Социально-философский анализ экономической жизни общества: Цивилизационный и этнонациональный аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Стручалин, Павел Игоревич

  • Стручалин, Павел Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 190
Стручалин, Павел Игоревич. Социально-философский анализ экономической жизни общества: Цивилизационный и этнонациональный аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2002. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Стручалин, Павел Игоревич

ВВЕДЕНИЕ.стр.3-11.

ГЛАВА 1. Экономическая жизнь в цивилизационном контексте.

§ 1. Мировоззренческие парадигмы экономической жизни в истории философской рефлексии.стр. 12-37.

§ 2. Экономическая жизнь: сущность, уровни, функции.стр. 38-58.

§ 3. Социокультурная динамика экономической жизни.стр. 58-84.

ГЛАВА 2. Этнонациональное в экономической жизни.

§ 1. Этногенез и экономическая динамика: способы взаимодействия.стр.85-108.

§ 2. Базовые социокультурные модели хозяйственной жизни как носители этнонационального.стр.108-169.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ экономической жизни общества: Цивилизационный и этнонациональный аспекты»

Актуальность темы определяется необходимостью формирования нового, более полного, комплексного уровня исследования экономической жизни. Подобная исследовательская задача обусловлена сложностью обоснования новой парадигмы экономического мышления и поведения. Прежняя парадигма, сформированная мировоззренческими установками индустриальной цивилизации и утверждающая самоценность материального производства, ко второй половине XX века обнаружила свою историческую ограниченность, породила экологический кризис, эсхатологические представления о судьбе человечества. Нормативы новой парадигмы состоят в следующем: хозяйствование включено в природную целостность; человек выступает не только производителем и потребителем, а хозяином, проявляющим в практической деятельности свою духовно-нравственную сущность, строящим отношения с миром по правилам природосбережения. Эти признаки присутствуют сразу в нескольких теоретических источниках: в русской религиозной онтологии хозяйства начала XX века, в гуманистически, социокультурно ориентированных работах западных социологов и экономистов XX века, в современной отечественной философии хозяйства.

Актуализируется и этнонациональный аспект экономической жизни. Судьба индустриального общества поставила под сомнение возможность универсализации западного опыта как образца для вхождения в мировое экономическое пространство стран незападного мира в силу его несоответствия их культурным традициям, национальным менталитетам. Во второй половине XIX—начале XX века это несоответствие уже замечалось теоретиками немецкой исторической школы. Сегодня оно осознается как принципиальное для стратегии экономического поведения развивающихся стран и стран с переходной экономикой (что актуально для реформирующейся России). Взаимодействие разных типов хозяйства в мировом экономическом пространстве приобретает иной смысл: прямое подражание индустриальной модели становится бесперспективным (тем более, что сам западный мир эволюционирует в сторону постиндустриализма), оказывается возможной переоценка некоторых элементов хозяйственного опыта народов незападного мира (ориентация на «нестяжательные», природосберегающие, духовно регулируемые принципы ведения хозяйства). Это делает теоретически значимым исследование социокультурных связей хозяйства в контексте этнонациональной истории, что может в полной мере обеспечить только социально-философская теория (в том числе, цивилизационый подход, на который мы опираемся).

Степень разработанности проблемы. В теоретическом наследии Нового времени преобладало стремление обосновать самодостаточность и базисность экономической сферы (Д.Юм, Д.Рикардо, А.Смит, К.Маркс, У.Сэй и др.). Социологический анализ хозяйства в конце XIX - начале XX века развивается в духе позитивного отрицания предшественников, строится на признании внеэкономических факторов, в том числе, влияния национальной психологии народов (М.Вебер, В.Зомбарт, Г.Шмоллер и др.). Социально-исторический, культурный контекст хозяйства находится в поле зрения таких исследователей экономической сферы, как Ф. Брод ель, И.Валлерстайн, Г.Зиммель и др.

В русской философской мысли начала XX века особенно явственна тенденция рассматривать хозяйство в контексте миробытия, общекультурного, духовного состояния цивилизации и этноса. На этой основе строились труды Н.Я. Данилевского, И.В.Киреевского, В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, евразийцев (П.Н.Савицкого, Е.Н.Трубецкого). Сегодня эту линию исследования продолжают Л.И.Абалкин, А.Л.Андреев, Л.Г.Горичева, Е.З.Майминас, Ю.Ольсевич, Ю.М.Осипов, К.Павлов, Ю.В.Яковец и другие. Их усилиями в литературу введены понятия: «национально-экономический генотип», «экономический менталитет», которые раскрывают взаимосвязь менталитета и экономического поведения, показывают влияние национальных традиций на структуру хозяйства и экономический менеджмент, на способ согласования технологических новаций с духовно-психологическими свойствами хозяйствующих субъектов и др.

В современной западной социальной философии экономическая жизнь рассматривается многими авторами с различных методологических позиций, которые могут быть классифицированы следующим образом. Стадиально-технологический подход (Д.Белл, О.Тоффлер, А.Турен, Г.Кин, З.Бжезинский) объясняет экономическую динамику технологическими факторами производства. Многофакторный подход (Р.Арон, Р.Л.Хайлбронер и др.) включает экономику в широкий социальный и культурный контекст. По мнению этих исследователей, экономические принципы поведения могут пронизывать другие сферы социальной деятельности, но жизнь общества не детерминируется одним фактором, даже таким, как экономический. Социологический подход (социально-институциональный и структурно-функциональный—Э.Дюркгейм, Т.Парсонс) концентрирует внимание на общественном разделении труда, выводит его из других, более глубоких причин—урбанизации, создания мест интенсивной коммуникации, свойственных развитым обществам. Разделение труда рассматривается в таком случае как средство согласования экономических интересов индивидов в рамках общества. Экономический уровень оценивается как вторичный, низкий в сопоставлении с политическим, с уровнем социальной интеграции и формирования культурных образцов. Степень социальной зрелости общества определяется сложной совокупностью факторов, не сводимой к экономическим, хотя последние и важны. Восхождение от низших уровней к высшим, включение низших в более развитый социальный контекст Т.Парсонс называет «вертикальной интегрированностью» (по его мнению, она достигнута в западных обществах).

