Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Чукова, Анна Сергеевна

  • Чукова, Анна Сергеевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2011, Саратов
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 162
Чукова, Анна Сергеевна. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Саратов. 2011. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Чукова, Анна Сергеевна

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения прощения как феномена межличностного общения

1.1 Представления о прощении в положениях различных религиозных учений

1.2 Размышления о прощении в философских текстах

1.3 Представления о прощении в психологических трудах 26 1.4. Изучение прощения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода)

Выводы по Главе

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик феномена прощения 66 2.1. Описание методического инструментария и выборки исследования

2.2 Представления о феномене межличностного прощения в обыденном сознании

2.2.1 Представления о понятии прощения

2.2.2 Функции прощения

2.2.3 Образы прощающего и ищущего прощение в глазах респондентов

2.3 Анализ содержательно-динамических характеристик прощения

2.3.1 Мера прощения

2.3.2 Избирательность прощения

2.3.3 Парциальность прощения

2.4 Анализ процессуальной стороны прощения

2.5 Взаимосвязь прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108 2.5.1. Взаимосвязь меры выражения и поиска прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108 2.5.2 Взаимосвязь установок на прощение и эмоциональных проявлений субъектов прощения 116 2.5.3. Взаимосвязь установок на прощение и социальнопсихологических характеристик личности •

Выводы по Главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения»

Актуальность исследования. Современный . этап развития общества характеризуется ростом социальной напряженности, увеличением числа межэтнических, межконфессиональных, политических конфликтов, усилением нетерпимости к инакомыслию при декларируемых демократических ценностях равенства, свободы, права на самоопределение.

Расширение масштабов реальной и виртуальной коммуникации и взаимодействия часто приводит к тому, что конфликтных ситуаций в жизни человека становится все больше.

Увеличение числа разводов (особенно в молодых семьях), сокращение общения между супругами, родителями и детьми, непонимание потребностей ребенка, высокий уровень суицидных попыток в подростковом возрасте, -столь многочисленные и многообразные конфликтные ситуации ставят на повестку дня вопрос поиска путей и способов их регулирования и разрешения. Прощение можно назвать одной из альтернатив конфликтной ситуации наряду с приспособлением, компромиссом, игнорированием, соперничеством и сотрудничеством.

Сложность изучения данного феномена заключается в том, что, несмотря на широкую распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого, при проведении психологических исследований прощения возникают трудности терминологического характера, разработки методик, интерпретации данных.

К рассмотрению такого многогранного феномена обращались мыслители разных времен: Эпиктет, М. Монтень, Ф. де Ларошфуко, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, JI. Толстой, И. Ильин, В. Янкелевич. В трудах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франкл), исцеления (Э. Фромм), принятия другого (Ю. Орлов), нравственного акта (A.A. Родионова), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Исследование феномена прощения за рубежом в последние двадцать лет носит междисциплинарный характер. Так, прощение является предметом изучения философии (J. North, N. Richards, L. Smedes, Т. Bedell, К. Trevino и др.), медицины (D. Kaminer, D. Stein, 1. Mbanga, К. Lawler, J. Yonger, R. Piferi, E. Billington и др.), психологии (R. Enright, E. Gassin, R. Fitzgibbons, J. Smidt, M. McCullough, S. Sandage, E. Worthington, R. Emmoris, K. Pargament, J. Berry, Т. Hargrave, W. Hill, P. Madikizela-Gobodo и др.). В нашей стране исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (O.A. Апуневич, Ю.М. Орлов), психологии семьи (A.A. Родионова).

Анализ теоретических работ позволил выявить ряд объективно существующих противоречий, обусловивших актуальность разработки феномена прощения:

- между значимостью прощения в процессе человеческого общения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной стороны данного феномена;

- между потребностью раскрыть психологические механизмы процесса прощения и отсутствием социально-психологических исследований прощения как важнейшего феномена межличностного общения;

- между запросами практики и недостаточным числом технологий по выражению и поиску прощения, выработанных наукой.

