Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Клёсова, Ольга Александровна

  • Клёсова, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 384
Клёсова, Ольга Александровна. Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2013. 384 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Клёсова, Ольга Александровна

Введение.

Глава 1. Рассмотрение феномена деятельности в науке.

§1.1. Существующие подходы к изучению деятельности и начало научной разработки понятия «способ деятельности».

§1.2. Теоретические взгляды на творчество и характеристики способа творческой деятельности журналиста.

Краткие выводы к главе 1.

Глава 2. Социальная среда СМИ и её влияние на творческую деятельность журналиста (теоретические предпосылки).

§2.1. Три уровня социальной среды СМИ: актуальные изменения.

§ 2.2. Ожидаемые сдвиги в порождающей модели и способе журналистского творчества.

Краткие выводы к главе 2.

Глава 3. Эмпирическая модель изменений способа журналистского творчества и основные тенденции его развития.

§3.1. Изменения в порождающей модели журналистского творчества.

§ 3.2. Изменения в способе творческой деятельности журналиста.

§3.2.1. Анализ способа творчества на стадии получения информации.

§3.2.2. Анализ способа творчества на стадии создания текста.

Краткие выводы к главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной журналистике происходят серьезные изменения: в методах поиска информации, в наборе технических средств, которыми каждый день пользуется журналист, в формах работы с аудиторией, в выборе тематики. Возникают они под влиянием ряда факторов, которые можно структурировать по уровням социальной1 среды СМИ - тем обстоятельствам общественной жизни, в которых функционируют массмедиа. Эти уровни характеризуются разной степенью близости с массмедиа и могут быть определены как макросреда, мезосреда и микросреда. Перемены происходят на каждом из уровней, вызывая изменения и в журналистике. Они проявляются, прежде всего, в способе творческой деятельности журналиста - совокупности специфических черт, определяющих её процесс и результат.

Увидеть происходящие изменения, выделить их, разобраться, почему и каким образом они совершаются, к чему ведут, - значит точно сориентироваться в современных реалиях. Это важно не только для исследователей, но и для самих авторов. Анализ происходящих перемен в творческой лаборатории журналистов разных изданий через призму способа позволит выявить не случайные отступления от норм деятельности, а наметившиеся в развитии журналистики тенденции. Ведь отступления могут быть вызваны и простым непрофессионализмом сотрудника редакции.

1 Термин «социальный» мы используем в широком значении, не связывая его с какой-нибудь общественной группой или классом.

Всё это и делает актуальной тему данной работы и её центральную проблему.

Степень исследованности проблемы. Следует учитывать, что сама по себе деятельность журналиста как явление неоднозначна и многопланова. Интерес исследователей к данной тематике обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих журналистов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества; во-вторых, потребностями редакционных коллективов, заинтересованных в выработке оптимальных моделей журналистской деятельности; в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов1. Анализ этих причин нашёл отражение в целом ряде теоретических работ. Авторы особое внимание уделяют общеметодологическим характеристикам журналистского творчества2, психологическим основам данного вида деятельности3, особенностям

1 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. - 320 с. л

Горохов В. М. 1) Закономерности публицистического творчества. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб., 1996; Методы журналистского творчества / В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, И. М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д. М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; УчёноваВ. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин JI. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

3 Бухарцев Р. Г. 1)Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В .И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева A.A. 1 профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Журналист и его работа. М., 1970. публицистического творчества1, индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста2, технологическим аспектам журналистского труда . Что касается развития способа творческой деятельности журналиста, то на него исследовательский взгляд обращается едва ли не впервые.

В основу исследования легли работы по изучению деятельности, творчества, творческой лаборатории журналиста, созданные в последние десятилетия прошлого века и в первое десятилетие XXI века. К их числу относятся труды В. М. Горохова, И. М. Дзялошинского, М. Н. Кима, Г.В. Лазутиной, Е. П. Прохорова, А. А. Тертычного, публикации об информационном обществе и средствах массовой информации Е. Л. Вартановой и Я. Н. Засурского, фундаментальные работы отечественных и зарубежных философов и психологов - Б. Г. Ананьева, Г. С. Батищева, Л. Витгенштейна, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Э. С. Маркаряна.

1 Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; УчёноваВ.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря Н.Н. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

Андриенко Л. Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А. В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С. М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабелъников А. А. Системные характеристики редакционного коллективам., 1988; Дзялошинский КМ. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова Т.Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989. л

Барыкин К К. Пишу, печатаю, диктую.: Рассказы о журналистском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979; Горбунов А П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983; Колосов Г. В., Худякова Э. А. 1) Журналистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984; 2) Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в данной работе анализируется состояние способа авторского творчества журналиста в новых условиях, даётся срез современной журналистской практики, выявляются конкретные изменения в работе создателя журналистского текста. На основе полученных данных корректируется теоретическая модель способа творческой деятельности: уточняется место и роль его компонентов.

