Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Зирбуева, Виолетта Гаруновна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зирбуева, Виолетта Гаруновна
Содержание
Введение
Глава I. Историография, источники, методы исследования
1.1. Историография
1.2. Методика историко-географического исследования сельских поселений
1.3. Источники
Глава П. Церковное землевладение в Псковской провинции накануне секуляризации
2.1. Церковное землевладение в России и Псковской земле в первой четверти XVIII в
2.2. Церковное землевладение в Псковской провинции в середине XVIII в
2.3. Земли Псково-Печерского, Крыпецкого и Елизарова монастырей
2.4. Земли Псковских городских монастырей
2.5. Структура монастырского землевладения и ее динамика к середине XVIII в
Глава III. Реализация реформы 1764 года в Псковской провинции
3.1. Разделение на штаты
3.2. Доработка секуляризационного законодательства. Дело о Елизаровом монастыре
3.3. Церковно-государственные отношения после 1764 года. «Указ о не отбирании оставшегося после смерти духовных персон имения» и судьба
подворья Псковского архиерея в Петербурге
Глава IV. Земельные владения духовенства после секуляризации
4.1. Генеральное межевание земель в России в XVIII в
4.2. Церковное землевладение, положение монастырей и земли экономических крестьян в Псковском уезде после реформы
4.3. Церковное землевладение в Псковских слободах в 80-90 годы XVIII в
Заключение
Источники и литература
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII - первой половине XIX веков: Историческое исследование2003 год, кандидат исторических наук Яшина, Ольга Николаевна
Тобольский архиерейский дом в XVII - 60-е гг. XVIII в.2012 год, кандидат исторических наук Харина, Наталья Сергеевна
Вотчинное хозяйство духовенства и секуляризационная реформа в России (20-60 гг. XVIII в.)1984 год, доктор исторических наук Комиссаренко, Аркадий Иванович
Правовая политика Российского государства в отношении собственности Русской Православной Церкви в России X - начала XX вв.: историко-правовое исследование2009 год, кандидат юридических наук Кольцов, Виктор Андреевич
Монастыри правобережья Казанской земли во второй половине XVI - первой половине XVIII веков: функционирование, землевладение и хозяйство2011 год, кандидат исторических наук Чибис, Александр Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в.»
Введение
История церковного землевладения страны представляет собой сложный динамический процесс, включавший у себя в различные периоды стадии накопления, развития, утраты и возрождения земельного хозяйства. XVIII век - интереснейший период в истории церковного землевладения России. Подошла к концу эпоха средневековья, время, когда церковное земельное хозяйство развивалось естественным путем. На протяжении столетий в стране проходил планомерный процесс накопления и роста церковного землевладения. Возможности потери земельных вотчин духовными феодалами были сравнительно невелики, и к XVIII в. по своим объемам они занимали третье место в стране после помещичьих и государственных земель. До 1764 года церковь представляла собой самостоятельную хозяйственную единицу, в распоряжении которой находился обширный фонд земель страны. Являясь крупным землепользователем, церковь занимала видное место в экономической жизни страны. Впоследствии сама хозяйственная составляющая стала неотъемлемой частью церковной жизни, и в ряде случаев отстранив на второй план саму деятельность духовную. Изначально процесс накопления церковных земель проходил под активным покровительством государства, нуждавшегося в поддержке со стороны духовных властей. Позднее, в период обострившегося противостояния между светской и церковной властью, государство начинает предпринимать первые попытки, направленные на ограничение роста землевладения духовенства. В истории России XVIII в. характеризуется как период активного складывания абсолютной монархии. Одним из направлений этого процесса стало подчинение церкви светской власти, завершающим событием которого стала секуляризационная реформа 1764 г. - одно из ключевых событий в истории Русской Православной церкви.
С начала XVIII в. государство стало строго контролировать доходы духовенства и фактически полностью распоряжаться ими, что было особенностью государственной политики на протяжении всего синодального периода. Наиболее действенные шаги в сторону ограничения церковного землевладения были предприняты в период правления Петра I. В это время государство постаралось взять под управленческий контроль церковные земли при сохранении за духовными собственниками права владения населенными имениями. Первая попытка провести полную секуляризацию имений духовенства относится к периоду царствования Петра III. Однако в полном объеме и наиболее планомерно секуляризационная реформа была проведена в гг. правления Екатерины II.
Лишившись основы своей экономической самостоятельности, церковь была вынуждена внутренне принять сложившиеся обстоятельства и приспосабливаться к новым условиям существования. В современной России с возрождением духовной жизни и планомерным процессом восстановления духовных обителей вопрос о монастырском земельном имуществе и в целом о праве церкви на утраченное некогда недвижимое имущество является актуальным. Церковное землевладение в настоящий момент находится в стадии возрождения, что нередко позволяет церковным властям апеллировать к истории досекуляризационной России и ставит под сомнение рациональность проведенной секуляризации.
