Сопоставительное изучение произведений русской и татарской литературы в средней школе с русским (неродным) языком обучения: Этнологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Абдулхаликова, Альфия Гайсовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 273
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абдулхаликова, Альфия Гайсовна
Введение
Глава I. Этнологические подходы к преподаванию русской и татарской литератур вшколе.
1.1. Теоретические предпосылки включения этнологического материала в преподавание литературы при наличии национально-регионального компонента.
1.2. Изучение русской и татарской литератур в их взаимодействии как литературоведческая и методическая проблема.
1.3. Восприятие художественных произведений учащимися-билингвами при изучении русской литературы и смена целей и форм включения этнологического материала в учебный процесс.
Выводы по главе.
Глава II. Пути введения этнологического материала в процесс изучения русской и татарской литератур.
2.1. Этнологический материал как средство литературного развития школьников (данные опытно-экспериментальной работы).
2.2. Сопоставительное изучение произведений различных жанров русского и татарского фольклора в 5-7 классах
2.3. Сопоставительный анализ художественных произведении русских и татарских писателей с учетом этнологического и краеведческого материала в средних и старших классах.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение русских народных сказок в контексте "Диалога культур" в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан2005 год, кандидат педагогических наук Камалова, Лера Ахтямовна
Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана2000 год, кандидат педагогических наук Зарипова, Зульфия Ангамовна
Формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы в школах Республики Татарстан: на материале изучения прозы А.П. Чехова2011 год, кандидат педагогических наук Сальникова, Мария Петровна
Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)2002 год, кандидат педагогических наук Прокопьева, Прасковья Егоровна
Методика сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур в системе литературного образования в школах Кабардино-Балкарской Республики2001 год, кандидат педагогических наук Шидукова, Лариса Питоновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сопоставительное изучение произведений русской и татарской литературы в средней школе с русским (неродным) языком обучения: Этнологический аспект»
Актуальность исследования. Возрождение и освоение народной традиционной культуры имеет важное значение для нравственного оздоровления общества, сохранения его национального менталитета. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений ценность народных традиций, необходимость их возрождения.
Восприятие художественного произведения, окружающей действительности зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С культурой связано и мышление человека. Нельзя познать культуру, язык чужого народа, не зная своего.
Школа сегодня занята активными поисками новых форм преподавания, увлечена разнообразием школьных программ, внедрением дифференцированного обучения. Однако единственным реальным способом развития личности ученика является формирование его духовного мира.
Диалогичность культур, диалогичность литератур становится основой обучения. В настоящее время само понятие «диалогичность» значительно расширилось. Оно подразумевает и межэтнический, и межвременной, и межисторический диалог.
Сегодня стремителен рост национального самосознания, преодоления отчуждения как от родной, так и от мировой культуры. В этой связи поиск и создание условий для взаимосвязанного изучения русской и родной литературы в школе с русским (неродным) языком обучения выступает в качестве одного из слагаемых решения поставленной проблемы. Преподавание русской литературы в такой школе имеет достаточно ярко выраженную специфику, заключающуюся в том, что русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национально-предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, которые, будучи воспитанными на эстетической традиции родной культуры (литературы), испытывают определенные трудности при восприятии художественной системы русской литературы, основанной на иной культурно-эстетической традиции.
Современная школа требует новых подходов к пониманию национально-регионального компонента школьного образования. Национально-региональный компонент - это не дополнение к основному (общероссийскому) содержанию образования, но реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретных условиях, особое качество образованности, мышления, мировосприятия.
Этнокультурный компонент в системе образования учащихся школы с русским (неродным) языком обучения может стать методологическим стержнем, на который нанизываются знания о важнейшей стороне жизни и духовной культуре. И это свидетельствует об актуальности выбранной нами проблемы.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время накоплено достаточное количество научных публикаций об этнологии. В работах Ю.В.Бромлея, Р.Ф.Итса, С.В.Лурье, Т.М.Маспогиной, Л.С.Перепелкина,
A.П.Садохина раскрыты отдельные аспекты формирования и развития различных этнических групп, закономерности развития человеческой культуры. Специфика фольклорных жанров представлена в литературоведческих трудах В.П.Аникина, Н.М.Ведерниковой, Е.М.Мелетинского, В.Я.Проппа и др. Вопросам изучения фольклорных произведений разных жанров в школьном курсе литературы посвящены работы М.А.Рыбниковой, Т.Ф.Курдюмовой,
B.Я.Коровиной, М.А.Снежневской, С.Н.Полькиной и др.
Изучением проблемы взаимосвязи литератур занимались литературоведы В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, Д.Дюришин, И.Г.Неупокоева, М.Гайнуллин, Ю.Г.Нигматуллина и др.
В работах о сопоставительном изучении русской и национальной литератур (М.В.Черкезова, А.В.Рыжеволова, Л.А.Шейман, М.Г.Ахметзянов, Л.Г.Басырова, Н.К.Кунгуров, С.Г.Исмагилова, Ф.Ф.Исламов, С.Б.Сабаев) предложены пути сопоставления произведений разных литератур на примере русско-татарских, русско-башкирских, русско-киргизских, русско-казахских, русско-осетинских связей. В исследованиях по сопоставлению национальных литератур представлен накопленный практический опыт, но лишь в некоторых из них сделаны попытки выявить общие закономерности в раскрытии этой проблемы: в трудах С.Г.Исмагиловой рассматриваются пути повышения активности учащихся на уроках языка и литературы; Ф.Ф.Исламов обращает внимание на взаимосвязь литератур как средство интернационального воспитания учащихся.
