Социально-философские основания комического социо-демографических и этнокультурных групп тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Осьмушина, Анастасия Андреевна

  • Осьмушина, Анастасия Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 211
Осьмушина, Анастасия Андреевна. Социально-философские основания комического социо-демографических и этнокультурных групп: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2017. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Осьмушина, Анастасия Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. КАТЕГОРИЯ КОМИЧЕСКОГО В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1 Теории/понятие комического и его социальный потенциал в западной философии

1.2 Социальное содержание теорий комического в русской философии

1.3 Объект и предмет комического как социального 40 феномена

1.4 Социальное содержание антитезы комического

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ

КОНТЕКСТЫ КОМИЧЕСКОГО

63

2.1 Генез комического в обществе

2.2 Классификация форм комического в социальном аспекте

2.3 Социальные контексты феномена комического

2.4 Социальные функции комического

Глава 3. КОМИЧЕСКОЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149 СОЦИО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП

3.1 Этнокультурные основания комического

3.2 Социально-групповые основания комического

3.3 Комизация религии как социального явления

Заключение

Список использованных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания комического социо-демографических и этнокультурных групп»

Введение

Настоящее исследование посвящено изучению комического в рамках социальной философии.

Актуальность диссертационной работы обусловлена следующими моментами:

Комическое представляет собой неотъемлемую часть общественной жизни, важнейший инструмент общественного функционирования и средство взаимодействия общественных групп. В настоящий момент существует множество теорий, посвященных различным аспектам комического. Однако существующие социально-философские концепции комического противоречат друг другу, а также не охватывают все социальные группы. Настоящее исследование посвящено социально-философскому анализу комического основных социальных групп и ориентировано на получение новейших результатов в рамках социально-философского исследования комического, позволяющих заполнить существующие в современной теории комического пробелы и объединить разрозненные философские положения в единую модель.

Социально-философские основания и содержание комического в целом и комического различных общественных групп остаются малоизученными, тема нуждается в дальнейшем и углубленном рассмотрении. Наша работа имеет целью заполнить этот пробел.

Нельзя не отметить, что в современной социальной философии отсутствуют единые общепринятые определения комического и смешного, что вызывает терминологическую путаницу. Комическое рассматривается как часть области смешного, исключающая пороки, глупости, нелепости, заблуждения (Г. Гегель [33]) или явления вредные, опасные (Б. Дземидок [46]). Комическое выделяется как часть сферы смешного, имеющая социальную значимость (Ю. Б. Борев [22]). Комическое и смешное трактуются как области, имеющие общее поле значений, в которое не входят следующие комические явления: резкая обличительная сатира,

некоторые остроты, комическое, обусловленное исторической эпохой, причем под категорией комического понимается эстетически и социально значимое смешное (А. А. Сычев [113]). «Области смешного и комического имеют общий смысловой фон, но различаются в некоторых частностях» [113, с. 65]. Настоящее исследование предлагает дефиниции комического, смешного и нацелено на создание единой модели комического в рамках социальной философии. Мы предлагаем в качестве основного критерия разграничения субъективность/объективность оценки.

Кроме того, источник комического в рамках социальной философии изучен недостаточно, мнения исследователей противоречивы. Одни философы называют в качестве вероятного пути генеза комического сублимацию агрессии (А. Бергер [151], Дж. Боскин и Дж. Доринсон [152], Н. Н. Зарубина [56], А. Г. Козинцев [70], К. Лоренц [79], Л. Раппопорт [168], В. Раскин [169]. Другие полагают, что в основе комического лежит радость (Б. Дземидок [46], К. Дэвис [154], Л. В. Карасев [61], Г. Сковорода [108], Г. Л. Тульчинский [121]). В качестве источника комического в разные времена также предлагались различные категории.

Наше исследование имеет целью подробно изучить генезис и источники комического и смеха. Мы полагаем, что комическое всех социальных групп лишено агрессии; важную роль в создании комического играют также мгновенность оценки (догадка), социальный характер явления, противоречие нормативно-ценностной системе здравого смысла. Комическое предполагает оценку событий в модели повседневно-обыденного здравого смысла. Смех представляет собой физическую реакцию на радость догадки о несоответствии субъекта комического нормативно-ценностной системе здравого смысла.

Также в рамках современной социальной философии формы и функции комического определяются неполно и несистемно. Наше исследование нацелено на систематизацию функций комического и классифицирование форм комического. Основной принцип нашей классификации - соответствие

используемой формы комического специфики жизнедеятельности и дейксису социальных групп: социально-экономических, социально-политических, социально-демографических, социально-культурных, социально-этнических. Лингвистическое выражение социальности в комических текстах также не подвергалось изучению. В настоящей работе исследуется социальный контекст дейксиса а аспекте комического и устанавливается связь социальности и языкового ее воплощения посредством социального комического дейксиса.

Необходимо также отметить важность исследования комического для понимания глубинных процессов формирования духовных и моральных ценностей в человеческом обществе. «Начинаясь, отталкиваясь от «инстинкта должного», от нормативно-ценностных представлений и установок, смех ориентирован на дискредитацию отклонений от этих представлений и установок» [121, с. 34]. Различные формы комического как способ хранения и передачи информации имеют несомненное воспитательное и эстетическое значение.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определить категории комического и смешного с позиций социальной философии, выявить их содержание, основания, источник, формы и функции, проанализировать содержание и основания комического социальных (гендерных, демографических, профессиональных, этнических) групп.

