Семантическая и функциональная классификация музыкальной терминологии русского и таджикского языков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.20, кандидат наук Эшматова, Илмия Сахобидиновна

  • Эшматова, Илмия Сахобидиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ10.02.20
  • Количество страниц 153
Эшматова, Илмия Сахобидиновна. Семантическая и функциональная классификация музыкальной терминологии русского и таджикского языков: дис. кандидат наук: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Худжанд. 2013. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Эшматова, Илмия Сахобидиновна

Оглавление

Введение

Глава I. Общетеоретические вопросы статуса, семантики и функций музыкальной терминологии в русской и таджикской лингвокультурах

1.1. Функциональный статус музыкальной терминологии

в русском и таджикском языках

1.2. Общая функционально-семантическая характеристика музыкальной терминологии в лексической системе русского и языков

1.3. Семантическая классификация музыкальной терминологии в русском и таджикском языков (аналитический аспект)

1.4. Факторы семиотической ситуации употребления музыкальной терминологии русского и таджикского языков в контексте

1.5. Проблемы типовых дефиниций музыкальной терминологии русского и таджикского языков

1.6. Лингвоспецифические характерности музыкальной терминологии русского и таджикского языков (аналитический аспект)

Глава II. Семантическая классификация музыкальной терминологии в русском и таджикском языках (постановка проблемы)

2.1. Лингвоспецифические характерности музыкальной терминологии в русско - таджикском ареале сопоставления

2.2. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название музыкальных ансамблей»

2.3. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название певческих голосов и их обладателей»

2.4. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название видов музыки»

2.5. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название музыкальных произведений»

2.6. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название деятелей музыки»

2.7. Семантическая классификация музыкальной терминологии

по признаку «Название музыкальных инструментов»

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантическая и функциональная классификация музыкальной терминологии русского и таджикского языков»

Введение

Актуальность проблемы исследования. Современное лингвистическое научное направление - это ориентация исследований на интеграцию языкознания (как теоретической науки о языке), лексикологии (как науки о словах), лексикографии (как науки о способах классификации словесного материала) и их целенаправленного представления. Данная ориентация способствует решению целого ряда лексикологических, семасиологических, грамматических и стилистических проблем.

Остро ставя вопросы языковой нормы и стилистико-функциональной дифференциации лексики, она определяет условия и закономерности семантического развития целых разрядов слов. Это направление исследования характеризует семантическое изменение и функционирование слов, и потому актуально и весьма тесно связано с развитием контрастивной (сопоставительной) лингвистики русско - таджикского ареала. Названные ориентации исследования контактируют с закономерностями языкознания своими теориями, задачами и методами их решения.

Ещё в 30-е годы XX столетия Л.В. Щерба выдвинул вопрос о создании общей теории лексикографии как особой отрасли лингвистической науки. Концепция Л.В.Щербы, который считается основоположником современной теории лексикографии, получила выражение в его ставшей теперь классической статье «Опыт общей теории лексикографии»1 , идеи которой полностью сохраняют свое значение и в современной истории эволюции языковедческой науки. В этой связи необходимо и актуально исследовать и установить динамическую синхронию развития в русском и таджикском языках этой категории лексики музыкальной терминологии и изучение этой системы с точки зрения динамики языковых явлений, тонких их оттенков, где взаимодействуют новые активные отношения терминологической лексики с

1 Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. ИАН ОЛЯ, 1940

другими разрядами слов, вырастает их сложная синонимия, явления и функции угасающихся и возрождающихся процессов в этой линии.

Именование предметов материальной и духовной культуры, определение процессов их отражения в окружающем языковом мире связаны с одной из фундаментальных вопросов современной лингвистики русского и таджикского языков - проблемой терминологической языковой номинации. Пристальное внимание к вопросам теории номинации обнаружило её сложный и разветвленный характер, который объясняется как многоаспектностью природы объекта изучения, так и различными подходами к процессу обозначения их свойств. Одним из важных аспектов теории номинации в русском и таджикском языках является изучение процесса кодификации и стабилизации лексики музыкальной терминологии, в сфере которой ещё много нерешённых проблем, связанных, в частности, с определением семантики, функций и контекстуальных ориентаций музыкальной терминологии и её динамики, являющихся сложным, подвижным и эволюционным процессом. При изучении подъязыка этой отрасли духовной культуры основное внимание должно уделяться составу ее лексики, обозначающей специализированные понятия этой области культуры, истории происхождения и развития отдельных музыкальных терминов, источникам образования музыкальной лексики, структурно-морфологической и словообразовательной их характеристике, специфике терминоединиц, лексико-семантическим и функциональным их свойствам.

