Социокультурные трансформации ментальности новгородского старообрядчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Мельников, Илья Андреевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Мельников, Илья Андреевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Феномен старообрядчества в русской ментальности
§1. Ментальность и религиозная традиция в русской
культуре
§2. Социокультурное значение церковного раскола XVII века для формирования старообрядческой ментальной
традиции
§3. Особенности социокультурной динамики духовных центров новгородского старообрядчества
Глава 2. Государство, община и личность в системе ментальных ценностей новгородских старообрядцев
§1. Общинная ментальность в отношениях власти и
новгородского старообрядчества в XIX - XX вв
§2. Право и закон в рационализации культурных традиций
новгородского старообрядчества в XIX - XX вв
§3. Старообрядческая книжность как основание
социокультурной идентичности
§4. Религиозный авторитет и книжное знание в культурном
пространстве старообрядческой полемики
§5. Радикальный эсхатологизм в ментальности новгородских старообрядцев
Заключение
Источники и список использованной литературы
Приложение 1. Анонимные старообрядческие произведения и
духовные стихи
Приложение 2. Документальные свидетельства
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культура старообрядцев Нижнего Поволжья: традиции и современность2011 год, кандидат исторических наук Гринченко, Яна Сергеевна
Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья2007 год, доктор исторических наук Данилко, Елена Сергеевна
Тихвинские кареллы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы2011 год, доктор исторических наук Фишман, Ольга Михайловна
Старообрядчество в социокультурной системе современного мира: На примере Якутии2006 год, кандидат культурологии Родикова, Светлана Юрьевна
Старообрядчество в Приамурье в XIX - начале XXI вв.: философско-религиоведческий анализ2009 год, кандидат философских наук Матющенко, Виктория Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные трансформации ментальности новгородского старообрядчества»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема перехода от традиционного мировоззрения к рациональному занимает достаточно важное место в общей культурно-исторической проблематике. Особенно актуальной эта проблема становится при исследовании русской культуры, в которой вопрос соотношения традиций и новаций неоднократно остро вставал в различные периоды истории. В настоящее время значимость традиционных установок в культурных практиках современной России также привлекает к себе внимание философов, культурологов и социологов. В частности, с различных позиций оценивается такое явление современной российской действительности, как «новая религиозность» и обращение к культурным практикам, так или иначе связанным с полем религии.
Религиозное мировоззрение, в своей основе опирающееся на религиозную традицию, в большинстве случаев является носителем традиционных ценностных установок. Однако, не следует исключать и некую трансформацию, которую оно может претерпевать под воздействием общекультурных и социальных изменений в обществе. В данном случае перед религией встает неизменный выбор способов реакции на наступление секулярного мировоззрения.
В России культурная секуляризация фактически дала о себе знать в XVI столетии, в связи с укреплением абсолютизма. Первое же открытое столкновение традиционного и секулярного мировоззрения относится к периоду церковных реформ патриарха Никона и церковного раскола сер. XVII в. Старообрядчество, первоначально выбравшее способ реакции на это столкновение, охарактеризованный П. Бергером как «дедуктивный» (с опорой на незыблемый авторитет традиции, "Deus Dixit"), на практике вынуждено было смягчить подобную жесткую позицию. Это, в свою очередь, породило своеобразные ментальные характеристики, характерные для старообрядческой культуры, а также способствовало трансформации в ней некоторых культурных практик, известных русской христианской религиозности до раскола.
Именно поэтому в настоящее время наметился интерес к исследованию
3
старообрядчества не только с позиций описательной истории и археографии, но и с позиций культурологии, истории ментальности, социологии и философии религии, а также других гуманитарных дисциплин. Немаловажную роль в этом процессе играет изучение региональных старообрядческих общностей, что позволяет привлечь к исследованию значительный массив незадействованного до этого фактического материала.
Одним из значимых центров российского старообрядчества с первых лет раскола являлся Новгород и новгородские земли. Именно в отдаленных регионах «новгородских пределов» подвизались многочисленные старообрядческие проповедники, «новгородский контекст» присутствует так или иначе в большинстве старообрядческих сочинений. На территории новгородских земель возникли такие крупные очаги сопротивления реформам Никона, как Соловецкий монастырь, Выговская пустынь, Крестецкий Ям, ставший родиной «федосеевского» согласия. Эти центры по уровню своего влияния вышли далеко за региональные пределы, и приобрели общестарообрядческое значение, причем как в России, так и за ее рубежом. Таким образом, исследование трансформации ментальных характеристик новгородских староверов даст рельефную и показательную картину общестарообрядческой религиозности и одновременно позволит выделить ее отличительные черты в Северо-Западном регионе.
Степень разработанности темы. При изучении культуры новгородского старообрядчества необходимо учитывать широкий комплекс исследований, в которых освещается, во-первых, место религии в мировой культуре, а также соответствующие практики, в которых выражается религиозная ментальность; во-вторых, культурно-исторические характеристики феномена церковного раскола и старообрядчества, основополагающие аксиологические категории старообрядческой религиозной парадигмы и ее религиозно-философские основы; в-третьих, исторические, археографические, этнологические аспекты развития региональных центров староверия, в том числе и старообрядческого движения на территории нынешней Новгородской области.
Роль и место религии при переходе от традиционного общества к рациональному, специфика культурных практик поля религии и их связь с коллективными представлениями освещается в работах ведущих западных культурологов и социологов (Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, П. Бурдьё, П. Бергера, Н. Элиаса, К. Леви-Стросса, К. Г. Юнга, Э. Фромма, С. Московичи). Проблема ментальности и ее связь с культурой повседневности является ключевой в исследованиях представителей «школы Анналов» (Л. Февр, М. Блок). Национальная русская ментальность получила свое отражение в трудах отечественных философов и культурологов различных направлений (П. Я. Чаадаева, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, Н. О. Лосского, Н. С. Розова).
Религиозно-философские основы собственно христианской ментальности, лежащей в основе старообрядческой религиозности, рассматриваются в основополагающих трудах отцов Восточной и Западной церкви (Иоанн Дамаскин, Феодорит Кирский и др.), а также работах Л. А. Тихомирова, В. В. Зеньковского. Роль «духовных упражнений» и практик христианства, унаследованных от античности и нашедших свое воспроизведение в старообрядческой культуре, освещается в работе П. Адо. Особенности средневековой христианской религиозной ментальности, изначально являвшейся истоком старообрядчества, рассматриваются в работах С. С. Аверинцева, А. Я. Гуревича, Г. Г. Литаврина, Д. С. Лихачева.
