Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода: конец XVI - середина XVII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Сидорова, Екатерина Валерьевна

  • Сидорова, Екатерина Валерьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 155
Сидорова, Екатерина Валерьевна. Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода: конец XVI - середина XVII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2012. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сидорова, Екатерина Валерьевна

Введение.

Глава 1. Источники и литература.

Глава 2. Деятельность Миссии ордена иезуитов в Китае (конец XVI - середина XVII в.)

Раздел 2.1. Первые попытки проникновения Миссий ордена иезуитов в страны

Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Раздел 2.2 Маттео Риччи и деятельность Миссии ордена иезуитов.

Глава 3. Католические Миссии и деятельность Александра де Рода во

Вьетнаме (конец XVI - середина XVII в.).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода: конец XVI - середина XVII вв.»

Актуальность выбранной темы. В связи с развитием международных контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, возрос интерес не только к изучению взаимодействия культур, но и к этническим особенностям представителей Дальневосточного региона. При этом одним из источников для понимания становится исторический опыт общения Востока и Запада. В современном мире решающим фактором при формировании внутренней и внешней политики выступает культурная идентичность, проявлением которой является принадлежность к определенной религии.

Одними из первых в установлении взаимодействия между Востоком и Западом стали миссионеры-иезуиты. Интерес отечественных и зарубежных востоковедов к деятельности миссионеров Общества Иисуса в Китае и во Вьетнаме обусловлен рядом причин. Во-первых, деятельностью миссионеров из одного ордена, в двух странах со схожими культурами и географически «соседствующими». Во-вторых, уникальной этнической самобытностью вьетнамского народа, испытавшего многовековое доминирование китайской культуры и оказавшегося готовым к принятию новой религии. В-третьих, отсутствие специальных работ, посвященных сравнительному анализу опыта проникновения в другую культуру миссионеров Общества Иисуса.

Изучение деятельности миссионеров-иезуитов выходит за рамки культурологии и религиоведения. Полное понимание современных проблем невозможно без тщательного изучения деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме.

Вопросы истории проникновения Миссий орденов католической церкви в эти страны связано с активной миссионерской работой таких католических орденов как иезуиты, доминиканцы и францисканцы. Имея общую цель, каждая Миссия располагала собственными методами, направленными на обращение населения Китая и Вьетнама в католичество. Иезуиты использовали те способы воздействия, которые позволили либо обратить в католичество значимое количество населения как во Вьетнаме, либо быть принятым и поставленным на службу при дворе императора, как это было в Китае.

Миссия католического ордена, в рассматриваемый в диссертации период, представляла собой небольшой коллектив единомышленников, находящихся в схожих условиях малоизученной, порой враждебной страны, которая имела затрудненную связь с Европой. Так, письма из Миссий ордена иезуитов в Китае и во Вьетнаме в XVI - XVII вв. могли идти в Европу до пяти лет. Миссионеры были вынуждены действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.

Проблема изучения деятельности Миссий католических орденов на территории Китая и Вьетнама подразделяется на несколько направлений и охватывает их деятельность в сферах политики, экономики и культурного проникновения в социум. На протяжении всего времени существования католических орденов, между Миссиями иезуитов, францисканцев, августинцев и доминиканцев, шла ожесточенная борьба за лидерство в деле обращения населения Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в католичество. Миссии Общества Иисуса смогли выработать собственную тактику обращения в католичество, меняя ее, в зависимости от условий страны пребывания. Поиск особых приемов, применимых только в той культурной среде, где работали Миссии, аккумулирование наработанного опыта с его последующей передачей другим поколениям миссионеров-иезуитов, сделали процесс изучения стран непрерывным.

Объектом исследования являются Миссии ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме.

Предметом исследования служит деятельность в этих странах двух наиболее выдающихся миссионеров ордена - Маттео Риччи и Александра де Рода. Хронологические рамки. Выбор хронологических рамок определяется периодом активной деятельности выдающихся миссионеров Матгео Риччи в

Китае в период с 1582 по 1609 гг. и Александра де Рода во Вьетнаме с 1624 по 1645 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1582 г., когда в Китай приезжает Маттео Риччи и продолжает уже начатую его коллегами по Миссии деятельность по исследованию страны. Для Вьетнама этот же год является началом деятельности Миссии ордена иезуитов. В мае 1583 г. из Макао во Вьетнам направляются первые миссионеры-иезуиты, заложившие основу Миссии ордена во Вьетнаме.

