Социокультурные ценности территориальных общин в функционировании современного китайского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Котельникова, Татьяна Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 132
Оглавление диссертации кандидат философских наук Котельникова, Татьяна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ И ИХ ЦЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
1.1. Методология анализа территориальных общин и их ценностей как социокультурного феномена.
1.2. Трансформирующиеся ценности территориальных общин как традиционного инструмента формирования и функционирования современного китайского общества.
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ КАК ЦЕННОСТНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1. Факторы формирования и функционирования территориальных общин в современном Китае.
2.2. Разноуровневая организация современных территориальных общин и их ценностно-регулятивная роль в построении «гармоничного общества».
2.3. Инновационный ценностный компонент в функционировании современных территориальных общин.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества2007 год, кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна
Тенденции развития современной китайской семьи: философско-антропологический анализ2007 год, кандидат философских наук Ерёмкина, Татьяна Анатольевна
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая2011 год, кандидат философских наук Ци Минянь
Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества2010 год, кандидат философских наук Середа, Алексей Валентинович
Управление формированием ценностных приоритетов молодежи в медиапространстве Китая2013 год, кандидат социологических наук Лю Пэн
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные ценности территориальных общин в функционировании современного китайского общества»
Актуальность темы исследования. В последние годы становится все более очевидным, что процесс глобализации, структурно и функционально воздействуя на современное общество, трансформирует его ценности на всех уровнях иерархии: международном, национальном, общинном, семейном, индивидуальном.
Современное китайское общество в результате проводимых реформ становится открытым внешнему миру. Все большая вовлеченность Китая в общемировые процессы неизбежно приводит к возникновению в нем многих нравственных проблем, среди которых разрушение традиционных общинных связей, появление деструктивных форм объективации личности, угроза утраты национальных культурных традиций.
Очевидно, что в новых условиях общественное развитие страны зависит от того, актуализированы ли в социуме нравственные ценности, обладает ли достаточным статусом духовная культура, которая придаёт человеческому поведению направленность на солидаризацию. Модернизация Китая, обусловленная цивилизационной спецификой - приверженностью идее гармонии человека, общества, природы, невозможна без опоры на традиционную систему ценностей, способствующей воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающей его консолидацию.
Учитывая это, руководство КНР прилагает усилия для воссоздания традиционных ценностей в столь же традиционной форме организации населения, которыми становятся модернизированные территориальные общины.
Исторически территориальные общины всегда являлись одним из значимых факторов устойчивого развития китайского общества с присущими ему национальными ценностями. Появление в социокультурном пространстве китайского общества обновленного феномена территориальных общин 3 актуализирует его исследование в современной науке.
Опыт китайских реформ свидетельствует о том, что отсутствие внимания к проблемам человека приводит к социальной напряженности и нестабильности. Воспроизводство территориальных общин - традиционных механизмов, консолидирующих общество, поставлено китайскими властями «на службу современности», что позволяет социуму адаптироваться к сложным условиям современности. Поэтому рефлексия феномена территориальных общин как модернизированного института традиционной китайской культуры представляется актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика ценностей стоит в центре внимания философии, культурологии, социологии, психологии и других наук. Основы философской теории ценностей разрабатывались в трудах И. Канта, В. Виндельбанда, Г. Рикерта1 и др. К середине XX в. теория ценностей (аксиология) сформировалась как отдельное направление в западной философии (М. Шелер, Н. Гартман, Р. 9
Перри, С. Пеппер и др.)"- В российской науке общетеоретическое раскрытие проблемы ценностей содержится в работах С.Ф. Анисимова, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.М. Межуева, И.А. Суриной . Содержание ценности рассматривается в связи с феноменами «цивилизиция», «культура», «глобализация» (В.А. Абрамов, Е.А. Юйшина), «идеал» (В.Е. Давидович, О.Г. Дробницкий), «образование» (М.Ю. Швецов, К.Г. Эрдынеева, Т.А. Шаренкова)4. В советской и российской синологии категория ценности
1 Кант, И. Критика чиста о разума / И. Кант. - СПб.: Таим-Аут, 1993. - 478 е.; Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной -жизни XIX столетия. - М.; 1910; Рикерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. - С. 44-128.
2 Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Избранные произведения. — M.: Гнозис, 1994. — 490 е.; Гартман Н. Эстетика / Н. Гартман. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 640 е.; Perry, R. General Theory of Value. - N.Y.: Harvard University press, 1950. - 729 p.; Pepper, S. The sources of Value. - Berkeley.: University of California press, 1958. - 732 p.
3 Аниси.мов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - M.: Мысль, 1988. - 253 е.; Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева, - М.: Мысль, 1978; Межуев, В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма) / В.М. Мсясусв. - М.:Политиздат, 1977. - 199 е.; Сурина, И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии / И.А.Сурина. - М., 1999.
4 Абрамов, В.А. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения / В.А. Абрамов, H.H. Волнина. -Чита: ЧитГУ, 2006. - 180 е.; Абрамова H.A. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития / H.A. Абрамова, Е.А. Юйшина. - Чита, 2005. - 212 е.; Давидович, В.Е. Теория идеала / В.Е. Давидович. -Ростов-на-Дону, 1983. - 184 е.; Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М., 1977. - 253 е.; Швецов, М.Ю. Формирование философской культуры личности в процессе профессиональной подготовки конкретизирована через такие понятия, как «традиция», «идеология».
Формированию концепции изучения традиционных сообществ и их культуры способствовали исследования антропологов А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского, Р. Рэдфилда5 и др.
Понятие общины как идеального типа социальной организации, ассоциированной с семьей, введено в науку Ф. Теннисом. Позднее оно интерпретировалось в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса6 и др. Взаимопомощь как синоним понятий солидарности и групповой сплоченности в контексте исследований различных типов общин рассматривали Ч. Кули, Ф. Гиддингс, Р. Нисбет7. Интерес к ценностным факторам социального поведения и хозяйственной деятельности нашел отражение в работах Е. Шумахера, Ф. Фукуямы и др. Согласно Е. Шумахеру, культурные установки на сбережение, самообеспечение, групповую солидарность позволяют традиционным обществам вырабатывать эндогенные модели изменения и роста'. Феномен традиционных общин в контексте урбанизации рассматривал Г. Гэнс, который доказывает, что сообщества, основанные на близком родстве и личных связях, довольно часто формируются самой городской жизнью9.
