Социокультурные трансформации и интерпретации современности: фокус исламского мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Музыкина, Елена Валентиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 137
Оглавление диссертации кандидат наук Музыкина, Елена Валентиновна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НОВЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ И ПОИСК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
1.1. Эпистемологические схемы и онтологические основания современного общества
1.2. Постмодерн как этап в развитии общества: изменение социальной ткани и познавательных акцентов
1.3. Религия в онтологии и феноменологии современности: объяснительные возможности постсекулярной парадигмы
1.4. Амбивалентность глобализации: универсализм и плюрализм
ГЛАВА 2. ПОСТМОДЕРН, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕЛИГИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
2.1. Мировоззренческие и ценностные противоречия: между линейностью и плюрализмом
2.2. Постмодерн: фокус исламского мировоззрения
2.3. Религиозная этика и релятивизм постмодерна
2.4. Проблема насилия в исламе: варианты интерпретации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации: политические доктрины и действия2007 год, кандидат политических наук Мухаметов, Ринат Мидихатович
Теологические аспекты критической герменевтики Жака Деррида и ее роль в библейских исследованиях2019 год, кандидат наук Волчков Алексей Сергеевич
Современная социальная доктрина ислама2017 год, кандидат наук Аббясов, Рушан Рафикович
Политический ислам в светском государстве: проблемы радикализации: на материалах Западной Европы2017 год, кандидат наук Олейник, Владимир Игоревич
Религиозный фактор современного политического процесса2012 год, доктор политических наук Станкевич, Галина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные трансформации и интерпретации современности: фокус исламского мировоззрения»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многомерность и многообразие современного мира отражается в переходе от современного к постсовременному типу рациональности, акцентирующему мозаичность и внутреннюю непривязанность восприятия к каким-либо шаблонам при конструировании социальной реальности1. С одной стороны, мы соглашаемся с широко распространенным мнением о современном социуме как глобализируемом обществе эпохи постмодерна, в котором религия начинает возвращаться в сферу общественной жизни. Рост влияния религиозного фактора может трактоваться как реакция на линейность секулярной доминанты Модерна.
Однако с другой стороны, приходится признать, что такая интерпретация действительности основана на локальном опыте западной цивилизации (Ю. Хабермас), давшей толчок определенным «идеальным моделям»2. Поэтому, придерживаясь принципа «множественных современностей» , который утверждает, что общество может быть современно по-разному и Европа может представлять собой одну разновидность современности, а Ближний Восток - другую, возникает необходимость переосмысления ряда концепций и более широкого Метанарратива4.
В условиях углубления межцивилизационных контактов все больше внимания уделяется соотношению традиционных и современных цивилизационных ориентиров, проявляющихся в ходе глобализации. Одним
]HeldD., and McGrewA. G. Globalization Theory: Approaches and Controversies. Cambridge: Polity,
2007.
2 См. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество — что это такое? // Русский журнал. 2008 [Электронный ресурс].URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 20.10.2012).
3 Eisenstadt S. N. Multiple Modernities. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 2002.
4 Метанарратив— универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания. С помощью метанарратива соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи, метанарратив, как правило, состоит из наиболее общих понятий и создается преимущественно в процессе философского осмысления. См. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science.academic.rU/415/метанарратив (дата обращения 23.12.2013).
3
из таких ориентиров представляется религиозный компонент. Плюральность современности дает право использовать его в качестве легитимной основы построения новых гносеологических моделей, тем самым расширяя предметное поле понятий, задающих смыслообразующие познавательные координаты. Современность обнаруживает несостоятельность социально-культурной эпистемы, основанной на дихотомиях типа субъект-объект, цивилизация - варварство, сознательное - бессознательное5, при применении ее к реалиям незападного мира, зачастую определяемого как «Другие».
Важность разработки новых подходов проявляется в самом Западном мире, столкнувшемся с фактом присутствия в нем носителей культуры, для которых религия всегда была и остается ведущей компонентой в самосознании и самоопределении, а также в установлении правил совместного сосуществования. Это в первую очередь мигранты из стран Африки и Ближнего Востока, образовавшие мусульманские анклавы на территории стран Западной Европы и США.
Данная тема является актуальной и для российского общества. Если на Западе ислам является «чуждой религией», а мусульмане отождествляются с иммигрантами - выходцами из других частей света, то в Российском государстве ислам является традиционной религией ряда народностей, исторически проживающих на ее территории, которые внесли неоценимый вклад в формирование российской цивилизации. Благодаря этому мусульманско-христианский диалог является базовой чертой российского общества и позволяет говорить о взаимопроникновении культур6.
Все вышесказанное демонстрирует актуальность диссертационного исследования, т.к. на данный момент ощущается нехватка работ, учитывающих специфику проявления религиозного основания общества при построении интерпретативных схем и гносеологических моделей
5 Мартьянов В С. Постмодерн — реванш «проклятой стороны модерна» // Полис: Политические исследования. 2005. № 2. С. 147.
