Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Новикова, Анна Владимировна

  • Новикова, Анна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 194
Новикова, Анна Владимировна. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Анна Владимировна

ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В

ВУЗЕ.

Колористическая подготовка в истории художественно ювания.

Цветовая выразительность и ее значение в подготовке будущ] жников-педагогов.:

Основные критерии оценки колористической подготов] щих художников-педагогов к творческой и педагогичесю гльности.£ эды.I

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе»

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях реформы высшего профессионального образования важнейшей проблемой является подготовка учителей изобразительного искусства, осуществляющих эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения. Высококвалифицированный специалист, обучающий детей пониманию искусства, должен обладать целым комплексом общих и специальных знаний и умений, к наиболее значимым из которых относятся знания по живописи, колористике и умение грамотно работать с цветом.

На сегодняшний день разработаны такие программы по изобразительному искусству, работа с которыми требует совершенствования подготовки учителя, в целом, и в области цвета, в частности. В связи с этим повышаются требования к профессиональному уровню специалистов, которые призваны обучать изобразительному искусству в школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях.

Основной целью художественного образования молодежи является формирование духовной культуры личности, приобщение ее к культурным ценностям. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры самого учителя изобразительного искусства. Осуществляя художественно-эстетическую подготовку детей, он должен формировать их художественное восприятие, через практическую творческую деятельность совершенствовать изобразительные умения и навыки и на этой основе развивать творческие способности, обеспечивать возможность создавать зрительный образ.

О значении подготовки квалифицированных специалистов в области изобразительного искусства говорится в ряде государственных документов. Так, в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», одобренной решением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, в качестве приоритетов образовательной политики отмечается более полное использование потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Учителю изобразительного искусства необходимо содействовать развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а для этого будущему художнику-педагогу требуется понимание особенностей визуального художественного образа, знание процессов его создания, умение работать различными живописными материалами и овладение приемами, средствами и техниками декоративно-прикладного и оформительского искусства. То есть актуальной становится задача подготовки художника-педагога интегративного типа, способного как к собственной творческой деятельности в области создания художественных произведений, так и к организации педагогического процесса с целью развития творчества учащихся, приобщения их к изобразительному искусству.

Подготовка кадров учителей изобразительного искусства в системе вуза - сложный процесс, требующий постоянного совершенствования и углубления теоретической базы обучения, поиска и внедрения новых методов и приемов в учебный процесс по всем дисциплинам изобразительного цикла.

Важнейшей проблемой общей системы обучения на художественно-графическом факультете является развитие у студентов восприятия цвета, способности к воспроизведению его в учебно-творческих работах, так как совершенствование колористической подготовки, включающей понимание, видение и применение цвета в творческой и педагогической деятельности, во многом способствует повышению уровня профессионализма будущих специалистов. Причем обучение цвету является одним из эффективных средств эстетического воспитания. Изучение цветовой грамоты обеспечивает подготовку квалифицированных художников-педагогов для средней школы, способных вести обучение изобразительному искусству на высоком теоретическом уровне, направленное на практическое решение колористических задач учащимися.

Развитие цветового видения у студентов предполагает овладение приемами профессионального восприятия, «постановку глаза». Данные психофизиологии зрительного восприятия свидетельствуют о том, что понимание и видение цвета неразрывно связаны и формируются в процессе деятельности человека. Поэтому так важно объединение в целостную систему теории и методики овладение пониманием, видением и применением цвета в творческой и педагогической деятельности и включение этих компонентов в практику работы будущего художника-педагога. Г.В.Ф. Гегель, например, подчеркивал важность формирования правильного цветового видения в изобразительном процессе: «Чувство цвета должно быть художественным свойством, своеобразным способом видения и постижения существующих цветовых тонов, а также должно составлять существенную сторону воспроизводящей способности воображения и изобретательности» [32, с. 239].

Развитие колористического видения будущих художников-педагогов и передача теоретических знаний о цвете особенно важны на начальном этапе обучения, когда закладывается фундамент дальнейшего роста профессиональных навыков и знаний студентов. Этот период особенно нуждается в научной обоснованности изложения основополагающих вопросов теории и строго выверенной последовательности овладения методами и приемами колористического видения и целенаправленного применения цвета.

В научной и методической литературе накоплен богатый теоретический материал по проблемам цвета. Вопросам закономерностей живописного изображения, приемам цветопередачи уделяли внимание еще в эпоху Возрождения такие известные художники и ученые, как Л.Б. Альберти, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Ч. Ченнини и др.

Большую ценность для нашего исследования представляют высказывания, разработки по колористике, оставленные в литературном наследии Б. Бе-цольдом, И.В. Гете, Э. Герингом, Э. Делакруа, И. Ньютоном, В.Ф. Оствальдом, Ф.О. Рунге, М.Э. Шеврейлем, оказавших непосредственное влияние на развитие прикладного цветоведения.

С позиции рассматриваемой нами проблемы несомненный интерес представляют авторские концепции восприятия и использования цвета, разработанные И. Иттеном, В.В. Кандинским, К.С. Малевичем, М.В. Матюшиным, П.А. Флоренским, мысли о цвете таких художников, как В. Ван Гог, Ф. Леже, А. Матисс, П. Пикассо, Ж.О.Д. Энгр, A.M. Герасимов, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, К.С. Петров-Водкин, Г.К. Савицкий, Г.М. Шегаль, К.Ф. Юон и других.

Методические аспекты восприятия и воспроизведения цвета в процессе обучения живописи нашли свое отражение в педагогических установках выдающихся русских, художников-педагогов А.А. Иванова, К.А. Коровина, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.П. Чистякова, отстаивавших необходимость постановки глаза, воспитания целостного восприятия цветовых качеств натуры и передачи цветового богатства окружающей действительности.

Значительный вклад в развитие художественной педагогики и методики внесли современные ученые-методисты: Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Б.Г. Гагарин, В.П. Зинченко, J1.A. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, В.В. Корешков, B.C. Кузин, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, П.П. Ревякин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Рындин, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов и др.

Как общие, так и частные вопросы колористики и цветоведения отражены во многих научных трудах С.С. Алексеева, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, А.В. Ефимова, А.С. Зайцева, Л.Н. Мироновой, С.А. Чуйкова, Г.М. Шегаля. В их исследованиях и методических рекомендациях рассматривается необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития колористического восприятия и грамотного использования цвета в профессиональной подготовке специалистов в области художественной культуры.