Эти словесные знаки обладают особой функциональной нагрузкой, объясняющей узкоспециальные дефиниции, обусловленные спецификой обозначаемых понятий и историей становления системы терминологических единиц той или иной области знаний. Правильное восприятие и употребление терминологических единиц обеспечивается не только смыслом выраженных в них элементов и их связей, но и общими установками говорящего и воспринимающего, так называемым общим фоном их знаний.

Терминология (от термин и греч. logos - слово, учение) — это система терминов определенной области науки, производства или искусства, хотя терминологической лексикой принято называть также всю совокупность терминов определенного языка.

Особенности терминологии какой-либо области науки обусловлены спецификой обозначаемых ими понятий и историей эволюции этой системы понятий в данной области знания.

Терминология в русском и таджикском языках представляет собой сравнительно самостоятельную часть лексики в системе литературного языка таджикской и русской лингвокультур, взаимодействуя с их общелитературной лексикой, влияя на её обогащение и динамизацию. В общелитературную лексику вовлекаются прежде всего термины общественно-важных и актуальных наук. Термины используются и в языке художественной литературы, являясь важным средством изображения художественных реалий.

Музыкальная терминология (МТ)1, являясь одним из специфических пластов общего лексического фонда таджикской и русской лингвистики, в силу особой структурной, семантической и функциональной организации своих компонентов, тесной внутренней взаимосвязи частей, специфики формирования и становления семантики, взаимоотношений внутри её системы и связи с другими разрядами лексики, функционирования, соотношения с объектом номинации, отличается от общеупотребительных слов, тем самым занимая важный статус в диапазоне лексических арсеналов и ресурсов сопоставляемых языков.

1 В работе использованы символы - МТ (музыкальная терминология), РЯ (русский язык), ТЯ (таджикский язык). ЛГС (лексико-семантические группа), СП (семантическое поле), ЛСВ - лексико-сематнтический вариант, РТС - Русско-таджикский словарь, MAC - Малый Академический словарь (Словарь русского языка в 4-х томах), БАС - Большой Академический словарь. (Словарь современного русского литературного языка в 17 томах).

Собственно лингвистическая природа музыкальной терминологии, её национальная специфика, составные элементы её фоновых понятий (обусловленных национальной культурой) вызывают необходимость их изучения и в аспекте лингвострановедения.

Устойчивость формул и выражений музыкальной терминологии, стереотип (повторяющийся в неизменном виде), специфические номинации, определенная тональность их использования в различной обстановке, их разный характер, средства выражения, смысловые отношения, потенциально возможные или специфичные в пределах различных контекстов, определяясь их структурными и функциональными свойствами, требуют при исследовании комплексного подхода. Эти категории терминологии неизменны (не имеют иных семантических парадигм), устойчиво прикреплены к определенной узкоспециальной лексикосистеме. Устойчивость терминологических единиц в сопоставляемых языках заключается не только в лексической их представленности и их синтаксической структуры, но и в стабильности, неварьируемости их понятий. Это позволяет говорить о терминологии области музыкального искусства как об особом классе синтаксических единиц-устойчивых моделей, характеризующихся их различительными и общими (интегральными) признаками. Музыкальная терминосистема в обоих языках по своей структуре, образуя в совокупности единый феномен языка, - есть особое воплощение, специфичная реализация элементов языка (системы лексики языка), которые обнаруживают себя в определенных контекстах.

Актуальность функций терминологии указанного класса, высокая частотность этих единиц в узкопрофессиональной коммуникации требуют обращать на них особое внимание не только в плане теоретических исследований, но и в практике широкой профессиональной коммуникации, интерпретации, комментирования и характеризации явлений, объектов музыкального искусства.

Актуальность научных изысканий в этом направлении вызывает необходимость переключения наших исследовательских интересов на

функциональное, семантическое и структурное осмысление феноменов музыкальной терминологии, их специфик, на выявление и языковую интерпретацию их смысловых и композиционных моделей

(терминологических концептов) в контрастивном языкознании русско-таджикского ареала.

Сегодня в связи с необходимостью решения глобальных теоретических и прикладных задач современного общего языкознания, связанных с функционально-системным представлением терминологических конструктов, характеризующих в разноструктурных языках многоуровневый процесс развития научной терминологии, в ряду особо важных вопросов сопоставительной лингвистики всё большую значимость приобретает и проблема теоретического представления их структуры, семантики, статуса и функций в профессионально направленной коммуникации.

Известно, что основу любого представления лексического понятия и логического строя мысли составляют языковые правила оперирования их семантикой и структурой, а также функцией в контексте их употребления, которые способствуют достижению осмысления ипостаси специфических реалий МТ и созданию о них правильных суждений.

Следовательно, на современном этапе динамики многоуровневого контакта языков в общей лингвистической и контрастивной науке о языках особую актуальность и ценность приобретают исследования, посвященные изучению основ взаимодействия языков, их лексических единиц в процессе терминологизации узкоспециальных понятий и их представления в разноструктурных лингвокультурах.

