Современный арт-контент как феномен культурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ершова, Дарья Евгеньевна

  • Ершова, Дарья Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 232
Ершова, Дарья Евгеньевна. Современный арт-контент как феномен культурной коммуникации: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2018. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ершова, Дарья Евгеньевна

Введение..........................................................................................3

Глава I. Арт-контент и его место

в формировании современной жизненной среды...............................25

1.1. Изобразительное искусство в контексте развития

сетевой коммуникации..................................................................25

1.2. Структура современного арт-контента.........................................38

Глава II. Арт-мемы в пространстве современной

сетевой коммуникации.................................................................53

2.1. Арт-мем как элемент актуального культурного дискурса...................53

2.2. Принципы классификации современных арт-мемов .........................64

Глава III. Типология арт-мемов в системе массовой художественной коммуникативной практики.........................................................73

3.1. Арт-селфи как способ

персонификации художественного пространства.................................73

3.2. Арт-пойнт как способ

семантической интерпретации художественного текста.........................108

Заключение.............................................................................. 143

Библиография........................................................................... 150

Приложение...............................................................................181

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный арт-контент как феномен культурной коммуникации»

Введение

Диссертационное исследование посвящено анализу новых коммуникативных практик в современной визуальной сетевой среде как важной части визуальной культуры, основанных на интерпретации произведений изобразительного искусства в контексте развития культурной коммуникации.

Актуальность диссертационного исследования определяется расширяющимися направлениями сетевой коммуникации и стремительно усиливающимся интересом к изучению ее конкретных форм.

Социокультурные обстоятельства актуальности темы диссертационного исследования связаны, прежде всего, со стремительной интенсификацией процессов сетевой коммуникации и появлением новых форм ее реализации. Место и роль изобразительного искусства, специфика его представления в сетевом формате становится предметом специальных исследований по социологии искусства, особенностям визуального восприятия, информационного обеспечения. В то же время, способы массовой интерпретации произведений классического искусства, которые в последние два года стали популярным феноменом сетевой культуры до сих пор не становились предметом исследования. Однако степень охвата аудитории практикой создания арт-мемов и набирающая силу популярность подобной формы интернет-коммуникации требует появления исследований, анализирующих этот феномен.

Научные обстоятельства актуальности темы связаны с необходимостью уточнения ряда понятий, описывающих направления сетевой коммуникации, а в некоторых случаях - введения в научный оборот новых понятий, фиксирующих формы представления искусства в сетевой среде, появившиеся в последние два-три года и ставшие значительной составляющей арт-контента. Анализ многообразия форм сетевой коммуникации, основанных на интерпретации изобразительного искусства,

позволит выйти на уровень систематизации и классификации важного феномена современной визуальной культуры.

В пространстве культурологических исследований изучение визуальной культуры как формы, приобретающей доминирующий характер, занимает все большее место. Визуальные исследования сегодня стали актуальным мейнстримом и ведутся на стыке ряда наук - философии, психологии, социологии, искусствоведения. Важной задачей культурологических исследований в междисциплинарной системе «visual studies» становится разработка комплекса проблем морфологии нового типа визуальности, определения ее связи с тенденциями развития культуры в XXI веке. Поскольку сетевая составляющая является ключевой в понимании стратегий и механизмов развития новой визуальности, культурологический анализ сетевого опыта представляется важным для современной науки. Одним из наимнее изученных фрагментов сетевой культуры на сегодняшний день является пространство арт-контента, влияние которого на динамику развития новых сетевых практик в последние несколько лет столь существенно, что требует специального культурологического исследования, представленного в данной работе.

Степень изученности проблемы

Комплексный характер исследования арт-контента как важной составляющей современной сетевой среды подразумевает использование источников различных областей научного знания. Анализ научной литературы по смежной проблематике позволил выделить несколько основных блоков исследуемых проблем.

Первый блок работ составляют работы, анализирующие смысл глобальных трансформаций современной культуры. Корпусом работ, значимых для темы является постмодернистская теория, сформированная в трудах М. Фуко1, Ж. Бодрийяра2, Ж. Делеза, Ж. Лакана3, Ж.- Ф. Лиотара4.

1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. — СПб : A-cad, 1994. — 406 с.

Исследования, представляющие собой первую попытку осмыслить радикальные изменения социокультурного ландшафта современности, продиктованные доминированием информационной реальности, являются ключевыми для анализа феномена сетевой культуры. Методологической основой постмодернистских аналитических исследований является логика деконструкции, наиболее полно представленная в работах Ж. Деррида5. Разработанная Ж. Делезом и Ф. Гваттари концепт-философия подходит для адекватного описания феноменов компьютерного и интернет-пространства6. Понятия детерриториализации и децентрации, концепт симулякра Ж. Бодрияра7, категории повторения8 и различия9 критически описывают современное дигитальное состояние культуры, где субъект крайне деперсонализированн и представляет собой продукт эпистемы10. Дискурс-анализ М. Фуко, с его идеей «разрыва», позволяет анализировать новый режим существования искусства. Эстетике постмодернизма свойственна смысловая неопределенность, фрагментарность, деканонизация, безличность, полилогичность, ирония, гибридизация, карнавализация, перформанс, имманентность11. Все перечисленные качества конституируют особый способ бытования культурной традиции в цифровом пространстве и находят свое

2 Бодрийяр Ж. Система вещей : пер. с фр. С. Зенкина. — М.: Рудомино, 1999. — 224 с.

3 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. Н. А. Шматко. — Москва : Ин-т эксперим. социологии : СПб : Алетейя, 1998. — 159 с.

4 Лакан Ж. Что такое картина? // Семинары. Кн. XI. Четыре основные понятия психоанализа : пер. с фр. М. Титовой, А. Черноглазова. — М.: Гнозис ; Логос, 2004. — С. 116 —132.

5 Derrida J. The truth in painting. — Chicago : Univ. of Chicago press, 1987. — 386 p. : ill.

6 Делёз Ж. Что такое философия? : пер. с фр. С. Н. Зенкина. — Москва ; СПб : Ин-т эксперим. социологии Алетейя, 1998. — 286 с.

7 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция : пер. с фр. О. А. Печенкина. — Тула : 2013. — 204 с.

8 Делез Ж. Различие и повторение : пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской.. — СПб : Петрополис, 1998. — 384 с.

9 Деррида Ж. Письмо и различие: пер. с фр. под ред. В. Лапицкого. — СПб : Акад. проект, 2000. — 429 с.

10. Фуко М. Слова и вещи : пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. — СПб: 1994. — 406 с.

11 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. —СПб: Алетейя, 2000. — 347 с.

наглядное отражение в художественно-эстетических особенностях современного арт-контента.

Однако сегодня исследователи фиксируют переход постмодернизма к новым художественным формам и новому концептуальному наполнению, который обозначают термином метамодернизм12, предложенным голландскими культурологами Т. Вермюленом и Р. ван дер Аккером. Признание метамодерном высказывания, наделенного сразу двумя

" 13

взаимоисключающими характеристиками: иронией и искренностью13, открывает новый этап художественной интерпретации. В свете концепции метамодернизма, различные визуальные трансформации классического искусства получают верное культурологическое толкование. Постмодернистская критика не дает исчерпывающей оценки такого явления, как, арт-мем, трактуемого лишь с позиции насмешки и издевки над классикой. Путь к грамотному пониманию их культурной семантики лежит в осознании тотальной раздвоенности современного сознания, одновременно тяготеющего к оптимизму и сомнению, апатии и энтузиазму, фанатизму и иронии и т.д. Свойственная метамодернистскому дискурсу реанимация классических художественных идеалов в век сетевой культуры возможна в парадоксальной форме арт-мема. Таким образом, в рамках исследования арт-контента особое значение приобретают работы, раскрывающие динамику глобальных изменений культуры.