Культурно-социологический подход (О.Шпенглер, Г.Зиммель, П.Козловски и др.) рассматривает экономику и культуру как соотносительные, но способные вступать в противоречие сферы социальной реальности.

Гуманистическое направление (представляют различные школы: неофрейдисты Э.Фромм, К.Хорни, франкфуртская школа - М.Хоркхаймер, Ю.Хабермас, Т.Адорно, Г.Маркузе) исследует существование человека в индустриальном обществе, определяет его как «одномерного человека», порабощенного властью вещей, вскрывает противостояние техногенной цивилизации природе.

Считая плодотворным многофакторный подход в исследовании общества и, в частности, его экономической сферы, мы акцентируем внимание на динамике взаимодействия технологических и социокультурных факторов в экономической жизни народов.

Значимыми в теоретическом плане являются современные работы отечественных авторов, в которых предпринимается системный анализ экономической жизни (Н.Н.Зарубиной, Т.И.Заславской, Р.В.Рыбкиной, Ю.М.Осипова и др.). Это достигается взаимодополнением теоретических возможностей экономической социологии, культурологии и философии хозяйства. Полноте социально-философского анализа способствует исследование духовно-культурной основы хозяйства в работах А.С.Ахиезера, Ю.Н.Бородай, Ф.И.Гиренка, Ю.Н.Давыдова, Б.Г.Капустина, С.Г.Кара-Мурзы, В.А.Кутырева, А.С.Панарина, А.И.Ракитова, П.А.Рачкова, Л.А.Тутова, В.Г.Федотовой и др.

Исходя из того, что в предмет исследования входят цивилизационные и этонациональные связи хозяйства, диссертант опирается на общие теоретические представления об этничности, ментальности, цивилизации, содержащиеся в работах Ю.В.Бромлея, Л.С.Васильева, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, В.В.Макарова, И.А.Петровой, Н.Н.Седовой, Л.И.Семенниковой, Ю.И.Семенова, и др. Все эти проблемы являются дискуссионными, требуют сравнительного анализа позиций, что нашло отражение в работе.

Таким образом, в современном философском освоении экономической проблематики имеются достаточные предпосылки для критического переосмысления технократической концепции как ограниченной, не учитывающей многообразный комплекс социокультурных, цивилизационных связей хозяйственной деятельности. Вместе с тем, дальнейшему теоретическому продвижению мешает недостаточная разработанность самой цивилизационной концепции, несогласованность различных точек зрения внутри неё и в понимании её отношения с формационной теорией. Серьёзные разногласия имеются и в понимании влияния этнонационального фактора в экономической жизни. Без серьёзного теоретического анализа этих проблем разработка целостной социально-философской концепции экономической жизни общества представляется затруднительной.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является формирование целостного представления об экономической сфере общества, рассматриваемой в цивилизационном контексте с учётом факторов этнонационального влияния. Из главной цели диссертационного исследования вытекают следующие задачи:

-проследить эволюцию социально-философских взглядов на сущность и социальные связи экономики, выявить предпосылки ее нового видения как жизнецелостной системы;

-раскрыть смысл цивилизационного подхода как исследовательского средства с целью использования его эвристических возможностей в исследовании экономической жизни;

-объяснить способ и уровни функционирования экономики в цивилизационном пространстве;

-проанализировать механизм социокультурного влияния в экономической жизни с учетом ее исторической динамики;

-обосновать возможность и способы этнонационального влияния в хозяйственной деятельности;

-выявить духовные, культурные предпосылки формирования национальных типов хозяйства, особенности их взаимодействия в современном мировом хозяйстве.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Ввиду того, что в работе предпринято комплексное исследование бытийственных связей экономической жизни общества, получили применение системный, структурно-функциональный, диалектический, сравнительно-исторический, синергетический, коэволюционный методы анализа, позволяющие рассмотреть объект с разных сторон и отношений. Теоретические обобщения и выводы сделаны на основе использования классического философского наследия (Аристотеля, А.Смита, К.Маркса, М.Вебера, В.Зомбарта, Г.Шмоллера, Г.Зиммеля, В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А.Сорокина и др.) и современных исследований в области социально-философской теории хозяйства с учётом достижений в частнонаучном гуманитарном знании (работы А.Л.Андреева, Ю.Н.Бородай, Л.Г.Горичевой, Ю.Н.Давыдова, Н.Н.Зарубиной, Т.И.Заславской, Б.Г.Капустина, В.А.Кутырева, Р.В.Рывкиной, Е.З.Майминаса, Ю.М.Осипова, А.С.Панарина, А.И.Ракитова, Л.А.Тутова, В.Г.Федотовой и др.)

