Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Есин, Илья Борисович

  • Есин, Илья Борисович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 122
Есин, Илья Борисович. Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2006. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Есин, Илья Борисович

Введение.

Глава 1. Голос как средство эмоциональной экспрессии и перцепции.

1.1. Голос как один из каналов невербальной коммуникации.

1.2. Эмоциональная экспрессия и перцепция.

1.3. Возможность идентификаций эмоций человека через голос.

Глава 2. Связь эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с профессиональной принадлежностью.

2.1 Психологические основы типологии профессий.

2.2 Психологические особенности представителей художественных и психологических профессий.

2.3 Исследования особенностей эмоционального слуха у представителей художественных профессий.

Глава 3. Эмпирическое исследование специфики эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий»

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Диссертационное исследование посвящено изучению места эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных профессий. Под эмоциональным слухом мы понимаем способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Эмоциональная экспрессивность речи - это способность к выражению эмоционального состояния через звучание голоса. Эти два понятия были введены В.П.Морозовым в 1985 году. В отношении эмоционального слуха проведен ряд исследований, посвященных изучению его особенностей у художественных и мыслительных типов личности, связи эмоционального слуха с функциональной асимметрией мозга и физиологическими показателями, динамика эмоционального слуха в онтогенезе. Эмоциональная экспрессивность речи остается почти не изученной.

Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи играют важную роль в повседневном общении. Если они развиты достаточно высоко, то процесс коммуникации протекает более успешно, так как человек более адекватно понимает эмоции других и может выразить свое собственное эмоциональное состояние. Но, кроме этого, мы предполагаем, что в некоторых сферах человеческой деятельности эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи приобретают особое значение, а именно в определенных видах профессиональной деятельности, в которых голос является орудием, с помощью которого человек решает профессиональные задачи.

В связи с этим особый интерес представляют представители художественных профессий, а именно те, в которых голос является средством художественной выразительности. Это актеры и вокалисты. У актеров существует широкий спектр профессионального самовыражения, но, несомненно, голос для них является одним из важнейших средств передачи 3 эмоционального состояния. К голосу вокалистов выдвигается ряд особых требований. Несомненно, на первом месте стоит качество его звучания, но вместе с тем художественный вокал включает в себя не только узкие вокальные характеристики голоса, но и эмоциональную выразительность. В связи с вышесказанным, можно предположить, что эмоциональная экспрессивность речи является для вокалистов и актеров профессионально важным качеством.

Другая профессиональная группа, которая привлекла наше внимание, это психологи. При всем разнообразии сфер деятельности психолога, он всегда взаимодействует с человеком и должен хорошо понимать как его психические особенности, так и его эмоциональное состояние. Звучание голоса является одним из важнейших источников определения эмоционального состояния человека, поэтому мы предполагаем, что для психологов эмоциональный слух является одним из профессионально важных качеств. Эмоциональная экспрессивность речи имеет также большое значение в работе психолога, так как она является необходимым компонентом успешной коммуникации.

В качестве контрастной профессиональной группы мы выбрали представителей технических профессий, которые не используют голос в своей профессиональной деятельности. Для данной группы эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи важны только для повседневной жизни и бытового общения. Никаких специальных требований к этим способностям в рамках технических профессий не выдвигается.

Целью исследования является выявление и изучение особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи в контексте исследований невербальной коммуникации.

2. Анализ связи между эмоциональным слухом и эмоциональной экспрессивностью речи.

3. Анализ роли эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в различных видах профессиональной деятельности.

4. Исследование особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

5. Исследование связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с индивидуальными характеристиками, такими как эмпатия, экстраверсия, нейротизм и эмоциональный интеллект у представителей различных профессий.

Объект исследования: эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи.

Предмет исследования: особенности эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных профессий.

Гипотезы исследования:

1. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками не зависимо от профессии.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше развиты у представителей художественных и психологических I профессий по сравнению с представителями технических профессий.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий.

Методический инструментарий исследования:

1) Тест на эмоциональный слух В.П. Морозова;

2) Методика на оценку эмоциональной экспрессивности речи;

3) Опросник А. Меграбяна на эмпатию;

4) Опросник Д.В. Люсина «Эм Ин» на эмоциональный интеллект;

5) Личностный опросник Г.Айзенка EPI.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в исследовании, показывают, как связана структура индивидуальных характеристик с профессиональной деятельностью. Индивидуальные характеристики, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, оказываются более тесно интегрированы с другими психологическими свойствами.

