Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: На материале педагогического колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ирхен, Ирина Игоревна

  • Ирхен, Ирина Игоревна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 200
Ирхен, Ирина Игоревна. Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: На материале педагогического колледжа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ирхен, Ирина Игоревна

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДКОЛЛЕДЖЕ.

1.1 .Совместная деятельность как психолого-педагогическая категория.

1.2.Взаимодействие педагога и студентов в теории и практике музыкального образования.

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОЛЛЕДЖЕ.

2.1. Особенности организации образовательного процесса в педагогическом колледже.

2.2.Формирование учебных взаимодействий преподавателя и студентов колледжа на теоретико-практических занятиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: На материале педагогического колледжа»

Актуальность темы исследования. В современных условиях смены образовательной парадигмы, когда главной ценностью становится творческая, самореализующаяся личность, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов приобретает особую значимость. Содержание этой подготовки включает в себя обширный комплекс общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В.Краевский и др.). Не случайно в научной литературе последних лет (А.К. Маркова, J1.M. Митина, В.А. Сластенин) в профессиограмму учителя включены разные виды его профессиональной компетентности- специальная, социальная, личностная, индивидуальная, -основы которой формируются в образовательных учреждениях. В этой связи неизмеримо возросла потребность в многообразном спектре преобразований в средней профессиональной школе, ее ориентации на инновационное обучение, адекватное требованиям времени.

Реализации гуманистического типа человеческих отношений преподавателей и студентов, таких как взаимопонимание, партнёрство, сотворчество равных наиболее соответствует личностно-ориентированный, «субъектно-центрированный» подход (М.В. Кларин). Всё это предопределяет новый ракурс в педагогических исследованиях, сопряжённых с развитием «глубинных человекотворческих сил» (Н.И.Кияиценко), делая проблему совместной деятельности особенно актуальной.

Её теоретическому осмыслению способствовали исследования по социальной и педагогической психологии, в которых определена значимость отношений сотрудничества (Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, А.Б. Орлова, Р.Х. Шакурова и др.), работы по развитию личности в процессе обучения (В.В.Горшковой, А.К. Марковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.А. Сонина и др.), коллективной познавательной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, Н.Б. Москвиной, В.П. Панюшкина, И.Б. Первина, В.В. Рубцова). Однако, несмотря на наличие теоретических предпосылок, проблема совместной деятельности в музыкально-педагогическом образовании ещё не получила подобающего освещения, ибо в нём должно «органично сливаться художественное и педагогическое» (Л.А. Рапацкая).

Музыкальной педагогикой накоплен определенный научный фонд знаний, который может быть положен в основу решения обсуждаемой проблемы. Это- работы по профессионально-личностному развитию учащегося-музыканта (А.Б. Гольденвейзер, Б.Я. Землянский, Г.Г. Нейгауз, М.Л. Ростропович, М.Э. Фейгин, Ю.И. Янкелевич и др.), по взаимосвязи общепедагогических и специальных умений учителя (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.), по содержанию развивающего музыкального обучения (Г.М. Цыпин), методологической и общехудожественной подготовки (Э.Б. Абдуллин, Т.А. Колышева, Л.А. Рапацкая).

В данном исследовании профессиональная подготовка учителя музыки рассматривается в рамках занятий методикой музыкального образования. Вопросы методической подготовки учителя музыки в вузе обсуждались в диссертационных исследованиях В.Я. Дашковского, P.P. Джердималиевой, Л.А. Исаевой, С.Х. Костанян, Л.В. Матвеевой и др., научных статьях Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, В.К. Тевлиной и др.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в новых типах учебных заведений- колледжах в последнее время получают широкое распространение (А.Л. Дегтярев, Х.Ибрагимов. A.B. Козулин и др.). Вместе с тем, активно разрабатываемая психолого-педагогической наукой проблема совместной деятельности педагога и студентов колледжей остается недостаточно освещенной. Период обучения в колледже, в отличие от вуза, приходится на старший подростковый и младший юношеский возраст, когда происходит как бы второе рождение личности, во многом связанное с осознанием своей индивидуальности, неповторимости, становлением самосознания, ценностно-смысловой саморегуляции поведения. Процесс личностного самоопределения и творческого самовыражения будущего учителя музыки может быть ускорен путем включения студентов в разные формы совместной деятельности.

