Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Кучкин, В. М.

  • Кучкин, В. М.
  • 1969, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 286
Кучкин, В. М.. Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Ленинград. 1969. 286 с.

Оглавление диссертации Кучкин, В. М.

Введение f

Глава 1. Система и метод в социологической концепции Трмаса Гоббса

§ 1. Социологическая теория Томаса Гоббса и ее освещение в советской литературе

§ 2. Томас Гоббс и английская революция ХУП столетия

§ 3. Система и метод в философии и социологии Томаса Гоббса

§ 4. Отношение социологической теории Гоббса к теориям его предшественников

Глава П* Социальная система Томаса Гоббса.

§ 1. Учение Гоббса о человеке

1) Анализ психологических, идейw ных мотивов поведения и материальных потребностей человека

2) Отношение человека к природе.,

3) Человек и общество. Взаимоотношения людей в естественном состоянии. Естественные законы. Переход к гражданскому состоянию. Общественный договор

§ 2. Учение Гоббса об обществе, социальных институтах, их возникновении и взаимодействии.

1) Государство. Государственные органы, функции государства. Формы правления

2) Право

3) Мораль

4) Религия. Церковь

5) Наука

§ 3. Социальная структура общества

§ 4. Социальные отношения,процессы

§ 5, Материальные (экономические) основы существования общества

Глава i. Историческое значение социологической концепции Томаса Гоббса

1. Влияние Гоббса на английскую социальную мысль.

§ 1. Политическая, религиозная реакция на "De Give и, и Leviathan м ; реакция кембриджских неоплатоников, оценка Гоббсовской теории прогрессивными мыслителями

§ 2* От проблемы теоретического обоснования общества и государства к проблеме техники правления $ 3, Положительное влияние; творческое развитие социальных проблей, поставленных социологическим учением Гоббса

П. Влияние социологической концепции Гоббса на развитие социальной мысли на континенте w-

§1* Раннее влияние .♦

§ 2. Влияние идей Гоббса на французскую социальную теорию

§ 3. Социальная шсль в Германии и Гоббс

§ 4. Социальная теория Гоббса и ее связь с развитием социальной шсли в России.

§ 5. Отношение современной буржу-^ азной науки к Гоббсу

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение»

Томас Гоббс - мыслитель трудной судьбы. При жизни его произведения пользовались огромной известностью! вызывали исключительвой остроты идейные споры, а социологическая концепция, изложенная им в работах "О гражданине" и "Левиафан", оказывала прямое положительное воздействие на

1) развитие Английской буржуазной революции 17 века." Его современники, известнейшие мыслители, называли его "глубочайшим исследователем принципов всех вещей" (Г.Лейбниц), а о его произведениях, например, "6 гражданине1* писали как о "книге - необычайной"» достойной оказаться в руках всех, кто способен глубоко размышлять (П.Гассенди), оценивали ее как"выдающееся произведение., огромное литературное сокровище/обогащенное новыми мыслями" и прокладывающее ровную и прямую дорогу (М.Мерсенн).

Однако, после смерти Гоббса, уже См указывал, что "в нави дни он в значительной мере забыт", а Гегель писал,что работы Гоббса являются библиографической редкостью.

1) Работа Гоббса "Левиафан" печаталась в Англии во время диктатуры Кромвеля. Социальные идеи, заложенные в ней и в работе "О гражданине", служили теоретическим обоснованием диктатуры буржуазии, буржуазного государства. Так, в 1651 году в официозе республиканцев " Mercuriue poiiticus и в качестве передовых статей перепечатава-лись пространные выдержки из работы "О гражданине".

Конец 19-го и весь последующий период 20-го столетия знаменуются большим оживлением исследований, посвященных творческому наследию Гоббса. За этот период в западных странах (Англии, Франции, Германии, Америке) вышло в свет большое количество монографий, посвященных Гоббсу. Опубликовано много статей, посвящены специальные разделы в систематических курсах истории философской и социологической мысли. Во всех этих публикациях» посвященных теоретическому наследию Гоббса» за очень редким исключением, выдвигаются на первый план консервативные и сводятся на нет прогрессивные стороны его учения. В итоге оказывается, что у Гоббса и "голос и рука были оба средневековые." или без всякой тени сомнения утверждается, что ".Гоббс сделал великий вклад . в христианскую мысль", которую он, якобы, развивал исключительно в традиции Августина. ' Ключ к пониманию причин и истоков подобного колебания буржуазной науки в отношении к Гоббсу и, прежде всего, к его социологическому учению дает известное положение Ф.Эн-гельса об исторически обусловленной противоречивости взглядов Гоббса. Люди, занятые в обществе, в общественном разделении труда в идеологических областях, писал Энгельс, таких, например, как религия, философия и т.д., "образуют t)j,Laird. "Hobbes". London. 1934, p.57.

