Соотношение религиозно-философских концепций и религиозного опыта: по работам К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Рязанская, Ольга Борисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Рязанская, Ольга Борисовна
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗОВ ПРАВОСЛАВИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА И С.Н. БУЛГАКОВА
1.1 Специфика и место религиозного опыта в духовной эволюции К.Н. Леонтьева
1.2 «Субъективная» интерпретация православного вероучения К.Н. Леонтьевым
1.3 Экзистенциальные и культурно-философские истоки духовных воззрений С.Н.Булгакова
1.4 Философская и богословская рефлексия религиозного опыта и православной догматики в творчестве С.Н. Булгакова
2 ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА И С.Н. БУЛГАКОВА В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКО-ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
2.1 Соотношение теории развития и формы К.Н. Леонтьева и святоотеческого православного учения
2.2 Корреляции антропо-культурфилософской концепции К.Н. Леонтьева и
христианско-православной традиции
2.3. Специфика онто-гносеологических и антропологических воззрений С.Н.Булгакова в сравнении с восточно-христианской традицией: общее и
особенное
2.4 Концепция культурного творчества и христианского социализма
Булгакова в контексте православного понимания культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Православная философия культуры Вл.А. Кожевникова2004 год, кандидат философских наук Горенко, Игорь Владимирович
Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст2004 год, доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна
С.Н. Булгаков и Г.В. Флоровский: два пути рецепции святоотеческой традиции2012 год, кандидат наук Хамдеева, Гульфия Абдулбариевна
Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова1998 год, кандидат философских наук Хохлова, Елена Ивановна
Онтологические аспекты философско-эстетических и религиозных воззрений К.Н. Леонтьева2002 год, кандидат философских наук Филин, Дмитрий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение религиозно-философских концепций и религиозного опыта: по работам К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Заявленная тема диссертационного исследования актуализируется, на наш взгляд, в двух аспектах: личностно- экзистенциальном и социокультурном. Творчество С.Н.Булгакова, как и других представителей религиозного ренессанса, приходится на рубеж Х1Х-ХХ веков. Этот период, как известно, является своего рода «разрывом времён» для русского общества и его культуры. С.Н.Булгаков, будучи религиозным мыслителем, видит истоки трагедии русской жизни в процессах, происходящих в духовной сфере, в отчуждении человека от религиозной веры. К.Н. Леонтьев, родившийся четырьмя десятилетиями раньше С.Н. Булгакова, и не доживший до трагических событий российской истории начала ХХ века, предвидя их, идейно борется против опасных для России западных тенденций секуляризма, либерализма, эгалитаризма, эвдемонизма.
Современное российское общество и его культура также переживает сложный мировоззренческий кризис, в определённом смысле аналогичный пережитому русскими людьми столетием ранее. Значительная часть наших современников пытается обрести жизненные ориентиры в религии, в частности в православии. Вместе с тем, как показывают научные исследования, люди, считающие себя православными, в реальной жизни весьма далеки от него, имеют смутные представления о содержании православного вероучения, опыта и культа. В этой связи думается, что осмысление экзистенциального опыта и религиозных оснований философского творчества К.Н Леонтьева и С.Н. Булгакова показательны и поучительны для людей, стремящихся обрести основополагающие жизненные идеалы и ценности. Так как и философия, и религия призваны искать ответ на вопрос о смысле жизни, их взаимосвязь - это вопрос не столько академического, сколько, в первую очередь, экзистенциального характера, «вопрос о возможности спасения» (С.Л. Франк).
Социокультурный аспект значимости исследуемой темы связан с тем обстоятельством, что человечество вступает в новую фазу геополитического развития. Сегодняшние геополитические трансформации во многом являются результатом внешнеполитической и внутриполитической деятельности России, стремящейся к преодолению состояния однополярного мира и реальному воплощению его многополярной модели, в которой особое место занимает Российская цивилизация и культура. В этой связи, вновь приобретает остроту исконная проблема русской философии — культурная самобытность России и пути ее дальнейшего развития.
Между тем не преодолена раздробленность российского национального сознания - той самой структуры, которая объединяет нацию. Современный западный либерализм, почвенничество в разных формах и обличьях, евразийство - вот наиболее весомые мировоззренческие составляющие, которые во многом противостоят друг другу. Вместе с тем от устойчивости, единства сознания нации во многом зависит судьба российской государственности и направленность развития общества. В этой связи осмысление национальной культурной идентичности, обоснование необходимости развития самобытности культуры, связанной с традиционными религиозными ценностями, приобретают особую практическую значимость. Богатый опыт рефлексии по данной проблематике представлен в творчестве К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Специфика заявленной темы определяет комплексную теоретическую базу, которую можно условно разделить на четыре группы.
1. Философско-религиоведческие исследования связи философии и
религии. В данных исследованиях существуют две основные традиции:
жёсткого противопоставления философии и религии на противоположных
приоритетных основаниях (концепции мистического и рационалистического
антиномизма), а также теории, признающие их логические и исторические
связи (концепции единства - христианская патристика, схоластика и
4
новоевропейский идеализм, русская религиозная философия, современная католическая и протестантская философия и теология).
Разделяя взгляды мыслителей второй традиции, в диссертационном исследовании мы в то или иной мере опирались на произведения И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, Л.И. Шестова, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна, А.Ф. Лосева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского и др.
Так, в работах русских религиозных философов даётся глубокий, развёрнутый анализ взаимосвязей философии - богословия - религиозного опыта. В них выявляются черты сходства и специфические особенности религии и метафизики, а именно - общность предмета познания и общие стороны в способах познания. Так, и религия и метафизика направлена на постижение первопричин и первоначал бытия, но разными способами - верой или разумом. Отсюда возникает острая проблема соотношения веры и разума, со времён Тертуллиана и Климента Александрийского и по сей день вызывающая полемику в философии и богословии, в том числе в отечественной религиозной мысли. Ряд идей русских религиозных мыслителей, таких как «цельность духа» И.В. Киреевского, «византизм» К.Н. Леонтьева, «учение об очевидности» И.А. Ильина связаны с особенностями православной святоотеческой традиции, православного религиозного опыта.
