Специфика организации темпорального пространства полифонического текста: На материале английского языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Дёмина, Елена Анатольевна

  • Дёмина, Елена Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 151
Дёмина, Елена Анатольевна. Специфика организации темпорального пространства полифонического текста: На материале английского языка: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Барнаул. 2003. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дёмина, Елена Анатольевна

Введение.

Глава 1. Полифония и средства её языковой репрезентации. Темпоральное пространство художественного текста и его компоненты.

1.1. Истоки зарождения полифонической концепции текста.

1.2. Полифония в ракурсе различных концепций. Полифония как литературно-художественный приём.

1.2.1. Проблема точки зрения и позиции автора в художественном тексте. Типы повествователя.

1.2.2. Композиционные типы полифонического текста.

1.3. Лингвистический аспект полифонии.

1.4. Проблема времени в ракурсе разных наук и подходов.

1.4.1. Время в философии.

1.4.2. Время в физике.

1.4.3. Понятие перцептивного времени.

1.4.4. Языковая репрезентация времени. Когнитивный подход к изучению времени.

1.4.5. Время в тексте. Понятие темпорального пространства.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Особенности организации темпорального пространства по лифонического текста.

2.1. Грамматические языковые составляющие полифонии.

2.1.1. Лексические языковые составляющие полифонии.

2.1.2. Темпоральные конструкты ментальных пространств.

2.2. Специфика репрезентации индивидуальных концептов времени в полифоническом тексте.

2.3. Особенности организации темпорального пространства полифонического текста. Линия объективного времени.

2.3.1. Линия событийного времени.

2.3.2. Линия перцептивного времени.

2.3.3. Взаимодействие темпоральных линий.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика организации темпорального пространства полифонического текста: На материале английского языка»

Понятие полифонии, впервые введенное М.М. Бахтиным в рамках его концепции диалогизации гуманитарного знания, получило дальнейшее развитие в трудах литературоведов и лингвистов (И.В. Арнольд, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Т.И. Сильман, Д.М. Урнов, Б.А. Успенский и другие). При этом в большинстве исследований литературоведческий и лингвистический анализы не противопоставляются, а органически сочетаются друг с другом, что соответствует общей тенденции современной лингвистики к сотрудничеству с другими гуманитарными областями знаний.

Актуальность настоящего исследования обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, как показывает анализ работ, посвященных языковым средствам создания полифонии (С.В. Амвросова, Н.А. Кожевникова, А.П. Чудаков, Е.И. Шендельс и другие), основное внимание в них уделяется анализу лексических, синтаксических и стилистических средств создания многоголосия, а специфика темпорального пространства полифонического текста, ведущая роль в формировании которого принадлежит видовременным формам глагола, исследована недостаточно полно. Во-вторых, актуальность обращения к явлению полифонии обусловлена общей тенденцией развития современной прозы, которая отличается многослойностью повествования, наличием нескольких рассказчиков, разделяющих повествовательную функцию, что создает эффект многоголосия. В-третьих, актуальность предопределена возрастающим в современном языковедении интересом к изучению роли человеческого фактора в концептуализации онтологического времени и формировании темпоральных отношений в тексте.

В качестве объекта исследования выступают видовременные формы глагола и другие языковые средства, репрезентирующие концепт времени в текстах полифонического характера. Предметом исследования является взаимодействие различных темпоральных линий в полифоническом тексте и место перцептивного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Основная цель исследования формулируется как выявление специфики организации темпорального пространства полифонического текста. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучение явления полифонии, определение места несобственно-прямой речи среди прочих компонентов полифонии (далее ПФ);

2) рассмотрение роли видовременных форм глагола в формировании темпорального пространства полифонического текста и в создании многоголосия;

3) описание репрезентантов концепта времени, выражающих восприятие времени персонажами;

4) выявление индикаторов различных темпоральных линий и особенностей взаимодействия между этими линиями в полифоническом тексте.

Решение перечисленных задач обусловило использование методов исследования, которые включают традиционный семантический анализ, используемый при описании грамматической семантики видовременных форм глагола и других компонентов семантического пространства времени, концептуальный анализ, используемый при выявлении темпоральных конструктов ментальных пространств и при изучении роли перцептора в организации темпорального пространства полифонического текста. На отдельных этапах исследования используется ситуативно-контекстуальный анализ и элементы количественного анализа.

Материалом исследования послужили 900 фрагментов полифонических текстов, отобранных методами сплошной и целенаправленной выборки из 23-х произведений литературы английских и американских авторов общим объёмом около 8000 страниц.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• в работе представлен новый подход к рассмотрению полифонии в ракурсе теории ментальных пространств, формирующихся в полифоническом тексте и тесно взаимодействующих друг с другом;

• выявлена специфическая роль видовременных форм в создании полифонического эффекта и темпорального пространства полифонического романа;

• показана первостепенная значимость линий перцептивного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и проведенный анализ позволяют обогатить и углубить представления о специфике вербализации концепта времени в художественном англоязычном тексте и о соотношении объективного, языкового, перцептивного и событийного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в курсах лекций по стилистике, на занятиях по лингвостилистическому анализу художественного текста, в спецкурсе по лингвистике текста, а также в научно-исследовательской работе аспирантов и студентов.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1) для полифонического текста характерно наличие вариационной повествовательной перспективы, предполагающей многоракурсное изображение художественной действительности;

