Случайность в природе: онтологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Самойлова Ольга Александровна

  • Самойлова Ольга Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 131
Самойлова Ольга Александровна. Случайность в природе: онтологический анализ: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». 2019. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Самойлова Ольга Александровна

Введение

Глава 1. Случайность как фундаментальная категория философии и естествознания

1.1. Случайность в философской традиции

1.2. Случайность в естествознании

Глава 2. Случайность: основные виды и классификация

2.1. Онтологическая случайность

2.2. Гносеологическая случайность

2.3. Случайность возникновения жизни

2.3.1. Антропный принцип как обоснование необходимости возникновения жизни

2.3.2. Множественность как основание случайности возникновения жизни

2.3.3. Случайность как малая вероятность одновременной реализации условий возникновения жизни

2.3.4. Случайность «типичной» и «нетипичной» жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Случайность - это глубочайший бытийный и познавательный феномен, которому посвящен многовековой философский дискурс. Проблема случайности является одной из базовых, первичных для онтологии и теории познания. Это практически безмерная, безграничная тема. Какую роль играет случайность в природе и судьбе человека? Предстает ли мир как однажды и навсегда начертанная каменная скрижаль, следует ли он проложенной неизменной колее, или вокруг разворачивается живая, непостоянная картина, с бесконечно переменчивыми траекториями бытия, напоминающими узоры пены на морском берегу или очертания облаков? Является ли мир упорядоченным или предстает как стихийный хаос? Или этот хаос возникает только в познании? Это ценные, интересные, истинно философские вопросы, к которым мы не можем остаться равнодушными.

Во-первых, изучение случайного неразрывно связано с традиционной эпистемологической проблемой предсказания будущего, которая не теряет своей значимости на протяжении всего существования науки. Во-вторых, случайность непосредственно влияет на возможность познания в целом и является «камнем преткновения» на пути достижения полноты знания, возвращая нас к фундаментальным гносеологическим проблемам. В-третьих, в свете постоянного прироста знаний о мире важной задачей современной философии представляется определить онтологический статус и существенные свойства случайности на основе современных достижений естественных наук, использовать эвристический потенциал синергетики для поисков принципиально новых смыслов случайности. В-четвертых, необходимо раскрыть онтологическую роль случайности в процессах возникновения, распространения и эволюции живого во Вселенной. В-пятых, случайность как стихийная неподконтрольная сила является частью тайны бытия, тайны природы, не познаваемым до конца феноменом, и позволяет преодолеть чрезмерную самонадеянность антропоцентрических представлений о месте чело-

века в мире. Проблема случайности не сиюминутна, не однодневна, относится к разряду вечных философских тем.

Каркас исследования образует ряд фундаментальных вопросов, относящихся к самым глубинным основаниям бытия. Случайно ли наше мироздание, и можно ли назвать случайным устройство нашей Вселенной? Можно ли считать набор физических параметров нашего пространства случайной комбинацией или это исключительное, необъяснимое стечение обстоятельств? Как в природе и познании проявляются детерминизм и случайность? Присутствует ли случайность в устройство бытия или проявляется только в познавательной деятельности человека? Какие виды случайности и хаоса существуют, и как они связаны? Создана ли Вселенная по космическому замыслу, единому неизменному чертежу, который мы когда-нибудь научимся читать, или она возникла и развивается совершенно спонтанно? Случайно или закономерно появление и распространение жизни?

Научная проблема связана с выявлением дефицита в научном знании о реальности, обнаружением и заполнением «белых пятен» на карте знания, устранением заблуждений и неточностей. Она порождается изменчивостью мира и человека, поэтому в предельном виде неисчерпаема. И хотя онтология претендует на абсолютность полученных истин, мы осознаем, насколько частными могут быть все найденные нами ответы.

Степень разработанности проблемы

К философским категориям случайности и необходимости обращаются выдающиеся мыслители Античности: Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Хрисипп, Эпикур. В целом, можно выделить две основные античные линии осмысления, преломившиеся через всю дальнейшую философскую традицию: или роль необходимости абсолютна («линия Демокрита»), или все в мире подчинено индетерминизму и тотальной случайности («линия Эпикура»). Аристотель впервые определяет случайность и необходимость как онтологические категории и делает их отдельным объектом изучения.

В Средние века осмысление двух категорий происходит в русле религиозной философии, где необходимость традиционно превалирует, доминирует над случайностью (Фома Аквинский, Блаженный Августин).

Для философии Нового времени категория необходимости отождествляется с жестким механистическим детерминизмом, элиминирующим случайность как нечто несущественное, второстепенное, в итоге преодолимое. Подобных взглядов придерживаются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, П. Гольбах, К. Гельвеций.

Диалектический характер категорий необходимости и случайности раскрывает Г. Гегель, эту же линию продолжает диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, советская марксистско-ленинская философская традиция.

Д. Юм, И. Кант, в дальнейшем Э. Гуссерль, Л. Витгеншнейн, Р. Карнап, Б. Рассел рассматривают случайность и необходимость лишь как умопостигаемые концепты, гносеологические, а не онтологические категории. Таким образом, случайность понимается в философии амбивалентно - и как свойство реального мира, и как результат несовершенства познания.

Индетерминистские представления о мире и доминирование случайности в целом характеры для иррационализма, неокантианства, экзистенциализма, постмодернизма.

К проблеме случайности обращаются как известные философы, (К. Поппер, Э. Морен), так и специалисты в области точных и естественных наук. Среди них: физики Д. Бом, М. Борн, Л. де Бройль, П. Дэвис, Л. Млодинов, С. Хокинг, биологи Р. Докинз и Ж. Моно, математики А. Пуанкаре, Р. Том.

Случайность и вероятность в русле синергетики исследуют Э. Лоренц, Г. Николис, И. Пригожин, Д. Рюэль, И. Стенгерс, Ф. Такенс, Г. Хакен, М. Эйген, Э. Янч.

В отечественной литературе проблемам случайности и философского детерминизма внимание уделяли М. А. Абрамов, А. А. Андронов, И. П. Базаров, Ю. И. Гильдерман, В. Л. Горан, Г. С. Горелик, Н. К. Дружинин, А. М. Захаров, Г. Р.

Иваницкий, А. Н. Колмогоров, В. И. Купцов, А. А. Нечаев, С. В. Оболкина, В. В. Попов, Л. А. Растригин, А. А. Свешников и др.

Философские категории случайности и необходимости в рамках диалектического материализма рассматривали А. А. Миголатьев, А. М. Минасян, И. З. Налетов, М. А. Парнюк, Н. В. Пилипенко, А. Г. Спиркин и др.

В нашей стране с прекрасной естественнонаучной школой очень сильна и плодотворна синергетическая линия исследования случайности: В. И. Арнольд, В. И. Аршинов, Ю. А. Данилов, В. С. Егоров, Е. Н. Князева, С. П. Капица, С. П. Кур-дюмов, Г. Г. Малинецкий, В. А. Марков, Н. Н. Моисеев, А. А. Растригин, Г. И. Ру-завин, А. С. Рябов, А. А. Самарский, Ю. В. Сачков, В. С. Степин, Д. И. Трубецков, Ю. Н. Усатова, Ю. В. Чайковский, Г. Н. Хон, В. А. Шуков и др.

Неразрывность случайности и необходимости и антропный космологический принцип подробно исследуют В. О. Бернацкий и П. Г. Макухин.

К проблеме случайности обращались представители саратовской философской школы. Философский и научный детерминизм исследовали Я. Ф. Аскин, А. С. Борщов, С. И. Мозжилин, С. П. Позднева, Т. И. Бугрова. В. В. Афанасьева рассматривает случайность в контексте проблем постнеклассического естествознания: детерминированного хаоса, неопределенности, нелинейности. В. Б. Устьян-цев, Д. А. Аникин, С. А. Данилов рассматривают случайность в рамках проблемного поля теории рисков.

В целом, в философской традиции складывались разнообразные, часто противоречивые концепции случайности и необходимости. Однако следует отметить, что существующие труды все же не охватывают весь горизонт исследовательской проблематики. Важной и актуальной представляется задача построения онтологии случайности на основе современных достижений естественных наук.