Историко-культурные предпосылки церковного раскола в России, а также общие мировоззренческие и ментальные характеристики старообрядческого движения освещены в работах Н. Ф. Каптерева, С. А. Зеньковского, А. М. Панченко, И. А. Кириллова, В. П. Рябушинского. История старообрядческого движения и характеристики старообрядческих согласий с миссионерской точки зрения содержатся в работах П. С. Смирнова и И. Ф. Нильского. М. О. Шахов в своих работах исследует религиозно-философские основы старообрядчества, идеологические основы взаимодействия староверия и власти. Социологический подход к исследованию общественных и экономических институтов
старообрядчества содержится в работах В. В. Керова, Д. Е. Раскова. Значительный вклад в изучение старообрядчества как социального явления, внесли дореволюционные исследователи-«народники» В. С. Пругавин и А. П. Щапов. С позиций классовой марксистской теории явление старообрядчества рассматривается в работах А. Катунского и А. И. Клибанова. Взаимоотношение старообрядчества и власти освещены в работе О. П. Ершовой. Место таких категорий старообрядческой ментальное™, как «личность» и «община», а также роль книги и книжности в культуре староверия освещается в ряде работ И. В. Поздеевой. Особенностям отношения старообядцев-беспоповцев к социальным институтам брака и тендерному аспекту развития староверия отводится важное место в работе И. Паерт.
На современном этапе развития изучения старообрядчества, как явления культуры, наблюдается возросший интерес к исследованию региональных староверческих общностей. Так, историко-археографическому описанию Выго-Лексинского общежительства, как одного из ведущих старообрядческих центров, посвящены фундаментальные труды Е. М. Юхименко, Р. Крамми. Американский исследователь Р. Дуглас концентрирует свое внимание на судьбе старообрядцев Верхокамья в советский и постсоветский период, М. В. Кочергина в своих работах обращается к региональной истории старообрядцев Ветки и Стародубья. Исследование В. Никонова посвящено истории старообрядческих общин Латгалии (восточная Латвия), заселенной выходцами из новгородско-псковских земель.
Интерес к региональной специфике старообрядческой культуры в свою очередь породил исследования локальных фольклорных и этнографичеких особенностей, присущих старообрядческой культуре тех или иных регионов (А. А. Чювьюров, Н. Морозова).
Новгородский регион, бывший одним из центров старообрядчества северо-запада, попал в поле зрения исследователей недавно. При этом следует отметить, что исследования, касающиеся новгородского старообрядчества, как правило, носят узко-специальный характер, в основном этнографической
направленности. Выявление особенностей функционирования этно-конфессиональной общности тихвинских карел-старообрядцев содержится в работе М. О. Фишман. Ритуальные и бытовые аспекты «культуры повседневности» новгородских староверов раскрываются в монографии Т. А. Воскресенской. В статье А. Б. Островского освещаются этно-локальные характеристики взаимоотношения староверов и «мирских» на примере Маловишерского и Крестецкого районов, а М. К. Бурьяк описывает фольклорные традиции старообрядцев Пестовского района.
Истории новгородского старообрядчества начиная с XVII в. отводится значительное место в ставших классическими трудах упоминавшихся С. А. Зеньковского и Н. Ф. Каптерева. В работе С. Фенченко описывается «сыск» новгородских староверов 1682 - 1684 гг. Статья Н. С. Федорук содержит историко-статистический очерк о старообрядцах Новгородской губернии в XIX в., а в работе В. В. Шамарина впервые была предпринята попытка дать общую характеристику основным старообрядческим центрам Новгородской области. Истории старообрядчества пограничных районов Новгородской и Ленинградской областей в XIX в. посвящены статьи Л. В. Корольковой. А. А. Безгодов в своей работе обращается к истории организации старообрядческих общин Новгородской области в кон. XX в.
Таким образом, исследование ментальных характеристик региональной общности новгородских староверов является первой в своем роде попыткой синтезировать общекультурологические знания по данному предмету и историко-культурные данные, содержащиеся в работах, посвященных старообрядческой регионалистике.
Объектом исследования выступают ментальные традиции старообрядчества в российской культуре.
Предметом исследования являются социокультурные трансформации ментальных традиций на примере новгородского старообрядчества.
Целью настоящего исследования является выявление ментальных оснований трансформации ценностей и культурных практик старообрядцев-
беспоповцев.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи: Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- определить сущность взаимодействия ментальных характеристик и религиозной традиции;
- выделить основные социокультурные предпосылки возникновения церковного раскола в XVII в.;
- определить основные ментальные категории старообрядческого вероучения и выявить их связь с различными уровнями ментальности;
- выделить социокультурные и ментальные особенности региональной общности новгородских старообрядцев в период кон. XVIII - XX вв.;
- показать изменение восприятия традиционного авторитета власти в ментальности новгородского старообрядчества;
- осветить социокультурные основания формирования ценностей права и закона в ментальности новгородского старообрядчества XIX в.;
- выявить роль «книжной» культуры и книжности как основополагающего фактора формирования новгородской старообрядческой ментальности;
- показать непосредственную связь радикально-эсхатологического учения новгородских староверов и обоснований деперсонифицированного авторитета «священных писаний»;
- выявить механизмы формирования институтов, транслирующих книжное знание (наставничество, начетничество) и оснований их авторитета в новгородской старообрядческой ментальной традиции XIX - нач. XX вв.;
- раскрыть влияние эсхатологических концепций христианства на развитие специфики исторической памяти новгородского старообрядчества;
Источниковую базу исследования составляют статистические сведения о старообрядцах, материалы уголовного и церковного делопроизводства XIX -XX вв., указы, касающиеся старообрядчества, прошения и обращения старооб-
рядцев в официальные органы власти, которые находятся в составе Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), в том числе в его фондах: Департамента Общих дел Министерства Уголовных Дел (Ф. 1284), Александро-Невской Лавры (Ф. 815), Канцелярии Синода (Ф. 796); в составе Государственного Архива Новгородской Области (ГАНО), в том числе в его фондах: Новгородской Духовной Консистории (Ф. 480), Канцелярии Новгородского Губернатора (Ф. 138), Помощника благочинного Уделов пахотных солдат (Ф. 507), Крестецкого уездного Полицейского Управления (Ф. 127), В. С. Передольского (Ф. 717), Крестецкого Волостного Исполнительного Комитета (Ф. Р-40), Высоковского Волостного Исполнительного Комитета (Ф. Р-268), Уполномоченного по делам религий по Новгородской области (Ф. Р-4110).