Научная новизна исследования состоит в следующем: -сформулировано собственное понимание цивилизационного подхода, выступающего исследовательским средством в анализе экономической жизни;

-на основе этого подхода предложена социально-философская модель хозяйства, трактуемого как системное единство природных, технологических, социально-экономических, культурных факторов в их динамическом взаимодействии, развивающееся в цивилизационном пространстве и в связи с этнонациональной историей;

-выявлены и охарактеризованы разноуровневые связи хозяйства, с помощью которых реализуются его жизнеобеспечивающие функции: на уровнях миробытия, цивилизаций, социальных общностей и образований (этнос, национальное государство);

-прослежена социокультурная динамика экономической жизни в континууме социального пространства и времени;

-обосновано представление о способах, формах этнонационального влияния в хозяйственной жизни, об их изменении в историческом времени (по мере развития экономических отношений и изменения форм этничности);

-предпринят сравнительный анализ этнонациональной специфики базовых социокультурных моделей хозяйственной жизни, оценена их цивилизационная перспектива.

В результате исследования сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:

-целостность видения социума, в том числе его экономической сферы, обеспечивается сочетанием (взаимной дополнительностью) стадиально-формационного, стадиально-технологического и цивилизоционного подходов. Стадиально-формационный и стадиально-технологический как однофакторные конкретизируют отдельные стороны цивилизационного как многофакторного, наиболее полного;

-экономика является многоуровневой системой с присущей ей совокупностью взаимосвязанных функций: относительно самостоятельной подсистемы социального бытия, направленной на получение материального продукта; материальной предпосылки нормального функционирования других жизненных сфер—политической, социальной, культурной; возможной целевой установки внеэкономических видов деятельности; имманентной составляющей социального бытия, условия реализации его главной функции—воспроизводства жизни и целостного развития человека; способа практической взаимосвязи человека с миробытием;

-функционирование экономики в цивилизационном пространстве может быть описано с помощью социокультурных моделей, определённым образом соединяющих технологический, социальный и культурный уровни хозяйства. Этничность как один из элементов цивилизационного целого присутствует на всех уровнях деятельности хозяйствующих субъектов, в процессе эволюции её активность перемещается из сферы «материального тела» в сферу «хозяйственного духа»;

-социально-культурные модели функционируют на «цивилизационных перекрестках»: принадлежат одновременно к цивилизационным технологическим типам, которые различаются степенью технологической инновационности (аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации) и к социокультурным цивилизационным образованиям, которые являются носителями традиционного, этнокультурного (славянская, исламская, индобуддистская и другие цивилизации). Это рождает уникальные эмпирические модели экономической жизни, различающиеся балансом социальной динамики и статики;

-исходя из совокупности признаков (экономическая эффективность, технологическая инновационность, коммуникативные возможности, культурный смысл и гуманистический потенциал), а также соотношения инновационности и традиционности, в современном экономическом пространстве можно выделить несколько базовых социокультурных моделей хозяйствования: западную, дальневосточную, модернизирующихся стран третьего мира, стран с переходной экономикой (российскую, в частности);

-перспективной формой взаимоотношения народов в современном мировом хозяйстве может быть интегративное многообразие. Оно предполагает наличие в каждой модели хозяйства своего творческого модернизационного потенциала и создаёт возможность формирования многоплановой, полицентричной экономической картины мира.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется комплексным характером предложенного подхода к исследованию экономической жизни, уточнением целого ряда положений и понятий, находящихся в поле совместного интереса социальной философии, философии хозяйства и экономической теории. Аргументация и выводы могут быть использованы при выработке управленческих решений в области экономической политики, в формировании нового экономического мышления как в обществе в целом, так и у экономистов-профессионалов (в процессе изучения курсов социальной философии, экономической теории, экономической этики, региональной экономики).

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в десяти научных публикациях, выносились на обсуждение научных конференций разного уровня: II Международного научного конгресса "Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия (Волгоград, 2000), Международной научной конференции "Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий" (Волгоград, 2000), третьей Всероссийской научной конференции "Этнос, язык, культура: национальное и индивидуальное мировидение" (Славянск -на Кубани, 2001), научной конференции "Философия XX века: школы и концепции (Санкт-Петербург, 2001), региональной научно-практической конференции "Проблемы гуманитаризации образования в высшей школе" (Волгоград, 2001), III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002) и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Стручалин, Павел Игоревич

Заключение

Цивилнзационный анализ формирует образ хозяйства как многофакторной, многоуровневой социальной системы. В процессе динамического развития в совокупности факторов происходят постоянные перестройки, меняются доминанты, что порождает различия в цивилизационных типах хозяйства: от «одухотворенной системы людей и вещей» до техногенной либо финансовой экономики, ориентированных на максимизацию материального результата и самодостаточность.

Будучи элементом цивилизационной системы, экономика испытывает влияние этно-национальных структур, степень которого различна для разных уровней и разных цивилизационных типов: в наибольшей степени проявляется в духовно-культурных факторах, в традиционном хозяйстве, в наименьшей - в технологических факторах, в индустриальной экономике.

С точки зрения исторического развития социально-экономическое и этнонациональное не однонаправлены: социально-экономическое стремится к обновлению, этнонациональное — к самосохранению, но в рамках цивилизационной целостности они вступают в более сложные отношения: этнонациональное может выступать не только консервирующим элементом, преграждающим путь новациям (такова позиция неолиберализма, европоцентризма, глобализма), но и стимулирующую - отдельные этнокультурные элементы, включенные, в личностную мотивацию, могут оживлять экономическую активность экономических субъектов (что отражено в современных концепциях «дополнительной модернизации»).

Современный незападный мир выстраивает свою модель постепенного вхождения в индустриальную, рыночную экономики в рамках национально-культурного типа. Динамичная сторона обеспечивается активизацией элементов национальной культуры, аналогичных западным достижительным ориентациям, постепенной подготовкой традиционного человека к жизни и работе в индустриальной среде.