Объект исследования: феномен случайности.

Предмет исследования: случайность в природе.

Цель исследования: провести онтологический анализ феномена случайности в природе, определить способы возникновения и существования случайности, ее виды, выделить ее существенные свойства.

Реализация выдвинутой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Исследовать соотношение случайности и необходимости в философ-

ской традиции.

2. Проанализировать основные концепции случайности на разных этапах

развития естествознания.

3. Выделить виды онтологической случайности.

4. Выделить виды гносеологической случайности.

5. Исследовать проблему случайности возникновения жизни.

Научная новизна исследования

Результаты, заключающие в себе научную новизну исследования, состоят в следующем:

1) Показано, что в философской традиции существуют два дихотомических представления о соотношении случайности и необходимости: тотальность необходимости и тотальность случайности; случайность при этом понимается амбивалентно - как свойство природы или как свойство познания и, как правило, отрицательно окрашена аксиологически.

2) Доказано, что в классическом естествознании случайность воспринимается как гносеологическая категория (обусловленная ошибками и погрешностями познания); в неклассическом естествознании ей придается не только гносеологический, но и онтологический статус - как атрибута бытия некоторых микро- и макросистем; в постнеклассической естественнонаучной парадигме случайность приобретает значение фундаментального онтологического принципа, обуславливающего развитие сложных систем.

3) Выделены следующие виды онтологической случайности: квантово-механическая случайность, статистическая случайность, флуктуационная случайность, случайность нестабильности (спонтанная генерация), случайность взаимодействия (комбинационная случайность).

4) Выделены следующие виды гносеологической случайности: эмпирическая случайность, редукционная случайность, концептуальная случайность, ноуменальная случайность, ошибка предпочтения.

5) Показано, что возникновение жизни связано со случайностью через уникальность, множественность и вероятность; со случайностью связаны локализация известной биологической формы жизни, оптимальное для возникновения жизни соотношение физических условий, неравновероятность и неравномерность связанных с появлением жизни событий, возможное множество разнообразных форм жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью онтологического анализа случайности как универсального бытийного феномена, построения системы постнеклассических онтологических представлений о случайности. Построение онтологической концепции случайности позволяет исследовать особенности функционирования и развития сложных физических, биологических, социальных, культурных систем и может служить основанием для их онтологических и гносеологических исследований.

Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебных курсов, посвященных проблемам онтологии и теории познания, философии и методологии науки, философии физики, философии синергетики, философии биологии, концепциям современного естествознания.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Характер поставленной проблемы предполагает применение системного, исторического и сравнительного подходов. Также используется спектр общенаучных общелогических методов (анализ, синтез, формализация, концептуализация, классификация, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия). Все избранные методы позволяют выделить, систематизировать и классифицировать традиционные и современные представления о случайности, создать онтологическую концепцию случайности.

Поскольку исследование затрагивает не только философские, но и естественнонаучные проблемы, в работе большое внимание уделяется не только онтологии, гносеологии и философии науки, но и современным достижениям естествознания и точных наук: теории вероятностей, статистической физики, квантовой механики, космологии, синергетики, биохимии, эволюционной биологии, генетики. Теоретическую основу исследования представляют работы отечественных и зарубежных философов, а также специалистов в области вышеперечисленных наук.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

1. В философской традиции случайность обозначена как онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и этическая категории. Существуют два основных представления о соотношении случайности и необходимости, связанные с абсолютизацией необходимости («линия Демокрита») и с абсолютизацией случайности («линия Эпикура»). Следствием первого стал последовательный философский и естественнонаучный детерминизм, следствием второго - индетерминизм. Осмысление случайности в природе, в мироустройстве стало основанием для концепта «онтологическая случайность», осмысление случайности в познании заложило фундамент для концепта «гносеологическая случайность». Фундаментальными негативными смыслами случайности являются хаотичность, беспричинность, беспорядочность непредсказуемость; непознаваемость, абсурдность, пессимизм и бессмысленность бытия, фрагментарность, сложность, оско-лочность действительности; позитивный смысл связан с представлением о свободе выбора.

2. Эволюция естественнонаучного знания непосредственно связано с эволюцией понимания случайности. В классическом естествознании случайность не обладает онтологическим статусом, она воспринимается как недостаточность знания о мире. В неклассическом естествознании она приобретает статус существенной части бытия, неотъемлемого атрибута физической реальности; становится онтологической категорией, отражающей сложность процессов на опреде-

ленных уровнях организации материи (в микромире, в статистических физических, биологических и социальных системах). В постнеклассической общенаучной парадигме случайность наполняется новым позитивным содержанием, приобретает значение принципа, обосновывающим представления о нелинейности, поливариантности, многофакторности реальности, а также о конструктивности хаоса. В научном познании в целом случайность является основанием вероятностного стиля мышления и исследуется в рамках теории вероятности, статистической физики, математической статистики, квантовой физики, космологии, синергетики, биохимии, эволюционной биологии, генетики. Эволюция естественнонаучного понимания случайности раскрывается через эволюцию типов научного детерминизма: классический детерминизм; вероятностный (статистический) детерминизм; квантовый индетерминизм; синергетический (нелинейный) индетерминизм.

3. Дается авторское определение и классификация онтологической случайности. Онтологическая случайность - это бытийный феномен, который существует в материальном мире и отражает неупорядоченность возникновения и проявления реальных явлений, событий, процессов или их свойств. Существуют следующие виды онтологической случайности: 1) квантово-механическая случайность; 2) статистическая случайность; 3) флуктуационная случайность; 4) случайность нестабильности, или спонтанная генерация; 5) случайность взаимодействия, или комбинационная случайность. Источником квантово-механической случайности является квантово-механический хаос, порождаемый особыми онтологическими свойствами микромира, не имеющими аналогов в макромире. Статистическая случайность является природным и социальным феноменом, а ее источником является статистический хаос, характерный для систем с огромным множеством однотипных элементов (большим числом степеней свободы). Флуктуационная случайность связана с имманентным свойством материи постоянно менять свое состояние, и порождается флуктуациями - малыми случайными возмущениями всех материальных величин. Случайность нестабильности (спонтанная генерация) - особый вид случайности, возникающий в сложных природных и социальных

системах, порождаемый нелинейностью и неустойчивостью систем, и выражающийся в непредсказуемом отклике на малое возмущение. Случайность взаимодействия, или комбинационная случайность - это вид случайности, возникающий в природных и социальных системах благодаря неисчерпаемости отношений между системой и ее окружением, а также между элементами самой системы. Подвидами случайности взаимодействия являются перемешивание и совпадение. Все виды онтологической случайности обладают следующими свойствами: объективностью, независимостью, иррегулярностью, невоспроизводимостью (аутентичностью), неустранимостью.

4. Дается авторское определение и классификация гносеологической случайности. Гносеологическая случайность - познавательный феномен, отражающий все неизбежные искажения, связанные с особенностями процессов познания, с формированием и обоснованием знания, с проблемами восприятия, интерпретации, концептуализации. Существуют следующие виды гносеологической случайности: 1) эмпирическая случайность; 2) редукционная случайность; 3) концептуальная случайность; 4) ноуменальная случайность; 5) ошибка предпочтения. Эмпирическая случайность выражается в виде измерительной и вычислительной погрешности и возникает из-за несовершенства процессов измерения и вычисления. Редукционная случайность возникает при исследованиях систем со статистическим хаосом за счет усреднения, округления полученных данных, невозможности детализации при построении общей картины феномена или процесса. Концептуальная случайность возникает в теоретическом познании и представляет собой ошибку, связанную с неадекватным отражением реальности при создании научной теории, может быть вызвана ошибочным подходом и (или) неверной интерпретацией полученного эмпирического материала. Ноуменальная случайность возникает из-за непреодолимой неполноты, фрагментарности процесса познания, связанных с пределом возможностей сознания и познания. Ошибка предпочтения обусловлена неверным осмыслением объекта исследования или предвзятым выбором его свойств. Свойствами гносеологической случайности являются объек-

тивность (субъективность) и устранимость (неустранимость). Полное преодоление гносеологической случайности недостижимо.