Объектом исследования явилась творческая деятельность журналистов общественно-политических изданий, разных по типологии.

Предметом исследования выступает способ творческой деятельности журналистов — та комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается создание журналистского текста как информационного продукта особого типа.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы выявить изменения в способе, а именно в операциональной структуре творческого процесса, образующей познавательную стадию деятельности и стадию создания текста, в методах и технических средствах, которые использует журналист, в регуляторах его творческого поведения. Это необходимо для того, чтобы определить тенденции, характеризующие развитие способа журналистского творчества на современном этапе. За точку отсчёта для сопоставления мы берём теоретическую модель — то представление о способе журналистского творчества, которое изложено в работах Г.В. Лазутиной1.

В соответствии с целью и предметом исследования мы сочли необходимым выполнить следующие задачи:

1) проанализировать общетеоретические подходы к изучению деятельности как феномена действительности;

2) охарактеризовать теоретические подходы к изучению творчества, способа творческой деятельности, способа творческой деятельности журналиста;

3) рассмотреть характеристики способа творческой деятельности журналиста;

4) проанализировать структуру социальной среды СМИ - её основные уровни (макро-, мезо-, микросреда) - и возможное их влияние на порождающую модель творческой деятельности журналиста и её способ;

5) рассмотреть, как проявляются в изданиях разной типологии общие черты в работе журналиста;

6) выявить и проанализировать реальные изменения в порождающей модели журналистского творчества;

7) выявить и проанализировать реальные изменения в способе творческой деятельности журналиста;

8) определить основные тенденции развития способа творческой деятельности журналиста.

Теоретическая база исследования. В основу методологии исследования легли работы по изучению деятельности, творчества, творческой лаборатории журналиста, созданные в последние десятилетия прошлого века и в первое десятилетие XXI века. К их числу относятся труды Е.П. Прохорова, В.М. Горохова, A.A. Тертычного, И. М. Дзялошинского, М.Н.

Кима, публикации об информационном обществе и средствах массовой информации Я. Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, фундаментальные работы отечественных и зарубежных философов и психологов - Э.С. Маркаряна, А.Н. Леонтьева, Г.С. Батищева, Б.Г. Ананьева, М.С. Кагана, О.Г. Дробницкого, Л. Витгенштейна. Определение способа творческой деятельности журналиста, описание его структуры и основных черт, составивших его теоретическую модель, почерпнуты из работ Г.В. Лазутиной, посвященных этой тематике.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют журналистские тексты печатной прессы и интернет-изданий, а также протоколы фокусированных интервью журналистов о процессе создания этих текстов. Анализируется творчество журналистов из «Аргументов недели», «Аргументов и фактов», «Ведомостей», «Вечерней Москвы», «Известий», «Коммерсанта», «Комсомольской правды», «Московских новостей», «Московского комсомольца», «Независимой газеты», «Новой газеты», «Новых известий», «РБК-с1аПу», «Российской газеты», «Труда», журналов «Большой город», «Русский репортёр» (два журналиста), интернет-изданий «Газета.ру», «Лента.ру».

Широкий спектр наименований, включивший в себя издания разной типологии, обусловлен тем, что он давал возможность, проанализировав работу журналиста в разных обстоятельствах, зафиксировать её общие черты, которые не зависят от типа изданий и характеризуют профессию журналиста в целом. Уровень особенностей, связанных с типом издания и с индивидуальным стилем деятельности журналистов, мы не исследовали, т.к. это в задачи диссертации не входило. Временные рамки исследования - с декабря 2011 по май 2012 г. - объясняются целью диссертации, предполагающей выявление современных изменений в способе авторского творчества. С одной стороны, мы получали возможность рассматривать творчество журналистов, работающих в одинаковых социально-политических и социально-экономических условиях. С другой стороны, в ситуации, когда технические средства обновляются очень быстро, мы сочли логичным сделать срез работы журналиста на самых последних примерах. Немаловажное значение имела и близость по времени бесед с журналистами и момента создания их произведений, попавших в выборку.

При предварительном просмотре изданий критерий отбора публикаций, которые вошли в выборку, был один: материал должен представлять собой именно журналистский текст (не рекламный, не пиар-текст, не «чистую публицистику»). В качестве фундаментального признака журналистского текста мы рассматривали особенность его темы, представляющей собой реальную жизненную ситуацию, рассмотренную в определенном проблемном контексте. Конкретный текст, вошедший в исследуемый массив, выбирался из предварительно отобранных текстов издания по принципу случайной выборки. Считаем, что сформированная таким образом совокупность публикаций достаточно репрезентативна, чтобы использовать её в целях решения поставленных в диссертации задач.

Методы исследования. Цели и задачи диссертационного исследования определили отбор методов. За базовый был взят методологический принцип системного подхода к анализу явлений и процессов.