6 Градировский С.П. Культурное пограничье: русский ислам [Электронный ресурс]. URL:http://www.tatar-h¡st.ru/rus_¡slam-2.htm (дата обращения: 19.11.2013).
современности. При этом отдельно необходимо исследовать положение о взаимозависимости религиозного и рационально-теоретического в современной исламской научной мысли.
Степень научной разработанности проблемы. Современные социокультурные явления стали предметом пристального рассмотрения и осмысления в работах многих зарубежных и российских авторов.
Так, в России вопросам глобализации посвящены труды А.Б. Вебера, B.JI. Иноземцева, К.С. Гаджиева, А.Н. Чумакова, П.К. Гречко, И.А. Мальковской, М.Н. Эпштейна, В.И. Якунина7 и др. В них затрагивается не только экономические составляющие процесса, но и его социально-культурная направленность и трансформационные тенденции.
На Западе различные аспекты глобализируемого общества освещаются У. Беком, И. Валерстайном, М. Хардтом, А. Негри, Ю. Хабермасом, Р. Харвей, А. Бардом, Я. Зодерквистом8 и др.
Что касается постмодерна и постсекулярного общества, то этот вопрос нашел свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как А. Тойнби, Ч. Дженкс, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Б. Уилсон, А. Тоффлер, 3. Бауман, X. Казанова9 и др.
7 Вебер А. Б. Неолиберальная глобализация и ее оппоненты // Полития. 2002. № 2. С. 22-36; Гречко П. К. Феномен глобализации как социокультурная проблема// Глобализация и мультикультурализм /Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2005. С. 8-31; Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект// Вопросы философии. 2011. № 10. С. 3-16; Иноземцев B.JT. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль-ХХ1. 2000. № 1. С. 26-36; Мапьковская И. А. Поликультурное общество в фокусе плюралистической парадигмы: стабильность и коммуникация // Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2005, С. 98-124; Эпштейн М. Н. Философия возможного. Культура [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/epstein_possiblephilo/ch40_iii.html (дата обращения: 17.09.2013); Якунин В.И. Новый мировой класс - вызов для человечества // Свободная мысль [Электронный ресурс]. URL:http://svom.info/entry/235-novyj-mirovoj-kIass-vyzov-dlya-chelovechestva/ (дата обращения: 29.11.2012).
8 Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации. Новая политическая экономия. - М.: Прогресс-Традиция, 2007; У. Бек. Что такое глобализация. - М.: Прогресс-Традиция, 2001; Хардт М„ Негри А. Империя. М.: «Праксис», 2004; Хабермас /О. Ах, Европа! - М.: Весь мир, 2012; Вагперстайн И. Европейский универсализм: риторика власти // Прогнозис. 2008. № 2. С.3-56; Бард А., Зодерквист Я. NetoKpaTHfl. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб., 2005.
9 Тойнби А. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2010; Kuhrt Т. S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1996; Бодрияр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург, 2000; Wilson В. R. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. Edinburgh: Morrison and Gibb, 1966; Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество — что это такое? // Русский журнал. 2008 [Электронный ресурс]. URL:http://www.russ.ru/pole/Protiv-
В ряду отечественных исследователей, пишущих о постмодерне и постсекуляризме, выделяются Д.А. Узланер, A.B. Кырлежев, А. Дугин, М.Н. Эпштейн, B.C. Мартьянов10 и др.
Среди исследований, посвященных изменению роли религиозного фактора в современном обществе и его связи с процессами идентичности отдельной личности и целого социума, обращают на себя внимание работы таких отечественных авторов, как М.М. МчедловоЙ, В.В. Лапкина, Н.К. Кисовской, E.H. Кофановой, B.C. Мартьянова, И.Г. Каргиной, Е.Б. Рашковского" и др.
К числу отечественных авторов, обращающихся к исследованию развития современных социокультурных тенденций в исламском обществе, относятся И.В. Кудряшова, С.А. Семедов, U.C. Кирабаев, В.О. Бобровников, В.В. Наумкин, A.B. Малашенко, С. Градировский, М.Ю. Почта12 и др.
voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 20.10.2012); Тоффлер А. Третья волна. -М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999; 3. Бауман. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008; Casanova J. Public Religions in the Modern World. University of Chicago Press, 1994.
10Кырлежев A.B. Постсекулярная эпоха//Континент. 2004. № 120 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/kyrl6.htrnl (дата обращения: 23.10.2012); УзланерД.А. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/continent/2008/136/u20.html (дата обращения: 23.10.2012); его же. Картография постсекулярного // Отечественные записки. 2013. № 1 (52) [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1 /kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 10.10.2013); Дугин А. Геополитика постмодерна. - М.: Арктогея, 2007; Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. - М.: "Издательство Р. Элинина", 2000; Мартьянов B.C. Постмодерн - реванш «проклятой стороны модерна» // Полис: Политические исследования. 2005. № 2. С. 147-157.
