Сказка: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Павлютенкова, Ирина Валентиновна

  • Павлютенкова, Ирина Валентиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 135
Павлютенкова, Ирина Валентиновна. Сказка: философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Павлютенкова, Ирина Валентиновна

Введение

Глава 1. Культурное влияние сказки

1.1. Сказка, многообразие ее определений и характеристик

1.2. Соотношение сказки и мифа, теория самозарождения и теория заимствования

1.3. Виртуальность сказочного мира

Глава 2. Поиски структурных моделей сказки

2.1. Философско-культурогические контексты концепции В. Я. Проппа

2.2. За пределами компаративизма. Проблема исторических оснований сказки

Глава 3. Сила воздействия сказки и магическое

3.1. Вымысел, воображение и фантазия как строительный материал сказки

3.2. Роль магического и «чарования» в сказке

Глава 4. Сказка - намек, сказка - урок

4.1. Многообразие социокультурных функций сказки

4.2. Основания компенсаторной функции и литературный эскапизм

Ф сказки

4.3. Особенности сказкотерапии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сказка: философско-культурологический анализ»

Актуальность темы исследования. Изучение сказки как феномена культуры в начале третьего тысячелетия не является праздной забавой или затейливой прихотью интеллектуала-культуролога, пытающего установить справедливость и равновесие в распределении исследовательского внимания между всеми сферами человеческой культуры и творчества. В условиях жесткой современной действительности, не отличающейся возможностями формирования цельного мировоззрения и приводящей к «кризису целей», изучение сказки как специфического способа ценностного отражения мира с венценосной идеей о победе добра над злом важно и актуально. Оно значимо как с точки зрения психотерапии нации, так и с точки зрения оптимизма и смелости в устремленности к достойным целям.

Человек, воспринимающий мир сказочных, фантастических, необычных событий и сюжетов, одновременно восполняет пробоины рассудочной техногенной цивилизации миром чудесных образов и в то же время воссоздает себя как целостное, многомерное и гармоничное существо. Сказка, концентрируя в себе скрытым образом множество функций, может быть рассмотрена и как симптоматика, и как рецептура от тяжких «болезней нашего времени». Как симптоматика современная сказка свидетельствует о настроениях и изменениях ценностной шкалы и приоритетов. Как рецептура, она, приглашая к релаксации в мире увлекательных чудесных сюжетов, обязательно содержит в себе «урок», который следует извлечь и понять. Сказка - это такое порождающее мир вымысла повествование, виртуальная природа которого очевидна, она есть своеобразный способ ухода от повседневных забот бытия и в то же время необходимая составляющая реального пласта культуры. Представить себе общество, в котором не присутствовал бы такой способ мировосприятия как сказка, со всей его условностью и уникальной спецификой: вымыслом, фантазийными элементами, здравомыслием и мистикой, преувеличением и нравоучением, неотрефлексированностью бытийных отношений повседневной жизни, -невозможно. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена острыми потребностями развития полноценной культуры общества, а также культурологии как философской дисциплины, отражающей и вскрывающей тенденции развития всего культурного потенциала человечества. Изучение сказки актуально и в силу того, что она содержит в себе дополнительные возможности формирования внутренне богатого духовного мира человека, не случайно во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания. Сказка несет в себе не только заряд эстетических ценностей: воспевание красоты, доблести, силы, смелости, но и мощный импульс нравственных и моральных ориентаций на добро, помощь, справедливость. Причудливым образом сталкивая два мира: мир добра и зла, сказка неминуемо, зачастую в иносказательной, а не декларативной форме, обосновывает правильный выбор. Проводит идею осуждения негативных устремлений своих героев и утверждает уверенность в победе над злом, обманом, жадностью, лестью и несправедливостью.