Проблема диссертационного исследования сводится к необходимости изучения социально-психологических характеристик межличностного прощения, на основе которых стало бы возможным создание условий для конструктивного взаимодействия лиц, оказавшихся в ситуации обиды, конфликта, кризиса межличностных отношений, реализация мер по формированию толерантности в современном обществе, разработка рекомендаций и технологий по поиску и выражению прощения.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Объект исследования: прощение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Основная гипотеза: прощение может быть представлено как феномен межличностного общения, который может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии, и может предполагать активность со стороны субъектов общения, ценностное отношение к другому, понимание его и самопонимание, готовность к диалогу.

Частная гипотеза: социально-психологическими характеристиками прощения, отражающими содержательно-динамическую сторону прощения как феномена межличностного общения, могут выступать мера (условия, при которых прощение происходит), избирательность (что прощается), парциальность прощения (кому прощается).

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в диссертационной работе ставились и решались следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы прощения в отечественной и зарубежной литературе и обосновать возможность его изучения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода.

2. Изучить содержание представлений о функциях прощения и субъектах прощения.

3. Провести социально-психологический анализ содержательно-динамических характеристик прощения (мера, парциальность, избирательность), выявить их возрастные и половые особенности.

4. Проанализировать взаимосвязи между условиями прощения, установками на прощение и социально-психологическими характеристиками личности (эмпатическими тенденциями, эмоциональной направленностью личности, установками на альтруизм-эгоизм).

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые методологические принципы комплексного (Б.Г. Ананьев); системного (В.А. Барабанщиков, A.B. Брушлинский, В.А. Ганзен, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); интерсубъектного (А.У. Хараш, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков и др.) подходов к изучению психических явлений.

Существенное значение в разработке проблемы имели основные положения теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), концепции социального восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, В.А. Лабунская); концепции субъектности (A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко), теории социальных представлений (С. Московичи, Т.П. Емельянова, P.M. Шамионов), концепции доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко), а также результаты зарубежных исследований феномена прощения (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения социально-психологической литературы по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования - контент-анализ, метод сочинений, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

3. Методы математической статистики: первичная описательная статистика, метод оценки значимости различий по критерию t-Стьюдента, коэффициент корреляции г-Пирсона.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса, психодиагностического тестирования и эмпирического исследования, проведенного с помощью методики сочинения. В исследовании, проводившемся в 2009-2010гг., приняло участие 333 человека (128 мужчин и 205 женщин).

Достоверность полученных результатов обеспечивается широкой теоретической базой, опорой на современные психологические исследования, репрезентативной выборкой, корректным применением статистических методов.

Научная новизна исследования.

Представлено понимание прощения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода, согласно которому прощение может выступать как во внутриличностном пространстве, так и во взаимодействии людей. Прощение - активный процесс, предполагающий ценностное отношение к другому, уважение к нему, готовность к диалогу, понимание субъекта и самопонимание.

Определены функции прощения как феномена межличностного общения: поддержание межличностных отношений (примирение, продолжение общения), воспитательная (предотвращение неподобающего поведения обидчика в дальнейшем), общественная (поддержание мира и согласия в обществе), познание другого, самопознание, выражение отношения к другому; а также аффективная (облегчение эмоционального состояния), смыслообразующая (нахождение смысла в пережитом), личностный рост (возможность развития личности), прагматическая (стремление к выгодам).

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего его, -представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

Выделены и подробно описаны содержательно-динамические характеристики прощения: мера (при каких условиях выражается и ищется прощение), избирательность (кому прощается), парциальность (что прощается). Выявлены возрастные и половые особенности проявления данных характеристик.

Установлено, что морально-нравственные условия, предполагающие учет интересов второго субъекта прощения, и готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями",' альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Условия, предполагающие собственные выгоды, связаны с направленностью на самоутверждение и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств по отношению к обидчику в момент нанесения обиды и в момент просьбы о прощении.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о прощении как социально-психологическом феномене.