Эти вопросы и определили выбор темы, предмета, цели и задач исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема комического нашла отражение в многочисленных трудах российских и зарубежных авторов. Исследования комического имеют давнюю традицию, начинающуюся в эпоху Античности (Аристотель [6], Платон [96] и др.), когда были предложены первые определения комического и предприняты попытки анализа содержания комического и смешного. Философы Средневековья (Ф. Рабле [101], Э. Роттердамский [142]) основали традицию рассмотрения комического и смеха через категорию радости. В Новое время была разработана теория превосходства, а также выявлены такие социально-философские основания комического, как

свобода и необходимость, реальность и иллюзорность, ничтожность (Г. Гегель [33], Т. Гоббс [38], И. Кант [60] и др.). «Внезапная слава - есть страсть, производящая те гримасы, которые называются смехом», - отмечал Т. Гоббс [38, с. 43]. «Во всем, что вызывает веселый неудержимый смех, должно заключаться нечто бессмысленное», - писал И. Кант [60, с. 206]. Философы XIX и XX веках особое внимание уделяли социальности комического, неразрывной связи категорий комического и смеха с человеком и обществом (А. Бергсон [17], Б. Дземидок [46], К. Маркс [87]). В настоящее время исследования комического и смеха отличает большой диапазон мнений касательно природы и функций указанных категорий. Существуют онтологический, гносеологический, аксиологический, этический, эстетический, психофизиологический и социально-философский подходы к рассмотрению теории комического, в рамках которых разрабатываются следующие проблемы: карнавальный смех, народная смеховая культура (М. М. Бахтин [10]), ритуальный смех (В. Я. Пропп [99], М. Т. Рюмина [103]), связь комического с категорией понимания (А. А. Сычев [113]), комическое различных социальных групп (А. В. Дмитриев [48], А. А. Сычев [113]), источник комического (А. Бергер [151], К. Дэвис [154], Л. Раппопорт [168] и др.), комическое как разновидность оценки (М. Р. Желтухина [55]), связь комического с общественной нормативно-ценностной системой (Г. Л. Тульчинский [121]): «...смешное - характеристика не объекта и не субъекта смеха, а их взаимосвязи, отношения между ними. Причем взаимосвязи принципиально социальной. простого наличия нормативно-ценностной установки, «инстинкта должного» для возникновения смеха недостаточно. Необходимо также отклонение в действительности от этого должного, несоответствие ему» [121, с. 22-23]. Важное значение для нашего исследования имеет диссертационная работа «Смех как феномен культуры: философско-этический анализ» (А. А. Сычев) [115], выполненная в рамках в рамках этики, а также «Смех как социокультурный феномен» (А. А. Сычев) [114] и «Социальная природа смеха» (С. А. Троицкий) [117], выполненные в рамках социальной философии. Также нельзя не отметить диссертационное исследование

«Комическое в мордовской литературе» [43], выполненное В. И. Деминым в рамках литературоведения, а также монографию Н. Г. Юрченковой «Мифология в культурном сознании мордовского этноса» [145].

В качестве объекта исследования выбрана категория комического. Это обусловлено тем, что комическое является средством выражения и регулирования социальных отношений. Предмет исследования - основания комического социально-демографических и этнокультурных групп.

Цели исследования - выявить социально-философские основания категории комического социально-демографических и этнокультурных групп.

Для достижения целей диссертационного исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:

- определить теоретико-методологические основания изучения понятия «комическое» в зарубежной социально-философской мысли

- определить теоретико-методологические основания изучения понятия «комическое» в отечественной социально философской мысли

- определить объект и предмет комического как социального феномена

- выявить социальное содержание антитезы комического

- проанализировать генезис комического

- классифицировать формы комического в социальном аспекте

- проанализировать социальные контексты комического

- определить социальные функции комического

- выявить этнокультурные основания комического

- определить социально-групповые основания комического

- выявить социально-философские основания комизации религий

Гипотеза исследования состоит в том, что радость, вызванная избыточной

жизненной энергией и информацией, находит воплощение в виде моделей понимания и оценки пороков разных социальных и этнических групп, нарушения социальной нормы, которые формализуются посредством социального комического дейксиса и имеют иллокутивную силу и перлокутивный эффект формирования ненависти к пороку и любви и стремления к добродетели.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении интегрального социально-философского анализа комического этнических, профессиональных, гендерных, демографических и религиозных общественных групп. В ходе исследования создана модель социального содержания антитезы комического и ее реализации в модели социального и лингвистического дейксиса, как формы комического в социальной жизнедеятельности, дифференцируя последнюю в отношении социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально религиозных групп в социальной структуре общества. Соответственно жизнедеятельности эти групп создана оригинальная система классификации форм комического именно в области социальной жизнедеятельности человека.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. В западных теориях А. Бергсона [17], Г. Гегеля [33], Т. Гоббса [38], К. Маркса [87], Г. Спенсера [112], З. Фрейда [127], А. Шопенгауэра [138] и др. комическое и смешное получают эстетические, этические, психофизиологические и социально-философские интерпретации. Ведущим является прагматико-деиксисный подход к изучению комического и положительная его оценка как средства регулирования общественных связей, в то время как отечественные теории комического В. Г. Белинского [11], Ю. Б. Борева [22], Н. В. Гоголя [39], А. В. Луначарского [82], В. Я. Проппа [99], Н. Г. Чернышевского [132] и др. отличаются политико-обличительным подходом и преобладающей отрицательной оценкой как средства искоренения пороков, нормирования, общественного развития.

2. Критерий разграничения категорий комического и смешного -относительная объективность (обусловленность общепринятой оценкой) / субъективность (обусловленность оценкой референтной группы индивида). На основании критерия социальной обусловленности и социального значения выделяются два вида смеха, которым присвоены термины «смех социальный» и «смех природный». На основании различных подходов (гносеологического, онтологического, полодемографического, эволюционного и др.) выделяются

различные варианты объекта и предмета комического и смеха. Источник комического - радость, избыточная жизненная энергия и информация. Смешное - обусловленная референтной группой индивида (субъективная) оценка социального явления, события или поведения, противоречащего нормативно -ценностной системе субъекта, но в нормативно-ценностной системе объекта являющегося логичным и ожидаемым, что вызывает у субъекта радость догадки о нарушении нормы и собственном социальном превосходстве над объектом, получающую выражение в смехе. Комическое - социально-групповая (относительно объективная) оценка социального явления, события или поведения, противоречащего здравому смыслу, присущему данной общности, как способного быть смешным (вызывать смех).

