Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Третьяков, Артем Вячеславович

  • Третьяков, Артем Вячеславович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 201
Третьяков, Артем Вячеславович. Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2010. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Третьяков, Артем Вячеславович

Введение

1. Новеллистика Е. Замятина в аспекте жанрового синтеза (Постановка проблемы).

2. Рефлексия идей художественного синтеза в начале XX века.

3. Теоретические основы исследования.

Глава I

Жанровая «память» христианского видения в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.

§ I. Модель жанра христианского видения.

§ II. Жанровые трансформации видения в русской литературе.

§ III. Актуализация жанровой «памяти» христианского видения в новеллистике Е.И. Замятина.

1. «Сказки» (1914-1920) Е. Замятина.

1.1. Рассказ-притча «Херувимы» (1917).

1.2. Рассказ-притча «Дьячок» (1915).

2. Видение как «вставной» жанр в новеллистике Е. Замятина.

3. Анекдот и христианское видение: «Сподручница грешных» (1918).

4. Авторский солярный миф, антиутопия и христианское наваждение:

О том, как исцелен был инок Еразм» (1920).

Выводы.

Глава II

Жанровая «память» древнерусского жития в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.

§ I. Модель жанра древнерусского жития.

§ II. Жанровые трансформации жития в русской литературе.

§ III. Актуализация жанровой «памяти» древнерусского жития в новеллистике Е.И. Замятина.

1. Народная баллада и житие-биос в рассказе «Чрево» (1913).

2. Житие, легенда об исчезнувшем граде и христианское чудо: «Знамение» (1918).

3. Патериковая новелла, анекдот и житие-мартирий:

Сподручница грешных» (1918).

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.»

1. Новеллистика Е. Замятина в аспекте жанрового синтеза (Постановка проблемы).

Несмотря на внимание исследователей и большую степень изученности творчества Е.И. Замятина 1910-х гг., отечественное и зарубежное литературоведение до сих пор не имеет целостного представления о жанровом репертуаре и специфике литературных экспериментов писателя в области жанрового синтеза. В частности, недостаточно изучена проблема диалога Е. Замятина с сакральными жанрами библейской и древнерусской словесности. Открытым также остается вопрос о значимости этих поисков Замятина для историко-литературного процесса 1910-х гг. и дальнейшего развития русской литературы. Мировоззрение Замятина формировалось в крайне непростой и важный период жизни русского общества и представляет собой сложное и неустойчивое единство концепции перманентной революции и гуманизма, идей эстетического бунтарства и стремления сохранить национально-культурные традиции.

Для творческой манеры Е. Замятина характерно активное экспериментирование в области жанра. В 1910-е годы писатель осваивает поэтику жанрового синтеза: в своих произведениях он объединяет такие жанры, как фельетон, повесть, литературная баллада, анекдот, исторические мемуары и др. Важная составляющая экспериментов писателя - поиск путей художественного синтеза жанров светских и сакрально-архаических1. В 1910-е гг. наиболее активно и плодотворно подобные опыты Замятин проводит на материале современного ему рассказа.

1 Определяя смысловые границы понятия «сакральный текст», Н.И. Коновалова говорит о возможности «рассматривать сакральный текст в качестве компонента традиционной духовной культуры народа и источника этнокультурной информации. [Однако] в соответствии с традиционным - узким - пониманием сакрального, сакральными текстами считались только такие, которые получили статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Они противопоставлялись всем остальным текстам, считавшимся профанными, мирскими, обыденными» (Коновалова Н. И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. С. 25). Говоря об архаико-религиозной словесности, мы опираемся на «традиционную, узкую» трактовку понятия «сакральный текст», разграничивая такую литературу на каноническую и неканоническую. Здесь и далее в цитатах, кроме особо оговариваемых случаев, курсив мой- А.В.Т.