Интерес к данной тематике обусловлен и внутренними потребностями культурологии, а также лингвистики, ставящей своей задачей изучить способы, каналы и механизмы трансляции человеческого опыта в его вербальных формах. Возможности словесного повествования, так как они представлены сказкой, т.е. сказочный дискурс, имеющий свой ритм, характерные особенности и глубинную семантику, дополняют классически рациональное мировосприятие и нуждаются в детальном анализе этого феномена. Модифицируясь в соответствии с динамикой общества и техногенными реалиями, современный сказочный жанр «фэнтази» реагирует на те изменения, которые происходят в технической, информационной, коммуникационной и пр. сферах. Меняются сюжеты, предметность сказки, ее фон и побочные линии, однако сказка, сохраняя свои приоритеты, остается важным, остро востребованным феноменом современной жизни, изучение которого необходимо в широком социокультурном контексте.

Вместе с тем, будет большим преувеличением сказать, что данная тема располагает комплексным и целостным анализом этого уникального, сказочного способа отношения к действительности и ценностного отражения бытия. Эмпирическая база, т.е. тот большой массив, сохраняющий и описывающий бытование сказочных сюжетов в наличии, имеются также и отдельные, аспектные разработки и исследовательские традиции, направленные на понимание генезиса сказки, однако собственно теоретические и академические исследования, пытающие осознать специфическую роль сказки как феномена культуры, немногочисленны. Все это вновь подчеркивает важность и актуальность исследовательских усилий, направленных на воссоздание обобщенного представления о значимости и месте такого явления как сказка в жизнедеятельности человека, культуры и общества.

Степень разработанности проблемы Возникновение сказки как вида творчества и духовного способа освоения мира уходит в глубокую древность и тесно переплетено с мифомышлением и народным творчеством. Однако, собственно исследовательский интерес к сказке проявляется достаточно поздно. Как отмечают исследователи, «слово сказка как название повествовательного жанра появилось не ранее XVII века», до этого на Руси широко распространено было слово баснь (Шуклин В.В.). Историк В.Н. Татищев (XVII в.) высоко ценил сказку, видя в ней отражение истории и быта русского народа. А.А Бестужев-Марлинский, понимая огромное значение сказки, особо подчеркивал силу ее реального воздействия. Он отмечал, что сказочники и скоморохи «умели уколоть шуткою и князя, и боярина, и попа».

Научное изучение сказки значительно активизировалось с созданием первых школ, направленных на изучение фольклора. С точки зрения мифологической школы (В.Ф. Миллер «Всемирная сказка в культурно-историческом отношении»; А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»), сказка является прямым продолжением мифа и заимствует многие его характеристики, в частности присутствием в их основе метафоры.

С середины XIX века Ф.И. Буслаев анализирует сказку в русле теории заимствования («Перехожие повести) и утверждает, что существует целые ряды одинаковых сюжетов и мотивов, рассыпавшихся по всему миру в необозримом множестве разнообразных вариаций.

Теория самозарождения сказочных сюжетов была представлена в творчестве А.Н. Веселовского. Для него важны были не только строение и вычленение основных структурных элементов сказки, но и особенности социально-исторических условий бытования сказочного жанра, культурный обмен между народами.

В.Ф. Миллер привлекал внимание к отражению в сказке особенностей быта и нрава народа. В. Бобров «Русские народные сказки о животных» выделил специфику подобного рода сказок. A.M. Смирнов предложил «Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок». История собирания и изучения русских сказов обстоятельно изложена С.В. Савченко «Русская народная сказка».

Связь сказок с условиями жизни и процессами труда подчеркивал М. Горький, отмечая выраженные в сказках стремления, народные мечтания и чаяния. Отечественные фольклористы Ю.М. Соколов и М.К. Азадовский выявляли идейно-художественное значение сказки и роль творчества отдельных сказочников.

Структуралистский подход к жанру сказки был серьезной вехой и переломным моментом в изучении данной тематики. Он был положен работами А.И. Никифорова и В.Я. Проппа. Структуру обуславливало изучение функции (действий) персонажей, важность чего особо подчеркивалась А.И. Никифоровым. В.Я. Пропп развил эту идею, рассмотрел функции действующих лиц, обосновал появление определенных функций персонажей, их конкретное назначение. Е.М. Мелетинский связывал возникновение волшебной сказки с развитием мифа и слова.

