Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Михайлова, Евгения Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат культурологии Михайлова, Евгения Владимировна
Введение.
Глава 1. «Модель мира» в парадигмах гуманитарных исследований.
§1. Понятие «модель мира»: историографический и концептуальный аспекты.
§2. Вариант конструирования модели мира в магических практиках архаических культур.
§3. Модель Вселенной в наследии архаических цивилизаций.
Глава 2. Специфика художественного воплощения модели мира в наследии русской традиционной культуры.
§ 1. Символические составляющие модели мира в формах русской традиционной культуры.
§2. Семантика символов «вертикали» и «горизонтали» модели мира в формах русской традиционной культуры.
§3. Категория «пути» в русской традиционной культуре.
§4. Общее и особенное в воссоздании модели мира в русской традиционной культуре и наследии архаических цивилизаций.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Языческие мотивы в системе русской народной культуры XIX века: На примере заговоров2004 год, кандидат исторических наук Дмитриева, Елена Николаевна
Мифо-эпическая модель адыгской словесной культуры: на материале паремий2006 год, доктор филологических наук Кудаева, Зинаида Жантемировна
Мифология и ритуал в якутской традиции1999 год, доктор исторических наук Романова, Екатерина Назаровна
Повтор в структуре фольклорного текста: на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов2006 год, доктор филологических наук Амроян, Ирина Франтишековна
Концепт "Звезда" в русском фольклоре и литературе: на материале текстов заговорно-заклинательной поэзии и произведений И.А. Бунина2010 год, кандидат филологических наук Пирогова, Мария Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре»
Актуальность исследования. На рубеже XX—XXI веков в гуманитарных науках отчетливо заметен процесс переосмысления духовно-художественного наследия архаических и традиционных культур. Великие археологические открытия XIX—XX веков опровергли долго доминировавшую в западноевропейской науке концепцию эволюционного развития человечества, а новейшие исследования в области мифологии и фольклора (А. Пелипенко, А. Чучина-Русова, К. Хюбнера и других) доказывают, что эти феномены не только представляют интерес с точки зрения анализа специфики архаического и традиционного сознания, но содержат элементы рациональности, вполне актуальной для современной фундаментальной науки и бытовой и ритуальной культуры.
Изменения культурных и художественных стилей и направлений, формирование новых гипотез о строении и происхождении мира в динамике культуры вполне естественны и неизбежны. Тем не менее, в череде изменяющихся явлений культуры очевидна цепочка преемственности, изучение которой позволяет обнаружить мировоззренческий фундамент культуры - ее сакральное ядро (Р. Бенедикт, Ю.М. Лотман, В. Найдыш, Р. Редфильд и другие), сохраняющее этническую целостность культуры посредством действия защитных механизмов: наличие комплекса универсальных символических обрядов, обладающих качеством полисемантичности, и устойчивость традиции. Одной из важнейших составляющих сакрального ядра культуры является принципиальный для любого этноса блок информации об устройстве мира - места обитания человеческого сообщества, прежде всего этнического. В современной гуманитаристике этот блок информации получил определение «картина мира», или «модель мира» и интерпретируется как концепт, составляющий одну из важнейших культурных констант этноса: макро- и микромиры устроены по принципу голограммы, где любая малая часть несет в себе содержание целого.
Изучение духовно-художественного наследия традиционных культур с точки зрения содержащегося в нем универсального типа рациональности и специфики его художественного оформления вполне продуктивно и обеспечивает объективность выводов в том случае, когда культура сохраняет традицию и в современном обществе. В случае серьезного размывания традиции исследователю приходится иметь дело с поздно (в XVIII-XX веках) записанными текстами, где вариативность как органичная особенность традиционной культуры затемняет инвариант.
Это обстоятельство еще более актуализирует исследования традиционного мировоззрения и способов его художественного воплощения в различных формах и текстах культуры (в данном случае — русской традиционной культуры).
Степень научной разработанности проблемы. Исследования, имеющие прямое или косвенное отношение к теме диссертационного исследования, можно систематизировать по нескольким направлениям:
1. Философские исследования, посвященные анализу концепта «модель мира». Это работы М. Хайдеггера, А. Уайтхеда и других, фундаментально проанализировавших основные содержательные оттенки концепта в пределах разных философских направлений и доказавших универсальность концепта «модель мира» для разных областей научного знания. В исследованиях М.Г. Корсунцева содержится определение интересующего нас понятия и описание процесса моделирования как фундаментального для человеческого сознания упорядочивания частей в целое.
Работы А. Косарева имеют отношение не только исследованию базового понятия «модель мира», но и рассматривают его на материале русской традиционной культуры.
Большое значение для исследования имеют изыскания в области философского понимания концепта «модель мира» В.М. Найдыша, И.В. Андреевой и других.
2. Культурологические исследования, в частности, А.Я. Гуревича,
В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, А.Я. Флиера и других, где на материале разных типов культур, различных культурных текстов восстанавливается художественно представленная горизонталь и вертикаль мира, запечатленного в слове авторского или фольклорного произведения.
3. Исследования в области традиционной культуры. Работы В.П. Аникина, A.M. Асова, А.Н. Афанасьева, В.И. Даля, В.Я. Проппа, П.П. Червинского, А.В. Юдина и других позволили определить специфику волшебной сказки и заговорного текста как феноменов русской традиционной культуры; выделить основные символические образы, составляющие в совокупности модель мира; выявить основные сюжеты, где эта модель представлена в наиболее отчетливом варианте.