Изучаемый период ограничивается 1645 г., когда Миссия ордена иезуитов в Китае подстраивается под изменения в стране после установления новой династии Цин. В этот период Миссия Общества Иисуса была вынуждена искать новые пути для налаживания контактов с маньчжурской династией. Из Вьетнама в этом же году окончательно высылают Александра де Рода за его антиправительственную деятельность.

Цель исследования состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв. Для достижения цели автор ставит следующие конкретные задачи:

1. Систематизировать существующие исторические источники и литературу по деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв.

2. Проанализировать историческую ситуацию Китая и Вьетнама в период с конца XVI до середины XVII вв., создавшую условия для проникновения и становлений Миссий ордена иезуитов.

3. Указать основные вехи деятельности наиболее выдающихся миссионеров Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме — Маттео Риччи и Александра де Рода.

4. На основании изучения биографического материала, провести сравнительный анализ деятельности Маттео Риччи и Александра де Рода, выявить общее и различия.

Методологические основы исследования. Общеметодологическая база данного диссертационного исследования определяется подходами, сформулированными и разработанными в отечественной востоковедной науке в отношении Китая - А. В. Ломановым, стран Юго-Восточной Азии - Э. О. Берзиным, а применительно к Вьетнаму — В. Н. Колотовым. В ходе работы использовался принцип историзма, конкретно-исторический и сравнительно-исторический методы.

Степень изученности темы. До настоящего времени в российской и мировой историографии не проводился сравнительный анализ деятельности миссионеров Общества Иисуса в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв. Отдельные аспекты деятельности Миссий ордена иезуитов в этот период в Китае были освещены российскими востоковедами — В. Г. Дацышеном, Д. В. Дубровской, А. В. Ломановым и Н. Г. Пчелиным, во Вьетнаме — Э. О. Берзиным и В. Н. Колотовым.

Большое значение для данного диссертационного исследования также имеют работы по истории ордена иезуитов, таких авторов как Г. Бёмер, Т. Гризингер, А. Тонди, Дж. Спенс, а также исследователей, изучающих историю католической церкви, как А. Лонэй и Э. Шаппули.

Источники и литература. При проведении исследования были впервые использованы ранее неизвестные в России материалы на вьетнамском и французском языках, посвященные деятельности миссионеров, отчеты миссионеров Общества Иисуса, карты, составленные португальскими и французскими иезуитами (XVI - XVII вв.). Для работы также были привлечены исследования отечественных, французских, английских, вьетнамских и китайских специалистов по истории ордена иезуитов и деятельности его Миссий в Азии и Европе.

Научная новизна исследования. Данное исследование не имеет аналогов в отечественном востоковедении. Впервые в российской историографии проведен сравнительный анализ деятельности Миссий Общества Иисуса в Китае и Вьетнаме, на примере Маттео Риччи и Александра де Рода с выявлением общего и особенного. Диссертант вводит ряд новых источников на вьетнамском и французском языках, позволяющих увидеть наиболее полную картину действий миссионеров ордена иезуитов. Также предпринята попытка существенно расширить представления о деятельности ордена, особенности проводимой политики иезуитов и ее гибкости, продемонстрировать сплоченность и взаимную поддержку среди миссионеров-иезуитов за рубежом, а также традицию передачи информации из поколения в поколение на примере Вьетнама. В ходе исследования было доказано, что Александр де Род пользовался наработками миссионеров-иезуитов из других стран, в частности Маттео Риччи из Китая.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы для продолжения исследований в сферах истории стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, истории католических миссий, культурологии и религиоведения. Представленные в работе факты и их интерпретации дают новый материал для оценки ряда аспектов уже известных исторических событий и дополняют общую картину работы миссионеров-иезуитов в регионе. Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории Китая и Вьетнама.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на второй научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского вьетнамоведения» (2011), XXVI Международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки (2011), XXV Международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки (2009), Студенческой историографической конференции (2008), Пятых Торчиновских чтениях (2008), чтениях «Азия в XXI веке: современность и история» (2005), а также в ряде студенческих конференций Восточного факультета СПбГУ (2004-2006). Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения, состоящего из 11 карт и фотографий, которые иллюстрируют основные положения диссертационного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Сидорова, Екатерина Валерьевна

Заключение

Сплоченность миссионеров ордена иезуитов, в какой бы стране мира они не находились, давала каждому из них возможность, опираясь на опыт своих собратьев по ордену, изменять и дорабатывать приемы обращения местных жителей в католичество для тех стран, где они работали. Небольшая группа единомышленников - миссионеров-иезуитов смогла создать приемы по обращению в католичество населения Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, не имевших аналогов в свое время.

