Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике: на примере произведений Г.Л. Олди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Дворак, Максим Александрович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат наук Дворак, Максим Александрович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. К определению понятий художественный мир, жанр, конфликт
1.1. К понятию художественного мира.
Хронотоп, образный комплекс, сюжетно-событийная динамика
1.2. Проблема жанра. Жанровые разновидности романа.
К понятию фантастики
1.3. К понятию литературного конфликта. Типология конфликта
Глава II. «Мессия очищает диск»:
художественный мир, конфликт, жанр
2.1. Хронотоп, персонажный комплекс, предметная
символика, игровая модальность текстового пространства
2.2. Сюжет, конфликт
2.3. Жанровая идентификация
Глава III. «Дорога», «Сумерки мира»:
художественный мир, конфликт, жанр
3.1. Хронотоп, персонажный комплекс, символика
деталей, игровая модальность текстового пространства
3.2. Сюжет, конфликт
3.3. Жанровая идентификация
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики2009 год, кандидат филологических наук Гусарова, Анна Дмитриевна
Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: на материале русско- и англоязычных текстов2006 год, кандидат филологических наук Бочкова, Ольга Сергеевна
Художественный мир и его конструирование в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких 1980-х годов2015 год, кандидат наук Неронова Ирина Владиславовна
Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство2006 год, кандидат филологических наук Маркина, Надежда Валериевна
Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких2008 год, кандидат филологических наук Тельпов, Роман Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике: на примере произведений Г.Л. Олди»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день российская фантастика пользуется широкой популярностью и высоко ценится в определенных читательских и писательских кругах. Существует ряд писателей, благодаря которым российская научная фантастика приобрела классический статус. В первую очередь это, разумеется, Аркадий и Борис Стругацкие, Иван Ефремов, Владислав Крапивин, Кир Булычев, а если вернуться к истокам, то и Александр Беляев, Алексей Толстой, Александр Грин и другие. Большая часть произведений этих авторов попадают в ту же жанровую типологию, что и всемирно известные тексты Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка, Станислава Лема и других.
Произведения всех этих авторов являются устоявшимися в жанровом отношении феноменами, справедливо отнесенными к научной фантастике. Можно сказать, что в первую очередь эти произведения выполняли просветительскую функцию: знакомили широкий круг читателей с научными достижениями (причем не только в области технологии, астрономии и прочих прикладных наук, но и в психологии, социологии, экономике...).
В большинстве случаев в подобных произведениях авторы зашифровывали важные на тот момент (а зачастую и на сегодняшний день -сохранение актуальности с течением времени в том числе позволяет отнести подобную прозу к категории классической) коды и символы, которые читателю предстояло разгадать. Иными словами, авторы не только доносили какую-то мысль до читателя, но и заставляли его думать о прочитанном и экстраполировать размышления о выдуманном на реальную жизнь.
Подобное стремление сыграло с писателями злую шутку: позднее творчество братьев Стругацких отличается не только более мрачной художественной атмосферой, но и связано с серьезными трудностями в издании: долгое время такие романы как «Гадкие лебеди» (написанный в 1967 г., нелегально опубликованный в ФРГ в 1972 г., а в СССР - в 1987 г.),
«Град обреченный» (написанный в 1972 году, впервые напечатанный в 1988-1989 гг.) и другие издательства просто отказывались печатать1.
Однако к сегодняшнему дню в результате перемен, произошедших в России в результате перестройки, ситуация коренным образом изменилась. На авансцену литературного процесса вышла массовая литература: «множество популярных произведений, рассчитанных на читателей с нетребовательным литературным вкусом, не приобщенных к высшим достижениям художественной культуры» .
Непременными атрибутами подобной литературы стали: яркая обложка для привлечения внимания; незамысловатый сюжет как необходимая составляющая текста; примитивные способы воздействия на эмоции читателя; а также объединение разных произведений в циклы и авторские или издательские проекты - очень распространенная на сегодняшний день практика. Логично предположить, что подобная литература пользуется спросом, поскольку в создании и поддержании таких проектов задействуются большие издательские ресурсы, которым требуется окупаемость и прибыльность.
Распад Советского Союза привел к резкому развитию рыночной экономики, то есть практически стопроцентной коммерциализации издательских процессов, а также к значительному упрощению издательской политики. Подобные условия стали благодатной почвой для развития феномена массовой развлекательной литературы (отметим, что термины «массовый» и «развлекательный» не являются эквивалентными, при том что в литературе они сопутствуют друг другу в большинстве случаев).
Функция литературы Советского Союза - также массовой по ряду признаков: тиражность и распространенность среди различных слоев
1 См. подробнее: 1) Володихин Д.М., Прашкевич Г.М. Братья Стругацкие. Жизнь Замечательных людей. - М.: Молодая Гвардия, 2012. - 352 е.; 2) Скаландис А. [Молчанов A.B.] Братья Стругацкие. - М.: ACT, АСТ-Москва, 2008. - 704 с.
2 Белокурова С.П. Массовая литература. // Словарь литературоведческих терминов. - СПб., 2007. - С. 107.
населения в том числе, - предмет очень подробного исследования, невозможного в рамках данной диссертационной работы. Что же касается развлекательной литературы в новой России, то изначально она развивалась хаотично, но сегодня прослеживается явная система, главные черты которой описаны выше.
Фантастические произведения одними из первых попали в типологию массовой развлекательной литературы. В результате сегодня практически невозможно найти тексты, соответствующие классическому пониманию фантастики, а если таковые и встречаются, то их можно считать отмеченными печатью эпигонства. Если в советской научной фантастике (а также в зарубежной, переведенной на русский язык в эпоху СССР) доминировала не развлекательная, но просветительская и даже воспитательная и идеологическая функции, то в постсоветский период развлекательная функция вышла на первый план и стала доминировать с большим отрывом от всех прочих: читатели хотели «хлеба и зрелищ».
Очень быстро соответствующая литература - яркая, даже кричащая, простая и доступная с точки зрения содержания - стала доминировать. Отсюда пошло стойкое убеждение, что фантастические произведения - в широком понимании этого термина - безнадежно далеки от серьезной литературы и таковой считаться не могут.
Во многом эти замечания были справедливы в 1990-х годах, во многом они справедливы и сегодня, если судить по содержанию большинства книг под яркой обложкой на книжных полках. Однако среди потока массовой литературы, генетически связанной с научной фантастикой, регулярно встречаются «жемчужины» - тексты фантастического характера, задуманные авторами не только как развлекательные, но и как просвещающие читателя, заставляющие его думать. Причем данное явление сегодня едва ли можно назвать редким: такими чертами обладают книги Владимира Васильева, Марины и Сергея Дяченко, Сергея Лукьяненко, Вадима Панова, Вячеслава Рыбакова (одного из учеников братьев
Стругацких, известного также под псевдонимом Хольм ван Зайчик) и некоторых других.
