Социально-философский анализ проблемы равенства полов и положения женщины в семье и в обществе: На примере России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Квон Ки Сук

  • Квон Ки Сук
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 174
Квон Ки Сук. Социально-философский анализ проблемы равенства полов и положения женщины в семье и в обществе: На примере России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2002. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Квон Ки Сук

Введение

Глава 1. Социально-философские и идеологические воззрения на проблему равенства полов и положение женщины в российском обществе

§ 1. Анализ общественного положения женщины и проблемы равенства полов в русской философии и литературе XIX- начале XX века

§ 2. Проблема равенства полов сквозь призму марксистско-ленинской идеологии

§ 3. Современная феминистическая идеология в

России о роли и месте женщины в обществе

Глава 2. Женщина как социальная ценность и ее положение в российском обществе в советский и постсоветский период

§ 1. Женщина и социализм: государственная политика по отношению к женщине и семье

§ 2. Женщина в условиях "рыночной экономики": особенности государственной политики и феминистический вызов российскому обществу

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ проблемы равенства полов и положения женщины в семье и в обществе: На примере России»

Актуальность исследования проблемы равенства полов и места женщины в обществе и семье связана с рядом факторов. Прежде всего подчеркнем, что в современной России живет 77.9 миллиона женщин, которые составляют 53% населения страны. Российские женщины - это социальная общность, объединенная собственными качествами, множеством атрибутов и свойств, которые и определяют их положение в социуме. В последние годы в российском обществе происходят интенсивные социально-экономические трансформации, которые наиболее болезненно ударяют по женщинам, детям и семье. Необходимо осознать, с нашей точки зрения, социальную роль женщины в обществе, ее тендерный статус и политику государства по отношению к ней с тем, чтобы сформировать адекватные направления в социальной работе, укрепить семью, правовые позиции женщин, матерей, защитить их интересы, тесно связанные с существованием рода, семьи, общества, государства.

Социально-философское понимание сложного и неоднозначного, противоречивого положения женщины в России, его изменений в различные исторические эпохи происходит под влиянием многообразных материальных, духовных и идеологических процессов. Философская рефлексия основана на непосредственных наблюдениях и конкретных социологических, психологических, экономических и других исследованиях женщины и отношения к ней общества; на изучении влияния отдельных социальных институтов, в том числе семьи и политики государства по отношению к женщине, изменяющихся в процессе революционных и эволюционных преобразований общества. Представления о российской женщине и ее роли в семье и обществе имеют в качестве базовой основы менталитет российского народа и составляющих его этносов, национальную культуру и бытовой уклад жизни. Непосредственное влияние на эти представления оказывает идеология: коммунистическая, которая пропагандировалась в течение 70 лет в Советском Союзе, господствуя в общественных науках и массовой психологии, и либерально-демократическая, которая все более распространяется в российском обществе в последнее десятилетие.

В настоящем исследовании предпринята попытка социально-философского анализа проблемы равенства полов и положения женщины в российском обществе и семье. Актуальность социально-философского подхода связана, как нам представляется, с высокой степенью обобщения исследуемых феноменов, возможностью их ретроспективного и перспективного изучения в историко-культурном процессе развития общества. Поставленная проблема междисциплинарна, так как находится в поле зрения философов, социологов, юристов, политологов, экономистов, психологов, педагогов и т.д. Различные направления научного знания, имея один и тот же объект, различаются своими подходами к предмету исследования. Однако, их объединяет нечто общее в анализе социальных отношений между мужчиной и женщиной. Это общее - "пол-гендер", который можно определить как культурную и социальную конструкцию, выражающую общественное содержание жизни людей (отношение, поведение, статус) в соответствии с их половой принадлежностью.

В современном российском обществознании в последние годы резко возрос интерес к такому социальному феномену как "пол-гендер" и проблеме равноправия полов. Исследование тендерной проблематики с социально-философских позиций необходимо, ибо в России в своеобразной национальной форме формируется феминизм, который долгое время считался порождением буржуазного общества. Последние годы в России возникают независимые женские движения, общественные женские организации и союзы, а главное - в массовое сознание женщин стали проникать идеи феминизма. Западный феминизм способствовал серьезному вкладу в социально-политическую и философскую мысль России, заставив переосмыслить место женщины в семье и обществе. Российское общество восприняло идеи феминизма с началом перестройки с конца 80-х годов. В современном политическом и культурном пространстве России феминизм сохраняет свои принципы свободы личности, равенства прав и возможностей людей различного пола, защиты женщин и недопущения их унижения и эксплуатации. Вместе с тем, он неизбежно преобразуется под влиянием русской социальной и культурной традиции, никогда резко не противопоставлявшей мужское и женское начала жизни, семьи и общества.

В современном философском анализе, в бытовых представлениях о женщине ощутима традиция русской ментальности, сложившаяся под влиянием православной культуры, образа жизни россиян на протяжении столетий. Поэтому осмысление происходящих изменений в положении женщины в семье и обществе в настоящее время неразрывно связано с традицией русской философии, отрефлексировавшей онтологию пола, а также с идеологиями разных направлений общественной мысли, выразившими секулярный характер русской культуры и государственной политики по отношению к женщине в различные исторические периоды.

Современные философы и социологи показывают в своих исследованиях глубокие социальные и культурные, политические и экономические перемены в положении женщины, произошедшие в XX веке в России. Эти перемены являются как позитивными, так и негативными: с одной стороны, женщинам предоставляются равные гражданские права, они включаются в общественное производство, растет их экономическая самостоятельность, участие в общественной жизни и государственном управлении. С другой стороны, получив определенную автономию в общественных и семейных отношениях, свободу выбора профессиональных занятий, женщины попадают в положение, когда они вынуждены подчиняться экономической необходимости труда и одновременно нести и производственную, и бытовую нагрузку. Женщины устойчиво встречали и встречают прямое и косвенное общественное противодействие в достижении высот профессиональной карьеры и политической власти, в сокращении своих домашних обязанностей. В России, как и во многих других странах, сохраняется, несмотря на законодательное запреты, дискриминация по половому признаку при трудоустройстве и на рабочем месте.

Актуальным в этой связи становится изучение законодательных инициатив на международном уровне. Сегодня Россия все более активно выходит в мировое пространство, поэтому многие позитивные изменения в положении женщин формируются под влиянием международных законодательных норм и деятельности международных организаций, прежде всего, Организации Объединенных Наций. Конвенции о гражданстве замужней женщины, о политических правах женщин, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), декларации об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству (1982), об искоренении насилия в отношении женщин (1993) и др. содействуют улучшению их юридического статуса и фактического положения, вовлечению в процессы национального развития. Признанные на международном уровне права женщин как составная часть прав человека включают принцип недискриминации по признаку пола, или же принцип равенства мужчин и женщин, закрепленный в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека (1948), а также в международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Общественное внимание привлекается и к решению так называемых "женских проблем" - в области репродуктивной сферы и репродуктивных прав; к проблеме насильственной проституции, рабства и торговли женщинами и т.п.

Важность изучения положения женщины в обществе и в семье востребована сегодня целым рядом духовных, культурных, социально-политических, экономических и демографических факторов. Проблема равенства полов приобретает особую актуальность в процессе формирования в России гражданского общества и установления "власти закона".