Также в качестве ценных источников по истории и культуре новгородского староверия нами использовались сочинения старообрядческих авторов XVIII - XX вв., некоторые из которых жили и творили в Новгороде и на его землях, рукописные и старопечатные книги, хранящиеся в собраниях Новгородской Старообрядческой Поморской Общины (НСПО), а также Отделе Письменных Источников Новгородского Объединенного Музея-Заповедника (ОПИ НГОМЗ).
Кроме того, при исследовании социокультурных особенностей развития локальных старообрядческих обществ на территории Новгородской области сер. XX - нач. XXI вв. нами использовались полевые материалы, которые были собраны в ходе этнокультурологических экспедиций Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в Валдайский, Маловишерский, Окуловский и Солецкий районы Новгородской области, а также в г. Великий Новгород (2007 - 2014 гг.).
Методологическую основу исследования составляют научные разработки в области культурологии, культурной антропологии, истории и социологии религии, религиозно-философские исследования, в которых раскрываются особенности феномена христианской и старообрядческой ментальности. В целом основные методы можно свести к следующим: - феноменологический метод, позволяющий исследовать старообрядческую
культуру, как единое целое с выработанными в ней самой системой взглядов-и культурных практик;
- социологический, применение которого выявляет социокультурные предпосылки и механизмы трансформации культурных практик в старообрядчестве.
- историко-сравнительный, позволяющий проследить включенность исследуемого объекта в общие социокультурные особенности развития окружающей среды, а также выявить взаимодействия с другими социальными полями.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.
В рамках работы:
- впервые процессы трансформации ментальности внутри религиозной общности рассматриваются на примере региональной истории новгородского старообрядчества кон. XVIII - XX вв., специфика которого заключается в распространении на территории этого региона радикальных старообрядческих согласий (федосеевцев и филипповцев) и, при этом, близость духовных центров новгородского староверия к обеим столицам (Санкт-Петербург и Москва);
- возникновение наставничества и начетничества рассматривается как результат функциональной необходимости в институционализации сословия трансляторов книжного знания в замкнутой религиозной общности, выполняющего как религиозные, общественные, так и ментальные функции;
- основой авторитета института наставничества служит, с одной стороны, знание свода церковных правил и предписаний, с другой стороны - личная харизма, покоящаяся на традиционных ментальных основаниях личного авторитета носителя сакральных знаний;
- освещается роль межконфессиональной полемики в становлении необходимых институтов трансляторов книжного знания и традиционного авторитета, в частности, выработки в XVIII - XIX вв. системы старообрядческой апологетики, предполагавшей наличие узко специализированных начетчиков, в совершенстве владевших полемическими приемами;
выявляется место свободы и равноправия, как ценностей, сформировавшихся в ментальности новгородских старообрядцев под влиянием социокультурных оснований развития старообрядческого движения в XVIII - XX вв.;
- раскрывается роль эсхатологических представлений старообрядцев в формировании специфики исторической памяти этой религиозно-культурной общности, рассматривающей мировую историю как последовательность «отпадений от веры», а современность - как «последние времена мира», что в свою очередь является выражением коллективных представлений об «авторитете отцов» и идеализацией прошлого;
- обосновывается взаимосвязь старообрядческой конфессиональной этики "и трансформации верхних уровней ментальности новгородских крестьян в их отношении к авторитету государственной власти, общины и личности, характерными чертами которого были десакрализация института власти, замена ее сакральных функций общиной и индивидуализация сохранения и поддержания традиции;
- определяется влияние глубинных ментальных оснований на изменения в развитии радикально-эсхатологических концепций старообрядцев-беспоповцев, пришедших к более традиционному персонифицированному пониманию авторитета, а также к поиску компромисса с окружающим общественным порядком;
- доказывается ключевая роль книжной культуры в рационализации культурных практик новгородских старообрядцев, проявлявшейся на раннем этапе развития старообрядчества в установлении неперсонифицированного исключительного авторитета «священных текстов», понимания и принятия индивидуального выбора веры на основе исследования кодифицированной религиозной доктрины, апологетике, находивших выражение в феномене старообрядческой религиозной полемики и внутриобщинном образовании. Практическая значимость исследования.
Теоретические и методологические положения, сформулированные в
работе, могут быть использованы при культурологическом исследовании религиозной ментальности, роли и места рационализации культурных практик в традиционной религиозной общности, выявлении механизмов ее взаимодействия с окружающим миром.
Выводы, предложенные в диссертации, могут способствовать осмыслению конфессиональной и культурной неоднородности российского государства, как закономерного явления и специфической особенности русской культуры, что, в свою очередь, может послужить основой к конструктивному взаимодействию между различными конфессиональными, этническими и этноконфессиональными общностями в рамках гражданского общества. Выводы, касающиеся культурной самобытности и ментальных характеристик старообрядчества Новгородской области, могут быть полезны в осмыслении общественного потенциала староверия в жизни современного гражданского общества.
Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций по культуре Северо-Запада, методических пособий, практических занятий и культурно-развивающих программ.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также представлены в виде докладов на XIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ГИ НовГУ, апрель 2007 года), XV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2008 года), XVI научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2009 года), IX Международной научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность" (Великий Новгород, сентябрь 2010 года), XVII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ март-апрель 2010 года), V Международных Шёгреновских чтениях «Историко-культурный ландшафт Северо-Запада-2» (СПб, РЭМ, февраль - март 2011 года); XVIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2011
года), Всероссийской конференции «А мне глаголати неленостно...». Раскол и старообрядчество в современной рефлексии (Кострома, КГУ, апрель 2012 года); XIX научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2012 года); Международной научной конференции «Новгородика-2012. У истоков российской государственности» (Великий Новгород, сентябрь 2012 года); XX научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2013 года); научно-практической конференции «На рубеже культур: Тихвин в XVII столетии» (Тихвин, ТИМАХМ, сентябрь 2013 года); Всероссийской научной конференции с международным участием «Бренное и вечное. Имперский синдром: идеология, мифология и социокультурная практика» (Великий Новгород, ноябрь 2013 года); XXI научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (ИГУМ НовГУ, апрель 2014 года); научно-практической конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» (Москва, МГУ, май 2014); научно-практической конференции «Пустозерск и Русская Арктика: история, культура, современность» (Нарьян-Мар, ГБУК «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск», сентябрь 2014 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Глава I.