5. Представленная в работе интерпретация возникновения жизни связана с категориями случайность, вероятность и уникальность. Идею случайного мироздания часто представляют, привлекая концепцию Мультивселенной, однако нам такая вариативность мироустройства видится скорее занимательным мысленным экспериментом. Единственная же и уникальная Вселенная не может оцениваться как случайная или закономерная, поскольку отсутствует возможность для сравнения. Биогенез не идет путем слепого поиска, простого механического перебора соединений органических веществ. Повсеместно проявленный процесс вселенской самоорганизации превосходит любые редукционные механистические представления, поэтому появление жизни на Земле, скорее всего, не является сверхневероятной случайностью, уникальным событием, подобным редчайшему выигрышу в лотерею - появление и распространение жизни во Вселенной сейчас или в будущем вполне может быть типичным распространенным явлением. На пригодных для обитания участках различных галактик может существовать или со временем возникнуть диаграмма рассеяния жизни. На данный момент мы можем только предполагать, что существующие цивилизации очень редки, поскольку пока не получены какие-либо сигналы в изученном нами диапазоне с других звезд. Достоверно мы можем судить только о нашей цивилизации. Вполне возможна жизнь, способная существовать в иных специфических формах, не представленных на Земле, возникших благодаря разнообразным случайным комбинациям условий. Жизнь никогда не повторяет свой путь. Земные, равно как и любые другие возможные культура, история, психология, философия и искусство могут быть совершенно уникальными, не иметь даже приблизительных аналогов. В основе этого разнообразия лежит роль случайности на пути эволюции сложных нелинейных систем - даже при малейших изменениях начальных условий процесс развития может отклониться и привести к кардинальным изменениям будущего системы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Случайность в природе: онтологический анализ»

Апробация работы

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования представлены в качестве докладов на методологическом семинаре для аспирантов философского факультета, в выступлениях автора на заседаниях кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. По содержанию работы автором сделаны доклады и научные сообщения на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Бунтующий человек в посткнижном мире» (Саратов, 2014); Всероссийская научная конференция «Риски цивилизаций и культур в глобальном мире» (Саратов, 2014); IV Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» (Москва, 2014); Всероссийская научно-практическая конференция «Революции: цивилизационный разлом или переворот?» (Саратов, 2015); IX Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (Новосибирск, 2015); XIV Международная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» (Екатеринбург, 2015); Всероссийская научно-практическая конференция «Столкновение цивилизаций и амбивалентный человек» (Саратов, 2016).

Структура работы соответствует логике и задачам проведенного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Случайность как фундаментальная категория философии и

естествознания 1.1. Случайность в философской традиции

Представления о случайности зародились в глубокой древности, при самых первых попытках человека постичь свое бытие и устройство мира. Перед мыслителями и философами всех времен стояли важнейшие онтологические вопросы: является ли мир упорядоченным или предстает как стихийный хаос? Свободен ли человек в своих решениях, влияют ли неожиданные события на его судьбу, или его участь предписана, предрешена и неизменна? Одним из первых рубежей этого осмысления становится религиозное познание. В его рамках категория необходимости традиционно превалирует над категорией случайности. Изначальная идея о предначертании, предопределенности мира присутствует в большинстве мировых религий. Необходимость здесь может быть представлена как волевой акт трансцендентной силы (Божий промысел в христианстве, воля Аллаха в Исламе), организующий этический принцип (карма в индуизме), действие единого всеобщего дуального начала, с которым необходимо находиться в согласии (Дао в даосизме).

Кладезем самых древних архетипических представлений о необходимости и случайности является миф. На европейскую культуру большое влияние оказал древнегреческий сюжет, согласно которому до сотворения мира существовало царство хаоса. На смену ему пришел космос, миропорядок1. Он установился в небесной тверди и воплотил собой идею совершенной, всеобъемлющей гармонии мира. В отвоеванном у хаоса космосе, пространстве мифа, все взаимосвязано невидимыми нитями, каждый малейший фрагмент бытия содержит частицу единого грандиозного вселенского смысла. Миф воплощает космический, божественный порядок, утверждает в созданном пространстве исходную рациональность, пред-

1 Само слово «космос» в переводе с греческого означает «порядок», «миропорядок». Вообще мотив борьбы хаоса и порядка можно встретить в мифологиях большинства народов.

определенность и причинность. Все эти качества упорядоченности вносит воля сверхъестественных существ2. Таким образом, в концепции мифа необходимость раскрывается как упорядоченность, предопределенность, связность, осмысленность, значимость.

Поэтичный язык древних греков отразил представления о необходимости и случайности в образах богинь. Ананке воплощает царствующую, неумолимую необходимость, неизбежность, рок. Согласно Платону, мойры, богини судьбы,

-5

были дочерями Ананке . Они прядут и обрезают нить жизни, определяя каждому смертному его участь при рождении. Богиня Тихе олицетворяет случайность, выпавший жребий. Она символизирует неустойчивость, изменчивость мира, роль случая в жизни общества и судьбе человека4. Образ Тихе не встречается в классической древнегреческой мифологии, а возникает позже, уже в период эллинизма, когда происходит становление представлений о случайности, осмысление ее роли в судьбе человека5. В римской традиции противопоставлены две концепции судьбы как фортуны - удачи и случайности, и как фатума - рока, предопределенности, неизбежности6. Мифологические мотивы невозможно обойти вниманием, поскольку они оказали значительное влияние на развитие античной мысли.

У Гераклита (VI в. до н.э.) вещи и люди подчиняются Логосу, мировому порядку. Становление всего, что есть в мире, происходит благодаря этому порядку,

п

через борьбу и по необходимости . В учении Пифагора (VI в. до н.э.) первоосно-

2

Некрасов С. И., Захаров А. М. Становление философских представлений о необходимости и случайности // Современные проблемы науки и образования, 2007. № 1. С. 150-154.

3 Мойра - в переводе с греческого «доля», «участь». В римской мифологии мойрам соответствуют парки.

4 Интересно отметить, что традиционно и Тихе, и Ананке рассматриваются как слепые, безличные и неумолимые силы, равнодушные к судьбе человека. Таким образом, и слепой случайности, и непреклонной необходимости одинаково чуждо аксиологическое измерение.

5 Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 42, 542;

Сачков Ю. В. Случайность формообразующая // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С. 132-145.

6 Иноземцева Ю. В. Категории необходимости и случайности в философии, науке и социальном познании // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 2 (20). С. 113-117.

у

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических космогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.

вой всех вещей являются числа и заложенные в них соразмерности. В основе бытия, «музыки небесных сфер», лежит выверенный строй и порядок, математическая гармония. Эта идея преломилась через всю историю мировой науки и куль-

о о

туры, ее отклики можно найти и у И. Кеплера, и у А. Эйнштейна . Таким образом, пифагорейцы считают, что в основе мироздания лежит необходимость. Неслучайность мироздания здесь выражает идею гармонии, совершенства, высшего божественного порядка, и эта линия также проходит красной нитью через всю историю философии, обретая особое значение в учении Платона, неоплатоников, средневековой христианской традиции, религиозной философии разных эпох.

В философии Демокрита (V в. до н.э.) появляется первая отчетливая позиция по соотношению случайности и необходимости, в дальнейшем ставшая парадигмальной: миром вершит необходимость. В современном понимании представления древнегреческого мыслителя, которого считают основателем материализма, механистичны, редукционны. Первоосновой сущего у Демокрита являются атомы, единые неделимые частицы. Для атомистов все структуры и формы мира образованы беспорядочным соударением атомов, простым перебором их сочетаний, без всякой конечной цели или плана. Однако соединяются частицы благодаря космическому вихрю, Ананке, необходимости-принуждению, этот вихрь порождает все вещи и целые миры10. Таким образом, в столкновении атомов Демокрита можно усмотреть игру слепого случая, однако сам философ

Игнатова М. П. «Физики» и «лирики»: две культуры вчера и сегодня // Известия СГУ. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Т. 15. Вып. 3. 2015. С. 17-21.