Теоретические методы включили в себя сравнительно-содержательный анализ научных источников; сравнительно-исторический анализ состояния социальной среды СМИ; комплексный сопоставительный анализ эмпирического материала; систематизацию и синтез полученных данных.

В основу эмпирических методов были положены фокусированное интервью; наблюдение за творческой лабораторией журналиста с помощью специально разработанной актограммы1 - таблицы наблюдения, отражающей ход творческого процесса и структуру способа деятельности; традиционный профессиональный анализ текста.

Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процессы в социальной среде СМИ могут повлечь за собой изменения в порождающей модели и способе творческой деятельности журналиста. Самым «революционным», быстро меняющимся звеном способа являются технические средства, которыми пользуется журналистика. Но за модификациями в них следует ожидать изменений и в других компонентах способа, что может быть установлено при исследовании конкретных актов творчества.

Теоретическое значение диссертации видится в том, что она закрепляет представление о способе творческой деятельности журналиста как носителе профессиональных стандартов журналистского творчества, подтверждает его способность к развитию и даёт характеристику тех изменений, которые происходят в нём и могут рассматриваться как проявление тенденций развития. Кроме того, работа вводит в научный обиход новую исследовательскую методику с помощью актограмм, а также эксклюзивный эмпирический материал, дающий возможность ознакомиться с современной журналистской практикой.

Практическое значение работы связано с тем, что результаты данного исследования способны помочь скорректировать позицию журналиста в повседневной деятельности, учитывая современные процессы, происходящие

1 Понятие «актограмма» введено для того, чтобы отчётливо показать специфику предложенной таблицы наблюдения: она отражает движение творческого акта как процесса работы над конкретным произведением. Здесь пошагово фиксируется каждый случай творческой деятельности с учётом структуры способа журналистского творчества. в мире, социуме и профессии. Также данное исследование может служить пособием для преподавателей и студентов при изучении курсов «Основы творческой деятельности журналиста» («Профессиональная деятельность журналиста») и «Актуальные проблемы современности и журналистика». Актограммы могут использоваться в практике научных исследований, посвященных изучению разных аспектов журналистского творчества.

Филологический аспект исследования. Работа включает традиционный анализ журналистского текста с определением его темы, идеи, структурно-композиционных особенностей, выразительных средств для выявления подвижек в порождающей модели журналистского творчества, а также сравнительный анализ процесса создания текста - для выявления изменений в способе журналистского творчества. Процедуры такого исследования основываются преимущественно на рассмотрении филологических аспектов профессиональной деятельности журналиста.

Структура диссертационного исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ, на которых базируется исследование состояния способа творческой деятельности журналиста в современном мире. В ней рассматриваются сложившиеся в науке понятия «деятельность» и «способ деятельности», а также теоретические взгляды на творчество и способ творческой деятельности журналиста. Во второй главе анализируются актуальные изменения социальной среды СМИ, способные повлиять на журналистское творчество, разрабатывается гипотеза относительно возможных изменений в порождающей модели и способе творческой деятельности журналиста. В третьей главе на основе исследования текстов и процесса их создания формируется представление о реальных изменениях в порождающей модели журналистского творчества, а также эмпирическая модель современного состояния способа творчества. Сопоставление исходной теоретической модели способа творческой деятельности журналиста и эмпирической модели, полученной в исследовании, позволяет сформулировать выводы об основных тенденциях в развитии способа. Дается модель структуры компонентов способа творческой деятельности журналиста. Уточняется место всех его составляющих, в том числе ведущая роль нравственно-этических регуляторов. Заключение содержит в себе ключевые выводы по итогам всех этапов исследования, представляя способ творческой деятельности журналиста как диалектическое единство устойчивых и изменчивых характеристик.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

1. Понятия «порождающая модель деятельности (в т. ч. творчества)» и «способ деятельности (в т.ч. творчества)» имеют значение общеметодологических категорий, поскольку дают возможность интегральной характеристики любого рода деятельности (в т.ч. творчества) и его продукта.

2. Анализ проявлений порождающей модели творческой деятельности журналиста в практике авторов 2012 года показывает, что значительных отступлений от основных характеристик, определяющих специфику журналистского текста, не обнаружено. В то же время просматриваются некоторые тенденции в конкретных идейно-тематических решениях, позволяющие расценивать их как свидетельства влияния на журналистику социальной среды. Они весьма показательны в качестве векторов развития профессиональной деятельности журналиста, поскольку позволяют предвидеть, каких изменений в порождающей модели журналистского творчества можно ожидать в обозримом будущем.

3. Способ творческой деятельности журналиста продолжает сохранять свои основные черты. Однако между его теоретической моделью и реальной журналистской практикой обнаруживаются определённые расхождения. Одни из них являются прямым следствием тех изменений, которые происходят в компонентах способа под воздействием идущих в реальном мире перемен (перераспределение поэтапного объема познавательных задач; увеличение внимания к документальным источникам информации и методам их освоения за счёт интернета; активное использование новых технических средств). Другие не поддаются однозначному объяснению и требуют дополнительного изучения (например, спонтанный характер морального выбора при определении стратегии и тактики профессионального поведения).