Традиционный взгляд на секуляризацию и ее причины сложился в XX в., когда этот процесс рассматривался в качестве производной единицы от изменений, произошедших, прежде всего в экономической сфере. На современно этапе развития науки выделяется целый комплекс причин секуляризации: культурных, экономических, политических, религиозных.
Причины проведения секуляризации церковных земель в России много раз становились объектом внимания исследователей. Одной главной из них, на которую указывают историки, стал так называемый кризис церковного хозяйства второй половины XVIII в. Явным следствием упадка
хозяйства стали частые крестьянские восстания в духовных вотчинах. В исследовании, посвященном истории крестьянства страны, приводится свидетельство императрицы Екатерины II, о том, что впервые гг. ее правления в массовых крестьянских волнениях принимали участие около 50 тыс. помещичьих, 100 тыс. монастырских и 49 тыс. заводских крестьян.1 В свою очередь, исследователи считают эти данные весьма заниженными и указывают на то, что особый всплеск крестьянских волнений второй половины XVIII в. приходился именно на 60 гг. Экстенсивный характер ведения церковного хозяйства, рост выступлений монастырских крестьян -все это ускорило процесс разработки государством механизма проведения секуляризационной реформы в стране.
Ко второй половине XVIII в. можно говорить об окончательно сформировавшемся в России абсолютизме. В этом случае государство не могло мириться с существованием некоего института, который обладал достаточной финансовой независимостью и при этом теоретически еще мог составить конкуренцию власти светской. Процесс становления единых государств с сильной королевской властью, сопровождающийся противостоянием духовной и светской власти в борьбе за политическое лидерство, являлся традиционным для европейских стран. Вместе с тем, А. Б. Каменский указывал на особенности этого процесса в России. В Западной Европе пик борьбы католической церкви со светской властью пришелся на период образования единых государств ХП-ХГУ вв. В России это произошло значительно позже, в середине XVII в. и уже на иной стадии развития государства. Государства в Европе одержали победу, но и церковь вышла из борьбы, сохранив свою самостоятельность. Вместе с отделением церкви от государства и обмирщением власти, она сохранила свою финансовую независимость. По мнению А. Б. Каменского, в России подобная победа светского начала в государстве, и секуляризация
1 История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. - М. 1993. Т. 3.
2 Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. - М. 2001.
церковного землевладения означала подчинение церкви интересам государства и полную интеграцию в систему государственного управления.1
Вместе с тем, необходимо отметить, что полная секуляризация церковных земель смогла быть реализована в стране именно в период, именуемый «просвещенным абсолютизмом». Просветители XVIII в. создавали культ разума, опираясь на философские достижения XVII в. Культ разума, в свою очередь наделял личность, обладающую этим самым разумом, неограниченными возможностями. Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Все ставилось под критический свет разума: религия, законы, общественное устройство, система управления - при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел. Эпоха Просвещения в европейских странах провозглашала демократизм, веру в неограниченные возможности человеческого разума, справедливое общественное устройство и исторический оптимизм.
Просвещение, как широкое культурно-идеологическое явление движения общественной мысли, впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция. Декретом от 2 ноября 1789 г. церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. Идеи французских просветителей и европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их.
1 Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. - М. 2001.
Просветительский рационализм представляет собой светское движение, и просветители часто с презрительным сарказмом высмеивали «мифы» и «суеверия», связанные с религий. Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение к церкви является главной отличительной чертой Просвещения, философии, которую можно назвать секуляризацией мысли. Немецкое и английское направления Просвещения были более сдержанными в неуважении к религии. Несмотря на материалистическую и даже атеистическую окраску, просветительская мысль была связана с деизмом. Монтескье - один из ранних представителей деизма, учения, которое, хотя и признавало бога в качестве творца вселенной, но утверждало, что он не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную веру в чудеса. С позиций деизма Монтескье боролся против схоластики, деизм был для него орудием пропаганды свободомыслия и передовых научных знаний.
Не отрицая существования бога, Монтескье немало сделал для критики существующей церковной организации и религиозных нравов католицизма. Так в одном из своих известных произведений «Персидские письма» Монтескье показывает, что во Франции, как и в других странах, где господствует римско-католическая церковь, духовенство развращено, своекорыстно и жестоко. Устами своих персонажей Монтескье замечал, что христианство, претендующее быть религией любви и кротости, приводит в действительности к совсем иным результатам: «никогда не было царства, в котором происходило столько междоусобиц, как в царстве Христа».1
В работе «Естественная политика» (1733 г.) Гольбах обвиняет религию в том, что, воспитывая человека в страхе перед невиданными тиранами, она в действительности воспитывает в нем низкопоклонство, угодливое малодушие перед лицом видимых тиранов, подавляет в нем способность к самостоятельности и независимости. Гольбах в «Разоблаченном христианстве» и других памфлетах разъяснял, что религия и
1 Французское Просвещение и революция. - М. 1987. С. 88.