Следует отметить, что во многих исследованиях дан региональный материал, свидетельствующий о краеведческом характере этих работ.
В меньшей степени изучена проблема привлечения этнологии в учебный процесс, но обращение к этнологическим сведениям, особенно связанным с фольклором, с культурой того или иного региона, безусловно, является частью краеведческой работы.
Лишь в последнее время начали уделять внимание формированию этнокультурного самосознания выпускников школы как неотъемлемого и фундаментального состояния его мировоззрения. С 1990-х годов стали появляться работы, в которых затрагиваются этнологические вопросы. Возникли даже новые дисциплины, стоящие на стыке разных наук - этнопедагогика, этнопсихология.
К сожалению, в методике преподавания литературы проблема привлечения этнологии в учебном процессе почти не изучена и можно назвать лишь некоторые работы, в которых эта проблема лишь затрагивается, и то, чаще всего, как часть краеведения (работы JI.M. Белоруссова, Л.П.Прессмана, Р.Ю.Пормана, Э.Г.Беккера, Л.П.Шабалиной, М.Д.Янко, Н.А.Милонова и др.).
Между тем, в последнее десятилетие замечен большой интерес подрастающего поколения к проблеме национальной культуры, к обычаям и нравам своих предков. Работы ученых, а также наблюдения педагогов, психологов, методистов свидетельствуют о большой значимости этнологии в формировании мировоззрения, национальной сферы, нравственного развития личности.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении школьников к национальной и русской культурам на основе литературы, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки использования этнологических материалов в процессе обучения литературе - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать эффективным процесс сопоставления литератур, используя этнологический материал.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Сопоставительное изучение произведений русской и татарской литературы в средней школе с русским (неродным) языком обучения (этнологический аспект)».
Цели исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка путей эффективного изучения русской литературы учащимися средних и старших классов во взаимосвязях с родной с привлечением этнологии; опытно-экспериментальная проверка разработанной в связи с этим методической модели. Объект исследования: процесс изучения учащимися средней школы русской литературы во взаимосвязях с родной (татарской) в курсе 5-11 классов. Предмет исследования: использование этнологии в процессе сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы в школе. Гипотеза исследования: Эффективное изучение русской и родной литературы может быть осуществлено, если:
- изучение русской литературы во взаимосвязях с родной позволяет установить общие закономерности литературного процесса в его конкретно-исторической обусловленности и национальной специфике;
- обучение будет проходить в процессе сопоставительного анализа фольклорных и литературных произведений русской и родной литератур;
- будет систематически привлекаться этнологический материал в средних и старших классах на основе учета особенностей литературного развития школьников;
- этнологический материал будет использоваться не только на уроках литературы, но и на факультативных занятиях и во внеклассной работе.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические и методические предпосылки использования приема сопоставления в литературном анализе, а также психолого-педагогическое воздействие приема сопоставления как стимула самостоятельной читательской деятельности учащихся.
2. Выделить авторов и художественные произведения русской и татарской литератур, при изучении которых использование приема сопоставления наиболее продуктивно.
3. Разработать и провести обучающий эксперимент в средних и старших классах с целью выявления педагогической значимости и методических путей включения этнологического материала на разных этапах изучения русской и родной литератур.
4. Выстроить на основе данных констатирующего эксперимента методическую систему работы по использованию этнологии в процессе сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы.
5. Привести образцы интерпретации текстов русской и татарской литератур с использованием этнологических элементов, способствующих эмоциональному восприятию литературных произведении и целенаправленному анализу их.
6. Разработать и апробировать программу факультативного курса «Календарная обрядовая поэзия русского и татарского народов».
Методологической основой исследования явились труды по этнологии
Ю.В.Бромлея, Р.Ф.Итса, С ."В Лурье, АЛ.Садохина; по философии, психологии, читательской деятельности, восприятию произведений: В.Ф.Асмуса,
Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Мейлаха, Л.Г.Жабицкой,
О.И.Никифоровой, А.М.Левидова, Н.Ф.Бучило; по возрастной и педагогической психологии, личностно-ориентированной педагогике: Л.И.Божович , А.В.Брушлинского, И.Ф.Кона, А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Б.Н.Якобсона и др., по специфике фольклорных жанров В.П.Аникина, Е.М.Мелетинского, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа, Л.Ш.Замалетдинова и др.; по литературоведению: М.М.Бахтина, В.М.Жирмунского, Д.С.Лихачева, Г.А.Гуковского, Ю.М. Лотмана, В.И.Коровина; по дидактике: И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского; по теории и методике обучения литературе в школе: Н.Х.Весселя, В.В.Голубкова, М.А.Рыбниковой, Н.И.Соколова, Н.И.Кудряшева, Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, Т.Ф.Курдюмовой, О.Ю.Богдановой, В.Я.Коровиной, Н.А.Бодровой, И.С.Збарского; по литературному краеведению: Н.А.Мшюнова, А.Г.Прокофьевой, Л.С.Скепнер, Л.П.Шабалиной, М.Д.Янко и др.; по изучению литературы и языка в школе с русским (неродным) языком обучения: М.В.Черкезовой, А.В.Рыжеволовой, И.Х.Майоровой, Ш.А.Махмудова, Е.С. Раговера и др.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 1995 по 2002гг. в Оренбургском государственном педагогическом университете на филологическом факультете, в школах Оренбургской области и Оренбурга. В исследовании участвовало 27 учителей и 208 учащихся. Кроме того, мы опирались на свой педагогический опыт работы в школе и вузе.