"Мартьянов В С. Эволюция идентичности в политическом проекте Модерна// Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 307-331; Кофанова Е Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев // Мониторинг общественного мнения № 4(98), апрель-май 2010; Рашковский Е.Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн... //Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-X т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012; Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа//Полис: Политические исследования. 2012. №5 (131); Мчедлова М.М. Религиозная и конфессиональная идентичность в контексте политических изменений современности // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
1 Кудряшова И.В. Политические изменения и трансформация идентичности в странах мусульманского Востока // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 155-183; Семедов С.А., Мациеаич И.В. Политические религии в современном мире // Вестник института социологии. № 4, май 2012. С. 35-49; Кирабаев Н.С. Мусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация // Глобализация и мультикультурализм. - М.: РУДН, 2005. С. 294-311 ; Градировский С.Н. Культурное пограничье: русский ислам [Электронный ресурс]. URL: http://www.tatar-hist.ru/rus_islam-2.htm (дата обращения: 19.11.2013).
Среди исламских исследователей, освещающих вопросы современных социокультурных явлений в мусульманском мире, их проявление, реакцию на них исламского социума, влияние, последствия и перспективы дальнейшего развития, выделяются работы 3. Сардара (Ziauddin Sardar), Э. Сайда (Edvard Said), М. Хана (Muqtedar Khan), А. Шариати (Ali Shariati), М. Бакир ас-Садра (Muhammad Bakir as-Sadr), Т. Рамадана (Tariq Ramadan), Б.
1 "X
Тиби (Bassam Tibi) и другие. Их характеризует не только включение оценочных элементов, но и стремление к построению собственных исламских интерпретативных схем.
Необходимо также отметить, что при написании работы использовалось большое количество первоисточников на английском языке, и была проведена обширная переводческая работа по теме14. Это позволило
пСаид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. - М.: Русский мир, 2006; Shariati A.Official Web-Site [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com (дата обращения: \\ЛЪ.\Ъ)-, As-Sadr М.В. Introduction: The Social Issue/ Our Philosophy [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-islam.org/our-philosophy-falsafatuna-ayatullah-muhammad-baqir-sadr/introduction-social-issue (дата обращения: 15.10.2013); Sardar Z. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 8188; Khan M. Official Web-Site [Электронный ресурс]. URL:http://www.ijtihad.org/postmod.htm; Ramadan T. Official Web-Site [Электронный ресурс]. URL:http://tariqramadan.com/english; Tibi B. The Totalitarianism of Jihadist lslamism and its Challenge to Europe and to Islam // Totalitarian Movements and Political Religions, vol. 8 № 1, March 2007. P. 35-54; Тиби Б. Является ли ислам политической религией? Возможность межрелигиозного плюрализма в условиях цивилизационного конфликта // Неприкосновенный запас, №6 (26), 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/tibl.htmI (дата обращения: 11.11.2013).
]4As-Sadr М.В. Introduction: The Social Issue/ Our Philosophy [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-islam.org/our-philosophy-falsafatuna-ayatullah-muhammad-baqir-sadr/introduction-social-issue (дата обращения: 15.10.2013); Brown D.W. A New Introduction to Islam. Maiden, MA: Blackwell, 2004; Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994; Holsti K.J. The State, War, and the State of War. Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Khan M. "Islam, Postmodernity and Freedom," answers to questions posed by Discourse Magazine, October 2002 [Электронный ресурс]. URL:http://www.atlanticfreepress.com/news/l/10790-islam-post-modernity-and-freedom-by-muqtedar-khan.html (дата обращения: 09.04.2010); Khan M. Postmodernity and the Crisis of "Truth" [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijtihad.org/postmod.htm (дата обращения: 26.09.2012); Khan M. The Myth of Secularism: Religion and Politics are Mutually Constitutive [Электронный ресурс]. URL:http://www.ijtihad.org/Secularism.htm (дата обращения: 26.09.2012); Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1996; Mallouhi C.A. Miniskirts, Mothers & Muslims: A Christian Woman in a Muslim Land. Oxford: Monarch, 2004; Omar K.H. "Modernism and Postmodern Thought" [Электронный ресурс]. URL:http://www.abc.se/~m9783/mmt_e.html#l (дата обращения; 28.04.2010); Qutb S. al-Salam al-Alami wa alIslam (World Peace and Islam) - al-Qahirah: Dar al-Sharuq, 1982; Ramadan T. Need for a Reset in Western View [Электронный ресурс]. URL: http://tariqramadan.com/english/2013/10/07/need-for-a-reset-in-western-view/ (дата обращения: 01.11.13); Ramadan Т. New York Times - Sept, 30lh: "Waiting for an Arab Spring of Ideas" [Электронный ресурс]. URL: http://tariqramadan.com/english/2012/10/01/ney-york-times-sept-30th-waiting-for-an-arab-spring-of-ideas/ (дата обращения: 11.11.2013); Ramadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH). Part I [Электронный ресурс]. URL:
взглянуть на данную проблему с точки зрения исламских исследователей, что пока не достаточно освещено в российской науке. Таким образом, можно говорить о том, что данный аспект делает работу более всесторонней и подчеркивает ее новизну.
Основная цель работы - исследование интерпретативных схем социокультурных явлений современности, предлагаемых исламскими мыслителями при акцентации общего и особенного в сравнении с европейскими объяснительными схемами.
