Современные религиозные практики армян (на примере Нагорного Карабаха) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Багдасарян Анаит Артуровна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат наук Багдасарян Анаит Артуровна
Введение
Глава I. Армянская апостольская церковь в XX-XXI веках
§ 1. ААЦ и советское государство
§ 2. Особенности взаимодействия ААЦ с творческой интеллигенцией Армении
§ 3. Основные вехи истории Арцахской епархии ААЦ
Глава II. Религиозные практики и народные традиции
§ 1. Феномен «сурба» в народной религиозности
§ 2. Роль и значение общепризнанных и локальных святынь Карабаха
§ 3. Локальные святыни Карабаха
§ 4. Традиция паломничества в прошлом и настоящем
§ 5. Ритуалы, верования и местная культура
Глава III. Религиозные практики и образовательная работа церкви
§ 1. Образовательная работа ААЦ
§ 2. Образовательная работа в Арцахской епархии
§ 3. Образование как воспитание. Роль церкви в формировании ценностных ориентиров национальной идентичности
Заключение
Список литературы и источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Почитание сельских святилищ в современной Армении2023 год, кандидат наук Крюкова Наталья Владиславовна
Почитание местных святынь в российском православии XIX-XXI вв.: На примере почитания чудотворных икон в Московской Епархии2005 год, кандидат исторических наук Чистяков, Петр Георгиевич
Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII - начала XX в.: на примере Вятской епархии2011 год, кандидат исторических наук Маркелов, Артем Владимирович
Сакральная география восточных районов Архангельской области2016 год, кандидат наук Петров Дмитрий Дмитриевич
Религиозность сельского православного населения Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Никифорова, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные религиозные практики армян (на примере Нагорного Карабаха)»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена той значительной ролью, которую играла и продолжает играть Армянская апостольская церковь (ААЦ) и в целом религия (христианство) в истории и культуре армянского народа. Армянская апостольская церковь, одна из древнейших в мире, формировалась как самостоятельная автокефальная национальная церковь. В работах по истории и этнокультурной динамике утверждение о том, что принадлежность к ААЦ является неотъемлемой частью армянской идентичности, давно уже стало частью исследовательской парадигмы. Действительно, религия, культура, идентичность и коллективная память образуют основу армянской культуры и как бы сливаются воедино. Этот сплав религиозных и культурных ценностей передается из поколения в поколение через семью и церковь, то есть существует как константа общественного сознания и социального бытия для множества армян. Нельзя не отметить, что в диаспоре армянская церковь - это не просто религиозное учреждение, а некая «армянская территория», место, где можно встретиться с соотечественниками, обсудить дела общины или просто поговорить на родном языке.
Актуальными остаются вопросы, связанные с взаимодействием политической власти и религиозных институтов. Это взаимодействие сохранялось даже в советскую эпоху прокламированного атеизма: от глав религиозных деноминаций, и в том числе от армянского католикоса, ждали не только лояльности режиму, но и достойного представления Советского государства за границей. После распада СССР в реалиях независимых республик церковь продолжала участвовать в политическом процессе и общественной жизни.
Нагорный Карабах - регион, который в силу исторических, политических и географических особенностей обладает определенной культурной спецификой в разных аспектах. Это касается и положения армянской церкви (наличие собственной церковной традиции) и развития армянской культуры. Исторически
(до известных событий, связанных с Карабахским
конфликтом)населениеКарабаха было многонациональным.
Религиозные практики - обусловленные религиозными чувствами действия, которые совершаются человеком в его повседневной жизни. Такие практики могут признаваться или не признаваться церковью. Кроме того, они подвержены изменениям под влиянием собственного «религиозного творчества» людей или под влиянием внешнего воздействия (например, властных или церковных установлений).
Более широкий контекст, в который естественным образом вписывается тема диссертации, - природа религиозных процессов на постсоветском пространстве, которые включают как десекуляризацию, так и «расцерковление», когда люди считают себя верующими, но не хотят принадлежать к какой-либо церкви1.
Исследование религиозных практик армян Нагорного Карабаха дает возможность поставить вопросы о динамике и особенностях религиозного сознания в ключе исторической компаративистики и при этом показать важные особенности религиозной жизни локализованного в небольшом регионе общества.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века до начала XXI века. На этом большом отрезке времени можно выделить несколько ключевых рубежей в истории Карабаха. Период до радикальной ломки социально-экономических, политических и культурных основ Российской империи можно считать своего рода «предысторией». Краткое рассмотрение этнокультурных характеристик армянского населения на этом отрезке имеет значение для «вхождения в тему», определения основных позиций для исследования интересующего нас главного сюжета.
