Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков: По свидетельствам эпиграфики Паллавов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Тарасюк, Ярослав Викторович

  • Тарасюк, Ярослав Викторович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 126
Тарасюк, Ярослав Викторович. Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков: По свидетельствам эпиграфики Паллавов: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1998. 126 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тарасюк, Ярослав Викторович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обзор источников

Историография

ГЛАВА I.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ЮЖНОЙ ИНДИИ У1-1Х ВЕКОВ. ОБЩИННАЯ СТРУКТУРА "УР-НАДУ-КОТТАМ"

ГЛАВА II.

ЦАРСКОЕ ДАРЕНИЕ КАК СФЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ЮЖНОЙ ИНДИИ (УНХ ВЕКА)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков: По свидетельствам эпиграфики Паллавов»

ВВЕДЕНИЕ.

Для определенных периодов истории Южной и Северной Индии в равной степени характерны неполнота и отрывочность данных сохранившихся письменных источников. Нередко такие источники вообще отсутствуют. Так, первые известные нам документальные материалы на дравидийских языках датируются позднее надписей времени Маурьев (1У-Ш века до н. э.),1 которое одни исследователи рассматривают, как эпоху существования наиболее могущественного государства древности и раннего средневековья, а другие - как начальную эпоху становления государственности в Индии.

Это, конечно, не означает, что на юге Индии процесс становления и развития политических структур начался значительно позднее. Существование здесь развитого общества уже во второй половине I тысячелетия до н. э. подтверждается результатами археологических раскопок. Основываясь на их материалах, можно говорить, например, о довольно ранних тесных торговых и культурных контактах Юга не только с Северной Индией, но и со странами Юго-Восточной Азии и Римской империей.

С другой стороны, эпиграфические источники времени Паллавов, около 400 надписей (III - X веков н. э.), составляют единый комплекс, аналога которому по богатству и разнообразию информации на Севере Индии просто не существует. Результаты анализа сведений этих надписей о социально-политическом устройстве и эволюции южноиндийского общества в I тысячелетии н. э. могут быть важны и полезны для понимания особенностей политоге-неза как на Юге, так и на Севере Индии.

1 Самые ранние надписи на тамильском языке, выполненные алфавитом брах-ми, обычно датируют II веком до н. э. См.: Mahadevan I. Tamil-Brahmi inscriptions of the Sangam Age. - II International Conference-Seminar of Tamil Studies. Madras, 1968. Madras, 1971.

Существование крупных держав, получивших в индийской историографии название "империя"", было характерным явлением для периода древности и, особенно, периода, предшествующего правлению Паллавов. Некоторые из таких "империй" во многом напоминают союзы племенных княжеств. К середине I тысячелетия н. э. они постепенно уступают место более стабильным региональным царствам, правители которых нередко прежде находились на службе у "императоров". Распад в III веке н. э. державы Сатаваханов, например, приводит к образованию в Андхре царства Паллавов, представители рода которых прежде были на службе у правителей "империи". Постепенно паллавские цари распространяют свою власть на юг, вплоть до реки Кавери, и создают, по существу, первое крупное региональное царство в Тамилнаду. Здесь Паллавам удается подчинить представителей тамильских царских родов, контролировавших объединения земледельческих общин-наду (Венаду, Ойма-наду, Арува-наду, Ко-наду, Мала-наду).

Важным явлением периода поздней древности, свидетельствующим об эволюции взаимоотношений публичной власти (прежде всего, царей) и общины в III-VI веках н. э. становится распространение в Северной и Южной Индии практики религиозных и светских царских дарений. К V веку она достигает своего пика. Например, Паллавы в это время издают 11 из 27 известных нам грамот.

Начиная с VI века построение и содержание дарственных грамот Паллавов изменяется. Информация о дарении начинает более детально дублироваться на языках, распространенных в тех местах, где царь совершает дарение. Например, в грамотах паллавских царей появляются части на тамильском языке.

Происходящие в это время в Южной Индии изменения социально-политической структуры, отражением которых как раз и становится активное использование местных языков не только в царских дарственных грамотах, но

2 Например: "империя Маурьев", "империя Сатаваханов" и др. См.: The Age of the Nandas and Mauryas, ed. Nilakanta Sastri. Bañaras, 1952. Thapar R. Ancient In-

и в появляющихся в это время надписях общинных организаций, демонстрируют нам способность территориальных общин не только сохранить свое автономное положение по отношению к царской власти, но и генерировать новый орган управления, по сути выполняющий функции, сходные с отдельными функциями царской власти. В Паллавском царстве (Тондаймандалам) таким органом становится совет коттама.

В VI веке в надписях общинных организаций Северного Тамилнада появляются первые упоминания о коттамах. Особенности этого нового для времени Паллавов института мы рассмотрим в Первой главе. Здесь же отметим, что если Паллавы поддерживали сложившиеся отношения с общинными организациями, входившими в коттамы, то цари из династии Чола, преемники Паллавов в Тамилнаду, способствовали организации на контролируемых ими землях новых территориальных объединений вала-наду (уактЫи), напоминавших коттамы, но имевших, при этом, и вполне определенную функцию - взимание податей с общин0. Предварительное сопоставление этих институтов, позволяет предположить, что основные отличия коттама от вала-наду могли быть связаны не с их функциональными характеристиками, а с возможностью для царской власти оказывать влияние через руководство этих объединений на входившие в их состав общинные организации. Валанаду создавались под покровительством царя для установления контроля центральной власти над местными органами управления. В коттамы же объединялись элита отдельных относительно небольших частей Паллавского царства для развития региональной кооперации. Последнее дает основание предположить, что коттамы могут стать примером

dian Social History. New Delhi, 1978, p. 124.

~ К.Холл считает, что валанаду появляются в период формирования "империи Чолов" (X век). Первоначально этим словом чольские правители называли новые области, присоединенные к их царству. Например, Ко-наду получило название Кералантака-валанаду. К.Холл видит причину появления валанаду прежде всего в стремлении Чолов создать в аннексированных областях "эффективный аппарат сбора податей". (См.: Hall K.R. Trade and Statecraft in the Age of the Cholas. New Delhi, 1980, p. 30).

того, как внутриобщинные отношения перерастают в политические, превращая общину в политическую структуру.

Предварительные данные анализа надписей времени Паллавов показывают, что образование коттамов в середине 1-го тысячелетия представляет собой качественное изменение в социально-политической структуре общества, трансформацию традиционных органов управления и дают основание говорить о существовании не одного, а двух, в равной степени важных, направлений эволюции общественной структуры, отражающих тенденцию к объединению, социально-политической интеграции и становлению государственности в Та-милнаду:

- постепенное, все большее подчинение общинных организаций Палла-вами. Упорядочивание взаимоотношений общин и царской власти вело к созданию более прочного регионального объединения, к созданию государства "сверху";

- эволюция традиционной общинной организации, результатом которой было упорядочивание отношений между общинными организациями и создание крупных общинных территориальных объединений, общих органов управления. Это, в свою очередь, также отражало тенденцию к интеграции и способствовало созданию государства "снизу."

Более подробное рассмотрение и анализ этих важных тенденций мы считаем основной задачей настоящей работы. В ее рамках, на основе изучения комплекса Паллавских надписей, мы попытаемся проследить основные особенности эволюции сложной общинной структуры, существовавшей в Тамилнаду в УЫХ веках н. э.

Обзор источников.

Эпиграфические источники времени Паллавов можно разделить на две большие группы: а) царские дарственные грамоты, выгравированные на медных таблицах (за период с середины IV по последнюю четверть IX века сохра-

нилось 27 грамот4); б) различные по происхождению и содержанию надписи, высеченные на камне (или литические надписи). Сохранилось около 350 надписей, относящихся к периоду с конца III по начало X века. Имеется критическое издание текстов большинства надписей периода правления Паллавов, опубликованное в 1988 году Т.В.Махалингамом.

Первые три паллавские грамоты IV века (из селений Маидаволу, Хираха-дагалли и Гунападея, все в штате Андхра-Прадеш) написаны на пракритах южной разновидностью шрифта брахми. Их можно объединять в одну группу вместе с грамотами на санскрите V - начала VIII века, которые сообщают о дарениях в землях телугу, каннада и тамилов5, основываясь на сходстве построения и повторяющихся обязательных элементов6. Грамоты этой группы мы будем дальше называть Северными паллавскими грамотами, в отличие от грамот, фиксирующих дарения исключительно в землях тамилов - Южных паллавских грамот (VI-IX века). Большинство грамот последней группы выполнено на двух языках - паллавским письмом грантха на санскрите и тамильским шрифтом на тамильском языке7.

