Современная тывинская поэзия: Система жанров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна

  • Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 157
Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна. Современная тывинская поэзия: Система жанров: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1999. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна

ВВЕДЕНИЕ—----------------------------------------- стр. 3

ГЛАВА 1. Переосмысление традиционных жанров в современной тывинской поэзии--------------------- стр. 24

ГЛАВА 2. Лирические жанры современной тывинской поэзии -—---------------------------------------------------------- СТр.

ГЛАВА 3. Пути становления и развития крупных (лиро-эпических) жанров----------------------------------------стр. 100

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная тывинская поэзия: Система жанров»

Ни один из терминов литературоведения не имеет такого широкого спектра значений, как термин «жанр». Существуют разные определения жанра и соответственно разные жанровые классификации литературы. На это обстоятельство обращает наше внимание «Словарь литературоведческих терминов» (171), где можно прочитать: "В современном литературоведении термин употребляется в различных значениях. Одни ученые в соответствии с этимологией слова называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т.д.). Это понимание является, пожалуй, самым распространенным" (171. 82)*.

Автор фундаментального труда "Введение в литературоведение" В.М.Жирмунский писал в главе "Проблема жанра": "Жанр" - французское слово, соответствующее русскому "вид". Иногда говорят "поэтические виды", т.е. типы поэтических произведений. Понятие типа поэтического произведения, его вида, употребляется в поэтике в двух смыслах: в более широком и в более узком. В широком смысле мы говорим как о типах поэтического произведения об эпосе, лирике и драме. Это - роды поэзии, или жанры, понимаемые в широком смысле слова. < . > Что касается жанров в узком, собственном смысле слова, то сюда относятся, например, поэма, басня <.> ода, элегия." (72. 376). Здесь и далее в тексте первая цифра в скобках означает порядковый номер в библиографии, вторая - страницу цитируемого источника (С.К.).

Ф.М. Головенченко, автор другого учебника "Введение в литературоведение", справедливо отмечает, что понятия «род», «вид» и «жанр» часто отождествляются, и поясняет: "Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. Каждый род состоит из нескольких видов. Часто в критике литературные виды называют жанрами."(52. 236.). Из этих слов следует, что «вид» более узкое понятие, чем «род», и что понятия «вид» и «жанр» могут считаться идентичными, равными в правах.

В трудах ряда ученых (1; 145; 171.) рассматривается формообразующая и эстетическая основа жанра (жанра, понимаемого как вид).

По мысли М.М. Бахтина, литературные жанры - это вторичные, сложные образования. Он, в частности, писал, что «.Жанр возрождается и обновляется на каждом этапе развития литературы .». (22. 178.). И.Ф. Волков в своей книге «Теория литературы» в главе «Литературные жанры» отмечал, что «Жанр -это индивидуальное бытие художественного творчества. Он образуется в результате преломления того или иного или тех или иных типов художественного содержания в литературном роде или в межродовом образовании. Тем самым складывается единство жанрового содержания и жанровой формы» (41. 128). Каждый жанр, по мнению П.Н. Медведева, - это «особый тип строить и завершать целое, притом <.> существенно тематически завершать.» (117. 175).

Противоречивы мнения исследователей, рассматривавших саму историю понятия «жанр», эволюцию жанров. Часть теоретиков считает, что, например, в современной лирике жанр настолько трансформировался, что нецелесообразна даже попытка выявить, уточнить жанровую систему. (106.).

Краткий исторический экскурс может убедить в том, что эта проблема давно привлекала ученых и была объектом их исследований в разные периоды истории.

Первоначальное определение было предложено Аристотелем в его "Поэтике" (2), но затем в трактатах классицистов оно приобрело схоластический характер. Лишь Гегель в своей "Эстетике" (48) сумел диалектически объяснить зарождение, формирование и развитие жанров в их взаимодействии друг с другом. Ориентиром, опорой Гегелю служили не живая действительность, а категории тезиса, антитезиса и синтеза: эпос - тезис, лирика - антитезис, а драма - синтез этих двух родов.

Жанры были рассмотрены также В.Г. Белинским (25). Его определения поэтических родов и видов в российском литературоведении предпочтительнее всех остальных.

Конкретный материал тывинской поэзии, как мы увидим далее, свидетельствует, что жанры не исчезают, а в силу гибкости, подвижности, взаимопроникаемости лишь видоизменяются. Современная тывинская поэзия имеет достаточно четкую и развитую жанровую систему. Рассмотрение её в историческом и •эстетическом аспектах - задача данного исследования.

Жанровое, а заодно метрическое и строфическое разнообразие современной тывинской поэзии может быть объяснено как следствие роста профессионализма у поэтов. Жанровое многообразие в лирике в известной степени можно считать критерием качества, художественности. Появление новых жанров прямо связано с более высоким уровнем художественного мышления поэтов по сравнению с поэтов 30-40-х годов, когда самым распространенным жанром была песня социального характера, а лирическое начало почти отсутствовало (иное дело -фольклор).

За сравнительно короткий срок тывинские писатели сумели освоить новые жанры, совершили скачок от канонически-жанрового мышления к развитым художественным формам. В современной тывинской поэзии стали реальностью формы, доказавшие свои неисчерпаемые возможности на путях эстетического совершенствования.

При выяснении жанровой природы литературного произведения мы бы выделили, прежде всего, три момента:

1. принадлежность произведения к одному из родов литературы (к эпосу, лирике или драме);

2. формальный объем произведения;

3. доминирующее художественно-эстетическое качество и тесно связанные с этим качеством особенности структуры произведения.

Процесс обновления, трансформации жанров стал особенно интенсивным в последние десятилетия. Связано это прежде всего с грандиозными изменениями в жизни и быте людей.

Хронологические рамки данного исследования - 1970-1995 гг.; именно в этот, сравнительно короткий, период времени в тывинской поэзии наблюдается резкая внутренняя ломка. Всеобщий подъем общественного сознания, всемерное проявление социальной и духовной активности человека с середины восьмидесятых годов потребовали от тывинских поэтов пересмотра устоявшихся творческих принципов, установления более тесных и непосредственных связей с действительностью, с жизнью народа, привели к появлению нового лирического героя.

У каждой эпохи - своя поэзия. Вместе с общим развитием познавательной способности человека развиваются, обновляясь и совершенствуясь, и его образное мышление, художественные представления. Отсюда - постоянно меняющийся облик поэзии.

Социальные сдвиги, характерные для всего общества конца восьмидесятых годов также существенно изменили лицо тывинской поэзии.