3. На основании различных критериев можно выделять различные антитезы комического, имеющие разное социальное содержание. На основании критерия оценочности, по эмоциональной окраске и по отношению к дезидеративной норме антитезой комического является возвышенное (социальное содержание -сосредоточение силы и энергии в жизненной борьбе за идеал); в системе дискурса дейксиса антитеза комического - нормальное. Разным видам смеха соответствуют разные антитезы: социальная антитеза природного смеха - страдание, социального смеха - благоговение (социальное содержание - страх и трепет тождества с бесконечным и безмерным). Социальное содержание нормального как антитезы комического - мера качества, количества жизни и мера справедливости.

4. Классификация форм комического в социальном аспекте возможна на основании различных критериев: по объекту и субъекту комизации (по социальным стратам), по социальным контекстам, по историческим периодам. На основании различного характера отношения субъекта к объекту комического, степени и формы отклонения от нормы (а также вида и значимости этой нормы), эмоциональной насыщенности, оценки субъекта объектом, вида перлокутивного эффекта и отражения различных социально-философских категорий мы выделяем следующие формы комического: юмор, иронию, сатиру, сарказм, самоиронию,

благг. Различные формы комического служат диагностике деиктических ситуаций в коммуникации, в системе социально-комических оценок, выявляющих отклонение от социальной норматики, вызывая определенный перлокутивный эффект, который за счет эмоциональной основы переживаний форм комического формирует любовь к добродетелям и коллективности и ненависть и презрение к порокам и формам отклонения от социальной норматики в коллективе. Комическое и смешное представляют собой разновидность оценки, точнее, систему оценок, включающей оценки адмиративные, пейоративные, мелиоративные, дезидеративные, ингерентные и адгерентные, оценки устремления (предоставления, причинения, лишения, терпения, совместимости), алетические, деонтические, абсолютные и относительные. Комическая оценка соединяет оценки: смешно/не смешно/безразлично, плохо/хорошо/безразлично, желательно/нежелательно/безразлично. Ингерентная оценка усиливает выразительность комизации, адгерентная оценка усиливает изобразительность, формируя процесс комизации, драматизации и трагизации в визуализации изображения ситуации образно и вербально, цель которых - вызвать любовь к добродетелям и ненависть и презрение к порокам и соответствующим индивидам и социальным ролям. Мелиоративные оценки выражаются юмористически в самоиронии, пейоративные - иронически, в сатире, сарказме. Пороки моделируются пейоративной оценкой. Адмиративная оценка позитивна, если она не комическая и отрицательна, если она комическая. Комическое как система оценок формирует уважение и стремление к добродетелям и чувство вины, стыда, ненависти и презрения к порокам. Такие формы комического как юмор, самоирония и отчасти ирония способствуют формированию стремления к добродетели, благг вызывает чувство стыда и вины, сатира формирует ненависть и сарказм - презрение к пороку. Социальными объектами для различных форм комического служат: общественные страты, группы и слои - сатиры, ничтожность человека - сарказма, пороки и добродетели - юмора, нарушение здравого смысла и несоответствие результатов целям - иронии. Функции форм комического, как и общественное отношение к использованию различных форм комизма

претерпевают изменения с течением времени и с изменением общественной формации.

5. Социальные основы комического состоят в комизации отношений идентичности и дифференциации, антагонизма истины и лжи, равенства и неравенства, справедливости и несправедливости, справедливости и эффективности (эффективность уступает справедливости), свободы и рабства/холопства, общего и личного блага, правильности и личного блага (личное благо уступает правильности), чувства собственного достоинства и его отсутствия, способности и неспособности решения, а также противоречии статусов различных социальных групп, узурпации ресурсов и власти, ложности оценок и самооценок, фальсификации чувств и ощущений, оценки будущего. Комизируются все социальные отношения. Средством выражения социальных контекстов и социальных процессов, языковым воплощением социальности является социальный комический дейксис, включающий в себя индикативный и номинативный. Комизации подвергаются случаи несовпадения действительной и референтной социальных групп индивида; несоответствие номинативного и индикативного дейксиса, отражающее несоответствие поведения участников коммуникативного акта их социальным ролям; неверная оценка ситуации (относительный дейксис, не соответствующий ситуации), несоответствие иллокутивного намерения и перлокутивного эффекта, а также невыполнимости иллокутивного намерения, содержащихся в социальном дейксисе. Функции социального комического дейксиса: выявление идентичностей и идентификации (я/мы и вы/они), определение истинности/ложности выводов и соответствие социальных групп и личностей нормативно-ценностной системе здравого смысла, выявление деградации языково-речевой функции референтных групп и личностей (пиджизации и креолизации языка и прекращение его развития). Иллокутивная сила социального комического дейксиса (выявление подлинных и лживых намерений) проявляется в лингвистической, социальной, психологической (суггестия) форме. Перлокутивный эффект (интенция осмеяния порока и

восхищения добродетелями) достигается посредством тропов, метатропов, стереотипов, коллективных верований.

6. Различные формы комического выполняют многочисленные и разнообразные социальные функции. Выделяются также гносеологические функции комического (выявление социальных конфликтов, что включает оценку социальных явлений и ситуаций, обличение и санкционирование несправедливости, несоответствия истине), онтологические функции комического (общественный контроль, уравнивающая функция, социализация и индивидуализация, нормирование, укрепление общественной солидарности, развлекательная функция, терапевтическая функция, коммуникативная (с подфункциями интеграции и дифференциации), игровая); логические функции комического (обличение ошибок логики и мышления, в том числе нарушения здравого смысла, с подфункцией выявления глупости); логико-лингвистическая функция комического (декодирование текста, реализуется в виде следующих подфункций: гедонистической, оценочной/стереотипической, манипулятивной); историческая функция комического (обличение противоречий индивидуальной и коллективной памяти и причин, стоящих за этими противоречиями (самообмана или навязывания неадекватных оценок прошлого)). Различные функции комического соответствуют различным видам деятельности: онтологические -деятельности предметной, логические - живой, логико-лингвистические -субстанциональной, исторические - адстратной деятельности, гносеологические -деятельности в целом. Комическое как явление, принадлежащее равно языку и социуму, имеет также индикативную и номинативную функции, состоящие в указании на несоответствие/порок и наименовании его соответственно. Социальные функции этнического комического - формирование идентичности и идентификации и выявление странности, связанной с отклонением от разумного и расширенного воспроизводства этноса в своем месторазвитии. Функции комического социальных групп - нормирование, выявление противоречия здравому смыслу, интеграции и дифференциации. Функции профессионального комического - дифференциация социальных групп и внутригрупповая интеграция

