Социальные функции знания в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чирков, Александр Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чирков, Александр Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Эволюция социальных функций знания в традиционном и индустриальном обществах.
1.1. Проблема определения функций знания и многообразие форм социального опыта.
1.2. Социальные функции знания в контексте современной теории познания.
1.3. Системообразующая роль знания в традиционном обществе и становлении индустриальной цивилизации.
ГЛАВА 2. Трансформация системообразующих функций знания при переходе к современному обществу.
2.1. Постиндустриальное общество: от промышленных технологий к технологиям социальным.
2.2. Повседневность как пространство функционирования социальных технологий.
2.3. Наука и образование в условиях изменения социальных функций знания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Техногенная цивилизация в системе преемственных форм философской рефлексии1999 год, доктор философских наук Маслов, Николай Аркадьевич
Социально-эпистемологические проблемы современного экономического знания2008 год, доктор философских наук Колпаков, Владимир Алексеевич
Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации2005 год, доктор философских наук Фролова, Ирина Васильевна
Прогнозирование социокультурного развития: теоретико-методологические подходы2010 год, доктор философских наук Арефьева, Нина Тимофеевна
Проблемы становления информационного общества в современной философии2006 год, кандидат философских наук Луковкин, Сергей Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные функции знания в современном обществе»
Актуальность темы исследования. Обращение к проблеме социальных функций знания приобретает актуальность в связи с тремя обстоятельствами. До сих пор считалось, что функции знания универсальны: для всех обществ значение знания является одинаковым, различается лишь его количество. Пришло время рассмотреть этот тезис в рамках цивилизационного подхода, когда в качестве рабочей гипотезы предполагается возможность различия функций знания в различных обществах. Требует проверки данного тезиса и теория современного общества, согласно которой при всем многообразии исторических форм социального опыта именно сегодня формируется новый тип социальности. Третьим обстоятельством здесь выступает изменение самой социальной теории, предлагающей иные модели и подходы для объяснения процессов и явлений общественной жизни. Поэтому проблема обретения социальными функциями знания нового качества становится одной из центральных тем социальной философии.
Необходимость исследования одной из наиболее значимых компонент социальной жизни - системы продуцирования и репродуцирования общественно полезного знания - вызвана как запросами социальной практики, так и соображениями теоретического характера. Долгое время считалось, что познание общественно-исторических закономерностей и проникновение в сущность человеческой природы - абсолютная ценность, не нуждающаяся в дополнительном обосновании. Сегодня же мы задаемся вопросом о том, что такое знание с точки зрения возможных последствий его применения. Сколь не стремилось бы познание к идеалам чистого разума, никакая объективность не сделает знание абсолютно независимым от ценности.
Несмотря на сложившиеся устойчивые стереотипы по поводу роли науки в жизни общества, эти последние подвергаются сегодня критике со стороны антисциентистов и постмодернистов. Современные теоретики столкнулись с дефицитом общественной поддержки, столь традиционной для общества со времен эпохи Просвещения. Чтобы убедить общественное мнение в ключевой роли научного метода, в особом эпистемологическом статусе науки, необходимо подвергнуть анализу и осмыслению социальные функции науки в новых условиях.
В дополнительном осмыслении нуждается также проблема объективности знания и его гуманистической ценности. Без соответствующей философской рефлексии невозможно получить искомую поддержку власти и общественности, дать надежные ориентиры в политическом, экономическом и культурном развитии как в настоящем, так и с точки зрения антиципативных ожиданий.
Представляется целесообразным рассмотреть влияние знания на современную экономику, политику, культуру и ментальность. Эта тематизация и проблематизация фактически обозначает направление в исследовании и • прогнозировании социального развития современной цивилизации. Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности данной темы и своевременности представленного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме социальных функций знания посвящено немалое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Один из главных постулатов теории современного общества - особая роль науки во всех сферах социальной жизни. Общая теория роли знания была сформирована ключевыми фигурами новоевропейской философии, особая роль принадлежит представителям Просвещения и их последователям гуманистам Х1Х-ХХ вв. Бэкон и Декарт, Вольтер и Кант, Конт и Маркс сформировали классическую парадигму философствования, в рамках которой оценивались роль и функции науки. Преодоление односторонних позиций сциентизма и антисциентизма позволило пересмотреть ряд позиций классического подхода.
Отправным пунктом данного исследования можно считать работу Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», в которой выдвигается гипотеза о том, что по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры — в эпоху постмодерна, изменяется статус знания. Новое качество знания действительно формирует новый тип социальности, а новый тип социальности преобразует знание.
Изучение роли знания в традиционном обществе осуществляется философами антропологами и философами постпозитивистами, среди которых следует упомянуть Б. Малиновского, Т. Куна, С.А. Токарева, Дж. Фрейзера, К. Леви-Стросса. Знание в античности и средневековье, а также в период научной революции Нового времени проанализировано в трудах A.B. Койре,
A.Д. Рожанского, Д. Холтона.
