому развитию.

Музыкальное воспитание — это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека.

Становление российской системы музыкального воспитания связано с именами H.A. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова и других. В данной системе четко и полно определены целевой, содержательный, методический и результативный компоненты.

В теории и методике дошкольного образования России накоплен достаточный опыт развития детей в разных видах деятельности (Т.И. Бабаева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и другие), в том числе музыкальной (H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, и

др-)-

В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации: вступили в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; реализуются в практике современные концепции российского дошкольного образования: концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, H.A. Короткова, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский, и др.); концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, и др.), концепция развития творчества дошкольников (H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Е.Е. Туник и др.), концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.), которые актуализируют проблему разработки новых подходов к развитию системы дошкольного образования.

Проблемами развития дошкольного образования в Китае занимаются многие известные ученые, такие как Чжу Цзясюи, Чжао Цзнши, Сюй Чжоя, Фэн Сяося, Хуан Цзинь и другие.

С 80-ых годов прошлого века в Китае началась реформа дошкольного образования и воспитания. С тех пор созданы следующие современные концепции и национальные проекты: «Закон Китайской Народной Республики «Об образовании»», «Руководящая программа воспитания в детском саду», «Концепция целостного развития ребенка» (Вэн Хэ), «Концепция субъектного развития ребенка» (Чжао Цзнши), «Концепция индивидуально-дифференцированного развития ребенка» (Ли Цзимэй, Лю Янь), «Концепция деятельностного развития ребенка» (Вэн Хэ) и другие, актуализирующие проблему разработки концептуально новых подходов к педагогическому процессу.

В последние несколько лет в сфере дошкольного образования Китая появилось большое количество различных программно-методических разработок. Дошкольные учреждения активно используют открывшиеся перед ними возможности в изменении содержания образования, например, большинство детских садов заимствовало методику М. Монтессори, в области музыкального воспитания детей — методику К. Орффа. Однако при этом педагоги часто стремятся к использованию как можно большего количества образовательных программ и технологий, но при этом не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения процессов взаимодействия взрослого и ребенка.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в Китае 50-х годов XX века была построена система образования и воспитания во многом копирующая систему образования и воспитания СССР, в том числе и систему дошкольного воспитания. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Китая активно перенимало опыт системы дошкольного воспитания Советского Союза. Теория советского дошкольного музыкального воспитания стала главной теорией музыкального воспитания

в детских садах Китая, педагоги широко использовали методику дошкольного музыкального воспитания СССР в практике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

В силу вышесказанного особый интерес представляет проблема сравнения и взаимодополнения систем музыкального воспитания Востока и Запада, в частности - России и Китая.

Сравнение систем дошкольного музыкального воспитания в России и Китае целесообразно осуществлять, выбрав за основу следующие направления анализа:

- сравнительный анализ ценностно-целевых ориентиров, лежащих в основе систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей содержания (образовательных программ), использующихся в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая;

- сравнительный анализ особенностей организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая.

Таким образом, актуальной становится задача осуществления сравнительного анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Цель исследования — осуществить сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая и определить пути оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Объект исследования — процесс музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Предмет исследования — общее и особенное в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Гипотеза исследования:

В дошкольных образовательных учреждениях России и Китая сложились устойчивые, традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспитания ребенка в условиях детского сада.

В силу исторических и культурных особенностей в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая можно выделить ряд общих и особенных черт, которые проявляются в ценностно-целевых ориентирах, содержании и организации этих систем.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Определить ведущие линии анализа систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

3. Выявить общее и особенное в построении систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

4. Разработать рекомендации по оптимизации системы музыкального воспитания в детских садах Китая.

Теоретико-методологические основы исследования:

- научные труды, раскрывающие сущность сравнительных исследований в сфере образования (Б.Л.Вульфсон, А.И.Джуринский, И.Л.Кузнецова, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, З.А. Малькова, Л.П.Рябов и

др-);

- работы, в которых раскрывается сущность культурологического подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л.С. Выготский, И.Ф.Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, И.К.Шалаев, и др.);

- труды, в которых рассматриваются современные подходы к содержанию и организации дошкольного образования в России (А.Г.

Асмолов, Т.И. Бабаева, О.В. Дыбина, СА.Козлова, Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова, JI С. Парамонова, Н.В. Федина, и др.);

- работы, в которых раскрываются основы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Т.С. Бабаджан, А.И. Буренина, H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, H.A. Метлов, О.П. Радынова, М.А. Румер, В.Н. Щацкая,и др.);

- исследования, посвященные проблемам развития музыкальных способностей и музыкальности ребенка (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В.Тарасова, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);

- исследования ученых Китая, в которых раскрываются подходы к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста (Вэн Хэ, Ли Цзимэй, Лю Янь, Чжао Цзнши и др.)