посредством позитивной кооперации. В рамках гендерного комического комизация мужчинами женщин выявляет отношения величия-ничтожности, глупость женщин, комизация женщинами мужчин имеет содержанием доминирование мужчин, их глупость и жесткость, не мужественность, но феминизацию, как и маскулизацию женщин. Социально-философские основания комизации религий: здравость/нездравость веры, истина/ложь, заблуждение, глупость, величие/ничтожность, конфликт социальных ролей.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность общенаучных методов познания: метод анализа первоисточников, который позволил нам выполнить теоретическое обобщение основных характеристик, форм и функций комического и смешного, а также критериев их разграничения, выделенных предшественниками, и обнаружить области, требующие дальнейшего исследования; метод сравнения, который помог нам выявить сходства и концептуальные различия между исследуемыми понятиями (комическим, смешным, формами и функциями комического, комическим различных социальных групп и др.); метод обобщения, который позволил нам выделить наиболее общие характеристики изучаемых явлений и перейти к их классификации; метод классификации, который помог систематизировать имеющееся ранее и полученное нами знание; метод интерпретации, использованный для выявления содержания исследуемых образцов комического; метод количественно-качественного анализа, позволивший провести анализ эмпирических образцов и обработку результатов этого анализа; метод синтеза, использованный нами для формулирования гипотезы и задач исследования, создания новых терминов, дефиниций и формирования нового научного знания.

Теоретической основой исследования послужили труды философов, посвященные исследованию комического (А. В. Дмитриева [48], А. А. Сычева [113], Г. Л. Тульчинского [121], К. Дэвис [154]). При создании модели лингвистического выражения социальности посредством дейксиса теоретической основой послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов (М. Р. Желтухиной [55], Ч. Филлмора [159]). В создании нашей работы мы

опирались на концпеции, изложенные в монографии А. Б. Тугарова и У. О. Петряшкиной «Гендерный аспект практической социальной работы» [118], статьях А. Б. Тугарова «Гендерная праксеология как феномен социально-философской мысли» [119] и «Философия феминизма как общая методология исследования гендерных отношений» [120], Ф. С. Файзуллина «Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике» [123], «Этническое сознание и этническая идентичность» [124], Чекушкиной Е. Н. «Социальная рефлексия как механизм общения, диалога, коммуникации» [131], Зейналова Г. Г., Мартыновой Е. А., Костиной Р. Г. «Культура диалога: проблема границы» [57]. Эмпирической базой исследования, учитывающей характер и цели исследования, послужили тексты художественной литературы и фольклорные произведения. Достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выводов обеспечиваются репрезентативностью проанализированного материала.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке автором концептуальных положений теории комического. Аналитический материал и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научной работе при дальнейшем изучении категории комического.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Выводы и отдельные идеи диссертации выносились на обсуждение на конференции Х Всероссийской научно-практической конференции: Машиностроение: наука, техника, образование (2014), а также в 3 статьях в периодической научной печати и сборниках научных трудов (2015-2016 годы). Основные результаты и положения работы опубликованы в 4 статьях по теме диссертации в научных журналах, рекомендованных ВАК России, в 2016 году, в том числе в одном из журналов, входящих в базу данных Scopus. Общий

объем лично выполненных соискателем публикаций по теме диссертации составляет 3,25 п.л.

Соответствие паспорту специальности. Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта специальности научных работников ВАК: 09.00.11 - Социальная философия: п. 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей, п. 22. Социально-философские аспекты анализа дифференциации и стратификации социальных групп, п. 24. Источники и механизмы социокультурного изменения, п. 32. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Осьмушина, Анастасия Андреевна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аврелий Августин (Блаженный). О граде Божьем / Аврелий Августин (Блаженный). Составление и подготовка текста к печати С. И. Еремеева. - В 4 т. -Т. 4. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 592 с.

2. Аврелий Августин (Блаженный). Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн: Харвест, 1999. - 1598 с.

3. Айер, А. Дж. Язык, истина и логика / А. Дж. Айер. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. - 240 с.

4. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 225 с.

5. Антоний Великий. Наставления святого Антония Великого / Антоний Великий. Пер. с греч. святителя Феофана Затворника // Добротолюбие. - В 5 т. - Т. 1. - 4-е издание. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. - С. 16-144.

6. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель; предисл. Д. Миртова. - Минск: Литература, 1998. - 1391 с. (Серия «Классическая философская мысль»)

7. Аристофан. Комедии. Фрагменты / Аристофан. - М.: Наука, Ладомир, 2008. - 1040 с. (Серия «Литературные памятники»)

8. Ахиезер, А. С. Смех - серьезность / А. С. Ахиехер // Россия: критика исторического опыта: в 3 ч. - Ч. 3. - М.: Философское общество СССР, 1991. - С. 341-344.

9. Барендт, Э. Свобода слова и религия: светские и религиозные концепции истинности / Э. Барендт // Сравнительное конституционное обозрение. -Учредитель и издатель: Институт права и публичной политики. - № 4 (57) 2006. -С. 87-96.

10. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М.: Худож. лит., 1990.— 543 с.

11. Белинский, В. Г. Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова... рукопись XVIII века / В. Г. Белинский // Собрание сочинений в 9 т.

- Т. 4. - М.: «Художественная литература», 1979. - с. 498-499.

12. Белинский, В. Г. О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч. в 13 т. - Т. 2. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953 - С. 123-177 .

13. Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») / В. Г. Белинский // Собрание сочинений в 9 т. - Т. 1 - М.: «Художественная литература», 1979. - С. 259-307.

14. Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч. в 13 т. - т. 5. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. - С. 7-68.

