Социальный диалог как механизм формирования культуры мышления сотрудника полиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Передерий, Анна Владимировна

  • Передерий, Анна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 182
Передерий, Анна Владимировна. Социальный диалог как механизм формирования культуры мышления сотрудника полиции: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2014. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Передерий, Анна Владимировна

1. Социальный диалог в системе общественных отношений..................19

1.1 Социальный диалог: к вопросу терминологии................................20

1.2 Роль социального диалога в развитии социальных

отношений.............................................................................45

1.3 Объективация истины в диалоге как средство преодоления социальных конфликтов..........................................................65

2 Формирование концепции социального диалога как опыт становления культуры мышления сотрудника полиции....................94

2.1 Полиция как социальный институт: место и роль в системе социального взаимодействия.....................................................94

2.2 Предметность диалога полиции и социума как социальных

групп...................................................................................113

2.3 Социальный диалог как эффективная форма отношения к действительности современного сотрудника полиции...................139

Заключение...............................................................................158

Библиографический список...........................................................167

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальный диалог как механизм формирования культуры мышления сотрудника полиции»

Актуальность диссертационного исследования. Востребованность исследования таких систем коммуникации, как социальный диалог несет в себе не только теоретический интерес. В современном обществе все чаще ставится комплекс системных задач, реализация которых возможна лишь в том случае, когда качество социальных отношений достигнет должного уровня. Одной из приоритетных задач современной России является построение такой правоохранительной системы, которая бы отвечала социальным запросам и гарантировала не только эффективность собственного функционального инструментария, но и находилась бы в оптимальном взаимодействии со всей социальной системой. Курс на модернизацию и совершенствование российской полиции обозначен политикой Президента России, деятельностью МВД РФ и отражен в программе реформы полиции от 2011 года1.

В настоящее время ведется комплексное решение поставленных задач, но для их реализации требуется не только реформа полиции, но и изменение отношения к полиции в современном обществе, что возможно только благодаря построению грамотной коммуникации между полицией и обществом как социальными группами. В ходе этой коммуникации должно быть достигнуто понимание общности интересов, обуславливающих неизбежность сотрудничества.

Стоит отметить, что необходимость полиции в обществе как контролирующей правопорядок структуры, несомненна. Наличие такого государственного органа является основным условием сохранения государственности. Значимость полиции для конкретного представителя социума также самоочевидна, поскольку любой законопослушный гражданин заинтересован в соблюдении законов общества, в котором он живет. Следовательно, полиция необходима объективно, а ее деятельность объективирована интересами всего общества. Как правило, подобная взаимозависимость становится самоочевидной в ситуации культурного диалога, складывающегося между обществом и полицией, однако в современном обществе его становле-

'Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», а также последующие дополнения к законопроекту.

3

ние нередко затрудняется вследствие стереотипизации, мифологизации деятельности правоохранительных органов, что нередко приводит полицию к социальной изоляции. Общество отстраняется и дискредитирует институт обеспечения собственных прав и свобод, осложняя и без того сложную и опасную профессиональную деятельность полицейского. Усиление обозначенных тенденций неизбежно ведет к социальной деструкции не только института права, но и всей социальной системы государства, что как проблема обосновывает высокую степень необходимости разработки теории и практики эффективного взаимодействия полиции и общества.

В социальном, философском и психологическом смысле положение современного полицейского вряд ли может быть названо простым. Это связано не только с явными социальными противоречиями настоящей действительности, в числе которых глобализация, информатизация, проникновение на территорию страны иностранных экономических и социальных структур, динамика экстремистской и террористической деятельности (особенно активно влияющей на сознание молодых людей), но и с внутренним статусно-ролевым противоречием. Именно во втором случае разрешение отмеченного противоречия может быть преодолено на уровне культуры мышления сотрудника правоохранительных органов, в том числе адекватного осознания им своей роли в социальной системе.

Формально указанное противоречие сводится к мнимой двойственности? приоритетов. Причина заключается в том, что статусно-ролевой набор полицейского представлен двумя составляющими факторами. С одной стороны, служитель закона является таким же гражданином общества, как и остальные, вследствие чего его поведение и мировоззрение определяются личными интересами и интересами социальных групп, к которым он принадлежит. С другой стороны, в отличие от рядового гражданина, сотрудник полиции выступает также представителем госструктуры (и государства в целом) с полномочиями в сфере обеспечения общественного правопорядка, что предполагает приоритет общегосударственных интересов перед частными. Разрешение противоречия частных и государственных интересов невозможно без осознания того, что на глобальном уровне служение интересам общества есть, в том числе, и удовлетворение собственных интересов представителя правоохранительных органов как неотъемлемой части этого

общества, благополучие родных и близких которого зависит от стабильности и правового комфорта государства.

Важно подчеркнуть, что снятие имеющегося противоречия как результат опыта мыследеятельности сотрудника полиции, реализуемого на уровне внутреннего диалога, является гарантом эффективности его коммуникативной деятельности с обществом от имени государства. При этом внешний диалог полиции и социума становится фактором преодоления барьерной среды, обеспечивая преодоление ситуации стереотипизации и коммуникационной изоляции. Именно поэтому подробное исследование основных принципов и механизмов реализации социального диалога, раскрывающего социально-философские составляющие предметного поля коммуникативного взаимоотношения между обществом и полицией как социальными группами, видится отправной точкой в построении методологии оптимизации деятельности полиции.

В силу того, что предметность социального диалога формируется обществом (в том числе и самими полицейскими и их семьями, являющимися частью социума)

в виде социальных запросов на защиту и контроль реализации законов, необходи-

1 ( г

»» <

мость контроля и охраны правовой сферы не ставится под сомнение ни одной из сторон социального договора. Принимая во внимание тот факт, согласно которому в рамках последнего проблемным полем выступает сама форма осуществления правоохранительной деятельности, становится очевидным следующее: состоятельность диалога «полиция - общество» выступает гарантом не только качества работы правоохранительных органов, но и условием повышения гражданского самосознания и рядовых представителей общества, и самих полицейских. Все вышеизложенное делает рассмотрение социального диалога как механизма формирования культуры мышления полицейского одной из актуальных задач современности, обуславливая значимость настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Поскольку литература, послужившая основой изучения социального диалога как неотъемлемой составляющей культуры мышления сотрудника полиции многогранна, потребовалось сгруппировать существующий материал следующим образом.

Первая группа вбирает в себя совокупность исследований классиков философии и социологии, чей вклад в современную социально-философскую мысль не вызывает сомнения. Речь идет о трудах Платона, Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампа-неллы, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкона, Г. В. Лейбница, Р. Декарта, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ф. Розенцвейга, Э. Левинаса, М. Бубера, Ф. Гогартена, Г. Марселя, А. Гарнака и других. Среди классиков социологии наибольшее влияние на результаты настоящего исследования оказали труды таких авторов, как О. Конт, К. Поппер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Спенсор, П. Сорокин, М. Фуко, Ю. Хабермас, X. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер и Р.К. Мертон. Особое влияние на контекст данной работы оказала теория коммуникации К. Яс-перса, наиболее полно отражающая сущность коммуникативного акта.

Следующая группа представлена работами, посвященными проблеме социального диалога, а также общей теории коммуникации. В их числе «Межличностный диалог и его основные атрибуты» С. Л. Братченко , «Культура политической дискуссии» Г. Г. Бернацкого3, «Психологические особенности диалога» И. И. Васильевой4, «Психология конфликта» Н. В. Грушиной5, «Коммуникативные проблемы социального взаимодействия» Т. В. Дмитриевой6, «Современное общест-

*7 »

во и коммуникативная семантика» В. В. Ершова , «Краткий курс манипуляции сознанием» С. Г. Кара-Мурзы8, «Коммуникативная личность и современный процесс^ социальной динамики» Е. Н. Карташевой9, «Функция социального конфликта» Ф. Козера10, «Социология коммуникации» В. П. Конецкой11, «Социология стерео-

типов» А. В. Меренкова , «Оппозиционарносгь в современном обществе» Г. В. Саенко13, «Новое позиционирование» Д. Траута14, «Россия как трансформи-

2 Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.