2) взаимодействуя с другими сигналами полифонии, видовременные формы могут становиться ее важными языковыми составляющими, если они используются нестандартно, контрастируют с окружающим темпоральным контекстом, внося специфический вклад в конструирование временных планов голосов-сознаний;

3) полифоническому тексту свойственно непосредственно-отдаленное состояние сознания повествующего субъекта, множество ментальных пространств, взаимодействующих друг с другом и образующих сеть, а также постоянное изменение фокуса точки зрения и скольжение точки зрения по сети;

4) в языковой репрезентации индивидуальных концептов времени в полифоническом романе могут принимать участие неконвенциональные средства, употребление которых обусловлено особенностями восприятия времени персонажами;

5) характерными чертами темпорального пространства полифонического текста являются синтез различных временных планов, а также ведущая роль множественных линий перцептивного времени, непосредственно связанных с восприятием времени персонажами в терминах скорости, дискретности, направления.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры английской филологии Лингвистического института БГПУ и на аспирантских семинарах. Основные положения работы были представлены на межвузовской конференции «Гуманитарные исследования в новом тысячелетии» (Барнаул, октябрь 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы типологии языковых единиц разных уровней» (Бийск, ноябрь 2002 г.), на международной научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике» (Барнаул, сентябрь 2003 г.). По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Структура работы. Диссертация объёмом 151 страница состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 213 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, цитируемых и используемых в работе, а также приложения, содержащего схемы и рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Дёмина, Елена Анатольевна

Выводы по Главе 2

1. Решающим фактором при определении роли видовременных форм в выражении голосов становится специфика их употребления в изображении временных планов рассказчика и персонажей. Специфика их использования обусловлена: выполнением особых функций; созданием микровременного контекста (смешение и синтез временных планов); частичным или полным отсутствием в потоке сознания.

2. Лексические и синтаксические ЯС темпоральной семантики являются второстепенными по важности по сравнению с видовременными формами, так как они только дополняют основные характеристики действий, выражаемые видовременными формами. Разные ЯС темпоральной семантики, комбинирующиеся в предложении, связаны с перцепцией времени персонажами.

3. Сочетание языковых единиц, выражающих различные темпоральные параметры (хронология, хронография, хронометрия) на уровне фразы, предложения, абзаца и стяжение в пределах одной конструкции нескольких единиц темпоральной семантики акцентирует отдельные временные характеристики действий с точки зрения наблюдателя.

4. Индивидуальные концепты времени приобретают специфические способы репрезентации. Например, они могут выражаться существительными, приобретающими темпоральное значение в контексте. Индивидуальная концептуализация времени предполагает различия в объёме репрезентации трех времен в сознании персонажей, что на уровне вербализации находит свое отражение в использовании соответствующих видовременных форм.

5. Совмещая разные временные планы, выражая нелинейность и разно-направленность времени в тексте, представляя события с точки зрения одного или нескольких наблюдателей одновременно или последовательно, видовременные формы вносят большой вклад в выражение событийного и перцептивного времени, а также в создание темпорального пространства в целом.

6. Каждая темпоральная линия имеет набор индикаторов; линии тесно контактируют друг с другом. Линия перцептивного времени, непосредственно связанная с изображением восприятия времени участииками полифонического романа, выделяется своей значимостью фоне остальных линий.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы по решению поставленных задач.

Полифония представляет собой множественность голосов-сознаний, выражающихся в тексте с помощью различных средств, в частности, с помощью грамматических и лексических средств. При этом видовременные формы, используемые нетипично, вносят основной вклад в создании полифонии.

НПР может быть определена с двух сторон: как синкретическая репродуцируемая в тексте речь повествователя и персонажа (внешняя или внутренняя), а также как языковой приём, рождающий художественный эффект близкого звучания двух и более голосов. НПР, наряду с прочими композиционными типами (внутренним монологом, потоком сознания, авторским повествованием), принимает активное участие в создании ПФ.

Индивидуальные концепты времени находят многочисленные и разнообразные формы вербализации. На уровне индивидуальной концептуализации времени существительные временной и невременной семантики, наречия, различные синтаксические комбинации, отражающие своеобразное восприятие дискретности, обратимости, скорости времени, не уступают в важности видовременным формам.

Темпоральное пространство полифонического текста представлено следующими линиями и их индикаторами: линией перцептивного времени (ретроспекции, проспекции, темпоральные эллипсисы, резюме); линией объективного времени (различные даты, точные или приблизительные показания часов, названия времени года и времени суток, названия дней недели); линией событийного времени (видовременные формы, находящиеся в таксисной связи). Темпоральные линии пересекаются и переплетаются друг с другом, при этом указание на линию объективного времени не является обязательным.

На линии перцептивного времени, являющейся в полифоническом тексте центральной, имеет место специфическое восприятие персонажами времени: ускорение, растяжение времени, остановка/безвременье, сжатие.

Специфику организации темпорального пространства полифонического текста предопределяет:

1) его многослойность (наличие множества темпоральных линий; разделение событийного времени на три пласта: настоящее, прошлое, будущее событийное; наличие множества микровременных контекстов, соотносящихся с каждой сценой и образующих в совокупности мак-ровременной контекст произведения);

2) специфическое функционирование видовременных форм. Формы перфектного прошедшего могут относить действия к настоящему событийному; формы прошедшего простого действия - к будущему событийному; формы длительного прошедшего - к плану настоящего событийного;

3) сочетание различных видовременных форм, совмещающее временные планы, что делает возможным последовательное/синхронное описание одних и тех же событий с позиций одного или нескольких субъектов;

4) первостепенная важность линий перцептивного времени.

