Современная семья и семейный быт даргинцев-переселенцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна

  • Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 159
Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна. Современная семья и семейный быт даргинцев-переселенцев: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Махачкала. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна

Введение.

Глава I. Миграции и некоторые особенности хозяйственной жизни переселенческой семьи

Глава II. Структура семьи.

§ 1. Численный и поколенный состав.

§ 2. Родственный состав.

§ 3. Главенство в семье.

§ 4. Семейные отношения.

Глава III. Брак и семейные обряды.

§ 1. Брак и формы его заключения

§ 2. Национально-смешанные браки.

§ 3. Свадебные обряды.

§ 4. Обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка.

§ 5. Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная семья и семейный быт даргинцев-переселенцев»

Актуальность исследования. Проблемы семьи — одной из важнейших подсистем общества, занимают значительное место в этнографическом изучении народов Дагестана. Семья не только важнейший социальный институт, обеспечивающий воспроизводство этноса. Семья осуществляет и духовное воспроизводство. Преемственность поколений в вопросах формирования нравственной, эстетической культуры, передача новым поколениям трудовых навыков и традиций, ценностей национальной культуры — все эти процессы протекают более активно именно в семье.

Особую актуальность приобретает изучение современной семьи и семейного быта. Семья и в современном обществе остается важнейшей микроячейкой воспроизводства этноса, несмотря на кризис института семьи. Ей принадлежит важная роль в социализации личности, в формировании и становлении её духовных черт. В силу своей значительной консервативности, семья и сегодня остается носительницей специфических этнических черт благодаря существующей этнической памяти и передаче знаний от поколения к поколению1.

Вся история семьи как социального института свидетельствует о том, что прогрессивные тенденции и трудности, противоречия её развития являются своеобразным отражением сущности каждого этапа общественного развития. С таких позиций следует оценивать и проблемы современной семьи» , сферу семейно бытовых отношений.

В рамках семьи функционируют такие компоненты духовной культуры как обряды жизненного цикла (свадебные, родильные,

1 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука. 1973. С. 119. " Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М., 1985. С. 148. похоронно-поминальные), представляющие собой важный историко-этнографический источник знаний о семье.

Эволюция форм семьи, соотношение традиций и инновации в семейной обрядности, различные аспекты семейного этикета - все эти проблемы служат предметом пристального внимания этнографов в связи с решением ряда практических задач, стоящих перед обществом (отход от устаревших и неприемлемых архаических форм и символов поведения, и наоборот, сохранение некоторых положительных патриархальных традиций, «опривычивание» инноваций)1.

В постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений произошли большие изменения. Избранные в современном дагестанском обществе пути модернизации ведут к потере этнокультурных традиций. Глобализация способствует кризису института семьи. Общество волнуют вопросы морали и нравственности. Это касается не только конкретной семьи, а всего общества. Поэтому-то все эти вопросы вызывают озабоченность не только у специалистов-этнографов, демографов, социологов, психологов, но и у широких кругов общественности, так как семья — единственный социальный институт, обладающий не узконаправленными, а всесторонними возможностями для воспитания человека.

Данное исследование посвящено этнографическому изучению современной семьи даргинцев Республики Дагестан, переселившихся в советское время на равнину и в составе многонациональных коллективов живущих уже несколько десятков лет.

Выбор темы для исследования неслучаен. В переселенческих поселениях «революционно меняются естественно-географические условия, в соответствии с которыми веками вырабатывались старые

1 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина Х1Х-ХХ в. М.: Наука, 1983. С. 251-257. традиции, меняются принципы и характер хозяйственной и общественной деятельности, становится другим этнический состав поселения или непосредственное его окружение, если оно однонациональное»1. На равнине образуются селения с новым структурным делением, с квартально-уличной планировкой, общественными зданиями, зонами отдыха, насаждениями, водоснабжением, с развитым масштабным земледелием и орошением, стационарным скотоводством. "В переселенческих поселениях в целом изменяется весь быт, санитарно-гигиенические условия жилища, внутреннее убранство.

Все это приводит к появлению сложного комплекса традиций и в том числе в семье и семейном быту. В частности, уровень и глубина, изменений семьи во многом зависят от характера и содержания деятельности и потребностей её членов, от специфики их образа жизни .

Изучение современной семьи даргинцев-переселенцев актуально и в плане выявления в ней традиционных элементов культуры, так как семья, как и другие элементы этнической культуры, является ценным источником для изучения не только самой культуры, но и семейного и культурного уровня этноса в целом. «Наиболее выразителен этот процесс именно у переселенцев, - отмечает А.И. Исламмагомедов, - которые оставили свои привычные, родные места в горах и, обосновавшись на новых местах, в условиях многонационального окружения, начинают по существу новую хозяйственно-культурную жизнь»3.

1 Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев. М., 1988. С. 11.

Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978. С. 3-4.

3 Исламмагомедов А.И. Современные общественные праздники и обряды дагестанцев-переселенцев // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 17.

С коренным изменением образа жизни переселенцев в новых условиях произошли большие перемены в их хозяйственном строе, семейном бюджете, изменилась структура семьи и её численный состав, внутрисемейные взаимоотношения, вопросы, связанные с браком, семейными обрядами. Изменился культурный и образовательный уровень населения. Заметно постоянное улучшение материального благосостояния и жилищной обеспеченности населения, повышения их трудовой и общественной активности, постоянное развитие и совершенствование сферы обслуживания. Все это, разумеется, обусловило новое распределение ролей в свободных от экономической зависимости отношениях супругов.

Таким образом, трансформация семьи и семейного быта, семейных обрядов у даргинцев-переселенцев, в отличие от жителей гор, развивается под влиянием новых экономических (развитая промышленность, высокомеханизированное и специализированное сельское хозяйство), социальных (сравнительно высокий процент рабочих, интеллигенции и механизаторских кадров), этнических 1 (многонациональный состав населения) и культурных (наличие поблизости городов, значительных фондов интернациональной, в том числе профессиональной культуры) факторов.

В силу всего изложенного, мы пришли к заключению, что будет весьма актуальным и оправданным исследовать современную даргинскую переселенческую семью, охарактеризовать её основные черты в новых условиях и раскрыть особенности образа жизни переселенческой семьи, влияние новой многонациональной среды на её жизнедеятельность.

Цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы на основании обширного полевого материала и источников, исследовать степень трансформации семьи и семейного быта, семейных обрядов и обычаев даргинцев-переселенцев и сравнить их с бытом, семейными обрядами, как горцев, так и коренных жителей равнины.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

1. Дать краткую характеристику возникновения даргинских переселенческих поселений и показать влияние хозяйственной специфики на структуру личного хозяйства семей переселенцев, на формирование их бюджета и дополнительные источники доходов.