3 Бернацкий Г. Г. Культура политической дискуссии. Л., 1991.

4 Васильева И. И. Психологические особенности диалога. М., 1984.

3 Грушина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

6 Дмитриева Т. В. Коммуникативные проблемы социального взаимодействия. Пермь: Орг-Пресс, 2002.

7 Ершов В. В. Современное общество и коммуникативная семантика. Томск, 1998.

8 Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием (Серия: Тропы практического разума). М., 2002.

9 Карташева Е. Н. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. М., 1998.

10 Козер Ф. Функция социального конфликта. М., 2000.

11 Конецкая В. П. Социология коммуникации. М:, 1997.

12 Меренков А. В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.

13 Саенко Г. В. Оппозиционарность в современном обществе. М., 1999.

рующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов» В. А. Дцова15 и др.

Третья группа источников базируется на таких фундаментальных исследованиях, как «Проблемы поэтики Достоевского» М. М. Бахтина16 и «Что такое коммуникация?» Н. Лумана17. В одном случае речь идет о диалоге как многоуровневой и многоступенчатой системы речемыслительной деятельности, в другом показана многогранность и сложность коммуникации. Здесь же следует отметить вклад в изучение феномена коммуникации Г. Г. Почепцова, который в работах «Коммуникативные аспекты семантики»18 и «Теория коммуникации»19 систематизировал и обобщил современные представления о теории коммуникации как дискурсивной практике.

Четвертая группа источников представлена диссертационными работами

«Информационно-коммуникативная функция общения в контексте диалога куль-

20

тур» О. В. Гурьяновой , «Отраженная речь при диалоговом взаимодействии» И. Э.

__л <

Давковой , «Индивидуально-личностные факторы диалогического общения» Р. К. Карнеева , и др., в которых в разной степени отражены функциональные и сущностные аспекты отдельных элементов объектного поля исследования. В исследованиях Д. Н. Сторожиловой («Социальный диалог: анализ конструктивного коммуникативного взаимодействия») и О.И. Якутиной («Социодинамика общения: социологический анализ информационного взаимодействия в социальном диалоге»)24 в большей степени акцентируется внимание на технологических моментах общения и социологических параметрах информационного взаимообмена. Среди работ, вы-

14 Траут Д. Новое позиционирование / Джек Траут при участии Стива Ривкина; [Пер. с англ. С. Жильцов]. СПб., 2002.

15 Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. Электр, ресурс: http://sociology.narod.ru/lib/Yadov.html. Дата обращения: 21.05.2014.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-е 3-е. М.: Художественная литература, 1972.

17 Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. № 3. 1995. С. 114-127.

18 Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Вища школа, 1987.

19 Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Релф-бук: Ваклер. 2001.

20 Гурьянова О. В. Информационно-коммуникативная функция общения в контексте диалога культур: дисс.... к. к. н.: 24.00.04. М., 1998.

21 Давкова И. Э. Отраженная речь при диалоговом взаимодействии: дисс.... к. ф. н.: 10.02.01. М., 1994.

22 Карнеев Р. К. Индивидуально-личностные факторы диалогического общения: дисс. ... к. п. н.: 19.00.07. М., 1996.

23 Сторожилова Д. Н. Социальный диалог: анализ конструктивного коммуникативного взаимодействия: дисс.... к. фил. н. Ростов-н/Д., 2006.

24 Якутина О. И. Социодинамика общения: социологический анализ информационного взаимодействия в социальном диалоге: дисс.... к. с. н. Ростов-н/Д., 1997.

7

полненных в русле теории общения и коммуникации в период с 2000 года по настоящее время, интерес представляют исследования Г. М. Бирюковой25,

A. С. Болдырева26, Т. В. Бородиной27 и В. В. Сметаны28

Помимо этого основой для разработки теоретико-методологической базы нашего диссертационного исследования послужили следующие научные труды: «Развитие социокультурных тенденций профессионального образования сотрудников российской полиции» В. В. Коваленко и Е. В. Коваленко, где представлено последовательное рассмотрение основных перспектив образования современного сотрудника полиции; «О сути диалогизма» В. С. Библера, раскрывающий принципы, лежащие в основании самоорганизации диалоговой коммуникации, что переводит вектор проблематики с чистой коммуникативистики в область социальной онтологии; «Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость)»

лл

B. В. Шалина , чья ценность обусловлена выводом, согласно которому принцип толерантности и отношения равноправия приводят общество к качественно новому социокультурному уровню.

Отдельная группа публикаций представлена исследованиями, посвященными социальным вопросам философии образования. В частности, в статье > М. И. Даниловой «Образование в глобальном мире» отмечается, что «Личностное развитие, рост и личностно ориентированное просвещение — это ключевые понятия 4 новой концепции просвещения в парадигме общего образования, которая возникает в канун нового тысячелетия» . Обозначенная позиция тем более значима, когда речь идет о культуре и образовании представителя власти. Важность этической направленности в профессиональной деятельности подчеркивает В. А. Малахов, утверждая, что «в меру такой обращенности человеческое Я отказывается от притязаний на самоутверждение и власть - и вместе с тем обретает принципиальную сво-

25 Бирюкова Г. М. Диалог: социально-философский анализ: автореф. ... д-ра филос. н. Ивановский гос. ун-т. Иваново, 2000.

26 Болдырев А. С. Логические средства моделирования диалога: автореф. ... к. ф. н.: 09.00.07. СПб., 1999.

27 Бородина Т. В. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: автореф. дис.... к. филос. н. Ростов-н/Д., 2003.

28 Сметана В. В. Социальная коммуникация: (Социально-философский анализ коммуникативных отношений и коммуникативного дискурса): дисс.... к. филос. н.: 09.00.11. Ростов-н/Д., 2004.

29 Шалин В. В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.

30 Данилова М. И. Образование в глобальном мире // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 287-291.

8

л I

боду» . Некоторые аспекты формирования правового сознания рассматриваются в статье М. Ю. Попова32.

К особой группе исследований относятся работы, в центре которых — анализ современного состояния полиции, а также ряд вопросов, относящихся к проблеме оптимизации ее деятельности. Среди прочих стоит отметить труды

Л'! ТЛ ЛГ

Р. С. Мулукаева , Д. С. Рыжова , В. А. Ткаченко . Особого внимания в контексте интересующей нас тематики заслуживает диссертация С. Ф. Зыбина36. Несмотря на то, что в самом научном исследовании автор не затрагивает проблему социального диалога как основания культуры мышления сотрудников полиции, однако, изучая кадровый вопрос, С.Ф. Зыбин констатирует необходимость поиска механизма, обеспечивающего качество работы правоохранительных органов. Диссертация

______лч

И. В. Тепляшина подробно раскрывает гражданскую заинтересованность в эффективности правоохранительной системы, в то время как результаты исследования В. С. Афанасьева вносят определенный вклад в обозначенное проблемное поле высоким уровнем теоретико-практического материала, отражающего специфику осуществления правоохранительной деятельности. Здесь же следует упомянуть и работу С. И. Буз и П. С. Волковой38, в которой проблема социального диалога решается авторами на уровне коммуникативной ситуации, складывающейся между сотрудником полиции и учащимися общеобразовательных учебных заведений.