Второй блок работ составили исследования знаковых систем и текстов культуры, которые позволили изучить круг проблем, касающихся языка современной мемогенерации. Знаково-символический характер сетевой сферы и возросшая семиотизация цифровой среды актуализирует

12 Vermeulen T, Van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture, Vol. 2. — 2010. — Vol. 2. — P. 1—14.

13 Turner L. Manifesto - 2011 [Электронный ресурс] Metamodernism [Сайт] - URL: http://www.metamodernism.org/ (дата обращения: 17.12.2017)

вопросы философии языка и семиотики культуры14 отраженные в работах М. М. Бахтина15, У. Эко16 17, Ю. М. Лотмана18 19, М. С. Уварова20. Введенный Ю. Кристевой21 термин интертекстуальность характеризует одно из важнейших свойств арт-мемов. Мем представляет собой высказывание с помощью общих мест и готовых слов, подобный подход к тексту представлен в работах Ж. Женетта. 22

Для арт-мемов свойсвеннен прием переноса значения одного объекта на другой, что отсылает нас к исследованиям онтологии метафоры, отраженном в трудах Н.Д. Арутюновой23, М. Блэка24, Дж. Лакоффа, М. Джонсона25.

В герменевтической концепции Х.-Г. Гадамера26 образ трактуется как одновременно визуальный, пространственный и социальный феномен (медиальность, пространственность, перформативность27) При этом, ограничения семиотической модели образа стали очевидны большинству современных исследователей.

14 Искусствометрия: методы точных наук и семиотики / сост. и ред. Ю. И. Лотман, В. М. Петров.— 2-е изд., доп. — Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. — 370 с. : ил.

15 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.— М. : Худож. Лит., 1965. — 527 с.

16 Эко У. От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации / пер. О. Поповой-Пле. — М.: Академический проект, 2016.— 559 с.

17 Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию: пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. — СПб : Symposium, 2004. — 543 с.

18 Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — Санкт-Петербург : Акад. проект, 2002. — 542 с.

19 Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПБ, 1998. — 702 с.

20 Уваров М. С. Третья природа: размышления о культуре и цивилизации : — СПб, 2012. — 250 с.

21 Кристева Ю. Семиотика. Исследования по семанализу : пер. с фр. Э. А. Орловой. — М.: Акад. проект, 2013. — 285 с.

22. Женетт Ж. Фигуры: работы по поэтике : пер. с фр. Е. Васильевой и др. — М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — 2 т.

23 Теория метафоры : пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской ; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. — М. : Прогресс, 1990. — 512 с.

24 В^ск М. Models and metaphors: studies in language and philosophy. — Ithaca : Cornell univ. press, 1962. — 267 p.

25. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 254 с.

26 Гадамер Г.-Г. Истина и метод.— М. : Прогресс, 1988. — 700 с.

27 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем. — М. : Искусство, 1991. — 367 с.

Несмотря на то, что арт-мем широко представлен в практике и является важной составляющей современной сетевой культуры, он не изучен как феномен культурной коммуникации, то есть как способ передачи информации посредством особо рода организованной художественно-знаковой системы.

Третий блок составляют работы, исследующие феномен массовой культуры, необходимые для понимания смысла произошедшей сетевой революции и формирования нового глобального культурного сетевого сообщества. В сфере исследования феноменов массовой культуры можно назвать имена С. Жижека28, Б. Гройса29, П. А. Сорокина30, А.В. Костиной31, Н.Н. Суворова32 и других. Для данного исследования важно, что, несмотря на массовый характер арт-контента, именно полемическое взаимодействие элитарной и популярной культуры является одним из основополагающих художественных тропов современных арт-мемов. Одновременно, в последение годы произошел процесс постепенной трансформации арт-мемов из субкультурного явления в востребованный феномен массовой культуры.

Четвертый блок исследований был необходим для создания методологической основы культурологического исследования. С опорой на деятельностную и парадигмальную концепцию культуры, разработанную в трудах Э.С. Маркаряна33 М.С. Кагана34 и В.С. Степина35 и других, в работе

28 Жижек, С. Киногид извращенца: кино, философия, идеология. — Екатеринбург : tohzo, 2014. — 470 с.

29 Гройс Б. Е. Топология современного искусства // Худож. журн. : Moscow art magazine. — Электрон. дан. — 2006. — № 61/62. — URL: http://xz.gif.ru/numbers/61-62/topologiya, свобод. — Загл. с экрана. — (дата обращения 15.02.2018).

30 Сорокин П. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. — М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384 с.

31 Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М., 2003. — 404 с.

32 Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма: дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. - СПб., 2005. - 347 с. 143.

33 Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — С . 85.

34 Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с. : ил.

35 Степин В. С. Культура в контексте цивилизационных перемен // Степин В. С. Цивилизация и культура. — СПб., 2011. — 407 с. : ил.

был применен функциональный подход к исследованию арт-контента, в части анализа его роли и значения в формировании ментальности современного индивида, а также выполняемых им социокультурных функций.

Наконец, в исследовании был использован феноменологический подход к произведениям искусства, отраженный в работах М. Мерло-Понти36 и М. Хайдеггера37. Авторы наделяют артефакты силой воздействия и важными социальными функциями вне зависимости от временного и географического контекста их создания. Их идеи развивает Ж.-Л. Марион38, который констатирует способность художественных образов выступать в качестве первичного опыта реальности, что своеобразным образом формирует новую картину мира. Используя данный механизм, арт-мемы представляют собой мощный канал влияния на общественное сознание. Проблемное поле феноменологии видимого и невидимого в исследованиях М.-Ж. Мондзен39 помогает глубже раскрыть механизмы взаимодействия реципиента с произведением искусства и проанализировать эстетические стратегии авторов арт-селфи.

Пятая группа работ, значимых в контексте разработки проблематики современного сетевого арт-конента, связана с исследованием специфики и смыслов так называемого «иконического поворота». Вопросы философии образа, характеристика его роли в современном мире, особенно в контексте взаимодействия с цифровой средой, проблема перепроизводства иконического являются актуальными направлениями культурных исследований. Формула «iconic turn» была предложена искусствоведом Г. Бёмом4() в 1994 году и обозначила новую трансдисциплинарную

36 Мерло-Понти М. Око и дух : пер. с фр. — М. : Искусство, 1992. — 64 с.

37 Heidegger М. Die Kunst und der Raum. Sankt Gallen; Erker, 1969. 26 S.

38 Марьон Ж.- Л. Перекрестья видимого : пер. с фр. Н. Сосна. — М.: Прогресс-Традиция, 2G1G. — 173 c.

39 Mondzain, M.-J. Transparence, opacité i— Paris i Cercle d'Art, 1999. — 127 р.

4G Boehm G. Die Wiederkehr der Bilder i — München i Wilhelm Fink Verlag, 1994. — S. 11— 38.