В эту же группу включаются работы ведущих специалистов в области изучения вербального наследия архаических цивилизаций: Э. Баджа, Г. М. Бонгард-Левина, Т.П. Григорьевой, В.И. Гуляева, М.И. Кравцовой, К. Леви-Строса, В.В. Малявина, М. Матье, М. Элиаде и других. Указанные авторы, исследуя мифопоэтические, сказочные (тесно связанные с мифом) тексты, заговорную традицию и специфику заговорного текста древних культур, позволили осуществить сравнительный анализ образов, элементов сюжета произведений глубокой архаики и соотносимых с ними в жанровом отношении произведений русской традиционной культуры.
4. Четвертую группу исследований составили работы, посвященные исследованию феномена магического в культуре и магическим жанрам архаических культур, в частности. Это работы С.Е. Гречишникова, Ю.М. Лотмана, В. Тернера, С.А. Токарева, Д. Фрезера, Т.В. Цивьян и других. Обращение к данному блоку исследований обусловлено, во-первых, включением в источниковую базу жанра заговора, и, во-вторых, фактом обязательного наличия элементов сверхъестественного в волшебной сказке.
5. Работы этнолингвистов, этнологов Р. Редфильда, Ф. Боаса, С.В. Лурье и других отражают специфику понимания «модели» и «картины мира». Они рассматривают названные понятия через призму ментальных особенностей этносов и считают, что модель мира не только содержит информацию об этносе, но и выполняет функцию адаптации.
6. Источники, составляющие базу исследования, представлены текстами волшебных сказок из собрания А.Н. Афанасьева и тексты заговоров академика И.П. Сахарова.
Объемная и разноплановая литература по исследуемой теме позволила обнаружить следующее противоречие: собран и систематизирован колоссальный материал по символическому оформлению модели мира в магической культуре и мифологии архаических цивилизаций, но специфика символико-семантических элементов модели мира в устном творчестве русской традиционной культуры не определена.
Данное противоречие обусловило цель исследования: выявить специфику художественно оформленной модели мира в формах русской традиционной культуры (на материале волшебной сказки и заговора).
Объектом исследования является модель мира в русской традиционной культуре.
Предметом исследования является специфика символико-семантических компонентов модели мира в русской традиционной культуре (на материале волшебной сказки и заговора).
В соответствии с целью исследования в работе сформулированы следующие задачи:
1. Обосновать продуктивность использования понятия «модель мира» в культурологических исследованиях различных составляющих традиционной культуры;
2. Определить место вербальных жанров в магической культуре;
3. Рассмотреть варианты конструирования модели мира в архаических цивилизациях как исходных для наследующих их традиции культур;
4. Выявить специфическую символику и семантику компонентов модели мира в русской традиционной культуре (волшебной сказке и заговоре);
5. Выделить основные элементы и символы модели мира по горизонтали и вертикали в формах русской традиционной культуры;
6. Установить наличие общих для архаических цивилизаций и русской традиционной культуры мотивов и символов, составляющих модель мира.
Методологическая основа исследования. Системный анализ применялся при анализе текстов волшебной сказки и заговора, где символические образы существуют как элементы системы :и лишь в совокупности, обеспечивающей систему, составляют модель мира. Сравнительно-исторический метод применялся при исследовании динамики русской традиционной культуры и символических смыслов основных образов и элементов сюжета.
Проблемно-логический метод позволил установить преемственность основных символических образов, составляющих модель мира, в хронологической и культурно-географической локализации.
При анализе текстов культуры использовался метод реконструирования.
Серьезное методологическое значение для диссертационного исследования имели идеи В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, A.M. Мелетинского, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Выявлены основные мировоззренческие компоненты: художественное воплощение категорий времени и пространства, символы и коды, образы и персонажи, в совокупности представляющие модель мира в словесных жанрах русской традиционной культуры (волшебной сказке и заговоре).
2. Определены основные символические компоненты модели мира: яйцо, остров, вода, дерево, которые в жанре заговора представляют целостную модель, а в жанре волшебной сказки — ее фрагменты, позволяющие реконструировать модель мира.
3. Доказано, что символическим образам — фрагментам модели мира присуща сакральная природа и, следовательно, они имеют отношение к магической культуре древности. Объединяющим мотивом, позволяющим реконструировать (сказка) или воспроизвести (заговор) модель мира, является мотив «пути-путешествия», осуществляющего функцию медиатора между сакральными и профанными областями модели мира.
4. Установлено, что модель мира, представленная в русской волшебной сказке и заговоре, имеет трехчастную организацию по вертикали и пятичастную по горизонтали, где центр обладает всеми признаками самостоятельности.
5. Обнаружены общие для словесных жанров русской традиционной культуры и текстов архаических цивилизаций мотивы и символы, составляющие модель мира; выявлено общее и особенное в приемах оформления сакрального пространства. Сравнительный анализ русской волшебной сказки и заговора с соотносимыми жанрами архаических цивилизаций показал, что универсальными жанровыми образами-символами являются вода, дерево, гора (камень), что приводит к выводу о единой основе космологического моделирования. Вместе с тем, обнаружены специфические для русского прозаического фольклора образы: например, камень-указатель; особенность оформления мотива бытования души вне тела и соединение этого мотива с оформлением модели мира (цикл сказок о Кощее Бессмертном); остров-Буян, где находится «то, не знаю, что» и т.д. На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ текстов волшебной сказки и заговора показал, что генетическое родство с мифом и мифологической моделью мира наиболее характерно для этих жанров. Так, заговорный текст сохранил целостную сакральную информацию о строении мира (его космологической модели). Символические образы волшебной сказки позволяют реконструировать модель мира, совпадающую с представленной в заговоре.
2. Исследование текстов волшебной сказки и заговора позволило выделить основные компоненты модели мира: яйцо, вода, остров, дерево. Названные образы-символы оформляют сакральное пространство, маркируют положительные и отрицательные уровни космологической модели.
3. Изучение системы магического знания позволило определить характер связи волшебной сказки и заговора с вербальными формами магии, проследить процесс относительной автономизации фольклорных жанров. При этом отмечено, что заговор сохраняет специфику качественной градации магического знания на «белую» и «черную», а сказка восходит преимущественно к формам «белой» магии.