2. Показать новую структуру и новые социальные функции современной переселенческой семьи, её родственный, поколенный, численный состав, взаимоотношения её членов, функции, которые выполняет семья по отношению к обществу и по отношению к своим членам. Повседневный хозяйственный быт семьи, трудовое и нравственное воспитание детей, статусно-ролевые позиции во внутрисемейных отношениях.

3. Одна из задач — изучить новую структуру и новые социальные функции современных свадебных, родильных и похоронно-погребальных обрядов; выявить своеобразие этих категорий в разных регионах расселения переселенцев и показать роль и место традиций в современной семейной обрядности и инноваций в новой этнической среде.

В дополнительную задачу нашего исследования входили, кроме того, такие имеющие принципиальное значение для нашей темы вопросы, как планирование семьи, моральная этика и тендерные аспекты взаимоотношений в современной переселенческой семье, приоритеты, способствующие укреплению или распаду семьи. В исследовании будет сделана попытка получить ответы на проблемы пожилых людей, демографическую ситуацию в регионе, на распространение браков по законам ислама, т.е. по шариату без регистрации в органах ЗАГСа и т.д.

Современная семья и семейный быт даргинцев-переселенцев характеризуется сочетанием традиционного и нового, соотношение и взаимосвязь которых зависит от ряда обстоятельств, которые также будут раскрыты по ходу изложения материала.

Целесообразность подобного подхода к изучению современной семьи, семейного быта и семейных обрядов даргинцев переселенцев представляется очевидной как с точки зрения практической, так и теоретической, т.к. в известной мере открывает возможности для прогнозирования, а следовательно, и управления многими культурными процессами.

Значение такого анализа очевидно ещё и потому, что на его основе воспроизводится характеристика семьи и как специфического социального института и как особой социально-психологической группы. Кроме того, изучение современной семьи, её структуры, функций, образа жизни, позволяет, в частности, проследить, как в повседневной, обыденной жизни человека реализуются основные принципы, идеалы, потребности общества в целом, насколько конкретный человек является носителем сущностных характеристик новых общественных отношений.

В целом, подобный подход к изучению современной семьи, семейного быта и семейных обрядов позволит нам результативно, на научной основе определить те факторы, которые способствуют сохранению, изменению тех или иных культурных традиций, способствующих укреплению или распаду семьи. Все это в свою очередь повышает актуальность исследования.

Научная новизна данной квалификационной работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной этнографии на основе анализа и обобщения широкого круга разнообразных источников и полевого материала делается попытка системного научного анализа современной даргинской переселенческой семьи, соотношение в ней традиций и инноваций, проследить культурные взаимовлияния с целью выявить этнические и локальные варианты и элементы общности, явившиеся результатом культурного взаимодействия в новых естественно-географических условиях с другим этническим составом населения.

Круг рассмотренных в работе вопросов вносит определенный вклад в освещение проблемы частного и общего, этнического и межэтнического.

Надеемся, что полученные результаты исследования, практические рекомендации по модернизации традиций будут способствовать стабилизации проблем кризиса семьи и семейных отношений.

В исследовании сделана попытка рассмотреть изучаемую проблему (современную семью даргинцев-переселенцев) в общем комплексе этнографии народов Северного Кавказа.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1924 г. XX в. (в 1924г. по решению партийной организации и правительства республики был создан Переселенческий Комитет и началось организованное переселение горцев на равнину) и начало XXI в.

Объектом исследования диссертации впервые в дагестановедении выбрана проблема современной семьи и семейного быта даргинцев-переселенцев. При этом в работе делается первая попытка рассмотреть современную даргинскую семью и семейный быт в условиях взаимовлияния и взаимообогащения семейно-бытовыми традициями других народов Дагестана.

Историография вопроса

Этнографическое изучение семьи и семейного быта началось давно и активно продолжается в наши дни. Особенно много работ на материалах народов Кавказа вышло в 60-90 гг. XX в. Причем следует отметить, что характерной чертой исследований по современной семье, начиная с 1960-х годов, стало широкое привлечение статистических материалов, в том числе похозяйственных книг муниципальных образований, а также данных анкетных опросов.1

Много сделано для изучения традиционной семьи и семейного быта у народов Дагестана.2 Некоторые аспекты этой темы затрагивались в

1 См.: Бекая М. Старый и новый семейный быт в Грузии (по материалам Аджарии). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Тбилиси, 1966; Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян (по материалам сельских районов Армянской ССР). М., 1972; Волкова Н.Г. Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии ХЕХ-ХХ вв.: традиции и инновации. М., 1982; Бигвава В.Л. Современная сельская семья у абхазов. Тбилиси, 1983; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт у народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX—XX вв. М., 1983; Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX - 70-е годы XX в.). Майкоп, 1987; и др. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ. 1946. № 2; ее же. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. // КСИЭ, 1949. Вып. 8; Гаджиева С.Ш. О семейных отношениях кумыков в XIX веке // УЗ ИМЯ Л. Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1952. Т. IV; Она же. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX - нач. XX вв. // Уч. Зап. ИИЯЛ. 1959. Т. VI; ее же. Семья и семейный быт дореволюционного Дагестана // Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971. С. 153-166; Она же. Очерки по истории семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв. М., 1979; Она же. Дагестанские азербайджанцы XIX - начало XX вв. М., 1999; Она же. Кумыки. Историческое прошлое. Культура. Быт. Книга вторая. Махачкала, 2005. С. 174—189; Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана в XIX в. КСИЭ. М., 1959. Вып. 32; Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин (XIX -начало XX вв.) // УЗ ИИЯЛ, 1964. Вып. XII; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев до XIX в. // СЭ. 1964. № 6; Он же. Андийцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Булатова А.Г. Свадьба лакцев в Х1Х-ХХ веке. Махачкала, 1968; ее же. Лакцы. Махачкала, 1971. изд. 1; Она же. Лакцы Махачкала, 2000; Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем. Равнинный Дагестан. Махачкала, 1989. Она же. Ботлихцы. XIX - начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993 (в соавт. с Д.М. Магомедовым); Она же. Годоберинцы: Историко-этнографическое исследование XIX - начало XX вв. Махачкала, 1997 (в соавт. с С.А. Лугуевым); Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-ХГХ веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1994 (в соавт. с Б.Б. Булатовым); Он же. Бежтинцы в XIX-начале XX вв.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994 (в соавт. с Д.М. Магомедовым); его же. Дидойцы (цезы). Махачкала, 2000 (в соавт. с Д.М. Магомедовым); Мусаева М.К. Хваршины. Х1Х-ХХ в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Мусаев монографических работах и статьях, посвященных отдельным народам. Многие сведения, приведенные в монографиях и статьях интересны как сравнительный материал. Непосредственное отношение к нашей теме

1 2 3 имеют труды С.Ш. Гаджиевой, М.О. Османова, и A.B. Гадло, в которых дается развернутая характеристика культуры и быта в их историческом развитии, показаны сложные процессы переустройства материальной культуры и семейного быта.