События 1917 г.и установление советской власти в Закавказье в 1921 г. определили важный рубеж в социокультурном развитии армян на территории России. В 1923 г. Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР
1Фриз Г. «Понять церковь - значит понять народ...» Интервью // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 242-250
в качестве автономной области. Таким образом, говоря о советском периоде применительно к Карабаху, мы имеем в виду период от 1923 г. и до распада СССР в декабре 1991 г.
Трагические события конца 1980-х годов в Нагорном Карабахе стали временем, когда определились основные векторы эволюции как ААЦ, так и состояния религиозного сознания армян. Это, в свою очередь, задало формат современного положения Арцахской епархии ААЦ, отношение к ней местного населения, равно как и показало сферы взаимодействия «официальной» церкви с народными религиозными практиками, бытующими в последние годы.
Географические рамки исследования. В настоящем исследовании Нагорный Карабах рассматривается прежде всего как историко-этнографическая область. Население Карабаха в 2015 г. составляло 140535 человек2.Основной язык местного населения - армянский3.
Цели и задачи. Цель работы - на основе все изученного материала описать и определить место религии и традиционных народных практик в культуре карабахских армян, а также проследить динамику изменения религиозных практик на современном этапе. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Сформировать источниковую базу в рамках заявленной темы и в соответствии с хронологией исследования с привлечением материалов центральных архивов РФ и Республики Армения, полевых данных. Выявить и проанализировать существующие в историографии работы, затрагивающие различные аспекты темы диссертации, посвященные истории Армении, истории ААЦ, истории Карабаха, антропология религии.
2. Проследить, как менялось положение Армянской апостольской церкви (ААЦ) на протяжении XX-начала XXI века, а также определить
2Перепись населения Нагорного Карабаха 2015 г. URL: http ://www. stat-nkr. am/ru/-2015/-2015
3Историческая и культурная специфика региона подробно описана в обобщающей работе А.Е. Тер-Саркисянц (Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции. М.: НП ИД «Русская панорама», 2015. - 918 с.)
специфику истории Арцахской епархии ААЦ, которая охватывала Карабах.
3. Описать основные религиозные практики армян Нагорного Карабаха. Проследить динамику изменений комплекса этих практикв советский период и на современном этапе.
4. Определить, насколько религиозные практики и представления о них подвержены изменениям под влиянием внешних факторов. В данном случае - образовательной, воспитательной и просветительской работы церкви.
Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в следующем. Во-первых, в работе преодолевается недостаток опубликованных ранее трудов по проблематике религиозных практик как низового уровня верований и культа. Связанные с повседневными религиозными практиками армян сюжеты вплоть до XXI века далеко не в полной мере были представлены в отечественных исследованиях, а многие аспекты этих практик оставались неизученными и нераскрытыми. Особенно остро этот недостаток ощущался в этнологических и антропологических трудах в период существования СССР.
Во-вторых, религиозные практики представлены как компонент процесса формирования общественного сознания армян Нагорного Карабаха и на обыденном, и на религиозно-мифологическом уровнях. Речь идет, прежде всего, о социально-антропологическом аспекте бытования практик в жизни социума, в силу исторических причин обособленного от основной этнической территории и ААЦ, со всеми особенностями, определенными этим обстоятельством.
В-третьих, в работе на конкретном историческом материале решена проблема социально-антропологической динамики, то есть соотношения преемственности и изменчивости в религиозных практиках армян Нагорного Карабаха в контексте развития армянского локального социума в период со второй половины XIX до начала XXI в. Эта проблема поставлена и решена с
опорой на архивные документы, а также на впервые вводимые в научный оборот авторские полевые материалы.
В-четвертых, в диссертации предлагается комплексное представление об отношении общего и особенного (локального) в повседневных религиозных практиках карабахских армян. Этот сюжет также представлен как особая грань во взаимодействии ААЦ и Арцахской епархии.
Теоретическая и практическая значимость. Источниковедческие материалы, представленные в диссертации, а также результаты исследования могут стать основой для дальнейших разработок представленной темы в самом широком понимании -от конкретно-исторических сюжетов до постановки проблемы о векторахэволюции религиозного сознания в современных обществах. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов и учебников университетского уровня.