церковь союзники угнетателей и сами есть источник угнетения.1 Религиозная вера породила «деспотизм, тиранию, разврат государей и ослепление народов, которым во имя Бога запрещают любить свободу.. .».2 Гельвеций же предложил начать с того, чтобы лишить церковь и монастыри их экономической мощи, отобрав их земли и имущества.3
Во второй половине XVIII в. в России на основании взглядов европейских просветителей сформировалась теория государства, согласно которой жизнь каждого члена общества должна была быть неразрывно связана со служением так называемому «общему благу» - государству. При подобном подходе духовенство «выпадало» из этой идеи всеобщего служения, поскольку вся его деятельность носила сугубо корпоративный характер и в ряде случаев могла быть даже противоположна интересам этого самого государства. Таким образом, объективные причины проведения секуляризации практически полностью укладывались в рамки сформировавшегося государственного политического курса второй половины XVIII в.
Основные понятиями, которыми мы будем оперировать в процессе исследования, являются: церковное землевладение, секуляризация, духовные корпорации. Под понятием церковное землевладение понимаются земельные владения, принадлежащие различным церковным структурам (архиерейским домам, монастырям, соборам, приходским церквям). Основное внимание в нашем исследовании мы будем уделять монастырскому землевладению, поскольку именно на примере крупных земельных собственников наиболее наглядно можно будет проследить результат и масштабы проведенных преобразований.
Термин «секуляризация» активно используются исследователя в различных дисциплинах.4 В юридическо-политическом смысле он отражает
1 Гольбах П. Разоблаченное христианство. - М. 1936. С. 546.
2 Там же. С. 316.
3 Гельвеции. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М. 1938. С. 46.
4 Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие \\ Социологические исследования. 2008. № 8. С. 62-63.
процесс отчуждения имущества монастырских религиозных организаций. В христианской теологии термин используется в качестве обозначения процесса обмирщения. В философии понятие «секуляризации» используется в спорах о родстве христианства и современного мира. В нашем исследовании под секуляризацией мы будем понимать процесс обращения государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.
При изучении земельного монастырского хозяйства применительно к собственнику может быть использован термин «духовная корпорация». Применение данного термина является уместным, поскольку со временем монастыри превратились в крупные и самостоятельные хозяйственные организации. Состоящие из представителей одного сословия и нацеленные на получение прибыли духовные корпорации представляли собой прочные хозяйственные структуры. Помимо обширного фонда земель и крепостных крестьян в их собственности находились сады, рыбные ловли, мельницы, торговые места в городах, а также прочее недвижимое имущество. Прочная материальная база способствовала активному вовлечению церковных организаций в хозяйственную деятельность, и позволяла духовенству выступать в качестве значимых субъектов экономической жизни страны.
Объектом исследования является история секуляризации церковного землевладения России второй половины XVIII в.
Предмет исследования - структура и динамика церковного землевладения во второй половине XVIII в. в Псковской провинции.
Цель исследования состоит в изучении церковного землевладения Псковской провинции, его структуры преимущественно на примере монастырского землевладения накануне и после секуляризационной реформы; выявлении основных итогов секуляризации 1764 г. для Псковской земли.
На территории Псковской провинции к середине XVIII в. находилось 26 вотчинных и безвотчинных монастырей. В нашем исследовании мы
ограничимся изучением земельного хозяйства 7 духовных корпораций. Их выбор в первую очередь был связан со степенью сохранности исторических источников. Вместе с тем, сформированная «выборка» кажется нам наиболее оптимальной и позволит обеспечить наибольшую репрезентативность исследования. Поскольку в работе будут представлены как крупные, так и средние и мелкие духовные собственники, это позволит наиболее полно представить структуру церковного хозяйства и проследить масштабы перераспределения земельных владений в постсекуляризационный период.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: -выявить структуру расселения и осуществить картографирование владений духовных корпораций Псковской провинции второй половины XVIII в; -проанализировать структуру монастырского землевладения в Псковской провинции второй половины XVIII в.;
-проанализировать ближайшие результаты секуляризационной реформы 1764 г.;
-выявить сохранившиеся церковные земельные владения и земли экономических крестьян в Псковском уезде в 80-90 гг. XVIII в.; -проследить на примере Псковского уезда масштаб перераспределения земельной собственности после секуляризации.
Хронологические рамки исследования. В основе работы лежат источники и события второй половины XVIII в. Отправной точкой нашего исследования можно считать дату 29 января 1763 г., когда на территории Российской империи начинается массовое описание собственности духовенства. Нижней хронологической датой является начало 90х годов XVIII в., время окончания проведения Генерального межевания Псковской губернии. Вместе с тем, поскольку церковное земельное хозяйство представляло собой традиционную, складывающуюся на протяжении многих веков форму обеспечения финансово-экономической независимости собственника, изучение его характера и особенностей непременно предполагает наличие экскурсов в историю землевладения XVI-XVII вв.