Хозяйственная жизнь является одной из составляющих цивилизационного разития человечества, которое тоже являет собой многофакторное, полилинейное изменение, реализующееся путем взаимодействия различных цивилизационных типов хозяйства (на современном экономическом пространстве присутствуют и традиционно-аграрная, и индустриальная, и постиндустриальная организация хозяйства), происходит взаимовлияние премодерна, модерна и постмодерна.

На наш взгляд, не следует оценивать цивилизационные перспективы разных хозяйственных моделей в рамках альтернативного мышления: «или-или»-«индустриализм»-«традиционализм». Обе обнаруживают способность самореформирования, а, следовательно, возможность цивилизационного диалога. Традиционный мир не готов принять индивидуалистическую, «достижительную» ориентацию как путь к созданию экономического богатства. Повторение невозможно и по объективным основаниям: ресурсные ограничения, глобальные проблемы. Восточный мир идет от духовного к экономике, реагируя на «вызов времени» - экономический успех индустриально-постиндустриального мира, но оставаясь хранителем традиционных ценностей конфуцианской, индо-буддистской, исламской и других культур. Меняется отношение к технологическим новациям: от преобладавшего ранее негативизма к постепенному обновлению на базе собственных ресурсов и ограниченному заимствованию.

В западном мире тоже происходит постмодернистская переориентация на приоритет духовного над материальным, но там она вызвана другими причинами: движение к духовному от экономики через осознание коммуникативно-психологических и экологических издержек индустриально-потребительской, индивидуалистической модели хозяйства.

Современная мирохозяйственная реальность формируется под действием двух фундаментальных факторов: - исчерпание резервов «терпимости» в массовом сознании традиционного мира в его отношениях с индустриальным миром; инициирование собственных моделей социально-экономического развития;

-постепенная трансформация самого западного мира в постиндустриальном направлении.

Это дает исторический шанс построения новой модели социально-экономической динамики, построенной на межкультурном диалоге, на комплексном согласовании технико-экономических изменений и национально-культурных ценностей. Это не значит, что последние не должны изменяться, но не резко, постепенно, сохраняя смысложизненное ядро. Возникает перспектива создания полицентричной картины мира. Теоретически такая возможность поддерживается синергетическим принципом развития хозяйственной миросистемы: возрастанием многообразия и усложнением структуры труда, активизацией в нем субъективного, духовно-нравственного начала.

Общая цивилизационная направленность развития человечества и его важнейшей жизнеобеспечивающей сферы - хозяйства - зависит от выбора стратегии взаимодействия различных цивилизационных типов. В этом процессе, на наш взгляд, непродуктивны две крайности: как поспешная, насильственная модернизация незападного, неиндустриального хозяйства, так и его искусственная самоизоляция.

Более обстоятельное обоснование возможностей подобного направления развития человечества в XXI веке составляет исследовательскую перспективу обозначенной нами проблемы, так же, как и сопутствующие ей более частные задачи: поиск взаимосвязи эвристических средств социальной философии и философии хозяйства в разработке новой онтологии хозяйства; анализ способов исторического самоопределения этнонационального и конфессионального, а также их взаимовлияния в контексте самобытных национальных типов хозяйства; различение объективного основания и идеологического контекста концепции глобализации, её экономического смысла и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стручалин, Павел Игоревич, 2002 год

1. Абалкин Л.И. Против односторонности, за целостное видение социально-экономических процессов // Вопросы экономики. 1993. - №8. -С. 3-11.

2. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1990. -256 с.

3. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке. М., 1993. - 157 с.

4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991. 247 с.

5. Алексеева М.М. Культура фирмы как фактор ее экономической деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 1996. - 26 с.

6. Андреев А.Л. Экономический механизм и историческая жизнь нации (к критике современной экономической мифологии) // Философия хозяйства. 1999. - №2. - С. 190-203.

7. Андреев А.Л. Экономика и этнопрогнозирование: нации в контексте экономической цивилизации // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 126-134.

8. Андренов Н.В. Философия и методология экономики. Чита, 1998. -126 с.

9. Антонов М. Этика живого христианства: проблемы философии хозяйства в трудах С.Н. Булгакова // Наш современник. 1990. - №12. - С. 154-159.

10. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 1993. - №2. - С. 19-30.

11. Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. -606 с.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М, Этносоциология: пройденное и новые горизонты // СОЦИС. 2000. - №4. - С. 11-22.

13. Ахиезер А.С. Российская модернизация: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1993. - №7. - С. 3-6.

14. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования // Политические исследования. 1991. - №3. - С. 23-27.

15. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика предпринимательства It Общественные науки и современность. 1993. - №2. - С. 36-43.

16. Белолипецкий В.Г. Финансовая экономика: концептуальные основания и механизм реализации // Философия хозяйства. 2001. - № 1. -С. 100-115.

17. Д. Белл. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. - С. 37-59.

18. Бердяев Н.А. Судьба России. М., Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 342 с.

20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIII вв. Время мира. - М., Прогресс, 1992. - 546 с.

21. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск., Полиграмма, 1993. -89 с.

22. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. - 415 с.

23. Булгаков С.Н. Православие и хозяйственная жизнь // Православие. -М., 1991.-72 с.

24. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // С.Н. Булгаков. Соч. в 2-х т., т II. М., 1993 - 112 с.

25. Быстряков И.К. Метафизика хозяйства: теоретический дискурс // Философия хозяйства. 2001. - №3. - С. 161-167.

26. Бюшер М. Трудовая этика и трудовой этос: значение этических аргументов для политики перехода к рынку. Круглый стол «Трудовая этика как проблема отечественной культуры» // Вопросы философии. 1992. -№1. - С. 3-30.

27. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. - №9. - С.74-86, №10—С.85-95

28. Васильев А.С. Генеральные очертания исторического процесса // Философия и общество. 1997. - №1. - С. 89-156; №2. - С. 90-162.

29. Вахрушев В. Принципы японского управления. М., 1992. - 274 с.

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произвед.-М., 1990-547 с.

31. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., Юрист, 1994- 357 с.

32. Виленский А. Японские парадоксы // Вопросы экономики. 1993. -№8.-С. 126-134.

33. Галеев И.В. Хождение по лабиринтам экономической теории // Философия хозяйства. 1999. - №6. - С. 56-85.

34. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. М., 1995.-253 с.

35. Гиренок Ф.И. Патология русского ума (картография дословности). -М., АГРАФ, 1998.-415 с.

36. Гиренок Ф.И. Моральная экономика: третий путь // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 47-50.

37. Геловановский М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию? // Общественные науки и современность. 1992. - №2. - С. 13-24.

38. Глаголев А. Христианская экономия в свете научных задач экономической реформы в России // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 60-72.

39. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. №8. - С. 113-126.

40. Горичева Л.Г. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 40-48.

41. Горичева JI.Г. К вопросу о целостности национального хозяйства// Вопросы экономики.—1996.—№9.—С. 148-158.

42. Гольц Г. А. Культура и экономика: поиск взаимосвязей // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С. 23-35.

43. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., ЭКОПРОС, 1992.-334 с.

44. Гутюк Е.Н. Философские аспекты предпринимательства // Проблемы гуманизации вузовского образования. Тольятти. - 1999. - Вып. 5, 4, 3. - С. 79-84.

45. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. - 396 с.

46. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. - № 11. - С. 31 -44.

47. Давыдов Ю.Н., Сапов В.В. В. Зомбарт и его книга «Буржуа» // Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. - С. 401-428.

48. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. - №8-9—С. 185-194; №10—С. 165-176.

49. Давыдов Ю.Н. Гомо экономикус // Диалог. 1990. - №4. - С. 27-41.

50. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. - №2. - С.

51. Даль В.И. Толковый словарь живого великоруссого языка, т. IV. М., Госуд. изд-во иностр. и национальных словарей, 1955. - 663 с.

52. Даниэль М. Хьюсмон. Эссе по философии и экономической методологии (англ.) Кембридж, Изд-во Кембриджского университета, 1992.-239 с.

53. Деловая культура российского общества (Материалы «круглого стола») // Общественные науки и современность. 1993. № 3. - 4 с.

54. Должиков В.А. М. Бакунин о социально-психологическом облике сибирского купечества (50-60 гг. 19в.) // Предпринимательство в Сибири:

55. Материалы научной конференции. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1994. - С. 83-86.

56. Дробижева JI.M. Штрихи национального самосознания // Русские. Эносоциологические очерки. М., Наука, 1992. - 327 с.

57. Дубянская Г.Ю. Россия в координатах глобального времени: один из возможных вариантов ответа на его вызовы // Философия хозяйства. 1999. - №6.-С. 168-183.

58. Дугин А.Г. Дух постмодерна и новый финансовый порядок. Парадоксы постмодернизма. // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 94-104.

59. Дугин А.Г. Россия во времени и пространстве. Об импликациях постановки вопроса. // Философия хозяйства . 1996. - №6. - С. 222-226.

60. Жмуйда И.В. Исламские принципы в экономике Пакистана // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982. - С. 141-157.

61. Забер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. М., К.Г. Солдатенков. -1912.-341 с.

62. Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль // Философские исследования. -1993.-№1-2.-С. 5-12.

63. Завельский Т.Г. Хозяйство и духовность (контуры обобщения экономических теорий). М., 1999. - 32 с.

64. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., Изд-во Магистр, 1998. - 360 с.

65. Зарубина Н.Н. М. Вебер о влиянии индуизма на социально-экономическое развитие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1991. - 26 с.

66. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах // Вопросы философии. 2001. - №10. - С.45-57.

67. Зарубина Н.Н. «Русский путь» и восточная самобытность: сравнение типов хозяйственной ориентации // Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россияи Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996. -136-152 с.

68. Зиммель Г. Проблемы философии истории // Философия и общество. 1997.-№1.-С. 244-254.

69. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., Наука, 1994. - 443 с.

70. Зуев К.А. Рецензия. Тоффлер О. Сдвиг власти. Знание, богатство и насилие на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. - №7. - С. 184-191.

71. Зяблюк Р.Т. Парадигмы экономической науки // Экономическая теория на пороге XXI века / под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева. СПб, 1996.-С. 43-57.

72. Евстигнеева А.П., Евстигнеев Р.Н. Экономическая глобализация и постмодерн // Общественные науки и современность. 2000. - № 1. - С. 3-13.

73. Иванов А.В. Хозяйство будущего века (размышления философа) // Философия хозяйства. 2001. - №3. - С. 32-43.

74. Иванов А.В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. - №3. - С. 15-21.

75. Иванов Н.А. О некоторых социально-политических аспектах традиционного ислама // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. -М., 1982.-С. 72-91.

76. Иноземцев B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществознания // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 29-45. .

77. Иноземцев В. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973-2000) // Свободная мысль. 1999. - №8. - С. 20-42.

78. Ионова А.В. Тенденции разработки социально-экономической тематики современными мусульманскими теоретиками // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. 1993. - №8. - С. 74-92.

79. Индия и Китай: две цивилизации две модели развития // Мировая экономика и международные отношения. - 1988. - №4. — С. 36-45.

80. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Москва, 1985.-С. 357.