2) W.В.Glover. "Human Nature and the State in Hebbes". Journal of the History of Philosophy, University of California press. Berceley and Los Angeles, vol.IV, К 4» 1966, pp.295, 311. самостоятельную группу внутри общественного разделения труда", и поскольку это так, "постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают . влияние на все общественное развитие, даже на экономическое. Но при всем той они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития. В философии, например, это можно легче всего доказать для буржуазного периода. Гоббс был первым современным материалмнСв духе ХУШ века), но он хид в то время, когда абсолютная монархия во всей Европе переживала период своего расцвета, а в Англии вступила в борьбу с народом, и был сторонником абсолютизма".^

Совершенно ясно, что Гоббс был глубоким выразителем потребностей общественного развития эпохи буржуазной революции, как в Англии, так и во всей Европе, и в этом выражении смог подняться до уровня передовой теоретической мысли ХУ1 столетия. Но рядом с этим, отражая в своих взглядах влияние эпохи, средством разрешения встающих перед обществом в революции задач, он считал абсолютную власть государства и в этом проявилась его ограниченность, слабость, консерватизм.

На содержание и характер взглядов Гоббса и их выражение оказывали свое влияние и обстоятельства личной жизни Гоббса. Все это, рядом с некоторыми другими моментами, де

1) Ф.Энгельс. Письмо Конраду Шмидту от 27 октября 1890 года. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.37, стр.419. дает философское и социологические учения Гоббса не сов* сем однородными, по своецу содержанию и своей значимости, определяет невозможность их однозначной оценки. При ведем один пример: Гоббс» как теоретик диктатуры буржуазии, страдал "аристокративмом* в своих социальных воззре ниях и пренебрежительно относился к широким народным мае сам. В работе "О гражданине" он писал: "Я же с давнего времени придерживаюсь того мнения, что никакая тонкая мысль не находит признания у народа и что мудрость, выхо дящая за пределы посредственного ума, не оценивается по достоинству толпой, которая или не понимает ёё, или, понимая, низводит до своего уровня". Но, под влиянием опыта революции, с переходом его на сторону Кромвеля, это отношение Гоббса к простому народу меняется. В "Левиафане" он пишет: НЯ был бы рад, если бы богатые и могущественные подданные какого-либо королевства или те, кто счи хается наиболее учеными, оказались менее неспособными, чем простой народ /га простых людей, если они не зависят от сильных и не запутаны мненажми, ученых, представ ляют собой чистую бума 17, способную воспринимать всё,что государственная власть запечатлеет на ней1*.

В революции Гоббс последовательно выступил на стороне буржуазии, как непримиримый противник всего, что было связано с феодализмом и его идейным оплотом - религией и церковью. Однако, спецификой буржуазной революции как в Англии, так и в других странах (как буржуазной революции вообще), было то, что с завоеванием политической власти буржуазия поела на компромисс с феодалами и церковью, на деле - отказалась от большинства тех идей и лозунгов, под которыми она объединила народные массы и победила феодализм. Гоббс со своей прогрессивной, резко антифеодальной и антирелигиозной социологической концепцией в этих условиях оказался перед лицом враждебного отношения как со стороны победившей буржуазии, так и со сторо-. вы обуржуазившегося дворянства и церкви♦ Поэтому не вызывает удивления тот факт, что Гоббс и его учение как при жизни, так и после смерти, подвергалось гонениям как со стороны роялистов и церкви до, и в период реставрации, так и со стороны утвердившейся после "славной 1688 года революции" буржуазии. Эти гонения, включавшие в себя и запрещение участия в политической жизни страны, и лишение права печатать свои произведения, и сожжение книг Гоббса в 1682 году в Оксфорде, ж разнузданную клевету в адрес Гоббса и, не в последнюю очередь - замалчивание, привели к току, что с политической арены, из сферы научной жизни Гоббс на весьма продолжительное время официально был изъят, но неофициально, молчаливо, он и его социальные идеи оставались тем трамплином, тем исходным моментом, от которого отправлялись вее виднейшие представители философской и социальной мысли Европы эпохи ее буржуазного развития, вплоть до возникновения марксизма . *

•вовлечением в эту борьбу широких народных касс, распространением идев марксизма во всемирном масштабе. Все это заставило буржуазных идеологов искать общесоциологических теорий, которые бы помогли ей в борьбе с революционным движением масс, с марксизмом.

Этот поиск социальной теории, способной *научно" оправдать капиталистический строй и доказать его незыблемость, приводит теоретиков буржуазии, среди других социальных мыслителей, и к Гоббсу, в учении которого они стремятся вычленить и развить те моменты, которые являются теневыми, консервативными и даже реакционными, но совсем не определяющими содержание и историческую значимость его теории.

В современной борьбе идей важной задачей историков философии выступает отстаивание прогрессивного наследия человеческой мысли, борьба с искажениями буржуазными учеными истории борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, прогрессивного и реакционного, показ той линии преемственности, которая существует меяду прогрессивными мыслителями прошлого, чья деятельность явилась исторической подготовкой и приближением времени революционного переворота в науке и истории, совершенного классиками марксизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Кучкин, В. М.