ФЕНОМЕН СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Феномен религии, как сочетания философско-богословских составляющих вероучения и неосознанных когнитивных элементов, непосредственно соприкасается с понятием ментальное™, вступая с ней во взаимодействие и порождая культурные практики. Многообразие этих культурных практик и ментальных характеристик обусловлено, с одной стороны, многообразием религиозных форм и субкультур, с другой стороны, различными социокультурными основаниями. В связи с этим становится очевидной необходимость рассматривать староверие не с какой-либо одой четко зафиксированной позиции, но с учетом различных факторов, вызвавших сопротивление реформам патриарха Никона в XVII в. и вылившихся в многовековое противостояние старообрядчества и официальной церкви.
По замечанию ряда современных исследователей, старообрядческое мировоззрение помимо сугубо традиционалистских установок сочетало в себе и определенные религиозно-философские новации, продиктованные новизной вопросов, которые новая социальная реальность ставила перед сторонниками старой веры1. Интеллектуальная деятельность старообрядческих мыслителей формировала теоретические обоснования определенных практик, проявлявшихся в социальной и бытовой жизни представителей староверия и вступавших в соприкосновение и взаимодействие с ментальными основаниями религиозной и национальной культуры. Толчком к трансформации в старообрядчестве отдельных характеристик русской религиозной ментальности послужила культурная и социальная нестабильность XVII в., наиболее ярким выражением которой явился церковный раскол и реформы патриарха Никона.
1 Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение. Религиозно-философские основы и социальная позиция. - М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 97; Поздеева И. В. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность. -М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 6.
§ 1. Ментальность и религиозная традиция в русской культуре
При рассмотрении вопроса трансформации старообрядческой ментальности важнейшей задачей является определение сущности взаимодействия ментальных характеристик и религиозной традиции. В настоящем параграфе эта задача решается путем анализа основных исследовательских подходов в определении характера религиозной ментальности в контексте исследуемой нами проблематики старообрядческой религиозности. Это касается, прежде всего, соотношения таких понятий, как «ментальность» и «религия», влияние религиозной ментальности на формирование культурной идентичности, состав и характер культурных практик, взаимосвязь религии и национальных ментальных констант.
Проблема ментальности занимает достаточно устойчивое место в общекультурологической проблематике. Взаимосвязь таких понятий, как «ментальность», «ценности культуры», «культурный код» является важным предметом в области исследования культуры, так как дает возможность не только всестороннего охвата в исследовании развития культуры («тотальная история», т. е. исследование общекультурного контекста, истории культуры во всех ее проявлениях, предложенное Л. Февром, Ж. Легоффом и др. представителями «школы Анналов» и «новой исторической науки»), но и несет в себе прогностический потенциал собственно культурологического знания.
Говоря о ментальных характеристиках русской культуры, стоит отметить, что, согласно замечанию некоторых исследователей, в современном российском обществе до сих пор сохраняют актуальность традиционные ценностные ориентации (такие, как идея «особенного пути» России, социальная стабильность, внутренняя сплоченность перед лицом «чужого» и т. д.), которые оказывают непосредственное влияние на все сферы деятельности их носителей1. Примечательно, что даже в среде современной российской
1 Вызов Л. «Неоконсервативная волна» в современной России: фаза очередного цикла или стабильное состояние? // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
молодежи удерживаются такие традиционные социальные стереотипы, как убежденность в особенном пути развития России, наличии у нее большого количества врагов, также устойчиво негативное «ценностно нагруженное» предубеждение к политическому и культурному влиянию Запада1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Старообрядчество Верхнего Поволжья в конце XVIII - начале XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Прокофьева, Наталья Валерьевна
Государственная и церковная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона: ХVII-ХХI вв.2011 год, доктор исторических наук Васильева, Светлана Владимировна
Религиозно-организационная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX - начале XX вв.: на примере согласия беглопоповцев/часовенных2012 год, кандидат исторических наук Белобородов, Сергей Анатольевич
Старообрядчество Самаро-Саратовского Поволжья второй половины XIX-начала XX вв.: вклад в экономику и культуру края2008 год, кандидат исторических наук Обухович, Светлана Анатольевна
Трансформация церковно-певческих традиций старообрядцев Западной Сибири: на материале Кемеровской области2014 год, кандидат наук Рябцева, Васелина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мельников, Илья Андреевич, 2014 год
ИСТОЧНИКИ И СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список использованной литературы
1) Аверинцев, С. С. Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые наблюдения / С. С. Аверинцев // Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 426 - 444.
2) Ado, П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо. - Челябинск: Социум, 2010.-288 с.
3) Безгодов, А. А. Древлеправославная Поморская Церковь в Новгородской области: организация общинной жизни в кон. XX в. / А. А. Безгодов // Новгородское староверие. История, культура, традиции в прошлом и настоящем. - В. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 130 - 136.
4) Бергер, П. Религиозный опыт и традиция / П. Бергер // Социологические исследования.-№1, 2011.-С. 123 - 136.
5) Бердяев, Н. А. Душа России / Н. А. Бердяев. - Л.: Сказ, 1990. - 32 с.
6) Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - Париж: YMCA-PRESS, 1955. - 160 с.
7) [Бого]словский, Н. Г. Естьянская шурма / Н. Г. Богословский // Рассказы о былом. Времена военных поселений. - Новгород: В типографии Сухова, 1865. - С. 237-328.
8) Богословский, Н. Г. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей / Н. Г. Богословский // Новгородский сборник. Вып. IV. / Под. ред. Н. Богословского. - Новгород: Изд-во Новгородского статистического комитета, 1866. - С. 1-149.
9) Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. VII. Отд. 2. / митрополит Макарий. - М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1996. - 672 с.
10) Бурдье, П. Генезис и структура поля религии / П. Бурдье // Социальное пространство: поля и практики. - СПб: Алетейя, 2007. - С. 7 - 74.
11) Бурдъе, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. Вып. 2. 1998. - С. 44 - 59.
12) Буръяк, М. К. Обычаи отцов / М. К. Бурьяк // Чело. - 2000. - № 3. - С. 89 -94.
13) Бызов, Л. «Неоконсервативная волна» в современной России: фаза очередного цикла или стабильное состояние? / Л. Бызов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/mate-rial_sofiy/8787-neokonservativnaya-volna-v-sovremennoj-rossii-faza-ocherednogo-cikla-ili-stabilnoe-sostoyanie.html. 04. 11.14.
14) Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 61 - 273.
15) Вебер, М. Типы господства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/ unknoun_type_of_having. -23.09.12.
16) Власов, М. Л. Почему у староверов нет видимого причастия / М. Л. Власов. -Рига, 1991.-48 с.
17) Волкова, Т. Ф. Эсхатологические сочинения в круге чтения печорских крестьян / Т. Ф. Волкова // Мир старообрядчества. История и современность. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 279 - 288.
18) Воскресенская, Т. А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX - начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура / Воскресенская Т.
A. - В. Новгород, 2008. - 164 с.
19) Воскресенская, Т. А. Взаимоотношения государства и староверия в дореволюционной России (на примере Новгородской губернии) / Т. А. Воскресенская // Новгородское староверие. История, культура, традиции в прошлом и настоящем. -
B. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 92 - 100.
20) Воскресенская, Т. А. Старообрядчество в Крестецком районе Новгородской области. 1930 - 1970 гг. / Т. А. Воскресенская // Новгородское староверие. История, культура, традиции в прошлом и настоящем. - В. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 111-121.
21) Вязинин, И. Н. Старая Русса в истории России / И. Н. Вязинин. - Новгород: Кириллица, 1994.-320.
22) Гараджа, В. Н. Социология религии / В. Н. Гараджа. - М.: ИНФРА-М, 2005. -348 с.
23) Голубинский, Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами / Е. Е. Голубин-ский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд. имп. о-ва истории и древностей рос. при Моск. Ун-те, 1905. - 260 с.
24) Граф Аракчеев и военные поселения. 1809 - 1831. - СПб: Издание «Русской старины», 1871. - 308 с.
25) Гудков, Л. Д., Дубин, Б. В., Зоркая, Н. А. Молодежь России / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. - М.: Московская школа политических исследований, 2011.-96 с.
26) Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1990. - 396 с.
27) Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Ехетр1а XIII века) / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.
28) Гуревич, А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии / А. Я. Гуревич // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. - М.: Наука, 1989.-С. 75-89.
29) Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: КНИГА, 1991.-574 с.
30) Древлеправославный храм Великого Новгорода: 625 лет / Сост. А. Безгодов. - М.: Археодоксия, 2004. - 32 с.
31) Дюркгейм, Э. Социология и теория познания / Э. Дюркгейм // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 273 - 297.
32) Ершова, О. П. Старообрядчество и власть / О. П. Ершова. - М.: Уникум-Центр, 1999.-204 с.
33) Ерышева, Л. И. Обзор новых поступлений в фонд рукописных и старопечатных книг Новгородского Музея-Заповедника в 1985 - 2010 гг. / Л. И. Ерышева //
Ежегодник Новгородского Государственного Объединенного Музея-Заповедника, 2011. Отв. ред. Н. В. Григорьева. -В. Новгород, 2013. - С. 105 - 119.
34) Заволоко, И. Н. История Церкви Христовой / И. Н. Заволоко. - Рига: Изд. Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, 1991.-160 с.
35) Заволоко, И. Н. Учебник по закону Божию для старообрядцев / И. Н. Заволоко. - Рига: Изд. Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, 1990.- 108 с.
36) Зенъковский, В. В. История русской философии. Т. I. Ч. 1 / В. В. Зеньковский. -Л.: ЭГО, 1991.-222 с.
37) Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века / С. А. Зеньковский. - М.: «Церковь», 1995. - 528 с.
38) Зенъковский, С. А. Русское старообрядчество. В 2 тт. / С. А. Зеньковский. -М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. - 688 с.
39) Зиммель, Г. К социологии религии / Г. Зиммель // Избранное. Т. I. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - С. 618 - 636.
40) История старообрядческой церкви. Краткий очерк. - М.: Изд. Старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1991. - 40 с.
41) Каменева, Е. А. Петербургские старообрядцы в XVIII - первой половине XIX века / Е. А. Каменева. - СПб: Дмитрий Буланин, 2013. - 288 с.
42) Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - С. 119 - 356.
43) Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 тт. / Н. Ф. Каптерев. - Сергиев Посад: Тип. Троице-Сергиевой Лавры, 1909. - Т. I - 525 е.; Т. II. - 547 с.
44) Карташев А. В. Смысл старообрядчества / А. В. Карташев II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.krol-dbeliev. 30.01.2014.
45) Катунский, А. Старообрядчество / А. Катунский. - М.: Политиздат, 1972. -120 с.
46) Керов, В. В. Предпринимательство старообрядцев в России / В. В. Керов // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие XIX - нач. XX в. Коллективная монография. Отв. ред.: Б. В. Ананьич, Д. Дальманн, Ю. А. Петров. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 141-142.
47) Керов, В. В. Эсхатология старообрядчества конца XVII - первой половины XVIII в. и новая хозяйственная этика старой веры / В. В. Керов // Старообрядчество в России (XVII - XX вв.) - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 405 -434.
48) Кириллов, И. А. Правда старой веры / И. А. Кириллов. - Барнаул: Фонд поддержки строительства храма Покрова, 2008. - 502 с.
49) Клибанов, А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А. И. Клибанов. - М.: Наука, 1973. - 256 с.
50) Королъкова, Л. В. Старообрядцы Западного Приильменья и Северного По-волховья в XIX в. / Л. В. Королькова // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада. Четвертые Шёгреновские чтения. Сборник статей. - СПб: Европейский Дом, 2011.-С. 260-278.
