Событийный ряд культовых действий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Сидоренко, Ирина Вадимовна
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сидоренко, Ирина Вадимовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_3
ГЛАВА I СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ_15
§1.1. Определение основных понятий темы исследования_15
§ 1.2. Культовые действия как сложная многофункциональная система_40
§ 1.3. Выделение основного элемента структуры культовых действий_62
ГЛАВА II ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
§ 2.1. Событийные и функциональные модели мифа и ритуала_70
§ 2.2. Структурно-герменевтическая модель культовых действий_86
§ 2.3. Проверка полученной модели культовых действий_104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_130
БИБЛИОГРА ФИЯ_135
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Культ в структуре человеческого существования: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Положенцев, Андрей Михайлович
Отражение религиозно-культовых представлений в бурятском фольклоре2008 год, кандидат филологических наук Шойнжонов, Булат Баирович
Якутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал2009 год, кандидат исторических наук Слепцов, Евгений Петрович
Шаманизм у бурят Тункинской долины: Вторая половина XIX-XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Шагланова, Ольга Андреевна
Эволюция религиозных воззрений абазин2002 год, кандидат исторических наук Куначева, Фатима Гетагашевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Событийный ряд культовых действий»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Есть темы, актуальность которых постоянна благодаря константам в человеческой жизни и истории, поскольку человек всегда ищет цель жизни и смысл истории. Не только по свершённым событиям, но и по тому, во имя чего они совершались, оценивается пройденный путь человека и общества. Предмет культа, как цель поклонения и смысл многих поступков, оказывает огромное влияние на ориентацию религиозной личности. Понять, как данная ориентация осуществляется на практике, - одна из важных задач религиоведения как мировоззренческой науки.
С недавних пор исследователи мифов и культов приостановили свои поиски алгоритма культового действия и мифологического сюжета. Возникшая в последнее время пауза в исследованиях объясняется не снятием самой темы, а чрезвычайной сложностью событийного моделирования культовых действий. Существующие культовые и мифологические модели требуют уточнений и дальнейшего развития. Необходимость поиска новых, более совершенных моделей объясняется тем, что на современном этапе развития отечественного религиоведения на передний план выходят проблемы, связанные с методологией. В религиозной жизни нашего общества в последнее десятилетие произошли кардинальные изменения, вызванные процессом трансформации общественного сознания. Поле исследовательской деятельности в религиоведении чрезвычайно изменилось как количественно, так и качественно. Новые религиозные движения распространяют и внедряют культовую деятельность, которая требует религиоведческого изучения. Традиционные религии, сохранив неизменными основы своего культа, приняли в своё лоно за последние годы значительное количество верующих.
Большинство граждан нашей страны приобщилось впервые к культовой практике, что также является причиной изменения российского менталитета в настоящее время. Поэтому проблема культовых действий носит не только религиоведческий, но и философ-ско-мировоззренческий характер. Однако наработанный к настоящему времени потенциал понимания данной проблемы оказывается недостаточным, необходима концептуальная проработка принципов создания цельной методологии исследования культа.
Предмет исследования.
Предмет исследования - культовые действия - автором представляется как все психофизические проявления человека, направленные на сверхъестественные силы, как бы эти силы ни понимались. Именовать эти действия удобнее культовыми действиями, абстрагируясь от конкретных исторических условий, этносов и верований. Для обозначения предмета исследования автор, наряду с термином "культовые действия", употребляет такие понятия, как "ритуал" и "обряд". Это употребление основано на частично совпадающем общем значении данных слов, а также на том, что многими исследователями по-разному называются специальные действия, направленные на сверхъестественное. Так как мы изучаем именно такие действия, то в нашей диссертации слова "обряд", "ритуал" и "культ" мы будем употреблять как синонимы, если только это специально не оговаривается в тексте.
Объект исследования.
Систематизация культовых действий порождает основную проблему, связанную с методологическими основами изучения культа, и потому является объектом исследования. Для более глубокого изучения данной проблемы автором предпринято рассмотрение различных сторон систематизации культовых действий, разработанных российскими и зарубежными исследователями. При выработке собственного подхода к систематизации культовых действий автор использовал новейшие достижения в облас-
ти системного анализа, в частности, знакового моделирования. Одним из наиболее важных для нашего исследования моментом является положение о необходимости соединения в моделировании логической и чувственной структуры культовых действий, выявление единой структуры мифа и ритуала.
Степень научной разработанности проблемы.
Попытка выделить основные элементы и представить структуру системы культовых действий и мифов встречается в трудах представителей самых разных школ. К. Леви-Строс, основоположник структурализма, провёл глубокие исследования мифов и обрядов у так называемых "примитивных" народов. Его труды в области этнологии, в особенности, "Мифологичные" (Т. 1-1У, 1964-1971)1 и "Структурная антропология" (1967) , получили широкое признание в учёном мире. Основным достижением К. Леви-Строса в этом направлении было выявление структуры мифа и ритуала, а также объяснение действия так называемой "медиации", посредством чего снимается социальный, психологический или иной конфликт, отображённый в культе или мифе.
Признанный структуралист Ж. Дюмезилъ исследовал трёхфункциональную структуру власти в индоевропейской религии. Результаты данного исследования изложены в его обобщающем труде "Миф и эпопея
" (Т. 1-Ш, 1968-1973)3. Ж. Дюмезиль исходил из принципа, что в религиозной структуре должна отражаться социальная структура народа, носителя данной религии. Общество древних ариев делилось на брахманов (жрецов), кшатрий (воинов) и вайшьей (хозяйственников). Соответственно, религия индоевропейцев, имеет трёхфункциональную структуру власти: религиозную, военную и хозяйственную.