Для достижения этого необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
• Рассмотреть онтологические основания современного общества и выделить ключевые социокультурные тенденции, делая акцент на религиозных интенциях;
• Охарактеризовать социально-культурные явления на основании анализа доминирующих западных подходов;
http://www.youtube.com/watch?v=k-vHLIFoVFk (дата обращения: 12.11.2013); Ramadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH). Part 11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=xfmaILy89nQ (дата обращения: 12.11.2013); Ramadan Т. A Struggle Over Europe's Religious Identity - Editorials & Commentary — International Herald Tribune. The New York Times, September 20, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2006/09/20/opinion/20iht-edramadan.2876272.html?_r=0 (дата обращения: 20.10.2013); Sardar Z. Asian Cultures //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 260-278; Sardar Z. Islam and Nationalism //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 81-88; Sardar Z. The End of Civilisation? //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 230-244; Sardar Z. The Problem of Futures Studies //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 247259; Sardar Z. Reconstructing Muslim Civilisation //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 35-48; Sardar Z. When the Pendulum Comes to Rest //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 121-126; Shariati A. An approach to the Understanding of Islam [Электронный ресурс]. URL: http://issuu.com/shia/docs/an-approach-to-the-understanding-of-islam-ali-shar (дата обращения: 11.10.2013); Shariati A. Civilization and Modernization [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com/english/machine.html (дата обращения: 11.10.2013); Shariati A. Where Shall We Begin? [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com/english/begin/ (дата обращения: 11.10.2013); Tibi В. About Jihad, Islam and Politics. WORLD-WIDE ASIAN-EURASIAN HUMAN RIGHTS FORUM [Электронный ресурс]. URL: http://en.heidi-barathieu-brun.ch/wp-archive/369 (дата обращения: 11.11.2013); Tibi В. The Totalitarianism of Jihadist Islamism and its Challenge to Europe and to Islam // Totalitarian Movements and Political Religions, vol. 8 № 1, March 2007. P. 35-54; Van Creveld, M. The Transformation of War. New York: Free Press, 1991.
• Показать возможность существования различных вариантов интерпретации современности;
• Представить роль религиозного фактора в построении современных объяснительных моделей;
• Сравнить мировоззренческие основания западной и исламской философской рефлексии;
• Охарактеризовать специфику процесса «возрождения религии» в западном и исламском мире;
• Выделить сущностные характеристики интерпретативных схем, формулируемых представителями мусульманской культуры для описания современного общества;
• Показать гносеологические возможности и границы применимости объяснительных моделей исламских авторов, посвященные глобализации, постмодерну и их влиянию на современное исламское общество;
• Показать специфику представлений мусульманских мыслителей о морали и справедливости через призму глобализации;
• Продемонстрировать эволюцию интерпретации проблемы насилия в исламе в условиях современности.
Объект исследования - концептуальные схемы развития общества сквозь призму социокультурных явлений современности.
Предмет исследовании — интерпретации социокультурных явлений, предлагаемые исламской философией как вариант объяснения современной социальной реальности.
Теоретическую базу исследования составляют работы российских, западных и исламских авторов, посвященные осмыслению и концептуализации социокультурных явлений в условиях трансформации современного общества. Выбор теоретических работ обусловлен целями и задачами исследования. Автором были использованы материалы,
отражающие разнообразие подходов по рассматриваемой проблематике. При этом автор опирался как на консенсусные, так и альтернативные теоретические и методологические подходы.
Методологическая основа исследования включает в себя совокупность общелогических, общенаучных методов, а также методы философских дисциплин:
• методы дедукции и индукции, анализа и синтеза позволили логически выстроить познавательные процедуры, формируя концептуальную логику исследования, а также корректно обобщить выводы, полученные в результате изучения отдельных фактов;
• метод сравнительного анализа позволил адекватно выразить специфические черты объекта изучения;
• метод восхождения от абстрактного к конкретному помог представить процесс диффузии знания, благодаря которому религиозная парадигма в гносеологических установках исламских авторов используется вместе со светским научным опытом при определении социокультурных явлений. Таким образом происходит легитимация религиозного знания и теологической терминологии.
• компаративный метод позволил выявить сходства и различия интерпретаций таких социокультурных явлений, как постмодерн, постсекуляризм и глобализация, предлагаемых западными и исламскими мыслителями, и помог акцентировать особенности толкования данных явлений у мусульманских философов;
• спекулятивные методы историко-философского знания позволили изучить работы исламских мыслителей на предмет выявления отличительных особенностей, лежащих в основе предлагаемых ими описаний социокультурных тенденций современного общества;
• цивилизационный подход помог проанализировать социально-культурную роль религии как фактора идентичности и продемонстрировать изменение традиционных социальных параметров религиозной компоненты.