Актуально исследовать генетические корни проблемы равенства полов и положения женщины в обществе и семье в России и в то же время показать востребованность этих фундаментальных основ в современном российском обществе, т.е. в специфической социокультурной среде. Уделяя особое внимание отличиям феминистической идеологии в России от западных феминистических движений, а так же проблеме автономности женщины, мы считаем необходимым обратиться к социальной практике, которая показывает формы деятельного участия женщины в жизни общества и фактическое отношение к ней общества и государства. В качестве важнейшего индикатора этого отношения мы рассматриваем аборт и его социальные последствия. Данный индикатор показывает, в какой мере женщина является объектом и субъектом социальных отношений, государственной политики, идеологии и права и в какой степени признается ее автономия как гражданина и человека.

Степень научной разработанности проблемы

Прежде, чем перейти к постановке целей и задач исследования, следует рассмотреть степень изученности данной проблемы в философской, социологической, культурологической, социально-психологической и исторической литературе.

Социально-философский подход рассмотрен в работах философов: А.С.Хомякова, Н.Г.Чернышевского, Вл.М.Соловьева, В.В.Розанова, а также на примере философско-мировоззренческх взглядов JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского. В работах А.С.Хомякова семья и женщина рассматривается в рамках традиционной русской религиозно направленной философии, ратующей за гармонию полов и "цельного человека". Этому взгляду противоположна точка зрения революционных демократов, которые считали одним из главных аспектов своей борьбы гуманизацию отношений между мужчиной и женщиной на основе радикальных перемен социальных отношений. Л.Н.Толстой рассматривает пол как знак глубочайшего несовершенства, который пожизненно удерживает в себе человека. Пол, как основная причина человеческой двойственности и несчастливого, несовершенного состояния человечества, с точки зрения Толстого и Чернышевского подлежит искоренению.

Иной подход был присущ Ф.М.Достоевскому, в иррациональном мире которого сохраняется и доминирует антагонизм полов. Вл.М.Соловьев же считает, что совершенство человека должно выразиться в совершенстве каждого пола в отдельности, а тем самым и всего общества. Совершенство человека в целом стремится утвердить и В.В. Розанов, который не только не отрицает сущностное значение пола, но и помещает его в центр своей философии.

В работе проанализирован подход к проблеме пола классиков марксизма (конец XIX века), на который опиралясь в трактовке "женского вопроса" идеология и политика советского периода.

Проблемы социального освобождения женщин, ее места в обществе, отношений между полами, роли семьи и брака, а также значении государственной политики и идеологии по отношению к женщине как труженице, гражданке, матери проанализированы нами на основе работ В.И. Ленина, A.M. Коллонтай, Н.К. Крупской, А. Бебеля и др.

Характерно, что советская идеология по "женскому вопросу", разработанная А.М.Колонтай в 20-х годах, рассматривала женщину как более важную опору нового строя, по сравнению с мужчиной, в большей мере связаным с частной собственностью и буржуазным строем.

В работах В.Г.Алексеева, И.В.Багрова, В.С.Белова, Л.П.Буевой, Э.К.Васильевой, М.В.Вагабова, Е.Б.Груздева, С.И.Голода, Л.А.Гордона, М.И.Мацковского, М.Я.Сонина, З.И.Файнбург, А.Г.Харчева, Э.С.Чертихиной, Н.Г.Юркевича, З.А.Янковой и др. показано реальное положение женщины при социализме, государственная политика по отношению к ней, к семье, к воспитанию детей, проанализированы проблемы женской занятости и совмещения производственных и семейно-бытовых обязанностей.

Несмотря на длительную традицию исследования проблемы равенства полов и положения женщины в обществе и семье, она приобретает особую значимость в последние 10-15 лет в связи с тем, что Россия рассталась со своим революционным наследием и вступила на путь глубоких трансформаций. Место революционной идеологии потеснили либерально-демократические взгляды. Одновременно с усилением влияния идей западного феминизма произошло рождение и российских феминистических движений и феминистической идеологии. В диссертации рассмотрены работы российских авторов таких как С.Айвазова, М.Арутюнян,

В.Борисов, Л.Ю.Бондаренко, Л.В.Бабаева, И.Ф.Брицкая, Е.А.Баллаева, В.В.Бодрова,

0.А.Воронина, О.Здравомыслова, Е.Здравомыслова, С.В.Катаева, М.И.Мацковский, М.Посадская, А.И.Ржаницына, Л.Е.Римашевская, Л.Л.Рыбцова, Г.Г.Силласте, З.А.Хоткина, Н.Ф.Ознобкина, Т.А.Терентьева, О.А.Хасбулатова, Л.Т.Шинелева, Р.Г.Яновский и др. В проведенных исследованиях отражены современные проблемы семьи, занятости, государственной политики в отношении прав женщин, защиты семьи и детства. Мировоззрение российского феминистического движения рассмотрено в работах С.Айвазовой, О.А.Ворониной, Н.М.Габриэлян, И.Жеребкиной, Е.А.Здравомысловой, Т.А.Клименковой, Е.И.Трофимовой, З.А.Хоткиной и др.

Цели и задачи исследования

Основной целью настоящего диссертационного исследования является философское осмысление положения российской женщины как самодостаточного, столь же важного, как и мужчина, субъекта социальных отношений, носителя личностного начала в семейной и общественной жизни. Такое осмысление позволит оценить реальное равенство женщины с мужчиной, а также степень ее личностной и гражданской автономии, свободы выбора и социального творчества, проявляющихся в семье, труде, образовании и общественно-политической деятельности.

Цель диссертации предусматривает решение следующих задач:

1. Выделить основные положения российских мыслителей и общественно-политических деятелей по проблемам "женского начала", его глубокой онтологической сущности и социальной значимости в историческом процессе.

2. Показать онтологический статус проблемы равенства полов и вскрыть идеологический дискурс по вопросам равенства полов в исторической динамике развития российского общества.

3. Провести обобщение результатов прикладных исследований основных областей жизнедеятельности российских женщин и дать их теоретическую интерпретацию.

4. Показать меру автономности и личностного выбора женщин в семье и в некоторых областях общественной жизни - труде, образовании, политике.

5. Рассмотреть государственную политику в формировании статуса женщины в семье и обществе и проследить влияние этой политики на динамику изменений в положении женщины, происходящих в современном российском обществе.

6. Найти и рассмотреть такой индикатор положения женщины, который концентрирует в себе ее личную, семейную, государственную и общественную жизнь и социально-биологическую функцию, и выявить отношение к нему общества, государства и личности;

7. Проследить принципиальные направления изменений в социальном положении женщины и показать социальную, политическую и психологическую ценность женщины для общества, государства, семьи и личности мужчины.

Объект исследования - тендерный статус женщины и роль в обществе и семье.

Предмет исследования - духовно-теоретические воззрения на проблему женской эмансипации и равенства полов, а также реальная практика социальных трансформаций, обуславливающая изменение места и престижа женщины в обществе, государстве, семье.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют общефилософские и общелогические методы: синтеза исторического и логического, соотношения абстрактного и конкретного, индукции и дедукции. Использование операциональных схем, предложенных отечественной социально-философской мыслью, позволяют более глубоко отразить рефлексивные модели роли и функций женщин в России. При изучении онтологии и специфики эволюции социального положения женщины в России были использованы структурно-функциональный метод, метод содержательной ретроспекции и культурно-исторического сравнения, а также общепринятые методы объективности и конкретности рассмотрения.

Конкретные результаты и их научно-теоретическая новизна:

1.В диссертация концептуализируется проблема равенства полов в русской философской традиции через духовную близость и единство двух начал, на основе которых рождается "третье" явление, создаваемое "особым творческим актом духа". Выявляется специфика самобытного подхода русских философов, в котором проблема равенства полов дана на основе онтологической тождественности полов как бытия духа.