Проведенное исследование с точки зрения интерсубъектного подхода расширяет представления о содержательно-динамической и процессуальной сторонах прощения, вносит вклад в решение проблемы взаимосвязи между психологическими характеристиками межличностного прощения и определенными социально-психологическими характеристиками личности, а также в теоретическую часть социальной психологии личности и психологии общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут выступать базой для разработки рекомендаций, направленных на обучение конструктивному поведению в ситуации межличностного конфликта, и технологий по выражению и поиску прощения. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, психологии семьи, психологического консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностное прощение, согласно интерсубъектному подходу, может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии людей, его субъектами являются тот, кто ищет прощение и тот, кто его выражает. Данный феномен предполагает проявление ценностного отношения ко второму субъекту общения, уважение, готовность к диалогу, активное понимание душевного состояния субъекта и самопонимание.

2. Распространенными функциями прощения как феномена межличностного общения являются функции поддержания межличностных отношений, воспитательная, общественная, познания другого, самопознания, выражения отношения к другому, а также аффективная, смыслообразующая, личностного роста, прагматическая.

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего прощение, представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

3. Основными характеристиками процесса прощения выступают мера (условия, при которых прощение выражается), парциальность (что прощается), избирательность (кому прощается): а) прощение чаще всего выражается и ищется исходя из внутренних (морально-нравственных) условий, учитывающих интересы второго субъекта общения; условия внешние (утилитарные), которые формируются исходя из соображений собственных выгод или под давлением общества, играют меньшую роль в прощении по сравнению с условиями внутренними; б) прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны для рационального объяснения и понимания, которые переживал когда-то сам субъект, и которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие; в) прощение легче и чаще всего выражается тому, к кому испытывается аттракция, снисхождение, а также тому, с кем можно себя идентифицировать.

Тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается с возрастом; женщины чаще, чем мужчины прощают обидчиков.

4. Условия прощения, установки на прощение тесно взаимосвязаны с социально-психологическими характеристиками личности. Внутренние условия прощения, которые выработаны исходя из морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения, готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Внешние условия прощения, которые выработаны исходя из своих собственных интересов и выгод, связаны с глористической направленностью личности (направленностью на самоутверждение) и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств при нанесении обиды (гнева, раздражения, отвращения к обидчику); редкое переживание злорадства и превосходства над обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое - жалость и любовь к обидчику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались* на заседаниях кафедр практической, общей и социальной психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и одобрены на второй международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», БФСГУ Балашов, 2005 г; международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2008 г.; международной научно-практической конференции «Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся мире», БИ СГУ, Балашов, 2009 г.; второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2010 г.; международной научной конференции «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», СГУ, Саратов, 2010. Основное содержание диссертации отражено в 12 научных статьях.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 164 источника, в т.ч. 35 иностранных, 11 приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Чукова, Анна Сергеевна

Выводы по второй главе

Результаты эмпирического исследования позволяют продемонстрировать многообразие проявляемых характеристик прощения как феномена межличностного общения. Мы попытались расширить представления о нем.

В соответствии с заявленным интерсубъектным подходом, мы показали процесс прощения и его содержание со стороны двух субъектов (прощающего и ищущего прощение), при этом не в отрыве друг от друга, а в едином ключе.

Прощение для значительной части опрошенных представляется активным и действенным. Прежде всего, данный феномен призван для того, чтобы поддерживать и восстанавливать межличностные отношения и улучшать психологическое и физическое самочувствие. Выявлены сходство и различие в содержании образов субъектов прощения: прощающего и ищущего прощение. Сходство состоит в том, что субъекты прощения характеризуются как сильные, искренние, умные, справедливые, добродетельные. Различие состоит в том, что образ прощающего выглядит эмоционально более благополучным, уверенным в себе и более надежным, чем тот, кто ищет прощение.