4. Сакральная информация о космологической модели, сохранившаяся в волшебной сказке и заговоре, включает в себя представления о строении мира по вертикали и горизонтали, о профанном и сверхъестественном, о системе этнических ценностей. Следовательно, модель мира, представленная в вербальных жанрах русской традиционной культуры, имеет непосредственное отношение к сакральному ядру культуры.
5. Мотив «пути-путешествия» в волшебной сказке и заговоре осуществляет функцию медиатора между сакральными и профанными элементами модели мира. Этот мотив является не только универсальным сюжетообразующим приемом, но и позволяет декодировать семантику элементов модели мира. Отсюда мотив «пути» может рассматриваться как мифологема движения, обозначающая относительное единство областей мироздания, с одной стороны, и указывающая «способы проникновения» в сакральные области — с другой.
6. В русских вербальных формах (волшебной сказке и заговоре) область «центра» в горизонтали космологической модели имеет самостоятельное значение — самой сакрализованной области, где могут совершаться наиболее фундаментальные события. Основными символами, маркирующими центр, являются остров, гора, дерево.
7. Сравнительный анализ русской волшебной сказки и заговора с соотносимыми жанрами архаических цивилизаций показал, что универсальными жанровыми образами-символами являются вода, дерево, гора (камень), что приводит к выводу о единой основе космологического моделирования. Вместе с тем, обнаружены специфические для русского прозаического фольклора образы: например, камень-указатель; особенность оформления мотива бытования души вне тела и соединение этого мотива с оформлением модели мира (цикл сказок о Кощее Бессмертном); остров-Буян, где находится «то, не знаю, что» и т.д.
Теоретическая значимость исследования.
Исследование доказало, что в формах русской традиционной культуры (волшебной сказке и заговоре) сохранилась и продолжает транслироваться архаическая модель мира, восходящая к эпохе славянского язычества и, вероятнее всего, к периоду индоевропейской общности. Универсальные компоненты выявленной космологической модели подтверждаются данными народного декоративно-прикладного творчества, элементами ритуально-обрядовой культуры.
Эксплицированное понятие «модель мира» отражает сложные междисциплинарные связи между философией, культурологией, этнологией, лингвокультурологией, этнографией и фольклористикой.
Эксплицированное диссертантом понятие «модель мира» может использоваться в теоретических исследованиях традиционных культур.
Практическая значимость исследования.
Наблюдения и выводы, представленные в диссертации, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства; в этнокультурных центрах и научно-методических лабораториях по изучению проблем народной художественной культуры и фольклора, в частности.
Материалы диссертации использовались при разработке и чтении курсов «Устное народное творчество», «Народная художественная культура», «Мифология».
Апробация исследования.
Основные положения диссертации были представлены и обсуждались на следующих научных конференциях: международного статуса: «Формирование научной картины мира человека XXI в.» (Горно-Алтайск, 2006); «Россия-Германия: диалог культур, взаимопонимание наций» (Барнаул, 2006); «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 2007); «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007); и региональных «Информационные ресурсы, культура, искусство, образование: традиции и современность» (Барнаул, 2008); «Информационные ресурсы, культура, искусство, образование: традиции и современность» (Барнаул, 2009).
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре теории и истории художественной культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем текста 160 страниц, таблиц 10, схем 11. Список литературы включает 144 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Лингвосемиотика английской сказки: жанровое пространство, знаковая репрезентация, дискурсивная актуализация2013 год, доктор филологических наук Плахова, Ольга Александровна
Лингвокультурологические и когнитивные аспекты изучения языка волшебной сказки: на материале английского и русского языков2007 год, кандидат филологических наук Эпоева, Луиза Врежевна
Концептуальный анализ текстов традиционной культуры: Тексты Vita herbae / rei и кумулятивные сказки; актуальные слова-концепты2003 год, кандидат филологических наук Бунчук, Татьяна Николаевна
Персоносфера этнической вселенной в мифопоэтике народов Сибири2006 год, доктор культурологии Гекман, Лидия Павловна
Русское и британское культурные пространства в аспекте межкультурного взаимодействия2011 год, кандидат филологических наук Чуликов, Юсуп Магометович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Михайлова, Евгения Владимировна
Выводы по второй главе исследования:
Во второй главе диссертации представлены результаты четвертой, пятой и шестой исследовательских задач. Выявлена специфическая символика и семантика компонентов модели мира в словесных жанрах русской традиционной культуры (волшебной сказке и заговоре).
Анализ вербальных жанров русской традиционной культуры подтвердил продуктивность использования понятия «модель мира». Указанные жанры, в частности, волшебная сказка и заговор, используют инвариантные формулы, которые специфически формульными средствами оформляют космологический каркас, сохранившийся с «эпохи сноведений», «эпохи начала мира», зафиксированной мифом творения.
Анализ текстов прозаических жанров фольклора позволил выделить основные компоненты, участвующие в оформлении модели мира. Исследование показало, что универсальными символами, позволяющими реконструировать модель мира, являются яйцо, остров, вода, дерево. Эти компоненты представляют как фрагменты модели (сказка), способные восстановить модель с помощью метода герменевтики и реконструирования, так и целостную модель (заговор). В данной модели заложены:
1) космогоническая информация;
2) мировоззренческие представления об устройстве мира;
3) аксиологические законы функционирования мира.
