Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: История, теория, методика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Именнова, Любовь Сергеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Именнова, Любовь Сергеевна
Введение.
Глава 1. Теория и практика музея в их определенности педагогической наукой.
1.1. Понятийный аппарат музейно-педагогического исследования.
1.2. Музейно-педагогическая проблематика в истории и современном музееведении.
1.3. Структурно-функциональная модель взаимодействия педагогики и музееведения.
Глава 2. Музей как научно-источниковая база педагогики.
2.1. Исторические основы формирования музея как источниковой базы педагогики.
2.2. Изучение истории учебных заведений в практике музейной работы.
2.3. Музееведческое изучение памятника историко-педагогического наследия и его воспитательный потенциал.
Глава 3. Исследование эффективности социально-педагогической деятельности краеведческого музея.
3.1. Концептуальные основы воспитательной системы Солнечногорского историко-краеведческого музея.
3.2. Социально-педагогический эксперимент по реализации воспитательной системы в
Солнечногорском историко-краеведческом музее.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
История становления и развития музейного дела в Кыргызстане: 1920-е годы - начало XXI века2009 год, кандидат исторических наук Ставская, Людмила Георгиевна
Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь1985 год, кандидат педагогических наук Юхневич, Марина Юрьевна
Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики2004 год, кандидат педагогических наук Ордуханян, Людмила Ивановна
Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции1999 год, кандидат педагогических наук Зонина, Светлана Николаевна
Семиотические проблемы исторического знания и музейной коммуникации2000 год, кандидат философских наук Плохотнюк, Владимир Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: История, теория, методика»
Актуальность исследования. О глубоких социально-культурных переменах в начале нового, третьего тысячелетия говорится в работах философов, культурологов, социологов, педагогов и представителей других гуманитарных дисциплин. Прогнозируется неизбежность обновлений во многих сферах и институтах культуры и образования. Радикальным образом поменялись идеологические установки и политические ориентиры общества, но неким общегуманистическим, вневременным идеалом продолжает оставаться главная цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности, её полная реализация в обществе. По-прежнему воспитание молодого поколения и всего общества в целом осознается как определяющий фактор в развитии цивилизации. Однако в 1980-90-е годы обозначился процесс разрушения государственной системы воспитательной работы, взамен ей ничего не было предложено, что привело к усилению влияния негативных факторов социальной среды на подрастающее поколение.
Возникает насущная необходимость осмысления общественно-педагогических проблем и воздействия на происходящие процессы, формирования их в рамках положительных тенденций.
В конце XX - начале XXI века заметно активизировалась ориентация на гуманистическую и гуманитарную направленность в развитии общества. В этом процессе велика роль музея — хранителя и популяризатора общечеловеческих ценностей, как материальных, так и духовных, культурного наследия, понимаемого очень широко. В музее создается особая социально-культурная среда, основой которой является экспозиция и выставленные в ней подлинные предметы. Экспозиция представляет собой гармоничное целое - сочетание информационно-логического содержания с эмоциональностью, образностью, которую несет как музейный экспонат, так и вся экспозиционная система в целом. От фиксации исторических фактов, событий, биографий она ведет к постижению человека как высшей ценности, к пониманию того, что его развитие является целью, определяющей экономический и духовный прогресс общества.
Наряду с хранительской, образовательная и воспитательная функции являются неотъемлемыми и определяющими специфическими направлениями деятельности музея, что всегда признавалось в теории и по-разному претворялось в различные периоды в музейной практике. Если в XIX и начале XX века перед музеем стояла задача передать знания, то в настоящее время на первый план все более выдвигается проблема формирования у людей восприимчивости, интереса к наследию, осознание его значения. Таким образом, педагогическая составляющая деятельности музея изменятся, происходит переход от явных и отрыто дидактических приемов воздействия к более тонким, сложным, направленным на формирование творческих установок, мотивационной сферы человека; возрастает значение музея и его ответственность перед обществом.
Настоящее исследование определяется одной из ведущих тенденций развития гуманитарных наук вообще и педагогики и музеологии в частности: оно направлено на область интеграции, на установление взаимосвязей между этими научными дисциплинами, на выявление инновационных полей и технологий, возникающих в междисциплинарном пространстве - на стыке педагогики и музеологии (термины музеология и музееведение используются нами как полные синонимы).
В музейно-педагогической сфере деятельности существуют противоречия, препятствующие оптимальной актуализации воспитательного потенциала музея. К ним относятся:
- противоречие между объективными возможностями музея как хранителя социально-культурной памяти человечества и его востребованностью обществом, современной системой образования и воспитания;
- противоречие между пониманием необходимости педагогического взаимодействия музея и других социальных институтов в целостном процессе формирования личности и отсутствием оптимальных технологий такого взаимодействия;
- противоречие между потенциалом наработанных в педагогике инновационных воспитательных технологий и отсутствием методик их реализации в музейно-педагогической практике;
- противоречие между целостностью разрабатываемой музеем системы музейно-педагогического воздействия и спонтанностью её востребованности социальными институтами сферы образования.
Актуальность темы исследования определяется отмечаемой многими исследователями необходимостью теоретического осмысления психолого-педагогической проблематики на установочном, методологическом, концептуальном уровне в музееведческой теории, а также на уровне разработки практических музейных методик.
Выполнение музеем социально-культурной миссии возможно лишь при его «включенности» в общекультурные процессы, проявлении его особого статуса не только как одного из учреждений культуры, а её хранителя, ставящего своей целью «культуровоспроизводство», «культуротворчество» и способного через музейные предметы как памятники культуры влиять на дальнейшее развитие общества и человека; музейные предметы предстают как социально-культурные ориентиры для настоящего и будущего. Но их действенность проявляется и реализуется лишь в процессе музейной коммуникации, многие параметры которой заданы психолого-педагогическими парадигмами. Их выявлению и осмыслению особенностей проявления в музейной практике посвящена настоящая работа, тема которой сформулирована в названии: «Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика».
Степень научной разработанности проблемы. В настоящей работе учтен опыт рассмотрения музейной социально-педагогической проблематики в трудах отечественных и зарубежных исследователей в рамках различных научных дисциплин.