Респонденты чаще всего выказывают прощение, исходя из внутренних морально-нравственных мотивов, сформированных с учетом интересов второго субъекта прощения - обидчика. Условия внешние (утилитарные), которые формируются, исходя из соображений собственных выгод и под давлением общества, не играют столь сильную роль в прощении, как условия внутренние. Условие осознания вины обидчиком является ключевым моментом, при котором прощение и даруется, и ищется. Стремление понять и принять второго субъекта общения, встать на его точку зрения, сопереживание и эмпатия выступают в качестве основных моментов, определяющих меру прощения.

При исследовании парциальности прощения были выделены ситуации, которые охотно будут прощаться (проявление неблагодарности за оказанную услугу, словесное оскорбление, невозврат долга) и ситуации, которые представляются непростительными либо прощаются реже всего (предательство, насилие, измена, кража). Другими словами, парциальность прощения определяется такими особенностями интерсубъектного общения, как понимание другого и самопонимание.

При изучении избирательности прощения, было выяснено, что прощение охотнее всего выражается детям, подросткам, женщинам, людям одного статуса с обиженным, близким и родным людям.

Проявление избирательности прощения активно задействует такие особенности межличностного общения, как аттракция и межличностная идентификация.

Выяснение половых различий показало, что женщины чаще, чем мужчины прощают всех объектов прощения. Мужчины же чаще, чем женщины склонны прощать насилие. С возрастом тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается.

Прощение - сложный процесс, требующий осмысления, принятия определенных решений. Традиционно в нем выделяют четыре этапа: открытия, принятия решения, действия, результата. Представления об особенностях данных этапов расширены и углублены. При изучении фазы открытия, описаны изменения отношения к другому субъекту процесса прощения и к самому себе, особенности мотивационной сферы; более подробно описаны эмоциональные реакции. Фаза действия пополнена данными о взаимодействии субъектов и их эмоциональных реакциях во время просьбы о прощении, проиллюстрированы особенности самосознания и рефлексии. Также добавлены данные об изменении отношении субъектов друг к другу и себе на заключительной стадии процесса прощения - стадии результата. С помощью описания данного процесса проиллюстрированы особенности интерсубъектного подхода, согласно которому прощение может проявляться как во внутриличностном пространстве, так и во взаимодействии людей.

Корреляционный анализ условий прощения, и социально-психологических особенностей личности показал, чем чаще человек руководствуется в даровании прощения внутренними условиями (выработанные с учетом морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения), тем сильнее у него выражены эмпатические тенденции, альтруистическая и коммуникативная направленности личности, социально-психологическая установка на альтруизм. Чем реже респондент руководствуется морально-нравственными мотивами, тем чаще он выбирает установку на эгоизм. Чем чаще человек ориентируется, прощая, на условия собственных выгод и удобств, тем сильнее у него выражена глористическая направленность личности (направленность на самоутверждение), социально-психологическая установка на эгоизм.

Корреляционный анализ установок на прощение и социально-психологические характеристики личности показал, что чем выше человек оценивает установки на обязательность прощения, тем чаще он выбирает в своей жизни альтруистическую направленность.

Присутствие установки на прощение в межличностном общении имеет тесную положительную взаимосвязь с установкой на альтруизм и отрицательную - на эгоизм.

Также в данном исследовании были установлены корреляции между установками прощения и эмоциональными реакциями, проявляющимися на этапах процесса прощения. Так, было выявлено, что те респонденты, кто выражал сильное согласие с установками на обязательность прощения, при нанесении им обиды реже испытывали такие чувства, как гнев, раздражение и отвращение к обидчику. Те респонденты, которые чаще выражают сильное согласие с положительными установками на прощение в момент просьбы о прощении, реже испытывают злорадство и превосходство над обидчиком, но чаще жалость и даже любовь к нему.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.