Совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся средней школы с казахским языком обучения (на материалах преподавания астрономии в условиях межпредметных связей) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тулегенов, Шалкар
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тулегенов, Шалкар
Введение 3-J
Глава I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО - АТЕИСТИЧЕСКОМУ" ВОСПИТАНИЮ УЧАПЩХСЯ И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В КАЗАХСКИХ ШКОЛАХ 19
§ I. Системный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся " 19
§ 2. Состояние научно-атеистического воспитания учащихся казахских средних школ 28-3
§ 3. Состояние и пути улучшения подготовки и повышения квалификации учителей астрономии по научно -атеистйческому воспитанию учащихся 36
Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АСТРОНОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 45
§ 4. Обзор и анаяиз программ, учебников и методической литературы по астрономии с точки зрения научно-атеистического воспитания учащихся 45
§ 5. Экспериментальная проверка совершенствования содержания и средств научно-атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии 50
§ 6, Результаты опытной работы по реализации принципа межпредметных связей на уроках астрономии в целях' совершенствования формирования системы научно-атеистических понятий у учащихся. " 77
Глава Ш. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕШ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АСТРОНОМИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 107
§ 7. Совершенствование форм массовых внеклассных: и внешкольных мероприятий атеистического содержания " 109
§ 8. Совершенствование групповых кружковых внеклассных занятий атеистического содержания 118
§ 9. Организация индивидуальной атеистической работы с учащимися " 130
§ 10. Проведение научно-атеистического воспитания учащихся в процессе организации астрономических наблюдений 136
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Сочетание наблюдений и изучения теоретического материала в курсе астрономии средней школы1982 год, кандидат педагогических наук Кенжаев, Болта
Формирование научно-атеистических убеждений подростков и старшеклассников в процессе учебной и внеклассной работы по истории СССР1983 год, кандидат педагогических наук Расулов, Давлятмурод
Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы1985 год, кандидат педагогических наук Бедиров, Медетхан Надирович
Формирование материалистического мировоззрения учащихся школ II ступени РСФСР в 1917-1931 гг.: на материале предметов естественнонаучного цикла.1975 год, кандидат педагогических наук Молева, Александра Федоровна
Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков1984 год, кандидат педагогических наук Брит, Надежда Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся средней школы с казахским языком обучения (на материалах преподавания астрономии в условиях межпредметных связей)»
Основоположники марксизма-ленинизма впервые в истории человечества с материалистических позиций объяснили происхождение религиозных верований, выявили пути и средства их преодоления, определили задачи научно-атеистического воспитания трудящихся масс. В.И.Ленин писал: "Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма . Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс" /1.13, с.415-426/.
Коммунистическая партия и Советское правительство, руководствуясь атеистическим наследием классиков марксизма-ленинизма, уделяют особое внимание научно-атеистическому воспитанию людей. В Программе КПСС подчеркивается, что "партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду,терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая всё полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах" /2,3, с. 121-122/,
В программных установках ХХ1У съезда КПСС также указывалось на то, что "борьба с тем что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, - это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех передовых сил нашего общества" /3.1, с.84/.
ХХУ съезд КПСС подчеркивал необходимость утверждения в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния /3.2, с.75/.
Наряду с актуальными вопросами коммунистического строительства на ХХУ1 съезде КПСС была выдвинута задача ". по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека", в том числе религиозных пережитков /3.3, с.64/.
Коренные социальные преобразования, происшедшие в нашей стране, явились основой для преобразований в духовной сфере. В настоящее время СССР из страны с подавляющим большинством религиозного населения превратился в общество массового атеизма. Религия практически утратила влияние на большие социальные группы нашего общества. Особенно широкое распространение получила система взглядов,отвергающих религиозные представления и религию в целом в среде молодёжи, школьников. Как показали социологические исследования, проведенные в ряде областей нашей страны, убежденные атеисты и неверующие составляют среди юношей и девушек около 97 % /4.80, с.168/.
Ещё в своё время, указывая на то, что процесс отмирания религии не происходит стихийно К.Маркс писал: "наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Её исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию". /1.6, с.474/.
Атеистическое воспитание учащейся молодежи неразрывно связано с экономическими и социальными преобразованиями, с духовным прогрессом советского общества, развитием науки и техники, ростом культуры, совершенствованием системы образования молодежи.
В нашей стране достигнуты огромные успехи в научно-атеистическом воспитании, но часть населения всё ещё не свободна от религиозных пережитков. Констатируя глубокий кризис религии в стране, нельзя вместе с тем недооценивать её позиций, тем более не помнить что к сегодняшнему дню религиозными организациями накоплен огромный опыт пленения человеческих душ.
Религиозные представления и чувства все еще пропагандируются ими в широком масштабе, систематически и интенсивно. Доказательством тому являются данные конкретно-социологических исследований религиозности, проведенные Институтом научного атеизма Академии общественных наук при UK КПСС.
В настоящее время, в СССР насчитывается около полусотни религий и вероисповеданий /4.85, с.29/, действует более 20 тысяч православных храмов, кирх, мечетей, буддийских дацанов, костелов и других организаций /5.17, с.48/.
Согласно данным, полученным на основе изучения религиозности в целом ряде регионов Советского Союза, в том числе и в Казахстане, под влиянием религии в той или иной степени в отдельных регионах находится ещё 25 - 30 процентов взрослого населения /4.85, с.42/.
Деятельность религиозных организаций способствует сохранению религиозных пережитков, оказывает известное противодействие атеистическому воспитанию советских людей. Об этом говорят следующие данные: "лишь за последние 3-4 года верующими религиозных культов построены десятки новых церквей и молитвенных домов, появились новые мечети и костелы" /5. Г7, с.48/.
В Казахстане, например, существует около 100 религиозных объединений, функционируют 16 православных церквей, 26 мечетей. Вместе с тем в республике действует более 50 незарегистрированных обществ мусульман, руководимыми фанатикаш-неофициальными муллами /2.9/. Член Политбюро Щ КПСС, первый секретарь Щ Коммунистической партии Казахстана Д.А.Кунаев на ХУ съезде Коммунистической партии республики особо отмечал, что "в ряде районов южных областей вольготно себя чувствуют "бродячие" муллы. Не снижается религиозная обрядность" /2.2, с.68/.
Изучение проблемы атеистического воспитания актуально ещё и в связи со следующими причинами. В настоящее время, буржуазные реакционные идеологи в условиях острой идеологической борьбы между социализмом и капитализмом хотят использовать религию как орудие против социализма. При этом пытаются навязать молодежи буржуазную идеологию, отвлекая её от активного участия в строительстве коммунизма в нашей стране.