Новизна результата заключается к выявлению идей русских мыслителей, в которых отрефлексированы культурно-генетические основы российского бытия и ментальности народов России, усматривающих идеальное начало в духовной модели дружбы, любви и всеединства, являющихся достоянием целостного родового человека. Такой подход дает возможность осуществить историческое преемство не только интеллектуальной традиции трактовки проблемы пола, но и бытийных оснований культуры и социума, создающих предпосылки для подобного философского видения.

2.В диссертации раскрыта значимость идеи революционного освобождения женщины и "женского вопроса" в контексте идеологии революционного освобождения пролетариата. Подчеркивается, что женщина рассматривалась в России как духовно более свободный индивид по сравнению с мужчиной, скованным частнособственническими интересами. Поэтому именно освобождению женщин придавалось большое политическое и идеологическое значение.

Новизна результата заключается в том, что в условиях политического патернализма проблема освобождения мужчины и женщины как автономных правовых субъектов решена не была. Революционная эмансипация явилась проявлением лишь внешней свободы соответствующей духу революционной идеологии. Правовая, гражданская свобода, индивидуальная свобода не были достигнуты ни для одного пола. Идеология женского освобождения носила характер декларативный, а не фактический. Тем не менее, идеологическая манифестация свободы стала первой мощной волной эмансипации и оказала огромное политическое влияние на общественное сознание и самосознание женщин, включенных в практику строительства социализма в качестве активных субъектов.

3.В представленной работе рассматриваются противоречия в проблеме равенства полов в современном переходном российском обществе, подчеркиваются асинхроны происходящих перемен.

Новизна результата заключается в том, что, с нашей точки зрения, в России сталкивается феминистический вызов Запада с реалиями российского общества, в котором женщина переживает вторую волну либерально-демократической эмансипации, которая по сути своей также декларативна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подход к проблеме равенства полов в России во многом генетически предопределен ее исторической традицией, философской рефлексией этой традиции и воспреемством с этой традицией. Поэтому для нас важным является рассмотрение проблемы равенства полов в двух аспектах: теоретическом и практическом, т.е. с позиций социально-философского анализа и социальной практики, в которой главенствующую роль играет государственная политика.

2. Проблема равенства полов имеет онтологический статус. На основе бытийных оснований культуры строится, в конечном счете, государство, общество и семья. При ближайшем рассмотрении асинхроны политической, социальной-экономической, духовной жизни как в спектре преломляются в семье, в отношениях полов. Поэтому актуальна сегодня как никогда идея Маркса о том, что об обществе можно судить по положению в нем женщины.

3. Проблема равенства полов не является предметом только лишь философской рефлексии. Бытийный статус делает эту проблему основой для идеологических конструкций, идеологических спекуляций, идеологических мифов, формирующих массовое сознание.

4. Проблема равенства полов находит особое отражение в феминистическом мировоззрении, сформировавшемся в последнее десятилетие в России. Феминистическое мировоззрение во многом способно преодолеть идеологические "мифы" и отразить подлинное положение женщины, ее стремление не только к внешней, но и внутренней свободе.

5. Проблема равенства полов может быть проанализирована более глубоко на основе индикатора, свидетельствующего о реальном, а не мнимом положении женщины в обществе. Таким индикатором, по нашему мнению, является аборт -процесс, на который может наложить свое вето общество, государство, идеология и религия. Прерывание беременности - одновременно сложное биосоциальное, психологическое, физиологическое состояние женщины. Поэтому этот индикатор специфически преломляется в ментальности женщины, мужчины, их взаимном отношении друг к другу, в регулятивных и нормативных функциях общества и государства по отношению к свободному выбору женщины и его реализации.

6. Автор показывает, что проблема равенства полов является объектом государственной политики. При социализме государство выступало регулятором отношений не только семьи и общества, но и внутрисемейных отношений, формировало идеологический образ женщины и определяло набор ее функций в обществе и семье.

7. Проблема равенства полов показана в динамическом срезе в процессе перестройки российского общества, его отходе от социализма и переходе к рыночной экономике. Асинхроны происходящих перемен характеризуются усугубляющейся нагрузкой на женщину в быту и семье и ее неравноправным положением по целому ряду параметров по сравнению с мужчиной в общественной и личной жизни.

Научно-практическая значимость работы определяется ее актуальным теоретико-методологическим содержанием, приданием онтологического статуса проблеме равноправия полов, что позволяет автору; раскрыть глубинные основания человеческого существования и продолжения рода; выявить генетические основы культуры, определяющейся тендерными отношениями мужчин и женщин и вскрыть динамику социума, основными действующими лицами которого всегда выступают мужчина, женщина и семья. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении семинаров для студентов, изучающих социально-философские проблемы, а также для методологического и методического обеспечения практики студентов философских и социологических специальностей.

Апробация работы: Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором на IV Международном научном симпозиуме "Диалог цивилизаций: Восток - Запад" (Москва, Российский университет дружбы народов) в ноябре 1999 года и на конференции "Современная семья: проблемы и перспектива развития" (Тверь, Тверской государственный технический университет) в январе 2001 года.

Основное содержание работы отражено в четырех публикациях автора. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Структура работы. Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Квон Ки Сук

Заключение

В диссертации сделана попытка философского осмысления социального положения российской женщины в семье и обществе. Для этого в ней исследованы учения русских философов конца XIX- начала XX века, социально-философские воззрения марксизма и идеология марксизма-ленинизма. В работе анализируются современные представления российского общества о роли женщины в обществе и семье. Исследование построено на основе обобщения результатов конкретных исследований реального положения женщин в экономике, политике, в быту и семье. Автор стремился подчеркнуть, что положение женщины в России является неоднозначным, во многом противоречивым.

Социально-философское понимание положения женщины предполагает значительное разнообразие понятийного аппарата исследования. С целью его формирования диссертант стремился использовать теоретико-методологический подход самых различных направлений и ориентаций - материалистических и идеалистических, монистических и дуалистических, отстаивающих равенство людей различного пола и необходимость эмансипации и утверждающих идеологическую и/или фактическую подчиненность женщины. В итоге понятийный аппарат исследования положения женщины в семье и обществе включает такие понятия, как автономия, свобода выбора, социальное творчество, любовь, забота, материнство и др. Эти понятия на протяжении исследования трактуются онтологически, как определяющие бытийные основы существования женщины.

В диссертации показано, что проблема социального положения женщины обусловлена, прежде всего, объективными общественными отношениями и условиями. Естественные и культурные причины делают близкими мужчину и женщину друг к другу и формируют их определенные взаимоотношения с социальными институтами, прежде всего, с государством, народным хозяйством, а также внутри такого социального института как семья. Конкретные же исторические и социально-экономические условия либо делают все эти отношения и связи вынужденными, необходимыми, либо создают предпосылки для того, чтобы их субъекты, и в том числе женщина, были свободными и независимыми.

В бывшем СССР и затем в современной России в условиях длительного периода господства формального равенства прав и вместе с тем практического политического бесправия женщины, дискриминации ее в труде, женщина была поставлена в зависимое положение от государства, а посредством экономической зависимости - в подчиненное положение по отношению к мужчине, мужу.

Развитие личности женщины, которому в значительной степени способствовали революционные преобразования семейно-бытовых отношений в 20-х годах и современные реформы в России, привело к формированию ее собственных ценностей и мировоззрения; к возникновению на этой основе независимого женского движения и самостоятельной идеологии, сформировавшейся под эгидой правозащитного и демократического движения.