Проведенное исследование, на наш взгляд, позволяет ответить только на кардинальные вопросы, поставленные темой диссертации. Множество аспектов исследования нуждаются в дальнейшем анализе и доработке. Так, одной из возможных перспектив будущего исследования является более детальное рассмотрение индикаторов линии перцептивного времени, а также изучение соотношения перцептивного времени со временем читателя и временем дискурса (временем вербального изображения).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дёмина, Елена Анатольевна, 2003 год

1. Августин, Аврелий. Исповедь. История моих бедствий. Перевод П. Абеляра.- М.: Республика, 1992.- 333 с.

2. Александрова Г.А. Текстовая референция и референциональная структура текста: (на материале английской и американской художественной прозы): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Л.: ЛГПИ, 1989.- 23 с.

3. Амвросова С.В. Языковые средства полифонии в художественном тексте (на материале английских романов 20 века): Дис.канд. филол. наук.- Москва, 1984.- 193 с.

4. Амвросова С.В. О субъектной нелинейности текста: (на материале современного англоязычного романа) // Иностранные языки в школе.-1988.-№3.- С.86-88.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: Изд.-во Акад. пед. наук РСФСР, I960.- 486 с.

6. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Л.: ЛГПИ, 1976.- 20 с.

7. Аристотель. Физика.- М.: Соцэктиз, 1936.- 188 с.

8. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1999.- 443 с.

9. Арнольд И.В. Стилистка современного английского языка: стилистика декодирования.- Л.: Просвещение, 1981.- 295 с.

10. Артюшков И.В. Некоторые аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки.- 1997.- №4.- С.66-76.

11. Арутюнова Н.Д. Вступит, статья // Логический анализ языка. Язык и время.- М.: Индрик, 1997.- С. 3-16.

12. Аскарова А.Х. Семантические процессы в рамках лексико-семантического макрополя времени: Дис. .канд. филол. наук.- Саратов, 1992.- 196 с.

13. Баламакова М.В. Авторская интонация в тексте: (стилистическая графика в фонетическом освещении): Автореф. дис. .канд. филол. наук,- Иваново, 1998,- 20 с.

14. Баранов А.Г. Система грамматических средств выражения предшествования в плане прошедшего в современном английском языке: Автореф. дис .канд. филол. наук.- М.: Ml НИ, 1972.- 27 с.

15. Баринова И.В. Семантика предлогов, выражающих временные отношения в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: МГЛУ, 1999.- 24 с.

16. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка.- М.: Высшая школа, 1975.- 125 с.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная литература, 1975.- 502 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.444 с.

19. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Бахтин под маской. Маска четвертая.- М.: Алконост, 1994.- 172 с.

20. Бергсон А. Длительность и одновременность: по поводу теории Эйнштейна.- Л., 1923.- 327 с.

21. Бёрке У. Пространство-время, геометрия, космология.- М.: Мир, 1985.-411 с.

22. Блох М.Я., Данчеева И.В. Оппозиционное замещение как функциональная характеристика грамматической формы // Функциональные аспекты слова и предложения.- М., 1985.- С.3-23.

23. Боброва Г.П. Синтактико-стилистическая характеристика эпической повествовательной речи: (на материале немецкой эпической прозы 19-20 вв.): Дис. .канд. филол. наук.- М., 1982.- 172 с.

24. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии).- Тамбов, 2000.- 123 с.

25. Болдырев Н.Н. Атрибутивные сочетания с глагольными элементами как средство реализации категории ретроспекции в тексте // Грамматические категории в тексте: Межвуз. сб науч.тр.- М., 1985.- С.71-77.

26. Бондаренко Е.В. Темпоральные отношения имени и глагола в предложении и тексте: Дис. . канд. филол. наук.- Харьков, 1994.- 191 с.

27. Бондарко А.В. Функционально-грамматическое описание полей ас-пектуальности и таксиса в русском языке: (принципы анализа) // Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания: Сб. науч. ст.-Л., 1985.- С.4-16.

28. Бондарко А.В. Межкатегориальные связи в грамматике.- СПб.: РАН ИЛИ, 1996.- 231 с.

29. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени.- СПб, 2001.- 257 с.

30. Брускова Н.В. Лингвистические аспекты ретроспекции и проспекции в художественном тексте: (постановка вопроса) // Грамматика и смысловые категории текста.- М.: МИИЯ им. М. Тореза, 1982.- Вып. 180.-С. 114-132.

31. Виноградов В.В. О языке Толстого (50-60 годы) // Литературное наследство." М., 1939.- Т.35.- С.117-220.

32. Виноградова Т.А. К вопросу о синтаксических средствах локализации ситуации во времени // Лингвистика текста: Сб. науч. тр.- М.: Изд-во МИИЯ им. М. Тореза, 1979.- Вып. 141.- С.3-13.

33. Виноградова Т.А. Синтаксические средства выражения темпоральных отношений в современном английском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- М.: МГПИИЯ, 1982.- 23 с.

34. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи / Под ред. А.Н. Кожина.- М., 1979.-С.50-76.

35. Вит Н.П. Языковые средства реализации точек зрения автора и персонажа в несобственно-авторском повествовании: (на материале короткой прозы Фланнери О'Коннор): Автореф. дис. .канд.' филол. наук.-Одесса, 1984.- 16 с.