ЗАКЛЮЧЕНИЙ)

В своей социологической концепции, опираясь на новый метод, Гоббс с исключительной для своей эпохи ясностью и четкостью смог выделить и определенным образом развить широкий круг очень важных в теоретическом отношении проблем: 1. структуры общества, ее элементов:, их взаимоотношения; 2. государства, его организации, функций государства, форм правления, отношения государства и подданных и т.д.; 3. права; 4. морали; 5. религии; 6. церкви; 7. науки; 8. материального про иэводства и других. Несмотря на ее историческую ограниченность и некоторые отрицательные моменты, определенные самим характером эпохи, классики марксизма высоко ценили достижения гоббсовской социальной теории. За смелость постановки, последовательность и четкость развития очень важных социальных проблем, глубину про никновения в их сущность они называли его "оригинальнейшим философом Англии", "одним из старейших экономистов Англии".

Со своей социологической концепцией Гоббс выступил именно в тот период "Когда буржуазия была еще прогрессивным классом", как один из ее идеологов. В.И.Ленин писал о.б этом времени: "Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия по этому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе, и в России они совершенно искренне верили в общее благоденствие и искренне желали его, искренне не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного".

Социальная теория Гоббса, своим богатым идейным содержанием отразившим талантливое осмысление потребностей общественного развития, вместе с ярко выраженной антирелигиозной направленностью, сыграла большую роль в победе буржуазного строя, но, после завоевания буржуазией политической власти, оказалась враждебной ему в своем революционизирующем звучании и подверглась гонениям. Имя Гоббса на долгие годы было изгнано из официальной науки. Вокруг него была создана такая атмосфера клеветы и нетерпимости, что в последующем многие видные ученые,своими трудами продолжавшие развитие научных проблем, выдвинутых Гоббсом, в своих работах предпочитали не только не упоминать его имени, во и всячески доказывать свою непричастность к нему.

Проведенный анализ показал, что влияние идей, выдвинутых Гоббсом в социологической теории, распространялось на таких мыслителей прошлогокак Д.Гаррингтон, Дж.Локк, Б.Мендевилл, Д.Юм, И.Бентам, Дж.Милль, Дж.Ст.Милль, С.Пуфендорф, Б.Спиноза, Д.Дидро, Ж.-Ж.Рус

1) В.И.Ленин. "От какого наследства мы отказываемся?"

Поли.собр.соч., т.2, стр.520. со, К.А.Гельвеций, О.Конт, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах. В Риссии, черезфранцузеких материалнет об , Гоббс оказал влияние на дворянских просветителей второй половины ХУИ1 века; Д.Аничкова, Я.Козельского и С.Дес-ницкого, через французских материалистов Гоббс оказал большое влияние на формирование социальных воззрений А.Радищева.

В XIX столетии Гоббса изучали и высказывали ему свое глубокое уважение и восхищение русские революционеры-демократы А.Герцен и Н .Чернышевский. На рубеже XIX и XX столетий исследованию социологической концепции Гоббса посвятили свои работы В.Вальденберг и В.Кам-буров. И сейчас, по прошествии столь значительного времени с момента появления гоббсовской социальной теории интерес к ней западных буржуазных ученых не ослабевает. В части своих прогрессивных идей в глазах современных буржуазных идеологов Гоббс все еще достоин опровержения. Что же касается консервативных, отрицательных сторон его учения, то они сознательно раздуваются и выпячиваются буржуазными учеными с целью использовать творческое наследие Гоббса в борьбе с передовыми идеями современности.

Ццейное наследие Гоббса своим объективным содержанием, вопреки воле господствующих классов в буржуазном обществе, всегда служило теоретическим фундаментом, отправным, узловым моментом в развитии передовой человеческой мысли.

В своих теоретических построениях, выражающих потребности развития мировой науки и практики, Гоббс был так глубок и основателен, что, как указывал еще Дидро, в своем историческом значении "самые ошибки Гоббса больше послужили прогрессу, чем куча трудов, сотканных из общих идей".

Анализ социологической концепции Гоббса, ее исто рического значения и судеб в условиях буржуазного об щества, еще раз наглядно демонстрирует глубокую правоту замечательного ленинского положения о том, что в классовом буржуазном обществе нет и не может быть беспристрастной науки: "Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад".

1) В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Соч., т.18, стр.380.

Список литературы диссертационного исследования Кучкин, В. М., 1969 год

1. К.Маркс. Передовица в 1 179 " Kolnische Zeitung".

2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.1.

3. К.Маркс и Ф.Энгельс. Святое семейство.

4. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.2.

5. К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология, т.1.

6. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.З.

7. К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология, т.2.

8. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.З.

9. К.Маркс. Коммунизм газеты "Rheinischer Beobachter", К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.4.

10. К.Маркс. Буржуазия и контрреволюция. Ш.

11. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.6.

12. К.Маркс и Ф.Энгельс. Укрепление Константинополя. -Датский нейтралитет. Состав Английского парламента. - Неурожай в Европе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.10.

13. К.Маркс. Парламентские дебаты о войне. # К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.11.

14. К.Маркс. К критике политической экономии, кн.1.

15. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.13.1. К.Маркс. Капитал, т.1.

16. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения,- т.23.1. К.Маркс. Капитал, т.1У.

17. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.26, ч.1.

18. К.Маркс /Письмо/. Маркс Энгельсу, 18 июня 1862 г. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.30.

19. Ф.Энгельс. Современное состояние английской армии.Н.Моркси ф • ф.Энгадьс. Сочинения, т. 10.

20. Ф.Энгельс. Диалектика природы. Заметки и фрагменты.

21. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.20.

22. Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

23. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.21.

24. Ф.Энгельс. Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке". К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.22.

25. Ф.Энгельс. /Письмо/.Энгельс- Петру Лавровичу Лаврову, 12-17 ноября 1875 г. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.34.

26. Ф.Энгельс. /Письмо/ Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.37.

27. В.И.Ленин. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полное собрание сочинений, т.1.

28. В.И.Ленин. От какого наследства мы отказываемся? Полное собрание сочинений, т.2.

29. В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.

30. Полное собрание сочинений, т.18.

31. В.И.Ленин. Три источника и три составных части < марксизма.

32. Полное собрание сочинений, т.23.1. В.И.Ленин. Карл Маркс.

33. Полное собраний сочинений, т.26.

34. В.И.Ленин. Философские тетради.

35. Полное собрание сочинений, т.29,

36. В.И.Ленин. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полное собрание сочинений, т.29.

37. В.И.Ленин. К вопросу о диалектике.

38. Полное собрание сочинений, т.29.

39. В.И.Ленин* Государство и революция.

40. Полное собрание сочинений, т.33.

41. В.И.Ленин. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полное собрание сочинений, т.42.

42. В.И.Ленин. О значении воинствующего материализма. Полное собрание сочинений, т.45.

43. А.Августин. Избранные сочинения блаженного Августина М., 1786.

44. A.Августин. Творения блаженного Августина.

45. Ж. "Труды Киевской духовной академии". Киев, 1879-1893.

46. Й.Аменицкая. Г.Гегель (1770-1831) и его произведение "Феноменология духа". СПб, 1913.

47. Английская буржуазная революция ХУП века. Под ред.Е.А.Космикского, т.1, U., 1954.

48. Английская буржуазная революция ХУП века. Под ред.Е.А.Косминского, т.2, М., 1954.

49. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян» М., 1937.

50. Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934.

51. Аристотель. Этика Аристотеля. СПб, 1908.

52. Аристотель» Этика. Политика. СПб, 1900.

53. ВгАсмус. Диалектика Канта. М., 1930.

54. B.Асмус. Философия Иммануила Канта. U., "Знание", 1957.

55. П.Бейль. Исторический и критический словарь в двух томах, т.1, М., 1968.

56. Г.Беккер и А.Босков. Современная социологическая теория. М., 1961.

57. М.Беленький. Спиноза. М., 1964.

58. И.Бентам. Введение в основания нравственности и законодательства. Избранные сочинения. СПб, 1867, т.1.

59. И.Бентам. Основные начала гражданского кодекса.

60. Избранные сочинения, т.1, СПб, 1867.

61. Д.Беркли. Три разговора меа;ду Гиласом и Филонусом М., 1937.

62. Д.Бихдрикер. Учение Гоббса о государстве и праве.

63. Под знаменем марксизма, № 6, 1938.

64. Д.Бланки. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм М., 1905.

65. И.Блюнчли. Антропологические очерки учений о праве и государстве. ПБ, 1867.

66. Ю.Боргош. Фома Аквинский. М., 1966.

67. Б.Быховский. Материализм Томаса Гоббса.

68. Под знаменем марксизма, W 6, 1938.

69. В.Вальденберг. Закон и право в философии Гоббса.1. СПб, 1900.

70. Е.Вейцман. Великий английский материалист1. Томас Гоббс. М., 1960.

71. Е.Вейцман. Социологическая доктрина Томаса

72. Гоббса. Вступительная статья ко 2-му тому: Томас Гоббс. Избранные произведения. М., 1964.

73. П.Виллари. Никколо Маккзавелли и его время,т.1, СПб, 1914.

74. В.Виндельбанд. История новой философии, т.1.1. СПб, 1913.

75. В.Виндельбанд. История новой философии, т.2.1. СПб, 1913.

76. В.Виндельбанд. Платок, СПб, 1904.

77. Н.Виноградов. Бернард Мендевилл и его "Басня о Пчелах". Ж. Вопросы философии и психологии, кн.1, Ш. М., 1907.

78. Н.Виноградов. Философия Давида Юма, ч.1.1. М., 1905.

79. Н.Виноградов. Философия Давида Юма, ч.П.1. ЙА., 1911.

80. В.Вундт и др. Общая история философии, том второй.1. СПб, 1912.

81. А.Галактионов, П.Никандров. История русской философии.1. М., 1961.

82. П.Галанза. Учение Иммануила Канта о государствеи праве. М., 1960.

83. Г.Галилей. Диалог о двух главнейших системах мираптоломеевой и коперниковой. М.-Л., 1948.