Наконец, в числе исследований, в той или иной степени проясняющих реалии различных сторон современной социальной системы, а также процессов, про-

31 Малахов В. А. Философия и время: вектор сопротивления // Интеллектуальная Россия. Электронная версия: http://www.intelros.ru/subject/figures/viktor-malahov/17652-filosofiya-i-vremya-vektor-8оргоЙу1ешуа.1Шп1. Дата обращения: 23.04.2014.

32 Попов М. Ю. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. 2006. № 6. С. 13-18.

33 Мулукаев Р. С. Полиция в России. Монография. Н. Новгород: НВШ МВД РФ, 1993.

34 Рыжов Д. С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.). Монография. Самара: Изд. Самарского юридического института Минюста России, 2001.

35 Ткаченко В. А. К вопросу о становлении профессиональной подготовки кадров милиции // Профессиональные и общественные начала в деятельности ОВД: История и современность. М., 1990. С. 120-129.

36 Зыбин С. Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой и ис-торико-правовой анализ): дисс. ... д-ра юр. н. СПб., 1998.

37 Тепляшин И. В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства: дисс. ... к. юр. н. Екатеринбург, 2002.

38 Буз С. И., Волкова П. С. В помощь «школьному инспектору». Краснодар: КрУ МВД РФ, 2008.

исходящих в обществе на современном этапе развития, следует назвать работы В. А. Васильева39, Е. О. Кубякина40, Н. В. Нарыкова41, Т. А. Хагурова42 и др.

Несмотря на многочисленные источники, прямо или косвенно затрагивающие обозначенное проблемное поле, в настоящий момент целостного исследования, раскрывающего принципы социального диалога, выступающие в качестве основания опыта мыследеятельности сотрудника полиции, не представлено, что обуславливает актуальность, современность и своевременность предпринятой научной работы.

Объектом исследования является культура мышления, предметом — социальный диалог. В качестве области практического применения полученных знаний выступает полиция.

Цель исследования - изучить социальный диалог как основание формирования культуры мышления сотрудника полиции.

Поставленная цель достигается посредством решения ряда исследовательских задач:

1) выявить социально-философскую значимость социального диалога;

2) проанализировать понятие «социальный диалог»;

3) исследовать значение социального диалога в развитии социальных отношений;

4) рассмотреть процесс объективации истины в диалоге как средство преодоления социальных конфликтов;

5) проанализировать применимость полученных знаний о социальном диалоге в конкретной сфере: становлении культуры мышления сотрудника полиции;

39 Васильев В. А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 249-262.

40 Кубякин Е. О. Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности: дисс. ... к. с. н. (22.00.04). Новочеркасск, 2005. 154 е.; Кубякин Е. О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. № 3. М.,. 2011. С. 59-63.

41 Нарыков Н. В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму // Общество и право. № 1 (47). Краснодар, 2014. С. 247-251.

42 Хагуров Т. А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. М., 2006. С. 24-25.

10

6) изучить институциональные проявления диалоговой системы «сотрудник полиции — общество»;

7) исследовать предметность диалога полиции и социума как социальных

групп;

8) обосновать значение социального диалога в качестве эффективного отношения к действительности современного сотрудника полиции.

Теоретико-методологические основания исследования. Методы, используемые в диссертационном исследовании, условно можно разделить на две группы: формальные и содержательные. К первой категории может быть отнесен философско-исторический анализ, позволяющий выявить основные концепции теории коммуникации и взаимодействия социальных групп. К этой же формальной группе относится и метод типологического сравнения, который дает возможность провести демаркацию между различными определениями понятий «коммуникация», «диалог», «социальный диалог», «социальные отношения», «социальное взаимодействие» и др. К данной группе также может быть отнесен формально-логический метод, позволивший осуществить последовательный переход от рассмотрения проблематики на общем уровне к фокусировке внимания на подробном исследовании частного аспекта.

С точки зрения смыслового содержания методологии диссертационного исследования необходимо обозначить его сверхзадачу — показать социально-конституирующий принцип, заложенный в социальном диалоге как фундаментальном взаимодействии основных социальных институтов и групп, обозначив его эффективность на всех уровнях формирования социума. Таким образом, диалектическое развертывание принципов социального диалога как на общем уровне (в формировании связей и отношений между основными институтами), так и на уровне деятельности отдельного социального института (правоохранительных органов) или на уровне отдельного представителя полиции является методологической установкой настоящего исследования. Также содержательным методом ис-

следования является философская рефлексия, позволившая выявить смысловые основания объекта и предмета диссертации.

Научная новизна результатов исследования формулируется следующим образом:

1) в контексте логического, системного и функционального анализа выявлена значимость социального диалога как формы взаимодействия основных социальных институтов, реализуемой на уровне коммуникативных, дискурсивных и аксиологических параметров;

2) с учетом фрагментарности и неполноты основных концепций социальной коммуникации, обнаруженных в процессе их социально-философского анализа и типологического сравнения, осуществлена корректировка существующего определения понятия «социальный диалог»; на системном уровне определено значение социального диалога в развитии общественных отношений, в том числе:

— показано различие между социальным взаимодействием и социальным отношением,

— доказано, что социальный диалог в объективном процессе становления общества является формой эффективного взаимодействия основных социальных групп и институтов, в рамках которой устанавливаются прочные гармоничные отношения,

— определено, что социальный диалог эффективен не только в процессе становления общества на макроуровне, но и в более частных аспектах, таких как социализация индивидов или разрешение частных конфликтов как системный принцип;

3) посредством философской рефлексии процесса объективации истины в диалоге как средстве преодоления социальных конфликтов выявлена специфика социальных конфликтов, обусловленных противостоянием интересов, в основании которых нет интенции к достижению истинного результата, но присутствует стремление к утверждению «своей» правды; в том числе установлено, что преодоление социальных конфликтов посредством объективации истины в социальном

12

диалоге свидетельствует о зрелости и высоком культурном уровне самого общества;

4) в ходе анализа концепции социального диалога определено, что природа социальных противоречий между обществом и полицией коренится в следующем: с одной стороны, сотрудник полиции является частным лицом со своими субъективными интересами, с другой - он представитель государства и его деятельность объективирована интересами общества, закона и органов правопорядка, к которым он относится;

5) раскрыта предметность диалога полиции и социума как социальных групп, что позволило выявить факторы, мешающие конструктивному диалогу между обществом и представителями органов правопорядка;

6) намечена перспектива государственной инициативы в совершенствовании социальных отношений на уровне повышения культуры мышления, коммуникации и поведения представителей власти и сотруд ников полиции, в частности.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1) Социальный диалог дискурсивен, коммуникативен и всегда предметен в аксиологии общесоциальных ценностей. Он наделен социально-конституирующим потенциалом и направлен на гармонизацию общественных отношений. Определив понятие «социальный диалог», мы пришли к следующей его формулировке. Под социальным диалогом необходимо понимать такой вид дискурсивной коммуникации, при которой стороны осуществляют социально-конституирующую деятельность в рамках общего прагматического и над-прагматического интереса, при этом осуществляется интегрирование частных аксиологических систем в систему всеобщую. Модель «оппозиция» здесь заменяется такими моделями взаимодействия, как «партнерство» и «сотрудничество».

2) Социальный диалог потому является наиболее эффективной формой взаимодействия, что в его начале лежит принцип гармонизации социальных отношений. Процесс этот последовательно может быть выражен сле-

13

дующим образом. В системе «социальный диалог» личное становится частно-социальным, а частно-социальное становится общесоциальным. В результате, интересы, отношения и принцип взаимодействия личного и частного подчиняются принципу всеобщего блага. Социальный диалог - это необходимое основание, на котором строится самоорганизация общества. Это такая форма макрокоммуникации, благодаря которой возможно существование и развитие социума. Социальный диалог для каждого института предполагает такое благо, при котором соблюдается принцип всеобщей ценности и на уровне реализации - пользы. Соответственно, именно в системе социального диалога объективируется деятельность отдельных элементов, которые приводятся в баланс между удовлетворением частных интересов и потребностей и одновременно удовлетворением потребностей общества и интересов его составляющих элементов.