В последние десятилетия в российской философии появились исследования, посвящённые анализу религиозных оснований философского творчества, в том числе русских мыслителей, и влиянии христианско-православной традиции на его характер (работы П.П.Гайденко, М.Н.Громова, И.И. Евлампиева, А.Н.Замалеева, В.А.Кувакина, М.А.Маслина, Т.П. Матяш, С.А. Нижникова, С.С. Хоружего). В диссертационных исследованиях и монографиях В.Б. Рожковского, И.В. Евланниковой, К.В. Воденко и др. разрабатываются отдельные аспекты проблемы.
В диссертационном исследовании и монографии Е.Ю.Положенковой осуществлена философская рефлексия соотношения религиозной философии
5
и христианского богословия в истории религиозной мысли в онтологическом и гносеологическом контекстах. В работах Л.Е. Шапошникова «Флоренский и современное богословие», «Православное богословие и философская апология религии» исследуются взаимосвязи и взаимовлияния русской религиозно-философской мысли и православного богословия, в «Философии и догматическом богословии в России» анализируются особенности основных этапов развития догматического богословия в России.
2. Богословская литература. Анализ специфики религиозно-философских концепций К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова в контексте христианско-православной традиции обусловил необходимость обращения к святоотеческой литературе, к богословским трудам Оригена, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Григория Паламы. В работах современных исследователей святоотеческой традиции Вл. Лосского, И. Мейендорфа, А. Шмемана, И. Экономцева, Антония Сурожского, М. Дронова, А. Кураева, С.С. Хоружего, А.И. Сидорова и др. осуществляется глубокий анализ специфики православного мистического богословия в отличие от западных христианских вероучений.
3. Историко-философские, религиоведческие, кулътурософские работы, посвящённые жизни и творчеству К.Н. Леонтьева. Следует выделить две волны подъёма интереса к творчеству русского мыслителя и писателя - период с 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века и период с конца 70-х годов XX века до настоящего времени.1 Разрыв в несколько десятилетий объясняется возросшей идеологизированностью советской философской науки. Творчество всех консервативных мыслителей, в том числе и К.Н. Леонтьева, трактовалось как реакционное и практически не исследовалось.
'Чернавский, М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 /Чернавский М.Ю. - Москва, 2000 - С.4.
6
В указанные периоды в исследовательской литературе предметом активного изучения и дискуссии стали самые разные аспекты учения философа: социально-политические воззрения, проблема сущностных основ его взглядов, теория развития, культурфилософские и культурологические идеи. Исходя из заявленной темы, представляется уместным сконцентрировать внимание на работах, в той или иной степени освещающих религиозную концепцию мыслителя. Религиозные взгляды К.Н. Леонтьева в той или иной степени стали предметом рассмотрения К.М. Агеева, А.А. Александрова, арх. Антония (Волынского), Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В. Бородаевского, свящ. К. Зайцева, Ю.Н. Говорухи-Отрока, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, В.В. Розанова, И.Фуделя, Н.В. Лиливяли (Дамье), К. Медведского, Е. Поселянина, А. Черноглазова, М.Ю. Чернавского, И.Н. Берговской, В.А. Ермакова. Причём, интерпретации религиозного мировоззрения философа в работах вышеуказанных авторов иногда доходят до противоположных выводов. Так, К.М. Агеев очень критически подходит к исследуемому предмету, считая религиозную концепцию К.Н. Леонтьева своего рода религиозным преступлением, потому что философ усиленно выдаёт своё учение за истинное христианство, осуждая другие его понимания. Между тем самому Леонтьеву, с точки зрения К.М. Агеева, Иисус Христос остался неведом»1. К критикам религиозного мировоззрения и учения мыслителя можно отнести большую часть русских религиозных философов, отказывавших ему в адекватной интерпретации православия.
В отличие от К.М. Агеева, В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова и других, такие исследователи как, например, А.А. Александров, К. Зайцев, арх. Антоний (Волынский), свящ. И. Фудель, Ю.Н. Говоруха-Отрок и другие
1 Агеев К.М. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства. (Диссертация). Киев: 1909. -С.96
склоняются к признанию православного мировоззрения и учения К.Н. Леонтьева, при этом обращая внимание на сильную эстетическую и натуралистическую составляющие его доктрин. Заметим, что позиция арх. Антония претерпела изменение, изначально весьма критическая, впоследствии в результате более основательного знакомства с учением мыслителя она приобрела апологетический характер. Вместе с тем, проблема влияния православного мировоззрения на философское учение мыслителя до сих пор является недостаточно исследованной. Она отчасти затронута в работах К.М. Агеева, А.А. Александрова, В.Бородаевского, Ю.Н. Говорухи-Отрока, свящ. К. Зайцева, К. Медведского, Е. Поселянина, А. Черноглазова, М.Ю. Чернавского. И.Н. Берговской, В.А. Ермакова. Однако и в этих исследованиях она не получила полного освещения.
4. Исследовательская литература, посвящённая творчеству С.Н. Булгакова. Разработка проблематики философии С.Н.Булгакова осуществляется в контексте решения вопроса о влиянии методологии и идей православной традиции на русскую религиозную философию, в том числе и философию С.Н.Булгакова. В этом направлении наиболее значимыми, на наш взгляд, являются работы И.Мейендорфа, Н.А.Бердяева, С.С.Хоружего, Я.В.Бондаревой.
Так, в частности, С.С.Хоружий в своем исследовании «Синергийная антропология как звено традиции русской мысли» приходит к выводу, что экспликация в патристике ее антропологического содержания способна дать новый импульс развития антропологическому мышлению в современном обществе, переживающем состояние глубокого кризиса. По мнению автора, булгаковская софиология по идеям и методологии является весьма характерной для Серебряного Века, представляя своеобразное решение традиционной для русской религиозно-философской мысли проблемы соотношения философского и богословского способов познания.
В работах современного исследователя И.И.Семаевой также большое
внимание уделяется творчеству С.Н.Булгакова в контексте святоотеческой
8
традиции. Автор видит истоки русской религиозной философии в органическом синтезе восточнохристианских и западноевропейских идей, отмечай наличие элементов «неопаламитского синтеза» в трудах С.Н.Булгакова1. Она - одна из первых современных исследователей, которая пришла к выводу о том, что С.Н.Булгаков не столько отрицал христианскую догматику, сколько весьма свободно её интерпретировал.
Однако наиболее глубоким и аргументированным исследованием восприятия идей патристики в булгаковском творчестве является, на наш взгляд, обстоятельная работа В.Н. Лосского «Спор о Софии», где впервые, еще при жизни Булгакова, был дан критический анализ идей философа о Софии2.