В своей антикоммунистической пропаганде служители культа выделяют различные направления борьбы за умы молодежи, например, как, фальсификация политики Советского государства по отношению к религии и церкви, искаженное отношение советской молодежи к религии. Атеистическое мировоззрение советской молодежи изображается на Западе как нечто случайное, искусственное, привнесенное, а не как результат достижений социализма в нашей стране в различных областях науки, культуры, жизни. Специально организованные антикоммунистические центры Запада распространяют религиозные книги и брошюры чтобы повлиять на молодежь.
Среди многих каналов, посредством которых антикоммунистические круги пытаются распространить религиозные идеи, являются и многочисленные радиопередачи.
Все это заставляет серьезно задуматься над вопросами научно-атеистического воспитания детей и молодежи, над ограждением их от тлетворного влияния религиозных пережитков, встречающихся до сих пор. Большая роль и особое место в этом важном деле принадлежит советской школе. На современном этапе советская школа добилась значительных успехов в коммунистическом воспитании учащихся, в формировании у них научно-атеистического мировоззрения.
Однако отмеченные выше явления свидетельствуют о том, что цели и содержание атеистического воспитания учащихся сегодня не упрощаются, а усложняются. Поэтому долг учителей, глубоко и последовательно формировать у учащихся научно-атеистические взгляды и убеждения. Эта задача чрезвычайно актуальна для Казахстана, где часть учащихся и молодежи, особенно в условиях сельской местности все ещё остается под влиянием ислама. Изучение путей проникновения исламской религии в сознание учащихся, причин сохранения в их среде религиозных взглядов, обычаев и традиций - важная задача педагогического исследования, содействующего выработке обоснованных рекомендаций по формированию научно-материалистического и атеистического мировоззрения учащихся.
Разработке и осуществлению конкретных мер по усилению атеистического воспитания школьников послужил ряд постановлений Щ КПСС и Совета Министров СССР: "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду" /2.5/, "Об усилении атеистического воспитания населения" /2.7/, "Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы" /2.8/, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года /2.6/ и др.
Актуальность атеистического воспитания школьной молодежи на современном этапе определила к этой проблеме повышенный интерес многих ученых-педагогов /А.Н.Алексеев, П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, Н.К.Гончаров, А.И.Дулов, М.Е.Дуранов, И.Д.Зверев, В.А.Крутецкий, И.С.Марвенко, Э.И.Моносзон, К.Д.Родина, Н.А.Рыков, М.Н.Скаткин, Ю.П.Сокольников, Г.И.Щукина и др./.
Увеличилось число диссертационных работ, посвященных различным аспектам атеистического воспитания. Только за последние 20 лет защищено около 70 кандидатских и 3 докторских диссертаций. Для нас в историческом плане особый интерес представляет докторская диссертация А.Н.Алексеева защищенная им в 1955 году, в которой сделается серьезная попытка теоретически обобщить все достижения советской школы и педагогической мысли в области атеистического воспитания школьников почти за пятидесятилетний период Советской власти. Автор на большом фактическом материале, анализируя значительное количество педагогических исследований определил место, содержание, формы и методы атеистического воспитания детей и подростков восьмилетней школы /6.1/.
Разработке педагогических основ научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы посвящены кандидатские диссертации Е.Н.Алешко, Г.Г.Быковой, И.М.Кузьменко, И.Л. Пальтеровича, Л.Г.Нышта, Н.В.Таранникова, Н.С.Воровьева, В.Л.Сен-чило, Л.С.Ризаевой, Н.Н.Магомедова, К.Дадыбаевой и др.
Отдельные исследования авторов посвящены разработке научно-атеистического воспитания учащихся в национальных школах, и в частности в Казахстане /К.Нурмагамбетов /7.3/, Ш.Амантурлин /7.1/, К.Болеев /6.4/, А.Токбергенов /7.5/, Б.Юсупов /7.6/ и др./
К сожалению, в вышеназванных работах исследователей Казахстана не затрагиваются вопросы о роли курса астрономии средней школы и межпредметных связей в начно-атеистическом воспитании учащихся с Казахским языком обучения.
Кроме того, у нас мало исследований, раскрывающих особенности научно-атеистического воспитания'учащихся в условиях школы с казахским языком обучения, где необходимо учитывать общее и особенное в религиозных верованиях казахов, состояние религиозности и атеистической воспитанности учащихся. Анализ научной литературы по избранной нами проблеме привел нас к.некоторым выводам: до настоящего времени не всё ясно в отношении следующих очень важных общепедагогических вопросов: какое место в атеистическом воспитании должен занимать каждый учебный предмет ; как использовать при этом межпредметные связи ; каково должно быть соотношение классной, внеклассной и внешкольной работы ; как наиболее полно использовать в атеистическом воспитании идейное содержание учебных предметов.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность в педагогической и методической литературе основ процесса научно-атеистического воспитания при обучении астрономии в X классе средней школы в условиях межпредметных связей астрономии с другими естественнонаучными дисциплинами, историей и обществоведением, и совершенствование системы внеклассной и внешкольной работы межпредметного характера атеистического содержания, мы выбрали эту проблему^ в качестве диссертационного исследования.
К сожалению, проблема научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в средней школе в условиях межпредметных связей до сих пор не была предметом специального исследования и в педагогическом и в методическом планах. Лишь некоторые вопросы научно-атеистического воспитания в курсе астрономии затронуты в диссертации А.С.Алешкевича /6.2/. Он в силу специфики своей темы исследования не ставил разработку системы атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии.
Кроме того, для учителей астрономии ещё не созданы методические пособия, раскрывающие содержания и методику научно-атеистического воспитания учащихся на материале школьного курса астрономии, за исключением некоторых статей в периодической печати.
Как показывает наше исследование, школьный курс астрономии дает очень богатый материал для широких мировоззренческих и научно-атеистических выводов. И прежде всего, на наш взгляд, важнейшее значение курса астрономии в совершенствовании научно-атеистического воспитания учащихся определяется его особой ролью в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, составной частью которого является научно-атеистическое воспитание.
Курс астрономии создает естественно-научную основу для критики и разоблочения как в целом всей религиозной картины мира, так и всевозможных религиозных предрассудков и суеверий о телах, явлениях и процессах, происходящих во Вселенной. В процессе изучения основ современной астрофизики и галактической астрономии учащиеся убеждаются в материальности мира, в его единстве, естественной закономерности всего происходящего в природе, принципиальной познаваемости и неисчерпаемости мира. Далее, изучая основы космогонии и космологии, учащиеся вооружаются знаниями, убеждающими их в том, что материя вечна и бесконечна, что она не исчезает и не создается вновь, она несотворима и неуничтожима, а лишь только меняет свои формы.