В связи с этим возникает противоречие между насущной потребностью практики в осмыслении и реализации потенциальных возможностей совместной деятельности педагога и студентов, и степенью научной разработанности этой проблемы в музыкальной педагогике. Преодоление этого противоречия составило проблему исследования: в чем и как сказывается влияние совместной деятельности педагога и студентов на эффективность профессиональной подготовки учителя музыки в колледже?

Цель настоящего исследования -предложить и обосновать систему мер, основанных на совместной учебной деятельности и способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Объект исследования- профессиональная подготовка студентов музыкального отделения педагогического колледжа.

Предмет исследования- совместная учебная деятельность педагога и студентов среднего звена в процессе методической подготовки будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования складывается из следующих основных положений: профессиональная подготовка будущего учителя музыки в колледже будет осуществляться значительно успешнее, если:

-учебно-воспитательный процесс опирается на полноценную совместную деятельность, в которой раскрываются внутренние ресурсы педагога и студентов, способствующие их личностной самореализации и профессиональному самосовершенствованию;

-определены этапы развития совместной деятельности, ведущие к становлению субъектной позиции студентов на занятиях методикой музыкального образования;

-студенты целенаправленно и последовательно овладеют способами совместной деятельности с педагогом, воплощенными в «Педагогической мастерской учителя музыки».

Задачи исследования :

1. Выявить сущность совместной учебной деятельности в контексте современных психолого-педагогических представлений и ее особенности в процессе подготовки учителя - музыканта.

2. Охарактеризовать предпосылки формирования совместной деятельности педагога и студентов в условиях педагогического колледжа.

3. Выявить и экспериментально проверить оптимальные, педагогически целесообразные формы и методы совместной деятельности педагога и студентов применительно к занятиям методикой музыкального образования.

Методологической основой исследования послужила выработанная отечественными учеными психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.); положения о личности как субъекте отношений, как высшей ценности и самоцели общества; концепция совместной продуктивной деятельности, разработанная В.Я. Ляудис и сотрудниками МГУ. Широко использовались теоретические воззрения и методические постулаты, принадлежащие ведущим российским педагогам, учёным-музыкантам O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллину, М.Э. Фейгину. В том или ином ракурсе в диссертации нашли отражение труды Ю.Б. Алиева, В.И. Петрушина, В.А. Сластенина, Г.М. Цыпина и др.

Методы исследования включали в себя теоретический анализ философской, социологической, психолого'-педагогической, музыкально-методической литературы по проблеме исследования; классификацию и систематизацию информации; изучение и обобщение передового музыкально-педагогического опыта; социологические методы (индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок); целенаправленное педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент.

Основной базой исследования явилось музыкальное отделение Смоленского педагогического колледжа. На разных этапах исследованием было охвачено свыше 80 студентов и 20 преподавателей колледжа.

Исследование проводилось в три этапа в период с 1994 по 1999 годы.

Первый этап (1994-1996 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ литературы по проблеме, определение объекта, предмета, научного аппарата, программы и методики эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт работы колледжа по организации условий, способствующих совместной учебной деятельности.

На втором этапе (1996-1997 гг.) - опытно-экспериментальном -разрабатывалась логика формирующего эксперимента, была проведена опытная работа, в ходе которой выявлялась эффективность системы мер по совершенствованию подготовки учителя музыки в цикле « методика музыкального образования- педагогическая практика в школе».

Третий этап (1997-1999 гг.) - обобщающий - посвящён анализу и систематизации результатов исследования, формулированию выводов, литературному оформлению рукописи диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что проблема совместной деятельности преподавателей и студентов колледжа впервые подвергнута специальному научному осмыслению в системе музыкального образования. Раскрыт педагогический потенциал совместной деятельности в контексте совершенствования подготовки будущего специалиста. Определены предпосылки формирования совместной деятельности в структуре педагогического колледжа. Предложен путь развития социальной, профессиональной компетентности выпускника колледжа с учетом возрастных особенностей (старший подростковый и младший юношеский возраст), личностных возможностей через овладение им формами совместной деятельности. Показана эффективность конкретных способов совместной деятельности педагога и студентов на занятиях методикой музыкального образования.