4 Историкам известны еще две целые и один фрагмент грамоты, относящиеся ко времени Паллавов. Речь идет о грамоте Скандашишьи (соперника Нандиварма-на II в борьбе за паллавский престол) из селения Райякота и о грамоте царя Го-паладевы из рода Кайкейя, носившего титул Паллавараджа (грамота из селения Халдипур в талуке Хонавар дистрикта Уттар Каннад штата Карнатака, пер. пол. VIII века). В селении Дарши (дистрикт Неллуру штата Андхра-Прадеш) была найдена первая табличка дарственной грамоты V века. Имя царя-дарителя в сохранившемся тексте грамоты отсутствует. Тексты грамот соответственно см.: Inscriptions of the Pallavas. Ed. Mahalingam T.V. New Delhi, 1988, pp. 632-635, 636-637, 621 (далее - Pallava inscr.)

5 Эти паллавские грамоты найдены в современных дистриктах Неллуру, Гунту-ру и Кришна штата Андхра-Прадеш, дистриктах Беллару и Шимога штата Карнатака и Северный Аркот-Амбедкар штата Тамилнаду (только одна из грамот).

бСм.: Приложение I.

•у

Подробную информацию о языке, шрифте, палеографических и орфографических особенностях каждой грамоты см. в Приложении II в: Inscriptions of the Pallavas. Ed. Mahalingam T.V. New Delhi, 1988.

Санскритские части Южных паллавских дарственных грамот содержат, обычно, информацию, о периодах правления паллавских царей, их генеалогии, взаимоотношениях со своим окружением, другими династиями и подданными, прежде всего, зависимыми правителями и общинными организациями. В тамильских же частях Южных паллавских грамот встречаются материалы, позволяющие составить представление о функциях местной администрации, землеустройстве, сборе податей, правах и льготах членов общин.

Самая первая из известных нам паллавских надписей на камне обнаружена в селении Манчикаллу (дистрикт Гунтуру штата Андхра-Прадеш). Надпись датируется концом III века. Выполнена она на пракрите южным вариантом шрифта брахми. Надпись сообщает о дарении паллавским царем Симхаварма-ном I, по-видимому, жрецам местного храма (тайртхикам) шерстяных одеял и других подарков. Поводом для дарения стало совершение жертвоприношений шанти и свастъяянс?.

Следующая паллавская надпись на камне относится уже к VII веку (610 г.)9. Именно в это время под покровительством Паллавов в Тондаймандалам разворачивается строительство храмов и храмовых комплексов10. Большая часть из сохранившихся до нашего времени храмов этого периода высечены из цельных скал. На их стенах можно увидеть надписи, повествующие о времени

8 Слово "шанти" - букв, "мир, спокойствие; успокоение, устранение боли; благосостояние, удача", по-видимому, использовалось для обозначения различных обрядов, совершавшихся с целью преодоления несчастий или бедствия. Обряд свастьяяна (букв, "благоприятствование, успех; средства обретения благосостояния и успеха") совершался для достижения успеха.

9 Надпись Махендравармана I из селения Чезджарла (дистрикт Гунтуру штата Андхра-Прадеш), см.: Pallava inscr. - pp. 94-95.

10 Подробней о паллавской архитектуре см.: Rea A. Pallava Architecture. - Archaeological Survey of India, New Imperial Series, XXXIV. Madras, 1909; Jouveau-Dubreuil G. Pallava Antiquities. 2 vols. Reprint. New Delhi, 1994; Longhurst A.H. Pallava Architecture. 3 parts. - Memoirs of the Archaeological Survey of India. Nos. 17, 33 and 40. - Simla, 1924, Calcutta, 1928 and 1930; Shrinivasan K.R. The Pallava Architecture of South India. - Ancient India. No. 14, 1958. - pp. 114-138. Mahal-mgam T.V. Studies in the South Indian Temple Complex. Dharwar, 1970.

строительства, панегирики паллавским царям, царские имена, прозвища и титулы, а также надписи, фиксирующие генеалогию Паллавов. Сохранились также надписи, высеченные на скалах. Среди самых известных можно назвать "музыкальные" надписи из селения Кудимиямалей11 (дистрикт Пудуккоттей штата Тамилнаду) и надпись, сообщающая о победе Нарасимхавармана I над Пулакешином II Чалукьей и захвате столицы Чалукьев - города Ватапи (641642 гг.)12.

Вплоть до начала правления Парамешваравармана II (728-731) среди надписей на камне преобладают санскритские надписи, сделанные шрифтом пал-лавская грантха (иногда нагари). Встречаются как метрические, так и прозаические надписи. Для историков они ценны, прежде всего, с точки зрения изучения представлений о царе и царской власти.

В период правления Парамешваравармана II основным языком надписей, датируемых годами правления паллавских царей, становится тамильский. В большинстве надписей используется тамильский шрифт. В основном эти надписи найдены в храмах и храмовых комплексах современного штата Тамилнаду. Они высекались на стенах гарбха-грихам (внутреннее помещение святилища храма), на стенах и колоннах мандатам (открытый зал или павильон с колоннами), на пракарам (ограждение виманы - святилища), а также на камнях, встроенных в пол гарбха-грихам, мандапам и ступеней лестниц.

Надписи в храмах и храмовых комплексах фиксируют дарения золота, земли или овец богам (храмам), сделанные царями, местными правителями, членами общин и собраниями общин. Также встречаются надписи, сообщавшие о решениях сабхи (собрания брахманских общин) по вопросам земельного устройства и ирригации, а также опеки храмов.

11 Pallava inscr. - p. 3, 102-109. См.: Premalatha V. Kudimiyamalai Musical Inscription - Seminar on inscription, 1966. Ed. Nagaswamy R. Madras, 1968, pp. 29-51.

12 Надпись из Бадами (дистрикт Биджапур штата Карнатака), см.: Pallava inscr. -p. 135.

Меньшую часть из сохранившихся надписей периода правления Палла-вов составляют надписи сельских общин {уров). Эти надписи о наиболее важных решениях собраний общин обычно высекались на камнях и устанавливались на улицах селений, иногда на краю деревни или в поле. Некоторые камни впоследствии были перенесены во дворы храмов или были использованы при строительстве, например, вделаны в стены или пол13. Кроме того, известны надписи совета ура, высеченные на скалах, располагающихся в границах поселений. До нас дошли также надписи, сообщающие о строительстве различных ирригационных сооружений: колодцев, прудов, шлюзов и других. Они высекались на каменном основании таких сооружений, либо на камнях, которые устанавливали рядом.

Первая надпись собрания сельской общины ура датируется 14 годом правления царя Нандивармана II (745 г.). Она сообщает о дарении золота, предназначенного для питания джайнских монахов (тавасикалъ), которые не принадлежали к общине джайнского храма (палли). Совет общины ура взял под свой контроль исполнение благодеяния и согласился платить штраф в случае невыполнения своих обязательств14. Первая из известных нам надписей собрания брахманской общины - сабхи сохранилась на южной стене вишнуитского храма Вайкунтхаперумаль в Уттарамаллюре (дистрикт Ченгалпатту-МГР штата Тамилнаду)13. Она датирована 24 годом правления царя Нандивармана II (755 г.) и сообщает о дарении земли мадхъястхой (букв, "посредник; распорядитель") деревни и о решении махасабхи по этому поводу.

Необходимо отметить, что все надписи УШ-1Х веков, вне зависимости от их происхождения, имеют схожую структуру, правда, повторяющуюся с разной степенью полноты. Это может свидетельствовать о том, что практика написа-

13 Основной причиной использования камней с решениями сельских собраний, возможно к тому времени потерявших свою силу, могла быть элементарная нехватка строительных материалов.

14 Наскальная надпись из селения Перумальпарей (талук Вандаваси в дистрикте Тируваннамалей-Самбувараяр). См.: Ра11ауа шзсг. - р. 223.

ния распоряжений сельских общин на менее стойких к разрушению материалах, например пальмовых листьях, существовала еще до появления надписей на камне.

Тексты надписей, как правило, начинаются с приветствия, имени паллав-ского царя, года его правления, а иногда, и упоминания об авторстве надписи (царь, сабха, ур и др.). Здесь также обычно указывается принадлежность общинной организации к наду и коттаму. Далее кратко описывается суть события - дарение богу (храму), принятие сабхой или собранием ура решения по какому-либо вопросу: сбору податей, продаже земли, строительству оросительных сооружений и др. Называются имена и титулы участников события, их происхождение. После этого фиксируется суть решения общинной организации. Часто надпись заканчивается заклинанием о том, что нарушивший эти условия навлечет на себя грех, равный греху, совершенному "между священными реками Гангой и Кумари16". И, наоборот, защищающий благодеяние будет почитаться больше чем даритель. Изредка встречается информация о штрафах нарушителей и порядке их взимания.