' Lévi-Strauss C. Mythologiques. - I-IV. - Paris, 1964-1971.
2 Lévi-Strauss C. Antrhropologie structurale. - Paris, 1967.
3 Dumézil G. Mythe et epopee. - I-III. - Paris, 1968-1973.
Французский структуралист Р. Барт в "Мифологиях" (1957)4, анализируя знак и миф, экстраполировал воздействие мифа на современность и выявил принципы формирования современного мифологического сознания. Австралийский этнограф Э. Станнер в труде "Религия аборигенов" (1966)5 представил структурное единство мифов и ритуалов на примерах этнографического материала Австралии. В последнее время в структурном анализе мифов и обрядов активно используются космогониче-
6 7 8 9
ский , семантический принципы и информационные методы ' .
Российский мифолог А. Н. Веселовский стоял у истоков структурного подхода к изучению мифов и обрядов и разрабатывал в "Поэтике сюжетов" (1913)10 понятие мотива, что нашло свое развитие в фундаментальных исследованиях литературоведов Ю. М. Лотмана и Е. М. Мелетинского. Представитель отечественной школы структурализма В. Я. Пропп в книге "Морфология сказки" (1969)11 провёл структурный анализ и создал функциональную "модель волшебной сказки, сюжетная интрига которой в большинстве случаев совпадает с обрядовым действием. Французский структуралист А. Ж. Греймас в "Структуральной семантике" (1966)12, синтезируя исследования К. Леви-Строса и В. Я. Проппа, создаёт структурную функциональную модель мифа и обряда, основанную на субъектно-объектной структуре действующих лиц и трёх функциях: испытания, присоединения-отсоединения и договорной. Последователь А. Ж. Греймаса, Ж. Курте, развивает структурализм К. Леви-Строса, выстраивая сим-
1 -5
волическую логику отношений в мифе и ритуале на уровне целых "предложений" .
4 Barthes R. Mythologies. - Paris, 1957.
5 Stanner W. E. H. On Aboriginal Religion. - Sidney, 1966.
6 Griaule M., Dieterlen G. Le mythe cosmogonique // Le renard pale, t. 1. - Paris, 1965.
7 Bremond С. Logique du récit. - Paris, 1973.
8 Maranda P. Cendrillon. Theorie des graphes et des ensembles // Semiotique, narrative et textuelle. - Paris: ed.
parc. Chabrol, 1973.
9 Buchler I. R., Selby N. A. A Formai Study of Myth. - Austin, 1968.
10 Веселовский A. H. Поэтика сюжетов. - Собрание сочинений, сер. 1. -1.2. - Вып. 1. - СПб, 1913.
" Пропп В.Л. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969.
12 Greimas A. J. La semantique structurale. - Paris, 1966.
ь Courtes J. Lévi-Strauss et les contraintes de la pensee mythique. - Paris, 1974.
Моделирование мифа и ритуала у многих исследователей имеет архетипическую основу. М. Элиаде во многих трудах, наиболее важным из которых в аспекте изучения архетипа является "Миф о вечном возвращении"(1949)14, исследует модель культового действия как заданную в ритуально-мифологических сценариях культурным героем. Это подтверждается исследованиями российского религиоведа К. С. Семенцова в книге "Проблемы интерпретации брахманической прозы" (1981)15. Яркий представитель ритуально-мифологической школы Н. Фрай в "Анатомии критики" (1957)16 классифицирует все мифотемы по четырём фазам, которые символизируют четыре сезона в году. Эта основа зиждется на действительно существующих в природе, обществе и человеческом познании цикличных закономерностях.
В диссертации особое внимание уделяется событийным моделям вследствие того, что в качестве основного элемента культовых действий автором выделяется именно событие. Российский литературовед А. П. Гринцер, исследуя индийский эпос и сопоставляя с ним эпос других народов в книге "Типология древнеиндийского эпоса" (1974)17, вывел его основные мифологические мотивы и возвёл всю их структуру к календарному кругу. В теории доктора философских наук К. А. Кедрова, чья модель в "Поэтическом космосе" (1989)18 носит ярко уфологический характер, разрабатывается парадигматический образ модели культа, интерпретируются основные мифологические и культовые события, большинство из которых изначально были выделены А. П. Грин-цером. В контексте общего изучения событийного моделирования культовых действий, представляется интересной система немецкого теолога и феноменолога религии Ф. Хайлера, изложенная в труде "Религии человечества' ' (1959)19. Ф. Хайлер выделяет три основных события в ритуале и мистике: очищение, просветление, соединение или
14 Eliade M. Le muthe de l'éternel retour. - Paris, 1949.
|5Семенцов K.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. - M.: Нация, 1981.
16 Frye N. Anatomy of Criticism. - Princeton, 1957.
17 Гринцер П. А. Типология древнеиндийского эпоса. - M.: Наука, 1974.
18 Кедров К.А. Поэтический космос. - М.: Советский писатель, 1989.
слияние - причём в ритуале данным трём событиям предшествуют охранительные действия. Отличительной особенностью обладает оригинальная модель шаманских камланий у Е. С. Новика в работе "Обряд и фольклор в сибирском шаманизме" (1984)20, в которой структурированы взаимоотношения со сверхъестественным.