Методология и методы исследования. В основу работы положены принципыисторизма и научной объективности. Историзм понимается нами следующим образом. Во-первых, рассмотрение проблем представлено в хронологическом порядке и затрагивает период с конца XIX до начала XXI века. Во-вторых, все сюжеты, связанные с религиозными практиками, рассматриваются с учетом всех иных, присущих историческому периоду реалий, - прежде всего, социальных и политико-идеологических. В этой связи главная задача - опираясь на письменные источники, определить специфику каждого периода -дореволюционной эпохи (по источникам конца XIX-начала XX века), советского (в данном случае применительно к Карабаху финальной точкой можно назвать 1991 год, когда распался СССР), современности (полевые материалы, которые собирались автором в последние годы). Метод контент-анализа позволяет учитывать частоту встречаемости в источниках упоминаний о святых местах, об особенностях религиозной жизни армян региона.
Положения, выносимые на защиту:
1. Со второй половины 1940-х гг. положение ААЦ в СССР было довольно прочным и в то же время отличным от положения иных конфессий. Важной характеристикой ААЦ в сравнении с другими религиозными институциями было наличие огромной паствы за рубежом, где было на 10 епархий больше, чем в пределах СССР. При этом главный центр ААЦ находился в Эчмиадзине, где и принимались все важные решения (исполнявшиеся во всех епархиях, ибо церковь - иерархическая структура). Армянская ССР с 1950-1960-х гг. была относительно свободной в религиозном отношении республикой. Однако это не относилось к Нагорному Карабаху, где с начала 1930-х и до 1989 г. церковь формально не была представлена.
2. Переломным моментом стало начало «Карабахского движения» в 1988 г. на фоне подъема которого в 1989 г. была восстановлена Арцахская епархия ААЦ. Люди в этот период стали воспринимать церковь не только как религиозную институцию, но и как хранительницу национальных ценностей и своеобразный опорный конструкт армянской идентичности. Это стало особенно актуально в условиях вооруженного конфликта.
3. Изучение религиозных практик демонстрирует тот факт, что в повседневной жизни армянского населения Нагорного Карабаха традиция почитания локальных святых мест является центральной. Локальные святыни в восприятии людей являются частью родного села или города, привычного с детства ландшафта. Внешние проявления этой традиции менялись на протяжении десятилетий, менялось и их восприятие. Однако сам факт существования такой традиции остался неизменным. За советский период в условиях отсутствия церкви выросли поколения людей, которые имели лишь отдаленное представление о церковных праздниках и ритуалах. Все это способствовало актуализации тех практик, которые могли существовать и вне церковного контекста, поддерживались самим социумом и не пресекались со стороны государственной власти.
4. Религиозные практики - это изменчивая реальность. Пример образовательной и просветительской деятельности Арцахской епархии
показывает, что народные религиозные практики подвергаются влиянию и своеобразному «редактированию». Большое значение имеет то, какие их этих практик представители церкви считают правильными и соответствующимиканону, а какие- отклонением от нее. Образовательная и проповедническая деятельность ААЦ приводит к постепенному отказу от некоторых «народных» традиций.
Степень достоверности и апробация результатов. Некоторые результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях:
1. «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 27-29 марта 2014 г.Тема доклада: «Почитание святых мест как элемент религиозных практик армян Нагорного Карабаха».
2. «Этнография Кавказа: методологические установки и исследовательская практика советского периода (к 100-летию С.Ш. Гаджиевой)», Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2014 г.Тема доклада: «Изучение религиозных практик в советском кавказоведении (на примере Нагорного Карабаха)».
3. Полевой семинар кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2015 г. Тема доклада: «Религиозные общины Тегерана».
По теме диссертации были опубликованы четыре статьи в научных журналах из списка ВАК: «Этнографическое обозрение», «Вестник МГУ» и «Человеческий капитал»4.
4Багдасарян А.А. Почитание святых мест у армян Нагорного Карабаха в конце XX-начале XXI вв. // Этнографическое обозрение. 2015. № 3. С. 60-77; Багдасарян А.А. Религиоведческие исследования в советском кавказоведении (На примере Армении и Нагорного Карабаха) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 2015. № 4. С. 55 -67; Багдасарян А.А. Армянская апостольская церковь и советское государство: особенности взаимоотношений // Вестник МГУ. Серия 8. История. 2018. № 1. С. 75-87; Багдасарян А.А. Образовательная работа церкви и религиозные практики (на примере Арцахской епархии Армянской апостольской церкви) // Человеческий капитал. 2018. № 3. С. 9-17
Историография
Исследования по этнографическому религиоведению.Существует
довольно обширный пласт исследований, написанных на различном материале и с разныхсторон представляющих исследуемую здесь проблематику. В первую очередь стоит упомянуть А.А. Панченко5, много лет посвятившего изучению традиции почитания святых мест в контексте «народного православия». Он ввел в научный оборот понятие «деревенские святыни», которым он обозначает всякие «почитаемые ландшафтные объекты (и артефактического, и природного происхождения), не предусмотренные канонических церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина»6. Это родники, деревья, каменные и деревянные кресты, как правило, располагающиеся вне поселения. Методологической основой исследования является функциональный подход, он А.А. Панченко видел свою основную цель в определении функций деревенских святынь в культуре.