В изучении сказки в сравнительно-историческом плане особое значение имели труды В.М. Жирмунского. Русской сказке были посвящены работы Э. В. Померанцевой ("Русская народная сказка" 1963 г., "Судьбы русской сказки" 1965 г.), в которых обстоятельно рассмотрен исторический путь русских народных сказок. В фундаментальном труде И.П. Лупановой «Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века» показано, что литературная сказка ориентирована на художественный мир волшебной сказки, опирается на систему типичных для народной сказки образов, ее язык и поэтику.

Проблема «памяти жанра» поставлена вслед за М.М. Бахтиным применительно к сказке М.Н. Липовецким, она нацелена на выявление связи сказочного жанра с архаическими и фольклорными прототипами.

Рассмотрению четырех основных сказочных героев: героев-богатырей, иронических неудачников, помощников героя, противников героя посвящена книга Н. В. Новикова "Образы восточнославянской волшебной сказки". Исследование носит сравнительный характер: автор сопоставляет сказки русские, украинские и белорусские, выделяет в них общее и устанавливает национальные отличия в языке и стиле, деталях быта и особенностях изображения природы.

В исследованиях Д.С. Лихачева, В.А. Бахтиной, С.Ю. Неклюдова, Д.Н.

Медриша, Н.М. Ведерниковой, Н.М. Герасимовой тщательно и подробно описан хронотоп волшебной сказки. В работах С.Г. Лазутина, Б.А. Бахтиной, Е.М. Неелова показывается двойственность сказочной модальности, т.е. наличие внешнего и внутреннего планов повествования. Сказка в контекстах магических превращений описана в работах Дж. P.P. Толкиена, Ж. Делеза, анализ функций сказки в исследованиях Х.Р. Олкера. Связь сказки и научной фантастики выявлена Е.М. Нееловым.

Изучению сказки способствует исследование особенностей мифомышления с опорой на работы А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, Ф.Х. Кессиди, К. Леви-Стросса, Е.М. Мелетинского, О.М. Фейденберга, И.М. Тройского, В.В. Шуклина и др. В ростовской философской школе специфика мифомышления изучалась в работах А. В. Потемкина, Е.Я.Режабека, Т.Г. Лешкевич и др.

Сказку изучали фольклористы и этнографы. Однако философское исследование сказки как феномена культуры связано не просто с изучением о специфической роли и функций, которые сказка выполняла и выполняет в структуре современного бытия, но и с типологическими особенностями мышления и сознания, которые отражены в таком явлении как сказка.

Объектом диссертационного исследования является философский анализ сказки как особого культурного феномена.

Предметом диссертационного исследования является сказочный универсум во многообразии его функций и характеристик.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является философско-культурологический анализ специфики и воздействия сказки, многообразие ее функций и конституирующих элементов.

Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

• выявить культурное влияние сказки;

• проанализировать соотношение сказки и мифа, теорию самозарождения сказки и теорию заимствования;

• показать виртуальность сказочного мира;

• рассмотреть философско-культурогические контексты концепции В. Я. Проппа;

• выявить многообразие социокультурных функций сказки;

• проанализировать особенности сказкотерапии и основания компенсаторной функции сказки.

Методологические и теоретические основы исследования.

В настоящей работе предпринята попытка философского анализа такой формы фольклорного сознания как сказка. Наряду с философскими принципами, методами и подходами исследования, такими как: принцип исторического анализа, принцип объективности, конкретности и системности рассмотрения, диалектический принцип единства противоположностей, а также метод структурного и функционального анализа, автор пользуется широко применяемыми в теории культуры методами интерпретации, герменевтическим подходом, активно использует метод историко-генетического анализа. Исследовательским инструментарием являются процедуры сравнения, описания и компаративного сопоставления.

Автор опирается на фундаментальные труды В.Я. Проппа, классическое наследие историко-философской мысли, работы отечественных исследователей, широко использует литературоведческие источники по обсуждаемой проблеме. Привлечены достижения современной психологии, культурологии, искусствоведения.