Доказано, что в прозаических жанрах русского фольклора (волшебной сказке и заговоре) сохраняется и транслируется традицией архаическое представление о модели мира в ее вертикали и горизонтали. Основными символами, воплощающими семантику модели мира, являются путь героя; дерево (гора, камень); животные, соответствующие трем составляющим вертикали. Кроме того, обнаружен универсальный для прозаических жанров русского фольклора мотив «пути». Эти символы позволили реконструировать «модель мира» в его горизонтали и вертикали в названных прозаических жанрах русской традиционной культуры. Реконструированная модель мира по горизонтали позволила обнаружить ее пятичастное устройство: четыре стороны света плюс центр, где центр является автономной сакрализованной областью. Таким образом анализ показал, что модель мира в прозаических жанрах фольклора имеет:
1 .Трехчастное мироустройство по вертикали и пятичастное по горизонтали. Где вертикаль маркируется: небо
Дом Лес Остров »-►/-►/-*
I I подземное царство
2.Качественные характеристики сторон света (восток - «+», север, запад — «-»); которые мы представили схемой
Запад мир мертвых)
Север мир мертвых) кал ень А
Восток светлый мир) светлый мир)
3.Наличие персонажей, маркирующих тот или иной уровень мироздания (птицы — утка, ворон, орел и др., животные — медведь, волк, заяц и др., земноводные — ящерица, змея и др.); категории времени и пространства, воспроизводящие правремя.
4.Магические возможности (вызвать дождь; вылечить/наслать порчу; присушить/отсушить и т.д.) человека воздействовать на области Вселенной.
5.Выделение зоны центра в самостоятельную, наиболее сакрализованную область
Сопоставительный анализ русских прозаических текстов фольклора с текстами архаических цивилизаций показал принципиальное сходство в оформлении сакрального пространства, но фольклорные тексты архаических цивилизаций не содержат полной космологической информации — она сохраняется и транслируется мифом. Утраченное мифологическое наследие русского этноса сохранило основные мотивы в волшебной сказке и заговоре. Именно эти прозаические жанры русского фольклора позволяет реконструировать модель мира и определить (выявить) основные символические образы, составляющие эту модель.
Заключение
На рубеже XX-XXI вв. гуманитарные науки: философия, культурология, этнология и др., разрабатывая категорию «картина мира», «модель мира», обращаются к вербальному наследию этнических культур, в том числе и к фольклору. Необходимость и продуктивность такого подхода обусловлена тем, что фольклор, транслируемый традицией, сохраняет инвариант — минимум сакральной информации, восходящей к мифу-первичному в истории рефлексивного осмысления человечеством проблем бытия глобального масштаба, приведшему к формированию философии, религии, этики, эстетики, искусства и пр. Динамика культуры, оформление как относительно автономных типов культуры: художественного, политического, экономического и др., позволяет все же обнаружить существование универсальных символов и кодов, на генетическом и ментальном уровнях транслируемых поколениями и сохраняющих этнические основы сакрального ядра культуры. Наиболее отчетливо эти универсальные символы и коды просматриваются в волшебной сказке и заговоре.
Генетическая связь волшебной сказки и мифа (прежде всего космогонического и космологического) доказана в фундаментальных исследованиях Е.М. Мелетинского, А.Е. Чучина-Русова, В.В. Иванова, В.Н. Топорова и др., чьи идеи составили методологическую основу данной диссертационной работы. Еще более очевидна преемственность мифов указанной категории с жанром заговора, восходящего к традиции магической культуры архаики, к ее ритуально-обрядовому компоненту.
Именно в заговоре, обнаруживаются такие составляющие комплекса представлений о мире, которые редуцированы или полностью утрачены в других жанрах. Исследование показало, что если в заговоре сохранилась внутрикультурная информация о Вселенной в максимально свернутом виде, то жанр волшебной сказки дает более развернутую (но менее точную) модель. Следовательно, рассмотрение этих жанров в совокупности дает оптимальный вариант для исследования модели мира.
Определен процесс происхождения волшебной сказки и заговора из системы магического знания. Выявлено место указанных прозаических жанров фольклора в вербальных формах магической культуры.
Модель мира рассматривается нами как конструкт, представляющий мировоззренческую систему этноса. Модель мира включает в себя информацию о пространстве и его сакральных областях. В частности доказано, что прозаические жанры фольклора содержат информацию о строении мира по вертикали и по горизонтали. Модель мира по вертикали представлена трехчастной системой, включающей в себя представления о верхнем, среднем и нижнем мирах, с осью, соединяющей эти миры. Обнаружено, что модель мира по горизонтали имеет пятичастное строение — четыре стороны света с центром, где стороны света имеют качественные характеристики («-» или «+») и центр — это автономная сакрализованная область, где совершаются самые значимые события повествования.
Исследование текстов волшебной сказки и заговора позволило выделить основные компоненты модели мира: яйцо, дерево, остров, вода. Эти символы раскрывают космогоническую версию сотворения Вселенной и представляют как фрагменты модели подлежащей реконструированию (сказка), так и целостную модель (заговор).
Обнаружен универсальный для прозаических жанров фольклора мотив «пути». Путь в волшебной сказке и заговоре — это основной сюжетообразующий прием, позволяющий связать воедино уровни мироздания и способы проникновения в них (по дереву, через колодец, спустившись под воду и др.). Номинализованные объекты природы (поле, лес, река, горы и т.д.) являются символами, маркирующими положительные и отрицательные уровни мироздания. Путь — это символ движения не только в реальном пространстве, но и способ проникновения в потусторонние миры сверхъестественным образом (сон, оборотничество, произнесение определенных формул и т.п.).
Обнаружены общие символы модели мира, характерные для русского фольклора и фольклора архаических цивилизаций. Исследование показало, что космологические представления этносов во многом схожи (деление на Хаос и Космос, система бинарных оппозиций и т.д.). Пространственно-временные параметры вселенной, это — небо, земля, мировое древо, календарный цикл природы. Мифопоэтическая модель мира всегда направлена на предельную космологизацию сущего, призвана структурировать пространство и время в соответствии с представлениями о космологическом порядке бытия.