На базе того или иного светского жанра у писателя появляются произведения, объединяющие в себе целую гроздь самых разных жанровых образований. Так, например, в повестях 1910-х гг. Замятин актуализирует библейскую притчу, житие, народный заговор на покаяние («Уездное», 1912), топонимическое предание, христианское наваждение и религиозно-социальную утопию («Алатырь», 1914), библейский апокриф, романтическую балладу и социальную утопию («Север», 1918). В новеллистике писатель обращается к таким светским жанрам, как исторические мемуары: «Три дня» (1912), анекдот: произведения из сборника «Сказки» (1914-1920), «Непутевый» (1913), «Надежное место» (1918), «Сподручница грешных» (1918), фельетон: «Сказки», «Непутевый», «Старшина» (1914-15), «Правда истинная» (1917), «Тулумбас» (1920), романтическая баллада: «Африка» (1916); литературная притча: «Сказки»; эпистолярный жанр: «Правда истинная», «Тулумбас» и лирический рассказ-миниатюра: «Верешки» (1918), «Глаза» (1918), «Дракон» (1918), «Австралиец» (1918). Принципиально значима для Замятина проблема синтеза современной литературы с сакральными архаическими жанрами.

Объект исследования — рассказы Е. Замятина, в которых писатель осовременивает жанры библейской и древнерусской литературы. В новеллистике 1910-х гг. писатель обращается к топонимическому преданию старообрядцев: «Знамение» (1918); христианскому видению: «Дьячок» (1915), «Ангел Дормидон» (1916), «Херувимы» (1917), «Сподручница» (1918); и молитве: «Чрево» (1913), «Еразм»; к древнерусскому патериковому наваждению: «Дьячок», «О том, как исцелен был инок Еразм» (1920); к библейской притче: «Глаза» (1918) и библейскому мифу в целом: «Четверг», «Ловец человеков» (1917-18) и др.; к древнерусскому житию: «Чрево», «Сподручница грешных», «Знамение», «О святом грехе Зеницы-девы слово похвальное» (1917), «Еразм»; к акафисту: «О святом грехе Зеницы-девы»; а также к христианской проповеди: «Ловец человеков» (1918), «Арапы» (1920), «Тулумбас» (1920). Наиболее активно Е. Замятин обращается к христианскому видению и древнерусскому житию, поэтому анализу этих жанров мы уделяем особое внимание.

Предмет исследования — новеллистика Замятина 1910-х годов в аспекте жанрового синтеза с произведениями библейской и древнерусской христианской литературы.

Степень изученности проблемы: Новеллистика Е. Замятина 1910-х гг. привлекает внимание многих филологов. В ряде работ рассказы писателя изучены в аспектах, близких проблеме нашего исследования. Здесь следует говорить о трудах таких литературоведов, как JI.B. Полякова («Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи», 2000), Т.Т. Давыдова («Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века», 2000), В.Н. Евсеев («Художественная проза Е. Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие», 2003), Н.Ю. Желтова («Иконописная поэтика рассказа Е. Замятина "Сподручница грешных"», 2000), А. Гилднер («Sacrum или profanum? Несколько замечаний о "святом" у Замятина», 2004), С.Ю. Николаева («Жанровая парадигма в цикле Е. Замятина "Чудеса"», 2004), С.И. Красовская («"Приключения" жития в творчестве Е. Замятина и А. Платонова», 2004), О.Н. Кудрявцева («Мотивно-религиозная парадигма современного замятиноведения», 2004), Н.Н. Комлик («Русский эрос в народной эстетике и творчестве Е. Замятина (На материале рассказа "О том, как исцелен был инок Еразм")», 1999; «Тема веры, интеллигенции и народа в рассказе Е. Замятина "Знамение"», 2004) и др. Поэтика сакральных архаических жанров видения и жития изучена в работах таких исследователей как В.О. Ключевский, А.Н. Веселовский, Н.И. Прокофьев, Д.С. Лихачев, А .Я. Гуревич, С.С. Аверинцев, А.Н. Робинсон, M.JI. Гаспаров, Е.К. Ромодановская, Н.А. Криничная, Р. Пиккио, У .А. Элуэлл и Ф.В.