9 Отечественный исследователь Ю. В. Чайковский предлагает неожиданную интерпретацию пифагорейской идеи для современной философии: реальность действительно описывается числами, однако почти все они - случайные. См. Чайковский Ю. В. Причинность, сложность и разные формы случайности // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. С. 131.

10 Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984; Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960; Лурье С. Демокрит. Л., 1970.

отдает приоритет абсолютной необходимости. Это противоречие так и не разрешено в науке за множество столетий11.

Большую роль Демокрит отводит причинному объяснению мира, в чем видит главную задачу философии. Для древнегреческого философа случайность -это беспричинное, а потому она не может существовать. Он считает, что случайность придумали люди, чтобы оправдать свою глупость.

Платона (V - IV в до н.э.) считают основателем идеализма. В его учении вещный мир - всего лишь тень сверхчувственного совершенного мира идей. Для философа необходимость - проявление высшей разумной воли, божественного ума, сверхъестественного идеального бытия. К случайности же следует отнести все неупорядоченное, хаотичное, нецелесообразное12. Таким образом, организацию и порядок в мир вносит метафизическая трансцендентная сила.

Аристотель (IV в до н.э.), сочинения которого легли в основу европейской рациональной традиции, подытожил всю предыдущую философию и создал учение о категориях, основу основ онтологии. Категории - предельно широкие понятия, отражающие наиболее общие, существенные свойства бытия. Именно Аристотель впервые ввел в явном виде категории необходимости и случайности и сделал их отдельным объектом изучения. Философ признавал объективный характер обеих категорий, так как многое в мире свершается не только по необходимости, но и в силу случайности. Необходимость - то, что иным быть не может. Случайность может быть тем или иным, это нечто непостоянное, преходящее, явление, которое может произойти или не произойти. Необходимость определяет сущность предмета, случайность отражает его второстепенные, менее важные стороны. Таким образом, именно Аристотель впервые указывает на то, что случайность является привнесенной, внешней для объекта силой. Это мнение надолго закрепилось в науке и философии. Необходимость воплощает идею обуслов-

11 Дэвис П. Проект вселенной. М., 2009. С. 5-6; Чайковский Ю. В. Причинность, сложность и разные формы случайности. С. 111.

12 Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985; Платон. Соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1972. С. 385390.

ленности, ясной и отчетливой причинности, у случайности же причина неопреде-

13

ленная, «какая попадется» .

Невозможно обойти вниманием учение о телеологии Аристотеля, оказавшее огромное влияние на европейскую философию и богословие. В соответствии с ним, все в мире подчиняется общему плану или судьбе. В природе присутствует собственная, имманентная целесообразность, выраженная в развитии, восхождении, устремлении каждой частицы бытия к высшей цели - к лучшему исходу, благу, совершенству. Например, Аристотель считал, что существует полная и совершенная идея живого организма еще до того, как он развился14. Финализм и целе-полагание в учении философа также неявно указывают на проявление необходимости как высшей метафизической силы. Таким образом, данная линия, на долгие столетия воцарившаяся в философии и науке, полностью отрицает представления о случайном, стихийном, хаотичном устройстве бытия.

Стоицизм - философское учение, прошедшее практически через всю историю Античности. Видными его представителями были Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Цицерон, император Марк Аврелий. Стоики - наследники эпохи неумолимого слепого рока, не ведавшего понятия свободы личности. Для них все происходит в силу предшествующих причин, и никак иначе. Так, Хрисипп считал, что одно беспричинное событие может уничтожить всю вселенную. В стоицизме проявляется философия долга, тотальная диктатура Ананке, торжество беспрекословной необходимости. Человеку остается лишь покориться назначенной свыше судьбе: согласного судьба ведет, а несогласного тащит15. Рациональное зерно стоицизма, его психологический посыл, который не утратил своего значения - необходимо стремиться к бесстрастию, спокойно принимать любые обстоятельства, сохранять мужество и твердость в жизненных испытаниях16.

13 Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 1. М., 1975. С. 105-110.

14 Дэвис П. Проект вселенной. С. 5-6; про соотношение телеологии и детерминизма см. более подробно п. 2.3.

15 Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

16 На самом деле, полезная установка и для фаталистов, и для тех, кто признает вмешательство неожиданных переломных случайных событий.

Создателем второй основополагающей парадигмы соотношения слу-

1 7

чайности и необходимости становится Эпикур (конец IV - III в. до н. э. )17. Философ не разделяет демокритовскую концепцию и отдает приоритет случайности как первичному началу мироздания. Именно случайные события начинают и заканчивают все необходимые процессы. Эпикур так же, как и многие античные мыслители, обращается к натурфилософским, «физическим» концепциям, познанию природы (он - последователь атомизма). Здесь он вводит совершенно новое онтологическое обоснование случайности - неожиданное, спонтанное отклонение атомов при движении по установленным траекториям. Это новаторская мысль обладает фундаментальным значением, поскольку показывает, как возникает «судьбы избежавшая воля», как что-то может свершиться не в установленный срок, принудительно, а спонтанно, в силу собственных внутренних побуждений. Настоящей революционной новизной обладает этика Эпикура. Он впервые вводит понятие случайности для обоснования свободы воли человека. Афинский учитель

счастья, как называли философа, поднимает достоинство личности на неслыхан-

18

ную доселе высоту . В его учении цель жизни человека, которой должна служить философия - не покорность судьбе, а достижение счастья, необыкновенно дерзкая, «безумная» мысль не только для Античности, но и для многих последующих веков.

В средневековой философии доминирует идея сотворенного мира, традиционное религиозное понимание необходимости, о котором мы уже упоминали выше. Мироустройство в средневековом понимании пронизано телеологией, воплощает высший замысел, божественный план творения. Всеобщей первопричиной выступает Творец. Необходимость здесь - проявление непререкаемой божественной воли, абсолютный закон, установленный всеведущим совершенным существом. Средневековые мыслители размышляют и о случайности. Для Фомы Аквинского (XIII в.) - это результат несовершенства мира, недостаток, который

17

Антология мировой философии: Античность. М., 2001. С. 90.

18

18 Абрамов М. А. Непредсказуемые судьбы свободы // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. С. 22-24.

может устранить только Бог19. Средневековый дискурс о предопределении и свободной воле, близко затрагивающий проблему случайности (например, у Блажен-

20

ного Августина20), становится в дальнейшем одним из магистральных направлений философии.

В Новое Время появляются уже о два аспекта проблемы необходимости - к теологическому прочтению добавляется новый смысл, натуралистический (физический). В этот период появляются первые научные концепции детерминизма. До этого философские категории детерминизма и необходимости можно считать тождественными. Новое понимание детерминизма связано не с обусловленностью и предопределенностью мира в глобальном охвате, а имеет более конкретное прикладное наполнение: речь идет возможности предсказания поведения

21

физической системы . В основе новой парадигмы изучения природы - мир-машина Ньютона, который был однажды запущен и теперь функционирует по однозначно определенным законам математики и механики. Главным мировоззренческим направлением философии Нового Времени становится строгий механистический детерминизм, где необходимость полностью отождествляется с причинностью, однозначной каузальностью. В природе действует единая жесткая

причинно-следственная связь. Эмпирик Ф. Бэкон (ХУ1-ХУ11 вв.) считает, что нет

22

ничего сильнее необходимости, которая и есть основной закон22. Детерминистами являются представители классического рационализма - Р. Декарт (XVII в.), Б. Спиноза (XVII в.), Г. Лейбниц (XVII-XVIII вв.). Для них все мироздание пронизано жесткой необходимостью, которая не оставляет места случайности или произволу. Все подчиняется математическим законам, а случайность может быть лишь заблуждением, незнанием, проявлением непознанной пока причинно-следственной цепи. В пантеистической философии Б. Спинозы необходимое понимается как выражение вездесущности Абсолюта, божественного начала, обра-

19 Антология мировой философии. М., 1969. Т.1, Ч.2. С. 828-830.

20

Иноземцева Ю. В. Категории необходимости и случайности в философии, науке и социальном познании. С. 114.

21

Научному детерминизму полностью посвящен п. 1.2.