В целом, надписи этого периода содержат богатую информацию о жизнедеятельности общинных организаций, местной администрации и ее функци-

V/ /—

ях, земельном устройстве, ирригации, деревенских сборах, правах членов общин и другое.

Важным и интересным источником по истории Паллавского царства являются надписи на "камнях героев", памятниках, установленных, по-видимому, местными жителями на месте гибели какого-либо героя: воина, царского слуги, местного жителя. Эти камни можно встретить на улицах селений, на берегу реки, в поле, около храма, на краю деревни. На "камнях героев" обычно высекалось изображение воина с мечом и щитом, иногда, воина с луком, воина, ска-

15 Ра11ауа 1шсг. - р. 256.

16 Река Кумари или Канниякумари - одна из семи священных рек Индии. Она впадает в Индийский океан около мыса Кумари (Канниякумари).

чущего на коне, воина с собакой и другое. Надписи на этих камнях делались на тамильском языке шрифтами ваттежутту или тамильском.

В этих надписях, как правило, называется имя царя и год его правления, кратко описывается событие, приведшее к гибели героя (сражение армий местных правителей, стычка с похитителями скота, спасение похищенных людей). Завершает надпись имя героя и его происхождение, то есть, чей он был сын, слуга, солдат.

Обнаружено около 60 "камней героев", установленных в период правления паллавских царей. Больше всего памятников, около сорока, находится в та-луке Ченгам дистрикта Тируваннамалей-Самбувараяр. Встречаются "камни героев" и в других дистриктах: Южный Аркот-Валлалар, Ченгалпатту-МГР штата Тамилнаду и в дистрикте Колар штата Карнатака. Местные жители почитают эти памятники как пристанища душ павших воинов, рассматривая места, где они установлены, как священные17. Надписи на "камнях героев" содержат ценную информацию для изучения взаимоотношений местных правителей, идентификации их владений, армий и слуг.

Вплоть до настоящего времени информация литических надписей практически не используется историками. Исследователи обычно ограничиваются изучением отдельных частей дарственных грамот, данные которых иногда толкуются весьма вольно. Повышенное внимание уделяется тем частям, где содержатся сведения о генеалогии правителя, дается информация о податях и правах получателя дара. Большая часть текста грамот, особенности дарственных грамот как источника при этом остаются без внимания. Между тем, каждая грамота - источник единый, хотя сложный и, можно сказать, полифоничный: здесь сливаются воедино разнообразные смыслы и разнонаправленные интересы. Многие места в них просто не могут быть истолкованы однозначно. Стиль грамот представляет собой сочетание свойственной эпиграфике лаконичности и характерных особенностей панегирического и других литературных жанров -

17 См.: Vanamamalai N. Hero Stones and Folk Beliefs. - JTS, 1979. Vol. 2.

комбинирования различных художественно-выразительных средств и эмоциональной насыщенности. При интерпретации таких источников особую трудность представляет четкое разграничение информации и определение ее исторической достоверности. Поэтому необходимо быть предельно осторожными в трактовке их свидетельств.

При работе с эпиграфикой мы пытались реконструировать общественные отношения в Южной Индии У1-1Х веков, используя методику контекстного (то есть от контекста к пониманию термина) анализа комплекса источников и их терминологии, сознательно отказавшись от разработки изначальной теоретической концепции для систематизации имеющегося в нашем распоряжении эпиграфического материала. Предлагаемая интерпретация источников основана, главным образом, на изучении и сопоставлении свидетельств надписей, используемой в них и характерной для них терминологии. При этом следует отметить, что работа с источниками показала определенную трудность систематизации их информации в рамках существующих представлений о государстве и общине. Поэтому мы использовали наиболее общие представления об этих институтах, конкретизируя и уточняя их особенности в процессе анализа источников.

Историографический обзор.

Начиная со второй половины XIX в., сначала чиновники английской администрации (например, Колин Макензи) в Южной Индии и их индийские помощники, а затем английские и индийские историки занимались описанием памятников древнеиндийской культуры. Важное место при этом отводилось копированию и переводу надписей на стенах храмовых комплексов, расшифровке надписей на камнях и медных таблицах, которые время от времени обнаруживались в различных уголках Южной Индии. Собирались, описывались и

издавались письменные материалы коллекций эпиграфических источников (В.Тейлор, Р.Сьюэл, Е.Хульцш и другие18).

Открытие и издание памятников письменности способствовало росту интереса индийской интеллигенции к прошлому своей страны. В начале XX в. появляются работы, посвященные культуре и истории тамилов, исследования по истории Южной Индии19. Важное место в них занимало изложение свидетельств различных источников, реконструкция событийной истории региона.

Кропотливый сбор и сопоставление исторических материалов сделали возможным уже в это время в общих чертах охарактеризовать период правления Паллавов. Специалисты по древней и средневековой индийской истории

20

обсуждали вопросы происхождения этой династии , генеалогии основной и побочных ее ветвей21, территориального распространения власти Паллавов", отношений Паллавов с другими династиями: Кадамбами, Гангами, Чолами, Вишнукундинами, Западными Чалукьями, Раштракутами и др., а также отдельные исторические эпизоды (ссора Маюрашармана Кадамбы и Шиваскандавар-мана Паллавы, избрание подданными на царство Паллавамалли Нандивармана II, экспедиции Паллавов на Цейлон и др.), вопросы культурного развития в период правления Паллавов и другие.

18 Taylor W. Oriental historical manuscripts in the tamil language. 2 vols. Madras, 1835. Sewell R. Lists of inscriptions and sketches of the dynasties of Southern India. Madras, 1884. South Indian Inscriptions - Publication of the Archaeological Survey of India. Madras, 1890 - Catalogue of Copper-plate Grants in the Government Museum, Madras. Ed. Srimvasa Raghava Ayyangar. Madras, 1918. A Topographical List of the Inscriptions of the Madras Presidency, collected till 1915, with Notes and References. Ed. Rangachaiya V. 3 vols. Madras, 1919.

19 См.: Kanakasabhai Pillai V. The Tamils 1800 Years ago. Madras, 1904. Aiyangar P.T.S. History of the Tamils to 600 A.D. Madras, 1929.

20 Часть историков Южной Индии доказывало североиндийское и даже иранское происхождение Паллавов, другая часть пыталась найти местные корни этой династии.

21 См.: Приложение.

22 См.: Приложение.

Первые комментированные переводы паллавских дарственных грамот, опубликованные в конце XIX - начале XX века, содержат ценные историко-культурные наблюдения и толкования встречающейся в текстах социально-политической терминологии. Необходимо отметить переводы и комментарии Дж.Флита,23 Т.Фоулкса, Е.Хульцша, Дж.Берджеса, Г.Киельхорна, В.Венкайи, Х.Кришна Шастри, опубликованные на страницах "Indian Antiquary", "South Indian Inscriptions", "Epigraphia Indica" и других изданий24.

Большое значение для последующей историографии Южной Индии имели аналитические работы Дж.Флита, В.Смита, Л.Райса, Г.Жувэ-Дюбрейя,

О ^

Х.Ераса и других западных исследователей . Важные наблюдения этих ученых лежат в основе многих обобщающих и специальных трудов по истории Южной Индии.

Время написания первых фундаментальных исследований общественной системы древней и средневековой Индии совпало с периодом становления движения за независимость Индии. Политический климат в стране оказал сильное влияние на идейное содержание трудов К.П.Джаясвала, П.Н.Банерджи, Р.Ч.Маджумдара, У.Н.Гхошала, Р.К.Мукерджи, С.Кришнасвами Айенгара, Д.Ч. Сиркара, Ч.Минакши, К.А.Нилаканта Шастри, К.В.Субрахманья Айяра и дру-

26 т->

гих историков . В это время европоцентризм и концепции западных историков

23 Indian Antiquary. Vol. V (no. 12, pp. 50-3, no. 15, pp. 154-7).

24 Foulks T. Grant of Nandivarman-Pallavamalla. - Indian Antiquaiy. Vol. VIII. 1879. South Indian Inscriptions. Vol. I. Ed. Hultzsch E. Madras, 1892. Epigraphia Indica. Vols. 1-2. Ed. Burgess J. Calcutta, 1892-1894. Venkayya V. The Pallavas. - Annual Report of Archaeological Survey of India 1906-07. Calcutta, 1909.

2:1 Fleet J.F. Dynasties of the Kanarese Districts. Bombay, 1896. Smith V.A. Early History of India. 1904. Rice B.L. Mysore and Coorg from Inscriptions. London, 1909. Jouveau-Dubreuil G. The Pallavas. Madras, 1917. Heras H. Studies in Pallava Histoiy. Madras, 1933.

