Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Теоретический и методический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Фролова, Наталия Александровна

  • Фролова, Наталия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 189
Фролова, Наталия Александровна. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Теоретический и методический аспекты: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фролова, Наталия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩЕГОСЯ-ПИАНИСТА (КЛАВИРИСТА): ИЗ ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ.

§ 1. От клавиристов конца XVI века - к анатомо-физиологи-ческому и психотехническому направлениям в пианизме конца XIX - первой половины XX в.в.

§ 2. Основные теоретические и методологические подходы к работе над техникой учащегося-пианиста (на материалах преподавательской деятельности ведущих представителей русской фортепианно-педагогической школы).

§ 3. Проблемы технического мастерства в трудах немецких, французских и польскихециалистов.

§ 4. Период расцвета англо-американской школы.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДВИГАТЕЛЬНО-ТЕХНИ

ЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

§ 1. Проблема координации движений музыканта-исполнителя. Технические дефекты: причины иедствия.

§ 2. Оптимизация двигательно-моторных (технических) действий учащегося-пианиста.

§ 3 Работа учащегося надециальными техническими упражнениями и художественным материалом: проблемаотношения и баланса.

§ 4. Красочно-колористические ресурсы фортепианного техницизма.

ГЛАВА II!. ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕС-КОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

§ 1. Содержание и организация констатирующего этапа экспериментального исследования.

§ 2. Содержание и проведение обучающего (формирующего) этапа эксперимента.

§ 3. Итоги экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Теоретический и методический аспекты»

Актуальность. На современном этапе становления и развития российского общества возникают новые реалии, отражающиеся практически на всех сторонах жизни людей. Сказываются, естественно, эти процессы и в области общего и специального (профессионального) образования. Заметно меняется, в частности, ситуация в сфере преподавания музыки, причем метаморфозы, происходящие здесь, затрагивают как теорию, так и практику преподавания.

Следует заметить в этой связи, что отечественная музыкальная педагогика располагает рядом фундаментальных трудов, принадлежащих таким корифеям, как Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг, Г.М.Коган и др. Однако большинство этих трудов датировано сороковыми - шестидесятыми годами XX столетия. Изменения, которые произошли с тех пор в российской культуре и музыкальной педагогике, требуют переосмысления некоторых принципиально важных положений, выдвигавшихся в предыдущие десятилетия; предполагают выведение их на более высокий уровень обобщения для того, чтобы усилить их жизнеспособность в реальном музыкально-образовательном процессе. Сказанное в полной мере относится и к наиболее значительным работам зарубежных специалистов (теоретиков искусства, методистов, педагогов-практиков).

Особо должна быть выделена в этом контексте проблема формирования технических (двигательно-моторных) умений и навыков, являющаяся узловой и принципиально важной в целостном процессе подготовки музыканта, будь то будущий преподаватель ДМШ или учитель музыки в общеобразовательной школе.

Между тем, в широкой преподавательской практике эта проблема решается подчас недостаточно успешно. Специалистами не раз отмечалось, что профессионально-техническая оснащённость выпускников музыкальных факультетов педвузов и других учебных заведений аналогичного профиля явно оставляет желать лучшего. Это относится в значительной мере и к фортепианно-исполнительской подготовке студентов, о которой пойдет речь в дальнейшем.

Автор настоящего исследования исходит из того, что техническая (в частности, фортепианно-исполнительская) подготовка студенческой молодёжи, обучающейся в музыкально-педагогических учебных заведениях, может быть существенно улучшена, если: а) будет активизирована работа по выявлению всего наиболее важного и ценного в трудах выдающихся музыкантов прошлого (как российских, так и зарубежных); б) теоретические и методические постулаты, выдвигавшиеся в минувшие десятилетия (и более отдалённые эпохи), будут адаптированы к современным условиям; в) традиции мировой музыкально-исполнительской культуры будут рассматриваться сквозь призму новейших дидактических, психологических и фортепианно-пе-дагогических исканий, во-первых, и с учётом специфики профессиональной деятельности выпускников музыкально-педагогических факультетов (отделений), во-вторых.

Следует отметить, что проблема органичного синтеза достижений прошлого и настоящего - применительно к практике работы фортепианных классов музыкально-педагогических учебных заведений -до настоящего времени не исследовалась, что не могло не отразиться в определённой степени на качестве подготовки специалистов в данной области. Именно этим определяется актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - выявление наиболее жизнеспособных и профессионально-значимых тенденций в теоретических и методических концепциях выдающихся представителей отечественной и зарубежной фортепианно-педагогических школ; определение условий, необходимых для прочного, органичного сплава достижений прошлого с сегодняшними музыкально-педагогическими подходами и установками в работе.

Объект исследования - процесс обучения в фортепианных классах музыкально-педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - теоретические и методические основы формирования технических (двигательно-моторных) умений и навыков у учащихся.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

• проанализировать теоретическую и методическую литературу, созданную мастерами российской и зарубежной фортепианной педагогики в конце XIX - первой половине XX вв. по проблеме формирования технического мастерства у учащихся-пианистов;

• ввести в широкий музыкально-педагогический обиход наиболее важные, профессионально значимые теоретические постулаты и методические рекомендации, выработанные в прошлом и доказавшие свою высокую эффективность;

• уточнить общее (типовое) и различное (индивидуально-характерное) во взглядах ряда видных представителей российской и зарубежной фортепианной педагогики конца XIX - первой половины XX вв. и высветить позитивные тенденции, характерные для этого периода;