Особенности развития тывинской литературы в 1970 - 1995 гг. позволяют выделить в ней два связанных друг с другом, но неоднозначных и неоднородных этапа. Первый приходится на период социально-экономического застоя, второй начинается с середины восьмидесятых годов, с перестройки и демократических преобразований в социальной, экономической и культурной сферах жизни нашего общества.

Первый период развития литературного процесса - в рамках периода застоя. Командно-административная система управления экономикой и общественной жизнью не могла не оказывать негативного влияния и на литературу: реальное бытие народа получало в литературе нередко искаженное, одностороннее отображение: замазывались трудности и недостатки социально-экономической сферы жизни общества, односторонне трактовались проблемы морали, гуманизма. Творческий рост ряда писателей приостанавливался. Появлялись серые, художественно беспомощные произведения, написанные по указке вышестоящих органов партии.

Однако и в застойный период в художественной литературе, в поэзии в частности, произошла, как уже было сказано, внутренняя ломка, появлялись произведения, содержавшие критическое отношение к негативным явлениям в общественной жизни или в какой-то мере высказаться об этом. Пример тому стихотворение «Ничего» («Ажырбас»), «Молодежь - чьи дети?» («Аныяктар кымнын толул?») А.Даржая, «Родной язык» («Тыва дылым»), «Не позволяйте спать вашу совесть» («Нуурунер удувазын»), «Своим сверстникам» («Уе-чергемге») А.Уержаа. В них со всей остротой была поставлена проблема будущего родного языка, духа, всей судьбы народа.

Развитие литературы и в период застоя не прекращалось благодаря индивидуальному характеру творческого акта. Только поэтому поэзия восьмидесятых годов стала заметным явлением в художественной жизни тывинцев. И не только из-за количества созданных произведений. Страницы книг многих поэтов, писателей покидает плакатность, описательность. Уходит в прошлое образ врага, поэзия начинает глубже осмысливать человека, его природу, жизненные проблемы.

Важные исторические перемены, происходившие в жизни общества во второй половине восьмидесятых годов (апрель, 1985), оказали плодотворное влияние и на развитие литературы. Именно на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов оформились и выявились главные черты обновления тывинской поэзии. Поэзия становится более искренней, более сосредоточенной и отзывчивой к внутреннему миру человека. Усилилось философское, аналитическое начало поэзии. В творчестве тывинских поэтов стала преобладать форма внутреннего монолога. Были сделаны попытки нового осмысления действительности. Благодаря исчезновению "закрытых" тем появилась возможность обратиться к ранее не освещенным пластам жизни. Стремление к раскрытию актуальных социальных и нравственно-этических проблем закономерно привело к интенсивному жанровому обогащению тывинской поэзии. Жанровая палитра этих лет достаточно разнообразна. Она представлена поэмами, балладами, сонетами, стихами-путешествиями, монологами, диалогами, поэтическими циклами, хокку, верлибрами, стихотворениями-миниатюрами.

Наряду с относительно устоявшимися жанровыми формами в последние годы появились стихи, которые трудно вписать в привычные рамки. Размытость жанровых границ, наблюдавшаяся в этот период во многих произведениях в поэзии других республик, имеет место и в тывинской. Здесь можно встретить специфически авторские, несколько необычные жанровые определения, например, "стихотворение-репортаж".

Новым для поэзии рассматриваемого периода стало обращение к традициям устного народного творчества, что нашло свое отражение в появлении, в возрождении таких жанров, как "йорээл" (благопожелание), "халак" (плач), "опей ыры" (колыбельная) и др.

Таким образом, характерной чертой современной поэзии стало заметное расширение её жанровой системы, где, с одной стороны, представлены старые жанры, подтверждающие свою жизнеспособность, а с другой - практически трудно поддающееся систематизации изобилие новых жанровых форм.

Современный этап развития тывинской поэзии характеризуется качественно новыми чертами. Во-первых, значительно возросла творческая активность и целеустремленность поэтов. За 1970-1995 гг. опубликовали на тывинском языке поэтические сборники свыше шестидесяти авторов. Уверенно повышалось поэтическое мастерство тывинских поэтов старшего поколения. Уверенно стали звучать в поэзии голоса поколения 1940-1950 годов Ю.Кюнзегеша, С.Молдурга, О.Сувакпита, о которых ещё в недавнем прошлом говорили как о начинающих авторах. Усилился поток молодых творческих сил.

Имея за плечами различный жизненный опыт, разные и по возрасту, тывинские поэты всех поколений близки друг другу стремлением глубоко и естественно размышлять о жизни и человеке, сосредоточенной внимательностью к радостям и болям современника, искренностью, лиризмом и почтительным отношением к истории. С новой силой пробуждается интерес к устному народному творчеству, этнографии, деталям национального быта.

В современной тывинской поэзии выступают представители разных поколений. Опыт старшего поколения сочетается с поисками новых форм художественности молодых. С появлением новых имен расширяется диапазон поэзии, раздвигается её тематические и идейные границы, рождаются новые жанры.

Во-вторых, на современном этапе понимание гуманистической сущности поэзии поднялось на такой уровень, на каком оно не стояло ни на одном из предыдущих этапов своего развития.

Место высокопарного и возвышенного стиля занял стиль и эмоциональный и аналитичный. Черты нового, творческого подхода повышают уровень философского осмысления действительности, способствуют углублению психологизма.

В современной тывинской поэзии синтезируются не только художественные завоевания русской классики, но и мировой и восточной классической поэзии, роль которой в новых условиях значительно возросла. Обретают глубокий смысл вечные идеи человеколюбия, милосердия, высокой нравственности, гражданственности. Классика помогает обогатить нравственно-этический и художественно-изобразительный потенциал тывинской поэзии.

Интенсивно идет очищение современной тывинской поэзии от различного рода схем, стандартов, догм, порожденных представителями авторитарной системы управления.

Животворная система, созданная фольклором, обогащает современную тывинскую поэзию. Это проявляется в том, что фольклорные формы и жанры - сказки, сказания, предания, колыбельные, благопожелания, пословицы и поговорки, загадки -начали развиваться в ином идейно-художественном ракурсе, обновляясь и наполняясь живым содержанием современности.

В результате философская насыщенность и социальная острота стали определяющими чертами современной тывинской поэзии. В творчестве таких поэтов, как С.Пюрбю, Ю.Кюнзегеш, О.Сувакпит, С.Молдурга, М.Олчей-оол, А.Даржай, В.Серен-оол, К.Черлиг-оол, которые принадлежат к разным поколениям, при всей самобытности каждого из них, есть общие черты: их объединяет острая публицистичность, гражданская страстность. Все это придает особый смысл современной любовной, общественно-политической, пейзажной и философской лирике.