Община как феномен исследовалась в антропокультурной парадигме многими отечественными и зарубежными учеными-урбанистами: Ю.Л. философско-мировоззренческий аспект) // Вестник ЧитГУ . № б. - Чита: ЧитГУ, 2002. - С.112-119; Эрдыпеепа, К. Г. Человек и его ценности в современной культуре // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 марта 2005. - Чита, 2005. - С.45-51; Шаренкова, T.A. Образование в духовной культуре Китая: философско-антропологический аспект: автореф. дис. канд. филос. наук (28.12.05) / T.A. Шаренкова. - Чита: ЧитГУ, 2005.-23 с.
5 Рэдклифф-Браун, А. Структура и функция в примитивном обществе / А. Рэдклифф-Браун. - M.: РАН. Восточная литература, 2001. - 304 е.; Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005. - 960 е.: Redfield R. The Little Community / R. Redfield. - Chicago, 1955.
6 Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. - СПб.: В. Даль, 2002. - 456 е.; Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 е.; ДюркгеГш, Э. Ценностные и «реальные» суждения 1 Э. Дюркгейм // Социологические исследования.- М., 1991; Зиммель, Г. Избранное. В 2-х т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - 690 е.; Парсонс, Т. Система современных обществ/ Т. Парсонс. - М., 1998. - 270 с.
7 Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 е.; Гиддингс Ф. Основания социологии / Ф. Гиддингс. - М., 1998. - 287 е.; Нисбет, Р. Прогресс- история идеи / Р. Нисбет. - М.: ИРИСЭН. 2007. - 557 с.
8 Schumacher E.F. Small is Beautiful. A Study of Economics as if People Mattered. L., 1975. - 352 p.; Фукуяма Ф. Социальный капитал / Ф. Фукуяма // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. - М.: Школа политических исследований, 2002. - С. 129-149.
9 Gans, И. The Urban Villagers: Groups and Class in the life of Italian-Americans / H. Gans. - New York. - 1962.
Пивоваровым, Г.А. Гольцем, В.А. Шупером, E.H. Перциком, В.М. Харитоновым, Ч. Гаррисом, Ж. Готманном, Дж. Джиббсом, К. Доксиадисом, Ян Дэчжао10.
Проблемы функционирования западных этнических общин в контексте преодоления культурных и расовых барьеров стали предметом исследования в трудах Б. Лернера, С. Лаймана, Дж. Тинкера, К. Ватанабе11.
Большое количество работ зарубежных исследователей общин посвящено «китайской» тематике. Патронимические отношения в китайской деревне в разные периоды её истории изучали Д. Кульп, X. Бэйкер, Ю. Андерсон, М. Фридман, Б. Пастернак12 и др. Развитию общинных отношений в историческом контексте посвящен фундаментальный труд Дж. Денерлайна13. Отдельную нишу занимают исследования об особенностях жизнедеятельности диаспор зарубежных китайцев-хуацяо, в которых сильны традиции национальной культуры (Т. Суяма, Т. Хибино, Р. Кураи, К. Камиока, Р. Кахлин, А. Элиотт, М. Фридман, К. Глик, Р. Ли, У. Ньюэл, Ш. Патерсон)14.
10 Пивоваров, Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы / Ю.Л.Пивоваров. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 232 е.; Гольц, Г.А. Философско-методологические проблемы урбанистики: Направления междисциплинарного синтеза (Аналитический обзор) // Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 3. Философия. - 1995. - № 4.; Шупер, В.А. Самоорганизация городского расселения. - М., 1995. - 166 е.; Перцик, Е.Н. Города мира. - М.: Международные отношения, 1991.-380 е.; Харитонов, В.М. Горизонты геоурбанистики / В.М. Харитонов // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. - 1993. - Вып.13.; Doxiadis, С.А. Existics: An Introduction to the Science of Human Settlements. - London: Oxford University Press, 1968.; Gibbs, J. The Evolution of Population Concentration // Economic geography. - 1963. - N2; Ян, Дэчжао Синь шэцюй ioii синь чэнши = Новая община и новый город / Ян Дэчжао. - Бэйцзпн:Чжунго дяньли чубаньшэ, 2006. - 254 с. - Кит.яз.
11 Lerner, В. Therapy in the ghetto: Political importance and personel disintegration. Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 1972; Lyman, S. The Asian in the West. Reno, Nev.: Western Studies Center, Desert Research Institute, 1970; Tinker, J. Intermarriage and ethnic boundaries: The Japanese American case. Journal of Social Issues, 1973, 29 (2), p. 49-66; Watanabe, C. Self-expression and the Asian American experience. Personell and Guidance Journal, 1973. - p. 390-396.
12 Kulp D. Country Life in South China. New York: Columbia University Press, 1925; Baker, H. The five great clans of the new territories. Journal of the Hong Kong Branch of the Royal Asiatic Society 6:25-47, 1966. Anderson, E. Lineage atrophy in Chinese society. American Anthropologist 72:363-365/ 1970. Freedman, M. Lineage organization in Southeastern China. London: Athlone Press, 1958. Pasternak, B. Kinship and Community in Two Chinese Villages. Stanfoid: Stanford University press, 1972.
13 Dennerline J. Marriage, Adoption, and Charity in the Development of Lineages in China from Sung to Ch'ing. Kinship Organization in Late Imperial China, 1000-1940. - Taipei, 1987.
14 Суяма, Т. Хуацяо / Т. Суяма, Т. Хибино, Р. Кураи. - Токио, 1976; Камиока, К. Предпринимательство китайских эмигрантов / К.Камиока. - Токио, 1973. Coughlin R. Double Identity: The Chinese in Modern Thailand. - Hong Kong: Hong Kong Universitry Press, 1969; Elliott A. Chinese Spirit-Medium Cults in Singapore. - London, 1955 - 179 p.;
Философскому осмыслению духовной культуры Китая, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских ориентаций и глобализированных ценностей современности посвящены работы JI.C. Васильева, A.B. Ломанова, А.ЕЛукьянова, В.В. Малявина, Л.С. Переломова, М.Л. Титаренко, K.M. Тертицкого, В.Ф. Феоктистова, Л.Е. Янгутова15. Ценностное «ядро» традиционной и современной политической культуры Китая обстоятельно рассмотрены в трудах H.A. Абрамовой16.