В диссертации показано, что социально ограниченное положение женщины в России сменяется тенденцией к ее равенству с мужчиной, ее автономной социально-творческой и свободной жизнью. Однако, на этом пути систематически встают различные препятствия, наиболее значительным из которых является психология самих женщин, их приверженность многим из традиционных семейных правил и общественных устоев, связанных с вторичностью роли женщины в семье и обществе.

Определенную роль играет государственная политика, которая продолжает ориентироваться на доминирование публичного характера законодательства и чинит препятствия на пути частного права, которое регулируется положение женщины, прежде всего, как личности и автономного гражданина. В современной России отсутствует какая-либо поддержка женского движения и требований, которые выдвигают женщины к государству, политическим партиям, средствам массовой информации и др.

Противоречивая общественная обстановка и духовная атмосфера современной России формируется под влиянием различных тенденций духовной жизни, в которой звучат как традиционные лейтмотивы, так и идеологические установки коммунистической, либеральной и феминисткой идеологий .

Обобщение и осмысление результатов социологических исследований положения женщины в России, проведенное в диссертации, позволяет сделать вывод, что оно представляет собой сочетание патриархальных и эгалитарных начал, зависимости женщины и жены от мужа и в то же время ее значительную экономическую, правовую и духовную самостоятельность. Такой вывод позволил рассмотреть женщину как относительно автономное творческое начало, способное к свободному выбору и осуществляющее его в соответствии с собственными возможностями. Главная форма социального творчества - забота, материнство отчетливо проявляются в мировоззрения женщин, делающих акцент на возрастании роли семьи и заботе о ней в условиях общественного кризиса.

Массовый характер участия женщин в независимых женских и других организациях, рост женского предпринимательства и одновременно числа разводов, предполагающих экономическую самостоятельность женщины, показывает, что российская женщина становится самодостаточным, столь же важным, как и мужчина, личностным началом семейной и общественной жизни. В семье, труде, образовании, общественно-политической деятельности все более очевидно ее равенства с мужчиной, автономность ее положения, свобода выбора и социального творчества.

В диссертации рассмотрена роль государственной политики в формировании положения женщин в семье и обществе. При всем значении и важности материальной поддержки, которую женщина получала и получает от государства, ориентация на эту поддержку в женской ментальности является, по нашему мнению, следствием политического патернализма, принижающего женщину как автономную самодостаточную личность в правовом и социальном отношении.

Роль государственной политики в формировании положения женщин в семье и обществе является, таким образом, противоречивой: с одной стороны, она следует патерналистской линии, продолжающей линию Советского государства, с другой - с помощью новых правовых норм, сочетающих патерналистские и либеральные, частные и публичные основания, стремится преодолеть кризис семьи и отношений полов, но противоречивость и непоследовательность этих норм, их чуждость правосознанию общества, по нашему мнению, лишь обостряет этот кризис.

С этим связано и другое противоречие: эмансипация из прогрессивного явления, способствующего расширению возможностей развития женщины, в определенном смысле стала своей противоположностью, лишила женщину экономически подкрепленного права выбора своей социальной роли, своей социальной карьеры. В СССР так и не создано было финансового равноправия женщины-матери и женщины-работницы. Идея и практика эмансипации вступили в противоречие друг с другом и разошлись, обнажив рецидивы закабаления женщин в производственной сфере, домашней и публичной сферах. Отсутствие регламентирования труда женщин в законодательстве привело к "дискриминации наоборот", либо к проявлению скрытой дискриминации трудящихся женщин, резко ограничивающей ее свободу и общественное равенство. Их жизнь проходила в постоянном стремлении добиться соответствия тем требованиям, которые предъявляло к ним общество: как можно лучше работать и полностью обслуживать семью. Под влиянием этой двойной нагрузки немногие женщины были в состоянии сформировать и реализовать свои способности.

В диссертации проанализирован аборт как индикатор положения женщины в обществе и семье. Он концентрирует в себе ее личную, семейную, государственную и общественную жизнь и социальное положение, и позволяет выявить отношение к нему общества, государства и личности мужчины. Показано, что отношение государства к женщине в связи с законодательным регулированием аборта выступает как отношение к средству достижения общественных целей, а не как к личности и субъекту репродуктивного поведения. Оно систематически ставило женщину не в свободное, а в зависимое положение. В решении кардинальной жизненной задачи государство запрещало ей выбор, либо заставляло делать его нелегальным и незаконным.

Как в СССР, так и в современной России фактическая реализация социальной политики по отношению к женщине по-прежнему оставляет без внимания ее личность, ее социальное положение в семье и обществе как субъекта личных и общественных отношений. Об этом свидетельствуют и методы государственного управления населением России, и практика формирования российского законодательства.

Одновременно радикальные преобразования занятости способствуют не только росту женского предпринимательства, экономической свободы и независимости женщин, но и превращает труд значительной части из них в вынужденную деятельность, подчиненную жесткой необходимости выживания, противостоящей свободе, что неизбежно снижает возможности личностного развития женщины. Ее выбор труда в условиях реформ перестает быть личностно и творчески ориентированным

Исследования выбора женщин в альтернативе «семья - работа», показало, что весьма значительная часть из них считает в равной степени важными для себя и семью, и работу. Ценности женщин, исходя из которых они выступают как субъекты выбора своего жизненного пути, являются весьма сбалансированными; они в равной мере выбирают разные достаточно важные направления своей жизни и поэтому могут играть значительную роль и в труде, и в семье.

Приверженность женщин к традиционным патриархальным взглядам на отношения полов и на собственное общественное положение и статус проявляется, на наш взгляд, в неоднозначном отношении женщин к различным аспектам тендерного неравенства. Так, превосходство мужчин в труде, в политической деятельности и в государственном управлении они склонны рассматривать как следствие естественных различий между мужчиной и женщиной, а не как следствие систематических общественных ограничений. Среди женщин в России существенно больше тех, кто привержен традиционным отношениям полов, а не тех, кто разделяет феминистские установки.

Диссертант показывает, что сложившееся реальное неравенство женщины воспринимают как нормальное, тем самым заведомо ограничивая себя в собственном личностном развитии и расширении свободы выбора в общественной и профессиональной жизни. Вместе с тем, они тем самым утверждают себя как ведущее чисто женское начало в тех областях жизни, где мужчины нуждаются в их поддержке, опеке. Именно этим можно объяснить, на наш взгляд, то, что женщины заметно выше оценивают возможности, которые предоставляются реформируемым обществом для их свободного развития, для самореализации и выбора.

Диссертант подчеркивает, что это противоречие между положением женщин в стратификационной структуре и их субъективным к нему отношением, вполне закономерно и является следствием культурно-исторической традиции и специфики происходящих в России экономических и политических перемен. Объективно женщины существенно ограничены в возможностях достижения высоких статусных позиций, однако осознание ими данного явления как проблемы, как противоречия собственным возможностям, не происходит. Большинство женщин считают, что существует не неравенство женщин и мужчин, а просто различия между ними. Таким образом, противоречия социального порядка переносятся в область естественных различий и предпочтений

Мы полагаем, что такое отношение объяснимо глубоким проникновением «в плоть и кровь» женщины традиционных отношений полов, утверждавшихся на протяжении всей истории российского общества, выраженных в мировоззрении русских мыслителей, идеологов и современных политиков

В России складывается общество и семья, построенные на эгалитарных основах, которые предполагают естественное и полноценное соединение мужского и женского начал общества и семьи, обусловленных особостыо социальной природы не только мужчины, но и женщины, и одновременно тем общим, что объединяет ее с мужчиной в онтологически единый и монистически понимаемый человеческий род.