15. Белянин, В. П. Чёрный юмор. Антология / В. П. Белянин, И. А. Бутенко // Министерство культуры РФ, Российская Академия наук, Российский институт культурологии. - М.: ПАИМС, 1996. - 192 с.

16. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. -

448 с.

17. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. / А. Бергсон. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с.

18. Бернштам, Т. А. Феномен «смех-плач» в русской народно-православной культуре / Т. А. Бернштам // Христианство в регионах мира. - СПб.: Наука, 2008.

- Вып. 2. - С. 298-376.

19. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета канонические: Современный русский перевод. - М.: Российское библейское общество, 2011. -1408 с.

20. Боккаччо, Дж. Декамерон / Дж. Боккаччо. - М.: Художественная литература, 1970. - 726 с.

21. Борев, Ю. Б. Комическое / Ю. Б. Борев. - М.: Искусство, 1970. - 269 с.

22. Борев, Ю. Б. О комическом / Ю. Б. Борев. - М.: Искусство, 1957. - 232 с.

23. Борев, Ю. Б. Эстетика: в 2 т. / Ю. Б. Борев. - 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.

24. Бретон, А. Антология черного юмора / А. Бретон; перевод, комментарии, вступительная статья С. Дубина. - М.: Carte Blanche, 1999. - 544 с.

25. Бюлер, К. Теория языка: Репрезентативная функция языка / К. Бюлер. -М.: Прогресс, 1993. - 501 с.

26. Вершина, В. Смех в контексте несмешного / В. Вершина, А. Михайлюк // Докса. Зб1рник наукових праць з фшософи та фшологп. - Одеса: ОНУ iм. I. I. Мечникова, 2004. - Вип.5. - С. 125-133.

27. Вольф, Е. М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» / Е. М. Вольф // Вопросы языкознания. - 1986. - №5. - С. 98-106.

28. Воркачев, С. Г. Субъективная модальность высказывания в испанском языке: дис. д-ра филолог. наук: 10.02.05 / С. Г. Воркачев. - Краснодар., 1990. -438 с.

29. Воркачев, С. Г. Оценка, модальность, безразличие: субъективность в языке / С. Г. Воркачев, Е. А. Жук, С. А. Голубцов // Язык и антропологические сущности / отв. ред. Г. П. Немец. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997. - С. 216-259.

30. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - 368 с.

31. Гагаев, А. А. Философская и культурно-типическая антропология. Русский космо-психо-логос. Культурно-типическая модель науки. Демографические и эстетические основания космо-психо-логоса / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Т. II. Части 2-3. - Саранск, 2005. - 203 с.

32. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. Гегель. - Т. 3. -М.: Мысль, 1977. - 471 с.

33. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. / Г. Гегель. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971. -

623 с.

34. Герцен, А. И. О литературе / А. И. Герцен; сост., вступ. ст. и коммент. И. Птушкиной и В. Путинцева. — М.: Гослитиздат, 1962. — 646 с. 1 с., 1 л. портр.

35. Геффдинг, Г. Философия религии / Г. Геффдинг; пер. с нем. В. Базарова и И. Степанова. - С-Пб: Общественная польза, 1912. - 403 с.

36. Гирц, К. Здравый смысл как культурная система / К. Гирц // Неприкосновенный запас. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - № 4 (54). - С. 19-42.

37. Гладких, Н. Катарсис смеха и плача / Н. Гладких. Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: Изд. ТГПУ, 1999. -Вып. 6 (15). - С. 88-92. - (Серия «Гуманитарные науки (Филология)»).

38. Гоббс, Т. Соч.: в 2 т. / Т. Гоббс. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 736 с.

39. Гоголь, Н. В. О литературе. Избранные статьи и письма / Н. В. Гоголь. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - 332 с.

40. Гоголь, Н. В. Собр. соч.: в 9 т. / Н. В. Гоголь. - Т. 6 - М.: Русская книга, 1994. - 560 с.

41. Гусев, С. С. Проблема понимания в философии / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. - М.: Политиздат, 1985. - 192 с.

42. Девяткина, Т. П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. Саранск: тип. Красный Октябрь, 1998. - 336 с.

43. Демин, В. И. Комическое в мордовской литературе: дис. докт. филолог. наук: 10.01.02 / В. И. Демин. - Саранск, 1998. - 392 с.

44. Демин, В. И. Смех моего народа. Комическое в устно-поэтическом творчестве мордвы / В. И. Демин // Финно-угорский мир. - 2015. - № 4. - С. 6-12.

45. Денисов, В. В. Справедливость как социокультурный феномен / В. В. Денисов // Философия и общество. - 2011. - №3 (63). - С. 38-53.

46. Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок. - М.: «Прогресс», 1974. -

224 с.

47. Дмитриев, А. В. Смех: социофилософский анализ / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, 2005. - 592 с.

48. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора: Очерки / А. В. Дмитриев. - М.: Российская политическая академия (РОССПЭН), 1998. - 332 с., ил.

49. Дмитриев, А. В. Социология юмора: Очерки / А. В. Дмитриев. - М., 1996. - 214 с.

50. Домашнев, А. И. Интерпретация художественного текста: немецкий язык. 2-е изд. / А. И. Домашнев в соавт. с Е. А. Гончаровой и И. П. Шишкиной -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989. - 211 с.

51. Емельянова, Т. П. Коллективная память в контексте обыденного политического сознания [Электронный ресурс] / Т. П. Емельянова // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2012. - № 4. Режим доступа: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova Collective-Memory/ (дата обращения: 05.08.2016).

52. Жадановский, А. И. Духовный дневник. 1912-1917 [Электронный ресурс] / А. И. Жадановский. М.: Отчий дом, 2006. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1832 (дата обращения: 11.07.2016).

53. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики / Жан Поль; вступ. статья, сост., пер. и коммент. Ал. В.Михайлова. - М.: Искусство, 1981. - 448 с.

54. Желтухина, М. Р. Комическое в политическом дискурсе: На материале немецкого и русского языков: дис. канд. филолог. наук: 10.02.20 / М. Р. Желтухина. - Волгоград, 2000. - 250 с.

55. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография / М. Р. Желтухина. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.

56. Зарубина, Н. Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе / Н. Н. Зарубина // Общественные науки и современность. - 2006. - № 5. - С. 155-166.

57. Зейналов, Г. Г. Культура диалога: проблема границы / Г. Г. Зейналов, Е. А. Мартынова, Р. Г. Костина // Вестник КРСУ. 2013. Т. 13. № 9. С. 91-93.

58. Зольгер, К. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве / К. Зольгер; пер. с нем. Вступит, статья В. П. Шестакова. Коммент. Ал. В. Михайлова. - М.: Искусство, 1978. - 430 с.

59. Иоанн Лествичник (Преподобный). Лествица, возводящая на небо / Иоанн Лествичник (Преподобный). 8-е издание. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. - 592 с. - (Серия: Духовная сокровищница).

60. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - СПб.: Издательство Искусство-СПб, 1994. - 367 с.

61. Карасев, Л. В. Смех и зло / Л. В. Карасев // Человек. - № 3. - 1992. - С.

14-27.

62. Карасев, Л. В. Философия смеха / Л. В. Карасев. - М.: РГГУ, 1996. -

232 с.

63. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М.: Ин-т языкознания РАН; ВГПИ им. А.С.Серафимовича, 1992. - 330 с.

64. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Вологоград: «Перемена», 2002. - 477 с.

65. Киричук, Е. В. Комическое в эстетике и философии рубежа Х1Х-ХХ веков и становление авангардной драмы / Е. В. Киричук // Гуманитарные науки: теория и методология. - № 3. - 2003. - С. 81-86.

66. Климент Александрийский. Педагог / Климент Александрийский. В переводе Н. Н. Корсунского и свящ. Г. Чистякова. - М.: Издание Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. Московский Государственный Университет. Факультет журналистики, 1996. - 290 с. - (Серия «Учители неразделенной церкви»).

67. Коаленовский трактат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/losev 1Б1:оп1а/07.а8рх (дата обращения: 11.07. 2016).

68. Козинцев, А. Г. Смех, плач, зевота: психология чувств или этология общения / А. Г. Козинцев // Этология человека на рубеже XXI века. - М.: Старый Сад, 1999. - С. 97-121.

69. Козинцев, А. Г. Человек и смех / А. Г. Козинцев. - СПб: Издательство Алетейя, 2007. - 118 с.

70. Козинцев, А. Г. Феномен «смех-плач»: о различии сходного / А. Г. Козинцев // Антропологический форум. - № 13, 2010. - С. 117-124.

71. Кравченко, С. А. Динамика социологического мышления и воображения / С. А. Кравченко // Социологические исследования. - № 8. - 2009. - С. 14-24.

72. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин; послесл. С. А. Овсянников. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 493 с: ил.

73. Купина, Н. А. Идеологические основы комического эффекта в иронической поэзии разных лет / Н. А. Купина // Речевое общение: специализированный вестник под ред. А. П. Сковородникова. - Вып. 13 (21): Категория комического в аспекте теории и практики речевого воздействия. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - С. 78-90.

74. Курганов, Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. - СПб.: Академический проект, 1997. - 123 с.

75. Латышев, Ю. В. Анекдот в системе социальных коммуникаций / Ю. В. Латышев // Общество и коммуникация: Сборник научных статей. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. - С. 211-218.

76. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т. В. Барчуновой. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

77. Литературная теория немецкого романтизма, под ред. Н. Берковского. -Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. - 329 с.

78. Лопе де Вега. Собрание сочинений в шести томах / Лопе де Вега. - М.: Искусство, 1962-1965. - 3500 с.

79. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. - М.: Республика, 1998. - 493 с.

80. Лотце, Г. Основания практической философии / Г. Лотце. - СПб, 1882. -

87 с.

81. Лукиан. Избранное / Лукиан. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 516 с.

82. Луначарский, А. В. О смехе / А. В. Луначарский // Советский фельетон. - М.: ГИХЛ, 1959. - С. 439-442.

83. Лурье, С. Я. Демокрит: Тексты. Переводы. Исследования / С. Я. Лурье. -Л.: Наука, 1970. - 664 с.

84. Майнов, В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. -Саранск: НИИ ГН при правительстве Республики Мордовия , 2007. - 296 с.

85. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

86. Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг Риторических наставлений. - часть 2-я (книги 7-12). - СПб.: Издательство: Императорская Российская академия, 1834. - 521 с.

87. Маркс, К. Сочинения: 50 т. / К. Маркс. - Т. 38. - М.: Политическое издательство, 1955. - 649 с.

88. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы / Марк Валерий Марциал; пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. С. Дурова. - СПб.: Комплект, 1994. - 448 стр. -(Серия «Античная библиотека»; раздел «Античная литература»)

89. Мордовские народные песни. Ред. Е. Цинговатова. - М.: Гослитиздат, 1957. - 272 с.

90. Мордовские народные сказки. Сост. К. Самородов. Худ. П. Алексеев. -Саранск: Мордов. кн. изд. Управления по делам печати при Совете Министров Мордовской АССР, 1971. - 416 с.

91. Мордовское народное устно-поэтическое творчество. Очерки. Общ. редакция Э. В. Померанцевой и К. Т. Самородова. - Саранск: Мордов. кн. изд. Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Мордовской АССР, 1975. - 432 с.

92. Натаев, А. Искусство и общество / А. Натаев: пер. с болг. - М.: Прогресс, 1966. - 320 с.

93. Николаев, Д. П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики / Д. П. Николаев. - М.: Советский писатель, 1988. - 400 с.

94. Остин, Дж. Избранное / Дж. Остин. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 332 с.

95. Писачкин, В. А. М. М. Бахтин о «правах» и статусе смеха в одолении зла / В. А. Писачкин // Философия Бахтина и этика современного мира. - Саранск, Изд-во МГУ, 1992. - С. 13-21.

96. Платон. Сочинения в четырех томах / Платон; под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. - 752 с.