36. Володин А.П., Храковский B.C. Об основаниях выделения грамматических категорий: (время и наклонение) // Проблемы лингвистической типологии и структуры языка: Сб. науч.ст.- Л., 1977.- С.50-62.

37. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке. Бахтин под маской. Маска третья.-М.: Лабиринт, 1993.- 189 с.

38. Вольперт Р.Х. Коннотативный уровень описания грамматики.- Рига.: Зинанте, 1979.- 159 с.

39. Воронцова Г.Н. Значение перфекта в современном английском языке: Автореф. дис. . док. филол. наук.- М., 1953.- 31 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Педагогика, 1987.- 344 с.

41. Гак В.Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии: Сб. науч. тр.- М., 1972.-Вып 1,-С.123-136.

42. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой.- М.: Индрик, 1997.- С.122-130.

43. Гак В.Г. Языковые преобразования.- М.: Языки русской культуры,1998.- 763 с.

44. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981.- 139 с.

45. Гилева Е.П. Когнитивные основы неграмматической представленности концепта времени: (на материале английского языка): Дис.канд. филол. наук.- Барнаул, 2002.- 195 с.

46. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л.: Художественная литература, 1977.-443 с.

47. Глызина В.Е. Временная семантика имени существительного в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Иркутск: ИГЭА, 1999.- 16 с.

48. Гоббс Т. Основы философии: О теле // Избран, произведения.: В 2 т.-М.: Мысль, 1964.- Т1.- 583 с.

49. Гончарова Е.А. Несобственно-прямая речь в современной немецкой художественной прозе: Автореф. дис. . канд. филол. наук,- JT., 1969.20 с.

50. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте.- Томск: Изд.-во ТГУ, 1984.- 149 с.

51. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство,1984.- 350 с.

52. Гухман М.М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по общей теории грамматики: Сб. науч. трудов.- М., 1968.- С.172-174.

53. Данчеева Н.В. Грамматические формы видовременной системы английского глагола в ситуативном контексте: Дис. .канд. филол. наук,-М., 1982.- 182 с.

54. Демурова Н. Вступит, статья // Джеймс Хенри. Рассказы.- М.: Высшая школа, 1982.- С. 3-10.

55. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX в. // Язык и наука 20-го века.- М.: РГУ, 1995.- С. 239-320.

56. Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени и его отношение к физическому и философскому аспектам // Вопросы языкознания.- 1975.-№2.-С.111-117.

57. Джемс, Уильям. Психология.- М.: Педагогика, 1991.- 367 с.

58. Днепров В. Идеи времени и формы времени.- JI.: Советский писатель, 1980.- 598 с.

59. Долинин К.А. Об одном возможном подходе к анализу прозаического теста // Стилистика романо-германских языков: Сб. науч.тр.- JI., 1972.- С. 31-50.

60. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста: Учебн. пособие для пед. инст-ов.- М.: Просвещение, 1989.- 204 с.

61. Дубровская В.В. Литературный персонаж. Художественное пространство и время: Избранные лекции по литературоведению.- Барнаул: Изд.-во БГПУ, 1997.- 62 с.

62. Еремина Л.И. Рождение образа: о языке художественной прозы Льва Толстого.-М.: Наука, 1983.- 191 с.

63. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение.- М., 2000.- С.47-62.

64. Есперсен О. Философия грамматики.- М.: Изд.-во иностр. литературы, 1958.- 404 с.

65. Женетт, Жерар. Фигуры. Работы по поэтике / Под ред. Зенкина.- В 2 т.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.- Т. 1.- 470 с.

66. Зельдович Г.М. Семантика времени: к уточнению метаязыка // Филологические науки.- 1995.- №2.- С. 80-89.

67. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. коллегия Б.Ф. Егоров и др.- Л.: Наука, 1974.-С. 11-25.

68. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Под ред Г.А. Золотовой.- М.: Изд-во МГУ, 1998.-528 с.

69. Иванова И.П. Вид и время в современном английском языке.- М.: ЛГУ, 1961.-199 с.

70. Иванчикова Е.А. Видовременной контекст в художественном повествовании // Синтаксис и семантика: Сб. науч. ст.- М.: Наука, 1976.- С. 272-282.

71. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века.- М.: Высшая школа, 1984.-479 с.

72. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка: (теоретический курс): Учебн. пособие для англ. отд. пед. ин-ов.- М.-Л.: Просвещение, 1965.- 378 с.

73. Каган М.С. Пространство и время как проблемы эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. коллегия Б.Ф. Егоров и другие.- Л.: Наука, 1974.- С. 26-38.

74. Кант И.О. Критика чистого разума,- СПб, 1907.- 464 с.

75. Кожевникова Н.А. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе // Синтаксис и стилистика.- М., 1976.- С. 283-300.

76. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза / Под ред. А.И. Горшкова и др.- М.: Наука, 1977.- С.7-98.

77. Козлова Л.А. Когнитивный анализ единиц смешанной категориальной семантики в составе частей речи // Проблемы вербальной коммуникации и представления знаний: Материалы всесоюзной научной конференции.- Иркутск, 1998.- С.85-87.

78. Козлова Л.А. Семантика слова и её проекция в синтаксисе предложения // Вестник ААЭП.- Вып. 4.- Барнаул: Изд-во ААЭП, 2000.- С. 164167.