Научная новизна диссертационного исследования:

• выявлено культурное влияние сказки, распространенное во вне - на универсальную мировую художественную культуру, и во внутрь - на становление внутреннего мира человека; определена специфика сказки как типа фольклорного сознания в соотношении с мифом, теорией самозарождения сказки и теорией заимствования;

• показана виртуальность сказочного мира, предполагающая многоплановый строй невероятных трансформаций событий и открытые возможности воспринимающего, который может находиться во власти воспринимаемого и одновременно вернуться в свое внутреннее или эмпирическое бытие;

• рассмотрены философско-культурогические контексты концепции В. Я. Проппа, состоящие в выявление единого генетического основания сказки, возможности понимания закодированного в сказке послания, универсальной модели сказочной структуры, включающей в себя инвариантные роли и функции;

• осмыслена роль воображения, фантазии и магического в континууме сказочного универсума, указывающая на несамодостаточность рационально аналитических подходов к изучению сказки;

• выявлено многообразие социокультурных функций сказки;

• проанализирован потенциал сказкотерапии и основания компенсаторной функции сказки

Основные положения, выносимые на защиту 1. Помимо широко отмеченных в литературе конституирующих элементов сказки таких, как вымысел, фантазия, стихия чудесного, важной ее характеристикой является ирреалистичность, то есть качество, не связанное необходимостью порядка протекания событий в реальности, а предполагающее его произвольное (или согласно чьей-то воле) оформление. Ирреалистичность сказки понимается как тип организации, совершенно отличный от фактического, то, что вряд ли может быть, что не может быть в привычном мире, что задается иными, нежели принятые и обычно существующие воздействиями. Ирреалистичность сказки дополняется характеристикой «внутренней связанности, цельности и завершенности» создаваемого сказкой мира, что отличает ее от бреда, сновидения, галлюцинации, обрывочных цепей ассоциаций, разнообразных типов психических расстройств и пр. Сказка позволяет надэмпирическим способом транслировать опыт по каналам рациональных и внерациональных форм воздействия с учетом планов возможного, желаемого, доставляющего удовольствие.

2. Сказка, как основанный на вымысле тип фольклорного сознания, создает миромодели невозможных и невероятных событий. Виртуальность сказки связана с тем, что сказочный универсум имеет много планов и напластований, содержит в себе внутренний энергийный потенциал. Воспринимающий находится как во власти воспринимаемого, так и в размерностях реального бытия, что позволяет перенести и закрепить необходимость иного к нему отношения. В сказке воспроизводится иная онтология пространственно-временных взаимодействий, дается описание логически невозможного, невероятного времени; иная антропология, где могут быть изменены и обращены вспять процессы старения и роста, жизни и смерти. Особая "полнота" и многомерность сказки достигается за счет включения в нее эмоционального, образного, ценностного и интуитивного начал. Мир вымысла указывает на утаенные возможности, прошлого, настоящего и будущего.

3. В концепции В.Я. Проппа можно найти обоснование зависимости сказки от древних архаических, этнографических субстратов. Она опирается на предполагаемое историческое основание сказки, ведущее ее генетическое происхождение от обрядов инициаций. С этой точки зрения сказка предстает как специфический код культуры, эволюционно апробированный своеобразный механизм перевода хаоса первоначальных инстинктов в упорядоченное целое сказочного универсума. В структуре сказки количество сказочных функций ограничено, их последовательность постоянна, присутствует семь ролей: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Отношения сказки и религии могут быть сведены к прямой генетической зависимости, где просматривается первичность культового материала, к параллелизму и обратной зависимости.

4. Аналитическое изучение волшебных сказок не является надежной основой для раскрытия их сути, специфики и предназначения. Сказка обращается к образной работе сознания, воспроизводя как визуальные образы несуществующих ситуаций, так и языковые, мифопоэтические. В сказке можно увидеть своеобразную онтологию воображения, которой приписывают свойства некоторой нефизической протяженности, особого мнимого протяжения. Механизм фантазии мыслится как дар, унаследованный человечеством и способный распахнуть кладовую архетипической памяти рода. Сказку следует рассматривать как программу, включающуюся в человеческую жизнедеятельность в момент открытого контакта с планом намерений и надежд.