Практическая значимость работы состоит в её направленности на реальные нужды и запросы колледжа как нового типа среднего профессионального учебного заведения, на научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителя музыки в условиях гуманизации образования. Теоретические положения и выводы дают необходимые ориентиры для совершенствования социальных аспектов учебной деятельности преподавателей и студентов. Разработана учебная программа по курсу «Методика музыкального образования в школе» по специальности 0310 «Музыкальное образование», внесены изменения и дополнения в учебный план колледжа по музыкально-методическому циклу. Данные, содержащиеся в исследовании, обогащают теоретическую и методическую базу подготовки учителя музыки в средней профессиональной школе, могут быть использованы в рамках лекционных курсов для студентов училищ и колледжей по методике музыкального образования, педагогике, а также в системе постбазового образования учителей музыки- в ИУУ, ИПКРО.

Научная достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-деятельностным подходом к решению поставленной проблемы; опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области дидактики, социальной и педагогической психологии, музыкальной педагогики; применением комплекса взаимодополняемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования получили одобрение в ходе выступления автора с докладами на межвузовской научно-практической конференции «Учить и учиться музыке» (Смоленск, 21-23 марта 1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Научно-педагогическая деятельность O.A. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования в педвузе» (Москва, 28-30 ноября 1995 г.), Втором межрегиональном научнопрактическом семинаре-совещании «Культура. Досуг. Дети.» (Москва, 26-28 марта 1996 г.), Апрельских научных чтениях Московского педагогического университета (Москва, 1995, 1997 гг.), областной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами предметов гуманитарного и эстетического циклов» (Смоленск, 23 октября 1997 г.), Третьей Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век» (Москва, 16-18 мая 1996 г.). Результаты исследовательской работы апробировались в ходе разработки учебных программ Смоленского педагогического колледжа по специальности 0310 «Музыкальное образование», на заседании кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ, а также через публикацию соответствующих материалов (семь работ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приоритет самореализующейся личности в современном социуме потребовал переосмысления и поиска новых путей совершенствования образовательных процессов, обеспечивающих развитие социальной компетентности будущего специалиста. Его становление происходит в совместной деятельности преподавателей и воспитанников, которая позволяет осуществлять профессиональную подготовку учителя музыки в соответствии с требованиями времени.

2. Наличие полноценной совместной деятельности педагога и студентов обеспечивает эффективную профессиональную подготовку учителя музыки в педагогическом колледже, поскольку она формирует и реализует доминантную способность личности студента - быть подлинным субъектом учебной деятельности.

3. Совершенствование профессиональной подготовки на занятиях методического цикла во многом связано с использованием системы мер, предполагающей единство содержательного и операционального конструктов-блоков. Целенаправленное и последовательное овладение этапами формирования совместной деятельности педагога и студентов (от «введения в деятельность» до «саморегуляции») способствует усвоению комплексных знаний, умений, навыков в контексте личностной самореализации будущего специалиста. Адекватной формой его профессиональной подготовки является «Педагогическая мастерская учителя музыки», основанная на широком спектре способов совместной деятельности в единстве групповой, индивидуальной и фронтальной учебной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ирхен, Ирина Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщенные данные о результатах исследования проблемы позволили сформулировать следующие выводы:

1.Проведенный анализ исследуемой проблемы в контексте современных психолого-педагогических представлений показал, что сущностной основой совместной деятельности педагога и студентов является наличие субъект -субъектных отношений, которые находятся в постоянной динамике на уровнях «студент-преподаватель», «студент -учебная группа», «отношение к личности ребенка». Взаимодействие на паритетных началах всех участников образовательного процесса, ведет к становлению субъектной позиции студентов, делающей их способными к партнерству с педагогом и друг с другом, позволяя тем самым преодолеть функционально-ролевой подход, характерный для «школьных» методик преподавания.

2.Особенности совместной деятельности педагога и студентов в области музыкального образования обусловлены специфичностью самого предмета познания-искусства, с его яркой эмоциональной основой. Ввиду этого, осмысление музыкально -методических проблем должно осуществляться в опоре на эмоциональное «проживание» содержания, субъектный опыт, эмоциональное отношение к познаваемому. Все это, в конечном итоге, способствует приобретению комплексных методических знаний, умений, появлению нового, эмоционального личностного отношения к музыке, к себе, к ребенку, к процессу преподавания музыки.