Психофизиологической основой поисков новых методов по формированию восприятия цвета являются труды таких видных физиологов и психологов, как В.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, С.И. Вавилов, В. Вундт, Л.С. Выготский, Г. Гельмгольц, Дж. Гибсон, Р. Грегори, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.В. Кравков, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, Д.П. Узнадзе, П.М. Якобсон и многих других. Их работы посвящены вопросам психологии зрительного восприятия цвета в изобразительной деятельности, эмоциональной реакции на цвет и индивидуальным особенностям цветоразличения.

Отдельные вопросы по исследуемой нами проблеме рассматривались в диссертациях Г.В. Беды, В.А. Басманова, А.А. Васильева, Э.И. Григорьевой, Н.А. Долгоаршинных, А.Ж. Кенесариной, Н.А. Корева, Ю.В. Коробко, Е.Ф. Кузнецова, С.П. Ломова, Н.Н. Лукина, А.И. Масленникова, Д.М. Оверчука, Ю.Н. Окунева, Н.К. Прониной, П.П. Ревякина, А.С. Рындина, Л.И. Рындиной, С.З. Садыковой, А.В. Сизовой, Г.В. Смирнова, И.В. Солодухина, Н.Г. Торло-повой, А.А. Унковского, Е.А. Хижняк, 0.№ Холиной, О.В. Шаляпина, Ю.П. Шашкова и других.

В этих исследованиях подчеркивается важность формирования колористического восприятия и развития навыков цветопередачи у студентов художественно-графических факультетов, намечены отдельные показатели и составляющие структуры живописного понимания, видения и способы грамотного использования цвета. Однако менее изученной остается проблема обоснования научно-теоретических основ колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности. Недостаточно разработана методика колористической подготовки будущих учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педвузов, в которой не только бы последовательно, системно раскрывались теоретические основы цветоведения, но и закреплялись в практической изобразительной и педагогической деятельности основные цветовые закономерности, где познание феномена цвета происходило бы на основе его аналитического расчленения на отдельные элементы для полного, всестороннего изучения и исследования их диалектического взаимодействия, что позволит в практической деятельности художника-педагога интегрировать понятие «цвет» как сложное, многоплановое и разностороннее явление культуры.

Кроме того, развитие способностей детей, согласно психологическим исследованиям, происходит в деятельности, требующей этих способностей (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Следовательно, возможность учащихся творчески решать колористические задачи, поставленные в государственных программах по изобразительному искусству, обеспечивается колористической подготовкой самого учителя.

Колористическая подготовка - это подготовка учителя изобразительного искусства как к собственной творческой деятельности, в которой реализуются основные компоненты колористической культуры, к созданию полноценных живописных произведений, так и к организации процесса обучения, направленного на усвоение учащимися эстетики цвета и решение колористических задач.

Колористическая подготовка будущего художника-педагога включает в себя развитие колористического восприятия, «постановку глаза», а также систему специальных знаний и умений по колористике, к которым относятся: знания закономерностей цветовой композиции, зрительного восприятия цвета, исторического аспекта проблемы применения цвета в изобразительной деятельности; освоение теоретических понятий в области цвета; изучение формообразующих и психофизиологических свойств цвета, его выразительных особенностей и закономерностей, методов, форм, приемов и средств образного выражения; опыт творческой деятельности, предполагающий осуществление цветовой организации плоскости через творческую интерпретацию цветового строя натуры, мысленную переработку полученной зрительной информации о цвете и перевод ее на язык декоративно-прикладного искусства; профессионально-оценочные знания и умение производить колористический анализ художественного произведения; владение навыками и техническими приемами составления цветовых сочетаний гуашью и из цветной бумаги и др.

Таким образом, проведенный анализ научных трудов свидетельствует о том, что не исследованы вопросы практического совершенствования колористической подготовки художника-педагога, нацеленной на становление изобразительной грамоты и развитие творческих способностей учащихся. Не определена роль колористики в подготовке будущих художников-педагогов, не разработаны содержание и методы обучения колористике. В итоге сложилось противоречие между необходимостью решать колористические задачи в творческой и педагогической деятельности и отсутствием научно обоснованных методов формирования понимания, видения и применения цвета у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе. Данное противоречие вызвало необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности. Потребность в разработке современной цветодидактики определила общую проблематику и актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания и методики совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в педвузе.

Предмет исследования: содержание, методы и средства совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе.

Гипотеза исследования: процесс колористической подготовки будущего художника-педагога, включающей понимание, видение и применение цвета в творческой и педагогической деятельности, совершенствуется, если: преодолены обыденные представления о видении цвета и сформированы профессиональные понятия о его качествах, необходимые для целей живописного изображения и создания художественного образа; практическая работа организована таким образом, что не только реализует живописное понимание на базе обобщения колористических понятий и представлений, но и создает условия овладения теоретическим, аналитическим, технологическим и творческим аспектами колористической деятельности; содержание и методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов будут основаны на межпредметных связях и системе последовательно усложняющихся практических упражнений, позволяющих увидеть и раскрыть необходимые качества цвета и закрепить на практике основные цветовые закономерности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историю обучения цвету в художественном образовании и выявить возможность совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе.

2. Научно обосновать понятие «колористика» и его роль в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в педвузе.

3. Систематизировать имеющиеся знания по теории цвета, цветовой выразительности и методы, обеспечивающие видение и грамотное использование цвета в творческой и педагогической деятельности художника-педагога.

4. Выявить условия совершенствования колористической подготовки студентов, включающей развитие колористического восприятия, формирование живописного понимания, овладение специальными знаниями, умениями и навыками по колористике, способствующими творческой и педагогической деятельности будущих художников-педагогов.

5. Обосновать критерии оценки колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности.