Таким образом, на основании краткого обзора работ по систематизации культовых действий можно сделать вывод, что, при несомненных успехах, событийный метод моделирования находится только в начале своего развития и ряд его проблем пока остаётся не достаточно исследованным. Основной из этих проблем, в связи с переходом науки в информационную фазу, можно считать поиски применения информационных методов в моделировании культовых действий, что позволит рассматривать больший объём материала и более детально изучать структуру и функции культа во всём многообразии его проявлений.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы состоит в построении и исследовании модели культовых действий. Для достижения поставленной цели в диссертации решается ряд следующих взаимосвязанных задач:
выбор методологического подхода к созданию модели; анализ общего значения и различий основных понятий предмета исследования, рассмотрение его семантического развития и выявление отправной точки генезиса;
рассмотрение культового действия как системы по основным системным принципам и выявление основного элемента системы культа;
19 См. напр. Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. - Stuttgart: Philipps Reclam, 1982.
20 Новик E. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. - М.: Восточная литература, 1984.
выявление отечественного и зарубежного опыта в моделировании культовых действий и мифа с целью определения направлений дальнейшего развития исследований в данной области; создание обобщённой логической структуры культовых действий по принципу герменевтического крута;
создание знакового круга археактов, связанного с логической структурой культовых действий;
сравнение исходной модели с мифотемами и проведение систематизации мифотем с составлением каталога;
проверка полученной модели на материалах культовой практики. Методология исследования.
Чтобы иметь возможность более полно и глубоко рассмотреть ритуал как сложную многофункциональную систему, применён инструментарий системного анализа, использованы приёмы структурно-функционального исследования-, при этом употребляется терминология, выработанная систематической философией. Построение модели совмещает в себе герменевтику, применение теории множеств и элементы психоанализа. Методы системного анализа соединяются с историческим подходом и
способами сравнительного анализа мифологической и исторической иерархии:
01
"1) анализом внешних факторов, 2) этимологией теонима, 3) сравнением" .
В качестве отдельного метода можно выделить сравнение культовых действий и театральной игры. Применение этого метода в диссертации мотивируется, прежде всего, тем, что театр так же, как и культ, моделирует действительность, заставляя проживать эту модель на всех психологических уровнях. Такое сравнение обосно-
21 Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. - М.: Восточная литература, 1986. - С. 155 - 156.
вано не только генетически22, но, как предполагается показать в данной работе, и типологически. Модель культовых действий разработана методом действенного анализа. Данный метод ввёл российский режиссёр и актёр К. С. Станиславский, который "призывал актёров к тому, чтобы они поняли, что связь между физической и душевной жизнью неразделима, и, следовательно, нельзя разъединять и процесс творческого анализа внутреннего и внешнего поведения человека" . Театр, являясь творческой лабораторией, применяет метод действенного анализа, совмещающий теоретические и практические компоненты. В качестве практического изучения используется эксперимент.
Источниковедческая база диссертации.
Основополагающую теоретическую базу составили фундаментальные работы исследователей событийной структуры мифа и культа: А. Н. Веселовского, А. Греймаса, П. А. Гринцера, Ж. Дюмезиля, К. А. Кедрова, К Леви-Строса, Е. С. Новика, В. А. Проппа, С. А. Токарева, Н. Фрая, Ф. Хайлера. Использовано системное изложение культа, данное в религиоведении И. Н. Яблоковым. Общее описание системного анализа, метода моделирования и герменевтики автор находит у следующих исследователей: Л. Берталанфи, А. А. Богданова, Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра, В. Н. Сидоренко, М. Хай-деггера, Ф. Шеллинга.
Построение культовой модели невозможно без использования работ Р. Барта, М. М. Бахтина, Г. Башляра, П. Брюнеля, Р. Грейвса, Э. Дюркгейма, М. Евзлина, В. В. Иванова, Л. Леви-Брюля, А. Ф. Лосева, М. М. Маковского, Е. М. Мелетинского, М. Мюллера, А. А. Потебни, А. М. Пятигорского, Н. Румянцева, К. С. Семенцова,
22 См. напр. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков./ Искусство слова. - М.: Наука, 1973. - С. 310. История зарубежного театра. В 4-х частях. - Часть 1. - М.: Просвещение, 1981. - С. 10-12. Образцова А. Г. Предисловие./ История зарубежного театра. В 4-х частях. -Часть 1. - М.: Просвещение, 1981. - С. 5. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: Восточная литература, 1978гС. 230. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - С. 286. Лидова Н. Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Наука, 1992. - С. 7.
С. А. Токарева, В. Н. Топорова, Д. Д. Фрезера, 3. Фрейда, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Большое значение для исследования имели труды религиозных философов, в особенности, П. А. Флоренского. При изучении психологии культа были использованы концепции, научно-практические подходы, разработки и методики отечественных и зарубежных психологов. Системный анализ культа проводится на общем культурологическом и антропологическом фоне, который отражён в трудах виднейших исследователей. В диссертации проанализирован этнографический материал культовой деятельности в разных культурах. В изучении обряда оказали помощь исследования по теории театра в области изучения действия. В этимологическом исследовании основных понятий автор опирался на фундаментальные труды по этимологии. В диссертации также отражены взгляды представителей естественных наук на связанные с культовыми действиями явления.
Научная новизна.
- в ходе философско-религиоведческого анализа мифа и ритуала показана эвристическая значимость применения приёмов соответствия и способов сравнительного анализа мифологической иерархии; в религиоведении применение данной методологии необходимо, но она пока не достаточно разработана, особенно у российских исследователей; проведены изучения условного действия в театре и культе;
- показано, что культовые действия представляют собой сложную систему, интегрирующим признаком которой является религиозное содержание; в основе этого содержания находится сложная связь человека со сверхъестественным, ориентация на сверхъестественное дуальной системы логического и чувственного;
- при построении модели культовых действий в качестве основного элемента выделено событие, что, в отличие от "мотива" и "поступка", имеет другую модальность; причём выделены именно архетипические события, то есть археакты; из двух событийных систем (сюжета и фабулы) лучшим для моделирования призна-
23 Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982. - С. 25.