Определено, что модель мира в прозаических жанрах фольклора выступает конструктом не только пространственного порядка, но и ценностных законов. Следовательно, модель мира, представленная в прозаических жанрах русского фольклора, имеет непосредственное отношение к сакральному ядру культуры. Тексты волшебной сказки четко противопоставляют добро и зло, правду и ложь и т.д. Заговор, используемый в благих целях ориентирует на обращение к качественно положительным стихиям и сторонам света, текст, направленный принести вред обращен к темным силам и т.д.
Таким образом, научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. В прозаических жанрах русского фольклора (волшебной сказке и заговоре) выявлены основные мировоззренческие компоненты: художественное воплощение категорий времени и пространства, символы и коды, образы и персонажи, в совокупности представляющие модель мира.
2. Определены основные символические компоненты модели мира: яйцо, остров, вода, дерево, которые в жанре заговора представляют целостную модель, а в жанре волшебной сказки — ее фрагменты, позволяющие реконструировать модель мира.
3. Доказано, что символическим образам - фрагментам модели мира присуща сакральная природа и, следовательно, они имеют отношение к магической культуре древности. Объединяющим мотивом, позволяющим реконструировать (сказка) или воспроизвести (заговор) модель мира, является мотив «пути-путешествия», осуществляющего функцию медиатора между сакральными и профанными областями модели мира.
4. Установлено, что модель мира, представленная в русской волшебной сказке и заговоре, имеет трехчастную организацию по вертикали и пятичастную по горизонтали, где центр обладает всеми признаками самостоятельности.
5. Обнаружены общие для русского фольклора и фольклорных текстов архаических цивилизаций мотивы и символы, составляющие модель мира; выявлено общее и особенное в приемах оформления сакрального пространства. г
Исследование вербальных жанров русской традиционной культуры позволила вынести на защиту следующие положения: »
1. Тексты волшебной сказки и заговора показали, что генетическое родство с мифом и мифологической моделью мира наиболее характерно для этих жанров фольклора. Так, заговорный текст сохранил целостную сакральную информацию о строении мира (его космологической модели). Символические образы волшебной сказки позволяют реконструировать модель мира, совпадающую с представленной в заговоре.
2. Указанные тексты позволили выделить основные компоненты модели мира: яйцо, вода, остров, дерево. Названные образы-символы оформляют сакральное пространство; маркируют положительные и отрицательные уровни космологической модели.
3. Изучение системы магического знания позволило определить характер связи волшебной сказки и заговора с вербальными формами магии, проследить процесс относительной автономизации фольклорных жанров. При этом отмечено, что заговор сохраняет специфику качественной градации магического знания на «белую» и «черную», а сказка восходит преимущественно к формам «белой» магии.
4. Сакральная информация о космологической модели, сохранившаяся в волшебной сказке и заговоре, включает в себя представления о строении мира по вертикали и горизонтали; о профанном и сверхъестественном; о системе этнических ценностей. Следовательно, модель мира, представленная в прозаических жанрах русского фольклора, имеет непосредственное отношение к сакральному ядру культуры.
5. Мотив «пути-путешествия» в волшебной сказке и заговоре осуществляет функцию медиатора между сакральными и профанными элементами модели мира. Этот мотив является не только универсальным сюжетообразующим приемом, но и позволяет декодировать семантику элементов модели мира. Отсюда мотив «пути» может рассматриваться как мифологема движения, обозначающая относительное единство областей мироздания — с одной стороны, и указывающая «способы проникновения» в сакральные области - с другой.
6. В русских прозаических жанрах фольклора (волшебной сказке и заговоре) область «центра» в горизонтали космологической модели имеет самостоятельное значение — самой сакрализованной области, где могут совершаться наиболее фундаментальные события. Основными символами, маркирующими центр, является остров, гора, дерево.
7. Сравнительный анализ русской волшебной сказки и заговора с соотносимыми жанрами архаических цивилизаций показал, что универсальными жанровыми образами-символами являются вода, дерево, гора (камень), что приводит к выводу о единой основе космологического моделирования. Вместе с тем, обнаружены специфические для русского прозаического фольклора функции: например, камень-указатель; особенность оформления мотива бытования души вне тела и соединение этого мотива с оформлением модели мира (цикл сказок о Кощее Бессмертном); остров-Буян, где находится «то, не знаю, что» и т.д.
Таким образом, исследование текстов прозаических жанров вербальных жанров русской традиционной культуры, позволило выявить основные компоненты и символы, позволяющие реконструировать модель мира, что свидетельствует о решении задач диссертации и реализации ее цели.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Михайлова, Евгения Владимировна, 2009 год
1. Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике Текст. / В.П. Аникин. М. : Высшая школа, 2003. - С. 19-24.
2. Асов, A.M. Златая Цепь. Мифы и легенды древних славян Текст. / A.M. Асов. М. : Наука и религия, 1998. - 320 с.
3. Атхарваведа. Избранное Текст. М. : Наука, 1976. — 406 с.
4. Афанасьев, А.Н. Древо жизни Текст. / А.Н. Афанасьев. М.,1983. - 464 с.
5. Афанасьев, А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии Текст. / А.Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1996.-640 с.
6. Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки Текст. / А.Н. Афанасьев. М., 1990. - 270 с.
7. Бадж, Э.У. Легеды о египетских богах Текст. / Э.У. Бадж. — М. : Рефл-бук; К.: «Ваклер», 1997.-304 с.
8. Белошеева, А.А. Космологические представления языческой Руси в народном декоративно-прикладном искусстве Автореферат. — М., 2006. 22 с.
9. Большая советская энциклопедия Текст. / Ред. A.M. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1974. Т. 1, 632 с.
10. Большой толковый словарь русского языка Текст. / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2003. - 1536 с.