Массовый характер участия женщин в независимых женских и других организациях, рост женского предпринимательства и одновременно - числа разводов, предполагающих экономическую самостоятельность женщины, показывает, что российская женщина становится самодостаточным, столь же важным, как и мужчина, личностным началом семейной и общественной жизни. В семье, труде, образовании, общественно-политической деятельности становится значительной степень равенства с мужчиной, автономность ее положения, свобода выбора и социального творчества.

Положение и ценности современных российских женщин, их автономность и свобода формируются в различных направлениях: преодолевается патриархальный тип отношений в семье и в обществе, сохраняющий подчиненность женщины мужчине во всех областях частной и общественной жизни, и не допускающий ее значительной роли в области принятия основных государственных решений; развивается условное социально, экономически и биологически вынужденное соединение женщины с мужским началом семьи, общества и государства при том, что она имеет некоторые собственные источники доходов, создающие основания для автономности и свободы выбора; наблюдается возникновение естественного закономерного полноценного соединения мужского и женского начал человека, общества и семьи в эгалитарной (супружеской, партнерской) семье и эгалитарном обществе, которое в значительной степени обусловлено особенностями социальной природы женщины.

Дальнейшая работа по активизации деятельности женщин, роста реальных возможностей их общественной, государственной, профессиональной деятельности, расширению диапазона выбора и равенства с мужчинами предполагает, на наш взгляд, ряд государственных мероприятий федерального значения: а) государственные меры по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; б) разработка и внедрение в общественную практику социальных технологий поддержки инициативного поведения женщин по саморазвитию, самозанятости, самообеспечению; в) создание условий для повышения их общеобразовательного, квалификационного уровня, для их профессионального переобучения, позволяющих учесть экономическое и семейное положение учащихся; г) морально-политическая поддержка деятельности независимых женских организаций, помогающих женщинам находить пути не только выживания, но и развития; д) знакомство с традициями взаимопомощи, самозащиты, инициативного поведения во взаимоотношениях с властными структурами, которые были присущи женскому движению России в конце XIX - начале XX века; е) разработка комплекса мер по снижению уровня психологического дискомфорта применительно к особенностям экономического, семейного положения, психологического склада различных групп женщин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Квон Ки Сук, 2002 год

1.Международные нормативные акты и материалы

2. Конвенция о политических правах женщин. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 года. Вступила в силу 7 июля 1954 года

3. Конвенция о гражданстве замужней женщины. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 января 1957 года. Вступила в силу 11 августа 1958 года.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 3 января 1976 года.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.

6. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 7 ноября 1967 года.

7. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года.

8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1979 года. Вступила в силу 2 сентября 1981 года.

9. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Корбут Л.В., Поленина С.В. М., 1998 - 264 с.

10. Обобщение социальных показателей положения женщин /ООН. Департамент по международным экономическим и социальным вопросам. — Нью-Йорк: ООН, 1984.

11. Европейская экономическая комиссия. Роль женщин в переходных процессах: Перед лицом крупных проблем: Доклад к Региональному подготовительному совещанию. Вена, 17— 19 окт. 1994

12. Российские законодательные акты и документы

13. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года М.: «Российская газета» 1993, № 273 (853), 25 декабря 1993 года

14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик -М., 1977

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая51 -ФЗпринят Государственной Думой 21 октября 1994 года

16. Подписан Президентом РФ 30 ноября 1994 года

17. Введен в действие 1 января 1995 года

18. М.: «Российская газета» 1994, № 238-239, 8 декабря 1994 года

19. Законодательство о правах женщин в СССР: Сборник нормативных актов М., 1975.

20. Сборник нормативных актов и других руководящих материалов по льготам женщинам, имеющим детей, и молодым семьям. — М., 1986.

21. Кодекс законов ВЦИК об актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918. — М., 1918.

22. Положение женщин в Российской Федерации. Информационный материал Государственной Думы Российской Федерации М., 1997

23. Постановление Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" / Известия. 1990, 14 апреля.

24. Концепция государственной программы улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства. — М., 1992.

25. Концепция государственной семейной политики РФ. / О положении семей в РФ. — М., 1994.

26. Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации М., 1994

27. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 6 от 8 января 1996 г.

28. О разработке национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г., №8423.Специальная литература

29. Артемова О.В. Повседневная деятельность сельской женщины (по материалам обследований 1920-1990-х гг.) / Социологические исследования М.,1997, №12 -С.61-67

30. Алексеева В.Г. Городская семья и воспитание личности. Проблемы социологического изучения семьи М., 1976

31. Агеев B.C. Психологические и социальные функции поло-ролевых стереотипов / Вопросы психологии. — 1987. — №2

32. Айвазова С. Русская женщина в лабиринтах равноправия М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1998

33. Алешина П., Волович А. Проблемы усвоения роли мужчины и женщины / Вопросы психологии. — 1991 —№4.

34. Антонов А.П., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996

35. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975

36. Арутюнян М., Здравомыслова О. Проблема двойной идентичности: особенности традиционного конфликта "семья — работа" / Личность и семья в эпоху перемен. — М., 1994.

37. Антонов А. П., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления М.: ИСАИ, 1990

38. Антонов А. И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: кто виноват и что делать? / Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология М., 1995, № 2.

39. Бахтияров К.И. Многомерность истины / Философские науки М., 1991, № 4 - С.96-102

40. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / Социологические исследования М.,1997, №7 - С.51-59

41. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М., 1996.

42. Багрова И.В. Женский труд: социально-экономические проблемы. — Киев: Вища школа, 1983.

43. Балашова В.П. Активизм женщин-крестьянок Верхневолжья в 1926-1932 годах / Женщины. История. Общество / Сборник научных трудов. Выпуск 1- Тверь: Тверской государственный университет Тверской центр женской истории и тендерных исследований, 1999 - С.79-82

44. Бадаева Е.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М.: МЦГИ / Проект тендерная экспертиза, 1998. — 140 с.

45. Баразгова Е.С. Деловые женщины России: Социальные группы в развитии и становлении. / Женщины в бизнесе: Информационный сборник — Екатеринбург, 1994.

46. Баскакова М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда -М.:МЦЕИ /Проект тендерная экспертиза, 1998. — 64 с.

47. Бердяев Н.А. Смысл творчества М., 1989

48. Бердяев Н.А.О рабстве и свободе человека. Философия любви М., 1990.

49. Бебель А. Женщина и социализм. — М., 1959.

50. Белова B.C. Решение женского вопроса в СССР. — М., 1975.

51. Блохина Н.А. Феминизм Запада и России: границы взаимодействия / Отечественная философия: русская, российская, всемирная Нижний Новгород, 1998 - С.с. 214217

52. Блумсма И. Будущее русских женщин только дом и семья? / Социально-политический журнал. — 1990. — №4.

53. Бодрова В.В. Работа или семья: что важнее для современной женщины? / Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96» М., 1997 - С. 99.

54. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда. / Информационный бюллетень. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены, №6, ноябрь-декабрь 1994. М.: Интерцентр ВЦИОМ, 1994.

55. Де Бовуар С. Второй пол М., 1997

56. Бойко В. А. Мотив смешения полов в творчестве В.В.Розанова / Гуманитарные науки в Сибири Новосибирск, 1995, №4 - С.39-45

57. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему / Общественные науки и современность М., 1996, № 6.

58. Борисов В., Синельников А., Архангельский В. Аборты и планирование семьи в России: правовые и нравственные аспекты. Опрос экспертов / Вопросы статистики, 1997, №3.