Как отдельное направление среди исследований творчества С.Н. Булгакова можно выделить отношение богословов к осуждению софианства Церковью. Так, привлекает внимание исследование учения о Софии Митрополита Московского Сергия, в котором дается негативная оценка учения С.Н.Булгакова3; «особое мнение» С.Четверикова и Г. Флоровского в связи с оценкой богословских трудов С.Н. Булгакова.4
Отдельную группу представляют исследования, где проводится сравнительный анализ творчества С.Н.Булгакова с кем-либо из представителей русской религиозной философии в контексте святоотеческой традиции. Так, современный исследователь Е. Евтухова при сравнении творчества С.Н.Булгакова и Г.В.Флоровского рассматривает трактовку учения св. Гр.Паламы Булгаковым как «нео-исихазм»5.
Работы, в которых осуществляется сравнительный анализ специфики
1Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия XX века и её духовные основания (учебное пособие по истории русской философии). - М., 2004. С.69.
2Лосский В.Н. Спор о Софии // Боговидение. Мн.: Белорусский Экзархат, 2007. С. 160-161.
3Цит. по: Указ Московской Патриархии Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому
Елевферию // Лосский В.Н. Боговидение. Мн.: Белорусский Экзархат, 2007. С.214.
4Г. Флоровский, С. Четвериков. Особое мнение по делу С. Булгакова (1937) // Исследования по истории
русской мысли: Ежегодник за 2001 -2002 годы. Под редакцией М.А. Колерова. - М.: «Три квадрата»,
2002. С.39.
5Евтухова, Е. / Екатерина Евтухова. С.Н. Булгаков. Письма к Г.В. Флоровскому (1923 - 1938) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001 - 2002 годы. Под редакцией М.А. Колерова. - М.: «Три квадрата», 2002.С.48.
взаимосвязи религиозно-философских воззрений и религиозного опыта К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова отсутствуют. Данное обстоятельство позволяет рассматривать тему диссертации как новационную.
Объектом исследования является соотношение религиозной философии и религиозного опыта.
Предметом исследования является соотношение религиозно-философских концепций и религиозного опыта К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в выявлении влияния религиозного опыта на специфику религиозно-философских концепций К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова. В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи:
1.Выявление специфики и места религиозного опыта в духовной эволюции К.Н. Леонтьева.
2.Теоретическая реконструкция влияния личного религиозного опыта на образ православия в религиозном мировоззрении К.Н.Леонтьева.
3. Выявление экзистенциальных и культурно-философских истоков духовных воззрений С.Н.Булгакова.
4. Исследование философской и богословской рефлексии религиозного опыта и православной догматики в работах С.Н. Булгакова.
5. Анализ соотношения теории развития и формы К.Н. Леонтьева и святоотеческого православного учения.
6. Рассмотрение корреляции антропо-культурфилософской концепции К.Н. Леонтьева и христианско-православной традиции.
7. Сравнительный анализ специфики онто-гносеологических и антропологических воззрений С.Н.Булгакова и восточно-христианской традиции.
8. Исследование концепции культурного творчества и христианского социализма Булгакова в контексте православного понимания культуры
Для уточнения содержания целей и задач диссертационного исследования следует сделать предварительное замечание. И.В. Киреевским в первой половине XIX столетия был разработан проект православной философии, способом познания которой является «верующее мышление». Философское познание предмета посредством верующего мышления тесно связано со степенью духовно-нравственного бытия человека, наличием у него православного опыта, проекцией которого является православное догматическое богословие. Данное понимание гносиса опирается на святоотеческую традицию целостного духовного опыта. 1 В нашей работе, исследуя влияние религиозного опыта на специфику религиозно-философских воззрений К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова, религиозных мыслителей, идентифицировавших себя с православием, мы стараемся выявить, удалось ли им и в какой степени реализовать проект православной философии, у истоков которого стоял И.В. Киреевский.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретической основой диссертации явились, в первую очередь, работы К.Н. Леонтьева, С.Н. Булгакова, философско-религиоведческая литература русских и зарубежных философов, в которой освещается соотношение философии и религии (богословия), труды классиков истории русской философской мысли В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, богословские труды В.Н. Лосского, И. Мейендорфа, А. Шмемана, С.С. Хоружего, диссертационные исследования, в которых рассматриваются те или иные аспекты заявленной темы.
Поскольку в работе осуществляется теоретическая реконструкция образов православия в творчестве К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова, а также
1 См. Рожковский В.Б. Идея цельного духа у И.В.Киреевского: культурологическая реконструкция. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 /Рожковский Виталий Борисович. - Ростов-на-Дону, 2001; Положенкова Е.Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли (онтологический и гносеологический контекст): дис. ... докт. филос. наук : 09.00.13 /Положенкова Елена Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2004.
религиозных оснований их воззрений, особое место в методологии исследования занимают герменевтические методы и процедуры. Процедура реконструкции применяется в связи с необходимостью выявления скрытых смыслов в многослойной структуре текстов русских религиозных философов. Возможность реконструкции связана с нацеленностью автора не только на объяснение, но, прежде всего, на методы понимания и интерпретации. Пониманию, которое является главной герменевтической процедурой, подчинены акты интерпретации, позволяющие проникнуть вглубь смысловой структуры текста, то есть идти от явного смысла к скрытому.
Наряду с герменевтическими процедурами в работе широко используется метод сравнительного анализа при сопоставлении тех или иных аспектов учений К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова с христианско-православной традицией, концепций догматического развития А.С. Хомякова, В.С. Соловьёва, К.Н. Леонтьева, С.Н. Булгакова и т.д.
Кроме того, в диссертационном исследовании применяются общетеоретические методы, приёмы и процедуры - анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, а также диалектические принципы историзма, конкретности рассмотрения и т.д.
Научная новизна исследования
1.Исследовано влияние религиозно-экзистенциального опыта К.Н. Леонтьева на динамику корреляции религиозного и эстетического оснований в его мировоззрении и творчестве.
2. Выявлено влияние религиозного опыта К.Н. Леонтьева на его интерпретацию православной теории спасения. Обоснованы адекватность интерпретации соотношений «любовь - страх» и «личное спасение (трансцендентный эгоизм) - общее благо» в учении К.Н. Леонтьева и православной сотериологии.
3. Осуществлена теоретическая реконструкция экзистенциальных и
культурно-философских истоков духовной эволюции С.Н. Булгакова, в
результате которой выявлены основные направления влияния святоотеческой
12
традиции на его философские построения, а также противоречивый характер её рецепции в его философском учении.