Определенный вклад в этнографическое изучение (расселение, численность, поселения и жилища, формы хозяйственной жизни и т.д.) даргинцев-переселенцев и других народов Дагестана внесли A.C. Кириллов,4 З.Д. Баглиев5 и A.C. Гаджиев.6

В 80-е гг. XX в. изучением культуры и быта дагестанцев-переселенцев занимались А.И. Исламмагомедов, А.Г. Булатова, М.-Р.А. Ибрагимов и Г.А. Гаджиев. Ими изданы ряд статей, а в 1988 г.

Г.М.-С. Рутулы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - нач. XX в. Махачкала, 2001; Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII - нач. XX в. Махачкала, 2002; Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX - начало XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005; и др.

1 Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1967; Она же, Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978; Она же. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979; Она же. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М., 1985; Она же. Народы Дагестана// Семейный быт народов СССР. М., 1990. С. 345-355. *" Османов М.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана в советскую эпоху. М., 2002; Он же. Даргинцы // Народы Дагестана / Отв. ред.

С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002.

3 Гадло A.B. Современный быт лакцев-переселенцев (к проблеме социалистических преобразований культуры и быта народов СССР) // Вестник Ленинградского университета. 1972. № 4. С. 53-60.

4 Кириллов A.C. Земельная реформа в Дагестане. М., 1928.

5 Баглиев З.Д. Переселение горцев на равнину — путь к изобилию и культуре. Махачкала, 1967.

6 Гаджиев A.C. К истории переселения горцев Дагестана на равнину // Вопросы по истории Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1973. Вып. 1. монография,1 явившаяся закономерным итогом многолетних исследований.

Для воссоздания целостного представления о современной семье даргинцев-переселенцев несомненный интерес для нас представляют работы Б.К. Далгата,2 А.И. Алиева,3 М.-З.Ю. Курбанова,4 Б.М. Алимовой5, Х.М. Хасбулатова6 и Б.Г. Алиева,7 в которых поднимается ряд вопросов политической истории, экономического положения, структуры семьи и семейных обрядов даргинцев-горцев.

Нельзя не отметить труды С.А. Лугуева, посвященные нормам

4 "о межличностного общения народов Дагестана, в том числе и даргинцев. Ценные сведения о семейном быте содержатся в сборниках статей.9

1 Традиционное и новое в культуре и быте дагестанцев-переселенцев. М., 1988. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев. 1929 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 28. л

Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ. 1953. № 4. С. 20-34.

4 Курбанов М.-З.Ю. Современные свадебные обряды даргинцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 71— 80; он же сюргинцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2007; он же. Брак и семья даргинцев в XIX-XX вв. 2008 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1013.

5 Алимова Б.М. Кайтаги XIX - нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998.

6 Хасбулатов Х.М. Культура и быт общества Гапш: традиции и инновации. Махачкала, 2006.

Алиев Б.Г. Предания и легенды народов Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XX в. Махачкала, 198Í. С. 146—166; Он же. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - первой половине ХЗХ в. Махачкала, 1999 и др.

8 Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала, 2001; Он же. Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана. XIX-начало XX в. Махачкала, 2007.

9 Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971; Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984; Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. Система питания народов Дагестана (XIX-XX вв.). Махачкала, 1990 и др.

Таким образом, не будет преувеличением, если мы скажем, что в предлагаемой нами работе делается первая попытка систематического освещения всех сторон современной семьи и семейного быта у даргинцев-переселенцев. Содержащийся в работе фактический материал в выводы могут представить интерес для исследования многих проблем этнографии, в частности, для историко-этнографических реконструкций исторической динамики развития семейной организации, ее специфики у отдельных народов и этнографических групп. Результаты исследования позволяют прогнозировать некоторые стороны развития переселенческой семьи и семейного быта и в определенной мере воздействовать на это развитие, совершенствуя материальные условия, социально-бытовую сферу, культурно-воспитательную работу в семье и обществе. Выявленные здоровые традиции трудового и нравственного воспитания даргинцев-переселенцев (также как и аналогичные традиции других переселенных на равнину народов) должны стать важными элементами современной обновляемой системы социализации детей и подростков.

Методы и формы сбора информации

Основным источником для написания данной работы послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в 2002-2008 гг. во время индивидуальных этнографических выездов в поселения переселенцев. Были обследованы районы с даргинским населением -Бабаюртовский, Дербентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Ногайский и Хасавюртовский.

Сбор материала проводился как в форме индивидуальных, так и групповых бесед с жителями разного возраста, пола и социальных групп. Материал, который собирался путем интервью, проверялся путем перекрестного опроса разных информаторов, в разных районах и в нескольких населенных пунктах. Это делалось, во-первых, для того, чтобы зафиксировать районную специфику, во-вторых, для того, чтобы выявить наиболее существенные и устойчивые черты семьи и семейного быта даргинцев-переселенцев, которые присущи именно этому народу, и, наконец, для проверки и контроля достоверности информации. В работе с информаторами автору существенно помогло знание обычаев, нравов, традиций, быта и культуры родного народа. Особое внимание уделялось изучению процессов, происходящих в семейном быту даргинцев-переселенцев в последнее время, имея при этом в виду, что «новые обряды нередко включают некоторые элементы традиционной обрядности, а традиционные - сами претерпевают существенные изменения».1

Значительный статистический материал, сведенный нами в таблицы, был получен путем обработки данных похозяйственных книг муниципальных образований переселенческих населённых пунктов (по 1131 хозяйству 4 сел), что дало возможность получить сведения по социальному, численному, поколенному и родственному составу семей переселенцев, межнациональной брачности, а также их личному хозяйству." При выборе сел учитывался ряд факторов: величина села, местоположение по отношению к промышленным объектам и наличие их в селе. Автор старался, чтобы полученные данные были репрезентативными по отношению к семье переселенцев в целом.

В работе широко использованы различные статистические данные (материалы ЦГУ РД, районных отделов ЗАГСов о межнациональных браках, о возрасте вступления в брак мужчин и женщин, разница в брачном возрасте и число разводов), итоги переписи населения,

1 Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности//СЭ. 1977. № 1. С. 12.

Эта методика разработана коллективом научных сотрудников сектора народов Кавказа Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН). На дагестанском материале применили новую методику коллектив научных сотрудников Института ИАЭ ДНЦ РАН в монографии «Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М., 1988. результаты конкретно-социологических исследований, а также материалы рукописного фонда ИАЭ Дагестанского научного центра РАН и Центрального государственного архива РД.

Таким образом, впервые в научный оборот вводится новый полевой и статистический материал, собранный автором диссертации в различных переселенческих селах и значительно обогащающий источниковедческую базу этнографии народов Дагестана.

Методологическая основа данной квалификационной работы базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования.