исследовательскую область, хотя социально-расширенный взгляд на проблематику образности был дан уже, например, в работах В. Беньямина41 и Р. Барта42. Т. Митчелл43, один из инициаторов расширения сферы визуальных исследований, в своей программной статье «The Pictorial Turn» касается вопроса общественной функции визуальных изображений и образов. Согласно В. Савчуку «Иконический поворот - означающее сдвига в социально-культурной ситуации, при котором онтологическая проблематика переводится в план анализа визуальных образов. Он следует за онтологическим, лингвистическим поворотами и фиксирует отход в средствах коммуникации от вербального способа к визуальному»44.

Шестую группу работ составили исследования междисциплинарной области «visual studies». Искусствоведение продолжает сохранять за собой прерогативу изучения визуальных образов, но при этом важно отметить заметный перелом в этой области, связанный с развитием такого направлением междисциплинарных исследований, как visual studies45. «Визуальные исследования, делающие ставку на осмысление визуальности как таковой и активность воспринимающего субъекта, выступают как радикальный способ переосмысления истории искусства» 46. В нашей работе мы используем «нерепрезентативный» подход к визуальному образу, отраженный в трудах таких ученых как К. Мокси47, Г. Бальтинг48, Ж. Диди-

41 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Учение о подобии : медиаэстетические произведения. — М., 2012. — С. 190—234.

42 Барт Р. Риторика образа // Нулевая степень письма / Ролан Барт ; пер. с фр. - М.: Акад. проект, 2008. - С. 252-274.

43 Mitchell W. J. T. What do pictures want?: the lives and loves of images. — Chicago ; London : Univ. of Chicago press, 2005. — p. 229.

44 Савчук В.В. Философия фотографии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 10.

45 Hall, S. Representation: cultural representation and signifying practice. — London ; Thousand Oaks (Calif.) ; New Delhi : Sage publ., 1997. — 400 p. : ill.

46 Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / пер. с англ. А. Денищика [и др.]. — Вильнюс : ЕГУ, 2010. — 534 с.

47 Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. — 2008. —Vol. 7.

— P. 131 —146.

48 Belting H. Image, Medium, Body: A New Approach to Iconology // Critical Inquiry.. — 2005.

— Vol. 31, N 2. — P. 302—319.

Юберман49, Н. Трифт50 рассматривающий образ как автономное и активное начало. Ключевая роль образа в социальной коммуникации, которые используются не только как средства распространения знаний, но и как фактор его производства находит наглядное воплощение в арт-мемах.

Среди отечественных исследователей, занимающихся проблематикой визуального, можно назвать Е. Петровскую51, А. Курбановского52. Специфика онтологических слоев образа дана в исследованиях И. Инишева53, Л.Ю. Лиманской54, Е.В. Сальниковой55.

В рамках данного исследования были использованы идеи Дж. Александера56 57, характеризующие процессы восприятия искусства, а также работы Р. Краусс58, посвященные вопросу изобразительного поля и позиции зрителя и автора.

На примере эстетики непрофессиональной фотографии, такие исследователи как П. Бурдье59 и Дж. Урри60 изучали процесс конструирования визуального в социальном пространстве.

49 Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001.— 263 с., 16 л. ил.

50 Thrift N. Intensities of feeling: owards a spatial politics of affect // Geografiska annaler. — 2004. — Vol. 86, N 1. — Р. 57—78.

51 Петровская Е. Теория образа. — М,: РГГУ, 2010. — 282 с.

52 Курбановский А. А. Археология визуальности на материале русской живописи XIX-начала XX в. дис.: ... д-ра филос. наук : 17.00.09]. — СПб, 2008. — 373 с.

53 Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. — 2012. — Т. 85, № 1. — С. 184—211.

54 Лиманская Л. Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. — М.: РГГУ, 2008. — 351 с.

55 Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века . — М. : Прогресс- Традиция, 2012. — 575 с.

56 Александер Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология : пер. с англ. Г. К. Ольховникова под ред. Д. Ю. Куракина. — М.: Пракис, 2013. — 640 с.

57 Alexander J. C. Iconic experience in art and life: surface/depth beginning with giacometti's standing woman // Theory, culture & society. —2008. — Vol. 25, N 5. — P. 1—19.

58 Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы : пер. с англ. А. Матвеевой. — М. : Худож. журн., 2003. — 320 с.

59 Bourdieu P. The social definition of photography// Bourdieu P. Photography : a middle-brow art / P. Bourdieu. — Cambridge : Polity press, 1998. — Р. 73—98.

60 Урри Д. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. — М.: Прагматика культуры, 2005. — С. 136—150.

За последние годы вышло несколько русскоязычных исследований по вопросам теории и истории цифровых форм искусств и их влияние на массовую культуру. Исторические предпосылки возникновения и основные направления развития сетевого искусства отражены в работе И.В. Гурулева61. Исследования Е.А. Шенцевой62 посвящены изучению художественной активности человека в современном сетевом обществе. Н.Л. Соколовой63 показан процесс взаимодействия креативных онлайновых практик и современной популярной культуры. Художественно-эстетические особенности и цифрового компьютерного искусства отражены в работах Ерохина С.В.64

Медиальный аспект искусства является одним из самых актуальных художественных дискурсов эпохи сетевых технологий. Различные концепции информационного общества и виртуальной реальности разрабатывались такими учёными как И. Масуда65, Д. Белл66, М. Кастельс67, У. Дж. Мартин68, Э. Гидденс69, Н.А. Носов70 и другими. До сих пор полемичным остается вопрос о возможных последствиях медиатизации всех сфер человеческой жизни, которая обеспечивает индивида инструментами активного конструирования мира, как «набора образов» и в то же время регламентирует

61 Гурулев И. В. Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004. дисс... канд. канд. искусствовед. : 24.00.01. - М., 2005. - 348 с. : ил.

62 Шенцева Е. А. Теоретико-методологические основания изучения художественной активности человека как феномена сетевого общества : дисс... канд. филос. наук : 09.00.11. - Новосибирск, 2010. - 186 с.

63 Соколова Н. Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11. — Самара, 2010. — 354 с.

64 Ерохин С. В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.04. — М., 2010. — 360 с.

65 Masuda Y. Information society as post-industrial society. — Washington : World future society, 1983. — 171 p. : ill.

66 Bell D. The cultural contradictions of capitalism. — New York : Basic books, 1976. — 301 p.

67 Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич под науч. ред. А.И. Черных. — М.: ГУ ВШЭ, 2016.-564 с. : ил.

68 Мартин Дж. Информационное общество / У. Дж. Мартин. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. - М.: ИНИОН, 1989. - 30 с.

69 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. — М.: Весь мир, 2004. — 116 с.

70 Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Ин-т человека, 1994. - 195 с: ил.

вопрос их выбора, то есть унифицирует. В трудах М. Маклюэна71 и Э. Тофлера72 дается теоретическое осмысление медиа-технологий как фактора изменения культурного опыта человека, в свете открывшихся новых возможностей. В настоящий момент большой исследовательский интерес представляет изучение последствий изменения моделей производства и потребления произведений изобразительного искусства в рамках сетевой коммуникации. К. Поул73 считает ключевой особенностью интерактивности в новых медиа особую форму «материальной» трансформации произведения. Г. Уэйнбрен указывал на главенствую роль открытого доступа к множеству медиаэлементов, которые можно было комбинировать до бесконечности создавая новые культурные смыслы74. Эти тезисы прекрасно иллюстрируют массовые арт-практики нового типа, уже успевшие стать существенной частью виртуальной коммуникации современного индивида.

Концепт мема, введенный Р. Докинзом75, получил наибольшее функциональное развитие в сетевой среде. В настоящее время значительную актуальность представляет сфера изучения интернет мемов, представленная такими учеными как Д. Рашкофф76, Ю.В Щурина77, Ю.В Будовская78, Н.А. Зиновьева79.