5. Многоязычие сказки: язык намека, урока, язык смысла, ценностей, язык образа, сюжета, язык действия и пр. обусловливает ее многообразные функции в культуре, имеющие явный и скрытый характер. Среди явных функций сказки, наряду с увеселительной, эстетической, коммуникативной и креативной, особым значением наделена функция межпоколенческого общения. К скрытым функциям относится информативная, познавательная, терапевтическая, функция целеполагания, обозначенная цепочками: подумал, решил, сделал; цель - действие; проблема - помощь. Обозначенная в сказке функция запрета существенно отличает ее от прочих форм художественного сознания.

6. Компенсаторная функция сказки обусловлена замещением недостающих в действительности элементов, уходом в мир фантазии, возможностью легкого перевоплощения и удовлетворения сокровенных желаний, путешествием в помыслах. И если жизнь говорит с человеком на языке отрицательных модальностей: нигде — неценное — невозможное — запрещенное - неведение, то сказка, уравновешивает реальные затруднения жизнью допусками многообразных возможностей, запускает механизм компенсаторной функции, устраняет «психическую запруду», дает возможность «получить потерянное». Сопутствующий этому эффект удовольствия может быть вызван процедурой идентификации воспринимающего и сказочного персонажа. Аттарктивным элементом, лежащим в основании компенсаторной функции сказки, является 'интерес. Сердцевину компенсаторной функции сказки составляет «эскапизм" - побег от реальности, предполагающий перестройку и гармонизацию внутреннего, душевного мира, обозначающий побег «от - к», т. е. от негатива к позитиву.

7. Особенности сказкотерапии состоят в том, что сказочные герои могут быть представлены как персонифицированные эмоции. Человек отбирает сказки или сочиняет их в соответствии с комплексом своих проблем, анализ сказки происходит с учетом явных или метафорических «снятий» этих проблем, сказкотерапия базируется на установке, что в сказке отражается проекция собственного подсознания. Сказка путем аналитически неохваченных метафорических сопоставлений и комбинаций рисует образ глубинного Я человека и его подлинную самооценку.

Анализ сказки как культурно-исторического феномена и как инструмента психокоррекции может быть значительно обогащен символоведением.

Символика сказки имеет высокое сигнализирующее значение и обладает большой силой воздействия. При помощи сказкотерапии человек может совершить переход от проблемного состояния к желаемому, выявляя его иносказательным образом при подключении ресурсов подсознания. Сказкотерапия может быть понята как технология перевоплощения, может обеспечить освобождение от нежелательного образа, задать путь избавления от незадавшегося амплуа, освободить от стрессов и комплексов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования Результаты, полученные при проведении диссертационного исследования, позволяют заполнить существующую в философско-культурологическом анализе незаполненную нишу по изучению такого неординарного феномена как сказка. Они помогут углубить теоретические представления в области культурологии, во многом окажут стимулирующее влияние на педагогику и психологию, выявят огромный потенциал и значимость сказки в образе жизни современного человека.

Материал диссертации может быть использован в учебных курсах и спецкурсах по теории культуры, может служить интегративной основой в дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть положены в основу комплексного воспитательно-образовательного подхода, формирующего мир ценностных приоритетов индивида.

Апробация работы. Основные выводы диссертационной работы нашли практическое применение в учебном процессе при проведении лекционных занятий со студентами. Основные результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях автора.