Разумеется, философская насыщенность лирики зависит не только от творческой индивидуальности поэта, но является и способом самовыражения, что во многом определяется выбором самой темы, подходами к её раскрытию, способом художественного мышления. Эпоха в какой-то мере определяет специфику поэтического постижения вечных понятий, вносит в них что-то свое, определяемое такими факторами, как прогресс, уровень мышления и степень его свободы, уровень развития культуры, религии и т.д. Не последнее место в этом ряду занимает личность поэта.

Проникающее медитативное начало раздвинуло жанровые границы лирики, в её структуре произошли существенные изменения. Это выражается, с одной стороны, в разнообразии жанровых форм, обогатившихся за счет освоения ряда жанров восточной и западно-европейской лирики (хайку, рубай, сонег, элегия, баллада), с другой - в качественных изменениях, происходящих в структуре традиционных жанров лирики (трансформация жанров фольклора). Тяготение современной тывинской поэзии к медитативности сделало возможным отображение окружающего и внутреннего мира современника в его многосложности и противоречивости.

Медитативная поэзия стремится выделить главное в выразительном словесном образе, благодаря чему достигается и афористичность мысли. В то же время медитативность органически присуща лирическому произведению, выражающему отношение личности к окружающему миру. Не лишая образ эмоциональности, философская медитация (лирические миниатюры, рубай, восьмистишие, сонет) стремится донести до читателя мысль в концентрированной форме, одновременно создавая образ самого мыслителя.

Современная тывинская поэзия в своем развитии находится в напряженных идейно-эстетических поисках, переживает сложный, подчас даже противоречивый процесс обновления. Теперь она поднимается на более высокую степень эстетической зрелости.

По мере движения вперед поэзия сталкивается с новыми задачами, выдвигаемыми перед ней динамичным временем. Все эти задачи, в свою очередь, требуют от поэтов повышения своей творческой активности и общеэстетической культуры, истинно профессионального мастерства, вдохновляют их на дальнейшие новаторские искания.

В связи с этим перед тывинским литературоведением и критикой встала задача - осмыслить современный литературный процесс, выявить основные тенденции развития, теоретически обобщить её эстетический опыт в области обогащения жанров, образного мира.

В 1869 году в Санкт-Петербурге вышел первый том серии книг академика В.В. Радлова "Образцы народной литературы северных тюркских племен". В ней содержались и тывинские народные сказки и песни. Фактически книга В.В. Радлова открыла европейской науке существование ещё одной самобытной тюркской литературы.

Исследование письменной тывинской литературы началось одновременно с появлением самой литературы. Авторами появившихся первых наблюдений и исследований были русские и тывинские ученые.

Крупнейшего деятеля тывинской культуры и литературы, поэта, переводчика пушкинских произведений, С.Пюрбю принято считать основоположником тывинского литературоведения. Его книга "В помощь молодым писателям" ("Аныяк чогаалчыларга дуза", 1939) была первым опытом тывинского литературоведения. Она ценна попытками серьезного анализа ряда поэтических произведений, общей характеристикой тывинской поэзии. На этой работе - печать яркой талантливости автора. Тонкая аналитичность его работы, точность характеристик, уверенность эстетических оценок удивительны и могут служить мерилом для исследователей тывинской литературы и в наши дни.

Вслед за С.Пюрбю выступил Степан Сарыг-оол с книгой "Тывинская литература" ("Тыва литература", 1956). Это обзор тывинской литературы с 1930 по 1956 год с оценками, действительными и сегодня. Автор коснулся творчества ведущих тывинских писателей, поставил во главу угла острые проблемы развития родной литературы.

В 1963 году вышла книга "Краткий очерк тывинской литературы" ("Тыва литературанын допчу очериги"). Авторы очерка (О.Сагаан-оол, Ю.Кюнзегеш, А.Мазуревская, Л.Гребнев) дали подробную характеристику жанрам тывинской литературы: поэзии, прозы, драматургии.

В современном тывинском литературоведении история родной поэзии представлена немалым числом исследований, монографий и статей. В семидесятые годы один за другим появляются писательские портреты, рецензии, монографии. Основательностью и богатством материала выделяются книги "Тывинская литература" («Тыва литература», 1964,1978, 1987), "Краткая история тывинской советской литературы" ("Тыва совет литературанын допчу тоогузу", 1975), "Жизнь и литература" ("Амыдырал болгаш литература", 1980), "Приметы роста" ("Озулденин демдектери", 1991) А.Калзана,

История и современность" ("Тоогу болгаш амгы уе", 1982) Д.Куулара. Особое место занимает работа Д.С.Куулара "Тывинская поэзия" (1970), являющаяся первым серьезным трудом в области исследования тывинской поэзии; автор подробно излагает историю зарождения, становления и развития тывинской поэзии (с 1927 по 1970 год).

Итак, тывинские исследователи внесли большой вклад в изучение родной литературы. В этих работах, в частности, сделана попытка определить периоды развития тывинской литературы.

По мнению Д.С. Куулара (101. 21-27.), первый этап развития тывинской поэзии приходится на вторую половину 20-х и 30-е годы. В этот период тывинская поэзия сформировалась как самостоятельный жанр литературы.

Второй период охватывает первую половину 40-х годов. В это время в поэзии нашли свое отражение вхождение Тувинской народной республики в состав СССР, начало строительства социализма и события Великой Отечественной войны, разрабатывались темы войны и мира. Родины и патриотизма, дружбы и взаимопомощи народов СССР.

Третий период развития тывинской поэзии - послевоенные годы, которые можно назвать периодом культурного просветительства.

Четвертый период — середина 50-х по 70-годы. Признаком художественных новообретений тывинской поэзии становится освоение эпических жанровых форм - поэмы, баллады, восприятие опыта строфических форм русской и мировой поэзии. Такова периодизация, предложенная Д.С.Кууларом.

Общеизвестно, что периодизация истории любой литературы, сложная и противоречивая проблема. Границы периодов, как правило, размыты и условны, нередко продиктованы позицией исследователя, его отношением к тем или иным явлениям в литературе, не в последнюю очередь - идеологией и т.д.

Изданная в 1964 году "История тывинской литературы" дает несколько иную перидизацию, выделяя следующие периоды:

1. Начальный период - с 1926 по 1930 гг.