11. Бонгард-Левин, Г.М. Древняя Индия. История и культура Текст. / Г.М. Бонгард-Левин. СПб. : Алетейя, 2001. - 288 с.
12. Буслаев, Ф.И. Перехожие повести и рассказы Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике Текст. / Ф.И. Буслаев. -М. : Высшая школа, 2003. — С. 173-183.
13. В мире мифов и легенд Текст. СПб. : ТОО «Диамант», 1995. -576 с.
14. Великорусские заклинания Текст. / сост. П.Н. Майков. — М. : Тера, 1997.- 158 с.
15. Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике Текст. / А.Н. Веселовский. М. : Высшая школа, 2003. — С. 168-173.
16. Ветухов, А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова Текст. /А. Ветухов. Варшава : Тип. Варш. учебного округа, 1902. - Вып. 1. — 126 с.
17. Вилинбахов, В.Б. Тайна острова Буяна Текст. / В.Б. Вилинбахов // Наука и религия. 1967. - №9. - С. 52-55.
18. Всемирная галерея Текст. СПб.: Терция, 1994. - 587 с.
19. Гамзатова, П.Р. Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах (универсальная модель, когнитивные аспекты) Текст. / П.Р. Гамзатова // Традиционная культура. 2007. - №1. с. 3 - 14.
20. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б.М. Гаспаров. — М. : Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
21. Гачев, Г. Национальные образы мира Текст. / Г. Гачев. М.: Academia, 1998. - 429 с.
22. Гекман, JI.П. Мифологические основы волшебной сказки: Лекционный материал цикла «Славянская мифология» Текст. / Л.П. Гекман. Барнаул : АГИК, 1995. — 50 с.
23. Гекман, Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира Текст. / Л.П. Гекман. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. — 295 с.
24. Голан, А. Миф и символ Текст. / А. Голан. — М. : Руслит, 1993. -371 с.
25. Головачева, А.В. Картина мира и модель мира в прагматике заговора) / А.В. Головачева Текст. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М. : Наука, 1993. — С.196 — 212 с.
26. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа Текст. / Я.Э. Голосовкер. — М. : Наука, 1987.-218 с.
27. Горбань, Е.Е. Познание модели мира Текст. / Е.Е. Горбань // Человек: философская рефлексия : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Вып.1. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - С. 67-68.
28. Гребенникова, Н.С. Эстетическая идентичность и картина мира Текст. / Н.С. Гребенникова // Формирование научной картины мира человека XXI века : материалы международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 2006. - С. 150 - 152.
29. Гречишников, С.Е. Магия как социокультурный феномен Текст. / С.Е. Гречишников. Калуга : ГУП «Облиздат», 1999. - 151 с.
30. Григоренко, А.Ю. Разноликая магия Текст. / А.Ю. Григоренко. -М. : Советская Россия, 1987. 190 с.
31. Григорьева, Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком Текст. / Т.П. Григорьева // Культура, человек и картина мира. М. : Наука, 1987. - С. 262-300.
32. Гринцер, П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология Текст. / П.А. Гринцер. М. : Наука, 1974. - 300 с.
33. Гуляев, В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории Текст. / В.И. Гуляев. М. : Алетейа, 2004. - 440 с.
34. Гура, А.В. Символика животных в славянской народной традиции Текст. / А.В. Гура.- М.: РАН, Ин-т славяноведения, 1998. 31 с.
35. Гуревич, А.Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства Текст. / А.Я. Гуревич. М. : Искусство, 1990. — 396 с.
36. Даль, В. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа Текст. / В.И. Даль. СПб. : Литера, 1996. - 480 с.
37. Древнеиндийская философия. Начальный период Текст. М. : Мысль, 1972. - 271 с.
38. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада Текст. / И.М. Дьяконов. М.: Наука, 1990. - 247 с.
39. Евзлин, М.С. Космогония и ритуал Текст. / М.С. Евзлин. — М. : Радикс. 344 с.
40. Евсюков, В.В. Мифы о вселенной Текст. / В.В. Евсюков. — Новосибирск : Наука СО, 1988. 176 с.
41. Ежов, В.В. Мифы Древнего Китая Текст. / В.В. Ежов. М. : Изд-во Астрель, 2003. - 496 с.
42. Елеонская, Е.Н. К изучению заговора и колдовства в России Текст. / Е.Н. Елеонская // Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. М.: Индрик, 1994. - С. 99-143.
43. Жирмунский, В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике Текст. / В.М. Жирмунский. М. : Высшая школа, 2003.-С. 228-235.
44. Забылин, М. Русский народ Текст. / М. Забылин. М. : Белый город, 2004.-176 с.
45. Заговорный текст. Генезис и структура Текст. — М. : Индрик, 2005. 520 с.
46. Зализняк, А.А. Древнейший восточнославянский заговорный текст) / А.А. Зализняк Текст. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. — М. : Наука, 1993. — С.104 — 108
47. Зарубежные исследования по семиотике фольклора Текст. — М., 1985.-320 с.
48. Зуев, И.Н. Музыка как модель времени Текст. / И.Н. Зуев // Человек : философская рефлексия : мат-лы Всероссийской (с международным участием) научно-прак. конференции. Вып.1 — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 36-37.
49. Иванова, В.А. Образ человека в категориях общенаучных картин мира Текст. / В.А. Иванова // Человек: философская рефлексия : мат-лы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции. Вып.1. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - С. 12-16.
50. История культуры Алтая Текст. Барнаул : Пикет. 1999. - 149 с.
51. История русской философии Текст. — М. : Республика, 2001. — 639 с.
52. Картина мира: модели, методы, концепты Текст. // Картина мира: язык, философия, наука : мат-лы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых / под ред. З.М. Резановой. Томск : ТГУ, 2002.-360 с.
