Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека: психофизиологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.03, кандидат наук Назарова, Карина Анатольевна

  • Назарова, Карина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.03
  • Количество страниц 197
Назарова, Карина Анатольевна. Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека: психофизиологический аспект: дис. кандидат наук: 19.00.03 - Психология труда. Инженерная психология, эргономика.. Москва. 2013. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назарова, Карина Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные методологические подходы к изучению психофизиологии функциональных состояний

1.1.1. Определение функционального состояния с точки зрения психофизиологии

1.1.2. Системный подход в изучении психофизиологии функциональных состояний и их дифференциация

1.2. Диагностика функциональных состояний человека

с точки зрения психологии

1.2.1. Описание видов функциональных состояний человека в психологическом аспекте

1.3. Особенности развития музыкальной психологии

1.3.1. Зарождение музыкальной психологии в античные времена

1.3.2. Мировоззрение мыслителей древних цивилизаций на воздействие музыки на человека

1.3.3. Изучение воздействия музыки на человека в Средние века

1.3.4. Становление музыкальной психологии как самостоятельной науки

1.3.5. Воззрения на проблему воздействия музыки на человека

в 30-60-х годах XX века

1.4. Психологическая оценка музыкальных способностей

1.4.1. Формирование музыкальных способностей и их влияние

на восприятие музыки

1.4.2. Основные особенности восприятия музыки

1.4.3. Особенности формирования структуры музыкального восприятия

1.5. Особенности влияния музыкальных средств на

функциональное состояние человека

1.5.1. Влияние музыкальных средств на поведение человека

1.5.2. Влияние музыкальных средств на психофизиологические процессы

во время восприятия музыки

Выводы по главе 1

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Статистические исследования в области музыкальных предпочтений

2.2. Выявление значимых музыкальных средств для людей

с различной типологией личности

2.3. Лабораторный эксперимент по выявлению воздействия

музыки различных жанров и стилей на человека

2.4. Особенности восприятия популярной радио-музыки,

прослушиваемой на рабочем месте

2.5. Комплексное исследование влияния функциональной музыки

на функциональное состояние человека

Выводы по главе II

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Результаты субъективных оценок испытуемых

(на примере крупного маркетингового агентства)

3.2. Результаты исследования, полученные при обработки вегетативных показателей

3.3. Результаты исследования, полученные при обработке

результатов электроэнцефалограммы (ЭЭГ)

3.3.1. Анализ визуализации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и

вызванных потенциалов

3.3.2. Результаты дисперсионного анализа повторными измерениями

на зависимых выборках

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека: психофизиологический аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Совершенствование управления трудовой деятельностью с позиций гуманизации процесса труда является актуальной проблемой современного Российского общества, что предполагает поиск новых эффективных средств его организации. Становится очевидным необходимость формирования такого профессионального пространства, при котором были созданы условия оптимального раскрытия субъектных и профессиональных качеств личности в процессе труда. Применение музыкальных средств в трудовой деятельности является одним из перспективных направлений ее оптимизации.

На сегодняшний день применение музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека находит широкое распространение в различных областях организации профессионального пространства. Область изучения воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека представлена широким спектром фактического материала, разнообразием авторских методик и теоретических подходов, однако для того, чтобы выйти на уровень проектирования воздействия (оптимизации) с помощью музыкальных средств, то есть решить психолого-эргономическую задачу, необходима не только систематизация диагностического материала, но и его корректная экспериментальная апробация.

Музыка в современных условиях становится максимально удобным средством оптимизации функциональных состояний человека. Использование функциональной музыки является одним из средств нивелирования последствий монотонного труда, снижения эмоционального напряжения, усталости и др. В связи с этим, «изучение воздействия музыки в психопрофилактической и коррекционной работе» (Леонова А.Б., 2007), является самостоятельным научным направлением исследований. Однако, применительно к эргономической проблематике, охватывающей вопросы изучения основных характеристик человека, его возможности и ограничения в различных условиях деятельности,

средства звуковой стимуляции (музыкальное воздействие) в процессе трудовой деятельности в качестве предмета самостоятельного исследования ещё не выступали.

В эргономических исследованиях на данный момент не существует научно обоснованной системы использования музыкальных средств в целях оптимизации функционального состояния работающего человека с учётом психофизиологических показателей и свойств личности. Учёт индивидуальных особенностей повышает эффективность разрабатываемой и применяемой функциональной музыки, музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека, в интересах оптимизации эмоционального состояния человека и гармонизации профессионального пространства, в конечном счете, повышения эффективности деятельности работающего человека.

Несмотря на имеющиеся по теме исследования публикации, эта проблема не получила пока целостного и систематического научного анализа с позиций психологии труда: специального научного исследования, посвященного разработке и обоснованию системы музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека, раскрытию ее психофизиологический аспекта не проводилось.

Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы исследования специфики оптимизации функционального состояния человека музыкальными средствами, необходимость проведения психологического и психофизиологического анализа воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, а также разработки конкретных научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на оптимизацию функционального состояния работающего человека.

Степень разработанности научной проблемы. Поиск решения проблемы оптимизации функционального состояния человека, в том числе музыкальными средствами, осуществляется по нескольким направлениям.

Теоретической и методологической основой исследования

послужилиОбщепсихологическая теория деятельности и личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а также современные концептуальные подходы к изучению проблем профессионального становления и развития (В. А. Бодров, Л. Джуэлл, А.Н. Банковский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков и др.).