В китайской философии проблема ценностей в контексте исследования природы человека рассматривалась многими китайскими мыслителями: Конфуцием, Мэн-цзы, Дун Чжуншу, Чжу Си и др. В условиях трансформирующегося китайского общества в конце XX в. созданию новой ценностно-идеологической базы посвятили свои исследования известные философы Сяо Вэйпин, Ли Теин17.
Для настоящего исследования оказались полезными труды ученых У Вэньцзао, Фэй Сяотуна, Линь Яохуа, Ли Аньчжая, У Цзинчао18 и др., сформировавших китайскую школу социолокальных исследований, цель
Freedman M. Chinese Family and Marriage in Singapore. Colonial Research Studies. - London, 1957. - p.92-103; Glick C.E. The Chinese Migrant in Hawaii. Ph.D. Dissertation in Sociology. - Chicago, 1938; Lee R. Hum The Chinese in the United States of America. - Hong Kong, 1960. - 465 p.; Newell W. Treacherous River, A Study of Rural Chinese in North Malaya. -Kuala Lumpur, 1962. - 233 p.; Paterson S. Immigration and Race Relations in Britain, 1960-1967. - London, 1969. - 460 p.
15
Васильев, Л.С Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л С. Васильев. - M.: Наука, 1989. - 309 е.; Ломанов, A.B. Современная концепция «гармоничного общества» и китайская традиция / A.B. Ломанов // Информационные материалы X и XI Всероссийской конференции «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация». - M., 2005. - 175 е.; Лукьянов, А.Е. Из истории идеологемы сяо кан / А.Е. Лукьянов // ПДВ. - 2003. - №4. - С.120; Малявин, В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В.В.Малявин. - M.: «Европа», 2005. - 304 е.; Переломов, Л.С Традиции Китая и политика «четырёх модернизаций» / Л.С.Переломов, Г.Салтыков, П.Кожин // Традиции Китая и политика «четырех модернизаций». 4.1 ИБ №33. - М., 1982. - С.6-14.; Титаренко, M Л. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций - условие прогресса человечества / М.Л. Титаренко // Проблемы Дальнего Востока. - 1991. - № 1. - С 53-54; Тертицкий, K.M.Китайцы: традиционные ценности в современном мире / K.M. Тертицкий. - М., 1994. - 347 е.; Феоктистов, В.Ф Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод / В.Ф. Феоктистов. - М.: Наука, 1976. - 293 е.; Янгутов, Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов. - Новосибирск, 1995. — 240 с.
16 Абрамова, H А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) / H.A. Абрамова. - Чита: ЧитГУ, 1998.-258 е.; Абрамова, Н.А Политическая культура Китая. Традиции и современность / H.A. Абрамова. - М.: Муравей, 2001. - 320 е.; Абрамова, H.A. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества / H.A. Абрамова, B.C. Морозова. - Чита: ЧитГУ, 2009. - 161 с.
17 Сяо, Вэйпин. Шиши юй цзячжи = реальность и ценность / Сяо Вэйпин. - Бэйцзин, 2000. - Кит.яз.; Ли, Теин. Формирование ценностных ориентаций китайской нации в XXI в. / Ли Теин. - Бэйцзин, 1999. - Кит.яз.; Ли Дэшунь. Цзячжи синьлунь = Новая теория ценностей / Ли Дэшунь. - Шанхай, 1995. - Кит.яз.
18 Фэй, Сяотун. Китайская деревня глазами эпюграфа / Фэй Сяотун. — М.: Наука, 1989. — 245 е.; У, Вэньцзао. Сяньдай шэцюй шиди яньцзюй дэ ии хэ гунъюн = Содержание и роль полевых исследовании современных общин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/Avww.socioIogyol.org/yanjiubankai/xuejierenwu/wu\venzao/2008-09-04/6022 html; Линь, Яохуа. Цзинь И. Социологическое исследование родовой системы в Китае / Линь Яохуа. — Пекин: Саньлянь шудянь, 2000.-290 с. - Кит.яз. которых - познание культурных явлений в обществе на основе локальных сообществ (Фэй Сяотун).
В современный период внимание ученых Дин Юаньчжу, Сюй Ипина, Ли Хойфэна, Сюй Юнсяна и других сосредоточено на проблемах оптимизации механизмов функционирования общины в контексте построения социалистического «гармоничного» общества, одним из которых является аксиологический аспект 19 . Культурологическое направление исследований территориальных общин, связывающих их функционирование с ценностями культуры, представлены в работах Лю Бокуя, Гань Маньтана, Цю Цзяньсиня20.
Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, посвященных трансформирующимся традиционным ценностям и их роли в современном китайском обществе, требуется осмысление данной проблематики в контексте исследования воссоздания территориальной общины - шэцюй как механизма консолидации нации.
Объект исследования - современное китайское общество.
Предмет исследования - социокультурные ценности современных территориальных общин.
Гипотеза. Устойчивость форм социальной организации в Китае обусловлена преемственностью традиционной культуры и ее ценностного «ядра». Трансформируясь в процессах глобализации, традиционные ценности выступают консолидирующим фактором жизнедеятельности модернизированных общин и общества в целом.
Цель исследования - выявление роли социокультурных ценностей
19 Дин, Юаньчжу Шэцюйдэ цзибэнь лилунь юй фанфа = Базовая теория и методология общин / Дин, Юаньчжу. -Бэйцзин: Бэйцзин шифань дасюэ чубанынэ, 2009. - 316 с. - Кит.яз ; Сюй, Ипин Шэцюй хэшо чжили шичжэн яньцзю = Эмпирическое исследование совместного управления общиной / Сюй Ипин, Ли Хойфэн. - Бэйцзин: Чжунго шэ\ой чубанынэ, 2009. - 315 с. - Кит.яз.