79. Кондратьева Н.А. К проблеме категории вида английского глагола: (на материале форм продолженного и общего вида): Дис. .канд. филол. наук.- Москва, 1973.- 170 с.

80. Корман Б.О. Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии // Проблема автора в художественной литературе. Известия Воронежского гос. пед ин-та.- Воронеж, 1967.- Том 79.- Вып. 1.-С.7-23.

81. Корсаков А.В. Категория вида в современном английском языке: Дис. .док. филол. наук.- Тбилиси, 1970.- 367 с.

82. Кошевая И.Г. Текстообразующие структуры языка и речи: Учебн. по-соб.- М.: МГПИ, 1983.- 182 с.

83. Кравченко А.В. Язык и восприятие: когнитивные аспекты языковой категоризации.- Иркутск: Изд.-во ИГУ, 1996. -160 с.

84. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Михаил Бахтин. Pro et contra. Серия «Русский путь».- СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.- Том 1.- С. 213-229.

85. Кубрякова Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи: Сб. ст. АН СССР / Под ред. Е.С. Кубряковой.- М.: Наука, 1991.- С.82-140.

86. Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания.- 1994 а.- №4.- С. 18-28.

87. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания.-1994.-№4,- С. 34-37.

88. Кузнецова Т.Я. Вертикальный контекст восприятия: (несобствено-прямая речь в составе СФЕ) // Studia Linguistica.- Слово, предложение и текст как интерпретирующая система. СПб., 1999.- Вып. 8.- С. 178184.

89. Кукуева Г.В. Речевая партия повествователя как элемент диалога «Автор читатель» в собственно рассказах В.М. Шукшина: Автореф. дис. .канд. филол. наук,- Барнаул, 2001.- 17 с.

90. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учебн. пособие для пед. ин-ов по спец. № 2103 «Иностр. языки».- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.

91. Леонтович Н.Я. Синонимия некоторых видовременных форм английского глагола и их стилистические функции: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1970.- 28 с.

92. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Вопросы методологии литературоведения / Под ред. А.С. Бушмина.- М.- Л., 1966.- С.142-169.

93. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.- М.: Наука, 1979.352 с.

94. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение.- СПб.: Алетейя, 1997.- 508 с.

95. Лихачева Л.Н. Языковые сигналы повествовательной точки зрения в различных формах описания // Язык и стиль английского художественного текста.- Л., 1977.- С. 46-54.

96. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993).- СПб.: Искусство, 1998.- 702 с.

97. Луначарский А.В. О «многоголосности» Достоевского: (по поводу книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского») // Михаил Бахтин. Pro et contra. Серия «Русский путь».- СПб.: Изд.-во РХГИ, 2001.-Том 1.-С. 161-184.

98. Макрова B.C. Временные отношения плана прошедшего в английском языке: (лексико-грамматический аспект): Дис. .канд. филол. наук.-М., 1991.-220 с.

99. Марова Н.Д. Некоторые вопросы лингвостилистической интерпретации текста: (проблемы перспективы повествования): Дис.канд.филол. наук.- М., 1968.- 350 с.

100. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. коллегия Б.Ф. Егоров и другие.- Л.: Наука, 1974.-С. 121-142.

101. Милейковская Г.М. О соотношении объективного и грамматического времени // Вопросы языкознания.- 1956.-№5.- С.75-79.

102. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке.- М.: Наука, 1990.- 132 с.

103. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике.-М.: Наука, 1977.- 192 с.

104. Москальская О.И. Грамматика текста.- М.: Высшая школа, 1981.183 с.

105. Мотылева Т.Д. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. коллегия Б.Ф. Егоров и другие.- JL: Наука, 1974.- С.186-200.

106. Юб.Мурьянов М.Ф. Время: (понятие и слово) // Вопросы языкознания.-1978.-№2.- С. 52-67.

107. Нуртазина М.Б. Таксисные ситуации типа «предшествование следование» в высказывании с формами прошедшего времени современного русского языка // Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания: Сб. науч. ст.-JI., 1985.- С.73-89.

108. Одинцов В.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог.- М.: Наука, 1973.- 104 с.

109. Одинцов В.В. Стилистика текста.- М.: Наука, 1980.- 263 с.

110. ПО.Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени ивида в русском языке. Семантика нарратива.- М.: Языки русской культуры, 1996.- 464 с.

111. Ш.Плоткин В.Я. Строй английского языка: Учебн. пособие для ин-ов и фак. ин.яз.- М.: Высшая школа, 1989.- 239 с.

112. Полташевская Е.С. Особенности употребления видовременных глагольных форм в несобственно-прямой речи в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.-Львов, 1970.- 27 с.

113. Потаенко Н.А. К языковому освоению временной структуры действительности // Вопросы языкознания.- 1984.- №6.- С. 43-54.

114. Потаенко Н.А. Время в языке: (опыт комплексного описания) // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой.- М.: Индрик, 1997.-С. 113-121.

115. Райхенбах Г. Философия пространства и времени.- М.: Прогресс, 1985.- 344 с.

116. Резник И.В. Функционально-семантическое поле темпоральности: логико-семантическая категория и способы ее языкового выражения: Дис. .канд. филол. наук.- М., 1988.- 178 с.

117. Ржевская Н.Ф. Изучение проблемы художественного времени в зарубежном литературоведении // Вестник МГУ.- 1969.- №5.- С.42-54.