3) В отличие от других форм коммуникативного взаимодействия социальный диалог всегда направлен на поиск истины. Эта интенция объективирует интересы участников диалога и позволяет преодолеть такие психологизмы, как абсолютизм, радикализм и релятивизм мнения, свойственные полемике или спору. Социальный диалог не может быть средством удовлетворения психологических интересов, поскольку сфера его интересов лежит в области онтологии: создание оптимальной модели действительности. Таким образом, прагматика социального диалога исключает частный характер, а уровень пользы имеет общесоциальное значение подобно максимально удовлетворяющему всех участников диалога варианту действительности.

4) Философское осмысление диалоговой системы «сотрудник полиции — общество» позволяет судить о социальных противоречиях, с которыми сталкивается современный полицейский. Эти противоречия связаны с тем, что, с одной стороны, сотрудник полиции является частным лицом со своими личными, субъективными интересами; с другой стороны, он представитель государства и его деятельность объективирована интересами общества, закона и непосредственно ор-

14

ганов правопорядка, к которым он относится. Потому результат противоречия носит двоякий характер: либо это внутренний конфликт, в результате которого сотрудник полиции примет какую-либо сторону в качестве крайности (отказ от личного или предпочтение личного социальному), либо это социальный диалог, при котором личные и социальные интересы гармонично согласуются. Реализовав концепцию социального диалога на уровне личных приоритетов, современный сотрудник полиции способен эффективно взаимодействовать с обществом, что напрямую соответствует социальным запросам развитого общества.

5) Предметная область диалога общества и полиции как социальных групп основывается на необходимости оптимизации социальных отношений. Анализ изначальных позиций диалоговой системы дает понять, что в сфере прямой реализации функций правоохранительной системы цели общества и полиции одни и те же. При этом как для общества необходимость в органах правопорядка является очевидной, так и для полиции очевидна необходимость социума. Социальные противоречия между полицией и обществом, как правило, носят характер недостатка коммуникации, которая приводит к нарушениям социальных отношений. Неправильное коммуникативное взаимодействие или его недостаток ведут к сте-

I

реотипизации, мифологизации и автономизации деятельности полиции и общества как социальных групп. Отсюда следует, что очевидным способом преодоления конфликтной ситуации и гармонизации социальной системы является конструктивный диалог, цель которого донести до его участников изначальную общность интересов, направляя усилия на решение общей проблемы.

6) В силу того, что гармонизация общества и оптимизация социальных отношений являются приоритетными задачами государства, становится необходимым на уровне государственной политики выявить основные принципы эффективного взаимодействия и коммуникации между представителями государства и обществом. В социальной системе проблема эффективного коммуникативного взаимодействия в предельном смысле может быть решена на уровне культуры мышления. Речь идет о такой форме отношения к действительности социальных

15

субъектов, при осуществлении которой мыслящий умело соотносит частные и общественные интересы, понимая, что частное благо в ущерб обществу не есть благо и наоборот - что общесоциальное благо обеспечивает пользу на частном уровне. Эта форма отношения должна быть ориентирована на социальную коммуникацию и установление эффективного взаимодействия, основанного на сотрудничестве и взаимопонимании. По содержанию эта форма отношения к действительности и есть социальный диалог. При этом в аспекте эффективности мышления сотрудников полиции речь идет не только о том, что благодаря социальному диалогу оптимизируется взаимодействие полиции и общества, но и о том, что через отношение к действительности полиции по форме «социального диалога» может быть осуществлена государственная инициатива по гармонизации общества.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Результаты исследования могут применяться в различных целях учебно-воспитательной работы в системе образования, в частности при разработке курсов по философии, социальной философии, профессиональной этике, социологии и теории коммуникации. В то же время диссертация несет идейный смысл поиска гармонизации современного российского общества и в частности — установления эффективной коммуникации между полицией и обществом как социальными, группами.

Структура диссертации

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка литературы, включающего в себя 180 источников.

Первая глава «Социальный диалог в системе общественных отношений» посвящена теоретико-методологическому исследованию места и роли социального диалога в развитии общественных отношений. В частности, в первом параграфе «Социальный диалог: к вопросу терминологии» раскрываются проблемы понятийного определения социального диалога и дается собственное определение понятия, соответствующее функциональным задачам настоящего исследования; во втором параграфе «Роль соци-

16

алъного диалога в развитии социальных отношений» показывается социально-конституирующая роль социального диалога; в третьем параграфе «Объективация истины в диалоге как средство преодоления социальных конфликтов» демонстрируется механизм объективации истины в системе социальной коммуникации.

Во второй главе «Формирование концепции социального диалога как опыт становления культуры мышления сотрудника полиции» представлены основания и принципы формирования концепции социального диалога в культуре мышления сотрудника полиции. При этом в первом параграфе «Полиция как социальный институт: место и роль в системе социального взаимодействия» осуществляется попытка философского осмысления системы отношения полиции и общества как социальных групп, а также определяется место полиции в современной социальной структуре. Во втором параграфе «Предметность диалога полиции и социума как социальных групп» обозначается предметность диалога полиции и социума, в результате чего выводится основание принципиальных позиций и общего поля интересов. В третьем параграфе «Социальный диалог как эффективная форма отношения к действительности современного сотрудника полиции» раскрывается сущность социального диалога как эффективной методологии мышления современного сотрудника полиции.

В Заключении приводятся результаты проделанной научной работы и намечается дальнейший путь решения обозначенной проблематики. В частности, рассматриваются перспективы исследования с точки зрения качественно-количественной позиции.

Апробация работы Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России. Результаты исследования нашли отражение в 14 научных работах автора, в

том числе в 4 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, общим объемом 3,65 п. л.

Диссертант был участником ряда конференций межрегионального уровня: «Актуальные проблемы социального развития молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики» (Краснодар, 2009,2010); всероссийского уровня: «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России» (Майкоп, 2013), «Феноменология и профилактика девиантного поведения» (Краснодар, 2013), «Право и государство: проблемы методологии, теории и истории» (Краснодар, 2013), «Противодействие терроризму и экстремизму: философские, социологические и политологические аспекты» (Краснодар, 2014).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Передерий, Анна Владимировна

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, заметим, что концепция социального диалога в рамках культуры мышления современного сотрудника полиции действительно сглаживает ряд социальных противоречий, вследствие чего необходимость такой концепции очевидна.

Работа представителя правоохранительных органов направлена на поддержание правопорядка и предотвращение деятельности, представляющей угрозу обществу. По этой причине вся деятельность работников правоохранительных органов связана со сферой социальных взаимодействий. По роду своей деятельности представитель полиции занимается регулированием общественных отношений, в связи с чем одной из неотъемлемых составляющих работы полицейского является коммуникация с членами общества. Сама по себе функция обеспечения порядка предполагает два важнейших основания -теоретическое и методологическое. Теоретическое основание правоохранительной деятельности заключается в знании правил и норм социального взаимодействия, принятых в обществе. Методологическое основание правоохранительной деятельности связано с доступными полицейскому средствами обеспечения общественного порядка. Среди них можно выделить базовые средства правоохранительной деятельности, представляющие собой общий для всех полицейских набор предписаний по обеспечению порядка, и дополнительные средства, имеющие отношение к отражению специфики конкретных ситуаций. Несложно заметить, что на уровне базового набора предписаний полицейский реализует функцию государственного аппарата, для которой, в силу отлаженности и четкости ее механизма, не имеет значения личностное начало носителя этой функции. На этом уровне, по сути, можно говорить о деятельности полиции как о своеобразном социальном механизме. Однако на деле деятельность представителей правоохранительных органов

158

значительно сложнее, нежели рассмотренный нами механизм приведения в исполнение служебных предписаний. Дело в том, что это, с одной стороны, требует классификации и трактовки социальных действий с точки зрения их адекватности правовым нормам, с другой - связано с процессом межличностной коммуникации между работником полиции и иными членами общества. На этом уровне актуализируется проблема личностных качеств работника полиции.