Многие исследователи были склонны связывать почитание «деревенских святынь» с языческим прошлым7. Эта черта присуща историографии советского периода, как отмечают некоторые современные исследователи8. Н.А. Макаров и А.В. Чернецов, признавая языческие корни традиции почитания деревенских святынь, указывают на христианское «наполнение» связанных с ними легенд (связь со святыми), а также на присутствие почитаемых камней-следовиков на древнерусских миниатюрах9. Описывая традицию почитания культовых объектов, авторы, по понятным причинам, обозначают ее как черту дореволюционной деревенской культуры.
А.В. Курбатов ставит вопрос, как следует изучать и описывать культовые объекты: камни, деревья, родники, холмы и пещеры10. По мнению автора,
5Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни северо-запада России. СПб., 1998
6Панченко А.А. Исследования в области народного православия. С. 12
7Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней//СА. 1988. № 3
8Платонов Е.В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России//ЭО. 2011. № 3. С. 130
9Макаров Н.А., Чернецов А.В. Указ. соч. С. 80
10Курбатов А.В. Практика изучения природных историко-культурных объектов Восточной Европы на современном
«затруднен или невозможен строго научный подход к сбору разносторонней информации на основе методических разработок каждой исторической дисциплины»11. Для решения проблемы необходимо выработать единую типологию почитаемых объектов и знаков на них, а также производить целенаправленный сбор фольклорного материала, археологических данных, применять комплексный подход к источникам.
В историографии часты случаи указания не только на древность изучаемого нами института, но и на его современное существование. Таковы работы М. Беннета12 и А.Б. Островского13.
Е.В. Платонов14 рассматривает тему почитания «деревенских святынь» в контексте культа камней. В противовес идее А.В. Курбатова о комплексном изучении почитаемых объектов, автор данного исследования настаивает на индивидуальном подходе к каждому (в силу их неоднородности), но с учетом обобщения имеющихся этнографических, исторических и археологических данных о каждом конкретном памятнике15.
Автор статьи анализирует вклад христианства в формирование культа камней, опираясь на письменные источники (начиная с Библии и заканчивая средневековыми описаниями хождений в святую землю и житиями) как источники импульсов «к осмыслению окружающего пространства и появлению культа почитаемых камней»16. Он приходит к выводу, что этот вклад был весьма весомым, христианство действительно влияло на появление таких культовых объектов, как камни и родники, а «культ же собственно почитаемых камней в той форме, в которой он известен сейчас, следует считать локальным вариантом общехристианской традиции»17.
этапе//Тверской археологический сборник. Тверь, 2002. Вып. 5. "Там же. С. 560
12Беннет М. Вода жизни и здоровья: культ колодцев в Шотландии//ЭО. 1995. № 1
13Островский А.Б. Святые ключики Ветлужского края: преемственность благочестия в XX в.//Археология, история,
нумизматика, этнография Восточной Европы. Сб. статей памяти проф. И.В. Дубова. СПб., 2004
14Платонов Е.В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России//ЭО. 2011. № 3
15Там же. С. 131
16Там же. С. 135
17Там же. С. 140-141
Американская исследовательница Ив Левин18 обращается к вопросу, который не раз возникал в литературе: о соотношении языческих и христианских черт в культе некоторых святых. Она изучила культ св. Параскевы Пятницы. Обобщив исторические и этнографические источники о почитании святой, И. Левин склоняется к выводу, что «культ св. Параскевы развивался медленно и
получил широкую популярность только тогда, когда язычество как осмысленная
" 10 система верований уже исчезло»19.
Тему народного почитания местных святых продолжает А.Б. Мороз20, на
материале Северо-Запада России он проводит «анализ фольклорного понимания
святости и почитания святых»21. Здесь, как и в средневековой Европе, людей
занимают по большей части рассказы о чудесах, творимых святыми, рассказы об
их жизни в меньшей степени воспринимаются, как образцы для подражания.
Признавая вклад дохристианских верований в формирование религиозной
системы уже в христианский период, автор настаивает на том, что игнорировать
христианский компонент невозможно - слишком большое влияние оказала эта
религия.