Внутренний механизм языковых взаимозависимостей между планом выражения и планом содержания элементов термино-понятий и термино-знаков, а также термино-представлений обусловливает своевременность исследования указанной проблемы, её научного освещения в широком аспекте.

Основные лингвистические особенности терминов различных отраслей знания и науки освещены в специальных разделах русской и таджикской

лексикологии весьма элементарно. Вопросы, касающиеся общеязыковых особенностей формирования музыкальной терминологии, в контрастивной лингвистике русско-таджикского ареала всё ещё не исследованы и остаются в данной ориентации не освещенными в достаточной степени или находят противоречивые решения в современной русской и таджикской лексикологии. Это, прежде всего, вопросы о семантических предпосылках формирования терминов, способах семантического развития слова при его терминологизации, достижения или их соотнесенность с понятием музыкального искусства и становления слов термином. Действия лексико-семантических явлений в этом процессе также остаются вне поля внимания исследователей. С этой точки зрения представляется важным обобщение теоретических основ терминологии музыкальной сферы, их систематизация, а затем и классификация, а также определение основных приемов и принципов их дифференциации в пределах общей стихии терминологических единиц.

Изучение доступной нам литературы позволяет установить, что одной из основных задач лексикологии на современном этапе динамизации словарной эволюции становится установление различных специфик, классов, существующих в глубинах терминосистем русской и таджикской лексикографии, определение принципов и признаков, объединяющих эти феномены в эти семантические группы. В общей лексикологии, хотя и выявлены в краткой форме некоторые типовые семантические группы или отношения, служащие основанием для функционирования этих моделей в семантических объединениях, однако в подобных исследованиях отсутствуют четкое разграничение и принципиальная характеристика выделяемых их группировок.

Основываясь на фактах теоретических обобщений и практики выявления системных отношений в музыкальной терминологии и её лексике, в настоящей работе делается попытка раскрыть основные каноны семантических их объединений, выявить специфические их признаки на основе установления сходств и различий терминов, определить место каждой из семантических

группировок в иерархическом отношении терминосистем сопоставляемых языков.

Анализ же семантических иерархических связей в отдельно взятой лексико-семантической группе музыкальной терминологии дает возможность не только раскрыть системные отношения и связи в лексике каждого отдельного языка, но и дифференциальные соотношения тождества и различий лексико-семантических явлений в системе музыкальной терминологии сопоставляемых языков. Дальнейшее исследование терминосистемы предполагает анализ различных лексико-семантических групп МТ, языковых их единиц, обозначающих музыкальную деятельность, определяющих их семантические системы, устанавливая пределы функционирования. Решение данных проблем может быть достигнуто при многоаспектном изучении языковой природы музыкальной терминологии, обозначающей музыкальную деятельность и её системные связи. Это наряду с возрастающим интересом к отраслевым терминосистемам определяет актуальность работы.

Исследования в этой области ранее проводились на материале русского, немецкого, английского, узбекского, казахского языков. В диссертациях Ш.Д. Самушиа, Ж.А. Назаровой, Л.С. Перецман, С.И. Лубенской, С.А.Азизова, С.С.Дженсеитовой отражены музыкальные лексикосистемы различных языков, принадлежащие конкретным историческим эпохам, хотя ученых не объединяет общая цель - определить сущность музыкальных терминов, их лингвистические особенности, истоки развития.

Что же касается музыкальной терминологии таджикской лингвокультуры, обладающей ярко выраженным своеобразием, то она до сих пор не была объектом специального научного исследования. Проблемы её не отражены ни в музыковедческой, ни в лингвистической литературе.

На современном этапе динамизации терминосистем необходим детальный анализ языковых специфик-терминов, используемых исполнителями русской и таджикской музыкальной культуры (инструментальной и вокальной) и музыковедами, без чего немыслимо создание общей и специфической картины

унифицированной терминологии этой сферы искусства. Изучение русской и таджикской музыкальной терминологий, их структурно-семантической организации, происхождения и развития является предпосылкой в систематизации и упорядочении языка музыки в данных лингвокультурах.

Специфика нашей работы состоит в том, что в ней исследуются не только термины, исконные и заимствованные, обозначающие музыкальные жанры, инструменты, исполнителей, но также музыкальные ремарки, устанавливающие характер звучания, тембровые, динамические оттенки исполнения (терминология, используемая при анализе произведений композиторов и употребляемая в художественных текстах).

Объектом настоящего исследования являются лексико-семантические особенности простых, производных терминов, а также характерности терминосочетаний, образующих ряд близких в терминологическом отношении групп лексики.