Таким образом, можно констатировать, что феномен медиа, сетевой коммуникации, сетевого искусства является предметом значительного круга

71 Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.

72 Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. К. Ю. Бурмистровой и др.. — М. : АСТ. — 795 с.

73 Paul C. Digital art. — London: Thames & Hudson, 2003. P.67.

74 Там же .P. 15.

75 Докинс Р. Эгоистичный ген : пер. с англ. Н. О. Фоминой. — М. : Мир, 1993. — 317 с.

76 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание: пер. с англ. Д. Борисов. - М.: Ультра Культура, 2003. - 367 с.

77 Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Науч. диалог. — 2012. - № 3. С.161-173.

78 Будовская Ю.В. Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа: дисс... канд. филол. н. : 10.01.10 -М., 2013. - 200 с.: ил.

79 Зиновьева Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов: автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 . — СПб, 2016. — 28 с.

исследований в рамках нового направления визуальных исследований, внутри которых представлены самостоятельные научные концепции и направления. При этом арт-контент пока не стал предметом отдельных научных исследований, так как по сути отсутствует соответствующая дефиниция. Кроме того, искусствоведение, претендуя на ведущую роль в исследовании проблем искусства в контексте визуальных исследований, уделяет внимание пространству декларируемого художественного творчества (искусства или того, что претендует на роль искусства). Практики, основанные на массовой априприации произведений искусства, остаются вне поля внимания современного искусствоведения. Между тем, влияние оказываемой массовыми художественными интернет-пактиками столь значительно, что заслуживает внимания. Изучение арт-контента и арт-мемов в рамках культурологического подхода, предполагающего рассмотрение всех (в том числе, массовых и маргинальных форм творчества) представляется наиболее перспективным.

Можно констатировать, что в настоящее время не существует аналитических исследований, раскрывающих суть процесса взаимодействия реципиента с дигитальными формами репрезентации художественного наследия прошлого, что свидетельствует об актуальности поднятых в исследовании вопросов.

Объектом исследования является совокупность цифровых форм репрезентаций изобразительного искусства в сети интернет.

Предмет исследования - современные массовые дискурсивные арт-практики, основанные на интерпретации произведений изобразительного искусства как части культурной коммуникации современного пользователя сети Интернет.

Цель диссертационного исследования: разработать концепцию, позволяющую целостно исследовать место и роль арт-контента в современном культурном пространстве, а также анализировать его влияние

на изменение жизненной среды и изучать конкретные формы его представления в рамках сетевой коммуникации (арт-мемы).

Задачи работы:

- Исследовать проблему места и роли изобразительного искусства в виртуальном пространстве в контексте развития культуры рубежа XX-XXI вв.;

- Сформулировать дефиницию и изучить структуру современного арт-контента;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ершова, Дарья Евгеньевна, 2018 год

— 64 с.

113. Мондзен, М.-Ж. История одного призрака [Текст] / Мари-Жозе Мондзен ; пер. с фр. Н. Сосна // Сосна Н. Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное / Н. Сосна. — Москва : Новое лит. обозрение, 2011. — С. 156—180.

114. МСЭ публикует данные по ИКТ за 2015 год [Электронный ресурс] // Пресс-релиз. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2015. — Режим доступа: http://www.itu.int/net/pressoffice/press_releases/2015/pdf/17-ru.pdf, свобод. — Загл. с экрана. — (05.06.2017).

115. Мужики и картины [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/mansndart, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

116. Носов, Н. А. Психологические виртуальные реальности [Текст] / Н. А. Носов. — Москва : Ин-т человека РАН, 1994. — 195 с. : ил.

117. Обложки журнала «Esquire» как отдельный вид искусства [Электронный ресурс] // Super Cool Pics. — Электрон. дан. — 13.02.2017. — Режим доступа: http://supercoolpics.com/oblozhki-zhurnala-esquire-kak-otdelnyj-vid-iskusstva, свобод. — Загл. с экрана. — (17.12.2017).

118. Падерина, С. Будьте моей музой [Электронный ресурс] : рассказ девушки, перевоплотившейся в героиню картины Шиле / С. Падерина // Grazia : [журнал]. — Электрон. дан. — 31.07.2017. — Режим доступа: https://graziamagazine.ru/fashion/budte-moey-muzoy-rasskaz-devushki-

perevoplotivsheysya-v-geroinyu-kartiny-shile/, свобод. — Загл. с экрана.

— (29.08.2017).

119. Переночевать в «Спальне» Ван Гога всего за $10: ожившая картина [Электронный ресурс] // Культурология.ру. — Электрон. дан.

— 12.02.2016. — Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/120216/28416, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017 г.).

120. Петрова, К. 15 инстаграмов, посвящённых абстрактному языку архитектуры [Электронный ресурс] : поэзия бетона, металла и стекла / К. Петрова // Wonderzine. — Электрон. дан. — 06.01.2017. — Режим доступа:

http://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/223427-urban-geometry, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

121. Петровская, Е. Теория образа [Текст] / Е. Петровская ; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т философии Рос. акад. наук. — Москва, 2010. — 282 с.

122. Погонцева, Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен [Текст] / Д. В. Погонцева // Концепт : научно-метод. электрон. журн. — 2013. — № 12. — С. 111—115.

123. Приложение Artbit распознаёт любые предметы искусства, как Shazam - музыку [Электронный ресурс] // Лайфхакер. — Электрон. дан. — 27.06.2016. — Режим доступа: https://lifehacker.ru/2016/06/27/artbit, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

124. Проблема человека в западной философии [Текст] : сб. пер. с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. — Москва : Прогресс, 1988. — 546 с.

125. Рашкофф, Д. Медиа Вирус! [Текст] = Media virus!: как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Дуглас Рашкофф ; [пер. с англ. Д. Борисов]. — Москва : Ультра-культура, 2003. — 367 с. : ил.

126. Реальные модели воссоздали знаменитые картины Густава Климта [Электронный ресурс] // Bigpicture. — Электрон. дан. —

06.02.2017 — Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=699772, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

127. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие [Текст] : как человек видит и понимает мир / В. М. Розин . — 3-е изд. — Москва : Едиториал УРСС, 2006. — 224 с.

128. Романова, Д. Миньоны попали на картины известных художников [Электронный ресурс] / Д. Романова // Elle girl. — Электрон. дан. — 09.07.2015. — Режим доступа: http://www.ellegirl.ru/articles/minonyi-popali-na-kartinyi-izvestnyih-hudojnikov, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

129. Савченко, Г. Блог дня: посетители музеев, которые случайно «совпадают» с картинами [Электронный ресурс] / Г. Савченко // Bird in flight. — Электрон. дан. — 17.10.2017. — Режим доступа: https://birdinflight.com/ru/novosti/20171017-blog-people-matching-artworks.html, свобод. — Загл. с экрана. — (17.10.2017).

130. Савчук, В. В. Философия фотографии [Текст] / В. Савчук ; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2005. — 255 с. : ил.

131. Савчук, В. В. Конверсия искусства [Текст] / В. Савчук. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2001. — 288 с. : ил.

132. Савчук, В. В. Медиафилософия: приступ реальности [Текст] / В. Савчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2014. — 349 с. : ил.

133. Сальникова, Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века [Текст] / Е. Сальникова ; Гос. ин-т искусствознания. — Москва : Прогресс-Традиция, 2012. — 575 с., [24] л. ил., цв. ил.