51) Королъкова, Л. В. Старообрядцы Новоладожского, Тихвинского и Лодейно-польского уездов в первой половине XIX в. / Л. В. Королькова // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада-2. Пятые Шёгреновские чтения. Сборник статей. - СПб: Европейский Дом, 2012. - С. 191 - 215.
52) Кочергина, М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура / М. В. Кочергина. - М. - Брянск: Издательство «ООО «Ладомир», 2011.-451 с.
53) Крестцы // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2014 год. - М.: Издание Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2013. - С. 113-114.
54) Кукушкина, М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI - XVII веков / М. В. Кукушкина - Л.: Наука, 1977.-224 с.
55) Культура Византии (вторая половина VII - XII в.). Коллективная монография. Отв. ред. 3. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. - М.: Наука, 1989. - 680 с.
56) Леви-Строс, К Структурная антропология / К. Леви-Строс. М.: Наука, 1985. -536 с.
57) Ливен, Д. Империя, история и новый мировой порядок / Д. Ливен // Ab Imperio.-№1, 2005. - С. 75-116.
58) Литература древней Руси. Биобиблиографический словарь / Сост. Л. В. Соколова; под ред. О. В. Творогова. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
59) Лосский, Н. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский // Философия и жизнь.-№2, 1991.-С. 35-60.
60) Машковцева, В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Вятской губернии) / В. В. Машковцева. - Киров: Издательство ВятГГУ, 2006 г. - 149 с.
61) Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560 с.
62) Никонов, В. Староверие Латгалии. Очерки по истории староверческих обществ Режицкого и Люцинского уездов (2-я половина XVII - 1-я половина XX вв.) / В. Никонов. - Резекне: Издание Резекненской кладбищенской старообрядческой общины, 2008. - 430 с.
63) Нильский, И. Ф. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней / И. Ф. Нильский. - СПб.: Тип. Департамента уделов, 1863. - 72 с.
64) Островский, А. Б. Староверы и мирские: этнолокальные варианты притяжения / отталкивания в Новгородской области в 1920 - 1950 гг. / А. Б. Островский // Новгородское староверие. История, культура, традиции в прошлом и настоящем. -В. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 137 - 145.
65) Панкратов, А. В., Ядрышников, В. А., Антипов, И. В. Богослов на Витке. История и возрождение старообрядческого храма в Великом Новгороде / А. В. Панкратов, В. А. Ядрышников, И. В. Антипов. - В. Новгород, 2006. - 120 с.
66) Панкратов, А. В. Великий Новгород и Новгородская земля в истории и культуре русского старообрядчества. К постановке проблемы / А. В. Панкратов // Новгородский исторический сборник. - № 10 (20). - С. 236 - 251.
67) Панченко, А. М. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Пан-ченко // Парадоксы русской истории. - СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2012.-С. 145-394.
68) Пардалоцкий, Ф. Обращение от раскола в православие Степана Иванова Кротова, из Федосеевской секты / Ф. Пардалоцкий // Свет во тьме раскола. Замечательные случаи обращения раскольников в православие из секты беспоповцев. Ч. II. - Владимир, 1888. - С. 33 - 38.
69) Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. - Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996. - 840 с.
70) Поздеева, И. В. Личность и община в истории русского старообрядчества / И. В. Поздеева // Мир старообрядчества. История и современность. - М.: Изд-во МГУ, 1999.-С. 3-28.
71) Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. В 2 тт. -М.: Типография П. П. Сойкина, б/г. (Репринт: М., 1992). - Т. I - 1120 стлб.; Т. II -2464 стлб.
72) Понырко Н. В. Синодик // Словарь книжников и книжности Древней Руси . Втор. пол. Х1У-ХУ1 в.Ч. 2. Л., 1989. С. 339-344.
73) Пругавин, А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола / А. С. Пругавин. - М.: 1904. - 280 с.
74) Пыпин, А. Н. Сводный старообрядческий синодик / А. Н. Пыпин. - СПб: Тип. Добродеева, 1883. - 60 с.
75) Расков, Д. Е. Экономические институты старообрядчества / Д. Е. Расков. -СПб: Изд-во СПб ун-та, 2012. - 244 с.
76) Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Э. Ренан. - Ярославль: ТЕРРА, 1991.-350 с.
77) Р[озанов], О. И. 10 лет Новгородской общине / О. И. Розанов // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. - М.: Издание Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 1998. - С. 67 - 68.
78) Розов, Н. С. Динамическая концепция менталитета и изменчивое разнообразие российских габитусов / Н. С. Розов // Идеи и идеалы.№1(3), т.1. 2010.-С. 60-79.
79) Румянцева, В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. / В. С. Румянцева. - М.: Наука, 1986. - 262 с.
80) Ружинская И. Н. Личность в старообрядчестве: традиционное и эволюционное / И. Н. Ружинская // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы. - В. Новгород, 2010. - С. 5 - 9.
81) Рыжонок Н. Ф. Старообрядчество севера европейской части России в период Советской государственности / Н. Ф. Рыжонок // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы. - В. Новгород, 2010. - С. 194 - 195.
82) Рябушинский, В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В. П. Рябушинский. -М.: Мосты культуры, 2010.-452 с.
83) Савинова, И. Д. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917 -1991. Историческое исследование / И. Д. Савинова - Новгород, 1998. - 112 с.
84) Сапунов, Б. В. Книга в России в XI - XIII вв. / Б. В. Сапунов. - Л.: Наука, 1978.-232 с.
85) Селиванов, Ф. М. Народно-христианская поэзия / Ф. М. Селиванов // Стихи духовные. - М.: Советская Россия, 1991. - С. 3' - 26.
86) Серебрякова, Ю. В. Из бумаг святителя Филарета (Дроздова) периода работы первого секретного комитета по делам о расколе / Ю. В. Серебрякова // Фила-ретовский альманах. №7, 2011. - С. 50 - 74.
87) Синайский, А. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодального управления при Петре Великом (1721 - 1725) / А. Синайский. - СПб.: Синодальная типография, 1895. - 376 с.
88) Скворцов, В. Общий характер старообрядческого раскола, существенные признаки и степень вредности отдельных его толков / Скворцов В. - Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1896. - 19 с.