Лю, Бокуй. Чжунхуа вэньхуа юй чжунго шэцюй = Китайская культура и китайские общины / Лю БокуП. — Гуанчжоу: Цзинань дасюэ чубанынэ, 2005. - 229 с. - Кит.яз; Гань, Маньтан. Цунь мяо юй шэцюй гунгун шэнхо = Деревенский храм и общественная жизнь в общине / Гань Маньтан. - Бэйцзин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубанынэ, 2007. -296 с. - Кит.яз.; Цю, Цзяньсинь. Синьжэнь вэньхуа дэ дуаньле = Надлом культуры доверия / Цю Цзяньсинь. - Бэйцзин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубанынэ, 2005. — 352 с. - Кит.яз. 8 территориальных общин в современном китайском обществе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить основные методологические подходы, используемые при разработке данной проблематики;
- проанализировать ценности территориальной общины как традиционного инструмента функционирования китайского общества;
- охарактеризовать факторы формирования современных территориальных общин с выявлением роли ценностного фактора;
- выявить направления деятельности и стратифицировать ценности в функционировании современных территориальных общин;
- выявить инновационные ценностные компоненты в деятельности современных территориальных общин.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых разных специальностей, в которых рассматриваются проблемы духовной культуры и её ценностного компонента в условиях трансформирующегося общества, а также концепции и общие подходы к проблематике общин, в частности, теория немецкого социолога Ф.Тённиса.
В настоящем исследовании применена синтетическая методология, включающая различные подходы, в том числе философско-антропологический, социокультурный, аксиологический.
В исследовании конкретного текстологического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методов анализа, синтеза, сравнения, аналогии, герменевтики.
Научная новизна исследования. В диссертации осуществлен анализ роли социокультурных ценностей территориальных общин как фактора консолидации китайского общества.
В итоге разработки темы получены следующие результаты, обладающие новизной:
1) определена методология исследования территориальных общин, которая заключается в комплексном использовании философско-антропологического, социокультурного, аксиологического подходов;
2) на основе ретроспективного анализа традиционных форм социальной организации китайского общества установлено, что в современных условиях ценности территориальной общины как традиционного инструмента функционирования китайского общества играют в нем консолидирующую роль;
3) охарактеризованы экономические, социальные, политические факторы формирования территориальных общин, определяющие их значимость в условиях модернизации; выявлено, что детерминирующую роль в их функционировании играет ценностно-регулятивный фактор;
4) определены культурно детерминированные направления деятельности современных общин, обеспечивающие активное социальное взаимодействие; предложена стратификация ценностей на государственном, региональном и локальном уровнях;
5) выявлены инновационные ценностные компоненты в формировании территориальных общин, обусловленные процессами модернизации и глобализации;
6) введены в научный оборот переведенные автором на русский язык аутентичные китайские источники.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальные преобразования и культурная трансформация китайского общества актуализирует использование комплексной методологии исследования территориальных общин, которая включает философско-антропологический, социокультурный, аксиологический, а также конфликтологический подходы.
2. В контексте формирования всеобщих ценностных идеалов: справедливости («чжэнъи»), равноправия («пиндэн»), человеколюбия («жэнь»), нравственности («дэ»), деятельность территориальной общины, ориентированная на взаимопомощь и кооперацию, выступает консолидирующим фактором в обществе.
3. Формирование территориальных общин обусловлено экономическим, социальным, политическим, демографическим, ценностным факторами. В современных условиях община-шэцюй воссоздаёт ценности собственной культуры: «гармонии» (<аэ») - органичного единства природы, человека и общества, «нравственности» («дэ») как основы построения провозглашенного курса «гармоничного общества», «сяокан» - «общество среднего достатка» как символа экономического роста и стабильности.
4. Главным направлением деятельности территориальных общин является создание благоприятной среды для всестороннего развития личности, что достигается посредством реализации ценностно детерминированных функций: социальной, воспитательной, регулятивной, способствующих социализации и консолидации населения общины, а также формированию ценностей, специфичных для регионального и локального уровней.
5. Инновационный компонент в функционировании территориальных общин заключается в перестройке традиционных ценностных установок, соответствующих «гармоничному обществу», вытеснении деструктивных культурных традиций, препятствующих формированию новой территориальной самоидентичности, а также объективируется в практической сфере деятельности, включая управленческий аспект на основе проводимого официального курса «человек в основе всего».
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования способствуют углублению знаний об организации и механизмах функционирования современного китайского общества и его локальных единиц, вносят вклад в развитие методологии анализа его социокультурных ценностей. Материалы исследования могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем в дисциплинах: философия, философская антропология, регионоведение, этнология, культура, культурология.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета. Основные положения диссертации прошли апробацию в ряде докладов и научных сообщений автора на различных конференциях: II Международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (г. Благовещенск, 2002), VI, VII, VIII, X Всероссийских научно-практических конференциях «Кулагинские чтения» (г. Чита, 2006, 2007, 2008, 2010), Международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия» (г. Чита, 2006), I, II Международной научно-практических конференциях «Актуальные проблемы развития современного китайского общества» (г. Чита, 2009, 2010), I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием «Социальная теория и антропологические вызовы XXI века (г. Чита, 2010), VI Конвента РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (г. Чита, 2010).
По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав (пяти параграфов), Заключения, библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Общественные организации в процессе политических изменений глобализирующегося Китая2008 год, кандидат политических наук Константинова, Марина Александровна
Политико-правовое управление социально-экологическим процессом КНР в современных условиях развития2009 год, кандидат философских наук Колпакова, Татьяна Владимировна
Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе2006 год, кандидат философских наук Кухаренко, Сергей Владимирович
Формирование культурной идентичности как фактор консолидации глобализирующегося китайского общества: на примере телевидения2011 год, кандидат философских наук Шугаев, Антон Викторович
Региональные практики в построении гармоничного китайского общества2011 год, кандидат философских наук Озорнина, Анна Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Котельникова, Татьяна Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:
Активное включение Китая в процессы модернизации и глобализации привело к появлению и углублению проблем социально-политического, экономического и цивилизационного развития: росту безработицы, социальному расслоению, региональным дисбалансам, отставанию системы социального обеспечения. Однако одним из наиболее тяжелых последствий перехода к рыночной экономике явилась духовная переориентация в обществе. Высвобождение индивидуального сознания из рамок коллективистского в значительной степени освободило личность, но в то же время оказало серьезное влияние на систему ценностей, ликвидировало многие нравственные ограничения. В настоящее время все чаще говорят о духовном кризисе нации, который проявляется в утрате высоких идеалов и объединяющих целей, отчуждении людей, отсутствии доверия к власти, чиновникам, друг к другу, девальвации семейных ценностей, стремлении к гедонистическому образу жизни.
В этих условиях китайское руководство находится перед необходимостью поиска новых путей и средств, которые бы обеспечили продолжение стабильного развития страны. Основные направления долгосрочной стратегии решения проблем социальной сферы отражены в «Решении ЦК КПК по некоторым важным вопросам строительства социалистического гармоничного общества», принятом на VI Пленуме ЦК КПК XVI созыва. Основными принципами построения гармоничного общества являются «человек - превыше всего», развитие демократии и законности, участие всего народа в строительстве гармоничного общества под руководством КПК.