Одно из самых ярких имен в этом перечне - имя Генри Лайона Олди. Под этим псевдонимом с самого начала совместной творческой деятельности работают писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Согласно информации с их официального сайта, «Дмитрий Громов и Олег Ладыженский пишут в соавторстве с 13 ноября 1990 г.»3 В псевдониме зашифрованы имена и фамилии писателей: изначально Г.Л. Олди был полной «версией» псевдонима, и инициалы обозначали первые буквы фамилий: Громов и Ладыженский, а «фамилия» Олди - имен Олег и Дима. Однако издательская политика обязала писателей «расшифровать» инициалы, и в результате возник Генри Лайон Олди.
Согласно той же биографической справке, Олег Ладыженский начал писать фантастические произведения сразу в соавторстве, тогда как Дмитрий Громов «фантастические произведения регулярно пишет с 1976 г.»4, то есть с 13 лет (писатели родились с разницей в неделю в марте 1963 года).
Авторы являются признанными в писательской среде: ежегодно они получают престижные литературные награды на фантастических конвентах и других литературных фестивалях: «Роскон», «Басткон», «Серебряная стрела» и другие. При этом «в апреле 2006-го года, на прошедшем в Киеве международном всеевропейском конвенте научной фантастики "Еврокон", по результатам голосования национальных делегаций 22-х стран Европы Г.Л. Олди были признаны лучшими писателями-фантастами Европы 2006 года»5.
Объект нашего исследования составляют произведения этих авторов как характерный пример современной русскоязычной прозы,
3 Громов Дмитрий Евгеньевич и Ладыженский Олег Семенович (Генри Лайон Олди). Биографическая справка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldie.ru/ru/authors/2009-09-22-04-28-24.html
4 Там же.
5 Там же.
генетически связанной с научной фантастикой: «Мессия очищает диск» (1996 г.), «Дорога» (1994 г.) и «Сумерки мира» (1993 г.). По мере необходимости мы обращались и к другим романам Г.Л. Олди. На наш взгляд, данные тексты отличаются наибольшей репрезентативностью с точки зрения всех инноваций и изменений, характерных для современной художественной фантастики.
Выбирая конкретный материал для исследования, мы стремились выявить «точку отсчета» в художественных поисках Г.Л. Олди. По нашему мнению, это романы «Дорога» и «Сумерки мира». Также мы попытались вычленить одну из кульминационных «точек сборки» философских и сюжетно-жанровых идей названных авторов. На наш взгляд, это роман «Мессия очищает диск», в котором наглядно прослеживается уже сформированный и хорошо узнаваемый авторский стиль и который, по нашему мнению, отражает один из интереснейших векторов художественных поисков современных российских писателей.
Важно заметить, что определить финальные координаты творчества Г.Л. Олди не представляется возможным, даже в отдаленной перспективе. Так, за время работы над данным диссертационным исследованием под именем Г.Л. Олди было издано как минимум пять новых произведений: роман «Циклоп» (2012 г.); роман «Крепость души моей» (2013 г., в соавторстве с А. Валентиновым); роман «Шерлок Холмс против марсиан» (2014 г.); а также два романа из цикла «Ойкумена» (каждый - в трех книгах) «Дикари Ойкумены» (2013-2014 гг.) и «Побег на рывок» (2014-2015 гг.). Очевидно, что писатели сохраняют тенденцию к написанию сравнительно большого количества текстов в течение короткого времени, что является явным признаком массовой литературы.
Также отметим тот факт, что в большинстве случаев писатели работают с циклами (внециклические романы вроде «Мессии очищает диск» - скорее исключение в их библиографии). Циклизация, как известно, также является характерным признаком массовости.
При этом романы Г.Л. Олди продолжают издаваться (и переиздаваться) сравнительно высокими тиражами (от 3000 экземпляров в первой партии), переводиться на иностранные языки (включая английский), а также активно обсуждаться на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях. Это говорит о том, что несмотря на большое количество создаваемых текстов, авторам удается сохранить их высокое качество, что не
соответствует современному пониманию массовой литературы.
* * *
Фантастическая литература неоднократно становилась объектом внимания исследователей-литературоведов. Одной из наиболее значимых работ в данной сфере мы считаем теоретический труд Цветана Тодорова «Введение в фантастическую литературу» (1970 г.).
Изучая литературоведческие работы в области фантастики, можно отметить повышенный интерес исследователей, во-первых, к лингвистическим особенностям фантастической литературы, в частности, исследования С.Г. Иняшкина «Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины XX в.» (М., 2013 г.), Г.Д. Стасива «Русский научно-фантастический дискурс XX в. как лингвориторический конструкт» (Сочи, 2010 г.), P.E. Тельпова «Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких» (М., 2009 г.).
Во-вторых, отметим очевидный интерес к англоязычной фантастической литературе - ей посвящены работы (помимо уже упомянутого С.Г. Иняшкина) Т.А. Балашовой «Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: на материале научно-фантастического романа Великобритании» (Балашов, 2003 г.), О.С. Бочковой «Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: на материале русско- и англоязычных текстов» (Саратов, 2006 г.), Н.Е. Булаевой «Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: на материале художественных произведений XX века» (Тула, 2005 г.),
И.К. Дмитриенко «Феномен психоделики в творчестве Филиппа Дика» (М., 2010).
В-третьих, из российских фантастов наибольший интерес для исследователей представляют братья Стругацкие - их творчеству посвящено большое количество работ, в том числе (помимо названной выше работы P.E. Тельпова) исследования A.B. Кузнецовой «Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг.» (М., 2004 г.), В.В. Милославской «Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма» (Ставрополь, 2008 г.), В.В. Рожкова «Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких» (Новосибирск, 2007 г.).
Можно сказать, что в целом заметна концентрация исследователей на отдельных аспектах эстетики и поэтики фантастических произведений. В вышеупомянутых работах это: категории пространства, времени, модальности; язык и стиль; смеховой аспект; эстетические стратегии постмодернизма... Примерами подобной тенденции могут служить также работы Т.В. Тимошенко «Научная фантастика как социокультурный феномен» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), А.Н. Фетисовой «Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна» (Ростов-на-Дону, 2008 г.), Е.В. Цветкова «Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности» (М., 2009 г.).
Если рассматривать подобный подход как характерную тенденцию в изучении фантастической литературы, то можно предположить, что на сегодняшний день данная сфера слишком широка и недостаточно систематизирована.
Также, несмотря на обилие исследований в данной области, по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов. Одним из самых главных можно считать вопрос жанровой идентификации современных фантастических произведений.
Стремясь заполнить лакуны в научном изучении фантастического жанра, многие писатели-фантасты пишут публицистические работы по данному направлению. При этом они в большинстве случаев не являются профессиональными литературоведами.