Рассмотрение социального контекста познания осуществляли И.Т. Ка-савин, Г.С. Батищев, Й. Стахова, В.Н. Порус, A.A. Ивин, T.JI. Габришкова, Б.И. Пружинин, П.П. Гайденко, Н.С. Автономова.
Познание как социальный процесс и его бытийные основы подвергались исследованию в работах социальных философов и социологов. Одним из первых к проблеме знания в социальном контексте обратился Т. Парсонс. Его концепция, получившая название структурного функционализма, уделяет большое значение роли знания в символическом взаимодействии социальных подсистем. Линию Парсонса продолжили Н. Луман и Н. Смелзер.
Бытийный аспект социальной коммуникации разрабатывался венгерским философом Д. Лукачем. Кибернетическое рассмотрение функционирования знания предложили Д.Н. Урсул и А.И. Ракитин. Теоретико-познавательные и социально-философские грани процесса социального взаимодействия в феноменологической перспективе исследовались П. Бергером, Т. Лукманом, Л.Г. Иониным, В.М. Розиным.
Среди крупнейших ученых нынешнего столетия можно отметить
B.Дильтея, О.Шпенглера, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, А.Тойнби, К.Поппера, наметивших нетрадиционные подходы к изучению и осмыслению исторического процесса.
Среди современных отечественных исследователей, наибольший интерес, на наш взгляд, представляют работы Н.С. Розова, В.М. Межуева, А .Я. Гуревича, П.С. Гуревича, С.С. Неретиной, М.А. Пешкова, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, Б.А. Успенского, Н.Б. Маньковской, Е.Б. Рашковского, К.В. Хвостовой и многих других.
Важное место социальные функции знания занимают в теориях футурологов, таких как В.В. Кузин, И.В. Бестужев-Лада, А. Тоффлер, Д. Белл, А. Портер, Г.Т. Молитор.
Объектом исследования является знание как функциональный элемент социальной жизни в современном обществе и как фактор практического освоения мира.
Предмет исследования - диалектика социальных преобразований, содержательно изменяющая функции знания в деятельности политической, экономической и культурной подсистем.
Цель исследования - рассмотреть генезис и эволюцию социальных и социообразующих функций знания в контексте системных и структурных изменений современного общества. Подвергнуть анализу новое качество, приобретенное знанием при переходе к современном обществу, его функции в различных социальных подсистемах и в их взаимодействии.
Задачи исследования:
- рассмотреть социальные функции знания и определить место и роль социообразующих функций знания в данной системе;
- выявить и описать новые когнитивные возможности, позволяющие понять природу знания и его социальные функции;
- подвергнуть анализу эволюцию социальных и социообразующих функций знания в контексте теорий индустриального и постиндустриального общества;
- выявить закономерности развития и применения знания при переходе от индустриального общества к постиндустриальному;
- исследовать новое понимание знания в контексте бинарной оппозиции «обыденное - теоретическое»;
- в свете эволюции социообразующих функций знания рассмотреть модернизацию науки и образования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет тесное единство социально-философской и социально-теоретической аналитики. Особое значение в работе приобретает принцип дополнительности описаний, позволяющий сочетать требования объективности и историзма с новейшими методиками исследования. Автор опирался на труды отечественных и зарубежных исследователей, использовал историко-философский, социально-философский и социологический материал, работы теоретиков управления, образования и футурологов.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- обоснована действенность формационного подхода в определении системности и динамики социальных функций знания, указаны наиболее продуктивные модели (марксизм, теория индустриализации) реконструкции данного объекта;
- выявлены эвристические возможности реализации деятельностного подхода в современной теории познания, применительно к изучению социальных функций знания, обоснована необходимость инструментального определения знания;
- показано усложнение механизмов социального функционирования знания в ходе эволюции европейской цивилизации от античности до Нового времени;
- показано, что в условиях постиндустриального общества центром социальных изменений становится сфера социальных технологий, а влияние производственных технологий ослабевает;
- обосновано, что областью применения социальных технологий является не пространство теории, а сфера повседневных значений и языка;
- определено новое социальное качество науки и образования в условиях изменения социосозидающих функций знания в контексте его функционирования в современном обществе.
С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Социальные функции знания отчетливо проявляются еще в доисторическом обществе и древних цивилизациях. Универсальный набор функций знания присутствует во всех обществах. В данном наборе присутствуют со-циообразующие функции, отвечающие за формирование институциональных и структурных порядков общества. Социообразующие функции знания образуют подсистему в рамках системы всех социальных функций знания. Это инструментальная, коммуникативная и экзистенциальная функции.
2. Развитие современной теории познания расширяет понятие рациональности, что открывает новые возможности в объяснении механизмов социального функционирования знания. Различение инструментальной и коммуникативной рациональности позволяет понять деятельностную природу знания и объяснить знание вне корреспондентной теории истины. Не только информация, но и знание как таковое является ресурсом и инструментом социального действия.