4. Тем не менее, в совокупности полученные нами данные дают основания говорить о двух возможных тенденциях в развитии способа. Одна из них ориентирована на укрепление профессиональных стандартов и ведёт к этической и социальной полноценности профессии (позитивный вариант развития способа). Вторая тенденция имеет деструктивный характер, чревата возможностью сделать профессию этически ущербной, социально несостоятельной (негативный вариант развития способа) и потому требует нейтрализации.

5. Нейтрализация деструктивной тенденции может быть достигнута, на наш взгляд, с помощью специальной программы деятельности журналистского сообщества, направленной на оптимизацию системы его саморе1улирования. С этой точки зрения, нам представляется важным обратить внимание профессиональной общественности на то уточнение в представлении о способе журналистского творчества, которое позволяют сделать материалы нашего исследования.

6. Это уточнение касается места и роли в структуре способа творчества профессионально-этических регуляторов поведения журналиста. Если другие составляющие способа: задачи, определяющие структуру творческого акта; методы их решения; технические средства, — есть компоненты технологии деятельности (деятельностная сторона творчества), то профессионально-этические регуляторы непосредственно связаны с личностными проявлениями субъекта творчества (поведенческая сторона). Поэтому в структуре способа деятельности они по определению должны выступать в качестве его центрального элемента, от состояния которого зависит состояние остальных компонентов способа деятельности, да и самой этой деятельности.

7. Состояние центрального элемента внушает определённую тревогу: представляется, что система профессионально-этических регуляторов поведения современного российского журналиста сформирована не полностью или не полностью отражена в профессиональной позиции конкретных авторов. При разработке программы оптимизации системы саморегулирования журналистского сообщества этот момент необходимо учесть.

Апробация. Основные идеи работы и результаты исследования докладывались на заседаниях секции «Журналистика» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ имени М. В. Ломоносова в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах; на международных конференциях «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере» (2011), «Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации» (2012) и «Журналистика в 2012 году: Социальная миссия и профессия» (2013); а также опубликованы в «Вестнике Московского университета. Сер. Журналистика», научном журнале факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Меди@льманах» и в «Вопросах теории и практики журналистики» Байкальского государственного университета экономики и права.

Основные положения диссертации изложены автором в следующих научных публикациях по теме исследования:

1. Поиск ответственной журналистики (по мотивам круглого стола) // О. А. Клёсова, Д. Ю. Кульчицкая, Г. В. Лазутина. - // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - М., 2011. - №5. - С. 55-68. - 0,8 п. л.

2. Клёсова O.A. Изменения социальной среды СМИ как фактор развития способа профессиональной деятельности журналиста (к постановке проблемы) // научный журнал факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова «Меди@льманах» - 2011. - №3. - С. 32-38. -0,5 п. л.

3. Клёсова О. А. К портрету конвергентного журналиста // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции -М.: МедиаМир, 2010.-С. 61-62. - ОД п. л.

4. Клёсова О. А., Свитич Л.Г. Корпоративная пресса в условиях кризиса // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции - М.: МедиаМир, 2010. -С. 233-234.- 0,1 п. л.

5. Клёсова О. А. Некоторые тенденции в развитии способа творческой деятельности регионального журналиста// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010». [Электр, ресурс] - М., 2010.-0,1 п. л.

6. Клёсова О. А. Ценностное ориентирование аудитории в условиях фрагментации общества // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции - М.: МедиаМир, 2011. -С.398-399. -0,1 п. л.

7. Клёсова О. А. Характеристика изменения социальной среды СМИ// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011». [Электр, ресурс] - М., 2011. - 0,1 п. л.

8. Клёсова О. А. Творчество как сдвиг "порогов распредмечиваемости" // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. — №2. - С.149-151. - 0,2 п. л.

9. Клёсова О. А. Эволюция способа авторского творчества журналиста // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012». [Электр, ресурс] -М., 2012. - 0,1 п. л.

10. Клёсова О. А. Модель способа авторского творчества журналиста // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции -2012 «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия». - М.: ф-т журн. МГУ, 2013. - С.57-58. - 0,1 п. л.

11. Клёсова О. А. Понятие «порождающая модель творчества» как общеметодологическая категория // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013». [Электр, ресурс] - М., 2013.-0,1 п. л.

Общий объём публикаций - 2,3 п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Клёсова, Ольга Александровна

Заключение

Понятие «деятельность» охватывает многие сферы бытия в мире. Каждая наука, оперируя данным термином, делает своим предметом лишь один аспект этого многомерного понятия.

