Школа, просветительская и педагогическая мысль народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя русскими революциями: 1900-1917 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бадтиева, Диана Хаирбековна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бадтиева, Диана Хаирбековна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА L Общественно-политические и экономические условия развития школы и прсюветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа накануне и в период между русскими революциями (1905 -1917 гг.).
1.1. Предреволюционная обстановка на Северном Кавказе в начале XX в. и состояние грамотности и просвещения народов этого региона.
12. Общ ая характеристика просвещения и школы. Положение учителей и учащихся в рассматриваемый период.
1.3. Начало коренных изменений в системе школьного образования, осуществленных после победы Февральской и Октябрьской революций на Северном Кавказе.
1.4. Демократическая печать Северного Кавказа о проблемах образования и просвещения труд ящихся.
Выводы.
ГЛАВА П. НАУЧНаПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ОБЩЕСШЕННО-ПЕДАГО-ГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В
ПЕРВЫЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХВЕКА.
2.1. Деятельность научно-просветительных организаций, кружков и обществ на Северном Кавказе с концд XIX до 1917 года.
22. Участие в общественно-политическом и педагогическом движении народов Северного Кавказа в рассматриваемый период представителей социал-демократических организаций, учителей и учащейся молодежи.
2.3. Учительские съезды и их значение для активизации борьбы трудящихся за демократизацию школьной системы образования.
Выводы.
ГЛАВА Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСГВЕННаПОЛИТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД МЕЖДУ РУССКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ (1900-1917 ГГ.).
3.1. Некоторые особенности развитая общественно-полшической и педагогической мысли северокавказских народов рассматриваемого периода.
32. Основные направления общественно-политического и педагогического движения на Северном Кавказе. Краткая характеристика научно-просвеги-тельской и педагогической деятельности прогрессивно-демократического направления:
-X. Уруймагов (1864-1919).
- П. Кашежев (1866-1931).
- Б. Далгат (1870-1934).
- П. Тамбиев (1873 -1928).
-Г.Дзасохов (1880-1918).
-НЦагов (1890-1935).
3.3. Либерально-буржуазное направление:
- Э. Кудашев (1865 -1932).
- М. Гарданов (1870-1962).
-С. Гирей (1875-1918).
-ССиюхов (1887-1966).
3.4. Феодально-клерикальное направление:
- Г. Баев (1860 -1939).
-А Кодеаев (1874-1924).'.
-АЦаликов (1882-1928).
3.5. Распространение на Северном Кавказе марксистских идей и появление первых марксистских кружков:
-КТуганов (1866-1921).
- А Коцоев (1876 -1944).
-С. Киров.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Становление и развитие начального образования на Северном Кавказе: Вторая половина XVIII в. - 1917 г.2005 год, кандидат педагогических наук Маргиева, Манана Шотаевна
Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII - XIX веках2000 год, кандидат педагогических наук Кокаева, Фатима Анатольевна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова: 1852-1899 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Гасиева, Людмила Ирбековна
Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова2000 год, кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школа, просветительская и педагогическая мысль народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя русскими революциями: 1900-1917 гг.»
Актуальность исследования. Любые позитивные результаты деятельности современной школы являются результатом деятельности профессивной педагогической мысли, теории и практики обучения и воспитания подрастающих поколений народов нашей страны, в том числе и народов Северною Кавказа.
Поднять качество подготовки молодежи к жизни на уровень современных требований можно путем творческою критического освоения воспишгельноюбразовательного опыта предыдущих поколений, педагогических идей выдающихся деятелей культуры, общественной и прогрессивно-педагогической мысли народов нашей страны.
Решение этой задачи значительно расширило и углубило бы наши представления в целом о педагогическом опыте и практике воспитания многих народов России и прогрессивно-педагогической мысли северокавказских народов - в частности.
Актуальность решения этой задачи диктуется объективно-исторической необходимостью выявления теоретически и рационально значимых элементов из прошлого воспитательно-образовательного опыта этих народов с целью совершенствования деятельности современной школы.
И в современных условиях постоянного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогической практике наших народов с целью извлечения из них определенных исторических уроков. Школа и исгорико-педагогическая наука призваны изучать многозначные процессы, проходившие в прошлом в отечественном образовании.
Школа и ученые-педагоги призваны обеспечить смену менталитета в обществе, в корне изменить ранее установившиеся классово-идеологические подходы в оценке духовных ценностей прошлого.
Объективно-правдивое освещение исгорико-образовательньгс процессов в условиях перестроечного периода и демократического обновления нашего общества становится важнейшей задачей ученых-педагогов, историков, источником педагогических знаний студентов, аспирантов и работников народного образования.
Нужна связь в истории образования и педагогической мысли горских народов. Для познания подлинной духовной истории наших народов необходима преемственность прошлого с настоящим. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. При этом современность ориентирует нас на решение тех задач, которые наиболее актуальны в наши дни.
Только такие методологические позиции исследователей помогут им определить наиболее кардинальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, которые подлежат изучению, показать взаимосвязь школы, научной и народной педагогики с современностью. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования и педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.
Для раскрытая целостной картины развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX - начала XX веков важное значение имеют не только архивные материалы, официальные документы о народном образовании и отчеты попечителей Кавказского учебного округа, но и труды видных просветителей, публицистов и педагогов до и после Октябрьского (1900 -1917) периодов России и Северного Кавказа.
Интерес к истории, этнографии, просвещению, обычаям, нравам и традициям северокавказских народов со стороны России и западноевропейских ученых - исследователей и путешественников возник еще в период раннего и позднего средневековья, но более отчетливо он выразился после присоед инения этих народов к России. И, в особенности в ХЕХ веке, когда начинались освоение русскими кавказских территорий и проникновение капитализма в этот решон.
Об этих проблемах в XVIII - XIX веках публиковали в печати свои труды и размышления о северокавказских народах ученые-кавказоведы русского и иностранного происхождения.