- труды, в которых рассматриваются подходы к развитию ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Горшкова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.);

- работы, посвященные проблемам педагогической диагностики музыкального воспитания дошкольников (Т.А. Барышева, Б.П. Битинас, H.A. Ветлугина, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, В.А. Деркунская, В.Т. Кудрявцев, О.П. Радынова, Е.Г. Юдина и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический и сравнительный анализ философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме исследования; педагогическая опытно-экспериментальная работа; анкетирование, беседы, наблюдения, качественный и количественный анализ экспериментально полученных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2006-2008 г.г.) - поисково-теоретический. Изучение философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по

проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка цели и задач, рабочая гипотезы. Изучены история становления и развитие, современное состояние теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста России и Китая, проведен сравнительный анализ; общего и особенного в системах музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Второй этап (2008-2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента, выявление особенностей организации процесса музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, проведение сравнительного анализа и выявление общих и особенных черт организации процесса музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, разработка рекомендаций для системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.

Третий этап (2009-2010 г.г.) - обобщающий. Оформление рекомендаций для систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.

Базы проведения исследования:

Эксперимент проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга: ГДОУ «РАДУГА» Центрального района, ГДОУ ЦРР № 64 Калининского района, китайских детских садах: «Нинбо Шэнфэн детский сад», «Нинбо Баоюнь музыкальный детский сад», «Нинбо Чжуншань детский сад», «Нинбо Ли Хуйли детский сад» Хайшу района г. Нинбо; «Силоюанъ детский сад», «Фан чжуан детский сад», «Фан чжуан детский сад № 3» Чун Вэнь района г. Пекин. В исследовании приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста (40 старших дошкольников из России и 40 старших дошкольников из Китая), 80 педагогов (40 российских и 40 китайских педагогов).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием

комплекса методов и психолого-педагогического подхода к исследованию; результатами опытно-экспериментальной работы, широким охватом испытуемых; сравнением данных по России и Китаю; качественным и количественным анализом полученных экспериментальных данных. На защиту выносятся следующие положения:

1. Методика проведения сравнительного исследования систем музыкального воспитания в двух странах предполагает:

a) отбор источниковедческой базы, включающей работы, посвященные изучению опыта национальных систем дошкольного образования;

b) определение ведущих методов исследования;

c) выделение ведущих параметров исследования;

ф выявление общего и особенного в состоянии и тенденциях развития

систем музыкального воспитания детей по параметрам сравнения; е) оценку возможностей обогащения национальной системы музыкального воспитания дошкольников в Китае.

2. На современном этапе в системах дошкольного образования в России и Китае происходят сходные преобразования: утверждены новые концепции дошкольного воспитания, ориентированные на гуманизацию и деидеологизацию дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Общее в системах музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае проявляется в том, что в обеих странах:

- ценностно-целевые ориентиры процесса музыкального воспитания дошкольников связаны с рассмотрением музыкального воспитания в детском саду как педагогического процесса целостного развития детей дошкольного возраста, средства гармонического развития ребенка;

- процессы музыкального и эстетического воспитания ребенка рассматриваются в тесной взаимосвязи;

- музыкальное воспитание ориентировано на развитие творческого

потенциала детей дошкольного возраста;

- ребенок как субъект детской музыкальной деятельности характеризуется положительным отношением к музыке, интересом к процессу слушания музыки и желанием участвовать в разных видах музыкальной деятельности;

- педагог дошкольного образования ориентирован на развитие ребенка дошкольного возраста средствами музыки;

- ведущими формами музыкального воспитания детей являются занятия и праздники.

3. Процесс музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях Китая имеет выраженные национальные особенности, которые сложились под влиянием идей зарубежных (западноевропейских и японской) и советской систем музыкального воспитания.

Особенности систем музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае проявляются:

- в разных программно-целевых ориентирах музыкального воспитания. В России этот процесс осуществляется в условиях вариативности образовательных программ, в Китае в ходе реализации единой программы дошкольного образования;

- в разной степени разработанности и методической обеспеченности функционирования системы музыкального воспитания детей. В России -это сложившаяся система, включающая методически обеспеченные подсистемы: диагностическую, содержательную (отбор и специальное создание репертуара для детей), технологическую (вариативные технологии развития разных видов детской музыкальной деятельности), организационную (разнообразные формы организации музыкального воспитания, специальный педагог (музыкальный руководитель), организующий процесс музыкального воспитания детей), средовую (наличие специальных помещений (музыкального зала) для занятий детей музыкой). В Китае - система музыкального воспитания детей включена в

общий педагогический процесс и осуществляется непосредственно воспитателем, не имеющим специального музыкального образования, в силу чего отсутствует методическое обеспечение отбора репертуара для детской музыкальной деятельности, не используются специальные технологии музыкального воспитания детей, отсутствует специальная среда для музыкальных занятий.