Наша проблема продиктована была ещё и тем, что в процессе изучения астрономии мы изыскивали возможности мировоззренческого, научно-атеистического характера в использовании межпредметных связей. Мы считаем, что межпредметные связи являясь отражением всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, наиболее способствуют развитию диалектического мышления учащихся, помогают сознательному усвоению учебного материала, пробуждают интерес к изучаемым предметам и явлениям, способствуют формированию целостного, научно-материалистического и атеистического мировоззрения учащихся. Этот аспект межпредметных связей и представлял для нас особый интерес, так как он мало разработан в педагогике /4.55 ; 4.98/. Известно, что по вопросу о межпредметных связях имеется большая литература. Этой проблемой занимаются различные исследователи /Э.И.Моносзон, Д.И.Зверев, В.М.Сафронов, А.А.Бейсенбаева, А.В.Щербаков, Н.И.Горбачева и др./. Однако межпредметные связи во всех этих работах рассматриваются в различных научно-педагогических аспектах, но в целях атеистического воспитания при изучении астрономии в казахских школах этот вопрос не получал освещение.
В настоящее время, в плане нашей темы, особую актуальность приобретают мысли Н.К.Крупской об атеистической подготовленности учителей: "учителю, - писала она, - мы должны предъявлять категорическое требование - быть убежденным антирелигиозником" /1.17, с.24/. Практика показывает, что большинство учителей слабо подготовлено к атеистической работе в школе.
Изучение опыта преподавания астрономии в ряде школ г.Чимкента и Чимкентской области, беседы с учителями различных предметов и методистами института усовершенствования учителей, а также посещения уроков учителей астрономии и изучения методической литературы показывало:
- большинство учителей массовой школы слабо используют богатые возможности учебных предметов, в том числе астрономии, в плане научно-атеистического воспитания учащихся ;
- ныне действующие школьные программы и учебники, методические пособия по астрономии недостаточно раскрывают сущность научно-атеистических мировоззренчиских понятий о небесных явлениях ;
- в школах не разработана система внекласных и внешкольных занятий по астрономии атеистического содержания;
- учителя астрономии имеют слабую подготовленность к проведению атеистической работы учащимися и родителями.
Как показывает наше исследование, что из 127 учителей физики и астрономии /окончившие педвуз до 1962 г./ Чимкентской области одна третья часть вообще не изучала научный атеизм в институте, половина не реализует вопросы программы в целях атеистического воспитания, 97 из них в личной библиотеке не имеют литературы по научному атеизму и атеистическому воспитанию учащихся.
В связи со всем выше сказанным мы считаем, что для восполнения этого пробела необходимо в плане нашей темы совершенствовать систему атеистической подготовки учащихся и переподготовки учителей в педвузах, ИУУ и школах.
Предметом нашего исследования является совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в условиях межпредметных связей.
Объект исследования; обучающая и воспитывающая деятельность учителя астрономии, направленная на формирование атеистической воспитанности школьников, а также учебно-познавательная атеистическая деятельность учащихся.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигались положения о том, что можно совершенствовать систему научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе, при условии усиления атеистической направленности уроков и внеклассно-внешкольных работ с использованием межпредметных связей, экранных и визуальных средств наглядности с ориентиром на формирование системы основных астрономических понятий и атеистической воспитанности школьников, учитывая специфические особенности обучения казахских школ.
Цель исследования - совершенствовать систему научно-атеистического воспитания школьников при обучении астрономии в условиях межпредметных связей и применения ТСО, а также учета характерных особенностей учащихся с казахским языком обучения.
Соответственно с гипотезой определились следующие задачи исследования: выявить возможности совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся. Изучить и дать оценку состоянию атеистического воспитания школьников, разработать различные подсистемы, способствующие совершенствованию системы научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в школе.
В аспекте нашей темы исследования совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся представляет разработка' и реализация совокупности следующих подсистем различного характера, функционирующих на основе принципов системного подхода:
I/. Система специфических особенностей работы учителя астрономии и учебно-познавательной деятельности учащихся с казахским языком обучения в процессе изучения астрономии /см. § 2/ ;
2/. Система научно-атеистических понятий по астрономии /10 понятий, см. §5/ ;
3/. Система внеклассных и внешкольных работ по астрономии / см. главу 3/ ;
4/.Система средств научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии ;
5/. Система форм реализации межпредметных связей в процессе преподавания астрономии ; б/. Система исследований научно-атеистического воспитания учащихся в обучении астрономии с использованием системы методов изучения /анализ, наблюдение, анкетирование, беседы, опытная работа, педэксперимент/ ;
7/. Система подготовки и повышения квалификации учителей астрономии по научно-атеистическому воспитанию учащихся /см. § 3/.
В опытно-экспериментальной работе в систему средств научно-атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии были включены учебные материалы межпредметного характера, кино-диафильмы, диапозитивы, плакаты, местные примеры и факты атеистического содержания.
Система форм реализации МПС имели предшествующий, сопутствующий и перспективный характер.
Система исследования научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии состояла из определенной последовательности изучения: анализ литературы и работы школ, определение уровня атеистической воспитанности учащихся, наблюдение за атеистической деятельностью школьников в школе и дома, отбор основных научно-атеистических астрономических понятий для уроков и внеклассных работ, разработка критериев отбора научно-атеистического материала, организация экспериментальных уроков и опытно-проверочных внеклассных и внешкольных работ по астрономии, обработка результатов педагогического эксперимента.
Методологической основой исследования явились учения классиков марксизма-ленинизма о религии и атеизме, решения съездов
КПСС, директивных решений Щ КПСС и Советского правительства по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, в частности по научно-атеистическому воспитанию. Исходной базой исследования выступает ленинская теория познания о материалистическом понимании явлений природы и принцип системного подхода.
Для решения вышепоставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение научно-педагогической, методической и атеистической литературы.
2. Педагогическое наблюдение с целью совершенствования путей, форм и методов научно-атеистического воспитания учащихся в процессе изучения астрономии и на материале межпредметных связей.
3. Изучение и обобщение опыта работы учителей.
4. Анкетирование, интервьюирование учителей, анализ письменных работ учащихся, беседы с ними и родителями.
5. Опытно-экспериментальная работа в 4 городских и сельских школах Чимкентской области.
6. Личный семнадцатилетний опыт преподавания астрономии и физики в средней школе и в педагогическом институте, а также систематическое участие в работе курсов областного института усовершенствования учителей.