Философские аспекты культуры и музея как социально-культурного, морально-нравственного феномена были развиты в трудах философов Т.А.Алешиной, М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера и в первую очередь замечательного русского мыслителя Н.Ф.Федорова; в них музей характеризуется как «подобие всего мироздания», в музее осуществляется преемственность поколений, он является попыткой «собирания и воспитания в единство» (148 - С. 334).
Собственно музееведческие исследования появились лишь в конце XIX века. В качестве новой научной дисциплины музеология впервые рассматривается в статье И.Г.Грассе (Дрезден, 1883). Основы отечественного музееведения заложены в проектах моделей музейных учреждений Ф.П.Аделунга, Б.Г.Вихмана, П.П.Свиньина, в теоретических работах и практике музееведов 1920-х годов (Н.Романов, Ф.Шмит, И.Грабарь, А.Зеленко).
В 1948 году начал издаваться международный ежеквартальный журнал ЮНЕСКО «Muzeum», на страницах которого рассматривались вопросы об изменении роли музея в современном обществе, о новых направлениях работы с посетителями.
Утверждению музееведения в качестве научной дисциплины способствовали дискуссии 1964 года в ГДР и 1965 года в ЧССР, труды зарубежных музееведов И.Бенеша, И.Неуступного, А.Грегоровой (ЧССР), В. Хербста, И.Аве, К.Шрейнера (ГДР), В.Глузинского, З.Жигульского (Польша) и других. В 1988 году специалисты из СССР и ГДР совместно издали учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля». Начало XXI века отмечено такими обширными, обобщающими, подводящими итог изданиями, как «Российская музейная энциклопедия» (130), «Музейное дело в России» (105), монографии Т.Ю.Юреневой «Музееведение» (155) и «Музей в мировой культуре» (156) и другими.
Проблема специфики музейного предмета, его семиотического потенциала, использования в экспозиционных коммуникационных системах рассматривалась в исследованиях В.П.Арзамасцева, Л.В.Беловинского,
Т.П.Калугиной, М.Б.Гнедовского, В.Ю.Дукельского, Н.А.Никишина, Т.П.Полякова, Н.Г.Самариной и других.
В качестве особого направления выделились исследования по музейной педагогике. В них анализируются работы зарубежных музееведов И.Ромедера, А.Кунтца, В.Клаузевитца и других. Становлению музейной педагогики в Германии и России посвящены диссертационное исследование и научные публикации Е.Б.Медведевой (92).
Значительный опыт музейно-педагогической деятельности накоплен отечественными специалистами. Возникновению и становлению музейной педагогики в немалой мере способствовала практическая деятельность российской экскурсионной школы и её теоретическое обобщение в трудах Н.П.Анциферова, Н.А.Гейнике, И.М.Гревса, А.Я.Закса, Б.Е.Райкова. Современное состояние музейно-педагогического направления деятельности музеев анализируется в публикациях Г.П.Бутикова, Е.Г.Вансловой, И.М.Коссовой, Н.М.Ланковой, А.К.Ломуновой, Н.П.Лощилина, Б.А.Столярова, Л.В.Шиловой, М.Ю.Юхневич. Выходят в свет периодические издания «Музей для всех», «Музей и школа», «Музейная педагогика», «Музейная педагогика в школе» и другие. Изучению образовательного, воспитательного потенциала педагогических и детских музеев посвящены исследования А.В.Бакушинского, Н.Д.Бартрама, М.С.Страхова, Ф.И.Шмита. Предметом специального изучения стала практика школьных музеев в работах А.И.Гусева, А.У.Зеленко,
A.М.Разгона, Н.И.Решетникова, К.Р.Синицыной, В.Е.Туманова.
Важное значение имеет обращение к музейно-педагогической проблематике в рамках исследований социально-культурной направленности. Общие вопросы социально-культурной деятельности рассматривались в публикациях А.А.Аронова, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Е.Ю.Стрельцовой,
B.И.Черниченко, В.М.Чижикова, Н.Н.Ярошенко; музею как институту социально-культурной деятельности посвящено диссертационное исследование Н.В.Нагорского (106).
В практике научных исследований последних лет развивается теория внешкольного образования, заложенная такими представителями внешкольной педагогики, как В.П.Вахтеров, И.М.Гревс, А.Ф.Каптерев, С.О.Серополко, В.И.Чернолусский (143 - С. 43). Так, в диссертационном исследовании Г.В.Вишиной выявляются условия развития музейной педагогики как направления системы дополнительного образования (32); Н.Г.Кривощапова рассматривает организацию образовательного процесса в негосударственном учреждении дополнительного образования (80); вопрос о технологичности обучения в условиях дополнительного образования поднимают Л.Ф.Ульянова, Л.Р.Суринова, Л.П.Козлова (146).
Существующие теории, концепции, научные предположения нуждаются в сведении воедино и в теоретическом осмыслении. При этом автор осознает всю сложность проблемы: ещё совсем недавно ведущие музееведы мира отмечали недостаточную самостоятельность музеологии как научной дисциплины, незначительность результатов и отсутствие фундаментальной научной теории. Большинство исследовательских работ посвящено в основном прикладным аспектам музееведения. Тем не менее, музейная практика делает необходимой и актуальной постановку соответствующих проблем, их теоретическое осмысление.
Целью диссертационного исследования является выявление условий эффективности педагогической деятельности краеведческого музея.
Цель предполагает решение следующих задач: выявить специфику педагогической деятельности краеведческого музея; осуществить музейно-педагогический эксперимент по разработке воспитательной системы районного историко-краеведческого музея и на основе её практической реализации выявить условия повышения результативности актуализации воспитательного потенциала музея. выстроить структурно-функциональную модель взаимодействия педагогики и музееведения в практике музейной работы; вычленить элементы этой модели и определить их системность; проанализировать взаимодействие структуры с внешней средой, с обществом и его институтами; определить значение музея как научно-источниковой базы для истории педагогики, выявить преимущества музейного изучения памятников историко-педагогического наследия, возможности их использования в музейно-педагогической практике;
Объект исследования - краеведческий музей в социокультурном пространстве региона.
Предмет исследования - процесс оптимизации музейно-педагогической деятельности историко-краеведческого музея.