Методологической и теоретической базой исследования для написания диссертации послужили труды российских и дагестанских историков и этнографов (Ю.В. Бромлея, H.A. Кислякова, Н.П. Лобачевой, Г.А. Сергеевой, Я.С. Смирновой, А.Е. Тер-Саркисянц, С.Ш. Гаджиевой, С.С. Агашириновой, А.Г. Булатовой, М.А. Агларова, М.О. Османова, А.И. Османова, Б.М. Алимовой, С.А. Лугуева и др.). Они помогли вычленить те аспекты исследования, которые представляются наиболее актуальными в свете современных представлений о предмете и задачах этнографической науки. Работы этих ученых позволили также соотнести материал исследования с широким кавказоведческим историко-этнографическим контекстом. При написании этой работы автор придерживался принципа научного историзма, требующий изучения любого явления в его исторической перспективе; принцип исторического детерминизма, предполагающий взаимообусловленность исторических событий; принцип взаимосвязи семьи с особенностями форм хозяйственных занятий, так и этнокультурным развитием, этническими взаимодействиями и взаимовлияниями.

Практическая значимость диссертации. Фактический материал и выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы при создании трудов по проблемам современной семьи, формировании различных семейных институтов, обрядов. Положения, освещенные в исследовании, могут внести значительный вклад в дело приобщения подрастающего поколения к традиционным ценностным ориентациям даргинского народа, народов Дагестана, Северного Кавказа, в частности, при возрождении культурных традиций. Отдельные разделы работы могут быть привлечены историками и этнографами при чтении лекций и спецкурсов по этнографии народов Дагестана.

В исследовании предложены конкретные пути профилактики и преодоления нарушений этики любви, семьи и брака. Все это сегодня имеет большое воспитательное значение для молодежи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами этнографическое исследование современной семьи у даргинцев-переселенцев Республики Дагестан дает наглядное представление о тех огромных социально значимых преобразованиях, которые произошли в их семейном быту и культуре за годы советской власти и постсоветский период. Собранные нами материалы показывают, что на современном историческом этапе в быту даргинского переселенческого населения продолжают происходить важные как социально-экономические, так и культурно-бытовые процессы. Так, значительные изменения происходят в социальном составе сельских семей. В первую очередь это связано с усилением технической оснащенности сельского хозяйства, развитием промышленного строительства в ряде селений, повышением уровня образования населения, ростом в самих селах культурно-просветительных, медицинских учреждений, разных производственных объектов жителей равнины.

Социальный состав сельских семей и специфика района, в котором находится то или иное село, накладывает определенный оттенок и на их бюджет, поскольку он складывается в результате не только за счет оплаты труда в сельском хозяйстве. Немалый дополнительный доход сельская семья имеет от своего личного хозяйства (приусадебный участок, скот, находящиеся в личном пользовании и т.д.), а также выплат из общественных фондов. Решающее значение влияния этих аспектов особенно сказывается при сопоставлении бюджета семьи сельскохозяйственных рабочих горной и равнинной зон. Анализ структуры семьи показывает, что наиболее распространенными у даргинцев-переселенцев являются простые семьи (их почти 77,7% из общего числа обследованных 1131 хозяйств). Причем большинство таких семей объединяют родителей и их неженатых детей (56,2%). Среди семей этой категории наиболее распространены семьи, состоящие из пяти и шести человек, как правило, это родители и трое-четверо детей (35,8%). Сложных семей однолинейного подтипа (Ю.В. Бромлей, М.С. Кашуба) нами зафиксировано 224 или 3,5%, в которых наряду с родителями и их несовершеннолетними детьми живут один или два женатых сына, старики родители (или один из них). Однако внутренний строй таких семей мало чем отличается от строя малой семьи.

Важно отметить, что проведенное нами сравнение состава сельских семей по районам расселения даргинцев-переселенцев дало возможность сделать вывод о том, что принадлежность села к тому или иному району сейчас не оказывает уже решающего влияния на структуру семьи. В наши дни немаловажное значение приобретают уже другие факторы, связанные с социально-экономическими причинами, ростом урбанизации, занятостью населения работой и т.д. Так, существенную роль играет расположение села по отношению к тому или иному промышленному объекту (далеко, близко), от степени приближенности к городу, наличия в селе медицинских или иных учреждений, социальная принадлежность семьи и т.д. Хотя, в целом, переселенческие семьи у даргинцев, по сравнению с другими народами нашей страны, были многодетные, в последние годы и у них наблюдается снижение рождаемости, что связано с изменением ценностных ориентаций, с возросшими требованиями к воспитанию, с повышением культурного уровня сельского населения, в первую очередь, женщин, с изменением их социальной роли, а также с миграцией молодежи в города.

Ярким показателем происшедших в семейном быту даргинцев-переселенцев коренных изменений служит внутренняя организация современной семьи, определяемая в той или иной степени ее составом. Хотя в 4/5 семей еще устойчиво сохраняется понятие «глава семьи», каковым традиционно считается мужчина, в большинстве семей отношения между членами семьи уже строятся на демократической основе. Былое положение даргинской женщины в определенной степени проявляется в семейном этикете. В сельских переселенческих даргинских семьях жена и мать мужа стараются подчеркивать престиж мужчины — главы семьи.

Заметные изменения произошли и в отношении остальных членов семьи. Важнейшим фактором, повлекшим эти изменения, явилось юридическое равенство женщин с мужчинами, вовлечение женщин в общественно полезный труд, повышение их культурного и профессионального уровня. Экономическая самостоятельность женщин повысила их авторитет в семье, дала возможность участвовать в решении тех или иных семейных вопросов, способствует значительному ослаблению старинного обычая избегания. Собранные нами материалы показывают, что отдельные элементы традиционных запретов сохраняются в основном в трехпоколенных семьях, где есть старики. Соответственно изменились отношения между мужем и женой. Помощь мужа жене в домашнем хозяйстве, в уходе за детьми ни у кого не вызывает удивления. В то же время развитие демократических форм взаимоотношений в семье не означает еще коренного изменения в распределении домашнего труда между мужчиной и женщиной. По нашим наблюдениям 60% семей сохраняют традиционное разделение работ на мужские и женские. Престиж мужа, родителей, всех вообще старших по-прежнему высок, но уважение к ним, не утратив своего положительного существа, постепенно освобождается от былых гипертрофированных проявлений. Многое здесь еще зависит от социальной принадлежности семьи и её поколенного состава.

Глубокие изменения, происшедшие в социально-экономической и общественной жизни переселенческого даргинского сельского населения за годы советской власти и постсоветский период, нашли свое конкретное выражение и в брачных отношениях.