На основе исследования нами было подготовлено методическое пособие для учителей под названием "Атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии" /на казахском языке/, где был изложен экспериментально-обучающий материал, проверенный во многих школах Чимкентской области.
Базой опытно-экспериментального исследования служили школы №7 им.К.Спатаева, № 26 им.Джамбула г.Чимкента ; школы им.В.И.Ленина и им. Т.Тажибаева Бугунского района Чимкентской области.
Этапы исследования: Проблема научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии на материале межпредметных связей нами изучалась в течение восьми лет - с 1974 по 1932 годы и может быть условно разделена на четыре этапа.
На первом этапе /1974-1975гг/ изучалась научно-педагогическая, методическая литература и практика преподавания астрономии в школе.
На втором этапе /1976-1977 гг/ была проведена опытно-проверочная работа в шести классах трех школ.
На третьем этапе /1978-1979 гг/ проверялись и уточнялись основные положения гипотезы, была разработана научно-теоретическая основа исследования и структура диссертации.
На четвертом этапе /1980-1982гг/ проводилась опытно-экспериментальная работа с обработкой её результатов. Особенностью уроков в экспериментальных классах от уроков в контрольных классах усиление атеистической направленности, в отличие учебного материала на основе межпредметных связей, а также использование ТСО в целях формирования 10 основных мировоззренческих астрономических понятий. В этот период учителя экспериментальных классов по нашим методическим разработкам вели уроки астрономии.
В процессе исследования было охвачено анкетным опросом 350 слушателей подготовительного.отделения Чимкентского пединститута, 286 учителей /в т.ч. 193 человека-учителя физики и астрономии/, 280 учащихся десяти классов двух школ Чимкентской области ; была разработана методика проведения уроков астрономии по 21 теме, из них в диссертации приводились описания уроков по 12 темам; педагогический эксперимент проводился в шести классах двух школ с охватом 168 учащихся десятых классов, а в четырех контрольных классах проверялось формирование астрономических понятий у 112 школьников ; проводилась также индивидуальная атеистическая работа среди 21 учениками, экскурсии в историко-краеведческий музей / в двух школах для 55 учащихся/ ; был организован атеистический кружок в четырех школах, где участвовали 72 ученика и один тематический вечер в этих же школах с охватом более 350 человек.
Научная новизна исследования:
1. Разработка системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии с учетом межпредметных связей на основе принципов системного подхода.
2. Определение путей и форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии с позиций системного подхода.
3. Разработка методики проведения уроков астрономии в условиях межпредметных связей в целях формирования системы атеистических астрономических понятий, способствующих совершенствованию системы научно-атеистического воспитания учащихся.
4. Выявление новых форм и путей внеклассно-внешкольной работы по астрономии с реализацией принципов межпредметных связей.
Основные положения исследования, вжосимые на защиту:
- система научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии и её совершенствование ;
- пути и способы фомрирования системы основных атеистических астрономических понятий, способствующих усилению атеистической воспитанности ^/чащихся ;
- дидактические условия совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся при проведении внеклассно-внеш-кольной работы по астрономии.
Практическая значимость исследования:
I. Оказание помощи учителям астрономии по постановке научноатеистического воспитания учащихся на основе принципов системного подхода.
2. Разработка содержания и методики проведения уроков и вне-классно-внешкольной работы по астрономии.
3. Издание методического пособия для учителей астрономии по совершенствованию системы научно- атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии.
Апробация работы. Методические разработки уроков, внеклассных и внешкольных занятий атеистического содержания, подготовленные нами, используются учителями в школах республики, где работают выпускники Чимкентского пединститута и слушатели ИУУ. В период педагогической практики студентами проводились уроки и внеклассно-внешкольные мероприятия атеистического содержания. Материалы исследования были доложены на ежегодных научно-теоретических и методических конференциях Чимкентского педагогического института /1974-1981 гг/, читались лекции на курсах ИУУ и в школах.
Результаты исследования были опубликованы в 12 журнальных статьях и в одном методическом пособии, общим объемом 2,5 печатных листа.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 219 страницах машинописного текста. Библиография состоит из 262 наименований литературы. Имеются иллюстрации: 14 таблиц, I график, I диаграмма, 5 рисунков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование астрономических знаний у учащихся старших классов в условиях современной информационной среды2007 год, кандидат педагогических наук Ярмак, Юрий Геннадьевич
Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике1981 год, кандидат педагогических наук Новицкий, Владимир Викторович
Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов1984 год, доктор педагогических наук : 13.00.01 Чарыев, Иргаш
Совершенствование организации экономического образовании и воспитания старшеклассников1984 год, кандидат педагогических наук Шпак, Александр Тихонович
Воспитание советского патриотизма в процессе обучения математике в восьмилетней школе1984 год, кандидат педагогических наук Кожабаев, Каиржан Габдуллович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тулегенов, Шалкар
Выводы.
Разработка содержания системы внеклассно-внешкольной работы по астрономии межпредметного характера с атеистическим содержанием - один из путей совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся.
Одной из форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе в условиях казахских школ является разработка содержания и методики организации астрономических наблюдений и индивидуальной атеистической работы с учащимися.
Организация кружковой работы и проведения тематического вечера по астрономии с использованием принципов межпредметных связей служит одним из дидактических условий совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся.
Заключение.
Научно-атеистическое воспитание дает наибольший эффект тогда, когда оно проводится по определенной системе как органическая часть всего учебно-воспитательного процесса школы. Такая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий учебного и воспитательного характера, осуществляемых через содержание учебного предмета, форм, методов и средств обучения, а также систему внеклассно-внешкольной работа
В качестве теоретико-философской основы нашего исследования нами был принят системный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся. С позиции системного подхода нами разработаны пути совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся. На основе системного подхода мы определили систему научно-атеистического воспитания учащихся -в процессе преподавания астрономии, состоящую из трех подсистем, функционирующая на организационно-педагогическом уровне управления.
В целях совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся нами вявлялись методологические, физиолого-пе-дагогические и педагогические основы управления межпредметных связей астрономии с другими учебными предметами.
Разработана методика проведения уроков астрономии / в условиях межпредметных связей/ на основе результатов педагогического эксперимента в целях эффективного формирования системы астрономических понятий, способствующей совершенствованию некоторых: подсистем системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе.
Мы считаем, что разработка содержания и методики организации астрономических наблюдений и индивидуальной атеистической работы с учащимися - одна из форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе.
Система научно-атеистического воспитания учащихся имеет компоненты, неразрывно связанные между собой, такие как: систематическое сообщение основных сведений по атеизму на уроках и во внеклассной и внешкольной работе ; привлечение учащихся к участию в проведении посильных для них атеистических внеклассных и внешкольных мероприятий ; подготовка учителей к атеистической работе и повышение их. квалификации.