Так, Сергей Лукьяненко, будучи начинающим писателем, регулярно писал заметки на тему фантастики. Наиболее известной можно считать статью «Фантастика пути, или Куда идти?»6 от 1995 года. Также среди его публицистических работ числятся: статья о творчестве В.П. Крапивина «Ушибленные одиночеством» (1994 г.); рецензия на фантастический фильм «Матрица», переходящая в рассуждение о литературе и о реальности, под
о
названием «Матрица, ноябрьский путч» (2003 г.); а также ряд предисловий и комментариев к фантастическим сборникам, переизданиям классики и проч.
Другой писатель-фантаст, Андрей Лазарчук, в 2007 году выпустил антологию фантастических произведений «Предчувствие шестой волны»9, которая основана на понимании и донесении до читателя концепции «волн» фантастической литературы. Согласно ей, первая «волна» пришлась на 1920-е годы, пятая - на 1990-е и 2000-е. Можно было бы назвать это маркетинговым ходом, если бы под словами «такой фантастики у нас еще не было!» не стояла соответствующая работа по изучению фантастики, которая все-таки была.
Наконец, сами Д.Е. Громов и О.С. Ладыженский, пишущие под общим псевдонимом Г.Л. Олди, известны не только своими художественными текстами, но и многочисленными выступлениями и мастер-классами, а также статьями. Основные материалы были собраны
6 Лукьяненко C.B. Фантастика пути, или Куда идти? // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/books/fantastika_puti.htm
7 Лукьяненко C.B. Ушибленные одиночеством // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/books/ushiblennye_odinochestvom.htm
8 Лукьяненко C.B. Матрица, ноябрьский путч // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/books/matrix3.htm
9 Лазарчук А.Г. Предчувствие шестой волны. Антология / сост. Лазарчук А.Г. -СПб.: Амфора, 2007. - 736 с.
и
авторами и изданы книгами «Десять искушений»'0 (2012 г., в соавторстве с А. Валентиновым) и «Призрак японского городового»77 (2014 г.).
Предмет нашего исследования вынесен в заголовок работы: это художественный мир Г.Л. Олди, который включает в себя конфликтологический и жанровый аспекты.
Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:
1. На сегодняшний день специфика современной русской фантастической литературы проработана недостаточно глубоко с научной точки зрения: крайне мало профессиональных литературоведов посвящают свои работы данному виду прозы. Как уже было сказано, из-за недостатка теоретического осмысления этого явления сами авторы пытаются восполнить этот пробел, теоретически рефлексируя над своими произведениями и текстами своих коллег.
Некоторые исследователи отмечают тенденцию обострения исследовательского интереса к литературе «второго ряда». Е.В. Никольский замечает: «В настоящее время происходит отход литературоведения от так называемого классикоцентризма, в сферу внимания филологов попадают писатели, условно относимые ко второму ряду, обычно их именуют беллетристами, или представителями "второгоряда"»12.
2. В силу непрерывной трансформации современной фантастической литературы (в том числе в контексте ее массовости), общепринятая жанровая терминология и типология на сегодняшний день может оказаться несколько устаревшей. Ситуация усложняется тем фактом, что само понятие фантастического используется в совершенно разных значениях: как троп, как художественный прием, как направление... Безусловно, Цветан Тодоров внес
10 Валентинов А. [Шмалько A.B.] Олди Г.Л. Десять искушений. [Электронное издание]. - 2012. - 681 с.
11 Олди Г.Л. Призрак японского городового. [Электронное издание]. - 2014. -
154 с.
12 Никольский Е.В. Проза Всеволода Соловьева: проблемы творческой эволюции: автореф. дис. ... док. филол. н. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2014. - С. 3.
значительный вклад в систематизацию научного подхода к фантастике, однако он не коснулся современной фантастики в силу отсутствия этого явления на момент написания работы «Введение в фантастическую литературу» (1970 г.).
Таким образом, существующая терминология нуждается как минимум в адаптации, а как максимум - в серьезной трансформации. В частности, очевидна необходимость в разграничении самого понятия «фантастика» с различными функциями фантастического. Следовательно, решение проблемы жанра в аспекте категории фантастического имеет не только историко-литературную, но и теоретическую актуальность.
3. Также предпринятое исследование актуально по причине популярности данного вида художественной прозы среди широкой читательской аудитории, а также с учетом нередких включений просветительской функции в «обертку» развлекательной: когда качественная современная фантастика (в частности романы Г.Л. Олди) берет на себя -помимо развлекательной функции - функцию философско-просветительскую, то есть заставляет читателя задумываться как над глобальными проблемами о смысле бытия и месте человека во вселенной, так и над злободневными (такими, как личность и общество, культурная и общественно-политическая ситуация, социальные прогнозы на ближайшее будущее).
Цель исследования - выявить миромоделирующие, конфликтологические и жанровые черты произведений Г.Л. Олди в контексте общих типологических закономерностей российской фантастики современной формации.
Для ее достижения нам потребуется решить следующие задачи:
1. Представить точки зрения современных теоретиков литературы на проблемы, поднимаемые в работе, и на основании их анализа выработать методологический алгоритм исследования, определить теоретические понятия, необходимые для анализа и интерпретации произведений Олди,
связанные с категориями жанра (в том числе жанра научной фантастики), внутреннего мира произведения, художественного конфликта.
2. Проанализировать обладающие рядом однотипных характеристик художественные миры произведений Г.Л. Олди «Мессия очищает диск», «Дорога» и «Сумерки мира», а именно:
а) вычленить магистральные авторские установки, подразумевающие фантастическое допущение;
б) определить константные составляющие (пространственно-временные координаты, семиотически значимые предметные элементы);
в) провести функциональный анализ персонажного комплекса романов;
г) проанализировать динамические компоненты (такие как сюжет, конфликт), не упуская из виду взаимодействие иных элементов художественной системы;
д) провести жанровый анализ текстов в свете авторской установки (фантастических допущений).
3. На основании предшествующего анализа в заключении сопоставить произведения Г.Л. Олди с другими актуальными типологически схожими явлениями фантастической литературы последних десятилетий.
4. Уточнить жанровые координаты современной прозы, продолжающие линию развития классической научной фантастики.
Теоретико-методологическую основу данной исследовательской работы составляют труды по теории литературы, истории литературы, культурологи. В частности, при рассмотрении специфики художественного мира (пространства, времени, персонажного комплекса, событийной динамики и т.п.) мы опирались на работы М.М. Бахтина, М.М. Голубкова, Ю.В. Доманского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Никольского, И.Б. Роднянской, Н.В. Семеновой, Е.Б. Скороспеловой, Н.Д. Тамарченко, О.Р. Темиршиной, В.Н. Топорова, A.A. Ухтомского, Е. Фарино.