Каждое исследование в сфере систематизации и упорядочения отраслевой терминологии начинается с отбора их собственных терминов. Отсюда возникает насущная необходимость отличить термин от нетермина, а это возможно лишь при четком представлении о характерных признаках первого.

Терминологичность слова определяется на фоне лексической системы языка и понимания языковой специфики термина. Именно эти константы помогают в практике современного терминоведения отделить терминологическую лексику от нетерминологической. В силу специфики терминологизированного слова при определении значения термина к его исследованию следует относиться с повышенной ответственностью. Такая необходимость особенно обуславливается тем обстоятельством, что в процессе динамичного развития отраслевой терминологии повседневно, наряду с другими элементами научного стиля, в их пространство входят новые термины или их прототипы.

Благодаря этому в лингвистической теории происходят поиски объективных признаков, которые могли бы помочь в безошибочном

определении термина. Природа научного термина различных отраслей в отечественной и зарубежной литературе в отдельности изучена недостаточно глубоко, хотя термины определяются как номинанты системы понятий науки, техники, официального языка и их отражения в производстве, общественной жизни или отдельных областях культуры, искусства.

В настоящей работе музыкальная терминология рассматривается как единство двух подсистем: 1) общая музыкальная терминология и 2) специфическая музыкальная терминология. Такой подход позволяет сделать вывод о возможностях и закономерностях развития в одной терминологической системе общих и частных семантических обращений на уровне сопоставляемых языков. Выявление семантических особенностей единиц музыкальной терминологии осуществляется на основе учета двух уровней значений: лингвистического и экстралингвистического, под которыми понимается природа термина как языкового знака и особенности его эволюции, специфики его функционирования в рамках данной терминосистемы и в ряду смежных терминологий.

Степень изученности проблемы в научной литературе. Достижения таджикской лексикологии в исследовании терминологии значительны. Ей посвящены работы Ш.Рустамова, М.Шукурова, В.А.Капранова, Р.Гаффарова, H.A. Шаропова, А.Т.Бердиевой, Ф.Р.Амоновой, Н.Абдуллаевой, Х.Уралова, А.М.Байзаева, С.Умарова, Т.Шокирова и др. Вопросы упорядочения и унификации терминосистем рассматриваются в работах Т.Н. Джураева и др. Однако сопоставительно-типологическое исследование музыкальной терминологической лексики русского и таджикского языков на основе функционального, структурно-семантического анализа предпринимается впервые.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является многоаспектное изучение, анализ, синтез и обобщение специфики лингвистической природы музыкальных терминологий в сопоставительном аспекте (русско-таджикского ареала) через призму материалов толковых

словарей, контекстов музыкальных произведений и трудов, характеризующих или представляющих данный класс лексики в своем диапазоне.

Достижение намеченной цели вызывает необходимость решения отмеченных ниже проблем и задач:

1) изучить существующие, в значительной степени противоречивые, взгляды на лингвистическую природу терминов;

2) охарактеризовать состав и специфику музыкальной терминологии;

3) осуществить системный анализ лексики музыкальной терминологии, предполагающий выявление их специфических характерностей, иерархических отношений и компонентов;

4) произвести типологический синтез, выявляющий черты сходства в плане содержания и выражения, в частности:

а) установить их тождество;

б) выявить их частичное сходство;

в) охарактеризовать различия (количественные и качественные);

5) описать процессы заимствования таджикским языком музыкальных терминов русского языка;

6) дифференцировать наиболее продуктивные способы образования музыкальных терминов.

Научная новизна исследования. Музыкальная терминология рассмотрена в целом ряде специальных исследований общего языкознания, однако вопрос о механизме её формирования и становления, а также функционирования в общей системе лексикологии русского и таджикского языков в сопоставительном аспекте до сих пор не получил достаточного освещения в лингвистической научной литературе. Предлагаемое исследование представляет собой попытку вскрыть впервые этот механизм и описать различные вопросы специфики терминосистем музыкального искусства, лексики этой отрасли, их инвариантную семантику и функцию через призмы сопоставительной грамматики.

Анализируя причины возникновения музыкальной терминосистемы сопоставляемых языков, мы опираемся, прежде всего, на два их уровня: уровень инвариантности в обоих языках терминологии данного класса, исходя из признания их семантики с исходным их значением в абсолютном начале формирования и уровень формальных и коммуникативных их инвариантов. Неосновные компоненты связывают эти два полюса и располагаются между ними, поскольку, на наш взгляд, чем «тематичнее» компонент музыкальной терминологии, тем ближе он к коммуникативному центру контекста высказывания. Поставленную проблему мы отражаем, описывая все необходимые (обязательные и факультативные) их элементы, все синтаксические связи в ней (терминосистеме сопоставляемых языков), порядок их компонентов в «глубинной структуре» терминоединиц, представляющих собой самое естественное или своеобразное расположение элементов структуры друг относительно друга. В своем исследовании мы исходим из того, что причины всякого рода закономерностей скрыты в абстрактной сущности описываемых единиц. При этом, на наш взгляд, возможно терминоединицу определить как некую константу, заданную контекстуальной ситуацией употребления, а переменную - как спецификатора этого процесса. В исследовании устанавливается то , из каких элементов состоит терминоединица, что определяется, в первую очередь, морфологическими характеристиками лексических элементов, которые во многом зависят от её (терминоединицы) семантики.