В тесной связи с культом святых находится почитание локальных святынь. Этой проблематике посвящена коллективная монография, обобщающая опыт исследования святых мест Пинежья22. Во вводной части представлены взгляды авторов на дефиницию святого места: оно всегда представляет собой сложный комплекс, включающий как собственно «фрагмент природного ландшафта», так и культовый объект, топоним и антропоним места, различные фольклорные тексты и обряды, которые принято совершать у святыни23. Если святыней становится природный объект (камень, дерево и т. п.), то он может со временем превратиться в сложный сакральный комплекс, сочетающий в себе как собственно природную святыню, так и построенную в непосредственной близи церковь или часовню,
18Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004
19Там же. С. 146
20Мороз А.Б. Святые Русского Севера. М., 2009
21 Мороз А.Б. Святые Русского Севера. С. 7
22Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (Материалы и
комментарии). М., 2009
23Там же. С. 31
«святой памятник должен еще раз указать, что почитание природной святыни совершается с благословения церкви»24.
Одним из важных исследований в данной группе является сборник статей «Религиозные практики в современной России»25, обобщающий исследования разной тематики (на материале современного православия, ислама и иудаизма), как полевые, так и общетеоретического и методологического характера. Они представляют изучение религиозных практик в динамике.
Обращение к проблеме изучения религиозных практик, с точки зрения авторов, неизбежно приводит исследователя к феномену «народной религии», или «народной религиозности». Они отмечают, что в литературе сложилась особая дихотомия «народная религиозность» - «элитарная» религия, с этой оппозицией они пытаются спорить. Авторы предлагают рассматривать обозначенный феномен вне этой дихотомии, выйти за ее рамки. В итоге народная религиозность определяется не как отклонение от некой условной нормы, а как «сумма верований и практик той или иной определенной группы, складывающихся в силу ее социального положения и специфических интересов»26. Попытка выйти за рамки уже упоминавшийся дихотомии неизбежно должна была привести авторов к рефлексии по поводу «религиозной нормы», нормативной чистоты практик. А. Агаджанян и К. Русселе предлагают такую стратегию для исследования религиозных практик на современном этапе: «если мы поставим под ''методологическое сомнение'' непоколебимость нормы, то перед нами предстанет более открытая и более динамичная реальность, учитывающая широкий спектр равноправных религиозных феноменов - от глубоко интернализованного трансцендентного опыта до знаковой, эмблематической религиозности и даже ''религиозной моды''»27. Разные исследователи, представившие свои исследования в этом сборнике, предлагают разные точки зрения на изучение религиозных практик, в том числе связанных с культами деревенских святынь.
24Там же. С. 32
25Религиозные практики в современной России. М., 2006
26Религиозные практики в современной России. С. 15
27Там же. С. 17
Это, к примеру, исследование О. Филичевой28 (по материалам Новгородской деревни). Она отмечает крайне важную деталь, связанную с почитанием «деревенских святынь» в Мошенском районе Новгородской области: в этом районе на все деревни приходится всего один священник, а «все деревенские святыни, рассматриваемые в настоящей работе, находятся в отдалении от действующей церкви и места проживания священника. Он приезжает к святыне на ее праздник, иногда еще на такие церковные праздники, как Крещение и Рождество, а некоторые святыни не посещает вовсе»29. Жители района фактически лишены возможности регулярного взаимодействия со священником. Возможно, в данном случае местные святыни являются некой альтернативой регулярному посещению церковных служб.
В 2006 г. вышел сборник «Сны Богородицы»30, в котором объединены исследования по антропологии религии, написанные российскими и иностранными учеными. В этой работе обсуждается природа и дефиниция народной религии, рассмотрены разного рода городские и сельские традиции и ритуалы, рассмотрен опыт разных религиозных движений.
Д.А. Пантюхин в своей статье31 предлагает сравнительное описание традиции празднования праздника Проллавер (т. е. святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных, который приходился на 18 августа по старому стилю, на 31 августа - по новому) в селении Большая Коча Пермского края. Этот праздник традиционно сопровождался закланием быка (т. н. Быкобой), в котором нередко участвовал священник, освящавший жертву, однако его присутствие было совсем не обязательно, что, по мнению автора, «может быть свидетельством приоритета языческих воззрений над христианской верой в жизни коми-пермяков во второй половине XIX в.»32. В своей работе он показывает, как связаны между собой религиозные практики и традиционная культура народа.
28Филичева О. «Народное православие» в городе и деревне: священник и ожидания паствы (религиозные
праздники в 2001-2004 гг.//Там же.
29Там же. С. 256
30Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб., 2006
31Пантюхин Д.А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой//ЭО. 2012. № 1
32Там же. С. 88
В 2015 году вышел сборник «Изобретение религии»33, который посвящен процессам десекуляризации на постсоветском пространстве. В статьях, предложенных авторами из разных стран, исследуются разные формы и практики религиозной жизни на примере нескольких стран - России, Армении и Украины. Задача авторов сборника - понять причины религиозного возрождения, которое началось на закате советской эпохи.