2 Мы придерживаемся мнения о единой структурной основе рассказа и новеллы - как двух разновидностей одного жанра. Данную точку зрения разделяют такие исследователи как В.П. Скобелев, Г.Н. Поспелов, Б.В. Томашевский, X. Шоу, Г. фон Уилперт, А.Н. Николюкин и др.

Камфорт и др. Наряду с этим, в литературоведении недостаточно разработаны как общая теория жанрового синтеза, так и механизмы взаимодействия типологических разновидностей жанра в новеллистике Е. Замятина 1910-х гг. Кроме того, хотя поэтике сакральных жанров библейской и древнерусской словесности посвящено немало основательных исследований, главным объектом изучения здесь является их жанровый состав (совокупность устойчивых компонентов жанра), системная же организация этих жанров до сих пор не рассмотрена. Вышеуказанными причинами обусловлена актуальность исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы углубляем представление о такой категории как жанр через проблему синтеза, диалога жанровых структур в художественном произведении.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении жанры христианского видения и древнерусского жития мы рассматриваем как миромоделирующие системы. Проблема жанрового синтеза новеллистики Замятина с данными жанрами также впервые становятся объектом специального исследования.

Научная значимость работы состоит в том, что мы определили механизмы создания Замятиным художественного произведения как индивидуальной жанровой формы, образуемой взаимодействием миромоделирующей структуры рассказа со структурами видения и жития.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов "История древнерусской литературы", "История русской литературы XX века", а также на спецкурсах по жанровой поэтике литературного произведения.

Обозначим цель нашей работы: путем анализа произведений, в которых писатель обращается к сакральным архаическим жанрам древнееврейской и древнерусской литературы выяснить, какой вклад Е.И. Замятин внес в развитие жанра рассказа.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: составить типологию рассказов Замятина 1910-х гг., в которых актуализируются сакральные жанры библейской и древнерусской словесности; разработать жанровые модели христианского видения и древнерусского жития; изучить механизмы и наиболее характерные варианты взаимодействия сакральных архаических жанров и беллетристического жанра рассказа у Е. Замятина, определить семантику такого жанрового синтеза (выяснить, какое смысловое приращение при этом происходит); охарактеризовать значение жанровых экспериментов и открытий Е.И. Замятина для развития русского рассказа 1920-30-х гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Третьяков, Артем Вячеславович

Выводы

1. Структурная доминанта жанровой модели жития — метонимическая соотнесенность «дольнего» и «горнего» начал (части и целого), которые соприкасаются друг с другом в образе праведника и в его жизнеописании. Жанровая семантика агиографии — сакрально-онтологическая. Специфика ее эстетического освоения проявляется в более подробном (по сравнению с видением) изображении мира «дольнего»: здесь проходит жизненный путь праведника, с этим же связан и принципиальный историзм древнерусского жития. Религиозная проповедь (метажанр сакрально-архаической литературы) принадлежит здесь авторитетному голосу безличного повествователя или самому праведнику.

2. Характерная особенность диалога Е.И. Замятина с древнерусской агиографией — сложное, неоднозначное отношение писателя к сакральной семантике этого жанра. Осовременивая в новеллистике 1910-х годов древнерусское житие, Е. Замятин учитывает следующий вариант семантики жанрового синтеза: частичная релятивизация этико-эстетических мифологем агиографии. Важно при этом, что диалог писателя с древнерусским житием (по сравнению с христианским видением) не предполагает пародирование этого жанра.

3. В результате такого художественного синтеза жанр рассказа получает следующее приращение эстетического смысла.

- Семантическая емкость рассказа обогащается через синтез с сакрально-онтологической семантикой жития, благодаря общему для них метонимическому принципу миромоделирования. Такое художественное единство демонстрирует свою актуальность в контексте процессов онтологизации поэтики русской литературы конца XIX — начала XX вв.