Качество и эффективность научно-атеистического воспитания учащихся зависят, с одной стороны,-от единства школы и семьи, с другой стороны,- от согласованных воздействий всех учителей и классных руководителей.и общественных организаций школы.
Опыт убеждает, что очень важно, чтобы атеистическое воспитание пронизывало все школьные учебные предметы, и по мере возможности использовать все виды как классной, так и внеклассной, внешкольной работы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Эпизодически проводимые вечера, конференции, лекции и т.д., хотя и ценные в познавательном и воспитательном отношениях, не могут заменить или исчерпать атеистическое воспитание в преподавании учебных дисциплин.
Среди школьных дисциплин в осуществлении научно-атеистического воспитания учащихся, как показывает наше исследование,одно из ведущих мест должно быть отведено и астрономии - дисциплине завершающей предметы естественно-математического цикла и использующей запас знаний, полученных учащимися ранее. Для этого важно заранее наметить, по какой теме, на каком уроке и какой атеистический материал будет использован, а также определить,с помощью каких методов и приемов лучше изучить его, какую форму организации учебной работы применить /урок-рассказ, урок-лекцию, сообщение, поисковую беседу с демонстрацией наглядного материала,/ обращать внимание на вооружение их умениями познавательной деятельности, привлекать учащихся к элементам исследования, учить их опираться на данные местных: факторов, обобщению итогов, за-фиксации итогов проделанной работы.
Наше исследование показало, что научно-атеистический материал; внесенный в содержание урока, и как продолжение во внеклассную и внешкольную работу повышает интерес к предмету, расширяет их знаний и кругозор, обогащает урок и,самое главное, способствует лучшему усвоению программного материала, формирует атеистические убеждения. О действенности научно-атеистического мировоззрения можно судить по степени сформированное™ мировоззренческих-понятий по астрономии и атеистической воспитанности учащихся.
При изучении атеистического материала и формировании атеистических понятий учителю астрономии следует применять разнообразные методические приемы и средства, такие какУ привлечение данных научного эксперимента ; постановка опытов атеистического содержания ; рассказы учащихся о выполнении атеистических поручений ; рассмотрение данных самонаблюдений и обсуждение материалов экскурсии ; использование плакатов, таблиц, кино-диафильмов, диапозитивов и дополнительной литературы по астрономии атеистического содержания и т.д.
Атеистический материал, включенный в содержание урока/должен быть тесно связан с данными науки астрономии. Только в этом случае учащиеся осознают необходимость выполнения атеистических поручений и используют их в повседневной жизни, в семье, школе и в общественно-полезной деятельности.
Соответственно задачам исследования обоснован отбор атеистического материала. Одним из критериев отбора учебного материала для использования его в целях научно-атеистического воспитания учащихся является учет характера распространения и проявления религиозных суеверий учащихся, религиозного влияния на них, каналов и форм этого влияния, сферы общения учащегося вне школы. Важно учитывать также общее и особенное в религиозных верованиях местного населения. Кроме того, нельзя давать материал, не-соответствугащий уровню развития учащихся, их возрастным особенностям.
Названные критерии отбора атеистического материала и дидак -тические условия его раскрытия были выявлены и уточнены при разработке педагогического эксперимента в нескольких казахских школах. Для этого прежде всего были выделены основные темы, имеющие атеистическое содержание в курсе астрономии X класса.
Специальное внимание обращалось на понимание учащимися главного, существенного в содержании учебных тем. Отбирался такой атеистический материал, который логически связан с содержанием соответствующих уроков астрономии, и тем самым определилась совокупность изучаемых понятий и научных фактов.
В научно-атеистическом воспитании учащихся необходимо шире использовать межпредметные связи. Одним из действенных факторов в реализации межпредметных связей в процессе преподавания астрономии в целях научно-атеистического воспитания учащихся является использование фактов из истории борьбы науки и религии, рассматриваемой по другим предметам. При этом необходимо учитывать модернизацию религиозных учений, их приспособление к современным достижениям науки. Критика несостоятельности религиозных представлений - общая задача всех учебных предметов, в том числе астрономии. Научно-атеистическое воспитание учащихся поэтому нельзя рассматривать вне межпредметных связей.
Для формирования обобщенных научно-атеистических понятий по астрономии очень важны межпредметные связи предшествующего, сопутствующего и перспективного характера. Тогда межпредметные связи дагбт возможность делать более широкие обобщения,' формируя у учащихся целостное материалистическое, научно-атеистическое мировоззрение.
На основе общепринятой классификации в педагогике внеклассных и внешкольных занятий учащихся нами разработан ряд форм и видов работы атеистического содержания межпредметного характера во взаимосвязи их как между собой, так и с уроками астрономии. Была показана роль астрономических наблюдений в атеистическом воспитании учащихся с использованием легенд, мифов, суеверий встречающихся среди казахского народа. Учитывая это, индивидуальная работа с учащимися проводилась с учетом особенностей пережитков религиозных верований местных населений.
Одним из дидактических условий совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся является организация кружковой работы и тематического вечера по астрономии с использованием принципов межпредметных связей.
В системе научно-атеистического воспитания учащихся особую роль играл специально организованный кружок "Юный астроном-атеист". Кружковцы были инициаторами проведения бесед, лекций, викторин, вечеров,конференций по атеистическим вопросам. Они готовили к урокам опыты, демонстрации, выпускали газеты, плакаты, таблицы, фотомонтажи, рукописные журналы, транспаранты, стенды, участвовали в подготовке и проведении вечеров, оформляли уголок атеиста для учащихся.
В специально организованной групповой внеклассной работе атеистического- содержания были описаны и реализованы конкретные виды деятельности учащихся, направленные на их активное участие в атеистической работе. Выявлены возможности тесной связи этой работы с конкретными особенностями религиозных пережитков местного населения казахов.
Определенную роль в системе массовых внеклассных и внешкольных мероприятий играют учебные экскурсии атеистического содержания. Они позволяют не только углублять и применять знания учащихся, но и знакомят их с разнообразной работой по астрономии и атеизму. Особое место в атеистическом воспитании учащихся занимают экскурсии в историко-краеведческий музей. Нами подробно описано содержание и методика проведения экскурсии межпредметного характера по астрономии в историко-краеведческий музей.
С учетом сравнительного анализа кинофильмов атеистической тематики разработана методика их использования на кинобеседах, кино-лекциях, киновечерах. В одной из опытных школ был организован кинолекторий по атеизму.