Одним из примеров таких приемов и разработки миссионеров-иезуитов может служить как деятельность Маттео Риччи в Китае, так и взявшего за основу его приемы Александра де Рода во Вьетнаме, доработавший и изменивший их в соответствии с требованиями страны, где находился.

Целью данного исследования было сопоставить и проанализировать схему работы иезуитов в Китае и во Вьетнаме, выявив параллелизм и различие деятельности Маттео Риччи и Александр де Рода, сыгравших определяющую роль в становлении католической церкви в этих двух странах. Задачи каждого из членов ордена иезуитов были одинаковыми, методы же отличались. Миссионеры, в зависимости от страны, находили и применяли свои «специфические методы». В каждой стране результаты, несмотря на единую схему работы, так же оказались разными. Чтобы лучше понять общее и различия в деятельности двух миссионеров, нами были разработаны критерии (см. Таблицу 1).

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сидорова, Екатерина Валерьевна, 2012 год

1. Источники1. На французском языке

2. Rhodes Al. De. Divers voyages et Missions du P. Alex. De Rhodes en la Chine et autres royaumes de l'Orient, avec son retour en Europe par la Perse et l'Arménie. Paris, 1653.1,2 vol.

3. Rhodes Al. De. Histoire du Royaume du Tonkin. Rome, 1650.

4. Rhodes Al. De. Relation de la mission des Pères de la Société de Jésus établie dans le royaume de Perse. Paris, 1659.

5. Lettres de St. François Xavier. Vc Poussielgue-Rusand, Paris, 1855.1. На английском языке

6. Jesuit Letters From China, 1583-84. U of Minnesota Press, 1986.

7. Ricci M. China in the sixteenth century: the journals of Matthew Ricci, 15831610. Random House, 1953.1. Литература1. На русском языке:

8. Иеромонах Алексей. Миссионерские диалоги М. Риччи с китайским ученым о христианстве и язычестве и обзор китайской литературы с XVI по XVIII ст. СПб., 1889.

9. Адоратский Н. Исторический очерк католической пропаганды в Китае. Казань, 1885; История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685 1745). История Пекинской духовной миссии во И-й период ее деятельности (1745 - 1808). Казань, 1887.

10. Архимандрит Палладий (П. И. Кафаров). Старинные следы христианства в Китае//»Восточный сборник», I, СПб, 1877.

11. Ю.Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. М., 1999.

12. Беленький А. Б. Рецензия на книгу Берзина Э. О. «Католическая церковь в Юго-Восточной Азии». М., 1966//Народы Азии и Африки, № 6. С. 130-132.

13. Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайской империи. М., 2002.464с.

14. Бёмер Г. История ордена иезуитов. М., 2007.

15. Берзин Э. О. Борьба европейских держав за сиамский рынок (30 80е годы XVII в.). М., 1962.

16. Берзин Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. М.,1966.

17. Берзин Э.О. Источники и литература по истории католической церкви в Юго-восточной Азии С. 5-18//Источниковедение и историография стран Юго-Восточной Азии. М., 1971.

18. Берзин Э.О. История Таиланда (краткий очерк). М., 1973.

19. Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в ХШ-ХУ1 в. М., 1982.

20. Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия и экспансия запада в XVII начале XVIII века. М., 1987.

21. Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайской империи (в двух частях). М., 2002.

22. Бокщанин А. А. Особенности внешних отношений империи Мин и вопросы преемственности. В сб.: Китай: традиции и современность. М., 1976.

23. Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV-XVI в. М., 1968.

24. Васильев Л.С.История религий Востока.- 4-е изд. М.,1999.

25. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

26. Великович Л. Н. Иезуиты вчера и сегодия//Новая и новейшая история. № 4. М., 1967.

27. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985.

28. Гаранин И. П. Китайский антихристианский лубок XIX в.//Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. 4. М. Л., 1960.

29. Грин Р. 48 законов власти. М., 2008.

30. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. СПб., 1999.

31. Гуадалупи Д. Открытие Китая. Тайны Поднебесной империи. М., 2004.

32. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М., 2007.

