Самоуправляемые социальные центры как агенты вторичной-социализации молодежи в гражданском обществе: На примере Италии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат социологических наук Савинов, Павел Борисович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Савинов, Павел Борисович
Введение
Глава 1 - Молодёжные движения как предмет социологии
1.1 Вторичная социализация молодёжи в гражданском обществе как предмет социологии.
1.2 Проблема социализации молодёжи в обществах (пост)модерна.
1.3 «Новые социальные движения» как альтернативные формы коллективного поведения.
Выводы по первой главе.
Глава 2 - Становление самоуправляемых социальных центров как институтов гражданского общества
2.1 Движение сквоттеров как предпосылка институционализации ССЦ в капиталистических странах.
2.2 Сквоты и ССЦ как институты гражданского общества на Западе.
2.3 К вопросу о социальных центрах в России.
Выводы по второй главе.
Глава 3 — Основные направления вторичной социализации молодёжи в самоуправляемых социальных центрах Италии
3.1 Приобщение молодёжи к политической жизни через деятельность ССЦ.
3.2 Гражданская социализация молодёжи в ССЦ.
3 Культурное творчество молодёжи в ССЦ.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Политическая социализация молодежи в современной России: на примере Ставропольского края2007 год, кандидат политических наук Помазанова, Вера Николаевна
Ценностные ориентации современной российской молодежи: На примере Краснодарского края2005 год, кандидат социологических наук Гусарова, Марина Александровна
Молодежные субкультуры в процессе социализации молодого поколения: структурно-векторные противоречия2013 год, кандидат социологических наук Магранов, Алексей Сергеевич
Государство как субъект политической социализации молодежи в современной России2004 год, кандидат политических наук Зайцева, Ирина Александровна
Факторы, влияющие на социализацию молодежи в условиях трансформации российского общества2005 год, кандидат социологических наук Топеха, Татьяна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самоуправляемые социальные центры как агенты вторичной-социализации молодежи в гражданском обществе: На примере Италии»
Актуальность темы исследования.
Проблема социализации молодёжи, т.е. усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе, всегда является остро актуальной. В эпоху же пост-модернити, характеризующуюся состоянием неопределённости, отсутствием универсальных идеалов и ценностей, ясно сформулированных и надёжных ориентиров, чётко определённой цели жизненного пути, она приобретает особую остроту. Это касается в первую очередь вторичной социализации, под которой подразумевается перестройка личности в период её социальной зрелости, усвоение новых, непредусмотренных первичной социализацией ролей и статусов1, в ходе которой уже взрослые, прошедшие первичную социализацию в семье и образовательных институтах, молодые люди готовятся к полноценной интеграции в быстро меняющееся общество. Положение молодёжи как социальной группы определяется изменением взаимоотношений между семьёй, школой и работой. Уже в индустриальном обществе было очевидно, что произошёл значительный структурный разрыв между семьёй, в которой дети воспитывались, и социально-экономической системой, в которой они должны были занять своё место, став взрослыми.
Изменение статуса от ребёнка к взрослому не являлось при этом ни быстрым, ни лёгким, так что переходный период оказывался достаточно длинным, а молодёжь при этом занимала достаточно важную структурную позицию. Уже тогда поднимался вопрос о том, что, поскольку общество становится всё более сложным, а семья концентрируется на эмоциональных (а не экономических) функциях, для реализации других аспектов социализации и обеспечения последующего «выхода» из семьи», необходимы новые институты. Однако речь не идёт о возможности создания государством вышеупомянутых институтов: становится очевидным, что имеет место всеобщая индивидуализация.
Ситуация усугубляется ещё и тем фактом, что та часть европейской молодёжи, которая оканчивает университеты, проведя длительное время своей жизни в аудиториях и потратив значительные суммы на своё образование, не получает с
1 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М„ 1998. С. 190. обретением диплома никаких гарантий обретения рабочего места. Мало того, ценность диплома уже с трудом конкурирует с рыночной ценностью повышения квалификации на рабочем месте и даже с ценностью краткосрочных курсов и семинаров, проводимых в выходные дни. В настоящее время, как метко заметил З.Бауман, университетам скорее досталась непредвиденная и неожиданная роль «.временного убежища в обществе, поражённом хронической безработицей; структуры, позволяющей молодым людям на несколько лет отложить момент истины, немедленно наступающей тогда, когда им приходится столкнуться с жестокими реалиями рынка труда». Таким образом, актуальность темы определяется недостаточностью и неадекватностью традиционных институтов вторичной социализации, в первую очередь высших учебных заведений, для её подготовки к жизни в новых социокультурных условиях пост-модернити.
В то же время в западных самоуправляемых социальных центрах (ССЦ), являющихся продуктом самодеятельности и представляющих собой институты гражданского общества, социализация проходит по новому и в новых условиях.
В этом контексте изучение европейского, в частности итальянского, опыта социализации молодёжи представляется весьма актуальным не только с точки зрения лучшего постижения итальянской действительности, но и с позиций использования этого опыта применительно к современным реалиям российского общества, а также для возможного прогнозирования недалёкого будущего.
Степень научной разработанности темы
Тема молодёжных ССЦ мало исследована за рубежом и практически не исследована в России. Основных причин последнему две: недостаточное количество работ по социологии молодёжи в современной России вообще и разительное отличие молодёжного социального центра в российском понимании и в западноевропейском.
Исторически западная социология рассматривала молодёжный вопрос в двух парадигмах: функционалистской с одной стороны, с классическим изложением такого подхода к молодёжи в книге израильского социолога С.Эйзенштадта «From generation to generation: Age groups and social structure» (Glencoe, 1956), и теории конфликтов с другой; в их рамках использовались также теория наименования или стигмации, и теория делинквентности. Посвящённые социологии молодёжи работы известного
2 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 165. представителя функционализма Т.Парсонса, вышедшие в середине 60-х годов, рисовали молодого человека как в общем конформного индивида, сравнительно легко социализирующегося молодёжной культурой, и становящимся полноправным членом «общества потребления». На фоне развернувшейся именно в это время в Европе и США «молодёжной революции» и широкого альтернативного (как социально, так и политически») движения - «контр культуры» проявилась ограниченность функционалистского понимания молодёжи. С точки зрения социологов «левой» ориентации слабость функционалистского подхода к анализу молодёжи состояла в том, что молодёжь рассматривалась как однородная масса, не имеющая классовых измерений, имплицитно предполагалась одинаковость жизненного опыта и проблем, переживаемых молодёжью.
В рамках «теории конфликта» британскими левоориентированными социологами была разработана «теория субкультур», ставящая своей целью показать, что девиантность молодёжи из среды рабочего класса является продуктом взаимодействия доминирующих культурных образцов. Корни теории субкультур уходят в теорию делинквентности Чикагской школы, предложившей в 30-х годах социологическую альтернативу распространённым в то время объяснениям молодёжной девиантности, апеллировавшим к индивиду. Интеллектуальным лидером Чикагской школы являлся Роберт Э. Парк, основоположник социально-экологического подхода в социологии, который основывается на том, что человеческая жизнь во многом зависит от окружающей среды, а делинквентность является «нормальным» поведением, определяемым культурными нормами соответствующего культурного контекста, а не симптомами психологической ненормальности.
Функционалистский подход, теория субкультур в рамках теории конфликта, подход в рамках девиантности - все они тем не менее не позволяют проанализировать молодёжь в рамках альтернативного движения, также как и возможность самоорганизации молодёжи и альтернативной социализации этими подходами не рассматриваются. В социологии молодёжи вопрос субкультур рассматривался с точки зрения этноса, класса, девиации и молодёжной культуры, в то время как процесс перехода субкультуры на более высокий уровень, превращения её в контркультуру, альтернативное движение, оставался практически неосвещённым.
С конца 60-х интерес социологов к молодёжи значительно возрос, и в ФРГ, Австрии, Великобритании и США (а также в гораздо меньшей степени в других странах Западной Европы, в частности в Италии) вопросы молодёжных групп, коммун и молодёжных жилищных сообществ, субкультур, альтернативной экономической деятельности и т.п. попали в поле зрения исследователей3. В этом контексте следует упомянуть работы А.Турена4, автора метода «социологического проникновения» - установления тесных контактов на длительный срок с участниками движения, проведение регулярных бесед, дискуссий относительно специфики современной обстановки, целей и методов их собственной борьбы.