22 Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1971. С. 241.

зовавшего единое слитое целое с природой, Вселенной. Чем вещь или явление ближе к Абсолюту, тем более оно необходимо, чем слабее это сопряжение, тем

23

более случайный характер носит это несовершенство . Необходимость для рационалистов XVII в. еще связана с природой Бога, понимается метафизически. Классический детерминизм, сформулированный в работах П. С. Лапласа (XVIII в.), - уже полностью научный концепт, не требующий для объяснения божествен-

24

ного участия . Строгих детерминистских позиций придерживаются французские

25

материалисты XVIII в .

Таким образом, в философии Нового Времени необходимость выражает идею однозначной каузальности как абсолютной познаваемости мира. Случайность воспринимается как исключение, ошибка, отклонение, то, что может и должно быть исправлено, как нечто беспричинное, а потому невозможное.

Субъективный идеалист Д. Юм (XVIII в.) вообще ставит под сомнение существование внешнего мира. Этот фундаментальный посыл оказывает влияние на возможности познания реальности в целом, всех ее свойств и отношений. Философ рассматривает любые выявленные причинно-следственные цепочки как результат восприятия, просто привычку мышления приписывать связь событиям, следующим друг за другом. Так возникает иллюзия закономерности. Для Юма необходимость и случайность существуют только в нашем разуме, проявляются как особенности мышления26.

Субъективную традицию в философии продолжает И. Кант (XVIII-XIX вв.). Он также рассматривал необходимость и случайность лишь как априорные способы мышления, которые отражают деятельность сознания, но не описывают дей-ствительность27. Таким образом, в идеалистической традиции проявляется

23

Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. М., 1957. С. 108.

24 См. более подробно о мире-машине Ньютона, представлениях Декарта, жестком детерминизме Лапласа в п. 1.2.

25 Гольбах П. Система природы. М., 1940; Гельвеций К. А. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1973.

26 Юм Д. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1965. С. 112.

27 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 2005. С. 66-72; Кант И. Соч.: В 6-х т. Т. 3. М., 1964.

тенденция рассматривать необходимость и случайность не как отношения реального мира, его проявления, а лишь как умопостигаемые концепты, т.е. гносеологические, а не онтологические категории.

Аристотелевскую линию изучения случайности и необходимости как фундаментальных онтологических категорий, образующих каркас мироустройства, продолжает Г. Гегель (XVШ-XIX вв.). Философ считает, что необходимость и случайность нельзя мыслить раздельно, они неделимо взаимосвязаны. Если Аристотель выделял и необходимые, и случайные события, то для Гегеля они уже необходимы и случайны одновременно. В диалектическом понимании процесса развития, характерном для Гегеля, проявляется единство и борьба противоположностей. Развертывание Абсолюта сопровождается взаимопереходами случайного

28

и необходимого. Случайное необходимо, а необходимое - случайно .

Однако, несмотря на постулируемую диалектическую взаимосвязь категорий, Гегель все же мыслит случайность формой проявления необходимости. Необходимость закономерно вытекает из внутренних, существенных характеристик процесса или явления. Случайность тоже объективна, но обусловлена она внешними, несущественными причинами. Необходимость - это степень проявления абсолютного, а случайность - относительного.

Положения философии Гегеля развивают в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX в.). В рамках диалектического материализма случайность - это так же форма проявления и дополнения необходимости. За случайностью всегда скрывается необходимая основа явлений, определяющая ход развития в обществе и природе. На поверхности могут царить случайность и хаос, однако в более глобальном плане все подчиняется необходимости. Таким образом, в диалектическом материализме закон включает, подчиняет, в итоге нивелирует случайность. Задача науки - отыскать неочевидные закономерности, вскрыть в случайных связях не-

28

Гегель Г. Наука логики. М., 1971. Т. 2. С. 991; Некрасов С. И., Захаров А. М. Становление философских представлений о необходимости и случайности. С. 152.

обходимую основу . В марксизме случайность - вторичное, привнесенное начало, поверхностное явление, за которым рано или поздно, так или иначе, обнаруживается фундаментальная, всеохватывающая необходимость. Традиция осмысления категорий необходимости и случайности исключительно в рамках диалектического подхода доминирует в отечественной философии советского периода.

Однако с XIX в., вместе с пессимистическими настроениями в философии в целом, начинают набирать силу и индетерминистские концепции, совершенно противоположные по посылу безраздельной «парадигме необходимости», господствовавшей прежде. Индетерминизм в философском смысле утверждает отсутствие в мире в целом всякой упорядоченности и закономерности, торжество непредсказуемости, хаоса и случайности.

В философии иррационализма, основанного на сочинениях С. Кьеркегора (XIX в.), Ф. Ницше (XIX в.), А. Бергсона (XIX - XX вв.), разум выступает мертвым, подавляющим началом. Большая роль отводится интуиции, творчеству, мистическому озарению - алогичным, бессознательным процессам, традиционной вотчине случайного. Действительность, культуру, искусство творят стихийные хаотичные силы. В познании и общественных процессах, прежде всего в истории, царит индетерминизм. Ф. Ницше, по сути, выстраивает философию хаоса. Для него хаос - созидательное начало. Бытие предстает не чем-то данным, застывшим и

30

неизменным. Бытие - это становление через хаос . Ницше также отрицает, ниспровергает прежние философские идеалы. Он не видит в сущности вещей никакой причинной связи и необходимости. Знаменитый философ-бунтарь считает, что только люди «выдумали причины, последовательность, взаимную связь, отно-

29

Пилипенко Н. В. Диалектика необходимости и случайности. М., 1980; Минасян А. М. Диалектика как логика. Ростов-на-Дону, 1991.

30

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: синергетическое мировидение. М., 2010. С. 131-132.

сительность, принуждение, число, закон, свободу, основание, цель» . К индетер-

32

минизму также склоняются представители неокантианства (XIX в.) .

Проблему случайности в том или ином виде затрагивают многие известные философы XX в. Создатель феноменологии Э. Гуссерль (XIX - XX вв.) утверждает, что человек в своей познавательной деятельности имеет дело не с объективной реальностью, а с конструкцией, созданной сознанием. Для философа конституируемое сознанием индивидуальное бытие случайно в противовес истинной сущ-

33

ности, для которой случайности не существует . Л. Витгеншнейн (XIX - XX вв.) считает, что необходимость возможна только как логическая категория34. Р. Карнап (XIX - XX вв.) считает случайные и необходимые связи лишь фактами

35

опыта, зафиксированными в мышлении .

Б. Рассел (XIX - XX вв.) полагает, что иллюзия объективного существования категорий случайности и необходимости закрепилась в философии лишь благодаря допущению о том, что в обычной жизни мы можем наблюдать регулярные последовательные события36. К. Поппер (XX в.) пытается найти золотую середину, примирить две экстремистские позиции о господстве либо абсолютного детерминизма, либо вседовлеющей случайности. Для этих крайних позиций ученый выбирает два образа - часы как нечто механистичное и безупречно отлаженное, и облака - нечто бесконечно изменчивое и непостоянное. Поппер убежден, что между двумя полюсами существует срединный путь: человек, а возможно и животные управляются такими вещами, как цели, намерения, правила и соглашения.

31

Ницше Ф. Полное собрание соч.: В 13-и т. Т. 5. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер». М., 2012. С. 71.

32 Иноземцева Ю. В. Категории необходимости и случайности в философии, науке и социальном познании. С. 116.

33

Некрасов. С. И., Захаров А. М. Становление философских представлений о необходимости и случайности. С. 152.

34 Витгеншнейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 94.

35

Пилипенко Н. В. Диалектика необходимости и случайности. М., 1980. С. 62-64.

36 Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957. С. 362.

Таким образом, речь идет не о жесткой необходимой детерминации, а о тонком,

37

гибком управлении, сочетании свободы и контроля37.