Проведенный нами анализ статистических материалов за последний 10-летний период дал наглядное представление о динамике брачного возраста и возрастной разницы между супругами. Так, за период с 1995 по 2003 год средний брачный возраст у мужчин повысился с 23,4 до 26,7 лет, у женщин с 20,6 до 22,3 лет. Соответственно заметно стабилизировался процесс выравнивания возраста мужчин и женщин, вступающих в брак; полностью установилась свобода брачного выбора; утвердились новые критерии выбора супругов, среди которых главными стали уровень культурного развития, морально-психологические качества избранника.

Наряду с социально однородными браками стали заключаться социально разнородные браки - процесс, получивший широкое распространение и у других народов России. Как и у других народов, браки в большинстве случаев заключаются внутри этнической общности. Однако и здесь происходит смена эндогамных и гомогенных браков межнациональными. Отмечается рост этнически смешанных браков, естественных в данной многонациональной среде, рождающих новые родственные связи, укрепляющих дружбу между народами и способствующих более быстрому внедрению урбанизированных норм культуры и быта. Такие браки разрушают существовавший взгляд на предпочтительность кузенных браков и браков между односельчанами, способствуют сближению представителей разных фамилий и национальностей.

Редкое явление представляют собой и разводы. Собранные нами материалы свидетельствуют о том, что число разводов за последние 10 лет стабилизировалось. Одновременно произошли определенные изменения в мотивах разводов. При анализе причинно-следственных связей, повлекших расторжение браков, первое место все же занимают социально-экономические, которые возникают из-за безработицы.

В рамках семьи функционируют такие компоненты духовной культуры как обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, похоронно-поминальные).

Сегодня довольно стойко сохраняются основные этапы свадебного ритуала: обряды досвадебного цикла (выбор невесты, сватовство, обручение), само свадебное торжество и послесвадебные обряды. В то же время, в современной свадьбе по сравнению с традиционной, произошли определенные изменения. Так, в отличие от прошлого, сейчас из свадебного обряда исчезли многие моменты магического характера, сократились некоторые обряды, изменился срок от обручения до свадьбы и продолжительность самой свадьбы. Современный брак основывается преимущественно на взаимной любви молодых людей, общности их стремлений и взглядов

Значительные изменения произошли также в обычаях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей. Роды сейчас происходят только в больницах, что одновременно способствует и исчезновению старинных магических обрядов, якобы направленных на то, чтобы уберечь роженицу от злых духов.

Несмотря на существенные изменения в обычаях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей, наиболее стойкими оказались в послеродовом периоде обычаи и обряды, связанные с наречением имени (в отличие от прошлого, имена детям дают сейчас сами родители), укладыванием ребенка в колыбель, появлением первого зуба, первой стрижкой, а также обрезание. Практически неизменными остаются правила пеленания и укладывания ребенка в колыбель. До сих пор большинство матерей отдают предпочтение люльке. Меняется и характер воспитания детей, хотя народ по-прежнему уделяет большое внимание их трудовому, нравственному и этическому воспитанию, придерживаясь положительных народных традиций.

Наиболее традиционный характер продолжают носить обряды похоронно-поминального цикла. Широко бытующий религиозный обряд исламского толка постепенно дополняется отдельными элементами современного гражданского обряда.

Развитие семьи и брачно-семейных отношений у даргинцев-переселенцев имеет ряд особенностей, обусловленных своеобразием исторически складывавшихся социально-экономических и этнокультурных условий. Они проявляются и в распределении статусно-ролевых позиций, во внутрисемейных отношениях, в нормах традиционного этикета, в системе семейных традиций и т.д.

В то же время всестороннее исследование современной переселенческой семьи даргинцев и ее быта показало, что для даргинской переселенческой семьи в целом характерны те же основные тенденции развития, что и для семьи других народов нашей страны. Они заключаются в изменении социальной структуры сельского населения, выразившейся в увеличении удельного веса семей служащих и социально-смешанных семей, в увеличении доли двухпоколенных нуклеарных семей, объединяющих родителей и их неженатых детей, в существенном изменении положения женщины, в снижении численности семьи и рождаемости, в повышении культурного и образовательного уровня членов семьи и, как результат этого - в демократизации внутрисемейных отношений.

В настоящее время происходит сближение стереотипов поведения людей. Узконациональный характер этнического сознания сменяется интернациональным, хотя национальная специфика в семейном быту даргинцев и других народов низменности проявляется в большей мере, чем в области материальной культуры.

В результате такого изучения современной семьи даргинцев-переселенцев мы получили и такие результаты: современное представление молодежи о начале совместной жизни и мотивах вступления в брак, оформление этого брака; с чем связано наличие в населенных пунктах большого числа одиноких пожилых людей и одиноких женщин с детьми; что создает предпосылки для раздельного проживания некоторых семейных сыновей и родителей; как относится население к добрачным и внебрачным связям и к заключению браков по законам ислама, т.е. по шариату без регистрации в органах ЗАГСа (отсутствие учета таких браков существенно влияет на достоверность показателей брачности и разводимости, а также на показатели брачной и внебрачной рождаемости).

Исследуя современную семью, мы обнаружили, что в настоящее время происходит возрождение ряда прогрессивных традиционных семейных обрядов и формирование на их основе современных семейных ритуалов. Но современная семейная обрядность даргинцев-переселенцев включает в себя ряд элементов, характерных и для других народов России. Этот процесс происходит и в области семейного быта. Подобное взаимопроникновение культур составляет важнейшую специфическую особенность современного образа жизни даргинцев-переселенцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Нурудинова, Пирдаз Абдуллаевна, 2010 год

1. Архивные материалы

2. Адаты и обычаи даргинцев, записанные А. Алиевым со слов жителей селений Усиша, Урахи, Цудахар (1951 г.). РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. I. Д. 35.

3. Архивы администраций Дербентского, Каякентского, Кизлярского и Ногайского районов за 2000 и 2002 гг. Д. 6-18; 4-5; 8-42; 26-51.

4. Архивы райкомземов Дербентского, Каякентского, Кизлярского и Ногайского районов на 1 января 2001 г.

5. Архивы ЗАГСа с 2004 по 2007 гг. в Дербентском, Каякентском, Хасавюртовском, Кизилюртовском и Ногайском районах.

6. Далгат Б.К. Обычное право и родовой строй народов Дагестана (1934 г.). РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Оп. I. Д. 22.

7. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. I. Д. 28.

8. Заключительные отчеты о размерах площади посева под урожай. ЦГА РД. Ф.Р. 22. Оп. 12. Д. 326.

9. Итоги переписи скота на 1 октября 1953 г. по ДАССР. ЦГА РД. Ф.Р. 22 Оп. 38. Д. 4.

10. Курбанов М.-З.Ю. Брак и семья даргинцев в XIX — нач. XX вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1013.

11. Чурсин Г.Ф. Этнографический очерк «Авары». Родильные обряды. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. I. Д. 63.

12. Экспликация земель Дахадаевского района. Данные ЦСУ Дахадаевского района.1.. Литература

13. Абрамзон С.М. Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971. 403 с.

14. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX — начала XX в. // УЗ ИИЯЛ. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1964. Вып. XII. С. 133-154.

15. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX нач. XX вв. М.: Наука, 1978. 304 с.

16. Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в Х1Х-ХХ вв. // СЭ. 1964. № 6. С. 130-136.

17. Агларов М.А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак и семейные обычаи у народов Дагестана в XIX — начале XX в. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1986. С. 5-11.

18. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. М.: Наука, 1988. 238 с.

19. Агларов М.А. Андийцы: историко-этнографическое исследование. Махачкала: Юпитер, 2002. 303 с.

20. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Махачкала: Лотос, 2008. 605 с.

21. Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ. 1953. № 4. С. 20-24.

22. Алиев А.И., Никольская З.А. Даргинцы // Народы Дагестана. М.: АН СССР, 1955. С. 68-101.

23. Алимова Б.М. О национально-смешанных браках у кумыков // Семейный быт народов Дагестана в XIX—XX вв. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1980. С. 7-18.

24. Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX нач. XX в.) // Быт сельскогонаселения Дагестана (XIX — нач. XX в.). Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1981. С. 55-72.

25. Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1986. С. 47-60.

26. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (Равнинный Дагестан). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 112 с.

27. Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX начало XX в.). Махачкала, Дагкнигоиздат, 1992. 264 с.

28. Алимова Б.М. Кайтаги XIX нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, Юпитер, 1998. 221 с.

29. Амиров Г. Среди горцев Северного Дагестана // ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. VII. 80 с.

30. Арютюнов С.А. Анализ и оценка избегания // СЭ. 1979. № 1. С. 53-56.

31. Баглиев З.Д. Переселение горцев на равнину путь к изобилию и культуре. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. 24 с.

32. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX начало XX века. Новосибирск: Наука, 1980. 224 с.

33. Бгажноков Б.Х. О значении этнической позиции ученого в этнографическом исследовании // СЭ. 1979. С. 53-63.

34. Беная М.А. Старый и новый семейный быт в Грузии (по этнографическим материалам Аджарии). Автореф. дис. канд. ист. наук. Тбилиси, 1966.

35. Бекмуратова А.Т. Быт и семья каракалпаков в прошлом и настоящем. Нукус: Каракалпакия, 1970. 117 с.

36. Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1976.

37. Бигвава B.JI. Современная сельская семья у абхазов. Тбилиси: Мецниереба, 1983. 111 с.

38. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. // Сб. статей. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1986. 141 с.

39. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана // Сб. статей. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1988. 188 с.

40. Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР // Сборник статей. М.: Статистика, 1977. 247 с.

41. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

42. Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности // СЭ. М., 1977. № 1. С. 3-18.

43. Бромлей Ю.Б. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. 330 с.

44. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

45. Бромлей Ю.В. Кошуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. М.: Наука, 1982. 239 с.

46. Булатова А.Г. Свадьба лакцев в XIX-XX вв. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1968.24 с.

47. Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1971. 196 с.

48. Булатова А.Г. О некоторых семейных и общесельских обрядах народов нагорного Дагестана в XIX начале XX в., связанных с весенне-летним календарным циклом // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С. 89-106.

49. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. Ленинград: Наука, 1988. 198 с.

50. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала: Изд-во «Мост», 1999. 215 с.

51. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Зорина Л.И. Русская сельская семья Чувашской АССР (Историко-этнографическое исследование). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. 192 с.

52. Васильева Г.П. Туркмены-нохурли // СЭС. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 82-215.

53. Вииников И.Н. К вопросу о возникновении института «избегания» // СЭМ. Л., 1927. № 2. С. 35-42.

54. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: история, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.

55. Волков А.Г. Семья как фактор изменения демографической ситуации // Социол. исслед. 1981. № 1. С. 34-42.

56. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии Х1Х-ХХ веков: традиции и инновации. М.: Наука, 1982. 240 с.

57. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Сб. статей. М.: Статистика, 1976. 286 с.

58. Гаджиев А.С. К истории переселения горцев Дагестана на равнину // Вопросы истории Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1973. Вып. I. С. 128-151.

59. Гадирзаде Г.И. Современная семья у азербайджанцев (по материалам Нахичеванской АССР). Рук. дисс. канд. ист. наук. М., 1984. 213 с.

60. Гадло А.В. Современный быт лакцев переселенцев (к проблеме социалистических преобразований культуры и быта народов СССР) / Вестник Ленинградского университета. 1972. № 14. С. 53-60.

61. Гаджиева С.Ш. К вопросу о тухуме и большой семье у каякентских кумыков //КСИЭ. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Вып. 14. С. 75-83.

62. Гаджиева С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX начале XX в. // УЗ ИИЯЛ. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1958. Т. VI. С. 249274.

63. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 287 с.

64. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. 104 с.

65. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1967. 299 с.

66. Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. 117 с.

67. Гаджиева С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 58 с.

68. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX -начало XX в. М.: Наука, 1979. 173 с.

69. Гаджиева С.Г. Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач. XX в. М.: Наука, 1985. 358 с.

70. Ганцкая O.A. Общие тенденции этносоциального развития брачно-семейных отношений // Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1977. С. 433-460.

71. Ганцкая O.A. Семья: Структура, функции, типы // СЭ. 1984. № 4. С. 16-28.

72. Гейбуллаев Г.А. Современная семья и семейный быт азербайджанцев (по этнографическим материалам Кубинского района). Автореф. дис. канд. ист. наук. Баку, 1966.

73. Дагестанская область: Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Кавказа. Тифлис, 1890. С. 8-29.

74. Даниялов Г.Д. История Дагестана. М.: Наука, 1969. Т. IV. 300 с.

75. Даргинцы. Социально-гигиеническое исследование народностей Дагестана. М.: Л., 1930. 224 с.

76. Дбар С.А. Традиционные родильные обычаи и обряды абхазов и их трансформация в советский период // СЭ. 1985. № 1.

77. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Санкт-Петербург, 1871. Т. I. Кн. I. 640 с.

78. Ибрагимов М.-Р.А. Формирование современного этнического состава населения в равнинном Дагестане // Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М.: Наука, 1988. С. 13-40.

79. Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII нач. XX в. Махачкала, 2002. 431 с.

80. История Дагестана. Т. III. М.: Наука, 1968.

81. Искендеров Г.А., Османов М.О. Хозяйство // Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. С. 66-76.

82. Итоги Всесоюзной переписи населения РСФСР, 1959. М.: Статистика, 1963.158 с.

83. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Миграция населения, число и состав семей в СССР. Т. VII. М.: Статистика, 1974. 455 с.

84. Итонишвили В. Д. Семейный быт народов Кавказа: историографический очерк. Тбилиси: Мецниереба, 1977. 198 с.

85. Ихилов М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ. 1950. № 1.С. 188-192.