Педагогическая эффективность научно-атеистического воспитания учащихся подтверждена данными количественных и качественных характеристик знаний и наблюдений за практической деятельностью учащихся.
Из материалов исследования вытекает ряд практических рекомендаций :
- при совершенствовании программ и учебников по астрономии последовательнее отражать в них атеистический материал ;
- включить в программу курса по переподготовке учителей через областного ИУУ вопросы атеизма и атеистического воспитания учащихся ;
- создать в помощь учителям астрономии методическое пособие по научно-атеистическому воспитанию учащихся на материале астрономии ;
- эффективно использовать методические объединения учителей астрономии в деле повышения квалификации их по атеизму ;
- улучшить в педвузах подготовку будущих учителей по научно-атеистическому воспитанию учащихся ;
- создать в школах семинары для учителей по теории и методике научного атеизма и научно-атеистического воспитания школьников.
Мы вполне понимаем, что наше исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы научно-атеистического воспитания школьников. По нашему мнению, ещё ждет своего исследования проблема подготовки и переподготовки учителей школ к научно-атеистическому воспитанию учащихся по линии областного ИУУ, в школах, педвузах и университетах, в системе политического просвещения. Кроме того, мы считаем, что ещё недостаточно разработан комплексный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся, особенно на стыке связей атеистического воспитания с интернациональным, патриотическим, эстетическим, правовым, трудовым воспитанием. На наш взгляд,не вскрыта ещё в полной степени роль некоторых отдельных учебных предметов и факультативных занятий в атеистическом воспитании учащихся и т.д.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тулегенов, Шалкар, 1982 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. -Соч., т.З, с.3-5.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.20,-745 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.21. - 827 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф.,-Ленин В.И. О религии. -М.:Политиздат, 1975. 440 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. О религии. М.: Политиздат, 1955. - 303 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45» с.474. ,
8. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Поитиздат,1969.-358 с.
9. Энгедьс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1959. - 483 с.
10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.ПСС, т.18. -525 с.
11. Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т.29. - 782 с.
12. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т.45, с. 23-33.
13. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. ПСС, т.29, с.316-322.
14. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. ПСС, т.17, с.415-426.
15. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования. 3 ноября 1920 г. ПСС, 5-е изд., т.41, с.398-408.
16. Ленин В.И. Новейшая революция в естествознании и философский идеализм. ПСС, т.18, с.264-332.
17. Ленин В.И. Социализм и религия. ПСС, т.12, с.142-147.
18. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. -М.: Просвещение, 1964. 214 с.
19. Официально-документальные материалы
20. Брежнев JI.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т.3.4. М.: Политиздат, 1972, 1974. - 535 е., -488 с.
21. Кунаев Д.А. Отчетный доклад Центрального Комитета Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии Казахстана. -Алма-Ата: Казахстан, 198I. 448 с.
22. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
23. Конституция СССР. М.: Правда, 1977. - 48 с.
24. Об усилении атеистического воспитания населения. Постановление ЦК КПСС от 16 июля 1971 г. сб.документов "Об идеологической работе КПСС". М.: Политиздат, 1977. - 310 с.
25. Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.
26. Текущий архив ЦК КП Казахстана. Алма-Ата: 1970.
27. Программы средней школы, 10-й год обучения. Геология, мине. ралогия, астрономия, НКПр. М.:Учпедгиз, 1933.
28. II. Программы средней школы. Астрономия, НКПр. М. .'Учпедгиз, 1938. '
29. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1943-1945.
30. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1948.
31. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1954.
32. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение , 1954.
33. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Просве-ние, 1969.
34. Программы восьмилетней и средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение, 1981. - 45 с.
35. Программы восьмилетней и средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение, 1982. - 47 с.
36. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.
37. Материалы XX1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 197I. -320 с.
38. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
39. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат,198I. 223 с.
40. Абишев X. Народная астрономия. Алма-Ата: Казгосиздат, 1959. - 320 с.
41. Абишев X. Рассказы о небе. Алма-Ата:Казахстан, 1969. -258 с.
42. Акназаров Х.З. Основы научного атеизма. Алма-Ата: Мектеп, I9S8. - 331 с.
43. Актуальные вопросы атеистического воспитания /Под ред.В.Д. Тимофеева. Алма-Ата: Казахстан. 1976. - 358 е.
44. Алешкевич А.С. Формирование материалистического мировоззрения при изучении астрономии в школе. Минск: Народная ас-вета, 1976. - 107 с.
45. Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание учащихся на занятиях' предметных крухков. Благовещенск: 1963. - 100 с.
46. Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по истории СССР. М.: Просвещение, 1981. - 301 с.
47. Алешко Е.Н. Факты разоблачают религию. М.: Госучпедгиз, 1963. - 65 с.
48. Амантурлин Ш.Б. Дети, родители и атеистическая работа. -Алма-Ата: Мектеп, 1976. 32 с.
49. Амантурлин Ш.Б. Пережитки анимизма, шаманства, ислама и атеистическая работа. Алма-Ата: Мектеп, 1977. - 132 с.
50. Аристов Г.А. За материалистическое мировоззрение в астрономии. М.: Знание, 1952. - 32 с.
51. Артемьев А.И. 0 комплексном, системном подходе к атеистическому воспитанию. Алма-Ата: Знание, 1977. - 68 с.
52. Арсенкин В.Г. Путь к разуму и сердцу. М.: Политиздат, 1967. - 46 с.
53. Астрономия и мировоззрение: Сборник статей. М.: Знание, 1972. - 48 с.
54. Атеистическое воспитание: Формы и методы. М.: Знание,1981. 64 с.
55. Атеистическое воспитание в школе: Вопросы теории и практики /Под ред.Р.М.Роговой.-М. .'Педагогика, 1979. 200 с.
56. Атеизм и современное естествознание: Сборник статей. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 119 с.
57. Атеизм советского школьника: Сборник научных статей. -JI. : МГПИ им.А.И.Герцена,■1974. 79 с.
58. Атеистическое воспитание учащихся: Опыт и проблемы. М.: Педагогика, 193I. - 152 с.420.' Атеистическое воспитание студенческой молодежи: Сборник трудов ученых социалистических стран. М.: Высшая школа, 1977. - 198 с.
59. Ахмеров З.С. Воспитывать атеистов. М. : АПН РСФСР, 1962. - 104 с.
60. Бабанский 10.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
61. Бабанский 10.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 80 с.
62. Батурина Г.И. Роль и место межпрежметных связей в обучении.-В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М.: АПН СССР, 1974. - 31 с.
63. Бобосов Е.М. Научно-технический прогресс и религия. М.: Знание, 1973.