При исследовании жанровых категорий мы учитывали работы С.С. Аверинцева, А.Н. Веселовского, В.Г. Власова, В.М. Головко, B.JI. Гопмана, А.Б. Есина, E.H. Ковтун, H.JI. Лейдермана, М.Я. Полякова, В.Я. Проппа, Ц. Тодорова, Ю.Н. Тынянова, О.М. Фрейденберг, Л.В. Чернец и др.
Важным подспорьем для нас стали работы в сфере жанровых исследований Л.Г. Кихней. В частности, речь идет о предложенных ей в работе «К герменевтике жанра в лирике»73 концепциях исследования жанра, которые, безусловно, являются актуальными и в рамках данного исследования (см. подробнее первую главу настоящей работы) и обосновании понятия «доминирующей авторской установки», методологически релевантном при жанровом разграничении и жанровой идентификации нашего литературного материала.
Рассматривая собственно фантастическую литературу, мы обращались, в числе прочего, и к публицистическим работам Г.Л. Олди в этой области. В частности, для работы нами была использована предложенная писателями в статье «Допустим, ты - пришелец жукоглазый»^ концепция жанровых допущений, принятая среди писателей-фантастов.
Наконец, при работе с конфликтом в произведениях мы использовали научные труды А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, С.И. Кормилова, В.А. Светлова и В.А. Семенова, В.Е. Хализева и др. Однако бесценным подспорьем при работе именно с художественным конфликтом стала монография А.Г. Коваленко «Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века»/:>, в которой
13 Кихней Л.Г. К герменевтике жанра в лирике // Герменевтика литературных жанров / Под ред. проф. В.М. Головко. - Ставрополь, 2007. - С. 36-68.
14 Олди Г.Л. Допустим, ты - пришелец жукоглазый // Мир фантастики. - 2008. -№ 54. - С. 52-56.
15 Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - 496 с.
собраны и проанализированы ключевые концепции анализа конфликта в художественных произведениях.
В данной работе используется комплексная методология, предполагающая обращение к системно-типологическому сравнительно-историческому, структурно-семиотическому и интертекстуальному подходам.
Алгоритм нашего анализа в рамках «практических» глав данной диссертационной работы (второй и третьей) представляет собой исследование замкнутой системы взаимосвязанных элементов. Оговоримся, что порядок анализа произведения не соответствует хронологии их публикации: сначала нами будет рассмотрен одиночный относительно поздний роман «Мессия очищает диск» (1996 г.), и лишь затем - дебютные романы Г.Л.Олди из цикла «Бездна голодных глаз» (1991 г.).
Обоснованность подобного решения подтверждается тем, что роман, в отличие от цикла, является завершенным произведением. Безусловно, входящие в цикл произведения, как правило, также обладают некой завершенностью, однако одиночный текст обладает одной ключевой характеристикой - целостностью. Цикл автоматически подразумевает недосказанность в одном отдельно взятом тексте, тогда как одиночный роман в итоге собирается в законченную картину, заранее придуманную автором.
Эта причина особенно важна с учетом того, что авторская установка Г.Л.Олди во всех произведениях подразумевает создание гипотетического, изначально выдуманного мира [что отнюдь не является константой научно-фантастической литературы: см., например, роман братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» (1976 г.)]. Стоит отметить, что для всех миров Г.Л.Олди, вне зависимости от степени их фантастичности, свойственны явные - нарочно не скрываемые (более того - зачастую подчеркиваемые) писателями - аллюзии на те или иные реалии.
Учитывая неразрывную и прямую связь жанра с «доминирующей авторской установкой», последовательность анализа произведений Г.Л.Олди будет выглядеть следующим образом:
• вычленение магистральной авторской установки, подразумевающей фантастическое допущение гипотетического мира;
• вычленение и анализ статических константных составляющих гипотетического мира произведений Г. Л. Олди: в первую очередь пространственно-временных координат, семиотически значимых предметных деталей в этих мирах;
• функциональный анализ персонажного комплекса-,
• анализ динамических компонентов (в первую очередь сюжета и конфликта), то есть взаимодействи меняющих систему элементов;
• жанровый анализ, возвращающий нас к авторской установке.
Таким образом, предполагаемый алгоритм анализа предполагает
закольцованную (точнее, спиралевидную) структуру рассмотрения произведений, в которой все элементы так или иначе взаимодействуют друг с другом. Исходным посылом в каждом случае для нас будет доминирующая авторская установка на создание однозначно фантастического мира. Однако, добравшись в нашем исследовании до жанровых вопросов каждого произведения, мы увидим, что термин «научная фантастика» не совсем полно характеризует их (тогда как популярный термин «фэнтези» вовсе является ошибочным).
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русское фэнтези: на пути к метажанру2015 год, кандидат наук Хоруженко Татьяна Игоревна
Творчество А. Р. Беляева и традиции научно-фантастической прозы в русской литературе второй половины XX в.2021 год, кандидат наук Старцев Дмитрий Иванович
Цикл "В глубине Великого Кристалла" В.П. Крапивина: проблематика и поэтика2010 год, кандидат филологических наук Великанова, Екатерина Александровна
Жанровые трансформации в авантюрно-философской фантастике XX века2017 год, кандидат наук Козьмина, Елена Юрьевна
Научно-художественный синтез в рассказах И.А. Ефремова 1940-х гг.2012 год, кандидат филологических наук Мызникова, Екатерина Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дворак, Максим Александрович, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Олди Г.Л. Дорога. -М.: Эксмо, 1999.-416 с.
2. Олди Г.Л. Мессия очищает диск. - М.: Эксмо, 1997. - 480 с.
3. Ветхий и Новый Завет. - United Bible Societies - 1991. - 640 с.
4. Азимов А. Я, робот. - М.: Эксмо, 2006. - 1296 с.
5. Акунин Б. [Чхартишвили Г.Ш.] Квест. - М.: Астрель, 2010. - 608 с.
6. Акунин Б. [Чхартишвили Г.Ш.] Фантастика. - М.: Захаров, 2005. -368 с.
7. Борисова А. [Чхартишвили Г.Ш.] Креативщик. - М.: ACT, Астрель, 2009. - 352 с.
8. Борхес Х.Л. Коллекция: Рассказы, эссе, стихотворения / Пер. с испан. В. Кулагина-Ярцева. - СПб.: Северо-Запад, 1992. - 639 с.
9. Валентинов А. [Шмалько A.B.] Диомед, сын Тидея. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 640 с.
Ю.Ван Зайчик X. Дело жадного варвара. - СПб.: Азбука-классика, 2000. -288 с.
11. Ван Зайчик X. Дело лис-оборотней. - СПб.: Азбука-классика, 2001. -352 с.
12. Ван Зайчик X. Дело незалежних дервишей. - СПб.: Азбука-классика, 2001.-352 с.
13. Ван Зайчик X. Дело о полку Игореве. - СПб.: Азбука-классика, 2001. -416 с.
14. Васильев В.Н., Лукьяненко С.В. Дневной дозор. - М.: ACT, 2000. -448 с.