• на основе обобщения вышеназванных материалов выработать конкретные методические рекомендации, адресованные учащимся фортепианных классов музыкально-педагогических учебных заведений, - рекомендации, направленные на совершенствование процесса формирования технических (двигательно-моторных) умений и навыков;

• рассмотреть основные причины технических затруднений, возникающих у учащихся в ходе работы над музыкальными произведениями в фортепианном классе;

• экспериментально проверить и подтвердить целесообразность предложенной в диссертации методики учебной (технической) работы.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Существующая в наши дни теория и методика преподавания фортепианной игры не представляет собой изолированного, локального явления. Современная теория преподавания, равно как и методика обучения, суть закономерное и логичное продолжение некоторых концептуальных положений и практических подходов, имевших место в предыдущий период времени. Отсюда следует, что вне осмысления филиационных процессов (преемственных связей) между вчерашним и сегодняшним днем невозможно углубленное понимание сути и смысла современной музыкальной педагогики и происходящих в ней метаморфоз, научное предвидение дальнейших путей её развития.

2. Изучение опыта предшественников, в частности выдающихся мастеров российской и зарубежной педагогики, необходимо потому, что в этом опыте аккумулировано все наиболее важное и ценное из того, что было найдено предыдущими поколениями и уже доказало на практике свою творческую состоятельность.

3. В то же время, сугубо механическое, "слепое" копирование методов обучения, характерных для начала и середины XX века, некритическое заимствование их может быть малоэффективным, а иногда и вредным для учащегося. Необходима определённая коррекция этих методов в контексте современных психолого-педагогических подходов к обучению.

4. Любые установки и рекомендации, касающиеся формирования комплекса технических умений и навыков, должны быть апробированы в личном опыте учащегося. Техника музыканта (пианиста, дирижёра, вокалиста и др.) всегда имеет особый, индивидуальный характер, что заметно - в большей либо меньшей степени - в зависимости от масштабов природного дарования музыканта. Поэтому абстрактные установки и рекомендации в данном случае не принесут ожидаемых результатов.

Методологической основой исследования послужили концептуальные труды российских музыкантов (Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга, Г.М.Когана, О.Ф.Шульпякова и др.), посвящённые проблеме формирования технических умений и навыков; работы психологов, связанные с аналогичной проблематикой; исследования дидактов, выявляющие специфику учебной деятельности в современных условиях.

Методы диссертационного исследования включали в себя:

• теоретический анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по теме диссертации;

• изучение наиболее значительных трудов зарубежных специалистов (Ф.Штейнгаузена, О.Ортмана, А.Шульца, Э.Уайтсайд, Т.Фил-дена и др.), трактующих вопросы выработки техники музыканта-исполнителя;

• обобщение и анализ передового педагогического опыта, накопленного ведущими российскими и зарубежными преподавателями-пианистами;

• обобщение личного педагогического опыта автора диссертации.

В исследовании применялись также методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования профессионально значимых технических умений и навыков у студентов Института художественного образования Самарского государственного педагогического университета; анкетирование и интервьюирование; педагогические беседы с испытуемыми. Использовался также специальный обучающий (формирующий) эксперимент.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конец XIX - первая половина XX вв. - время расцвета различных фортепианно-педагогических школ и направлений (русская школа, немецкая, французская, англо-американская). Каждой из них присущи те или иные национальные черты и особенности, в частности, в подходе к решению технических (двигательно-моторных) проблем. Преподаватель фортепианного класса должен быть осведомлён об этих чертах и особенностях, что не только расширит его профессиональную эрудицию, но и обогатит палитру конкретных приёмов и способов работы с учащимися. Необходимо иметь представление и об основных отличиях между так называемыми "анатомо-физиологи-ческим" и "психотехническим" направлениями, очертившими в значительной мере магистральные пути развития музыкального исполнительства и педагогики в искусстве XX столетия.

2. Формирование техники учащегося есть процесс одновременного, синергического воздействия и на моторику (мышечно-двигатель-ный аппарат), и на слуховое сознание (внутренний слух) учащегося. Одно здесь неразрывными узами связано с другим; отрыв движений от внутреннеслуховых представлений делает игру на музыкальном инструменте бессодержательным, формальным, сугубо "механическим" занятием. Признание этого положения, утверждение его в практической педагогике объединяет представителей различных национальных фортепианно-педагогических школ - при всем их различии по другим, более частным вопросам.

3. XX век узаконил в общем и целом приоритет психотехнического направления в музыкальном исполнительстве и педагогике (И.Гофман, В.Гизекинг, К.А.Мартинсен, Ф.М.Блуменфельд, Г.Г.Нейгауз и др.). И это следует расценивать как положительный факт. В то же время, нельзя игнорировать то обстоятельство, что некоторые адепты психотехнического направления доводят порой его принципиальные установки до крайности; это даёт нежелательные последствия в ходе учёбы, искажает нормальное течение процесса формирования технических умений и навыков.

Практика работы в фортепианном классе свидетельствует, что удачно найденный игровой прием (движение руки, пальцев) влияет -по принципу обратной связи - на внутреннеслуховой образ (слуховое сознание) учащегося-музыканта. Это обусловливает необходимость пристального внимания к многообразным кинестетическим и тактильным ощущениям при игре.

Можно утверждать, что полноценная техническая оснащённость, исполнительская умелость учащегося предполагает тесную координацию и взаимодействие всех его природных (психофизических, нервно-физиологических) ресурсов в процессе игры. Именно на это должны быть направлены усилия преподавателя в фортепианном классе.