Одними из первых, кто дал исгорикснэтнографичесюуто характеристику северокавказским народам в XVIII веке были: СГГмелин, ИАПольденштедт, ППаллас, ЛЛШтедер и другие, собравшие ценные сведения об их истории, культуре и отчасти воспитании. Определенную значимость для изучения духовной культуры и педагогической мысли северокавказских народов имеют сведения, которые дал о них немецкий ученый-лингвист Г.Ю.Клапрот во время своего путешествия по Кавказу в 1807-1808 гг. Материалы, собранные им, свидетельствуют о начальном этапе разработки горской письменности, например у осетин, на основе церковнославянской графики и изучении первых печатных книг на осетинском и русском языках.
Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа внесли В.Ф.Миллер (1848 -1913) и ММКовалевский (1815 -1916), выдающиеся кавказоведы и деятели русской науки.
Ценные сведения о появлении первых просветительских организаций (школ, училищ и гимназий) на Северном Кавказе имеются в работах М.Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913). В них показана деятельность первых миссионерских и просветительных организаций, появление первой кавказской шггеляигенции, радикально настроенных педагогов.
На рубеже XIX - XX веков и после 1917 года проведено много интересных по содержанию научных изысканий русских и местных ученых, раскрывающих различные стороны духовной культуры северокавказских народов (МАбаев, ККануков, ОСокиев, MJCocbch и др.).
Научно-педагогические основы исследования школы и пед агогической мысли народов России заложены ШИГанелиным, Ф.Ф .Королевым, НА Константиновым, АМЛискуновым, З.И. Равкиным, ВЗ.Смирновым, М.ФШабаевой и др.
Объективная оценка развития школы и просветительства на Северном Кавказе представлена в исследованиях видных ученых-педагогов Р.Б.Вендровской, В ЛЖуравлева, МВМихайлова, Е.Г.Осовского и др., опубликованных в разных историко-педагогических журналах и научных сборниках. Наиболее значительными из них являются: экспериментальное учебное пособие «Проблемы истории школы и советской пед агогики» в трех частях (М., 1991 г. Отв. ред. доктор пед. наук, проф., чл.-корр. З.ИРавкин); Т.ФАрисгова «Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа» (М., 1968); MB. Богуславский. Историография отечественной педагогики 20-х годов XX вв. //Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт (М, 1993) и др.
Широкое признание получили труда ИЛКопачева «Развитие шкалы в Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1964), АХХакаушева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978), РХХашхожевой <Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX вв. (Нальчик, 1983), МС.Тогоева «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии» (Орджоникидзе, 1968) и «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии» (Орджоникидзе, 1968), ЕЛГонтаревой «Начальное образование в дореволюционной Чечено Ингушетии» (Грозный, 1965) и др.
Между тем до настоящего времени нет исследований общерегионального характера. Большие пробелы имеются в изучении научно-просветительской и педагогической деятельности дореволюционных писателей, этнографов, публицистов и видных педагогов северокавказских народов. Несмотря на большие заслуга в развитии школы северокавказских народов, их идеи и педагогические взгляды до сих пор не получили своего сколько-нибудь систематического освещения. В исследованиях вышеперечисленных авторов, посвященным горским просветителям, основное внимание, как правило, уделяется их политическим, философским или литературным взглядам. Диссертационные и монографические изыскания посвящены, главным образом, проблемам развития общественно-политической мысли, культуры и народного образования советского периода и осуществлялись только локально в рамках национально-автономных образований Северного Кавказа, а не в масштабе целого региона.
Краткие обзоры состояния школ по автономиям даются во введениях и в первых главах исследований, но ни в одном из них проблема педагогической мысли не стала предметом специального исследования.
Попытку систематизировать и обобщить историю развития школы и просветительства на Северном Кавказе предпринял профессор EJE.Хатаев в своей диссертационной работе «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. — 1917 г.). В ней в рамках одной главы дана краткая характеристика школы и педагогической мысли начала XX столетия (до 1917 г.).
Но все вышеперечисленные работы не решают проблему данного исследования. Они посвящены отдельным аспектам истории народ ного образования начала XX века. Развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа дореволюционного период а фактически не подвергнуто научному анализу и обобщению. Малоисследованными оказался третий этап просветигельско-педагогической мысли и школьная политика правительства в России в северокавказском регионе в 1900 -1917 гг. XX в. По этим вопросам до сих пор нет монографических и диссертационных исследований.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития национальной школы, просветительской и пед агогической мысли северокавказских народов накануне и в период между тремя российскими революциями (1900 -1917 гг.). Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - школьное образование, педагогическое и просветительское движение в предреволюционные годы на Северном Кавказе.
Предмет исследования - развитие национальной общеобразовательной школы, просветительской и педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период.
Задачи исследования:
- раскрыть специфику школьной политики царского правительства и показать позитивнее и негативные стороны ее влияния на развитие национальной общеобразовательной школы, просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа в начале XX века;
- выявить общие тенденции развития школы, просветительской и педагогической мысли народов северокавказского региона и рассмотреть особенности их проявления в отдельных его этнических районах накануне и в период между тремя русскими революциями;
- выявил, значение культурных связей и обмена духовными ценностями между народами Северного Кавказа и Россией для развития национального просвещения и школы;
- на основе исгоржо-педагогического обобщения исследуемого процесса показать воспитательное значение идей просветительства на подрастающие поколения.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развитая и воспитания, об общественно-исторической обусловленности характера деятельности школы и просветительской и педагогической мысли северокавказских народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.
Методы исследования:
- изучение и сопоставительный анализ архивных документов;
- изучение и теоретический анализ специальной литературы, историко-этнографических, ис-торико-педагогических, философских, фольклорных и литературных источников;
- изучение и теоретический анализ государственных документов о народном образовании, школьных учебников, учебных планов и программ северокавказских школ;
- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории огечест-венного образования и педагогической мысли народов Кавказа и России.
Источниками исследования являются:
- архивные материалы, извлеченные автором из центральных архивов Москвы, С-Пегербурга, Владикавказа, Нальчика, Ставрополя.
- государственные документы о народном образовании;
- печатные труды по истории пед агогической мысли и истории школы Северного Кавказа и России;
- труды по эпгим вопросам современных и дореволюционных авторов;
- учебники, учебные планы и программы школ дореволюционного Северного Кавказа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- поставлена и решена одна из крупных проблем исгорико-педагогического регионоведения -воссоздания в целостном виде становление и развитие школы, просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя российскими революциями (1900-1917гг.);
- раскрыто содержание процесса взаимодействия школы, просветшельства и педагогической мысли в рассматриваемый период и выявлены факторы, влияющие на этот процесс;
- на примере наиболее видных представителей научной и творческой северокавказской интеллигенции проанализированы ее педагогические воззрения по вопросам улучшения постановки народного образования в регионе;
- введены в научный оборот новые малоизвестные материалы.
Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы, содержащиеся в данной диссертационной работе, могут быть использованы в современной средней и высшей школе, при подготовке и переподготовке учительских кадров, способствовать расширению научных представлений об истории развития школы, просветительской и педагогической мысли на Северном Кавказе.
Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью методов исследования, которые позволяют выявить закономерный характер процесса развития школьной системы образования, просветительской и педагогической мысли народов Северною Кавказа
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
- прогресс школьного образования на Северном Кавказе начался после присоединения этого региона к России и продолжал углубляться на протяжении всего пореформенного периода. При этом приобщение горских народов к передовой русской культуре стало важным фактором формирования их научной интеллигенции, испытавшей на себе благотворное влияние этой культуры и ставшей поэтому инициатором создания в крае светских и народных школ;
- несмотря на ограничительные меры правительства к сдерживанию роста народных школ на Северном Кавказе в конце XIX века и мизерные средства, отпускаемые им на нужды народного образования края, развитие школьной системы шло все-таки быстрыми темпами, и к началу XX столетия она стала более разветвленной, представленной большим разнообразием;
- решающим фактором этих изменений в школьной сети Северного Кавказа стало развернувшееся общественно-политическое и педагогическое движение здесь, вызвавшее к жизни общественно-политическую активность передового учительства и населения, развитое общественной и частной инициативы в школьных делах;
- ускорение развития правительственных и церковно-приходских школ на Северном Кавказе вызывалось, с одной стороны, и потребностями развивающейся капиталистической экономики в крае и, все усиливающемся влиянием на горцев идей панисламизма, способствовавшего росту антирусских настроений - с другой;
- педагогическая мысль северокавказских народов питалась не только передовой русской культурой, но и имела собственную национальную почву. Она не была точной копией передовых пед агогических школ других народов России, а отражала как общеингернациональные, так и национально-особенные тенденции общественно-пед агогического движения.
Организация и этапы исследования.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап - 1999 - 2000 гг. - предварительное ознакомление с вопросом об истории развития школы и педагогической мысли у народов Северного Кавказа в постреформенный период.
2 этап - 2000 - 2002 гг. - завершение изучения научной литературы, оценка состояния проблемы, степени ее изученности. Определение методологии, методов научного понятийного аппарата, задач, исгочниковой базы исследования, частичный анализ и систематизация собранных материалов, подготовка статей к изданию.
3 этап - 2002 - 2003 гг. - систематизация и обобщение материалов. Оформление диссертации, издание по результатам исследования статей, методических пособий и тезисов докладов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и социологии СевероОсетинского государственного университета им. КЛХетагурова; докладывались на региональных конференциях, а также конференциях по итогам НИР СОГУ (2000-2002 гг.). Они внедрены в вузовский процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Кавказа в условиях факультета социологии и психологии СОГУ. По результатам исследования опубликовано 6 работ.
Сгруюура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа: XIX век2003 год, доктор исторических наук Айларова, Светлана Ахсарбековна
Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.2001 год, кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна
Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века2004 год, кандидат педагогических наук Газзаева, Зарема Амирановна
Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.2005 год, кандидат педагогических наук Дзеранова, Рита Фёдоровна
Проблема педагога в прогрессивно-демократической педагогике Кавказа во второй половине XIX - начале XX века2009 год, кандидат педагогических наук Хугистова, Фатима Шамильевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бадтиева, Диана Хаирбековна
ВЫВОДЫ
По своей направленности научно-просветительское и педагогическое движение горцев конца XIX начала XX века было неоднородным. В нем определились три основных направления: 1) прогрессивно-демократическое, 2) либерально-буржуазное, и 3) феодально-клерикальное, представители которых отстаивали свои идейные платформы по школьным вопросам. При этом верх брали идеи прогрессивно-демотфатического направления. Оно было представлено передовой прогрессивно мыслящей интеллигенцией, учителями и учащимися всех типов учебных заведений, которые боролись за под линно народную школу, основанную на демократических началах. Просветители-педагоги осуждали порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, зубрежку, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей, их судьбе.
На позициях прогрессивного просветительства стояли общественные деятели Карачая И. П. Крымшамхалов и И. Хубиев, адыгейские общественные деятели И. Цей, Т. Кашежев и мн. др. Названных просветителей Северного Кавказа объединяла идея необходимости приобщения горцев к русской культуре. За налаживание взаимоотношений между русскими, чеченцами и ингушами, за просвещение своего народа выступал и ингушский педагог А-Г. Долгиев.
Такие же просветительские идеи высказывали и педагоги Б. Далгат, Н. Батырмурзаев, X. Уруймагов, Г. Дзасохов и др.
Наиболее яркими представителями прогрессивно-демократического направления научно-просветительской и педагогической мысли исследуемого периода были: педагоги-публицисты X Уруймагов (1864-1919), педагоги-просветители Т. П. Кашежев (1866-1931), Б. Далгат (1870 - 1934), С.Сиюхов, ПТамбиев (1873 - 1928), Г. Дзасохов (1880 -1918), НЦдгов
1890 -1935) и др., отстаивавшие политические и духовные интересы всех народов Северного Кавказа.
Промежуточное положение между крайними - прогрессивно-демократическим и феодально-клерикальным направлениями занимало либералы ю-бу ржу азное движение. Оно вобрало в себя черты этих двух непримиримых по своей суш течений научно-просветительской и общественно-педагогической мысли народов Северного Кавказа. Представители либерально-буржуазного движения были представлены мелкой буржуазией, большую часть которой составляли либеральные земские деятели (С. Сиюхов, С. Довлет-Гирей и др.), непосредственно связанные с решением задач народного просвещения. «Либералы, - писал В. И. Ленин, хотели «освободить Россию сверху, не разрушая ни монархии щря, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени». Поэтому политическая платформа либерально-оппозиционной часта научно-просветительской и педагогической мысли сводилась к обеспечению паритетного участия земств в деле народного просвещения с разделением функций земских учреждений и правительственной бюрократии. По, по их мнению, путь к культуре, богатству и счастью России лежал только через школу.