Результаты диссертационного исследования докладывались на трех Всероссийских конференциях. Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии Ростовского государственного строительного университета в мае 2003 г.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 135 страниц. Список использованной литературы включает 148 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Павлютенкова, Ирина Валентиновна

Заключение

Исследование такого уникального явления как сказка обнаруживает многие, не совсем учитываемые в реальной жизни, обстоятельства и заставляет прислушаться не только философов, культурологов, педагогов и воспитателей, но и психологов, медиков, психиатров и даже политиков. Например, инвариантность сказочных сюжетов и особенно ролей, выявленное стремление к тождественным для данного типа личности решениям, достаточно четкий водораздел на героев и антигероев с присущими им поведенческими реакциями, и, наконец, само противостояние двух миров - мира добра и мира зла, - это факторы, во многом обуславливающие взаимодействия в реальном, а не в сказочном мире.

Сказка - весомая составляющая духовной культуры человечества. Она пытается поведать современному человеку аллегорическим образом с привлечением многообразных символов и метафор историю становления всего человеческого рода, проявить архетипы и обнажить структуры бессознательного. Глубинные слои человеческой психики не могут быть явлены в одеждах рациональных суждений. Сказка, миф, притча, легенда -это дополнительные каналы информации, которые выбрали русло внерационального воздействия.

Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой культурной трансляции. Они внедрены в ткань живой культуры, в отличие от того, что подавляющая часть их ровесников - мифов, законов, моральных принципов и технических приспособлений - сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках.

Сложность такого специфического, построенного на вымысле, явления как сказка объясняется не только уникальной сказочной онтологией, основанной на невероятном времени и пространстве, мире вымысла, фантазии и случайности, но и еще на том, что, как утверждают исследователи, в сказках закодирована процедура инициации, сопровождающая становление человеческой социальности. Устная традиция передачи сказок также сродни приемам устных наставлений обряда посвящения. Даже существующие сейчас обряды, такие как Крещение или Рождество несут в себе следы посвящения. Человеку не удается жить в мире, целиком рационализированным. Факт существования сказки как важного механизма приобщения к культуре человеческих ценностей, свидетельствует о весьма объемной сфере внерационального, заполняющей просторы духовной культуры. Сказка учит известной легкости и быстроте мысли, постоянству, вектору правильного выбора. Сказки представляют собой драгоценный исторический документ, по-особому раскрывают душу народа, отражают помыслы о великом прогрессе человечества: о возможности летать (ковер-самолет), стремительно передвигаться (сапоги-скороходы), о новых технологиях и всем доступных благах (скатерть-самобранка) и пр. Нельзя обойти вниманием размышления о значении сказки, обосновывающие само существование сказочного жанра восполнением потребности освобождения от тяжести физического труда, от стихии природы, от болезней и недугов.

Многие писатели и исследователи особо подчеркивали силу ее реального воздействия. Сказка — это хитрая наука, чтобы ее овладеть, нужно проникнуть в семантику сказочной структуры. Ведь даже выражение — «идти, куда глаза глядят», говорит о целеполагании, вбирающем в себя универсальную информацию. Это не слепое движение и топтание на месте с закрытыми глазами, или блукание по замкнутому кругу. Увидеть, разглядеть, наметить направление в самом процессе движения, углядеть его, и обладать возможностью, чтобы двинуться туда - это свидетельство не подневольности, а самостоятельности и свободы человека.

Современный анализ сказки как матричного культурфеноменального объекта содержит указание на многообразие планов бытия, содержащее в сказке, на многозначность и глубинность ее языка, на ярко выраженные элементы энергийной природы. Сказка содержит в себе синтагму — свод, соединение моральных принципов, и обладает специфической всеобщностью, связанной с синкатегоремой (всякий, каждый, если то, или -или, некогда). В силу бытия в устной народной традиции сказка является локально детерминистичной, то есть изменяющейся в зависимости от этнографических характеристик.

Одна из отличительных особенностей сказки как диагностического инструмента является извлечение информации на языке метафор. Этот язык позволяет вскрыть глубинные проблемы личности, которые не всегда проявлены на уровне сознания. Причем, язык метафор более свободен от формализации, а это значит, что он позволяет индивиду раскрывать себя наиболее полно, самовыразиться, обозначая наиболее значимые проблемы и комплексы. Поэтому сказка предстает как прекрасный стимульный материал и выгодно отличается тем, что позволяет за короткое время выявить характер межличностных отношений. Сказка выясняет общий эмоциональный фон испытуемого, его потребности, мотивы, общую психологическую активность, дает представление о его стратегиях и намерениях. В связи с этим использования потенциала сказки как механизма психокоррекции значимо и требует дальнейшего интегративного анализа с учетом достижений психологии и физиологии высшей нервной деятельности.