В СССР наблюдался всплеск интереса к молодёжным движениям на Западе с конца 70-х до конца 80-х годов, когда изучалась и описывалась преимущественно западная молодёжная культура5. В целом недостатки работ этого периода обусловлены ограниченностью классового подхода. Отметим, что такие известные отечественные социологи, как В.Т.Лисовский, С.В.Туманов, В.С.Магун, Д.Л.Константиновский, В.Н.Шубкин занимались исключительно вопросами советской молодёжи6. Среди интересных исследований молодёжи, проведённых в те годы, стоит отметить совместный труд Л.С.Белоусова и А.И.Ковылова7, в котором раскрываются социальные проблемы итальянской молодёжи: безработица, проблемы
3 См. Brake М. The sociology of youth culture and youth subcultures: sex and drugs and rock'n'roll? L.t 1980. Gelinas R.P., Gelinas P.J. The teenager in a troubled world. N.Y., 1973. Green G. The new radicalism: anarchist or marxist? N.Y., 1971. Hall St., Jefferson T. Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain. L„ 1975. Hebdige D. Subculture: the meaning of style. L., 1979. Leech K. Youthquake. The growth of a counterculture through two decades. L., 1973. Stonequist E.V. The Marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961. Willis P. Profane culture. L., 1978.
4 Touraine A., Dubet F., Hegedus Z„ Wieviorka M. Lutte ёЫ1ате. P., 1978. Touraine A., Dubet F., Hegedus Z„ Wicviorka M. Le pays contre 1'Etat Luttes cecitanes. P., 1971. Touraine A., Dubet P., Hegeduz Z., Wieviorka M. La ргорЬёие anti-nucldaire. P., 1980.
См. Вольфсон Л.Ф. Молодёжь стран развитого капитализма в условиях экономического кризиса. М., 1979. Альтернативные движения в странах Западной Европы: социально-политические аспекты. М., 1984. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни». М., 1981 - 1987. Соколова М.А. Критика теории социализации учащейся молодёжи в капиталистических странах. М., 1980.
6 См. Лисовский В.Т. Идеологическая борьба и молодёжь (в помощь лектору). Л., 1981. Лисовский В.Т. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980. Лисовский В.Т. Методика организации и проведения диспутов на морально этические темы. Л., 1982. Лисовский В.Т. Жить достойно. Проблемы нравственного воспитания молодёжи. М., 1984. Лисовский В.Т. Гражданственность позиции (Советский молодой человек: социально-нравственные черты, проблемы воспитания). М., 1980. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986. Магун B.C. Потребность и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. Коистантиновский Д.Л. Молодёжь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск, 1980. Коистантиновский Д.Л. Молодёжь 90х самоопределение в новой реальности: профориентации старшеклассников 90-х планы и их реализация. М„ 2000. Шубкии В.Н. Молодёжь вступает в жизнь (социологические исследования проблемы выбора профессии н трудоустройства). М., 1985. Шубкии В.Н. Социальные проблемы выбора профессии. М„ 1985. Шубкии В.Н. Трудящаяся молодёжь: образование, профессия, мобильность. М., 1984.
7 Белоусов Л.С., Ковылов А.И. Молодёжь Апеннин: выбор в борьбе. М., 1987. и недостатки образования, исследуются причины возникновения альтернативных молодёжных движений.
С конца 80-х годов количество научных работ по социологии молодёжи в России заметно сократилось. В последнее десятилетие 20 века исследования по социологии молодёжи переместились из столичных научных центров в региональные университеты и технические институты8. Многие из этих работ написаны на устаревшем материале и посвящены утратившим актуальность темам (например, описывают давно не существующие субкультуры). В то же время вышло несколько серьёзных и интересных работ, так например, в вышеупомянутом сборнике о субкультурах С-Петербурга есть блестящее исследование Е.Павловой «Сорокоманы: тусовка как субкультура (проблемы, гипотезы)»; работа С.В.Родионова «Рэйв -философско-культурологические аспекты» (Саратов, 2000). Заслуживает особого внимания и совсем недавно вышедшая книга В.И.Чупрова, Ю.А.Зубка и К.Уильямса «Молодёжь в обществе риска» (М., 2003), представляющая собой подробный социологический анализ российской молодёжи. В книге исследуются основные проблемы молодёжи в условиях социальной неопределённости, её роль в воспроизводстве риска как в современных западных обществах, так и в России.
Дальнейший прогресс в социологическом изучении молодёжи связан, прежде всего, с развитием методологической базы исследований, полипарадигмального подхода9. Исследования молодёжных движений в контексте гражданского общества опираются на достижения социологии политики10.
Тема молодёжных ССЦ как институционализированных форм молодёжного движения, если и поднималась в русскоязычных изданиях, то главным образом в форме вторичного анализа западных исследований. В итальянских изданиях, несмотря на достаточное количество публикаций на молодёжную тему, вопросы
8 Богданова О.А. Молодёжная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. Ростов-на-Дону, 1990. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь. 1997. Исламшина Т.Г., Цейтлин Р.С., Салагаев А.Л. Молодёжные субкультуры. Казань, 1997. Калкутин Д.Л. Оппозиция молодёжи, выраженная через культуру. Курск, 1999. Петров Д.В. Молодёжные субкультуры. Саратов, 1996. Калицин В.М., Красова Е.Ю. Приручить Левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики. Воронеж, 1991. Елина Е.Н. Современная молодёжная субкультура Великобритании. Красноярск, 1995. Черкасова Н.С. ФРГ: молодёжь и молодёжная политика (60 -80-е годы). Томск, 1990. Запесоцкий А.С. Молодёжь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
9 Кравченко С.А., Мнацаканяи М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. Кравченко С. А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.
10 Ашин Г.К., Лозаннский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., 2001. молодёжных ССЦ практически не освещены. Работы, в которых затрагивается непосредственно тема ССЦ, весьма немногочисленны: начиная с книг Дж.Арриго11, Л.Берти12 периода конца 70-х начала 80-х, и до свежих работ, например, созданной в результате сотрудничества миланских ССЦ «Кокс 18», «Леонкавалло» и известного журналиста Примо Морони в 1996 году13, и интереснейшей книги П.Пардо 1997 года. В итальянской литературе о молодёжных ССЦ пишут в основном поверхностно, затрагивая главным образом их антиглобалистские выступления. Вместе с тем, даже учитывая большое количество работ в западной литературе по вопросам альтернативного движения, остаётся не исследованной осуществляющаяся внутри ССЦ вторичная альтернативная социализация молодёжи, политическая и социальная активность ССЦ, большой пласт социальных, образовательных и культурных программ, созданный за более чем три десятилетия существования ССЦ.
Малое общее количество публикаций по молодёжным вопросам, и отсутствие в отечественной социологии анализа независимых молодёжных ССЦ и их опыта социализации молодёжи создаёт потребность в анализе и описании итальянских ССЦ как независимых институтов альтернативной вторичной социализации молодёжи в гражданском обществе.
Цель диссертационного исследования
Осветить и проанализировать структуры, активность и значимость самоуправляемых молодёжных ССЦ в Италии и исследовать их влияние на процесс вторичной социализации молодёжи в гражданском обществе.
В связи с указанной целью ставится ряд конкретных задач:
- проанализировать современную ситуацию в итальянском обществе, выявить, какие факторы влияют на маргинализацию и индивидуализацию молодёжи в Италии.
- проанализировать становление, структуру, функции ССЦ как институтов гражданского общества - то есть форм самоорганизации и мобилизации молодёжи для совместных активных действий по выражению, защите, реализации своих интересов.
- раскрыть роль ССЦ в формировании «домашнего мира» молодых людей, формы преодоления одиночества и аномии.
11 Arrigo G., Bruno S., De Santis G. L'Occupazione giovanile: Problcmatiche e prospettive. Milano, 1983.
12 Bcrti L., Bologna S., Buselli G.t La tribu delle talpe. Collettivo di "Primo Maggio". Milano. 1978.
11 Centri sociali: Gcografie del desidcrio. Dati, statistiche, progetti, mappe, divenire. Milano, 1996.
14 Pardo P. Le controculture giovanili. Milano, Xenia, 1997. на материалах исследования положения молодёжи в Италии продемонстрировать, что в условиях аномии мятеж как тип поведения является не исключением для современных западных стран, а воплощением борьбы с дерегуляцией, состоянием неопределённости и деструкцией социально-культурных институтов.
- исследовать структуры, историю и социальный состав посетителей ССЦ, выявить, какие слои общества и насколько затрагивают самоуправляемые молодёжные ССЦ, и каковы причины интереса посетителей к ССЦ.