Либералы считали необходимым просвещение народа только на своем родном языке, совершенно не изучая русский. Но они также ратовали за развитие национальной культуры тем путем, который «освободит угнетенные нации», сделает их счастливыми.
Будучи поборником народной школы и просвещения, они не были последовательны при обсуждении в печати социально-политических проблем. Так, рисуя бесправное социальное положение горцев-крестьян, С. Довлет-Гирей, не добивался ограничений сословных прав имущественных классов. Таких позиций придерживался и В. Кудашев. Представители: либерализма не отрицали развитие религиозного образования в крае. Эти идеи имели место и во взгляд ах общественных деятелей Северного Кавказа С. Сиюхова, С. Озрокова, М. Гарданова.
В целом же деятельность представителей рассматриваемого направления отвечала интересам своих народов, хотя и не выходила за рамки проведения реформ.
Видными представителями либерально-буржуазного течения были: В. Куд ашев (1865 -1932), М Гарданов (1870-1962), С. Довлет-Гирей (1875 -1918), С. Сиюхов (1887-1966).
Но наиболее реакционным в отношении учебного ведомства являлось феодально-клерикальное направление. Оно было представлено религиозным - православномиссионерским и мусульманским просвещением, носителями которого по-прежнему были представители феодально-княжеской знати, лишившиеся после отмены крепостного права (19 февраля 1861 года) своих зависимых крестьян, также мусульманское духовенство, ратовавшее за переселение горцев-мусульман в Турцию и царское правительство.
Защитники ислама всячески стремились изолировать простых горцев от благотворного влияния передовой русской культуры и светских правительственных школ.
Они сеяли среди них антирусские настроения, насаждали религиозный фанатизм, суеверия и предрассудки.
Хотя представители этого направления тоже ратовали за увеличение численности школ, но они хотели видеть их только конфессиональными Существующая школьная система их вполне устраивала. Они отстаивали сословную школу, были против ее демократизации. Но такие подходы к образованию объясняются сословной принадлежностью представителей этого направления, отстаивающих взгляды феодальной интеллигенции. Наиболее яркими фигурами среди них были: Г. В. Баев (1860 -1939), А. К Кодзаев (1874 - 1924) и А. Т. Цаликов (1882 -1928), взгляды которых тоже поражают своей инд ивидуальностью.
Кроме прогрессивно-педагогического, либерально-буржуазного и феодально-клерикального направления в научно-просветительском и педагогическом движении к концу XIX века на Северном Кавказе стало распространяться и марксистское. Ого направление возглавила Российская социал-демократическая рабочая партия, принявшая в 1903 г. на II съезде разработанную Лениным программу, в которой были сформулированы следующие требования: право населения получать образование на родном языке; светскость школы; бесплатное и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лег, запрещение предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет); ограничение рабочего времени подростков (16—18 лет) шестью часами.
Марксистское направление общественно-педагогической мысли народов Северного Кавказа было представлено такими выдающимися педагогами и публицистами, как А Ардасе-нов, С. Гадиев, М. Туганов и др. Вооруженные марксистско-ленинской теорией о коммунистическом общественно-политическом устройстве, новом строительстве системы просвещения и переустройстве школьного образования на демократических началах, они до конца оставались ей верны.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что научно-просветительская и педагогическая мысль последнего этапа поднимается на новую высоту. Этому способствуют революционные события в центральной России, рост свободолюбивых настроений среди горских народов, крестьянские волнения на местах. Просветители и педагоги третьего периода глубоко отображают жизнь трудового народ а, классовые противоречия, национальный гнет царизма. Значительно непримиримее становится их отношение к пережиткам феодальной старины, социальной неустроенности. Сшль же бескомпромиссно их отношение к уродливым явлениям, порожденным буржуазными отношениями. В этот исторический период не все просветители приходят к признанию революционных методов борьбы за социальную справедливость. Значительно острее ощущается поиск положительного начала, идеала. Они по-разному воспринимают Октябрьскую революцию: одни из них принимают (М. Абаев, I L Цагов, Б. Далгаг, Г. Дзасохов, X Уруймагов), радуются, другие же — эмигрируют (А. Цаликов, Г. Баев). Но, не смотря на это, все они оставили след в научно-просветительской и пед агогической мысли своих народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой четверга XX века в культуре и просвещении северокавказских народов произошли определенные положительные сдвиги. Развернулась борьба за обучение на родном языке, за расширение среднего образования. Осуществились попытки распространить профессиональное образование, противопоставления светского образования религиозному. Однако то, чего удалось добиться в области образования «инородцев», не коснулось их широких слоев. До Октябрьской революции в системе просвещения северокавказских народов значительное место продолжали занимать духовные учебные заведения. Количество духовных школ превосходило количество светских. Важную роль в развитии школ сыграло общественно-педагогическое и научно-просветительское движение, под напором которого правительство, проводя свои школьные реформы, шло на половинчатые уступки.
В дальнейшее развитие просвещения и образования горских народов существенный вклад внесли прогрессивные деятели научно-просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа адыги: С. Сиюхов, К Кудашев, кабардинцы: Т. Кашежев, П. Тамбиев, Н. Цагов; осетины: Г. Дзасохов, X. Уруймагов, М. Гарданов; чеченцы М. Эльдерханов и Б. Далгат и др. В борьбе с идеологами национализма, под влиянием идей К. Д Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И Пирогова и др., передовой русской педагогики они заложили основы подлинной культуры малых народов.
Просветители-педагоги осуждали порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушнобюрократаческое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей, их судьбе.
Под их непосредственным руководством и участием созывались съезды учителей. Эти съезды состоялись в 1888, 1901 и 1904,1917 годах. В них большое место заняли вопросы улучшения материального положения учителей, освобождения сельских обществ от платы жалованья учителям с переводом последних на государственное обеспечение, уравнение учительниц в жаловании и во всех правах с учителями и, наконец, удаления наблюдателя церковноприходских школ округа А. Кодзаева, являющегося типичным охранителем самодержавия и его антинародной политики в крае. Петиции учительских съездов содержали требования, направленные на усиление в школе светского образования, демократизацию управления ею, меры, которые, могли создал, возможное развитие общей и национальной культуры.