Обобщив имеющиеся научные подходы, можно выделить четыре разновидности деятельности:

• Деятельности объектов неживой природы

• Деятельности объектов биологических

• Деятельность человеческая

• Социальная деятельность

Заметим, что деятельность человеческую и социальную можно объединить, так как первая включает в себя вторую. Тогда нужно иметь в виду два уровня социальной деятельности: уровень индивида и уровень социума.

Каждый вид отличается своим объектом, характером активности, направленностью на удовлетворение разных потребностей.

Нас интересует социальная деятельность - способ существования материи на социальной стадии ее развития. Социальная деятельность представляет собой сложную систему, в основе которой взаимодействие общества как совокупного субъекта деятельности и среды его обитания. Взаимодействие происходит посредством орудий информационной и вещественно-энергетической природы.

Так как потребности у социума разные и их много, появляется все больше разных видов деятельности, когда активность направляется на создание разных продуктов. Эта дифференциация вызывает появление в каждом виде деятельности своего способа, т.е. набора определенных задач, наличия инструментария, с помощью которого эти задачи решаются, и регуляторов поведения при достижении результата - выработке продукта.

Многие культурологи, философы, социологи в сущности говорят о характеристиках деятельности, на основе которых складывается способ того или иного ее вида, но это происходит не явно, имплицитно, выражается через другие термины или через вариативный контекст понятия «способ», не позволяющий четко определить его значение.

Первым, кто попытался четко обозначить содержание понятия «способ деятельности», придав ему терминологический статус, был Э.С. Маркарян. Исследователи стали писать о нем в 80-ые гг. XX века. И, тем не менее, это понятие до сих пор не вошло в широкий научный обиход, хотя в нем фокусируется содержательная сторона деятельности. «Способ есть характеристика любой деятельности, но у каждого ее вида он свой».1

В журналистике термин «способ творческой деятельности» стал употребляться с начала 80-х годов. В нём выделяются четыре составляющие:

1) стадиально-операциональная структура творческого акта как носитель характерного набора решаемых здесь задач;

2) методы как пути решения этих задач;

3) технические средства;

4) система профессионально-этических регуляторов поведения.

Набор специфических механизмов и умение оперировать ими, комбинация реальных составляющих деятельности, - все эти определения способа дают представление о том, что он позволяет сделать достижение поставленных целей более профессионально, оперативно и с наименьшими затратами и потерями, такими, как «а с чего начать» или «что делать дальше».

Способ не является застывшим раз и навсегда образованием. Он меняется под воздействием изменений, происходящих в реальном мире, который проявляет себя как социальная среда СМИ - обстоятельства общественной жизни, в которых СМИ функционируют. Различаются три уровня этих обстоятельств: макро-, мезо- и микросреда. К существенным изменениям макросреды СМИ необходимо отнести, прежде всего, те новшества, которые проявились во всех областях жизни: компьютеризацию, глобализацию, распространение и развитие интернета. К изменениям мезосреды СМИ следует отнести те перемены, которые представляют собой сущностную трансформацию процессов жизнеустройства нашей страны -смена политического режима в 90-ые гг. и переход к капиталистической модели экономического развития, отмена единой идеологии, приход рынка на смену плановому ведению хозяйства, принятие «Закона о СМИ» в 1991 году, исчезновение «железного занавеса». Для журналистики это означало возникновение принципиально новых для нее условий. В качестве микросреды в нашем случае выступают обстоятельства, характеризующие ситуацию внутри самих СМИ. Развитие техники как процесс, происходящий в макросреде, кардинально преобразовало техническую базу СМИ. Далее цепная реакция: процесс дигитализации — конвергенция - развитие интернета - мультимедиа. Изменения социальной среды СМИ на этих трёх уровнях могут сказаться на способе деятельности журналиста, повлияв на порождающую модель журналистского творчества. Встаёт вопрос о дальнейших путях развития журналистики. Один путь диктует возникшая виртуальная реальность вместе с законами рынка: чтобы продукт журналистской деятельности был покупаем, материалы профессиональных журналистов должны быть конкурентными другим текстам в бескрайнем информационном море интернета. Другой вариант развития событий связан с тем, что определенная часть медиасообщества находит в себе силы противостоять тенденциям, которые она считает негативными, и соответственно строит свою деятельность. Как следствие, в способе журналистского творчества могут произойти подвижки: изменения в технических средствах, используемых журналистами; в наборе познавательных задач; в методах, которыми владеет журналистика; в блоке профессионально-этических ориентиров. Чтобы выявить, как идут эти процессы в СМИ России, мы предприняли попытку сделать «срез» с работы журналистов сегодня. Эмпирическую базу исследования составили журналистские материалы печатной прессы и интернет-изданий, а также документы, отразившие лабораторию создания этих текстов. Мы выбрали 20 столичных изданий разного формата и профиля; временные рамки изучаемой выборки — с декабря 2011 по май 2012 г.; критерий отбора текстов, которые могли попасть в выборку, был один: материал должен быть именно журналистским (не рекламным, не пиар-текстом, не «чистой публицистикой»). Конкретный текст, вошедший в исследуемый массив, отбирался из предварительно отобранных текстов этого издания по принципу случайной выборки. Для начала мы рассмотрели журналистские материалы с целью выявить проявившееся в них состояние порождающей модели журналистского творчества. Следующим шагом был анализ протоколов бесед с журналистами о подготовке этих материалов и составление актограмм - таблиц пошаговых действий журналистов при работе над конкретным текстом с учётом всех составляющих способа деятельности. Заключительным этапом явился анализ актограмм с целью выявить, как проявляет себя способ журналистского творчества в реальной практике конкретного журналиста, и определить тенденции, говорящие о тех или иных подвижках в основных характеристиках способа.