81. Казанцев Н.М. Цивилизационная трансформация России, или «Ванька-Встанька» российской государственности // Философия хозяйства. 1999. - №2.-С 166-177.

82. Как работают японские предприятия. Пер. с англ. Москва: Экономика. - 1989. - 262 с.

83. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. - №5. - С. 23-35.

84. Кара-Мурза С.Г. Россия в «глобализирующемся мире» // Философия хозяйства. 2000. - №1. - С. 148-158.

85. Кара-Мурза А.А. Общее и особенное в цивилизационно-формационном развитии человечества (проблемы методологии) // Цивилизация: теория, история и современность. М., 1989. - С. 105-118.

86. Кара-Мурза С.Г. Научная картина мира экономика хозяйства // Философия хозяйства. - 1999. - №1. - С. 21-38.

87. Кариз Х.М. Дух капитализма и экономическая этика // Этика бизнеса: Международные аспекты. -М.: Дело, 1992. С. 71-73.

88. Китай. Китайская цивилизация и мир: Материалы научной конференции, октябрь 1994 г. М., 1994. - 126 с.

89. Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. М., 1994. -146 с.

90. Козловски П. Этика капитализма. СПб., 1996. - 375 с.

91. Козловски П. Культура постмодернизма. М., Республика, 1997. -240 с.

92. Коновалов В.Н. Взаимодействие экономической и политической систем в современном обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1995. - 36 с.

93. Коррациори Г. Этика и экономика: вопрос открыт // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 17-28.

94. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №5. - С. 59-66.

95. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. М., Изд-во БЕК, 1999. - 462 с.

96. Кочетов Э.Г. Поворотный пункт в судьбе гуманитарной парадигмы // Философия хозяйства. 2001. - №3. - С. 154-160.

97. Кравченко А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социологические исследования. 1997. - №4. - С. 76-81.

98. Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI в. // Вопросы философии. 1993. - №7. - С. 40-57.

99. Краснянский Д.Е. К категориям «нация» и «этнос» // Философия и общество. М., 1998. - №6. - С. 161-169.

100. Кулакова О.Н. От этноса к нации // Человек, культура, цивилизация на рубеже I и III тысячелетий. Труды международной научной конференции 3-5 октября 2000 г. В 2-х т. Т. 2. - Волгоград, 2000. - С. 56-57.

101. Культин Э.С. Макс Вебер и Китай // Проблемы Дальнего Востока. -1990.-№3,5.-С. 15-29.

102. Кульков В. Российская самобытность: социокультурные аспекты экономической трансформации // Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы. М., 1995. - С. 34-45.

103. Культура и этика бизнеса: Материалы научной конференции. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1947. 202 с.

104. Ленк Г. Проблема ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. 1998. - №11. с. 30-37.

105. Лесков Л.В. Софийность философии хозяйства С.Н. Булгакова // Философия хозяйства. 2001. - №1. - С. 200-209.

106. Лукашевич ВВ., Пронина В.Н. Философия экономики. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 1998. - 68 с.

107. Любимова В.Ф., Монахов В.М. Методологические основания формирования современной экономической культуры: философское осмысление этики бизнеса. Новокузнецк, 1998. - кн. 1. - 149 с.

108. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. - №6. - С. 17-29.

109. Майминас Е.З. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1996. - №9. - С. 131-142.

110. Макаров С.П. Экономическая система и антисистема // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 38-47.

111. Макашова Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992. - №3. - С. 12-26.

112. Мамедов О.Ю. Россия и Запад: «экономика пространства» против «экономики времени» // Философия хозяйства. 2001. - №1. - С. 51-55.

113. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I. С.3-27.

114. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. IV, с. 291-321.

115. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитал») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26 (II). С. 3-648.

116. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42. - С. 41-174.

117. Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 гг. 4. II Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46 (II). - С. 3-392.

118. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. - С. 452.

119. Марков А.П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. -СПб., 1996.-С. 119-136.

120. Марьяновский В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия // Вопросы экономики. 1996. - №9. - С. 158-160.

121. Медведев В.А. Экономика России на перепутье: куда и как дальше двигаться? // Философия хозяйства. 1999. - №2. - С. 72-79.

122. Менталитет и культура предпринимателей России XVII XIX вв: Сб. ст. / Российская академия наук. Институт российской истории. - М., ИРИ, 1996.-215 с.

123. Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв): Материалы международной конференции 14-15 июня 1994 г. -М., РОССИЭН, 1996. - -439 с.

124. Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России (под ред. И.Г. Дубова). М., 1997. - 215 с.

125. Модель И.М., Модель Б.С. Предприниматель: культура богатства. -Екатеринбург: УрОРАН., 1996. 192 с.

126. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994. - 215 с.

127. Морита А. Сделано в Японии. М., 1990. - 283 с.

128. Моритани М. Современная технология и промышленное развитие Японии. М., 1986. - 247 с.

129. Моришама Митио. Почему Япония преуспела? М., 1992. - 246 с.

130. Неклесса А.И. Финансовый мир: реальные следствия виртуальных стратегий // Философия хозяйства. 1999. - №2. - С. 52-60.

131. Неклесса А.И. Pax Economicana // Философия хозяйства. 1999. -№1. - С. 104-118.

132. Николаев А.Б. Противоречия вхождения российской экономики в мировое хозяйство // Философия хозяйства. 1999. -№1.-С. 161-172.

133. Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. - 92 с.

134. Нуреев P.M. Россия в третьем эшелоне развития капитализма («дорожные размышления») // Философия хозяйства. 2000 - №3 - С. 29-41.