118. Рудометкина М.И. Слова категории времени: (на материале английского языка): Дис. . канд. филол. наук.- Киев, 1972.- 233 с.

119. Рудь И.Д. Цукерман И.И. О пространственно-временных преобразованиях в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. коллегия Б.Ф. Егоров и другие.- Л.: Наука, 1974,- С. 262-274.

120. Рябова М.Ю. Проблема временной референции и её философское истолкование // Studia Linguistica.- СПб.: Образование, 1995а.- С.12-19.

121. Рябова М.Ю. Временная референция в английском языке: Дис. . док. филол. наук.- СПб., 1995.- 459 с.

122. Сакварелидзе Н.И. Структурно-композиционные формы изображения художественно трансформированной внутренней речи: (на материале английской и американской литературы 20 в.): Дис. . канд. филол. наук.- Тбилиси, 1975.- 215 с.

123. Салькова М.А. Темпоральная репрезентация английского дискурса: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: МЛУ,1999.- 29 с.

124. Сергеева Ю.М. Внутренний диалог как языковое явление и как литературно-художественный прием: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1996.- 16 с.

125. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление.- М.: Наука, 1988.- 244 с.

126. Сивохина Н.Г. Морфолого-семантические средства выражения категорий времени и пространства и их стилистическая значимость в тексте: (на материале английской и американской художественной литературы XX в.): Дис. . канд. филол. наук.- М., 1982.- 223 с.

127. Сильман Т.И. Эволюция повествовательного стиля Т. Манна // Языковой стиль Томаса Манна.- JL: Изд.-во ЛГПУ, 1973.- Вып. 2.- С. 342411.

128. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики.-СПб, 2000.- 201 с.

129. Смирницкий А.И. Морфология английского глагола.- М.: Изд.-во литры на ин. яз., 1959.- 440 с.

130. Современный английский язык. Слово и предложение.- Иркутск, 1997.-214 с.

131. Сосновская В.Б. Аналитическое чтение: Учеб. пособие для ин-ов и фак. ин. яз.- М.: Высшая школа, 1974.- 184 с.

132. Спиноза Б. Приложение, содержащее метафизические мысли // Избран. произведения.- В 2 т.- М., 1957.- Т1.- 278 с.

133. Спицина Ю.В. Приемы и функции семантизации хронотопов в поэтике мифологизма Т.С. Элиота // Studia Linquistica. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы.- СПб., 1999.- Вып.8.- С. 362368.

134. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.-311 с.

135. Стопочева-Мойер А.Ю. Время в контексте языка и культуры: минимальные единицы членения.- М.: Макс Пресс, 2000.- 51 с.

136. Тихонова В.В. Актуализация темпоральных отношений в событийной ситуации: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Барнаул, 2002.- 19 с.

137. Труфанова И.В. Прагматика НПР.- М.: Прометей, 2000.- 569 с.

138. Тураева З.Я. Время художественное и время грамматическое // Стилистика романо-германских языков.-Л., 1972.- С. 124-142.

139. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: (на материале английского языка).- М.: Высшая школа, 1979.-219 с.

140. Тураева З.Я. Лингвистика текста: Текст: структура и семантика: Учебн. пособие для пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. языки».- М.: Просвещение, 1986.- 126 с.

141. Уитроу, Джон. Естественная философия времени.- М., 1964.- 64 с.

142. Урнов Д.М. Литературное произведение в оценке англо-американской «новой критики».- М.: Наука, 1982.- 262 с.

143. Успенский Б.А. Поэтика композиции.- М.: Искусство, 1970.- 224 с.

144. Успенский Б.А. Поэтика композиции.- СПб.: Азбука, 2000.- 348 с.

145. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности или Интертекст в мире текстов.- М.: Агар, 2000.- 280 с.

146. Фаулз Джон. Кротовые норы.- М.: Махаон, 2002.- 640 с.

147. Фейербах Л. Эвдемонизм // Избран, философ, произведения. В 2 т.-М., 1955.-Т1.- 601 с.

148. Филина К.В. Исследование презенса английского глагола: (в сопоставлении с презенсом русского глагола): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1975.- 22с.

149. Фок В.А. Теория пространства, времени и тяготения.- М.: Физматиз, 1961.- 563 с.

150. Чагаян З.С. Грамматическая категория времени: (опыт системного анализа): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Ереван, 1982.- 24 с.

151. Чередниченко В.И. Художественная специфика временных отношений в литературном произведении // Контекст: 1987.- М.: Наука, 1988.- С. 140-174.

152. Чернейко JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки.- 1994.- №2.- С. 58-71.

153. Чернухина И.Я. Речевое воплощение художественного времени // Вопросы стилистики: Сб. науч. тр.- Саратов: Изд.-во СГУ, 1984.- Вып. 191.- С. 3-19.

154. Чернышева В.Н. Употребление Past Continous со стилистическими заданиями в языке современной художественной литературы: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: МГПИ, 1971.- 29 с.

155. Чудаков А.П. Поэтика Чехова.- М.: Наука, 1971.- 290 с.

156. ИГабес В.Я. Событие и текст.- М.: Высшая школа, 1989.- 175 с.

157. Шабликова Н.П. Аспект «точки зрения» в нарративной типологии // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лин-гводидактики: Материалы научной конференции 26-28 марта 1994.-М.: МПКИ, 1994.- С. 157-160.

158. Шаламов Ю.В. Очерки по типологии грамматических категорий имени существительного и глагола русского и английского языков: Учебн. пособие.- Ижевск: Изд-во Удмуртского ГУ, 1987.- 125 с.