6. Определить структуру, содержание и методику совершенствования колористической подготовки, основанную на системе последовательных практических упражнений по дисциплине «Колористика», и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились ведущие положения в области: философии (теория познания и теория отражения), эстетики, культурологи и искусствоведения, касающиеся проблемы цвета и вопросов специфики существования художественного образа, особенностей эстетического воспитания личности (B.C. Асмус, Г.С. Батищев, А.Я. Зись, В.В. Знаков, A.J1. Казин, П.В. Копнин и др.); психологии (теория деятельности, теория мышления, концепция образования, воспитания, развития и обучения, теория установки и теория проблемной ситуации), раскрывающие специфические особенности процесса зрительного восприятия, формирования способностей, а также касающиеся основных закономерностей развития личности (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм,

B.А. Барабанщиков, В.П. Беспалько, В. Вундт, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Р. Грегори, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, В.П.Зинченко, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, В. Оконь, Ч. Педхем, И. Рок,

C.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Б.Н. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др-); педагогики, художественного образования, эстетического воспитания, методики обучения изобразительному и декоративному искусству; исследования известных художников и педагогов по вопросам обучения живописи и цветоведению (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Б.Г. Гагарин, JI.A. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, В.В. Корешков, Н.В. Масленников, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А. Унков-ский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.).

Методы исследования: анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, трудов, касающихся вопросов художественно-эстетического образования и воспитания, проблем живописи, цветоведения и творчества; наблюдение и анализ реального состояния процесса колористической подготовки; беседы, анкетирование, интервьюирование и тестирование; педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; изучение продуктов деятельности студентов художественно-графических факультетов педвузов: учебных и творческих работ по живописи, композиции и колористике.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в 2002 - 2006 гг. на факультете искусств Омского государственного педагогического университета и художественно-графическом факультете Магнитогорского государственного университета. Всего было охвачено более 150 студентов:

На первом этапе (2002-2003гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, изучались необходимые теоретические источники; была построена теоретическая модель, определены критерии и уровни подготовки художника-педагога в области цвета; проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить исходный уровень колористической подготовки художника-педагога и определить содержательные и методические основы обучения колористике.

На втором этапе (2003-2005гг.) разрабатывалась и корректировалась учебная программа по колористике с ориентацией на профессиональную подготовку художника-педагога; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов; определялось влияние колористической подготовки на решение творческих задач в процессе обучения спецпредметам и профессиональной деятельности художника-педагога.

На третьем этапе (2005-2006гг.) осуществлялись обобщение, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования; разрабатывались методические рекомендации и осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна исследования: впервые научно обоснована необходимость совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности; выявлены условия совершенствования колористической подготовки студентов, включающей развитие колористического восприятия, формирование живописного понимания, овладение специальными знаниями, умениями и навыками по колористике, способствующими творческой и педагогической деятельности будущих художников-педагогов; сконструировано содержание учебного предмета «Колористика», основанное на системе учебных заданий, предполагающих последовательное изучение студентами цветовых закономерностей, выразительных возможностей цвета и формирование опыта творческой деятельности в области создания декоративных и стилизованных образов; разработана методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе, направленная на формирование обобщенных понятий, способов деятельности в области цвета и развитие колористических способностей; выявлены уровни колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности и критериальный аппарат для диагностики подготовки художника-педагога по колористике; на базе теоретических и практических результатов исследования разработана учебная программа по колористике для специальности «Изобразительное искусство», которая внедрена в систему подготовки художника-педагога в педвузе.

Теоретическая ценность исследования: рассмотрена проблема колористической подготовки в истории художественного образования и обоснована роль обучения колористике в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в педвузе; раскрыты теоретические основы цветовой выразительности и ее значение в колористической подготовке будущего художника-педагога к творческой и педагогической деятельности; разработана теоретическая модель колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности; сформулированы теоретико-методические положения, связанные с особенностями колористической подготовки будущего художника-педагога в педвузе.

Практическая значимость исследования: разработана учебная программа по колористике, использование которой позволяет совершенствовать процесс колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности, обеспечивает развитие колористических способностей студентов; составлено и опубликовано методическое пособие по колористике, способствующее формированию практических навыков работы с цветом и решению художественно-творческих и педагогических задач в области цвета; разработана методика диагностики колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности; разработана методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе, включающая развитие колористического восприятия, формирование живописного понимания, овладение специальными знаниями, умениями и навыками по колористике, способствующими творческой и педагогической деятельности; материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебных программ по художественным дисциплинам в вузах и разработки пособий, методических рекомендаций, упражнений для курса живописи, композиции, художественного оформления в школе в системе высшего и средне-специального художественно-педагогического образования; разработанные практические задания, направленные на развитие колористического восприятия и творческих способностей личности, можно вводить в процесс обучения изобразительному, декоративному искусству и дизайну в школах, лицеях и художественных колледжах.

Достоверность исследования обеспечена теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения, применением современных достижений педагогической науки, психологии и искусствознания.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на кафедре живописи, изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета, кафедре живописи Магнитогорского государственного университета, сообщались на научно-методической конференции МаГУ (апрель 2004 г.), международной научно-практической конференции ОмГПУ (ноябрь 2005 г.), IV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов ОГИС и международной научно-практической конференции ОГИС (апрель 2006 г.); основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов университетов; результаты исследования внедрены в педагогический процесс института искусств Омского государственного педагогического университета, факультетов изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета и Тольяттинского государственного университета, художественно-графического факультета Казахского государственного национального педагогического университета им. Абая, Музыкально-педагогического колледжа № 3 г. Омска; отдельные теоретические положения и практические результаты внедрены выпускниками университетов в практику обучения изобразительному искусству школьников г. Омска (средняя школа № 39, гимназия № 85).

На защиту выносятся следующие положения: обоснование специфики колористической подготовки художников-педагогов в педвузе, исходя из профессиональных потребностей в организации процесса обучения, направленного на усвоение учащимися эстетики цвета и решение колористических задач; модель колористической подготовки будущего художника-педагога к творческой и педагогической деятельности, выражающаяся совокупностью компонентов (знания, умения и навыки) и критериев развития колористических способностей студентов; методика совершенствования колористической подготовки, направленная на формирование у будущих художников-педагогов обобщенных понятий, способов деятельности в области цвета и развитие колористических способностей, включающая систему учебных заданий, нацеленных на последовательное изучение студентами цветовых закономерностей, выразительных возможностей цвета и формирование опыта творческой деятельности.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Новикова, Анна Владимировна

137 Выводы

Изложенный выше материал, раскрывающий содержание, формы и методику обучения колористике, и анализ результатов опытно-экспериментальной работы дают основание для следующих выводов:

1. Решению задач по повышению качества профессиональной подготовки будущего художника-педагога способствовал новый учебный предмет «Колористика», составленный с учетом положений системного подхода и рассмотренных в теоретической части исследования концептуальных идей, обосновывающих его содержание, место и роль.