3. Социальная жизнь европейского общества радикально изменяется под воздействием научного и технического прогресса, рождая индустриальное общество. Индустриализация также не изменяет перечня функций, хотя и трансформирует условия их выполнения, как технические, так и социальные. Соответственно, эволюционирует и социально значимое знание, изменяются механизмы его продуцирования, репродуцирования, консервации и трансформации. Формирование экономической и политической подсистем постиндустриального общества знаменуется более тесной их взаимосвязью и даже частичной интеграцией. Главным источником данного процесса является углубление и расширение социальной роли знания, когда наука, будучи главным его источником и регулятором, превращается в производительную силу. Новые технологии получения и применения знания превращают его в информацию.
4. Постиндустриальное общество возникает как следствие переноса центра нагрузки из области промышленного производства в область социальных и интеллектуальных технологий. Социальные технологии позволяют решать большинство возникающих перед обществом задач не путем изменения уровня промышленного производства, а за счет преобразований в социальной сфере и изменений в сфере дискурса.
5. Традиционное проектирование является родовой чертой индустриальной цивилизации, вектор развития которой в этой области был направлен в сторону максимальной дифференциации сфер компетенции и продуцирования. Преодоление данной тенденции заключается в том, чтобы вновь соединить процессы разработки и реализации в сфере повседневности. Поэтому главным объектом социальной технологии становится интерсубъективный жизненный мир.
6. Наука и образование становятся важнейшими инструментами разработки и внедрения социальных технологий. Именно это заставляет распространить действие процесса образования на все возрастные группы общества, сделав его действительно непрерывным. Наука в постиндустриальном обществе и постмодернистской культуре начинает играть роль социального медиатора и выполнять конструктивно-настроечные функции.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные выводы и материалы диссертационной работы могут быть использованы при построении теории современного общества, совершенствовании социального управления и образования. Они нашли практическое применение в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами вузовских аудиторий. Содержание диссертации может быть использовано в педагогической практике, в процессе преподавания социально-гуманитарных наук в высшей школе, при чтении курса социальной философии по темам: «Социальная информатика», «Социальное прогнозирование», «Социология познания». Исследование представляет интерес также для историков, социологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров, в системе массового просвещения, при разработке спецкурсов по социальной философии, в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях и симпозиумах, а также обсуждались на методологических семинарах в Пятигорском государственном технологическом университете. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях общим объемом 3,5 п.л.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов и заключения. В конце работы помещены примечания и библиографический список.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании2007 год, доктор педагогических наук Ромм, Татьяна Александровна
Дискурсивный анализ массовой коммуникации: проблема саморепрезентации общества2000 год, кандидат философских наук Зенкова, Анна Юрьевна
Социально-эпистемологический контекст факторов рефлексии современного общества2010 год, кандидат философских наук Пономарева, Наталья Дмитриевна
Будущее России как "проект": Социально-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Булатова, Анастасия Васильевна
Техника и техническое образование в постиндустриальном обществе: культурологический анализ2013 год, доктор философских наук Беданоков, Рамазан Асланович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чирков, Александр Николаевич
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что социообразующая функция знания в современном обществе становится доминирующей как по отношению к другим функциям знания, так и по отношению к другим социообра-зующим факторам. Знание становится главным ресурсом социальной организации и самоорганизации. Все это нуждается в дополнительном осмыслении, что делает философскую рефлексию над проблемами нового качества знания в автореферентных социальных системах более чем уместной. Многие положения рассматриваемой диссертации позволяют лучше понять проблемы и перспективы социальной теории.
Практическая составляющая любого теоретического замысла обусловлена глобальными проблемами современной цивилизации, когда социальные порядки стали эволюционировать в направлении, прямо противоположном тому направлению, которое предписывается обществу природой. Разрушение природного и социального мира напрямую зависит от неумения понять истинную сущность человеческого существования, оказаться в нужном способе социального бытия.
Более того, данная проблемы имеет существенное значение для мирового сообщества, переживающего в самом начале III тысячелетия особые времена. Действительные изменения в области политики и жизни сопровождаются не менее радикальными изменениями в развитии философской и научной мысли, что вынуждает пересмотреть большинство подходов и принципов, сложившихся в понимании социоэпистемических явлений. В переосмыслении нуждаются идеи и образы, понятийные структуры и операциона-лизации, концепции и системы. Возникла необходимость междисциплинарного подхода к изучению феномена влияния знания на современное общество.
Таким образом, можно утверждать, что совместное использование данных социальной философии, эпистемологии, социологии, когнитологии и других наук, выросших вокруг обществознания, а также истории, является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным и своевременным.
Крайне важной составляющей любого научного исследования является его прогностическая компонента. В диссертации дается развернутый анализ тенденций изменения в способах обмена, координации и пространственно-временной организации современного общества. После тщательного исследования системности и динамики социума, анализируется роль знания в структурных изменениях общественности.
В работе установлено, что социальные функции знания отчетливо проявляются еще в доисторическом обществе и древних цивилизациях. Универсальный набор функций знания присутствует во всех обществах. В данном наборе присутствуют социообразующие функции, отвечающие за формирование институциональных и структурных порядков общества. Социообразующие функции знания образуют подсистему в рамках системы всех социальных функций знания. Это инструментальная, коммуникативная и экзистенциальная функции.