Выявлено и описано в настоящем исследовании и происхождение терминов, дан ряд этимологических версий образования слов, относящихся к музыкальной терминологии, а также рассмотрены впервые (с точки зрения видения автора диссертации) морфологические способы их словообразования, поскольку таджикская музыкальная терминология до сих пор не была объектом специального научного исследования, а её вопросы не отражены ни в музыковедческой, ни в лингвистической литературе в аспекте сопоставления. В связи с этим впервые на материале терминологии сферы музыкального

искусства русского и таджикского языков проводится сопоставительное исследование в типологическом и функциональном аспектах.

Методология исследования. Отбор музыкальных терминоединиц осуществлялся методом сплошной выборки из словарей разного типа (терминологических, энциклопедических, одно - и двуязычных), учебной, научной и музыкально-критической литературы на русском и таджикском языках. Основным методом исследования представлен синхронно-описательный метод, включающий традиционные эмпирические наблюдения, сопоставления и обобщения, ориентации, дополняющие при анализе семантического аспекта объекта, и принципы компонентного анализа. Наряду с описательным использовались методы сопоставительного, этимологического и словообразовательного анализа. Для исследования семантических процессов, сопровождающих функционирование терминологических единиц, применялся контекстуальный метод.

Источники исследования. В основу исследования положены материалы учебной , научной, музыкально-критической и художественной литературы на русском и таджикском языках. Данный подход к выбору иллюстративного материала позволил в большей степени показать широкий диапазон функционирования терминологической лексики русского и таджикского языков в условиях разножанрового музыкального контекста.

Научно-теоретическая ценность и практическая значимость диссертационного исследования

Теоретическое значение диссертации определяется тем, что в ней впервые многоаспектно описываются и систематизируются основные лингвистические процессы, происходящие в семантике, структуре, функции музыкальных терминов. В данной работе впервые представлен опыт комплексного исследования терминов, который может быть распространен на другие сферы специальной лексики культуроведческого характера,

используемой в искусстве, этнографии, технологии характеризации предметов музыкального инструментария.

Решение поставленных в диссертации задач и представление конкретных выводов о специфике, семантике и структуре музыкальной терминологии предоставляют возможность для осмысления основной проблемы терминоведения - проблемы формы и содержания термина как одной из специфических языковых единиц.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что описание системной организации, структуры, семантики,

функционирования, а также тематической, семантической, функциональной, контекстуальной роли музыкальной терминологии, бесспорно, может содействовать упорядочению норм употребления музыкальных терминоединиц сопоставляемых языков, оказывая весомую помощь в составлении двуязычных словарей музыкальных терминологий.

Результаты исследования и его научно-теоретические обобщения могут быть использованы:

- при чтении теоретических курсов «Сопоставительная лингвистика» и «Лексикология»;

- в практике чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по терминоведению, на занятиях факультативов и лингвистических кружков;

- в специальной - лексикографии для создания двуязычного словаря музыкальных терминов;

в процессе терминотворчества и совершенствования системы употребления терминологий;

- при написании курсовых, дипломных, реферативных, диссертационных работ по общей и частной лингвистике русского и таджикского языков.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре русского и славянского языкознания Таджикского Государственного Национального Университета, на кафедре русского языка и общего языкознания Российско-Таджикского (славянского) Университета, на

Похожие диссертационные работы по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Эшматова, Илмия Сахобидиновна, 2013 год

Библиография

1. Абдуллоев, Н., Амонов, А. Мактаби дарси рубоби прима. - Душанбе, 1982.

2. Азизов, С.А. Лексико-грамматическое исследование музыкальной терминологии узбекского языка: дис. ...д-ра фил. наук : 10.02.02 / АКД — Ташкент, 1981 - 23 с.

3. Алексеева, Н.С. Деривационный аспект исследования термина и процессов терминообразования: дис. ...д-ра фил.наук: 10.02.19 / АКД - Пермь, 1990.

4. Аркадьева, Э.В. Семантическое освоение русским языком терминов изобразительного и прикладного искусства, архитектуры и музыки итальянского происхождения: дис. ...канд. фил. наук: 10.02.01 / АКД-МГУ, 1974-26 с.

5. Арсенев, О.И. Явления симметрии военно-терминологических систем (на материале французской и русской военной терминологии): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20/АКД-М., 1988.-21 с.

6. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

7. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: Сб.статей/ Сост. и коммент. А. Павлова - Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

8. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. - Л.: Музыка, 1979.-344 с.

9. Атамова, С.М. Лингвоспецифические характерности глагола «знать» русского и таджикскогоязыков: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20 / АКД — Худжанд, 2010.

10. Балакер, 3. Структура и функционирование русской психологической терминологии. : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01 / АКД, Изд-во Московского университета, 1982. - 24 с.

11. Белый, B.B. Структурная и семантическая характеристик терминов в современном русском языке (на материале лингвистической терминологии) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01 / АКД - М., 1982. - 24 с.

12. Богородицкий, В.А. Очерки по общему языкознанию и русскому языку. - М., 1939.

13. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования /«Русский язык в школе», №2. - 951 с.

14. Вопросы терминологии. - М., 1961.

15. Воробьева, И.Н. Особенности семантики музыкальной терминологии. : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/АКД-М., 1986.-23 с.

16. Головин, Б.Н., Кобрин, Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах. - М., Высшая школа, 1987. - 104 с.

17. Городецкая, Л.А. Исследования процесса распознавания значения терминологического словосочетания: дис. ...д-ра фил.наук: 10.02.19 / АКД - М., 1987.

18. Горшкова, Т.М. Опыт изучения терминологии на материале философских текстов : дис. ...д-ра фил.наук: 10.02.01 / АКД- Горький, 1979.

19. Даниленко, В.П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии. - М., Наука, 1986. - 199 с.

20. Даниленко, В.П. Русская терминология: опыт лингвистического описания. - М., Наука, 1977. - 246 с.

21. Джандоева, П.В. Полисемия в современной французской научно-технической терминологии (на материалах терминологической системы электроники) : дис.... канд. фил. наук: 10.02.05 - Киев, 1988.

22. Джансеитова, С.С. Терминология казахской музыки (на материале казахского и русского языков) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.06, 10.02.01 / АКД -Алма-Ата, 1989.

23. Джураев, Т.К. Пути становления и развития общетехничсекой терминологии в таджикском языке : дис. ...д-ра фил.наук: 10.02.02 / АКД — Душанбе, 1985. - 22 с.

24. Динес, JI.A, Специфика составного термина в частноотраслевой терминосистеме (на материале кардиологической терминологии русского и английского языков) / АКД - М., 1989.

25. Должанский, A.B. Краткий музыкальный словарь. - Л.: Изд-во Музыка, 1964.

26. Донишномаи шашмак;ом - Душанбе, 2009.

27. Ерёмкина С.А. Сравнительное описание медицинской терминологии, образованной по способу аббревиации (на материале русского и французского языков) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 / АКД-Одесса, 1992.

28. Ефимов, А.Ф. Терминообразование в ономасиологическом аспекте : дис. ... канд. фил. наук : 10.02.01, 10.02.19 / АКД -Воронеж, 1987.

29. Зряковский, H.H. Общий курс инструментоведения. - 2-е изд., испр. — М.: Музыка, 1976. - 473 с.

30. Иброхимов, С. Русские глаголы движения и их таджикские соответствия. - Душанбе: Дониш, 1990. - 128 с.

31. Иоанесян, Е.Р. Функционально-семантические особенности глаголов движения во французском языке: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.05/ АКД - М., 1982.

32. Кадцын, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.

33. Калинина, H.A. Тоска по идеалу: Этюды о музыке. - Ростов-на-Дону, 1987.-144 с.

34. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1976.

35. Клюева, Т.Б. Образование терминов-словосочетаний и их функционирование в специальном медицинском тексте: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.05/ АКД-М., 1992.

36. Косимова, М.Н. Истилохрти к,адимаи точ,икй. -Душанбе: Сино, 2007.-172с.

37. Головинский, Г., Ройтершьейн, М. Книга о музыке: Популярные очерки / М.: Сов. композитор, 1988. - 220 с.

38. Кожина, М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. — Пермь, 1972.

39. Кожина, М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966.

40. Колесникова, В.А. Роль семантической деривации в образовании терминов по электронике в современном французском языке: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.05/АКД-Минск, 1983.

41. Комарова, З.И. Семантическая структура специального слова и её лексикографическое описание. - Свердловск, 1991. — 156 с.

42. Комахидзе, P.A. Типологическое исследование системы русской физической терминологии сравнительно с грузинской: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД - Одесса, 1982. - 22 с.

43. Кон, Ю.Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. - Д.: Сов. композитор, 1988. - 220 с.

44. Костюк, A.B. Терминологическая и профессиональная лексика театрального искусства в современном украинском языке: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.02/ АКД- Киев, 1990.- 21 с.