2. Разработанный предмет является базовым для комплекса спецдисциплин по изобразительному искусству. В его содержание включены компоненты колористической культуры, имеющие универсальный характер, -это знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности в области цвета. Усвоение данного содержания обеспечивает фундамент творческой и педагогической деятельности будущего учителя изобразительного искусства.

3. Опора на теоретическую базу по вопросам психологии зрительного восприятия, художественного творчества, цветоведения, изобразительного и декоративного искусства, а также использование фундаментальных теорий поэтапного формирования умственных действий, развивающего и проблемного обучения обеспечивает результативность разработанной методики совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности.

4. В ходе опытной работы установлено: осознанное овладение методикой работы над цветовой композицией способствует развитию колористических способностей студентов, формированию живописного понимания, видения и применения цвета, что позволяет студентам как целенаправленно переходить от теории к реальной практике их творческой деятельности, так и успешно решать комплексные колористические задачи на всех этапах обучения по специальности, а впоследствии - эффективно обучать учащихся цвету.

5. Изучение и практическое применение колористики в учебных заведениях влияет не только на подготовку специалистов в области изобразительного искусства, но и на развитие цветовой культуры общества в целом.

138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях реформирования системы высшего образования предъявляются высокие требования к уровню специальной подготовки выпускников, в том числе и в области художественной педагогики. Основное внимание при этом уделяется развитию творческих способностей будущих художников-педагогов, включающих колористические способности.

Проблема развития у студентов восприятия цвета, способности к воспроизведению его в учебно-творческих работах является актуальной проблемой общей системы обучения на художественно-графическом факультете, поскольку уровень развития колористических способностей, овладения живописным пониманием, видением и применением цвета во многом определяет качество подготовки будущих специалистов.

Развитие колористических способностей возможно в том случае, если преодолены обыденные представления о видении цвета и сформированы профессиональные колористические понятия, если язык цветовой выразительности становится предметом специального изучения в системе организованной колористической деятельности, основанной на межпредметных связях в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Для определения теоретических позиций в исследовании были рассмотрены сущность колористической деятельности, история проблемы возникновения и применения цвета, основные аспекты использования цвета в художественном творчестве, выразительные особенности цвета и основные цветовые закономерности. В результате была выявлена специфика обучения колористике будущих художников-педагогов в педвузе.

На основе анализа различных систем обучения специалистов работе с цветом, рассмотрения вопросов цветового воспитания учащихся в школе и учета основных компонентов современной цветодидактики выявлен комплекс универсальных знаний, умений, навыков по колористике и разработана теоретическая модель колористической подготовки будущего художника-педагога к творческой и педагогической деятельности и на ее базе - модель содержания учебного предмета «Колористика».

Дано обоснование необходимости совершенствования колористической подготовки будущего художника-педагога к творческой и педагогической деятельности в рамках пропедевтической дисциплины и базового учебного предмета на старших курсах перед педагогической практикой.

В диссертации определены критерии, показатели и уровни, по которым изучалось состояние исследуемой подготовки до и после экспериментального обучения.

Изучение исходного уровня профессиональной подготовки художника-педагога в области цвета выявило ряд проблем, это: слабое развитие колористического мышления, живописного видения, низкий уровень знаний по психофизиологической теории воздействия цвета, теории гармонии, нарушение методической последовательности работы над колористической композицией, неумение грамотно использовать приемы и средства цветовой выразительности, композиционные возможности цвета в процессе передачи замысла в работе. Комплексная диагностика колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности выявила, что 62% студентов обладает слабыми знаниями по теории колористики, 61% показал «низкий» уровень развития колористических умений и навыков. Это позволило сделать вывод о невысоком развитии колористических способностей студентов, что, в свою очередь, определило недостаточную готовность будущих художников-педагогов к обучению учащихся цвету и практическому решению колористических задач в творческой деятельности. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости разработки содержания и методики совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов.

Для разрешения назревших в практике подготовки будущего художника-педагога противоречий был обоснован и разработан в соответствии с теоретическими положениями данного исследования и требованиями системного подхода к содержанию образования учебный предмет «Колористика». В его состав включены необходимые для профессиональной деятельности художника-педагога теоретический, аналитический, технологический и творческий компоненты, реализующие овладение знаниями по теории цвета (цветовые закономерности, специфика изобразительной и декоративной деятельности с цветом, средства цветовой выразительности в колористической композиции), способами переработки и перевода зрительной информации о цвете на язык предметной области искусства (живописи, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.). Структура предмета состоит из семи взаимосвязанных тем, объединенных в пять больших разделов.

В соответствии с логикой предмета разработана методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности, направленная на поэтапное формирование необходимой колористической грамоты и развитие живописного понимания, видения и применения цвета, посредством продвижения студентов по уровням колористической деятельности, начиная с построения цветовых шкал и комбинаторик и заканчивая опытом творческой деятельности в области создания декоративных и стилизованных образов.

Вследствие использования разработанной методики обучения происходит формирование обобщенных понятий и способов деятельности в области цвета, которые создают базу для творческой и профессиональной реализации будущего художника-педагога.

Результаты экспериментального исследования показали, что уровень колористической подготовки у студентов, прошедших опытно-экспериментальное обучение, значительно выше, чем у студентов, не изучавших специально основы колористики. Показатель «высокого» уровня теоретической подготовки повысился с 17% до 54%. Исследование продуктов творческой деятельности студентов на последнем этапе опытного обучения свидетельствовало о повышении уровня цветовосприятия, воображения, аналитических и комбинаторных способностей студентов, умений и навыков работы с цветом, осмысленного и грамотного применения цвета, стремления к творчеству и способности решать творческие задачи. Об этом свидетельствует итоговый показатель «высокого» уровня подготовки по всем компонентам развития колористических способностей студентов (61%).

Таким образом, в ходе опытной работы получено подтверждение, что научно-разработанный спецкурс «Колористика», ориентированный на профессиональную деятельность будущего художника-педагога, является эффективным средством повышения уровня его подготовки в области цвета.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:

Специфика колористической подготовки будущих художников-педагогов предполагает знание различных аспектов проблемы цвета, цветовых закономерностей, развитое живописное понимание и видение цвета, грамотное его применение в творческих работах и при обучении школьников цвету. В связи с этим организация процесса формирования обобщенных колористических понятий и цветовых образов, как основных компонентов профессионального мышления художника-педагога, должна базироваться на обучении студентов средствам и методам колористической деятельности.