Территориальные рамки исследования определяются состоянием источниковой базы и репрезентативностью сохранившихся источников. Церковное земельное хозяйство будет изучено на примерах Псковского, Изборского, Выборского и Островского уездов (карта-схема 1, Приложение 2).
В течение XVIII в. происходил процесс поэтапного административного становления Псковской земли. По указу Петра I 18 декабря 1708 г. территория России была разделена на 8 губерний. Псковские земли с городами Псков, Гдов, Опочка, Изборск, Остров, Ржева Пустая, Заволочье, а также города Порхов, Великие Луки и Торопец вошли в состав Ингерманландской губернии.1 Ингерманландия (в русском названии Ижорская земля) представляла собой территорию русских земель, захваченных Швецией. Во время Северной войны Ингерманландия была возвращена России. В состав вновь образованной губернии входили 29 городов с уездами. В 1710 г. произошло переименование Ингерманландской губернии в Санкт-Петербургскую. Все созданные губернии были обширны по своей территории, и впоследствии организованная система управления не показала высокую эффективность. Вследствие этого, в 1719 г. была введена промежуточная административно-территориальная единица между уездом и губернией - провинция. Несколько уездов объединились в провинции, а две и более провинций - в губернию.
Псковская провинция в первой четверти XVIII в. стояла из 9 уездных городов, 8 безуездных, или так называемых пригородов. Уездными городами являлись: Гдов, Изборск, Остров, Опочка, посад Холмский, Заволочье (Пусторжев) и Кобыльск. Пригороды, приписанные к Острову: Вышегород, Врев, Выбор, Дубков, Володимерец; к Опочке - Красное Городище, Велье, Воронеч.2
1 Административно-территориальное деление Псковской области. - М. 1970.
2 Болховитинов Е. История княжества Псковского. - Псков. 2009. С. 156-157; Холмский посад в первой половине XVIII в. был выведен из состава Псковской провинции.
В 70 гг. XVIII в. продолжается активное административно-территориальное реформирование России. При изучении последствий церковной реформы и церковного землевладения после 1764 г. в исследовании пойдет речь о Псковском уезде уже в рамках Псковской губернии.
После заключения соглашения с Австрией и Пруссией, России были возвращены Витебские и Могилёвские земли, захваченные у неё Польшей. В указе Екатерины II 1772 г. о назначении губернаторов во вновь присоединённых землях также предусматривалось устройство и Псковской губернии. После объявления Сената в октябре 1772 г. в состав образованной Псковской губернии должны были войти Псковская, Великолукская, Витебская, Полоцкая, Двинская провинции. Гдовский уезд и г. Порхов были оставлены в составе Новгородской губернии. Губернским центром становился город Опочка.
Ко второй половине 70 гг. XVIII в. все активнее начало проявляться несовершенство подобного территориального устройства. Как отмечает исследователь Н. В. Коломыцева, причиной того стал разный уровень развития, сложившегося уклада жизни и устоявшихся традиций «новых» территорий, вошедших в состав России и включенных в состав Псковской губернии.1 К тому же организовать качественное управление столь обширной территории из определенного губернского центра Опочки так и не удалось.
В результате в августе 1776 г. был подписан новый указ об открытии Полоцкой и Псковской губерний. От прежней территории Псковской губернии были отделены Двинская, Полоцкая и Витебская провинции, которые вошли в состав вновь образованной Полоцкой губернии. В свою очередь к Псковской и Великолукской провинциям Псковской губернии были присоединены Порховский и Гдовский уезды, ране входившие в состав Новгородской губернии. В 1777 г. Псков становится центром Псковского наместничества, переименованного в 1796 г. в губернию.
1 Административно-территориальное деление Псковской области. -
М. 1970.
В этот период изменения произошли и в границах Псковских уездов. Выборский уезд, о котором идет речь в первой части исследования, вошел в состав Островского уезда. В 1782 г. из части Псковского и Изборского уездов был образован Печерский уезд, Печерская слобода стала уездным городом Печеры.
По нашим данным, в состав Печерского уезда вошли Колпинская, Кулейская, Таиловская, Пецкая, Карельская, Колбежицкая, Смолинская, Вельская губы Завелицкой засады, а также Уситовская Старая и Погостицкая губы Прудцкой засады Псковского уезда. Последнее изменение зафиксировало границы той административно-территориальную структуры губернии, которая, в основном, просуществовала вплоть до момента ее упразднения в XX в.
При работе над темой исследования были использованы такие общенаучные методы исследования как типологизация, классификация, описательный и статистический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного и структурного анализа. Помимо них, применены специальные исторические методы исследования: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, актуализации и логический. Для обработки
количественных данных Генерального межевания нами был использован
1
статистическии метод.