45. Красинская, Л.Э., Уткин, В.Ф. Элементарная теория музыки: Учеб. пособие. - 4-е изд., доп. - М.: Музыка, 1991. - 334 с.

46. Крыжановская, A.B., Симоненко, Л.А. Актуальные проблемы упорядочения научной терминологии. - Киев: Наукова думка, 1987. -163 с.

47. Лазарева, М.Н. Семантические отношения терминосистем (народные, ботанические и фармацевтические названия растений во французском языке: дис. канд. фил. наук: 10.02.05/АКД-Изд-во Московского университета, 1982.-23 с.

48. Лаптева, И.Е. Русская астрономическая терминология (лингвистический аспект изучения) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД-М., 1984. — 19 с.

49. Лейчик, В.М. Предмет, методы и структура терминоведения: дис. ... канд. фил. наук : 10.02.19/АДД-М., 1989.

50. Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. — М., 1970.

51. Ляховецкая, М.Я. Специфика номинативного аспекта искусствоведческой терминологии: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/АКД-Саратов, 1989.

52. Мавлонбердиева, О.Э. Синхронно-сопоставительная характеристика глаголов движения в русском и узбекском языках: дис. ... док. фил. наук: 10.02.20 / АКД - Худжанд, 2011.

53. Мамадрасулова, Т. Таджикская и английская астрономическая лексика в сравнительно-типологическом освещении. 10.02.20., АКД, Тбилиси, 1987, 24 с.

54. Марусенко М.А. Системно-сопоставительный анализ функционирования терминосистем (на материале французской радиотехнической терминологии) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.21/ АКД-Л., 1982. - 21 с.

55. Махкамова, Г.С. Антонимы в поэзии Лоика Шерали: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.22/ АКД - Худжанд, 2009.

56. Мильто, И.П. Поговорим о музыке: Книга для молодежи. - Минск: 1989.-80 с.

57. Мирзоев, X. Типология коневодческой лексики (на материале таджикского персидского и английского языков): дис. ... док. фил. наук: 10.02.20/ АКД-Душанбе, 1997.

58. Митрофанова, В.В. Роль интернациональных элементов в организации отраслевых терминологических систем на материале архитектурной терминологии русского, английского и французского языков: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/АКД-Саратов, 1987.

59. Митрофанова, О.Д. Язык научно -технической литературы. - М., 1973.

60. Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты - JL: Музыка, 1990. - 288 с.

61. Мишина, Т.Г. Автомобильная терминология в русском и английском языках: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01., 10.02.04/АКД-Горький, 1990.

62. Морковин, В.В. Идеографические словари. - М., 1970.

63. Морковин, В.В. Опыт идеографического описания лексики. Изд-во Московского университета, 1977. - 166 с.

64. Назарова, Ж.А. К истории музыкальной терминологии западноевропейского происхождения в русском языке (названия музыкальных инструментов): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/АКД-М., 1973. -24 с.

65. Налепин, B.JI. Термин и терминосистема как предмет лексикологии: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД, Изд-во МГУ, 1975. - 16 с.

66. Нейман, С.Ю. Моделирования в сопоставительном терминоведении (на материале терминологии робототехники в английском и русском языках): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/ АКД-М., 1992.

67. Никитина, С.Е. Семантический анализ языка науки. - М.: Наука, 1987.-143 с.

68. Никитина, С.Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике. - М.: Наука, 1978. - 374 с.

69. Новичкова, JI.M. Языковой статус термина и проблема разрешения его многозначности в процессе перевода): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/ АКД -М., 1992.-24 е.,

70. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - 23-е изд., испр. - М.: Русский язык., 1990. - 917 с.

71. Особенности стиля научного изложения. - М., Наука. - 1976.

72. Охунов, ЧНазарияи ибтидоии мусики. - Душанбе: Ирфон, 1986. -240 с.

73. Перецман, JI.С. Становление и развитие немецкой музыкальной терминологии и её экспрессивно-стилистические функции (на материале немецкой музыкальной теоретической терминологии и музыкальной терминологии ремарок) : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.04/АКД - Тбилиси, 1978.

74. Пономаренко, И.Н. Системный анализ терминологии биохимии в современном русском языке): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД-Краснодар, 1993.

75. Порвенков, В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов: Методическое пособие по настройке. - М.: Музыка, 1990. - 192 с.

76. Пражский лингвистический кружок. - М., Прогресс, 1967.

77. Прохорова, В.Н. Лексико-семантическое образование русской терминологии) : дис. ... док. фил. наук: 10.02.01/ АДД-М., 1983. -33 с.

78. Раджабов, А. Из истории развития Таджикской музыкальной культуры (V-XII вв.) : дис. ... док. фил. наук: 07.00.02/ АКД - Душанбе, 1982. -21с.