4. Раскрыто существенное различие в понимании христианской догматики и отношении к ней у К.Н. Леонтьева и С.Н. Булгакова.
5. Обоснована когерентность теоретико-методологических, антропологических, культурфилософских воззрений К.Н. Леонтьева с христианско-православным богословием, а также их связь с православным опытом самого мыслителя.
6. Выявлены факторы, препятствовавшие С..Н. Булгакову в реализации его цели - создании православной философии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Динамика корреляции религиозного и эстетического оснований в мировоззрении и творчестве К.Н. Леонтьева определяется спецификой его личного религиозного опыта. Если до 1880-х годов христианско-православное начало является только одним из истоков творчества К.Н. Леонтьева, а эстетическое отношение к миру его системообразующим фактором, то по мере вхождения мыслителя в церковную и монашескую православную традицию религиозная составляющая постепенно превращается в доминирующее основание. Строгое следование догматике, вхождение в святоотеческую традицию при духовном наставничестве старцев Оптиной пустыни и Афона, осуществление подвига смирения и послушания свидетельствуют о наличии у К.Н. Леонтьева условий православного опыта.
2. «Субъективный колорит» понимания христианско-православного вероучения К.Н. Леонтьевым связан, во-первых, с особенностями его личного религиозно-экзистенциального опыта и религиозно-духовного пути в целом; во-вторых, с целями и задачами той активной публицистической деятельности («гневная публицистика»), которую он вёл, борясь против теорий эвдемонизма, эгалитаризма, всеобщего благоденствия. Интерпретация соотношений «любовь - страх» как источников спасения и «личное спасение (трансцендентный эгоизм) - общее благо» как целей спасения в учении К.Н.
13
Леонтьева и православной святоотеческой традиции в целом согласуются. Их противопоставление является мнимым: страх и любовь - ступени единой лестницы духовного восхождения, личное спасение и общее благо также внутренне тесно связаны между собой.
3.Специфическими чертами методологического основания философии религии и богословских воззрений С.Н. Булгакова выступают: наличие личного религиозного опыта; «критический догматизм» как свободная трактовка религиозной догматики; принцип универсализма, согласно которому «религиозная истина универсальна, т.е. кафолична»; художественная трактовка святоотеческого предания; катафатический принцип богопознания; мистическая интуиция; трансцендентно-имманентный принцип. В понимании догмата С.Н. Булгаковым и К.Н. Леонтьевым имеются существенные различия. Если С.Н. Булгаков допускает творческое осмысление и развитие религиозных догматов на основе личного религиозного опыта, то для К.Н. Леонтьева строгое и неизменное следование догматическим канонам византийского православия есть необходимое условие философских построений.
4. Философская реконструкция религиозных оснований творчества С.Н. Булгакова, обнаруживает основные направления влияния святоотеческой традиции на мысль философа: в антропологии - это представление о творческой энергии человека как о «действии Бога в мире», совершаемое в человеке и через человека; в онтологии - философия имени, учение о «Божественном Ничто»; в гносеологии - богопознание, учение о религиозном основании философии, «чувство Бога» как гносеологический принцип. Однако специфика богословских воззрений С.Н.Булгакова обусловливает характер рецепции святоотеческой традиции в его творчестве как выход за рамки традиции. Помимо святоотеческой традиции, выступающей основанием его философских построений, романтизм, платонизм, кантианство и учение В.Соловьева манифестируют себя как акценты и мотивы в философском дискурсе мыслителя.
5. Когерентность теории развития, учения о форме, а также природы человека и пути Богопознания К.Н. Леонтьева христианско-православному богословию, а также их связь с православным опытом самого мыслителя, о чём свидетельствуют факты его личной биографии, позволяют утверждать, что православное мировоззрение философа является одним из главных оснований его метафизических построений. Интерпретация христианского гносиса К.Н. Леонтьевым, для которого характерно подчинение разума вере как фундаментальному способу познания Бога и мира и ядру целостного опыта, близка святоотеческой традиции целостного духовного опыта, учению И.В. Киреевского о цельности духа и верующем мышлении. В культурфилософской концепции К.Н. Леонтьева трансцендентная детерминация сущности культуры, дискретно-морфологического принципа её устройства, динамики, направленности к эсхатологическому завершению свидетельствует о её православном основании.
6. Философские идеи С.Н. Булгакова представляют собой некий синтез православной догматики, элементов мистического опыта и точной философии. Неудачная попытка мыслителя построить православную философию обусловлена отсутствием у него «верующего» мышления», что, в свою очередь, связано с невыполнением С.Н. Булгаковым условий получения православного опыта (смирения и отказа от воображения). Кроме того, неспособность философа в собственном творчестве реализовать единственно возможную, с его точки зрения, форму философствования русской философии, опирающуюся на художественную образность искусства, а не на категории рационализма, обусловливает наличие противоречий между намерениями и их реальным исполнением. В частности, противоречие между провозглашаемой необходимостью раскрыть в философской теории мистико-иррациональные стороны человеческого бытия и склонностью С.Н. Булгакова к прямолинейному рационализму, используемому в качестве наиболее доступного способа обоснования веры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Религиозные основания философской интуиции свободы Н.А. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции2004 год, кандидат философских наук Евланникова, Ирина Владимировна
Святоотеческий опыт в русской культуре и философии XIX века2019 год, кандидат наук Куренков Алексей Сергеевич
Рациональное и иррациональное в социально-философском учении о человеке С.Н. Булгакова2006 год, кандидат философских наук Абдулова, Людмила Михайловна
Генезис христианской православной антропологии2004 год, доктор философских наук Чуковенков, Юлий Акимович
Эволюция этических взглядов С.Н. Булгакова2006 год, кандидат философских наук Алексеева, Екатерина Петровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рязанская, Ольга Борисовна, 2016 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4-х Т. М.: Изд-во Спассо- Преобр. Валаам, мон., 1994. Т.1.-394 С.; Т.2.-336 С.; Т.3.-281 С.; Т.4.-404 С.
2. Аверинцев С.С. Исихазм //ФЭС.- М., 1986.- С.68-101
3. Агеев К.М. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства. (Диссертация). Киев: 1909.
4. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы. Глава седьмая. Образ и подобие Божие (человек и ангелы). М.: Паломник. 1996. URL: https: //azbyka. ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologij a- svj atogo-grigorij a-palamy/2
5. Астапов С.Н. Становление и развитие православного учения о сущности и: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Астапов Сергей Николаевич. -Ростов-на-Дону, 1995 - 213 с.