97. Попа, К. Теория определения / К. Попа; пер. с румынского М.Ф. Солодухиной. - М.: Прогресс, 1976. - 247 с.

98. Прайс, М. Е. Религиозное общение и отношение к нему государства / М. Е. Прайс // Сравнительное конституционное обозрение. - Учредитель и издатель: Институт права и публичной политики. - № 4 (57) 2006. - С. 97-111.

99. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / В. Я. Пропп. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 288 с.

100. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. - СПб.: Терра-Азбука, 1995. - 176 с.

101. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле. - М.: Художественная литература, 1973. - 800 с.

102. Римская сатира. Пер. с латин. Сост. и науч. подгот. текста М. Гаспарова; Предисл. В. Дурова; Коммент. А. Гаврилова, М. Гаспарова, И. Ковалевой и др.; Худож. Н. Егоров. - М.: Худож. лит., 1989. - 543 с.

103. Рюмина, М. Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность / М. Т. Рюмина. - 3-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 320 с.

104. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений в 20 томах / М. Е. Салтыков-Щедрин. - М.: Художественная литература, 1963-1975. - 6224 с.

105. Сервантес, М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: В 2 т. / М. Сервантес. - Т. 1. - М.: Наука, 2003. - 740+812 с.

106. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. М.: Наука, 1970. - 144 с.

107. Симонов, П. В. Что такое эмоция? / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1966. -

94 с.

108. Сковорода, Г. С. Сочинения: в 2 т. / Г. Сковорода. - Т. 1. - М.: Мысль, 1973. - 511 с., 1 л. портр.

109. Сковорода, Г. С. Сочинения: в 2 т. / Г. Сковорода. - Т. 2. - М.: Мысль, 1973. - 486 с.

110. Сонин, В.А. Психология познания нашего «Я» / В. А. Сонин. - СПб.: Речь, 2005. - 256с.

111. Спектор, Т. Опасная инверсия: смех Гоголя как способ борьбы со злом. К 200-летию Николая Васильевича Гоголя [Электронный ресурс] / Инокиня Татиана (Спектор), д. ф. н., Леснинский монастырь Пресвятой Богородицы, Франция, РИПЦ. Режим доступа: Мр://са1ас0шЬ.0щ.иа/ш0ёи1ев.рЬр?паше=Ра2ев&20=ра2е&р1ё=1557 (дата обращения: 11.07.2016).

112. Спенсер, Г. Физиология смеха / Г. Спенсер // Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Минск: Современный литератор, 1999. - 1408 с.

113. Сычев, А. А. Природа смеха или Философия комического / А. А. Сычев; науч.ред. д-р филос. наук Р. И. Александрова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 176 с.

114. Сычев, А. А. Смех как социокультурный феномен: дис. докт. философ. наук: 24.00.01 / А. А. Сычев. - Саранск, 2004. - 362 с.

115. Сычев, А. А. Смех как феномен культуры: философско-этический анализ: дис. канд. философ. наук: 09.00.05 / А. А. Сычев. - Саранск, 1999. - 160 с.

116. Тауберг, Л. Мир наизнанку: Социально-критические мотивы в американской кинокомической 1910 - 1930-х годов / Л. Тауберг; послесл. С. Юткевича. - М.: Искусство, 1983. - 301 с., 32 л. ил.

117. Троицикий, С. А. Социальная природа смеха: дис. канд. философ. наук: 09.00.11 / С. А. Троицкий. - Санкт-Петербург, 2006. - 173 с.

118. Тугаров, А. Б. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический аспект / А. Б. Тугаров, У. О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНЦ ПГУ, 2016. - 85 с.

119. Тугаров, А. Б. Гендерная праксеология как феномен социально-философской мысли / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Гендерная теория: между

стереотипами и реальностью. - Пенза: Пензенский государственный универститет, 2015. - С. 43-48.

120. Тугаров, А. Б. Философия феминизма как общая методология исследования гендерных отношений / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина, У. О. Петряшкина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2015. - № 4 (48). - С. 253-266. Режим доступа: ЬИр://юигпа1-s.org/index.php/sisp/artic1e/view/6134 (дата обращения: 20.08.2016).

121 . Тульчинский, Г. Л. Культура личности и смех / Г. Л. Тульчинский // Человек. - М.: Наука, 2012. - № 2 (март-апрель). - С. 20-34.

122. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. Т. 6, ч. 2. Мокшанская свадебная поэзия. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - 400 с.

123. Файзуллин, Ф. С. Социальная справедливость и пути её реализации в национальной политике / Ф. С. Файзуллин. - Уфа: Гилем, 2011. - 251 с.

124. Файзуллин, Ф. С. Этническое сознание и этническая идентичность / Ф. С. Файзуллин, А. Я. Зарипов, Р. Р. Асылгужин. - Уфа: Гилем, 2009. - 249 с.

125. Фолькельт, И. Современные вопросы эстетики / И. Фолькельт; пер. с нем. Н. Штрупа. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1899. - 237 с.

126. Фофанов, В. П. Социальная деятельность как система / В. П. Фофанов. — Новосибирск: Наука, 1981. - 304 с.

127. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд. -М.: АСТ, 2006. - 480 с.

128. Цицерон, Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон. - М.: Наука, 1972. - 471 с.

129. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.: ил.

130. Чекушкина Е. Н. Социальная рефлексия как компонент формирования нравственной культуры // Спб: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. № 1(30), 2016. С. 9-12.

131. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия как механизм общения, диалога, коммуникации / Е. Н. Чекушкина // М. М. Бахтин в современном мире: Материалы VI международных саранских Бахтинских чтений, посвященных 120-летию со дня рождения ученого. 2016.- С. 143-147.

132. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т / Н. Г. Чернышевский. - Т. 2. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 944 с.

133. Чернышевский, Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы / Н. Г. Чернышевский // Полное собрание сочинений: В 15 т. - Т. 3. - М.: Гослитиздат, 1947. - С. 5-309.

134. Шекспир, У. Полное собрание сочинений: в 14 т. / У. Шекспир. - М.: Терра, 1992-1994.