53. Керлот, Х.Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ Текст. / Х.Э. Керлот. М. : REFL-BOOK, 1994. - 603 с.
54. Кляус, В.Н. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян Текст. / В.Н. Кляус. — М. : Наследие, 1997. 464 с.
55. Корсунцев, М.Г. Прикладная философия: субъект и технологии Текст. / М.Г. Корсунцев. М. : Росс, философ, общество. ИПК госслужбы, 2001. - 356 с.
56. Косарев, А. Философия мифа : Мифология и ее эвристическая значимость Текст. / А. Косарев. М. : ПЭРСЭ; СПб. : Универс. книга, 2000.-304 с.
57. Кравцов, Н.И. Проблемы славянского фольклора Текст. / Н.И. Кравцов. М. : Наука, 1972. - 360с.
58. Кузнецова, B.C. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции Текст. / B.C. Кузнецова.- Новосибирск : СО РАН, 1998. 250 с.
59. Культурология XX в. Энциклопедия Текст. Спб. Университетская книга ООО «Алетейя», 1998. — T.I. — 447 с.
60. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс.- М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. 392 с.
61. Литературные архетипы и универсалии Текст. / под ред. Е. Мелетинского. М.: РГГУ, 2001. - 433 с.
62. Лобок, A.M. Антропология мифа. Философский андеграунд Урала Текст. / A.M. Лобок. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997.-688 с.
63. Лосев, А.Ф. Миф Число - Сущность Текст. / сост. А.А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994. - 919 с.
64. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера- история Текст. / Ю.М. Лотман. М. : Язык русской культуры, 1999. - 442 с.
65. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Семиотика культуры Текст. / Ю.М. Лотман. .- Таллин : Александра, 1992. — 479 с.
66. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры Текст. / Ю.М. Лотман. СПб. : Искусство СПб., 2002. - 768 с.
67. Лотман, Ю.М. Семиотика культуры Текст. / М.Ю. Лотман // Избр. статьи : в 3 т. Таллин : Александра, 1992. — Т. 1. — 479 с.
68. Лурье, С.В. Историческая этнология Текст. / С.В. Лурье. — М. : Аспект Пресс, 1997. 448 с.
69. Максимов, С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила Текст. /С.В. Максимов. М. : Книга, 1989. - 175 с.
70. Малиновский, Б.А. Магия, наука и религия Текст. / Б.А. Малиновский. М. : Рефл-бук, 1998. - 304 с.
71. Малявин, В.В. Китайская цивилизация Текст. / В.В. Малявин. — М. : Астрель, 2000. 632 с.
72. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику Текст. / В.А. Маслова. М. : Флинта; Наука, 2006. - 296 с.
73. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта Текст. / М.Э. Матье. — М., 1961.-591 с.
74. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика Текст. / Е.М. Мелетинский. М. : Росс, гуманит. ун-т, 2001. — 170 с.
75. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии востока Текст. / Е.М. Мелетинский. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 406 с.
76. Мелетинский, Е.М. Структурно-типологичекое изучение сказки Текст. / Е.М. Мелетинский // Структура волшебной сказки. — М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 163-199.
77. Миллер, В. Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры Текст. / В.Ф. Миллер // Русская мысль. 1896. - №7. - С. 66-89.
78. Морохин, В.М. Малые жанры русского фольклора Текст. / В.М. Морохин. М., 1979. - 219 с.
79. Мяло, К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком Текст. / К.Г. Мяло // Культура, человек и картина мира. — М. : Наука, 1987. С. 227 - 262.
80. Найдыш, В.М. «Адвокат дьявола». К 150-летию со дня рождения Дж. Фрезера Текст. / В.М. Найдыш // Человек. 2004. - №5. - С. 2025.
81. Найдыш, В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма Текст. / В.М. Найдыш. М. : Гардарики, 2002. - 554 с.
82. Народные заговоры Текст. — М.: Фаир, 1997. — 288с.
83. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева Текст. -М. : Худож. лит., 1991.-270 с.
84. Неклюдов, С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов Текст. /С.Ю. Неклюдов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов: Сборник научных трудов / под ред. Б.Н.Путилова. — Л.: Наука, 1984-С. 221-229.
85. Немировский, А.И. Мифы и легенды Древнего Востока Текст. /А.И. Немировский. М. : Просвещение, 1994. - 368 с.
86. Новик, Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки Текст. / Е.С. Новик // Структура волшебной сказки. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. — С. 122-163.
87. Ольденбург, С.Ф. Культура Индии Текст. / С.Ф. Ольденбург. — М. : Наука, 1991.-277 с.
88. Павелинис, Р.И. Проблема смысла Текст. / Р.И. Павиленис. М., 1993.-223 с.
89. Пелипенко, А.А. Культура как система Текст. / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М. : Изд-во Языки русской культуры, 1998. - 371 с.
90. Петров, А.В. Эволюция магии на пути к усвоению ее платонической философией Текст. /А.В. Петров // Мат-лы и исслед. по истории платонизма. — СПб., 2000. Вып. 3. - С. 130-160.
91. Петрухин, В .Я. Мифы древней Скандинавии Текст. / В.Я. Петрухин. М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. — 464 с.
92. Познанский, П.Ф. Заговоры Текст. / П.Ф. Познанский. М.:Терра, 1997.-206 с.
93. Померанцева, Э.В. О русском фольклоре Текст. / Э.В. Померанцева. -М. : Наука, 1977. — 120 с.
94. Потебня, А.А. Слово и миф Текст. / А.А. Потебня. М. : Правда, 1989.-616 с.
95. Пропп В.Я. Фольклор и действительность Текст. // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. — С. 83 — 115.
96. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В.Я. Пропп. М. : Лабиринт, 2005. - 332 с.