1 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М. 1987; Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. - М. 1989.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Свияжский Успенский монастырь в контексте социально-экономической, политической и религиозной истории Казанского края в середине XVI - начале XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Коровин, Вячеслав Дмитриевич
Монастырская вотчина Марийского края в конце XVI-XVIII веков2002 год, кандидат исторических наук Пегенеева, Ирина Анатольевна
Псковское духовенство во второй половине XVIII в.2003 год, кандидат исторических наук Лебедев, Владимир Борисович
Толгский монастырь в XV-начале XX века: хозяйственная деятельность и братия2003 год, кандидат исторических наук Болдырева, Ольга Анатольевна
Церковное землевладение и землепользование в Центрально-Чернозёмном регионе в 60-90-е годы XIX века: на примере Курской и Воронежской губерний2007 год, кандидат исторических наук Подвигайло, Артём Александрович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Зирбуева, Виолетта Гаруновна
Заключение
К 60 гг. XVIII в. в руках церкви сосредоточилось огромное количество земельной собственности, размеры которой в масштабах страны занимали третье место после частновладельческих и государственных владений. Это стало закономерным последствием планомерной и целенаправленно проводимой церковью политики в течение многовековой истории Российского государства, направленной на «собирание» земельных наделов. Попытки государства законодательно ограничить рост духовных вотчин не увенчались успехом.
В XVIII в. можно говорить о существовании крупных, преимущественно монастырских, духовных корпораций, которые являлись полноценными хозяйственными субъектами и имели в своем распоряжении тыс. десятин земельных владений. В XVIII в. происходит усиление процесса концентрации земельных владений в руках преимущественно крупных духовных землевладельцев. В то же время в стране существовало большое количество церковных собственников, чьи вотчины были сравнительно небольших размеров. Таков пример Псковской провинции. Здесь на территории Псковского, Изборского и Выборского уездов основные владения имели такие крупные духовные корпорации того времени как Псково-Печерский, Снетогорский, Мирожский, Крыпецкий монастыри. В ходе исследования нами было выявлено и картографировано на территории указанных уездов 133 монастырских поселения. В ряде случаев можно выделить крупные комплексы монастырских деревень. Крупнейшим центом сосредоточения земель духовенства в Псковской провинции в середине XVIII в. стал Псковский уезд.
К середине XVIII в. в духовном землевладении Псковской провинции продолжают сохраняться черты, свойственные ему в ХУ-ХУИ вв. Одной из основных характерных черт оставалась мелковотчинность земельных владений. Несмотря на продолжавшийся на протяжении ХУП-ХУШ вв. рост владений монастырских корпораций, на Псковской земле не произошло формирование крупных духовных вотчин. В XVIII в. сохранятся разбросанность церковных земель. Пример самой крупной монастырской корпорации - Псково-Печерского монастыря наглядно демонстрирует подобную разбросанность. Его собственность накануне секуляризации концентрировалась в 6 уездах провинции, а также выходила за ее пределы. Вместе с тем, на основании изученного комплекса источников нами был сделан вывод о доминировании церковного землевладения над монастырским. Это было связано с большим количеством приходских церквей на Псковской земле, чьи земельные владения были преимущественно невелики.
После издания указа о проведении секуляризации 1764 г. в Псковской епархии из 22 вотчинных монастырей в штатное расписание были включены лишь 7. Один монастырь - оставлен на собственном содержании. Оставшиеся
14 были упразднены и далее продолжили свое существование в качестве приходских церквей. В собственность государства только на территории
Псковского уезда перешло около 146 тыс. десятин земли. Упразднение монастырей в последствии привело к сокращению количества монашествующих.
Проведение Генерального межевания способствовало увеличению минимизированных после секуляризации земельных владений духовенства.
В первую очередь это касалось приходских церквей. Собственность ряда штатных Псковских монастырей колебалось от 45, 5 до 237 десятин земли.
Однако, как и до 1764 г. основную массу земель духовных сособственников в
Псковском уезде после секуляризации составляли земли приходских церквей, в состав которых вошли и упраздненные в ходе проведения реформы монастыри. Зачастую в распоряжении монастыря оказывалась ненаселенная территория близлежащей округи, которая до 1764 г. являлась
частью монастырских владений. Кроме этого, межевание российских земель второй половине XVIII в. наглядно отразило сложившуюся структуру земельного хозяйства страны. Как показывает пример Псковского уезда, на тех территориях, где концентрация церковных земель была высока, после церковной реформы произошло масштабное перераспределение земельной собственности. В Псковском уезде на смену преимущественно небольшим, разбросанным по округе церковным владениям пришла единая государственная собственность.
Вслед за объявлением о проведении секуляризации не последовало каких-либо открытых массовых недовольств представителей духовного сословия. Части из них определенное государственное содержание стало выгодной заменой малоприбыльному вотчинному хозяйству. Пронизанная духом секуляризации государственная политика на протяжении XVIII в. не оставила в умах духовенства возможностей какого-либо иного развития событий. И уже начиная со второй половины XVIII в., насущным оставался лишь вопрос о способе и методах проведения предстоящей секуляризации.