15. Воннегут К. Бойня номер 5, или крестовый поход детей / Пер. с англ. Р. Райт-Ковалева - М.: ACT, Астрель, 2010. - 224 с.
16. Воннегут К. Сирены Титана / Пер. с англ. М. Ковалева. - М.: ACT, 2008. - 320 с.
17. Дяченко М.Ю., Дяченко С.С. Vita nostra. -M.: Эксмо, 2007. - 448 с.
18. Кортасар X. 62. Модель для сборки / Пер. с испан. Е. Лысенко-М.: ACT, 2010.-320 с.
19. Лукьяненко C.B. Ночной дозор. - М.: ACT, 2006. - 384 с.
20. Лукьяненко C.B. Лабиринт отражений. - М.: ACT, СПб.: Terra Fantastica, 1997.-512 с.
21. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества / Пер. с испан. М. Былинкина-М.: АСТ,Астрель, Харвест, 2011. - 477 с.
22. Олди Г.Л. Тени моего города. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с.
23. Олди Г.Л. Герой должен быть один. - М.: ACT, СПб.: Terra Fantastica, 1996 - 624 с.
24. Олди Г.Л. Одиссей, сын Лаэрта. - М.: Эксмо, 2007. - 448 с.
25. Олди Г.Л. Ойкумена. Кукольник. - М.: Эксмо, 2006. - 384 с.
26. Олди Г.Л. Ойкумена. Куколка. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
27. Олди Г.Л. Ойкумена. Кукольных дел мастер. - М.: Эксмо, 2007. -416 с.
28. Олди Г.Л. Орден Святого Бестселлера. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
29. Олди Г.Л. Черный Баламут. - М.: Эксмо, 2010. - 928 с.
30. Олди Г.Л. Шерлок Холмс против марсиан. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 352 с.
31. Олди Г.Л. Urbi et orbi, или Городу и миру. Дитя Ойкумены. -М.: Эксмо, 2010.-352 с.
32. Олди Г.Л. Urbi et orbi, или Городу и миру. Королева Ойкумены. -М.: Эксмо, 2010.-352 с.
33. Олди Г.Л. Urbi et orbi, или Городу и миру. Изгнанница Ойкумены. -М.: Эксмо, 2011-416 с.
34. Панов В.Ю. Анклавы. - М.: Эксмо, 2009. - 1024 с.
35. Пелевин В.О. Желтая стрела. - М.: Вагриус, 1998. - 430 с.
36. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. - М.: Вагриус, 1998. - 400 с.
37. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. За миллиард лет до конца света. -М.: Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2008. - 1264 с.
38. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу. -М.: ACT, 2005.-331 с.
39. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Трудно быть богом. - М.: ACT, СПб.:Terra Fantastica, 2003. - 720 с.
40. Толкиен Дж. P.P. Властелин Колец. Трилогия / Пер. с англ. Д. Афиногенова, Т. Велимеева, К. Короле - М.: Эксмо, 2002. - 1670 с.
41. Хайнлайн Р. Звездный десант. - М.: Эксмо, 2007. - 1200 с.
42. Эко У. Имя розы / Пер. с итал. Е.А. Костюкович. - М.: Астрель, 2011. -672 с.
Литературная критика, теоретические, историко-литературные
и культурологические труды:
43. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. - Вып. 3. М.: Искусство, 1972. - С. 110-156.
44. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. - С. 104-116.
45. Агеносов В.В. Генезис философского романа. - М.: Изд-во МПГУ, 1986.- 129 с.
46. Аникина Ю.А. Специфика конфликта в художественном мире В.П. Крапивина: дис. ... канд. филол. н. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ, 2014.- 167 с.
47. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551с.
48. Анцупов А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. / Учебник для ВУЗов. - 3-е изд. -СПб. Литер, 2007. - 496 с.
49. Арбитман Р.Э. Сквозь призму грядущего // НФ: сборник научной фантастики / сост. В.Т. Бабенко. - 1985. - № 30. - С. 208-236.
50. Бардасова Э.В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких: автореф. дис. ... канд. филол. н. - Казань: Изд-во КГУ, 1995. - 23с.
51. Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: на материале научно-фантастического романа Великобритании: дис. канд. филол. н. - Балашов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского2003. - 188 с.
52. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр. сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косиковым - М.: Прогресс, Универс, 1989. -С. 98.
53. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. -1974.-№3.-С. 23-35.
54. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
55. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bahtin-hronotop.htm
56. Бахтин М.М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html
57. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. -2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
58. Березин В.Б. Фэнтези // Октябрь. - 2001. - № 6. - С. 185-188.
59. Библиотека гуманитарной и технической литературы. История. Римские войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telenir.net/istorija/rimskie_voiny_pod_znakom_marsa/plO.php
60. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. - Калинин: Изд-во КГУ, 1982. - 86с.
61. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. - М.: Советский писатель, 1981.- 400 с.
62. Борисов М.А. Происки жанра // Литературная газета - 1998. - №14. -С. 17.
63. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Учеб. пособ. -Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
64. Бочкова О.С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: на материале русско- и англоязычных текстов: дис. ... канд. филол. н. - Саратов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2006.-189 с.
65. Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор, мифология // Русская литература. - 1984. - № 3. - С. 55-74.
66. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература: Некоторые проблемы истории и теории жанра. - СПб.: Борей-Арт, 2000.- 402 с.
67. Брудный A.A., Демильханова A.M. Феномен двойника и «стадия зеркала» // Историческая психология и социология истории. - Т.2. -№2. - 2009. - С. 40-43.
68. Бугров В. Халымбаджа И. Фантастика в дореволюционной русской литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/9291/read
69. Булаева Н.Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: на материале художественных произведений XX века: дис. ... канд. филол. н. - Тула: Изд-во 2005. - 169 с.
70. Буртовая Е.В. Конфликтология. - М.: ИНИОН, 2002. - 509 с.
71. Былинский В.И. Опыт послесловия, или Аксиома существования // Дорога/ Олди Г.Л. - М.: Эксмо, 1999. - С. 398-411.
72. Валентинов А. [Шмалько А.В.], Олди Г.Л. Десять искушений. -[Электронное издание], 2012. - 681с.
73. Вейман Р. История литературы и мифология / Пер. с нем. О.Н. Михеевой. - М.: Прогресс, 1975. - 344с.
74. Великанова Е.А. О фольклорных истоках фантастических повестей Владислава Крапивина // «Мудрости боти имя подадеся...» Сборник статей к юбилею профессора С.М. Лойтер. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011.-С. 81-88.
75. Веселовский А.Н. Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса // Избранное. На пути к исторической поэтике -М.: Автокнита, 2010. - 688с.
76. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 649 с.
77. Владимирский В.В. Между мифом и легендой // Мессия очищает диск / Г.Л.Олди. - М.: Эксмо, 2004. - С. 500-506.