- на материале исследования ССЦ описать и проанализировать их роль в противодействии индивидуализации молодых людей, различные аспекты вторичной социализации молодёжи в ССЦ и доказать общеитальянскую значимость ССЦ для социализации молодёжи.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что ССЦ как продукт активной самоорганизации молодёжи в гражданском обществе являются агентами альтернативной вторичной социализации молодёжи в Италии.
Дополнительные гипотезы
1) Поскольку в условиях постмодернизации в Италии традиционные институты и агенты социализации молодёжи (семья, учебные заведения и т.д.) не достаточно адекватно готовят её к успешному функционированию в обществе, возникает необходимость в альтернативных агентах и институтах
2) «Новые социальные движения», к которым можно отнести ССЦ, являются альтернативными формами коллективного поведения
3) В ССЦ молодые люди получают возможность через приобщение к комплексу политических, социальных и культурных мероприятий преодолеть отчуждение и одиночество, обрести «домашний мир», освоить ценности и поведенческие нормы, способствующие активной гражданской позиции.
Объект исследования
Объектом исследования являются ССЦ Италии.
Предмет анализа
Предметом анализа является процесс альтернативной вторичной социализации и нравственного роста молодёжи в ССЦ Италии, их значение как институтов гражданского общества, воссоздающих социальные и эмоциональные связи, разрушаемые в эпоху пост-модернити.
Основные методы исследования
Основными методами, использованными в данной работе, стали: компаративный и историко-проблемный анализ; анализ данных социологических опросов по социализации в рамках политической, социальной и культурной активности ССЦ, проведённых итальянскими социологами; сравнительный анализ статистических данных.
Эмпирическая база диссертации
Эмпирическую базу диссертации составили данные социологических опросов посетителей Римских (628 человек) и Миланских (1395 человек) самоуправляемых молодёжных ССЦ в 1994 - 1995 гг., исторические хроники 195 итальянских ССЦ, публикуемые на страницах альтернативных Интернет сайтов, а также статистические данные о различных аспектах жизни подростков и молодёжи Италии за 1994 — 2001 годы, любезно предоставленные Итальянским Институтом Статистики.
Методологическая база исследования
Методологическая • база данного исследования основывается на полипарадигмальном подходе, структурно-функциональной, конфликтной парадигмах, компаративном и историко-проблемном методах изучения.
Автор во многом опирался на парадигму структурного функционализма Т.Парсонса, функционалистскую теорию аномии Р.Мертона; парадигму символического интеракционизма, в особенности теорию институционального коллективного поведения Г.Блумера, феноменологическую социологию А.Шютца, теорию общества риска и изучение сущности глобализации У. Бека, парадигму социального характера Э.Фромма. Кроме того, при работе над диссертацией был использован методологический инструментарий Г.Маркузе, А.Рено, Л.Дюмона, М.Брейка, С.Эйзенштадта, теория девиантного поведения и делинквентного поведения, левоориентированная (неомарксистская) западная социология молодёжи, социология субкультур. В качестве общесоциологической базы выступает теория постмодернистской ментальности З.Баумана.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- Автор впервые исследует самоуправляемые молодёжные ССЦ как институт альтернативной вторичной социализации молодёжи на примере Италии, акцент делается на взаимодействии политических, социальных и культурных мероприятий как составляющих процесса социализации.
- На основе анализа политической и социальной ситуации в Италии, и реакции на неё молодёжи, автор предлагает новый взгляд на мятеж как тип поведения в условиях аномии: предпринята попытка доказать, что молодёжные акции протеста и борьба, которую ведут самоуправляемые молодёжные ССЦ, носят демократический и конструктивный характер способствуют формированию гражданской позиции и вторичной социализации в условиях гражданского общества.
- Автор прослеживает историю и динамику развития самоуправляемых молодёжных ССЦ, показав общеевропейский характер их возникновения в качестве институтов гражданского общества.
- С помощью методов феноменологии показано, что в рамках ССЦ формируется «домашний мир» и «домашняя группа» для людей, страдающих от аномии и одиночества в условиях больших городов индустриального . и постиндустриального общества.
- В диссертации впервые исследуются особенности итальянского молодёжного альтернативного движения вообще и итальянских самоуправляемых молодёжных ССЦ в частности по сравнению с ситуацией в Европейских странах - таких как Великобритания, Франция, Нидерланды, ФРГ, Испания и других. Автор одним из первых исследует влияние геополитики, истории и культуры Италии на формирование особенностей молодёжной культуры.
- В научный оборот отечественной социологии вводятся некоторые новые понятия и связанные с ними материалы, например, «самоуправляемый социальный центр», «сквотгер», «скиппер».
- На основе данных социологических опросов в 18 ССЦ (общее число опрошенных 2023 человека), составлено более 80 таблиц, содержащих в удобной и сжатой форме полную информацию о посетителях, структурах, мероприятиях и значении, которое ССЦ имеют для молодёжи.
- Впервые составлена карта итальянских самоуправляемых ССЦ по данным на 2002 г., с указанием их внутренних структур и проводимых ими мероприятий
На защиту выносятся следующие положения
1) В настоящее время в странах Европы важную роль играет альтернативная вторичная социализация: альтернативное движение не просто помогает молодым людям найти себя, обрести своё место в обществе, но и, не только выступая против отдельных проявлений технократического общества, ставя под сомнение избранный им путь развития, предпринимает попытки создавать альтернативные структуры, со своей культурной, политической, социальной и экономической сферами деятельности.
2) Движение гражданских инициатив ведёт к альтернативной вторичной социализации, преодолевающей существующие предрассудки, сближающей различный социально-культурный опыт, и к появлению новых, базисно-демократических форм политической культуры.
3) Непосредственное воздействие альтернативного движения на общество простирается дальше тех практических шагов, которые это движение предпринимает для улучшения качества жизни. Наиболее важным эффектом является то, что идеи и практика, которые еще десять лет назад считались запретными или девиантными, в возрастающей степени принимаются по крайней мере в качестве перспективы.
4) Созданные на основе сквотов ССЦ организованы на основе добровольного выбора (а не принуждения) и опираются на авторитет морали (а не власти). Даже в самых небольших, созданных с целью проживания, сквотах наблюдается становление самоорганизации, вырабатываются нормы внутренней жизни, общие принципы деятельности; внутри общин возникает ролевая структура. Организованные в сквотах ССЦ применяют формы ненасильственного давления общества на властные структуры путём широкого обсуждения принимаемых правительством решений, выдвижением альтернативных программ, предложений и т.п., то есть представляют собой институциональное оформление структуры гражданского общества. Организованные в сквотах ССЦ играют важную роль в политической, социальной и культурной жизни общества.
5) В ССЦ в Италии происходит вторичная политическая, гражданская и культурная социализация молодёжи, прививается интерес к внешней и внутренней политике страны, развивается самодеятельная политическая активность, преодолевается пассивное и индифферентное восприятие собственной судьбы и судьбы общества в целом, происходит приобщение молодёжи к гражданской самодеятельности, связанной с оказанием социальной помощи, с предоставлением населению услуг образовательного, консультативного, медицинского характера, организация досуга; деятельность ССЦ ведёт к росту гражданского самосознания, к усвоению демократических принципов, сплачивает и облегчает преодоление коммуникационного барьера у участников политических инициатив и дискуссий, прививает чувство ответственности, товарищества, толерантности. Культурная социализация приобщает молодёжь к культурной жизни, в ходе такого досуга молодёжь имеет возможность отдохнуть, завести круг общения, преодолеть одиночество, обрести «домашний мир».
6) В России хотя номинально и существуют молодёжные социальные центры, на деле же они являются не результатом самодеятельности и самоорганизации молодёжи, а инициативы сверху; вместо интеграции людей и облегчения коммуникации между ними российские социальные центры предлагают выполнение ограниченного круга задач, поставленных «сверху»; жизнеспособны они только в период заинтересованности в них властей, что свидетельствует о незрелости этого института гражданского общества в России.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы
Результаты данного исследования MOiyr быть использованы как в исследовательской, так и в преподавательской деятельности. Эмпирический материал и основные выводы диссертации можно применять в практической работе социологов, занимающихся проблематикой молодёжи, изучением современной Италии. Впервые составленная карта 196 итальянских ССЦ центров может быть использована как исследователями Италии, так и лицами, интересующимися итальянской культурой, туристами, посещающими Италию.