Эти требования выходили за рамки школьного дела, сближали интеллигенцию с народом, отвечали интересам прогресса в школьной политике.
Многочисленные выступления К Хетагурова, Г. Цашлова, Н. Цагова, Б. Далгата, Г. Дзасохова, X Уруймагова, П. Тамбиева и других мыслителей печатались в разных изданиях Северного Кавказа и посвящались состоянию школьного дела, проблемам роли двуязычия в обучении, совершенствованию форм и методов работы педагогов, вопросам школьных учебников и положению учителя в обществе.
Таким образом, развитие школы и научно-просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа в конце XI - начале XX веков обусловливалось освободительным движением в России и теми социально-экономическими переменами, которые происход или в жизни горцев в эти периоды.
Настоящее исследование является попыткой обобщения истории научно-просветительской и педагогической мысли конца XIX - начала XX века, и не претендует на исчерпывающее изложение всех проблем эпохи. Однако даже сравнительно короткий обзор ис-торико-педагогической мысли в Северной Осетии дореволюционного периода свидетельствует о богатстве духовной жизни северокавказских народов и об их связях с духовной жизнью русского народа.
В целом северокавказская просветительская и педагогическая мысль в лице таких видных своих представителей, как Г. Дзасохов, X. Уруймагов, К. Хетагуров, IL Цагов, Т. Кашежев, Б. Далгат, П. Тамбиев, К Кудашев, С. Довлег-Гирей, С. Сиюхов и других показала себя зрелой, оказалась на уровне требований и задач российского педагогического движения. Она помогла горским народам приобщиться к великому демократическому движению русского народа и внести свою лепту в дело народного просвещения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бадтиева, Диана Хаирбековна, 2003 год
1. Авгорханов АР. Достижения и недостатки культурного строительства в Чечне //Революция и горец. 1929. № 5. С. 64-83.
2. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К. Каргаев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ, 1993. С. 269.
3. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа М, 1968. С. 276.
4. Армавирский пролетарий. 1907.5 февраля.
5. Баев Г. Осетинская письменность //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С-Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. С. 175.
6. Баев Ч О горцах в Госуд арственной думе //Терек, 1906.22 июня.
7. Белинский ВТ. Полное собрание сочинений. Т. 5. М, 1987. С. 234.
8. Бербеков ХМ Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964. С. 345.
9. Бадгаева ДХ Общая характеристика просвещения и педагогической мысли горских народов во II половине XIX века //Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов/Под ред. проф. ЕЕ^Хатаева Владикавказ, 2003. С. 103-108.
10. Бадгиева ДХ Выдающиеся педагоги Северного Кавказа о развивающем обучении //Теория и практика обучения и воспитания: Сборник статей. Вып. 2. Владикавказ, 2003. С. 211-218.
11. Бадгиева ДХ Демократическая печать Кавказа о проблеме образования и просвещения народов Северного Кавказа в период между тремя русскими революциями (1905-1917 гг.): Учебно-методическое пособие. Владикавказ: СОГУ, 2003. 45 с.
12. Бадгиева ДХ Распространение на Северном Кавказе социал-демократических и марксистских идей и их влияние на школу: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: СОГУ, 2003.34 с.
13. Блейх КО. Основные научно-педагогические воззрения Г. И Дзасохова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ, 2000.
14. Блейх Н.О., Хагаев EJE. Научно-просветительская и педагогическая деятельность ПИДзасохова Владикавказ, 2000.
15. Богуславский М.В. Историография отечественной педагогики 20-х годов XX в. //Исгорико-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М, 1993. С. 47.
16. Большевистская периодическая печать (декабрь 1900-1917). М, 1964. М, 5,52-168.
17. Борьбаза советсю/ю власть на Кубани в 1917-1920 гг. Краснодар, 1957.С.232.
18. Булацев СХ Гиго Дзасохов публицист-революционер. Орд жоникидзе, 1982. С. 291-292.
19. Булацев X Революцией мобилизованный (к 100-летию ПИДзасохова) // Социалистическая Осетия, 1980,14 августа.
20. Бушуев CJC Революционное движение в Чечено-Ингушетии в 1905-1907 гг. Грозный, 1941. С. 61.
21. Викторов ДО. О положении школ национальных меньшинств //Голос Кавказа 1906. 22 июня
22. Габеев AJL Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) /Материалы по истории Осетии. Орд жоникидзе, 1942. С. 10-11.
23. Гадиев Ц. Культурное строительство в национальных областях// Революция и горец. 1932. №10-12. С. 169.
24. Гарданов М Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии //Владикавказские епархиальные ведомости. 1909. № 6-7. С. 230-231.
25. Гарданов MJC Дигорон дзурд (родное слою) в 2 ч. Дзауджикау, 1924.
26. Гарданов MJC Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии //Владикавказские епархиальные ведомости. 1909. № 6-7. С. 230-233.
27. Гарданов М.К. Социально-экономические очерки. С. 1.
28. Гогебашвили Я.С. О воспитании человека-патриота //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. С. 200.
29. Гонтарева ЕН Борьба большевиков за вовлечение учащихся в революционную деятельность //Народное образование на Северном Кавказе: Сборник статей. Ставрополь. 1974. С. 5-9.
30. Гонтарева ЕЛ Начальное образование в дореволюционной Чечено-Интушегаи. Грозный, 1965. С. 64-67.
31. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев //Терский сборник. Вып. 3. Владикавказ, 1893.
32. Демешина ЕЛ Рабочее движение на Дону в период империализма Р-н-Д, 1973. С. 37-40.
33. Деятели адыгской культуры. Нальчик, 1991. С. 15.
34. Джабаги BP. Ингуши и грамотность //Правда. 1905.29 января.
35. Джамбулагова 3JC Из истории народного образования в советской Чечено-Ингушетии //ИЧИНИИ. Грозный, 1964. Т. 5. С. 105.
36. Джанаев А.К Народы Терека в Российской революции 1905-1907 гг. Орджоникидзе, 1985. С. 292.
37. Джусойты НГ. Коцоев Арсен. Цхинвали, 1965. С. 75.
38. Д засохов Г.И. Ардонская духовная семинария и осетины //Терек, 1914,12-13 апреля.