Гипотеза исследования исходит из того, что музей может максимально эффективно реализовывать историко-культурный, социально-нравственный воспитательный потенциал при условии использования современных педагогических стратегий. Оптимизации работы Солнечногорского историко-краеведческого музея способствует целенаправленная проектная деятельность по разработке воспитательной системы, системообразующим элементом которой является патриотическое воспитание. Результативность реализации воспитательной системы определяется следующими условиями:
- приоритетным использованием музейного предмета как первоисточника знаний и эмоционально-ценностных переживаний, а также музейной экспозиции как научно-художественной системы, способствующей проявлению чувства сопереживания, сопричастности историческим событиям, формированию мировоззренческой позиции молодого человека;
- опорой на системность на уровне тематического содержания с ориентацией на возможно более полное удовлетворение духовных, культурно-познавательных запросов личности;
- выстраиванием системы взаимодействия музея с учебными учреждениями, организациями социально-культурной сферы для решения общих культурно-образовательных задач при системообразующей роли музея как социального института, призванного хранить историко-культурную память; - личностно-ориентированным, активно деятельностным подходом, способствующим развитию творческого потенциала, воспитанию гармонически развитой личности.
Исходные методологические позиции определяются современными философскими и культурологическими взглядами на музей, его значение как общественного института, хранящего общечеловеческую память и использующего историко-культурные ценности для образовательных и воспитательных целей, пониманием важности педагогической теории для музейной практики. Определяющим является мировоззренческое обоснование роли музея в обществе, сформулированное в философской концепции Н.Ф.Федорова. В настоящее время говорится даже о «музеефикаторском» типе культуры (62 - С. 243 - 254).
Взаимодействие музея как социального института с широким полем культуры требует историко-культурного подхода в научном анализе. Современный культурологический взгляд на музей, междисциплинарный характер его источниковой базы, специфика настоящей работы, предполагающей изучение зон взаимодействия двух научных дисциплин, определяют комплексность методов, необходимость многостороннего подхода к объекту исследования.
В основе исследования лежит принцип историзма, понимаемый традиционно как рассмотрение явлений в развитии, в их социально-исторической обусловленности, диалектической взаимосвязи и причинно-следственной взаимозависимости.
Методы исследования. Из теоретических методов исследования были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, систематизации, моделирование. Из эмпирических методов в настоящей работе нашли применение анализ и обобщение передового музейно-педагогического опыта, наблюдение, музейно-педагогический эксперимент, анализ результатов воспитательного воздействия, опрос в форме анкетирования и интервьюирования и другие.
В общих рамках диссертационной работы представлены музейные научные изыскания частного характера, предполагающие специфические приемы музееведческого исследования; в технологии проведения и анализа экспериментального музейно-педагогического занятия применены «правила-процедуры» (39 - С. 109), принятые в музейно-педагогической практике.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования определен Солнечногорский историко-краеведческий музей. В рамках его научно-фондовой, экспозиционно-выставочной и музейно-педагогической работы проходила проверка выдвинутой гипотезы, формирование и корректировка музейно-педагогических программ. Были проанализированы отработанные музеем связи со школами в реализации комплексов занятий по музейной педагогике, проводимых как в помещениях музея, так и в общеобразовательных учебных заведениях, школах искусств, домах творчества и других учреждениях.
Для сравнительного анализа использованы результаты исследования контрольных групп посетителей историко-культурного центра «Солнечногорье», расположенного в том же здании, что и Солнечногорский краеведческий музей, являющегося самостоятельной организацией и ведущего собственную музейную деятельность.
Теоретическую базу для исследовательских обобщений составили фундаментальные труды, узкие специальные публикации, диссертационные исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Г.В.Вишина, В.В.Давыдов, Дж.Доллард, Э.Дюргейм, В.В.Зайцев, Л.В.Занков, Я.А.Коменский, П.Ф.Каптерев,
A.К.Колеченко, Н.В.Кузьмина, Н.Миллер, П.Н.Наторп, Ж.Пиаже, Ж.Ж.Руссо,
B.А.Сластенин, Э.Стоунс, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и другие) и музееведения (В.П.Арзамасцев, Г.П.Бутиков, А.В.Валицкая, Е.Г.Ванслова, М Б.Гнедовский, Ю.У.Гуральник, М.Ш.Доминов, Н.М.Дружинин,
В.Ю.Дукельский, Н.Н.Зладен, В.Г.Казанская, Т.П.Калугина, И.М.Коссова, Ф.Л.Курлат, А.К.Ломунова, В.Г.Лурье, Е.Б.Медведева, А.Мелтон, Н.А.Никишин, Ю.А.Пелевин, Ю.П.Пшцулин, Т.П.Поляков, Д.Прайс, Д.А.Равикович, А.М.Разгон, Ж.А.Ривьер, Р.Синглтон, К.Скривен, Б.А.Столяров, В.Уошберн, Н.Ф.Федоров, А.И.Фролов, К.Хадсон, Т.Шола, Ф.Шоутен, М.Ю.Юхневич), а также смежных дисциплин, например, психологии (Б.Г.Ананьев, Р.Бернс, Л.С.Выготский, В.Давыдов, А.Маслоу, Р.В.Овчарова, А.В.Петровский, К.Роджерс, И.М.Розет, С.Л.Рубинштейн, Л.Д.Столяренко, Н.Ф.Талызина) и других.
В качестве историко-архивной базы использованы документы Государственного архива Пензенской области, Государственного архива Московской области, архива Солнечногорского района, архивные материалы Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника А.А.Блока и Солнечногорского историко-краеведческого музея.
Основные хронологические рамки исследования определяются временем возникновения музейно-педагогической теории и практики (нижняя граница - вторая половина XIX века). В качестве верхней границы автором предполагается максимальное приближение к нынешнему состоянию музейно-педагогической деятельности. Исторические экскурсы, характеризующие предпосылки возникновения и развитие музейно-педагогических явлений, относятся к более раннему времени (начиная с ХУ111 века); в части научно-исследовательского анализа музейного предмета - памятника педагогической мысли «Лицевого букваря» Кариона Истомина - к концу ХУ11 века.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый, поисковый, этап (2000 г.) включал выбор и формулировку проблемы исследования, определение его методологической основы, цели и задач; на этом этапе выявлена, изучена и проанализирована литература по кругу затрагиваемых вопросов.