После 1764 г., имея в своем распоряжении скромные по размерам ненаселенные земли, духовенство сохраняло за собой право сдачи этих владений в аренду и тем самым имело возможность пополнить доходные статьи своего бюджета. Секуляризация наиболее сильный удар нанесла по крупным землепользователям. Факты показывают, что для таких корпораций как Псково-Печерский и Снетогорский монастыри утрата земельной собственности была невосполнима. По свидетельству летописцев истории Снетогорского монастыря, к концу XVIII в. обитель постепенно пришла в запустение, а в начале XIX в. монастырь был упразднен. Вместе с тем замена денежным содержанием малоэффективного, мелковотчинного земельного хозяйства более мелких собственников, позволило последним не только улучшить свое финансовое состояние, но и способствовало их высвобождению из области торгово-экономических отношений.
Несмотря на относительно невысокие показатели эффективности церковного хозяйства, наличие независимого источника доходов позволяло церкви проявлять определенную самостоятельность. Переведение крупных духовных корпораций на государственное финансирование после 1764 г. не только существенно сократило доходные поступления, но и окончательно поставило их под полный государственный контроль. Уменьшив более чем на половину (64 %) количество монастырей в епархии, государство тем самым выводило из области церковных отношений десятки человек, чья будущая судьба становилась на тот момент весьма неопределенной. В Псковском крае, благодаря небольшому количеству монастырских насельников до 1764 г., основная часть монашествующих смогла перейти в состав штатных монастырей.
Как показал пример Спасовеликопустынского монастыря, при разработке положений реформы не был учтен такой показатель, как качество монастырских построек. Впоследствии несовершенство законодательной базы было несколько скорректировано благодаря прецеденту, произошедшему в Псковской провинции.
Секуляризация земель в России создавала условия для более глубоких изменений в общественной жизни страны. Изъятие церковных владений имело довольно глубокие социальные последствия. Лишив экономической основы и выведя из непосредственного контроля церкви миллионы человек, государство способствовало уменьшению ее роли в общественной жизни страны. Именно в этот период можно говорить о начале процесса секуляризации общественного сознания в России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зирбуева, Виолетта Гаруновна, 2011 год
II. Литература
1. Аграрная история Северо-запада России XVI века. -М. 1978.
2. Аграрная история Северо-запада России XVII века. - Л. 1989.
3. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904. - СПб.
2003.
4. Болховитинов Е. Описание Рождества Богородицы Снетогорского
монастыря. - Дерпт. 1821.
5. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII
века. - М. 1977.
6. Василев И. И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей -СПб. 1898.
7. Верховский П. В. Населенные недвижимые имения Священного Синода, Архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра
Великого-СПБ. 1909.
8. Вехи российского землеустройства - М. 2000.
9. Виденеева А. Е. Ростовский Архиерейский дом и система епархиального
управления в России в XVIII в. -М. 2004. Ю.Витов М. В. География сельского расселения Западного Поморья в XVI-
XVIII вв. -М. 1974.
11.Битов М. В. Проблемы составления карт поселений XV-XVIII вв. по данным писцовых и переписных книг // Проблемы источниковедения. - М.
1956. Т. 5.
12.Владимиров В. Н. Геоинформационные технологии в исторических исследованиях // Новая и Новейшая история 2006/3.
13 .Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII - начале XVIII вв. // Историческая география России:
XII - начало XX вв. - М. 1975. 14.Дегтярев А. Я. Русская деревня в XV-XVII вв. Очерки истории сельского
расселения. - Л. 1980.
15.Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в предреформенной России. // История СССР. М. 1966. №4.
16.Дмитриева 3. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря ХУ1-ХУП вв. - СПб. 2003.
17.Гельвеции. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -
М. 1938.
18.Герман И. Е. История межевого законодательства от Уложения до Генерального межевания (1649-1765). -М. 1983.
19.Герман И. Е. Материалы к истории генерального межевания в России. - М.
1911.
20.Герман И. Е. История Русского межевания. -М. 1914.
21.Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. -М. 1952.
22. Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии: опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. - СПБ. 1914.
23.Гольбах П. Разоблаченное христианство. - М. 1936.
24.Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. -М. 1963.
25.Голубинский Д. История Русской Церкви. -М. 1880.
26.Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. -М. 1977.
27.Дейч Г. М. Крестьянство Псковской земли в конце XVIII - первой половине
XIX в.-Псков. 1949. 28.Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II -
СПБ. 1900.
29.Захарова Л. Ф. К последствиям секуляризации церковных земель в России //
Вопросы истории. 1982. №12.
30.История крестьянства в России с древнейших времен до 1917 г. - М. 1993.
Т. 3.
31.История крестьянства в Европе: эпоха феодализма. - М. 1985. Т. 3.
32.История СССР с древнейших времен до наших дней. -М. 1967. Т. 3.
33 .Источниковедение истории СССР. под. Ред. И.Д. Ковальченко. - М. 1981.