Структура диссертации
Цели и задачи исследования определили следующую структуру работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений, содержащих таблицы, карты, анкеты, интервью и результаты опросов, и списка использованной литературы
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Социальная самоорганизация учащихся общеобразовательных школ как фактор развития гражданского общества: на примере городского округа "Город Хабаровск"2010 год, кандидат социологических наук Брилев, Дмитрий Валерьевич
Российское студенчество как потенциальный субъект социально-политического конфликта2001 год, кандидат социологических наук Волчанский, Михаил Евгеньевич
Социализация подростка в детских движениях и объединениях в условиях российской действительности2006 год, кандидат социологических наук Раковская, Лариса Ивановна
Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества2011 год, доктор социологических наук Смирнов, Владимир Алексеевич
Инклюзивная культура как принцип формирования молодежной политики в аспекте культурной гибридизации2013 год, кандидат социологических наук Медведев, Кирилл Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Савинов, Павел Борисович
Выводы по третьей главе:
1) В социальных центрах происходит политическая социализация молодёжи, то есть её вовлечение, через привитие первичного интереса к пониманию происходящего во внешней и внутренней политике страны, и, в дальнейшем, через участие в политических мероприятиях и дискуссиях, в самодеятельность и самоорганизацию, что приводит к преодолению пассивного и индифферентного восприятия собственной судьбы и судьбы общества в целом, к росту гражданского самосознания, у усвоению демократических принципов, сплачивает и облегчает преодоление коммуникационного барьера у участников политических инициатив и дискуссий, прививает чувство ответственности и товарищества. Политическая социализация в социальных центрах носит добровольный и массовый характер.
2) В социальных центрах происходит и гражданская социализация молодёжи, то есть её участие по инициативе социальных центров в мероприятиях, связанных с оказанием социальной помощи, или с предоставлением населению безвозмездно или за символическую плату услуг образовательного, консультативного, медицинского характера, организация досуга, всего того, в чём данное население испытывает недостаток, что формирует гуманное отношение к окружающему миру, прививает чувство заботы и ближнем, учить толерантности и борьбе с равнодушием и одиночеством, сплачивает людей, воссоздаёт ощущение близости и гармонии с окружающими. Как и социализация политическая этот тип социализации социальных центрах носит добровольный и массовый характер
3) В социальных центрах проходит и культурная социализация молодёжи, то есть её участие по инициативе социальных центров в мероприятиях, связанных с организацией, проведением и участием в разнообразных культурных мероприятиях, в ходе такого досуга молодёжь усваивает ценности духовной и художественной кулыуры, приобщается как к общим, так и к специфическим стилям, учится выражать свои вкусы и эстетические пристрастия, вырабатывает эстетические формы, адекватные мировосприятию. В социальных центрах молодёжь имеет возможность отдохнуть, обрести «домашний мир».
В главе получила подтверждение гипотеза автора о том, что в социальных центрах молодые люди получают возможность через приобщение к комплексу политических, социальных и культурных мероприятий преодолеть отчуждение и одиночество, обрести «домашний мир», освоить ценности и поведенческие нормы, способствующие активной гражданской позиции
Заключение:
В настоящее время в странах Европы важную роль играет альтернативная вторичная социализация: альтернативное движение не просто помогает молодым людям найти себя, обрести своё место в обществе, но и, выступая не только против отдельных проявлений технократического общества, ставя под сомнение избранный им путь развития, путь безудержного экономического роста, предпринимает попытки создавать альтернативные структуры, со своей культурной, политической, социальной и экономической сферами деятельности. Открытость движения гражданских инициатив, проходящие в нём дискуссии, оказываемое часто на протяжения многих лет совместное сопротивление ведут к социализации молодёжи, преодолевающей существующие предрассудки, сближающей различный социально-культурный опыт, и к появлению новых, базисно-демократических форм политической культуры. Непосредственное воздействие альтернативного движения на ортодоксальное общество простирается дальше тех практических шагов, которые это движение предпринимает для улучшения качества жизни. Наиболее важным эффектом является то, что идеи и практика, которые еще десять лет назад считались запретными или девиантными, в возрастающей степени принимаются по крайней мере в качестве перспективы.
Созданные на основе сквотов ССЦ организованы на основе добровольного выбора, а не принуждения, и опираются на авторитет морали, а не власти. Даже в самых небольших, созданный с целью проживания, сквотах наблюдается становление самоорганизации, вырабатываются нормы внутренней жизни, общие принципы деятельности; внутри общин возникает ролевая структура; социальные центры применяют формы ненасильственного давления общества на властные структуры путём широкого обсуждения принимаемых правительством решений, выдвижением альтернативных программ и предположений и т.п., то есть представляют собой институциональное оформление структуры гражданского общества. Организованные в сквотах социальные центры играют важную роль в политической, социальной и культурной жизни общества.
В России хотя номинально и существуют социальные центры, на деле же они являются не результатом самодеятельности и самоорганизации молодёжи, а инициативы сверху; вместо интеграции людей и облегчения коммуникации между ними российские социальные центры предлагают выполнение ограниченного круга задач, поставленных «сверху». Даже учитывая практическую пользу, приносимую работой российских социальных центров, жизнеспособны они только в период заинтересованности в них властей, что свидетельствует о незрелости этого института гражданского общества в России. В западных же ССЦ происходит альтернативная вторичная политическая, гражданская и культурная социализация молодёжи, прививается интерес к внешней и внутренней политике страны, развивается самодеятельная политическая активность, преодолевается пассивное и индифферентное восприятие собственной судьбы и судьбы общества в целом, происходит приобщение молодёжи к гражданской самодеятельности, связанной с оказанием социальной помощи, с предоставлением населению услуг образовательного, консультативного, медицинского характера, организация досуга; деятельность самоуправляемых социальных центров ведёт к росту гражданского самосознания, к усвоению демократических принципов, сплачивает и облегчает преодоление коммуникационного барьера у участников политических инициатив и дискуссий, прививает чувство ответственности, товарищества, толерантности. Культурная социализация приобщает молодёжь к культурной жизни, в ходе такого досуга молодёжь имеет возможность отдохнуть, завести круг общения, преодолеть одиночество, обрести «домашний мир».
В работе получила подтверждение основная гипотеза исследования, о том, что социальные центры как продукт активной самоорганизации молодёжи в гражданском обществе являются агентами альтернативной вторичной социализации молодёжи в Италии, и дополнительные гипотезы о том, что
1) Поскольку в условиях постмодернизации в Италии традиционные институты и агенты социализации молодёжи (семья, учебные заведения и т.д.) не достаточно адекватно готовят её к успешному функционированию в обществе, возникает необходимость в альтернативных агентах и институтах
2) «Новые социальные движения», к которым можно отнести ССЦ, являются альтернативными формами коллективного поведения
3) В ССЦ молодые люди получают возможность через приобщение к комплексу политических, социальных и культурных мероприятий преодолеть отчуждение и одиночество, обрести «домашний мир», освоить ценности и поведенческие нормы, способствующие активной гражданской позиции
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Савинов, Павел Борисович, 2004 год