2. Период ТНР (Тувинской народной республики) - 1931 - 1941 гг.

3. Годы Второй мировой войны - 1941 - 1944 гг.

4. Послевоенное время - 1945 - 1956 гг.

5. Период развитого социализма - 1956 - 1970 гг.

Обе периодизации истории тывинской литературы основаны на этапах политической истории народа, без необходимого учета сущностных признаков литературного процесса, и прежде всего -без ориентации на реальную эволюцию литературы. Например, авторы "Истории тывинской литературы", исходя из господствовавшей в те годы концепции, согласно которой тывинская литература родилась после Октябрьской революции, не выделяли ранний период в особый этап развития литературы. Согласно их периодизации тывинская литература прошла четыре этапа: этап зарождения и формирования, этап ТНР, этап военных лет, этап послевоенного развития, этап развитого социализма.

Такую периодизацию справедливо критиковали. Например, А.Метчеико, А.Дементьев, Г.Ломидзе в 1956 г. в статье «За глубокую разработку истории советской литературы» (121.) писали: "Обычно литературоведы механически переносят на историю советской литературы периодизацию истории КПСС в том виде, в каком она дана в «Кратком курсе истории ВКП (б)». Серьезный недостаток подобной периодизации истории литературы, которую с полным правом можно назвать догматической, заключается в том, что она слабо учитывает специфику развития самой литературы" (121. 96.).

Теперь уже особенно ясно, что такая периодизация не соответствует реальной истории тывинской литературы, она втискивает её в рамки истории СССР, а также подчиняет её периодизации истории русской советской литературы.

Более правомерной, на наш взгляд, будет такая периодизация истории тывинской литературы, которая ориентируется прежде всего на принцип историзма. Тывинская литература, на наш взгляд, может быть периодизирована следующим образом (возможны поправки с учетом других точек зрения):

1. Древний период (древнетюркский)

2. Начальный период развития современной литературы (старомонгольский) - 1926 - 1930 гг.

3. Период формирования собственно тывинской литературы

1930-1940 гг.

4. Период становления крупных форм и формирования современного облика тывинской литературы - 1941 - 1970 гг.

5. Период интенсивного развития тывинской литературы и её жанрового богатства - семидесятые-девяностые годы.

Разумеется, такая периодизация в будущем может видоизменяться, уточняя свои границы и существенные моменты.

При этом следует отметить как непреложную истину наличие древних корней у тывинской словесности (средние века); она по праву является наследницей памятников древнетюркской литературы.

Известно, что тывинцы, как и другие тюркские народы, издревле имели древнюю (руническую) письменность.(100;148; 176.). О том, что истоки тывинской литературы, в частности поэзии, уходят в далекое прошлое, говорят общетюркские памятники Vil - IX веков "Кюль - Тегин" и "Тоньюкук" и др., найденные в енисейских котловинах более ста лет назад. Рунические тексты были расшифрованы в 1893 г. датским ученым В.Томсеном. Эти и другие древние памятники, на наш взгляд, составляют ранний период тывинской литературы.

В орхоно-енисейских текстах (самые ранние датируются VI11 веком) неслучайно "угадываются" многие жанровые формы тывинской поэзии, начиная с элегий, сатирических стихов, лирических, философских, дидактических посланий и назиданий, вплоть до крупных исторических хроник и больших стихотворных произведений. Проблема своеобразия, места и роли памятников орхоно-енисейской письменности в формировании национальных литературных традиций не стала ещё предметом широкого всестороннего изучения, но достоверная информация о ней уже не однажды возникала в работах тюркологов, в частности -И.В.Стеблевой (148; 167; 168.), и ряда тывинских ученых (100;176.). Именно на территории Тывы найдена большая часть древних гюркоязычных текстов.

С 1926 г. начали появляться тывинские стихотворения на старомонгольском языке. Автором первого «Стихотворения о Ленине" был председатель ЦК ТНРП М. Соду нам. Через два года появилось ещё одно произведение тывинской поэзии - поэма

Обозрим прошлое и настоящее». В 1929 году было напечатано стихотворение «Восьмое марта» первой тывинской поэтессы Д.Барыкаан на страницах газеты «Правда Тыва» ("Тыванын шыны»).

Их можно считать первыми зачатками новейшей письменной тывинской литературы, началом её быстрого развития.

Отсутствие письменности на родном языке принуждало тывинских поэтов начала XX в. обращаться в своем творчестве к помощи другого языка и письменности (история мировой литературы имеет немало таких примеров).

На начальном этапе национальной литературы редко создается что-либо действительно ценное: первые произведения обычно бывает трудно рассматривать как литературные достижения. Впрочем, они и не претендуют на это.

В этот период об интенсивной литературной жизни ещё не может быть и речи, первые авторы не имеют предтеч, они создают национальную литературу как бы подсознательно, без намерения. В их творчестве решающую роль играет фольклор. Непроторенность пути, отсутствие литературной среды - все это особенности периода, который тем не менее создал предпосылки для плодотворного этапа развития тывинской литературы.

В 1930 году в республике утвердилась национальная печать и письменность. Тывинская письменность дала импульс новому слову. Поэты, писатели начали писать и публиковать на своем родном языке стихи и очерки, позже рассказы. В своих стихах, поэтических сборниках развивали новые темы - патриотическую, гражданскую, противопоставляя новое старому.

Первые стихи ещё в значительной мере являются проявлениями народного начала; написанные в народном стиле, в духе народных песен, они как бы перешли из сферы устного творчества в сферу письменности, служат примером и вдохновляющим началом для последующих писателей. Учитывая всю эту специфику, годом рождения новейшей тывинской литературы можно считать 1931 год. Первые авторские стихи являются образцами теснейшей связи литературы и фольклора; это симбиоз литературного и фольклорного начал.

В своеобразии художественного мышления, поэтического видения и отражения жизни уже была основа для творческих успехов поколений тывинских писателей. Литература тридцатых годов продемонстрировала живую связь искусства с исторической действительностью, с борьбой за прогресс человечества. Таким образом, в тридцатые годы сформировалась идейно-эстетическая основа современной тывинской поэзии. На этой же основе совершалось все её дальнейшее развитие. Катализатором творчества тывинских писателей являлись родной язык и традиции, их наиболее доступный источник - фольклор, в меньшей мере -национальная история.