Эмпирическую и источниковую базы исследования составили материалы конференций, круглых столов, научные исследования специалистов, аналитические статьи, официальные сайты исламских исследователей, словари, материалы СМИ, материалы видеолекций, социологические и статистические данные, а также обширная подборка материалов на английском языке. Перечисленные источники подразделяются на следующие группы:
1. материалы конференций и круглых столов, в которых рассматриваются характеристики современных социально-культурных явлений, а также дается их оценка15;
2. результаты статистических исследований института социологии РАН и Левада-центра16;
3. словари и материалы пояснительного содержания17;
1 Я
4. видеолекции ;
5. материалы на иностранном языке, основной частью которых являются монографии и статьи на английском языке, что является важной частью исследования, базирующегося на сопоставлении светской и
15 Материалы международного «круглого стола». Алматы, 30 ноября 2007 года. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2008; Материалы V конвента Российской ассоциации международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего». Том 3: Постсекулярные общества: перспективы и реальность. - М.: МГИМО (Университет) МИД России. 2009.
16 Официальный сайт Института социологии РАН [Электронный ресурс]. URL:http://http://www.isras.ru; официальный сайт Левада-центр [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru.
17 Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.acadeniic.rii/contents.nsf/enc_philosophy/ (дата обращения: 10.12.2013); Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL:http://sociological_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 24.12.2013); Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GLOBALIZATSIYA.html (дата обращения: 20.03.2011); Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science.academic.ru (дата обращения: 23.12.2013).
nRamadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH) Part 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=k-vHLIFoVFk (дата обращения: 12.11.2013); Ramadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH) Part 2 [Электронный ресурс]. URL:http://www.youtube.com/watch?v=xfmaILy89nQ (дата обращения: 12.11.2013).
теологической точек зрения на рассматриваемые социально-культурные явления19.
Научная гипотеза. Изменение онтологических оснований современного общества подразумевает переход к плюрализму во всех сферах общественной жизни, что приводит к возникновению многообразия концептуальных схем при выборе эпистемологических подходов. Вариативность современности позволяет выделить религиозную компоненту как одно из возможных оснований для построения объяснительных моделей. Поэтому наряду с традиционными западными толкованиями особый интерес могут приобрести интерпретативные схемы исламских исследователей, отличающиеся от общепринятых европейских моделей.
Особенность исламской интерпретации связана с мировоззренческими и гносеологическими установками мусульманских авторов, использующими религиозную терминологию и религиозную парадигму в описании социокультурных явлений, ориентируясь на исламский культурно-исторический фон общества и совмещая их с рефлексивными объяснительными моделями общества.
wAs-Sadr М.В. Introduction: The Social Issue/ Our Philosophy [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-islarn.org/our-philosophy-falsafatuna-ayatullah-muhammad-baqir-sadr/introduction-social-issue (дата обращения: 15.10.2013); Khan M. Postmodernity and the Crisis of "Truth" [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijtihad.org/postmod.htm (дата обращения: 26.09.2012); Khan M. The Myth of Secularism: Religion and Politics are Mutually Constitutive [Электронный ресурс]. URL:http://www.ijtihad.org/SecuIarism.htm (дата обращения: 26.09.2012); Omar К. H. "Modernism and Postmodern Thought" [Электронный ресурс]. URL:http://www.abc.se/~m9783/mmt_e.html#1 (дата обращения: 28.04.2010); Qutb S. al-Salam al-Alami wa alIslam (World Peace and Islam) - al-Qahirah: Dar al-Sharuq, 1982; Ramadan T. A Struggle Over Europe's Religious Identity - Editorials & Commentary — International Herald Tribune. The New York Times, September 20,2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimcs.com/20G6/09/20/opinion/20iht-cdramadan.2876272.html?_r=0 (дата обращения: 20.10.2013); SardarZ. The Problem of Futures Studies //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 247-259; Sardar Z. Reconstructing Muslim Civilisation //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. P. 3548; ShariatiA. Civilization and Modernization [Электронный ресурс]. URL:
http://www.shariati.com/english/machine.html; ShariatiA. Where Shall We Begin? [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com/english/begin/ (дата обращения: 11.10.2013); Tibi В. About Jihad, Islam and Politics. WORLD-WIDE ASIAN-EURASIAN HUMAN RIGHTS FORUM [Электронный ресурс]. URL: http://en.heidi-barathieu-brun.ch/wp-archive/369 (дата обращения: 11.11.2013); Tibi В. The Totalitarianism of Jihadist Islamism and its Challenge to Europe and to Islam // Totalitarian Movements and Political Religions, vol. 8 JVs> 1, March 2007. P. 35-54 и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современное общество характеризуется рядом тенденций, которые указывают на сущность качественных изменений социальности. К ним относятся многомерность, нестабильность, плюрализм и амбивалентность реальности сегодняшнего времени. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и переформулирования многих социально-культурных концепций, в основе которых заложен, как правило, линейный подход, основанный на западном опыте, неабсолютный в рамках иного общества.
2. Глобализационные процессы проявляются в широком спектре социокультурных показателей, обладающих диаметрально противоположной направленностью. Такая амбивалентность предполагает не только вестернизацию как путь культурного развития. На фоне значительного переплетения национальных культур с так называемой «глобальной культурой» возникает необходимость формирования эпистемологической схемы, которая могла бы наиболее полно охарактеризовать современную модель общества, в том числе исламского.