4. Существуют два основных пути приобретения и совершенствования техники. Один вполне традиционен: технические упражнения (гаммы, арпеджио, двойные ноты и др.), разного рода экзерсисы и этюды. Другой путь заключается в том, что технику развивают в ходе работы над специально отобранными для этой цели художественными произведениями (или фрагментами таких произведений). Желательно, разумеется, органичное сочетание того и другого пути. В то же время, можно утверждать, что на музыкальных факультетах педагогических учебных заведений, где игра на фортепиано является лишь одной из составляющих в блоке специальных музыкальных дисциплин, где строго лимитировано время, которым располагают учащиеся для занятий в исполнительских классах, - на таких факультетах вполне допустим и оправдан крен в сторону художественно-содержательного материала. Не отрицая пользы технических упражнений - тех же гамм, пальцевых экзерсисов типа известных сборников Ганона, инструктивных этюдов и проч., - приходится всё же признать, что они являются скорее прерогативой специальных фортепианных отделений музыкальных училищ и консерваторий, нежели исполнительских классов педагогических учебных заведений. Различие целей и задач определяет и различия в содержании учебной работы и способах её осуществления.

В этом плане необходимо подчеркнуть исключительную важность формирования технического аппарата у будущего учителя музыки в процессе чтения с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений.

5. Техника музыканта-исполнителя - категория более широкая и объёмная, нежели принято считать в ученической среде. Техника -это не только хорошо разработанная пальцевая моторика; не только способность играть быстро и точно, владеть пассажной орнаментикой, аккордами, октавами и проч. Техничен тот, кто обладает, в дополнение к сказанному, обширной и разнообразной звуковой палитрой, чью игру отличает тонкость тембро-динамической, ритмической и педальной нюансировки. Техника в широком смысле слова - это способность музыканта реализовать на Фортепиано (либо другом музыкальном инструменте) свои художественные замыслы и намерения, "материализовать" их в живом звучании. И это в такой же мере относится к учителю музыки, как и к концертирующему артисту.

Техника музыканта, достигшего определенного уровня профессионального мастерства, всегда индивидуальна, как индивидуальна и неповторима его психическая и нервно-физиологическая конституция, его художественно-образные представления о музыке.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

• Впервые введен в научно-практический обиход ряд трудов зарубежных специалистов (в переводах автора диссертации). Выявлено общее и особенное в учениях ведущих представителей национальных фортепианно-педагогических школ по вопросам развития техники у учащихся исполнительских классов. Проанализированы с точки зрения сегодняшнего дня расхождения между сторонниками анатомо-фи-зиологического и психотехнического направлений в фортепианной педагогике и исполнительстве.

• Обоснован приоритет слухового фактора в процессе формирования техники учащегося. В то же время, отмечено, что чрезмерное увлечение постулатами психотехнической школы, характерное для известной части педагогов-пианистов и методистов, чревато определёнными негативными последствиями. Корреляционные связи и зависимости между внутреннеслуховыми представлениями и движениями рук пианиста сложны и разнообразны, скрыты от прямого и непосредственного наблюдения. Поэтому тезис "от слуха к движению" не должен пониматься прямолинейно и упрощённо; речь в данном случае может и должна идти о многостороннем, сложно иерархизированном процессе, основанном на своеобразной диалектике взаимоотношений между психическим и физическим, между слуховым сознанием музыканта и его моторикой.

• Доказано, что учащийся-музыкант, добиваясь желаемого исполнительского результата, опирается не только на процессы художественной фантазии и воображения, на чувства и мысль. Он одновременно фиксирует и запоминает специфические сигналы, поступающие в мозг из кончиков пальцев, точнее - от нервных волокон, передающих необходимую тактильную информацию от рук исполнителя в нервную систему. Эта тактильная информация - важный фактор в решении двигатель-но-технических проблем.

• Разработаны основные компоненты целостной структуры формирования технических умений и навыков у студентов музыкальных факультетов педагогических учебных заведений. При этом учитывалась специфика профессиональной подготовки будущих учителей музыки в школе.

Практическое значение работы:

• Выявлен и проанализирован позитивный педагогический опыт, накопленный в России и за рубежом в последние десятилетия. При этом экспериментально подтверждено, что этот опыт - в лучших своих образцах - имеет все основания войти составной частью в практику преподавательской работы в фортепианных классах современных педагогических учебных заведений.

• Выработаны конкретные методические установки и рекомендации, которые способны реально помочь преподавателю-пианисту в работе, направленной на совершенствование технической "умелости" учащегося.

• Созданы необходимые предпосылки для использования основных результатов исследования в рамках лекционных курсов "История пианизма" и "Методика обучения игре на фортепиано", а также на практических занятиях по данным дисциплинам.

Апробация результатов исследования осуществлялась: а) в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры фортепиано Института художественного образования СамГПУ; б) через публикацию работ, в которых излагались основные положения проведённого исследования (4 публикации); в) в рамках выступлений автора диссертации на Всероссийской научно-практической конференции "Искусство. Дети. Образование" (Самара, 1996 г.), а также на Международной научной конференции по проблемам функционирования культуры в современном обществе (Самара, 1996 г.); г) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, включавшей в себя обучающий (формирующий) эксперимент.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Фролова, Наталия Александровна

ВЫВОДЫ

1. Анализ теоретической и методической литературы, принадлежащей видным музыкантам (российским и зарубежным) конца XIX -первой половины XX вв., свидетельствует о необходимости реставрации и внедрения в практику преподавания музыки ряда принципиально важных положений, связанных с совершенствованием профессионально-технической (исполнительской) подготовки учащихся-музыкантов. Вместе с тем, речь может и должна идти не о прямолинейном, "механическом" копировании теоретико-методических постулатов прошлого, а о творческой адаптации их применительно к условиям места и времени, во-первых, и индивидуальным особенностям учащихся, во-вторых.