Изучение религиозных верований и практик в кавказоведении.Интерес
к религии в виде традиционных верований и культов, «пережитков» древних, дохристианских или доисламских, преставлений был характерной чертой советского кавказоведения и занимал главенствующее положение в исследованиях духовной культуры народов Кавказа34. Этот интерес сохраняется и в наши дни. Еще дореволюционные классики отечественной этнографии «привили» своим преемникам интерес именно к традиционным верованиям - следам тотемизма, шаманизма, веры в духов, почитания природных сил, святилищ и т.п. Поэтому интерес к традиционным верованиям и историческим реконструкциям продиктован большой историографической традицией. Стоит сразу оговориться, что этнография в советский период понималась как наука историческая35, поэтому вполне естественным был преимущественный интерес к религии в историческом аспекте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Народная традиция православного паломничества в России в XIX - XX веках: По материалам Рязанского края2000 год, кандидат исторических наук Поплавская, Христина Владимировна
Суеверие и народное религиозное вольнодумство в России XVIII в.2004 год, доктор исторических наук Смилянская, Елена Борисовна
Народная агиография: источники, сюжеты, нарративные модели2010 год, доктор филологических наук Мороз, Андрей Борисович
Религия и церковь в повседневной жизни русского крестьянства в конце XIX - первой трети XX вв.: по материалам Пензенской и Саратовской губерний2010 год, кандидат исторических наук Садырова, Маргарита Юрьевна
Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья: вторая половина XIX - первая четверть XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Багдасарян Анаит Артуровна, 2018 год
Литература
На русском языке
1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991
2. Алекперов А.К.Культы Азербайджана и антирелигиозная работа//Алекперов А.К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1960. С. 187-242
3. Алымов С.С. Советские социальные науки и понятие «пережиток» в 19501960-е гг.//Антропологический форум. 2012. № 16. С. 261-287
4. Антонян Ю.Ю. «Воссоздание» религии: Неоязычество в Армении//Laboratorium. 2010. № 1 (www.soclabo.org); последнее обращение 09.01.2015 г.
5. Антонян Ю. Конструирование религии в армянском неоязычестве // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте/ Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 82-103
6. Арутюнов С.А. От спокойной к ускользающей материальности: о проблемах этнографического изучения материальной культуры (интервью Н.В. Богатырь)//Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 5-19
7. Абакелия Н.К. Образ св. Георгия в западногрузинских религиозных верованиях//СЭ. 1988. № 5
8. Абхазы/Отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун. М., 2007
9. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Католицизм, протестантизм и Армянская апостольская церковь в России. М., 1995
10. Аннинский А. История армянской церкви (до XIX в.). Кишинев, 1900
11.Армяне/Отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц. М., 2012
12.Арутюнов С.А. Традиция жертвоприношения: общее и частное//Расы и народы. Вып. 31. М., 2006
13. Атлас Нагорно-Карабахской республики. Ереван, 2009
14.Барсегян И.А., Мелконян Э.Л. Символические аспекты функционирования сельских поселений//Культура жизнеобеспечения и этнос/Отв. ред. С.А.
Арутюнов, Э.С. Маркарян. Ереван: Издательство АН АрмССР, 1983. С. 129133
15.Басилов В.Н., Кобычев В.П. Николайи кувд (Осетинское празднество в честь патрона селения)//КЭС. М., 1976. Вып. 6
16.Беннет М. Вода жизни и здоровья: культ колодцев в Шотландии//ЭО. 1995. № 1
17.Бобровников В.О. Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана//Религиозные практики в современной России/Отв. ред. А. Агаджанян, К. Русселе. М.: Новое издательство, 2006. С. 236-253
18.Булатова А.Г. Рутульцы в XIX-начале XX в. Историко-этнографическое исследование. М., 2003
19.Верт П. Глава церкви, подданный императора: армянский католикос на перекрестке внутренней и внешней политики империи // AbImperio. 2006. № 3
20.Винокурова И.Ю. Местные традиционные праздники вепсов: особенности феномена в XXI в.//ЭО. 2012. № 1
21.Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981
22.Далгат Б.У Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004
23.3айковская Т. В. Традиционные верования и представления греков Аджарии
(античные истоки образов св. Илии и св. Георгия)//СЭ. 1989. № 2
24.Иванова-Бучатская Ю.В. Культовые камни Северной Германии//Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. Сб. статей памяти проф. И.В. Дубова. СПб., 2004
25.Кабо В.Р. Этнографическое религиоведение//Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы/Общ. ред. Ю.Б. Бромлея, Г. Штробаха. М.: Наука, 1988
26.Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009
27.Калоев Б.А. В.Ф. Миллер - кавказовед. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963
28.Карапетян С. Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. Ереван, 2000
29.Кисриев Э. Идеологический смысл и социальное содержание исламский течений тарикатизма и ваххабизма в Дагестане//Ислам в Европе и в России. М.: Издательский дом Марджани, 2009. С. 182-199
30.Крылов А.Б. Нагорный Карабах в геополитическом контексте XXI века. М.: Академия гуманитарных исследований, 2006. 87 с.