34.Иванова О.Ю. Монастыри России. - Смоленск. 2006.
35.Кавелин С.П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое
руководство. - М. 1914.
36.Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси
XIV-XVI вв. -М. 1955.
37.Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. -М. 1997. Т. 1-2.
38.Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. - М. 2001.
39.Ковальчук М. А., Тесля А. А. в своей работе «Земельная собственность в России: правовые и исторические аспекты XVIII - первая половина XIX вв.
- Хабаровск. 2004.
40.Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М. 1987.
41 .Комиссаренко А. Н. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная
реформа в России 20-60 гг. XVIII в. - М. 1985. 42.Комиссаренко И. С. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. - М.
1990.
43 .Копанев А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. -МЛ. 1951.
44.Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия. - М. 2002.
45.Колесникова В. С. Православный храм: символика и традиции. - М. 2006.
46.Коржов А. О. К вопросу о секуляризации 1764 г. в Воронецкой части Опочецкого уезда // Михайловская Пушкиниана Сборник статей научных сотрудников музея-заповедника A.C. Пушкина «Михайловское». Вып.36.
2005.
47.Ключевский В.О. Православие в России. - М. 2000.
48.Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой Епархии во 2 половине XVIII- начала XX вв.: Автореферат дис. на соиск.
уч.степ. канд. ист. наук . - СПб. 2006.
49. Лебедев В.Б. Псковское духовенство во второй половине XVIII века: Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Псков. 2003.
50.Марасинова Л. М. Новые Псковские грамоты XIV-XVbb. -М. 1966.
51. Масленникова Н. Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. - Л. 1955.
52.Мартысевич И. Д. Псковская Судная грамота. -М. 1951.
53. Ми лов Л. В. К истории создания экономических примечаний конца XVIII-начала XIX века // Проблемы источниковедения. -М. 1962.
54.Милов Л.В. Исследование об экономических примечаниях к Генеральному межеванию. - М. 1985.
55.Милютин В.О. О недвижимых имуществах духовенства в России. - СПб. 1862.
56.Митрополит Евгений (Болховитинов) История княжества Псковского. -Псков. 2009.
57.Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. -М. 1989.
58.Никольский Н. История Русской церкви. - М. 1930.
59.Николин А. Церковь и Государство. - М. 1997.
60.Пиотух Н. В. Сельское расселение: структура и факторы размещения хозяйства (по материалам Новоржевского уезда 2 половины XVIII в.) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 2000. - Псков. 2001.
61.Покровский И. М. Русская Епархия в ХУ1-Х1Х вв. Их открытие, состав, пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. -Казань. 1913. Т. 2.
62.Полушко В. В., Шевельков В. В. Земля Псковская. История и современность. - Псков. 2003.
63.Прокофьева Л. С. Вотчинное хозяйство в XVI в.: по материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. -М. Л. 1959.
64.Сахаров А. Н. Русская деревня: по материалам патриаршего хозяйства. - М.
1966.
65.Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам. - Псков. 2006.
66.Семевский В. И. Крестьяне в царствование Императрицы Екатерины. II -СПб. 1903. Т. 2.
67.Селин А. А. Историческая география Новгородской земли ХУ1-ХУШ вв. Новгородский и Ладожский уезды Водской пятины. - СПб. 2003.
68.Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле.-М. 1908.
69.Синелина Ю. Ю. Секуляризация в социальной истории России. - М. 2004.
70.Смиречанский В. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии. - Остров. 1859. Ч. 2.
71.Собственность в России. Средневековье и ранее новое время. -М. 2001.
72.Суворов Н. С. Псковское церковное землевладение в XVI и XVII веках, б.г.
73.Смолич И. К. История Русской церкви. -М. 1996. Ч. I. Кн. XVIII.
74.Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. -М. 1965.
75.Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. -М. 1962.
76.Французское Просвещение и революция. - М. 1987.
77.Фролов А. А., Пиотух Н. В. Исторический Атлас Деревской пятины Новгородской земли. - М-СПб. 2008.
78.Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. -М. 2003.
79.Харлашов Б. Н. Погосты и губы в Псковской земле Х1У-ХУ1 веков: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Псков. 1995.
80.Харлашов Б. Н. Посады Пскова и окологородные губы в XVI в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999 годов. - Псков. 2000.
81 .Харлашов Б. Н. Некоторые итоги изучения административно-
территориального деления Псковской земли ХУ1-ХУП вв.//Археология и история Псковской земли. Материалы научного семинара за 2000 год. -Псков. 2001.
82.Центральный государственный архив древних актов СССР. Путеводитель -
М. 1992. Т. 2.
83.Церковь в истории России (1Х-1917). -М. 1967.
84.Церковь, общество и государство в феодальной России. -М. 1990.
85.Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца ХУЬХУП вв.