2. Дальнейшее поступательное движение и развитие музыкальной педагогики невозможно вне осмысления преемственных связей между прошлым и настоящим, вне изучения опыта выдающихся музыкантов прошлого, поскольку в этом опыте - при всём многообразии и индивидуальной характерности его составляющих - собрано всё наиболее ценное из того, что было разработано предыдущими поколениями музыкантов и, главное, доказало на практике свою профессиональную состоятельность и жизнеспособность.

3. В числе наиболее важных и сохранивших свою значимость теоретических и методологических установок прошлого - тезис об индивидуальном характере техницизма, предполагающий особый, дифференцированный подход к каждому учащемуся. Иными словами, любые установки и рекомендации, касающиеся формирования технического потенциала учащегося, должны быть опробованы в личном ("собственноручном") опыте данного учащегося. Исполнительская техника музыканта, в частности фортепианная техника, всегда имеет индивидуально неповторимые очертания, причём последнее обычно тем заметнее, чем ярче и масштабнее природное дарование музыканта.

4. Сопоставление эстетических воззрений и профессиональных позиций наиболее видных представителей российской и зарубежной фортепианной педагогики конца XIX - первой половины XX вв. позволяет выявить общее и различное в их подходах к проблеме музыкально-исполнительского техницизма. Трактовка исполнительской техники, пути её формирования и развития в контексте решения определённых художественно-образных задач - то общее, что роднит выдающихся мастеров и российской, и зарубежной музыкальной педагогики. Различия определяются как национальными традициями той или иной музыкально-исполнительской школы (прежде всего российской, немецкой, французской, английской), так и индивидуально характерными, профессиональными и личностными особенностями того или иного мастера.

5. XX век узаконил приоритет психотехнического направления в музыкальном исполнительстве и педагогике. Вместе с тем, новейшие теоретические исследования и практика учебной работы доказывают, что сами игровые действия по принципу обратной связи влияют на слуховое сознание музыканта. Отсюда необходимость постоянного и пристального внимания к многообразным кинестетическим и тактильным ощущениям при игре.

6. Материалы проведённого исследования дали основания для выработки конкретных методических рекомендаций, направленных на совершенствование процесса формирования технических (двигатель-но-моторных) умений и навыков у учащихся-пианистов. Была подчёркнута в этой связи важность одновременного, синергического воздействия в ходе работы над музыкальным произведением на моторику (мышечно-двигательный аппарат) и слуховое сознание учащегося. Отрыв движения от его мысленного прообраза делает игру на фортепиано формальным, художественно бессодержательным занятием, опирающимся исключительно на действие пальцевых автоматизмов (игровых штампов).

7. В исследовании проанализированы основные причины разного рода технических затруднений, возникающих у учащихся-пианистов в процессе освоения музыкальных произведений. Отмечено, что значительная часть этих затруднений связана с мышечными (мускульными) напряжениями и так называемыми "зажимами". Подчёркнуто на основе обобщения высказываний ряда крупных российских и зарубежных музыкантов, что стратегическая цель технической работы в фортепианном классе заключается в выработке у учащегося особого навыка быстрого сброса напряжений, возникающих при игре, навыка чередования моментов напряжений и расслаблений.

8. Настоящее исследование подтвердило, что для развития техники учащегося могут быть с успехом использованы специально отобранные высокохудожественные произведения (или фрагменты таких произведений). С учётом специфики деятельности учителя музыки общеобразовательной школы, целесообразно использовать для развития техники учащегося чтение музыки с листа и эскизное разучивание музыкальных произведений.

9. Техника музыканта - категория более широкая и ёмкая, нежели принято считать в учебно-педагогическом обиходе. Техника - это не только хорошо разработанная пальцевая моторика, владение различными элементами фортепианной фактуры (пассажной орнаментикой, аккордами, октавами, двойными нотами и проч.), но и обладание тонко дифференцированной палитрой "красок", разнообразными звуковыми колоритами. В широком смысле слова, техника - это способность музыканта реализовать на фортепиано (либо другом музыкальном инструменте) свои художественные замыслы и намерения, "материализовать" их в живом звучании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фролова, Наталия Александровна, 1998 год

1. Алеев В.В. Стилистика фортепианных сочинений О.Мессиана раннего периода (1929-1944). - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - 50 с.

2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах: Хрестоматия. Киев, "Муз. Украша", 1974. - 163 с.

3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: В 2-х ч. М.: Музгиз, 1962. - Ч. 1. - 234 е.; 1967. - 4.2. - 285 с.

4. Алексеев А.Д. Клавирное искусство: Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 1 - М.-Л.: Музгиз, 1952. - 252 с.

5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1978. - 288 с.

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1988. - 32 с.

7. Алиев Ю.Б. Япония СССР: проблемы эстетического воспитания II Народное образование. - 1987. - N 10. - С. 84-86.

8. Алявдина А. К проблеме фортепианной техники II Советская музыка. 1934. - N 2. - С. 76-80.

9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. - 456 с.

10. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в Англии и США // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 7. - М.: Музыка, 1971. -С. 60-75.

11. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. М.: МГЗПИ, 1982. - 82 с.