3. В условиях плюральное™, как основной характеристики всех сфер человеческой жизни в период постмодерна20, выстраивание универсалистских закономерностей является проблематичным с точки зрения эпистемологии. Одновременно, полифоничность постмодернистского
20 Принято различать понятия «постмодерн» и «постмодернизм».
ПОСТМОДЕРН — одно из основных понятий современной социологической теории, обозначающее отрезок исторического времени, хронологически начинающийся с периода подрыва основ индустриального строя и простирающийся в будущее. Постмодерн определяется как эпоха, характеризующаяся резким ростом культурного и социального многообразия, отходом от ранее господствовавшей унификации и от принципов чистой экономической целесообразности, возрастанием многовариантности прогресса, отказом от принципов массового социального действия, формированием новой системы стимулов и мотивов деятельности человека, замещением материальных ориентиров культурными и др. См. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8896/noCTMOflEPH (дата обращения: 10.12.2013).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Религиозный экстремизм в социокультурном пространстве современной Центральной Азии: концептуальный анализ2015 год, кандидат наук Егимбаев Каирлы Капезович
Эволюция идеи национальной идентичности в Пакистане2011 год, кандидат исторических наук Филимонова, Алина Левоновна
Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия2013 год, кандидат политических наук Таранюк, Жан Петрович
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН2016 год, кандидат наук Лебедев Виктор Сергеевич
Исламский фактор в общественно-политической жизни Франции (2005-2021 гг.)2023 год, кандидат наук Сафонова Наталия Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Музыкина, Елена Валентиновна, 2014 год
Список литературы
1. Коран. Перевод смыслов И.В. Пороховой [Электронный ресурс]. URL: http://e-q.narod.ru/eq/q_por/ (дата обращения: 11.10.2013).
2. Августин Иппонийский. О граде Божьем. Кн. 10. Гл.1 // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/library/01_a/avg/ustin_034.htm#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B 2.D0.B0_I_9 (дата обращения: 25.11.2013).
3. Анилионис Г.П., Зотова Н. А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теории глобализации. - М.: Международные отношения. 2005. - 676 с.
4. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты глобализации // Вопросы философии. 2012. № 3. - С.72-80.
5. Байдакова А. Социолог Мануэль Кастельс - о неизбежности новой демократии // Радио Свобода. 20.06.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/content/article/24620450.html (дата обращения: 16.09.2013).
6. Бард А. и Зодерквист Я. ЫЕ'Гократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма.- СПб.: Стокгольмская школа экономики. 2004. - 252 с.
7. Бауман 3. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
8. Блюменкранц М.А. Куда летишь, троянский конь, и где опустишь ты копыта? // Вопросы философии. 2012. № 4. - С. 45-51.
9. Быокенен П. Дж. Смерть Запада. - М.: Издательство ACT. 2003. - 444 с.
10. Были «советские», стали «православные» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.rU/olitics/2012/l 1/20_а_4860629.shtml (дата обращения: 04.03.2013).
11. Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти // Прогнозис. 2008 № 2 (14). - С. 3-56.
12. Вебер А.Б. Неолиберальная глобализация и ее оппоненты // Полития. 2002. № 2. - С. 22-36.
13. Градировский С. Культурное пограничье: русский ислам [Электронный ресурс]. URL: http://www.tatar-hist.ru/rus_islam-2.htm (дата обращения: 19.11.2013).
14. В Италии за последние 40 лет не уменьшилось посещение воскресной мессы [Электронный ресурс]. URL: http://blagovest-info.m/index.php?ss=2&s=3&id=50355&print=l (дата обращения: 04.03.2013).
15. Гаджиев КС. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10. - С. 3-16.
16. Гречко П.К Феномен глобализации как социокультурная проблема // Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С. 8-31.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Норма-Инфа. 1999. -624 с.
18. Кирабаев Н.С. Кризис «современности» и современные проблемы философской методологии // Диалог цивилизаций и посткризисный мир: Доклады и выступления XI Юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию РУДН / Под ред. Н.С. Кирабаева, Ю.М. Почты, В.Г. Иванова. - М.: РУДН, 2010. -С. 7-16.
19. Декарт Р. Сочинения в 2 т. / Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. - М.: Мысль, 1989 - 94. т.1 - 656 е., т.2 - 635 с.
20. Де Фред Э. Культура, цивилизация и идентичность // Полис: Политические исследования. 2012. № 5. - С. 17-23.
21. Жиганков О. Постмодернизм: противник или союзник // Заокский: Богословский вестник, ноябрь 2001. - С. 145-155.
22. Кант И. К вечному миру. Философский проект // Кант И. Соч.: в 8 т. -М.: Изд-во Чоро, 1994.
23. Кирабаев Н.С. Мусульманская культура перед дилеммой: мультикультурализм или вестернизация // Глобализация и
мультикультурализм / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. -М.: Изд-во РУДН, 2005.-С. 294-311.
24. Кофанова E.H. и Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 2 (96). - С .208-23 8.
25. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 608 с.