Этапы исследования: На первом этапе (1998-1999) проводился анализ психолого-педагогической, философской, этнологической, краеведческой, методической литературы; изучался имеющийся опыт сопоставительного анализа произведений; проводился отбор материала для такого анализа, была разработана концептуальная схема исследования.
На втором этапе (1999-2001) создавалась и осваивалась авторская программа, осуществлялся обучающий эксперимент, научно обосновывался и апробировался авторский курс программы.
На третьем этапе ( 2001-2002) систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные данные, формулировались выводы, рекомендации, разрабатывались методики. Научная новизна исследования:
- научно обоснована и методически конкретизирована технология школьного сопоставительного анализа произведений русской и татарской литературы;
- выработаны определенные принципы сравнительного изучения русской литературы во взаимосвязях с родной (татарской) с учетом этнологического материала;
- даны методические разработки ряда сопоставлений (фольклорные жанры -сказки и пословицы; А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» и Г.Тукай «Шура -ле»; Н.А.Некрасов «Школьник» и Г.Тукай «Шакирд, или одна встреча»; тексты Библии и Корана; «Бродячие» сюжеты в произведениях А. Пушкина, Г. Тукая и В.Ирвинга; А.Н.Островский «Гроза» и Г.Ибрагимов «Судьба татарки»);
- показана роль использования сопоставительного анализа на этнологической основе в поэтапном литературном развитии восприятия учащимися проблематики сопоставляемых произведений русской и татарской литературы;
- разработана и экспериментально проверена программа факультативного курса «Календарная обрядовая поэзия русского и татарского народов».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- выделены и научно обоснованы педагогические условия включения этнологического материала в сопоставительный анализ при изучении разных литератур для школьников различных возрастных групп;
- разработаны пути совершенствования сопоставительного анализа произведений двух литератур средствами этнологии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии использования этнологии в процессе сопоставительного изучения литератур в школе с изучением -родного языка; в создании оригинальной программы факультативного курса по сопоставлению русской и татарской обрядовой поэзии для средних классов. Результаты исследования могут использоваться в школах, на филологическом факультете педагогического университета и в педагогическом колледже.
Достоверность выводов и рекомендаций исследования подтверждается данными психологического, литературоведческого анализа философской, учебно-методической литературы, результатами констатирующего и обучающего экспериментов, которыми было охвачено 208 учащихся школ Оренбурга и Оренбургской области, наблюдениями и личным опытом работы автора исследования. Безусловно, имелись определенные трудности ъ проверке результативности использования этнологии в учебном процессе, ибо сложно выделить долю влияния именно этнологии, например, на литературное развитие школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ(2000, 2001, 2002); при чтении лекций перед учителями Оренбургской области в Оренбургском институте повышения квалификации учителей, в оренбургской школе №38 с изучением татарского языка, в Татаро-Каргалинской средней школе; при выступлениях по областному радио; на внутривузовских конференциях (Оренбург, 1996-2002), на областной научно-практической конференции «Татары в Оренбургском крае» (Оренбург, 1996), на межрегиональной научно-практической конференции «Национальное (татарское) образование: состояние и перспективы» (Казань,2000), на Всероссийских научно-практических конференциях «Христианство и ислам на рубеже веков» (Оренбург, 1998), «Два века с Пушкиным» (Оренбург, 1999), «Вторые международные Измайловские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения В.И.Даля (Оренбург, 2001), на международной научной конференции «Пушкин и Андерсен. Философия, поэтика и история литературной сказки» (Пушкинские Горы, 2002).
Разработаны спецкурсы, спецсеминары для студентов филологического факультета педагогического университета. Результаты исследования внедряются в практику работы ряда оренбургских школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурологическое осмысление проблемы взаимосвязанного изучения русской и родной (татарской) литературы на этнологической основе является одним из возможных методических путей, стимулирующих приобщение учащихся к мировой культуре вообще, литературе в частности.
2. Взаимосвязанное постижение национальных литератур способствует осознанию их учащимися как национально-самобытного, так и общечеловеческого их содержания, представляет основу для национально-регионального компонента литературного образования.
3. Этнологический материал является эффективным средством созда-низг оптимальных условий для восприятия художественных произведений разных литератур учащимися-билингвами на всех этапах литературного развития школьников.
4. Важным этапом при сопоставительном анализе двух литератур в средних классах должно быть изучение фольклора разных народов.
5. Сопоставление художественных произведений писателей двух литератур на этнологической основе должно проводиться систематически с 5 по 11 класс с учетом жанровой, тематической, образной, стилевой специфики.
6. Сопоставительный анализ произведений на этнологической основе, проводимый на уроках литературы, должен продолжаться, в частности, на факультативных занятиях и во внеклассной работе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. В приложениях приведены материалы по проблеме исследования, информативно дополняющие вторую часть диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Сопоставительное изучение произведений русской и родной литератур в 5-7 классах общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики2005 год, кандидат педагогических наук Хакуашева, Марина Мухамедовна
Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан2007 год, доктор педагогических наук Мухаметшина, Резеда Фаилевна
Изучение лирики Ф.И. Тютчева в контексте русского романтизма в школах Республики Татарстан2011 год, кандидат педагогических наук Сухая, Ольга Андреевна
Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5-7 классах: На материале Забайкалья1999 год, кандидат педагогических наук Тарасова, Елена Васильевна
Взаимосвязанное изучение русской классической и калмыцкой литератур в 5-8 классах общеобразовательных школ Республики Калмыкия2008 год, кандидат педагогических наук Антонова, Айса Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Абдулхаликова, Альфия Гайсовна
Выводы по главе
Подлинно художественное произведение аккумулирует богатейший опыт национальной культуры, но анализ текста не сводится лишь к выявлению его национального колорита. Решающим моментом становится переданный в произведении масштаб миропонимания, глубина видения жизненных проблем, общечеловеческий контекст предложенных в произведении моделей и поступков.