134. Сапанжа, О.С., Ершова, Д.Е. Арт-мем в дискурсе современной культуры: аналитические статусы и практические возможности [Текст] / О.С. Спанжа, Д.Е. Ершова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 12 (66). - С. 34-37.

135. Сдобнов, С. «Всем приятно комментировать Ленина» [Электронный ресурс] : интервью с авторами «Проекта 1917» и «Страдающего Средневековья» / С. Сдобнов // Theory and Practice. — Электрон. дан. — 13.01.2017. — Режим доступа: http : //theoryandpractice.ru/posts/15642-vsem-priyatno-kommentirovat-

lenina-intervyu-s-avtorami-proekta-1917-i-stradayushchego-srednevekovya, свобод. — Загл. с экрана. — (29.01.2017).

136. Сиднева, Т. Б. Классическое искусство в глобальном мире: о границах художественного [Текст] / Т. Б. Сиднева // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 1. — C. 371—374.

137. Синявский, А. Д. (Абрам Терц) Что такое социалистический реализм [Текст] / А. Д. Синявский (Абрам Терц) // Синявский А. Д. Путешествие на Чёрную речку и другие произведения / А. Д. Синявский. — Москва : Захаров, 1999. — С. 122—169.

138. Скородумова, О. Б. Сетевое искусство и его особенности [Текст] / О. Б. Скородумова // Скородумова, О. Б. Культура информационного общества : учеб. пособие / О. Б. Скородумова ; М-во образования Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики». — Москва, 2004. — С. 97— 113.

139. Скульптура «CLASP» Энтони Гормли [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. — Электрон. дан. — [Санкт-Петербург], [2010]. — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/1999_2013/hm4_1_252/?lng=ru, свобод. — Загл. с экрана.

— (29.08.2017).

140. Скульптуры «делают» снимки в стиле Selfie [Электронный ресурс] // Культурология.ру. — Электрон. дан. — 12.08.2014. — Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/120814/21084, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

141. Смешарики в искусстве [Электронный ресурс] // Имхограм. — Электрон. дан. — 05.01.2013 — Режим доступа: http://imhomir.com/blog/estetic/2134.html, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

142. Современное искусство [Электронный ресурс] : Красная шапочка в стиле Миро, де Кирико, Мондриана и других // ВКонтакте : соц. сеть.

— Электрон. дан. — 19.08.2016. — Режим доступа: https://vk.com/wall-35486596_300048?w=wall-35486596_300048, свобод. — Загл. с экрана.

— (29.08.2017).

143. Создай собственный арт-объект, попади в проект «СоТЫ»! [Электронный ресурс] // Эрарта. — Электрон. дан. — [Санкт-Петербург], 04.10.2017. — Режим доступа: ШрБ: //www.erarta.com/ru/museum/news/museum/detail/news -

03199/?utm_source=vk&utm_medium=post&utm_campaign=soty&utm_co ntent=zen, свобод. — Загл. с экрана. — (09.10.2017).

144. Соколова, Н. Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Соколова Наталья Леонидовна ; [Сам. гос. ун-т]. — Самара, 2010. — 354 с.

145. Сорокин, П. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор [Текст] / П. Сорокин. — Москва : ИСПИ РАН, 2009. — 387 с.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

146. Степин, В. С. Цивилизация и культура [Текст] / В. Степин ; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. — Санкт-Петербург, 2011. — 407 с. : ил. — (Классика гуманитарной мысли ; вып. 3).

147. Столетов, А. Мемы: мифы и реальность [Электронный ресурс] / А. Столетов // Энциклопедия маркетинга. — Электрон. дан. — 19.10.2009. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/meme.htm, свобод. — Загл. с экрана. — (10.09.2016).

148. Страдающее средневековье [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/souffrantmittelalter, свобод. — Загл. с экрана. — (29.03.2017).

149. Страховская, О. 5 приложений о современном искусстве [Электронный ресурс] : как разобраться в главных течениях XX и XXI века, не отрываясь от айфона / О. Страховская // Wonderzme. — Электрон. дан. — 20.08.2013. — Режим доступа: http://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/194453 -art-apps, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

150. Суворов, Н. Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 / Суворов Николай Николаевич ; [С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. — Санкт-Петербург, 2005. — 347 с.

151. Сфоткай типа Рембрандт [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/public158701739, свобод. — Загл. с экрана. — (17.12.2017).

152. Теория метафоры [Текст] : [сборник] / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской ; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. — Москва : Прогресс, 1990. — 512 с.

153. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Элвин Тоффлер ; [пер. с англ. К. Ю. Бурмистровой и др.]. — Москва : АСТ. — 795 с.

154. Уборщица в итальянском музее приняла инсталляцию за мусор и выбросила ее [Электронный ресурс] // Интерфакс. — Электрон. дан. — 26.10.2015. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/475658, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

155. Уваров, М. С. Третья природа: размышления о культуре и цивилизации [Текст] / М. С. Уваров ; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2012. — 250 с. — (Культурология).

156. Уоттс, Д. Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос [Текст] / Дункан Уоттс ; [пер. с англ. А. Чичериной]. — Москва : Эксмо, 2012. — 335 с. — (Библиотека РВК). — (Мозг на 100 %).

157. Урри, Д. Взгляд туриста и глобализация [Текст] / Джон Урри // Массовая культура: современные западные исследования : [сб. ст. : пер. с англ. / отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой]. — Москва : Прагматика культуры, 2005. — С. 136—150.

158. Фильтр или искусство: художники и иллюстраторы о приложении Prisma [Электронный ресурс] // Wonderzine. — Электрон. дан. — 23.06.2016. — Режим доступа: http: //www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/219173 -prisma, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

159. Фотопортреты автомехаников по сюжетам знаменитых картин эпохи Ренессанса [Электронный ресурс] // Cameralabs. — Электрон. дан. — 23.10.2015. — Режим доступа: http://cameralabs.org/9337-fotoportrety-avtomekhanikov-po-syuzhetam-znamenitykh-kartin-epokhi-renessansa, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

160. Фотосессия для D&G. Фрида Калло и Моника Белуччи [Электронный ресурс] // Dilidan. — Электрон. дан. — 10.12.2015. — Режим доступа: https://dilidan.com/articles/370, свобод. — Загл. с экрана.

— (29.08.2017).

161. Фрейд, 3. Художник и фантазирование [Текст] : [сборник] / Зигмунд Фрейд ; [пер. с нем. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова]. — Москва : Республика, 1995. — 398 с. : ил. — (Прошлое и настоящее).

162. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура [Текст] / Зигмунд Фрейд ; [пер. А. М. Руткевича]. — Москва : Ренессанс, 1992. — 291 с. : портр. — (Серия «Страницы мировой философии»).

163. Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. — Электрон. дан. — [Санкт-Петербург], [2014]. — Режим доступа: http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2014/11_2_895/?lng=ru, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

164. Фуко, М. Слова и вещи : археология гуманитарных наук [Текст] / Мишель Фуко ; [пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой]. — Санкт-Петербург : A-cad, 1994. — 406 с. : портр. — (Для научных библиотек).

165. Художник распечатал чужие фотки из Instagram и продал их по $90 000 на выставке [Электронный ресурс] // Geektimes. — Электр. дан.

— 27.05.2015. — Режим доступа: https://geektimes.ru/post/251074, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

166. Шенцева, Е. А. Теоретико-методологические основания изучения художественной активности человека как феномена сетевого общества [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Шенцева Елена Анатольевна ; [Новосиб. гос. техн. ун-т]. — Новосибирск, 2010. — 186 с.