159. Шарапова Ю.В. Несобственно-прямая речь в функционально-коммуникативном и структурно-семантическом аспектах: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- СПб., 2001.- 21 с.

160. Шендельс Е.И. Грамматические средства полифонии в тексте художественного произведения // Лингвостилистические проблемы текста: Сб. науч. трудов МГПИИЯ.- М., 1980.- Вып. 158.-С. 143-155.

161. Шендельс Е.И. Роль перспективы в грамматике // Иностранные языки в школе.- 1990.- №4.- С. 54-58.

162. Шкловский В.Б. О теории прозы.- M.-JI.: Круг, 1925.- 189 с.

163. Шопенгаур А. Мир как воля и представление,- Минск: Попурри, 1998.- 683 с.

164. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка: Фактор человека в языке: Учебн. пособие.- М.: МГИМО, 1996.- 254 с.

165. Штофф В. Роль моделей в познании.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1963,- 128 с.

166. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике,- М.: Наука, 1974.- 255 с.

167. Эйнштейн А. Работы по теории относительности (1905-1920).- Собр. науч. трудов,- В 4-х т.- М.: Наука, 1965,- Т.1.- 700 с.

168. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах.- СПб.: Symposium, 2002,- 285 с.

169. Юрченко B.C. Реальное время и структура языка: (к философии языкознания) // Вопросы языкознания,- 1993,-№3,- С.36-48.

170. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия).- М.: Гнозис, 1994.- 344 с.

171. Ярмоленко Г.Г. Типы и функции изображенной внутренней речи в современной англоязычной прозе: Дис. . канд. филол. наук.- Одесса, 1982,- 208 с.

172. Allerton, D. Essentials on Grammatical Theory.- London, 1979.- 310 p.

173. Booth, W.C. The Rhetoric of Fiction.- Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1968.-455 p.

174. Bull, W. Time, Tense and the Verb. A Study in Theoretical and Applied Linguistics, with Particular Attention to Spanish.- Los Angeles, Berkeley: Univ. of California Publications in Linguistics, I960.- Vol. 19.-120 p.

175. Chafe, W. Discourse, Consciousness and Time.- London: The University of Chicago Press, Ltd., 1994.- 327 p.

176. Comrie, B. Aspect. Cambridge Textbooks in Linguistics.- Cambridge: Cambridge Univer. Press, 1976.- 142 p.

177. Comrie, B. Tense. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985.- 139 p.

178. Crystal, D. Specification and English Tenses // Journal of Linguistics. -1971.- №2.- P. 45-56.

179. Dolezel, L. Narrative Modes in Czech Literature.- Toronto: Univ. of Toronto Press, 1973.- 152 p.

180. Fowler, R. Literature and Social Discourse: The Practice of Linguistic Criticism.- London: Batsford Acad, and Educat. ltd, 1981.- 215 p.

181. Fauconnier, G. Quantification, Roles and Domains // Meaning and Mental representation / Ed. by U. Eco, M. Santambrogio. P. Violi.- Bloomington, Indianapolis, 1988.- P.61-80.

182. Fauconnier, G. Domains and Connections // Cognitive Linguistics.- 1990.-Vol. 1.-P.151-174.

183. Fauconnier, G., Sweetser, E. Cognitive Links and Domains: Basic Aspects of Mental Space Theory // Spaces Worlds and Grammar.- Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.- P. 1-27.

184. Fauconnier, G., Turner M. Principles of Conceptual. Integration // Discourse and Cognition. Bridging the Gap / by Jean-Pierre Koenig.- Stanford, California: CSLI Publications, 1989.-P.269-283

185. Fauconnier, G., Turner M. Blending as a Central Process of Grammar // Conceptual Structure, Discourse, and Language / Ed. by Adele Goldberg.-Stanford: Center for the Studying of Language and Information, 1996.-P.l 13-129.

186. Hasan, R. Lingustics, Language and Verbal Art.- Oxford: Oxford University Press, 1989.- 124 p.

187. Hatch, E. M. Psycholinguistics: A second Language Perspective.- Rowley, Massachusetts: Newbury House Publications, Inc., 1983.- 266 p.

188. Hirtle, W. H. Time, Aspect and the Verb.- Quebec: Les Press De L'Universite Laval, 1975.- 149 p.

189. Jay, M. Experience without a Subject: Walter Benjamin and the novel // Cultural Semantics. Keywords of our time.- Amherst: Univ. of Massachusetts Press, 1998.-215 p.

190. Jespersen, О. A Modem English Grammar on Historical Principles. Time and Tense. Syntax.- Heidelberg, 1931.- Vol.3.- Part 4.- 400 p.

191. Ladin, J. Fleshing out the Chronotope // Critical Essays on Mikhail Bak-htin / Ed. by Caryl Emerson.- N.Y.: G.K. Hall and Co, 1999.- P. 213-240.

192. LakofF, G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about our Mind. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1987.- 614 p.

193. Leech, G. N. Explorations in Semantics and Pragmatics.- Amsterdam: Benjamins, 1980.- 133 p.

194. Loveday, S. The Style of John Fowles: Tense and Person in the First Chapter of Daniel Martin // The Journal of Narrative Technique.- 1980.-Vol. 10.-№3.-P. 198-204.