84. Гегель. Энциклопедия философских наук, ч.З.

85. Философия духа. Сочинения, т.З. М., 1956.

86. Гегель. Система наук, ч.1. Феноменология духа.1. Сочинения* т.4, М., 1959.

87. Гегель. Философия права. Сочинения, т.УП,1. М.-Л., 1934.

88. Гегель. Философия истории. Сочинения, т.УШ,1. М.-Л., 1935.

89. Гегель. Лекции по истории философии. Книгапервая. Сочинения, т.IX. Л., 1932.

90. Гегель. Лекции по истории философии. Книгапервая. Сочинения, т.Х. М., 1932.1. Гегель.1. И.Геллер. К.А.Гельвеций1. Л.Герман.1. А.Герцен.1. Ф.Гиддинге, Томас Гоббс.1. Томас Гоббс.1. Твмас Гоббс.1. Томас Гоббс.1. Томас Гоббс.1. Томас Гоббс.

91. Лекции по истории философии. Книга третья. Сочинения, т .11. М.-Л., 1935.

92. Личность и жизнь Канта. Пб., 1923.

93. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

94. Учение Гоббса об обществе.

95. Ж.Под знаменем марксизма, № 6, 1933.

96. Письма об изучении природы. Собрание сочинений в тридцати томах, т.Ш, М., 1954.

97. Основания социологии. М., 1898.

98. О теле. Избранные произведения. В двух томах, т.1, М,, 1964.

99. О человеке. Избранные произведения, в двух томах, т.1. М., 1964.

100. О гражданине. Избранные произведения. В двух томах, т.1, М., 1964.

101. Возражения на "Размышления" Декарта и ответы последнего). Избранные произведения. В двух томах, т.1, М., 1964.

102. Человеческая природа. Избранные произведения. В двух томах, т.1, М., 1964.

103. О свободе и необходимости. Избранные произведения. В двух томах, т.1, М., 1964.

104. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского Избранные произведения. В двух томах, т.2, М., 1964,

105. В.Голосов. Очерки по истории английского материализма ХУП-ХУШ вв. Красноярск, 1958.

106. М.Горький. Избранное. Петрозаводск, 1968.

107. К.Гребнев. Джон Локк. М.-Л., 1929.

108. Г.Гроций. О праве войны и мира. Три книги.1. М., 1956.

109. Л.Гумилович. Основы социологии. СПб., 1899.

110. Л.Гумилович. Социология и политика. М., 1895.

111. А.Деборин. Предисловие редактора к кн. Томас

112. Гоббс. Избранные сочинения. М.-Л., 1926.

113. А.Деборин. Очерки по истории материализма1. ХУП-ХУШ вв., М.-Л., 1930.

114. А.Деборин. Социально-политические учения новоговремени, т.1. М., 1958.

115. Д.Дидро. Статьи из "Энциклопедии".

116. Собрание сочинений. В десяти томах. М.-Л., 1939, т.УП.

117. Д.Дидро. Письма к Софи Воллан.

118. Собрание сочинений. В десяти томах. М.-Л., 1935-1947, т.УШ.

119. А.Доватур. Политика и политии Аристотеля.1. М.-Л., 1965.

120. Э.Дюркгейм. Метод в социологии.1. Киев Харьков, 1899.

121. Ф.Зеленогорский. Учение Аристотеля "О душе" в связис учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871.

122. Г.Зиммель. Проблемы философии истории.1. М., 1898.-История философии. В 6-ти томах. Изд.АН СССР,т.1. М., 1957.

123. История философии. В 6-ти томах. Изд.АН СССР,т.2, М., 1957.

124. История философии. В 6-ти томах. Изд.АН СССР,т.З. М., 1959.

125. История философии. Под ред.Г.Ф.Александрова и др.т.1, М., 1941.

126. История философии. Под ред.Г.Ф.Александрова и др.,т.П, М., 1941.

127. История философии. Под ред.Г.Ф.Александрова и др.т.Ш, М., 1943.

128. В.Г.Камбуров. И ЛСант. И.Кант.

129. И.Кант. А.Карапетян. Н. Кареев. Б.Кедров.

130. Идея государства у Гоббса. Киев, 1906.

131. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах, т.З, М., 1964.

132. О поговорке "может быть это и верно в теорий* но не годится ДЛЙ* практики" Сочинения, т.4, ч.2, М., 1965.

133. К в еч ному миру. Сочинения, т.6, М., 1966.

134. Критический анализ философии Канта. Ереван, 1958.

135. Введение в изучение социальных наук. СПб, 1903.

136. Естественное" и "искусственное" в познании и в деятельности человека. "Вопросы философии"^ 1958, 1 И,ф.Кирхнер. История философии, СПб.» 1895.

137. М.Киссель и М.Эмдин. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. Л. Изд.ЛГУ, 1966.

138. И.Кон. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М., 1959.

139. И.Кон. Вопросы закономерности общественного развития. В сб. Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, под ред. Ю.П.Францева. М., I960.