89) Скотт, Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни / Дж. Скотт; Пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. - М.: Университетская книга, 2005. - 576 с.
90) Слезскинский, А. Г. Бунт военных поселян в холеру 1831 года / А. Г. Слез-скинский // Исторический вестник, 1893. - Т. 53. - №8. - С. 390 - 402.
91) Смирнов, П. С. История русского раскола старообрядства / П. С. Смирнов. -Рязань: Тип. В. О. Тарасова, 1893. -275+65+IV с.
92) Смирнов, П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным / П. С. Смирнов. - СПб.: Печ. Яковлева, 1898. - 504+94 с.
93) Смирнов, И. П. Место старообрядчества в философских концепциях русского «духовного ренессанса» / И. П. Смирнов // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 29 - 40.
94) Соколовская, М. Л. Крестьянский мир как основа формирования Выговского общежительства / М. JI. Соколовская // Старообрядчество в России (XVII - XX вв.). - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 269 - 279.
95) Стадников, А. В. Московское старообрядчество и государственная конфессиональная политика XIX - начала XX в. / А. В. Стадников. - М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2002. - 256 с.
96) Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII - XVIII вв. -Арзамас: АГПИ, 2001.- 187 с.
97) Стрельникова, Е. Священномученик Варсонофий, новгородский миссионер / Е. Стрельникова // София. - 2002, №3. - С. 25 - 33.
98) Тихомиров, Л. А. Религиозно-философские основы истории / Л. А. Тихомиров. - М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2004. - 688 с.
99) Топоров, В. 77. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2 тт. / В. Н. Топоров. - М.: Гнозис - Школа «Языки русской культуры», 1995. - T. I - 875 е.; Т. II - 864 с.
100) Топоров, О. В., Черторицкая, Т. В. Златоуст / О. В. Топоров, Т. В. Черториц-кая // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 2. (вт. пол. XIV -XVI в.). Ч. 1. Л., 1988.-С. 358-359.
101) Тулупов, Т. С. О разделении русской церкви (материалы для изучения вопроса) / Т. С. Тулупов. - М.: Археодоксия, 2012.-152 с.
102) Федотов, Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме / Г. П. Федотов. -СПб: Изд-во СПб ун-та, 1994. - 152 с.
103) Федорук, Н. С. Старообрядцы Новгородской губернии в XIX в. / Н. С. Федо-рук // Новгородское староверие. История, кулыура, традиции в прошлом и настоящем. - В. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 64 - 83.
104) Фенченко, С. Новгородское старообрядчество II половины 17-1 половины 18 вв. / С. Фенченко // София. - 1996. - №2 (18). - С. 11.
105) Философский словарь: основан Г. Шмидтом. - Под. ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - 575 с.
106) Фигиман, О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы / О. М. Фишман. - М.: Индрик, 2003. - 408 с.
107) Фигиман, О. М. Очерк истории федосеевства в Новгородском крае. XVIII -XX вв. / О. М. Фишман // Новгородское староверие. История, культура, традиции в прошлом и настоящем. - В. Новгород, М.: Археодоксия, 2009. - С. 28 - 63.
108) Фромм, Э. Иметь или быть? // Забытый язык. Иметь или быть? / Э. Фромм. -M.: АСТ, 2009. С. 209-430.
109) Хришкевич, А. 77. Старообрядческая община посада Сольцы в XIX веке / А. П. Хришкевич // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: материалы научной конференции. - 2001 - 2002 г. - В. Новгород, 2002. - Ч. 2. - С. 50 - 54.
110) Чаадаев, 77. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // Статьи и письма. М.: Современник, 1989. - С. 38 - 147.
111) Шамарин, В. В. Староверие в Новгородской области / В. В. Шамарин // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. - М.: Издание Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 1998. - С. 68 - 73.
112) Шахов, М. О. Старообрядческое мировоззрение. Религиозно-философские основы и социальная позиция / М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 267 с.
113) Шахов, М. О. Старообрядчество, общество, государство / М. О. Шахов. - М., 1998.-110 с.
114) Шахов, М. О. Философские аспекты староверия / М. О. Шахов. - М.: Третий Рим, 1997.-206 с.
115) Щапов, А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII / А. П. Щапов. - Казань: Изд. книгопродавца И. Дубровина, 1859. - 547+VIII с.
116) Щапов, А. П. Земство и раскол / А. П. Щапов. - СПб: Изд. Д. Е. Кожанчико-ва, 1862.- 161 с.
117) Элиас, Н. Проект теории цивилизации / Н. Элиас // О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2. - М. - СПб: Университетская книга, 2001. - С. 235 - 341.
118) Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rulit.net/books/arhetip-i-simvol-read-90661.html. -4. 10.2014.
119) Юхкменко, Е. М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература: в 2 тт. / Е. М. Юхименко. - М.: «Языки славянской культуры», 2002. -Т. 1-544 е.; Т. II-480 с.
120) Юхименко, Е. М. Правительственная политика «борьбы с расколом» и история старообрядческого движения 17 - начала 20 вв. / Е. М. Юхименко // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 9. - М., 2002. - С. 2 - 5.
121) Crummey, R. О. The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg Community and the Russian State / R. O. Crummey. - Madisson, Milwaukee, and London: University of Wisconsin press, 1970. - 258 p.
122) Meyendorff, P. Russia, Ritual, and Reform: the Liturgical Reforms of Nicon in the 17th century / R Meyendorff. - Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 1991. — 235 p.
123) Paert, I. Old Believers, Religious Dissent and Gender in Russia, 1760 - 1850 /1. Paert. - Manchester: Manchester University Press, 2003. - 263 p.
124) Rogers, D. The Old Faith and the Russian Land. A Historical Ethnography of Ethics in the Urals / D. Rogers. - NY: Cornell University Press, 2009. - 342 p.
125) The Social Psychology of George Herbert Mead / Edited and with an Introduction by Anselm Strauss. - The University of Chicago Press, Phoenix Books, 1956. - 298 p.
3. Опубликованные источники
126) Аввакум, протопоп. Житие протопопа Аввакума / протопоп Аввакум // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Под ред. Н. К. Гудзия. - М.: ГИХЛ, 1960. - С. 53 - 123.