Господствовавшая в послевоенные годы в советской литературе теория бесконфликтности наложила негативный отпечаток на развитие тывинской литературы. Она тормозила стремление опытных и зрелых писателей окунуться в проблематику текущей действительности. Явлением не случайным было то, что в пятИдесятые-шестидесятые годы ведущие тывинские писатели в основном работали над произведениями на историческую тему. Пропаганда воинствующего атеизма, уничтожение памятников этнической культуры, физическая расправа над интеллигенцией -все это трагические страницы истории тывинцев.

Литературные явления наших дней можно понять только соотнеся их с предыдущими периодами.

Современная тывинская поэзия имеет собственный национальный облик, эстетическую самобытность. В творчестве многих её творцов наметились тенденции постоянного обновления. Это проявляется и в области жанров. Современная тывинская поэзия обладает чрезвычайно большим жанровым богатством. "Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечивать единство и непрерывность этого своего развития," (22. 142.). В этих словах М.Бахтина учтено главное - диалектика устойчивого и развивающегося, без которой существование жанра невозможно.

Зарождение и пути развития жанров непосредственно связаны с историей и эволюцией отображаемого в поэзии лирического героя, внутреннего мира личности. Изображение духовной жизни человека, его дум, чаяний всегда определяло предмет лирики, его жанров.

Однако жанровый состав современной тывинской поэзии до сих пор не получил аналитического, углубленного изучения. Не прослежены процессы становления жанровой системы в тывинской поэзии и литературе. Отсутствие исследований обобщающего характера способствовало возникновению ряда спорных вопросов, неясностей в трактовке и определении специфических особенностей эволюции отдельных жанров.

Если учесть возросшую роль жанров в тывинской поэзии, а также отсутствие специальных работ по жанрам тывинской поэзии, необходимость и актуальность такого исследования становится совершенно очевидным.

Объект настоящего диссертационного исследования современная тывинская поэзия, её изобразительные и формообразующие средства, жанровые поиски тывинской поэзии. Предполагается решение конкретных задач, что, в свою очередь, определяют и структуру работы:

1. уточнить само понятие жанра и принципы его классификации; на этой основе выявить отдельные жанровые разновидности, бытующие в тывинской поэзии;

2. показать роль фольклорных и древнеписьменных традиций в развитии современной тывинской поэзии, характер взаимодействия системы фольклора и системы литературы в поэтических жанрах;

3. проанализировать современное состояние жанров во всех разновидностях родовой системы, раскрыть качественные изменения в природе каждой из них;

Такая структура исследования и круг поставленных проблем, на наш взгляд, позволяет выявить идей но-художественное и жанровое своеобразие тывинской поэзии, определить место и роль каждого из жанров в современном литературном процессе Тывы.

Процесс художественной эволюции и взаим о действия, выявляющий динамику жанров, позволяет представить поэзию как живой, сложный организм, с особенностями, обусловленными национальным складом, историей, культурой, осваивающей новые формы и виды. Поэтому проблема изучения системы жанровых форм тывинской поэзии, меняющихся под воздействием социальноэстетических факторов, является одной из актуальных задач и способствует раскрытию богатства поэзии тывинского народа. Широкое изучение этой проблемы не только поможет раскрыть особенности тывинской поэзии, но также позволит определить жанровый состав конкретных произведений конкретного писателя, установить соотношение его эстетических принципов с традицией, выяснить его новаторские особенности, поэтическое мастерство.

Поэтому данное исследование может иметь и практическое значение, способствуя осмыслению, углублению и расширению жанровой системы и всего арсенала тывинской поэзии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна

Заключение

Естественная эволюция тывинской поэзии привела её к созданию разветвленной и достаточно развитой жанровой системы. В тывинской поэзии этот процесс - процесс формирования жанрового многообразования - наиболее интенсивно протекал в семидесятых-девяностых годах нашего столетия.

Исследование процесса становления и формирования поэтических жанров в современной тывинской поэзии, подробный анализ произведений разных жанров способствует пониманию основных путей развития поэзии Тывы XX века. Эволюцию жанров в тывинской поэзии следует квалифицировать как сложный творческий процесс. Жанровая структура современной тывинской поэзии представлена разными поэтическими формами, раскрывающими богатый внутренний мир авторов во всем многообразии связей с окружающей действительностью. Повышенный интерес к человеку, широта охвата истории и современности, стремление освоить глубинные проблемы нашей эпохи, многоплановость в изображении человека - вот те качества тывинской поэзии, которые нашли выражение в разных жанровых формах.

Поэтические поиски и открытия опирались и опираются на национальные традиции, одновременно идет процесс творческого освоения формообразующих структур из арсенала мировой поэзии. Компоненты жанровой системы тывинской поэзии генетически можно разделить на две основные группы; во-первых, поэтические жанры, заимствованные из фольклора и трансформировавшиеся в процессе творческой переработки письменной литературой, и, во-вторых, жанры, сформировавшиеся под воздействием более развитых литератур (и часто благодаря переводческому трансферту художественных достижений современной литературы).

Обратившись к поэзии семидесятых - девяностых годов, мы исследовали творчество трех поколений тывинских поэтов:

1. Основоположников новейшей (советской) тывинской литературы, таких, как С.Сарыг-оол, С.Пюрбю (надо сказать, что оба они жили и работали до конца семидесятых годов).

2. Второго поколения, которое вошло в литературу в шестидесятые - семидесятые годы (С.Молдурга, М.Олчей-оол, В.Серен-оол, АДаржай, К.Черлиг-оол и другие).

3. Поколения поэтов, которое уже в наши дни влилось в общий поток национальной поэзии (А.Ховалыг, И.Иргит, Н.Куулар, А.Уержаа и др.). Этому поколению свойственна особая смелость в использовании традиционных жанров поэзии, в освоении богатств других литератур.

Обычно поэты обращаются к народной поэзии, осваивая общие принципы народного художественного мышления. При этом наблюдается не только и не столько заимствование традиционного фольклорного материала, но и своеобразная интерпретация этого материала, отход от стереотипных схем, мотивов и образов. Фольклор - это генетический исток тывинской поэзии. Фольклор для современных тывинских поэтов - глубокий и постоянно обогащающий источник, без которого их поэзия не имела бы философских обобщений, полнокровных жизненных красок и подлинного поэтического звучания. Многие традиционные жанры в значительной мере способствовали становлению новых жанровых формирований, соответствующих новому времени.