78. Володихин Д.М., Прашкевич Г.М. Братья Стругацкие. Жизнь Замечательных людей. - М.: Молодая Гвардия, 2012. - 352 с.
79. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1987. - 573 с.
80. Вяккерев Ф.Ф. Философия конфликта. Философские основания конфликтологии. Монография. - Владивосток: Изд-во ДВФ, 2004. -82с.
81. Гегель Г.В. Эстетика. Собр. Соч в 4 т-х томах: Т.1. - М.: Искусство, 1968.-328 с.
82. Головенкина Е.В. Поэтика Двоемирия в формировании художественной концепции личности у М.Ю. Лермонтова. - Томск: Изд-во ТГУ, 1997,- 18 с.
83. Гонгало Е.Ф. Концепция виртуальной реальности // Философия и социальные науки. - 2009. - № 6. - С. 34.
84. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина - М.: НПК Интелфак, 2001. -С.1161-1164.
85. Гране М. Китайская мысль. / Пер. с франц. В.Б. Иорданского. -М.: Республика, 2004. - 526 с.
86. Грешнев Д.В. К пониманию психологии внутриличностного конфликта: автореф. дис. ... канд. психол. н - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 22с.
87. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464с.
88. Громов Д.Е. 'Суд' над Олди. // ЛитМир - электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litmir.co/br/7b-=76114
89. Громов Дмитрий Евгеньевич и Ладыженский Олег Семенович (Генри Лайон Олди). Биографическая справка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldie.ru/ru/authors/2009-09-22-04-28-24.html
90. Громова О.Н. Конфликтология. - М.: Экмос, 2000. - 151 с.
91. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике. Книга для учащихся. - 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1991. - 158с.
92. Гуревич Г.И. Что такое фантастика и как ее понимать? // Литературная учеба. - 1981. - № 9. - С. 86-105.
93. Дворак Е.Ю. Религиозные и мифологические архетипы в детских романах-фэнтези К. Льюиса, Ф. Пулмана, Т. Крюковой // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Выпуск 2012 года. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2012. - С. 184.
94. Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию. Курс лекций. / Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.- С. 125-130.
95. Дмитриенко И.К. Русская постмодернистская проза в контексте литературной традиции романтизма // Ма1епа1у IX Mi$dzynarodowej
naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki -2013». Vol.20. Przemysl: Nauka i studia, 2013. S. 19-23.
96. Дмитриенко И.К. Традиции романтизма в произведениях русских постмодернистов. Монография. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2013.152 S.
97. Дмитриенко И.К. Феномен психоделики в творчестве Филиппа Дика // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2010 г. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2010. С.144-148.
98. Дойч М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. - 1997. - № 1. - С. 19-21.
99. Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении (Концепции и технологии): дис. ... д-ра психол. н. - М.: Изд-во ГУУ, 2004. - 395 с.
100. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука. - 2000 - 248 с.
101. Жданов И. «Бог» в свете постмодернизма // Знамя. - 1996. - № 7. -С. 16-18.
102. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранных трудов. - Л.: Наука. 1977. - 407 с.
103. Заиченко Н.У. Психология конфликта. Ч. 1: Психологические аспекты и возможности разрешения внутриличностных конфликтов. -М.: Изд-во МГУПС, 2000. - 40с.
104. Заиченко Н.У. Психология конфликта. Ч. 2: Психологические аспекты и возможности разрешения межличностных конфликтов. -М.: Изд-во МГУПС, 2000. - 60с.
105. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - 2-е изд. - М.: Academia, 2007. - 464с.
106. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). - Ростов-на-Дону: Молот, 1992 - С. 25.
107. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс. -1996.-317 с.
108. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход / Учебное пособие. - М.: Флинт, Наука, 2002.- 200 с.
109. Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература XX-XXI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/voplit/2007/3/iv7.html
110. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Русская книга, 1996. - 560 с.
111. Иняшкин С.Г. Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины XX в.: дис. ... канд. филол. н. -М.: Изд-во МГПУ, 2013. - 195 с.
112. Кагарлицкий Ю.Г. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. -1971.-№1.-С. 101-117.
113. Кагарлицкий Ю.В. Что такое фантастика? - М.: Художественная литература, 1974. - 346 с.
114. Каменецкий А. Олди ГЛ.: «Мы - дзен-уклонисты!». Интервью // Мессия очищает диск / Олди Г.Л. - М.: Эксмо, 2004. - С. 490-498.
115. Карпов В.А. К вопросу о жанровом определении фэнтези. - Мир литературы: Сборник научных трудов. - М.: Изд-во РУДН. - 2010. -С. 57-71.
116. Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Новый мир. - 1997. - №3. - С. 228.
117. Кисилева М.И. Творчество Рэя Брэдбери: Традиция и современный литературный контекст: автореф. дис. ... канд. филол. н. -Н. Новогород: Изд-во НПГУ им. М. Горького, 1993. -17 с.
118. Кихней Л.Г. К герменевтике жанра в лирике // Герменевтика литературных жанров / Под ред. проф. В.М. Головко. - Ставрополь: Изд-во СГУ; Ставроп. книж. изд-во, 2007. - С. 36-68.
119. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - 496 с.
120. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология: Структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX века: дис. ...д-ра филол. н. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 391 с.
121. Ковтун E.H. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). - М.: Изд-во МГУ, 1999.-308 с.
122. Ковтун E.H. Фантастика в эпоху постмодернизма: русская и восточно-европейская фантастическая проза последней трети XX столетия. - Славянский вестник. - 2004. - Вып. 2. - С. 498-511.
123. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М.: Современник, 1982. - 304 с.
124. Козер JI.A. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Пер. с англ.: A.A. Крашевский. - СПб.: Светлячок, 1999. - 163 с.
125. Козер JI.A. Функция социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой - М.:Идея-Пресс, 2008. - С. 34-111,147-167.
126. Козина Т.Н. Евангельские мотивы в новейшей русской прозе: проблема интертекстуальности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 2. -С. 216-219.
127. Колдун И. [Барановский В.] Классификация жанра фэнтези. -М.: ТЕРРАД997. - С. 211-220.
128. Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. -М.: Олимп, 2010.-349 с.
129. Кормилов С.И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина - М.: НПК Интелфак, 2001. -С. 753.
130. Кормилов С.И. Русская литература XX - XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Международной научной конференции. - М.: МГУ, 2004. - С. 335-338.
131. Коростылева H.H. Основы тендерной конфликтологии: Монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 192 с.
132. Косарева А.Б. Фантастическое: природа и функции // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.-С. 161-163.
133. Кошелев С.Л. К вопросу о жанровых модификациях романа в философской фантастике // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - С. 133-142.
134. Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р. Толкина, У. Голдинга, К. Уилсона 50-60-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина 1983.- 16 с.
135. Кузнецова A.B. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг.: дис. ... канд. филол. н. -М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 248 с.