Ценным теоретическим обобщением служит анализ концепций знания, позволяющих по новому взглянуть на проблему смыслообразования и смыс-лотрансформации в различных социальных подсистемах и социокультурных ареалах. Развитие современной теории познания расширяет понятие рациональности, чем открывает новые возможности в объяснении механизмов социального функционирования знания. Различение инструментальной и коммуникативной рациональности позволяет понять деятельностную природу знания и объяснить знание вне корреспондентной теории истины. Не только информация, но и знание как таковое является ресурсом и инструментом социального действия. Социальная жизнь европейского общества радикально изменяется под воздействием научного и технического прогресса, рождая индустриальное общество.
Согласно концепции самореферентных систем, общество фиксирует свое отношение к окружающему миру двумя способами: через социальную структуру и через семантику. Ведь и социальные структуры, и смыслы институциональных нормрезультат самонаблюдения. Нормальному обществу соответствует синхрония 'двух видов самоо'писания, социальные изменения с неизбежностью приводят к нарушению синхронизирующего соответствия.
Главным законом развития самореферентных систем является отставание семантических изменений от изменений в области структуры. Структурные изменения происходят сами собой. Они в чем-то напоминают изменения в области производительных сил в теоретической схеме К. Маркса. И так же, как надстройка в марксизме, существующая семантика «не поспевает» в своем развитии за развитием социальной структуры.
Особая роль при этом принадлежит знанию, которое есть основной итог самореференции и, одновременно с этим, основное ее средство. Основное отличие современного общества от обществ прежних формаций заключается в том, что механизмы самореференции осознаны и активно используются в социальных технологиях.
Индустриализация также не изменяет перечня функций, хотя и трансформирует условия их выполнения, как технические, так и социальные. Соответственно, эволюционирует и социально значимое знание, изменяются С механизмы его продуцирования; репродуцирования, консервации и трансформации. Формирование экономической и политической подсистем постиндустриального общества знаменуется более тесной их взаимосвязью и даже частичной интеграцией. Главным источником данного процесса является углубление и расширение социальной роли знания, когда наука, будучи главным его источником и регулятором, превращается в производительную силу. Новые технологии получения и применения знания превращают его в информацию.
Наиболее ценные результаты были получены в итоге соединения но-мологических императивов философии с дистинктивно-дескриптивными методиками социологии знания, эпистемологии и культурной антропологии.
Междисциплинарный характер работы позволяет осуществлять интересные и глубокие обобщения, а обращение к теории знания и когнитологии позволили понять логику функционирования знания в общем пространстве социальности. Отличительной особенностью современной науки является взаимное проникновение различных областей знания, их методов и способов объяснения. Поэтому столь важными представляются последние два тезиса о социальных технологиях, науке и образовании. Постиндустриальное общество возникает как следствие переноса центра нагрузки из области промышленного производства в область социальных и интеллектуальных технологий.
Социальные технологии позволяют решать большинство возникающих перед обществом задач не путем изменения уровня промышленного производства, а за счет преобразований в социальной сфере и изменений в сфере дискурса.
Традиционное проектирование является родовой чертой индустриальной цивилизации, вектор развития которой в этой области был направлен в сторону максимальной дифференциации сфер компетенции и продуцирования. Преодоление данной тенденции заключается в том, чтобы вновь соединить процессы разработки и реализации в сфере повседневности. Поэтому главным объектом социальной технологии становится интерсубъективный жизненный мир. Наука и образование становятся важнейшими инструментами разработки и внедрения социальных технологий. Именно это заставляет распространить действие процесса образования на все возрастные группы общества, сделав его действительно непрерывным.
Наука в постиндустриальном обществе и постмодернистской культуре начинает играть роль социального медиатора и выполнять конструктивно-настроечные функции.
Многие проблемы понимания и объяснения общественной жизни порождены тем направлением, которое приняло развитие социальной теории и философии в последние десятилетия. Обособленный анализ систем мысли и действия утратил былую эффективность, что позволило говорить о необходимости концептуального и методологического соединения двух указанных перспектив. Это обстоятельство привлекло внимание исследователей к новому феномену, объединяющему системы мысли с системами действия в единый интеллектуально-прагматический объект - дискурс. Одна из наиболее важных и малоисследованных областей дискурсивной практики связана с проблемами лигитимации метадискурса, поиска контекста и оснований, которые, как оказалось, во многом обусловлены историческими факторами, такими как ментальность, картина мира, ценности.
Выделение в качестве особого объекта рассмотрения интегрирующей линии макросоциума позволяет ввести единую шкалу измерения, на основе которой оказывается возможно оценивать различные формы повседневности и, в первую очередь, социальную и экзистенциально-антропологическую повседневность. Рассмотрение пространственно-временного континиума в проблемно-предметном поле социальной философии позволяет надеяться на интеграцию интеллектуальных открытий в теорию общества.