33. Деопик Д. В. История Вьетнама. Ч. 1,2 М., 1994.

34. Деопик Д. В. Вьетнам: История, традиции, современность.- М., 2002.

35. Доронин Б. Г. Историография императорского Китая ХУП-ХУШ в. Отечественные исследования. СПб., 2004.

36. Доронин Б. Г. Династийная история «Мин Ши» как источник по истории крестьянской войны в Китае 1627 1646 гг. Автореферат канд. диссер. Ленинград, 1976.

37. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (15521775 гг.). М., 2001.

38. Духовная культура Китая: энциклопедия/гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 1. М., 2010.

39. Иванов П. Из истории христианства в Китае. М., 2000.

40. История Франции. Под ред. Манфреда А. 3. Т. 1. М., 1972.

41. Киселева В. В. История католического миссионерства в Китае. Автореферат канд. дис. М., 1996.

42. Ковальский Н. А. Ватикан и мировая политика. М., 1964.

43. Колотов В.Н.Сайгонские режимы: Религия и политика Южного Вьетнама (1945-1963); СПб., 2001.

44. Колотов В. Н. Религиозный фактор в колониальной политике Франции в Южном Вьетнаме/ЛСлассическое востоковедение и классический ориентализм. М., 2003. с.80 105.

45. Колотов В.Н. Письменность «куок нгы» во Вьетнаме: различные подходы в историографии//А81АТ1СА. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 2. СПб, 2008. С. 58 81;

46. Колотов В. Н. Технология массовых обращений и институт мучеников: деятельность католических миссий во Вьетнаме в ХУ1-Х1Х в.// Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XXV. С. 109-125.

47. Колотов В. Н. «Катехизис за восемь дней» как источник по методике обращения в католицизм во Вьетнаме XVII в.//Философия, религия и культура стран Востока. СПб., 2007. С. 541 548.

48. Краткая история Вьета (Вьет шы лыок). Пер. А. Б. Полякова. М, 1980.

49. Кроль Ю. JI. Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми)//ХУ1П научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1987. С. 77-84.

50. Кюнер Н. В. Новейшая история стран Дальнего Востока, ч. 2. Обзор сношений Китая с европейскими державами с XVI в. до 1842 г. Владивосток, 1912.

51. Ломанов А. В. Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае. М., 2000.

52. Ломанов А. В. Христианство и китайская культура. М., 2002.

53. Лукьянова Е. Л. Этнические проявления психологической защиты (на примере изучения русских и китайских выпускников вузов). Благовещенск, 2008.

54. Лютик Е. В. Католическая церковь во Вьетнаме: специфика азиатской миссии (XVI-XVII в.)//Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. СПб., 2008. С. 430 435.

55. Лютик Е. В. Атлас «Центров Общества Иностранных Миссий» как источник по истории католической церкви в Юго-Восточной Азии (на примере Вьетнама)//Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2009. С. 85 88.

56. Лютик Е. В. Деятельность иезуитов в Китае и Вьетнаме в XVI-XVII в.: на примере Маттео Риччи и Александра де Рода.//Социально-гуманитарный вестник Юга России, № 1. Краснодар, 2010. С. 4 -15.

57. Малявин В. В. К типологии цивилизации Запада и Востока/ЯТроблемы Дальнего Востока, 1993. № 5, С. 151 159.

58. Маслов Г. М. Феодальный Вьетнам XV начало XVI в. М., 1989.

59. Меликсетов А. В. История Китая. М., 2002.

60. Мосяков Д. В., Тюрин В. А. История Юго-Восточной Азии. М., 2004.

61. Мурашева Г.Ф. Вьетнамо-китайские отношения XVIII XIX в. М., 1973.

62. Мхитарян С. А. История Вьетнама. М., 1983.

63. Нгуен ЬСхак Виен. Очерки истории Вьетнама. Ханой. Изд. Тхейзой, 1998.

64. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII начало XX века. М., 2005.

65. Орден иезуитов: правда и вымысел: сб./сост. Лактионов А. М., 2007.

66. Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII XVIII в. СПб, 2006.

67. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

68. Пчелин Н. Г. О деятельности западноевропейских миссионеров в Китае во второй половине XVIII в. (по материалам «Жуй цзянь лу»)//Х1Х-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. II. М., 1988. С. 130-132.

69. Пчелин Н. Г. Антуан Гобиль: миссионер, ученый и дипломат// ХХ1-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. II . М., 1990. С. 75-76.