Как уже было отмечено ранее, защита общественного порядка требует знания этого самого порядка, что актуализирует проблему уровня культурного развития работников полиции, поскольку правовые нормы укоренены в культуре и являются ее неотъемлемой частью. Более того, сам момент трактовки допустимости с точки зрения закона тех или иных действий связан с определением их соответствия или несоответствия существующим социальным нормам. В данном контексте культурная развитость является необходимым качеством работника правоохранительных органов, без которого, по сути, невозможна адекватная постановка целей и задач по обеспечению общественного порядка.

Вместе с тем деятельность представителей правоохранительных органов требует не только определения противоправной деятельности, адекватную реакцию на уже случившиеся правонарушения, но также и их предотвращение. На этом уровне актуализируется наличие у работников полиции аналитических способностей по просчету и прогнозированию тенденций развития отдельных социальных ситуаций.

Непосредственная практика правоохранительной деятельности предполагает большое количество социальных контактов с представителями различных слоев общества. Соответственно знание специфических особенностей культурной среды, в рамках которой реализуется процесс контакта с членами общества, представляет собой одно из критически важных условий

успешной деятельности представителей органов правопорядка. Вместе с тем,

159

рассматривая специфику средств, применяемых работниками правоохранительных органов, нельзя не отметить многообразие их спектра. Обеспечение правопорядка связано не только со своевременным применением карательных санкций по отношению к преступникам, но также и с воспитательной деятельностью со стороны защитников правопорядка. В этом отношении важны как знание психологии и риторики, которые могут быть полезны в деле конструктивного воздействия на членов общества, так и в целом формирование положительного личного примера со стороны работника правоохранительных органов. Все это наглядно демонстрирует значение интеллектуальной и культурной развитости в деле обеспечения правопорядка: чем более широкой методологией познания обладает работник полиции и чем более разносторонним является его культурное развитие, тем более эффективной является его деятельность по обеспечению общественного порядка. Исходя из результатов исследования, на сегодняшний день концепция социального диалога является тем фактором, который через повышение культуры мышления оптимизирует деятельность современной полиции. Данное утверждение основывается на последовательных выводах, соответствующих логической структуре настоящего исследования.

Итак, динамика общественных перемен на стыке II и III тысячелетий привела к неясности и расплывчатости интерпретаций понятия «социальный диалог». Уже в сегодняшнем обществе целый ряд классических понятий стал неактуальным. Потому для осмысления понятия социального диалога необходимо учитывать такие смежные термины, как «дискурс» и «интеграция массовых коммуникаций», поскольку сам социальный диалог также является коммуникативной формой. При этом общество, в котором функционирует данное понятие, определено информационной и коммуникативной сферами.

В современной интерпретации термин «диалог» является подчиненным понятию «коммуникация»: любой диалог является коммуникацией, а коммуникация может быть как монологичной, так и полилогичной. Диалог — это

160

коммуникативное социальное взаимодействие двух и более равноправных субъектов. Социальный диалог не только передает информацию, погружая субъекта в сущность проблемы, но и объединяет системы ценностей участников диалога. Таким образом, в процессе общения создаются три уровня прагматики: личная польза, переходящая на уровень всеобщей пользы, что приводит к реализации личных интересов каждой из сторон.

Отличие социального диалога от обычного заключается, прежде всего, в том, что социальный диалог представляет интересы не отдельных субъектов, но целых групп. Даже когда в социальном диалоге участвуют отдельные субъекты, они представляют не личные интересы, а интересы общественные. При этом коммуникация является не столько целью, сколько средством достижения цели социального диалога — гармонизации общественной системы.

Проанализировав ряд современных концепций понимания диалога, мы можем сформулировать следующее определение базового для нашего диссертационного исследования понятия. Под социальным диалогом необходимо понимать такой вид дискурсивной коммуникации, при которой стороны осуществляют социально-конституирующую деятельность в рамках общего прагматического и над-прагматического интереса, при этом осуществляется интегрирование частных аксиологических систем в систему всеобщую. В таком контексте происходит замена модели «оппозиция» на модель «сотрудничество».

Стоит отметить, что социальные отношения и социальное взаимодействие не являются тождественными понятиями. Принципиальным отличием является то, что социальное взаимодействие может быть непостоянным, ситуативным, в то время как социальные отношения вписаны в структуру социума и являются системным основанием общества.

Социальные отношения на уровне общества строятся между социальными институтами, формирующими саму систему. Сам по себе социальный

институт не может существовать, так как его необходимость определяется

161

исключительно связью с другими социальными институтами. Здесь на первый план выходит необходимость правильно функционирующей системы коммуникаций между различными социальными институтами. Формой коммуникации, необходимой для развития и существования общества, и служит социальный диалог, являющийся фундаментальным основанием самоорганизации общества. Именно социальный диалог между социальными институтами позволяет установить устойчивые и продуктивные социальные отношения.

К тому же необходимо отметить, что на индивидуальном уровне без диалоговых отношений невозможен процесс социализации отдельных субъектов, поскольку именно в процессе взаимодействия с социальными институтами у индивида складывается необходимый статусно-ролевой набор. При этом субъект не просто взаимодействует с институтом, он является его частью. Соответственно, посредством социального диалога частные интересы индивида решаются уже на уровне социальных институтов. Так личное становится частно-социальным, а частно-социальное переходит в общесоциальное. В итоге личные интересы подчиняются принципу всеобщего блага. Деятельность социальных субъектов подчиняется всеобщей цели, а всеобщая цель в итоге способствует реализации интересов частных субъектов. Естественно, что в реальных условиях концепция социального диалога не реализуется в полную силу. Показателем, насколько эффективно она реализована, может служить то, насколько совершенна и гармонична рассматриваемая социальная система.

Столкновение субъективных позиций и дробление системы в угоду личных интересов приводит к возникновению социального конфликта, который сам по себе деструктивен. Результат конфликта — это победа одной из конфликтующих сторон и ущемление интересов другой стороны. К этому добавляется потеря большого количества энергии, потраченной на достижение успеха, а не на поиск конструктивного решения проблемы. Таким обра-

162

зом, затяжной конфликт может привести к дестабилизации всей системы. Преодоление социальных конфликтов возможно посредством объективации общности интересов сторон социального взаимодействия. На государственном уровне это необходимо решать через систему образования - прививая ценности конструктивной диалоговой культуры членам общества. Также необходимой конструктивной мерой является внедрение модели поведения «социальный диалог» в деятельность представителей государственной власти, что позволит оптимизировать работу самих властных структур.

Чем более высок уровень развития общества (как в целом, так и на уровне социальных элементов), тем более эффективно реализуется модель социального диалога. При этом высокий уровень развития должна иметь не только социальная система, но и культура мышления, позволяющая структурным элементам воспринимать приоритеты и цели всего общества. Наиболее подходящей для этого формой общества может быть гражданское общество, которое в себе самом содержит идеал гармоничного развития в качестве ориентира.

Важным аспектом эффективности деятельности правоохранительных органов является формирование концепции социального диалога в культуре^ мышления работника полиции. Сама модель социального диалога призвана сглаживать социальные противоречия и повышать эффективность всех социальных институтов, включая полицию.