12. Арчажникова Л.Г. Профессиональные способности учителя музыки II Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Взгляд в XXI век. М., 1996. - С. 47-52.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

14. Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965. - 320 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методический аспект. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

16. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

17. Баренбойм Л.А. Современная теория и практика фортепианной педагогики II Советская музыка. 1933. - № 4. - С. 118-129.

18. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 369 с.

19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

20. Баринова М.Н. Воспоминания о И.Гофмане и Ф.Бузони. М.: Музыка, 1964. - 160 с.

21. Бах Э. Рациональная фортепианная техника. Пер. с нем. А.С.Зам-кова / Ред. и пред. Б.Л.Вольмана. Л.: Тритон, 1934. - 50 с.

22. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255 с.

23. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: АМН СССР, 1966. - 349 с.

24. Беседы о педагогике и исполнительстве I Ред.-сост. С.И.Тихонов. Вып. 2. - М.: МГК, 1994. - 64 с.

25. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы. М.: Музыка, 1973. -141 с.

26. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках II Вопросы психологии. 1957. - N 1. - С. 64-71.

27. Брейтгаупт Р. Основы фортепианной техники. Пер. с нем. В.Португаловой, Н.Ракитиной и М.Итина I Ред. и доп. текст

28. Гр.Прокофьева. М.: Музсектор, 1928. - 96 с.

29. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог. - Л.: Музыка, 1978. - 135 с.

30. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве II Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост. Г.Я.Эдельман. Вып. 1. - М.: Музгиз, 1962. - С. 141-175.

31. В классе А.Б.Гольденвейзера / Сост. Д.Благой, Е.Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. - 214 с.

32. В фортепианных классах Ленинградской консерватории / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. - 188 с.

33. Вицинский А.В. Психологический анализ работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением II Известия АПН РСФСР. 1950. - N 25. - С. 171-215.

34. Воспоминания о Софроницком / Сост. Я.И.Мильштейн. М.: Советский композитор, 1982. - 479 с.

35. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1968. - 576 с.

36. Гат Й. Техника фортепианной игры. Пер. с нем. Эржебет Фоно. -4-е изд., доп. М.-Будапешт: Музыка-Корвина, 1973. - 242 с.

37. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -447 с.

38. Гёте И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - 520 с.

39. Гизекинг В. Так я стал пианистом. Статьи о пианистическом мастерстве II Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост. Г.Я.Эдельман. Вып. 7. - М.: Музыка, 1975. - С. 190-251.

40. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве II Вопросы фортепианного исполнительства / Под ред. М.Г.Соколова. Вып. 2. - М.: Музыка,1968. С. 61 - 70.

41. Гнесина Елена Фабиановна: Воспоминания современников / Сост. и коммент. М.Э.Риттих. М.: Советский композитор, 1982. - 225 с.

42. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве: Из заметок старого исполнителя-пианиста II Вопросы музыкально-исполнительского искусства / Под ред. Л.С.Гинзбурга и А.А.Соловцова -М.: Музгиз, 1958. 523 с.

43. Гольденвейзер Александр Борисович: Статьи, материалы, воспоминания / Сост. Д.Д.Благой. М.: Советский композитор,1969. 448 с.

44. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 191 с.

45. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Пер. с англ. Г.А.Павлова / Ред., вступ. статья и прим. Г.М.Когана. М.: Музгиз, 1961. - 224с.

46. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство (Вехи истории. Великие инструменталисты и дирижёры прошлых и наших дней). М.: Знание, 1984. - 160 с.

47. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук / Сост. С.М.Фролова. Екатеринбург: ГЭЛ, 1994. - 90 с.

48. Дагилайская Э. Из прошлого фортепианного исполнительства и фортепианной педагогики в Одессе II Мастерство музыканта-исполнителя / Сост. Я.И.Мильштейн. М.: Советский композитор, 1976. - С. 246-289.

49. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1979. - 27 с.

50. Долинская Е.Б. Еще раз о театральности у Прокофьева II Изпрошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры / <4 Ред.-сост. Е.Б.Долинская. Сб. 2. - Вып. 5. - М.: МГК, 1993. ф С. 192-217.

51. Долинская Е.Б. Музыкальный диалог времен // Советская музыка. 1988. - № 9. - С. 12-16.

52. Евтихиев П.Н. Формирование умения визуализировать двигательный образ в процессе исполнения учащимися музыкального произведения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. - 16 с.

53. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. - 432 с.

54. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов II Вопросы фортепианного исполнительства / Ред.-сост. М.Г.Соколов. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968. - С. 81-99.it 54. Зетель И.З. Н.К.Метнер пианист: Творчество. Исполнительство.

55. Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории (К 125-летию консерватории) / Ред.-сост. В.В.Березин. -М.: МГК, 1993. 170 с.

56. Каузова А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром: Учебное пособие. М.: МПГУ, 1997. - 63 с.

57. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Экспери-• мент, 1995. - 176 с.

58. Клещёв С.В. Два пути развития техники пианиста II Советская музыка. 1936. - № 2. - С. 42-45.

59. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968. - 461 с.

60. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1979. - 184 с.

61. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. 4-е изд., доп. - М.: Советский композитор, 1977. - 174 с.

62. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. М.: Советский композитор, 1971. -232 с.

63. Ф 66. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагоговдошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.

64. Копчевский И. Артур Шнабель исполнитель и педагог II Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В.Натансона. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - С. 296-316.

65. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л.: Музгиз, 1960. -369 с.