127) Аввакум, протопоп. Беседа третья [об иноческом чине] / протопоп Аввакум //Там же.-С. 130- 135.
128) Аввакум, протопоп. Послание «горемыкам миленьким» / протопоп Аввакум // Там же. - С. 244 - 249.
129) Аввакум, протопоп. Пятая челобитная царю Алексею Михайловичу / протопоп Аввакум // Там же. - С. 195 - 202.
130) Андреев, Тимофей. Слово о наставниках / Тимофей Андреев // Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. Под. ред. Е. М. Юхи-менко. Т. II. - М.: Языки славянских культур, 2008. - С. 189 - 195.
131) Дамаскин, Иоанн. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. - Киев: Об-во любителей православной литературы, 2007. - 464 с.
132) Денисов, Симеон. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие / Симеон Денисов - М.: Третий Рим, 2003. -135 лл.
133) Денисов, Симеон. История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина / Изд. подгот. Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 272 с.
134) Денисов, Симеон. Послание выговцев Феофану Прокоповичу / Симеон Денисов // Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства... Т. II. - С. 315 - 320.
135) Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак, происходившего в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417 майя в дни с 1 по 12. - М.: Московская старообрядческая книгопечатня, 1909. Ч. I - III. - 80+34+152+60+52+44+У1 с.
136) Димитрий, митрополит Ростовский (Д. Туптало). Розыск о раскольнической брынской вере / митрополит Димитрий. - М: Синодальная типография, 1855. - 643 с.
137) Закон об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников, 1873 .-32 с.
138) Именной Высочайший Указ о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов. - М.: В типографии П. П. Рябушинского, 1906. - 19 с.
139) О числе раскольников разных сект, находящихся в Новгородской губернии, за 1888 г. (По материалам епархиального ведомства ) // Памятная книжка Новгородской губернии на 1890 год. Ч. II. - Новгород: Издание Новгородского Статистического комитета, 1890. - С. 13.
140) Поморские ответы (Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита). - М.: Третий Рим, 2004. - 354 с.
141) Приговор или уложение Новгородского собора 1694 г. // Смирнов, 77. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным / П. С. Смирнов. - СПб.: Печ. Яковлева, 1898. - С. 41 - 45 кг. сч.
142) Синодик. Рига: Издание Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общины, 1991. - 75 с.
143) Сирин, Исаак. Главы о молитве и ее внешних формах / Исаак Сирин // О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. - СПб: «Изд-во Олега Абышко», 2010. - С. 152 - 171.
144) Списано с челобитной Соловецкого монастыря. Какова послана к великому государю к Москве в 7176 году, в октябре месяце // Книга о отцех и страдальцех соловецких. - М., 1914. - Лл. 70 об. - 93.
145) Труды первого всероссийского съезда по Народному образованию христиан-старообрядцев поморцев, бывшего в Двинске (Витебской губ.) 3-5 июля 1911 года. Под ред. В. 3. Яксанова. - М.: Издание Совета Соборов Христиан-Поморцев, 1912.-III + 154 с.
146) Феодорит, епископ Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла / Феодорит Кирский // Творения. Под ред. А. И. Сидорова. - М.: Паломник, 2003. - С. 87 - 640.
147) Филиппов, Иоанн. История Выговской пустыни / Иоанн Филиппов. - М.: Третий Рим, 2005. - 378 с.
1. Неопубликованные источники
1. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА):
1. Ф. 1284. Департамент общих дел МВД;
2. Ф. 815. Александро-Невская Лавра;
3. Ф. 821. Департамент Духовных Дел иностранных исповеданий.
2. Государственный Архив Новгородской Области (ГАНО):
1. Ф. 480. Новгородская Духовная Консистория;
2. Ф. 138. Канцелярия Новгородского Губернатора;
3. Ф. 507. Помощник благочинного Новгородского удела Округов пахотных солдат;
4. Ф. 127. Крестецкое Уездное полицейское управление;
5. Ф. 717. Фонд В. С. Передольского;
6. Ф. Р-4110. Уполномоченный по делам Православной Церкви при Совмине СССР;
7. Ф. Р-822. Исполком Новгородского Губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;
8. Ф. Р-40. Крестецкий райисполком;
9. Ф. Р-135. Маловишерский райисполком;
10. Ф. Р-82. Полищенский волисполком;
11. Ф. Р-99. Рахинский волисполком;
12. Ф. Р-268. Высоковский волисполком.
3. Отдел Письменных Источников Новгородского Государственного Объединенного Музея-Заповедника (ОПИ НГОМЗ):
1. Сборник слов и поучений Ипполита папы римского, Ефрема Сирина, о приеме белорусцев в церковное общение, рукопись, сер. XVIII в. // КР-286;
2. Синодик, рукопись XIX в. // КР-275;
3. Книга соборник собором почитаем, рукопись, XVII в. // КР-105;
4. Сборник старообрядческий, рукопись вт. пол. XIX в. // КР-310;
5. Евангелие из Тихвинского старообрядческого кладбища, рукопись XVI в. //КР-38;
6. Духовные стихи, молитвы и письма из собрания А. К. Посоховской. Г. Сольцы //КР-558-564.
4. Книжница Новгородской Старообрядческой Поморской Общины (НовСПО):
1. Йотированный сборник духовных стихов В. С. Павлова, рукопись кон. XIX-нач. XX в., б/н.
2. Сборник церковных поучений, молитв и духовных стихов, рукопись нач. XIX в., б/н.
3. «Сборник из книг» Н. Т. Тиханова, рукопись 1967 г., б/н.
4. «Стихарь» Н. Т. Тиханова, рукопись 1967 г., б/н.
5. Житие боярыни Морозовой, рукопись XIX в., б/н.
5. Архив Учебно-Научной Лаборатории Этнологии и истории культуры Научно-образовательного центра Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого (УНЛ НОЦ ИГУМ НовГУ):
1. Фотоархив;
2. Материалы этно-культурологической экспедиции в Валдайский район Новгородской области, июль 2007 г.
3. Материалы этно-культурологической экспедиции в Маловишерский район Новгородской области, июль 2010 г.
4. Материалы этно-культурологической экспедиции в Окуловский район Новгородской области, июль 2012 г.
6. Личные материалы автора (ЛМА).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.