Особое видение случайности возникает в философии экзистенциализма, направления, сложившегося на основе сочинений М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, К. Ясперса (ХХ в.). Экзистенциализм постулирует абсурдность бытия и невозможность его познания. В центре философского осмысления - непостижимый разумом внутренний мир фатально одинокой личности, сквозная тема - отчуждение, покинутость, заброшенность человека в этом мире. Сам мир выглядит безжизненным, отчужденным, холодным, а жизнь кажется собранием, чередой случайных осколков реальности. Так, абсолютно случайным и абсурдным воспринимает мир Ж. П. Сартр. Все вокруг - парк, город, сам человек - совершенно беспричинно. Случайность тотальна, это не видимость, которую можно развеять. Существование здесь, перед нами, реально, на него можно натолкнуться, однако в нем нет никакой закономерности, никакой необходимости. Люди придумывают законо-

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Самойлова Ольга Александровна, 2019 год

Список литературы

1. Абрамов, М. А. Непредсказуемые судьбы свободы / М.А. Абрамов // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. -М.: Наука, 2002. - 288 с.

2. Аликин, В. А. Свобода и игра в экзистенциализме / В. А. Аликин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012.— № 12-1. — С. 18-22.

3. Аникин, Д. А. Социальная память в обществе риска: опыт философской концептуализации / Д. А. Аникин, В. Б. Устьянцев // Философия и общество.

- 2011. - № 4. - С. 58-69.

4. Анисимов, Н.С. Нелинейное развитие : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Анисимов Никита Сергеевич. — Саратов, 2013. - 149 с.

5. Антология мировой философии: Античность. — М.: ACT, 2001. —

960 с.

6. Антропный принцип в структуре научной картины мира (история и современность). — Ч. 1. — Л., 1989. — 83 с.

7. Аристотель. Соч.: В 4-х т. / Аристотель. — М.: Мысль, 1975. - Т.1. -

550 с.

8. Арнольд, В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. — М.: Наука, 1990.

— 126 с.

9. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. — М.: ИФРАН., 1999. — 203 с.

10. Аскин, Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Аскин. — М., 1977.

11. Асмус, В. Ф. Демокрит / В. Ф. Асмус. — М.: МГУ, 1960.

12. Асмус, В. Ф. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус. — М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.

13. Афанасьева, В. В. Детерминированный хаос: от физики к философии / В. В. Афанасьева. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001. — 168 с.

14. Афанасьева, В. В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ / В. В. Афанасьева. - Саратов: Научная книга, 2002. — 213 с.;

15. Афанасьева, В. В. Онтология научной неопределенности / В. В. Афанасьева. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. — 108 с.

16. Афанасьева, В. В. Пространство: новейшая онтология / В. В. Афанасьева, К. В. Кочелаевская, А. Г. Лазерсон. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. — 223 с.

17. Баллард, Дж. Хрустальный мир / Дж. Баллард. - СПб.: Симпозиум, 2000. — 512 с.

18. Барбур, И. Религия и наука: история и современность / И. Барбур. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. — 430 с.

19. Бернацкий, В. О. Антропный космологический принцип в свете неразрывности «необходимости и случайности» / В. О. Бернацкий, П. Г. Макухин // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 4-3(28). - С. 38-51.

20. Бернацкий, В. О. Антропный космологический принцип как проблема единства философии и физики / В. О. Бернацкий, П. Г. Макухин // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 3-3(27). - С. 62-71.

21. Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 367 с.

22. Борн, М. Возможно ли предсказание в классической механике? / М. Борн // Успехи физических наук. — М., 1959. — Т. 59. — Вып. 2. — С. 173-187.

23. Борн, М. Непрерывность, детерминизм, реальность / М. Борн // Размышления и воспоминания физика. — М.: Наука, 1977. — С. 162-187.

24. Борхес, Х. Л. Вымыслы / Х. Л. Борхес. - СПб.: Амфора, 2009. - 479 с.

25. Борщов, А. С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики / А. С. Борщов. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990 . — 149 с.

26. Бугрова, Т. И. Категории мышления естествознания и философии: феномен трансформации : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Бугрова Татьяна Ивановна. - Саратов, 2013. - 152 с.

27. Бэкон, Ф. . Соч.: В 2-х т. / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1972. — Т. 1. — 582

с.

28. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. — М.: Иностранная литература, 1958. — 133 с.

29. Володин, Б. Г. Мендель (Vita aeterna) / Б. Г. Володин. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 256 с.

30. Гегель, Г. Наука логики / Г. Гегель. — М.: Наука, 1998. — 1070 с.

31. Гельвеций, К. А. Соч.: В 2-х т. / К. А. Гельвеций. — М., 1973. — Т. 1.

32. Гернек, Ф. Альберт Эйнштейн / Ф. Гернек. - М.: Мир, 1984. — 128 с.

33. Гильдерман, Ю. И. Закон и случай / Ю. И. Гильдерман. — Новосибирск: Наука, 1991. — 200 с.

34. Гиндилис, Л. М. Seti: Поиск Внеземного Разума / Л. М. Гиндилис. -М.: Физматлит, 2004. — 647 с.

35. Гнеденко, Б. Элементарное введение в теорию вероятностей / Б. Гнез-денко, А. Хинчин. — М.: Наука, 1982. — 160 с.

36. Голдсмит, Д. Светлое будущее звезд / Д. Голдсмит // В мире науки. -2012. — № 5. — С. 44-52.

37. Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах. — М., 1940.

38. Горан, В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита / В. П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1984. — 208 с.

39. Горбунов, Д. С. Введение в теорию ранней Вселенной. Теория горячего Большого взрыва / Д. С. Горбунов. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 543 с.

40. Госвами, А. Самосознающая вселенная / А. Госвами. - М.: Открытый мир, 2008. — 448 с.

41. Грин, Д. Элегантная Вселенная / Д. Грин. - М.: Едиториал УРСС, 2004. — 288 с.

42. Данилов, К. А. Нелинейность / К. А. Данилов // Знание — сила. — 1982. — № 11. — С. 34-48.

43. Данилов, С. А. Феномены глобализации политических рисков: опыт концептуализации / С. А. Данилов // Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. - С.187-197.

44. Данилов, Ю. А. Прекрасный мир науки / Ю. А. Данилов. М.: «Прогресс—Традиция», 2007. — 384 с.

45. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин. - СПб.: Наука, 1991.

46. Де Бройль, Л. Революция в физике / Л. де Бройль. — М.: Атомиздат, 1965. — 232 с.

47. Девенпорт, В. Б. Введение в теорию случайных сигналов и шумов / В. Б. Девенпорт, В. Л. Рут. — М.: ИЛ, 1960. — 467 с.

48. Демидович, Б. П. Лекции по математической теории устойчивости / Б. П. Демидович. — М., 1967. - 362 с.

49. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 400 с.

50. Докинз, Р. Слепой часовщик. Попытка объяснить совершенно невероятное / Р. Докинз // Знание — сила. — 1997. — №5. — С. 51-53.

51. Докинз, Р. Слепой часовщик. Прокладывая пути в эволюционном пространстве / Р. Докинз // Знание — сила. — 1997. — №6. — С. 58-65.

52. Дэвис, П. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации / П. Дэвис. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. — 254 с.

53. Дэвис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы / П. Дэвис. -М.: Мир, 1989. — 272 с.

54. Зайдель, А. Ошибки измерений физических величин / А. Зайдель. — СПб.: Лань, 2005. — 112 с.

55. Захаров, А. М. Принцип детерминизма в контексте парадигмы глобального эволюционизма : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. Белгород, 2006 / Захаров Андрей Михайлович. - 175 с.

56. Игнатова, М. П. «Физики» и «лирики»: две культуры вчера и сегодня / М. П. Игнатова // Известия СГУ. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — Т. 15. — Вып. 3. — 2015. — С. 17-21.

57. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. — М.: Интрада, 1998. - 227 с.

58. Иноземцева, Ю. В. Категории необходимости и случайности в философии, науке и социальном познании / Ю. В. Иноземцева // Известия МГТУ МАМИ. — 2014. — Т. 5. — № 2 (20). — С. 113-117.

59. Ипполитова, Г. К. Ошибки измерений физических величин / Г. К. Ип-политова, И. Л. Скворцова. — М.: МАДИ, 1998. — 21 с.