1. Александрович Г.С. Молодёжь Запада: пути и судьбы. Лениздат, 1977
2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социс. 2003, №9
3. Альтернативные движения в странах Западной Европы: социально-политические аспекты. М., Реферативный сборник АН СССР ИНИОН, 1984
4. Антипина Г.С Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982
5. Ашин Г.К., Лозаннский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., Экзамен, 2001
6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., Логос, 2002
7. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. №4
8. Бек У. Общество Риска. На пути к другому модерну . М., Прогресс-Традиция, 2000
9. Бек У. Что такое глобализация? . М., Прогресс-Традиция, 2001
10. Белоусов Л.С., Ковылов А.И. Молодёжь Апеннин: выбор в борьбе . М., Молодая гвардия, 1987
11. Бергер Я.М. (отв. ред.) и др. Молодёжь и свободное время при капитализме. Реферативный сборник АН СССР ИНИОН . М., ИНИОН АН СССР, 1985
12. Бергер Я.М. Контр-кулмура, идеология и политика. М., ИНИОН АН СССР, 1976
13. Берн Э. Люди которые играют в игры. Игры в которые играют люди. М., Фаир-пресс, 2001
14. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры / В.А.Бобахо, С.И. Левикова// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996. N. 2 стр. 35-45
15. Богданова О.А. Молодёжная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации . Ростов-на-Дону, Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Ростовский на Дону институт народного хозяйства, 1990
16. Большой толковый социологический словарь (Collins dictionary of Sociology). M., «Вече-Act», 2001
17. Булатецкий Ю.Е. Революционный процесс и молодёжь стран капитала: Некоторые актуальные проблемы. Киев, Молодь, 1980
18. Былов В.Г. Кризисные явления в экономике и положение молодёжи в капиталистических странах. Ред. сб. АН СССР ИНИОН . М., ИНИОН АН СССР, 1984
19. Быстрицкий А.Г., Рощин М.Ю. Современные тенденции молодёжной социализации: наблюдения, оценки, суждения (сборник статей). М., Российский открытый университет, 1992
20. Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодёжного бунтарства . Киев, Издательство при Киевском Государственном Университете, 1985
21. Вдовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив . М., Мысль, 1988
22. Вдовиченко Л.Н., Загорский А.Н. Альтернативные движения молодёжи в современном буржуазном обществе . М., ВЛКСМ ЦК КПСС, 1984
23. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т.Шапко // Социол. исслед. - 2000. N. 12 стр. 56 - 63
24. Вольфсон Л.Ф.(отв. ред.) и др. Молодёжь стран развитого капитализма в условиях экономического кризиса. Реферативный сборник, М., ИНИОН АН СССР, 1979
25. Вольфсон С.В. (отв. ред.) и др. Вопросы истории международного молодёжного движения. Томск, Томский государственный университет им. В.В Куйбышева, 1987
26. Воскобойников А.Э. (отв. ред.) и др. Проблемы молодёжного движения в капиталистических странах и идеологическая борьба. М., ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1983
27. Гроций Г. О праве войны и мира. М., «Ладога», 1994
28. Гуревич П.С. (отв. ред.) и др. Формирование политического сознания молодёжи развитых стран . М., ИНИОН АН СССР, 1982
29. Гуревич П.С. Судьбы юных (социалистическая и буржуазная идеологии о будущем молодёжи). М., Знание, 1982
30. Давыдов Ю.Н., Роднянская Н.Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980
31. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы . Тверь, Тверской государственный технический университет, 1997
32. Дризе Ю. Принц и нищий. Много ли у них шансов встретиться в одной студенческой аудитории? / Поиск. 2002. - 20 сент. (N38)
33. Дубсон Б.И. Кто виноват в их судьбе? Положение молодёжи в развитых капиталистических странах . М., Наука, 1987
34. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., Канон, 1996
35. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества . М., Социум, 1998
36. Иванченков С. Социализация молодёжи и перспективы развития образования / С.Иванченков, А.Кусканова // Россия XXI. 1995. N 9-10. - стр. 60 - 69
37. Исламшина Т.Г., Цейтлин Р.С., Салагаев А.Л. и др. Молодёжные субкультуры . Казань, Издательство Казанского государственного технологического университета, 1997
38. Калицин В.М., Красова Е.Ю. Приручить Левиафана: о молодёжи в меняющемся мире политики. Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1991
39. Калкутин Д.Л. Оппозиция молодёжи, выраженная через культуру . Курск, Курский государственный технический университет, 1999
40. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социол. исслед. 2000. - N 3. стр. 124-128
41. Климов Ю.М. В тисках кризиса. Положение молодёжи в развитых капиталистических странах . М., Знание, 1976
42. Ковалёва А. И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. N 1. - стр. 109 - 115
43. Ковалёва А.И., Луков В.А. Социология молодёжи: теоретические вопросы . М., Социум, 1999
44. Кравченко С.А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения . М., Экзамен, 2002
45. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., Аикил,1998
46. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативный сборник АНСССР ИНИОН Выпуск 1, М., 1981
47. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативный сборник АНСССР ИНИОН Выпуск 2, М., 1983
48. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативныйсборник АНСССР ИНИОН Выпуск 3, М., 1984
49. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативный сборник АНСССР ИНИОН Выпуск 4, М., 1985
50. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативный сборник АНСССР ИНИОН Выпуск 5, М., 1986
51. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «Нового стиля жизни» . Реферативный сборник АНСССР ИНИОН Выпуск 6, М., 1987
52. Крокинская O.K. Гражданское общество и массовое сознание. Несколько социологических фактов: учебное пособие Спб.: Издательство С.-Петербуржского университета, 2000
53. Левикова С.И. Молодёжная культура . М., Вузовская книга, 2002
54. Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения: социологический очерк . М., Знание, 1989
55. Леонтьева В.Н. Символы в контркультуре: трансценденция и повседневность . Харьков, Харьковский инженерно-экономический институт, 1992
56. Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социол. исслед. -2002.-N 10. стр. 79-87
57. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура . Социс, 1992
58. Миллз Т.М. О социологии малых групп // Американская социология. М., 1972
59. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема. (Некоторые методологические подходы) // Безопасность (Информационный сборник), 1997. №7-9 (39);
60. Новик И. Б. Информационные аспекты риска // Системная концепция информационных процессов: сборник трудов. М. ВНИИСИ, 1988
61. Новые социальные движения и социокультурные эксперименты . АНСССР ИНИОН, М., 1989
62. Обминский Э.К. (отв. ред.) Актуальные проблемы молодёжного движениякапиталистических стран. М, Институт международного рабочего движения АН СССР, 1985
63. Оборонко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80х годов: научно аналитический обзор РАН СССР . ИНИОН, М., 199070.0мельченко Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры. М., Институт социологии РАН, 2000
64. Панарин А.С. Альтернативно ли «альтернативное общество»? . М., Знание, 1987
65. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных обязательств // Вопросы Философии. 2003. № 6
66. Парсонс Т. О социальных системах. М., Академический проект, 2002
67. Перфильев A.M. Гражданское общество. Исторический обзор теорий. М., 1999
68. Петров Д.В. Молодёжные субкультуры . Саратов, Саратовский государственно-технический университет, 1996
69. Платон. Государство. Собр. сочинений в 4 томах. М., «Мысль» 1994
70. Платон. Законы. Сочинения в 3 томах. М., «Мысль», 1972
71. Полякова Н.Л. (отв. ред.) и др. Проблемы социализации молодёжи . Реферативный сборник, М., ИНИОН, 1993
72. Пумпянский А.Б. Бунтующая молодёжь: Заметки о молодёжи Запада. М., Знание, 1983
73. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация . М., Аспект Пресс, 1996
74. Ранков В.П., Султанова М.А., Федина Е.Н. Молодёжь и новые социальные движения за рубежом: сборник тезисов советских философов . М., АН СССР Институт философии, 1988
75. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. С-Петербург, Владимир Даль, 2002 г.