195. Lubbock, P. The Craft of Fiction.- New York: Viking Press, 1957,- 274 p.

196. Lyons, J. Language, Meaning and Context.- Suffolk: Bungay, 1981.-250 p.

197. Lyons, J. Introduction to Theoretical Linguistics.- New York: Cambridge Univ. Press, 1969.- 519 p.

198. Mc Cawley, J. Tense and Time reference in English // Studies in Linguistic Semantics.-N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1971.- P. 97-115.

199. Morson, G.S., Emerson, C. Mikhail Bakhtin. Creation of a Prosaic // Polyphony and the Dialogic Sense of Truth.- N.Y., 1999 a.- P.138-265.

200. Morson, G.S. Bakhtin, Genres and Temporality // Critical Essays on Mikhail Bakhtin / Ed. by Caryl Emerson.- N.Y.: G.K. Hall and Co., 1999.-P.179-181.

201. Mushin, I. Viewpoint Shifts in Narrative // Discourse and Cognition. Bridging the Gap / Ed. by Gean-Pierre Koenig.- Stanford, California: CSLI Publications, 1998.- P. 323-336.

202. Needham, P. Temporal Perspective. A Logical Analysis of Temporal Reference in English.- London, 1975.- 122 p.

203. Palmer, F. Grammar. Harmondsworth: Penguin Books, 1984.- 205 p.

204. Rosch, E. Cognitive Representations of Semantic Categories // Journal of Experimental Psychology: General.- 1975.- Vol. 104.- №3.- P.192-233.

205. Sanders, J., Redeker G. Perspective and the Representation of Speech and Thought in Narrative Discourse // Space Worlds and Grammar.- Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.- P.291-317.

206. Sheffer, J. The Progressive in English // North-Holland Linguistic Series / Ed/ by S.C. Dik, J.G. Kooij.- Amsterdam: North-Holland Publishing Co., 1975.-397 p.

207. Shiffrin, D. Tense Variation in Narrative // Language.- Pennsylvania: Univ. of Pennsylvania, 1981.- Vol.57.- №1.- P. 45-61.

208. Simpson, P. Language, Ideology and Point of View.- London and New York: Routledge, 1993.- 198 p.

209. Stevens, H. B. Patterned Aimlessness. Iris Murdoch's Novels of the 1970s and 1980s.- Athens and London: The University of Georgia Press, 1995.306 p.

210. Sweet, H. A New English Grammar.- Part 2.- Oxford: Clarendon, 1958.250 p.

211. Vet, C. The Temporal Structure of Discourse: Setting, Change, and Perspective // Discourse, Pragmatics and the Verb. The Evidence from Romance / Ed. S. Fleishman and L.R. Waugh.- London-N.Y.: Routledge.- P. 7-25.

212. Wierzbicka, A. Semantics, Culture and Cognition: Universal Human Concepts on Culture Specific Configurations.- N.Y.: Oxford Univ. Press, 1992.- 487 p.

213. Список источников иллюстративного материала

214. Faulkner, William. Intruder in the Dust.- N.Y.: Random House, 1949.- 188 p.

215. Faulkner, William. The Sound and the Fury.- N.Y.: A Division of Random House, 1954.-427 p.

216. Faulkner, William. Go down, Moses.- N.Y.: Vintage Books. A Division of Random House, 1973.- 383 p.

217. Faulkner, William. Absalom, Absalom!- N.Y.: Vintage Books. A Division of Random House, Inc, 1990.- 313 p.

218. Faulkner, William. Sartoris.- N.Y. and Scarborough, Ontario: The New American Library, 1992.- 319 p.

219. Fowles, John. The French Lieutenant's Woman.- Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1969.- 473 p.

220. Fowles, John. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. Moscow: Progress Publishers, 1980. 246 p.

221. Fowles, John. The Magus.- N.Y.: A Laurel Book, Dell publishing Co, Inc., 1985.- 668 p.

222. Golding, William. The Two Deaths of Christopher Martin.- N.Y.: Harcourt, Brace and Co., 1956.- 208 p.

223. James, Henry. The American.- N.Y. and Scarborough, Ontario: The New American Library, 1963.- 333 p.

224. James, Henry. What Maisie Knew.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1966.- 248 p.

225. James, Henry. Short Stories.- M.: Высшая школа, 1982.- 168 p.

226. James, Henry. The Princess Casamassima. The Tragic Muse. The Reverberator. N.Y.: The Library of America, 1989.- 1255 p.

227. James, Henry. The Bostonians. -N.Y.: Vintage Books. The Library of America, 1991.-419 p.

228. James, Henry. The Turn of the Screw.- N.Y.: Dover Publications, Inc., 1991.87 p.

229. James, Henry The Portrait of a Lady.- N.Y.: Vintage Books. The Library of America, 1992.-610 p.

230. Joyce, James. Ulysses.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1968.- 719 p.

231. Joyce, James. Dubliners.-N.Y.: Dover Publications, Inc., 1991.- 152 p.

232. Joyce, James. A Portrait of the Artist as a Young Man. -N.Y.: Dover Publications, Inc., 1994.- 185 p.

233. Murdoch, Iris. The Black Prince.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd, 1975.-416 p.

234. Murdoch, Iris. Bruno's Dream.- L.: Triad / Panther Books, 1977.- 269 p.

235. Murdoch, Iris. Under the Net.- M.: Высшая школа, 1989.- 144 p.

236. Woolf, Virginia. Mrs. Dalloway.- M.: Менеджер, 2002.- 288 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.