Социально-экономические трансформации обусловили появление территориальных общин, которые руководство КНР рассматривает как низовую организацию самоуправления, самообслуживания, самообразования населения, способную решать многие социальные проблемы в новых условиях.
Модернизация, связанная с заимствованием извне, в условиях Китая невозможна без опоры на традиционную систему ценностей, способствующую воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающую его консолидацию. Ядром китайской культуры является приверженность идее совместной и гармоничной жизни людей. В ситуации трансформации социальной структуры современного китайского общества возросла значимость традиционных, в данном случае — территориальных оснований идентификации. Формирующиеся межличностные связи, определяющие приоритет коллективных ценностей над личными, традиционные морально-этические нормы, ориентирующие на поддержку слабых и неимущих, составляют основу стабильного развития общества.
Концепция построения социалистического гармоничного общества по принципу «человек в основе всего» созвучна идее строительства общин-шэцюй прежде всего потому, что община, как традиционный институт взаимопомощи базируется на солидарности и кооперации. Обращаясь к человеку, государство не только обязуется проводить социально ориентированную политику, но также возлагает определенную ответственность на самих граждан, призывая их активно участвовать в жизни своих общин.
Одной из инноваций является переориентация территориальной общины на самообслуживание в общине или деятельность, направленную на улучшение качества жизни посредством предоставления услуг населению, в том числе оказании безвозмездной помощи. Большая роль в осуществлении этой деятельности отводится различным общественным организациям. Развитие третичного сектора экономики на местном уровне способствует устранению многих социальных конфликтов, обусловленных рыночными преобразованиями. Социальное взаимодействие, основанное на предоставлении и получении услуг, укрепляет соседские связи, формирует у людей чувство солидарности и новой территориальной идентичности, способствует вытеснению некоторых традиций, сдерживающих этот процесс.
В новых условиях территориальная община призвана стать опорой государственной власти. Политическую функцию выполняют местные партийные организации, которые являются неотъемлемым структурообразующим компонентом территориальной общины и позиционируют свою роль как «направляющую».
Процесс формирования территориальных общин сдерживается рядом факторов, обусловленных прежде всего незавершенностью экономических преобразований и сохраняющимися пережитками прежней системы: недостатком материальных ресурсов, отсутствием профессиональных кадров, пассивностью населения, концентрацией власти в высших эшелонах управленческого аппарата и отсутствием механизмов делегирования полномочий низшим звеньям администрации.
В настоящее время в КНР осознают необходимость поиска мер, позволяющих преодолеть сложившиеся стереотипы взаимодействия государственной власти и общества и вывести его на новый уровень, а также мобилизовать население для участия в деятельности общин. Инновационный компонент в строительстве общин подразумевает прежде всего выбор современной модели управления общины, позволяющей раскрыть внутренние резервы общества, которые традиционно подавлялись руководящей ролью государства.
Очевидно, что для успешного осуществления этого плана, необходимы современные научные исследования, не только объясняющие изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, но и позволяющие осуществлять социальное прогнозирование. Актуальность проблематики территориальных общин отражена в исследованиях, посвященных урбанизации и модернизации, трансформации ценностных ориентации;, нравственного воспитания молодежи, возрождения культурных традиций.
Подводя итог диссертационному исследованию, следует сказать, что территориальная община-шэцюй представляет собой уникальный социокультурный феномен, характеризующийся наличием единой территории, социальных связей, аккумулирующий основополагающие черты национальной культуры, где взаимодействие между индивидами основано на обновленных традиционных императивах «равенства и справедливости», «доверия и дружбы», «стабильности и упорядоченности». Формирование жизненной среды, которая будет соответствовать сложившимся в национальном сознании представлениям о гармонии, является основой для стабильного развития общества.
Таким образом, основная направленность работы по созданию территориальных общин в КНР заключается в формировании обновлённых норм и ценностей, соответствующих социалистической рыночной экономике, которые позволят достичь консенсуса в обществе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Котельникова, Татьяна Владимировна, 2010 год
1. Литература на русском языке
2. Абрамов В.А., Волнина H.H. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения. Чита: ЧитГУ, 2006. 206 с.
3. Абрамова H.A. Традиционная культура и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). Чита: ЧитГУ, 1998. 258 с.
4. Абрамова H.A., Юйшина Е.А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития. Чита: ЧитГУ, 2005. 212
5. Абрамова H.A. Традиционный фактор клана и его влияние на формирование органов самоуправления в Китае // Вестник БГУ. 2003. № 10. С.112-119.
6. Абрамова H.A. Конфуцианские ценности духовной культуры современного Китая // Человек в современных философских концепциях. Материалы III Международной научной конференции. Волгоград, 2004. С.7-14.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
8. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм. М.: Наука, 1984. 295 с.
9. Бокщанин A.A. Императорский Китай в начале XV века. М.: Наука, 1976. 323 с.
10. Васильев К.В. Место народа (минь) в системе древнекитайских представлений о мире // VII научная конференция ОГК. Вып.1. М., 1976.
11. Васильев, Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI -VII вв. до н.э.). М.: Наука, 1961.119
12. Васильев, JI.С. Проблема цзин тянь. М.: Наука, 1961.
13. Вебер М. Основные социологические понятия. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
14. Глунин В.И. Крестьянство в китайской революции. Революционный процесс на Востоке. История и современность. М.: Наука, 1982.
15. Гольц Г.А. Философско-методологические проблемы урбанистики: направления междисциплинарного синтеза (Аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реф. журнал. Серия 3. Философия. 1995. № 4. С.115-174.
16. Дёмин М.В. Проблема ценностей и ценностного отношения // Вестник МГУ. Серия Философия. 1974. № 2. С.40-49.
17. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: русско-английский, англо-русский. В 2 т. Т.1: А-О // М.: Вече, ACT, 1999. 543 с.
18. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Э. Дюркгейм Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. 400 с.
19. Илюшечкин, В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М.: Наука, 1986.
20. Ли Гоу. Искусство властвовать / План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (XI в.) / Пер. с кит. З.Г. Лапиной; Лю Шао. О человеческом существе (Ш в.) / Пер.с кит. Зиновьева Г.В. М.: Белые альвы, 2001. 288 с.