59. Брицкая И.Ф., Ознобкина Н.Ф., Терентьева Т.А. Социальная мобильности женщин в условиях переходного периода / Проблемы социально-политического развития российского общества Воронеж, 1999, вып.6 - С. 12-15

60. Веселкова И.Н. Демографические факторы здоровья семьи / Семья, тендер и культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. Под ред. В.А.Тишкова М., 1997-С.91

61. Вардамацкий И.А. Сдвиг в ценностном измерении? / Социологические исследования — М.,1993, №4.

62. Вейнингер О. Пол и характер. — М., 1992.

63. Вильшай B.JI. Решение женского вопроса в СССР. — М.: Госполитиздат, 1959.

64. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. / Вопросы психологии. — 1993. №2.

65. Воронина О.А. Женщина в "мужском обществе". / Социологические исследования -М.,1988 №2.

66. Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа/ Феминизм: Восток, Запад, Россия. М„ 1993. С.205.

67. Воспоминания о Ленине.— М., 1969.— Т. 5.— С. 50.

68. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.

69. Вишневский А. Г. Демографическая революция М.: Статистика, 1976.

70. Воспроизводство населения в СССР / Ред. А. Г. Вишневский, А. Г. Волков. М.: Финансы и статистика, 1983

71. Вулф Н. Миф о красоте / Перевод с английского О.Басинской / Иностранная литература М., 1993, №3 -С. 221-222

72. Гиллербах Э. В.В.Розанов. Жизнь и творчество Paris: YMCA - PRESS, 1976 -С. 110.

73. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России СПб.: Алетейя, 1996.

74. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998.—272 с.

75. Градскова Ю.В. «Обычная» советская женщина обзор описаний идентичности -М.: Спутник, 1999 - 158 с.

76. Гринфельд Т.Я. Вл.Соловьев, В Розанов, М.Пришвин Сыктывкар, 1995 - 23 с.

77. Голоса женского освобождения.—Нью-Йорк, 1971.—С. 109.

78. Тендерные аспекты социальной трансформации. — М., 1996.

79. Гордон JI., Клопов В., Груздева Э. Этапы жизненного идеала и быта работающей женщины / Изменение положения женщины и семья. — М., 1977

80. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесинна И.Л. Аборт глазами женщины. — Право на репродуктивный выбор. Безопасный аборт и контрацепция. Материалы третьей российской конференции по планированию семьи М., 1996 - С. 36.

81. Трошева И.А. Женщина как субъект политических движений и партий: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук -Тюмень, 1997

82. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Профессиональная занятость женщин в СССР и оплата их труда / Рабочий класс и современный мир М., 1986, №3 - С. 57-60.

83. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт советских женщин. — М.: Политиздат, 1983.

84. Громов. Софиология / Новая философская энциклопедия М., 2001 - Т.2. С. 602

85. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесинна И.Л. Аборт глазами женщины. — Право на репродуктивный выбор. Безопасный аборт и контрацепция. Материалы третьей российской конференции по планированию семьи М., 1996 - С. 36.

86. Дойч Э. Феминизм и автономность / Феминизм: Восток. Запад. Россия.—М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 —С.30-39

87. Динамика ценностей населения реформируемой России М. 1996.

88. Домострой / Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. — М.: Наука, 1985.

89. Дружинин В. Психология семьи. — М.: КСП, 1996.

90. Демографические перспективы России М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993

91. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М.: Наука, 1990

92. Женщина в зеркале социологии: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 2-3. -Иваново: Издат. центр «Юнона», 1998-2000. 104 е., 87 с.

93. Женщины и мужчины России М.: Госкомстат России, 1998

94. Женские исследования. Философия феминизма / Современная философия. Сборник 1-Харьков, 1995-С. 148-217

95. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М.: Наука, 1990.

96. Женщины в обществе: реальность, проблемы, перспектива. — М., 1991.

97. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., 1972

98. Женщины в СССР: Статистические материалы М., 1960

99. Женщины в СССР: Статистический сборник М., 1975

100. Женщины в СССР 1991. — М.: Финансы и статистика, 1991.

101. Женщины и тендерные проблемы в странах с переходной экономикой: взгляд ЮНИСЕФ — N-Y, 1995 С.с.34-35.

102. Женщины и дети в СССР М., 1963

103. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы /Материалы Всероссийской конференции по положению женщины. Москва, 28-29 мая 1998 года М., 1999 -127 с.

104. Женщина и свобода. — М., 1994.

105. Женщины и социальная политика (гендерный аспект) М., 1992.

106. Женщина и социализм: теория и практика. — М., 1988.

107. Женщина на вредном производстве: закон и реальность Екатеринбург, 1996.

108. Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых социально-экономических условиях / Информационно-аналитический бюллетень Ивановского государственного университета Иваново, 1995

109. Женщины в меняющемся мире / Отв. Ред. Н.М.Римашевская М.: Наука, 1992

110. Заикина Г.А. Либерализация сексуальной морали и семьи. / Вступление в брак и семейные отношения. — М.: Институт социологии АН СССР, 1989.83. Изборник М., 1969

111. Иозинг М. А. Брачные установки студентов Тартуского и Тбилисского госуниверситетов / Социальные и демографические аспекты исследования брака, семьи и репродуктивных установок. Всесоюзная научная конференция Ереван: НИИЭП Госплана Армянской ССР, 1993.

112. Изменение положения женщины и семья. — М., 1977.

113. Катаева С.В. Положение женщин в стратификационной структуре современного российского общества / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Самара 1999

114. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России М.: Преображение, 1996 - 154 с.

115. Козлова Н.Н. Женский вопрос в первые годы Советской власти / Женщины. История. Общество / Сборник научных трудов. Выпуск 1- Тверь: Тверскойгосударственный университет Тверской центр женской истории и тендерных исследований, 1999-С.73-78

116. Козырьков В.П. Природа, человек и его частная жизнь в философии дома В.В.Розанова / Человек и общество в русской философии. Сборник научных трудов Кемерово: Кузбасский государственный техологический университет, 1995 -с.172.

117. Курганов А.И. Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968.

118. Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. — М.: Политиздат, 1972.

119. Коллонтай A.M. Труд женщины в эволюции хозяйства. / Лекции, прочитанные в Университете им. Я.М.Свердлова. — М., 1923.

120. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса СПб: Знание, 1909 - 431 с.

121. Корняк В.Б. Стратегические цели и задачи интеграции женщин в процесс общественного развития России / Интеграция женщин в процесс общественного развития М., 1994

122. Котляр А.Э., Турчанинова С.Я. Занятость женщин в производстве. — М., 1975.

123. Котовская М.Г., Шалыгина М.В. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? / Социологические исследования. — 1995 — №4.

124. Кунгурова Н.И. Женщина в общественном производстве при социализме. Экономико-демографический аспект. — М., 1983.

125. Крупская Н.К. Женщина в стране социализма. — М.: Партиздат, 1938.

126. Крупская Н.К. Работницы в советском строительстве Н.К.Крупская. Избранные произведения - М.: Издательство политической литературы, 1988 - С.61

127. Крупская Н.К. Женщины Страны советов — равноправный гражданин. — М.: Партиздат. Ф-ка книги "Красный пролетарий", 1938.

128. Курбатов А.С. В.В.Розанов о браке и девственном идеале / Проблемы человека в современной науке Межвузовский сборник научных трудов Нижний Новгород Нижегородский коммерческий институт, 1999 - С.143-152

129. Лавров В.А. «Личная тема» Достоевского и Розанова СПб, 1997

130. Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. Москва 1998. - 79 с.

131. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время М.: Молодая гвардия, 2000 - 613 с.

132. Лакова Е.Ф. Доклад на парламентских слушаниях (март 1994 г.)

133. Ленин В.И. Великий почин / Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.39.

134. Ленин В.И. Женщинам — работницам / Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.40.

135. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции / Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.44.

136. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в советской республике / Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.39.

137. Ленин В.И. Советская власть и положение женщины / Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39.

138. Ленин.В.И. Письма из далека / Ленин В.И. Полн. собр. соч.—Т.31

139. Ленин. В.И. О задачах пролетариата в данной революции / В.И.Ленин. Полн. собр. соч.—Т. 31 с 165

140. Мария /Ленинград, 1982, № 1з

141. Маркс Экономическо-философские рукописи 1844 года К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения - т.42. С.115

142. К.Маркс Людвигу Кугельману 12 декабря 1868 года - К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения - Т. 32. С. 486

143. Маркс К. Капитал. Том 1. Кн. 1. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.

144. Мартынова Э.И. Формирование духовного мира советской женщины. — Красноярск, 1983.

145. Материнство и детство в Российской Федерации в 1992 г. — М., 1993.

146. Махрова О.Н. Тендерная структура российской бизнес-элиты М., 1998

147. Марковская Н.Г., Мытиль А.В. Опыт исследования изменения ценностных ориентации на семью / Проблемы родительства и планирования семьи — М., 1992.

148. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. — М., 1989.

149. Мацковский М. Бодрова В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения / Семья в представлениях современного человека. М.: ИС РАН, 1990.

150. Мезенцева Е. Тендерная экономика: теоретические подходы / Вопросы экономики М., 2000, № 3

151. Мельникова Т.А. Женское движение в России: традиции и инновации М.: Мысль, 2000 - 182 с.

152. Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) / Вопросы философии М., 1994,№ 9 . С.с. 148—172.

153. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский М.: Наука, 2000

154. Милль Дж. С. Подчиненность женщины. / Пер. с англ. — СПб.,

155. Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин: Сборник научно-методических материалов / Отв. редактор О.А.Хасбулатова / Иваново: Издательский. Центр «Юнона», 1997 44 с.

156. Мольтманн-Вендсль Э. И сотворил Бог мужчину и женщину .(Феминистская теология и человеческая идентичность) / Вопросы философии, 1991, № 3.

157. Мужчины и женщины г.Рыбинска глазами московских социологов / Материалы научно-практического семинара М., 1998.

158. Материалы первой российской летней школы по женским тендерным исследованиям "Валдай-96" М.: МЦГИ, 1996

159. Народное хозяйство СССР в 1965 году М., 1966

160. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад РПЭИ № 99/04. М., 1998.

161. Ни работы, ни справедливости. Доклад Международной комиссии по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch). М., 1995; Washington, N.Y., 1996

162. Никишина Н.Я. Противоречивость женской самореализации / Методологическое обеспечение современных философских проблем Иркутстк, 1998 - С. 135-138

163. Новикова Э.Е. Женщина в развитом социалистическом обществе. — М.: Мысль, 1985.

164. Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания / Тендерные тетради. Выпуск 1 СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, 1997.

165. О профессиональном составе женщин-рабочих и условиях их труда. Статистический бюллетень — 1989, № 13.

166. Образы женщин в современной российской журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы / Выпуск второй 1997—1998 гг. Ответственный редактор И.Ю. Юрна. Ассоциация журналисток Москва, Издательство «Эслан», 1998.

167. Опыт КПСС в решении женского вопроса. — М.: Мысль,1981.

168. Осадчая Г.И. Политическое поведение женщин. /Социологические исследования М.,1991 -№12.

169. Осипович Т. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай. / Общественные науки и современность. 1993. —№ 1.

170. Осипович Т. Проблема пола, брака, семьи и положения женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов. / Общественные науки и современность. — 1994 — № 1.

171. Поляков JI. Женская эмансипация и теология пола в России XIX в./ Феминизм: Восток. Запад. Россия М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 -С.158

172. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания, т. 1 М.: МЦГИ, 1998

173. Паленина С.В. Советская женщина в обществе и семье / Роль женщины в современном обществе. К итогам 10-летия ООН: Сборник статей. Ч. II. М., 1985

174. Попова А.В. Женский вопрос в русских журналах 60-х годов XIX века / Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей XIX начала XX вв.-М., 1994-С.151-160

175. Перминова А.И. Женщина и возрождение России / Религия, национальное согласие и возрождение России. —М., 1993.

176. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века М., 1981

177. Поленина С.В. Положение женщины в обществе и семье / Женщины в современном мире М., 1989

178. Попов А.А. Демонополизация политики планирования семьи в России / Семья в России, 1995, №3-4-С. 113.

179. Попов А.А. Краткая история аборта и демографической политики в России — Планирование семьи в Европе, 1994, №1

180. Посадская А. Тенденции изменения законодательства в области социальной защиты материнства. — Женщина и социальная политика (тендерный аспект). — М. 1992

181. Посадская А. И. Женские исследования в России: перспективы нового видения / Тендерные аспекты социальной трансформации. — М., 1996.

182. Поршнев Б. Ф. Функция выбора — основа личности / Проблемы личности. Материалы симпозиума М.: ИФ АН СССР, 1969.

183. Прокофьева JI., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин / Вопросы экономики М., 2000, № 3 - С.74-84157. 50/50. Опыт словаря нового мышления.— М., 1989

184. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1999, с. 116-117.

185. Ржаницына Л., Хоткина 3., Груздева Е. Женщина на рынке труда. -Общественные науки и современность, 1992, № 3.

186. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Academia, 1999,

187. Работающая женщина в условиях перехода России к рынку — М.: Институт экономики РАН, 1994.

188. Репродуктивные права граждан в России: реальность и ожидания. Материалы межрегионального семинара. — М.,1996

189. Ржаницына JI.E. Политика в области женской занятости / Вопросы экономики.1995, — №5.

190. Ржаницына JI.E., Сергеева Т.П. Женщины на российском рынке труда./ Социологические исследования М., 1995 — №7.

191. Римашевская Н.М. Тендер и экономический переход в России (на примере таганрогских исследований) / Тендерные аспекты социальной трансформации. — М., 1996.

192. Розанов В. В. Соч. в 2-х т. — М., 1990

193. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства.—М., 1990 (Репринтное воспроизведение второго издания 1913 г.)

194. Розанов В. В. Письмо к Л.Н.Толстому / Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989-С.506—507

195. Рубин Г. Обмен женщинами / Антология тендерной теории. М.:Пропилеи, 2000 -С.с. 99—113;

196. Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуальных политик / Тендерные исследования. Харьков: ХЦГИ, № 3, 1999 С.с. 5—63.

197. Рыбцова Л.Л. Российская женщина: пять ле г спустя. Екатеринбург, 1998.

198. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI XX вв.) - Иваново: Юнона, 1999-359 с.

199. Серебряный век русской литературы. Проблемы, документы М., 1996

200. Сергеева Т.П. Профессиональная занятость женщин: проблемы и перспективы.1. М.: Экономика, 1987.

201. Сидорова Т.Н. Труд и современная женщина (опыт социологического исследования). — М.: Профиздат, 1981.