167. Шутки про искусство [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/jokes_about_art, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

168. Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации [Текст] / Ю. В. Щурина // Науч. диалог. — 2012. — № 3.

— С. 161—173.

169. Эко, У. История уродства [Текст] / под ред. Умберто Эко ; [пер. с итал. А. А. Сабашниковой и др.]. — Москва : Слово, 2007. — 455 с. : ил., цв. ил.

170. Эко, У. От древа к лабиринту: исторические исследования знака и интерпретации [Текст] / Умберто Эко ; пер. О. А. Поповой-Пле. — Москва : Акад. проект, 2016. — 559 с. : ил. — (Философские технологии).

171. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию [Текст] / Умберто Эко ; пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. — Санкт-Петербург : Symposium, 2004. — 543 с. : ил.

172. Элкинс, Дж. Исследуя визуальный мир [Текст] / Джеймс Элкинс ; пер. с англ. А. Денищика [и др.]. — Вильнюс : ЕГУ, 2010. — 534 с. — (серия: «Визуальные и культурные исследования»).

173. Эрмитаж [Электронный ресурс] // Instagram : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://www.instagram.com/hermitage_museum, свобод. — Загл. с экрана.

— (10.10.2017).

174. Эрмитаж 20/21 [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. — Электрон. дан. — [Санкт-Петербург], [2017]. — Режим доступа:

http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/proj ects/pr ojects_list/20_21/?lng=ru, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

175. Это искусство. Или нет? [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/art_or_bullshit, свобод. — Загл. с экрана. — (17.12.2017).

176. Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты прошлого [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. — Электрон. дан.

— [Санкт-Петербург], [2016]. — Режим доступа: http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/janfabre/?lng=ru, свобод. — Загл. с экрана. — (29.08.2017).

177. Яо, М. К. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации [Текст] / М. К. Яо, С. Д. Бородина, Ю. Г. Еманова // Филология и культура. — 2011. — № 26. — С. 296—302.

178. 16th century tube Passengers [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017] — Mode of access: https://www.instagram.com/16thcenturytube/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

179. Alexander, J. C. Iconic experience in art and life: surface/depth beginning with giacometti's standing woman [Text] / J. C. Alexander // Theory, culture & society. — 2008. — Vol. 25, N 5. — P. 1—19.

180. Alexey Kondakov [Electronic resource] // Facebook : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.facebook.com/alexey.kondakov.48, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

181. Antinomies of art and culture : modernity, postmodernity, contemporaneity [Text] / ed by T. Smith, O. Enwezor, N. Conde. — London : Duke univ. press, 2008. — 437 p.

182. Art memes [Electronic resource] // Pinterest. — Electronic data. — [Without a place], [Without a year] — Mode of access: https://ru.pinterest.com/explore/art-memes/, free. — Title of screen. — (29.01.2017).

183. Art x smart by Kim Dong-kyu [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [2013] — Mode of access: http://artxsmart.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

184. Art.lies [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018] — Mode of access: https://www.instagram.com/art.lies/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

185. Arthistorycaps [Electronic resource] : dirty art history. — Electronic data. — [Without a place], [Without a year]. — Mode of access: http://www.arthistorycaps.com/about/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

186. Ashton, G. Medieval afterlives in contemporary culture [Text] / G. Ashton. — London : Bloomsbury, 2015. — VI, 353 p.

187. Barnes, S. 20+ people who discovered their art history doppelgängers at museums [Electronic resource] / S. Barnes // My modern met. — Electronic data. — 14.09.2017. — Mode of access: http://mymodernmet.com/museum-doppelgangers/, free. — Title of screen.

— (30.09.2017).

188. Bell, D. The cultural contradictions of capitalism [Text] / D. Bell. — New York : Basic books, 1976. — 301 p.

189. Belting, H. Image, medium, body: a new approach to iconology [Text] / H. Belting // Crit. inquiry. — 2005. — Vol. 31, N 2. — P. 302—319.

190. Benjamin W. Correspondance [Text] / Ed. G. Scholem et T. W. Adorno, trad. 1. Petitdemange. Paris, 1979.

191. Benjilali, B. Ben the rules [Electronic resource] / B. Benjilali // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017].

— Mode of access: https://www.instagram.com/bentherules/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

192. Bernard Pras [Electronic resource] / B. Pras. — Electronic data. — [Without a place], [2016]. — Mode of access: http://bernardpras.fr/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

193. В^ск, М. Models and metaphors [Text] : studies in language and philosophy / M. Black. — Ithaca : Cornell univ. press, 1962. — 267 p.

194. Body positive [Электронный ресурс] : бодипозитив // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/positivebody, свобод. — Загл. с экрана. — (10.10.2017).

195. Boehm, G. Die Wiederkehr der Bilder [Text] / G. Boehm // Boehm G. Was ist ein Bild / G. Boehm. — München : Wilhelm Fink Verlag, 1994. — S. 11—38.

196. Boehm, G. Wie Bilder Sinn erzeugen: die Macht des Zeigens [Text] / G. Boehm. — Berlin : Berlin Univ. Press, 2007. — 282 S.

197. Böhme, G. Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre [Text] / G. Böhme. — München : Wilhelm Fink Verlag, 2001. — 199 s.

198. Bourdieu, P. The social definition of photography [Text] / P. Bourdieu // Bourdieu P. Photography : a middle-brow art / P. Bourdieu. — Cambridge : Polity press, 1998. — P. 73—98.

199. Classical art memes [Electronic resource] // Instagram : soc. network.

— Electronic data. — [Without a place], [2016]. — Mode of access: https://www.instagram.com/classical_art_memes/, free. — Title of screen.

— (20.09.2016).

200. Clements, J. The anime encyclopedia: a guide to Japanese animation since 1917 [Text] / J. Clements, H. McCarthy. — Berkeley : Stone Bridge Press, 2006. — 867 p.

201. Collins, J. High-pop: making culture into popular entertainment [Text] / J. Collins. — Oxford : Blackwell, 2002. — 230 p.

202. Collins, R. Lego on Behance [Electronic resource] / R. Collins. — Electronic data. — 30.06. 2014. — Mode of access: https://www.behance.net/gallery/18009875/Lego, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

203. Culture themes [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://culturethemes.blogspot.ru/, free.

— Title of screen. — (10.04.2017).

204. Dave Pollot [Electronic resource] / D. Pollot. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://www.davepollot.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

205. David Irvine [Electronic resource] / D. Irvine // Instagram. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/thegnarledbranch/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

206. Derrida, J. The truth in painting [Text] / J. Derrida. — Chicago : Univ. of Chicago press, 1987. — 386 p. : ill.

207. Dikovitskaya, M. Visual culture: the study of the visual after the cultural turn [Text] / M. Dikovitskaya. — Cambridge ; Massachusetts ; London : MIT press, 2005. — 316 p. : ill.

208. Dodge, R. ROM selfie guide [Electronic resource] / R. Dodge // ROM

: Royal Ontario museum. — Electronic data. — 08.07.2015. — Mode of

access: http://www.rom.on.ca/en/blog/rom-selfie-guide, free. — Title of screen. — (10.04.2016).

209. Ege Islekel [Electronic resource] / E. Islekel. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://www.egeislekel.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

210. Failunfailunmefailun [Electronic resource] : a creative director from earth I love all colours but I only wear black! // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/failunfailunmefailun/, free. — Title of screen.