Модель взаимоотношений «полицейский - общество» учитывает не только статусно-ролевой набор и профессиональные особенности сотрудника полиции, но и неоднородность социальной среды, соотношение личных и социальных приоритетов представителя органов правопорядка, а также отражение деятельности полиции в социальном сознании, в частности в масс-медиа.

Точка совпадения интересов общества и полиции — это благополучие

государства. Общество заинтересовано в том, чтобы полиция была функцио-

163

нальной. Поэтому основными требованиями, выдвигаемыми обществом к полиции, являются: компетентность, образованность, порядочность, должностная эффективность. Но и полиция как часть социальной системы заинтересована в том, чтобы граждане, выступающие в качестве структурных элементов социума, также были эффективны, вследствие чего к ним также предъявляются определенные требования. Имеются виду компетентность в области законодательства, уважение к закону, содействие органам полиции и должностная эффективность. Отсюда следует, что в рамках соприкосновения интересов в построении эффективного правового государства интересы общества и полиции пересекаются.

В реальности между полицией и обществом могут возникнуть противоречия. Условно их можно поделить на три группы: межгрупповые, меж-личностно-групповые и структурные.

Межгрупповые противоречия возникают в случаях, когда между обществом и полицией как социальными группами нарушается коммуникативное единство. Подобные конфликты решаются посредством социального диалога-и подведением общих интересов в единую систему взаимодействия.

Межличностно-групповые противоречия возникают в случаях, если представитель какой-либо группы возводит свои личные интересы на уровень социального противоречия. Решением такого противоречия служит раскрытие причины конфликта и разрешение ее в рамках законодательства в интересах общества.

Структурные противоречия характерны для переходного этапа развития общества и базируются на несовершенстве законодательной базы государства. Решением таких противоречий может служить лишь приведение аппарата государства к функциональному равновесию.

При утере коммуникативной связи и невозможности правильного функционирования системы «социальный диалог» неизбежно возникновение противоречий между обществом и правоохранительной системой. У оппо-

164

нентов складывается опасная модель стереотипизации и мифологизации поведения представителей другой группы. Возникает нелогичная, не подчиняющаяся здравому смыслу враждебность одной группы по отношению к другой. При этом логического обоснования у подобной враждебности нет, лишь стихийно сложившийся стереотип.

Для того чтобы избежать подобных неконтролируемых разумом процессов, необходимо повышать уровень культурного развития как общества в целом, так и сотрудников правоохранительных органов. Как на уровне общества, так и на уровне представителей правоохранительной системы должно утвердиться понимание «общего дела» в поддержании правопорядка в государстве, что поможет заменить враждебную модель моделью сотрудничества. Однако достичь подобного результата возможно лишь посредством культуры мышления, неотъемлемой составляющей которой становится коммуникативная модель социального диалога.

В современном российском обществе культура мышления сотрудника полиции выходит на первый план. В условиях социального усложнения общества очевидна необходимость в строгом соответствии сотрудника правоохранительной системы высокому уровню требований. Культура мышления сотрудника полиции, которая в данном контексте означает высокий профессионализм, ясность целей и ориентиров, а также патриотизм, основанный на реальном служении интересам отечества, как на уровне решения профессиональных задач, так и на уровне образа мысли, деятельности, высказываний, занимает принципиальное место в кадровой подготовке современного российского общества.

На первый план выходит такая модель коммуникации, как социальный диалог. Здесь стоит отметить значимость трех важных аспектов. Во-первых, социальный диалог есть модель представительства: человек, находясь на госслужбе, представляет государство, что должно подразумевать соответствующий уровень культуры поведения. Во-вторых, социальный диалог подра-

165

зумевает отказ от личных интересов в пользу общественных. И в-третьих, социальный диалог требует ориентированности на достижение всеобщего блага и правильные действия в интересах общества.

Сотрудник полиции должен четко осознавать значение собственных полномочий, понимать степень ответственности, возложенной на него государством.

На уровне государства необходимо укреплять и актуализировать модель социального диалога в масштабах всей страны, так как данная модель является оптимально эффективной для построения гармоничного гражданского общества. Решать данную задачу необходимо на двух уровнях: в рамках системы образования и в рамках деятельности представителей государства (в том числе и сотрудников правоохранительных органов). Сотрудники же полиции должны быть образцом эффективной коммуникации социальных структур, успешно используя модель социального диалога.

Таким образом, в результате последовательного исследования изучаемого объекта и логического перехода в непосредственную сферу предметности, можно сказать, что поставленная цель - изучить основные принципы социального диалога и реализации его в практике формирования культуры мышления сотрудника полиции - достигнута, а сопутствующие ей исследовательские задачи решены в полной мере.

Дальнейшее исследование предметной области нам видится возможным в двух направлениях. С одной стороны, руководствуясь опытом настоящего исследования, можно показать эффективность социального диалога в других областях социальных отношений, с другой — сузить проблематику до рассмотрения непосредственных факторов социокультурного развития современного сотрудника полиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Передерий, Анна Владимировна, 2014 год

Библиографический список

1. «Межрегиональная правозащитная группа»: В ГУ МВД России по Воронежской области обсудили итоги посещений отделов полиции гражданскими активистами // Гражданское достоинство. 11.06.2014. URL: http://www.civildignity.ru/ru/organisation_catalog/news/show/mejregionaInayajpr avozaschitnaya_gruppa-_v_gu_mvd_rossii_po_voronejskoy_oblasti_obsudili_ itogi_posescheniy_otdelov_politsii_grajdanskimi_aktivistami (дата обращения: 28.07.2014).

2. Аврутин Ю. Е. Конституционализация правового регулирования деятельности российской полиции: аксиологические и формально-юридические аспекты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.): в 2 ч. СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012. Ч. 2. С. 3-10.

3. Акинченко М. Президент Владимир Путин провел расширенную коллегию МВД // Первый канал: Новости (электронная версия). URL: http://www.ltv.ru/news/social/254723 (дата обращения: 29.07.2014).

4. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. / Под ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976 г.

5. Асташов А. Б. Соотношение «диалога» и «диалоговой ситуации» в стране и мире раньше и теперь. URL: http://conference.rsuh.ru.

6. Байденко В. И., Дж. Ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. Доклад 4, апрель 2001. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

7. Бахтин М. М. Диалог I // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 5. М.: Русские словари, 1996.

8. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.

9. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-е 3-е. М.: Художественная литература, 1972.

10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979.

11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979.

12. Береговой Г. Т., Пономоренко В. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях// Вопросы психологии. 1983. №1. С.23-32.

13. Бернацкий Г. Г. Культура политической дискуссии. Д., 1991.

14. Библер В. С. Культура XX века и диалог культур. Материалы научной конференции. М., 1994. Выпуск XXV.

15. Библер В. С. О сути диалогизма // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 8-9.

16. Бирюкова Г. М. Диалог: социально-философский анализ, авто-реф.... д-ра филос. наук // Ивановский гос. ун-т. Иваново, 2000.

17. Болдырев А. С. Логические средства моделирования диалога: ав-тореф.... к.ф.н.: 09.00.07. СПб., 1999.

18. Более половины россиян доверяют полиции, показывают данные соцопросов // РИА НОВОСТИ. 08.02.2013. URL: http://ria.ru/society/20130208/921843114.html (дата обращения: 28.04.2014).

19. Бородина Т. В. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: дисс. ... канд. филос. н.: 09.00.11 : Ростов-н/Д, 2003.

20. Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М.: Издательская группа «Прогресс»—«VIA», 1993.

21. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.

22. Бубер М. Я и ты // Квинтэссенция / под ред. В. И. Мудрагея. М.,

1992.

23. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Философия и общество. 1999. № 5.

24. Буз С.И., Волкова П.С. В помощь «школьному инспектору». Краснодар: КрУ МВД РФ, 2008.

25. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты наставления. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.

26. Васильев В. А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 249-262.

27. Васильева И. И. Психологические особенности диалога. М., 1984.

28. Волков Ю. Г. Социология. Ростов-н/Д., 2004.

29. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарики, 2001.

30. Волков Ю. Е. Социальные отношения и социальная сфера // Со-цис, 2003. №4. С. 34-41.

31. Выступление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на расширенном заседании Коллегии МВД. 23 марта 2011 года.

32. Гаврилов А. В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия: автореф. дисс... к. юр. н. Н. Новгород, 2007. С. 9-10.

33. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1.С. 96-105.

34. Гайнуллина Ф. И. Становление системы социального партнерства

в республике Татарстан: автореф. ...д-ра полит, наук. М., 1999.

170

35. Гвоздарёва М. В. Роль посредничества в конструктивном разрешении конфликта // Вестник РУДН. Серия Социология, 2001. №2. С. 144151.

36. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1974. 452 с. (Филос. Наследие. Т. 63). С.53^24с.

37. Гимпельсон В. Е. Доверие полиции: межстрановой анализ: препринт [Текст] / В. Е. Гимпельсон, Г. А. Монусова / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

38. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/GOBBS/ leviafan.txt (дата обращения: 06.06.2014).

39. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг. М., 2003.

40. Грушина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

41. Гужавина, Т. А. Социальное доверие как фактор взаимодействия регионального гражданского общества и государства / Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект [Текст]: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции, г. Вологда, 6-8 октября 2011 г.: в 3-х ч. Часть III. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. С. 195-202.

42. Гулевич О. А. Теоретический анализ и опыт эмпирического исследования правосознания как системы социальных представлений о преступлении // Мир психологии. 1999. № 3. С. 120-131.

43. Гурьянова О. В. Информационно-коммуникативная функция общения в контексте диалога культур: дисс.... к. к. н.: 24.00.04. М., 1998.

44. Давкова И. Э. Отраженная речь при диалоговом взаимодействии: дисс.... к. ф. н.: 10.02.01. М., 1994.

45. Данилова М. И. Образование в глобальном мире // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 287-291.

46. Декарт Р. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1989.

171

47. Декларация открытости полиции. От открытости к доверию // Комитет гражданских инициатив. Электронный ресурс URL: http://www.openpolice.ru/pages/declaration/ (дата обращения: 30.07.2014).

48. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.

49. Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международного научно-практического семинара. Саратов, 2004.

50. Диденко А. А. Динамика профессиональной структуры внутренних войск МВД России: дисс .... к. социол. н. Ростов-н/Д., 2013.

51. Дмитриева Т. В. Коммуникативные проблемы социального взаимодействия. Пермь, Орг-Пресс, 2002.

52. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. №3. С. 145-152.

53. ДробижеваЛ. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме. URL: http://www.tolerance.ru. Дата обращения: 13.05.2014.

54. Дрункер П. С. Основания теории коммуникации. Владивосток, Ингма-Пресс, 2003.

55. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 4 (55). 2013. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/obraz-sotrudnika-politsii-v-soznanii-grazhdan. Дата обращения: 14.06.2014.

56. Елагин А. Г., Капитонов С. А. Административный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования Российского правового государства // Вестник Томского государственного университета. Право. № 4. 2012.

57. Ершов В. В. Современное общество и коммуникативная семантика. Томск, 1998.

58. Золотарев И. И. К вопросу о совершенствовании деятельности органов внутренних дел с учетом положений Федерального Закона «О полиции» // Вестник Воронежского института МВД России. № 4, 2011. 1ЖЬ: http://cyberleninka.ru/article/ri/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-s-uchetom-polozheniy-federalnogo-zakona-o-politsii. Дата обращения: 13.05.2014.

59. Зыбин С. Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой и историко-правовой анализ): дисс. д-ра юр. н. СПб., 1998.

60. Иванов В. Н., Назаров М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. № 10. С. 21.

61. Изотова А. С. Англоязычные коммуникации в контексте межкультурного и социального взаимодействия: автореф. дисс. ... к. социол. н. М., 2006.

62. Ильин М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис. 1992. № 1—2.

63. Ильина Е. В. Реклама как фактор социализации молодежи (на примере учащихся школ г. Москвы): автореф. дисс. ... к. социол. н. СПб., 2005. С. 3-4.

64. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во Академии наук СССР,

1947.

65. Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н., Скиданов Е. А., Зверев В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 53-57.

66. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием (Серия: Тропы практического разума). М., 2002.

67. Карелина М. В. Региональные профсоюзы в социальном диалоге // Социс, 2005. № 3. С. 62-70.

68. Карнеев Р. К. Индивидуально-личностные факторы диалогического общения, дисс.... к. п. н.: 19.00.07. М.,1996.

69. Карташева Е. Н. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. М., 1998.

70. Кассирер Э Техника современных политических мифов // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1990. № 2.

71. Кибрик А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дисс. ... д-ра филол. н. М., 2003.

72. Кнапп М. JI. Невербальные коммуникации. М., 1978.

73. Коваленко В. В., Коваленко Е. В. Развитие социокультурных тенденций профессионального образования сотрудников российской полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах .2012. №3 (50). С. 15—17.

74. Козер Ф. Функция социального конфликта. М., 2000.

75. Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур // CREDO NEW теоретический журнал. 2003. № 3. URL: http://credonew.ru/content/view/352/55/. Дата обращения: 30.06.2014.

76. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. 2000. № 2.

77. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М:, 1997.

78. Конфликты в современной России. М., 1999.

79. Кораблев С. Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник ВИ МВД России . 2013. № 1. С.148-155.

80. Коробкова О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. № 3. С.29-41.

81. Кочин А. А. Повышение эффективности процесса формирования

офицера-профессионала в ВУЗе ВВ МВД: дисс.... к. п. н. СПб., 1996.

174

82. Кубрякова Е. С. Дискурс, речь, речевая деятельность. М., 2000.

83. Кубякин Е. О. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // Власть. 2010. № 9. С. 56-59.

84. Кубякин Е. О., Стригуненко И. К., Драгин В. А. Методологические подходы к анализу девиантного поведения // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2014. № 1 (17). С. 134-142.

85. Кубякин Е. О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации

информационно-коммуникационной среды общественной жизни: дисс.....д-

ра социол. н. Краснодар, 2012.

86. Кубякин Е. О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. №3. Москва, 2011. С. 59-63.

87. Кубякин Е. О. Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности: дисс... к. с. н. (22.00.04). Новочеркасск, 2005.

88. Кулакова Е. Е. Интерсубъективность и диалог: Опыт экзистенциально феноменологической характеристики отношений Я-другой: дисс. ... к. филос. н. Ростов-н/Д., 2002.

89. Курбатов В. И. Искусство управлять общением. Ростов-н/Д.,

1997.

90. Левашов В. К. Мера гражданственности в социоизмерении // Социс. 2007. № 1.

91. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.

92. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. №3. С. 114-127.

93. Малахов В. А. Философия и время: вектор сопротивления. // Интеллектуальная Россия. Электронная версия: http://www.intelros.ru/subject/figures/viktor-malahov/17652-filosofiya-i-vremya-

vektor-soprotivleniya.html. Дата обращения: 13.05.2014.

175

94. Мамут JI. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5.

95. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

96. Массовое сознание и массовое действие. М., 1994.

97. Маюров Н. П. и Ороева О. Д. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина // Бизнес в законе . 2011. №6. С. 50-54.

98. Меренков А. В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.