66. Корто А. О фортепианном искусстве / Пер., ред. текста, коммент. К.Х.Аджемова. М.: Музыка, 1965. - 363 с.

67. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.• 165 с.

68. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г.Нейгауза II Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В.Натансона. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. С. 264-296.

69. Кулова Е.К. В фортепианных классах Московской консерватории (У истоков одной традиции) II Музыкальное исполнительство и педагогика / Сост. Т.А.Гайдамович. М.: Музыка, 1991. -С. 112-129.

70. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. Пер. с франц. О.А.Се-ровой-Хортик / Под ред. Я.И.Мильштейна. М.: Музыка, 1973. -152 с.

71. Леймер К. Современная фортепианная игра II Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М.Хен-товой. - М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 168-184.

72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

73. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Музыка, 1971. - 144 с.

74. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. - 175 с.

75. Лонг М. За роялем с Габриелем Форе. За роялем с Клодом Дебюсси. За роялем с Морисом Равелем II Исполнительское искусство зарубежных стран / Ред.-сост. Я.И.Мильштейн. Вып. 9. -М.: Музыка, 1981. - С. 11-108.

76. Лонг М. Французская школа фортепиано II Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М.Хенто-вой. М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 208-235.

77. Лурия А.Р. Передовые идеи в физиологии и психологии человека II Вопросы психологии. 1976. - N 6. - С. 102-107.

78. Маккинон Л. Игра наизусть / Пер. с англ., вступ. статья и прим. Ф.Соколова. Л.: Музыка, 1967. - 144 с.

79. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

80. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. Пер. с нем. В.А.Михелис / Ред. и вступ. статья Г.М.Когана. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

81. Мастера советской пианистической школы: Очерки / Под ред. А.А.Николаева. М.: Музгиз, 1961. - 238 с.

82. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек I Сост. М.А.Гуревич, Л.Г.Луком-ский. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1963. - 92 с.

83. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975. - 471 с.

84. Мильштейн Я.И. О воспитании техники пианиста II Методические записки по вопросам музыкального образования I Ред.-сост. Н.Л.Фишман. Вып. 1. - М.: Музыка, 1966. - С. 181-200.

85. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. -119 с.

86. Мильштейн Я.И. Ференц Лист: В 2-х т. 2-е изд., расшир. и доп. -М.: Музыка, 1971. - Т. 1. - 863 е.; Т. 2. - 599 с.

87. Михайлов Дж.К. Размышления об американской музыке II Советская музыка. 1978. - N 12. - С. 28-39.

88. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

89. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л.: Музыка, 1969. - 133 с.

90. Натансон В.А. Заметки педагога II Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1. - М.: Музыка, 1963. - С. 3-21.

91. Натансон В.А. Русское фортепианное исполнительство прошлых лет II Музыкальное исполнительство / Сост. и общая ред.

92. B.Ю.Григорьева, Н.П.Корыхаловой, В.А.Натансона. Вып. 9. -М.: Музыка, 1976. - С. 151-175.

93. Нейгауз Г.Г. Воспоминания. Письма. Материалы / Сост. Е.Р.Рихтер. М.: Имидж, 1992. - 415 с.

94. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд. - М.: Музыка, 1961. - 318 с.

95. Нейгауз Г.Г. Показательный урок и лекция для педагогов. Беседы с Б.Тепловым и А.Вицинским (стенограммы). Ред. и коммент. А.Вицинского II Вопросы фортепианного исполнительства / Под ред. М.Г.Соколова. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976. - С. 28-68.

96. Неменова-Лунц М.С. Отрывки из воспоминаний о А.Н.Скрябине II Вопросы фортепианного исполнительства / Под ред. М.Г.Соколова. Вып. 1. - М.: Музыка, 1965. - С. 226-234.

97. Николаев А.А. Г.Р.Гинзбург II Вопросы фортепианного исполнительства / Под ред. М.Г.Соколова. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968.1. C. 173-186.

98. Николаев А.А. Работа над этюдами и упражнениями II Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. А.А.Николаева. Вып. 1. - 2-е изд. - М.: Музгиз, 1955. - С. 116-177.

99. Николаев А.А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники II Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. А.А.Николаева. Вып. 2. - М.: Музыка. - 1965. - С. 235-265.

100. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учебное пособие для студентов фортепианных факультетов музыкальных вузов. М.: Музыка, 1980. - 112 с.

101. Николаев Леонид Владимирович: Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л.А.Баренбойм и Н.Л.Фишман. Л.: Советский композитор, 1979. - 328 с.

102. Новикова Э.Ф. Из истории теоретической мысли английских иамериканских фортепианных педагогов первой половины XX века: Дисс. канд. искусствовед. Л., 1972. - 30 с.

103. Новикова Э.Ф. Тобиус Маттей II Музыкальное исполнительство / Ред.-сост. Г.Я.Эдельман. Вып. 7. - М.: Музыка, 1972. - С. 215-265.

104. Новикова Э.Ф. Теория основного ритма Эбби Уайтсайд II Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 11. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1972. -С. 132-181.

105. Оборин Л.Н. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства / Ред.-сост. М.Г.Соколов. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968. - С. 71-80.

106. Оборин Лев Николаевич педагог / Сост. Е.К.Кулова. - М.: Музыка, 1989. - 188 с.

107. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М.: МГУ, 1986. - 303 с.

108. Очерки по истории советского фортепианного искусства / Под ред. А.А.Николаева и В.П.Чинаева М: Музыка, 1979. - 262 с.