В повышении уровня профессиональной подготовки будущего художника-педагога значительную роль играет обучение колористике в рамках пропедевтического спецкурса на начальном этапе и основной базовой дисциплины на старших курсах перед педагогической практикой. Это позволяет сформировать необходимую цветовую грамоту и колористическое мышление будущего художника-педагога и подготовить его к обучению изобразительному искусству, направленному на практическое решение колористических задач учащимися, на высоком теоретическом уровне.

Содержание и методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов должны основываться на системе последовательно усложняющихся практических упражнений, позволяющих увидеть и раскрыть необходимые качества цвета и закрепить на практике основные цветовые закономерности.

Методика совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов, направленная на поэтапное формирование цветовой грамоты, овладение выразительными возможностями цвета, развитие колористических способностей, включая способность осуществлять синтез образного и логического в процессе колористической деятельности и при решении творческих задач, закладывает прочный фундамент для успешной профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства.

Полученные по итогам опытно-экспериментального обучения высокие результаты подтвердили эффективность разработанной методики совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе, что доказывает верность гипотезы исследования. В ходе всей процедуры исследования задачи решены, выносимые на защиту положения доказаны.

Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные содержание и методы обучения колористике можно использовать для совершенствования системы художественного и художественно-педагогического образования.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы повышения уровня профессиональной подготовки будущего художника-педагога, требующей дополнительных специальных теоретических и экспериментальных исследований в области теории и методики обучения изобразительному искусству, а также в смежных отраслях художественно-профессионального образования, по таким вопросам, как: технология обучения будущих учителей изобразительного искусства цветовой грамоте, формирование колористического мышления будущих художников-педагогов и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Анна Владимировна, 2006 год

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Перевод с англ. к.физ.-мат.н. И. В. Пеновой. М.: «Мир», 1982. - 181 с.

2. Азизян И. А. Цвет Культура - Цветовая культура // Техническая эстетика. 1981,-№9.-С. 26-29.

3. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. художник, 1957. -84 с.

4. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 223 с.

5. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1978. - 189 с.

6. Алпатов М.И. Композиция в живописи. М.-Л.: Искусство, 1940. - 271 с.

7. Альберти Л.Б. 10 книг о зодчестве., Т.2. М.: Всесоюз. акад. архитектуры, 1937.-792 с.

8. Артюшин Л.Ф. Цветоведение: Учеб. пособие для изд.-полигр. техникумов. -М.: Книга, 1982.-200 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1979. -392 с.

10. Ю.Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 96 е., ил.

11. П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-558 с.

12. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. - 240 с.

13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.

14. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. - 182 с.

15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.

16. Бесчастнов Н.П. и др. Живопись: Учебное пособие для вузов / Н.П. Бесча-стнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, Б.Г. Дыминский, А.С. Шеболдаев. М.: Владос, 2001. - 224 с.

17. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. Альбом. М.: Галарт, Олма-Пресс, 2000.- 174 с.

18. Ван Гог. Письма. JI.-M.: Искусство, 1966. - 604 с.

19. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога: Дисс.кандидата пед. наук. М.: 1983. - 154 с.

20. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336 с.

21. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-336 с.

22. Визер В.В. Система цвета в живописи: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.- 190 с.23 .Волков Н.Н. Восприятие картины / Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

23. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263с.

24. Волков Н.Н. Цвет в живописи М.: Искусство, 1985. - 320 с.

25. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин / Ред. колл. Ю.М. Козловский, Е.И. Вольгушев, П.М. Корляков и др. Хабаровск, 1972. - 130 с.

26. Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. / А.Х. СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина / Отв. Ред. И.А. Бартенев. Вып. 12. Л.: Ин-т жив-си, ск-ры и арх-ры им. И.Е. Репина, 1974.-84 с.

27. Все о технике: Цвет / Под ред. Т.В. Кантора. Перевод И.А. Лейтес. М.: АРТ-РОДНИК, 2002. - 144 с.

28. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

29. Выготский JI.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.-344 с.

30. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства): Ав-тореф.канд. пед. наук. М., 1975. - 24 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М.: Т.З. - 1971. - 621 с.

32. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. 10. М.: Худож. лит., 1980.-510 с.

33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030800 Изобразительное искусство. Учитель изобразительного искусства. - М.: 2000. - 30 с.

34. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука. Лен. отд., 1974. -361 с.

35. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1975.-271 с.

36. Григорьева Э.И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности: Дисс.кандидата пед. наук. Тольятти: 2002. -236 с.

37. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

38. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия. Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1990. - 224 с.

39. Делакруа Э. Дневник. В 2-х т., T.l. -М.: Изд-во АХ СССР, 1961. 451 с.

40. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М.: Изд-во АХ СССР, 1960.-282 с.

41. Дерибере Т. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. 183 с.

42. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. - 143 с.

43. Долгоаршинных Н.А. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: Дисс.кандидата пед. наук.-М.: 2004.- 170 с.

44. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. - 445 с.

45. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов -М.: Архитектура-С, 2004. 504 с.

46. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

47. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / ЦНИИтеор. и истор. арх-ры. -М.: Стройиздат, 1985 168 с.

48. Ефимов А.В. Цвет в японской школе // Техническая эстетика. 1978. №4. -С. 25-29.

49. Жадова JI. Цветовая система М. Матюшина // Искусство, 1974. №8. - С. 38-42.

50. Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

51. Иванов В. Разговор о тоне в живописи // Юный художник. 1986. №6. -34-38 с.

52. Ивахнова JI.A. Методологические основы конструирования содержания учебного предмета:Учеб.пособие. Алматы: Изд-во АТУ, 1995 - 90 с.

53. Ивахнова Л.А. Научные основы художественно- педагогического образования учителя изобразительного искусства: Учебное пособие. Алматы: Изд-во АГУ, 1996. - 134 с.

54. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 2003.- 129 с.

55. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. М: Мир, 1964. - 442 с.

56. Изобразительное искусство 1 9 классы / Под ред. Кузина B.C., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В. и др. - М: Просвещение, 1994. - 159 с.

57. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова Н.Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн:Народная асвета. 1992. - 192 с.

58. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 4 кл.: Кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991.- 192 с.

59. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. (Сборник статей и докладов). -М.: Изд-во АХ СССР, 1952. 223 с.

60. Исаева М.В. Цветоведение: вопросы теории и практики. Нижневартовск: Изд-во. Нижневартовского пединститута, 2002. - 94 с.

61. Иттен И. Искусство цвета. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 96с.

62. Кабижанова Г.К. Основы декоративной композиции: Учебное пособие. -Алматы: Изд-во «Лем», 2002. 128 с.

63. Канаев И.И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л.: Наука., 1971. - 160 с.

64. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т., Т.1. -М.: Гилея, 2001.-390 с.

65. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи: Проблема взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. М.: Сов. художник, 1981. -127 с.

66. Кенесарина А.Ж. Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога: Дисс.кандидата пед. наук. Алматы: 1999. - 156 с.

67. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. -311 с.

68. Кириллов Е.А. Цветоведение: Учеб. пособие для вузов по спец. «Хим. технология и оборуд. отделоч. пр-ва». -М.: Легпромбытиздат, 1987 198 с.

69. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа; Изд. центр «Академия». - 2001. - 272 с.

70. Ковалев Ф. В.Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. - 143 с.

71. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с.

72. Колористика. Упражнения с учебно-методическим материалом / Сост. А.В. Новикова. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. - 44 с.

73. Коробко Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Дисс.кандидата пед. наук. Краснодар: 1997.-216 с.

74. Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Мн.: Экономпресс, 2003.-416 с.

75. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.:Изд-во АН СССР, 1951.- 176 с.

76. Кудин П.А. и др. Психология восприятия и искусство плаката / П.А. Ку-дин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин. М.: Плакат, 1987. - 208 с.

77. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304 с.

78. Лановенко О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев.: Наукова думка, 1987. - 247 с.

79. Лабунская Г.В. Беседы о живописи. М.: Знание, 1966. - 47 с.

80. Лаптева И.А. Цветоведение: Конспект лекций для студ. 1-го курса / Омский технологический институт бытового обслуживания. Омск: Изд-во ОмТИБО, 1994.-30 с.

81. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

82. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб.: Азбука, 2001 -704 с.

83. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 е., Т.2. - 320 с.

84. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.

85. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. - 194 с.

86. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. -М., 1975. 342 с.

87. Луизов А.В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат: Ленингр. отд-ние, 1989. -256 с.

88. Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога): Дисс.кандидата пед. наук. М., 1983. - 211 с.

89. Лурье С.Я. Демокрит. М.,1970. - 273 с.

90. Лыкова Е.С. Декоративность в изобразительной деятельности младших школьников: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 148с.

91. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 192 с.

92. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984.-161 с.

93. Ю1.Марц. Л. История дизайна. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Основное отделение) // Техническая эстетика. 1968. № 12. -С. 25-27.

94. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов: Дисс. .кандидата пед. наук. М.: 1975. - 182 с.

95. Мастера искусства об искусстве. Т.4. Первая половина XIX века. М.: Искусство, 1967. - 622 с.

96. Мастера искусства об искусстве. Т. 5, кн. 2. Искусство конца XIX начала XX вв. -М.: Искусство, 1969. - 541с.

97. Матисс А. Заметки живописца / Пер. с фр. СПб.: Азбука, 2001. - 640 с.

98. Медведев Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1990. - 68 с.

99. Медведев Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1986.- 159 с.

100. Миннарт М. Свет и цвет в природе. 2-е изд. М.: Изд-во «Наука», 1969. -360 с.

101. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. -2-е изд. -Мн.: Беларусь, 2003. 151 с.

102. Миронова Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие. Минск: Вышейная школа, 1984.-286 с.

103. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. -2-е изд., доп. Л.: Искусство, 1982. - 655 с.

104. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 448 с.

105. Поварова В. П., Бородзюля И. А. Экспериментальный курс «Цветоведе-ние» в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной // Техническая эстетика. 1978. -№ 12. -С. 12-14.

106. Поль Сезанн. Переписка, воспоминания современников. М.: Искусство, 1972.-364 с.

107. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Вышейш. шк., 1984. - 167 с.

108. Проблемы цвета в психологии: Сборник / Рос. АН, Ин-т психологии, отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993. - 204 с.

109. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: с краткими методическими рекомендациями / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1994. - 174 с.

110. Пронина Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения (на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов): Дисс.кандидата пед. наук. Омск: 2004. - 137с.

111. Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: 1959. - 598 с.

112. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа. Сб. статей. М.: АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

113. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. М.: Медгиз, 1956. - 153 с.

114. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. -М.: Советский художник, 1968. 272 с.

115. Ревалд Д. Постимпрессионизм. М.; Искусство, 1962. - 244 с.

116. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи: Учебн. пособие для архитектурных вузов и фак. М.: Госстройиздат., 1959. - 223 с.

117. Ременко С.Д. Цвет и зрение. Кишинев: Картя Молдовеняска, 1982. -159 с.

118. Рок И. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-312 е., Т.2.-280 с.

119. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1974. - 246 с.

120. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 246 с.

121. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

122. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению, 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гизлегпром, 1956. - 46 с.

123. Рудин Н.Г. Таблицы задачи по цветоведению / Предисл. М. Кравкова. Допущ. в качестве учеб. пособия для художеств, учебн. заведений. - М.-JL: Госиздат, Искусство, 1940. - 28 е., 18 табл.

124. Руубер Г.Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985. - 344 с.

125. Рыдник В. И. Многоцветье спектров: Научно-художественная литература. М.: Дет. лит., 1979. - 127 с.

126. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 310 с.

127. Садыкова С.З. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности: Дисс.кандидата псих. наук. Казань: 2002. - 144 с.

128. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-255 с.

129. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Д.: «Всесоюзный молодежный книжный центр» филиал «Васильевский остров», 1990. - 352 с.

130. Сеченов Н.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001.-416 с.

131. Сизова А.В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Дисс.кандидата пед. наук. -М.: 2001.-217 с.

132. Ситнина М. Мастера Советского искусства. Н.П.Крымов // Юный художник. 1984.-№9.-С. 6-12.

133. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

134. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М.: Наука, 1997. - 242 с.

135. Солодухин И.В. Педагогическая направленность подготовки студентов по живописи на художественно-графическом факультете: Дисс. кандидата пед. наук. М.: 1985. - 176 с.

136. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1985.- 184 с.

137. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2003. - 352 с.