99. Милевская Т. В. О понятии «дискурс» в русле коммуникативного подхода // Мат-лы международ, научно-практической конферен. Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах «Коммуника-ция-2002» ("Communication Across Differences"). Ч. 1 Пятигорск, 2002. С. 188-190.

100. Милославская Д. Правовое регулирование толерантности. URL: http://www.linia.org/prt.htm. Дата обращения: 24.05.2014.

101. Михеев П. П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств. Брянск, 1997.

102. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФ РАН,

1993.

103. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России. Проблемы теории. СПб, 1998.

104. Назарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324&Itemid=52. Дата обращения: 22.07.2014.

105. Назыров А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов: автореф. дисс. ... к. пси-хол. н. М., 1999.

106. Наместникова И. В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: дисс.... д-ра филос. н. М., 2003.

107. Нарыков Н. В. К проблеме типизации политических режимов // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2009/3-4/narykov.pdf. Дата обращения: 11.06.2014.

108. Нарыков Н. В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму // Общество и право. №1 (47) Краснодар. 2014. С. 247-251.

109. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005.

110. Немчина В. И. Социокоммуникативная совместимость: дисс. .к. ф. н. Ростов-н/Д/, 1998.

111. Нестеров И. В., Хализев В. Е. Теория диалога в русской и западноевропейской культурных традициях // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология. С. 49-64.

112. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1280 с. (Мир энциклопедий).

113. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализа-ция в России. М. Воронеж, 2000.

114. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 4-ФЗ.

115. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. Профильный уровень (проект). 2004 [Электронный ресурс]: Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки РФ: система федеральных образовательных порталов. URL: http://www.school.edu.ru. Дата обращения: 21.06.2014.

116. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989.

117. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост. предисл. и общ. ред. Руткевич А. 2-е изд. М., 2000.

118. Павилёнис Р. И. Проблема смысла. М., 1983. 236 с.

119. Павилёнис Р. И. Язык. Логика. Философия. Вильнюс, 1981.

120. Панченко А. И. Толерантность как культурная универсалия (Обзор материалов конференции) // РЖ «Социология». 1996. № 4. С. 116-129.

121. Платон. Государство. СПб.: Ленанд, 2014.

122. Плотников В. В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Электронная версия журнала. № 4, 2014. URL: http://www.online-science.iWm/products/philosophy_sciense/gidl252/pgO/. Дата лбращения: 30.04.2014.

123. Плотников В. В. Свобода как «подлинный способ» человеческого существования // Власть. 2007. № 12. С. 58-59.

124. Полиция против насилия в отношении женщин и детей: видение, инновации, профессионализм / Сост. Л. Келли. Совет Европы, 2003.

125. Поляков Л. В., Федотова В. Г. Россия в зеркале политологии. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_ruzerp/ecl02.aspx. Дата обращения: 30.06.2014.

126. Попов М. Ю. Правовая культура как элемент социального порядка//Власть. 2006. № 6. С. 13-18.

127. Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Ви-ща школа, 1987.

128. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Релф-бук: Ваклер.

2001.

129. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва-Воронеж, 1996.

130. Пудикова А. А. Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества: автореф. дисс. ... к. фи-лос. н. Томск, 2009.

131. Пшегусова Г. С. Социальная коммуникация: сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства: автореф. ... д-ра филос. н. Ростов-н/Д., 2003.

132. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка // Сборник важнейших документов по международному праву. М., 1997.

133. Руссо Ж.-Ж.: Pro et Contra Автор: Златопольская А. А. и др. Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005.

134. Саенко Г. В. Оппозиционарность в современном обществе. М.,

1999.

135. Сайко Э. В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации. 2006. № 7. С. 9-38.

136. Сайко Э. В. Диалог развивающийся // Социокультурное пространство диалога. М., 1999.

137. Серебряков А. С. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3.

138. Серекова Г. А. Межнациональный диалог и национальная культура. дисс. ... к. филос. н. М., 1994.

139. Серио П. В поисках четвертой парадигмы / Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий. Харьков, 1993.

140. Серио П. Как читают тексты во Франции / Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 26-27.

141. Сметана В. В. Социальная коммуникация: (Социально-философский анализ коммуникативных отношений и коммуникативного

дискурса): дисс.... к. филос. н.: 09.00.11. Ростов-н/Д., 2004.

179

142. Соболева М. М. Конституционно-правовые основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека и гражданина // Вестник ВИ МВД России. 2013. № 2. С.71-74.

143. Соколов А. В. Общая социальная коммуникация. СПб., 2002.

144. Соловьев С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века// Социологические исследования. 2003. № 12. С. 50-62.

145. Соловьев С. С. Трансформация ценностей военной службы // Со-цИс. 1996. №9. С. 17-25.

146. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

147. Сорокин. П. А. Система социологии. М.: Астрель, 2008.

148. Состоялось ли гражданское общество в России («круглый стол») //Социс. 2007. № 1.

149. Социальное партнерство в России. Обзор 2005. М.: «Права человека», 2005.

150. Социология: словарь-справочник / под общ. ред. Ю. Г. Волкова. Краснодар, 2006.

151. Сторожилова Д. Н. Социальный диалог: анализ конструктивного коммуникативного взаимодействия: дисс. ... к. фил. н. Ростов-н/Д., 2006.

152. Субботин И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузе: дисс.... к. пси-хол. н. М., 2003.

153. Тепляшин И. В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства: дисс. ... к. юр. н. Екатеринбург, 2002.

154. Тощенко Ж.., Харченко С. Социальное настроение. М.,1996.

155. Траут Д. Новое позиционирование / Джек Траут при участии Стива Ривкина; [Пер. с англ. С. Жильцов] СПб., 2002.

156. Троицкий Е. С. Русский народ в поисках правды и организованности. М., 1996.

157. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

158. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

159. Федеральный Закон «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ. Консультант-Плюс. Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/popular/police. Дата обращения: 15.10.2011.

160. Философский словарь // Диалог. URL: http://www.philosophydic.ru/dialog. Дата обращения: 11.10.2011.

161. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 345-384.

162. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Московские лекции и интервыЬ / РАН Ин-т философии. М., 1995.

163. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

164. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

165. ХагуровТ. А. Человек потребляющий: проблемы девиантологи-ческого анализа. М., 2006. С. 24-25.

166. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

167. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. и ком-мент. А. В. Михайлова. М., 1993.

168. ХохловаЕ. А. Философский анализ социокультурных механизмов коммуникации // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3 (16). URL: http://www.ncstu.ru. Дата обращения: 21.04.2014.

169. Цветков В. Д., Слободчикова Ю. В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 30-32.

181

170. Цуканов А. Н. Фундаментальные концепции прав и свобод человека и гражданина. Пермь, 2003.

171. Чиркин В. Е. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. 2002. № 1. С. 50

172. Шалин В. В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.

173. Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс. 2001. № 7. С. 56.

174. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. М., 2002. С. 14.

175. Шнейдер JL Б. Профессиональная идентичность: монография. М.,

2001.

176. Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. URL: http://sociology.narod.rn/lib/Tadov.html. Дата обращения: 13.05.2014.

177. Якутина О. И. Социодинамика общения: социологический анализ информационного взаимодействия в социальном диалоге: дисс. ... к. с. н. Ро-стов-н/Д., 1997.

178. Яскевич Я. С. Человек. Общество. Государство. Минск, 2005.

179. Ясперс К. Коммуникация. URL: http://www.filosoft.tsu.ru. Дата обращения: 23.05.2014.

180. Ясперс К. Философия коммуникации // Феномены человеческого бытия. Минск, 1999.

181. Яхьева А. М. Конституционные принципы гражданского общества в современной России // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6. С. 61-64.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.