70. Пчелин Н. Г. Многоликий Вербист миссионер-иезуит на службе маньчжурского Двора// ХХИ-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. II. М., 1991. С. 29-31.

71. Пчелин Н. Г. Новые свидетельства драматических событий в Китае середины XVII в. // ХХШ-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. II. М., 1991. С. 17-19.

72. Пчелин Н. Г. Работа Игнаса Кеглера из Общества Иисуса в собрании Эрмитажа//Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Лессинга. СПб., 1996.

73. Пчелин Н. Г. Миссия иезуитского ордена в Китае. 1579-1842 гг. Автореферат канд. дис. СПб, 1999.

74. Ремарчук В. В. Фонетическое письмо на латинской основе как системообразующий фактор современной вьетнамской культуры//Институт стран Азии и Африки при МГУ Ломоносовские чтения 2003.

75. Сидихменов В. Я. Китай. Страницы прошлого. М., 1987.

76. Симоновская Л.В. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

77. Стратанович Г. Г.Народные верования населения Индокитая. М., 1978.

78. Соболева Е. С. РОССИЯ-ИНДИЯ: перспективы регионального сотрудничества// Гоа и португальская экспансия Запада. М., 2000.

79. Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.

80. Тонди А. Иезуиты. М., 1955.

81. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998.

82. Фиццжеральд Ч. П. История Китая. М., 2008.

83. Цветов П. Ю. Новакова О. В. История Вьетнама. Ч. 2. М., 1995. 85.Чешков М. А. Очерки истории феодального Вьетнама. М., 1967.

84. Хохлов А. Н. Российская православная Миссия в Пекине и китайские переводы христианских книг. Китайское языкознание. VIII Международная конференция. М., 1996.

85. Хроники открытия Америки. Новая Испания. Книга 1. М., 2000.

86. Шаталов О. В. Миссионеры в Китае и европейское просвещение: проблемы исследования. 17-я НК «ОГК». Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1986.1. На английском языке:

87. A history of the Jesuits. London, 1816.

88. Alden D. The Making of an enterprise: the Society of Jesus in Portugal, its empire, and beyond (1540 1750). Stanford University Press, 1996.

89. Bays D. H. History in China. John Wiley and Sons, 2011.

90. Borges Ch. The economics of Goa Jesuits: 1542-1759: an explanation of their rise and fall. New Delhi, 1994.

91. Brownlee W. C. Secret instructions of Jesuits. American and Foreign Christian Union, 1857.

92. Cambridge history of Southeast Asia. V.l. Cambridge University Press, 2000.

93. Chapius Oscar. A history of Vietnam: from Hong Bang to Tu Due. Greenwood Publishing Group, 1995.

94. China in the sixteenth century: The journals of Mattew Ricci: 1583 1610. Random House, 1953.

95. Correia-Afonso J. Letters from the Mughal Court. Anand, 1980.

96. Cronin Vincent. The wise man from the West. The Harvill Press, 1999.

97. Cusack M. F. Black Pope. A history of the Jesuits. 2003.

98. Dictionary of Ming biography, vol. I, II/ L. C. Goodrich. New York-London, 1976.

99. Donald F. Lach, Edwin J. Van Kley. Asia in the making of Europe. Volume III: A Century of Advance.

100. Donald W. Treagold. The West in Russia and China: religious and secular thought in modern times. CUP Archive, 1973. T. 2.

101. Edmund Paris. Secret history of the Jesuits., 1983.

102. Edward Duller. The Jesuits, as they were and are. London, 1894.

103. Eric Nelson. The Jesuits and the Monarchy Catholic Reform and Political authority in France (1590 1615). London, 2005.

104. Hastings A. A world history of Chritianity. London, 1999.

105. Geoffrey C. Gunn. First globalization: the Eurasian exchange, 1500 to 1800. Lanham, 2003.

106. Gerald H. Anderson. Biographical dictionary of Christian missions. New Haven, 1999.

107. Gernet J. China and the Christian impact. Cambridge University Press, 1985.

108. Gianni Guadalupi, Valeria Manferto. China through the eyes of the West: from Marco Polo to the last emperor. London, 2004.

109. Fahlbusch E. Bromiley G. W. The encyclopedia of Christianity. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2005. T. 4.

110. Lach Donald F., Edwin J. Van Kley. Asia in the making of Europe. Volume III: A Century of Advance. Book 1. Chicago, 1998.