В дальнейшем предполагается создать концептуальную основу для стратегического планирования социального развития в новых условиях, когда повседневность превратилась в важнейший потенциал как продуктивных, так и деструктивных векторов общественных изменений. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки критериев отличия функциональных изменений от дисфункциональных в сфере управления по-лиэтничным обществом. Эффективность и результативность исследования стала возможна благодаря последовательному проведению системного подхода и внятной позиции по ряду сложных философских и социально-теоретических проблем.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чирков, Александр Николаевич, 2003 год
1. Адибекян O.A. Философско-методологические проблемы социологии науки. Ставрополь, 199Ö. - 411 с.
2. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. — М.: Греко-латинский кабинет, 2002. 77 с.
3. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. — №10. — С.76-86.
4. Антуан Деспот де Траси. Элементы идеологии / Метафизические исследования. Выпуск 11. Язык. — СПб.: Алетейя, 1999. 276 с.
5. Апель К.О. Трансцендентально-герм.еневтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. - С. 76 - 92.w + * *
6. Арендт X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. — 1992. № 2. -С. 14-18.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс - Политика, 1992.-608 с.
8. Аутвейт У. Действие, структура и философия реализма // СОЦИОЛОГОВ Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.-480 с.
9. Аутвейт У. Реализм и современная наука // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ.- ред. й предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
10. Батыгин Г.Н., Девяткин И.Ф. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. — 1994. — № 2. — С.62 — 71.
11. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. - 390 с.
12. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 212 с.
13. Бауман 3. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии.- 1993.-№3.-С. 46 -61.
14. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. Й.: Наука, 1986. - 245 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство,1986.-444 с.
16. Беккер Д. В обществе об обществе // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
17. Белов В. А. Ценностное измерение науки.-М.: Наука, 2001. 122 с.
18. Белоусов А.П. Институциональные ценности в общественном сознании нового поколения россиян. Автореф. дисс. . канд. философ, наук. — Ставрополь, 2003. 25 с.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 213 с.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990.-608 с.
21. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Политиздат, 1956. — 400 с.
22. Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокультурологиче-ских концепциях // Вопросы философии. 1996. - № 12. - С. 33 — 48.
23. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. -1993. № 10. - С. 69. - 92.
24. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. 1997. - № 9. — С. 26 — 34.
25. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание- М.: Мир, 1961. — 312 с.
26. Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Мир, 1973. - 429 с.
27. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. -1993.- № 5. С.94-98.
28. Бубер М. Я и Ты// Квинтэссенция. — М.: Наука, 1992. 395 с.
29. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М.: Мысль, 1994. - 418 с.
30. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.
31. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии.- 1992.- № 1.-С. 59-67.
32. Бхаскар Р. Общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.-480 с.
33. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. — М.: Логос, 1995. 127 с.
34. Вайс Й. Проблема онаучивания социального мира // Общественные науки и современность. — 1992. № 6. — С. 74 - 86.
35. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
36. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
37. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. — 612 с.
38. Вригт Г.Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. -1992.-№8.-С. 80-91.
39. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. Избр. труды М.: Прогресс, 1986.-552 с.
40. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С.З - 14.
41. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. М.: Ольга, 1997.-490 с.
42. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 82 - 95.
43. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993.-597 с.
44. Гуревич А .Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 23 - 35.
45. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. - № 11. - С. 31 - 43.
46. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - Т. 1. - 336 с.
47. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. Сб. (Пер. с англ. и нем.) Сост. и вступ. ст. В.В.Петрова. М.: Издательская группа Прогресс, 1996.— 410 с.
48. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 136 - 176.
49. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. — 1991. Кн. 2. - С.79 — 112.
50. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гно-зис, 1994. - 193 с.
51. Давыдов В.В. Теория деятельности и. социальная практика // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 52 - 62.
52. Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вопросы философии. 1989. - №8.-С.150-163.
53. Давыдов Ю.Н. М.Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии. Вып. 6. 1996. - М. 53 - 69.
54. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский Центр Академия, 1995. — 300 с.
55. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
56. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
57. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990. - 311 с.
58. Занкюллер Г.Й. Критика и позитивная наука. К эволюции марксовой теории // Историко-философский ежегодник. 1990. М.: Наука, 1991. — 412 с.
59. Зиммель Г. Как возможно общество? // Избранное. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996. Т.2. .т 607 с.
60. Иноземцев B.JI. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. 2000. - № 11. - С. 122 - 124.
61. Иноземцев B.JI. Пределы догоняющего развития. М.: Наука, 2000. -211с.
62. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.': Наука, 1979. - 217 с.
63. Ионин Л.Г. Феноменологическая социология // Критика современной буржуазной теоретической социологии. — М.: Наука, 1977. — 399 с.
64. Исторические типы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995. - Т. 1. - 350 с.
65. Исторические типы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995. - Т. 2. — 320 с.
66. Йолон П.Ф., Крымский С.Б., Парахонский Б.А. Рациональность в науке и культуре. Киев: Наук, думка, 1989. - 288 с.
67. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Аспект, 1997. - 319 с.
68. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб.: Алетейя, 2000. - 117 с.
69. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии.- 1995.-№ 8.— С. 157-173.
70. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человека // Философские науки. 1991. -№ 7. - С. 92 -144.
71. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб.: Шиповник, 1912. -349 с.
72. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, культура. М.: Логос, 2000.-301 с. . i
73. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 1994.- 2000с.
74. Качанов Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Sociologos 96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований ИСРАН. M.: Socio-logos, 1996. - 132 с.
75. Качанов Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталитаризм // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. — М.: Прогресс, 1991.-480 с.
76. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды. -М.: Мысль, 1990. 202 с.
77. Князева E.H. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. — 2001.- № 10.-С. 99-113.
78. Козлова H.H. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность. 1992. - № 3. — С. 23 - 48.
79. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. М.: Республика, 1997. — 311 с.
80. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. -1995.- № Ю.-С.85-94.
81. Койре А. Очерки историко-философской мысли. М.: Прогресс, 1985. -288 с.
82. Коняхин А.Н. Факторы и тенденции социокультурной динамики современной России: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. Ставрополь, 2002-25 с.
83. Корниенко A.A., Корниенко A.B. Эволюция представлений о реальности и становление современной методологии познания // Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992. - Вып. 8. - С. 68 — 74.
84. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. - 411 с.
85. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: «Логос», 1996. - 400 с.
86. Кузнецова Т.Ф. Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990. - № 11. - С. 39 - 46.
87. Кун Т. Структура научных революций. М.: «Прогресс», 1977. - 304 с.
88. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М.: «Медиум», 1995. 166 с.
89. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль //Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 398 с.
90. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536 с.
91. Леви-Стросс К. Три вида гуманизма // Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 398 с.
92. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 27 - 36.
93. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998 - 160 с.
94. Лиотар Ф. Переписать современность // Ступени: Философский журнал. -1994.- №2.-С. 58-63.
95. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 57 - 69.
96. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. -М.: Мысль, 1989.-126 с.
97. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. - № 5. — С. 60-71.
98. Лукман Т. Конституирование языка в повседневной жизни // Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, 1990. - 196 с.
99. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.-343 с.
100. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. - 256 с.
101. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. — 480 с.
102. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. 9. - С.57 — 65.
103. ЮЗ.Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси: Мциереба, 1984. - 143 с.
104. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. )994. - № 1. — С.73 - 84.
105. Мамардашвили М.К. Социальная физика // Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. — 301 с.
106. Юб.Мамчур Г.А, Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М.: РОСПЕН, 1997. - 399 с.
107. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987. - 189 с.
108. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и анг. — М.: Юрист, 1994.-700 с.
109. Маркова Л.А. Конец века конец науки? - М.: Наука, 1992. - 235 с.
110. О.Маркова Л.А. Наука и религия: проблема границ. — СПб.: Шиповник, 2001.-302 с.
111. Маркович Д. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. — 1989. — №9.-С. 36-51.
112. Мельвиль Ю.К. Новые веяния в метафизике США // Вопросы философии 1989. - № 6. - С. 138 - 147.
113. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М.: Наука, 1968. - 310 с.
114. Меркулов И.П. Эволюция, язык, познание. М.: Академия, 2001. — 210 с.
115. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996. — 237 с.
116. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. -М.: Наука, 1992.-419 с.
117. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: РОСПЭН, 1997. 240 с.
118. Микешина JI. А. Философия познания. М.: Прогресс, 2002. — 510 с.
119. Микешина JI.A. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. - №4. - С. 70 - 83.
120. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. — М., 2002. — 208 с.
121. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. — 1992. Кн. 3.-С. 91-97.
122. Мур Д.Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф.Грязнова. М.: Издательствово МГУ, 1993. - 288 с.
123. Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 64 - 70.
124. Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 48 - 59.
125. Новые направления в социологической теории. Сб. (Пер. с англ.). -М.: Прогресс, 1978.-295 с.
126. Ойзерман Т.И. Феноменологическая концепция философии как высшей духовной культуры // Феноменология искусства. М.: ИФРАН, 1996.-200 с.
127. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добрень-кова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.-560 с.
128. Патнем X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996. - 400 с.
129. Петров В.В. Концепция языка Куайна // Логика и онтология. М.: Наука, 1978.-311 с.
130. Печенкин А.А. Наука и научность (опыт нового прочтения философии Э.Гуссерля) // Философские науки. 1991. - № 10. - С. 63 - 78.
131. Пирс Ч. Закрепление верования // Вопросы философии. 1996. — №12. -С. 106-120.
132. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. — 1996. -№ 12.-С. 120-132.
133. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. — 1992. — № 10.-С. 65-75.
134. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. — № 8. — С. 49-79.
135. Поппер К. Открытое общество и его враги. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы.-М.: Феникс Культурная инициатива, 1992. - 528 с.
136. Поцелуев С.П. Становление гегелевской концепции отчуждения и его трактовка у Д.Лукача и Ю.Хабермаса // Историко-философский ежегодник. 1993. М.: Наука, 1994. - 342 с.
137. Пржиленский В.И. Онтологический статус социальной реальности: Ав-тореф. дисс. доктор, философ, наук. Ставрополь, 2000. - 36 с.
138. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
139. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. — Рига, 1988.-318 с.