Второй, опытно-экспериментальный, этап (2001-2003 гг.) составил музейно-педагогический эксперимент. Для его проведения разработана постановочная часть: определена проблемная ситуация, сформулирована концептуальная основа, выработаны система педагогического обеспечения, тематическая структура и содержание конкретных музейно-педагогических занятий. Подготовлено проведение мониторинга эффективности модели: определены субъекты экспериментальной работы, сформулированы принципы выборки, определены методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документальных источников и др.), разработан рабочий инструментарий для сбора информации. Суть музейно-педагогического эксперимента составила разработка и реализация структурно-содержательной проектной модели воспитательной системы Солнечногорского историко-краеведческого музея, которая рассматривалась в качестве определяющего условия качественных изменений в результативности актуализации воспитательного потенциала музея.
Третий, заключительно-обобщающий, этап (2003-2004 гг.) составила работа по обобщению, систематизации, анализу результатов исследования. Подведены итоги музейно-педагогического эксперимента, сформулированы выводы, практические рекомендации. Разработана концептуальная модель структурно-функционального взаимодействия педагогики и музееведения. Оформлено диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринят опыт определения общих вопросов взаимодействия педагогики и музееведения в практике музейной работы. Автором предлагается собственное видение понятия «музейная педагогика», сформировавшееся в результате анализа различных его толкований в исследованиях последних лет. Впервые проводится конкретный анализ системы начального обучения, её развития в конце XIX - начале XX века на примере истории одной из сельских школ Клинского уезда Московской губернии. В настоящем исследовании подробно проанализировано музейно-педагогическое занятие как особая форма в рамках «музейной педагогики».
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем проанализированы существующие научные обобщения, практические результаты музейно-педагогических направлений работы и предложены методические рекомендации к её дальнейшему развитию. Предложенная схема взаимодействия педагогики и музееведения позволила обосновать условия оптимального развития социально-педагогической сферы деятельности современного музея. Определение места музейной педагогики в системе современных педагогических знаний является непременным условием дальнейшего развития музейно-педагогической теории. Содержание частных исследований педагогических памятников в музейной работе могут быть использованы в специальных профильных работах по истории педагогики.
Практическая значимость работы проявляется в том, что теоретические выводы способствуют развитию методических основ музейной педагогики. Результаты исследования нашли применение в разработке структурно-содержательной модели воспитательной системы Солнечногорского историко-краеведческого музея и реализуются в практической музейной работе. Они способствуют гибкости в решении музеем актуальных образовательных и воспитательных задач, опережающему реагированию на изменения в социальной среде, поэтому могут быть рекомендованы для использования другими музеями.
Достижению достоверности и обоснованности результатов призваны способствовать учёт предшествующей практики интерпретации музеологической проблематики, использование нормативной научной методологии, принципов, подходов и приемов. Выдвинутые гипотезы проходили проверку в экспериментальных условиях, был привлечен личный опыт автора по работе педагогического характера в музеях историко-литературного и историко-краеведческого профиля.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные положения диссертации в качестве докладов рассматривались на различных научных конференциях: на пятой (Егорьевск, 1996 г.), шестой (Красногорск,
1998 г.), седьмой (Москва, 2000 г.) региональных научно-практических конференциях «Москва и Подмосковье» Научного и культурно-просветительского общества «Энциклопедия российских деревень»; на научно-практических конференциях, организованных Государственным историко-литературным и природным музеем-заповедником А.А.Блока (1992, 1995, 1997 гг.), на Московской областной научно-практической конференции «История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания» на базе Коломенского государственного педагогического института (2003).
Результаты исследования были внедрены в практику музейно-педагогической работы Солнечногорского историко-краеведческого музея, отдельные положения использовались автором при создании экспозиций «А.А.Блок. Страницы биографии и творчества», «Жить в Шахматове и умереть на сцене» (музей-заповедник А.А.Блока), постоянной выставки Блоковского музея в Солнечногорском лицее № 1.
По обозначенной в диссертационной работе проблематике автор имеет пять публикаций и одну в соавторстве с В.П.Арзамасцевым.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Система взаимодействия музейной теории и практики с педагогикой будет иметь действенный характер, если будет представлять собой целостность; укрепление взаимовлияния этих научных дисциплин является необходимым условием развития, совершенствования, дальнейшего становления школы и музея как социальных институтов.
2. Оптимальность реализации научно-собирательской, экспозиционной, социально-педагогической, научной функции музея в области документации историко-педагогического процесса определяется опорой на историю педагогики в качестве профильной науки и использованием преимуществ научно-музейного изучения историко-педагогических памятников.
3. Воспитательная система регионального историко-краеведческого музея будет эффективной, если в проектной модели определена тематическая системность занятий, механизм выстраивания взаимодействия с образовательными учреждениями, организациями социально-культурной сферы, управленческими структурами для совместного решения общих культурно-образовательных задач при системообразующей роли музея как социального института, призванного хранить историко-культурную память.
Структура работы обусловлена её темой, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Становление и развитие музейного дела в Туве, 1921-2000 гг.2002 год, кандидат исторических наук Дыртык-оол, Анна Оюновна
История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири: адаптационный подход2012 год, доктор исторических наук Шелегина, Ольга Николаевна
Фондово-исследовательская деятельность музеев истории высших учебных заведений юга Западной Сибири2011 год, кандидат культурологии Боголепова, Людмила Захаровна
Деятельность музеев юга России по историко-патриотическому воспитанию молодежи, 1964-1985 гг.1999 год, кандидат исторических наук Латорцев, Анатолий Павлович
Историко-краеведческие музеи Сибири во второй половине XX века2000 год, доктор исторических наук Труевцева, Ольга Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Именнова, Любовь Сергеевна
Выводы по третьей главе:
Историко-краеведческие музеи в силу специфики своей деятельности, хранимой коллекции могут играть особую роль в формировании патриотизма -через воспитание чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к народным традициям, культуре, важной частью которой является язык, обычаи, народное творчество.
К числу психолого-педагогических факторов, способствующих усилению воспитательного воздействия музея, относится необычность обстоятельств, эмоциональность, образность наглядность экспозиции и экскурсии, аттрактивность, яркость экспонатов как носителей историко-культурной информации. Хорошая экспозиция заключает в себе большой воспитательный потенциал: её основу составляют положительные мировоззренческие и нравственные идеи, в ней приводятся примеры благородного служения Родине, высоконравственных отношений между людьми.