111. Liam Matthew Brockey. Journey to the East: The Jesuit Mission to China, 1579 -1724. Harvard University Press, 2008.

112. Maggs Barbara W. Science, mathematics and reason: the missionary methods of the Jesuits Alexandre de Rhodes in seventeenth-century Vietnam // Catholic Historical Review Vol. 86, № 3,2000. p. 439 458;

113. Maggs Barbara W. The Jesuits in China: Views of an Eighteenth Century Russian Observer // Eighteenth-Century Studies, Vol. 8, № 2, 1974 1975, p. 137-152;

114. Maggs Barbara W. Cosmopolitanism in Early Travel Literature: Alexandre de Rhodes in Vietnam 1650-1850: Ideas, Aesthetics, and Inquiries in the Early Modern Era, Vol. 6,2001;

115. Matteo Ricci, Gianni Guadalupi. China, arts and daily life as seen by Father Matteo Ricci and other Jesuit missionaries. Florence, 1984.

116. Macaulay T. B. The History of England from the accession of James II. Tom II.

117. Michele Ruggieri, Matteo Ricci, John W. Witek. Dicionario Portugues-Chines. Lissabon, 2001.

118. Mungello D. E. Curious land: Jesuit accommodation and the origins of Sinology. University of Hawaii Press, 1989.

119. Mungello D. E. Curious land: Jesuit accommodation and the origins of Sinology. University of Hawaii Press, 1989.

120. Mungello D. E. The Chinese rites controversy: its history and meaning. Steyler Verlag, 1994.

121. Mungello D. E. The great encounter of China and the West/ Великая встреча Китая с Западом. 1500 1800. Rowman&Littlefield, 2009.

122. Mungello D. E. The forgotten Christians of Hangzhou. University of Hawaii Press, 1994.

123. Newitt M. D. D. The first Portuguese colonial empire. University of Exeter Press, 1986.

124. Newitt M. D. D. A history of Portuguese overseas expansion, 1400 1668. Routledge, 2005.

125. Nicolas Trigault, Matteo Ricci, Louis Joseph Gallagher. The China that was: China as discovered by the Jesuits at the close of the sixteenth century. Scottsdale, 1942.

126. O'Malley John W. The Jesuits: cultures, sciences and the arts, 1540 1773. University of Toronto Press, 1999.

127. Peter C. Phan. Mission and Cathechesis. Alexandre de Rhodes and Inculturation in XVIIth century Vietnam. New York, 1998.

128. Pettegree A. Europe in the sixteenth century. Wiley-Blackwell, 2002.

129. Po-chia Hsia R. A Jesuit in the forbidden City: Matteo Ricci, 1552 1610. Oxford University Press, 2010.

130. Spence J. D. The Memory palace of Matteo Ricci. Viking Penguin, 1983.

131. Spence J. D. To change China: Western advisers in China, 1620 1960. Penguin books, 2002.

132. Ané et Lethozey. Catholicisme. Paris, 1947.

133. Baudiment L. François Pallu, principal fondateur de la Société des Missions étrangères (1626-1684). Paris, 1934.

134. Brou A. La compagnie de Jésus. Paris, 1903.

135. Brou A. Les grands ordres réligieux. La compagnie de Jésus. Paris, 1903.

136. Chappoulie H. La vocation missionnaire et civilisatrice de la France. Paris, 1940.

137. Chappoulie H. Aux origines d'une église. Rome et les missions d'Indochine au XVII siècle, 1.1,2. Paris, 1943.

138. Clévenot Michel. Les chrétiens du XVII sciècle : ombres et lumières du Grand Sciècle. Paris, 1989.

139. Dhotel J. C. Histoire des jésuites en France. Paris, 1991.

140. Dominique P. La politique des jésuites. Paris, 1955.

141. Feyssaî P. Le statut des missions en Indochine. Hanoi, 1943.

142. Histoire universelle des missions catholiques. T. 1, Paris, 1956.

143. Gernet Jacques. Chine et christianisme. Action et réaction. Paris, 1982.

144. Gheddo P. Piero Catholiques et bouddhistes au Vietnam. Paris, 1970.

145. Guichard A. Les Jésuites. Paris, 1974.

146. Jacques Roland. Le premier synode du Tonkin : 14 février 1670. Paris, 1993.

147. Jacques Roland. Naissance et développement du podrado portugais d'Orient, des origines à 1659. Lisbonne, 1999.

148. Joseph Durh. Un jésuite en Chine. Adam Schall. Astonome et conseiller impérial (1592-1666). Paris, 1936.

149. Huard P., Durand M. Connaissance du Vietnam. Hanoi, 1954.

150. Lacouture Jean. Les Jésuites ; une multibiographie. Paris, 1995.2 vol.

151. Lange C. L'église catholique et la société des Missions étrangères au Vietnam. Vicariat apostolique de Cochinchine XVII XVIII siècles. Paris, 2004.