109. Перельман Н.Е. В классе рояля: Короткие рассуждения. 4-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1986. - 79 с.

110. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО "Пассим", 1994. - 304 с.

111. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.

112. Прокофьев Г.П. Игра на фортепиано. М.: Музгиз, 1928. - 152 с.

113. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. М.: АПН РСФСР, 1956. - 480 с.

114. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Советский композитор, 1979. - Вып. 1. - 320 е.; 1981. - Вып. 2. - 230 с.

115. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. - 141 с.

116. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М.: МГОПУ, 1996. - 146 с.

117. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников: Вопросы теории и методики. М.: РОУ, 1992. - 92 с.

118. Рахимбаева Л.А. Пути формирования исполнительских навыков в процессе изучения этюдов II Методы активизации музыкального воспитания / Отв. ред. Г.В.Яковлева. Вып. 1. - Саратов: Саратовский гос. пед. ин-тут, 1974. - С. 31-39.

119. Риман Г. Катехизис фортепианной игры. Пер. с нем. А.Буховцева. 2-е изд., испр. - М.: Юргенсон, 1907. - 101 с.

120. Рубинштейн А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы / Ред. и коммент. С.Л.Гинзбурга. М.: Музыка, 1974. - 110 с.

121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 485 е.; Т.2. - 321 с.

122. Савшинский С.И. Леонид Николаев: Пианист, композитор, педагог. Л.-М.: Музгиз, 1950. - 190 с.

123. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. - 108 с.

124. Сидорова В.Е. Индивидуальные различия в скорости и точности выполнения действий в связи с некоторыми основными свойствами нервной системы: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. -М., 1970. 18 с.

125. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. - 205 с.

126. Смирнова М.В. Артур Шнабель. Л.: Музыка, 1979. - 96 с.

127. Сраджев В.П. Вопросы построения рациональных исполнительских движений в теории пианизма II Актуальные проблемы теории и истории культуры: Сб. научн.трудов / Отв. ред. A.M.Мухамедов. № 649. - Ташкент: Ташкентский гос. ун-тет, 1980. -С. 52-62.

128. Сраджев В.П. О характере слухомоторного взаимодействия в работе над техникой музыканта-исполнителя II Исполнительское искусство: виолончель, контрабас / Ред.-сост. Б.И.Талалай. -Вып. 99. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - С. 80-93.

129. Сраджев В.П. Проблемы развития фортепианной техники. Ташкент: Изд. "Фан" Узбекской ССР, 1987. - 119 с.

130. Станиславский К.С. Работа актёра над собой (Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика) / Прим. Г.В.Кристи. 4.1. - М.: Искусство, 1985. - 490 с.

131. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3-х т. М.: Искусство, 1952. -Т. 1.- 736 с.

132. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.

133. Талалай Б.И. Психофизиологические вопросы развития исполнительской моторики виолончелистов II Исполнительское искусство: виолончель, контрабас / Ред.-сост. Б.И.Талалай. Вып. 99. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - С. 41-59.

134. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-тех-нических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. - 15 с.

135. Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды: В помощь педагогу-музыканту. Л.: Музыка, 1978. - 56 с.

136. Тетцель Е. Современная фортепианная техника. Сокр. пер. со 2-го нем. изд. М.Мейчика. М.: Музторг ПТО МОНО, 1929. - 88 с.

137. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.

138. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 108 с.

139. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

140. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. I Под ред. Д.Н.Ушакова. Т. 1. - М.: Огиз, 1934. - 1562 с.

141. Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. -Самара: СГПИ, 1992. 179 с.

142. Фейгин М.Э. Выявление и развитие индивидуальности ученика в фортепианном классе II Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Отв. ред. А.А.Иконников. Вып. 2. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1961. - С. 7-39.

143. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся II Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В.А.Натансона. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - С. 3-39.

144. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969. - 598 с.

145. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству II Вопросы фортепианного исполнительства / Под ред. М.Г.Соколова. Вып. 1. - М.: Музыка, 1965.-С. 78-127.

146. Фишер Э. Фортепианные сонаты Бетховена II Исполнительское искусство зарубежных стран / Ред.-сост. Я.И.Мильштейн. Вып. 8. - М.: Музыка, 1977. - С. 160-198.

147. Фишман Н.Л. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка,1982. 263 с.

148. Флиер Яков Владимирович: Статьи. Воспоминания. Интервью / Сост. Е.Б.Долинская., М.М.Яковлев. М.: Советский композитор,1983. 271 с.

149. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для ун-тов и педвузов. 3-е изд. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.

150. Хентова С.М. Вэн Клайберн. 3-е изд., доп. - М.: Музгиз,1966. 108 с.

151. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

152. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Мм 1978. - 28 с.

153. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.

154. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд (Музыкант в современном мире): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

155. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.

156. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320 с.

157. Шауб В. В классе С.И.Савшинского II Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В.Натансона. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976. -С. 262-271.

158. Шевес А.С. Объективное исследование моторики начинающего пианиста II Развитие пианиста: Статьи за 1931-33 гг. М.: Огиз-Музгиз, 1935. - С. 199-231.

159. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1971. 71 с.

160. Шнабель А. Моя жизнь и музыка II Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост. Г.Я.Эдельман. Вып. 3. - М.: Музыка,1967. С. 63-192.

161. Шнеерсон Г.М. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977. - 232 с.

162. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано / Пред., доп. и ред.

163. Гр.Прокофьева. М.: Музсектор, 1926. - 90 с.