6. Берговская И.Н. Философия К.Н. Леонтьева в социокультурном контексте: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 /Берговская Ирина Николаевна. - Москва, 2004 - 213 с.
7. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Возрождение православия // Наст.изд. С. 761-762.
8. Бердяев Н.А Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли)// К.Н. Леонтьев: proetcontra. Личность и творчество Константина Леонтьева в оценках русских мыслителей и исследователей. Кн.2. С-Пб., 1995. - 562с.
9. Бондарева Я.В. Генезис методологических основ русской религиозной философии: Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.- 160с.
10. Булгаков С.Н., прот. Автобиографическое // Булгаков С.Н.: pro et contra. Антология. Т.1. Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. СПб. 2003. 256с.
11. Булгаков С.Н. Философия Имени. / С.Н. Булгаков .-СПб.: Наука, 1998. -448с.
12. Булгаков С.Н. Философия хозяйства./ С.Н. Булгаков М., 1912.
13. Булгаков С. Агнец Божий. / С.Н. Булгаков .- Париж, 1933. - 468с.
14. Булгаков С. Две встречи (1898-1924) / Булгаков С. О православии. - М.: ТЕРРА.- Книжный клуб, 2002. - 751с.
15. Булгаков С. Н. Стихотворения Владимира Соловьева // Булгаков С. Н. Тихие думы. М., Республика .1996.- 510с.
16. Булгаков С.Н. «На пиру богов» // Сочинения в двух томах, т.2. М.: Наука,1993.- 751с.
17. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования).// С.Н. Булгаков / - М.: Директ-Медиа, 2014.- 353с.
18. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели), / Сочинения в двух томах, т.2. М.: Изд-во Наука, 1993.-751с.
19. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции)//Сочинение в 2-х тт, т.2-М.: Издательство Наука, 1993.- 751с.
20. Булгаков С.Н. Два града./ С.Н. Булгаков — Спб.: Изд-во рхги, 1997.- 589с.
21. Булгаков С.Н. Догмат и догматика /Живое предание: православие в современности. Париж, 1937. С. 9-24.
22. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Сочинения в двух томах, т.П. М.:- Голос, 1993. - Т. 2.- 1356с.
23. Булгаков С.Н. Докладные Записки./С.Н. Булгаков. М., Наука. 2012.- С.48-89
24. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т. 2.- С. 46 - 94.
25. Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате // Путь. - 1929. - № 15. - С. 39-80; № 16. - С. 19-48;
26. Булгаков С.Н. Победитель - Побежденный(Судьба К.Н. Леонтьева) / Константин Леонтьев: РшеЮоПга. Антология. Книга 1. СПб., 1995.- с 6979.
27. Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. - М.: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. -560с.
28. Булгаков С.Н. Русская трагедия /С.Н. Булгаков Соч. в 2-х тт, т.2 , М., 1993. 986с.
29. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения./ С.Н. Булгаков - М.: Республика, 1994. -415с.
30. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч. в 2-х тт, т.1. - М.: Изд-во Наука, 1993.-603с.
31. Булгаков С.Н. Христианский социализм. / С.Н. Булгаков. Новосибирск, Наука., 1991.- 348с
32. Булгаков С.Н., прот., Автобиографические заметки. Париж, 1946.- 58с.
33. Булгаков С.Н.. Простота и опрощение. / Л. Н. Толстой: рг^соПга. СПб., 2000.- С.269-298
34. Прот. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви Минск : Издательство Белорусского Экзархата. 2011. 560 с.
35. Булгаков С.Н. Неотложная задача (о Союзе христианской политики) / Христианский социализм. Новосибирск, 1991.С. 29-38
36. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896-1903). СПб. Тип. Товарищества "Общественная польза". 1903.- 376 с.
37. Булгаков С.Н. Тихие думы./ С.Н. Булгаков М., Издательство Олега Абышко. 1996. - 699с.
38. Булгаков С.Н. «Христианская социология», в Вестник Русского Христианского Движения. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1991, № 161.
39. Бычков В.В. Эстетика Отцов церкви. / В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1995.593 с.
40. Валентини Н., Талай М. Восприятие о.Сергия Булгакова в Италии /Русское богословие в европейском контексте. С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 370 с.
41. Воденко К.В. Религия и наука в европейской культуре: динамика соотношения когнитивных практик. Новочеркасск: «Лик», 2012. 292 с.
42. Воденко К.В., Самыгин С.И. История религиозной философии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. 256 с.
43. Воскресенская М. Б. Феномен эстетизма в философском творчестве К. Н. Леонтьева : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — Кострома, 2000. — 23 с.
44. Гаврюшин Н.К. Два юбилея: протоиерей Сергей Булгаков и патриарх Сергий (Страгородский) / Русское богословие в европейском контексте. С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 370 с.
45. Григорий Палама, (свт). Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., Канон, 1995. - 384 с.
46. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. / У. Джеймс Изд-во: журнал "Русская Мысль", М. - 1910 г. 418 с.
47. Добротолюбие. В 5-ти томах. Т.2. М., Сибирская Благозвонница. 2014.-510с.
48. Долгое К. М. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. — М. : Отчий дом, 2008. —720 с.
49.Дронов М. (прот.). Протестантская этика и православная аскетика// Человек. 1999. № 3. URL: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/dronov._ prot._atica.htm
50. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. Русская философия в поисках Абсолюта. Ч. I. С. М.: Алетейя, 2000. - 414 с.
51. Евлампиев И.И. История русской философии./ И.И. Евлампиев.- М.: Высшая школа. 2002. - 584 с.
52.Евтухова, Е. / Екатерина Евтухова. С.Н. Булгаков. Письма к Г.В. Флоровскому (1923 - 1938) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001 - 2002 годы. Под редакцией М.А. Колерова. - М.: «Три квадрата», 2002.С.48.
53.Ермаков В.А. Философия культуры К.Н. Леонтьева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 /Ермаков Вячеслав Алексеевич. - Москва, 2002.
54.Ерыгин А.Н. Восток—Запад—Россия: формационная и цивилизационная характеристика // Российская историческая политология. Ростов-на-
Д., 1998.- С.42-58.
55. Жуков К. А. Восточный вопрос в историософской концепции К. Н. Леонтьева./ К.А. Жуков — СПб. : Алетейя, 2006. — 228 с.