136. Кун H.A. Мифы древней Греции. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с.
137. Лазарчук А.Г. Предчувствие шестой волны. Антология / сост. Лазарчук А.Г. - СПб.: Амфора, 2007. - 736 с.
138. Лахманн Р. Дискурсы фантастического. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 384 с.
139. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983. -407 с.
140. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. - М.: Академия, 2003. - 413 с.
141. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Вопросы специфики жанров художественной литературы. - 1974. -С. 7.
142. Лем С.С. Фантастика и Футорология. - М.: Восточная литература, 2000.-С. 304-305.
143. Леонов Н.И. Конфликтология. - 2-е издание. - М.-Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2006. - 232 с.
144. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Монография. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997. - 317 с.
145. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - №8. - С. 74-87.
146. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 5-146.
147. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд. -М.: Наука, 1979.-376 с.
148. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы: Постмодернизм: Учеб. пособ - Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 60 с.
149. Ломидзе Г. О правде жизни и о типическом в литературе // Дружба народов. - 1953.- №1.- С. 128.
150. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-480 с.
151. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. - 286 с.
152. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. - 624 с.
153. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.: Искусство-СПБ, 1994. - 670 с.
154. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, Изд. труп. Прогресс, 1992.-272 с.
155. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПБ, 1996. -846 с.
156. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Статьи по типологии культуры. - Тарту: Изд-во ТУ, 1973. -С. 144-154.
157. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования Заметки. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. -704 с.
158. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285.
159. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С. 325-348.
160. Лукьяненко C.B. Матрица, ноябрьский путч // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/-books/matrix3.htm
161. Лукьяненко C.B. Ушибленные одиночеством // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/-books/ushiblennye_odinochestvom.htm
162. Лукьяненко C.B. Фантастика пути, или Куда идти? // Русская фантастика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/lukian/books/fantastika_puti.htm
163. Макеева Н.В. Время и текст постнаучной фантастики // Литературная Россия. -2003. - №40/41- С. 14.
164. Манн Ю.В. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы. - 1971. - №10. - С. 105.
165. Медведев П.Н. [Бахтин М.М.] Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. - М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.
166. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. -1991.-№10,-С. 41-47.
167. Мендель Б. Что такое «популярная литература»? Западная концепция «высокого» и «низкого» в совет, и постсовет, контексте / Пер. с нем. A.B. Маркина // Новое лит. обозрение. - 1999. - № 40. - С. 395.
168. Мещерякова М.И. Что есть фантастика [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fantusas.at.ua/publ/meshherjakova_m_i_chto_est_-fantastika/1-1-0-96
169. Милославская В.В. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма: дис. ... канд. филол. н. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 184 с.
170. Мирлис А.И. Современная научно-фантастическая литература. Ееособенности и актуальные проблемы редакторского анализа: автореф. дис. ... канд. филол. н,- М.: Изд-во МПИ, 1969. - 18 с.
171. Мончаковская О.С. Фэнтези как разновидность игровой литературы // Знание. Понимание. Умение. - 2007. -№ 3. - С. 231-237.
172. Мосеева Н.В. «Маргинальный» хронотоп и нравственный закон в произведениях В.П. Крапивина // Мировая словесность для детей и о детях. - 2007. - Вып. 12. - С. 261-267.
173. Москаленко C.B. Синтез жанров в фантастических произведениях Владислава Крапивина / Синтез в мировой и художественной культуре: материалы IX научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. - М.: Изд-во МПГУ, 2009 - С. 157-161.
174. Мышко Д.Р. Философские аспекты научной фантастики С.Лема: автореф. дис. ... канд. филол. н. - М.: Изд-во ИСлРАН, 1992. - 22 с.
175. Нагапетова А.Г. К вопросу о теории художественного конфликта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - Адыгея: Изд-во АГУ, 2008. - №1. -С. 15-17.
176. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: автореф. дис. ... д-ра филол. н. -JL: Изд-во РАН (Ин-т рус. лит. Пушкинский дом), 1988. - 29 с.
177. Неелов Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературы // Ученые записки ПетрГУ. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. -№91. - С. 100-105.
178. Неелов Е. М. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопросы литературы. - 1979. - №5. - С. 211-232.
179. Неелов Е.М. Сказка, фантастика, современность. - Петрозаводск: Карелия, 1987.- 126 с.
180. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. // Вступит, ст. в сборник. О.И Капица Русская народная сказка. - M.-JL: Советская Россия, 1930.-С 7.
181. Никольский Е.В. Аксиология трансцендетального пространства в философской повести князя В. Ф. Одоевского «Сильфида» // Четвертые Измайловские чтения, посвященные 180-летию поездки A.C. Пушкина в Оренбурге. - Оренбург: Изд-во РГГУ, 2013. - С. 182-189.
182. Никольский Е.В. «Бунташный век» и «галантное столетие» в исторической прозе Всеволода Соловьева: Проблемы жанра, метода, аксиологии. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Ленанд, 2015. - 248 с.
183. Никольский Е.В. Образы истинного и ложного творцов в повестях В.Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена» и «Импровизитатор» // Междисциплинарные связи при изучении литературы. - Саратов: Изд-во РГГУ, 2014. - С. 20-28.
184. Никольский E.B. Проза Всеволода Соловьева: проблемы творческой эволюции: автореф. дис. ... док. филол. н. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2014. -42 с.
185. Новикова Н.В. Новообразования в современной научнойфантастике (Словообразовательный и нормативно-стилистический аспекты): автореф. дис. ... канд. филол. н. - М.: Изд-во ИРЯ, 1998-21 с.
186. Олди T.JI. Допустим, ты - пришелец жукоглазый // Мир фантастики. -2008. - №54.- С. 52-56.
187. Олди Г.Л. Призрак японского городового. - [Электронное издание], 2014. - 154с.
188. Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики / Учебное пособие. -М.: Флинта, 2011. - 178 с.
189. Погребный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной прозы. - Киев: Изд-во Вища Школа, 1981. - 280 с.
190. ПоляковМ.Я. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров. - М.: Советский писатель, 1983. - С. 17-18.
191. Попова И.М., Хворова Л.Е. Проблемы современной литературы / Курс лекций. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - С. 10.
192. Поспелов Т.Н. Вопросы методологии и поэтики. - М.: МГУ, 1983. -335 с.
193. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М: Просвещение, 1972. - 272 с.
194. Пропп В.Я. Морфология Волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) - М.: Лабиринт, 1998.-512 с.
195. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
196. Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://danefae.org/lib/ogrevzina/metody.htm
197. Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. -М: Современник, 1989. - 384 с.
198. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. - М.: / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 487-489.
199. Рожков В.В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких: дис. ..канд. филол. н. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. -177 с.
200. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. -СПб.: Питер, 2005. - 540 с.
201. Светлов В.А., Семенов В.А. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2011. — 304 с.