Так что же происходит со способом авторского журналистского творчества сегодня? В составляющих его компонентах выявились следующие тенденции.

Набор задач, решаемых в ходе творческого акта, в принципе сохраняется, но объем их, последовательность их решения, чёткость границ - у каждого третьего журналиста нарушаются. Нередко авторы «перескакивают» через ступеньки в познавательной стадии, ломают логику творческого процесса на стадии создания текста. Стадиальность творческого акта в основном сохраняется, а вот его операциональная структура в ряде случаев теряет определённость.

О методах деятельности как отчётливо выраженном компоненте способа журналистского творчества можно говорить по отношению к рассмотренным творческим актам далеко не всегда. Всегда используются в основном методы получения сведений. Но и они претерпевают некоторые изменения. Так, проработка документов перемещается в интернет-пространство, поскольку бумажные носители документов заменяются электронными. Беседа как непосредственное общение всё чаще уступает место опосредованному общению через телефонную связь, скайп или электронную почту. Даже наблюдение обретает новые формы: всё чаще используется систематизированное опосредованное наблюдение через отражение деятельности объекта в интернет-пространстве.

Что касается постижения сути происходящего, то у значительной части журналистов необходимые для этого теоретические методы познания, в функции которых выступают научные знания разной степени универсальности, вообще отсутствуют. Они заменяются здравым смыслом или сотрудничеством со специалистами соответствующего профиля - экспертами. Тем самым получается, что журналист в этих случаях уходит от обязанности глубоко изучать ситуации действительности, оставляя это право за экспертами, и невольно превращается просто в транслятора их мнений.

На стадии создания текста отчётливо просматривается использование всего комплекса методов предъявления информации, однако осознание их происходит в редких случаях, комбинируются они интуитивно.

Третий компонент способа — технические средства - подвергся изменению наиболее интенсивно. Сегодня журналист работает в 100% случаев на компьютере. Всегда компьютер редакционный, стационарный, а дома у журналиста ноутбук, иногда два или даже четыре, с модемом для выхода в интернет. Ручка и блокнот по-прежнему используются авторами, но уже намечается тенденция к отказу от них в пользу смартфонов и айфонов. Что касается диктофонов, то они в журналистскую практику вошли, но отношение к ним не однозначное: большинство журналистов используют их только на интервью, так как расшифровка записей занимает очень много времени и сил.

Используя современные технические средства, журналисты и ведут себя по-другому, - по-другому ориентируются в информационном поле, даже мыслят и строят диалог с респондентами иначе - в зависимости от того, что из техники под рукой.

Сложно говорить об изменениях в последнем компоненте способа - в профессионально-этических регуляторах творческого поведения. С одной

V" 4 стороны, большая часть рассмотренных творческих актов говорит о доминирующей роли таких этических регуляторов, как профессиональный долг и профессиональная ответственность. С другой стороны, журналистами почти не озвучиваются те этические основания, на которых строится их моральный выбор в условиях, когда они попадают в проблемные с этической точки зрения ситуации. Создаётся впечатление, что система профессионально-этических регуляторов поведения современного российского журналиста сформирована не полностью или не полностью отражена в профессиональной позиции конкретного автора. Судя по рефлексии опрошенных, профессионально-этические регуляторы могут выступать в конкретных творческих актах и как их доминанта, и как слабо действующий или даже «балластный» элемент. Иначе говоря, состояние системы профессионально-этических регуляторов журналистского поведения в настоящий момент указывает на две возможных линии в развитии способа журналистского творчества: линию, ведущую к этической и социальной полноценности профессии (позитивный вариант развития способа), и линию, чреватую возможностью сделать профессию этически ущербной, социально несостоятельной (негативный вариант развития способа). Этот вывод вполне согласуется с теми прогнозами развития журналистики, которые сегодня бурно обсуждаются профессиональным сообществом и о которых мы подробно говорили в первой главе. Особое значение он приобретает в контексте сформулированных А.Л. Никифоровым положений о сочетании в творчестве деятельностной и поведенческой сторон. «Активность, о которой мы говорим, всегда создает что-то новое, необычное. Деятельностная сторона этой активности воздействует на людей, на вещи, на положение дел; поведенческая сторона придает этому воздействию и его результатам личный, неповторимый оттенок», - пишет он.1. Этот личный, неповторимый оттенок может быть как позитивным, так и негативным: он - продукт поведения, результат личностного выбора конкретных поведенческих шагов, направляемого системой этических (а, может быть, этико-правовых?) регуляторов. Отсюда значение этических регуляторов в жизнедеятельности человека: именно они определяют состоятельность его социального поведения.