26 Cm.: Banerjee P.N. Public Administration in Ancient India. Calcutta, 1916. Subrahmanya Ayer K.V. Historical Sketches of Ancient Dekhan. 2 vols. - Vol 1. Madras, 1917, Vol. 2 Coimbatore, 1967. Majumdar R.C. Corporate Life in Ancient India. Calcutta, 1918. Mukherjee R.K. Local Government in Ancient India. Oxford, 1919. Jayaswal K.P. Hindu Polity. Calcutta, 1924. Gopalan R. History of the Pallavas of

подвергаются критике, главным образом, на основе противопоставления Индии другим странам и подчеркивания исключительности ее древней культуры. Получает распространение идея о существовании в древней Индии тех государственных институтов (городское и провинциальное самоуправление, конституционная монархия и другие), которые становятся известными в Европе в Новое время. При этом древние и средневековые царства ставятся в один ряд с могу-

27

щественными империями Рима и Византии .

Расширение круга анализируемых вопросов, постановка важных проблем истории, политики и социальной жизни древней и средневековой Индии тесно связывается в это время с изучением отдельных регионов страны, в том числе Тамилнаду. Одной из лучших работ такого характера, опубликованных в I половине XX века, считается монография Ч.Минакши "Администрация и жизнь

ло

общества при Паллавах ". Посвящена она анализу общественных отношений и условий жизни людей в стране тамилов в период правления паллавских царей. Индийская исследовательница проанализировала отдельные свидетельства паллавских дарственных грамот и, что важно, сопоставила ее со свидетельствами литературных источников.

Основной своей задачей Ч.Минакши считала преимущественно систематизацию и изложение всех свидетельств различных источников о Паллавах. В результате описание социально-политического устройства общества времени Паллавов получилось статичным и изолированным, в тени остался вопрос динамизма этой системы, то есть ее способности развиваться и адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении.

Другой известный индийский ученый - Нилаканта Шастри большое значение придавал изучению периода правления Паллавов. Исходя из представле-

Kanchi. Madras, 1928. Sircar D.C, The Successors of the Satavahanas in the Lower Deccan. Calcutta, 1939. Krishnaswamy Aiyangar S. Ancient India and South Indian History and Culture. 2 vols. Poona, 1941.

27 См. например: Sastri K.A.N. The Cholas. Madras, 1955, p.447.

28 Minakshi C. Administration and Social Life under the Pallavas. Madras, 1938.

ния о стабильности социально-политической структуры общества времени Паллавов, он абсолютизирует способность могущественных царских родов Южной Индии, в том числе и Паллавов, гарантировать подданным законность и порядок в периоды политической и социальной нестабильности29. Точка зрения о стабильности и неизменяемости южноиндийского общества представляется нам сомнительной, учитывая то, что источники недвусмысленно свидетельствуют о продолжающемся в течение трех столетий (УШ-Х века) процессе закрепления брахманов в сельских общинных организациях, который видоизменяет их структуру и управление.

Проникновение брахманов на юг Индии началось, по-видимому, еще в I-м тысячелетии до н. э. Но только в период правления Паллавов оно приводит к качественным изменениям в традиционных структурах власти. Дарение земли брахманам, включение брахманов в собрание общины в качестве полноправных членов, создание ими своего общинного собрания - сабхи, организация специальных брахманских советов (вариям) для осуществления контроля за отдельными аспектами экономической деятельности общины, получение поселением, где доминируют брахманы, особого статуса иос&лтт-танкутру (букв, "своя часть"), создание объединений этих поселений и, наконец, налаживание связей между такими же поселениями по всей стране - таковы в общих чертах этапы интеграции брахманов в общинную систему.

С конца 50-х годов индийская историография переживает новый этап своего развития. Появляются новые исследования индийских ученых, посвященные, главным образом, проблемам социальной и социально-экономической истории страны - Р.Ш.Шармы, Б.Н.С.Ядава, М.Арокиясвами, Р.Тхапар, Дв.Джха30, новые специальные работы по истории Южной Индии

29 Sastri K.A.N. A History of South India. Madras, 1994, pp. 165-168.

30 Sharma R. S. Indian Feudalism: c. 300-1200. Calcutta; Thapar R. Ancient India Social History. New Delhi, 1978; Yadava B.N.S. Immobility and Subjection of Indian Peasantiy in Early Medieval Complex. IHR, I, no. 1, 1974; Jha D.N. Relevance of

Т.В.Махалингама, Я.Суббараялу, Т.Н.Субрахманьям, М.С.Говиндасами и других. В это время публикуется монография одного из крупнейших специалистов по южноиндийской эпиграфике Т.В.Махалингама "South Indian Polity". В этой работе автор пытается систематизировать свидетельства различных источников об особенностях социально-политического устройства южноиндийского обще-

31

ства начиная с эпохи тамильской Санги и вплоть до XVII века. Неисторический подход историка к изучению источников находит выражение в том, что, исходя из постулата неизменяемости индийского общества, он характеризует различные временные периоды, используя данные одних и тех же источников. Например, свидетельства классической тамильской литературы используются и при описании общественных институтов XV-XVII веков.

Суммируя отдельные представления индийских исследователей о социально-политическом устройстве Тамилнаду времени Паллавов, можно сказать, что обычно они исходили из представлений о существовании в то время централизованного бюрократического государства. Большинство существовавших в то время социальных организаций (в том числе, общины и общинные объединения) ассоциировались в их понимании с различными уровнями государственной организации - с "центральным правительством", "провинциальным правительством" и "местным правительством"32.

"Местным правительством" именовались обычно сельские общинные собрания ура и наду. При этом индийские исследователи предпочитали не употреблять термин "община", сравнивая поселение ура с современной деревней, наду - с талуком, а коттам (общинное объединение высшего уровня) - с дистриктом33.

"Peasant State and Society" to Pallava-Cola Times. // Indus Valley to Mekong Delta. Exploration in Epigraphy. Ed. Noboru Karashima. Madras, 1985.

31

Первые века нашей эры в истории Тамилнаду обычно связываются с периодом существования в Мадурай некой поэтической академии - санги (там. Cahkam) и поэтому называются "эпохой санги".

32 См.: Minakshi С. Ор. cit. - рр. 46ff,140ff; Pallava mscr. - р. CXXVII.

33 См.: Pallava inscr. - р. CXXVI.

"Провинциальным правительством" обычно считалось руководство областей, контролируемых наследником престола или членами царской семьи, а также "многочисленными феодальными монархами". О роли и функциях этого «правительства» нам известно чрезвычайно мало. Отрывочные свидетельства надписей общин и царские дарственные грамоты позволяют лишь условно говорить о его существовании. При этом, такие свидетельства совсем не обязательно толковать как аргумент в пользу существования многоуровневой государственной структуры.

Функции "центрального правительства", согласно представлениям исследователей, исполняли царь и его окружение34. Взаимоотношения всех названных "правительств" представлялись в исследованиях в виде подчиненности соответствующих уровней иерархии. Вышестоящее "правительство" определяло деятельность нижестоящего: руководило им и осуществляло за ним контроль.

Большинство индийских исследователей считало возможным исходить из того, что большой штат "чиновников"35 на каждом уровне иерархии составлял "государственную бюрократию". Например, Нилаканта Шастри писал об "официальных лицах, которые регулярно совершали объезд страны и принуждали подданных к исполнению распоряжений правительства (шасана санча-рии)" или о тех, кто ведал "учетом и распределением обрабатываемой земли

36

(нилейккалаттар )". Целый штат "секретарей" сопровождал царя, «слушал его распоряжения, а, впоследствии, должным образом фиксировал и доводил до сведения тех официальных лиц, кто был ответственен за их выполнение»37.

34 Т.В.Махалингам, например, пишет, что "существовал центральный Совет, в котором были представлены различные организации, феодальные элементы и знатные граждане". (См.: Pallava inscr. - p. CXXIV.)

j5 Номенклатура "чиновников" обычно составляется из титулов, упоминающихся в надписях.

36 Ч.Минакши слово "калам" переводит как "департамент", а "нилейккалаттар", соответственно, как "чиновник этого департамента". См.: Minakshi С. Op. cit. -р. 75.

37 Sastri K.A.N. A History of South India. Madras, 1994, p. 167.

Рассматривая взаимоотношения царской власти и традиционных структур управления, индийские ученые основывались, обычно, на точке зрения, согласно которой складывание централизованного государства представлялось уже свершившимся фактом, как с точки зрения формирования его административно-территориальной структуры, так и с позиции осознания подданными Своей принадлежности к государству. Например, как писал Т.В.Махалингам: "деревенские общины представляли собой организм, выросший из осознания его членами принадлежности к царской системе власти."38 Автономия общин, нередко толковалась как результат осмысленной государственной политики. Нилаканта Шастри в связи с этим подчеркивал, что местным институтам "было позволено" сохранять определенную степень автономии, таким образом поддерживался баланс в отношениях "бюрократии и активных местных собра-ний."39

Западные и российские историки наибольшее внимание уделяли социальным проблемам, в том числе по литогенезу в Индии.