26. Кудряшова И.В. Политические изменения и трансформация идентичности в странах мусульманского Востока // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - С. 155-183.
27. Кырлежев A.B. Постсекулярная эпоха. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.rU/continent/2004/l 20/kyrl 6.html (дата обращения: 23.10.2012).
28. Кырлежев A.B. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки. 2013. № 1 (54) [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1 /sekulyarizm-i-postsekulyarizm-v-rossii-i-v-mirе/ (дата обращения: 20.11.2013).
29. Малъковская H.A. Поликультурное общество в фокусе плюралистической парадигмы: стабильность и коммуникация // Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С. 98-124.
30. Мартьянов B.C. Постмодерн - реванш «проклятой стороны модерна» // Полис: Политические исследования. 2005. № 2. - С. 147-157.
31. Мухаметов А.Р. Критический мусульманин Зияуддин Сардар [Электронный ресурс]. URL: http://wordyou.ru/kolonki/kriticheskij-musulmanin-ziyauddin-sardar.html (дата обращения: 30.10.2013).
32. Мчедлова М.М. Социокультурная реинтерпретация политики: потребности в новых гносеологических схемах и новых смыслах // Диалог цивилизаций и посткризисный мир: Доклады и выступления XI Юбилейной научно-практической конференции с международным
участием, посвященной 50-летию РУДН / Под ред. Н. С. Кирабаева, Ю. М. Почты, В. Г. Иванова. - М.: РУДН, 2010. - С. 43-54.
33. Мчедлова М.М. Религиозная и конфессиональная идентичность в контексте политических изменений современности // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - С. 132-154.
34. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. - 605 с.
35. Сайд Э. Ориентализм // Либрусек [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/333252/read (дата обращения: 15.03.2010).
36. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. - М.: Экон-Информ, 2009.-271 с.
37. Семедов С.А. Исламистский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения // Социология власти. 2009, №7. - С. 77-86.
38. Семедов С.А. Политические религии // Власть. № 8, 2009. - С. 81-83.
39. Смирнов A.B. Культура и рациональность // Вопросы философии. 2007. № 1.-С. 16-25.
40. Тиби Б. Является ли ислам политической религией? Возможность межрелигиозного плюрализма в условиях цивилизационного конфликта // Неприкосновенный запас. № 6 (26), 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.rU/nz/2002/6/tibl.html (датаобращения: 11.11.2013).
41. Тойнби А.Дж. Постижение истории - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.
42. УзланерД. Картография постсекулярного // Отечественные записки. 2013. № 1 (54) [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/l/kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 23.10.2012).
43. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (дата обращения: 10.12.2013).
44. Фуку яма Ф. Конец истории? [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/61472p7.html (дата обращения: 16.12.2012).
45. Хабермас Ю. Ах, Европа! - М.: Весь Мир, 2012. - 160с.
46. Хабермас 10. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество - что это такое? 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://vww.mss.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 20.10.2012).
47. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 635 с.
48. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. —603 с.
49. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GLOBALIZATSIYA.html (дата обращения: 20.03.2011).
50. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/ (дата обращения: 11.12.2013).
51. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science.academic.ru (дата обращения: 23.12.2013).
52. Эпштейн М.Н. Философия возможного // Культура [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/epstein_possiblephilo/ch40_iii.html (дата обращения: 17.09.2013).
53. Якунин В. Новый мировой класс - вызов для человечества // Свободная мысль [Электронный ресурс]. URL: http://svom.info/entry/235-novyj-mirovoj-klass-vyzov-dlya-chelovechestva/ (дата обращения: 29.11.2012).
Источники на английском языке
54. As-Sadr M.B. Introduction: The Social Issue/ Our Philosophy [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-islam.org/our-philosophy-falsafatuna-ayatullah-muhammad-baqir-sadr/introduction-social-issue (дата обращения: 15.10.2013).
55. Bauman Z. Globalization: The Human Consequences. Columbia University Press, 1998.-136 p.
56. Berger P. Epistemological Modesty: An Interview with Peter Berger // The Christian Century, October 29, 1997, pp. 972-978 [Электронный ресурс]. URL: http://web.pdx.edu/~tothm/religion/Epistemological%20Modestl.pdf (дата обращения: 22.11.2013)
57. Brown D. W. A New Introduction to Islam. Maiden, MA: Blackwell, 2004. -269 p.
58. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994. - 320 p.
59. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 2002. - 284 p.
60. Jacobs D.L. Occupy Wall Street And The Rhetoric of Equality // Forbes. November 1, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/sites/deborahljacobs/2011/11/01/occupy-wall-street-and-the-rhetoric-of-equality/ (дата обращения: 22.09.2013).
61. Harlan M. Muslims Today // Lectures on «Encountering the World of Islam» presented in Moscow, May 2012.
62. Held D., and McGrew A. G. Globalization Theory: Approaches and Controversies. Cambridge: Polity, 2007. - 273 p.
63. Holsti K.J. The State, War, and the State of War. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 254 p.
64. Khan M. "Islam, Postmodernity and Freedom," answers to questions posed by Discourse Magazine, October 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.atlanticfreepress.eom/news/l/l 0790-islam-post-modernity-and-freedom-by-muqtedar-khan.html (дата обращения: 09.04.2010).