135. Нуриахметова Ф.М. Эволюция социально-экономической доктрины ислама: традиции и современность. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Москва, 1994. - 26 с.

136. Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос // Вопросы философии. 1993. - №8.-С. 7-17.

137. Ольсевич Ю. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики.—1996—№9—С. 117-131.

138. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., Изд-во МГУ, 1990. -382 с.

139. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. М., Юристъ, 2000. -267 с.

140. Осипов Ю.М. Между реальностью и виртуальностью по пути мифотворчества и обновления (научная экономия под критическим углом зрения) // Философия хозяйства. 1999. №2. - С. 20-31.

141. Осипов Ю.М. Экономическая цивилизация и философия хозяйствования // Экономические стратегии. 1999. - №1. - С. 25-34.

142. Организация труда и трудовая этика. М.: РАН, 1993. - 156 с.

143. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М, 1991.-543 с.

144. Павлов К. Этноэкономика как научное направление // Общество и экономика. 2000. - № 11. - С. 31 -41, - №2. - С. 46-59.

145. Панарин А.С. Возвращение в цивилизацию или «формационноеодиночество» // Философские науки. 1991. - №8. - С. 76-81.

146. Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические взрывы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. - №12. - С. 62-74.

147. Панарин А.С. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. 1995. - №7. - С. 71-77.

148. Парсонс Т.О. Структура социального действия. М., 2000. - 415 с.

149. Петраков А.А. Философия и экономика труда // Новые идеи в философии. Пермь, 1996. - Вып. 4. - С. 44-96.

150. Петров И.Г. Материальное и нематериальное (идеальное: дух, личность, общество) // Философия хозяйства. 1996. - №1. - С. 35-39.

151. Петрова И.А. Особенности цивилизационного развития России в этническом времени. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Волгоград, 2000. - 32 с.

152. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: современные концепции // Общественные науки и современность. 1998. - №3. - С. 97-105.

153. Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 82-88.

154. Платонов О. «Русский путь» в экономике // Русский путь в развитии экономики: Сборник статей. М., 1993. - С. 89-100.

155. Портяков В.Я. Традиция и рыночная экономика в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1996. - №3. - С. 45-57.

156. Посадский А.В. Диалектика общинного и индивидуального на пределе экстенсивного развития (стереотипы сознания и поведения саратовского крестьянства, 1861-1920 гг.) // СОЦИС. 2000. - №4. - С.83-92.

157. Постмодернизм и культурные ценности японского народа (научно-аналитический обзор). М., ИНИОН, 1995. - 53 с.

158. Преодоление времени: По материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н. Булгакова / Под ред. Ю.М. Осипова, В.М. Кулькова. Е.С. Зотовой. М., ТЕИС. - 1998. - 570 с.

159. Радаев В.В. Экономика России в актуальном времени // Философия хозяйства. 2001. - №1. - С. 55-60.

160. Радаев В.В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. 1997. - №4. - С. 64-73.

161. Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса // Вопросы философии. -1991.-№2.-С. 25-36.

162. Рачков П. А. Философия, философский подход и экономическая теория (приключения понятий) // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 62-77.

163. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденция мирового развития. Новосибирск, 1992. - 346 с.

164. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроэкономических парадигм // Вопросы философии. 1999. - №2. - С. 3-23.

165. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. - 237 с.

166. Российская ментальность (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 25-54.

167. Рудаков С.И. Методологические аспекты новой парадигмы в экономике // Новые идеи в философии. 1996. - Вып. 4. - С. 82-88.

168. Русские. Этносоциологические очерки. М., Наука, 1992. - 222 с.

169. Русский народ: историческая судьба в XX столетии («Круглый стол») // Вестник МГУ. Серия 8. История, 1993. 45 с.

170. Русская философия собственности. XVIII XX. - С.-Петербург, 1993.-475 с.

171. Рязанов В.Т. Уроки кризиса и выбор стратегии экономического развития России // Философия хозяйства. 1999. - №2. - С. 103-127.

172. Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство // Россия между Европой и Азией: Европейский соблазн. Антология. М., Наука, 1993. - С. 131-161.

173. Сакайя Т. Что такое Япония? М., «Партнер Ко ЛТД», 1992. - 347 с.

174. Седова Н.Н. Человек этнический. - Волгоград, 1994. - 82 с.

175. Селезнев A.M. Философско-исторические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса на периодизацию всемирной истории // Философия хозяйства. -1996.-№6.-С. 143-154.

176. Селиванов А. Прибыль и нравственность // Риск. 1996. - № 10-11.-С. 54-81; 1997. - №1. - С. 62-66.

177. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., Интерпракс, 1994. - 608 с.

178. Скаковская Л.В. Социальные параметры этничности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Волгоград, ВолГУ, 1998. 23 с.

179. Скотт Д. Моральная экономика крестьянства как этика выживания // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия / сост. Т. Панин. М, 1992. - С. 81-94.

180. Срыпник В.И. Философия российской двухполюсной социально-экономической системы целостного и гармоничного развития общества. -Москва, 1999.-27 с.

181. Современный экономический словарь (сост. Б.А. Розберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева). М.: ИНФРРА, 1999. - 494 с.

182. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. - 543 с.

183. Старостина Ю.П. Современный буддизм и проблемы социально-экономического развития в Южной и Юго-Восточной Азии (научно-аналитический обзор). М., ИНИОН, 1985. - 47 с.

184. Степин В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995. - №7. - С. 74-82.

185. Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 34-37.

186. Тавровский Ю. «Японское чудо» японский характер // Азия и Африка сегодня, 1990, №4. - С. 75-84.

187. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // СОЦИС. 1998. - №4. - С. 53-60.