140. И.Кон. Позитивизм в социологии. Изд.ЛГУ,1964.

141. Краткий очерк истории философии. Под ред.М.Г.Иовчука,

142. ТД.Ойаермана, И.ЯДипанова. М., 1967.

143. К.Кузнецов. Платон* Введение в анализ "Государств"и "Законов". (Одесса), 1916.

144. Ф.Ланге. История материализма и критика егозначения в настоящее время, тт.1-П, СПб., 1881.

145. П.Левенсон. Бенкарна и Бентам. СПб., 1893.

146. Д.Локк. Второй "Трактат о государственнойвласти". Избранные философские произведения. В двух томах, т.П, М., 1960.

147. А.Луначарский. От Спинозы до Маркса. (М.), 1925.

148. А.Луначарский. Барух Спиноза и буржуазия. М. ,1933.

149. Д.Льюис. Спинозы жизнь и учения. СПб., 1899.

150. Д.Льюис. Эммануил Кант. СПб., 1897.

151. Н. Макиавелли *. Государь С ц princip© ) и рассувдения на первые три книги Тита Ливия. СПб., 1869.

152. А.Маковельский. История логики. М., 1967.

153. Дж.Ст.Милль. Автобиография. СПб., 1874.1. Система логики. М., 1914.

154. Утилитарианизм. О свободе, Петербург, 1866-1869.

155. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906.

156. Бенедикт Спиноза. СМ.), 1940.

157. Философия Д.Юма теоретическая основа английского позитивизма XX века. М., 1962.

158. Философия Джона Локка. М., Изд.МГУ, 1960.

159. Философия Давида Юма. М., Изд.МГУ, 1967.0 партийности историко-философского историзма.

160. Ж.Вопросы философии, № 12, 1958.

161. Философия Гегеля. М., 1959.

162. Философия Гегеля. М., 1956.

163. Современная буржуазная социология. М., изд. "Наука", 1964.

164. Социальная психология как наука. Лениздат, 1967.

165. Переписка Бенедикта де Спинозы. Под ред. А.Волынского. СПб., 1891.

166. М.Петросова. Томас Гоббс. Ж.фронт науки и техники.1 Ш 4-5, 1938.1. Дж.Ст.Милль. Дж.Ст.Милль.

167. Дж.Ст.Милль. Я.Мольнер. Ю.Михаленко.

168. И.Нарский. И.Нарский. И.Нарский.

169. М.Овсянников. Т.Ойзерман. Г.Осипов.1. Б.Парыгин.

170. М.Петросова. Fo66c о религии.

171. Под знаменем марксизма, f 6, 1938

172. А.Пионтковский. Учение Гегеля о праве и государствеи его уголовно-правовая теория. М., 1963.

173. Политика или государство. Сочинения, изд.2-е, ч.З, СПб., 1863.

174. Политик. Парменид. Тимей и др. Изд.2-е, ч.б, СПб., 1879.

175. Историзм как метод научного познания йзд.ЛГУ, 1967.

176. Бентам и его время. Пг., 1916.

177. Проблемы научного метода. Под ред.Б.М.Кедрова.1. М., 1964.1. Платон.1. Платон.

178. Г.Подкорытов. П.Покровский.1. Х.Раппопорт.1. Б.Рассел.1. Д.Рахман. Ж.-Ж.Руссо.1.-Ж.Руссо.1. В.Семенов.1. В.Сиповский

179. Философия истории. В ее древнейших течениях. СПб., 1899.

180. История западной философии. М., 1959.

181. Джон Локк. (Харьков), 1924.

182. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.

183. О причинах неравенства между людьми. СПб., 1907.

184. Марксистская и буржуазная социология о путях современного общественного развития. В кн.; "Марксистская и буржуазная социология сегодня". Под ред.ф.Константинова и др. М., 1964.

185. Сократ и его время. М., 1905.1. Э .Ситников1. А.Смирнов. В .Смирнов.1. В.Соколов.

186. Проблема "отчувдения" в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма. М., 1962.

187. История английской этики, т.1. Казань, 1880.

188. Уровни знания и этапы процесса позна ния. В сб. Проблемы логики научного познания. Под ред.П.В.Таванец. М., 1964.

189. Мировоззрение Бенедикта Спинозы. Вступительная статья к Двухтомнику:1. В .Соколов. В.Соколов.

190. Бенедикт Спиноза. Избранные произведения. М., 1957, т.1.

191. Философия Гегеля. М., Изд.МГУ, 1959.

192. Философская система Томаса Гоббса. Предисловие редактора к 1-му тому "Избранные произведения и Томаса Гоббса. М., 1964.

193. Партийность и историзм в истории философии.

194. Ж.Вопросы философии, f 4, 1968.

195. Система социологии, т.1. Пг, 1920.

196. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Пер. с англПод ред. Г.В.Осипова. М., 1965.1. В.Соколов1. П.Сорокин.

197. Е.Спекторский. Ё.Спекторский. Б.Спиноза. Б.Спиноза.