21. Адамчик В.В., Адамчик М.В., Бадан А.Н. История Китая. М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. 735 с.
22. Кан Ювэй. Комментарии к «Лиюнь» // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М.: Наука, 1961. С. 115.
23. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-Аут, 1993. 478 с.
24. Карнеев А.Н., Косырев В.А., Писарев A.A. Власть и деревня в республиканском Китае (1911-1949) М.: Соверо-принт, 2005. 529 с.
25. Китайская Народная Республика в 2006 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник РАН Институт Дальнего Востока. М. 2007. 516 с.
26. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1977.
27. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М.: Лань, 2003. 416 с.
28. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967.
29. Крюков М.В. Китайская школа социолокальных исследований Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sati. archaeology.nsc.ru/encyc p/term.html?act=list&term=485
30. Ч. Кули Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
31. Ломанов A.B. Китайский человек основа всего Электронный ресурс. // Россия в глобальной политике. 2004. № 2. Март-Апрель. -Режим доступа: http://www.globalaffairs.rU/numbers/7/2044.html.
32. Лукьянов А.Е. Из истории идеологемы сяо кан // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 4. С.120.
33. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литература, 2000. 384 с.
34. Малявин В.В. Китайская военная стратегия. М.: ACT, 2004. 432 с.
35. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 2007. 357 с.
36. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, ACT, Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. 632 с.
37. Маркс К. Собрание сочинений 2 изд. Т.13, ч.1. М., 1958.
38. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. Сочинения, т. 46, 4.1. М.: Политиздат, 1968.121
39. Межуев В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. 199 с.
40. Меликсетов A.C. Социально-экономическая политика гоминьдана в Китае (1927-1949). М.: Наука, 1977.
41. Мэн-цзы: под ред. JI.H. Меньшикова. СПб.: Петербургское востоковедение. 1999. 272 с.
42. Наш друг Китай. Словарь-справочник: под ред. Г. Шкаренковой. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. 630 с.
43. Немецкая социология: отв. ред. Р.П. Шпакова. СПб.: Наука, 2003. ■ 562с.
44. Непомнин O.E. Генезис капитализма в сельском хозяйстве Китая. М., 1966.
45. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. 270 с.
46. Перцик E.H. Среда человека: предвидимое будущее. М.: Мысль, 1990. 366 с.
47. Перцик E.H. Города мира. М.: Международные отношения, 1991. 380 с.
48. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. М.: ВЛАДОС, 1999. 232 с.
49. Пирс К. Воины Китая. Под знаменем военного дракона. М.: Эксмо, 2008. 248 с.
50. Писарев A.A. Проблемы типологии китайской общины // Вопросы истории Китая. М., 1981.
51. Попова И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 279 с.
52. Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. М.: РАН. Восточная литература, 2001. 304 с.
53. Ринкявичюс Л., Буткявичене Э. Концепция общности (gemeinschaft / community) и её специфика в виртуальном пространстве // Социологические исследования. 2007. №7. С.3-11.
54. Роль традиций в истории и культуре Китая: сборник статей; под ред. Л.С. Васильева. М.: Наука, 1972. 375 с.
55. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов A.B. Политология. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 336 с.
56. Советская историческая энциклопедия. В 18 т. Т. 10. Нахимсон — Пергам // гл. ред. Е.М.Жуков. М.: Советская энциклопедия, 1967.
57. Социальные организации в Китае: сборник статей; под ред.Л.С. Васильева. М.: Наука,1981. 302 с.
58. Акатова Т.Н., Илюшечкин В.П., Кузес B.C. и др. Социальная структура Китая: XIX первая половина XX в. М.: Наука, 1990. 438 с.
59. Стужина Э.П. Китайский город. XI -XIII вв. М.: Наука, 1979.
60. Тертицкий K.M. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М.: Наука, 1994.
61. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: В. Даль, 2002. 456 с.
62. Тюрин А.Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III-VIII вв. М.: Наука, 1980.
63. Тяпкина H.H. О традиционной социальной организации китайской деревни в первой половине XX в. // Государство и общество в Китае. М.:1978. С.207-229.
64. Фукуяма Ф. Социальный капитал. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Школа политических исследований, 2002. С. 129-149.
65. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М.: Наука, 1989.245 с.
66. Харитонов В.М. Горизонты геоурбанистики // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1993. Выпуск 13.
67. Шелер М. Положение человека в Космосе // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
68. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. М., 1995. 166 с.
69. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995. 240 с.
70. Литература на китайском языке
71. Бай Ган. Изучение вопроса о причинах длительности существования феодального общества в Китае // Гуанмин жибао. 1982. 20 окт.
72. Бай Чижган. Шэцюй вэньхуа юй цзяоюй — Культура и воспитание в общине. Бэйцзин: Чжунго лаодун шэхой баочжан чубаньшэ, 2001. 172 с.
73. Бу Чанлинь. Шэцюй чунту юй шэцюй цзяныпэ = Конфликт в общине и строительство общин. Бэйцзин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2009. 438 с.
74. Гао Гуйсянь. Шэцюй фуву = Обслуживание в общине. Бэйцзин: Дяньцзы гунъе чубаньшэ, 2009. 236 с.
75. Гао Цзяньго. Чжунго шэцюй гунцзочжэ шоуцэ = Справочник работника китайской территориальной общины. Бэйцзин: Миньцзу чубаньшэ, 2002. 214 с.
76. Гань Маньтан. Цунь мяо юй шэцюй гунгун шэнхо = Деревенский храм и общественная жизнь в общине. Бэйцзин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2007. 296 с.
77. Дасюэшэн чэн «ицзу» цзян инфа синь вэньти = «Муравьиные124колонии» студентов создадут новые проблемы // Цанькао сяоси, 2009. 17 нояб.
78. Дин Юаньчжу. Шэцюй дэ цзибэнь лилунь юй фанфа = Основная теория и методология общин. Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаныиэ 2009. 316 с.
79. Дин Шувэй. Во го чэнши шэцюй гунгун фуву гунгэй вэньти яньцзюй = Исследование вопросов предоставления общественных услуг в городских общинах Китая // Кэцзи цинбао кайфа юй цзинцзи, 2007. № 29.
80. Ли Дэшунь. Цзячжи синьлунь = Новая теория ценностей. Шанхай, 1995.