на фабула; показано, что в качестве парадигматической формы выступает сложное единение кругов или саморазвёртывающийся, самоорганизуемый круг; - в диссертации вычленены этапы культовых действий, которые задаются движением герменевтического круга; этапы проживаются субъектом культа на различных уровнях духовных структур и на уровне бессознательного представляют собой археакты; сравнение структурно-герменевтической модели с известными мифотемами и знаками зодиака представлено в своеобразном каталоге.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Предложенные автором методологические разработки, а также полученные выводы будут способствовать дальнейшим исследованиям культовой деятельности в любой религиозной системе; они позволяют сравнивать между собой культовые действия, проводить их систематизацию. Усовершенствования, внесённые автором в логическую структуру моделирования культовых действий, а также рассмотрение типовых культовых и мифологических моделей могут повысить эффективность процедур моделирования религиозных процессов в целом. Разработанная типологическая модель может применяться к анализу культовых действий информационными методами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов таких, как "Религиоведение", "Философия религии", "Психология религии", "Культурология", "Системный анализ", спецкурсов по вопросам культовых действий, а также при составлении учебных пособий по названным научным дисциплинам.
Апробация и реализация результатов исследования.
Основные положения диссертации, теоретические и практические рекомендации были представлены автором в его научных публикациях общим объёмом 19 п.л. и получили одобрение на конференции аспирантов кафедры философии религии и религиоведения МГУ (г. Москва, ноябрь 1993 г.), на конференции "Религия и политика"
(г. Москва, май 1995), на научных конференциях молодых ученых МГУ (г. Москва, апрель 1997), на пятых международных Кондратьевских чтениях (г. Москва, май 1997), на международной конференции по имитационным играм ISAGA-98 (г. С.-Петербург, июль 1998), на экспертном совете Академии прогнозирования специалистами по проблемам устойчивости и теории игр (г. Москва, январь 1998), а также в театральной практике и в преподавании во Всероссийском центре развития интеллекта. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Публикации по теме.дшеетрации.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Сидоренко И. В. Поэзия народного календаря//Пресс-центр. - 1993. - №3-4.- 0,4 п.л.
2. Сидоренко И. В. Политика и религия в поэме А. Блока "Двенадцать": Тез. докл. Науч. конф. "Религия и политика". - М.: МГУ, 1995. - 0,2 п.л.
3. Сидоренко И. В. Космизм календаря и золотое сечение // Магия и мифы индоевропейцев. - М.: Менеджер, 1997. - Вып. 5.-1 п.л.
4. Сидоренко В. Н., Сидоренко И. В. Проявление циклов солнечной активности и золотого сечения в развитии России: Тез. докл., V Кондратьевские чтения "Теория предвидения и будущее России". - М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, Ассоциация "Прогнозы и циклы", Институт экономики РАН, Отделение исследования циклов и прогнозирования РАН, Академия прогнозирования, 1997. - 0,7 п.л.
5. Сидоренко В. Н., Сидоренко И. В. Проявление циклов солнечной активности и золотого сечения в развитии России: Тез. докл. Науч. конф. "Ломоносов-97". - М.: Диалог-МГУ, 1997.- 1 п.л.
6. Сидоренко И.В. Game Moment in Eventual Models of the Game and Cult: Тез. докл. Proceedings of the International Conference in 'Simulation and Games (ISAGA 98). -СПб.: Инженерно-Экономическая Академия, 1998. - 0,6 п.л. (in press)
7. Сидоренко И.В., Сидоренко В.Н. Эссе на тему: Феномены проявления солнечной активности и золотой пропорции в развитии России. - М.: Диалог-МГУ, 1998.-6,4 п.л.
8. Сидоренко И.В. Событийный ряд культовых действий. - М.: Диалог-МГУ, 1998. -8,9 п.л.
Терм инология.
Терминология, используемая в работе, подразделяется на группы понятий: общефилософские ("сознание", "бытие", "культура", "символ" и др.), частнофило-софские (термины систематической, социальной философии, логики, эстетики, этики и др.), общенаучные ("закон", "функция", "анализ" и др.), частнонаучные (поскольку в работе объединяются научные исследования различных областей знания, используется лексика социологии, психологии, теории театра, медицины, синергетики, физики и др.), собственно религиоведческие и религиозные. Малоупотребительные термины, а также термины, по которым существуют крайне противоположные точки зрения, определяются в ходе работы. Основополагающим понятиям ("культ", "обряд", "ритуал", "система", "действие", "событие") даны развёрнутые дефиниции. Для более ясного раскрытия темы в диссертации вводится и разъясняется новая терминология ("условная культовая сфера", названия археактов).