— (29.08.2017).

211. Fat cat art [Electronic resource] : the official Instagram of the time-traveling cat Zarathustra who visits famous paintings by great masters // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017].

— Mode of access: https://www.instagram.com/fatcatart/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

212. Frida Kahlo [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/fridakahlo/, free. — Title of screen. — (17.12.2017).

213. From selfie to self-expression [Electronic resource] // Saatchi gallery : world's No 1 museum on social media. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.saatchigallery.com/selfie/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

214. Google art & culture [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/7hHru, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

215. Gorton, T. Facebook won't let this artist post images of Louvre nudes [Electronic resource] / T. Gorton // Dazed. — Electronic data. — 15.07.2014. — Mode of access: http://www.dazeddigital.com/photography/article/20843/1/facebook-wont-let-this-artist-post-images-of-louvre-nudes, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

216. Hall, S. Representation: cultural representation and signifying practice [Text] / S. Hall. — London ; Thousand Oaks (Calif.) ; New Delhi : Sage publ., 1997. — 400 p. : ill.

217. Hamada, J. Remake: master works of art reimagined hardcover [Text] / J. Hamada. — San Francisco : Chronicle books, 2015. — 128 p. : ill.

218. Heidegger, M. [Text] / M. Heidegger. — Die Kunst und der Raum. Sankt Gallen: Erker, 1969. - 26 p.

219. Ida Skivenes [Electronic resource] / I. Skivenes // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.tumblr.com/search/ida+skivenes, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

220. If art could talk [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: www.ifartcoudtalk.com, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

221. Iurii Ladutko [Electronic resource] / Iurii Ladutko // Facebook : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.facebook.com/iuriiladutko/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

222. Jameson, F. Postmodernism or the cultural logic of late capitalism [Text] / F. Jameson. — London : Verco, 1991. — 438 p.

223. Jose Manuel Ballester [Electronic resource] / J. M. Ballester. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://www.josemanuelballester.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

224. Julien de Casabianca Outings project [Electronic resource] / J. de C. Outings. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://www.outings-project.org/process, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

225. Kaplan, I. How ancient Greek and Roman art can speak to a digital age [Electronic resource] / I. Kaplan // Artsy. — Electronic data. — 10.09.2016. — Mode of access: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-how-ancient-greek-and-roman-art-can-speak-to-a-digital-age, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

226. Kästner, E. Martin Heidegger und Eduardo Chillida: die Kunst und der Raum [Text] / E. Kästner ; Bibliothekar Schriftsteller Kunstsammler Deutschland — Sankt Gallen : Erker, 1969. — 26 S.

227. Kiszkiloszki [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://kiszkiloszki.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

228. Kristen Cumings [Electronic resource] / K. Cumings. — Electronic data. — [Without a place], [2016]. — Mode of access: www.kristencumings.com, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

229. Lacan, J. The seminar of Jacques Lacan [Text] : [in 23 vol.] Vol. II / J. Lacan, J.-A. Miller. — New York : Norton ; Cambridge ; Malden : Polity press, 1988. — 347 p. : ill.

230. Left march [Electronic resource] // Behance. — Electronic data. — 31.12.2015. — Mode of access: https://www.behance.net/gallery/32479451/Left-March, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

231. Luigi Tarini graphic artist [Electronic resource] / Luigi Tarini // Facebook : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017].

— Mode of access: https://www.facebook.com/luigitarinigraphicartist, free.

— Title of screen. — (29.08.2017).

232. Masuda, Y. Information society as post-industrial society [Text] / Y. Masuda. — Washington : World future society, 1983. — 171 p. : ill.

233. Matthew Quick [Electronic resource] / M. Quick. — Electronic data.

— [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://matthewquick.com.au, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

234. Medieval art memes [Electronic resource] // Facebook : soc. network.

— Electronic data. — [Without a place], [2016]. — Mode of access: https://www.facebook.com/medievalartmemes, free. — Title of screen. — (20.05.2017).

235. Medieval reactions [Electronic resource] // Twitter : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2015]. — Mode of access: https://twitter.com/medievalreacts?lang=de, free. — Title of screen. — (29.01.2017).

236. Medieval reactions India [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [2016]. — Mode of access: http://medievalreactionsindia.tumblr.com, free. — Title of screen. — (29.01.2017).

237. Medieval-reactions [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.tumblr.com/search/Medieval-Reactions, free. — Title of screen.

— (29.01.2017).

238. Medievalthings [Electronic resource] // Reddit. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.reddit.com/r/MedievalThings, free. — Title of screen. — (29.01.2017).

239. Mitchell, W. J. T. What do pictures want?: the lives and loves of images [Text] / W. J. T. Mitchell. — Chicago ; London : Univ. of Chicago press, 2005. — 380 p., [8] t. : ill.

240. MoMA: the museum of modern art [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/themuseumofmodernart, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

241. Monalisa.gallery [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access: https://www.instagram.com/monalisa.gallery, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

242. Mondzain, M.-J. Image, icône, économie: les sources byzantines de l'imaginaire contemporain [Texte] / M.-J. Mondzain. — Paris : Seuil, 1996.

— 295 p. — (L'Ordre philosophique).

243. Mondzain, M.-J. Images (à suivre): de la poursuite au cinéma et ailleurs [Texte] / M.-J. Mondzain. — Montrouge : Bayard, 2011. — 428 p.

244. Mondzain, M.-J. L'Image naturelle [Texte] / M.-J. Mondzain. — Paris : Le nouveau commerce, 1995. — 42 p

245. Mondzain, M.-J. Transparence, opacité [Texte] = touming bu touming / M.-J. Mondzain. — Paris : Cercle d'Art, 1999. — 127 p.

246. Moxey, K. Visual studies and the iconic turn [Text] / K. Moxey // J. of visual culture. — 2008. —Vol. 7. — P. 131—146.

247. Museum Hack reactions [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2015]. — Mode of access: https://museumhack.com/, free. — Title of screen. — (29.03.2017).

248. My 2000-year-old-double [Electronic resource] // Musée de la Civilization. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.mcq.org/en/exposition?id=481105, free. — Title of screen. — (30.09.2017).

249. NaroPinosa's Collages [Electronic resource] / NaroPinosa // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/naropinosa/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

250. Nick Smith [Electronic resource] / N. Smith. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access: https://www.smithandstuff.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

251. Old masters playmobil paintings [Electronic resource] // DesignStack.co. — Electronic data. — 31.07.2014. — Mode of access: http://www.designstack.co/2014/07/old-masters-playmobil-paintings.html, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

252. OLDS COOL [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2017]. — Режим доступа: https://vk.com/olds_cool, свобод. — Загл. с экрана. — (17.12.2017).

253. PaintingUpdate [Electronic resource] // Facebook : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [Without a year]. — Mode of access: https://www.facebook.com/PaintingUpdate/, free. — Title of screen. — (29.08.2017). Страница недоступна.

254. Paul, C. Digital art [Text] / C. Paul. — London : Thames & Hudson, 2003. — 224 p.

255. People matching artworks [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data. — [Without a place], [Without a year]. — Mode of access: https://peoplematchingartworks.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

256. Persani, A. Street stone [Electronic resource] / A. Persani // Behance.

— Electronic data. — 08.07.2012. — Mode of access: https://www.behance.net/gallery/4461401/-Street-stone, free. — Title of screen. — (29.08.2017 r.).