64. Боданов Й.К., Болеев К.Б., Ткаченко Б.А. Актуальные вопросы атеистического воспитания. Джамбул: Знание, 1976. - 52 с.
65. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1981, с. 16.
66. Болдырев Н.И., Данилов М,А. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М.: Педагогика,197I. - 352 с.
67. Валиханов Ч.Ч. Собр.сочинений. T.I. Алма-Ата: АН КазССР, 1931. - 777 с.
68. Вечера по физике'в средней школе. Составитель З.М.Бравер-ман. М*: Просвещение, 1939. - 267 с.
69. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е.Гмурмана. М.: Педагогика, 198I. - 144 с.
70. Волынский Б.А. и др. Задачи и упражнения.по астрономии. -М.: Просвещение, 1935. 106 с.
71. Вопросы воспитания системный подход /Под ред.Л.И.Новиковой. - М.: Прогресс, 198I. - 136 с.
72. Воронцов-Вельяминов. Очерки о Вселенной. М.: Наука, 1980, - 672 с.
73. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. ?• М.: Учпедгиз, 1947.
74. Веронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Учпедгиз, 1954.
75. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 классасредней школы. М.: Просвещение, 1954.
76. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1969.
77. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 198I. - 151 с.
78. Воробьева М.§. Атеистическое воспитание детей в семье и школе. Алма-Ата: Казгосиздат, 1933. - 48 с.
79. Воспитание в процессе обучения /Сборник статей, М.: Учпедгиз, 1962. - 244 с.
80. Воспитательная работа в школе /Под общ.ред. М.И.Кондакова.-М.: Просвещение, 1977. 351 с.
81. Воспитание школьников во внеурочное время. М.: Просвещение, 1971. 207 с.
82. Вульфов Б.З., Поташкин М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М.: Просвещение, . 1978. - 192 с.
83. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978. - 112 с.
84. Гончаров Н.К. Атеистическое воспитание в школе. М.: Знание, 1959. - 63 с.
85. Григорьян Т.Г. Противоположность религиозного и научного мировоззрения. М.: МГУ, 1973.- 100 с.
86. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1967. - 295 с.
87. Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм. Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1975. - 126 с.
88. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.А. Данилова и М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1975. - 304 с.'
89. Дуранов М.Е. Научно-атеистическое воспитание подростков.-Ккно'-Уральск, 1972. 174 с.
90. Дуранов М.Е. Вопросы теории и практики научно-атеистического воспитания учащихся в процессе обучения. -Челябинск, 1973. - 251 с.
91. Ефимецко В.®. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
92. Ефремов А.Н. Атеистическое воспитание на уроках химии. М.: Просвещение, 1972. - 135 с.
93. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977,, - 64 с.
94. Зверев И.Д., Ли А.Д. Атеистическое воспитание учащихся всвязи с изучением биологии /на каз.языке/. Алма-Ата, Мектеп, 1972. 76 с.
95. Зверев И.Д. Научно-атеистическое воспитание на уроках биологии. М.:. АПН РСФСР, 1961. - 64 с.
96. Иванов В. Комплексный подход к воспитанию. М.: Знание, 1978. - 64.с.
97. Иванов И. Г.- Значение естествознания в формировании атеистического миропонимания. М.: Знание, 1969. - 63 с.
98. Иванченко А.В. Атеистическое воспитание учащихся в процессе изучения обществоведения. М.: Просвещение, 1978. - 93 с.
99. Искаков М. Народный календарь / на каз.яз./. Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 318 с.
100. Исследования по общей теории систем.- М.:Прогресс, 1969, с. 10.
101. Калашников М.Ф., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи, М.: Знание, 198I. -64 с. '
102. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения. -М.: Просвещение, 1972. 384 с.
103. Клор 0. Естествознание, религия и церковь. М.: Госполитиздат, I960. - 133 с.
104. Козлов И.Ф. и др. Методика воспитательного процесса. Лекция по педагогике. М.: Просвещение, 1969. - 336 с.
105. Комаров В.Н. Космос, бог и вечность мира. М.: Госполитиздат, 1963. - 215 с.
106. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. - 446 с.
107. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука. 1974. -158 с.
108. Коновалов Б.Н. Комплексны!-! подход в научно-атеистическом воспитании. М.: Знание, 1982. - 62 с.
109. Коробейников А.С. Некоторые вопросы атеистического воспитания на уроках географии. М.: Просвещение, 1964. - 98 с.
110. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1976. 303 с.
111. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
112. Кудайкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1975. - 96 с.
113. Кудайкулов М.А. и др. Технические средства обучения в школе. Алма-Ата: Мектеп, 1969. - 240 с.
114. Кудайкулов М.А. Использование современных технических средств в обучении и воспитании учащихся. Алма-Ата: Знание, 1972. - 60 с.
115. Кудайкулов М.А. Наука и религия о небесных телах. Алма-Ата: Казгосиздат, 1962. - 100 с.
116. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической4работы. М.: Знание, 1930.- 64 с.
117. Крывалев И.А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. М.: Наука, 1968. - 292 с.
118. К обществу свободному от религии. М., 1979? с.168. ,
119. Левитан Е.П. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения и научно-атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии. М.: МГЙУУ, 1955. - 69 с.
120. Левитан Е.П. Методика преподавания астрономии в средней школе. М.: Просвещение, 1965. - 227 с.
121. Ли А.Д. Атеистическое воспитание.школников. Алма-Ата:1. Знание, 197I. 43 с.
122. Ли А.Д. Научно-атеистическое воспитание школьников в процессе обучения биологии. М.: Педагогика, 1976. - 120 с.
123. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей. М.: Политиздат, 1975. - 62 с.
124. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире.-М.: Знание, 1982. 64 с. .
125. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.
126. Марат Я.Н. Атеистическое воспитание учащихся' во внеклассной работе. Минск:'Народная асвета, 1967 . - 88 с.
127. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
128. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
129. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб.статей /Под ред.В.Н.^еодоровой,-М.: Просвещение, 1980. 207 с.
130. Методика воспитательной работы в школе. Составители Э.С. Кузнецова, А.В.Бардина. М.:Просвещение, 1967. - 415 с.
131. Методы педагогических исследований. Лекции /Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
132. Методика преподавания астрономии в средней школе. Колл. авторов. М.: Просвещение, 1973. - 254 с.
133. Мельчаков Л.Ф. Уроки природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1976. - 128 с.
134. Молодежи атеистическую убежденность. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 112 с.
135. Молодежь и атеизм /Под ред. И.А.Галицкой и др.- М.:Мысль,1971. 143 с.
136. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. - 199 с.