Системный подход в исследовании жизнедеятельности, основные положения которого представлены в работах Зараковского Г.М., Зинченко В.Л., Ломова Б.Ф., Мунипова В.М., Цагарелли Ю.А.

Принципы психологического исследования профессиональной деятельности, разработанные Бодровым В.А., Зараковским Г.М., Львовым В.М., Магазанником В.Д. и др.

Системные исследования динамики функциональных состояний человека представлены в работах Ананьева Б.Г., Бехтерева В.М. Блиновой O.A., Белоусовой Л.С., Выготского Л.С., Гольдварг И.А., Готсиндер А.Л., Кадырова Р.Г., Кузьмина В.П., Кузнецовой Л.С, Леоновой А.Б., Ломова Б.Ф., Медушевского Б.В., Назайкинскош Е.В., Небылицына В.Д., Носковой О.Г., Петрушина В.И., Теплова Б.М., Цагарелли Ю.А.; С. Bonhage, T. Fritz, Р. Herrera, Arthur M. Jacobs, Koelsch S., S. Skouras, Mats В. Küssner и др.

Психические состояния, уровень активации центральной нервной системы и, в частности, уровень эмоционального переживания при восприятии музыки исследовались Готсдинером А.Л., Ильиным Г.А., Князевой Т.С., Лебедевым А.Н., Рудневой С.Д., Тепловым Б.М., Цагарелли Ю.А.; H.Koneg, J.Kries, С.Seashore, Szeghy Е., Willems Е.и др. Здесь также необходимо отметить работы по исследованию психофизиологических предикторов восприятия музыкальных произведений, а именно: динамики когерентности ЭЭГ (Иваницкий A.M., Ильюченок И.Р.; Пасынкова Н.Р.; Русалова М.Н); консонансной и диссонансной музыки (Ananthanarayan, Bindelman); ритмов мозга и их изменения в зависимости от предъявляемого звукового стимула (Park); а также анализ когерентных и спектральных показателей электроэнцефалограммы во время эмоционального

переживания предъявляемого стимула (Павлов И.П.; Aftunas L.I.; Gemignanie; Hinrichs Н.; Machleidt W.).

Описание и исследование функциональных состояний, их диагностика и коррекция представлена в научных трудах Агавелян B.C., Даниловой H.H., Дикой Л.Г., Леоновой А.Б., Мирошник Е.В., Наенко Н.И., Чайновой Л.Д. и др.

Подходы к решению задачи контроля, прогнозирования и оптимизации функционального состояния работающего человека представлены в работах Дикой Л.Г., Дмитриевой М.А., Забродина Ю.М., Леоновой А.Б., Мирошник Е.В., Медведева В.И., Чайновой Л.Д. и других.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка обосновать и разработать систему музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека, определить стратегию исследования, позволяющего объективировать оптимальные паттерны музыки согласно индивидуально-типологическим особенностям субъекта.

Целью данного диссертационного исследования является обоснование и разработка системы музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека.

Объектом исследования являются музыкальные средства, обеспечивающие оптимизацию функционального состояния человека.

Предмет исследования: психофизиологические показатели, характеризующие функциональное состояние человека, полученные в лабораторных и условиях реальной деятельности при воздействии музыкальных средств.

Гипотезы исследования:

Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека - это проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик, обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека, регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека является корректным инструментом анализа воздействия и позволяет зафиксировать устойчивые эффекты изменения функциональных состояний человека на психологическом и психофизиологическом уровнях, оценить степень и характер воздействия.

Воздействие музыкальных средств на характер изменения психологических и психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии имеет корреляцию с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Задачи исследования:

1. Обобщить теоретические подходы к изучению проблемы оптимизации функционального состояния человека, определить сущностные характеристики и содержание понятия «система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека».

2. Обосновать и разработать Программу исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека.

3. Определить состав психофизиологических параметров (ПФП), включая метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), для установления объективных характеристик функционального состояния человека при воздействии на него различных музыкальных средств.

4. Провести синхронную регистрацию вызванных потенциалов головного мозга, а также вегетативных показателей человека в процессе прослушивания предпочитаемой и индифферентной музыки для дальнейшей её корреляции с психическими и субъективными данными об испытуемых в целях определения степени оптимальности функционального состояния человека функционального комфорта.

5. Установить основные закономерности воздействия музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом,

музыкальными способностями и уровнем музыкального образования. 6. Подготовить методические рекомендации, направленные на оптимизацию функционального состояния человека с помощью музыкальных средств воздействия в соответствии с его типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования

составляют общеметодологические подходы - системный, комплексный, субъектный, деятельностный, эргономический; принципы исследования,

проводимые в области психологии труда; системный подход к исследованию жизнедеятельности, профессиональной деятельности; принципы исследования дополнительных средств оптимизации функционального состояния; концепция функционального комфорта; принципы дифференциальной психофизиологии.

Методы исследования:

В целях решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающих теоретический анализ, интерпретацию и обобщение научных данных по теме исследования.

Для выявления особенностей воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, на первом этапе были использованы следующие эмпирические методы: лабораторный и констатирующий эксперимент, включённое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, метод регистрации психофизиологических показателей, когерентный и спектральный анализ вызванных потенциалов головного мозга, топографическое картирование, обработка вегетативных показателей при помощи программы "Энцефалан".

При обработке результатов использовались следующие методы: при помощи программы STATISTIC А 8.0 производилось вычисление средних значений, корреляционный анализ (Стьюдента, Пирсона), вычисление процентных отношений, многофакторный дисперсионный анализ ANOVA с повторными измерениями.