79. Ра^абов, А. Маданияти мусиции то^ик дар асрхои XIII-XIV. -Душанбе: Дониш, 1987. - 112 с.

80. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии/ Сост. Троицкий А.К., М.: Книга, 1990. - 384 с.

81. Реформатский, A.A. Мысли о терминологии. // Современные проблемы русской терминологии. - Наука, 1986.

82. Русский язык в современном мире. - М., Наука, 1974.

83. Русско-таджикский словарь - М.: Русский язык, 1985.-1280 с.

84. Серов, А.Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 5. / Сост., ред. и коммент. В. В Протопопов. — М.: Музыка, 1989. - 347 с.

85. Серов, А.Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 6 / Состав., коммент. В.В.Протопопов. -М.: Музыка, 1990. - 343 с.

86. Словарь русского языка. - t.I-IV - М., 1981-1984.

87. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. -М., Л., - 1954-1965.

88. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. — М.: Музыка, 1990. - 320 с.

89. Солтановская, Т.В. Интернационализмы в дипломатической терминологии современного русского языка): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД-Л., 1990.

90. Способин, И.В. Музыкальная форма: Учебник. - 7-е изд. - М.: Музыка, 1984. - 400 с.

91. Способин, И.В. Элементарная теория музыки. - 8-е изд. — М.: Музыка, 1985.- 199 с.

92. Суперанская, A.B., Подольская, Н.В., Васильева, Н.В. Общая терминология: вопросы теории. - М., Наука, 1989. - 146 с.

93. Табанакова, В. Д. Семантизация термина в одноязычных терминологических словарях): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.21/АКД-Л., 1981.

94. Ткачева, Е.В. Актуальные проблемы терминологии в социолингвистическом освещении): дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19/ АКД — Л., 1987.

95. Торосян, А.Р. Биологическая терминология современного армянского языка: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.02/ АКД - Ереван, 1980. - 23 с.

96. Уколов, B.C., Рыбакина, Е.Л. Музыка в потоке времени. - М.: Молодая гвардия, 1988.-320 с.

97. Уфимцева, A.A. Лексическое значение (принцип семитологического описания лексики). - М., Наука, 1986. - 240 с.

98. Уфимцева, A.A. Опыт изучения лексики как системы (на материале английского языка). - М., Изд-во АН СССР, 1962. - 287 с.

99. Фарх,анг ва хунар. - №2 - 2007.

100. Фарх,анг ва хунар. - №1. - 2007.

101. Фархднги забони точ,ики. - X. 1,2. - М., 1969.

102. Фарх,анги тоники ба русй / под ред. С.Д. Холматовой., С.Солехова., С.Каримова. 4.1. -Душанбе: Дониш, 2004. - 388 с.

103. Фарх,анги тоники ба руси / под ред. Д. Саймиддинова, С.Д. Холматовой., С.Каримова. Ч..2. -Душанбе: Дониш, 2005. - 462 с.

104. Хашимов, Р.И. Некоторые вопросы двуязычия и принципы выделения тематических и лексико-семантических групп слов // Русский язык: Теория и методика преподавания. Сб.статей. - Д., 1979. - с. 202-208.

105. Хомерики, A.A. Семантический анализ медицинской терминологии в русском и грузинском языках: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20/ Тбилиси, 1986.

106. Хакимов, Н. «Шашмак;ом» дар к,арни XX: анъана ва навоварй. -Худжанд, 2005. - 408 с.

107. Хакимов Н., Шарофиддин Сайфиддинов. - Худжанд, 1999.

108. Циткина, Ф.А, Сопоставительное терминоведение: теоретические вопросы и приложения // В Я, №4 - 1987. - с. 114-125.

109. Циткина, Ф.А. Теоретические и инженерно-лингвистические основы сопоставительного терминоведения: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20/ АДД - М., 1988.

110. Циткина, Ф.А. Терминология и перевод (к основам сопоставительного терминоведения). - Львов, 1988. - 157 с.

111. Чижова, И.А. Музыка времён. — Иркутск: Восточно - Сибирское книжное изд-во, 1990. -208 с.

112. Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

113. Шелов, С.Ю. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы (к проблеме классификации специальной лексики) // ВЯ № 5. - 1984, с.76-88.

114. Шокиров, Т.С. Таджикская юрислингвистика, её задачи и перспектива. - Душанбе: Дониш, 2011.

115. Шурыгин, H.A. Лексикологическая терминология современного русского литературного языка: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01/ АКД-М., 1987.

116. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. - Ч,илди I-III. - Душанбе, 1984-2004.

117. Язык научной литературы. - М., Наука, 1975.

Список цитированной литературы

1. Апресян, Ю.Д. Ибранные труды. Т.2.

2. Гудков, В.П. Межкультурная коммуникация. - М., 2000.

3. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии. // ИАН ОЛЯ - 1940.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.