86. Кисляков Н.А, Семья и брак у таджиков (по материалам конца XIX -начала XX в.). М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 269 с.

87. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969. 240 с.

88. Кириллов A.C. Земельная реформа в Дагестане. М.: 1928. 86 с.

89. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М. Т. 2. 304 с.

90. Козубский Е.И. Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902. С. 84-101.

91. Колоев Б.А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1967. 243 с.

92. Коллективизация сельского хозяйства в Дагестанской АССР. СБ. документов и материалов. Махачкала, 1976. Ч. 1. 326 с.

93. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М.: Изд-во вост. лит., 1969. 714 с.

94. Косвен М.О. Обычай возвращения домой // КСИЭ. М.: Изд-во АН СССР. 1946. Вып. I. С. 30-31.

95. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 240 с.

96. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Изд-во вост. лит., 1961. 260 с.

97. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963.213 с.

98. Культура и быт народов Северного Кавказа 1917-1967 гг. М.: Наука, 1968. 348 с.

99. Курбанов М-З.Ю. Современные свадебные обряды даргинцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 71-80.

100. Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы. Историко-этнографическое исследование XIX начало XX в. Махачкала: Типография ДНЦ РАН, 2007. 186 с.

101. Курогло С.С. Семейная обрядность гагаузов в XIX начале XX в. Кишинев: Штиинца, 1980. 138 с.

102. Лавров Л.И. О причинах многоязычия в Дагестане // СЭ. 1951. № 2. С. 52-68.

103. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883. Вып. II. 336 с.

104. Лугуев С.А., Магомедов Л.М. Бежтинцы в XIX начале XX вв. Махачкала: 1994.

105. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). Махачкала: 2000.

106. Лугуев С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев XIX начало XX века. Махачкала, 2006. 303 с.

107. Лугуев С.А. Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана в XIX начале XX века. Махачкала, 2007. 168 с.

108. Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане // Труды II науч. сессии Дагестанского науч.-исслед. базы АН СССР. Махачкала, 1943. С, 81-94.

109. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 266 с.

110. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. 155 с.

111. Магомедова М.А. Календарные обряды даргинцев (XIX нач. XX в.). Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1978.

112. Магомедова М.З. Роль дагестанской семьи в формировании культуры межнациональных отношений. Махачкала, 2005. 77 с.

113. Магомедханов М.М. Дагестанцы. Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. М.: Изд. «Известия», 2008. 271 с.

114. Магометов А.Х. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. Орджоникидзе, 1963. 73 с.

115. Максимов А.Н. Ограничение отношений между одним из супругов и родственников другого // ЭО, 1908. № 1-2.

116. Марков Г.Е. Обычай избегания и проблема «пережитков» // СЭ. 1979. С. 63-68.

117. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. М.: Госполитиздат, 1975. С. 227-372.

118. Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. М.: Юридическая литература, 1978. 239 с.

119. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX — 70-е годы XX в.). Майкоп: Адыгское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. 366 с.

120. Моногарова Л.Ф. Преобразования в быту и культуре припамирских народностей. М.: Наука, 1972. 174 с.

121. Мудуев Ш.С. Население и хозяйство Дагестана на рубеже веков. Махачкала. Дагкнигоиздат, 2003. 303 с.

122. Мусаева М.К. Хваршины XIX-XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Газетно-журнальная типография, 1995. 215 с.

123. Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (традиции народов равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007.

124. Народное хозяйство Дагестана / Статистический сборник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. 120 с.

125. Народное хозяйство дагестанской АССР к 50-летию образования СССР / Юбилейный статистический сборник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. 220 с.

126. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке / Статистический сборник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. 221 с.

127. Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. 384 с.

128. Национальный состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: Статистика, 1990. 524 с.

129. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ. 1946. № 2. С. 193-197.

130. Никольская З.А. Этнографическое описание даргинского колхоза «Красный партизан» // СЭ. 1950. № 2. С. 93-119.

131. Никольская З.А. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. // КСИЭ. М., 1949. Вып. 8. С. 53-59.

132. Овезов Д. Свадебные обряды туркмен долины рек Сумбора и Чандыра в конце XIX -начале XX в. // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. Ашхабад, 1964. № 6. С. 27-34.

133. Ольдерогге Д.А. Из истории семьи и брака (система лобола и различные формы кузенного брака в Южной Африке) // СЭ. 1974. № 1. С. 13-29.

134. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1866. Вып. I. 64 с.

135. Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа Левашинского района Республики Дагестан. Махачкала: Газета «РИО», 1999. 23 с.

136. Опыт этносоциологического исследования образа жизни. По материалам Молдавской ССР. М.: Наука, 1980. 270 с.

137. Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е гг. XX в.). Махачкала: 2000.

138. Османов А.И. Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала.: Юпитер, 2006. С. 598.

139. Османов М.-З.О. Формы скотоводства народов Дагестана в советское время // Хозяйство народов Дагестана в XIX—XX вв. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1979. С. 63-81.

140. Османов М.-З.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана в советскую эпоху. М.: Наука, 2002. 222 с.

141. Очерки научного атеизма. 2-е издание. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.212 с.

142. Панян А.Е. (Тер-Саркисянц). Обычай избегания у армян и его изживание за годы Советской власти // Историко-филол. журнал Ан Арм. ССР, 1968. № 2.

143. Попов Б.Н. Социологические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии (Историко-социологический аспект). Новосибирск: Наука, 1987. 321 с.

144. Пименов В.В, Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. JL: Наука, 1977. 262 с.

145. Пономарев А.П. Развитие семьи и брачно-семейных отношений на Украине (Этносоциальные проблемы). Киев: Наукова Думка, 1989. 314 с.

146. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX в. Махачкала: ДНЦ РАН. 2001. 160 с.

147. Рамазанова З.Б. Пища народов Нагорного Дагестана. Махачкала: Изд-во «Народы Дагестана», 2003. 132 с.

148. Ризаханова М.Ш. Формы заключения брака и свадебная обрядность мискинджинцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1986. С. 127-138.

149. Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд-во «Эпоха», 2005. 313 с.

150. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М.: Л.: Госиздат, 1925. 150 с.

151. Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Кавказа. Т. 1. Даргинский округ Дагестанской области. Тифлис, 1887. С. 80-91.

152. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1979. 309 с.

153. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. 215 с.

154. Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Вып. 32. С. 30-36.

155. Сергеева Г.А. Арчинцы. М.: Наука, 1967. 192 с.

156. Сергеева Г.А. Об обычае избегания у народов Грузии // ПИИЭ, 1974. М.: Наука, 1979. С. 141-148.

157. Сергеева Г.А. Одежда в современном свадебном обряде народов Дагестана // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1988. С. 20-25.

158. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов // КСИЭ. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Вып. 36. С. 36-43.

159. Смирнова Я.С. Обычаи избегания у адыгов и их изживание в Советскую эпоху // СЭ, 1961. № 2. С. 41-52.