Как показал наш эксперимент, этнокультурная направленность литературного образования, подразумевающая сопоставление элементов различных культур в процессе преподавания литературы, позволяет активизировать творческую деятельность учащихся.
Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке программно-методического обеспечения, способствующего5 приобщению учащихся средней школы к сопоставительному изучению на этнологической основе русской и татарской культур на уроках литературы на примере фольклорных произведений (сказок, пословиц и поговорок); памятников мировой культуры (тексты Библии и Корана); литературных произведений (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» и Г.Тукай «Шурале»; Н.А.Некрасов «Школьник» и Г.Тукай «Шакирд, или одна встреча»; А.Н.Островский «Гроза» и Г.Ибрагимов «Судьба татарки»).
Сопоставительный анализ произведений в этнологическом аспекте, проводящийся с учетом возрастных особенностей учащихся, усиливает эффективность процесса изучения литературы при условии разнообразия форм обучения на каждом из этапов литературного развития, путей и приемов работы.
Включение этнологического материала дает возможность учителю более продуктивно организовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях литературно-творческую деятельность учащихся, проявляющуюся: в собирании местного фольклора, написании домашних сочинений на темы литературно-этнологического плана, в беседах о народных приметах и т.д. -в средних классах; в подборе цитат и отрывков из художественного текста о быте, нравах, обычаях двух народов; подготовке рефератов, докладов; в заданиях сопоставительного характера (сравнение биографий писателей, сюжетных линий в произведениях и т.д.) - в старших классах.
176 Заключение
Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманитаризации, гуманизации, происходящие в общеобразовательной школе, попытки создать условия для формирования у учащихся ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования этнологии в литературном образовании.
Этнология - это та сфера, где творчество учителя и ученика может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.
В нашем исследовании мы попытались показать, как средствами этнологии можно приблизить сопоставительный анализ произведений двух литератур к учащимся, знакомя их с национальными обычаями и традициями народов.
Новые тенденции в литературоведении, педагогике, методике преподавания литературы позволяют перейти от прежнего эпизодического обращения к этнологическим сведениям к созданию более современной, отвечающей духу времени концепции использования этнологии в преподавании литературы.
В своей работе мы рассматриваем национальную культуру одним из определяющих факторов в развитии личности ученика, подчеркиваем значимость национально-регионального компонента в содержании литературного образования, ибо он способствует превращению школы в единое духовно-интеллектуальное пространство для развития детей с учетом конкретных эт-но- и социокультурных реалий.
При этом мы учитывали, что устойчивые национальные традиции, вкусы являются факторами, регулирующими предпочтения в процессе отбора и усвоения художественных ценностей, созданных другими народами.
Восприятие школьниками-билингвами произведений русской литературы - сложный творческий процесс, вызывающий ряд трудностей, поэтому нами выделены пути преодоления трудностей, определена роль этнологического материала при этом и намечены пути введения такого материала в процесс обучения (обращение к диалогу культур при сопоставлении произведений русской и татарской литератур; выявление этнологического компонента в художественном тексте; проведение нетрадиционных форм уроков на этнологической основе).
Для современного школьного образования важно особое внимание к фольклорным произведениям разных жанров. Мы считаем, что предложенные нами пути сопоставительного анализа фольклорных произведений в средних классах будут способствовать эффективности обучения литературе. Методически верная система организации сопоставительного изучения произведений различных жанров русского и татарского фольклора будет способствовать литературно-творческому развитию учащихся, подготовит их к эстетическому восприятию русской и татарской литературы, обеспечит эффективное обучение литературе.
Предлагаемая нами методика сопоставительного анализа на этнологической основе произведений русской и родной литературы позволит учителю шире использовать нетрадиционные формы изучения литературы, разнообразить методы и приемы обучения и принесет наибольшие плоды при сочетании с факультативными занятиями и внеклассной работой. Нами предложена программа такого дополнительного факультативного курса, в котором сопоставляется обрядовая поэзия русского и татарского народов.
Проведенное нами исследование подтвердило правомерность и важность методической системы по изучению произведений русской и татарской литератур в их сопоставлении на этнологической основе.
Безусловно, выдвинутая нами проблема только начинает разрабатываться и перспективами дальнейшего исследования ее могут служить разработки методических рекомендаций для разных типов учебных заведений; подготовка будущих учителей-словесников к работе с этнологическим материалом и др.
Социальные потребности в развитии региональной культуры, развернувшаяся регионализация образования, трудности развития культуры в стране подчеркивают необходимость не только внедрения созданных нами рекомендаций с использованием этнологии, но и дальнейшие разработки новых технологий, касающихся, например, внеклассной и внешкольной работы.
179
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абдулхаликова, Альфия Гайсовна, 2002 год
1. Абдувалиева М.М. Взаимосвязь в преподавании русской и родной литературы в 8-летней таджикской школе. - АКД. - М., 1966. - 23 с.
2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль: Социальная природа и основные проблемы. Казань, 1976. - 320 с.
3. Аверкин В.И. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материале Новгородской области). АКД. СПб., 1994. - 17 с.
4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.,1983, в 2-х т.т.
5. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М-Л., 1960.
6. Айзерман Л.С. Испытание доверием: Записки учителя. М.: Просвещение. 1991. - 189 с.