76. Решетов П.Н. Неприкаянные.? (К вопросу о «конфликте поколений» в современном капиталистическом мире). М., Молодая гвардия, 1970
77. Родионов С.В. Рэйв философско-культурологические аспекты . Саратов, Саратовский государственно-технологический университет, 2000
78. Розенталь Э.М. Парадоксы протеста. Очерки о молодёжи Запада . М., Издательство АПН, 1985
79. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: Социоинженерная ассоциация «Деловое содействие», 1995
80. Савельева И.М. Альтернативный мир. Модели и Идеалы. АНСССР Институт Мировой Экономики и международных отношений, М., Наука, 1990
81. Салагаев А.Л. Насилие в молодёжных группировках как способ конструирования маскулинности / А.Л. Салагаев, А.В. Шишкин // Журн. социологии и социал. антропологии. 2002. Т.5, N 1. - стр. 151-160
82. Сергеев В.К. Молодёжь и город: лицом к лицу. Молодёжная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций. М., РАН Институт социально-политических исследований, 2002
83. Соколова М.А. (отв. ред.) и др. Критика теории социализации учащейся молодёжи в капиталистических странах . М., МШИ им. В.И. Ленина, 1980
84. Солодков В.Г. Молодёжный экстремизм порождение и орудие империализма. Киев, Общество «Знание» УССР, 1988
85. Сохор А. Бит или не бит? Поп музыка. Взгляды и мнения . М., 1977
86. Султанова М.А. и др. Молодёжь и новые социальные движения за рубежом . АНСССР Ин-т философии, М., 1988
87. Суслова Л.И. Классовый интерес как фактор детерминации политической деятельности молодёжных союзов развитых капиталистических стран. Пенза, Пензенский политехнический университет, 1981
88. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии . С-Петербург, Владимир Даль, 2002
89. Тимофеев В.А., Солонин Ю.Н. Молодёжь и кризис современного буржуазного общества. Ленинград, Общество «Знание» РСФСР Ленингр. орг., 1984
90. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., Юрайт, 2001
91. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии . М., Научный мир, 1998
92. Фромм Э. Анатомия человеческой дейструктивности. М., 1998
93. Фромм Э. Здоровое общество . М., Психоанализ и культура, 1995
94. Хойнбер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодёжные течения -теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире . М., Молодая гвардия, 1990
95. Худаверян В.Ц. Насилие исподволь: формы и методы воздействия буржуазной системы на молодёжь Запада. М., Знание, 1981
96. Худаверян В.Ц. Современные альтернативные движения: Молодёжь Запада и новый иррационализм . М., Знание, 1984
97. Черкасова Н.С. (отв. ред.) ФРГ: молодёжь и молодёжная политика (60 -80-е годы). Томск, Издательство Томского университета, 1990
98. Чибиряев С.А. Узаконенное беззаконие. Молодёжь в условиях капиталистического государства. М., Молодая гвардия, 1976
99. Чупров В.И. Молодёжь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед. -1998.-N.3. стр. 93-163
100. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодёжь в обществе риска. М., «Наука», 2003
101. Шаронов А.В. Молодёжная политика в свете концепции устойчивого развития // Соц. полит, журнал. 1996. - N 6. стр. 143-149
102. Шахов В.А. На перепутье: Проблемы и судьбы молодёжи Запада . Киев, Политиздат Украины, 1989
103. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций / М., Аспект Пресс, 1999
104. Abels, Н. Jugend vor der Moderne. Soziologische und Psychologische Theorien des 20. Jahrhunderts. Opladen, 1993
105. Abels, H. Jugend, der unruhige Stifter der Moderne. In: Maiwald, R. (Hrsg.) Erziehung, Unterrichten, Ausbilden. Padagogische und didaktische Aufgaben einer humanen Schule. Gewidmet Walter Twellmann zum 65. Geburtstag. Frankfurt a.M., 1992
106. Adinolfi F. Suoni dal ghetto . Genova, Costa & Nolan, 1989
107. Alberoni F., Ferrarotti F. I giovani verso I Duemila . EGA, UNESCO, 1986
108. Allum P., Diamanti I. '50/'80, vent'anni: Due generazioni di giovani a confronto . Roma, Lavoro, 1986
109. Altieri A.P. Citta' oscura. Milano, Mondadori, 1992
110. Amendola G., Bassi P., BofFa M. I giovani e la crisi della societa'. Roma, Editori Riuniti, 1977
111. Amittalai V., WulfF H. Youth cultures: a cross-cultural perspectives . London, New York, Routledge, 1995
112. Arrigo G., Bruno S., De Santis G. L'Occupazione giovanile: Problematiche e prospettive . Milano, Angeli, 1983
113. Ashton D.N., Field D. Young workers . London, Hutchinson, 1976
114. Auge' M. Non-luoghi. Milano, Eleuthera, 1993
115. Axford B. The global system: Economics, politics and culture. Cambridge, Polity Press, 1995
116. Baranski Z.G., West R.J. The Cambridge companion to modern Italian culture . Cambridge University Press, 2001
117. Bassi P., Pilati A. I giovani e la crisi degli anni settanta . Roma, Editori Riuniti, 1978
118. Baudrillard J. Lo scambio simbolico e la morte . Milano, Feltrinelli, 1979
119. Bauman Z. Globalization: the human consequences . Cambridge, Polity press, 1998
120. Beck U. Risk society: towards a new modernity. Sage, London, 1992
121. Becker E. The denial of death . New York, Free Press, 1997
122. Becker H.A. Generations and social inequalities . Uthrecht, Van der Arkel, 1987
123. Bell D. Die Zukunft der westlichen Welt. Frankfurt, 1976
124. Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y.: Basic, 1973
125. Bellan R. Beyond belief: Essays on religion in a post-traditional world. N.Y., 1970
126. Belli E., Ichino A. Genitori, Figli e disoccupazione: la famiglia come ammortizzatore sociale . Milano, Universita' Bocconi, 1996
127. Berardi F. (a cura di) Internet e il futuro della comunicazione . Roma, Castelvecchi, 1995
128. Berardi F. Politiche della mutazione . Bologna, ES, 1991
129. Berger/Berger/Keller. Das Unbehagen in der Modernitat, Frankfurt/New York, 1975
130. Berlin I. Quattro saggi sulla liberta'. Milano, Feltrinelli, 1989
131. Bernfeld, S. Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung. 4. Aufl. Frankfurt a.M. 1981
132. Bernfeld, S. Uber eine typische Form der mannlichen Pubertat. In: Bernfeld, S. Antiautoritare Erziehung und Psychoanalyse. Ausgewahlte Schriften Bd. 3. Frankfurt a.M., 1974
133. Berti L., Bologna S., Buselli G., et altri La tribu delle talpe. Collettivo di "Primo Maggio" . Milano, Feltrinelli, 1978
134. Bettetini G., Colombo F. Le nuove recnologie della comunicazione . Milano, Bompiani, 1993
135. Bey Hakim T.A.Z. Milano, Shake, 1995
136. Bey Hakim Via Radio saggi suirimmediatismo . Milano, Shake, 1996
137. Bhevani Kum-Kum Talking politics: a psychological framing for views from youth in Britain . Cambridge, Cambridge university press, 1991
138. Bonadonna S. Sindacato e questione giovanile . Ban, De Donato, 1977
139. Bontempi L. Generae Ludd & Capitan Swing . Torino, Nautilus, 1996
140. Bookchin M. The modern crisis . Montreal, New York, Black Rose books, 1987
141. Bourdieu P. Acts of resistance . Cambridge, Polity Press, 1988
142. Bovologne L., Mora E (a cura di) La moda nelle metropoli. Milano, F.Angeli, 1997
143. Brake M. Comparative youth culture: the sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Britain and Canada . Routledge & Kegan Paul, 1985
144. Brake M. The sociology of youth culture and youth subcultures: sex and drugs and rock'n'roll? . Rout Ledge & Kegan Paul, 1980
145. Brand K.-W. Neue soziale Bewegungen: Entstehung, Funktion u. Perspektive neuer Protestpotentiale. Eine Zwischenbilanz. -Opladen: Westdt. Verl., 1982
146. Branzaglia C., Pacoda P., Solaro A. Posse italiana. Firenze, Tosca, 1992
147. Buhler, Ch. Das Seeleleben des Jugentlichen. 6. Aufl. Stuttgart, 1967