56.Зандер Л. Предисловие редактора / Булгаков С.Н. Философия Имени. -
СПб.: Наука, 1998. -129с. 57.Зеньковский В.,(прот). История русской философии./ В.В. Зеньковский.
Ленинград: "Это", 1991.-Т. 1.-4.1.-221с. 58.Зеньковский В.В. Основы христианской философии- В.В. Зеньковский. . М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1992. - 268с.
59.Иванов Г. (прот.). Русская православная Церковь лицом к Западу./ Г. Иванов. Воронеж, Обитель преп. Иова Почаевского Мюнхен. 1994.- 365с.
60.Из переписки о. Сергия Булгакова с Л. А. Зандер, в Вестник С. Х. D, 101102 (1971): 76.
61. Ильин В.Н. Иночество как основа русской культуры. //ВРХД, № 114.
62. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта./ И.А. Ильин. М.: "Русская книга", 2002.- 668с.
63. Ильин И.А. Основы христианской культуры. // Собр. соч.: в 10 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 289.
64. Ильин И.А. Религиозный смысл философии.// Соч. в 10 т. Т. 3. М., 1994.-С.414
65. Ильин И.А. Философия и жизнь//На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990, с. 56.
66. Имяславие. Антология. М.: Изд-во «Факториал Пресс», 2002. 38с..
67. Исследования по истории русской мысли./ Ежегодник 2001/2002 / Ред. М.А. Колеров. М., 2002. С.204-205.
68.История русской философии: учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 2001. — 639 с.
69.Киприан (Керн) (архим). Антропология святителя Григория Паламы. М., 1996.- 449с.
70.Киреевский И. Собр. соч. в 2 т. М., Типография Императорского Московского Университета 1981- Т.2 .- 294с.
71.Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. // Клеман О М. М.: Путь. 1994.- 267с.
72.Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева./ А.А. Корольков — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1991. — 199 с.
73. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // К.Н. Леонтьев Восток, Россия и славянство ./ - М.: 1995. С.117
74.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М., 2000. - 198с.
75. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство / К.Н. Леонтьев. - М.: 1995.С 157
76.Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство./ К.Н. Леонтьев. М.: Республика, 1996. - 799 с
77. Леонтьев К.Н. Грамотность и народность. // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.:АГРАФ 2000. - С.157.
78. Леонтьев К.Н. Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой// Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 149
79. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. // К Н. Леонтьев М.: Русская книга, 1992. - 544 с.
80. Леонтьев К.Н. Из воспоминаний // Лица. Биографический альманах. Т.6. -М.: Республика. 1995. - 398с.
81. Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854-1891) / К. Н. Леонтьев. - С.-Пб. 1995. - 329 с.
82. Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом? / К.Н. Леонтьев М., 1981.-156с.
83. Леонтьев К.Н. Кто правее? Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьёву // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996. - С. 625-677.
84. Леонтьев К.Н. Моё обращение и жизнь на Афонской горе // К.Леонтьев -наш современник. Спб. 1993. С.200-217.
85.Леонтьев К.Н. Мои воспоминания о Фракии. // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.:АГРАФ 2000. - С. 197.
86. Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба. // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.:АГРАФ 2000. - С.271.
87.Леонтьев К.Н. Неизданные письма Константина Леонтьева //К. Н. Леонтьев Звезда. 1903. №3.- 260с.
88. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. /Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. - 397с. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир. (Четыре письма с Афона) // К Н. Леонтьев Сергиев Посад: 1913.- 44с.
89. Леонтьев К.Н. О всемирной любви // Русская идея. - М.: Республика. 1992- 336с.
90. Леонтьев К.Н. Письма В.В.Розанову / / К.Н. Леонтьев. - Волга, 1992. - № 2. -С.118-198.
91.Леонтьев К.Н. Письма о восточных делах. // К Н..Леонтьев «Записки отшельника». М.: 1992. - С.206-230.
92.Леонтьев К.Н. Сквозь нашу призму // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.,1996. - С.298 - 311.
93.Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения// Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Храм и Церковь. - М.: ACT, 2003. - С. 418-492.
94.Леонтьев К.Н. Страх Божий и любовь к человечеству // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. - М.:Изд-во В.М. Саблина, 1995.-С.153-174
95. Леонтьев К.Н. Четыре письма с Афона // К. Н.Леонтьев / Восток, Россия и Славянство. - М.:1996.- С. 19-38
96.Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство // К.Н. Леонтьев Цветущая сложность. М.: 1992. С.110
97.Леонтьев, К.Н. Почему мы не редко чужим мнением дорожим больше, чем собственным?// К.Н. Леонтьев Восток, Россия и славянство. М.: 1996. С- 23-58
98. Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. - 1928. - № 13. С 7282.
99. Лосев А.Ф. Исследования по философии и психологии мышления// Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., Мысль 1999.- 719с.
100. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - С.895-896.
101. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности Богословские труды. М.. 1975. Т.14. - С.289- 302.
102. Лосский В.Н. Боговидение. / В.Н. Лосский М.:, Издательство Свято-Владимирского братства ,1995.- 759с.
103. Лосский В.Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд// Богословские труды. М., 1972. Т. 8.С.205
104. Лосский В.Н. Догматическое богословие./ В.Н. Лосский М.:Центр «СЭИ». Приложение к журналу «Трибуна». 1991.- 260с.
105. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие./ В.Н. Лосский М.: Центр «СЭИ», 1991. 289 с.
106. Лосский В.Н. Паламитский синтез// Вестник Русского ЗападноЕвропейского Экзархата. Париж, 1968.- С.61-67.
107. Лосский В.Н. Спор о Софии // Боговидение. Мн.: Белорусский Экзархат, 2007. 260с.
108. Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О. Лосский. М.: Советский писатель,1991.- 474 с.
109. Лучанский М. Леонтьев Константин Николаевич // Литературная энциклопедия. М., 1929 - 1935. - Т. 6. - С.279 -281.
110. М. де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. Киев, Символ.- 1997.- 414с.
111. Матяш Т.П. Диалектика Гегеля и догмат Троицы. //Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1997. - С. 69
112. Матяш Т.П. Дионис против Христа. //Известия Высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 1996. №4.С. 34
113. Матяш Т.П. Основы православной культуры (историко-философское введение). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 300 с.