39. Дзасохов Г.И. Голос смущенной совести //Казбек, 1905,26 июля.
40. Дзасохов Г Л Дело довольно скучное //Терек, 1910,4 августа
41. Дзасохов Г.И Дневник педагога //Г. Дзасохов. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970. С. 165.
42. Дзасохов Г.И. К вопросу о кандидате на должность наблюдателя школ //Казбек, 1905,28 июля.
43. Дзасохов Г.И К вопросу о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ //Казбек. 1905. 28 июля.
44. Дзасохов Г.И. К вопросу о реформе средней школы //Терек. 1915.16 декабря.
45. Дзасохов Г.И. К ревнителям просвещения инородцев //Терек, 1912,12 июня.
46. Дзасохов Г Л Коста Хегатуров. Р.-н.-Д, 1909.25 с.
47. Дзасохов Г Л О Владикавказском осетинском женском приюте //Казбек. 1905.11 ноября.
48. Дзасохов ГЛ О женском образовании в Осетии //Казбек,1905,20 июля.
49. Дзасохов Г Л О женском образовании в Осетии //Казбек. 1905.20 июля.
50. Дзасохов ГЛ О просвещении инородцев//Терек. 1911.15феврапя.
51. Д засохов ГЛ О просвещении мусульманского населения //Терек, 1911,15 февраля.
52. Дзасохов Г Л Образовательное и воспитательное значение отечественного языка //Казбек, 1904,27 апреля.
53. Документы по истории г. Дигоры. Орджоникидзе, 1972. С. 283,295-296.
54. За власть Советов в Кабарде и Бапкарии: Сб. док. Нальчик, 1957, с. 51 -52.
55. Зажаев П.В. В какой мере удовлетворяются потребности различных национальностей Кавказа в образовании //На Кавказе. 1910. № 7-8. С. 96.
56. Заседание союза учителей //Жизнь. 1917.21 июня.
57. Известия СО ИГСИ. Т. VOL Ч. 1.1934. С. 191-192.
58. Искра. Владикавказ. 1905.18 декабря.
59. История Кабардино-Балкарской АССР. М, 1967. Т. 1. С. 423.
60. История народов Северного Кавказа (XVIII в. -1917 г.). М, 1988. С. 455-467.
61. История Северо-Осегинской АССР. В 2 т. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. С. 472.
62. Кабардей И. Народное образование в Кабарде //Новая Русь. 1910.10 апреля.
63. Кавказ. Тифлис. 1905.5 августа.
64. Кавказский календарь на 1917 год. Тифлис, 1916. С. 286.66. Казбек, 1905,7 мая.
65. КалоевБА. Миллер-кавказовед. Орджоникидзе, 1963. С. 45-60,131-132.
66. Каргиев И.К., Чеджемов СР. Ахмет Цаликов. Владикавказ. 1990. С. 25.
67. Кафанова JI. Киров театральный критик //Театральная жизнь. 1962. № 9. С. 26.
68. Киреев ЕЛ Бесстрашный борец за победу революции (вступительная статья к сборнику Асланбека Шерипова «Статьи и речи»). Грозный, 1961. С. 8.
69. Киров СМ Безграмотная Русь//Терек. 1914.10 мая.
70. Киров СМ Впредь до. //Терек. 1911.1 мая.
71. Киров СМ Еще раз о наших благодетелях //Терек. 1909.29декабря.
72. Киров СМ Запрещение учителям//Терек. 1914.16 апреля.
73. Киров СМ Из тьмы к свету //Терек. 1914.19 июня.
74. Киров СМ Креформе школы//Терек. 1913.19 апреля.
75. Киров СМ. Милые дети//Терек. 1916.18 января.
76. Киров СМ На пути к грамотности //Терек. 1913.1 июня.
77. Киров СМ. Наши благодетели //Терек. 1909.6 декабря.
78. Киров СМ Незаконченная реформа//Терек, 1915.11 апреля.
79. Киров СМ Отставка Шварца //Терек. 1910.3 октября.
80. Киров СМ По поводу еще одной беседы //Терек. 1912.3 мая.
81. Киров СМ. Статьи, речи, документы. JL, 1936. С. 213.
82. Киров СМ. Угроза//Терек. 1913.11 декабря.
83. Кодзаев АЛ I. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903.
84. Кодзаев АЛ К учащим цфковно-приходских школ Северной Осетии //Владикавказские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 4%.
85. Константинов НА, Струминский В .Я. Очерки по истории начального образования в России. М, 1953. С. Ж
86. Копачев ИЛ Развитие школы в Кабардино-Балкарии (XVIII в. 30 гг. XIX в.) Нальчик, 1964. С. 84,244.
87. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920 гг.). М., 1958. С. 89-146,549.
88. Краснов MB. Просветители Кавказа Ставрополь. 1913. С. 100-101.
89. Кубанский край. 1914. № 1.
90. Кумыков Т.Х Талиб Хашежев. Нальчик, 1981. С.6.
91. Лежава А.П. Революционное содружество народов Грузии и Северного Кавказа в борьбе за победу социалистической революции. М., 1978. С. 36-37.
92. Ленин В.И. Крестьянская реформа и пршетарско-крестьянская революция //Собрание сочинений. М, 1967. Т. 20. С. 178.
93. Ленин В Л Сердитая растерянность //Поли собр. соч. Т. 8. С. 184.
94. Лысенко М Народное образование в Терской области //Терские ведомости. 1899.20 октября.
95. Майкопский листок. 1912. №9.
96. Макет истории Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1982. С. 338.
97. Мамхетова РА Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. С. 8.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955. С. 166.
99. Материалы I Всеосеганского учительского съезда в г. Владикавказе с 10 июня по 16 июня 1818 года.
100. Материалы к мусульманскому съезду по вопросу об удовлетворении образовательных нужд мусульманского населения. Тифлис, 1916. С. 1-3.
101. Материалы по истории осетинского народа. Т. 5. Орджоникидзе, 1942.С.213.
102. Мирониев А. К вопросу о просвещении инородцев //Русская школа 1904. № 5-6.
103. Мужев И.Ф. Волнения в Кабардинской come Терско-Кубанского полка Сборник статей. Нальчик, 1955. С. 97-102.