202. Силласте Г.Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин / Социологические исследования М., 2000, №6 - С. 25-34

203. Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа / Социологические исследования М.,1997, №12 -С.112-120

204. Соловьев В. С. Сочинения и 2-х томах М., 1988

205. Соловьев В. С. Россия и вселенская Церковь М. 1911

206. Соловьев В. С. Смысл любви / Собр. соч. Т. VII— СПб. 1912 С. 24—36

207. Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Пг., 1922

208. Социальное развитие СССР М., 1990

209. Стеценко Т.И. Феминисткий социокультурный проект: социальные рамки тендерной самоидентификации личности в условиях современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук -Владивосток, 1997

210. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России: 50—60-е годы XIX в.— JL: Издательство Ленинградского университета, 1984 239 с.

211. Теория и история феминизма / Курс лекций, под ред. И.Жеребкиной. Харьков, 1996

212. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12-ти томах М., 1987

213. Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854-1862) Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980 - 249 с.

214. Феминизм: Восток. Запад. Россия М. :Наука, 1993. -243с.

215. Феминизм и российская культура. Сборник трудов СПб, 1995

216. Феминизм: перспективы социального знания М. ИНИОН, 1992 - 240 с.

217. Фридан Б. Загадка женственности М., 1994

218. Фатеев В. А. В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность.—Л., 1991

219. Фонг М. Роль женщин в перестройке российской экономики. Вашингтон. 1994.

220. Хвостов А.Е. Женщины во главе фирмы / Институт социологии РАН М.: Издательство Института социологии РАН, 1998

221. Хомяков А. С. О старом и новом М., 1988

222. Хоткина 3. Женская безработица и неформальная занятость в России / Вопросы экономики М., 2000, №3

223. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство. М.: Изд-во Г. А. Лемана, 1914.

224. Хвостов В.М. Участие женщины в умственной культуре человечества- М., 1914

225. Харчев А. Г., Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья (социологическое исследование) Л.: Наука, 1971.

226. Цимбаева Е.Н. «Гендер» как категория исторического анализа / Вестник Московского университета. Серия 6 «история» - М., 1999, №3 - С. 130-141

227. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т. I. М., 1939

228. Чуйко Л. В. Браки и разводы М.: Статистика, 1975

229. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий. Пекин. 4-15 сент. 1995 г, ООН, 1995.

230. Чирков Г1.М. Решение женского вопроса в СССР М., 1974

231. Чирикова А.Е. Деловая женщина в экстремальных ситуациях / Социологические исследования М.,1998, №10 - С.68-76

232. Шилин К.Н. Женский лик гармоничного будущего. М., 1993 - 52 с.

233. Швецова Л.И. Интеграция женщин в политику в 70 и 90 годы / Диссертация на соискание ученой степени доктора политологических наук М., 1997

234. Шелгунов Н.В. Воспоминания / Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания М., 1967. В 2 тт. - Т.1

235. Шинелева Л.Т. Возможности и направления государственного регулирования положения женщины в условиях системного кризиса М.: Союз, 1998 - 43 с.21Е Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М., Политиздат, 1990. -175 с.

236. Щепкина Е. Женское движение в годы французской революции. Пб., 1921

237. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Ред. А.Е.Вишневский М.: Наука, 1992.

238. Юдина Н. С. Феминизм: женщина, семья и общество / Юдина Н. С. Очерки по философии в США. XX век М., 1999

239. Юркевич Н.Е. Советская семья: функции и условия стабильности Минск, 1970

240. Яновский Р. Г. Женщина и общество: социально-политический аспект / Социологические исследования, 1992, N5.

241. A Feminist Aspect Theory of the Self,—Women Knowledge and Reality: Explorations in Feminist Philosophy. Ed. by G. L. M. Pearsall. Boston, 1989, c. 98

242. Assister A. Autonomy and Pornography.— Feminist Perspectives in Philosophy

243. Attwood L. & M. McAndrew, "Woman at work in the USSR", M.J.Davidson & C.L.Cooper ed., Working woman, N.Y.: John Wiley and Sons, 1984

244. Attwood L. The New Soviet Man and Woman: Sex-Role Socialization in the USSR, London: Macmillan Academic and Professional, 1990

245. Beavoir S. de. Le deuxieme sexe. P., 1949; русский перевод: M., 1997

246. Clements В. Bolshevik Feminist, Bloomington: Indiana University Press 1979

247. Eisenstein Z.R. The Female Body and the Law. — University of California Press, 1988 -Pp. 42-51.

248. Freeman J. The Politics of Women's Liberation. New York. 1975.

249. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modem Societies. Stanford: Stanford univ. Press, 1992

250. Glennon L. M, Women and Dualism: A Sociology of Knowledge. Analysis, N. Y. 1979

251. Goode W. Family disorganization / Contemporary Social Problems / Ed. by R. Merton. N. Y., 1961

252. Grimshaw /. Autonomy and Identity in Feminist Thinking.— Feminist Perspectives in Philosophy. Ed. by N. Griffiths andM. Whitford. Bloomington, 1988. C. 90.

253. Lapidus G.W. Woman in the Soviet Society, Berkeley: University of California Press 1978

254. McAuley A. Woman's Work and Wages in the Soviet Union, London: Goroge Allen and Unwin, 1981

255. Millitt K. Sexual Politics London: Virago,

256. Molyneux M. "'The Woman Question in the Age of Perestroika", New Left Review Vol. 183

257. Moses J.C. The Politics of Woman and Work in the Soviet Union and the United States, Berkeley: university of California Press, 1983

258. Noonan N.C. "Two Solution to the Zhenskii Vopros in Russia And USSR- Kollontaiand Krupskaia: A comparison, "Woman and Politics Vol.11, №3, 1991.

259. Petchesky R.P Abortion and Women's Choice. The State, Sexuality and Reproductive Freedom. Boston, 1990.

260. Russo N.F., Horn J.D. Unwanted Pregnancy and Its Resolution: Options, Implications. — In: Women. A Feminist Perspective, ed by Jo Freeman, London-Toronto, 1995, p.47.

261. Sanjian A.S. "Social Problems, Political Issus: Marriage, and Divorce in the USSR", Soviet Studies Vol. 43, № 4, 1991.

262. Stmerding B. Anti-fertility Vacines. — 8-th International Women and Health Meeting, March 1997, Rio de Janeiro, p. 12.

263. Swafford M. "Sex Difference in Soviet Earnings" American Sociological Review Vol. 43, №5, 1978.

264. Walls'fonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman, 1972

265. Wlubeck C. A Different Reality: Feminist Ontology.—Beyond Doininnlion. Ed. by C. Could. Tolowa—New Jersey, 19'83, c. 81

266. Women of the World. Formal Laws and Policies Affecting their Reproductive Lives. — The International Program. The Center for Reproductive Law & Policy, August 1995, P.34.

267. Zande van der A. Seven Million Abortions, Seven Million Personal Problems. The issue of reproductive rights in Russia. — VENA Jounmal, vol.7 Number I, June 1995, p.26,27.244. %ЧЧ.°№\ЛЧА. ! ФИЬ ,

268. Ким Тэ Риои, И Сион За, Зо Хэ За, Психология женщины и мужчины, Сеуль Изд-во И Хоа женского университета, 1989.245. ".що\ щ ш м^-fj n si. \т.

269. Канг Хнг Зу, Исследования о системах социальных помощи в СССР/ Славионгу №5, Сеуль, 1989.)246. . Щ ^, № , 1993,.

270. Ким Э Рионг, Женские труды и ее роль в семье в СССР, Корейский исслед. центр по женским вопросам, Сеуль 1992.246. ^h/W, "^Imf.m^M^ Ш±т& ЧА'^НМ^Щ,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.