198. Проблема социальной физики в ХУП столетии. Варшава, т.1, 1910.

199. Проблема социальной физики в ХУП столетии. Киев, 1917, т.2.

200. Этика. Избранные произведения, т.1, М., 1957.

201. Богословско-политический трактат. Избранные произведения, т.П, М.,1957

202. Б.Спиноза. Политический трактат.

203. Избранные произведения, т.П, М.,1957

204. Г-.Тард. Социальные законы. СПб., 1906.

205. В.Топор-Рабчинский. 'Макиавелли и эпоха Возрождения1. Варшава, 1908.

206. Сущность христианства. Избранные философские произведения, т.П, М., 1955.

207. История философии. С древнейших времен. СПб., Изд.К.Н.Губинского.

208. История новой философии, т.4. СПб., 1910.

209. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906.

210. История философии, т.1, СПб., 1911.

211. История философии. М., 1894.

212. Критика религии Томасом Гоббсом. Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1, М.-Л., 1959.

213. Н.Чернышевский. Антропологический принцип в философии. Полное Собрание сочинений. В пятнадцати томах, т.УП, М., 1950.

214. Н.Чернышевский. Политика. Полное собрание сочинений.

215. В пятнадцати томах, т.УЩ. М., 1950.1. Томас Гоббс. Ш., 1924.1. Л.Фейербах.1. М.Филиппов.1. К.Фишер.1. К.Фишер.

216. К.Форлендер. А.Фуллье. Б.Чагин.1. Л.Ческис. Б.Чичерин.1. Б.Чичерин. А.Шафф.

217. История политических учений. М., 1869, чЛ.

218. История политических учений. М., 1872, ч-П.

219. Объективный характер законов истории. М., 1959.

220. А.Швегдер." История философии. Вып. 1-2. М., 1864.

221. Д. Юм Трактат о человеческой природе, или попыткеприменить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Сочинения в двух томах, т.1, М., 1966.

222. Д.Юм Исследование об аффектах. Исследование о принципах морали. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. История Англии. Сочинения в двух томах, т.2, М., 1966.

223. A.Bala. A.Bain. James Mill. A biography. London, 1882.

224. H.Becker and H.Barnes. Social thought from lore to science New York, 1961, vol.1.

225. H.Becker and H.Barnes. Social thought from lore to science. New York, 1961, v.2.

226. H.Becker and H.Barnes. Social thought from lore to science New York, 1961, v.3.

227. A.Benn. History of modern philosophy. London, Vatts, 19X2.

228. Bernard and J.Bernard. Origins of American Sociology, New York, 1943.

229. R.Blake, C.Ducasse and E.Madden. Theories of Scientific.

230. Method: The Renaissance throught the Nineteenth Century. University of Washington press. Seattle, I960,

231. E.Borgatta, H.Meyer. Sociological theory, New York, 1953,

232. Broofc, P.Selzndick, Sociology. New York,. 1963.

233. M.Carre. Phases of thought in England. Oxford, 1949,

234. A.Child. Making and knowing in Hobbes,' Vico and Dewey.

235. University of California Publications in Philosophy. Berkeley and Los Angeles. 1953, vol, 16, N 13.

236. Clarendon. A brief View and Survey. Oxford, 1676.

237. A.Comte. Cours de philosophic positive. Paris, 1830, t.I,

238. A.Comte. Cours de philosophic positive. 2 ed. Paris, 1864» t.V.

239. A.Comte. Cours de philosophic positive. 2 ed. Paris, 1864, t.VI.

240. Ch.H.Cooley. Theories of Society. Foundations of Modern Sociological Theory. Vol.1. Glencoe, 1961.

241. E.Cudworth. The True Intellectual System of the Universe. London, 1678.

242. D.Diderot. Art, "Hobbisme, от Philosohie d'Hobbes". Encyclopedic oft Dictionaire гаisonne des sciences, des arts et des metiers. Tome Huitieme, 1765.

243. Kuno Fischer. Francis Bacon und seine Nachfolger. Leipzig, 1875 *

244. C.J.Gerhardt. Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilhel, Leibniz. Berlin, 1875, B.I.

245. C.J.Gerhardt. Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilchelm Leibniz. Berlin, 1880, B.IV.

246. C.J.Gerhardt. Die philosophischen Schriften von Gottfiied Wilhelm Leibni*. Berlin, 1885, b.VI.

247. F.Giddings. The principles of sociology. London, 1896.

248. W.Glover. Human Nature and the State in Hobbes. Journal of the History of Philosophy, Vol,IV, N 4, 1966. Univ. of California press. Berkeley and Los Angeles.

249. M.Goldsmith. Hobbes*s Science of Politics. New York, 1966,

250. J.Gould and others. A Dictionary of the Social Sciences, Toronto, 1965.

251. J.Harrington. The common-wealth of Oceana. Ed* by S.B.Liljej ren, Heidelberg, 1924.

252. Thomas Hobbes. Elements of Philosophy. The first section, Concerning body. The English works. Ed. by William Molesworth. Vol.1, London, 1839.