31.Культура жизнеобеспечения и этнос/Отв. ред. А.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян. Ереван, 1983
32.Курбатов А.В. Проблематика изучения природных историко-культурных объектов Восточной Европы на современном этапе//Тверской археологический сборник. Вып. 5. Тверь, 2002
33. Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван: Издательство АН АрмССР, 1969
34.Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк.
Ереван: Издательство АН Армении, 1992
35.Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении//КЭС. М., 1955. Т. 1
36.Лисициан С.Д. «Святыни» у перевалов//Советская этнография. 1936. № 4-5. С. 200-212
37.Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней//СА. 1988. № 3
38.Микаелян Г. Армянская апостольская церковь и общество в современной Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и идентичности / Сост. Г.Ч. Гусейнов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 216-259
39.Мкртчян А.А. Общественный быт армян Нагорного Карабаха. Ереван, 2010
40.Мкртчян Ш. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха. Ереван, 1988
41.Мороз А.Б. Святые Русского Севера. М.: ОГИ, 2009
42.Народы Кавказа/Под ред. М.О. Косвена, Л.И. Лаврова, Г.А. Нерсесова, Х.О. Хашаева. М., 1960. Т. 1. М., 1962. Т. 2
43.Одабашян А.А. Народные верования армян (По материалам рукописных талисманов XV-XIX вв.)//КЭС. М., 1976. Вып. 6
44.Орбели И.А. Бытовые рельефы на хаченских крестных камнях XII и XIII вв.//И.А. Орбели. Избранные труды. Ереван, 1963
45.Орбели И.А. ЪАсан Джалал, князь Хаченский//И.А. Орбели. Избранные труды. Ереван, 1963
46.Орманиан М. Армянская церковь: ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. М., 1913
47.Островский А.Б. Святые ключики ветлужского края: преемственность благочестия в XX в.//Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. Сб. статей памяти проф. И.В. Дубова. СПб., 2004
48.Пантюхин Д.А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой//ЭО. 2012. № 1
49.Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни северо-запада России. СПб., 1998
50.Петров В.А. Этноботаника Нагорного Карабаха. Баку, 1940
51.Петрушевский И.П.О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха//Известия Азербайджанского государственного научно-исследовательского института. Историко-этнографическое и археологическое отделение. Баку, 1930. Т. 1. Вып. 5. С. 1-43
52.Платонов Е.В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России//ЭО. 2011. № 3
53.Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1, 3
54.Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкессии/Ред. Р.А.-Х. Джанибекова, В.Б. Тугов. Черкесск: Карачаево-черкесский научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и литературы, 1979
55. Религиозные верования народов СССР. Сборник этнографических материалов/Под общ. ред. В.К. Никольского. М.-Л.: Московский рабочий,
1931. В 2-х тт.
56.Религиозные практики в современной России/Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. М., 2006
57.Саакян А.С. Культ креста в контексте армянского народного христианства//СЭ. 1991. № 2
58.Саркисян С.Г. Энциклопедия Арцах-Карабаха. СПб., 2007
59. Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб., 2006
60. Советский простой человек: опыт социологического портрета на рубеже 1990-х. М.,1993.
61. «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России. / Под ред. Л.И. Бородкина, Х. Кесслера, А.К. Соколова. М, 2010.
62. «Современная религиозность в Армении» - Интервью с Юлией Антонян // Анив. 25.05.2010 [http://www.aniv.ru/archive/20/sovremennaja-religioznost-v-агтепп-Мегу)и^-]иНе]-аП:оп)ап/, доступ от 05.05.2017]
63.Степина А. Армянская Апостольская Церковь//Современная религиозная жизнь России/Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2004. Т. 1
64. Страницы отечественного кавказоведения/Отв. ред. Н.Г. Волкова. М.: Наука, 1992
65.Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции. М.: Русская панорама, 2015. 958 с., ил.
66.Тер-Саркисянц А.Е. с древнейших времен до начала XIX в. М.: Восточная литература РАН, 2008. 686 с., ил.