160. Смирнова Я.С. Изменение брачного возраста у народов Северного Кавказа за годы Советской власти // СЭ. 1973. № 1. С. 122-127.

161. Смирнова Я.С. Традиция и инновация в развитии семейной обрядности (по материалам Северного Кавказа) // IX МКАЭН. М.: Наука, 1973. 14 с.

162. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС. М.: Наука, 1976. Вып. 6. С. 47-98.

163. Смирнова Я.С., Першиц А.И. Еще раз о формационном и релятивистском подходах об оценке культурных явлений (ответ оппонентам) // СЭ. 1979. № 5. С. 90-115.

164. Смирнова Я.С. Свадебный дарообмен у народов Северного Кавказа и его современная модификация // СЭ. 1980. № 1. С. 101—112.

165. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX в. М.: Наука, 1983. 264 с.

166. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 335 с.

167. Соболенко Э.Р. Новые явления в семейном быту сельского населения Белоруссии. М.: Наука, 1979. С.

168. Современная культура и быт народов Дагестана. М.: Наука, 1971. 239 с.

169. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975. 544 с.

170. Соловьев Н.Я, Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 1977. 256 с.

171. Соловьева JT.T. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX начало XX в.) // КЭС. М.: Наука, 1984. Вып. VIII. С. 167-185.

172. Социальное и национальное: Опыт этносоциологических исследований (по материалам татарской АССР). М.: Наука, 1973. 331 с.

173. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала, 1997. 158 с.

174. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983. 175 с.

175. Султанов А. Заброшенные земли в горах / Дагестанская правда, 11 октября, 1988.

176. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования корел (конец XIX -начало XX в.). Л.: Наука, 1985. 172 с.

177. Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. М.: Наука, 1972. 208 с.

178. Тер-Саркисянц А.Е. Современный быт армян Абхазии // КЭС. М.: Наука, 1984. Вып. VIII. С. 3-21.

179. Токарев С.А. «Избегание» и «Этикет» // СЭ. 1979. № 1. С. 68-76.

180. Традиционное и новое в современном быту и культуре дагестанцев-переселенцев. М.: Наука, 1988. 315 с.

181. Трофимова А.Г. Из истории азербайджанцев Апшерона (1920-1950 гг.) //КЭС. М.: Наука, 1969. Вып. IV. С. 183-198.

182. Тэйлор Э.О. О методе исследования развития учреждений // ЭО. T. V. 1890. №2.

183. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). М.: Наука, 1978. 223 с.

184. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е издание. М.: Наука, 1979. 267 с.

185. Хасбулатов Х.М. Культура и быт общества Гапш: традиции и инновации. Махачкала: Изд-во «Эпоха», 2006. 155 с.

186. Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М.: Финансы и статистика, 1984. 366 с.

187. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. 191 с.

188. Чурсин Г.Ф. Культ железа у кавказских народов. Оттиск из «Изв. Кавк. историко-археологического инс-та», 1927. Т. 6. С. 67—106.

189. ШатиноваН.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. 184 с.

190. Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1955.

191. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографический этюд. M.-JL: Наука, 1949. 224 с.

192. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. С. 23-178.

193. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. 184 с.1. Список информаторов

194. Ф. И. О. Год рождения Город, поселок, селение

195. Ададаева Х.М. 1944 г.р. г. Герга

196. Алиев М.Ш. 1938 г.р. с. Первомайск

197. Алиева М.Р. 1942 г.р. с. Каранай аул

198. Алиева Х.М. 1938 г.р. с. Красноармейск

199. Андиева A.M. 1931 г.р. с. Дружба

200. Асхабов P.M. 1942 г.р. с. Дружба

201. Асхабов М.Н. 1936 г.р. с. Краснопартизанск

202. Ахмедов С.М. 1941 г.р. с. Каранай аул

203. Ахмедов Ш.М. 1958 г.р. пос. Мамедкала

204. Багомедова Х.М. 1942 г.р. с. Чинар

205. Бахмудов С.Р. 1953 г.р. с. Шумлелик

206. Вагабова Н.И. 1938 г.р. с. Новый Уркарах

207. Гаджиев A.M. 1948 г.р. с. Шумлелик

208. Гасанова М.М. 1938 г.р. с. Герга

209. Гаджимурадов K.M. 1952 г.р. с. Герга

210. Гаджиев З.Г. 1932 г.р. с. Шумлелик

211. Гусейнов М.Г. 1946 г.р. с. Герга

212. Гаджикурбанова Р.Б. 1938 г.р. г. Огни

213. Даудов М.А. 1944 г.р. с. Куппа

214. Джабраилова A.M. 1936 г.р. пос. Мамедкала

215. Джабраилов М.Д. 1942 г.р. с. Нижний Костек

216. Загирова П.М. 1944 г.р с. Первомайск

217. Загиров П. А. 1946 г.р. с. Сулевкент

218. Зугумова А.Б. 1938 г.р. с. Краснопартизанск

219. Ибрагимов A.M. 1992 г.р. с. Герга

220. Киримханова Х.М. 1942 г.р.1. Керимова A.M. 1942 г.р.1. Курбанов М.Д. 1945 г.р.1. Курбанов С.М. 1940 г.р.

221. Курбангаджиев Р.К. 1934 г.р.

222. Магомедрасулова Х.А. 1936 г.р.1. Маллаева И.Г. 1955 г.р.1. Мадиева А.Р. 1946 г.р.

223. Мирзабекова Г. Д. 1932 г.р.1. Мирзаев Г.М.Р. 1954 г.р.

224. Муртазалиева Х.М. 1934 г.р.1. Мусаев А.К. 1938 г.р.

225. Нурмагомедова М.К. 1936 г.р.1. Нурудинов М.Г. 1968 г.р.

226. Пирмагомедов А.Р. 1959 г.р.1. Расулов А.Б. 1941 г.р.1. Расулов A.M. 1961 г.р.1. Расулова А.И. 1962 г.р.1. Рабаданов P.A. 1968 г.р.1. Рабаданов Ш.Р. 1944 г.р.1. Раджабов Г. А. 1930 г.р.1. Омаров Г.А. 1936 г.р.1. Омаров М.Г. 1932 г.р.

227. Тагирова Х.И. 1962 г.р. пос. Мамедкала

228. Умаханов A.M. 1942 г.р. с. Сулевкент

229. Уманова С.М. 1938 г.р. с. Сулевкент

230. Халидова З.М. 1946 г.р. с. Герга

231. Хулатаева Х.М. 1944 г.р. с. Шумлелик

232. Чупанова А.Р. 1961 г.р. с. Шумлелик

233. Шахбанова Б.С. 1933 г.р. с. Первомайск

234. Шахмурадов Г. А. 1955 г.р. г. Каспийск

235. Юсупов М.Р. 1934 г.р. г. Избербаш

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.