104. Мужев И.Ф. Революция 1905 года в Кабарде. Нальчик, 1955. С. 44,70.
105. Мутушев И. Школа и Чечня //герек. 1908.4 июля.
106. Налоев 3JML Эподы по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. С. 126.
107. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973. М., 1974. С. 7-9.110. Наше знамя. 1917.29 июня.
108. Обзор Дагестанской области за 1899 год. Темир-Хан-Шура, 1900. С. 158.
109. Обзор Д агестанской области за 1908 год. Темир-Хан-Шура 1907. С. 98.
110. Осетинская литература М^ 1952. С. 181.
111. Отчет начальника Терской области за 1906 год. Тифлис, 1906. С. 62.
112. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского училища, 1890-1899. Темир-Хан-Шура 1901.
113. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1900 год. Тифлис, 1901. С. 551-531.
114. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1913 год. Тифлис. 1914. С. 434.
115. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. 1957. Т.1. С. 449.
116. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. С. 292.
117. Очерки истории школы и пед агогической мысли народов СССР (конец XIX начало XX вв.) /Отв. ред. Э ДДнепров. М^ 1991. С. 7.
118. Паго Тамбиев. Избранное. Нальчик, 1984. С. 8.
119. Паперный JL К съезду учителей Кубанской области //Кубанская правда 1917.19 мая.
120. Паргархив Д агестанского Обкома КПСС. Ф. 2370. Огт.5. Д159. Л. 2.
121. Правительственный законопроект о всеобщем обучении в Государственной думе //Социал-демократ. 1910. № 18.
122. Прикубанская правда. 1917.18 мая.
123. ПшеунеловЕ. Горцы Кубанской области и образование //Кубанская школа 1916.№ 1.
124. РавкинЗ.И. Мифы и реальность //Советская педагогика 1991. № 10. С. 110.
125. Равкин З.И., Королев Ф.Ф. Великая Октябрьская революция и коренные преобразования в области народного просвещения в 1917-1918 гг. //Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941 гг.). М, 1980. С. 31.
126. Революция 1905 года в Северной Осетии. Сборник материалов. Т. 1. Орджоникид зе, 1934. С. 253-254.
127. Революция 1905 года на Северном Кавказе. Р-н-Д,1920. С. 160-162.
128. Рудольф Н.Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа за 1908-1912 гг. Тифлис, 1914. С. 9.
129. Саракаев И. Русская шкала среди чеченцев //Терский вестник. 1915.19 декабря.
130. Северная Осетия в революции 1905-1907 гг. Сборник документов. Орджоникидзе, 1955. С. 134-136.
131. Сиюхов С. На новый год //Кубанская школа 1916. № 1.
132. Сиюхов С. На точке неподвижности //Кубанский казачий листок. 1912.№27.
133. Сиюхов С. Не мея, а мир //Заря Д агестана 1913. № 6.
134. Сиюхов С. О русской инород ческой школе //Русская школа 1904. № 5-6.
135. Сиюхов С. Черкесские мотивы//Мусульманская газета. 1913.23 июля.
136. Таранин BP. Народное образование в Северной Осетии в 1917 1920 гг. //УЗ СОГПИ. Орджоникидзе, 1967. Т. 27. С. 27-41.
137. Терские ведомости. 1875.10 января и 22 февраля.
138. Тогоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968. С. 165.
139. Тогоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968. С. 173-183.
140. Туганов Б. Литературное наследие. Орджоникид зе, 1977. С. 17.
141. Туганов Б. Рассказы. Драматические произведения. Орджоникидзе, 1963. С. 7-8.
142. Уруймагов ХА Желательные улучшения церковной школы в Осетии //Терек. 1909.7 и 9 мая.
143. Уруймагов ХА Начальная школа в Осетии //Утро гор. Багу, 1910, № 1. С. 50.
144. Уруймагов ХА Несколько слов о школах в горах Осетии //Казбек, 1900,№751.
145. Уруймагов ХА Школьное дело в Осетии //Казбек, 1899,28 ноября.
146. Фарфаровский С. Воспитание детей у туркмен //На Кавказе. 19Ю.№7-8.
147. Фелицын ЕД Князь Сефербей Зан //Кубанский сборник Краснодар. 1903. Т. 10.
148. Хакуашев АХ Адыгские просветители. Нальчик, 1978. С. 7.
149. Хатаев Е.Е. Педагогическая публицистика СМКирова //Советская педагогика. 1988. № 5. С. 86.
150. Хатаева РА Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения ХАУруймагова (1864-1910 гг.) //Авгореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
151. Хатаева РА Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения ХА Уруймагова (1864-1919 гг.). Владикавказ, 2001. С. 56.
152. Хатаева РА., Хатаев EJS. Педагогические идеи ХАУруймагова //Проблемы общей педагогики. Владикавказ, 1999. С. 54-55.
153. Хатаева РА, Хатаев ЕЕ. X. Уруймагов о роли и назначении шкалы в жизни общества //Вестник СОГУ. 2001. № 1.
154. Хатаева РА., Хатаев EJE. ХАУруймагов видный педагог-просветитель Северного Кавказа Владикавказ, 2001. С. 112.
155. Хашхожева Р.Х Адыгские просветители второй половины XIX начала XX в. Нальчик, 1983. С. 216.
156. Хегагуров кл. Горе //Собрание сочинений. М., 1959. Т. 1.
157. Хегагуров KJL Собрание сочинений. В 5 т. М., 1960. Т. IV. С. 294.
158. Хегагуров KJL Церковные школы в Осетии //Собрание сочинений: В 5 т. М, 1960. Т. 4. С. 187-188.
159. Хоруев Ю.В. 109 голосов. Орджоникидзе, 1966. С. 101.
160. Цаликов AT. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики, культуры и хозяйственного бьпа М., 1913. С. 148.
161. Цаликов AT. Мусульмане в России и Федерации. М, 1917.
162. Цаликов AT. Отклики горской жизни //Утро гор. Баку, 19Ю.№ 1.С. 81-82.
163. Цховребов ЗЛ Из истории развития общественно-политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX начале XX века. Тбилиси, 1973. С. 192.
164. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958. С. 17-18.