В работах Бертона Стайна40 была предложена альтернатива «традиционной интерпретации» социально-политической и экономической организации общества Южной Индии, содержавшейся в работах индийских исследователей. Американский ученый выделил следующие особенности царств времени Паллавов и Чолов, противоречащие представлению Н.Шастри, А.Аппадорейя, Т.В.Махалингама о южноиндийских государствах как «унитарных и централизованных».

38 Mahalmgam T.V. South Indian Polity. Madras, 1967, p. 344.

39 Sastri K.A.N. Op. cit.-p. 514.

40 См. напр.: Stein B. Brahman and Peasant in Early South Indian History. // The Adyar Library Bulletin (Dr. V.Raghavan Felicitation Volume). Vols. 31-2, 1967-68, pp. 229-69; он же. Integration of the Agrarian System of South India / Land Control and Social Structure in Indian History. Ed. R.E.Frykenberg. Madison, 1969, pp. 173215; он же. The State and the Agrarian Order in Medieval South India: A Historiog-raphical Critique./ Essays on South India. Ed. Stein B. Honolulu, 1975, pp. 64-92 и другие.

Во-первых, по своей природе эти "государства" были опекающими ("custodial"), то есть у них не было возможности эффективно управлять ресурсами и людьми. Во-вторых, основой их существования было получение дани ("tribute"), то есть в этих "государствах" отсутствовала эффективная система налогообложения. В-третьих, эти "государства" были одноуровневыми, существовали исключительно на местном уровне ("locally based"), то есть их влияние распространялось на сравнительно небольшой регион. Это означало, что между "официальными институтами государства и сетью сельских организаций и социальных групп" обширных территорий не сформировался механизм взаимодействия. В-четвертых, эти "государства" ориентировались исключительно на сельские поселения ("rural networks")41.

Бертон Стайн ввел также понятие «крестьянское государство» (peasant state)42 для характеристики общественной организации изучаемого периода. Ученый отстаивал точку зрения, что наду, «крестьянский макро-регион», сложившийся в результате развития земледельческих поселений в плодородных речных долинах, был важной административной единицей этого «государства». Руководство каждой наду осуществляли «группы доминирующего крестьянства» (dominant peasant group) - наттары (букв, «люди наду»), власть которых основывалась на контроле за возделываемой землей.

Выводы, которые сделал Бертон Стайн в процессе своих исследований отдельных аспектов социально-политической и экономической истории Южной Индии, стали основанием для использования ученым модели "сегментарного государства"4". Возможность применения этой модели для ха-

41 Stein В. The State and the Agrarian Order in Medieval South India: A Historiog-raphical Critique./ Essays on South India. Ed. Stein B. Honolulu, 1975, p. 76.

42 Stein B. Peasant State and Society in Medieval South India. New Delhi, 1980, p.6.

43 Согласно концепции "сегментарного государства" государство состоит из большого числа местных, автономных центров власти - "сегментов" (в качестве такого «сегмента» Бертон Стайн рассматривал наду). При определенных условиях один из таких "сегментов" возвышается и пытается подчинить соседние "сегменты". Важно при этом учитывать, что политическая власть осуществля-

рактеристики южноиндийских царств и правомерность видения их «крестьянскими государствами» вызвала волну критических отзывов, прежде всего индийских ученых. В связи с этим хочется отметить статью Движендры Джха «Уместность «крестьянского государства и общества» для времени Пал-лавов и Чолов» (Relevance of "Peasant State and Society" to Pallava-Cola Times, Madras, 1985). Основные аргументы автора связаны с критикой терминологии, используемой Б.Стайном, не доработанностью самой модели «сегментарного государства» и теми недопустимыми упрощениями, которые встречаются в работе американского ученого при интерпретации материалов источников, например, ошибочное отождествление наттаров с «доминирующим крестьянст-

44

вом» .

Целый ряд западных исследователей (А.М.Хокарт, Дж.Гонда, Х.Кульке, Д.Хадсон и др45.) в своих работах рассматривали проблемы взаимосвязи царской власти и ритуала. Среди этих авторов необходимо отметить Николаса Диркса, написавшего интересную работу на основе изучения дарственных грамот Паллавов. По мнению исследователя, суверенитет Паллавов был основан на совершении жертвоприношений и сопутствующем ему распределении да-

ется лишь в пределах центрального сегмента и постепенно сходит на нет по мере удаления от него, превращаясь в ритуальную гегемонию или номинальное верховенство над периферийными сегментами, "правители" которых в любой удобный момент могут либо переориентироваться на другую пирамиду власти, либо стремиться к установлению собственной гегемонии над более слабыми соседними сегментами.

44 См.: Jha D.N. Relevance of "Peasant State and Society" to Pallava-Cola Times. // Indus Valley to Mekong Delta. Exploration in Epigraphy. Ed. Noboru Karashima. Madras, 1985, pp. 110-112.

45 См.: Hocart A.M. Kingship. London, 1927. Gonda J. Ancient Indian Kingship from the Religious Point of View. Numen, 1956. Kulke H. Early State Formation and Royal Legitimisation in Tribal Areas of Eastern India. - Studia Ethnologica Bernensia. Ed. Mooser R. and Gautam M.K. Vol. I. 1978. - pp. 29-57.

ров. Исходя из этого, он выделял три основных уровня иерархии политической элиты времени Паллавов46.

1). Царская группа. Она состояла из тех, кто своим положением был обязан родственным связям с царем. Царь или его предшественники успешно совершали царские жертвоприношения и поэтому имели право на соответствующий статус. В эту группу входили те, кто имел царские титулы. Все они вместе с царем принимали участие в совершении жертвоприношений и ритуалов.

2). Придворные царя. В эту группу входили все те, кто был связан с мобилизацией и организацией царской дружины, а также те, кто носил титулы, имевшие значение в контексте исполнения ими определенных административных задач, например, информирование о совершении царских дарений и надзор за их соответствующим исполнением.

3). Местные правители и сельская элита (наттары, махатальвары, раш-трика, мадхьястхи и др.). Эти люди сами не принимали участия в царских жертвоприношениях, но признавали право царя на их совершение, демонстрируя таким образом свое подчиненное положение.

Развитие социально-политической структуры общества в период правления Паллавов, по мнению Н.Диркса, приводит к замене комплекса царского жертвоприношения ритуалом царского дарения. Местные правители удостаиваются чести участия в царской церемонии дарения и благодаря этому, как считает исследователь, вступают в такие отношения с паллавским царем, какие можно охарактеризовать как "разделенный суверенитет". Эти изменения способствовали интеграции правителей разного уровня и их подданных в рамках Паллавского государства.

В своем видении политической системы времени Паллавов Н.Диркс сознательно или невольно принижает роль института общины. Как пример новых взаимоотношений с царем он приводит описание того, как совершалась цере-

46 Dirks N. Political Authority and Structural Change in Early South Indian History. -The Indian Economic and Social History Review. Vol. 13. - pp.142-143.

мония дарения с участием "местной элиты, руководимой правителем (вияваном), включаемым в систему царского суверенитета". Очевидно, что под "местной элитой" понимаются наттары, то есть представители собрания общинного объединения наду. Анализ дарственных грамот показывает, что действительно в некоторых ранних Южных паллавских грамотах47 наттары совершают ритуальный обход подаренной земли или деревни под руководством виявана. Однако в последующих грамотах Нандивармана II и его преемников48 сообщается, что наттары совершают этот обход самостоятельно. А это ставит под сомнение убедительность аргументации Н.Диркса о включении виявана в "систему царского суверенитета." Получается, что этот правитель теряет свое влияние в общинном объединении? Вероятно, что политическая система, описанная Н.Дирксом, имеет смысл только при описании взаимоотношений пал-лавского царя и представителей менее значительных царских родов, таких как Бана, Ганга, Чола и др. Включение же общин и общинных объединений в систему "разделенного суверенитета", выглядит достаточно спорным. Скорее всего, взаимодействия общин с царем строились по более сложной схеме.

В целом, западные исследователи истории Южной Индии, и, прежде всего Бертон Стайн, четко не выделяли институт общины, предпочитая говорить о "крестьянском обществе", в нашем понимании - «системе общин». На первый план выдвигался вопрос существования так называемого "крестьянского государства", состоящего из самодостаточных "земледельческих зон", способных оказывать влияние на политический суверенитет правителей. Это выражалось, например, в зависимости правителей определенных "сегментов царства" от поддержки именно "земледельческих зон" в стремлении к обретению ритуального и политического суверенитета.