- в разных уровнях музыкальной воспитанности детей. У российских старших дошкольников уровень развития музыкальной культуры, общих и специальных музыкально-исполнительских умений выше, чем у их китайских сверстников.

4. Возможности использования идей российской методики музыкального воспитания детей в системе дошкольного образования Китая связаны с разработкой следующих приоритетных направлений:

- организация педагогической диагностики процесса музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста;

- обновление содержания процесса музыкального воспитания в детских садах Китая;

- реализация современных педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в китайских детских садах.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены научно-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений России и Китая;

- впервые в сравнительном плане изучены особенности организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в российских и китайских детских садах,

- выделено общее и особенное в содержании и организации музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика обучения и воспитания обогащается:

- методикой проведения сравнительного исследования систем музыкального воспитания в детей в дошкольных образовательных учреждениях двух стран;

- знаниями об общем и особенном в ценностно-целевых основах, в структуре, содержании и организации процессов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработана и апробирована методика педагогической диагностики музыкального развития старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- разработаны рекомендации для системы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Китая, ориентированные на: заимствование педагогической диагностики в организации процесса музыкального воспитания; отбор репертуара для слушания музыки и детского исполнительства детьми старшего дошкольного возраста; использование современных педагогических технологий в организации процесса музыкального воспитания.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений; при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по методике музыкального воспитания в педагогических колледжах и вузах в Китае и России; при проектировании педагогического процесса в разных дошкольных образовательных учреждениях Китая; а также в процессе подготовки и повышения квалификации китайских педагогов дошкольного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры

дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (2006 — 2010 гг.); отражены в материалах международных научно-практических конференций: «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2008 г.); «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения» (Санкт-Петербург, 2009 г.); «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога — традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010 г.). Материалы исследования отражены в публикациях автора.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И КИТАЯ

1.1. История становления и развития теории и методики

музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России

В параграфе представлена история становления системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России.

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в дореволюционной России.

В предреволюционной России существовало ограниченное количество детских садов, и вопросами дошкольного воспитания, а особенно музыкального, занимались немногие теоретики и педагоги. Проблема музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста изучалась представителями разных наук: философии, музыкознания, физиологии, психологии, педагогики.

Ведущими идеями этого времени стали:

1. Определение цели и ценности музыкального воспитания для ребенка.

Особую роль в их определении сыграли эстетические идеи Н.Г.Чернышевского и В.Г.Белинского. В.Г. Белинский считал, что в ребенке чувства и фантазию надо воспитывать в раннем возрасте и привлекать для того произведение искусства, — ведь ребенку нужны образы, краски, звуки. Искусство помогает воспитывать у детей восприимчивость к прекрасному. Он отмечал особое значение музыки и поэзии для эстетического развития детей именно на первых ступенях их жизни.

Д. И. Писарев также написал немало ярких страниц, призывающих к тому, чтобы у ребенка развивать отзывчивость на прекрасное в искусстве.

Он протестовал против механических приемов, посредством которых детей знакомят с искусством. Ребенка, не обнаружившего еще никаких музыкальных наклонностей, неспособного с удовольствием выслушать самую простую и ненатянутую мелодию сажают прямо за фортепиано и заваливают гаммами и экзерсисами.

К концу 60-х годов 19 века в России начали появляться отдельные детские сады, учреждаться фребелевские общества, курсы для подготовки руководителей, выпускаться первый журнал «Детский сад». Известно, что оригинальную систему воспитания, которую разработал немецкий педагог Ф.Фребель, пропагандировали первые русские общественные организации, названные его именем. Но очень скоро стали очевидными те крупные недочеты, которыми характеризовалась эта система. Жесткая регламентация в методике разучивания так называемых игр с песнями совершенно исключала возможность проявления инициативы детей, подавляла их самостоятельность, не создавала условий для музыкального развития.

Это направление в определении задач дошкольного воспитания вызвало противодействие у виднейших деятелей русской педагогики (К. Ушинского, Е. Водовозовой и других). Они резко критиковали рутинерские формы музыкального развития детей, лишавших их как общего, так и музыкального развития.

2. Необходимость развития детского музыкального творчества.