3. В условиях гуманизации социума профессиональная подготовка учителя музыки не сводится лишь к обучающим воздействиям, а предполагает развитие у будущих специалистов личностных качеств субъекта - контактности, эмоционального отношения к педагогической деятельности, творческой активности, осознанности, саморегуляции, -становление которых определяется наличием полноценной совместной деятельности педагога и студентов колледжа, раскрывающей внутренние ресурсы обучаемых.

4.В качестве предпосылок формирования совместной деятельности в условиях педагогического колледжа выступили особенности, характеризующие учебно-воспитательный процесс. С одной стороны, базовый уровень общей и специальной подготовки студентов, их ориентированность на достаточно узкий диапазон приемов, способов освоения учебного материала, с превалированием информационно-объяснительных, репродуктивных действий. С другой стороны- установка ряда преподавателей на ранее отработанные и нередко упрощенные, ограниченные по своим возможностям формы взаимодействий со студентами, чему во многом способствовало учебно-программное обеспечение образовательного процесса прошлых лет.

5.Проведенная экспериментальная работа доказала целесообразность и жизнеспособность предложенной системы мер, компонентами которой выступили: апробированная последовательность этапов развертывания взаимодействия («введение в деятельность», «разделенное действие», «имитируемое действие», «поддержанное действие», «саморегулируемое действие»); комплексность формирования способов музыкально-педагогической деятельности в единстве теоретической и практической, непосредственной и опосредованной сторон, что нашло отражение в групповой, индивидуальной и фронтальной работы, направленной на инициирование творческой активности студентов, их профессиональной и личностной самореализации.

6.При преподавании курса «Методика музыкального образования» в единстве решения учебно-профессиональных задач педагогически целесообразными формами организации совместной деятельности являлись музыкально-исполнительский практикум, педагогический ринг, деловые игры - «пресс-конференция с учителями музыки», «родительское собрание» и др., на которых применялся комплекс методов, включающих фрагментарное моделирование урока музыки, проблемные ситуации, дискуссии, коллективное обсуждение и т.д.

Специфической формой профессиональной подготовки будущего специалиста в колледже является «Педагогическая мастерская учителя музыки». Интегрируя в себе познавательные и эмоционально-ценностные, когнитивные и креативные процессы профессионального становления личности студента, она позволяет в ходе теоретико-практических занятий конструировать различные ситуации совместной деятельности, целенаправленно управлять ими, и построить курс методики как цепь взаимосвязанных проблем, способствующих утверждению студентами своей позиции субъекта, тем самым, обеспечивая адекватную мотивацию к музыкально-педагогической деятельности.

8.Настоящее исследование подтвердило, что планомерная организация совместной деятельности педагога и студентов выступает как инновационный путь совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя музыки, как выражение своего рода педагогического менталитета. Результатом ее преломления в образовательном процессе колледжа стали заметный рост учебной активности обучаемых, повышение качества их успеваемости, становление субъектной позиции студента как будущего профессионала, являющееся гарантом социальной защищенности и самореализации в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы видятся в следующем направлении: организации научно-исследовательской работы в колледже по созданию эффективных методик, реализующих основные положения совместной деятельности педагога и студентов на других учебных циклах; создание условий для интеграции предметов методического и специального циклов, позволяющей решать проблемы совместной учебной деятельности в масштабе всего образовательного учреждения и т.д.

151

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ирхен, Ирина Игоревна, 1999 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1990.-180с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников. Программа-конспект высших педагогических учебных заведений. Специальность 03.07.00 Музыкальное образование. -М., МПГУ, 1996.-53с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1985. -448с.

5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Кн.1. Очерки /Сост. и науч. ред. Л.В. Горюнова. -М.: Прометей, МПГУ им. Ленина, 1990. -253с.

6. Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1981. -20с.

7. Алиев Ю.Б. Дидактические основы модернизации содержания курса «Методика школьного музыкального образования» // Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубл. науч. -практич. конф. -М., 1991. -С.90-94.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Издат. Дом Ш.Амонашвили, 1996. -^495с.

9. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. -М., Аспект Пресс, 1997. -376с.

10. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту //Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Музыка, 1982. -Вып. 15,- С.32-43.

11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. -224с.

12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. дис.докт. пед. наук.-М.,1986.-36с.

13. Арчажникова Л.Г. Методико-практическая подготовка учителя музыки // Проблемы музыкального образования и педагогики. Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Н. А. Терентьева. Спб.: Образование, 1994. -С.З -12.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. Принцип общепсихологического анализа. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. -367с.

15. Базиков A.C. Педагогические условия формирования положительного отношения учащихся к музыкальным занятиям (на материале учебной работы в музыкально исполнительских классах). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -25с.

16. Балова И.Н. Взаимодействие преподавателя и студента как условие становления профессиональной картины мира выпускника педагогического колледжа. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Спб., 1996. -20с.

17. Баллестрем К.Г. Апории тоталитаризма // Вопросы философии. -1992. №5. -С. 16-28.

18. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. -Л.: Сов. ком-р, 1989. -368с.

19. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.-288с.

20. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагогов и учащихся в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских музпедфакультета). Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. -180с.

21. Берак О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Дис.канд. пед. наук. -М., 1985. -198с.

22. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии //Методологические проблемы социальной психологии . -М.: Наука, 1975. -С.45-62.

23. Буянцогтын Туяа. Развитие мотивационной сферы личности студентов в ситуации совместной продуктивной деятельности. Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1990. -24с.

24. Бенедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педвуза. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1988. -16с.

25. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход. -М.: Высш. школа, 1991. -207с.

26. В классе А.Б. Гольденвейзера / Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. Сб. статей. -М.: Музыка, 1986. -214с.

27. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Монограф. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-255с.

28. Глубоченко В.М. Музыкально продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Спб., 1993-16с.

29. Горшкова В.В. Педагогика отношений. -Комсомольск- на -Амуре. Рос. гос. пед. ун-т. им. А. Н. Герцена, 1995. -105с.

30. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманитар, актер, лицей. -М., 1993. -190с.

31. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. -М.: Музгиз, 1961.-223с.

32. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993, №1. -С. 15-21.

33. Грасмане Д.С. Педагогические основы формирования взаимоотношений преподавателя и студентов вуза. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Рига, 1990.-24с.

34. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. -М.: УВЦ Инноватор, 1995.-115с.

35. Гуманистические проблемы психологической теории .Сб.статей / РАН, Инт психологии / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. -М.: Наука, 1995.-212с.

36. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения .-М.: Педагогика, 1986. -240с.

37. Дашковский В.Я. Системный подход в изучении дисциплин педагогического цикла (на материале музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов). Дис.канд. пед. наук. -Одесса, 1986.-192с.

38. Дегтярев А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах ( колледжах) на современном этапе. Дис.канд. пед. наук. -М., 1995. -166с.

39. Джердималиева P.P. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в системе высшего образования. Автореф. дис.докт. пед. наук. -Апматы, 1998. -46с.

40. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.-319с.

41. Дмитрюкова Л.В. Формирование профессионально-педагогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1997. -23с.

42. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Автореф. дис.докт. психол. наук. -Спб., 1993. -32с.

43. Ефремова С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущего учителя. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1997. -17с.

44. Ибрагимов X. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей в педагогических училищах и колледжах. Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1996. -39с.

45. Ильенков Э.В. Деятельность и знание // Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.-С.381 -387.

46. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии.-1992-№ 3-4. -С. 19-23.

47. Второго межрегионального научно-практического семинара-совещания /Ред. -сост. А.Н. Малюков. -М., Мин. культуры РФ, 1996. -С.116-117.

48. Ирхен И.И. Совместная учебная деятельность и ее роль в воспитании будущего учителя музыки // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1997. -С.330-332.

49. Ирхен И.И. Некоторые аспекты методической подготовки будущего учителя музыки // Вопросы теории и практики музыкально-педагогического образования. Межвуз. сб. статей /Научн.ред. Б.Д. Критский. -Москва-Смоленск, 1997. -С. 3-9.

50. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. -Белгород. Изд-во: Белгор.гос. ун-та, 1997.-142 с.

51. Исаева Л.А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики. Дис.канд. пед. наук. -М., 1984. -155 с.

52. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -328с.

53. Гб4^аган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъектных отношений. -М.:1. Политиздат, 1990.-315с.

54. Кириллов П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактора формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Волгоград, 1997. -22с.

55. Киященко Н.И. Обученный исполнитель функционер или культурный гражданин? //Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях. Тезисы докл.

56. Всерос.науч.-практ.конф. -М., РИПКРО, 1994. -Ч . I. -С.16-18.

57. К^арин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. -1996. -№2. -С.14-21.

58. И.Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. -143 с. 71 .Коломинский Л.Я. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. -Минск, Высш. школа, 1976.-350с.

59. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Автореф. дис.-.докт. пед. наук.-М.,1997.-51 с.

60. J итский Б.Д. «Норма» и ее значение в педагогике искусства // Высшее педагогическое образование: опыт, традиции и перспективы. Материалы междунар. науч. -практ. конф. -М., МПГУ, 1997. -С. 223-225.

61. Кыверялг A.A., Пурье Х.Я. Проблемное обучение.-Таллин: Знание, 1982.еднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2 -е перераб. изд. М.: Высш. шк., 1991. -223с.0 99с.

62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975. -304с.

63. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности //Вестник Моск. ун-та. -Серия 14. -Психология, 1983. -№2. -С. 5-17.

64. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -228с.

65. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. -№2.-С.7-11.

66. Лийметс X., Первин И. Б. Сущность коллективной организации познавательной деятельности // Теоретические проблемы воспитательного коллектива школьников.-Тарту: Изд-во Тартусск. ун-та, 1975.-С. 163-169.

67. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. -М.: Знание, 1975. -64с.

68. Ляпунова O.E. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента. Дис.канд. психол. наук. -М., 1990. -176с.

69. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб.науч.тр./Под ред. А. Бодалева, В. Ляудис. -М., 1980. -С.37-52.

70. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1993. -144с.

71. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -192с.

72. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Педагогика, 1996.-308с.

73. Матвеева Л.В. Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки. Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. -187с.

74. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии . -1989. -№5. -С 26-36.

75. Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межресп. науч.- практ.конф. / Отв.ред. Э.Б. Абдуллин. -М.: МПГУ им. Ленина, 1991. -124с.

76. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.-М.: Сов. ком-р, 1983. -262с.

77. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.-М.: Флинта, 1998.-200С.

78. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. Материалы III Междунар. науч. -практ.конф./ Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., МГПУ им. В.И. Ленина, 1996. -135с.

79. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.-М., ИРЛ РАО, 1994.-184с.

80. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356с.

81. Научно-педагогическая деятельность O.A. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования в педвузе. Тезисы межвуз. науч-практич. конф. / Отв. ред. Г.П. Стулова. -М.: МПГУ, 1995. -72с.

82. Юб.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1987. -238с.

83. Неменский Б.М. Вненаучные формы познания //Сов. педагогика.-1991.-№ 9. С.40-45.

84. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. /Сост. Л. Баренбойм, Н. Фишман. -Л.: Сов. ком-р, 1979. -328с.

85. Обозов H.H. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда //Промышленная и социальная психология. /Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-С. 102-108.

86. Ю.Оборин Л.Н.-педагог. Сб. статей /Сост. Е.К. Кулова. -М.: Музыка, 1989.190с.

87. Общение и оптимизация совместной деятельности /Г.Андреева, Я. Яноушек, А. Донцов. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.

88. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека.-М.: Высш.шк.,1984. -87с.

89. З.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. -М.: Логос, 1995. -224с.

90. Иб.Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.,1996. -20с.

91. Панюшкин В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности. Дис.канд. психол. наук.-М.,1984.-232с.

92. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1971.-350с.

93. Пахальян В.Э. Педагогическое общение как психологическая реальность //Магистр, 1991 .-№1. -С. 41-50.

94. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.

95. Педагогические мастерские: Франция Россия. Ateliers pédagogiques. France - Russie. Сб. статей /Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина. -М.: Новая шк„ 1997.-124с.