- Рассказ как жанр малой прозы, наиболее приспособленный к рефлексии социально-исторических катаклизмов, нашел в жанровой «памяти» древнерусского жития ту авторитетную идеологию, которая во многом определила духовный облик русского человека 1910-х годов («Чрево»), в том числе, в период гражданской войны 1917-1922 гг. («Знамение», «Сподручница грешных»).

- Несмотря на существенную релятивизацию, житийный жанр сохраняет в творчестве Е. Замятина этико-эстетическую значимость своей поэтики. По сравнению с христианским видением, древнерусская агиография в новеллистике писателя почти исключает пародийную рефлексию. Даже в случае гротескной интерпретации и откровенного глумления писателя, жанр сохраняет свою сакральную семантику - прежде всего, как феномен традиционной национальной культуры, являющейся важнейшим началом, регулирующим человеческое поведение. Неоднозначное отношение

Замятина к агиографии связано с большим (по сравнению с видением) вниманием к «дольнему» миру и самому человеку.

- Е. Замятин отразил момент смерти христианского мифа в сознании русского человека 1910-х гг. («Знамение») Такая смерть органично вписывается в замятинскую концепцию перманентной революции (идея насильственного и неизбежного вторжения будущего в настоящее, а настоящего - в ближайшее прошлое).

Заключение

В результате проведенного исследования, в соответствии с обозначенной целью (показать, какой вклад Е. Замятин внес в развитие жанра рассказа, актуализируя сакральные архаические жанры библейской и древнерусской сакральной литературы), мы добились выполнения следующих задач:

I. Рассказы, в которых писатель осовременивает сакральные архаические жанры видения и жития можно представить в виде следующей типологии:

1. Традиции христианского видения.

1.1. Пародийная актуализация: «Херувимы» (1917),

О том, как исцелен был инок Еразм» (1920).

1.2. Серьезно-смеховая актуализация: «Дьячок» (1915).

1.3. Непародийная актуализация: «Сподручница грешных» (1918).

2. Традиции древнерусской агиографии (непародийная актуализация):

Чрево» (1913), «Знамение» (1918), «Сподручница грешных» (1918).

II. В соответствии с идеей «памяти» жанра по М.М. Бахтину, а также с концепцией жанрового миромоделирования, предложенной H.JI. Лейдерманом, мы изучили поэтику христианского видения, древнерусского жития и разработали теоретические модели этих жанров. Видение и житие осваивают общий для них метонимический принцип миромоделирования: соотношение «дольнего» и «горнего» начал, где первое - меньшая часть от целого. Если художественная стратегия библейского видения - попытка узреть, разглядеть «горний» мир через приоткрывшееся окно в мире «дольнем», то древнерусское житие преломляет библейский космос через сакральную биографию.

III. Актуализируя сакральную «память» христианского видения и древнерусского жития, писатель обогатил русскую литературу XX века опытом глубокой и разносторонней интерпретации архаико-религиозного жанра. Обращаясь к жанрам жития и видения, Замятин ориентируется на два основных варианта семантики жанрового синтеза: полная («Херувимы»,

Еразм», «Дьячок») или частичная релятивизация этико-эстетических мифологем архаического жанра. В последнем случае «горний» мир представляет собой уже меньшую часть от мира «дольнего», а не наоборот. Свет «горнего» озаряет жизнь человека, но для Замятина это феномен не мистического плана, а культурной традиции («Чрево», «Знамение», «Сподручница грешных»). Писателя интересует спасение человеческой души - но не для загробной «вечной жизни» (Дан. 12:2), а ради жизни на земле, в том числе для зачатия и рождения новой жизни. Важно, что Е. Замятин сохраняет в своих произведениях христианскую идею милосердия и высокой этической ответственности человека за жизнь ближнего. Заявленный в рассказе «Чрево» конфликт («зачатие новой жизни - насильственная смерть -необходимость покаяния») будет заново осмыслен в «Наводнении» (1928)482, проходя тем самым почти через все творчество писателя. Это еще раз доказывает, что Замятин не пародирует древнерусское житие, но вступает с ним в идейно-эстетическую полемику. Такое неоднозначное отношение писателя к сакральной литературе связано с большим (по сравнению с видением) вниманием агиографии к человеку - который живет на земле и в жизни которого нужна опора на традиционную культуру и сакрально-онтологические константы.