67.Тер-Саркисянц А.Е. Полевые исследования в Нагорном Карабахе//Полевые исследования Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2002
68.Тер-Саркисянц А.Е. Сельская семья у армян Нагорного-Карабаха. Основные тенденции развития//Семья. Традиции и современность/Отв. ред. О.А. Ганцкая, И.А. Гришаев. М., 1990
69.Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурное развитие карабахских армян в постсоветский период//Лавровский сборник. СПб., 2009
70.Токарев С.А. Религиозные пережитки среди черкесов-шапсугов и их преодоление// Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы шапсугской экспедиции 1939 года/Под. ред. С.А. Токарева и Е.М. Шиллинга. М.: Издание Московского ордена Ленина Государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1940 г. С. 3-10
71.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986
72.Фриз Г. «Понять церковь - значит понять народ.» Интервью // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 242250
73.Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М., 2008
74.Чурсин Г.Ф. Армяне Зангезура (Краткий этнографический очерк). Отдельный оттиск из «Научных записок» (т. 1) под редакцией А.А.
Болотникова и Н.М. Степаньяна. Вып. 6. Тифлис, 1931
75. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. М., 2011 / Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913
76.Шахназарян Н.Р. В тесных объятиях традиции: патриархат и война. СПб., 2011
77.Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006
78.Штырков С.А. Прогрессивные народные традиции: обретение и изобретение (случай Северо-Осетинской АССР в 1960-е годы) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа.СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 209-246
79.Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994
80.Эмин Н.О. Очерк религии и верований языческих армян. М., 1864
81.Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
82.Этнография Кавказа и ее социальная организация. Сергей Арутюнов в беседе с Александром Формозовым//Laboratorшm. Журнал социальных исследований. 2010. № 1. С. 205-222
83.Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / А. Юрчак. - М.: Новое литературное обозрение, 2016 - 664 с.
84.Ярлыкапов А.А. Религиозные верования//Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. С. 66-76
На армянском языке
1. Абрамян Г. Социально-политическая жизнь армян Карабаха и Арцахская епархия (1901-1933). Ереван: Издательство Первопрестольного Эчмиадзина, 2009. - 223 с.
2. ^шрЬрр. ишЬфшйш^Ьрш, 2012 (АгаджанянМ. Атерк. Степанакерт, 2012)
3. ДцтршрзшЬР. ирдш^^шт^тр^тйри^яр^д^^М^ЬрорЬрр. ЪркшЬ, 1994 (Улубабян Б. История Арцаха от начала до наших дней. Ереван, 1994)
HaaHzn,uucKOMR3biKe
1. Corley, F. (1996) "The Armenian Church under the Soviet Regime. Part 1: The Leadership of Kevork", Religion, State and Society 24(1): 9-53
2. Corley, F. (1996) "The Armenian Church under the Soviet Regime. Part 2: The Leadership of Vazgen", Religion, State and Society 24(4): 289-343
3. Corley, F. (1998) "The Armenian Church under the Soviet and Independent Regimes. Part 3: The Leadership of Vazgen", Religion, State and Society 26(3/4): 291-355
4. Grant B. Shrines and Sovereigns: Life, Death and Religion in Rural Azerbaijan // Comparative Studies in Society and History 2011; 53 (3): 654-681
5. Guroian, V. (1992) "Faith, Church and Nationalism in Armenia", Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity XX(1): 31-40
6. Mkrtchyan, S. (2014). Where Did We Come From? Creationism versus Evolution in Armenian Public Schools / Armenian Christianity Today. Routledge 286 pp.
7. Panossian, R. (2002) "The Past as Nation: Three Dimensions of Armenian Identity", Geopolitics 7(2): 121-146
8. Sarkissian, A. (2008) "Religion in the post-Soviet Armenia: Pluralism and Identity formation in transition", Religion, State and Society 36(2): 163-180
9. Siekierski, K. (2013) "The Armenian Apostolic Church and Vernacular Christianity in Soviet Armenia", Keston Newsletter 18: 15-20
10.Tchilingirian, H.(1997) "Religious discourse and the church in Mountainous Karabakh 1988-1995", Revue du monde arménien moderne et contemporain. 1997. Vol. 3. PP. 67-83
11.Tchilingirian, H.(2007)"Modern 'Believers' in an Ancient Church", inM. Bruneau, I. Hassiotis, M. Hovanessian et C. Mouradian(ed.) Arméniens et Grecs en diaspora: approches comparatives, pp. 491-508. Athenes: E.F.A.
12.Tchilingirian H. (2014) The Armenian Apostolic Church (post-Soviet era) / Eastern Christianity and Politics in the Twenty-First Century. Routledge. Pp. 471492
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.