188. Тань Е. Китайская национальная культура и модернизация // Вопрсы экономики. 1994. - №7. - С. 141-154.

189. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4. - С. 3-28.

190. Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологичеекой перспективе // Вопросы философии. 1990. - № 12. -С. 9-12.

191. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., Прогресс, 1991. - 736 с.

192. Тоффлер А. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. - С. 76-90.

193. Тлеуж А.Х. Проблема социальной справедливости в процессе перехода к рыночной экономике: философско-социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 1995. - 21 с.

194. Традиционные структуры и экономический рост в Индии. М., 1984.-247 с.

195. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2000. - №1. - С. 3-32.

196. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты // Вопросы философии. 1992. - №1. - С. 3-30.

197. Тринь Вьет Нго. Взаимодействие политических и экономических интересов в нестабильном обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 1994 . -16 с.

198. Тутов Л.А. Субъект и объект управления в философии хозяйства // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. - № 3. -С. 36-45.

199. Усов В.Н. Способы методологического воздействия философии на бизнес // Проблемы человека в историческом процессе. Челябинск, 1999. -С. 84-91.

200. Фадеева И. Традиционализм и модернизация // Азия и Африка сегодня. 1994. - №2. - С. 63-70.

201. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики // Вопросы философии. 2001. - №10. - С. 27-44.

202. Франк С. Л. Крушение кумиров. Соч. М., Правда, 1990. - С. 113-183.

203. Франк С. Л. Непостижимое. Соч. М., Правда, 1990. - С. 183-603.

204. Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. 1996. - №3.

205. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. - 315 с.

206. Фромм Э. Иметь или быть. М., Прогресс, 1990. - 426 с.

207. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. - №3. - С. 134-147.

208. Фурман Д.Е. «Капитализмы» тоже бывают разные. Круглый стол «Трудовая этика как проблема отечественной культуры» // Вопросы философии. 1992. -№1. - С. 7-8.

209. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. - №1. - С. 33-49.

210. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как социальная наука // Теория и история экономических и социальных институтов и систем JNESIS. Т. I., Вып. I. - 1993.

211. Хлынов В. Япония: становление новой модели управления трудом // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - № 2. - С. 102-110.

212. Хорос В. Постиндустриальный мир: надежды и опасения (к постановке проблемы) // МЭ и МО. 1998. - №12.—С.5-18.

213. Цивилизации или формации? (Материалы «круглого стола»)// Вопросы философии—1989-№10, С. 3-31.

214. Цыганков А.П. Национальная идентичность и политико-экономические стратегии в постсоветском пространстве // Вопросы философии. 2001. - №12. - С. 16-28.

215. Цюрхер К. Звездные войны: постмодернизм и становление цивилизаций // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С. 91-97.

216. Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методические замечания // ПОЛИС. -1999. №6.-С. 105-118.

217. Чаянов А.В. Что такое аграрный вопрос? М., 1917.-251 с.

218. Чекмарёв В.В. Экономика пространства как объект и предмет экономической науки // Философия хозяйства. 2000. - №3. - С. 72-79.

219. Шахин Т. Наследие А. Чаянова // Вестник с/х наук. М., 1989. - №2. -С. 135-138.

220. Шпакова Р.П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме // Социологические исследования. 1992. - №12. - С. 126-132.

221. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. - 1347 с.

222. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. - 350 с.

223. Экономическая теория на пороге XXI века. СПб., 1996. - 256 с.

224. Этика бизнеса. Межкультурные аспекты (Материалы Международного симпозиума. Москва, 11-14 июня 1991 г.). М., 1992. -179 с.

225. Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность. Средневековье. Современность. -М., ИВИ, 1997. 153 с.

226. Япония в сравнительных культурологических исследованиях. Реферативный сб-к. М., 1970. Ч. 2.-120 с.

227. Японский феномен. М., 1996. - 215 с.

228. Яхшиян О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России. М., 1996. - С. 76-85.

229. Bella R. Tokugowa. Religion: the values of Preinindustrial Japan. -Clencce, 1957.- 115 p.

230. Wallerstein Y. World System Analysis. Jn: Social Theory Today. Cambrige. England, 1988. 90 p.

231. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. -N.J., 1973.

232. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs, 1966, p. 1.

233. Итиро Одзава. Нихон Кайузо Кэйкаку (программа перестройки Японии (на японск. языке). Токио, Коданса, 1993.

234. Fridman L. Cultural Identity and Global Process. L., Thousand Oaks, New Delhi, 1996.

235. Moddie A.D. India in Search of Ualues. New Delhi, 1987, 89 p.

236. Naredo J.M. La economia en evolucion. Historia у perspectivas de las categorias basicas del pensamiento economico. Madrid, 1996.

237. Palan R., Abbott J. State Strategies in the Global Political Economy. L., 1999.

238. Parsons T. The Evolution of Societies. Ed and Introductions of Y. Toby. Prentice Hall, 1977.

239. Ritzer G. The Macdonaldization of Society. An Investigation into the Changing Character of Contemporary Social Life. Thousand Oaks, California L., New Delhi, 1996.

240. Schumacher E. Buddhist Economics // Asia. A. Handbook. N.J. / 1966.

241. Turner W. The Rise of Western Rationalism. Max Weber's Development History / Berkeley, Los Angeles, L., 1981. 112 p .

242. Touraine A. Modernity and Cultural Specificities / International Social Science Journal, Nov., 1988, № 118: Modernity and Identity: A Symposium.

243. Транснациональные компании и этика бизнеса // Reitaku J. Interdiscip. Stud. 1997. - 5, - №2. - С. 179-346 (яп.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.