164. Штейнгаузен Ф. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры. Пер. с нем. С.Малькиной. СПб.: Печатный труд, 1909. - 173 с.

165. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 124 с.

166. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. -Л.: Музыка, 1973. 103 с.

167. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники: Методическое пособие для педагогов музыкальных вузов. М.: Музыка, 1968. - 248 с.

168. Щапов А.П. Опыт анализа фортепианной техники в её зависимости от механических факторов. М.: Музгиз, 1931. - 163 с.

169. Щапов А.П. Этюды о фортепианной педагогике. М.: Музгиз, 1934. - 80 с.

170. Юдина Мария Вениаминовна: Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А.М.Кузнецова. М.: Советский композитор, 1978. -416 с.

171. Bastien J. How to Teach Piano Successfully. Kjos: Park Ridge & La Jolla, 1973. - X, 496 p.

172. Carabo-Cone M. A Sensory-motor Approach to Music Learning: Primary Concepts. Book 1. - New York: MCA Music of Division of MCA Inc., 1969. - 48 p.

173. Carabo-Cone M. The Carabo-Cone Method Series: Materials: Pupil's ed. Book 2. - New York: MCA Inc., 1971. - 56 p.

174. Chase M. Just Being at the Piano I Forew. by Lee Strasberg. -Culver City (Calif.): Peace press, 1981. XV, 101 p.

175. Ching J. Piano Playing: A Practical Method. 3-d ed. - London-New York: Bosworth, 1947. - XV, 356 p.

176. Collins R. Piano Playing: A Positiv Approach. Lanham etc.: Univ. Press of America, 1986. - V, 70 p.

177. Earhart W. The Meaning and Teaching of Music. New York: M.Witmark & Sons, 1950. - 250 p.

178. Fielden T. The Science of Pianoforte Technique. London: Macmil-lan & Co. Ltd, 1927. - 193 p.

179. Gerig R. Famous Pianists & Their Technique. Washinghton - New York: Robert B. Luce, Inc., 1974. - XVI, 560 p.

180. Gerig Reginald talks to Carola Grindea II Piano Journal. Vol. 16. -№ 6. - February, 1985. - P. 11-13.

181. Gill D. The Book of the Piano. Phaidon, Oxford, 1981.

182. Goldsmiths' College University of London: Postgraduate Prospectus I Ed. by V.Annand & S.Boswell. Margate: Eyre & Spottiswoode Ltd, 1993. - 111 p.

183. Great Teachers: Students Write about Their Teachers I Ed. by Peterson H. New York, 1946. - 347 p.

184. Haun A. Meditation, Creativity and Performance II ISSTIP Journal of the International Society for the Study of Tension in Performance. -№ 4. 1992. - P. 18-21.

185. Keen J. A History of Music Education in the United States. -Hanover, 1982. 396 p.

186. Mark M. Contemporary Music Education. New York: Schirmer Books; London: Macmillan, 1979. - XIV, 338 p.

187. Mark M., Gary C. A History of American Music Education. New York, 1991.

188. Matthay T. The Act of Touch in All Its Diversity. An Analysis and Synthesis of Pianoforte Tone-production. London: Longmans, Green & Co., 1928. - XII, 328 p.

189. Matthay T. The Visible and Invisible in Pianoforte Technique. Beinga Digest of the Author's Technical Teachings up to Date I Foreword by Dame Myra Hess. London: Oxford Univ. Press, 1960. - XV, 176 p.

190. Ortmann 0. The Physical Basis of Piano Touch and Tone. An Experimental Investigation of the Effect of the Player's Touch Upon the Tone of the Piano. London: Kegan Paul, Tranch, Trubner & Co., and Curwen; New York: Dutton, 1925. - XII, 188 p.

191. Ortmann Otto and Arnold Schultz letters to Reginald Gerig // Piano Journal. Vol.16. - № 6. - February, 1985. - P. 13-14.

192. Oxford Piano Course: Teacher's First Manual I Ed. by E.Schelling & C.J.Haake & G.M.Haake & O.Mc.Conathy. New York: Oxford University Press, Inc., 1932. - 187 p.

193. Sablosky I. What they Heard: Music in America, 1852-1881: From the Pages of Dwight's Journal of Music. Baton Rouge & London: Louisiana St. Univ. Press, 1986. - XIV, 317 p.

194. Schonberg H. The great pianists. From Mozart to the Present. 2-d print. - New York: Simon & Schuster, 1963. - 448 p.

195. Schultz A. The Riddle of the Pianist's Finger. New York, 1936.

196. Sudnow D. Ways of the Hand: The Organization of Improvised Conduct. Cambridge (Massachusetts): Harvard Univ. Press, 1978. -XIV, 155 p.

197. Tension in the Performance of Music: A Symposium I Ed. by C.Grindea; Forew. by Y.Menuhin. London: Kahn & Averill, 1978.

198. Terwilliger G. Piano Teacher's Professional Handbook. New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1965. - 254 p.

199. Townsend W. Balance of Arm in Piano Technique. London: Bos-worth, 1903. - 104 p.

200. Westerby H. The History of Pianoforte Music. New York, 1971. -XXII, 407 p.

201. Whiteside A. The Pianist's Mechanism. New York, 1928.

202. Whiteside A. Mastering the Chopin etudes and other essays I Ed. by Joseph Prostakoff & Sophia Rosoff. New York: Scribner, 1969. -V, 200 p.

203. Young P. Keyboard Musicians of the Word. London: Abelard-Schuman, 1967. - 184 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.