Выдающийся исследователь В.Я. Пропп предложил универсальную структурную модель волшебной сказки, состоящую из стабильных и изменяющихся элементов. Строй волшебной сказки начинается с нанесения какого-либо ущерба, изгнания, похищения, с желания иметь что-либо и отсылки. Затем встреча с дарителем, поединок с противником, возвращение и погоня, и затем воцарение (105, с. 5-6). Перспективным направлением дальнейшего изучения этого уникального культурного явления может быть анализ того, насколько работает предложенная В.Я. Проппом модель на материале широко распространенных современных сказок — фэнтази. Исследование такого уникального явления как сказка приводит к важным для нашего современника выводам о значимости культурного влияния сказки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Павлютенкова, Ирина Валентиновна, 2003 год

1. Античная литература. Греция. Антология. 4.1. М., 1989.

2. Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. — Т. 1. М., 1976.

3. Аршавский В.В. Различные модели мира в свете полиморфизма типов полушарного реагирования//Модели мира. М., 1997.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1994. Т. 1.2.3.

5. Бадж Э.А.У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

6. Бараг Л.Г. Взаимосвязь и национальное своеобразие восточнославянских народных сказок. Автореф. дис. д-ра исторических наук. М., 1969.

7. Барт Р. Арцимбольдо. Чудовища и чудеса//Метафизические исследования. Вып. XIII: Искусство. СПб., 2000.

8. Бахтин М.М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего десятилетия // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1953.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., СПб., 1994.

13. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

14. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993.

15. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, 1992.

16. Вепские народные сказки. Петрозаводск, 1996.

17. Вержбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

18. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

20. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997.

21. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Энциклопедический словарь. Человек. М., 1999.

22. Вундт В. Миф и религия. СПб., 1913.

23. Выготский JLC. Психология искусства. М., 1986.

24. Гаази-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А., Семенова Е.Т. Порождение структур волшебных сказок. М., 1980.

25. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

26. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

27. Гаспаров M.JL Занимательная Греция. М., 2002.

28. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т.4. М., 1973.

29. Гачев Г.Д. Космо-психо-логос. М., 1995.

30. Генон Р. Символы священной науки. М., 2002.

31. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Хвв. М., 1999.

32. Гиренок Ф. И. Патология русского ума (картография дословности). М., 1999.

33. Голик Н.В. Этическое в культуре. Санкт-Петербург, 2002

34. Голицын Г.А. Образ как концентратор информации //Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

35. Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994.

36. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

37. Гусев В. Эстетика фольклора. JI., 1967.

38. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М., 1966

39. Делез Ж. Логика смысла. М., 1998.

40. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

41. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах. М.,1967.

42. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985.

43. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

44. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта. М., 2003.

45. Золотые стихи Пифагора // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. 1987, №2 .

46. Зыкова М.Н. Воздействие ритма на личность (на примере анализа русского фольклора) // Мир психологии. Москва-Воронеж. 2002, №3.

47. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.

48. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993.

49. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.

50. Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1972.

51. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

52. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

53. Кант И. Критика чистого разума // Соч. т. 3. М., 1966.

54. Капица О.И. Русская народная сказка. M.-JL, 1930.

55. Кафка Ф. Роман. Новеллы, притчи. М., 1965.

56. Кербелите В.П. Методика описания структур и смысла сказок и некоторые ее возможности //Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980.

57. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

58. Книга тысячи и одной ночи. В 8- ми ч. Ч.1-я. М.,1992.

59. Козолупенко (Плашинина) Д.П. Ритмы мифа и фольклора: мифологическое восприятие времени//Мир психологии. Москва-Воронеж. 2002, №3.