114. Матяш Т.П. Слово в культуре постмодерна и разбожествление мира// Четвертые Дмитриевские образовательные чтения: Материалы. Ростов-на-Дону, 1999.- С 54.
115. Матяш Т.П. Философия и богословие: Запад - Россия// Гуманитарный ежегодник. Ростов-на-Дону, 2002.- С 67.
116. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие// И. Мейендорф Мн.: Лучи Софии.-1995.- 82с.
117. Мережковский Д.С. Тайна трех./ Д.С. Мережковский М., Республика. -1999.- 364с.
118. Миненков Г.Я. Героизм и подвижничество как модели личностной и социальной идентификации /Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 370 с.
119. Миролюбов А.Н. Религиозное миросозерцание К. Леонтьева. Харбин, 1933.-67с.
120. Муза Д.Е, Оленич Т.С. Софийная природа бытия в концепции С.Н. Булгакова: попытка аксиологической транскрипции //Гуманитарий Юга России/Ростов- на -Дону, 2016.- №2.- С. 160-174.
121. Новоселов М. Мистика Церкви и мистика западных верований / Религиозно-философская библиотека. Вып. 37. - М.: Братство свт. Алексия, 1995. - 72 с.
122. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии./ С.А. Нижников . М.: ИНФРА-М, 2012. - 313 с.
123. Никитин В.А. Основы православной культуры. / В.А. Никитин. М.: Дом Надежды, 2009.- 484с.
124. Николаева О. А Современная культура и Православие./ О.А. Николаева М., Московское подворье Свято- Троицкой Сергиевой Лавры. 1999.- 263с.
125. Николай Кавасила. (еп). Семь слов о жизни во Христе./ Кавасила Н. М.: Мысль. 1994. - 164с.
126. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии./ К.И. Никонов.- М., Московский университет,1989.- 192с.
127. Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии 6-8 веков// Человек. 2000.- №№ 2,3.- С45.
128. Новосвященномученик Марк (Михаил Новоселов). Мистика церкви и мистика западных исповеданий. URL:. http://www.torrentino.me/torrent/685797
129. О вере и нравственности по учению Православной Церкви//М.: Московская Патриархия, 1999.- 368с.
130. О прошлом и настоящем (беседа Л. Н. Митрохина и В. А. Лекторского)// Вопросы философии. - М., 2002.- №№9.- С.50
131. Огицкий Д.П., Козлов М.К. Православие и западное христианство. Учеб. пособие для дух. семинарий и дух. училищ./ Д.П. Огицкий, М.К. Козлов М.: Московская Духовная Академия, издательство Храма Св. Мученицы Татианы,1999.- 57с.
132. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки./ Т.И. Озерман.-М.: Мысль,1969.- 403с.
133. Ориген О началах./ О. Оргиген.- Н.:1991г.- 380с.
134. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины./ А.И. Осипов.- М., Издательство Сретенского монастыря, 2014.-496с.
135. Павленко А. Бытие у своего порога/Человек. 1993. № 1,3-6; 1994. № 1-4; 1995. №№2.
136. Памяти Константина Николаевича Леонтьева // Литературный сборник. -С.-Петербург: Сириус, 1911. -425 с.
137. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? // Вопросы философии.- М., 2002.- №4.- С.50-60
138. Положенкова Е.Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли (онтологический и гносеологический контекст): авт. дис. ... докт. филос. наук : 09.00.13 /Положенкова Елена Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2004.
139. Положенкова Е.Ю,. Понятие «религиозная философия» в творчестве С.Н. Булгакова // Научная мысль Кавказа. - СКН ВШ. - Приложение, №11, 2003.-С.47-52.
140. Положенкова Е.Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в русской религиозно-философской мысли XIX- нач.ХХ вв. // Е.Ю. Положенкова. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ). 2009. С. 164
141. Положенкова Е.Ю. Соотношение философии и теологии в теософской конструкции В.С. Соловьева. // Гуманитарный ежегодник. Ростов н/Д, №1,2004.- С.122-126
142. Положенкова Е.Ю. Специфика мировоззренческой эволюции русских религиозных философов конца 19-начала 20 вв.// Гуманитарный ежегодник . Ростов н/Д, №1, 2004.- С. 111-116
143. Положенкова Е.Ю. Спор о пантеизме в русской религиозной философии. //Сб.научных трудов: ЮРГУЭС. - Шахты, 2004. -С. 145-149.
144. Положенкова Е.Ю., Бурменская Д.Н., Рязанская О.Б. Мировоззренческие трансформации в жизни и творчестве С.Н. Булгакова// Молодой ученый/ Москва, 2016 .- №9.- С. 1325-1327
145. Положенкова Е.Ю., Бурменская Д.Н., Рязанская О.Б. Осмысление экзистенционального опыта К.Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России// Молодой ученый/ Москва, 2016 .- №9.- С. 1323-1325
146. Положенкова Е.Ю., Рязанская О.Б. К вопросу о культурных детерминантах информационной безопасности России (по материалам творчества К.Н. Леонтьева)// Научный альманах- г. Тамбов 2015 ТРООстр. 14003. По материалам международной научно-практической конференции «Образование и наука: современное состояние и перспективы развития», Россия, г. Тамбов, 31 августа 2015 года.
147. Положенкова Е.Ю., Рязанская, О.Б. Религиозные истоки теории исторического процесса К.Н. Леонтьева //Перспективы развития науки и образования/ Тамбов ТРОО "Бизнес-наука-общество"— Тамбов, 2014.—
4. 8. — С. 118-121 — Библиогр.: с. 121 Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014г. Часть8.
148. Положенкова, Е.Ю., Рязанская, О.Б. Особенности духовной эволюции К.Н. Леонтьева // Актуальные проблемы гуманитарных наук / Шахты 2014.—С.33-36 — Библиогр.: С.36.
149. Положенкова, Е.Ю., Рязанская, О.Б. Самобытность русской культуры в условиях геополитической трансформации современного мира (по работам К.Н. Леонтьева// Социально-гуманитарные знания/Ростов-на-Дону "Социально-гуманитарные знания"— Ростов- на- Дону, 2014.— №
5.— С. 139-146 — Библиогр.: С. 146.
150. Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа: Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
151. Помазанский М. Православное Догматическое богословие. - М.: Издательство «ДАРЪ», 2005. - 257с.
152. Порус В.Н. Неизбывная актуальность предостережений С.Н.Булгакова /Русское богословие в европейском контексте. С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 256с.