(по Архиву Троице-Сергиевой лавры). - М. 2004. 86.Черненко Д. А. Сельское расселение и землевладение центральных уездов России в XVII - XVIII вв. (по материалам писцовых книг и Экономических примечаний к Генеральному межеванию): Автореф. на соиск. учен. степ.
канд. ист. наук. - М. 2004.
87.Шербатов М. М. Статистика в рассуждении России. - СПб. 1776-1777.
88.Яшина О. Н. Земельная собственность Русской православной церкви в России в XVIII - первой половине XIX веков: Дисс. на соиск. уч. степ. канд.
ист. наук. -М. 2003.
89.Янин В. Л. Новгород и Литва. Пограничные ситуации ХШ-ХУ веков. -М.
1998.
Интернет-ресурсы
Ы1р://Ъгопо8*т-П1Л1Ь1Ма? ^/кяуег 1е803.1йт1#045#045
Список сокращений
ГАПО - Государственный архив Псковской области
ПГОИАХМЗ - Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
РГАДА - Российский государственный архив древних актов РГИА - Российский государственный исторический архив ПСЗ - Полное собрание законов Российской империи ГИС - геоинформационные системы д. м. п. - души мужского пола
Условные обозначения воспроизводимых в диссертации карт Генерального межевания
& - село
Ш
11
1С15 \
погост
сельцо
деревня
пашня
сенной покос лес посуходолу* лес поболоту* чистое болото* граница межевой дачи номер межевой дачи
ш
" -Г* .Г. .. —
- масштаб карты
карта-схема 1
Псковская провинция в середине XVIII в.
1 - Гдовекий уезд
2 - Кобыльский уезд
3 - Псковский уезд
4 - Изборский уезд
5 - Островский уезд
6 - Вревский уезд
7 - Выборский уезд
8 - Володимерецкий уезд
9 - Дубковский уезд 10- Воронацкий уезд
11 - Велейский уезд
12 - Вышегородский уезд
13 - Красногородский уезд
14 - Опочецкий уезд
15 - Пусторжевский уезд
Монастырское землевладение в восточной части Псковского уездав 80-90 годы XVIII в.
гж
гишзново
О
о
, } Жуков и ^ 9 "'емки Молоди
Лиэово* •
•Чужбин о
%
\
о \
•Великое село
Ф&аулино ново
•Хотици '
Орлецы¿Y псков
етрово
•Малая эоа • •.•Большая звеярва >ваТ!одборовьс
\ 7
Ьротио
ЛФСторонья
ArotpSwi
•Ме.
Ламеад гора
боево Щукино • Агафонову
•Заболоп
во П арахиса _
Болотова® • •Палки на ье п • /
Давыдья гора/
лстоново • лГ«ьдрина
• лК -1Т1МИХЫ
убнеде« •Мсдосдрво
Гора«
•Ракит ча •Бдюжина
• Лжего
фПодозерье •Шемякино
>
ОСТРОВСКИЙ УБЗЛ
Условные обозначения
Средняя - поселение Никольского ЛюОятопа монастыря
Сорокино - поселения Снотогорского монастыре Аже>0 - поселения Кирсжсхого «омасгыря МОЛОДИ - поселения Псково-Печерского момлстирд Заболотьс - поселения Криподного монастыря ЛиЮВО - ПСС9ЛВНИЯ Успонсксгс ыондстирч
- поселения Елизарова монастыри граница уезда
- граница провинции
карта составлена на основе материалов Генерального межевания, "офицерких описей", ревизских сказок
Монастырское землевладение в Псковском и Изборском уезде
в середине XVIII века
фПоташево фКислэво /»Соловйево '•МегузнИцй ^Русский Бор
ГЧерепово, V • «ПерЛахо
• (Гррдобоеао ' Гатариново
[батолкина вЖелез< о •Люлино
• Рысево #БерезНюк»Смольиик • Пальцова
•Зотрубье • Варганова
•Парышкина #Митковиць!
вДавидов конец • Горохово %Умковичи
Условные обозначения
Рысево - поселен«« Псхово-Печерско монастыря
Подгранье - ПОССЛСМИЯ МкрэЖСХОГО конасткрч - границы усэясь — - гранкиа губернии
карта составлена на основе материалов Генерального Межевания, "офицерских описей", ревизских сказок
Церковное землевладение в Выборском уезде в середине XVIII века
карта составлена на основе материалов Генерального межевания, офицерских описей
Церковное землевладение в Островском уезде в середине XVIII века
карта составлена на основе офицерских описей
Земли экономических крестьян, Снегогорского монастыря и других собственников в 80-90 годы XVIII в Торошинская и Кивовицкая губы Вельской засады Псковского уезда
Великое село
Ваулина < Сапакова Касовщина|
Железница^
Снетога^кей монастырь
,Овсищи
•-•НИ» ->|*1»И
Горелая|
Хрептова4
■Воло^нова
Алмазова
условные обозначения
ОДСМЩИ д-: евни '■к'.ноыач&скях к| <-':1 ж^в - граии-ы «о»оп®й дачи
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.