Имевшая в своих истоках лишь разностороннюю фольклорную традицию, тывинская литература сумела быстро достичь уровня профессионального искусства слова и освоить ранее не знакомые ей жанры. Картины такого активного развития были представлены в первой, второй и третьей главах данного исследования. Что касается воздействия и влияния «со стороны», то, прежде всего, это русская литература с её богатейшим арсеналом поэтических средств. Но немалую роль в становлении современной жанровой системы тывинской поэзии сыграли многие «близкие» и «далекие» литературы. Среди них - литература Монголии, тюркоязычные литературы (отечественные и зарубежные - турецкая и уйгурская), литературы многих народов других регионов.

Благодаря накоплению эстетического опыта и использованию широкой жанровой палитры тывинская поэзия сегодня выходит на новые горизонты, по-новому осмысливает окружающий мир. Нельзя не отметить фактор постоянной эволюции поэтических жанров; прежде всего это наблюдается в повести в стихах, в лирических циклах, поэме, балладе, стихотворениях в прозе. Понятия "судьбы человеческие, судьбы народные" были и остаются центральными в художественном мире эпических жанров, сопрягающих историю и современность, выверяющих настоящее с прошлым и будущее с настоящим. Поэма подверглась заметной эволюции, выразившейся в стремлении к лирическому, бессюжетному повествованию. В балладах и поэмах углубляется психологизм повествования, усиливается пластичность и предметность изображения, гармония чувств и мыслей, богатство и емкость языка. Лирический цикл занимает определенное место в творчестве тывинских поэтов, выполняет роль нового, разведывательного жанра в разработке лирико-философских поэм. Важными чертами современных лиро-эпических жанров является изображение жизни в её высших моментах, стремление к романтизму и возвышенному, но в сочетании с повседневностью жизни, предпочтение идеального реальному. Творческие достижения в этой области будут иметь и уже имеют большое значение для последующего развития жанровой системы тывинской поэзии.

Изменения в жанровой системе современной тывинской поэзии связаны со сдвигами эстетических понятий, с преобразованием общества и с поисками новых путей развития литературы в целом.

Анализ формирования и развития жанров современной тывинской поэзии позволяет сделать следующие выводы:

1. Идейно-художественные функции и эстетические задачи каждого из жанров тывинской поэзии имеют свои специфические признаки. Каждый поэтический жанр отличается от других присущей ему поэтико-образной структурой, композицией и т. д., достаточно обусловленными тематическими и идейно-содержательны ми задачами, замыслом автора.

2. Становление и развитие новых жанров и форм в современной тывинской поэзии в исследуемый период основывалось:

- на опыте народной поэзии, а именно: на использовании фольклорных жанрах;

- на опыте всей предшествующей поэзии тывинцев, в особенности письменной поэзии 30-60-х годов; на опыте многих других литератур, на достижениях поэтической культуры народов мира.

Некоторые жанры, ранее не свойственные тывинской поэзии, например, хокку, появились в ней сначала в виде художественных переводов, а затем закрепились и в оригинальной поэзии. Осуществляя «пересадку» чужой формы на свою родную почву, переводчики поэзии, «работают» и на жанровое обогащение своей родной литературы.

3. Эволюция и пути развития поэтических жанров подтверждают, что тывинская поэзия, как одна из форм художественной жизни, развивалась в тесной связи с духовными запросами общества и отображала происходящие в нем изменения. При этом жанр как художественная категория остается важным историко-эстетическим компонентом литературы в целом. Возрастание активности того или иного поэтического жанра в разные периоды обусловлено, хотя и не впрямую и не тождественно, связано с изменениями в течении общественных и культурных процессов в целом.

4. Использование конкретного, поэтического жанра представляет собой важную составную часть индивидуальной творческой деятельности каждого поэта, выявляет его художественные вкусы, особенности мышления, способствует полному раскрытию авторского замысла.

5. Тывинская литература в своем художественном развитии проделала такой же путь, как и многие другие литературы, подтвердив закономерность этого пути, продемонстрировав стадиальную эволюцию и последовательность развития литератур на своем собственном опыте. Поэтому тывинский опыт не может не привлечь внимания многих литературоведов.

В данном исследовании история тывинской поэзии впервые представлена с новой для тывинского литературоведения стороны: в жанровом аспекте. Обогащение жанровой системы, свойственных зрелым литературам - это тот фундамент, опираясь на который мы можем сегодня аргументированно говорить о конструктивных сдвигах в художественном сознании, о проибретении современной национальной поэзией новых качеств, новом этапе в истории.

Автор надеется, что такое исследование, может быть, сослужит добрую службу при написании истории тывинской литературы, а самих творцов этой литературы инициирует на более полное использование всех жанровых богатств поэтического арсенала, вдохновит на новые поиски в этой области.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Комбу, Сайлыкмаа Салчаковна, 1999 год

1. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. - М., 1965.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.

3. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. М., 1971.

4. Алексеев М. Сравнительное литературоведение. Л., 1983.

5. Алешкин A.B. Эпос дружбы: Типология жанра поэмы в литературах народов Поволжья. Саранск, 1985.

6. Алиев Р.Н. Тенденции развития современной азербайджанской лирики. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. Баку, 1983.

7. Алиева А.И., Бекизова Л. А. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.

8. Алиева С.У. Сердце свое держу как свечу. М., 1991.

9. Алтайская литература. Горно-Алтайск, 1985.

10. Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1982.

11. Андреев Ю.А. В поисках закономерности: О современном литературном развитии. Л., 1978.

12. Аникин В.П. Вечнозеленая ветвь. // «Литература в школе», 1970, № 4.

13. Антошин К.Ф. Время добрых надежд. М., 1975.

14. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков Махачк., 1972.

15. Базарбаев М.Б. Национальная традиция и новаторство в казахской поэзии. Алма-Ата, 1970.

16. Баимов Р.Н. Судьба жанра. Уфа, 1984.

17. Баимов Р.Н. Истоки и устья. Уфа, 1993.

18. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994.

19. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири. Улан-Удэ, 1995.

20. Барабаш Ю.Я. Почва и судьба. М„ 1995.

21. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1987.

22. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

23. Бекизова Л.А. Слово о ногайской литературе. -Черкесск, 1971.

24. Бехер И. О литературе и искусстве. М., 1965.

25. Белинский В.Г. Полное собр. соч.: В 1 -XII. Т. 11.

26. Беляев Г.В. От вечно живого корня. Сыктывкар, 1983.

27. Беляева Ю.Д. Литературы народов Югославии и России. -М., 1979.

28. Бикбаев Р. Время. Поэт. Народ. М., 1986.

29. Борев Ю.Б. Комическое. М., 1970.