47 См.: грамоты Нандивармана II из селения Кашаккуди (прим. 753-4 гг.) и из Пуллюра (прим. 764-5 гг.). Текст соответственно см.: Pallava inscr. - p. 251 lines 109-111, p. 267, lines 103-104.

Подчеркивание в работах западных историков способности общинных организаций влиять на развитие социально-политической структуры не подкрепляется четким представлением о самой общинной организации Южной Индии, в том числе в период правления Паллавов. Связано это с тем, что данные надписей общинных организаций этого периода еще окончательно не вошли в научный оборот.

Аналогичным образом и в отечественной историографии Индии основное внимание уделялось теоретическому осмыслению проблемы генезиса традиционных общественных структур, институтов и стереотипов сознания. Подробно исследовались типологические черты социально-экономических отношений и процесс их развития, и мало внимания уделялось особенностям этих отношений, сделавших социальные институты устойчивыми и малоизменяемыми. Определение названных особенностей возможно только в результате тщательного анализа комплексов эпиграфических и литературных источников различных исторических периоде з.

В работах российских историков Индии община представляется в значительной мере автономным самс управляющимся общественным организмом, который в условиях натуральною хозяйства, при несовершенстве средств сообщения, слабых экономических связях с городом и другими общинами, неразвитости государственного аппарата являлся "институтом, освобождавшим центральную власть от необходимости создавать особые органы на местах"49.

Взаимодействие публичной власти и общины строится на развитии отношений собственности. Л.Б.Алаев продемонстрировал существование в средневековой Южной Индии двухслойной системы отношений собственности -"верховной собственности" (собственности на населенную территорию, сопряженную с публично-правовыми функциями власти и выражающуюся во взима-

48

Грамоты Нандивармана II из Паттаттальмангалам (792 г.), Нрипатунгаварма-на из Читрура (875 г.) и Бахура (877 г.). Текст соответственно см.: Pallava inscr. -p. 442, p. 457.

49 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. - с. 297.

нии ренты-налога) и "подчиненной собственности" (основанной на уплате рен-ты-налога)50.

Среди других особенностей общественной системы древней и средневековой Индии отечественные историки обычно выделяют единство социально-экономической структуры, ее устойчивость и малую изменяемость; существование общинно-кастовой системы - "своеобразного сложного механизма воспроизводства экономических, общественных, идеологических отношений, культуры и психологического стереотипа человека,"51 особенностью которой, в свою очередь, является социальная связанность населения на основе личностных отношений - кланово-кастовых, общинных, в частности, на основе системы патроната, социальной зависимости, вассалитета; многоукладность экономики, нашедшей выражение в сосуществовании трех форм докапиталистической эксплуатации - феодальной, рабовладения и наемного труда и другие особенности.

В настоящее время многие выводы отечественных историков требуют переосмысления и уточнения. Ввод в научный оборот новых источников и появление множества узкоспециальных монографий создают хорошую основу для такой работы. При написании исследования нас, прежде всего, интересовали взаимоотношения традиционных структур власти в рамках политической системы, в частности, общины и государства. В отечественной научной литературе эти два института, как правило, противопоставлялись.

Ю.Я.Цыганков, например, пишет о процессе реорганизации общинной системы Южной Индии, проявившейся в постепенном ограничении государством сферы деятельности и прав свободных общин, в первую очередь наду52.

50 См.: История Индии в Средние века. М., 1968.-С. 113-118, 152-158.

51 Медведев Е.М. Очерки истории Индии до XIII века. М, 1990. - с. 276.

52См.: Цыганков Ю.Я. Топонимика и социальная структура раннесредневеково-го Тамилнада \\ Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973. -с. 143.

Развитие этого процесса, по мнению исследователя, происходило по двум основным направлениям:

1) путь "естественного, внутреннего развития общества, результат углубления общественного разделения труда, расширения товарного производства и обмена".

2) путь, связанный с результатом «деятельности верхушки общества в лице правителя государства. Основная цель этой деятельности - установление контроля над свободными общинами, подчинение их, использование традиционных форм организации общества - общины - в своих интересах. Эта задача решалась тремя способами: организацией новых общин, что уже само по себе ставило их под контроль государства; передачей налогов с общин храмам; насаждением брахманских общин, сабх, сопровождавшимся, по-видимому, полной ликвидацией общинных прав земледельцев, а иногда (как считают некоторые специалисты), и сгоном прежних владельцев с земли.»

В этой работе мы продолжим начатое отечественными исследователями изучение индийской общины, уточняя и дополняя их выводы53. На основе интерпретации данных комплекса паллавских надписей, которые в нашей стране еще не подвергались систематическому изучению, мы попытаемся решить одну из важных для понимания политогенеза в Индии задач - определение особенностей общинной организации Южной Индии в период правления Паллавов, влияние института общины на развитие социально-политической системы общества и государства, в частности.

В соответствии с выдвинутой задачей мы считаем необходимым посвятить Первую главу работы характеристике социально-политической структуры общинного комплекса "ур-наду-коттам".

Во Второй главе на примере реконструкции церемонии дарения мы рассмотрим существовавший в период правления Паллавов порядок оформления

важных решений царской власти, затрагивающих отношения всех субъектов социально-политической системы, то есть царской власти Паллавов, системы местных тамильских правителей и общинной структуры "ур-наду-коттам". Таким образом мы продемонстрируем как развитие комплекса общинной организации Южной Индии изучаемого периода соотносится с генезисом государственной структуры.

53 Здесь считаю своим долгом выразить благодарность Л.Б.Алаеву за замечания и соображения, сделанные им при обсуждении настоящей работы. Большинство из них было учтено при подготовке окончательного варианта диссертации.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

Социально-политическая структура общества Южной Индии У1-1Х веков.

Общинная структура "ур - наду - коттам".

Общины и общинные объединения, о которых пойдет речь в этой работе, располагались на территории следующих дистриктов Северного Тамилнада (Тондаймандалам) - Северный Аркот-Амбедкар, Южный Аркот-Валлалар, Чен-галпатту-МГР, Тируваннамалей-Самбувараяр, Салем и Вилуппурам-Рамасами Падаятчияр и двух дистриктов штата Андхра-Прадеш - Неллуру и Гунтуру1.

Как показывают источники, уже в начальный период правления Паллавов в Тондаймандалам сосуществуют общины различного типа: от соседской деревенской общины (ур), основной производственной единицей которой служила, по-видимому, малая семья, до объединения соседских общин (наду).

Примерно в VI веке начинается процесс образования коттамов, в рамках которых объединялись общинные объединения-наду, а также общинные поселения, имевшие статус брахмадейи ("подаренное брахманам"), деваданы ("дар богу") и отдельные общинные центры (земледельческие - ур и, по-видимому, городские - нагарам).

В трех разделах Первой главы мы рассмотрим данные надписей времени Паллавов об организации общш-уров и общинных объединений - наду и кот-тама.

Ур.

Большинство литических надписей УНХ веков создано по решению общинных собраний - сабхи и ура. Эти собрания существовали в сельских поселе-

1 Данные источников позволяют утверждать, что первоначально Паллавы основывают свое царство именно на территории дистриктов Неллуру и Гунтуру штата Андхра-Прадеш. К VI веку под их властью оказывается вся Тондаймандалам.

ниях - урах. Слово йг (букв, "деревня", в том числе «жители деревни», то есть «община») наиболее часто встречающееся, но не единственное слово-компонент, обозначающее общинное поселение или общину.

Е.М.Медведев на основе изучения топонимического материала Северной Индии выделял две основные категории названий общинных поселений. Первую категорию составляют "названия, характеризующие общинную структуру и тип поселения". Вторая категория - это "названия, основанные на признаках, которые подчеркивают природные, топографические, исторические и другие особенности места поселения"2.

Анализируя тамильские названия поселений, встречающиеся в надписях времени Паллавов, мы пришли к выводу, что эти топонимы также можно разделить на две группы по признакам, выделенным Е.М.Медведевым.

К первой категории мы отнесли, во-первых, топонимы, обозначающие поселения, подаренные богу (храму) или брахманам - mañgalam или caturve-dimañgalam (.Nallimañgalam, no. 183, Vidélvidugu-Vikramadittii-caturvedimañgalam, no. 132) и palli ( букв, "деревня, селение; помещение; обитель отшельника; храм (особ, буддийский или джайнский)": TirukattuppaUi, по. 121, Tiriimiitiiñganpiilli, по. 237) В управлении этими поселениями большую роль играли жрецы, монахи, ученые и управляющие храмами. Главным отличием таких поселений от иных общин земледельцев является обладание особым статусом, в основе которого лежат иммунитеты, предоставленные и гарантируемые царской властью, а не местными традициями и нормами.