Оптимизации работы Солнечногорского историко-краеведческого музея способствовала целенаправленная проектная деятельность по созданию и реализации структурно-содержательной модели воспитательной системы в Солнечногорском историко-краеведческом музее. Исследование собранных в результате проведения мониторинга сведений, изучение общественного мнения говорит о положительных результатах реализации программы патриотического воспитания Солнечногорского историко-краеведческого музея, об общественной значимости этого направления для воспитания подрастающего поколения.
Эффективность актуализации социально-культурного потенциала музея определяется следующими факторами:
- приоритетным использованием музейного предмета как первоисточника знаний и эмоционально-ценностных переживаний, а также музейной экспозиции как научно-художественной системы, способствующей проявлению чувства сопереживания, сопричастности историческим событиям, формированию мировоззренческой позиции молодого человека;
- наглядностью, заложенной в экспозиционной системе, в которой в строгой закономерности расположены музейные предметы;
- системностью на уровне тематического содержания с ориентацией на возможно более полное удовлетворение духовных, культурно-познавательных запросов личности; выстраиванием системы взаимодействия музея с учебными учреждениями, организациями социально-культурной сферы для решения общих культурно-образовательных задач при системообразующей роли музея как социального института, призванного хранить историко-культурную память;
- динамизмом, понимаемым как преодоление статичности экспозиции с помощью использования элементов «движения» действующих экспонатов, как использование действенных форм общения с посетителями (деловых игр, ролевых ситуаций и т.д.), а также как обращенность музея к динамике повседневной жизни, своевременная и адекватная реакция на злободневные ситуации;
- принципом полилога в построении музейно-педагогического коммуникативного акта, опоры на активную позицию посетителя музея;
- личностно-ориентированным подходом, способствующим развитию творческого потенциала, воспитанию гармонически развитой личности.
Заключение
В качестве итога исследования условий повышения эффективности использования педагогической истории, теории и методики в социально-педагогической практике музея можно сформулировать выводы, позволяющие говорить о решении автором настоящей работы поставленных задач, о подтверждении выдвинутой гипотезы.
В последние годы переосмысливается значение музея в современном обществе: из «вещи в себе», по преимуществу хранилища материальных памятников истории и культуры, он превращается в общественный институт для окружающих, возрастает значение его коммуникативных функций, степень воздействия не только на пришедших на экспозицию посетителей, но и на социально-культурную ситуацию в регионе.
Оптимальному решению музеем задач «культурной коммуникации» способствует теоретическое обоснование - структурно-функциональная модель взаимодействия педагогики и музееведения в практике музейной работы, вычленение её элементов и определение системности, анализ взаимодействия структуры с внешней средой, с обществом и его институтами.
Выявляется единое пространство педагогики и музееведения на уровне категориального аппарата, целеполагания, методологической и методической системы, конкретных форм организации деятельности. В дидактических и коммуникативных аспектах следует отметить обусловленность музейных процессов и явлений общепедагогическими закономерностями. В сфере предметного, «вещного» документирования историко-культурных процессов музей самоопределяется как социальный институт; процесс передачи культурного наследия от поколения к поколению в особой форме - через музейный предмет - составляет его специфику.
Связь понятийного и категориального аппарата этих научных дисциплин имеет объективный характер и обусловлена как единством источника формирования педагогических и музееведческих воззрений человечества, так и их взаимообусловленностью в дальнейшем развитии. Функциональным характером связи педагогики и музееведения определяется влияние изменений в одной из научных дисциплин на другую: перемены в педагогических воззрениях корректируют представление о значении и роли музея как социального института; музей воздействует на педагогические представления.
Система взаимодействия педагогики с музееведением представляется целостной; укрепление взаимовлияний - условие их дальнейшего развития и совершенствования, становления школы и музея. Вместе с тем не представляется вероятным их полное слияние, поглощение музея социальными институтами образовательной сферы.
Статус «музейной педагогики» в том виде, как она существует сейчас, определяется как пограничная отрасль знания между педагогикой и музееведением; по своей сути это музейная дидактика, более точно - музейнопедагогическая методика; музейная педагогика является педагогической составляющей в музеологии и одновременно музееведческим приложением в системе научно-практических методических дисциплин педагогики.
Коллекции музеев как педагогического, так и иного профиля содержат уникальные первоисточники знаний о системе отечественного образования, истории учебных заведений и т.д. Они могут быть использованы для широких научных обобщений, выходящих за рамки собственно музейной работы. Научные сотрудники музеев становятся первыми исследователями вновь поступающих предметов; от их первичной и последующей углубленной научной обработки зависит включение полученных данных в научный оборот.
Оптимальность реализации научно-исследовательской, собирательской, экспозиционной, социально-педагогической функций музея в области документации историко-педагогического процесса определяется опорой на историю педагогики в качестве профильной науки и использованием преимуществ научно-музейного изучения историко-педагогических памятников.
Необходимым условием развития музея как социального института являются инновационные технологии, призванные обеспечить как его «выживание» в условиях перемен, так и возрастание роли в жизни общества; значение педагогической теории при этом является определяющим.
Разработка и реализация структурно-содержательной воспитательной модели в условиях Солнечногорского историко-краеведческого музея относится к таким технологиям. Музейно-педагогический эксперимент по внедрению этой модели дал положительные результаты и подтвердил гипотезу об эффективности актуализации культуросозидательного потенциала музея при соблюдении следующих условий:
- приоритетного использования музейного предмета в качестве первоисточника знаний и эмоционально-ценностных переживаний, а также музейной экспозиции как научно-художественной системы, способствующей проявлению чувства сопереживания, сопричастности историческим событиям, формированию мировоззренческой позиции молодого человека;
- опоры на системность на уровне тематического содержания с ориентацией на возможно более полное удовлетворение духовных, культурно-познавательных запросов личности;
- выстраивания системы взаимодействия музея с учебными учреждениями, организациями социально-культурной сферы для решения общих культурно-образовательных задач при системообразующей роли музея как социального института, призванного хранить историко-культурную память;
- использования личностно-ориентированного подхода, способствующего развитию творческого потенциала, воспитанию гармонически развитой личности.