30. Борисов А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск, 1977.

31. Бондарь Н.П. Жанровая система украинской поэзии 5070-х гг. Автореф.на соискание уч. ст. - Киев, 1984.

32. Бурлииа Е. Культура и жанр. Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов, 1987.

33. Вагидов A.M. По пути традиций и поиска. Махачкала, 1976.

34. Вагидов A.M. Претворение заповеди. М., 1988.

35. Вагнер Г. Проблема жанров в древнерусском искусстве. -М„ 1974.

36. Ванеев А.Е. Время и коми поэзия. Сыктывкар, 1974.

37. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение. Ижевск, 1980.

38. Ванюшев В.М. Вершины корнями сильны. Устинов, 1987.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

40. Власенко А.Н. Расцвет: О современной литературе народов РСФСР. М„ 1984.

41. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

42. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. -М., 1978.

43. Вольман С. Система жанров как проблема сравнительно-исторического литературоведения. // Проблемы современной филологии. М., 1965.

44. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М. - Л., 1963.

45. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия. Махачк., 1976.

46. Гармаева С И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века. Улан-Удэ, 1997.

47. Галиуллин Т.Н. Современная татарская поэзия и народное творчество. // Автореферат диссерт. на соискание уч. ст. Казань, 1968.

48. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969.

49. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

50. Гилевич Н.С. В это верю: О поэзии. М., 1986.

51. Глинин Г.Г. Путь исканий. Элиста, 1987.

52. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М., 1964.

53. Гринберг И.Л. Три грани лирики. М., 1985.

54. Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада. М., 1997.

55. Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970.

56. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.

57. Дементьев В.В. Звездный путь. Горно-Алт., 1985.

58. Дементьев В.В. Держатели огня. М., 1982.

59. Демин В.Н. Под кронами сосен: Очерки поэтики и истории коми поэзии. Сыктывкар, 1989.

60. Демин В.Н. История и типология жанров коми поэзии. -Екатеринбург, 1997.

61. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия. Орджонокидзе, 1972.

62. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л. 1970.

63. Домокаш П. Формирование литератур малых уральскихнародов. Йошкар-Ола, 1993.

64. Дуров B.C. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

65. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии. Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск,1998.

66. Ермаков Ф.К. Удмуртская поэма. Ижевск, 1987.

67. Жанровые формы в литературе и литературной критике. Киев, 1979.

68. Жанры дагестанской советской литературы. -Махачкала, 1979.

69. Жанровое развитие коми фольклора и литературы на современном этапе. Сыктывкар, 1988.

70. Жанр и творческая индивидуальность. Вологда, 1990.

71. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981.

72. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. -Спб., 1996.

73. Жулева A.C. Изучаем фольклор народов Севера. -М.1997.

74. Жулева A.C. История Москвы глазами поэта. М., 1997.

75. Закономерности взаимодействия национальных языков и литератур. (Сб.ст.). Казань, 1988.

76. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. М. 1988.

77. Ибраимов О. Историческое развитие киргизской лирической поэзии. -- Алма-Ата, 1992.

78. Ильницкий H.H. Современная украинская советская поэзия. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. -Киев, 1983.

79. История национальных литератур (вып. 1). М., 1995.

80. История национальных литератур (вып. 11). М., 1996.

81. Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. -Горно-Алтайск, 1972.

82. Калзан А.К. Тыва литература. Кызыл, 1987.

83. Каратаев М.К. Казахская литература на современном этапе. Алма-Ата, 1979.

84. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

85. Киканс В.П. Современная советская поэма. Рига, 1982.

86. Килганова З.И. Поэты и время. — Элиста, 1971.

87. Кихней Л.Г. Из истории жанров русской лирики. -Владивосток, 1989.

88. Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы. -М., 1989.

89. Коваленко С.А. Крылатые слова русской поэзии. М., 1989.

90. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х гг.: Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы. М., 1983.

91. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 в.: Развитие стиля и жанра. М., 1978.

92. Комановский Б.Л. Самые молодые литературы. М.,1973.

93. Конрад Н. Запад и Восток. М., 1972.

94. Кор-оглы Х.Г. Туркменская литература. М., 1972.

95. Кор-оглы Х.Г. Взаимосвязь эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азии. М., 1983.

96. Кор-оглы Х.Г. Древнетюркская литература. // Советская тюркология. 1988, № 5.

97. Корш Ф.Е. Древнейший народный стих турецких племен. Спб., 1909.

98. Кошелева АЛ. Поэтическое слово Сибири. Абакан, 1996.

99. Киндикова Н.М. Традиция и новаторство современной алтайской лирической поэзии. М., 1987.

100. Култегин: Бурунгу турк бижиктин тураскаалдары. -Кызыл, 1993.

101. Куулар Д.С. Тувинская поэзия. Кызыл, 1970.

102. Ларцев В.Г. На пути к синтезу: Новые жанровые разновидности поэзии. Ташкент, 1985.

103. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. -Свердловск, 1982.

104. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X — XVI1 вв. -Л., 1973.

105. Лихачев Н. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

106. Литературная энциклопедия (под ред. В.М. Фриче). М., 1930.

107. Литературная энциклопедия. (Краткая литературная энциклопедия в 9 т.). 1962.

108. Литература и фольклор Казахстана. Караганда, 1983.

109. Литература Сибири: История и современность. -Новосибирск, 1984.

110. Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии. Ташкент, 1987.

111. Линин А. К вопросам формального изучения поэзии турецких народов. «Известия восточного факультета

112. Азербайджанского Государственного Университета имени В.И.Ленина. Востоковедение», т. 1, Баку, 1926.

113. Лыгкина Л.В. Жанры коми-зырянской прозы первой трети XX века. Взаимодействие романа, повести, рассказа и очерка. Сыктывкар, 1997.

114. Луначарский A.B. Полное собр. соч. М., 1956.

115. Мазепа Н.Р. Поэзия мысли. Киев, 1968.

116. Мазепа Н.Р. Развитие современной советской поэмы. -Киев, 1986.

117. Матиев К. Лирическое в искусстве как эстетическое явление. Фрунзе, 1971.

118. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. -Л., 1928.

119. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976.

120. Мальчукова Т.Г. В свете традиций: (О сравнительно-типологическом изучении лирических жанров). -Петрозаводск, 1986.

121. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесногоискусства. -М., 1972.

122. Метченко А., Дементьев А., Ломидзе Г. За глубокую разработку истории советской литературы. // «Коммунист», 1956, № 12.