81. Жань Мяньхой. Миньго шици баоцзя чжиду яньцзю = Исследование системы баоцзя в годы правления Национального правительства. Чэнду: Сычуань дасюэ чубаныиэ, 2005. 243 с.
82. Ли Сиюань. Сяньдай шэцюй гайлунь = Общий обзор современных общин. Гуанчжоу: Чжуншань дасюэ чубаныиэ, 2002. 337 с.
83. Ли Теин. Формирование ценностных ориентаций китайской нации в XXI в. Бэйцзин, 1999. 290 с.
84. Ли Хуэйфэн. Шэцюй хэцзо чжили шичжэн яньцзюй = Эмпирическое исследование совместного управления общин. Бэйцзин: Чжунго шэхой чубаныиэ, 2009. 315 с.
85. Ли Ханьлинь. Чжунго даньвэй сяньсян юй чэнши шэцюй дэ чжэнхэ цзичжи = Производственная единица в Китае и механизмы регулирования городских общин // Шэхойсюэ яньцзю, 1993. № 5.
86. Линь Юйтан. Чжунгожэнь (У ту у минь) = Китаец (Моя земля, мой народ). Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаныиэ, 1989. 370 с.
87. Линь Яохуа. Цзинь И Чжунго цзяцзу чжиду дэ шэхойсюэ яньцзю = Золотое крыло — Социологическое исследование родовой системы в Китае. Бэйцзин: Саньлянь шудянь, 2000. 290 с.
88. Лу Фэн. Даньвэй и чжун тэшудэ цзучжи синши = Производственная единица - специфическая форма организации // Чжунго шэхой кэсюэ, 1989. №1.
89. Лю Бокуй. Чжунхуа вэньхуа юй Чжунго шэцюй = Китайская культура и китайские общины. Гуанчжоу: Цзинань дасюэ чубаныпэ, 2005. 229 с.
90. Пан Давэй. К истории социологии в Китае Электронный ресурс. // Социологические исследования. 009. № 4. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.alsp7id = 11845591.
91. Резолюции 1951 года (12-я и 13-я сессии). Резолюция 390 Электронный ресурс. Режим доступа: http://daccess-ods.un.org/TMP/2802653.90872955.html.
92. Сы Вэйчжи. К вопросу о цзунцзу. О патрилинейной болыпесемейной общине и возникновении частной собственности на землю // Сысян чжансянь, 1978. № 1.
93. Сюй Юн. Лунь чэнши шэцюй цзяньшэчжун дэ шэцюй цзюйминь цзычжи = О самоуправлении жителей общин в ходе строительства городских общин в КНР // Хуачжун шифань дасюэ сюэбао, 2001. № 5.
94. Сюй Юн. Чэнсян шэцюй цзяныиэ гайлунь = Общий обзор теории строительства городских и сельских общин. Ухань: Хубэй кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2008. 135 с.
95. Сюй Юнсян. Шэцюй фачжаньлунь = Теория развития общин. Шанхай: Хуадун лигун дасюэ чубаньшэ, 2000. 255 с.
96. Сяо Вэйпин. Шиши юй цзячжи = реальность и ценность. Бэйцзин, 2000. 319 с.
97. Тун Син, Чжао Сижун. «Шэцюй» цзи ци сянгуань гайнянь бяньси =126
98. Анализ понятий, связанных с «общиной-шэцюй» // Шэхойсюэ. 2006. №7. С.43-49.
99. Тянь Юйжун. Фэйчжэнфу цзучжи юй шэцюй фачжань = Неправительственные организации и развитие общин. Бэйцзин: Шэхой кесюэ вэньсянь, 2008. 232 с.
100. У Вэньцзао. Жэньлэйсюэ шэхойсюэ яньцзю вэньцзи = Собрание исследований по антропологии и социологии. Бэйцзин: Миньцзу чубаньшэ, 1990.
101. У Вэньцзао. Сяньдай шэцюй шиди яньцзюй дэ ии хэ гунъюн = Содержание и роль полевых исследований современных общин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sociologyol.org/yanjiubankai/xuejierenwu/wiiwenzao/2008-09-04/6022.html
102. Фан Мин. Гуаньча шэхойдэ шицзяо шэцюй синьлунь = Новая теория общин с точки зрения социологических наблюдений. Бэйцзин: Чжиши чубаньшэ, 1991. 267 с.
103. Фэй Сяотун. Люэ тань чжунго дэ шэхойсюэ = Немного о китайской социологии // Гаодэн цзяоюй яньцзюй. 1993. № 4.
104. Фэй Сяотун. Сянту Чжунго = Сельская жизнь в Китае. Бэйцзин: Шэнхо, душу, синьчжи санлянь шудянь, 1985. 267 с.
105. Хань Цзыжун, Лянь Юймин. Чжунго шэцюй фачжань: фувусин шэцюй = Развитие общин в Китае: общины обслуживающего типа. Бэйцзин:Чжунго шидай цзинцзи чубаньшэ, 2005. 254 с.
106. Ху Аньган. Ди эрцы чжуаньсин: и чжиду цзяныиэ вэй чжунсинь = Второй поворот: к институциональному строительству в качестве центральной задачи // Чжаньлюэ юй гуанли. 2002. №3.
107. Ху Аньган. Синь фачжань гуань = Новая концепция развития. Ханчжоу, 2004. 325 с.
108. Хуан Кайкэ. Шэцюй чжили чжундэ чжэнфу цзюэсэ = Роль127государства в управлении общинами Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www.cnki.net.
109. Хэ Яньлин. Души цзецюйчжун дэ гоцзя юй шэхой: Лэцзе дяоча = Государство и общество в городской общине: исследование на улице Лэ. Бэйцзин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубанынэ, 2007. 300 с.
110. Цзян Ци. Шэцюй цзяньшэ юй гуанли = Управление и строительство общин. Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2008. 258 с.
111. Чжань Чэнфу, Цзян Ли, Ван Бо и др. Цюаньго хэсе шэцюй цзяньшэ лилунь юй шицзянь: шэцюй тичжи чуансинь = Теория и практика строительства гармоничных общин в Китае: инновации в системе общин. Бэйцзин: Чжунго шэхой чубаньшэ, 2009. 248 с.
112. Чжан Чжо. Дандай чжунго шэхойсюэ = Современная китайская социология. Бэйцзин: Чжунго шэхой кэсюэ чубаньшэ, 1998. 705 с.