Новизна исследования состоит в том, что получены новые данные об уровне эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей художественных, психологических и технических профессий. Выявлены связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками. Показана специфика этих связей в зависимости от профессии человека.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволяют усовершенствовать профессиональный отбор лиц художественных и психологических профессий на стадии ранней профессиональной ориентации, а также разработать методы оценки эффективности профессионального художественного и психологического образования и методы диагностики продвижения человека в обучении по профессиональному профилю.

Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась объемом и репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа литературных источников и экспериментальных материалов, количественной и качественной обработкой полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи имеют более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики являются необходимыми для их профессиональной деятельности.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками независимо от профессиональной принадлежности человека.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными характеристиками, как эмпатия и нейротизм; в то же время у представителей технических профессий не наблюдается различий в связях эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками.

Апробация материалов исследования: проводилась на заседаниях лаборатории невербальной коммуникации ИП РАН (2004-2005), заседаниях кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГГУ (2006), на 9-ой всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы измерений», МГТУ им. Н.Э. Баумана (2004), на семинаре «Теоретические проблемы психологии» кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Есин, Илья Борисович

В заключение настоящей работы сформулированы следующие выводы:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи, имеет более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики необходимы в профессиональной деятельности для представителей художественных и психологических профессий.

2. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

3. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивностью речи с одной стороны и эмпатией, экстраверсией, нейротизмом и межличностным эмоциональным интеллектом у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

4. У представителей художественных и психологических профессий, эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными особенностями, как эмпатия и нейротизм.

Наше исследование показало, что ЭС и ЭЭР являются психологическими характеристиками, связанными с профессиональной принадлежностью человека. Они больше развиты в том случае, когда являются средством профессиональной деятельности. Кроме этого в зависимости от профессиональной деятельности человека меняется характер интеграции ЭС и ЭЭР с другими индивидуальными характеристиками. Дальнейшие исследования позволят раскрыть психологические механизмы, определяющие интеграцию такого рода и приводящие к высокому уровню развития ЭС и ЭЭР в определенных видах профессиональной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Есин, Илья Борисович, 2006 год

1. Абульханова Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М., 1986.

2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С.111-131.

3. Альтман Я.А. Локализация звука. Л., Наука, 1972.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - С. 339.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1978. - С.380.

6. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 288.

7. Андреева Г.М., Авдеева B.C. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984.-С. 104.

8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 376.

9. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2004. С. 365. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В. О роли профессионального и полового фактора в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии.-М., 1977.-Т.34.-С. 293.

10. Барабанщиков В. А., Мал ков Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. 1988. - №5. - С. 131-140.

11. Бару A.B. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л., Наука, 1977. - С. 85 -114.

12. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

13. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Пер. с англ.1. М., Мир, 1988.

14. Бодалев A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. -М., Педагогика, 1981. С. 4-16.

15. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. С. 198.

16. Бодалев A.A. Личность и общение. Избранные труды. М., Педагогика, 1983. -С 273.

17. Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996.

18. Бодалев A.A., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека. // Психологический журнал. Т.4. - 1983. №6., С.20 -30. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.

19. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А.Кузнецова.- СПб.: Норинг, 1998.-С. 1517.

20. Борисова A.A. Восприятие эмоционального состояния человека поинтонационному рисунку речи // Вопросы психологии. №1, - 1989.

21. Брушлинский A.B., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.

22. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

23. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. СПб.,1880-С.216.

24. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2000. - С. 1008. Галунов В.И., Манеров В.Х., Тарасов И.В. Слуховой анализ речи, полученный при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Л., 1975.

25. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1: М.: Мир, 1996.

26. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса. // Психологический журнал. 1977, Т.9, №2. - С. 128 -136.

27. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск, Харвест, 1998г. с 784 -785.

28. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

29. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. - С.104.

30. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений. СПб., 1896.

31. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.

32. Додонов Б.И. Потребность в «эмоциональном насыщении» как сторонанаправленности человека // Вопросы психологии. -№1, 1970.

33. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Питер, С.П., 2000. С. 78.

34. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокальносценического мастерства. М., 1996.

35. Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тона голоса человека для автоматической идентификации личности. М., 1988.

36. Журавлев A.JI. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дис. докт. психол. наук. М.: ИПРАН, 1999. - 132 с.

37. Зиндер JI.Р. Общая фонетика. М., Высшая школа, 1979.

38. Златоустова JI.B., Потапова Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладнаяфонетика. / Под ред. Р.К.Потаповой М.: МГУ, 1986.

39. Изард К. Эмоции человека: пер. с англ. М.: МГУ, 1980. - С. 439.

40. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

41. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. - С. 752.

42. Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Кахиани Д.З. Экспрессивность эмоций человека.1. Тбилиси, 1985.-С. 66.

43. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. JL: Прибой, 1927.

44. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. - С. 81. Колымба И.Г. Экспериментальные методы исследования интонации эмоциональной речи // Новые исследования в психологии. - 1974. - №3. - С. 1516.

45. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально- перцептивный подход). -Ростов н/Д: РГУ, 1986. С. 136.

46. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.

47. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 608.

48. Ланге К.Г. Аффекты. СПб., 1980.

49. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997. С. 406.

50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- С. 445.

51. Манеров В.Х. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук -Л., 1975.-С. 20.

52. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушающего // Вопросы психологии. 1990. №1. -С. 30-38.

53. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика (сборник научных статей). Вып. 20. М.,1983. С. 3 -31.

54. Матюхина О.И. Перцептивная значимость невербальных характеристик человека в малых группах с разным уровнем совместимости. Дис. канд. психол. наук. -М.: ИПРАН, 2003.-С.179.

55. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь.2001. -С. 256.

56. Медведев В.И., Савина JI.H., Суханова Н.В. Физиологический анализ колебания голосовых связок (к вопросу о теории Юссона). // Проблемы физиологической акустики. -Т.4,1959, С.208-215.

57. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986.

58. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. JL: Музыка, 1965, С. 83 84. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - M.-JL, Наука, 1977. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. -№6,1985.-С.568-607.

59. Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи // Труды Института психологии РАН. Т.1.Кн.2. М., 1995.

60. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997. №3. - С.234 - 243.

61. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические и психоакустические основы. М., Изд. ИП РАН, 1998. - С. 72.

62. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. -М., Наука, 1991. С.134-148.

63. Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие таланта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов. музыка. №1,1989.

64. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Феномен квазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса // Художественный тип человека. Комплексные исследования. -М., 1994.-С.154-163.

65. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Эмоциональная окраска голоса и феномен квазигармоничности обертонов: Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем». М., 1999.

66. Никонов A.B. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояниячеловека-оператора во время полета по его речевым сообщениям // Речь и эмоции. Л., 1974. - С. 7-11.

67. Ольшанникова А.Е., Ямпольский JI.T. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа) // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. - С. 155164.

68. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. №3,1992. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности человека по голосу на основе его инвертированного во времени звучания // Психол. журн. - Т.П. - №3, 1990., С. 70-78.

69. Петров В.М. Эта таинственная цикличность // Число и мысль. Вып.9. М., 1986. -С. 86-112.

70. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.-С. 158.

71. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. - С. 660.

72. Рамишвили Д.И. Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. JL, 1974. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М., 1972.

73. Рубинштейн C.JI. К психологии речи / Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. - С. 115 - 130.

74. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. М., 1979. - С. 352.

75. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. - С. 215.

76. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука,1962.

77. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., Мир, 1982. - С. 279. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. - С. 318. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947. Теплов Б.М. Избранные труды. - М., 1985.

78. Уайт Э., Браун Д. Возникновение человека. Первые люди / Пер. с англ. М, Мир, 1978.

79. Фант Г. Акустическая теория образования речи. М., Наука, 1964.

80. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2000.

81. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональнойдеятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1993.

82. Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету артистов Балета //

83. Психологический журнал. Т. 12. №3,1991.

84. Фресс П. Внешние проявления эмоций // Экспериментальная психология. М., Вып.5,1970.

85. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987.

86. Цуканова Е.В. Психология социальных коммуникаций. МГСУ, М., 1996. Шафранская К.Д. Экспрессивные движения как индикаторы эмоционального состояния человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. - С. 69-78.

87. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. с англ. М., 1983.

88. Экман П. Психология лжи. / Пер. с англ. М., 2000.

89. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. С. 104.

90. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины 20 века. М.:

91. Издательский центр «Акадкемия», 1997.

92. Arnold M. B. AEmotion and Personality. V.l. Psychological aspects. -N.Y., 1960. Atkinson R.L., Atkinson R.C., Smith E.E., Bern D.J. Introduction to psychology. 10th ed. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1990.

93. Bachorowski J-A. Vocal expression and perception of emotion. 1999. Cur. Dir. Psychol. Sci. pp. 53- 57.

94. Bachorowski J-A., Owren MJ. Vocal expression of emotion: Acoustic properties of speech are associated with emotional intensity and context. 1995. Psychol. Sci. pp. 219-224.

95. Banse R., Scherer K.R. Acoustic profiles in vocal emotion expression. 1996. J. Pers.Soc. Psychol., pp. 614-636.

96. Bryden M., Laterality. Functional asymmetry in the intact brain. New York-London, 1982.

97. Claparede E. Feeling and emotion // Reymert M.L. (ed.) Feelings and Emotions. -Worcester, 1928.- pp. 124-138.

98. Dewey J. The theory of emotion: I.Emotional Attitudes. II. The significance ofemotions // Psychol Rev. 1894. - V.l. - P.553 - 569; 1985 - V. II. - pp. 13 - 32.

99. Dittmann A.T. Interpersonal messages of emotion. -N.Y.: Springer, 1972.

100. Dufour Ph. Essai sur l'etude le l'homme considere sous le double point de vue de lavie animale et de la vie intellectuelle. 2 vol. Paris: Person, 1883.

101. Duncan S.J. Nonverbal communication // Psychological bulletin 1969, V.72, №2.

102. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MC. Graw Hill. 1967. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior, 1986. Herbart J.E. Lerhbuch der Psychologie. Königsberg, 1834.

103. Johnstone T., Scherer K.R. Vocal communication of emotion //Hand book of Emotion, eds. Lewis & Haviland-Jones. 2000, pp. 220-235.

104. Kappas A., Hess U., Scherer K.R. Voice and emotion. In Fundamentals of Nonverbal Behavior. Eds. B Rime, R Feldman. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. pp. 200-238.

105. Klineber O. Emotional expression in Chinese literature // J. of Abnormal Social Psychology.- 1938. №33.-pp. 517-520.

106. Mahl G.F. The Lexical and Linquistic Levels in the Expression of Emotions //

107. Expressions of the Emotions in Man. N.Y., 1963. - pp. 77 - 105.

108. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development andemotional intelligence: Implications for educators. New York: Basic Books. 1997, pp.3.31.

109. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Competing models of emotional intelligence. Handbook of intelligence. U.K.: Cambridge University Press. 2002. Nierenberg G., Calero H. How to read a person like a book. New York, Hawthorn book, 1971.

110. Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction

111. Lang and Commun. 1983. V.3 . №2. pp. 129 140.

112. Rogers C. R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

113. Rogers C. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality.1. Change №2.1956.

114. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, cognition, and personality. 1990,9, pp. 185-211.

115. Sebeok Th. A Studies in Semiotics. Contribution to the doctrine of sings. Lisse, Indiana University, 1976.

116. Scherer K.R. Appraisal considered as a process of multilevel sequential checking. In Appraisal Processes in Emotion, eds. K.R. Scherer, A. Schorr, T. Johnstone, New York: Oxford Univ., 2001. pp. 92-120.

117. Streeter L.A., Macdonald N.H., Apple W., Krauss R.M., Galotti K.M. Acoustic and perceptual indicators of emotional stress. 1983. J. Acoust. Soc. Am. pp. 1354-1360.

118. Thorndike R.L., Stein S. An evalution of the attempts to measure social intelligence. Psychological Bulletin. 1973, 37, pp. 275-285.

119. Trager G. Paralanguage: A first approximation // Language in culture and Society.-NewYork, 1964.-P.274-288.

120. Tomlinson T. M., Whitney R. E. Values and strategy in client-centered therapy: «A means to an end». Eds J. H. Hart, T. M. Tomlinson. New directions in client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1970.

121. Zaitz R.L. Handbook of gestures: Colombia and the United States. The Hague Paris, Mouton, 1972.-pp. 164.

122. Weits Sh. Nonverbal communication. -N. Y., 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.