Структура и объём диссертационной работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
г
В первой главе - "Системный анализ культовых действий" - включающей три параграфа, исследуется семантический генезис и понятийное содержание культовых
действий, рассматривается система культовых действий с целью выявления её основно-
<
го элемента и определения парадигматической формы. Во второй главе - "Построение модели культовых действий" - также состоящей из трёх параграфов, исследуются имеющиеся модели культовых действий, выстраивается авторская модель событийного культового строя и проводится проверка полученной модели.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Верования и ритуалы коренных народов юга Дальнего Востока: этнокультурные компоненты и современное состояние: вторая половина XIX - XX в.2005 год, доктор исторических наук Березницкий, Сергей Васильевич
Картина мира в медвежьих игрищах северных хантов: XIX-XXI вв.2002 год, кандидат исторических наук Молданов, Тимофей Алексеевич
Мужской и женский миры в системе отношений традиционной культуры Манси: обряды перехода2002 год, кандидат исторических наук Попова, Светлана Алексеевна
Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции)2007 год, доктор исторических наук Винокурова, Ирина Юрьевна
Культы женских божеств в буддийской конфессии Бурятии ХVIII-ХХ вв.1998 год, кандидат исторических наук Сыртыпова, Сурун-Ханда Дашинимаевна
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Сидоренко, Ирина Вадимовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К основным выводам диссертации относятся следующие положения:
1. Определяя главные термины работы: "обряд", "ритуал", "культ" - был проанализирован их историко-антроподогический и семантический генезис, на основании которого автор делает вывод, что сущностной характеристикой ритуала, обряда, культа является акт возникновения человека, совершившийся однажды "раз и навсегда" и периодически повторяющийся в самоподобных формах, в противопоставлении и в сложном взаимодействии естественного и сверхъестественного, природного и искусственного, материального и духовного, необходимости и свободы. Культовое действие совершает человек, объединяющий в себе логическое и чувственное, сознательное и бессознательное. Причём логико-чувственная плоскость не всегда совпадает или пересекается с плоскостью, образуемой естественным и сверхъестественным, а только в случае ориентации действий человека на сверхъестественное, которое выступает в качестве предмета культа. Данная ориентация координирует двойственную природу человека, задаёт направление общего развития личности. Поэтому при построении модели автор исходил из логически-чувственной природы человека, ориентированной на сверхъестественное.
2. В диссертации рассмотрен ритуал в соответствии с-принципами сложной системы на основе богатого эмпирического материала, взятого из широкого спектра культовых систем, а затем - на примере одного обряда, имеющего значительное количество вариантов, но всё же единого по своей сути - праздника Ивана Купалы. Данное рассмотрение позволило получить более полную картину ритуала и выявить в нём системообразующую роль сверхъестественного, что позволяет приблизиться к пониманию того, почему человек, отправляя культ, испытывает особенные переживания, которые представляют собой проявление сил, "свёрнутых" в обычной жизни.
3. Чтобы лучше понять природу переживания в культе, был избран метод моделирования, а именно, создание обобщённой типологической модели. Для этого было введено понятие условной культовой сферы, которая рассматривается как система символических элементов, ориентированная на сверхъестественное, запредельное. Причём элементы культовой сферы по отдельности и в совокупности обуславливают её изменение, что способствует особой её самоорганизуемости, а сверхъестественное, выполняющее роль запредельного, инвертирует культовую сферу, тем самым кардинально её обновляя. В качестве основного элемента ритуала выбрано ар-хетипическое событие, то есть археакт, выраженный в особом "неземном" переживании субъектом культа изменений условной культовой сферы. Такое переживание не разрушает культовую сферу, а наоборот, способствует её устойчивости. Тем самым переживание в культе оберегает весь внутренний мир от разрушения в целом. Археакты, в свою очередь, объединяются в фабулу, обладающую, в отличие от сюжета, более краткой и жёсткой формой. Фабула в предлагаемой автором модели соединяет логический и чувственный уровни, ориентированные на сверхъестественное, которое содержит самоорганизующее начало. Вследствие этого парадигматическая форма фабулы, имеющая аналоги в подавляющем большинстве мифов и ритуалов, представляет собой саморазвёртывающийся, самоорганизуемый круг.
4. Анализ существующих событийных и функциональных моделей (Ф. Хай л ера, Ж. Дюмезиля, Н. Фрая, В. Я. Проппа, А. Ж. Греймаса, А. П. Гринцера, К. А. Кедрова и Е. С. Новика) позволил автору понять общую картину современного состояния моделирования мифа и ритуала, а также сделать конструктивные выводы для построения собственной модели. При построении логического уровня модели изменение условной культовой сферы представляется как некоторая последовательность операций над множеством элементов системы, замыкающаяся в герменевтический круг. При выделении основных логических этапов герменевтического круга могут получаться различные варианты. Однако, так или иначе, в любом из вариантов герменевтический круг должен быть представлен в полном виде. Автором были получены 12 основных этапов работы с множеством элементов системы и эти этапы были расположены по герменевтическому кругу. Согласно воззрениям Г.-Г. Гадамера и М. Хайдеггера, герменевтический круг имеет онтологическую основу и символическую "отсылку" в запредельное, что выражается в связи логического и чувственного, понимания и переживания, ориентированных на сверхъестественое, т.е. запредельное. Другими словами, герменевтический круг системного анализа относится к ментальному переживанию, но имплицитно содержит в себе остальные духовные уровни, выходящие за пределы культовой сферы к сверхъестественному.
5. В качестве такого запредельного, связанного с логическими операциями над множеством культовой сферы, выступают археакты. Поэтому в модели, после соотнесения 12 логических этапов с изменениями условной культовой сферы, заданные этапы герменевтического круга соединяются с условно обозначенными археактами. Полученная связь ментальных этапов герменевтического круга с археактами позволила соединить в предлагаемой модели сознательное и бессознательное, логическое и чувственное и сориентировать полученную двухуровневую структуру на сверхъестественное. Сравнение структурно-герменевтической модели с мифотемами и знаками зодиака дало возможность составить своеобразный каталог мифотем, общее число которых равно 52.