97. Пропп, В.Я. Структура волшебной сказки Текст. / В.Я. Пропп. — М. : Российский гос. гуманит. ун-т, 2001. — 232 с.
98. Рак, И.В. Древний Египет Текст. / И.В. Рак. М. : Мир книги, 2004. - 430 с.
99. Русская эпическая поэзия Сибири и дальнего Востока Текст. / сост. Ю.И. Смирнов. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 499 с.
100. Русские сказки Сибири и Дальнего Востока : Волшебные. О животных Текст. / сост. Р.П. Матвеева, Т.Г. Леонова. — Новосибирск : ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 325 с.
101. Русский фольклор Текст. / под ред. А.А. Горелова. СПб. : 1996.-267 с.
102. Русское колдовство Текст. — М. : Эксмо, 2002. — 763 с.
103. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия Текст. / сост. Ю.Г. Круглов. -2-е изд. JI. : Просвещение, 1987. - 655 с.
104. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян Текст. / Б.А. Рыбаков. М. : София, Гелиос, 2002. - 593 с.
105. Рыжов, Ю. Религия, наука и искусство в системе культуры Текст. // Проблемы системного анализа культуры. — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2003. С. 43 - 126.
106. Савешникова, Т.Н. О некоторых типах заговорных формул Текст. / Т.Н. Савешникова // Живая старина. — М., 2000. — №5, №7.
107. Сагалаев, А. Алтай в зеркале мифа Текст. / А. Сагалаев. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1992. 175 с.
108. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация Текст. /А.П. Садохин. М. : «Альфа - М», Инфра - М., 2004. - 286 с.
109. Сахаров, И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым Текст. / И.П. Сахаров. Тула, 2000. - 480 с.
110. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст. / Э.Сепир. М. : Прогресс, 2001. - 656 с.
111. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды Текст. / И.М. Снегирев. М. : Сов. Россия, 1990. - 22 с.
112. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э.Б. Тайлор. — М.: Политиздат, 1989.-573 с.
113. Тань Аопгуан, Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность Текст./ Тань Аошан. М. : Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
114. Тернер, В. Символ и ритуал. Исследования по фольклору и мифологии Востока Текст. / В. Тернер. — М. : Гл. ред. вост. лит-ры, 1983.-277 с.
115. Токарев, С.А. Ранние формы религии Текст. / С.А. Токарев. -М. : Политиздат, 1990. 622 с.
116. Токарев, С.А. Сущность и/происхождение магии Текст. / С.А. Токарев. М. : Наука, 1992. - 520 с.
117. Топоров, В.Н. Заговоры и мифы Текст. / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, — 1998. Т.1.-389 с.
118. Топоров, В.Н. Исследования по этимологии и семантике Текст. /
119. B.Н. Топоров. М. : Языки славянской культуры, 2006. - 544 с.
120. Топоров, В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) Текст. / В.Н. Топоров // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М. : Наука, 1993. —1. C. 3 104.
121. Топоров, В.Н. Числовой код в заговоре Текст. / В.Н. Топоров. -М., 2001.-376 с.
122. Трессидер, Дж. Словарь символов Текст. / Дж. Трессидер. — М. : Фаир-пресс, 1999.-448 с.
123. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии Текст. /А.Н. Уайтхед. -М. : Прогресс, 1990. 716 с.
124. Уорф, Б. Отношение норм поведения и мышления к языку. Наука и языкознание. Лингвистика и логика Текст. // Новое в лингвистике. -М., 1960.-С.135- 198.
125. Фрезер, Дж. Золотая ветвь Текст. / Дж. Фрезер. — М. : Рефил-бук,1995.-528 с.
126. Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер М. : Республика, 1993. - 447 с.
127. Хюбнер, К. Истина мифа Текст. / К. Хюбнер. М.: Республика,1996.-448 с.
128. Цивьян, Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира Текст. / Т.В. Цивьян. М. : Наука, 1990. - 207 с.
129. Червинский, П.П. Семантический язык фольклорной традиции Текст. / П.П. Червинский. — Ростов-на-Дону : Издат-во ростовского ун-та, 1989.-224 с.
130. Чучин-Русов, А.Е. Единое поле мировой культуры Текст. /А.Е. Чучин-Русов. М.: Прогресс, - 2002. - 664 с.
131. Шелегина, О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. М. : Логос, 2001. - 184 с.
132. Шиндин, С.Г. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира) Текст. / С.Г. Шиндин // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. -М. : Наука, 1993. С. 108-128
133. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде. М., 1997. - 621 с.
134. Элиаде, М. Космос и история Текст. / М. Элиаде. М. : Прогресс, 1987.-312 с.
135. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении Текст. / М. Элиаде. — М. : Ладомир, 2000. 414 с.
136. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза Текст. /М. Элиаде. Киев : София, 2000. - 472 с.
137. Юдин, А.В. Ономастикон русского заговора Текст. / А.В. Юдин. -М., 1997.-266 с.
138. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. /К.Г. Юнг. — Киев : Государственная библиотека Украины, 1996. 384 с.
139. Bettina, A. Die unendliche gegenwart: am Tor eires neusn Bewusstseins Text. / A. Bettina. Altstatten : Panorama verlag, 1992. — 239 s.
140. Filip, J. Die keltische zivilisation und ihr Erbe Text. / J. Filip. Praha : Artia, 1961.-221 s.
141. Geschichte der deutschen Volksdichtung Text. Berlin : Akademie-verlag, 1981.-264 s.
142. Klengel-Brandt, E. Reise in das alte Babylon Text. / E. Klengel-Brandt. Leipzig : Prisma-Verl, 1970. - 271 s.
143. Sprache, geschichte und kultur der altaischen Volker Text. — B. : Akademie-verlag, 1974. — 668 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.