153. Раух А. «Тезисы о Церкви» С.Н.Булгакова в сопоставлении с догматической конституцией о церкви II Ватиканского Собора /Русское богословие в европейском контексте. С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 256с.
154. Резниченко А.И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М., 2012. С.157-193.
155. Рожковский В.Б. Идея цельного духа у И.В.Киреевского: культурологическая реконструкция. Диссертация на соискание уч. степени канд. философ.наук. Ростов-на-Дону, 2001.- 150 с.
156. Рожковский В.Б. Понятие опыта и культурный смысл Православия. //Путь святости личности и семьи. Материалы Четвертых Дмитриевских образовательных чтений. Ростов-на-Дону, 1999. - С.98-100.
157. Рязанская О.Б. Кризис русской культуры начала XX века в контексте её христианской интерпретации (по работам С.Н. Булгакова) // Гуманитарий Юга России/Ростов- на -Дону, 2016. - №2. - С. 248-256
158. Рязанская О.Б. Религиозные истоки и основания социально-философских воззрений С.Н. Булгакова// Наука сегодня- Вологда 2015 часть 4.- С. 100-101.
159. Рязанская О.Б. Святоотеческая религиозная традиция и философское творчество С.Н. Булгакова// Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики/ Тамбов, 2016.- №6.- с 148- Сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции 28 октября 2015г.
160. Сапов В.В. ,Филиппов А.Ф. . Христианская социология С. Н. Булгакова // С.Н. Булгаков. Философия хозяйства. М., 1990. С. 347.
161. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Перевод, послесловие и комментарии В.В. Бибихина. 2-е изд., стер. - СПб.: «Наука», 2007. -429с.
162. Святитель Григорий Богослов. Избранные творения / Сост., предисл. В. Буреги. - М.; Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 400 с.
163. Святитель Григорий Нисский. Избранные творения / Сост. иерея Александра Гумерова. — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 384 с.
164. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1-2. Мн.; Лучи Софии, 2008. - 912 с.
165. Святитель Иоанн Златоуст. Слава Богу за всё: Сб. писем / Сост. Е.А. Смирновой. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 312 с.
166. Святитель Феофан Затворник. Созерцания и размышления. М., 2003.639 с.
167. Свящ. Константин Зайцев Любовь и страх (Памяти Константина Леонтьева) // К.Н.Леонтьев: pro et contra. Т.2. СПб., 1995. URL http: //knleontiev.narod.ru/aboutl. htm
168. Свящ.. И. Фудель Культурный идеал К.Н. Леонтьева // ProetContra. Т.2. СПб.: 1995.URL http://knleontiev.narod.ru/aboutl.htm
169. Северикова Н.М. Константин Леонтьев и Византизм// Вопросы Философии. - М.,2012.-№ 6.- С.85-94
170. Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия XX века и ее духовные основания. / И.И. Семаева.- М.: Изд-во МГОУ, 2012.-219с.
171. Соловьев В.С. Собрание сочинений в 10-ти Т. // М.: Книжный Клуб Книговек, Т. 5,2010.- 410с.
172. Татарин М. Софийный ключ Сергея Булгакова к современной православной экклезиологии и экуменическому богословию /Русское богословие в европейском контексте. С.Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 260с.
173. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., ООО «Издательство АСТ»,2003-656с.
174. Трубецкой С.Н. О святой Софии. Премудрости Божией // Вопросы философии. М., 1995. №9.- С. 120
175. Указ Московской Патриархии Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию / В.Н.Лосский. Боговидение. -Минск: Белорусский Экзархат, 2007. -496с.
176. Флоровский Г. (прот). Из прошлого русской мысли./Г.В. Флоровский М.: Издательство «Аграф», 1998- С.412-430.
177. Флоровский Г.(прот). Пути русского богословия. Париж,. YMCA-Press, 1988. XVI, - 603 с.
178. Флоровский Г.В. Восточные Отцы 5-8 веков/ Г.В. Флоровский.- М.: Паломник, 1992.- 336с.
179. Флоровский Г.В. Христианин в Церкви // Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии / Сост., вступит, ст. И.И. Евлампиева, примеч. И.И. Евлампиева и В.Л. Селиверстова. — СПб.: РХГА, 2005.-862с.
180. Г. Флоровский, С. Четвериков. Особое мнение по делу С. Булгакова (1937) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001 -2002 годы. Под редакцией М.А. Колерова. - М.: «Три квадрата», 2002. С.39.
181. Франк С. Философия и религия// На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.- С. 324-332
182. Фудель И. К. Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Книга 1 . СПб.: РХГИ, 1995. - С.393 - 409.
183. Хатунцев С. В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 1850-1874гг.—СПб.:Алетея, 2007. — 208 с.
184. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860). Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова Т. 8 / Хомяков Алексей Степанович М.:.— 1904 .— 530 с.
185. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.:Алтей, 1994.- 448с.
186. Хоружий С.С. Исихазм и история //Человек . 1991. №4-5.- С.36-51
185
187. Хоружий С.С. Вехи философского творчества Отца Сергия Булгакова / Соч. в двух томах. Т.1. — М.: Издательство наука, 1993.- 603с.
188. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 408с.
189. Хохлова Е.И. Философия культуры С.Н.Булгакова//Учёные записки Орловского государственного университета. /Серия Гуманитарные и социальные науки. - Орел, 2009.- 79-83с.
190. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 /Чернавский М.Ю. -Москва, 2000.- 194с.
191. Шендрик А.И. Теория культуры. / А.И. Шендрик.- М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. - 519 с.
192. Янов А.Л. Три утопии: (М. Бакунин, Ф. Достоевский и К. Леонтьев) // Искусство и кино. 1992. - №9. - С.З10.
193. Andronnikof С. Afterword / Bulgakov S. The Holy Grail & the Eucharist (Trans. BorisJakim) N. Y., 1997, р. 143.
194. Bulgakov S. The Comforter / Trans. Boris Jakim. Michigan, 2004. р. 210
195. Bulgakov S. Dogma and Dogmatic Theology / Tradition Alive: On the Church and the Christian Life in our Time. M. Plekon (ed.), Lanham, 2003. . р. 180
196. Bulgakov S. The Soul of Socialism / Rowan Williams, SergiiBulgakov: Towards a Russian Political Theology, Edinburgh., р. 89
197. Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. II The Power of Identity, Oxford: Blackwell, 1997, р.116
198. CloutierH. H. Leontiev on nationalism II Review of Politics. 1955, April.р. 72
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.