60. Йосс, Ж. Элементарная теория устойчивости и бифуркаций / Ж. Йосс, Д. Джозеф. — М.: Мир, 1983. — 301 с.

61. Казютинский, В. В. Антропный принцип и мир постнеклассической науки / В. В. Казютинский // Астрономия и современная картина мира. М., 1996. С. 144-182.

62. Казютинский, В. В. Антропный принцип и современная телеология / В. В. Казютинский // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. - М.: Наука, 2002. — С. 58-73.

63. Кант, И. Соч.: В 6-х т. / И. Кант — М.: Мысль, 1964. — Т. 3. - 799 с.

64. Карнап, Р. Философские основания физики / Р. Карнап. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 360 с.

65. Кларк, А. Одиссея длиною в жизнь / А. Кларк. — М.: Мир, 1991. —

512 с.

66. Князева, Е. Н. Одиссея научного разума: синергетическое видение научного прогресса / Е. Н. Князева. — М.: ИФРАН, 1995. — 228 с.

67. Князева, Е. Н. Единая наука о единой природе / Е. Н. Князева, А. Ту-робов. — М., 2002.

68. Князева, Е. Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — М.: Либроком, 2010. — 256 с.

69. Князева, Е. Н. Синергетическое расширение антропного принципа / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

70. Колмогоров, А. Н. Введение в теорию вероятностей / А. Н. Колмогоров. — М.: Наука, 1982. - 159 с.

71. Коуэн, Д. Лопата разума / Д. Коуэн // Если. — 1999. — № 11. — С. 2340.

72. Кузнецов, Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие / Б. Г. Кузнецов. - М.: Наука, 1979. — 678 с.

73. Кузнецова, И. А. Теория игр / И. А. Кузнецова, А. Д. Луньков, А. В. Харламов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2002. — 260 с.

74. Купцов, В. И. Детерминизм и вероятность / В. И. Купцов. — М.: Политиздат, 1976. — 256 с.

75. Кушова, И. А. Сознание, определяющее свободу, в экзистенциализме Ж. П. Сартра / И. А. Кушова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 3 (47). — С. 11-13.

76. Лаплас, П. С. Опыт философии теории вероятностей / П. С. Лаплас. -М.: Либроком, 2011. — 208 с.

77. Лем, С. Солярис. Эдем. Непобедимый / С. Лем. — М.: АСТ, 2011. —

608 с.

78. Лем, С. Сумма технологии [коммент. С. Переслегина, Н. Ютанова] / С. Лем. - М.: АСТ, 2006. — 668 с.

79. Лем, С. Фиаско / С. Лем. — М.: АСТ, 2007. — 925 с.

80. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна [Электронный ресурс] / Ж. Ф. Лиотар. - Режим доступа: http://lib.ru/culture/liotar/liotar.txt (дата обращения 06.04.2018)

81. Лурье, С. Демокрит / С. Лурье. — Л., 1970.

82. Макухин, П. Г. Заочная дискуссия со Станиславом Лемом: проблема объяснения антропного принципа те(ле)ологически и «цепочкой случайностей» // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке / П. Г. Макухин. - 2017. - Т. 6, № 4 А. - С. 131-149.

83. Малинецкий, Г. Г. Современные проблемы нелинейной динамики / Г. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов. — М.: Едиториал УРСС, 2000. — 336 с.

84. Малкин, И. Г. Теория устойчивости / И. Г. Малкин. — М., 1966.

85. Мандельштам, Л. И. Лекции по теории колебаний / Л. И. Мандельштам. — М.: Наука, 1977. — 466 с.

86. Марков, В. А. Феномен случайности: методологический анализ / В. А. Марков. — Рига, 1988. — 231 с.

87. Марочник, Л. С. Галактический «пояс жизни» / Л. С. Марочник, Л. М. Мухин // Природа. — 1983. — № 11. — С. 52-57.

88. Марочник, Л. С. Галактика / Л. С. Марочник, А. А. Сучков. — М.: Наука, 1984. — 392 с.

89. Мацарский, В. Сэр Фред Хойл и драма идей / В. Мацарский. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2015. - 372 с.

90. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. — М., 2001. — 638

с.

91. Минасян, А. М. Диалектика как логика / А. М. Минасян. — Ростов-на-Дону, 1991. - 423 с.

92. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.

93. Млодинов, Л. (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью / Л. Млодинов. - М.: Livebook/Гаятри, 2011. — 352 с.

94. Многокомпонентные случайные системы / ИППИ АН СССР; отв. ред. Р. Л. Добрушин, Я. Г. Синай. — М.: Наука, 1978. — 324 с.

95. Мозжилин, С. И. Философско-психологические основания моделирования субъекта / С. И. Мозжилин, А. Н. Неверов // Власть. — 2011. — № 9. — С. 55-58.

96. Морозкина, Е. В. Экстремофильные микроорганизмы: биохимическая адаптация и биотехнологическое применение (обзор) / Е. В. Морозкина, Э. С. Слуцкая, Т. В. Фёдорова, Т. И. Тугай, Л. И. Голубева, О. В. Королёва // Прикладная биохимия и микробиология. — 2010. — Т. 46. — № 1. — С. 5-20

97. На пути к теоретической биологии. - М.: Наука, 1970. - 324 с.

98. Налетов, И. З. Причинность и теория познания / И. З. Налетов. - М.: Мысль, 1975. — 204 с.

99. Наумова, Н. Б. Археи в «неэкстремальных» экосистемах // Успехи современной биологии / Н. Б. Наумова. — 2003. — Т. 123. — № 1. — С. 16-23.

100. Некрасов, С. И. Становление философских представлений о необходимости и случайности / С. И. Некрасов, А. М. Захаров // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 150-154.

101. Нечаев, А. А. Случайность как онтологическая проблема: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Нечаев Андрей Александрович. - Воронеж, 2003. -128 с.

102. Ницше, Ф. Полное собрание соч.: В 13-и т. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер» / Ф. Ницше. — М., 2012. — Т. 5. — 480 с.

103. Новицкий, П. Оценка погрешностей результатов измерений / П. Новицкий, И. Зограф. — М.: Энергоатомиздат, 1985. — 248 с.

104. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. — М.: Наука, 1989. — 688 с.

105. Оболкина, С. В. «Классический стиль» неклассической картины мира: случайность и вероятность / С. В. Оболкина // Эпистемы: сборник научных статей. - Екатеринбург: Макс-Инфо, 2015. - Вып. 10. С. 40-43.

106. Обухов, И. Случайные погрешности измерений / И. Обухов. — М.: Либроком, 2012. — 80 с.

107. Онтология и эпистемология синергетики. - М.: ИФРАН, 1997. - 159 с.

108. Пайс, А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна / А. Пайс. - М.: Наука, 1989. — 566 с.

109. Парнюк, М. А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики / М. А. Парнюк. — Киев, 1972. — 365 с.

110. Перельман, М. Е. Наблюдения и озарения, или как физики выявляют законы природы: От кванта до темной материи / М. Е. Перельман. - М.: Либро-ком, 2012. - 248 с.

111. Пилипенко, Н. В. Диалектика необходимости и случайности / Н. В. Пилипенко. — М.: Прогресс, 1980. — 280 с.

112. Платон. Соч.: В 3-х т. / Платон. — М., 1972. — Т. 3. - 678 с.

113. Позднева, С. П. Диалектика и общенаучные понятия / С. П. Позднева. — Саратов, 1987.

114. Пригожин, И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. — М, 1985.

115. Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.,

1999.

116. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. — 432 с.

117. Пронкин, Н. Основы метрологии динамических измерений / Н. Прон-кин. — М.: Логос, 2003. — 256 с.

118. Рабинович, М. И. Введение в теорию колебаний / М. И. Рабинович, Д. И. Трубецков. — М., 1984.

119. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. — М.: Наука, 1957.

120. Растригин, Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир / Л. А. Растригин. — М.: Молодая Гвардия, 1974. — 208 с.

121. Рахматуллин, Р. Ю. Истина как гносеологическая категория / Р. Ю. Рахматуллин. - Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014.-№ 2-1. - С. 156-157.