Этапы исследования:

1. Аналитико-методологический этап (2011-2013г.) - осуществление анализа разработанности проблемы в научной литературе, изучение степени её актуальности для науки и практики, определение понятийного аппарата.

2. Эмпирический этап (2011-2013г.) - проведение комплексного экспериментального исследования в лабораторных и реальных условиях.

3. Обобщающий этап (2012-2013г.) - обработка, анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Надежность и достоверность результатов данного диссертационного исследования обеспечивается его теоретическим и методологическим обоснованием, применением комплексной программы исследования при изучении выбранной психолого-эргономической проблемы, определением диагностических методик для выявления закономерностей исследования психоэмоциональных состояний в лабораторных и реальных условиях, практической достоверностью, применением математических методов обработки и анализа результатов исследования, а также статистической значимостью полученных эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования: в эксперименте, направленном на исследование доминирующих музыкальных характеристик в зависимости от психотипа личности, приняло участие 216 человек.

В исследовании, касающемся комплексного психофизиологического социально-психологического анализа влияния субъективно-предпочитаемой и функциональной музыки общего употребления в процессе трудовой деятельности, приняло участие 46 человек.

В социальном опросе, касающемся эмоционального музыкального предпочтения, приняло участие 2300 человек. Совокупная выборка: N=2562.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

С точки зрения эргономического подхода и концепции функционального комфорта были проанализированы средства оптимизации функционального состояния человека.

Уточнено содержание понятий «система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека», «функциональная музыка», «музыкальные средства», определены сущностные характеристики исследуемых понятий.

Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека может быть представлена как проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик (Мелодия, Ритмика, Контекст, Ассоциативный ряд и другие), обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека, регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

Доказательно представлено, что музыкальные средства являются мощным способом воздействия на функциональное состояние человека и способны оптимизировать данное состояние (вызвать устойчивый фиксированный эффект). Проведённое исследование в области музыкальных предпочтений современного человека выявило, что между профессиональными музыкантами и пассивными слушателями существуют значимые различия в отношении к основным существующим жанрам. Было установлено, что наиболее значимыми критериями в оценке музыки для всех типологий личности являются: Мелодия, Ритмика, Контекст и Ассоциативный ряд. Были найдены закономерности оценки музыкальных критериев в зависимости от психотипа личности.

Разработана, обоснована Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, включающая в себя следующие этапы: 1. На основании экспертных оценок определение экспериментального музыкального материала; 2. Входная диагностика испытуемых, направленная на выявление общих и психометрических данных (тип нервной системы, психотип, выявление музыкальных предпочтений и

музыкальных способностей субъекта; уровень музыкального образования); 3. Синхронная регистрация психофизиологических показателей при предъявлении экспериментального музыкального материала; 4. Корреляция субъективных оценок испытуемых с полученными психофизиологическими показателями; 5. Определение путей оптимизации (проектирование) функционального состояния испытуемого (достижения им функционального комфорта) при помощи музыкальных средств; 6. Подготовка методических рекомендаций.

Разработана авторская методика оценки музыкальных способностей и музыкальных предпочтений человека.

Определен состав психофизиологических параметров (ПФП), включая метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), для установления объективных характеристик функционального состояния человека при воздействии на него различных музыкальных средств. Использование ЭЭГ, как компонента полиэффекторного метода регистрации психофизиологических показателей (ПФП) для определения объективных характеристик функционального состояния человека на примере восприятия им различных музыкальных произведений, оказалось достаточно эффективным. В данной экспериментальной работе это проявилось при выявлении психофизиологических особенностей индивида, его личностных характеристик и типа высшей нервной деятельности. Метод синхронной регистрации вегетативных показателей и спектральной активности головного мозга при оценке воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволил установить объективные характеристики индивидуального восприятия музыки на субъективном уровне, в зависимости от психотипа испытуемого.

Установлены основные закономерности воздействия музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Выявлены особенности изменения психофизиологических показателей при

воздействии на субъекта музыкальных средств в виде паттернов функциональной музыки общего употребления и музыки субъективно предпочитаемой.

Подготовлены методические рекомендации, направленные на оптимизацию функционального состояния человека с помощью музыкальных средств воздействия в соответствии с его типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Личный вклад соискателя заключается в активном непосредственном участии на всех этапах научного исследования: осуществление анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата. На эмпирическом этапе исследования произведена разработка методического инструментария, который обеспечивает подтверждение исследовательских гипотез и уточняет содержательные характеристики модели; на данном этапе лично автором проведен сбор экспериментальных данных, обработка, анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования; подготовлены научные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.

Теоретическая и практическая значимость:

Данное исследование выявило существование закономерностей индивидуальных реакций человека, в том числе и психофизиологических, на музыкальную стимуляцию, с учётом множества факторов, связанных с адаптацией и привыканием к часто воспринимаемой музыке, социальным положением, субъективным мнением, индивидуально-типологическими характеристиками человека. Полученный материал представляет теоретическую значимость в таких научных областях как психология, психофизиология, эргономика, акмеология и др.

Практическое значение работы заключается в возможности использования основных положений и выводов проведенного исследования в качестве новых инструментов оптимизации функционального состояния человека, гармонизации

профессионального пространства, повышения эффективности труда.

Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека,

Применение Программы исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволяет осуществить многоуровневый анализ воздействия на функциональное состояние человека, с позиций научного анализа прогнозировать и проектировать устойчивые эффекты изменений функционального состояния.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Доклады по данной тематике были представлены на X Всероссийском совещании-семинаре "Инженерно-физические проблемы новой техники", 2011 г.; XII Всероссийской научно-технической конференции "Состояние и проблемы измерения", 2013 г.; на IX Международном Междисциплинарном конгрессе "Нейронаука для медицины и психологии",2013г.; на X и XI Международной Выставке "Музыка-Москва", на Международной Музыкальной Выставке "NAMM Musikmesse Russia", 2012-2013 г.

Лекции по тематике диссертационной работы были прочитаны в Московском Университете Дизайна и Технологий 2013 г.; в Институте социальной инженерии, 2013 г.; Институте Психотерапии и Клинической психологии, 2013 г.; в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2012-2013 г.г.; Российской Медицинской Академии, 2013 г.

Разработанная методика была внедрена и апробирована в компании "IntelligentEmails" (2013 г.), digital-агенстве "Grape" (2013 г.), инженерной компании "Новый город и Ко" (2013 г.). Данная методика также реализуется на базе музыкально-досугового центра для взрослых "Муз-Класс" на территории БЦ "Омега-Плаза" (2011-2013 г.г.). Практическое внедрение методики, кроме того, осуществляется в трёх фирмах.

Также, результаты исследования представлены и обсуждены на семинарах в лабораториях Психофизиологии им. Швыркова В.Б., ИП РАН; Высшей нервной

деятельности ВНД РАН; Психофизиологии МГУ им. М.В.Ломоносова, на научных конференциях ФГБНУ ВНИИТЭ (2012-2013 г.г.)

Положения, выносимые на защиту:

1. Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека может быть представлена как проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик (Мелодия, Ритмика, Контекст, Ассоциативный ряд и другие), обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека, регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

2. Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, включающая в себя следующие этапы: 1. На основании экспертных оценок определение экспериментального музыкального материала; 2. Входная диагностика испытуемых, направленная на выявление общих и психометрических данных (тип нервной системы, психотип, выявление музыкальных предпочтений и музыкальных способностей субъекта; уровень музыкального образования); 3. Синхронная регистрация психофизиологических показателей при предъявлении экспериментального музыкального материала; 4. Корреляция субъективных оценок испытуемых с полученными психофизиологическими показателями; 5. Определение путей оптимизации (проектирование) функционального состояния испытуемого (достижения им функционального комфорта) при помощи музыкальных средств; 6. Подготовка методических рекомендаций, - является корректным инструментом анализа воздействия и позволяет зафиксировать устойчивые эффекты изменения функциональных состояний человека на психологическом и психофизиологическом уровнях, оценить степень и характер воздействия.

3. Применяемый в диссертационном исследовании состав психофизиологических показателей способен дать объективную характеристику функционального состояния человека во время воздействия на него различных музыкальных средств. Психофизиологические параметры (ПФП), включая метод

16

электроэнцефалографии (ЭЭГ), являются валидным и объективным инструментом оценки воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволяющим фиксировать устойчивый эффект воздействия.

4. Установлены основные закономерности воздействия и оптимизации музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

5. Разработанная Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека может быть рекомендована для оценки динамики функционального состояния человека и его оптимизации.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, трёх глав и заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЩЕЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Основные методологические подходы к изучению психофизиологии

функциональных состояний 1.1.1. Определение функционального состояния с точки зрения

психофизиологии

Понятие функционального состояния определяется сферой изучения данной проблематики, в которую входят такие дисциплины и разделы наук как эргономика, психология, психофизиология, инженерные науки и пр. Человек постоянно находится в решении мотивационно-целевых задач. В любом виде деятельности человека, направленной на выполнение трудовых задач, функциональное состояние является индикатором успешности и эффективности труда, который может быть представлен в виде творческой, интеллектуальной или физической деятельности.

Известно, что рациональный контроль и управление собственным функциональным состоянием позволяет обходить стороной ряд трудностей, связанных с застоем деятельности субъекта и позволяет оптимизировать рабочий процесс. Также, во время формирования нормированного графика трудовой деятельности, в который должны входить и смена деятельности, и смена психоэмоциональных нагрузок, важно знать и учитывать особенности появления функциональных состояний и принципов его регуляции, чётко понимать значение данного состояния.

В распространённых научно-исследовательских практиках понятие функционального состояния представлено как фоновая активность во время определённой деятельности нервных центров. Некоторые научные школы данное определение также подкрепляют особенностями нервных тканей, которые регулируют лабильность, возбудимость и реактивность нервной системы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назарова, Карина Анатольевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2000, с. 74-166

2. Агавелян В.Е. психология состояний. Теория и практика. Челябинск, 2000, с.273

3. Аль-Фараби Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1970

4. Алимжанов А. Возвращение учителя // Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Алма-Ата: Жазушы, 1989

5. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Публикация и примечания Л. Л. Бочкарева. — В сб.: Художественное творчество. Л., 1982, с. 282

6. Аристотелев корпус. Музыкальные проблемы. / Пер. А.И. Щетникова. // 2ХОАН, 6, 2012, с. 87-97

7. Аристотелев корпус. Механические проблемы. / Пер. А.И. Щетникова. // ЕХОАН, 6, 2012, с. 405—433

8. Асеев В. Г. Проблема монотонности в трудах зарубежных авторов. — Вопр. психол., 1975, № 1

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., Лениздат, 1971, с. 192-198

10. Ахутин В. М, Зингер ман А. М., Кислицин М. М. и др. Комплексная оценка функционального состояния человека-оператора в системах управления. — В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34, М, 1977, с. 28-67

11. Бертельс Е.Э. Навои. Опыт творческой биографии. — М. — Л., Лениздат, 1948, с.46-65

12. Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, ученый энциклопедист средневекового Востока — М.: Сампо, 2002. — 400 с.

13. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. ФрессаиЖ. Пиаже. М., 1970, вып. III

14. Бсрнштейн М. С. К. методике составления и проверки тестов. — Вопр. психол., 1968, № 1

15. Беляева-Экземплярская С., Исследование психологии современного массового музыкального слушателя, «Музыкальное образование», 1929, № 3-4.

16. Большая биографическая энциклопедия. 2009. О психологии восприятия музыки, М., 1923; Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте, М., 1926 (издано на нем. яз), 354 с.

17. Бодров В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики, выпуск 2, М.: Наука, 2011

18. Бочкарев JI. JI. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997, с. 112-127

19. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Прогресс, 1998, с. 45-112

20. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.

21. Восприятие мелодического движения / Структура мелодии, М.: Наука, 1929

22. Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Наука, 1968, с. 15-116

23. Г. Г. Де-Метц Hermann von Helmholtz (1821-1891) (окончание) // Вестник опытной физики и элементарной математики. — 1891. — № 129. — С. 184—194. Гельмгольц. М., Лазарев П. П. 1959.- 103 с.

24. Генкин A.A., Медведев В.И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л.: Лениздат, 1973, с.39-42

25. Генкин А. А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л.: Лениздат, 1973, с. 78-93

26. Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголъ, 1995. — 480 с. (включает комментированный перевод трактата о музыке); 2-е изд., под ред. Е. Е. Герцман.

— СПб.: Невская нота, 2010. — 504 с.

27. Глинка М. И. Литературное наследие. Т. 2, Л.: Лениздат, 1953, 108 с.

28. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Наука, 1993, 78 с.

29. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.

- С. 16-28.

30. Горбов Ф. Д., Чайнова Л.Д. О трудных состояниях, возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности // Вопросы психологии, М., 1960, с.123-130

31. Готсдинер А. Л. Мясищев В. Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей. — Вопросы психологии, № 1,1975, с. 54-68

32. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. — М.: Межд. Акад. Пед. Наук, 1983,213 с.

33. Готсдинер А. Л., Мясищев В. Н. Проблема музыкальных способностей и их социальное значение. — В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Наука, 1981, 116 с.

34. Гуляницкая Н. С. Додекамодальная система Царлино // История гармонических стилей. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 92. М.: Музыка, 1987.

35.Гуревич К.-М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970, с. 23-28

36. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: изд. Моск. ун-та, 1989, 231 с.

37. Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, с. 48-79

38. Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. М.: Наука, 1993, с. 53-59

39. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос — Казахстан, 2002. ISBN 9965-13-819-2

40. Деревянко Е. А. Взаимоотношения между некоторыми физиологическими и психологическими факторами при развитии утомления в трудовой деятельности. — В кн.: Тезисы докладов I Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1959.

41. Дж.Моруцци, функциональное значение сна, М.: Логос, 1998, с. 12-26

42. Джеймс Джине Наука и музыка, ред. Борисов, М.: Музыка, 2011, с. 16-38

43. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека изд. «Институт психологии РАН», М., 2003, - 124 с.

44. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с

45. Жизнь Пифагора. / Пер. Ю. А. Полуэктова. СПб.: Мирт, 1997. - 223 с.

46. Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Логос, 2012. — 445 с.

47. Зараковский Г.М., Медведев В.И., Мунипов В.М. Принципы эргономического описания деятельности оператора // Эргономика: принципы и рекомендации, под ред. Зинченко В.П., М., 1971, Вып. 2

48. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость. Канд. дис. М., 1970, с. 29-38

49. Зинченко.В. П. Введение в эргономику. Под ред. М.: Наука, 1974. - 356 с.

50. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Наука, 1978.

51. Иванова Л. Ибн Сина (Авиценна) в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории. //Вестник Челябинского государственного университета

52. Иванова И. И., Асеев В. Г. Методология и методы психологического исследования. — В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Логос, 1969, 128 с.

53. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. -264 с.

54. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. — В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978.

55. История психологии в лицах: персоналии / Под ред. A.B. Петровского, Л.А.Карпенко. — М: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с. — ISBN 5-9292-0136-6.

56. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО, 2000, С. 367— 372

57. Кравцова М. Е., Баргачева В. Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая. — М.: Полиздат, 2006. — Т. 2

58. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М. Изд-во МГУ. 1979. 340 с.

59. Коси лов С. А. Очерки физиологии труда. М.: Наука, 1965, с. 28-56

60. Котляр Б.И. Пластичность нервной системы, М. Изд-во МГУ, 1986, 213 с.

61. Котляревский И. А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Киев, 1983, 154 с.

62. Кориненко H.A. Психология, М.: Логос, 2009, с. 18-23

63. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Л.: Лениздат, 1970.

64. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой

деятельности, М. Изд-ово МГУ 1981

65. Леонова А.Б., Психодиагностика функциональных состояний человека, изд. МГУ, 1984г.

66. Леонтьев А. В. Традиция о Пифагоре у Аристоксена и Дикеарха // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2000 г. — Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000. — С. 298—301.

67. Линд ели Д. Субъективные состояния // Человек в длительном космическом полете. М.: Логос, 1974, - 117 с.

68. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Наука, 1964, с. 76-85

69. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975, 348 с.

70. Лии дели Д. Эмоции. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. М., 1960, т. I.

71. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983;

72. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М.: Мера, 1966, с. 74-81

73. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии. — Психол. журн., т. 2, № 5, 1981.

74. А.Ф.Лосев История История античной эстетики, том III, М.: "Искусство", 1974

75. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — М.: Искусство. 1988. Кн. I, с. 122—301.

76. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль. 1979. С. 181—340

77. Масленникова A.B. Влияние консонансных и диссонансных аккордов на

биопотенциалы мозга, канд. диссертация, М., 2013, с.180

78. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

79. Марищук В. Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. Н. Напряженность в полете. М.: Мысль, 1969.

80. МГКИ Чайковского, Русская книга о Палестрине, М.: Композитор, 2002, с.26-47

81. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. — В кн.: Экологическая физиология человека. М.: Логос, 1979, с.48-81

82. Медведев В. И. Функциональные состояния оператора. — В кн.: Эргономика. Принципы и рекомендации. М.: Логос, 1970, т. 1.

83. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие». — В кн.: Восприятие музыки. М.: Наука, 1980.

84. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Искусство, 1976, с. 54-58

85. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. М.: Просвящение,1989, 160 с.

86. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. М.: Просвящение,1989,186 с.

87. Методы и критерии оценки функционального комфорта. Под ред. Чайновой Л.Д., М., 1978.

88. Мирошник Е.В. Функциональный комфорт - теоретическая основа диагностики и коррекции антистрессорного поведения человека на базе мобильного программно-аппаратного комплекса // Вестник Европейской академии

естественных наук, том 3, №1, 2011

89. Морозов В.П. Тайны вокальной речи, М.: Наука, 1967, с. 5-78

90. Мясищев В. Н. Работоспособность и болезни личности. — Невропатология, психиатрия и психогигиена, 1935, вып. 9—10.

91. Музыкальная психология: Учебное пособие/ Р.Г. Кадыров; Отв.ред. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. - Ташкент: Мусика, 2005. - 80 с.

92. Музыкальная энциклопедия, т. 5, 1981, М.: Наука, стлб. 247

93. Мусоргский М. П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А.Н. Римский-Корсаков при участии В.Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни Мусоргского, адресованные ему письма).

94. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. Л.: Музыка,1980. С. 14-29.

95. А. П. Нечаева. Психическое утомление. М.—Л.: Лениздат, 1929.

96. Наенко Н. И. Психическая напряженность. Изд. МГУ, М., 1976.

97. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия, М.: Музыка, 1972

98. Назайкинский Е. В. О константности в восприятии музыки. — Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973.

99. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

100. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. — В кн.: Восприятие музыки, М., 1980.

101. Назайкинский Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. — В

кн.: Восприятие музыки. М., 1980.

102. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982, с. 37-46.

103. Назайкинский Е. В. Слух Б. В. Асафьева. — Советская музыка, № 3, 1983.

104. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. — Вопр. психол., № 5, 1981.

105. Немировский А. И. "Идеология и культура раннего Рима", Воронеж, Изд. Воронежского ун-та, 1964.

106. Овчинникова О. В. Эмоциональное состояние и работоспособность. — В кн.: Эргономика. Принципы и рекомендации. М., 1970, т. 1.

107. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975;

108. Пифагор Золотой канон. Фигуры эзотерики, М.: Искусство, 1976, с. 278

109. Павлов И.П. Поли. собр. соч. Т. III. Кн. 1. М., Л.: Логос, 1951-1952.

110. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1970.

111. Панаиотиди Э. Г. Музыкально-педагогические воззрения Платона. — М.: ИП РАН, 1999. —с. 130

112. Пахомов С. В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 225—241.

113. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, с. 10 - 238

114. Платон. «Государство». М.: Искусство, 1962

115. Позднев М. М. Психология искусства. Учение Аристотеля. М.-СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке. 2010.

116. Поспелова Р. Л. Западная нотация XI—XIV веков. Основные реформы (на

материале трактатов). М.: История, 2003;

117. Поспелова P. JI. Реформа нотации Гвидо Аретинского // Sator tenet opera rotas. M.: История, 2003;

118. Психодиагностика функциональных состояний человека, Леонова А.Б., М., МГУ, 1984

119. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини— СПб.: Питер, 2006.

— 1896 с. — ISBN 5-272-00018-8;

120. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006..

121. Радзишевский Александр Юрьевич. Основы аналогового и цифрового звука.

— М.: Вильяме, 2006. — С. 288. — ISBN 5-8459-1002-1

122. Раевский В. С. Динамика работоспособности человека как критерий рациональности режимов труда и отдыха. — Социалист, труд, 1971, № 4.

123. Ригведа. Избранные гимны. М.: Композитор, 1972

124. Рождественская В. И., Левочкина И. А. Функциональные состояния при монотонной работе и свойства нервной системы. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972, т. 6.

125. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1969

126. Розенблат В. В. Проблема утомления. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1975.

127. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Логос, 2003.

128. Руководство по физиологии труда. Под ред. М. И. Виноградова. М., 1969.

129. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука, 1979.

130. Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. — М.: Росспэн, 2003. — ISBN 5-8243-0410-6

131. Соколов А. Слово об учителе // Музыкальная академия. — 2006. — № 2.

132. Старчеус М. С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / Проблемы музыкального мышления, М., 1974.