113. Чжан Синцзе, Ю Яньлин, Тань Цзюньлэ. Нунцунь шэцюй цзяньшэ юй гуанли яньцзю = Исследование формирования и управления деревенских общин. Гуанчжоу: Хуанань лигун дасюэ чубаньшэ, 2007. 325 с.
114. Чэнь Юйшэнь. Чжунго чэнши шэцюй фачжань яньцзюй = Исследование развития городских общин в Китае. Шанхай: Хуадун шифань дасюэ чубаньшэ, 2002. 209 с.
115. Юй Сяньян. Шэцюй гайлунь = Понятие территориальной общины. Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2007. 329 с.
116. Ян Туань. Шэцюй гунгун фуву луньси ^Комментарии к социальному обслуживанию в общинах. Бэйцзин: Хуася чубаньшэ, 2002. 317 с.
117. Ян Минь. Чжунго шэхой чжуансин гочэнчжун шэцюй иханьчжи таньтао = Исследование содержания понятия общины в процессе трансформации китайского общества // Ухань дасюэ сюэбао, 2006. № 1.
118. Литература на английском языке
119. Alford R. Bureaucracy and Participation: Political Cultures in Four Wisconsin Cities. Rand McNally & Co., 1969.
120. Andrew A. The local Community in Early Ming China // Ming Studies, Minneapolis, 1985. N 20.
121. Barnes J. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands. Human relations. 1954. Vol. 7.
122. Bauman Z. Community:Seeking Safety in an Insecure World. Cambridge: Polity Press, 2001.
123. Bell D. The Coming of Pot-Industrial Society: a Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973.
124. Bernard J. The Sociology of Community. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1973.
125. Clark C. Urban Population Densities // Journal of the Royal Statistical Society Series A, 1951. 114:490-96.
126. Dennerline J. Marriage, Adoption and Charity in the Development of Lineages in Wu-his from Sung to Chring. Kinship Organizations in Late Imperial China, 1000-1940. Taipei, 1987.
127. Dewey R. The Rural-Urban Continuum: Real but Relatively Unimportant // American Journal of Sociology 66:60-66, 1960.
128. Dobriner W.M. The Suburban Community. G.P.Putnam's Sons, 1959.
129. Doxiadis C. Existics: An Introduction to the Science of Human Settlements. London: Oxford University Press, 1968.
130. Gibbs J. The Evolution of Population Concentration // Economic geography. 1963. N2.
131. Duncan O. Metropolis and Region. Johns Hopkins Press, 1960.
132. Dutton W. Information and Communication Technologies: Visionsand Realities. Oxford: University Press, 1996.
133. Fischer C. To Dwell Among Friends. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
134. Freedman M. Chinese Lineage and Society: Fukien and Kwangtung, London, 1966.
135. Galaskiewicz J. Exchange Networks and Community Politics // New Perspectives on American Community ed. by R.Worren and L. Lyon. Homewood, IL: Dorsey Press, 1983.
136. Gamble S. Ting Hsien. A North China Rural Community. S.D.Gamble. N.Y., 1954.
137. Gans H. The Urban Villagers. New York: The Free Press, 1962.
138. Hauser P. Urbanization in Latin America. UNESCO, Columbia University Press, 1961.
139. Hillery G. Jr. Definitions of Community: Areas of Agreement // Rural Sociology, 1955. Vol.20. N2.
140. Human Services For Cultural Minorities / ed. By Dana, R.H., University Park Press, Baltimore, 1981.
141. Hunter B. Learning in the Virtual Community Depends upon Changes in Local Communities. Cambridge: Cambridge university press, 2002.
142. Jones S. Understanding Community in the Information Age // Jones S.(ed.). CyberSociety: Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1995.
143. Kulp D. Country Life in South China // Sociology of Familism. Vol.1. Phoenix Village, Kwang-tung, China. N.Y., 1925.
144. Lang O. Chinese Family and Society. New Haven, 1946.
145. Loader B. Cyberspace Divide: Equality, Agency and Policy in the Information Society. L.: Routledge, 1998.
146. Lyon L. The Community in Urban Society. Chicago, 1987.
147. Milson F. An Introduction to Community Work. London:Routledge130and Kegan Paul, 1974.
148. Minar D. The Concept of Community: Readings with Interpretations. Aldine Publishing Company, 1969.
149. Osgood C. Village Life in Old China. A Community Study of Kao Yao, Yunnan. N.Y., 1963.
150. Parsons T. Economy and Society. Glencoe, IL.: Free Press, 1956.
151. Pasternak B. Kinship and Community in Two Chinese Villages, Stanford, 1972.
152. Popenoe D. The Urban Industrial Frontier: Essays on Social Trends and Institutional Goals in Modem Communities. Rutgers University Press, 1969.
153. Redfield R. The Little Community. Chicago, 1955.
154. Rheingold H. A Slice of Life in My Virtual Community // Harasim L.M. (ed.) Global Networks. Cambridge: MIT press, 1993.
155. Rhringold H. Foreword // Wellman B. The Internet and Everyday Life. Oxford: Blackwell Publishers, 2002.
156. Schumacher E. Small is Beautiful. A Study of Economics as if People Mattered. L., 1975.
157. Shank A. Political Power and the Urban Crisis. Holbrook Press, 1969.
158. Sociology of Community: A Selection of Readings / Ed. by C. Bell H. Newby. L.:WiIliam Clowes and Sons, Ltd., 1974.
159. Stacey M. The myth of community studies // Sociology of community: A selection of readings. L.:William Clowes & Sons, Ltd. 1974.
160. Sussman M. Community Structure and Analysis / M.B.Sussman.-Thomas Y. Crowell Company, 1958.
161. Tawney R. Land and Labour in China, New York, 1932; Buck J.L. Land Utilization in China, London, 1937.
162. The Concept of Community. Readings with Interpretations / ed. by David W. Minar, S. Greer. Aldine publishing company, Chicago, 1970.
163. Theodorson G. Studies in Human Ecology. Harper & Row Publishers, 1961.
164. Warren R. The Community in America. Chicago: Chicago Univercity Press, 1978.
165. Wellman B. Physical place and cyberplace: the rise of networked individualism // International Journal of Urban and Regional Research. 2000/1.
166. Wirt F. The Search for Community Power. Prentice-Hall, Inc., 1968.
167. Смелзер H. Электронный ресурс. Режим доступа: http: scepsis.ru/library/id646.html.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.