122. Ровинский, Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития / Р. Е. Ровинский // Вопросы философии. — 2002. — № 5. — С. 67-77.

123. Родин, А. В. Синергетика и детерминизм / А. В. Родин // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997. — С. 37-39.

124. Рузавин, Г. И. Синергетика и принципы самодвижения материи / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. — 1984. — № 8. — С. 39-48.

125. Рюэль, Д. Случайность и хаос / Д. Рюэль. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 192 с.

126. Рябов, А. С. Категория случайности в свете синергетики : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Рябов Алексей Сергеевич. - Волгоград, 2003. - 122 с.

127. Сартр, Ж. П. Избранные произведения / Ж. П. Сартр. — М.: Политиздат, 1992. — 478 с.

128. Сачков, Ю. В. Вероятностная революция в науке / Ю. В. Сачков. - М.: Научный мир, 1999. — 142 с.

129. Сачков, Ю. В. Вероятность как загадка познания / Ю. В. Сачков // Эпистемология и философия науки. — 2011. — Т. ХХХ. — №4. — С. 133—148.

130. Сачков, Ю. В. Вероятность, случайность, независимость [Электронный ресурс] / Ю. В. Сачков. - Режим доступа:

http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/3467/sachkov.htm (дата обращения 07.02.2018)

131. Сачков, Ю. В. Конструктивная роль случая / Ю. В. Сачков // Вопросы философии. — 1988. — № 5. — С. 84-100.

132. Сачков, Ю. В. Случайность формообразующая / Ю. В. Сачков // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. — М.: АРГО, 1994. — С. 132-145.

133. Свешников, А. А. Прикладные методы теории вероятностей / А. А. Свешников. - СПб.: Лань, 2012. — 480 с.

134. Соков, Л. А. Автотрофные технологии освоения космоса / Л. А. Соков // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века. — Краснодар, 2015. — С. 112132.

135. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2-х т. / Б. Спиноза. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 1. — 632 с.

136. Странные аттракторы. - М.: Наука, 1981. - 317 с.

137. Субетто, А. И. Аксиоматика космо-ноосферно-креативной картины (онтологии) мира (как итог авторского ноосферно-системогенетического обобщения) / А. И. Субетто. - Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. - 2017. - № 1. - С. 12-25.

138. Субетто, А. И. Идеи Пантакреатора в современной науке / А. И. Субетто. - Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. - 2014. - № 12. - С. 16-29.

139. Топунов, А. Ф. Альтернативная биохимия и распространенность жизни / А. Ф Топунов, К. Б. Шумаев. — Вестник САО, 2006. — Т. 60-61.

140. Трубецков, Д. И. Введение в синергетику. Хаос и структуры / Д. И. Трубецков. - М.: Едиториал УРСС, 2004. — 235 с.

141. Усатова, Ю. Н. Вероятность и случайность в социально-историческом развитии (линейные и нелинейные репрезентации) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Усатова Юлия Николаевна. - Ставрополь, 2013. - 158 с.

142. Успенский, В. А. Четыре алгоритмических лица случайности / В. А. Успенский. - М.: МЦНМО, 2006. - 48 с.

143. Успенский, В. А. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения / В. А. Успенский, А. Л. Семенов. — М., 1987.

144. Устьянцев, В. Б. Жизненное пространство, человек, риски / В. Б. Устьянцев. — Саратов: Изд-во СГУ, 2012. - 208 с.

145. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 928 с.

146. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических космого-ний до возникновения атомистики. — М.: Наука, 1989. - 648 с.

147. Фуфаев, Н. А. Введение в теорию нелинейных колебаний / Н. А. Фу-фаев. - М., 1976.

148. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. — М.: Наука, 1985.

149. Хван, М. П. Неистовая Вселенная. От Большого взрыва до ускоренного расширения. От кварков до суперструн / М. П. Хван. — М.: Леланд, 2006. — 406 с.

150. Хокинг, С. Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр / С. Хокинг. - СПб.: Амфора, 2008. - 231 с.

151. Хокинг, С. Высший замысел / С. Хокинг, Л. Млодинов. - СПб.: Амфора, 2013. — 208 с.

152. Хоровиц, Н. Поиски жизни в Солнечной системе / Н. Хоровиц. — М.: Мир, 1988. - 187 с.

153. Циммер, К. Эволюция: триумф идеи / К. Циммер. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 564 с.

154. Чайковский, Ю. В. Причинность, сложность и разные формы случайности / Ю. В. Чайковский // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. - М.: Наука, 2002. - 288 с.

155. Чайковский, Ю. В. Элементы эволюционной диатропики / Ю. В. Чайковский. — М.: Наука, 1990. - 270 с.

156. Шень, А. Алгоритмическая сложность и случайность: недавние достижения / А. Шень // Теория вероятностей и ее применения. — М., 1992. — Вып.1.

157. Шильников, Л. П. Теория бифуркаций и странные аттракторы / Л. П. Шильников. — Горький, 1987.

158. Шолохов, М. А. Поднятая целина / М. А. Шолохов. — М.: Советская Россия, 1977. — 544 с.

159. Шуков, В. А., Хон Г. Н. Оправдание случайности / В. А. Шуков, Г. Н. Хон. — М.: Наука 1990. — 154 с.

160. Юм, Д. Соч.: В 2-х т. / Д. Юм. — М., 1965. — Т .1. - 543 с.

161. Юнг, К. Г. Синхронистичность / К. Г. Юнг. — М.:«Рефл-бук», 1997. — 267 с.

162. Янчилина, Ф. С. По ту сторону звезд: Что начинается там, где заканчивается Вселенная? / Ф. С. Янчилина. — М.: Едиториал УРСС, 2003. - 118 с.

163. Яржембовский, С. Засохшая смоковница. Фрактальность древа познания / С. Яржембовский // Звезда. — 2007. — № 10. — С. 215-222.

164. Adam, F. The Five Ages of the Universe: Inside the Physics of Eternity / F. Adam, G. Laughlin. - N.Y.: Free Press, 2000. - 281 p.

165. Farmello, G. Has Stephen Hawking ended the God debate? / G. Farmello // The Telegraph. — 2010. — Sept 3.

166. Garner, D. Many Kinds of Universes, and None Require God / D. Garner // New York Times. - 2010. — Sept 7.

167. Goldsmith, D. The Runaway Universe: The Race to Find the Future of the Cosmos / D. Goldsmith. - N.Y.: Basic Books, 2000. - 311 p.

168. Green, B. A Physicist Explains Why Parallel Universes May Exist. [Электронный ресурс] / B. Green. - Режим доступа:

http://www.npr.org/2011/01/24/132932268/a-physicist-explains-why-parallel-universes-may-exist (дата обращения 02.07.2018)

169. Hawking, S. The Grand Design / S. Hawking, L. Mlodinow. - N.Y.: Bantam books, 2010. — 198 p.

170. Hopcke, R. H. There are no Accidents: Synchronicity and the Stories of our Lives / R. H. Hopcke. - N.Y.: Riverhead Books, 1997. - 263 p.

171. Krauss, L. A Universe from Nothing / L. A. Krauss. — N.Y.: Free press, 2012. — 224 p.

172. Monod, J. Chance and Necessity / J. Monod. - N.Y.: Alfred A. Knopf,

1971.

173. Nasar, S. A Beautiful Mind: A Biography of John Forbes Nash, Jr., Winner of the Nobel Prize in Economics / S. Nasar. — N.Y.: Simon & Schuster, 1998. — 334 p.

174. Taleb, N. N. The Black Swan: the Impact of the Highly Improbable. -N.Y.: Random House, 2010 / N. N. Taleb. - 444 p.

175. The Probabilistic Revolution. Vol. 1. Ideas in History. — Massachusetts: The MIT Press, 1987.

176. The Probabilistic Revolution. Vol. 2. Ideas in the Sciences. — Massachusetts: The MIT Press, 1987.

177. Zubrin, R. The Case for Mars: The Plan to Settle the Red Planet and Why we Must / R. Zubrin. - N.Y.: Free Press, 2011. - 378 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.