133. Страхов И. В. Психология творчества. Саратов, 1968, с. 134

134. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии, М.: Прогресс, 1982, 231 с.

135. Стрюков Г. А., Долголенко Т. Н., Конопкин О. А. Психофизиологическая характеристика состояния утомления на основе показателей активации. — Вопр. психол., 1981, №3.

136. Соколов Е. Н. Функциональное состояние нейрона. — В кн.: Функциональные состояния. Материалы симпозиума. М., 1978, с. 183

137. Соловьев В. С. Оправдание добра, 3,11,VI, М.: Прогресс, 1982

138. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. — В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., 1974, с.73-76

139. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979, с.68-73

140. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

141. Теория музыки. Раги. М.: Логос, 2001

142. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

143. Теплов Б. М. «Способности и одаренность», М.- Л.: АПН РСФСР, 1947.-238с.

144. Теплов Б. М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись.

145. Токина Н. Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972, 312 с.

146. Трактат о музыке, рус. пер. А. Н. Болдырева, ред. и коммент. В. М. Беляева,

Tain., 1960.

147. Тюлин.Ю. H. Ученый. Педагог. Композитор. Сб. статей, JT.-M., 1973; Холопов Ю., Патриарх советской музыкальной науки, "СМ", 1974, No 1.

148. Уколова В.И. Кассиодор и средневековая культура // Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. - М.: Ин-т Всеобщей истории АН СССР, 1983. С. 66-95.

149. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Наука, 1966, с. 66-69.

150. Феано Изречения Пифагора 2001 «Пифагорово Море»

151. Фресс П. Эмоции. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П.'Фресса и Ж- Пиаже. М., 1975, вып. V.

152. Фраёнова Е.М. Джами // Большая российская энциклопедия. Т.8. М., 2007, с.632.

153. Хабрхабр, Энциклопедия, М.: Искусство, 2013.

154. Ханин Д. М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. М.: Наука, 1986. с.173.

155. Хайитметов А. Творческий метод Навои. — Ташкент, 1965, с. 187.

156. Ходжа Абд аль-Кадир ибн Гаиби аль-Хафиз аль-Мараги «Джаме-ал-Альхан»

157. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

158. Холопов Ю. Н., Поспелова P. JI. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине. Сб. статей. М.: МГК, 2002.

159. Хомская Е. Д. К проблеме функциональных состояний мозга. Вопр. психол., 1977, № 5.

160. Хилова Г.Н. Устойчивость кратковременной и оперативной памяти в некоторых экстремальных условиях. - Вопр. Психол., 1970. №5

161. Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., 1972.

162. Цагарелли Юрий Алексеевич. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. М.: Наука, 2011.

163. Цагарелли Ю. А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения. — В кн.: Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979.

164. Цагарелли Ю. А. Индивидуальные особенности и профессиональные качества музыканта-исполнителя. — В кн.: Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.

165. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод C.JI. Франка. — СПб.: Алетейя, 1996.

166. Чайнова JI. Д., Левшинова Ж- В., Каширина Л. В О важности дифференцированной оценки состояний напряженности. — В кн.: Проблемы функционального комфорта. М, 1977.

167. Шихи Н., Чэпмен Э., Конрой У. Психология: биографический библиографический словарь. — СПб: Евразия, 1999. — 854 с. — ISBN 5-80710006-9).

168. Шульпяков О. Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства. — В кн.: Вопросы теории и эстетики, вып. 12. Л.,1973.

169. Эмоциональный стресс. Под ред. Л. Лови. Л., 1970.

170. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

171. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Искусство, 1980

172. Яворский В. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка, т. I, М.: Искусство, 1972.

173. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969.

174. Barlley S. H., Chute E. F. Fatigue and impairment in man. N. Y., 1947.

175. Bastek R., Buchholz Ch., Denisov E. J. et al. Comparison of sinusoidal and stochastic octave-band-wide virbation: A multidisciplinary study. — Intern. Archf Occup. Envir. Health, 1977, v. 39.

176. Bullough D.A. Alcuin: achievement and reputation. Leiden; Boston, 2003

177. Biicher Karl Wilhelm «Die Arbeiterfrage im Kaufmannstand» (Берлин, 1883)148. Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931.156. Seashore С. E. The psychology of musical talent. — Boston, NY: Silver, Burdett and Co, 1919.

178. Cameron С A theory of fatigue. — In: Man under stress. Ed. by A. T. Welford, L., 1974.

179. Mandler G. Mind and emotion. N. Y., 1975.

180. CoxT. Stress. L., 1978.

181. Craig A., Colquhoun W. P. Vigilance: A review. — In: Human reliability in quality control. Ed. by С Q Drury and J. Fox, L., 1975.

182. David Frawley Mantra Yoga and Primal Sound: Secrets of Seed (Bija) Mantras. Lotus Press, Silver Lake, USA ISBN 978-0-910261-94-467. Parks D. L. Current workload methods and emerging challenges. — In: Mental workload. Ed. by N. Morey, N. Y„ 1979.

183. Duffy E. Activation and behaviour. N. Y., 1962.

184. Encyclopedia Iranica. Azerbaijan. Music of Azerbaijan. "The art music of Azerbaijan is connected with the Irano-Arabo-Turkish art of the maqam, of which the great theoreticians were notably SafT-al-dln Ormavl (d. 693/1294) and Abd-al-Qader b. Eaybl Marapl (d. 838/1435), who were originally from Urmia and Maraya in Azerbaijan."