В случае, когда речь идёт о сфере профессиональной деятельности, система этических регуляторов поведения оказывается включена в структуру способа этой деятельности. И не просто включена: она занимает в ней особое место. Если другие составляющие способа: задачи, определяющие структуру творческого акта; методы их решения; технические средства, - есть компоненты технологии деятельности (деятельностная сторона творчества), то профессионально-этические регуляторы непосредственно связаны с личностными проявлениями субъекта творчества (поведенческая сторона). Из этого следует, что в структуре способа деятельности они по определению должны выступать в качестве его ядра, от состояния которого зависит состояние остальных компонентов способа деятельности, да и самой этой деятельности. Состояние ядра сегодня внушает определённую тревогу: представляется, что система профессионально-этических регуляторов поведения современного российского журналиста сформирована не полностью или не полностью отражена в профессиональной позиции конкретных авторов.

Нам представляется важным осознание журналистским сообществом сделанного здесь уточнения в представлении о способе авторского творчества журналиста. Дело в том, что результаты нашего исследования дают основания говорить о двух возможных тенденциях развития способа, одна из которых носит деструктивный характер. Чтобы нейтрализовать её, нужны серьёзные усилия по нравственному оздоровлению журналистского цеха, без которых ядро способа журналистского творчества - профессионально-этические регуляторы творческого поведения - нормально работать не сможет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Клёсова, Ольга Александровна, 2013 год

1. Аграновский В. А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., Изд. ВАГРИУС, 1999.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

3. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М. : МедиаМир, 2009.-488 с.

4. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя. М.: РУДН, 2008. - 341 с.

5. Гребнев А. В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974.

6. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

7. Дракер П. Постэкономическое общество, 1993.

8. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. - 288 с.

9. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М., Политиздат, 1974. 328 с.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М., 2004.

11. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М., 2005.

12. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван, АН Армянской ССР, 1973.

13. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., Знание, 1972.ч173 4

14. Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное общество, Вашингтон, 1981.

15. Орлова Т. Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.

16. Понятовский М. Будущее нигде не написано, 1973.

17. Солодов В. В. Структурная трансформация СМИ: технологические причины и социально-экономические последствия. М., 2004.

18. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

19. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М., 2005.

20. Фурастье Ж. 40000 часов: инвентаризация будущего, 1965.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.1. Законодательные документы

22. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/

23. Сборники, статьи в сборниках

24. Батищев Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности// Деятельность: теории, методология, проблемы. Сост. И.Т.Касавин. М., Политиздат, 1990.

25. Бекхерст Н. Философия деятельности // Вопросы философии 1996 №5.

26. Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. М.: Ф-т журн. МГУ им. М. В .Ломоносова, 2011. - 96 с.

27. Иванов Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры. Режим доступа: http://www.follow.ni/article/l 17

28. Деятельность: теории, методология, проблемы. Сост. И. Т. Касавин. -М., Политиздат, 1990. 366 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы.)

29. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007. 552 с.

30. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков // От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. М., 2000. 256 с.

31. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. -Саратов, 2004.

32. Коханова Л. А. Журналистика на пороге технического перевооружения -Воронеж. Акценты, 2003 № 7 8.

33. Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс. В сб. «Философские вопросы высшей нервной деятельности и психики». М., 1963.

34. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция// Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006. - №20. - С. 205-214.

35. Маркарян Э. С.Системное исследование человеческой деятельности. //Вопросы философии, 1972. №10.

36. Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество.// Деятельность: теории, методология, проблемы. Сост. И. Т. Касавин. М., Политиздат, 1990. — с. 52-70.

37. От книги до интернета: десять лет спустя. М.: Медиа-Мир, 2009. - 320 с.

38. Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика» // Г. С. Вычуб. — М., 2006. — 50 с.

39. Философские проблемы деятельности: материалы «круглого стола» // Вопросы философии 1985. № 2,3,5.

40. Швырев В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории// Деятельность: теории, методология, проблемы. Сост. И. Т. Касавин. М., Политиздат, 1990.1. Словари,справочники

41. Толковый переводоведческий словарь. 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука, 2003.

42. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.1. Диссертации

43. Андриенко Л. Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: автореф. докт. дис. Киев, 1989

44. Распопова С. С. Журналистское творчество: теория и практика освоения: дисс. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук М., 2007.

45. Соколова А. Н. Развитие теоретических представлений о функциях журналистики: автореф. дисс. М., 2010.