135. Шептулин, А. П. Категории диалектики / А. П. Шептулин. - М.: Высшая школа, 1971. - 280 с.

136. Шиллер, Ф. Собрание сочинений: в 7 т. / Ф. Шиллер. - Т.6. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 794 с.

137. Шмелева, Е. Я. Русский анекдот: Текст и речевой жанр / Е. Я. Шмелева, А. Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 144 с.

138. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М.: Харвест, 2007. - 848 с.

139. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. - М.: Логос, 2005. - 664 с. + 32 цв. вкл.

140. Эльсберг, Я. Вопросы теории сатиры / Я. Эльсберг. - М.: Советский писатель, 1957. - 428 с.

141 . Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1953. - 328 с.

142. Эразм Роттердамский. Философские произведения / Эразм Роттердамский. - М.: Наука, 1987. - 704 с.

143. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон; пер. с англ.; общ. ред и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

144. Юренев, Р. Советская кинокомедия / Р. Юренев. - М.: Наука, 1964. -

538 с.

145. Юрченкова, Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. - Саранск: Изд. Морд. ун-та им. Н. П. Огарева, 2002. -156 с.

146. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: за и против / Р. Якобсон; пер. с англ. И. А. Мельчука. - М.: Прогресс, 1975. - С. 193231.

147. Яковенко, И. Г. Познание России: цивилизационный анализ / И. Г. Яковенко. - М.: Наука, 2008. - 341 с. (Серия «Россия на перекрестке культур»)

148. Alexander, L. Liberalism, religion, and the unity of epistemology / L. Alexander // San Diego Law Review. - Vol. 30. - 1993. - P. 768-770.

149. Anderson, S. R., Keenan, E. L. Deixis / S. R. Anderson, E. L. Keenan // Language typology and syntactic description: Grammatical categories and the lexicon. -Cambridge: Cambridge University Press. - 1985. - Vol. 3. - P. 259-308.

150. Bain, A. The emotions and the will / A. Bain. - L.: Longmans, Green, and Co., 1865. - 616 p.

151. Berger, A. A. Anathomy of humor / A. A. Berger. - New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 1993. - 99 p.

152. Boskin, J., Dorinson, J.: Ethnic Humor: Subversion and Survival / J. Boskin, J. Dorinson // American Quarterly, Published by: The Johns Hopkins University Press. - 1985. - Vol. 37, No. 1 (Special Issue: American Humor). - Р. 81-97.

153. Brown, G., Yule, G. Discourse analysis / G. Brown, G. Yule. - Cambridge etc., 1983. - 304 p.

154. Davies, C. Ethnic humor around the world: a comparative analysis / C. Davies. - Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 1990. - 404 p.

155. Davies, C. Jokes and Targets / C. Davies. - Indiana: Indiana University Press, 2011. - 314 p.

156. Davies, C. Jokes and Their Relation to Society (Humor Research, 4) / C. Davies. - Mouton De Gruyter, 1998. - 370 p.

157. Davies, C. The mirth of nations / C. Davies. - Transaction Publishers, New Brunswick, New Jersey, 2011. - 202 p.

158. Dresner, Z. Woman's humor in America / Z. Dresner // What's so funny?: Humor in american culture. / Z. Dresner; edited by Nancy N. Walker. - Scholary Resourses Inc. - 1998. - 284 p.

159. Fillmore, C. J. Lectures on Deixis / C. J. Fillmore. - University of California, Berkeley: CSLI Publications, 1971. URL: http://www-personal.umich.edu/~ilawler/FillmoreDeixisLectures.pdf (дата обращения: 10.07.2016).

160. Fillmore, C. J. Towards a descriptive framework for spatial deixis / C. J. Fillmore // Speech, place and action: Studies in deixis and related topics. - London: Wiley. - 1982. - P. 31-59.

161. Goffman, E. Replies and Responses / E. Goffman // Language in Society. -L. - 1976. - Vol. 5. - № 3. - P. 257-313.

162. Gruner, Ch. The Game of Humor: a Comprehensive Theory of Why We Laugh / Ch. Gruner. - New Brunswick, N.J. : Transaction, 1997. - 197 p.

163. Hyman, H. H. The psychology of status / H. H. Hyman // Archives of psychology. - N.Y.: Columbia University. - 1942. - №269. - P. 94-102.

164. Levinson, S. C. Deixis / S. C. Levinson // The Handbook of Pragmatics. -Blackwell Publishing, Ltd, Oxford, UK. - 2006. - P. 97-120.

165. Lyons, J. Deixis, space and time // Semantics. - Cambridge: Cambridge University Press. - 1977. - Vol. 2. - P. 636-724.

166. Lyons, J. Semantics / J. Lyons. - Cambridge: University Pr., 1990. - 897 p.

167. Park, R. E., Burgess, E. W. Introduction to the Science of Sociology / R. E. Park, E. W. Burgess. - Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1924. -1059 p.

168. Rappoport, L. Punchlines: The Case for Racial, Ethnic, and Gender Humor / L. Rappoport. - Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group, 2005. - 181 p.

169. Raskin, V. Semantic mechanisms of humor / V. Raskin. - Dordrecht, Holland D. Reidel Publishing Company, 1984. - 308 p.

170. Scanlon, T. A theory of freedom of expression / T. Scanlon // Philosophy and public affairs. - Vol. 1, № 2. - 1972. P. 204-226.

171. Smithers, P. The Life of Joseph Addison / P. Smithers. - Oxford, 1968. -

494 p.

172. Swabey, M. C. Comic Laughter: A Philosophical Essay / M. C. Swabey. -Hamden: Archon Books, 1970. - 251 p.

173. Wald, E. Talking 'Bout Your Mama: The Dozens, Snaps, and the Deep Roots of Rap / E. Wald. Oxford University Press, 2014 URL: http://www.elijahwald.com/dozens.html (дата обращения: 10.07.2016).

174. Willams, B. Truth and Truthfulness: An Essay in Genealogy / B. Williams. -Princeton, Princeton University Press, 2002. - 344 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.