152. Launay A. Documents historiques relatifs à la Société des Missions Etrangères. Paris, 1904.

153. Launay A. Histoire de la Mission du Tonkin : documents historiques : 16581717. Paris, 1927.

154. Launay A. Histoire de la Mission de Cochinchine : documents historiques : 1658-1728. Paris, 1923.

155. Le Golfe Jacques, Réné Rémond. Histoire de la France religieuse: Du christianisme flamboyant à l'aube des Lumières. Seuil, 1992.

156. Les Jésuites en Chine : la querelle des rites : 1552 1773. Péris, 1966.

157. Les Jésuites parmi les hommes aux XVII et XVIII sciècle (Archives). Paris, 1987.

158. Manguin Pierre-Yves. Les Portugais sur les côtes du Vietnam et du Champa. Paris, 1972.

159. Mantienne F. Les relations politiques et commerciales entre la France et la péninsule indochinöise : XVII sciècle. Paris, 2001.

160. Marin C. Le Rôle des missionnaires français en Cochinchine aux XVII et XVIII sciècles. Paris, 1999.

161. Maybon Ch. B. Histoire modem du pays d'Annam (1592—1820). Paris, 1919.

162. Néez L. Documents sur le clergé tonkinois aux XVII et XVIII sciècles. Paris, 1925.

163. Rispaud J. Les premieres missionnaires françaises dans le Nord Viet-Nam. Paris, 1959.

164. Taboulet G. La geste française en Indochine. Paris, 1955. Vol. 1.

165. Rousseau F. L'idée missionnaire aux XVI et XVII sciècles. Paris, 1930.

166. Subrahmanyam S. L'Empire portugais d'Asie: 1500-1700. Une histoire économique et politique. Paris, 1999.

167. Sy Henri. La Société des Missions Etrangères : ls débuts : 1653-1663. Paris, 2000.

168. Sy Henri. La Société des Missions Etrangères : la fondation du séminaire : 1663-1670. Paris, 2000.

169. Taillandier M. Des réseaux français au service des missions lointaines : 1600 -1663. Paris, 2003.2 vol.

170. Thomas J. Le Secet des jésuites, les exercies spirituels. Paris, 1984.

171. Tsuboi Y. ; Forest A. Catholicisme et Sociétés asiatiques. Paris, 1988.

172. Une rencontre de l'Occident et de la Chine : Matteo Ricci. Paris, 1983.

173. Valignano Al. Les Jésuites au Japon, relations missionnaires (1583). Paris, 1990.

174. Van Bragt Jan. Inculturation des valeurs évangéliques dans les pays bouddhistes//Eglise d'Asie. Dossiers et documents. N5/99. P. 1 9.1. На вьетнамском языке:

175. Cao Huy Thuàn. Giâo sï thira sai chinh sâch thuçc dia cûa Phâp tai Viet Nam (1857-1914). (Kao Хуи Тхуан. Католические миссионеры в колониальной политике Франции во Вьетнаме). Париж, 2002.

176. Lê Quy Dôn. Dai Viçt thông sir. (Jle Куи Дон. История Дайвьета с древнейших времен). Ханой, 1978.

177. Ljch sur Vi^t Nam. T£p 1. (История Вьетнама, ч. 1). Ханой, 1971.

178. Luang Ninh. Lich sù vàn hôa thé giori cô-trung dai. (Лыонг Нинь. История мировой культуры). Ханой, 1999.

179. Nguyên Hong. Lich sûr truyèn giâo à Viçt Nam. (Нгуен Хонг. История распространения католичества во Вьетнаме). Сайгон, 1959.

180. Nguyên Hong Duomg. Nghi lê và lôi song công giâo trong vân hôa Viçt Nam. (Нгуен Хонг Зыонг. Праздники и образ жизни католиков в культуре Вьетнама). Ханой, 2001.