185. Friedman M., Rosenmann R. H. Type A behaviour and your heart. N. Y„ 1974.

186. Glass D. C, Singer J. E. Urban stress: Experiments on noise and social stressors. N.

Y., 1972.

187. GrayJ. AThe psychology of fear and stress. - N.Y, 1971.

188. Grabner H. Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung für dir praktische Analyse. München, 1923; 2te Aufl., 1930.

189. Hamilton R, Hockey B., Re j man M. The place of the concept of activation in human information processing theory. — In: Attention and permomance. Ed. by S. Domic. N. Y., 1977, v. 6.79. Jenkins C D Psychological and social precursors of coronary disease. — New Engl. J. Med., 1971, v. 286(6).

190. Helmholtz H., On the Sensations of Tones, Dover, New York (1954).

191. Helmholtz, H. Dover Publications, New York, Inc. On the sensations of tone as a physiological basis for the theory of music., 1877.

192. Jacobs C. Psychology of music: some European studies. In.: Acta Psycho-logia, № 17,1960.

193. Jaspers K. Piaton. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. Münch., 1967

194. Lewin K. A dinamic theory of personality. N.J., L., 1935.

195. Lewin K. Field theory in social science. L., 1952.

196. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs, 1973.

197. Karasek R. A. Job demands, job decision latitude and mental strain. —Adm. Sei. Q., 1979, v. 24.

198. Koelsch How emotional abilities modulate the influence of early life stress on hippocampal functioning (Social Cognitive & Affective Neuroscience, 2013

199. Koelsch Music in depression: Neural correlates of emotional experience in remitted depression (World Journal of Psychiatry, 2013,

200. Koelsch The influence of different structural features on felt musical tension in

two piano pieces by Mozart and Mendelssohn

201. Koelsch Brain & Music (Wiley, 2012)

202. Koelsch Cardiac Signatures of Personality (PLoS-ONE, 2012,

203. Koelsch Electrophysiological correlates of verbal and tonal working memory (Brain Research, 2012

204. Koelsch Auditory Stroop and absolute pitch: An fMRI study (Human Brain Mapping,2012

205. Koelsch Predictive information processing in music cognition. A critical review (Int J Psychophys, 2012,

206. Neuroarchitecture of Verbal and Tonal Working Memory in Non-Musicians and Musicians (Human Brain Mapping, 2011

207. Koelsch Towards a neural basis of processing musical semantics (Physics of Life Reviews, 2011

208. Koelsch Towards a neural basis of music perception - a review and updated model

209. Koelsch Affective Priming Effects of Musical Sounds on the Processing of Word Meaning (J Cog Neurosci, 2011)

210. Koelsch Can out-of-context musical sounds convey meaning? An ERP study on the processing of meaning in music (Psychophysiology, 2011

211. Koelsch Shadows of music-language interaction on low frequency brain oscillatory patterns (Brain & Language, 2011

212. Koelsch Effects of music listening on Cortisol levels and propofol consumption during spinal anesthesia (Frontiers in Auditory Cognitive Neuroscience, 2011

213. Koelsch Effects of Selective Attention on Syntax Processing in Music and Language (J Cog Neurosci, 2011)

214. Lacey J.I., Lacey B.C. Some autonomic-eentral nervous system interrelationships. - In: Physiological Correlates of Emotion. N.Y.: Acad.

215. Lei the ad C. S., Lind A. R. Heat stress and heat disorders. L., 1964.

216. Muscio B. Is a fatigue test possible? — Brit. J. Psychol., 1921/22, v.

217. Selye H. Stress in health and disease. L., 1976.

218. Murch G. Visual and auditory perception. N. Y., 1973.

219. Peretz, I., Blood, A. J., Penhune V. &Zatorre, R. Cortical deafnessto dissonance. Brain vol. 124, 2001, p. 928-940.

220. Poult on E. C Blue collar stressors. — In: Stress at work. Ed. by C L. Cooper and R. Payne, L., 1978.

221. Stress at work. Ed. by C L. Cooper and R. Payne, L., 1978.

222. Rajadhyaksha, Ashish & Paul Willemen (editors) (1999), Encyclopedia of Indian Cinema, 2nd revised edition, University of California Press and British Film Institute, Pp. 652, ISBN 0851706696.

223. Seashore C. E. Measures of Musical Talents Manual. — NY: Psychological Corporation. Revised edition, 1956.198. Koelsch The roles of superficial amygdala and auditory cortex in music-evoked fear and joy, 2013

224. Singer J L Daedreaming An introduction to the experimental Study of inner experience N Y, 1966

225. Psychological aspects and physiological correlates of work and fatigue. Ed. by E. Simonson and P. C Weiser, N. Y., 1976.

226. Riemann H. Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880), SS.155-7, S.174.

227. Riemann Musiklexikon. Leipzig, 1882; 9te Aufl. Berlin, 1919; llte Aufl. 2 Bde., hrsg. v. A.Einstein. Berlin, 1929; 12te Aufl. 5 Bde., hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz,

1959-1975; рус. перевод с дополнениями Ю.Д.Энгеля с 5-го нем. издания под назв. «Музыкальный словарь». М., 1901.145. Goffenshefer V. Literaturnaia Entsiklopediia. — Moscow: Kom. Akam., 1929. — P. 51-52.

228. Viteles M. Selecting cashiers and predicting length of service //J. of Personel Research. 1924. P. 467-473.

229. Zuckerman, M., 1979. Sensation seeking: beyond the optimal level of arousal. L. Erlbaum Associates. ISBN 978-0-470-26851-3

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.