6. Поскольку изложенный автором событийный ряд культовых действий, как и любая типологическая модель, не может восприниматься однозначно и соблюдать абсолютную чистоту типов, на заключительном этапе исследования была проведена проверка модели на сравнение с культовыми действиями в самых широких пластах религиозной деятельности. Для этого был рассмотрен достаточно большой "список" культовых действий (а также действий в культовой системе, обрядовых циклов, различных техник, предписаний и т.п.) и предпринята попытка его систематизации согласно разработанной модели. Эмпирический материал для проверки модели взят из независимого от автора источника. В составленном автором каталоге существуют элементы нечёткости, двойственности и т.д., но это не исключает того, что типология как таковая существует. Вышеуказанная проверка показала, что предлагаемая автором модель применима для классификации культовых действий. Кроме того, было показано, что многие культовые действия могут одновременно имплицитно содержать в себе несколько археактов, но, в зависимости от определённой точки зрения, можно выделить тот или иной археакт, актуализировать его и определить уровень его значимости. Проблему субъективности в оценке степени имплицитно-сти-развёрнутости того или иного археакта в культовых действиях необходимо решать в ходе дальнейшего исследования.
Пути последующего развития данной модели:
1. Предполагается преодолевать субъективность в построении и проверке модели за счёт введения вертикалей в её структуру. Вертикали, которые можно построить в данной модели, могут формироваться по трём признакам: по признакам духовной иерархии героев, по признакам семантико-грамматической формы глагола и по классификации приёмов, данных в аналитических трудах Дж. Фрезера, С. А. Токарева, А. Фиркандта, А. Юбера, М. Moca, А. Ван Геннепа, Е. Кагарова и др. Духовная иерархия, как правило, существует в каждой развитой религии. Поэтому можно либо использовать систему духовной иерархии отдельной религии в каждом конкретном случае, либо постараться найти принцип её обобщения, например, уровень самоорганизации архетипов.
2. Введение в модель вышеуказанных вертикалей конкретизирует событийный ряд и увеличивает общее число событийных комбинаций, которое может быть приблизительно равно 1014. Поэтому анализировать такую расширенную модель можно только с использованием информационных технологий, то есть, составив соответствующую компьютерную программу, позволяющую исследовать большие обрядовые и мифологические системы, а также сравнивать их между собой.
3. Модель культовых действий можно преобразовать таким образом, чтобы получить её секуляризованный вид, который предполагается использовать при моделировании игры (имитацонной, экологической, учебной, сценической и др.). Первоначальная попытка подобного преобразования проводилась в статье "Игровой момент и событийная модель игры и культа" (Game Moment in Eventual Models of the Game and Cult: Proceedings of the International Conference in Simulation and Games (ISAGA 98). - С-Пб.: Инженерно-Экономическая Академия, 1998.). Построение и апробация секуляризованной модели даст возможность сравнивать игровые светские и культовые действия с целью выявления у них как общих свойств, так и принципиальных различий. Область данных различий расположена на рубеже религиозных и нерелигиозных мировоззрений, поэтому сравнительный анализ светской игры и культа с использованием изложенной модели может способствовать развитию религиоведения как мировоззренческой науки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сидоренко, Ирина Вадимовна, 1999 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абаев В. И. Жорж Дюмезиль - исследователь осетинского эпоса и мифологии.// Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. - М.: Наука, 1976.
2. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху.// От мифа к литературе. - М.: Российский университет, 1993.
3. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1989.
4. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.: Полит. Литература, 1984.
5. Андреев Д. Роза мира. -М.:Руссико, 1991.
6. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. - М.-Л.: Наука, 1966.
7. Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М.: Современник, 1983.
8. Барт Р. Мифологии. - М.: изд. им. Сабашниковых, 1996.
9. Бартошевич А. Живая плоть трагедии.// Советская культура. - 1971. - 14 декабря.
10. Бахтин М. М. К вопросам о теории смеха.// Собрание сочинений. - Т. 5. - М.: Русские словари, 1996.
11. Башляр Г. Психоанализ огня. - М.: Прогресс, 1993.
12. Бердяев Н.И. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. - Париж, 1939.
13. Бернштам Т. А. Обряд "крещение и похороны кукушки".// Материальная культура и мифология. -Л.: Наука, 1981.
14. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973.-М., 1973.
15. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. - В 2-х кн. - М.: Экономика, 1989.
16. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2CD, 1987.
17. Васильева Н. В., Виноградов В. А., Шахнарович А. М. Краткий словарь лингвистических терминов. - М.: Русский язык, 1995.
18. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во моек, ун-та, 1984.
19. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. - М.: 1991, репринт V-ro издания 1899.
20. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989.
21. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов. - Собрание сочинений, сер. 1. - Т. 2. - Вып. 1. - СПб, 1913.
22. Волгин В. Хомо субститутус: человек подмененный. Достоевский и языческий миф. "Я не ветошка!" - http://russia.agama.com/r-club/
23. Вронский С.А. Астрология: суеверие или наука? - М.: Наука, 1990.
24. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.
25. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.
26. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987.
27. Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М.: Прогресс, 1992.
28. Гринцер П. А. Типология древнеиндийского эпоса. - М.: Наука, 1974.
29. Гулткранц А. Религии коренных народов Северной Америки: сила видений и плодородие.// Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 1. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
30. Гуревич А. Я. Индивид.// От мифа к литературе. - М.: Российский университет. 1993.
31. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. - М.: Прогресс, 1994.
32. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. - М., 1990.