7. Алексеев М.П. Восприятие иностранных литератур и проблема иноязычия. Труды юбилейной сессии ЛГУ. Секция филологических наук. Л.: Изд-во ЛГУ. 1946.-С. 179-180.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 339 с.
9. Северо-Восточной Азии. Этническая история народов. М., 1972. - 83 с. 1 З.Ахматова А. О Пушкине. - М.: Книга. 1989. - 366 с.
10. Ахметзянов М.Г. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе. Пособие для учителя. Казань. Тат.книжное изд-во. 1979. - 96 с.
11. Ахметзянов М.Г. Изучение русской советской литературы во взаимосвязи с родной в X классе татарской школы. АКД. М., 1975. - 25 с.
12. Бакеева М.М. Об изучении русской литературы в ее взаимосвязи с родной. //Преподавание русской литературы в 6-7 кл. Л., 1985.
13. Басырова Л.Г. Использование краеведческого материала и национальной литературы при изучении художественных произведений в русскихшколах Башкирии. АКД. М., 1972. - 19 с.
14. Басырова Л.Г. Организация спецсеминаров по литературному краеведению со студентами педвузов Башкирской АССР. //Подготовка студентов педвузов к краеведческой и природоохранительной работе с учащимися М., 1974.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М: Искусство. 1979. -424 с.
16. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль. 1990. - 173 с.
17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. - 607 с.
18. Березин И. Народные пословицы турецкого племени. Библиотека для чтения. 1856. т. 136. С.79-107.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,1989. - 190 с.
20. Библия и русская литература: Хрестоматия. / Авт.-сост. М.Г.Качурин; -СПб.: «Каравелла». 1995. 584 с.
21. Бодрова Н.А. Книга и чтение в системе воспитания школьника. Куйбы шев, 1981. - 56 с.
22. Бодрова Н.А. Уроки внеклассного чтения в 4 классе. Куйбышев, 1973.
23. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Изд-во института практической психологии. 1995. - 352 с.
24. Борев Ю. Эстетика. М.,1988. - 495 с.
25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. - 412 с.
26. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории иистории. М.: Наука. - 390 с.
27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 283 с.
28. Бромлей Ю.В., Подольский Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиз -дат. 1984. - 272 с.
29. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.,1992. - 512 с.
30. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства. М.,1994.
31. Валеева А.Х., Благово В.А. Выразительное чтение и развитие русской речи учащихся (на уроках литературы в 4-8 кл. татарской школы). Пособие для учителя. Казань, 1985.
32. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка. 1988. - 237 с.
33. Ведерникова Н.М. Эпитет в волшебной сказке. М.,1980.
34. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческие рекомендации составителям учебных пособий по русскому языку для иностранцев.
35. Ш Международный конгресс преподавателей русского языка и литературы «Научные основы и практика преподавания русского языка и литературы». -М, 1976.
36. Верещагин Ё.М., Костомаров В.Г. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969.
37. Вессель Н.Х. Педагогические сочинения. М., 1959. - 320 с.
38. Взаимоотношение развития национальных языков и национальных куль-тур/отв. ред. Ю.Д.Деришев и Э.Г.Туманян. М.: Наука. 1980. - 320 с.
39. Витевский В.Н. Сказки, загадки и песни нагайбеков Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии.// Труды IV Археологического съезда т.2. -Казань, 1891.
40. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. - 480 с.
41. Воздвиженский В.Г. Навсегда в сердце народном. Киев, 1966. - 32 с.
42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Изд.центр «Академия». 2000. 176 с.
43. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи.// Вопросы психологии. 1995,- № 2. - С.19-28.
44. Востокова Ё.В. Формы обучения: категория дидактики и предметныхметодик.// Педагогика. 2002. - №4. - С.33-38.
45. Выготский JI.C. Психология искусства./ Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.,1987. 344 с.
46. Габдулгафарова И.М. Евразийство как духовный феномен в исторической судьбе России. // Евразийское ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. М.Джалиля. -= Оренбург, изд-во ОПТУ, 2001. С.8-14.
47. Габитова Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора.// Педагогика. 2002. - №1. С.20.
48. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. Казань, 1975. - 308 с.
49. Гайнуллин М.Х. В дружбе сила. - Казань, 1973. - 247 с. (на тат. яз).
50. Галинская И.Л. Из современной зарубежной литературы по психологии творчества.// Художественное творчество. Л.,: Наука. 1982. - 232 с.
51. Ганиева Р.К. Из истории русско-татарских литературных отношений. // Коммунист Татарстана. 1965,- №10. - С.60-62.
52. Гарднер К. Между Востоком и Западом. М., 1993. -123 с.
53. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос.- М.,1995.-480 с. 61 Герасимова Н.М. Пространственно-временные формулы русскойволшебной сказки. Л., 1978.
54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв.ред. и сост.П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
55. Гогоберидзе Г. И. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе на материале школ Карачаево-Черкессии Черкесск, 1996. -152 с.
56. Госман X., Максудова 3. Материалы по истории татарской литературы. Казань, 1967. (на татарском языке).
57. Граник ГГ., Бондаренко С М., Концевая Л.А. О психологических аспектах изучения литературы. М., 1990. - 38 с.
58. Гумилев Л.Н. Черная легенда. М.,1994. - 256 с.
59. Давыдова О.А. Традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки(определенные сочетания, поэтические формулы).- М.,19 81.
60. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем. //Советская этнография. -1983. -№2. С.62-74.
61. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, ЧелГУ., 1996. - 72 с.
62. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. М: Прогресс, 1979.-320 с.
63. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974. - 134 с.
64. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. -Л.: Наука. 1979. 494 с.
65. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению. М, 1988.75.3акирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Уфа, 1984. - 80 с.76.3амалетдинов Л.Ш. Волшебные сказки./ Вступительная статья.//
66. Татарское народное творчество. Сказки. Кн. 2. Казань, 1978. - С.5-22. (на таг. яз.)77.3амалетдинов Л.Ш. Татарская народная сказка и литературные сказки Тукая. АКД. - Казань, 1993. - 24 с.
67. Ибрагимов Г. Произведения в 8 т. т.5. Казань, 1978.81 .Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения.-Петрозаводск, 1966.
68. Искусство в мире духовной культуры. Киев.: Наукова думка. 1985- 239.
69. Исламов Ф.Ф. Использование краеведческого материала во внеклассной работе по родной литературе в целях развития родной и русской речи в татарской школе. Казань, 1980. Bbin.IV.
70. ИтсР Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. JL: Изд-во ЛГУ-1991 .-168 с.
71. Итс Р Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. Л., 1986. - 238 с.
72. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа. //Вопросы философии. 1989. - №10. - С.91-Ю2.87 .Каган М.С. Человеческая деятельность.Опыт системного анализа.- М, 1974. -28с.
73. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. Казань, 1974. - 319 с.
74. КарташеваИ.В., Емельянова Т.П., Семенов Л.Е. Историческая психология и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия. // Философские науки. 1995. - №3. - С.3-13.
75. Китросская И.И. Некоторые вопросы методики обучения второму иностранному языку. (В свете психолингвистического анализа явления переноса). АКД. - М., 1970. - 23 с.
76. Кон И.С. К проблеме национального характера.//История и психология./ Под ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И.Анцыферовой. М.: Наука. 1971. - 379 с.
77. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.,1972. - 496 с.
78. Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе.-АДД,- М.,1994.-75 с.
79. Косянова О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов при обучении неродному языку. АКД. - Самара,1995. - 19 с.
80. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. //Педагогика. 2002. - №1. - С.З-Ю.
81. Кузнецова Ё.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к рабо -те в полиэтническом регионе. АКД. - Волгоград, 2001. - 20 с.
82. Культурология. ХХвек. Словарь. СПб. Университетская книга. -1997 - 640с.
83. Курдюмова Т.Ф. Структура литературного образования и труд читателя-школьника.// Структура и содержание литературного образования: Сборник научных трудов. М., 1984. - С.4-14.
84. Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве. Челябинск: Юж.Уральское кн. изд-во. 1997. - 256 с.
85. ЛейбсонВ.И. Развитие речи и расширение кругозора школьников в процессе внеклассного и внешкольного литературного творчества. /Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М, 1985.
86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. - 573 с.
87. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Правда. 1990. - 704 с.
88. Об.Лернер И Я. Процесс обучения и его закономерности М.: Знание. 1980.-96 с.
89. Лисовский A.M. Изучение лирической поэзии в старших классах украинской школы на уроках русской и украинской лигературы.-АКД.-Киев,1979,- 22 с.
90. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Советская Россия. 1988. 142 с.
91. Ю9.Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия. 1981. - 71 с.
92. Ю.Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель. 1981. - 214 с.111 .Ломидзе Г. Единство и многообразие. Вопросы национальной специфики советской литературы. -М.: Советский писатель. 1957. 291 с.
93. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова. //Лотман Ю.М. Избранные статьи. т.З. Таллинн, 1993.113 .Лотман Ю.М. Структура художественного текста М.: Искусство. 1970. - 348 с.
94. Н.Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959. - 503 с.
95. Лурье С.В Историческая этнология: Учебное пособие для вузов: Аспект пресс. -М.,1997. -448 с.
96. Пб.Лящук В .Я. Краеведение как средство повышения эффективности учебно-воспитательной работы по литературе в школах Белоруссии,- МинскД974.
97. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. -176 с.
98. Маранцман В.Г. Критерии литературного развития и читательские умения школьников. // Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средних школ: Сб. научных трудов./ Сост.Р.И.Альбеткова. -М.,1986. -С.'22-31.
99. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произве -дения к анализу. М.,1986. - 128 с.
100. Маранцман В.Г. Школьник и духовный потенциал культуры.// Структура и содержание литературного образования. М., 1988. - 128 с.
101. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством. // Поиск новых путей. М., 1990. - С. 106-133.
102. Маркарян Э С. Теория культуры и современная наука- М. :Мысль. 1983-284 с.
103. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.,1997. - 320 с.
104. Матвеева Н.А. Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе. АКД. - СПб., 2001 .- 17с.
105. Матвиевская Г.П. В.И.Даль востоковед.// Евразийское ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. М.Джалиля. Вып.2. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. 2001. - С. 140-149.
106. Махмудов А.Г. Торжество прекрасного: Формирование и развитие литературно-эстетической мысли татарского народа в конце XIX -начале XX веков. Казань: РИЦ «Школа». 2000. - 180 с.
107. Махмудов Ш.А. О лабораторных занятиях по филологическому анализухудожественного текста.// Русский язык в школе. 1993. - №2. - С. 104. 129.Махмудов Ш.А. Один на все времена. // Русский язык в школе. - 1994. - №3. - С.59.
108. ИО.Межуев ВМ. Предмет теории культурыУ/Проблемы теории культуры М.,1977.
109. Мелетинский Е.Н. Герой волшебной сказки. М.,1968. - 264 с.
110. Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе. /Под ред. К.В.Мальцевой и З.С.Смелковой. Л.,1978. - 262 с.
111. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. ч.1. -М., 1994.
112. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. / Сост. В.И.Лейбсон. М.,1984.
113. Мид М. Культура и мир детства. М.:1988. - 429 с. ГЗб.Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и восточная классика: Вопросывзаимосвязей и поэтики. АД Д. - Казань,1991. - 54 с.
114. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика. 1976. - 224 с.
115. Мусин Г.Н. Потребности и духовный мир личности,- Саратов, 1989.-169 с.
116. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся (из опыта работы школ России)./ Сост. В.Я.Коровина, Н.И.Кучер. -М., 1991.- 250 с.
117. Национальная культурная специфика художественного текста. М.,1989.
118. Национальная школа: Концепция и технология развития: Доклады и материалы международной конференции. (Якутск, 1993.) / под ред. Е.П.Жиркова М.: Просвещение. 1993.
119. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры.- М., 1992. 92 с.
120. Немов Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики,- М: Владос. 1998. 632 с.
121. НемсадзеБ.Ф. Взаимосвязанное изучение русской и грузинской литера -тур в русских школах Грузинской ССР (на факультативных занятиях). -АКД. Тбилиси, 1981.-19 с.
122. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука. 1976. - 359 с.
123. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур (3 очерка). М„ АН СССР. 1963. - 227 с.
124. Нигматов З.Г. Проблема воспитания гуманности в татарской народной педагогике./ЛТедагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX-начале XX в. Казань, 1979. - 103 с.
125. Нигматуллин А.З. Научные основы изучения татарской литературы в национальной средней школе. АД Д. - М., 1992. - 52 с.
126. Нигматуллин Э.Г. Раздвигая века и границы. Казань, 1977. - 135 с.
127. Нигматуллина Ю.Г. И.С.Тургенев и татарская литература начала XX века. Казань, КГУ. 1961 - 60 с.
128. Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественных произведений. Казань, 1976,- 107 с.
129. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. АН. Татарстана. Изд. «Фан». -Казань, 1977. 192 с.
130. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга. 1972,- 152 с.
131. Нурмухамедов М.К. Сказки А.С.Пушкина и фольклор народов Средней Азии. Ташкент, «Фан». 1983. - 58 с.
132. Нуруллин И.З. Путь к зрелости. Казань, 1971. - 350 с.158.0бщество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическомаспекте. -М.: Прогресс. 1978. 293 с.
133. Пантин В.И. Круглый стол «На пороге «осевого времени»?// ж. «Знание -сила» -1995. №6.(Дискуссия о статье С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций». - С.6-16.
134. Пасичник Е.А. Литературное краеведение в системе обучения украинской литературе в средней школе. Киев, 1969.
135. Пашино П.И. Волжские татары. // ж. «Современник». 1860, т.81.
136. Петровичев В.А. Региональное образование: организация, управление развитием. АДД. - М., 1994. - 35 с.
137. Пехтелев И Г. Г.Тукай и русская литература. Казань, 1966. - 182 с.
138. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С.23-24.
139. Полозова Т.Д. Открытие мира: Современная детская литература и проблема формирования читателя-подростка. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1979. - 255 с.
140. Полькина С.Н. Методика изучения произведений фольклора в 5 классе. -АКД. -М.,2000. 16 с.
141. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука. 1977. - 120 с.
142. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.,1963. - 128 с.
143. Потанин Г.Н. Восточные параллели к русским сказкам.//Этнографическое обозрение. Год 3-й, кн. УШ. 1891. - №1. - С. 137-167.
144. Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга. 1979. - 197 с.
145. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ Оренбург: Идц-во ООИПКРО.1998. - 23 с.
146. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. - 364 с.
147. Пропп В.Я.Русская сказка. Л.: ЛГУ. 1984. - 335 с.
148. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука. 1969. - 168 с.
149. Психологические механизмы порождения и восприятия текста.//Сб. науч. трудов Московского пединститута иностранных языков. Вып. 243. М .,1985.
150. Раговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования. АДД. - СПб., 2002. - 42 с.
151. Распопова С.С. Методика сопоставительного анализа русской и зарубежной литератур в курсе 10 и 11 класса. АКД. - М., 1998. - 16 с.
152. Реизов Б. Сравнительное изучение литературы. Вопросы методологии литературоведения. М-Л., 1966.
153. Рубо И Г. Психологическая характеристика стратегического подхода к чтению. // Сборник научных трудов Московского пединститута иностранных языков. Вып. 243. -М.,1985. С.120-134.
154. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. //Записки Императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению, т.2. СПб.,1897. - 330 с.
155. Рыбаков С.Г. 50 песен татар и башкир. С текстами, переводами и гармонизациями. М.: Музиздат, этногр. отделение. 1922. - 37 с.
156. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.,1961. - 230 с.
157. Рыбушкин М. Поездка в старую Казань, //ж. «Заволжский муравей».-1833. кн.21. - С.1169-1189.
158. Рыжеволова А.В. Изучение русской литературы в ее взаимодействии сродной литературой учащихся. Пособие для учителей. М.,1963. - 208 с.
159. Рытхэу Ю. На это уходили столетия. //Вопросы литературы. 1987. №11. С.21-22.
160. Садекова А.Х. Фольклор в эстетике Г.Ибрагимова.- Казань, 1995. 104 с
161. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики. 2000. - 256 с.
162. Сазонова Н. «Бродячие сюжеты» в произведениях Г.Тукая , А.Пушкина и В.Ирвинга. //Магариф. 2001. - №6. - С. 22-24.