138. Творческий процесс и художественное восприятие. J1.: Наука, 1978. -278 с.

139. ТепловБ.М. Психология. М.: Учпедгиз, 1954.-256 с.

140. Техническое цветоведение: Метод, указания к выполнению лаб. работ / ОмГТУ каф. «Дизайн, реклама и технология полимер, пр-ва»; разраб. И.А. Сысуев. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 20 с.

141. Титов С.Н. Искусство: Объект, предмет, содержание. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1987. - 207 с.

142. Третьякова Т.Н. Технология восприятия цвета с основами колористики: Учеб.-метод. комплекс дисциплины для студ. спец-ти 230600 «Домове-дение». - Омск: Изд-во ОГИС, 2003. - 75 е., табл.

143. Турчин B.C. Образ двадцатого. в прошлом и настоящем: художники и их концепции. Произведения и теории. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. 644 с.

144. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

145. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. - 127 с.

146. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Дисс.кандидата пед. наук. М.: 1972. - 153 с.

147. Уроки цвета. Методические рекомендации по цветоведению для учителей изобразительного искусства./ А.П. Сухарева, А.И. Сухарев. Омск: ООИПКРО, 2001.-36 с.

148. Федорова Н.А. Образные средства живописи (Метод, пособие в помощь лектору). Л.: 1972. - 19 с.

149. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: 1968.- 134 с.

150. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство: Прикладная цветоп-сихология. - М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

151. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы): Дисс.кандидата пед. наук. -М.: 1992. 187 с.

152. Холина О.Н. Повышение эффективность живописи учащихся 12-16 лет посредством формирования видения цветовых отношений: Дисс.кандидата пед. наук.-М.: 1997.- 158 с.

153. Цойгнер Г. Учение о цвете (популярный очерк). М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. - 159 с.

154. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Уч. пособие. Омск: Омский гос. пед. университет, 1993. - 12 с.

155. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312 с.

156. Чуйков С.А. Заметки художника. Изд. 2-е, доп. М.: Мол. гвардия, 1967. -143 с.

157. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал, Т.4, 1983. -№ 5. С. 38-46.

158. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособ. для высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996.-320 с.

159. Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета: Дисс.кандидата пед. наук. Омск: 2002. - 147 с.

160. Шашков Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: Дисс.кандидата пед. наук. М.: 2002. - 200 с.

161. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение: Учебник для вузов по спец. «Технология полигр. пр-ва». М.: Книга, 1986. - 281 с.

162. Шегаль Г.М. Колорит в живописи: Заметки художника. М.: Искусство, 1957.-76 с.

163. Шереметева Г.Б. Семь цветов здоровья: Воздействие цветом. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

164. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973. - 247 с.

165. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов ХГФ пединститутов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 285 с.

166. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». -М.: Смысл, 2002.-335 с.

167. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2000. - 320 с.

168. Энциклопедия символизма (Энциклопедия живописи). М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2003. - 320 с.

169. Юдин Э.Г. Системный подход к организации деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. - 147 с.

170. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2-х т., Т.1. М.: Сов. художник, 1969.-384 с.

171. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. - 283 с.

172. Ягодовская А.Т. О натюрморте. М.: Сов. художник, 1965. - 70 с.

173. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.

174. Яныпин П. В.Введение в психосемантику цвета: Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- 189 с.

175. Яныпин П.В. Психология цвета: эстетико-феноменологический подход Гёте против механицизма И. Ньютона // Прикладная психология. 1999. -№2.-С. 15-22.

176. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. -№ 4. С. 14-27.

177. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. М.: Изд-во Агар. - 1999. - 152с.

178. Критериальный аппарат колористической подготовки будущего художника-педагога к творческой и педагогической деятельностип/п Компоненты Критерии Показатели

179. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО КОЛОРИСТИКЕ

180. Просим Вас ответить на вопросы:

181. Какие цвета называются основными?

182. К основным свойствам цвета относятся (перечислите характеристики)

183. Перечислите цвета (их последовательность), входящие в 12-частный цветовой круг

184. Дайте определение: взаимодополнительные цвета это

185. Напишите пары взаимодополнительных цветов

186. Чем отличается оптическое смешение цветов от смешения красок?

187. Какие виды контрастов Вы знаете? Перечислите их

188. Что значит «обусловленный цвет» и в чем это проявляется?

189. Дайте определение: колорит это

190. ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕСТ. САМООЦЕНКА КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ1 -шкала «творчества», 2 шкала «знаний», 3 - шкала «умений»

191. На шкале находятся творческие люди. Наверху расположены самые талантливые и подготовленные, внизу самые слабые, не реализовавшие свои возможности, в центре - средние.

192. Где находитесь Вы, по Вашему мнению, на этой шкале? Поставьте крестик. На этом месте находятся люди, которые

193. Где бы Вы хотели находиться, поставьте звездочку. Это позиция человека, который

194. Для того, чтобы туда попасть, нужно1. АНКЕТА

195. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ 4, 5 КУРСОВ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

196. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ 5 КУРСОВ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

197. Дайте определение понятию «цветовая гармония»

198. Перечислите группы гармоничных цветовых сочетаний

199. Какие способы гармонизации (гармонизаторы) Вы используете в работе с цветом?

200. Существуют ли у Вас сложности с цветовой организацией плоскости? -Да.- Нет. Почему?

201. Разрабатывая цветовой замысел композиции, Вы подбираете цвета:- Полагаясь на чутье.- Не задумываетесь, работаете по наитию.- Используете цветовые сочетания, основываясь на работах мастеров.- На основе цветового круга.- Другие способы

202. Работу над цветовой композицией Вы чаще всего ведете:

203. А) отталкиваясь от цветового пятна, красивого сочетания, с последующимего наполнением формой и содержанием;

204. Б) от замысла и формы к адекватному цветовому воплощению.

205. Используете ли Вы психологические и физиологические особенности восприятия цвета и его воздействия на зрителя в работе над колористической композицией?-Да- Нет. Почему?

206. В период педпрактики с какими понятиями колористики и цветоведения Вы знакомили школьников? (перечислите)

207. Какие дидактические пособия по колористике Вы использовали на занятиях со школьниками?

208. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе подготовки и проведения уроков, связанных с колористической деятельностью школьников?