253. Thomas Hobbes. Philosophical rudiments concerning Government and Society. The English works. Ed, by William Molesworth, Vol.11, London, 1841.

254. Thomas Hobbes. Leviathan: or The matter, form, and power of a commonwealth, ecclesiastical and civil. The English works, Ed. by William Molesworth, Vol.Ill, London, 1839,

255. Thomas Hobbes. Tripos; in Three Discourses; I. Human

256. Thomas Hobbes. The Guestions concerning Liberty, Necessity, and Chance, olearly stated and debated between , dr.Bramhall, bishop of Derby, and Thomas Hobbes of Malmsbury, The English Works, Ed. by William Molesworth, Vol.V, London, 1841»

257. Thomas Hobbes, A Dialogue between a Philosopher and a

258. Student of the Common Laws of England, Behemoths the History of the Causes of the Civil Wars of England. The Whole Art of Rhetoric. The Art of Rhetoric,., The Art of Sophistry, The English works, Ed, by William Molesworth, Vol.VI, London, 1840,

259. Thomas Hobbes. Seven philosophical problems. Decameronphysiologicum. Proportion of a straight line,,, Six lessons,,. Letters., The English Works, Ed* by William Molesworth. Vol.VII, London, 1845,

260. Thomas Hobbes. Bight books of the Peloponnesian warwritten by Thucydides, the son of Olorus. The English works. Ed. by William Molesworth. Vol. Till. London, 1843.

261. Thomas Hobbes. The History of the Grecian war written by Thucydides. The English works. Ed. by William Molesworth. Vol.IX. London, 1843.

262. Thomas Hobbes. The Hiade and Odysses of Homer. The English works. Ed. by William Molesworth. Vol.X. London, 1844.

263. H.H5ffding, History of Modern Philosophy. London, 1900. J.Laird, Hobbes. London, 1934» J.Lips. Thomas Hobbes. Leipzig, 1927.

264. J.Locke . Two Treatises of Government. London, 1694* K.Lowith. Meaning in History, Chicago, 1949*

265. G.Lundberg. Foundations of Socilogy. N.Y., 1939*

266. J.Madge. The Origins of Scientific Sociology, London ,

267. Tavistock, 1963 . B.Mandeville. A Search into the Nature of Society. London,1724,

268. K.Mannheim. Systematic Sociology. London, 1959.

269. D.Martind&le, The Nature and Types of Sociological Theory. London, I960.

270. James Mill. Analysis of the Phenomena of Humon mind. Vol.1. London, 1864*

271. James Hill. Analysis of the Phenomena of Human mind. Vol.1., London, 1869.

272. H.More. A Collection of Several Philosophical Writings.1. Sec. ed. London, 1662,

273. A.Morton. The English Utopia. London, 1952.

274. A.Nelson and G.Perre. Basic philosophical issues. Co. 1962

275. O.Neurath, Foundations of the Social Science. Chicago, 1944

276. F.A.Olafson, Thomas Hobbes and the Modern Theory of Natural Law. Journal of the History of Philosophy, Vol,IV/January, 1966 Number I,

277. R.Peters. Hobbes. Harmondsworth. 1956,

278. S.Pufendorf. The Law of Mature and of Nations, London, 1729,

279. G.Robertson, Hobbes, Edinburgh and London, 1886,

280. J,M.Robertson, A short history of freethought ancient — and modern, Vol,I-II, London, 1906, r

281. G.Seth, English philosophers and schools of philosophy, London-New York, 1912,

282. A.Shaftesbury. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times, London, 1870, т.II.

283. A.Small, General Sociology* Chicago, 1905»

284. W.R.Sorley, A History of English Philosophy. Cambridge, 1937,

285. P.Sorokin. Sociology. The Encyclopedia Americana. Complete.in thirty vol. 1829-1953, New York, Chicago. VoltXXV, Go,1953,

286. P.Sorokin, Social and Cultural Dynamics. Vol.II, 1962»

287. P.Sorokin. Social and Cultural Dynamics. Vol.IV, N.f, 1962,

288. P.Sorokin, Society, Culture, and Personality: Their

289. Structure and Dynamics, A systea of general.« Sociology, N,Y,, 1962,

290. P.Sorokin. Social and Cultural MoBility, London» 1964,

291. F.Stahl, Die Philosophie des Rechts,,, Tubingen und Leipzig, 1878, B.I.

292. Stephen. History of English thought in Eighteenth century v,I, London, I881,

293. Stephen» Hobbes. London, 1928.

294. Strauss. The political philosophy of Hobbes. Oxford, 1936.

295. N.S.Timasheff. Sociological Theory, its Nature and Growth. N.Y., 1955.

296. F.Tonnard. A Short History of Philosophy. Tournai. 1955.

297. F.Tonnies. Hobbes Leben und Lehre. Stuttgart, 1896»

298. D.E.Trueblood, General philosophy. New York, 1963.

299. H.Warrender. The Political Philosophy of Hobbes. Oxford, 1957,

300. W.Wundt. Binleitung in die Philosophie. Leipzig, 1901.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.