202. Семенова Н.В. Имя текста как семантический конструкт («Дом Телье» Ги де Мопассана) // Имя текста. Имя в тексте. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2004.С. 103-112.
203. Семенова Н.В. Код заглавия: «Жизнь, исполненная интереса» Б. Пере // Имя текста. Имя в тексте. Lodz. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2007. -С. 117-128.
204. Семенова Н.В. Роль заглавия в выявлении инвариантности текстов у В. Набокова («Лик» и «Зуд») // Поэтика заглавия. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2005. С. 54-59.
205. Семенова Н.В. Цитата в тезаурусе М.М. Бахтина // Вестник Тверского государственного университета. Серия филология 2 (4). -Тверь: Изд-во ТГУ. 2004. С. 78-85.
206. Скаландис А. [Молчанов A.B.] Братья Стругацкие. - М.: ACT, АСТ-Москва, 2008. - 704 с.
207. Солдаткина Я.В. Другие: социальная, возрастная и метафизическая проблематика романа М. Петросян «Дом, в котором...». Филологические традиции в современном литературном и
лингвистическом образовании. Вып. 10. - Том. 1. - М.: Изд-во МГПИ, 2011.-С. 279-287.
208. Солдаткина Я.В. Мифопоэтика русской эпической прозы 1930-1950-х годов: генезис и основные художественные тенденции (монография). - М.: Экон-Информ, 2009. - 356 с.
209. Стасива Г.Д. Русский научно-фантастический дискурс XX в. как лингвориторический конструкт: дис. ... канд. филол. н. - Сочи: Изд-во СГУТиКД, 2010.-257 с.
210. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука XX века. Сборник статей. -М.:Языки русской культуры, 1995. - 432 с.
211. Тамарченко Е.Д. Социально-философский жанр современной научной фантастики (Типологическая характеристика): автореф. дис. ... канд. филол. н. - Донецк: Изд-во ДГУ, 1970. - 29 с.
212. Тельпов P.E. Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких: дис. ...канд. филол. н. -М: Изд-во МПГУ, 2009.-244 с.
213. Тимошенко Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дис. ... канд. философ, н. - Ростов-на-Дону: Изд-во ТГРТУ, 2003. -122 с.
214. Титаренко М.Л. История китайской философии / Пер. с китайского B.C. Таскина. - М.: Прогресс, 1989. - 552 с.
215. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. / Пер. с франц. Б.Наумова. - М.: Дом Интеллектуальной книги, 1999. - 143 с.
216. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 1996.-333 с.
217. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. статей / Под. ред. Т.В. Цивьян. - М: Наука, 1983. - С. 227-284.
218. Трушникова Е.Л. Фантастиковедение как теория, история и практика изучения фантастики // Молодежь в науке и культуре XXI века:
материалы IV науч. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей.
- Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2005. - С. 75-80.
219. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. - М: Наука, 1977. - 576 с.
220. Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. - СПб.: Изд-во БГТУ, 1996.-214 с.
221. Ухтомский A.A. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
222. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта // Приложение №2 к «Журналу практического психолога». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psvchlib.ru/mgppu/PhDp-2001/FDP-001.HTM
223. Фантасты века уходящего // Сборник статей и очерков. - М.: Эксмо, 2000. - 370 с.
224. Фарино Е. Введение в литературоведение. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 639 с.
225. Фетисова А.Н. Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты: автореф. дис. ... канд. философ, н. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. - 23 с.
226. Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир и мир, в котором живет автор // Литературный текст: проблемы и методы исследования: сб. науч. тр. - Тверь: Изд-во ТвГУ,1998. — Вып. IV. - С. 3-9.
227. Фомин С.С. С раздвоенного острия // Вопросы литературы. - 1997. -№4. - С. 32-45.
228. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://modernlib.ru/books/freydenberg_olga/poetika_ syuzheta_i_zhanra/read_15/
229. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 240 с.
230. Хализев В.Е. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие // Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. -С. 141-143.
231. Цветков Е.В. Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: дис. ... канд. философ, н. - Архангельск: Изд-во МГУ, 2009. - 203 с.
232. Чернец J1.B. Литературные жанры. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.
233. Чернышева Т.А. Природа фантастики. -М.: Изд-во ИГУ, 1989. - 331 с.
234. Чернышева Т.А. Человек и естественная среда в современной научной фантастике: автореф. дис. ... канд. филол. н. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1969.-21 с.
235. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.
236. Шешунова C.B. Микросреда и культурный фон в художественной литературе: автореф. дис. ...канд. филол. н. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -21 с.
237. Шкловский В. Искусство как прием. О теории прозы. -М.: Советский писатель, 1983. - С. 9-62.
238. Эйнштейн А. Принципы научного исследования // Русская и советская фантастика / Сост. В. Греков. - М.: Правда, 1989. - С. 4-18.
239. Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сборник статей. - Л.: Художественная литература, 1969. - С. 306-326.
240. Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 402.
241. Юнг К.Г. Архетип и символ. // Хрестоматия по психологии. -М.: Ренессанс, 2000. - С. 124-167.
242. Юданова М.В. Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике: исторический и социокультурный аспектькдис. ... канд. культ, н. Рукопись. -М.: Из-во ГАСК, 2012. - 171 с.
243. Ярмиш Ю. О жанре мечты и фантазии / Пер. с укр. Н. Куликовой // Радуга-1972.-№11.-С. 173-179.
244. China World. Древний Китай. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azialand.ru/shaolin/
245. MIUKI MIKADO - Виртуальная Япония. Мифология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miuki.info/2010/12/mifologiva-kicune-devyatixvostyj-demon-lis/
Справочники, словари, энциклопедии
246. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
247. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2007.-С. 107.
248. Большой Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/
249. Грицанов A.A. Новый философский словарь. Постмодернизм. -М.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
250. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008.
- 944 с.
251. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК Интелфак, 2001. - 1600 с.
252. Онлайн-энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/-POSTMODERNIZM.html
253. Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник / Под ред. Мещеряковой М.И. - М.: Научно-практический центр МегаТрон, 1998.
- 140 с.
254. Северная скандинавская и германская мифология. Энциклопедия мифологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://godsbay.ru/vikings/index.html
255. Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. - Коломна: Пилигрим, 1999. - С. 79-80.
256. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Словарь литературоведческих терминов.
- М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
257. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ЛадКом, 2011.
- 848 с.
258. Электронная еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13985
259. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Толкование слов / Под. ред. И. Е. Андреевского. - 2-ое изд. - Т. 4. - М.: Дрофа. - 2001. -С. 551.
260. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 2009. - 544 с.
261. Shaw H. Dictionary of Literary Terms. - NY: McGraw-Hill, 1976. -P. 353.
262. Sierotwinski S. Slownik terminow literackich. - Warszawa: Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1970. - 411 p.
263. Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. - Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 1969. - P.1043.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.