С поселениями этой группы связана одна интересная особенность. Часть из них после переименования сохраняла свои старые названия, которые и указывались вместе с новыми (Каверипаккам-Паллаванараяна-чатурведимангалам, Кумарамангалам-Велаттур и др.). Так, грамота Нандивармана II из селения Уда-ендирам (по. 76) сообщает о дарении деревни Кумарамангалам-Велаттур и о ее переименовании в Удаячандрамангалам. По-видимому, первоначальное назва-

2 Медведев Е.М. Очерки истории Индии до XIII века. М, 1990, с. 196.

ние деревни было Веллаттур (Vellattjir). Последующее переименование деревни, если судить по второму названию - Кумарамангалам, было связано с дарением брахманам или богу (храму), совершенном, по-видимому, неким правителем по имени Кумара, или же - принцем (букв, кумара). Необходимость сохранения изначальных названий общинных поселений могла быть продиктована определенными интересами членов общины, связанными, например, с устоявшимися региональными связями.

К первой категории также можно отнести названия, указывающие на происхождение деревни из однодворного поселения. Обычно такие селения

о

именовались по их основателю. Например, Шаттанур (иур Шаттана"), Илейя-нур4 Сур Илейяна") в Илейянур-наду (по. 133). Однако выявить эти названия достаточно трудно. Гораздо проще выделить некоторые постоянно встречающиеся компоненты названий, свидетельствующие о подобном происхождении поселения. Эти слова обычно обозначают "жилище", "дом", "двор". Например, akam (букв, "дом, земля": KÏÏakam, по. 91), kudi (первоначальное значение «семья», другие значения "поселение одной семьи; селение, город": Curaikkudi, по. 146, Kurukkudi, по. 257), //(букв, "место; дом": Тйгррй, по. 81, Eyil, по. 160, Manayil, nos. 46, 152) и другие.

Встречаются также топонимические компоненты, указывающие на происхождение селения из поселения семей купцов, ремесленников, рыбаков, пастухов и др. Например, céri ( букв, "пастушеское селение; улица; предместье; деревня": Vaduga-vaniya cén (vaniya céri - "торговое поселение", no. 332).

3 Inscriptions of the Pallavas. Ed. Mahalingam T.Y. New Delhi, 1988. - pp. 698, 706, 708. (Далее - Pallava inscr.)

4 Pallava inscr. - p. 401.

5 Надпись конца IX века из Тиннанура (талук Тируваллюр дистрикта Ченгал-патту-МГР) сообщает об основании купцами-телу1у селения Вадугаванияр-чери в предместьях Нинравура, входившего а Пужар-коттам. См.: Pallava inscr. - p. 731.

К этой же категории можно отнести и названия дочерних поселений главной деревни, которые в надписях обычно обозначаются словами pidagai, padagai, purum {.Kömapuram, no. 224).

Вторая категория включает топонимы, имеющие в своем составе следующие слова-компоненты: väyil (букв, "ворота": Sivanvüyil, по. 354, Nelväyil,

I

по. 120), кипгат (букв, "гора, холм", Ракипгат, по. 81, 232, Tirukkalukkunram, по. 42), äru (букв, "река", Таккаги, по. 81), Ш (букв, "канал", МапагкШ, по. 89), kulant (букв, "пруд, озеро", Manalaikkulam, по. 81, Kfiynirkulam, по. 89), kädu, kadam (букв, "лес, пустошь", Urrukkädu, по. 46, 104, Tiruvenkadam, по. 111), kdyil (букв, "храм, дворец", Iykkättukkdyil, по. 89).

Как мы уже отмечали, слово ур можно истолковать двояко, как "поселение общины" (иногда встречаются контексты, позволяющие буквально переводить этот термин - например, ür-irukkai, по.46) и как саму "общину" (Tiröm6).

Члены общины в литических надписях суммарно могут называются makkal (букв, "люди, население"), kudikal (букв, "земледельцы; домохозяева") и kudimakkal - словом, объединяющим значения двух предыдущих терминов.

Названные три слова при Паллавах встречаются в надписях общин брахманов (надписях сабхп). Например, в надписи общинного собрания Уттараме-ручатурведимангалам говорится, что члены собрания (сабхейяры), обрадованные (cantosittu) совершенным благодеянием, освободили дарителя от уплаты податей "храму и общине" (vanda puravirai koUädommüga ikköyilukkum makkabjJikum sarvva parisärammüga panittömsabhaiyom, no. 2211). В другой надписи из Уттарамаллюра члены общины называются "деревенскими землевладельцами" (emmür-bhümi-udaiya kudikal, no. 1098), а в надписи же из Ти-

6 Самоназвание "уром", букв, "мы, ур" встречается в Pallava inscr. nos. 74 (p. 223, line 8), 82 (p. 277, lines 1-2), 88 (p. 287, line 8) и в других.

п

Pallava inscr. - p. 583, line 4.

Q

Pallava inscr. - p. 352, line 1.

руттани (талук Тируттани в дистрикте Ченгалпатту-МГР) говорится о продавших участок земли ku.dima.kkal (по. 2469).

Деревенские общины, обозначавшиеся в надписях понятиями брашадейя (букв, "подаренное брахманам") или девадаиа (букв, "дар богу"), как нам представляется, отличались от тех, которые именуются ур, главным образом, по степени интегрированности брахманов в систему их управления.

Начальный этап закрепления брахманов в общинных организациях Южной Индии обычно связывается с рубежом нашей эры. Важную роль в этом процессе сыграли царские дарения брахманам деревень. В период правления Паллавов мы уже видим примеры функционирования общинных органов управления контролируемых брахманами.

По условиям царских дарений брахманы, нередко жители разных мест страны, получали долю продукции одной или нескольких деревень. Например, грамота Нандивармана II из селения Тандантоттама (по. 89), сообщающая о дарении деревни 308 брахманам, содержит список получателей дара, в котором упомянуты двести три брахмана. В тексте грамоты после имени каждого брахмана идет название поселения. Это можно рассматривать как указание на местожительство получателя дара. В этой грамоте приводится более пятидесяти таких названий деревень10. В надписях брахманы, получившие в дар деревню,

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тарасюк, Ярослав Викторович, 1998 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники,

1) Indrapalanagara Copper-plates. - JIH, Vol. XIII, pp. 733-48

2) Inscriptions of the Pallavas. Ed. T.V.Mahalingam. New Delhi, 1988.

3) Select Inscriptions bearing on Indian History and Civilization. Ed. D.C.Sircar. Vol. I, Delhi, 1993 (First ed. 1942), Vol. II, 1983.

4) South Indian Inscriptions. Publication of the Archaeological Survey of India. Madras, Vols. I, II, III, V, VI, XII.

Литература.

5) Алаев Л.Б. Система прав на землю в Южной Индии X-XIII веках. \\ Восток, 6, 1992. - С. 18-27.

6) Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. - с. 297.

7) Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд. М., 1993.

8) Вигасин А.А., Самозванцев A.M. "Артхашастра" Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

9) Дубянский A.M. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. М., 1989.

10) История Индии в Средние века. М., 1968.

11)Лелюхин Д.Н. Некоторые особенности структуры древнеиндийского государства по "Артхашастре" Каутильи. Вестник МГУ, серия 8. История, 1989, №2.

12)Лелюхин Д.Н. Государство, администрация и политика в "Артхашастре" Каутильи. - в: Вестник Древней Истории, 1992, № 2.

13)Лелюхин Д.Н. Структура державы Маурьев по сведениям эдиктов Ашоки. Вестник Древней Истории, 1998, № 2.

14) Медведев Е.М. Очерки истории Индии до XIII века. М, 1990.

15) Ранние формы политической организации. М., 1995.

16) Самозванцев A.M. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

17)Цыганков Ю.Я. Топонимика и социальная структура раннесредневекового Тамилнада \\ Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973. -С. 130-146.

18) Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

19) Aiyangar P.T.S. History of the Tamils to 600 A. D. Madras, 1929.

20) Aravamudhan T.G. Early Pallavas of Kanci. - Transactions of the Archaeological Society of South India. 1962.

21) Banerjee P.N. Public Administration in Ancient India. Calcutta, 1916.

22) Champakalakshmi R. Religious conflict in the Tamil Country: A re-appraisal of epigraphical evidence. - Journal of the Epigraphical Society of India. 5, 1978.

23) Dirks N. Political Authority and Structural Change in Early South Indian History. - The Indian Economic and Social History Review. Vol. 13.

24) Fergusson J and Burgess J. The Cave Temples of India. London, 1880.

25) Fleet J.F. Dynasties of the Kanarese Districts. Bombay, 1896.

26) Foulks T. Grant of Nandivarman-Pallavamalla. - Indian Antiquary. Vol. VIII. -1879.

27) Gangoli O.C., Goswami J. and Ramakrishna N. The Art of the Pallavas. Calcutta, 1957.