181. Nguyên Hông Duomg. Nhà thà công giâo Viçt Nam. (Нгуен Хонг Зыонг. Католические храмы во Вьетнаме). Ханой, 2003.

182. Nguyen Minh Quang. NhCrng vân dè ton giâo và chinh sâch ton giâo à Viçt Nam. (Нгуен Минь Куанг. Религиозный вопрос и проблема вьетнамской политики в отношении религий). Ханой, 2005.

183. Phan Phât Huôn. Viçt Nam giâo sur (quyèn 1 (1533-1933)). (Фан Фат Хуон. Католичество во Вьетнаме, ч. 1 (1533-1933)). Сайгон, 1965.

184. Phan Quang Nguyen, Xuân Ban Vö. Lieh sur Viçt Nam tir nguèn goc dén näm 1884. (Фан Куанг Нгуен. Суан Дан Во. История Вьетнама от начала государства до 1884 г.). Хошимин, 2006.

185. Quang Chinh Bô. Dông Tên trong xä h$i Bai Viêt, 1615-1773. (Куанг Тинь До. Роль ордена иезуитов в обществе Дайвьета ). Хошимин, 2008.

186. Quynh Си. Во Bure Hùng. Câc trièu dai Viçt Nam. (Куинь Кы. До Дык Хунт. Династии Вьетнама). Ханой, 2001.

187. Vân dè câi tién chu- Quoc ngft. Tài liéu h0i nghi cài tién chü thang 9-1960. (Проблема перехода на латинизированную письменность (куок нгы). Материалы конференции, посвященной переходу на латинизированную письменность). Ханой, 1961.

188. Viçt Nam Nhöng sy kiçn lieh sur (tir nguôn gôc dén 1858). (Вьетнам -исторические факты (с древнейших времен до 1858)) Ханой, 1994.1. На китайском языке:192. «шлввфюфщ.

189. ЩЩШ^ЗсШт&Ш. Чжу Вэйчжэн. Лимадоу чжунвэньчжу ицзи. (Собрание работ Матгео Риччи на китайском язьнсе). Шанхай, 2007.

190. Сюй Цзунцзэ. Мин Цин цзянь есу хуэй ши ичжу тияо. (Основное содержание работ членов общества Иисуса в период правления династий Мин и Цин). Пекин, 1989.

191. ШШ. // ШХШШЫ. Хуан Хэцин. Лимадоу дуй ханьюй дэ гунеянь. (Вклад Маттео Риччи в развитие китайского языка) // «Юйвэнь цзяныпэ тунеюнь». 2006 №74. С. 30 - 37.136

192. JlpT'i^.^ffl^ii&fti.ife. Янь Кэцзя. Чжунго тяньчжуцзяо цзяньши. (Краткая история христианства в Китае). Пекин, 2001.

193. Цзян Вэньхань. Мин Цин цзянь цзай хуа дэ тяньчжуцзяо есу хуэйши. (Католические миссионеры общества Иисуса в Китае в эпоху династий Мин и Цин). Шанхай, 1987.

194. ЩМ'МШЩ^. Фань Шучжи. Вань Мин ига. (История поздней Мин). Шанхай, 2003.200. суш,

195. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. A.//http://www.brocgaus.ru. -Электронный ресурс. URL: http://www.brocgaus.ru/text/002/502.htm Проверено 28.11.2011.

196. Phuac Nguyen. The history of Vietnamese Bible Translation. P. 1// http://www.vnbaptist.net Электронный ресурс. - URL: http://www.vnbaptist.net/Tai Lieu/History of VN bible.htm. Проверено: 30.10.2011.1. Терминологический словарь

197. Куан вьетнамский чиновник.

198. Культурная идентичность ставшая предметом рефлексии причастность к той или иной культуре и признание своей причастности к ней.

199. Миссия ордена представляла собой небольшой коллектив единомышленников, находящихся в примерно одинаковых условиях малоизученной, порой враждебной и непонятной страны, не имея связи с Европой.

200. Мнемотехника искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

201. Мученик Канонизированный христианской церковью святой, подвергшийся мучениям за веру.

202. Неофит новообращенный в какую-либо религию.

203. Парии (тамил, парайян) одна из неприкасаемых каст на юге Индии. В европейских языках слово «пария» приобрело значение «отверженный», «бесправный».

204. Религиозная принадлежность принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

205. Тюа глава феодального клана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.