148. Bynner J., Chisholm L., Furlong A. Youth, citizenship and social change in a European context. USA, Ashgate, Aldershot and Brookfield, 1997
149. Canevacci M. Antropologia della comunicazione visuale . Roma, Sapere, 1990
150. Canevacci M., De Angelis R., Mazzi F. (a cura di) Giovani, metropoli, comunicazione . Genova, Costa & Nolan, 1995
151. Capanna M. Formidabili quegli anni. Milano, Rizzoli, 1988
152. Caronia А. СуЬефипк: istruzione per l'uso . Viterbo, Nuovi Equilibri, 1995
153. Cashmore E.E. No future: Youth and society . London, Heinemann, 1984
154. Castellano L. (a cura di) Aut.Op . Perugia, Savelli, 1980
155. Cavalli A., De Lillo A. Giovani anni 80 . Bologna, II Mulino, 1989
156. Cazzola G. Lo Stato sociale tra crisi e riforme: il caso Italia. Bologna, II Mulino, 1994
157. Centri sociali: Geografie del desiderio. Dati, statistiche, progetti, mappe, di venire . ShaKe Edizioni Underground, 1996
158. Chambers L. Popular culture. The metropolitan experience . London, New York, Methuen press, 1986
159. Cock P. Alternative Australia: Communities of the future? Melbourne etc.: Quartet books, 1979
160. Cohen J.L. Class and civil society: the limits of Marxian critical theory. Amherst, 1982
161. Cohen St. Folk devils and moral panics. The creation of the mods and rockers . Oxford, New York, Blackwell, 1987
162. Coles B. Youth and social policy. London, University college press, 1995
163. Collin M., Godfrey J. Altered state: the story of extasy culture and acid house . New York, Serpent's tail, 1998
164. Colombo F. Ombre sintetiche . Napoli, Liquori, 1990
165. Comte, A. Die Soziologie. Die Positive Philosophie im Auszug. 2. Aufl. Stuttgart, 1974
166. Cote J.E., Allahar A.L. Generation and hold. Coming of age in the late twentiethcentury . New York, University Press, 1996
167. Cristante S., Di Cerbo A., Spinucci F. (a cura di) La rivolta dello stile, tendenze e segnali dalle subculture giovanili del pianeta terra. Milano, Franco Angeli, 1983
168. Dazieri S. Italia overground. http://vyww.ecn.org/collegamenti/Italia.zip
169. De Luca F., Baroni V. Elettronica. Pavia, Apache, 1995
170. Debord G. La societa' dello spettacolo . Roma, Stampa alternativa, 1976, Milano, SugarCo, 1990, Londra, Release Publication Ltd, 1996
171. Deleuze G., Guattari F. Nomadologia. Roma, Castelvecchi, 1995
172. Dente B. In un diverso Stato . Bologna, II Mulino, 1996
173. Dinamiche di globalizzazione e Stato sociale . Torino, Fondazione Agnelli, 1993
174. Douglas M. Risk acceptability according to the Social Sciences. Russel Sage Foundation, New York, 1986
175. Douglas, M. Risk and Blame: Essays in cultural theoiy. Routledge, London, 1992
176. Douglas, M., Wildavsky, A. Risk and culture. New York, 1982
177. Echeverria J. Telepolis . Ban, Laterza, 1995
178. Eisenstadt S.N. Fom generation to generation: Age groups and social structure . Glencoe, Free press, 1956
179. Esposito R. Categorie deH'impolitico . Bologna, И Mulino, 1988
180. Faostini G. L'obbiettivo occupazione nell'esperienza italiana . Torino, Loescher, 1984
181. Ferrare M. И Welfare State in Italia. Sviluppo e crisi in prospettiva comparata . Bologna, II Mulino, 1984
182. Ferrera M. Modelli di solidarieta'. Bologna, И Mulino, 1993
183. Franchi P. Nuove generazioni, democrazia, socialismo . Roma, Editori Riuniti, 1988
184. Freud S. Opere 1886/1905 . Grandi Toscabili Economici Newton, Roma, 1995
185. Freud S. Opere 1905/1921. Grandi Toscabili Economici Newton, Roma, 1995
186. Frith S. Sound effects: Youth, leisure, and poitics of rock . London, Constable, 1983
187. Furlong A., Cartmel F. Young people and social change. Individualization and risk in late modernity . Philadelphia, Open university press, 1997
188. Furlong A., Stadler В., Azzopardi A. Vulnerable youth, European youth trends 2000 . Council of Europe publishing, 2000
189. Gelinas R.P., Gelinas P.J. The teenager in a troubled world . New York, Rosen Press, 1973
190. Giddens A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modernity age . Cambrige, Polity press, 1991
191. Giddens A. The consequences of modernity. Polity press, Cambridge, 1991
192. Ginsborg P. Italy and tts discontents: family, civil society, state . Palgrave Macmillan, 2003
193. Ginsborg P. Stato dell'Italia. И Saggiatore, Milano, 1994
194. Giovannini F. Cyberpunk e splatterpunk . Roma, Datanews, 1992
195. Gonella F. Vita, morte e rock'n'roll. Roma, Castelvecchi, 1995
196. Gorz A. Abschied vom Proletariat, Frankfurt, 1980
197. Gouldner, A.W. Die westliche Soziologie in der Krise, 2 Bande, Reinbek bei Hamburg, 1970
198. Green G. The new radicalism: anarchist or marxist? . New York, Intern, publ, 1971
199. Groz A. II lavoro debole . Roma, Edizioni Lavoro, 1995
200. Guggenberger G. Burgerinitiativen in der Parteiendemokratie, Stuttgart, 1980
201. Guggenberger/Kempf (Hrsg.), Burgerinitiativen und representatives System. Opladen, 1978
202. Guglielmi E. Punk. Pavia, Apache, 1995
203. H.Klages Verdrossene Burger uberlasteter Staat. Frankfurt, 1980
204. Habermas J. (Hrsg). Stichworthe zur "Geistingen Situation der Zeit", 2.Bd. Frankfurt, 1979
205. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt, 1973
206. Hakim B. The temporary autonomous zone, ontological anarchy, poetic terrorism. New York, Autonomedia, 1991
207. Hall St., Jefferson T. Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain . London, Hutchinson university press, 1975
208. Hannerz U. Transnational connections. London, Routledge, 1996
209. Hebdige D. Hiding in the light. London, Routledge, 1988
210. Hebdige D. Subculture: the meaning of style . London, Methuen, 1979
211. Hegel, G.W.F. Samtliche Werke. Jubilaumsausgabe in zwanzig Banden, 3. Band, 4. Aufl. Stuttgart, 1961
212. Helve H., Bynner J. Youth and life management. Research perspectives . Helsinki, Helsinki university press, 1996
213. Henry Leo B. Growing up and going out: Adolescents and leisure . Aberdeen, Aberdeen university press, 1983
214. Hip-hop. Rap graph gangs . Bologna, A.Traverso, 1992
215. Hirsch F. Die Sozialen Grenzen des Wachstums. Reinbek, 1980
216. Hirsch J, Roth R. "Modell Deutschland" und neue soziale Bewegungen. Prokla Heft40, 1980
217. Hirsch J. Alternativbewegung eine politische Alternative? In: Roth R., (Hrsg.), Parlamentarisches Ritual und politische Alternativen. Frankfurt a.M., 1980
218. Hirsch J. Der Sicherheitsstaat. Frankfurt, 1980
219. Hirsch J. Krise der Kapitalverwertung, Veranderungen der Reproduktionsbedingungen und gesellschaftliche Konflikte. Bundesrepublik, Berlin, 1980
220. Horn K. (Hrsg.) Gruppendynamik und der "subjective Faktor". Repressive Entsublimierung oder politisierende Praxis. Einleitung, Frankfurt, 1973
221. Horn K., Schulein J.A. Politikpsychologische Bemerkungen zur Legitimationskrise. PVS. Sonderheft, 1976
222. Huber J. Am Ende des Regenbogens: Zur Entwicklung der Alternativbewegung. -In: Wohin denn wir: Texte aus der Bewegung / Kelly P.K., Coppik M., Grossmann Th. et al.; Hrsg. von Coppik M. u Kelly P.B., 1982
223. Huber J. Wer soli das alles Snderen. Die Alternativen der Alternativbewegung. Berlin, 1980
224. Hudson J., Galaway B. The state as parent: international research perspectives on interventions with young persons . Acquafredda di Maratea, NATO sci. affairs d., 1989
225. И futuro della fede nelle attese dei giovani. Assisi, 1977
226. Illardi M. (a cura di) la citta' senza luoghi. Genova, Costa & Nolan, 1990
227. Illardi M. Metropoli e potere . Bologna, Cappelli, 1980
228. Illuminati A. La citta' e il desiderio . Roma, Manifestolibri, 1992236. lis vivent autrement: l'Allemagne alternative .Paris, Stock, 1982