140. Прохоров Е.П. Методология предмет новой «парадигмы» социологического знания // СОЦИС. - 1994. - № 3. - С. 29 - 34.
141. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. - № 4. -С. 14-34.
142. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Пер. с англ. -Киев: Ника-Центр, 1997. 560 с. •
143. Рачков П.А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник МГУ. Сер. 7- 1994.- № 1.- С. 63 72.
144. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. — 1995.- №4.-С. 35-54.
145. Рикер П. Время и рассказ. — СПб.: Университетская книга, 1998. Т.1. — 313 с.
146. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995. — 90 с.
147. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. - № 4. -С. 27 - 36.
148. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. — 1989.-№2.-С. 41-50.
149. Родионов С.Н. Постмодернизм как стиль мышления и феномен социокультурного освоения мира: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. -Ставрополь, 2000. 23 с.
150. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. -177 с.
151. Розин В.М. «Существование» и «реальность»: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии. — 1994. — № 3. — С. 42-53.
152. Розин В.М. Философия и методология: традиции и современность //4
153. Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 57 - 64.
154. Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995.— №1. - С. 106-117.
155. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Пер. с англ. М.: «Русское феноменологическое общество», 1996. — 307 с.
156. Рорти Р. Тексты и куски // Логос. 1996. - Кн. 8. - С. 56 - 69.
157. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. - 320 с.
158. Рузавин Г.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. - № 8. - С. 63 - 72.
159. Руткевич A.M. Спор о позитивизме в немецкой социологии //Вопросы философии. 1992. - № 10. - С. 59 - 64.
160. Селларс У. Научный реализм или «миролюбивый» инструментализм?// Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. - 488 с.
161. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А.Е. Кибрика. М.: Прогресс, Универс, 1993.-285 с.
162. Сергодеева Е.А. Научная рациональность в контексте философии и культуры. Ставрополь: Издательство СГСХА, 1999. - 146 с.
163. Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии.- 1992. -№ 1. — С. 121-134.
164. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.,2000.-411 с.
165. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М., 2002.-212 с.
166. Система гуманитарного и социально-экономического знания. М.,2001.-434 с.
167. Скрипник К.Д. Логические модели диалога. Ростов - на -Дону, 2001. — 191 с.
168. Смирнов A.B. Сопоставимы ли основания рациональности в различных философских традициях // Вопросы философии. 1999. - № 3. — С. 168- 188.
169. Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.-616 с.
170. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. — М., 2001.-288 с.
171. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. 1993. — № 2. - С. 140 - 149.
172. Сорокин П. Система социологии. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.-Т. 1-447 с.
173. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.- 1056 с.
174. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
175. Социокультурный контекст науки. М., 1998. - 195 с.
176. Степин B.C. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым) // Вопросы философии. 1989. - № 10. - С. 3 -18.
177. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Наука, 2000. - 388 с.
178. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психолоческий центр, 1996.-396 с.
179. Титов С.А. Герменевтические аспекты функционирования и развития биологических и социальных систем // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 112 - 123.
180. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 490 с.
181. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-672 с.
182. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. сангл. М. Горбачева, Т. Дмитриева. М.: Русское феноменологическое• /общество, 1996.- 143 с. ■ • V ,
183. Федотова В.Г. Введение. Ответственность социального теоретика и науки // Теория и жизненный мир человека. М., 1995. - 391 с.
184. Федотова В.Г. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. - № 4. -С. 112 — 121.
185. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 21 - 34.
186. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Погресс, 1986.-412 с.
187. Фейнберг E.JI. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии.- 1995.-№7.-С. 38-44.
188. Франк СЛ. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 513 с.
189. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. К.: Ника-Центр, 1996. - 212 с.
190. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет /Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
191. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., Прогресс, 1977.-407 с.
192. Хаак С. Очередные похороны эпистемологии // Вопросы философии. — 1995.- №7.-С. 106- 123.
193. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Издательский центр Академия, 1995. - 247 с.
194. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб. : Наука, 2000. 400 с.
195. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. — 1990. — № 1. С. 88-99.
196. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. -1989.- № 2. -С.35 — 40.
197. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума // Вопросы философии. 1995. -№ 10. - С. 134 - 146.
198. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. — 416 с.
199. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.
200. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 455 с.
201. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -88 с.
202. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи // Вопросы философии. 1992. - № 9. - С.49 - 60.
203. Хевеши М.А. Онтологическая интерпретация марксизма. Работа Д.Лукача «К онтологии общественного бытия» // Историко-философский ежегодник. 1989. М.: «Наука», 1989. - 402 с.
204. Херрманн Фр.-В. «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.-253 с.
205. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112 - 123.
206. Хесле В. Абсолютный рационализм и современный кризис// Вопросы философии- 1990.-№ 11.-С. 107-113.
207. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии.- 1993.-№7.-С. 165-171.
208. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 37 - 52.
209. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. - № 4. - С. 24 - 34.
210. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. — 312 с.
211. Шамшурин В.И. История идей и историческое сознание: Р.Дж.Коллингвуд и его последователи // Вопросы философии.-1986. -№5-С. 127- 136.