163. Салимова P.M. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. АКД. - Уфа, 2000. - 18 с.
164. Сахапов М.Ж. Исхаки и татарская литература XX века: Монография, (на тат. яз.). Казань: «Мирас». 1997. - 528 с.
165. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Монография. Нижнекамск: «Чишма». 2001. - 104 с.
166. Саяпова A.M. Татарско-русские литературные связи в первой половине XIX века. -АКД. -Казань, 1981.-17 с.
167. Селиванова С.И. Обучение пониманию художественных произведений с учетом национальной культуры учащихся (на материале русских сказок). АКД. - М„ 1993. - 23 с.
168. Семейно-бытовая культура. /Под ред. Д.И.Водзинского. Минск: «Народная асвета». 1981. - 254 с.
169. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры -М.,1990. -239 с.
170. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М.,1959. - 527 с.
171. Смелкова З.С. Слово в художественном тексте: Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе.- М.: Педагогика. 1980. 160 с.
172. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах в 4-х ч. - М.: Университ. типография. 1831-1832гг. -Кн. I. - С.56-66. Kh.IV. - С.205-208.
173. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М.Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия. 1989. 1632 с.
174. Соколов А Н. Очерки по истории русской поэмы. XVIU и первой половины ХГХв. М.: Изд-во МГУ. 1955. 692 с.
175. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры Л.: ЛТИК. 1990.
176. Соколова Л.Б., Рындак В.Г. Этнопедагогическое образование в евразийском пространстве: постановка проблемы.// Евразийское ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. М.Джалиля. Оренбург: Изд-во ОГПУ. 2001. - С.139-154.
177. Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарстана. Гл.IV. -М., 1973. С.265-268.
178. Стрелец Л.И. Форма урока как отражение специфики фольклорного произведения.//Динамика фольклорной традиции на современном Урале: Материалы межвузовской науч.конференции преп. и студентов. Челябинск, ЧГПУ. 2000. - С. 92-95.
179. Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат. 1976.
180. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям Киев, 1969. - 154 с.
181. Сысоева Л.С. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание./Под ред. А.П.Моисеевой. Томск, 1993. - 183 с.
182. Тарасова Е.В. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении фольклора в 5-7 классах (на материале Забайкалья). АКД. -СПб.,1999.- 18 с.
183. Тартаковский П.И. Русская советская поэзия 20-30-х годов и художественное наследие народов Востока. Ташкент, 1977. - С.209-210.
184. Татарское народное творчество в 12 тт. Сказки (кн.2). Казань,1978. - С. 198-202 (на татарском яз.)
185. Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука,1978. - 278 с.
186. Терентьева Н.П. Система внеклассной работы по изучению жизни и творчества А.С. Пушкина (5-8кл.). СПб.,1991.
187. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.:МГУ. 1958.
188. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989. - 544 с.
189. Тукай Г. Избранная проза. Казань, Тат. кн. изд-во. 1992.
190. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования. -М.: Мысль. 1980. -271 с.
191. Упорова З.М. «Калевала» в школе. Петрозаводск, 1966. -56 с.
192. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. т.1. М., 1988.
193. Философский энциклопедический словарь,- М.: Советская энциклопедия, 1989.-814 с.
194. Фролова О.В. Народные традиции в процессе развития познавательной активности учащихся. // Динамика фольклорной традиции на современном Урале./Материалы межвуз. н/конф. преподавателей и студентов. -Челябинск: ЧГГГУ. 2001. -„С.103-105.
195. Фромм Э. Бегство от свободы М.: Прогресс. 1990. - 271 с.
196. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990. - 238 с.
197. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.,1995 - 238 с.
198. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Университетская типография. 1844. - 131 с.
199. Хабибуллина А.З. Русская литература в восприятии татарских читателей (эстетическая интерференция). АКД. - Казань, 1998. - 20 с.
200. Халит Г.М. Тукай и его современники. Казань, 1966. - 228 с.
201. Халит Г.М. Поэзия нового века. Казань, 1979. - 168 с. (на тат. яз.)
202. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика. 2000. - 272 с.
203. Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов.Монография. Казань,1977. -^432 с.
204. ХераскгаММВэссищ®.Псзшв12-тапес^^ 1895.-288 с.
205. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель. 1972. - 406 с.
206. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. // Культура в свете философии. -Тбилиси, 1979.
207. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе.//Литература в школе 1993. - №5. - С.36.
208. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принципы общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания литературы. М.: Педагогика. 1981 - 152 с.
209. Шабалина Л.П. Этнография в школьном краеведении: Учебное пособие. Ульяновск, 1981. - 67 с.
210. Шейман Л.А. О типологии этнокультурных образных соответствий в курсах русского языка и литературы для нерусских.// Русский язык в киргизской школе. 1977. - №1. - С.10-11; - №2 - С.17-20.
211. Шейман Л.А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской шкале. Погобие для учителя ч! -Фрунзе'Мек1еп.1981. -235 с.
212. Шейман Л.А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. ч.П. Фрунзе: Мектеп. 1982- 211 с.
213. Шейман Л.А. Целостное изучение жизни и творчества русских писателей в киргизской школе. Фрунзе: Мектеп. 1979.
214. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. М.: Советский писатель. 1973. 432 с.
215. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.,1974. - 428 с.
216. Язык, сознание, культура, этнос: теория и практика. М.,1994.
217. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство. 1964.-86 с.
218. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. М.,1965.251 .Янко М.Д. Факультативный курс по литературе родного края. //Литература в школе 1972. - №3.
219. Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Казань, 1984. - 200 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.