229. Inglehart R. Modernization and postmodernization. Princeton, University Press, 1997
230. Inglehart R. The silent revolution. Changing values and political styles among western publics. Princeton, 1977.
231. Inglehart R. Wertwandel in den westlichen Gesellschaften: Politische Konsequenzen von materialistischen und postmaterialistischen Prioritaten. In: Klages/Kmieciak (Hrsg.) Wertwandel und gesellschaftlicher Wandel. Frankfurt/ New York, 1979
232. Inglehart R. Wertwandel und politisches Verhalten. In: J.Matthes (Hrsg.), Sozialer Wandel in Westeuropa. Frankfurt/ New York, 1979
233. Johannesen R.L. Ethics in human communication . Waveland Press, Inc-Prespect Heights, Illinois, 1990
234. Jones S. Black culture, white youth .London, MacMillan education, 1988
235. La disoccupazione: scelte per l'Europa. И mercato del lavoro fra regolamentazione e deregolamentazione: le risposte possibili alia sfida della disoccupazione . Bologna, II1. Mulino, 1995
236. Lasere D. American media and mass culture: Left perspectives . Berkeley etc., University of California press, 1987
237. Lazarsfeld, P.F. Die Ergebnisse und Aussichten der Untersuchungen uber Jugend und Beruf. In: Lazarsfeld, P.F. Jugend und Beruf. Jena, 1931
238. Leech K. Youthquake. The growth of a counterculture through two decades . London, Sheldonpress, 1973
239. Leinweber B. / Schubel K. L. Die Revolution ist vorbei wir haben gesiegt. Berlin, 1975
240. Lettieri P., Nardinocchi G. Giovani senza. Roma, Ediesse, 1983
241. Levy P. L'intelligenza collettiva. Milano, Feltrinelli, 1996
242. Lodge D. Modernism, antimodernism and postmodernism. Birmingham, 1977
243. LOwenthal R. Gesellschaftswandel und Kulturkrise. Frankfurt, 1979
244. Luhman, N.Risk: A sociological theory. Aldine de Gruyter, New York, 1993
245. Lupton, D. Risk. Routledge, London and New York, 1999
246. Maffesoli M. L'ombra di Dionisio . Milano, Garzanti, 1988
247. Maffesoli M. La conquista del presente . Roma, Janua, 1983
248. Maffesoli M. Tempo delle tribu . Roma, Armando, 1988
249. MafFi M. La cultura underground . Bari, Laterza, 1980
250. Magni E., Mataloni M. Disagio giovanile tra illusione e realta'. Verona, Bertani edizioni, 1988
251. Mannheim, K. Das Problem der Generationen. In Mannheim, K. Wissenssoziologie, 2. Aufl. Neuwied, 1970
252. Marchiano G. La cognizione estetica tra oriente ed occidente . Milano, Guerrini, 1987
253. Marcus G. Lipstick traces: a secret history of the 20th century. Cambridge (Mass), Harvard university press, 1989
254. McDonald R. Youth, the underclass and social exclusion . London, New York, Routledge, 1996
255. Melucci A. L'invenzione del presente. Movimenti, identita, bisogni individuali. Bologna, И Mulino, 1982
256. Mercato del lavoro e giovani: problematiche e prospettive: Atti del seminario internazionale . Milano, Angeli, 1981
257. Micieli N. Evasioneprimitiva e creativita' nel quotidiano tecnologico . Pisa, Giardini, 1986
258. Miles S. Youth lifestyles in a changing world. Bukingham, Philadelphia, Open university press, 2000
259. Morgan E. European youth unemployment: A comparative study . Wales, Carmarthen, 1997
260. Movements sociaux d'aujourd'hui: Acters et analystes Colloque de Cerisy La -Salle, dirige par A.Touraine. - P., 1980
261. Narr W.D. Hin zu einer Gesellschaft bedingter Reflexe. In: J.Habermas. (Hrsg), Stichworthe., a.a.0.2 Band
262. Natella A., Tinarsi S. Rave off. Roma, Castelvecchi, 1996
263. Nicholson L., Seidman S. Social postmodernism: beyond identity politics . Cambridge, Cambridge university press, 1995
264. Noce T. Gioventu' senza sole . Roma, Editori Riuniti, 1978
265. Offe G. Konkurenzpartei und kollektive politische Identitat. In: R.Roth (Hrsg.); Parlamentarisches Ritual und politische Alternativen. Frankfurt, 1980
266. Offe G. Oberlegungen und Hypothesen zum Problem politischer Legitimation. In: R.Ebbighausen (Hrsg.), Burgerlicher Staat und politische Legitimation. Frankfurt, 1976
267. Officina dei sogni. Genova, Costa & Nolan, 1993
268. Ortoleva P. Mediastoria. Parma, Pratiche, 1995
269. Pardo P. Le controculture giovanili. Milano, Xenia, 1997
270. Pearson J.G. Hooligan: a history of respectable fears . London, Macmillan, 1983
271. Pennisi G. La Guerra dei trentenni: Italia e nuove generazioni. Roma, Ideazione, 1997
272. Pennisi G. Satrapi, mandarini e senza lavoro Intervento nel Mezzogiorno e disoccupazione giovanile: cause, effetti, rimedi. Roma, Ediesse, 1993
273. Pivano F. Beat, hippie, yippie . Milano, Bompiani, 1977
274. Pugliese E. I giovani tra scuola e lavoro nel Mezzogiorno: Un'indagine su Napoli. Milano, Angeli, 1982
275. Rabehl B. Anmerkunden zu einem Gestandnis. In: Wohin denn wir. Texte aus der Bewegung. В., 1982
276. Ranciere J. On the shores of politics (translated by Liz Heron). Verso, 1995
277. Ranciere J. Short voyages to the land of the people (translated by James B. Swenson) . Stanford University Press, 2003
278. Ranciere J. The ignorant schoolmaster. Five lessons in intellectual emancipation, (translated by Kristin Ross). Stanford University press, 1991
279. Raschke J. Ursachen und Perspektiven des Protests. In: Murphy u.a. Protest, Grime,
280. Bunte und Steuerrebellen, Reinbek, 1979
281. Rauty R. Studi e ricerche sulla questione giovanile 1970-1987 Roma, Editori Riuniti, 1989
282. Reich R. The work of nations . New York, Vintage Books, 1991
283. Reinolds S. Blissed out. London, Serpent's tail, 1990
284. Reubens B.G. The youth labor force, 1945 1995. A cross-national analysis . Allanheld, Osman, 1981
285. Riher G. Storia dello Stato sociale . Roma Bari, Laterza, 1996
286. Roberts K. Youth and employment in modern Britain. Oxford, Oxford university press, 1995
287. Robertson R. Globalization: social theory and global culture. London, Sage, 1992
288. Rowe, W.D. An anatomy of risk. New York, 1975
289. Sanso P., Mele A. Rappitalia. Viterbo, Nuovi Equilibri, 1993
290. Saper gestire una societa' densa. Milano, F. Angeli, 1996
291. Saunders N. "E" come Ecstasy . Milano, Feltrinelli, 1995
292. Scarpati R. La condizione giovanile in Italia. Milano, Angeli, 1973
293. Scelsi R. (a cura di) Cyberpunk . Milano, Shake, 1990
294. Scelsi R. (a cura di) No copyright. Milano, Shake, 1994
295. Schwartzenberg R.G. Lo Stato spettacolo . Roma, Editori Riuniti, 1977
296. Secchia P. Lotta antifascista e giovani generazioni. Milano, La Pietra, 1973
297. Segatini T. Gli anni fuori classe: Percorsi giovanili nella formazione diffusa . Milano, Angeli, 1988
298. Sernini M. La ciflA disfatta. Milano, Franco Angeli, 1988
299. Silbereisen, R.K./Kastner P. Jugend und Problemverhalten.
300. Entwicklungspsychologische Perspektiven. In: Oerter, R. u. a. Entwicklungspsychologie. 2. Aufl. Munchen, 1987
301. Sonnewald В., Raabe-Zummermann J. Die "Berliner Linie", und die Hausbesetzer Szene. B.(W.), Berlin-Verl., 1983
302. Sperberg D. Per una teoria del simbolo . Torino, Einaudi, 1981
303. Stephen M.D., DeFelice L. Old Italian neighborhood values . l^Books library, 2002
304. Stonequist E. V. The Marginal man. A study in personality and culture conflict. New York, 1961
305. Tendenze demografiche e politiche per la popolazione Terzo rapporto Istituto ricerche sulla popolazione . Bologna, II Mulino, 1997
306. Tentori T. Antropologia delle societa complesse . Roma, Armando, 1990
307. Terranova Т. Dizionario di realta virtuale e vita artificiale . Bologna, Ed. Ortica, 1995
308. Territorio societa' ed economia in Italia. Istituto geografico De Agostini, Novara, 1994
309. Tessarolo M. L'espressione musicale e le sue funzioni. Milano, Giuffr£, 1983
310. The economist atlas: the shape of the world today. The economist books, Hutchinson, 1989
311. Tondelli P. V. Un week-end post moderno . Milano, Bompiani, 1990
312. Toop D. Storia di una musica nera. Torino, Edt, 1992
313. Touraine A., Dubet F., Hegeduz Z., Wieviorka M. La propltetie anti-nucleaire. P., 1980
314. Touraine A., Dubet F., Hegedus Z., Wieviorka M. Le pays contre l'Etat. Luttes cecitanes. P., 1971
315. Touraine A., Dubet F., Hegedus Z., Wieviorka M. Lutte etudiante. P., 1978
316. Touraine A. L'Apr^s-socialisme. P., 1980
317. Touraine A. La voix et la regard. P., 1978
318. Turner B.S. Orientalism, postmodernism and globalism . London, New York, Routledge, 1994
319. Turner V. Una foresta dei simboli. Brescia, Morcelliana, 1976
320. Van Gennep A. I riti di passaggio . Torino, Bollati Boringhieri, 1981
321. Venni F., Sanso L. I giovani e la cooperazione: Radiogafia di un movimento tra politica del lavoro e promozione imprenditoriale. Con interviste di Gigi Bizzari ed Erasmo D'Angles . Bari, De Donato, 1981
322. Wallerstein I. One world, many worlds. New York, Lynne Rienner, 1988
323. Willis P. Profane culture . London, Routledge and Kegan Paul, 1978
324. Wulf W. Die Aufldsung tradierter Lebensvorstellungen // в сборнике Jugendwohngemeinschaften: Eine Standortbestimmung/Hrsg. Berg R. et al- Munchen, 1987
325. Young M., Shuller T. Life after work: The arrival of the ageless society. London, Harper Collins, 1991
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.