33. Денни Ф. М. Ислам и мусульманская община / Религиозные традиции мира. В двух томах. -Т. 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
34. Долин А., Попов Г. Традиции у-шу. - М.: Прометей, 1989.
35. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. -М.: Восточная литература, 1986.
36. Дубинин Н. П. Общая генетика. -М.: Наука, 1986.
37. Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993.
38. ЕгоровА. Посвящение//Мифы и магия индоевропейцев. - 1995.-№ 1.
39. Емельянов Ю. Н. Основы культуральной антропологии. - СПБ: Изд. С.-Петербургского университета, 1994.
40. Ермакова Л. М. Речи богов и песни людей. - М.: Восточная литература РАН, 1995.
41. Жекулина В.И. Исторические изменения в свадебном обряде и поэзии (по материалам Новгородской обл.). - Обряды и обрядовый фольклор.-М.: Наука, 1989.
42. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М. : Автор, 1992.
43. Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. - М.: Наука, 1964.
44. Иванов В.В., Топоров В.Н. Купала // Мифы народов мира. - М.: Советская Энциклопедия, 1992.
45. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. - М.: Республика, 1996.
46. История зарубежного театра. В 4-х частях. - Часть 1. - М.: Просвещение, 1981.
47. Иэрхарт X. Б. Религиозные традиции Японии: множество дорог, ведущих по одному Священному Пути.// Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
48. Камчатнов А. М. Старославянский язык. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997.
49. Карманный словарь атеиста. - М. Политиздат, 1986.
50. Карраско Д. Религии Мезоамерики: космовидение и ритуальные центры / Религиозные традиции мира. В двух томах. -Т.1. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
51. КауфманУ. Космические рубежи теории относительности. - М.: Мир, 1981.
52. Кедров К.А. Поэтический космос. - М.: Советский писатель, 1989.
53. Клековкин А. И. Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссёрской деятельности. - Автореферат. - М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания, 1991.
54. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982.
55. Кобзев А. И. Ли.//Китайская философия. -М.: Мысль, 1994.
56. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. - М.: Наука, 1987.
57. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. - М.: Филология, 1996.
58. Кристи Г. Воспитание актёра школы Станиславского. - М.: Искусство, 1968.
59. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998.
60. Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1993.
61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
62. Куттер П. Современный психоанализ. - СПБ: Б. С. К., 1997.
63. Леви-Строс К. Печальные тропики. - Пушкино Московской обл.: Культура, 1994.
64. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1983.
65. Лестер Р. Ч. Буддизм: путь к нирване / Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 2. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
66. Лидова Н. Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Наука, 1992.
67. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. - М.: Искусство, 1980.
68. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979.
69. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1991.
70. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике.// Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: ГНОЗИС, 1994.
71. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в его типологическом освещении.//Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. - Тарту, 1973.
72. Лоусон Е. Т. Религии Африки: традиции в развитии / Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 1. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
73. Любимов Ю. Записи репетиций.//Театр. - №2. - 1989.
74. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.
75. Маленков А., Сарбаш В. В чём секрет зомби? // Наука и жизнь. - 1989. - № 9.
76. Манн Т. Фрейд и будущее. - http://russia.agama.com/r-club/
77. Марр Н. Я. Армянская культура. - Ереван: Айстан, 1990.
78. Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии / Мистика. Религия. Наука. - М.: Канон+, 1998.
79. Мейерхольд В. // Мастерство актёра. Хрестоматия. -М.: Художественная литература, 1935.
80. Мелетинский Е. М. "Историческая поэтика" А. Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы.// Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986.
81. Мелетинский Е. М. Миф и историческая этика фольклора // Проблемы исторической этики фольклора. - М.: Научный Совет по фольклору при ОЛЯ АН СССР, 1997.
82. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: "Восточная литература" РАН, Школа "Языки русской культуры", 1995.
83. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. - М.: Слово, 1991.
84. Мифы народов мира. В двух томах. - М.: Советская Энциклопедия, 1992.
85. Найп Д. М. Индуизм: эксперименты в области сакрального / Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
86. Немецко-русский словарь. -М.: Рус. яз., 1992.
87. Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности. - М.: Мир, 1991.
88. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. - М.: Восточная литература, 1984.
89. Овермайер Д. Л. Религии Китая: мир как живая система / Религиозные традиции мира. В двух томах. - Т. 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
90. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1996.
91. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. - М.: Высшая школа, 1982.
92. Патерсон X. Кельтская астрология. - М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996.
93. Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
94. Песнь о Нибелунгах // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 9.
95. Петрученко О. Латинско-русский словарь. - М.: Издание Товарищества "В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых", 1914. - Репринт 1994.
96. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Издательство Сойкина. - Репринт. - М.: Возрождение, 1992.
97. Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989.
98. Пропп В.Я. Морфология сказки.-М., Наука, 1969.
99. Пятигорский А. М. Мифологические размышления. - М.: Языки русской культуры, 1996.
100. Радхакришнан С. Индийская философия. В двух томах. - М.: Миф, 1993.
101. Ремез О. Я. Введение в режиссуру. - М.: ГИТИС, 1987.
102. Рикёр П. Герменевтика, этика, политика. - М.: АО "KAMI", 1995.
103. Румянцев Н. Масленица. - Атеист. - 1930. - №49, февраль.
104. Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга. // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, ИВО-С и Д, 1991.
105. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.
106. Сахаров А.Д. Воспоминания. - Наука и жизнь, - 1991,-№6.
107. Свод этнографических понятий и терминов. - Выпуск 4. - М.: Наука, 1991.
108. Свод этнографических понятий и терминов. - Выпуск 5. - М.: Наука, 1993.