165. Школьникам о Карачаево-Черкессии. Методические рекоменд ации. Нальчик, 1982. С. 13.1. Архивные материалы
166. Архив Северо-Осешнского института гуманитарных и социологических исследований (АСОИГСИ). Ф. 10 (ГЛДзасохов). Оп. 1.Д 71. Я 290-291.
167. АСОИГСИ. Ф. 10 (Народное образование в Осетии. 1890-1917гт.).0а 1. Д13. Л. 1-4.
168. А СОИГСИ. Ф. 10. On. 1. Д12. Я 2-3.
169. АСОИГСИ.Ф.Ю.Оп.1.Д71.Я261-269.
170. АСОИГСИ.Ф.Дзасохова.Oil 1.Д71.Я262-274.
171. АСОИГСИ. Ф. 10. (Народное образование в Осетии -1890-1917 гг.). On. 1. Д 13.Я 1-4.
172. А СОИГ СИ. Ф. 34 (Гарданов MJC). Оп.1. Д 6. Я1-13.
173. А СОИГ СИ. Ф. 34 (Гарданов MJC). On. 1. Д6. Л. 34,34.
174. А СОИГ СИ. Ф.34 (Гарданов МК). On. 1. Д 6. Л 2-14.
175. А СОИГ СИ. Ф.34 (Гарданов МК). On. 1. Д 6. JL 4-6.
176. А СОИГСИ. Ф. 45 (А Коцоев). Д12. Л10.
177. А СОИГ СИ.Ф.11 (Воспоминания). On. 1Д 34. Л 87-310.
178. А СОИГСИ ОРФ.Оп. 1. (Осетинская письменность). Д 20. Л 1-2.
179. А СОИГСИ ОРФ. On. 1. (Осетинская письменность). Д 20. Л 3-4.
180. А СОИГСИ ОРФ. On. 1. (Осетинская письменность). Д 20. Л 21.
181. А СОИГСИ ОРФ. Ф. Г. В. Баева. On. 1. Д 20. Лл. 1-6об.
182. А СОИГСИ. Материалы по народному образованию 1908 г. Папка№ 13.
183. А СОИГСИ. ОРФ. On. 1. (Личный фовдГ. Баева). Д 20. Лл. 1-64.
184. А СОИГСИ. Ф.11 (Цаголов ГМ). Он. 1. Д 34. Л 10.
185. ОРФСОНИИИФЭ. Ф. 102. On. 1.Д2.Л 8-10.
186. ОРФСОНИИИФЭ.Ф. 11. (Дзасохов ГЛ). Д 34. Л122-127.
187. ЦГА Дагестана. Ф. 2. Оп.З. Д 210. Л144.
188. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 2 (Управление Кабардинским округом). On. 1. Д 322. Л 16-20.
189. ЦГА КБР. Ф. 6. Оп.1. Д 343. Л73 и об.
190. ЦГА Октябрьской революции. Фонд департамента полиции. 1905 г. Д 5. Ч 61. Лл. 1 -3.
191. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф.13 (Владикавказское реальное училище. 1870-1917гг.). Оп. 15. Д 966. Л 73.
192. ЦГАРСО-АФ.121.ДЗ.Л 15,11-22,53-Я.
193. ЦГА РСО-А Ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области). Оп. 2. Д 807. Л 1829.
194. ЦГА РСО-А Ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области. 1917-1920 гг.). On. 1. Д1026. Л 36-64.
195. ИГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 2. Д 807. Л 22.
196. ИГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 2. Д 807. Л 22-23.
197. ЦГА РСО-А. Ф. 124 (Северо-Осетинский отдел народного образования-1923-1936 гг.). Д 24. Л17.
198. ЦГА РСО-А. Ф. 125 (Инспектор народных училищ Терской области 1891-1910 гг.). On. 1. Д 71. Л 17.
199. ЦГА РСО-А. Ф. 125 (Инспектор народных училищ Терской области 1891-1910 гг.). On. 1. Д 71. Л 1-38,30-33.
200. ЦГА РСО-А. Ф. 13. On. 15. Д 966. Л 73.
201. ЦГА РСО-А. Ф. 17 (Отчет начальника Терской области за 1915 год). Оп. 7. Д 48. Л 34.
202. ЦГА РСО-А. Ф. 224. (Баев Г.В. Письма осетина Работа интеллигенции). Оп. 1.Д 8. Л. 1.
203. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Баев Г.В. Проект доклад ной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения д ля непосредственного общения с высшей властью). Оп. 1.Д 163. Ли. 16-20.
204. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Личный фонд Г. Баева). On. 1. Д 8. Л 1.
205. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Личный фонд Г. Баева). On. 1. Д 8. Л 3.
206. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Личный фонд Г. Баева). On. 1. Д 8. Л 3.
207. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Проект доклад ной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения для непосредственного общения с высшей властью). On. 1. Д 163. Л164.
208. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Проект докладной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения для непосредственного общения с высшей властью). On. 1. Д 163. Л 17.
209. ЦГА РСО-А. Ф. 224 (Проект докладной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения для непосредственного общения с высшей властью). On. 1. Д 168. Л 11.
210. ЦГА РСО-А. Ф. 49 (Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского округа в 1917-1920 гг.). On. 1. Д 644. Л 730-731.
211. ЦГА РФ. Ф. 102 (Учащиеся и учителя в революциях 1905-1907 гг.). Оп. 1898. Д 3. Ч. 26. Л 4-16.
212. ЦГА РФ. Ф. 102. Оп. 1898. Д 3. Ч. 26. Л1-3.
213. ЦГА РФ. Ф. 102. Оп. 1898. Д 3. Ч. 26. Л1-5,236.
214. ЦГА РФ. Ф. 102. Оп. 1898. Д 3. Ч. 26. Л 76.
215. ЦГА РФ. Ф. 102. Оп. 1898. ДЗ. Ч. 26. Л11,108-109.
216. Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИА Грузии). Ф. 422 (Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа). Оп. 73. Д 385. Л 75-76,3-9.
217. ЦГИА Грузии. Ф. 422. Оп. 73. Д 385. Л 7.
218. ЦГИА Грузии. Ф. 802. Оп. 10. Д 74. Л 32-36,47.
219. ЦГИА Грузии. Ф. 83 (Терское жандармское управление). On. 1. Д 41. Л 8-9.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.