209. Какие цветовые открытия Вы сделали в ходе: А) собственной учебной и творческой работы

210. Б) работы с детьми во время педпрактики1. АНКЕТА

211. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ ПО КОЛОРИСТИКЕ

212. Просим Вас ответить на вопросы:

213. Сколько времени в неделю Вы занимаетесь живописью дома?

214. Довольны ли Вы своими предыдущими работами в цвете?- Да. Нет. Почему?

215. Что мешает сделать Вашу работу над цветовой композицией лучше? -Недостаток теоретических знаний.- Недостаток практических умений.- Другие причины

216. Сравнительный анализ школьных программ по изобразительному искусству

217. Изобразительное искусство 1-9 классы / Под ред. Кузина B.C., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В. и др. М: Просвещение, 1994. - 159 с.1. Виды деятельности

218. Рисование с натуры (живопись) Рисование на темы и иллюстрирование (композиция)

219. Декоративная работа Аппликация с элементами дизайна Беседы об изобразительном искусстве

220. Теория (ЗУН) Задания Теория (ЗУН) Задания Теория Задания

221. Дидактические пособия: упр.12.-1.6.вырезание из цв. бум. некоторых красками (акв.простых геом. форм, средствах гуашь),составление их в выразительности получениепростой узор; (цвет. составных

222. I кл.: Сюжетная IV кл.: общееаппликация представление о

223. Снегурочка» видах изо иск-вапередача худ. образа (живопись);в цвете; Укл.:

224. Дидактические представление опособия: упр. 1.1., жанрах изо иск-ва1.З., 2.3. (натюрморт);

225. V VI кл.: «Русский Дидактическиебыт в прошлые пособия: Тема 6, 7века» эскиз декор. оформления интерьера; 1. кл.: выполнение декоративных национальных орнаментов; 1. Як- • •

226. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла)

227. Живопись 1- 11 кл. Основы живописи 5 — 9 кл. Основы дизайна 5 9 кл.авторы: B.C. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. (авторы: B.C. Кузин, Л.С. Нерсисян, С.П. (авторы: B.C. Кузин, Е.А.

228. Кубышкнна, П.Ю. Коваленко ) Ломов, П.Ю. Коваленко, Е.А. Близнюк) Близнюк, В.В. Сидоренко)

229. Теория (ЗУН) Задания Теория (ЗУН) Задания Теория (ЗУН) Задания

230. Основы художественного изображения Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды

231. Творч. Задание. Расчленение формата, раскрашивание заданным цв. строем, использование цв. контраста, нюанса, выделение зрительного центра; Дидактические пособия: упр. 1.З., 1.4., 3.3., 3.4., 4.1., 4.4., 7.4.

232. I кл.: 1.Изобраение осенней и весенней листвы в заданной цв. гамме;2. «Силуэт форма - условность цвета» -декор, натюрморт;

233. Размещение цветовых пятен, точек, геометр, фигур в простейшем порядке;

234. Композиция из плавноочерченных форм, организованных в пятно. Принцип витража, черн. фон, цв. бумага; Дидактические пособия: Тема 71. кл.: 1. Настроение музык. Произведения свойствами ритма, цвета, тона и т.д.

235. Серия упр.: нарастание, убывание пятенконкретных предметов/цв. клнтраст (кр. черн. - бел., кр. — черн., желт. — кр.); нарастание и затухание напряженности в тоне, цвете;

236. Дидактические пособия: упр. 1.3.-1.5. Тема бцвета в своем зрительном значении «Движение к свету»; Дидактические пособия: упр. 1.3.,4.3.

237. Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения

238. IV кл.: Импровизации по мотивам росписи; «эскиз росписи уголка платка»;

239. IV кл.: 1. «Веселая уточка» - аппликация из бумаги;2. «Кто живет в Бумажном королевстве» -моделирование;3. «Волшебный лес»;

240. Вариант половичка-дорожки;5. «Веселая ширма» набивной рис. на ткани на основе разноцветных отпечатков;6. «Лоскутная мозаика», «Космические миры», «Осенний вихрь».

241. Дидактические пособия: упр. 1.1., 7.4.5 — 8 классы Часть 1 Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство

242. Основы художественного изображения

243. Орнамент образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве; Народный орнамент России: работа в творческих мастерских

244. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность1. Теория (ЗУН)1. Задания1. Теория (ЗУН)1. Задания1. Теория (ЗУН)

245. Элементы дизайна: основы цветоведения (колористики); изучение свойств цвета и его прикладных возможностей в формировании предметной среды; взаимосвязь цвета с формой и назначением предмета;

246. Дидактические пособия: Тема 2,3,5 упр.7.3. VII кл.: Цвет, колорит: взаимосвязь цвета и освещения; наблюдение и передача световых эффектов при различном освещении;

247. Элементы дизайна: основы цветоведения (колористики);

248. V кл.: 1. Этюды натюрмортов (контрастная, сближ. гамма);

249. Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, тона «Гроза надвигается»; 3. Комп. эскизы изображения праздничного шествия (прием работы раздельным мазком); Дидактические пособия: упр.1.1., 2.3., 2.4., 7.1., 7.4.

250. VI кл.: 1. Витраж из цветной пленки;

251. Аппликация «Старый город» формальное, реалист, решение;

252. Условная композиция «Цирк», «Выставка» гуашь, аппл.;

253. Разработка серии эскизов с дизайнерским решением предметов быта;

254. Дидактические пособия: упр. 7.3., 7.4. VIII кл.: Разработка

255. Укл.: V кл.: V кл.: Разработка эскизов

256. Особенности Изображение декораций, реквизитов кмезенской богини Мокошь. народ, сказкам;росписи; Колорит ярких Дидактические пособия:

257. VIII кл.: Колорит пособия: упр. 7.4.орнаментальных мотивов барокко; богатство тонких оттенков рококо; классицизма; 1. Дидактические пособия: упр. 2.2. 31.

258. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова Н.Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн: Народная асвета. 1992.- 192 с.

259. Работа на плоскости (живопись, аппликация) Основы декоративного искусства с элементами дизайна Восприятие произведений искусства1. Теория (ЗУН) Задания

260. Опытно-экспериментальная программа спецкурса «Колористика»

261. Наименование тем и разделов курса Цели и задачи Материал Формат Техника и форма исполнения Кол-во часов

262. Тема 7. Стилизация Познакомиться с различными колористическими системами в изобразительном искусстве и приемами переработки реальных форм в декоративные и стилизацией изображения. - - 2

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.