109. Семенцов К.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. - М.: Нация, 1981. ПО.Семира. Архетип Юнга и астромифология.// Юнг Г. К. Алхимия снов. - С. П.: Tumothy,
1997.
111. Сидоренко И. В., Сидоренко В. Н. Эссе на тему: феномены проявления солнечной активности и золотой пропорции на развитие России. - М.: Диалог МГУ, 1999.
112. Сидоренко В.Н. Приложение системного анализа к экологии, социологии и экономике .//Проблемы современной экономики - М.: Диалог-МГУ, 1997.
113. Славянская мифология. - М.: Эллис Лак, 1995.
114. Смирнов И. П. Бытие и творчество. - Blaue Horner Verlag, 1990.
115. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение.-М.: Наука, 1991.
116. Снисаренко А. Третий пояс мудрости. - Л.: Лениздат, 1989.
117. Справочник личных имён народов РСФСР. -М.: Рус. яз., 1989.Станиславский К. С. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Искусство, 1989.
118. Соколовская Т. О. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. В двух томах. - М.: ИКПА, 1991.
119. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 6 т. - Т. 2, 4. - М.: Искусство, 1989.
120.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Издательство полит, литературы. 1989.
121. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков.// Искусство слова. -М.: Наука, 1973.
122. Тахо-Годи . Термин "символ" в древнегреческой литературе.// Образ и слово. - М.: МГУ, 1980.
123. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. - М.: Наука, 1990.
124. Топоров В. Н. Предисловие.// Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.
125. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику.// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Восточная литература, 1988.
126. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Издательство полит, литературы, 1990.
127. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - В четырёх томах. - Т. 2. - М.: Прогресс, 1987.
128. Филатов С. Современная Россия и секты. - http://russia.agama.com/r-club/
129. Философский словарь. - М.: Издательство политической литературы, 1987.
130. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
131. Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма / Религиозные традиции мира. В двух томах. -Т. 1. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
132. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины, письмо седьмое: Грех. - М.: Правда, 1990. - Т.2.
133. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги "О Духовной Истине" - Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М.: Правда, 1990.-Т.1.
134. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. - М.: Наука, 1972.
135. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. - М.: Издательство политической литературы, 1983.
136. Фрейденберг О. М. Миф и театр. - М.: ГИТИС, 1988.
137. Фрэнкель С. С. Христианство: путь к спасению / Религиозные традиции мира. В двух томах.-Т. 1. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
138. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad MARGINEM, 1997.
139. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера.//Социо-Логос. - Вып. 1. - М.: Прогресс, 1991.
140. Хейердал Т. Мальдивская загадка. - М.: Знание, 1988.
141. Холл П.М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск.: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993.
142. Христианские и еврейские праздники, их языческое происхождение и история. - М.: Альфа-Омега, Репринтное воспроизведение издания 1924, перевод с немецкого издания 1923.
143. Человек и его символы. - СПБ: Б.С.К., 1996.
144. Чехов М. А. Литературное наследие в двух томах. - Т. 2. - М.: Искусство, 1986.
145. Шекспир. Гамлет // Хрестоматия по зарубежной литературе. - М.: Просвещение, 1969.
146.Шюре Э. Великие посвященные. - Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
147. Элиаде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987.
148. ЭлиадеМ. Священное и мирское. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
149. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Инвест - ППП,СТ - ППП, 1996.
150. Этимологический словарь славянских языков. - М.: Наука, 1974.
151. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: ГНОЗИС, 1994
152. Юнг К. Г. Алхимия снов. - С. П.: Tumothy, 1997.
153. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, ИБО - С и Д, 1991.
154. Яблоков И.Н. Религиозная деятельность. // Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 1994.
155. Яблоков И.Н. Сущностные характеристики религии. // Основы религиоведения. - М. : Высшая школа, 1994.
156. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
] 57. Brune] P. Mythocritique. - Paris: Presses Universitaires de France, 1992.
158. Buren V., Paul M. The edges of language: An essay in the logic of a religion. - New York: Macmillan cop., 1972.
159. Dumézil G. Mythe et epopee, I-III - Paris, 1968-1973.
160. Dumézil G. Mythe et epopee. -l2. - Paris, 1974.
161. Dumézil G. La courtisane et les seigneurs colorés. - Gallimard, 1983.
162. Eric Partridge Routledge & Kegan Paul. ORIGINS A short etymological dictionary of modem English. - London and Henley. 1958, 1959, 1961, 1966. Reprinted 1977 and 1978.
163. Frye N. Anatomy of Criticism. - Princeton, 1957.
164. Greimas A. J. La semantique structurale. - Paris, 1966.
165. Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. - Stuttgart: Philipps Reclam, 1982.
166. Jensen A. E. Mythos und Kult bei Naturvolkern. - Wiesbaden, 1951.
167. Littleton C. S. The New Comparative Mythology. An Antropological Assesment of the Georges Dumesil. - Berkeley - Los Angeles, 1966.
168. Malinowski B. Myth in primitive psychology. Leipzig, 1926.
169. Muller M. Origine et développement de la Religion, trad. I. Darmesteter, 1879.
170. Pokorny Yulius. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. - Francke Verlag Bern und München, 1959.
171. Stenland S. Ritus, Mythos and Simbolin Religion.-UPPSAIA, 1986.
172. Vernant J.-P. Mythe et religion en Grece ancienne. - Edition du Seuil, 1990.
173. Webster's Third New International Dictionary of the English Language. - Copyright 1993 by Merriam-Webster, Incorporated.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.