137. Атеистическое воспитание. -"Правда" от 18 августа 1971 г.
138. Болеев К. Готовим воинствующих атеистов. Школа Казахстана, 1972, ДО 6. с.17-21.
139. Болеев К., Тулегенов Ш. Атеистическая работа Актюбинского планетария. Физика в школе, 1980, ДО 6, с.79-80.
140. Болеев К.Б. Тулегенов Ш. Воспитывать воинствующих атеистов.-Земля и Вселенная, 1976, ДО б, с.58-59.
141. Болеев К.Б., Тулегенов Ш. Приглашает кинолекторий. Наука и религия, 1977, ДО 5, с.30.
142. Ботвинников А.Д. Об организации и методах деятельности ис-• следователя. Советская педагогика, 198I, ДО 4, с.85-93.
143. Воронцов-Вельяминов Б.А. Научно-атеистическое воспитание учащихся при изучении астрономии. В кн.:Преподавание физики и астрономии в средней школе по новым программам. - М.: Просвещение, 1970. - с.294-298.
144. Воспитывать атеистов. Физика в школе, 1972, ДО 2, с.3-5.
145. Воспитание атеистов важная задача школы. - Физика в школе, 1975, ДО 4. с.4-9.
146. За усиление научно-атеистической работы в процессе преподавания физики и астрономии. Физика в школе, 1955, ДО 1,с.З-9.
147. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема. - В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М.: НШ общей педагогики АПН СССР, 1975, с.4-19.
148. Каменецк'ий C.S. Научно-атеистическая пропаганда в школе.-Физика в школе, 1955, if-0 2, с.80-81
149. Карницкий П.Н. Связи в преподавании астрономии и физики. -в сб.: Преподавание астрономии в школе /Под ред.проф.Б.А. Воронцова-Вельяминова. М.: Просвещение, 1955, с.105-126.
150. Карницкий П.Н., К^рницкая В., Элементы астрономии и космонавтики в школьном курсе. Народное образование, 1973,7, с. 39-41. '
151. Клевенский 10.Н. Атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии. Физика в школе, 1979, Р 6, с. 60-62.
152. Куницкий Р.В. Астрономия в атеистической пропаганде. -Земля и Вселенная, 1965, Р I, с.43-47.
153. Куроедов В.А. Неотъемлемая конституционная норма социалистического государства. Коммунист, 1980, Р 5, с.45-55.
154. Лебедева 0. Астрономические знания школьникам. - Народное образование. 1976, Р 3, с. 33.
155. Левитан Е.П. Выше идейный уровень преподавания астрономии в средней школе. Физика в школе, 1970, Р I, с.9-18.
156. Левитан Е.П. Элементы астрономии и космонавтики в новой десятилетней средней школе. Земля и Вселенная, 1969, Р .5, с.72-75.
157. Монахов Н.И. Об учете результатов воспитания школьников. -Советская педагогика, 1966, Р 7, с.52-57.
158. Монахов Н.И. Проблема критериев эффективности воспитания. -Советская педагогика, 1977, Р 2, с.65-69.
159. Мурашов Д.А. Научно-атеистическое воспитание на уроках астрономии. Физика в школе, 1955, Р 5, с.51.
160. Страут Е.К.-Астрономия. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников. - М.: Педагогика, 1977, с. 129-136.
161. Тулегенов Ш., Болеев К. Атеистическое воспитание учащихся в процессе обучения астрономии. В сб.: Физические науки. Вып.4. - Алма-Ата: КазПИ им.Абая: 1978, с.142-153.
162. Усова А.В. Анализ усвоения учащимися научных понятий. В сб.: Новые«исследования в педагогических науках, И- 4 /ХУЛ/. - М.: Просвещение, 197I, с.117. ,
163. Храмушин И.В. Наблюдение небесных явлений и научно-атеистическая пропаганда. Физика в школе, 1978, 2, с.68-69.
164. Шишаков В.А. Астрономия в школе в борьбе против религии. -Физика в школе, 1954, № 6, с.29-34.
165. Шишаков В.А. Вопросы атеистического воспитания в курсе астрономии средней школы. Физика в школе, 1964, 4, с.23-26.6. Диссертации
166. Алексеев А.Н. Советская восьмилетняя школа и проблемыатеистического воспитания детей и подростков. Докторская дисс. М., 1965.
167. Алешкевич А.С. Формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения астрономии. Канд.-дисс.пед.наук. М.: 1974.
168. Бейсенбаева А.А. Значение межпредметных связей в учебной работе школы /из опыта средних классов школ Казахстана/.
169. Канд.дисс. Алма-Ата, 1970. - 237 с.
170. Болеев К. Научно-атеистическое воспитание учащихся в процессе изучения физики на первой ступени /по материалам школ КазССР/. Канд.дисс. - Баку, 1972. - 243 с.
171. Горбачева Н.И. Взаимосвязь учебных дисциплин как условие эффективности профессиональной подготовки будущего учителя /на материале исторических факультетов педвузов/, Канд. дисс. Алма-Ата, 198I. - 140 с.
172. Дуранов М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. Дисс. докт.пед.наук. Л., 1980.
173. Кузьменко И.М. Работа учителя по формированию научного мировоззрения учащихся 5-8 классов /В связи с преподаванием истории/. Канд.дисс. Алма-Ата, 1965.
174. Щербаков А.В. Некоторые вопросы научно-педагогических основ интернационального воспитания учащихся /На материалах школ .Казахстана/. Канд.дисс. Алма-Ата, 1968. - 284 с.7. Авторефераты.
175. Амантурлин Ш.Б. Атеистически-просветительная работа по преодолению суеверий ислама и шаманства среди взрослого населения сельской местности /на материалах КазССР/. Автореф. канд.дисс.- Алма-Ата ; 1972. К е.
176. Иванченко А.В. Теоретические основы научно-атеистического воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе. Автореф.докл.'дисс. Киев: 1978.
177. Нурмагамбетов К. Работа по атеистическому воспитанию учащихся в средних классах кзахской сельской школы. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1964. - 21 с.
178. Сафронов В.М. Научно-атеистическое воспитание школьников в процессе обучения /на материале учебных предметов химии и биологии в 5-8 классах средней школы/. Автореф.канд.дисс.-М., 1968. 24 с.
179. Токбергенов А. Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов казахской сельской средней школы. Автореф. дисс.канд.пед.наук. Алма-Ата: 1974. - 35 с.
180. Юсупов Б. Научно-атеистическое воспитание учащихся начальных классов казахской•средней сельской школы. Автореф.канд.дисс.-Алма-Ата, 1979. 24 с.список
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.