257. Reilly [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2015]. — Mode of access: http://heyreilly.com/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

258. Rellas, C. CopyLab [Electronic resource] / C. Rellas // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/copylab/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

259. Saint hoax [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/sainthoax/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

260. Sapanzha, O. S., Ershova, D. E. Verbal in fine arts: use of quotes, words and expressions in modern art memes [Text] / O. S. Sapanzha, D.E. Ershova // Russian linguistic Bulletin. - 2017. - № 2 (10). - C. 56 - 58.

261. Santa Classics [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [Without a year]. — Mode of access: https://santa-classics.squarespace.com/welcome, free. — Title of screen. — (30.09.2017).

262. Sara Shakeel [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: https://www.instagram.com/sarashakeel/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

263. Scene. Seen. Sin. [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data.

— [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://eisenbernard.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

264. Scorpion dagger [Electronic resource] // Tumblr. — Electronic data.

— [Without a place], [Without a year]. — Mode of access: http://scorpiondagger.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

265. Shusaku Takaoka [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access:

https://www.instagram.com/shusaku1977/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

266. Stages - a set of self portraits [Electronic resource] // Laura Hofstadter. — Electronic data. — [Without a place], [2017]. — Mode of access: http://laurahofstadter.com/cgi-bin/gallery.cgi?gallery=StagesSelfPortraits&num=contactsheet, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

267. Susan Herbert [Electronic resource] // Chris Beetles gallery. — Electronic data. — [London], [2010]. — Mode of access: http://www.chrisbeetles.com/artists/herbert-susan-born-1945.html, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

268. Tate [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access: https://www.instagram.com/tate/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

269. The museum's ghosts [Electronic resource] // Andrés Wertheim photography. — Electronic data. — [Without a place], [2014]. — Mode of access: http://www.andreswertheim.com/index.php?idioma=en#/galerias, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

270. The myseum of selfies [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2014]. — Mode of access: http://museumofselfies.tumblr.com/, free. — Title of screen. — (10.04.2016).

271. The State Tretyakov gallery [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access: https://www.instagram.com/tretyakov_gallery/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

272. The vegetable museum [Electronic resource] // Ju Duoqi. — Electronic data. — [Without a place], [2008]. -- Mode of access: http://juduoqi.com/Museum.html, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

273. Thrift, N. Intensities of feeling: owards a spatial politics of affect [Text] / N. Thrift // Geografiska annaler. — 2004. — Vol. 86, N 1. — P. 57—78.

274. Tobeamuse [Electronic resource] // Instagram : soc. network. — Electronic data. — [Without a place], [2018]. — Mode of access:

179

https://www.instagram.com/tobeamuse/, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

275. Trick art museum [Electronic resource]. — Electronic data. — [Without a place], [2006]. — Mode of access: http://www.trickart.jp/en/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

276. Turner, L. Metamodernist//manifesto [Electronic resource] / L. Turner // Metamodernism. — Electronic data. — [Without a place], [2011]. — Mode of access: http://www.metamodernism.org/, free. — Title of screen.

— (17.12.2017).

277. Tuttelemelechevuoi [Electronic resource] // Instagram : soc. network.

— Electronic data. — [Without a place], [2015]. — Mode of access: https://www.instagram.com/tuttelemelechevuoi/, free. — Title of screen. — (10.10.2017).

278. Vermeulen, T. J. V. Notes on metamodernism [Text] / T. J. V. Vermeulen, R. Akker // J. of aesthetics & culture. — 2010. — Vol. 2. — P. 1—14.

279. Vincent van Gogh [Electronic resource] // Instagram : soc. network.

— Electronic data. — [Without a place], [2013]. — Mode of access: https://www.instagram.com/vincent_van_gogh_1853/, free. — Title of screen. — (17.12.2017).

280. Walter, B. Correspondance [Text] / B. Walter, G. G. Scholem, T. W. Adorno. — Paris : Aubier Montaigne, 1979. — 326 p.

281. What if famous paintings were photoshopped to look like fashion models? [Electronic resource] // Take part. — Electronic data. — 15.05.2014. — Mode of access: http://www.takepart.com/feature/2014/05/15/famous-paintings-photoshopped-to-look-like-fashion-models, free. — Title of screen. — (29.08.2017).

282. Zephyros [Электронный ресурс] // ВКонтакте : соц. сеть. — Электрон. дан. — [Б. м.], [2016]. — Режим доступа: https://vk.com/zephyrwind, свобод. — Загл. экрана. — (29.08.2017).

283. Zizek, S. How to read Lacan [Text] / S. Zizek. — New York : W. W. Norton & Co., 2007. — 132 p.

Приложение 1. Различные визуальные репрезентации образа Джоконды

Приложение 2. Пример арт-пост

Приложение 3. Инстаграм-аккаунт Мона Лизы

Приложение 4. Различные виды визуальных арт-мемов интерпретирующие произведение Э.Мунка «Крик»

Приложение 5. Разновидность арт-мема

Приложение 6. Разновидность арт-мема

Приложение 7. Разновидность арт-мема

Приложение 9. Разновидность арт-мема

GOD'S DAY OFF

Приложение 10. Разновидность арт-мема

Приложение 13. Разновидность арт-мема

Приложение 14. Разновидность арт-мема

Приложение 16. Разновидность арт-мема

Приложение 18. Боди-арт

Приложение 19. Различные типы «МшеитЗеШе»

Приложение 20. Разновидность арт-мема

БЬИНЭК.СОМ

■1

Приложение 21. Разновидность арт-мема

Рене Магритт «Тормоз» 1936

Борис Кустодиев, Россия Всё в стирке, 1915 Холст, масло

Приложение 22. Разновидность арт-мема

Приложение 24. Разновидность арт-мема

Если видишь на картине (Хоть не пил ты ни раза) Россиянам всем родные И знакомые глаза, На любой портретной роже Всё один лишь человек, Все на Путина похожи, Знай - конечно же, Ван Эйк!

vangogh Picasso РАН £агнко Pollock WA«hol

HISTORY OF ART

DA VINC\

Rembrandt

Monêt

Приложение 26. Разновидность арт-мема Приложение 27.

Приложение 27. Примеры арт-селфи

Приложение 28. Примеры арт-селфи

Б) "У

с? а у и

Нравится тигггка и еще 603

с1ерр1апа .это было превосходно, любоваться

предметами искусства как смысл жизни:)

Приложение 29. Примеры фото из Instagram

Приложение 30. Примеры «тшеитэеШе»

Приложение 31. Примеры применения «художественных» фото-фильтров

Приложение 32. Создание визуальных преград

ЫКЕ ,

сна

Приложение 34. Примеры арт-пойнт

Приложение 36. Примеры коллажей

Приложение 37. Примеры тематики арт-мемов

Приложение 38. Образы художников

Приложение 39. Арт-мемы по мотивам русской реалистической живописи

Приложение 40. Интерпретации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16

ноября 1581 года»

Приложение 41. Интерпретации картины «Апофеоз войны»

Приложение 42. Интерпретации картины «Явление Христа народу»

Приложение 44. Интерпретации картины «Три богатыря»

р: А V ' \

У \ \

Приложение 45. Примеры соцарт-мемов

СЕНШНПО

ТА

РЕПРЕССИРУЮ ТЕБЯ!

Приложение 48. Соцарт-мемы с образом И.В. Сталина

Приложение 49. Интерпретации картины «В. И. Ленин в Смольном»

Приложение 51. Интерпретации картины «Опять двойка»

Приложение 52. Соцарт-мемы на основе советских плакатов

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.