96. Педагогические мастерские: Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Сб. / Сост. И.А. Мухина .- Вып. 1.-Спб., 1995.- 136с.

97. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.

98. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. школа, 1984. -174с.

99. Пляченко Т.Н. Вокально-хоровая подготовка будущего учителя музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете. Автореф. дис. канд.пед. наук. -М.,1993.-17с. 1

100. Психология: Словарь /Абраменкова и др./ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. -494с.

101. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе образования /Залученова Е.А., Ненашева Л.А., Семушина Л.Г. -М.: НИИВО, 1993. -Вып.2. -38с.

102. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман-исполнитель и педагог. Исследовательские очерки. -Л.: Сов.ком-р, 1984. -96с.

103. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд.-М.:ЦАПИ, 1994. -141с.

104. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Монограф. -М.: Прометей, 1991. -139с.

105. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Уч. пособие. -М.,МГОПУ, 1996. -146с.

106. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Монограф. -Ростов- на Дону. Изд. Рост. гос. пед. ун-та, 1994. -239с.

107. Розина Н.М., Семушина Л.Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование, 1998. -№4. -С.5-11.

108. Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1986. -38с.

109. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии-1998.- № 5 С.49-58.

110. Сергеева Г.П. Содержание и организация повышения квалификации учителей музыки в системе непрерывного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук в виде науч. доклада. -М., 1995. -39с.

111. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Монограф. -Волгоград: Перемена, 1994 -152с.

112. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: ИЧП, «Изд-во Магистр» ,1997. -224с.

113. Смирнов' С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995. -271с.

114. Смирнова М. Артур Шнабель. -Л.: Музыка,1979. -96с.9

115. Совместная деятельность: методология, теория, практика /Сост. К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский- и др. -М.:Наука,1988.-232с.

116. Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I науч.-практ. конф. В 2-х частях / Отв. ред. А.И. Николаева и др.-Часть I . -М.:МПГУ им. В.И. Ленина. 1997. -232с.

117. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989.-320с.

118. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога .-Изд.2. -М.: Музыка, 1975. -109с.

119. Фейгин М.Э. Курс методики на заочном отделении и его связь с педагогической работой студентов. Метод, разр. -М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1963.-51с.

120. Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие в системе «субъект-субъектных» отношений. Монограф. -Кривой Рог, 1996. -161с.

121. Философские проблемы деятельности. Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии. -1985. -№ 2, 3, 5. -С. 29-47, 29-38, 78-97.

122. Философско-психологические проблемы развития образования /A.C. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов. -М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994. -127с.

123. Формирование субъектной позиции личности будущего учителя. Учеб. пособие. -Рязань: Изд. Рязан. пед. ун-та, 1995.-101 с.151 .Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -240с. !

124. Формирование учебной деятельности школьников 7 Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. -М.: Педагогика, 1982. -216с.

125. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. -366с.

126. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. -269с.

127. Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. -Л., 1986. -43с.

128. Хентова С. Ростропович. -Спб.: МП РИЦ культ информ - пресс, 1993. -303с.

129. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. Пособие для студентов. -М.: Интерпракс, 1994. -374с.

130. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис. докт. пед. наук. -М., 1977. -407с.

131. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. -384с.

132. Чехлова З.Ф. Деятельность- основа формирования личности школьника. Дис. докт. пед. наук. -СПб., 1991. -436с.

133. Чигринов В.И., Мельникова С.И., Мураховский A.A. Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учеб. пособие. -Харьков, ХГУ, 1987. -90с.

134. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека Учеб. пособие.-Изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Изд. корпорация «Логос»,1996. -320с.

135. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. -СПб., ВИПКП ТО, 1994.-43с.

136. Шибанова O.A. Из опыта измерений групповой сплоченности в учебных группах вуза // Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику. -Минск, 1979. С. 296-311.

137. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144с.

138. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. -С. 266-355.

139. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96с.

140. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Монограф. -Минск: Белорус, академия музыки, 1993. -147с.

141. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. Изд 2-е перераб. и доп. -М.: Постскриптум, 1993. -312с.

142. Rodgers Carl. Freedom to learn for the 80's. Columbus Toronto - London -Sydney: Charles E. Merrill Company, a Bell Howell Company. 1983. -307p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.