Особой формой обучения и воспитания, в рамках которой оптимально реализуются педагогические принципы и синтетически сочетаются традиционные и инновационные приемы, является музейно-педагогическое занятие. Его образовательной эффективности способствует специально организованная музейная среда, органично сочетающая информационную насыщенность с эмоционально-нравственным воздействием, а также музейный предмет как ценностный культурно ориентирующий знак эпохи и связующий элемент исторического процесса.
Инновационная стратегия в диалоге музейного работника с юными посетителями выражается в применении таких форм, методик и технологий, которые способствовали бы их мировоззренческому, духовному, личностному росту, развитию индивидуальности. Поэтому заложенный в экспозиции социально-культурный потенциал успешно реализуется при условии личностно ориентированного подхода, на основе сотрудничества, побуждения к инициативе.
Вместе с тем следует отметить, что проблема актуализации воспитательного потенциала музея объемна, многогранна, она постоянно трансформируется. К корректировке воспитательной проблематики ведет формирование новых философских взглядов и общественных убеждений, развитие общества и его институтов, открытия и разработки во взаимодействующих научных дисциплинах, перемены в социальных и экономических условиях, стремление к приведению образования и музейной деятельности в соответствие с общественными преобразованиями, новые тенденции общественного развития. Таким образом, окончательное и однозначное решение этой проблемы невозможно в силу объективных причин. Поэтому автор настоящего исследования предполагает дальнейшую практическую и теоретическую работу по изучению возможностей оптимизации социально-педагогической деятельности музея.
183
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Именнова, Любовь Сергеевна, 2004 год
1. Алешина Т.А. Музей как феномен культуры: Диссертация. кандидата философских наук по специальности 24.00.01.- Новочеркасск, 1999.-142 с.
2. Ананьев Б.Н. Человек как предмет воспитания,- Л.: Наука, 1968.- 254 с.
3. Арзамасцев В.П. Принципы раскрытия биографии и творчества писателя в литературно-мемориальном музее: Диссертация. кандидата исторических наук по специальности 17.00.07.- М.,1991.- 186 л.
4. Арзамасцев В.П. Музей и научная мысль // Шахматовский вестник. Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока.- 1997.- № 1- С. 89 96.
5. Арзамасцев В.П. Музееведческие размышления о мемориальных объектах // Музеи Москвы и музеология XX века. Тезисы научной конференции 25 26 ноября 1997.- М., 1997.- С. 9 - 11.
6. Арзамасцев В.П., Грачёв Е.А. Государственный музей-усадьба В.Г.Белинского.- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985.- 127 с.
7. Арзамасцев В.П., Именнова Л.С. Магия небесного садоводства (Размышления о первой профессиональной экспозиции в окрестностях Шахматова) // Мир музея, 1995.- № 6.- С. 2 13.
8. Ю.Ариарский М.А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы.- СПб, 1999.-С 153-163.11 .Афанасьев П.О. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе.- М.: 1941.
9. Бабушкина А.П. История русской детской литературы.- М.: Учпедгиз, 1948.-230 с.
10. Барсков Я. Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864 -1914.- СПб, 1914.- ХХУ111 е., 346 с.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.-М.:Худож.лит.,1975.-353 с.
12. Белинский В.Г. Сборник статей и документов к биографии великого критика. Под ред. проф. Н.Л.Бродского.- Пенза: Пензенское обл. изд., 1948.-348 с.
13. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры.- М.: Вузовская книга, 2003.- 423 е.: ил.
14. Беловинский Л.В. Избы и хоромы. Из истории русской повседневности.-М.: Профиздат, 2002.- 351 ,/1/ е.: ил.
15. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истрии ХУ 111 начала XX в.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.- 910 /1/ е.: ил.
16. Берх В. Букварь Кариона Истомина 1691 года // Северный архив.- СПб, 1822, № 19, ч. 1У.- 1 Археология.- С. 3 27.
17. Блок А.А. Записные книжки.- М.: Худож. лит., 1965.- 663 с.21 .Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.- 159 е., ил.
18. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки.- М.: Советский писатель, 1981.-399 с.
19. Браиловский С.Н. К биографии Кариона Истомина.- Журнал Министерства Народного Просвещения.-1891.- № 8.- С. 34 78.
20. Браиловский С.Н. Карион Истомин. Жизнь его и сочинения. Чтения в обществе любителей духовного просвещения.- 1889.- № 4-6. - С. 131 -185.
21. Браиловский С.Н. Один из пестрых ХУ11-го столетия.- СПб, 1902.-ХХХУ11,493 с.
22. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.- С. 280-306.
23. Букварь составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 году в Москве. Факсимильное воспроизведение экземпляра, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.С-Щедрина в Ленинграде.- М.: Аврора, 1981.- 56 с.
24. Буров А.А. Начальные общеобразовательные школы в России в первой четверти ХУ111 века и их дальнейшее развитие: Диссертация. .кандидата педагогических наук.- Л., 1955.- 451 л.
25. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев (на опыте историко-мемориальных музеев «Исаакиевский собор», «Спас на крови», «Сампсониевский собор» и «Ризница»).- СПб, 1998.- 192 с.
26. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Диссертация.кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 Липецк, 1999. - 215 с.
27. Волкова Е.В. Зритель и музей (понимание и объяснение, сопереживание и созерцание).- М.: Знание, 1989.- 64 с.
28. Воспитательные системы образовательных учреждений Санкт-Петербурга: Опыт, поиски, перспективы: Методическое пособие /Авт.-сост. Е.Н.Барышников.- СПб.: СПбГУПМ, 2003.- 1999 с.
29. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях воспитательной деятельности. Автореферат диссертации.кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01. Липецк, 2002.- 27 с.
30. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры: Сб. науч. тр. / НИИ культуры.- М., 1987.- С. 35 43.
31. Голдберг Д. Научить видеть и понимать // Museum, 1987 № 153.- С. 44 -48.
32. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.
33. Давыдов В.В. Развивающее обучение.- М: Педагогика, 1986. 216 с.
34. Доминов М.Ш Становление и развитие воспитательных функций музеев // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы.- СПб, 1999.- С. 44 -53.
35. Доминов М.Ш. Государственный музей как центр хранения и пропаганды национального наследия: Диссертация.кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05.- СПб, 1997.- 181 л.
36. Дружинин А. Солнечногорский музей // Советский музей.- 1939.- № 6.- С. 19-22.
37. Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело.- М.: Наука, 1988.- 382 с.
38. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры // Некоторые проблемы исследований современной культуры: Сб. науч. тр. НИИ культуры.- М., 1987.- С. 26 34.
39. Дукельский В.Ю. Музейный предмет // Советский музей.- 1986.- № 1.- С. 36-37.
40. Дукельский В.Ю. Памятник истории и культуры в системе музейной деятельности // Памятниковедение: Теория, методология, практика.- М., 1986.- С. 28 41 (Сб.науч.тр / НИИ культуры).
41. Дукельский В.Ю. Полифункциональность вещи как одна из основ её экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения.- М., 1987 (Сб.науч.тр./ Центральный музей Революции СССР).
42. Евгений, митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви.- Изд. 2-е.- Т. 1.-СП6, 1827.-386 с.
43. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт.-М.: Профиздат, 1984.- 144 с.
44. Еремин И.П. Карион Истомин // История русской литературы.- Т.2.- Ч.2.-М.-Л., 1948.- С. 355-360.
45. Именнова JI.C. Музей как фактор формирования социокультурной ситуации // Созидательная миссия культуры: Сборник молодых ученых.-М.: МГУКИ, 2004.- С. 119-124.
46. Именнова JI.C. Глава «Литературное Солнечногорье», статьи «Шахматово», «Тараканово» и др. // Солнечногорье страницы истории.-Солнечногорск, 1998.- С. 98 - 139, 299 - 301, 310 - 312, 316 - 322.
47. Исторический источник в музейной работе. Тезисы докладов на научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 1 декабря 2000 г.) / Моск. гос. университет культуры и искусств; Науч. ред. А.Г.Самарина.-М.: МГУКИ, 2001.- 45 с.
48. Калугина Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея // Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности.- М., 1988.- (Сб. науч. тр./НИИ культуры).- С. 68-83.
49. Калугина Т.П. Музей и «музеефикаторский» тип культуры // В диапазоне гуманитарного знания.- СПб: С.-Петербургское философское общество, 2001.-С. 243-254.
50. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: Автореферат диссертации.доктора философских наук по специальности 24.00.01.-СПб, 2002.-50 с.
51. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. Курс лекций,- М.: МГИК, 1993.
52. Клинское Уездное Земское Собрание. Доклад по народному образованию.- Клин, 1899.- 26 с.
53. Клинское Уездное Земское Собрание. Доклад по народному образованию.-Клин, 1911.
54. Клинское Уездное Земское Собрание. Доклад по народному образованию за 1905 год.- Клин, 1906.- 66 с.
55. Клинское Уездное Земское Собрание. Доклад по народному образованию,- Клин, 1898,- 29 с.
56. Клинское Уездное Земское Собрание. Доклад по народному образованию,- Клин, 1901.- 46 с.
57. Клинское Уездное Земское Собрание, Отчет Клинской Уездной земской управы по народному образованию за 1900 год,- Клин, 1901,- 56 с.
58. Клинское Уездное Земское Собрание. Отчет по народному образованию за 1910 год.-Клин, 1911.-58 с.
59. Клинское Уездное Земское Собрание. Школьная сеть Клинского уезда Московской губернии.- Клин, 1908.- 32 с.
60. Клинское Уездное Земское Собрание. Отчет Клинской Уездной Земской Управы за 1904 год.- Клин, 1905.- 103 с.
61. Книговедение: энциклопедический словарь/Ред. коллегия: Н.М.Сикорский (гл. ред.) и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1982.- 664 с. с ил.
62. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб, 1992.- 223 с.
63. Комплексная программа эстетического воспитания подрастающего поколения музейными средствами.- М., 1989.- 39 с.
64. Коссова И.М. Выставочная работа музеев в современных условиях. Конспект лекций.- М., 1988.- 53 с.
65. Коссова И.М. Музейная педагогика: ещё один год // Мир музея.- 1995.-№ 4.- С. 20.
66. Коссова И.М. Тенденции и перспективы развития клубных форм музейной работы. Конспект лекций.- М., 1988.- 33 с.
67. Кривощапова Н.Г. Организация образовательного процесса в негосударственном учреждении дополнительного образования: Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01.-Магнитогорск, 2002.- 23 с.
68. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 120 с.
69. Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи: Сборник материалов.- Петрозаводск, 2000.- 165 е. ил.
70. Липтуга Т.И. Опыт музейной педагогики на базе экспозиции Одесского музея //Материалы Международной конференции «Литературный музей в XX веке: Итоги развития и ориентиры движения вперед».- М., 2001.-С.102- 106.
71. Лихачев Д.С. Земля родная.- М.: Просвещение, 1983. 256 е., ил.
72. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. Конспект лекций.- М., 1988.- 29 с.
73. Ломунова А.К.Комплектование фондов литературных музеев материалами по современности. Конспект лекций.- М., 1988.- 42 с.
74. Лощинин Н.П. Литературный музей и школа. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1976.- 135 с.
75. Люзняк М.М. Отечественная печатная книга для первоначального обучения родному языку (ХУ1 ХУ111 вв.): Диссертация.кандидата филологических наук по специальности 05.25.04.- М., 1992.- 239 с.
76. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом,- М., 2001.
77. Медведева Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность. Учебное пособие.- М.: АПРИКТ, 2003.- 92 с.
78. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!» (Тезисы семинара). СПб, 1995.- 207 с.
79. Московское Губернское Земство. Список училищ, существующих и проектируемых, по волостям и уездам Московской губернии.- М., 1896.215 с.
80. Мосолова Л.М. Современный музей в едином культурно-образовательном пространстве // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы.- СПб, 1999.- 66- 70.
81. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1988.- 431 с.
82. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция.- М., 1996.- 368 с. илл. ( Сб. науч. тр./ Российский институт культурологии).
83. Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: Сб. науч. тр. НИИ культуры.- М., 1985.- 141 с.
84. Музеи в период перемен: Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики».- СПб: изд. «КОНТРФОРС», 1997.- 162 с.
85. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы / Сборник научных трудов.- СПб, 1995.- 88 с. (Ассоциация музеев России).
86. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: педагогика и культурология музейной деятельности // Сборник научных трудов. Выпуск 5.- СПб, 1999.- 214 с.