60. Криничная Н.А. Персонажи преданий. JL, 1988.

61. Курбатов В.И. Притчи. Ростов-на-Дону, 1997.

62. Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999.

63. Кэролл Л. Алиса в стране чудес; Алиса в зазеркалье. М., 1977.

64. Леви-Стросс К. Структура мифов //Вопросы философии. 1970, № 7.

65. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.36. М., 1973.

66. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). Томск, 1982.

67. Лесков Л.В. Виртуальность миф и виртуальность синергетики как антиподы // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. М., 2000. №1

68. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

69. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992.

70. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

71. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

72. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Античная культура в мифах, символах и терминах. М., 1999.

73. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

74. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.

75. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики (Заметки фольклориста) //Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981.

76. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998.

77. Майринк Г. Голем. Вальпургиева ночь. М., 1989.

78. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980.

79. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958.

80. Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки // Пропп

81. В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

82. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

83. Менли П. Холл. Энциклопедическое изложение магической, герметической, каббалической, символической философии. Новосибирск, 1994.

84. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1980-1982.

85. Надль Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002.

86. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.

87. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. М., 1957.

88. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. JI.,1986.

89. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. М., 1993.

90. Никифоров А.И К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. М., 1928.

91. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители//Капица О.И. Русская народная сказка. М.,-Л., 1930.

92. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2000

93. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: 1974

94. Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000.

95. Носов Н.А. Реальные нереальности //Человек. М., 1993, №1

96. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

97. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

98. Олкер Х.Р. Волшебные сказки, трагедии и способы изложения мировой истории //Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск, 1998.

99. Павленко А.Н. Бытие у своего порога. М., 1997.

100. Панченко A.M. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

101. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). 1970.

102. Платон.// Соч. Т. 1 -3. М., 1968-1972.

103. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М., 1977.

104. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

105. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

106. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

107. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

108. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2001.

109. Рассоха И.Н. Языческие религии и мифы народов мира. Харьков, 2002

110. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., Т.2, 1992.

111. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.

112. Российская наука: грани творчества на грани веков. Сборник научно-популярных статей. М., 2000

113. Руднев В.П. Словарь русской культуры XX века М., 1997.

114. Рошняну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974.

115. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1992

116. Русские писатели о литературном труде. Л., 1954, т. 1.

117. Русский фольклор. T.XI. Исторические связи. Л., 1968.

118. Савченко С.В. Русская народная сказка: История собирания и изучения. Киев, 1914.

119. Сартр Ж.-П. Воображение. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001.

120. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000

121. Сравнительный указатель сюжетов. Восточная сказка. JL, 1979.

122. Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. М., 1997.

123. Структура и смысл. Киев, 1989.123. Сумерки богов. М., 1989.

124. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

125. Теория метафоры. М., 1990.

126. Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В.Я. Проппа (1895-1970). М., 1975.

127. Токарев С.А. Мелетинский Е.М. Мифология //Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1.М., 1991.

128. Толкиен Дж.Р.Р. О волшебных историях // Толкиен Дж. Р .Р. Дерево и лист. М., 1991.

129. Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966.

130. Тронский И.М. Античный мир и современная сказка //С.Ф. Ольденбургу: К пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934.

131. Тураев Б.А. Древний Восток. Л., 1924.

132. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

133. Фейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

134. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1977.

135. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992

136. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному //Фрейд 3. Избранное. М., 1990.

137. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

138. Фрэйзер Дж. Золотая ветвь. Л., 1983.

139. Хейч Э. Посвящение. М., 2001.

140. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

141. Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Началосинтетической философии эзотеризма. Киев, 1993.

142. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, 2001.

143. Шуре Э. Великие посвященные. Калуга. 1914.

144. Экономов JI.A. Мир наших чувств. М., 1976.

145. Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации, посвящения. М., Санкт-Петербург, 1999.

146. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. 1988. №1

147. Якобсон Р. О русских волшебных сказках. М., 1968.

148. Языки науки языки искусства. М., 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.