65. Khan M. Postmodernity and the Crisis of "Truth" [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijtihad.org/postmod.htm (дата обращения: 26.09.2012).
66. Khan M. The Myth of Secularism: Religion and Politics are Mutually Constitutive [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijtihad.org/Secularism.htm (дата обращения: 26.09.2012).
67. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1996. - 212 p.
68. Mallouhi Ch.A. Miniskirts, Mothers & Muslims: A Christian Woman in a Muslim Land. Oxford: Monarch, 2004. - 184 p.
69. Middleton R.J. and Walsh B. J. Truth Is Stranger Than It Used to Be: Biblical Faith in a Postmodern Age. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1995. -250 p.
70. Omar KH. "Modernism and Postmodern Thought" [Электронный ресурс]. URL: http://www.abc.Se/~m9783/mmt_e.html#l (дата обращение 28.04.2010).
71. Paulien J. Everlasting Gospel, Ever-Changing World: Introducing Jesus to a Skeptical Generation. Nampa, Idaho: Pacific Press Pub, 2008. - 190 p.
72. Press Release for Who Speaks for Islam?// What a Billion Muslims Really Think. February 7, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gallup.eom/press/l 04206/WHO-SPEAKS-ISLAM.aspx (дата обращения: 27.05.2010).
73. Qutb S. al-Salam al-Alami wa al-Islam (World Peace and Islam) - al-Qahirah : Dar al-Sharuq, 1982. - 199 p.
74. Ramadan T. Need for a Reset in Western View [Электронный ресурс]. URL: http://tariqramadan.com/english/2013/10/07/need-for-a-reset-in-western-view/ (дата обращения: 01.11.2013).
iL
75. Ramadan Т. New York Times - Sept, 30 : "Waiting for an Arab Spring of Ideas" [Электронный ресурс]. URL: http://tariqramadan.com/english/2012/10/01 /ney-york-times-sept-30th-waiting-for-an-arab-spring-of-ideas/ (дата обращения: 11.11.2013).
76. Ramadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH). Part I [Электронный
ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=k-vHLIFoVFk (дата обращения: 12.11.2013).
77. Ramadan Т. Religious Ethics in Postmodern Society // Lectures on 12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH). Part II [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=xfmaILy89nQ (дата обращения: 12.11.2013).
78. Ramadan Т. A Struggle Over Europe's Religious Identity - Editorials & Commentary - International Herald Tribune. The New York Times, September 20, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2006/09/20/opinion/20iht-edramadan.2876272.html?_r=0 (дата обращения: 20.10.2013).
79. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. New York: Free Press, 1995. - 524 p.
80. Sardar Z. Asian Cultures //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 260-278.
81. Sardar Z. Islam and Nationalism //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 81-88.
82. Sardar Z. The End of Civilisation? //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 230-244.
83. Sardar Z. The Problem of Futures Studies //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 247-259.
84. Sardar Z. Reconstructing Muslim Civilisation //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 35-48.
85. Sardar Z. When the Pendulum Comes to Rest //Sardar, Ziauddin, Sohail Inayatullah, and Gail Boxwell. Islam, Postmodernism and Other Futures: A Ziauddin Sardar Reader. London: Pluto Press, 2003. - P. 121-126.
86. Shariati A. An approach to the Understanding of Islam [Электронный ресурс]. URL: http://issuu.com/shia/docs/an-approach-to-the-understanding-of-islam-ali-shar (дата обращения: 11.10.2013).
87. Shariati A. Civilization and Modernization [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com/english/machine.html (дата обращения: 11.10.2013).
88. Shariati A. Where Shall We Begin? [Электронный ресурс]. URL: http://www.shariati.com/english/begin/ (дата обращения: 11.10.2013).
89. Shaw H. and Stone С. Tax Data Show Richest 1 Percent Took a Hit in 2008, But Income Remained Highly Concentrated at the Top // Center on Budget and Policy Priorities [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbpp.org/cms/index.cfm?fa=view&id=3309 (дата обращения: 22.09.2013).
90. Tibi В. About Jihad, Islam and Politics. WORLD-WIDE ASIAN-EURASIAN HUMAN RIGHTS FORUM [Электронный ресурс]. URL: http://en.heidi-barathieu-brun.ch/wp-archive/369 (дата обращения: 11.11.2013).
91. Tibi В. The Totalitarianism of Jihadist Islamism and its Challenge to Europe and to Islam // Totalitarian Movements and Political Religions, vol. 8 № 1, March2007.-P. 35-54.
92. Tomlinson J. Globalization and Cultural Analysis in Held D., and McGrew A. G. Globalization Theory: Approaches and Controversies. Cambridge: Polity, 2007.-P. 148-168.
93. Van Creveld, M. The Transformation of War. New York: Free Press, 1991. -254 p.
94. Wilson B. R. Religion in Secular Society: a Sociological Comment. Edinburgh: Morrison and Gibb, 1966. - 252 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.