28) Ghoshal U.N. Contributions to the History of Hindu Revenue System. Calcutta, 1929.

29) Gonda J. Ancient Indian Kingship from the Religious Point of View. Numen, 1956.

30) Gopalan R. History of the Pallavas of Kanchi. Madras, 1928.

31) Govindasamy M.S. The Role of Feudatories in Pallava History. Annamalainagar, 1965.

32) Gros F. Uttaramerur Revisited. - K.A.Nilakanta Sastri Felicitation Volume. Madras, 1971.

33) Hall K.R. Trade and Statecraft in the Age of the Cholas. New Delhi, 1980.

34) Hardy F. Ideology and Culture } Contexts of the Srivaishnava Temple. \\ IESHR, 1977. Vol. XIV, No. 1.

35) Heras H. Studies in Pallava His ory. Madras, 1933.

36) Hocart A.M. Kingship. London 1927.

37) Jagadisa Ayyar P.V. South Indi n Shrines. New Delhi, 1993.

38) Jaiswal S. Caste in the socio-e :onomic framework of Early India. \\ Presidential Address, Ancient India Section, Indian History congress, 38 session. Bhuvanesvar, 1977, p. 16ff.

39) Jayaswal K.P. Hindu Polity. Calcutta, 1924.

40) Jayaswal K.P. Hindu Polity. Bangalore, 1943.

41)Jha D.N. Relevance of "Peasant State and Society" to Pallava-Cola Times. // Indus Valley to Mekong Delta. Exploration in Epigraphy. Ed. Noboru Karashima. Madras, 1985.

42) Jouveau-Dubreuil G. Pallava Antiquities. 2 vols. First edition 1916, 1918. Reprint. New Delhi, 1994.

43) Jouveau-Dubreuil G. The Pallavas. Madras, 1917.

44) Kane P.V. History of Dharmasastra. Poona, 1930.

45) Kanakasabhai Pillai V. The Tamils 1800 Years ago. Madras, 1904.

46) Kosambi D.D. An Introduction to the Study of Indian History. Bombay, 1956.

47) Krishnaswamy Aiyangar S. The Antiquities of Mahabalipur - Indian Antiquary, XLVI. Bombay, 1917.

48) Krishnaswamy Aiyangar S. Ancient India and South Indian History and Culture. 2 vols. Poona, 1941.

49) Kulke H. Early State Formation and Royal Legitimisation in Tribal Areas of Eastern India. - Studia Ethnologica Bernensia. Ed. Mooser R. and Gautam M.K. Vol. I. - 1978.-pp. 29-57.

50) Lockwood M. Et al: Mahabalipuram Studies. - Madras, 1974.

51) Longhurst A.H. Pallava Architecture. 3 parts - Memoirs of the Archaeological Survey of India. Nos. 17, 33 and 40. - Simla, 1924, Calcutta, 1928 and 1930.

52) Mahadevan I. Tamil-Brahmi inscriptions of the Sangam Age. - II International Conference-Seminar of Tamil Studies. Madras, 1968. - Madras, 1971.

53) Mahahngam T.V. South Indian Polity. Madras, 1967.

54) Mahahngam T.V. Early South Indian Palaeography. Madras, 1967.

55) Mahahngam T.V. Kanchipuram in Early South Indian History. Madras, 1969.

56) Mahahngam T.V. Studies in the South Indian Temple Complex. Dharwar, 1970.

57) Majumdar R.C. Corporate Life in Ancient India. - Calcutta, 1918.

58) Minakshi C. Administration and Social life under the Pallavas. Madras, 1938.

59) Minakshi C. The Historical Sculptures of Vaikunthaperumal temple, Kanchi. -Memoirs of ASI,1 63. New Delhi, 1941.

60) Mukherjee R.K. Local Government in Ancient India. Oxford, 1919.

61) Nagalingam C. The Pallavas, their origin and their title "Videlvidugu" \ Tamil Culture. Vol. IV, no. 3, July, 1955. - pp. 239-257.

62) Nath V. Dana. Gift System in Ancient India, (c. 600 B. C. - c. A. D. 300). New Delhi, 1987.

63) Premalatha V. Kudimiyamalai Musical Inscription \ Seminar on inscription, 1966. Ed. R. Nagaswamy. Madras, 1968,- pp. 29-51.

64) Rea A. Pallava Architecture \ Archaeological Survey of India, New Imperial Series, XXXIV. Madras, 1909.

65) Rice B.L. Mysore and Coorg from Inscriptions. London, 1909.

66) Sastri K.A.N. Studies in Chola History and Administration /Madras University Historical Series, no. 7. Madras, 1932.

67) Sastri K.A.N. The Colas, 2 vols. Madras, 1955.

68) Sastri K.A.N. A History of South India. Madras, 1994.

69) Sathianathier R. Studies in the Ancient History of Tondaimandalam. Madras, 1994.

70) Sharma R.S. Indian Feudalism: c. 300 - 1200. Calcutta, 1965.

71) Shrinivasan K.R. The Pallava Architecture of South India / Ancient India . No. 14, 1958.-pp. 114-138.

72)Shrinivasan K.R. Some Aspects of Religion as Revealed by Early Monuments and Literature of the South. Madras, 1960,

73) Shulman D.D. Tamil Temple myths. Princeton, 1980.

74) Sircar D.C. The Successors of the Satavahanas in the Lower Deccan. Calcutta, 1939.

75) Sircar D.C. Indian Epigraphy. Delhi, 1965.

76) Sircar D.C. Indian Epigraphical Glossary. Delhi, 1966.

77) Sircar D.C. Landlordism and Tenancy in Ancient and Medieval India as Revealed by Epigraphical Records. Lucknow, 1969.

78) Sircar D.C, Political and Administrative System of Ancient and Medieval India. Delhi, 1973.

79) Smith V.A.. Early Histoiy of India. 1904.

80)Spencer, G.W. The Sacred Geography of the Tamil Shaivite Hymns / NYMEN, 17, 3 (1970). - pp. 232-244.

81)Stein B. Brahman and Peasant in Early South Indian History / The Adyar Library Bulletin (Dr. V.Raghavan Felicitation Volume). Vols. 31-2, 1967-68, pp. 229-69.

82)Stein B. Integration of the Agrarian System of South India // Land Control and Social Structure in Indian History. Ed. R.E. Fiykenberg. Madison, 1969, pp. 173-215.

83)Stein B. The State and the Agrarian Order in Medieval South India: A Historiog-raphical Critique. Essays on South India. Ed. Burton Stein. Honolulu, 1975.

84) Stein B. Peasant State and Society in Medieval South India. New Delhi, 1980.

85) Subbarayalu Y. Political Geography of the Chola Countiy. - Madras, 1973.

86) Subrahmanya Aiyer K.V. Largest Provincial Organisations in Ancient India. / Quarterly Journal of the Mythic Society. Vol. 45 (New Series), no. I, 29-47, no. 2, 70-98, no. 4, 270-86. Vol. 46, no. 1, 8-22.

87) Subrahmanya Aiyer K.V. Historical Sketches of Ancient Dekhan. 2 vols: Vol. 1. -Madras, 1917, Vol. 2 - Coimbatore, 1967.

88) Subrahmanyam T.N. The Pallavas of Kanchi in South East Asia. - Madras, 1967.

89) Taylor W. Oriental Historical Manuscripts in the Tamil Language. 2 vols. Madras, 1835.

90) Thapar R. Ancient Indian Social Histoiy. Delhi, 1978.

91) The Age of the Nandas and Mauryas. Ed. Sastri K.A.N. Banaras, 1952.

92)Vigasin A.A. Ashoka's Third Rock Edict Reinterpreted. The Indian Historical Review, 1993, 1-2.

93) Venkayya V. The Pallavas. - Annual Report of Archaeological Survey of India 1906-07. Calcutta, 1909.

94) Vanamamalai N. Hero Stones and Folk Beliefs. - JTS, 1979. Vol. 2.

95) Whitehead H. The Village Gods of South India. (First edition 1916) New Delhi, 1988.

Справочная литература.

96)Тамильско-русский словарь. Сост. Пятигорский A.M. и Рудин С.Г. М., 1960.

97)Андронов М.С. Грамматика тамильского языка. М., 1987.

98)А Road Guide to Tamil Nadu with the latest Map. Madras, 1994.

99)Tamil Lexicon. Published under the authority of the University of Madras. Vv. I-VII. Madras, 1924-1936.

100) Momer-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary. (First edition 1899) Delhi, 1993.

101) Winslow M.A Comprehensive Tamil and English Dictionary. (First edition 1862) Madras, 1992.

102) Whitney W.D. Sanskrit Grammar. (First edition 1924). Delhi, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.