87. Музей и школа: Пособие для учителя / Е.Г.Ванслова, А.К.Ломунова, Э.А.Павлюченко и др.; Сост. Э.А.Павлюченко; Под общей редакцией Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985.- 192 с.
88. Музей и школа: Сборник научн. тр. (Гос. лит. музей); отв. редактор Н.В.Шахалова.- М., 1986.- 86 с.
89. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А.- М.: Издательство «ВК», 2003.-614 с.
90. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Диссертация кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05.- СПб, 1998.- 237 л.
91. Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации: методические рекомендации // НИИ культуры -М., 1985.- 30 с.
92. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.344 с.
93. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.- М., 1988.- (Сб. науч. тр./НИИ культуры).- С. 7 — 15.
94. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение: Познание, воспитание, отдых.- М.: Наука, 1991.- 120 с.
95. Ш.От азбуки Ивана Федорова до современного букваря.- М.: Просвещение, 1974.- 239 е., ил.
96. Отчет Клинской Уездной Земской Управы по народному образованию за 1902 год.- Клин, 1903.
97. Папаригопуло С.В. Из истории государственного управления в области образования в России. Школьные реформы при Петре 1: Диссертация.кандидата исторических наук. Б.м., 1954.- 240 л.
98. Паульсон И.И. Методика грамоты по историческим и теоретическим данным.- Ч. 1-2.- СПб, 1887-92.- 441 с.
99. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др. Под ред. Ю.К.Бабанского.-2-е изд, доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
100. Педагогическая и возрастная психология. М.: Педагогика, 1988. 378 с.
101. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом.- Т. 1.-СПб, 1862.- 268 с.
102. Пелевин Ю.А. Эстетические представления массовых зрителей художественных музеев: Конспект лекций.- М., 1988.- 50 с.
103. Писатель и современность. Актуальные вопросы работы литературных музеев:Сборник научн.тр. (Гос.Лит.музей); отв.редактор Н.В.Шахалова.- М., 1987.- 264 с.
104. Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции Автореферат диссертации кандидата исторических наук по специальности 17.00.07.- М., 1988.- 16 с.
105. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязи традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.- М., 1988.- (Сб. науч.тр./НИИ культуры).- С. 35 54.
106. Постоянный и подвижной музей, бывший педагогического общества, в 1909 году.- Вып. 7.- М., 1910.- 126 с.
107. Потифорова М., Манжурина Т., Подрукс В. Размышления у музейного подъезда, или маркетинг в Музее политической истории России // Музеи в период перемен.- СПб.: КОНТРФОРС, 1997.- С. 94 100.
108. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами.- М., 1083.- С. 39 43.- (Сб.науч.тр./ НИИ культуры; № 122).
109. Резодубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе.- М.: Учпедгиз, 1961.- 216 с.
110. Резодубов С.П. Обучение грамоте. 5-е изд.- М.: Учпедгиз, 1959. 208 с.
111. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х вв. -СПб: тип. Императорской Академии Наук, 1895.- 806 стлб.
112. Ровинский Д.А. Русские народные картинки.- Т.4.- СПб, 1881.- 436 с.
113. Рогов Л.И. Истомин Карион // Педагогическая энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1965.- Т.2.- С. 291.
114. Российская музейная энциклопедия: В 2 т.- М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. Т. 1.- 416 е.; Т. 2.- 436 е., илл.
115. Российский историко-бытовой словарь. / Авт.-сост. Беловинский Л.В. -М.: «Студия-ТРИТЗ»: РИО «Российский архив», 1999.- 526, /1/с.: ил.
116. Самарина Н.Г. Летописание: Учебное пособие для студентов культурологических спец. и спец. «Музейное дело и охрана памятников» / Моск. гос. университет культуры и искусств М.: МГУКИ, 2002.- 49 с.
117. Самарина Н.Г. Отечественная историческая наука в советскую эпоху: Учеб. пособие / Москов. госуд. университет культуры и искусств.- М.: МГУКИ, 2002.- 175 с.
118. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
119. Сичинава В.А.Экскурсионная работа (Из опыта).- М.: Просвещение, 1981.- 94 с.
120. Советский музей.- М., 1970 1993.- Мир музея.- М., 1993 - 2002. Иллюстрированный исторический и художественный журнал.
121. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами.- М., 1989.- 27 с.
122. Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации.- М., 1988.- 187 с. (Сб. науч.тр. /НИИ культуры).
123. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-736 с.
124. Столяров Б.А. Музейная педагогика как область университетского знания // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы.- СПб, 1999.- С. 71-82.
125. Столяров Б.А. Педагогика худождественного музея: от истоков до современности.- СПб, 1999. 157 с.
126. Страхова М.И. Подвижные музеи наглядных пособий, их задачи и образовательное значение / Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1903 -1904. X секция.- Пб, 1904.- 37 с.
127. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие.- Изд. 2-е.-М.: МГУКИ, 2003.- 296 с.
128. Тарабрин И. Лицевой Букварь Кариона Истомина // Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. Т. 25.- М.: тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1916.- С. 249 330.
129. Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев (по материалам социологических исследований).-М., 1984.-127 с. (Сб. науч. тр./НИИ культуры, № 133).
130. Терминологические проблемы музееведения / Сборник научных трудов Центрального музея революции СССР.- М., 1986 136 с.
131. Ульянова Л.Ф., Суринова Л.Р., Козлова Л.П. Технологичность обучения в условиях дополнительного образования детей // Внешкольник.- 2002.-№11.- С. 25-27.
132. Федоров Н.Ф. Сочинения.- М.: Мысль, 1982.- 711 е.- (Философское наследие).
133. Филатова А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции: Автореферат диссертации. кандидата культурологии.- Саранск, 2000.- 28 с.
134. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 1997.-512 с.
135. Шемшурин А.А. О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина.// Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете.- Кн. 1 (260).- М., 1917.- С. 1 -50.
136. Шола Т. Предмет и особенности музеологии // Museum, 1987 № 153 -С. 49-53.
137. Шоутен Ф. Просветительная работа в музеях предмет постоянной заботы // Museum, 1988.- № 156.- С. 27 - 30.
138. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие.- М.: Педагогика, 1966. С.37 - 64.
139. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы.- М.: Академический проект, 2003.- 560 е.- («Gaudeamus»).
140. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре.- М.: «Русское слово РС», 2003.- 536 е., ил.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.