46. Щудря Н. Н. Эстетические особенности публицистического творчества: автореф. канд. дис. Киев, 1985.1. Учебники, учебные пособия

47. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие.2-е изд., испр. И доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 264 с.

48. Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую.: Рассказы о журналистском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979.

49. Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976.

50. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.

51. Варустин Л. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.

52. Вартанова Е. Л. Экономика онлайновых СМИ. // Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

53. Горбунов А. П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983.

54. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.

55. Горохов В. М . Основы журналистского мастерства. М., 1989.

56. Грабельников А. А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988.

57. Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ// Национальные модели информационного общества. М., 2004.

58. Здоровега В. И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989.

59. К мобильному обществу: утопии и реальность /под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2009 - 304 с.

60. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2005. — 383 с.

61. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» -М.ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 536 с.

62. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004.-496 с.

63. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.-320 с.

64. Киричик П. Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995.

65. Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.

66. Колосов Г. В., Худякова Э. А. Журналистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984.

67. Колосов Г. В., Худякова Э. А. Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984.

68. Колосов Г. В., Худякова Э. А. Технология журналистского творчества. М., 1991.

69. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. -М.: Аспект Пресс. 2011. - 320 с.

70. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.,2011. 224 с.

71. Лазутина Г. В. Профессиональная деятельность журналиста: Учебник для студентов вузов/ Г.В. Лазутина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Асрект Пресс, 2011.

72. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М.: Издательство Моск. ун-та, 1988. 79 с.

73. Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979.

74. Машкова С. Г. Интернет-журналистика. Тамбов, 2006.

75. Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб, 1996.

76. Методы журналистского творчества / В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, И. М. Дзялошинский и др. М., 1982.

77. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2004. - с.222.

78. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов/ Г. В. Лазутина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.

79. Прилюк Д. М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973.

80. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2001.-322 с.

81. Прохоров Е. П. Искусство публицистики. М., 1984.

82. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М.: РИП-холдинг, 2006. - 202 с.

83. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1970.

84. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989.

85. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. 252 с.

86. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 2003. — 259 с.

87. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода: учеб. пособие для студентоввузов, обучающихся по специальности «Журналистика». -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 359 с.

88. Ученова В. В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978.

89. Учёнова В. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

90. Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

91. Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.1. Публикации СМИ

92. Агранович Мария. На ошибках мучаются // Российская газ.- 2012. -Федеральный выпуск №5733 (60). 20 марта

93. Варламова Дарья. Можно ли подготовиться к ЕГЭ в последний момент? //КП. -2012. -2 мая.

94. Губский Александр. Патологическая клептомания // Ведомости. 2011. - 6 дек.

95. Гутова Юлия. Ключ от Перельмана // Русский репортёр. 2011. - №50 (228). - 22-29 дек. - С. 32-42.

96. Карпов Вадим. Замочная скважина // Труд. 2012. - № 007. - 20 янв.

97. Калинина Юлия. Сливаем детей ради слияния школ //Московский комсомолец. 2012. - № 25944. - 22 мая.

98. Кашин Олег. Больше в деревне никто не живёт // Коммерсантъ Власть. -2012.-№16 (970).-23 апр.

99. Козенко Андрей. Поездка к морю // Лента.ру . 2012.- 25 марта. -Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2012ЮЪ1251$>ъа$\&е1

100. Колесниченко Александр. Подрывноерабство // Новые известия. — 2012. 28 мая.

101. Костиков Вячеслав. Сердце, полное угля //АиФ. 2012. - №21. - 23 мая

102. Коц Андрей. Новый «Союз» стартовал к международной космической станции // Вечерняя Москва. 2012. - 15 мая. - Режим доступа: http://vmdailv.ru/news/novii-souz-startoval-k-mejdynarodnoi-kosmicheskoistancii 1337066049.html

103. Парфененкова Маргарита. Туроператор «Идеальный мир» через бонусные сайты продавал фальшивые путевки //РБК-daily. -2012.-24 апр.

104. Подорванюк Николай. Теперь ждать 105 лет //Газета.ру 2012. - 6 июня. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/science/2012/06/06 a 4615077.shtml

105. Рейтер Светлана. Посторонним вход воспрещён // Большой город. 2012. - 21 февр.

106. Рыбина Людмила Китеж-град // Новая газ. -2012. -2 мая.

107. Савицкая Наталья ( Герасимова Елена). Вузовская гигантомания // Независимая газ.-29 мая.

108. Смолицкий Григорий. В «новой Москве» переработают подход к мусору // Известия. -2012.-15 мая.

109. Соколов-Митрич Дмитрий. Саратов должен быть разрушен //Русский репортёр. 2011. - №50 (228). - 22-29 дек. - С. 82-93.

110. Чуйков Александр. Жизнь за колючей проволокой // Аргументы недели. -2012.-29 февр.

111. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА04201358741

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.