212. Шапошникова Л.Е. Философия истории ранних славянофилов // Философские науки.-1985.- № 1. С. 92 - 104.
213. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 411 с.
214. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 560 с.
215. Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 72 - 84.
216. Этатистские модели модернизации. М.: ИФРАН, 2002. - 280 с.
217. Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Postmodernity and Intellectuals.-N.Y., 1988.-401 p.
218. Derrida Jacques. Of Spirit: Heidegger and the Question. The University of Chicagopress, 1989.-265 p.
219. Devitt M. Designation. N.Y., 1981.-290 p.
220. Devitt M. Realism and Thruth. Prinseton, 1984. 311 p.
221. Farley, W. Ethics and reality : dialogue between Caputo and Levinas // Philosophy today. Celina, 1992. - Vol. 36, N 3. - P. 42-49.
222. Field H. Possibility and reality in mathematics: a review of realism, mathematics, and modality. Oxford, 1989. - 511 p.
223. Field H. Realism and Relativism // Jornal of Philosophy. 1982. Vol. 79. -477 p.
224. Glymour C. Conceptual scheming or confessions of a metaphysicalist realist // Synthese. 1982. Vol. 51. - 300 p.
225. Gooding D. Experiment and the Making of Mining. Human Agency in Scientific Observation and Experiment. Dordrecht, 1990. 290 p.
226. Gottesvorschtellung und Gesellschafitsentwicklung. Muenchen. 1979. — 320 p.
227. Greverus I.-M. Kultur und Alltagswelt. Eine Einfiierung in die Fragen der Kulturanthropologie. Frankfurt a.M., 1987. - 388 p.
228. Habermas J. Knowledge and Human Interests. Becon Press. Boston, 1971. -501 p.
229. Habermas J. Legitimation Crisis. Becon Press. Boston, 1976. — 365 p.
230. Habermas Y. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwoelf Vorlesungen. Frankfurt a.M., 1985. - 405 p.
231. Hacking I. The Participant Irrealist at Large in the Laboratory // British Jornal for the Philosophy of Sciense, (1988) 39. 244 p.
232. Haller R. Studien zur oesterreichischen Philosophie. Amsterdam, 1979. — 295 p.
233. Harre R. Varieties of realism. Oxford, 1986. - 280 p.
234. Hedwig R. Der scholastische Kontext des Inteentionalen bei Brentano // Grazer Philosophische Studien. 1978. - 1 5. - P. 72 - 86.
235. Hellman G. Mathematics without numbers. Oxford, 1989. - 410 p.
236. Holenstein E. Maschinelles Wissen und menschliches Bewusstsein // Studia Philosophien- 1987.-1 46.-P. 112-128.
237. Huebner K. Wie irrational sind Mythen und Goetter? // Der Wissenschaftler und das Irrationale. Frankfurt a.M., 1981. - 260 p.
238. Husserl E. Die Krisis eurropaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie // Husserliana. Den Haag. Bd. VI. 1954. - 300 p.
239. Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd.2. Halle. 1922. - 366 p.
240. Kitcer Ph. The Advancement of Science. Science without Legend. Objectivity without Illusions. Oxford, 1993. 294 p.
241. Latuor B, Woolgar S. Laboratory Life. The Social Construction of Scientific Facts. L., 1979.-308 p.
242. Lenk H. Typen und Systematik der Rationalitaet // Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalitaet. Freiburg-Muenchen, 1986. - 288 p.
243. Macdonald C. Psychological type-type reduction via disjunction // Southern j. of philosophy. Memphis, 1992. - Vol. 30,1 1. - 498 p.
244. Murchadha, F.O. Truth as a problem for hermeneutics. Towards a herme-neutical theory of truth // Philosophy today. Celina, 1992. - Vol. 36, 1 2. -P.98 —121.
245. Outhwaite W. Concept Formation in Social Science. — L., 1983. — 413 p.
246. Outhwaite W. New Philosophy and Social Science. Realism. Hermeneutics and Critical Theory. L.: Macmillian Ed. 1987. - 414 p.
247. Outhwaite W. Understanding Social Life. Lewes Jean Straund. 1986. 299 p.
248. Patnem H. Meaning and the Moral Sciences. L., 1978. — 355 p.
249. Patnem H. Mind, Language and Reality. Philosophy Papers, Volume 2, -Cambridge, 1979. 300 p.
250. Robinson, Th.M. Heraclitus and Plato on the language of the real // Monist. -La Salle (Ind.), 1991. - Vol. 74,4. - P. 53 - 67.
251. Schuetz A. Theorie der Relevanz. Frankfurt a.M., 1981. - 212 p.
252. Searle Y. Intentionalitaet. Frankfurt a.M., 1986. - 300 p.
253. The postmodern turn: new perspectives on social theory / Ed. by S.Seidman. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994. 281 p.
254. Thom M. Ideologie und Erkenntnistheorie. Leipzig, 1980.-212 p.
255. Touraine A. Beyond social movements // Theory, Culture, Society. -Vol. 9. -1. February 1992.-424 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.