123. Микитенко Ю.О. Становление новой украинской литературы и античные традиции. // Автореферат диссерт. на соискание научной степени к.ф.н. М., 1987.

124. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и восточная классика. Казань, 1993.

125. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. — Грозный, 1974.

126. Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1976.

127. Нация. Личность. Литература. М., 1996.

128. Неклюдов С.Ю. Специфика жанров в литературах Центральной и Восточной Азии. М., 1985.

129. Неклюдов С.Ю. Взаимосвязи и закономерности развития литератур Центральной и Восточной Азии. М., 1991.

130. Неупокоева И. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

131. Новые тенденции в развитии советской литературы и литературной критики. М., 1989.

132. Нурмухамедов М.К. Каракалпакская поэзия. Ташкент, 1977.

133. Огнев В.Ф. Горизонты поэзии. М., 1982.

134. Озмитель Е.К. Обновленная суть национальной поэзии. -Фрунзе, 1984.

135. Османова З.М. Жанры современной даргинской поэзии. -Махачкала, 1986.

136. О традициях и новаторстве в литературе. Уфа, 1980.

137. Отарова Р.К. Жанровое многообразие советской многонациональной лирики. Автореф. на соиск. уч. степ. М. 1980.

138. Очерк истории русской советской литературы. В 2-х т. -М., 1954 -1955 гг.

139. Очерки истории тувинской советской литературы. -Кызыл, 1978.

140. Паранук К.Н. Жанровое многообразие адыгской советской поэзии. -- Тбилиси, 1984.

141. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск, 1986.

142. Петров А. Р. Фольклорные традиции в творчестве советских писателей. Л., 1987.

143. Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск, 1972.

144. По законам жанра. Тамбов, 1975.

145. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. M., 1983.

146. Поспелов Г.П. Теория литературы. М., 1964.

147. Пошатаева A.B. Литература и фольклор: Взаимодействие современных литератур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с устным народным творчеством. М., 1981.

148. Пошатаева A.B. Литературы народов Севера. М., 1988.

149. Поэзия древних тюрков. M., 1993.149. Поэзия и обряд. М., 1989.

150. Поэтика жанра. Орджонокидзе, 1980.

151. Проблемы стиля и жанра в русской литературе 19 нач. 20 в. - Свердловск, 1986.

152. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980.

153. Пюрбю С.Б. Аныяк чогаалчыларга дуза. -- Кызыл, 1942.

154. Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе. М. 1991.

155. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик, 1980.

156. Редькин В.А. Проблемы современной советской поэзии. -Калинин, 1981.

157. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М., 1975.

158. Рыбаков С.Т. О поэтическом творчестве уральских мусульман. Спб., 1895.

159. Самдан З.Б. От фольклора к литературе. Кызыл, 1987.

160. Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. Уфа, 1986.

161. Современный литературный процесс 80 нач. 90-х гг. и его осмысление в критике. - Омск, 1992.

162. Современная литература зарубежного Востока. -Ташкент, 1976.

163. Спивак P.C. Русская философская лирика: Проблема типологии жанров. Красноярск, 1985.

164. Способность к диалогу. М., 1993. Ч. 1, 2.

165. Султанов К.К. Достоинство слова. Махачк., 1976.

166. Султанов К.К. Преемственность и обновление. М., 1985.

167. Стеблева И.В. Изучение теории восточных литератур в России. М., 1996.

168. Стеблева И.В. Ритм и смысл в классической тюркоязычной поэзии. М., 1993.

169. Стенник Ю. Система жанров в историко-литературном процессе. // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974.

170. Страшнов СЛ. Молодеет и лад баллад. М., 1991.

171. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Словарь литературоведческих терминов. Москва, 1972.

172. Тимофеев Л .И. Основы теории литературы. М., 1963.

173. Тобуроков H.H. Якутский стих. Якутск, 1985.

174. Тобуроков H.H. Сибирью рожденные. Якутск, 1993.

175. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984.

176. Тыванын эрги турк бижимелдиг кожээлери. — Кызыл, 1963.

177. Тыва литературанын антологиязы. Кызыл, 1989.

178. Тыва литературанын допчу очериги. (Краткий очерк тывинской литературы). — Кызыл, 1953.

179. Тыва литературанын допчу тоогузу. (Краткая история тывинской литературы). — Кызыл, 1964.

180. Традиции и современность. Черкесск, 1980.

181. Туйбаев А.Д. Жанрово-стилевое своеобразие киргизской советской поэзии. // Автореферат диссерт. на соискание уч. ст. к.ф.н. Фрунзе, 1984.

182. Улагашевские чтения. Горно-Алтайск, 1979.

183. Урбан A.A. Возвышение человека: Заметки о современной поэзии. Л., 1968.

184. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик, 1972.

185. Уюкбаева М.И. Фольклорные традиции в современной казахской лирике. М., 1984.

186. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. М. 1973.

187. Фольклор и литература Сибири. Омск, 1981.

188. Фоменко И В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.

189. Халит X. Многоликая лирика. Казань, 1990.

190. Хайбуллаев С.М. Жанры фольклора народов Дагестана. -Махачк., 1979.

191. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. Махачк. 1990.

192. Хитарова С.М., Тимофеев А.Г. От фольклора к роману. (Многообразие литератур народов СССР). М., 1980.

193. Храпченко М.Б. Художественное достоинство,действительность, человек. М., 1978.

194. Хусаинов Г.Б. Башкирская советская поэзия, 1917-1980. -М., 1983.

195. Цуркану A.A. Обретение имени: Эстетическое самоопределение молдавской поэзии. Кишинев, 1990.

196. Чалмаев В. А. Литература судьбы народной. М., 1966.

197. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М„ 1950.

198. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. -Ростов-на Дону, 1978.

199. Чернец Л.В. Литературные жанры. М. 1982.

200. Числов М.М. Время зрелости пора поэмы. - М., 1982.

201. Числов М.М. Лед и пламя. М., 1987.

202. Шаззо К Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

203. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. -Иркутск, 1987.

204. Шарипов А. Традиции и новаторство в казахской литературе. Алма-Ата, 1984.

205. Шомина В.Г. Жанры русской поэзии первой половины 19 века и фольклор. Калинин, 1980.

206. Эвентов И.С. Лирика и сатира. Л., 1968.

207. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс.-М. 1996.

208. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала, 1994.

209. Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. -Махачк., 1970.

210. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М., 1989.

211. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973.

212. Фиш Р. Назым Хикмет. Очерк жизни и творчества. М.,1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.