В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца 19 века и начала 20 века А. Пузыревского, А. Маслова, А.Карасева, С. Миропольского, К. Вентцеля и др. нашли отражение идеи, с позиций которых дается объяснение процессам музыкального развития ребенка. Так, по мнению А. Пузыревского «Самым маленьким детям, не нужно музыкального содержания: их одинаково удовлетворяет всякий музыкальный шум. Поэтому они предпочитают шумную, веселую музыку и проявляют чуткость к ритму» (А.И. Пузыревский, 1901). Во многих

работах того времени признается возможность музыкального развития каждого ребенка независимо от его способностей. А.Л. Маслов в своей книге «Методика пения в начальной школе», основанной на новейших данных экспериментальной педагогики (1913), пишет, что важнейшей задачей музыкального воспитания является воспитание интереса к красоте музыки и творческого воображения. Важно не столько приобретение знаний и навыков, сколько развитие творческой активности, лежащей в основе духовного и музыкального развития. Поэтому нужна организация специально творческой деятельности, которая может проявиться, с одной стороны, в исполнительской интерпретации песен, а с другой — собственно в творчестве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзян Сюхун, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абраменкова B.B. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000.

2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М., 2004.

3. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -Санкт-Петербург, 1999.

4. Басин Е.Я. Творческая личность художника. - М., 1988.

5. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. - М., 2000.

6. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.

7. Брушлинский A.B. Психология субъекта. - М., 2003.

8. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -СПб., 1997.

9. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

10. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

11. Ветлугина H.A. Художественноое творчество ребенка. - М., 1972.

12. Ветлугина H.A. Художественноое творчество в детском саду. - М., 1974.

13. Ветлугина H.A. Детский оркестр. - М., 1976.

14. Ветлугина H.A. Музыкальный букварь. - М., 1989.

15. Ветлугина H.A. Развитие музыкальныз способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М., 1958.

16. Ветлугина H.A., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.

17. Ветлугина H.A., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.

18. Воспитываем дошкольников самостоятельными. - СПб., 2000.

19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

20. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

21. Гессен С. И. Основы педагогики. - М., 1995.

22. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2005.

23. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов н/Д., 2008.

24. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб., 2010.

25. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб., 2005.

26. Голубев Н.К., Битинас Б.Н. Введение в диагностику воспитания. - М., 1989.

27. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. -СПб., 2000.

28. Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей. -Ростов н/Д., 2010.

29. Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М., 1997.

30. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). -СПб., 2000.

31. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2006.

32. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2004.

33. Дзержинская ИЛ. Особенность восприятия музыки у дошкольников. -М., 1959.

34. Дзержинская И.Л. Мзыкальное воспитание младших дошкольников. -М., 1985.

35. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. - М.,

1991.

36. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального воспитания: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.

37. Егоров С.Ф., Лыков C.B., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. -М., 2001.

38. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

39. Зимина А.Н. Первые шаги в творчестве. - М., 1997.

40. Зимина А.Н. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. - М., 1993.

41. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000.

42. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой и др. - СПб.,

2004.

43. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1997.

44. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.

45. Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1997.

46. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поем. Коплексные занятия в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. - СПб., 2004.

47. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М., 2003.

48. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.,

2005.

49. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

50. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1998.

51. Крулехт М.В. дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской

деятельности. - СПб., 2001.

52. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1995.

53. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

54. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

55. Маленькие граждане большого города. Коллективная монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

56. Метлов H.A. Музыка-детям. - М., 1985.

57. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. - М., 1989.

58. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендании. -М., 1993.

59. Музыкально-двигательное упражнение в детском саду. - М., 1991.

60. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988.

61. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. - М., 1980.

62. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М., 1981.

63. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2000.

64. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: В 3 ч. - СПб. 2008.

65. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами (Программа «Малыш»), - М., 1993.

66. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М.,1993.

67. Поддъяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. - Волгоград, 1994.

68. Поддъяков H.H., Поддъяков А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Н. Новгород, 1999.

69. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

70. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003.

71. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. -М., 1997.

72. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: программа и методические рекомендации. - М., 2000.

73. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили M.JT. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000.

74. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. - СПб., 2010.

75. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. H.A. Ветлугиной - М., 1980.

76. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

77. Сминов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М., 1990.

78. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений./ Под ред. Ерофеевой Т.Н. - М., 1999.

79. Соломенникова O.A. Радость творчества. - М., 2005.

80. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М., 2001.

81. Теплов Б.М. Психолигия музыкальных способностей. - М., 2003.

82. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. - М., 1989.

83. Художественное творчество в детском саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М., 1974.

84. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. H.A. Ветлугиной. -

М., 1972.

85. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

86. Эстетичкское воспитание и развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. -М., 2002.

87. Шацкая В.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М., 1975.

88. Эстетическое воспитание в семье. / Под ред. В.А. Разумного. - М., 1973.

89. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М., 2003.

90. Бянь Ся. Детское искусство и художественное воспитание. -Наньцзинь, 2000г.

шш »— шж, 2000

91. Го Шэнцзянь. Теория образования и искусства. - Шанхай, 1999г.

сгж^)) —1999

92. Дай Динчэн. Перспективы музыкального образования. - Шанхай, 2001.

шш ттттш} —±щ, 2001

93. Дошкольная педагогика. / Под ред. Чжэн Цзяньчэн. - Шанхай, 2007.

ш -ш, 2007.

94. Дошкольная педагогика под китайском кругозором. / Под ред. Чжу Цзясюн. - Шанхай, 2007 г.

ШШ Ш —Ш, 2007г.

95. Дошкольная педагогика под международном кругозором. / Под ред. Чжу Цзясюн. - Шанхай, 2007 г.

(1И1ТЙ«1)) ШШ Ш —±М, 2007 г.

96. Е Лан, Чжу Лянчжи. Хрестоматия китайской культуры. - Пекин, 2008.

П+Ш, ~±Ш, 2008

97. Ли Даньна, Сю Хайлинь, Инь Айцин. Теория и методика системы музыкального воспитания К. Орффа. - Шанхай, 2002 г.

тш, —ш, 2002

98. Ли Пуминь. Психология и искусство. - Пекин, 1996 г.

ШМ -ш, 1996

99. Ли Цзиньюань. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. -Пекин, 1998 г.

^щт шл^шг» —1998

100. Ли Шэнлань. Дошкольная педагогика. - Шанхай, 2005.

етШ) -Ш, 2005.

101. Ли Шэнлань. Сравнительная дошкольная педагогика. - Шанхай, 2001г.

ат^штт — ±ш, 2001

102. Ло Сяопин, Хуан Хун. Музыкальная психология. - Хэйнань, 1989г.

ЙЙС —№Ш, 1989

103. Лю Сяодун. Детская культура и детское воспитание. - Пекин, 2006 г.

МШ» —Ш, 2006

104. Лю Пэй. Исследование в теориях и практиках музыкального образования. - Шанхай, 2004.

м ^ —±т, 2004

105. Пан Лицзюань. Культурное преемство и детское воспитание. -Чжецзян, 2005 г.

ШйШ ШЫШШМк!I» —шх, 2005

106. Пэн Цзнсян. Введение искусствоведения. - Пекин, 1994 г.

Ш^Ж — ш, 1994

107. Руководство для учителей детских садов (Искусство - творчество) / Под ред. Ляо Дунмин. - Пекин, 2004.

{^ттшшш)) шшш — ^ьж, 2004

108. Сю Чжоъя. Музыкальное воспитание в детском саду. - Пекин, 2003.

шт тт^тш —ш, 2003

109. Сю Чжоъя. Детские музыкальные деятельности в детском саду. -

Пекин, 1995.

тлшпшшт —1995

110. Музыкальное воспитание и проектирование музыкальных деятельностей в детском саду. - Пекин, 2009 г.

ъш тт^тк-щч'штп —ш, 2009

111. Хрестоматия китайского музыкального образования в современных образовательных учреждениях. Под ред. Яо Сыюань. - Шанхай, 2000 г.

^тш^&^яшшт жшш —±м, 2000

112. Хуан жэньсун. Дошкольная педагогика. - Пекин, 1989. МАШ —Ш, 1989

113. Хуан Цзинь. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. -Шанхай, 2006.

Й Ш —Jtfë, 2006

114. Цао Ли, Хэ Гун. Музыкальное обучение и методика. - Шанхай, 2000г.

на, —±т, 2ооо

115. Чжан Чжихуа. Методика музыкального воспитания в детском саду. -Пекин, 1988 г.

шт тлт^шш)) - i9ss

116. Чжу Чжнсянь. Детская психология. - Пекин, 1994.

viM'ùmm —ш, 1994

117. Чжу Цзясюн. Предметы детского сада. - Шанхай, 2003 г.

шт «шшшм» — ±т, 2003 г.

118. Ян Лимэй, Ли Дана. Музыкальное образование к будущему. - Хайнань, 2000г.

шш, шт — тш, 2000

119. Китайско-руский словарь / Под ред. Ся Чжунъи. - Пекин, 1989.

120. Новый русско-китайский словарь / Под ред. Чжао Вэньянь. - Пекин, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.