Вступая в диалог с сакральным каноном видения и жития, Е.И. Замятин выявляет ту жанровую первооснову, которая сохраняется в «памяти», определяет семантику, модели этих жанров. Обращаясь к христианскому видению и древнерусскому житию, Е. Замятин разрабатывает следующие основные механизмы взаимодействия сакральных архаических и современных жанров:

1. В рамках одного произведения писатель обращается к нескольким религиозным жанрам; эти структуры могут дополнять друг друга или же находиться в полемических отношениях. В первом случае, это житие и

482 См. об этом также: Лейдерман Н. Л. Постреализм: Хаос и «воля к смыслу» // Русская литература XX века: закономерности исторического развития. Кн. 1. С. 408-419. видение («объединяющий» и «вставной» сакральные жанры) в рассказах «Инок Еразм» и «Сподручница». Во втором случае, это гротескное единство религиозных жанров, план содержания или поэтика которых сопоставимы только по контрасту: древнерусское житие и легенда старообрядцев («Знамение»), патериковая новелла и мартирий («Сподручница»). В обоих случаях писатель объединяет сакральные жанры с беллетристическими (анекдот, народная баллада, литературная притча, авторский миф и антиутопия). На стилевом уровне такой жанровый синтез осуществляется, во многом благодаря орнаментальному сказу (который учитывает единство литературного и фольклорного типов повествования). В условиях такого диалога Замятин не только расшатывает жанровые каноны, но и обогащает семантику видения и жития, независимо от пародийного или непародийного вариантов их актуализации.

2. Жанровую семантику видения и жития писатель обогащает использованием подтекста — художественного приема, который получил развитие в рассказе середины XIX - начала XX вв. Такой приём особенно эффективен при непародийной актуализации - когда видение и житие в рассказах Е. Замятина утрачивают воспитательно-проповеднический пафос, но сохраняют свой сакральный сверхтекст как ценностную меру.

3. В субъектную организацию архаико-дидактических жанров Е. Замятин вводит диалог и полилог. Речевые зоны героев, данные в форме несобственно-прямой речи и рассеянного разноречия, уже не тождественны авторитетному слову безличного повествователя, а дополняют его («Чрево», «Знамение», «Сподручница») или дискредитируют иронией (все остальные произведения). Особый случай представляет рассказ «Знамение»: образ житийного повествователя здесь сохраняет сакральную семантику, хотя подается, как нарочито условный, декоративный - это не пародия, а игровая стилизация сакрального жанра, распространенная в литературе модернизма.

4. Замятин обращается к ключевому для христианской архаической литературы мотиву религиозного умиления, который восходит к идее великой скорби». В зависимости от функциональной нагрузки, такой мотив может быть представлен как стилевая условность, десакрализуемая через прямо («Херувимы», «Дьячок») или косвенно («Еразм») выраженную иронию безличного повествователя. И напротив, мотив религиозного умиления сохраняет свою сакральную семантику («Чрево»), несмотря на бытовой контекст и народно-сказовую (а не литературную) окрашенность стиля («Сподручница грешных»). Литературная стилизация этого мотива, лишенная авторской иронии, представлена в рассказе «Знамение».

5. Пространственно-временная организация замятинского рассказа также заимствует поэтику видения и жития: сакрально-онтологический хронотоп этих жанров соотносится с современным писателю социально-историческим контекстом. В результате, Замятин предлагает следующие варианты интерпретации оппозиции «горнее» - «дольнее»: пародийное отрицание мира божественного («Херувимы», «Еразм»), гротескное взаимоотрицание («Дьячок»), а также сложный диалог этих начал и противоположный Священному Писанию акцент на мире «дольнем» («Чрево», «Знамение», «Сподручница грешных»).

В результате художественного синтеза новеллы с видением и древнерусским житием, Е. Замятин добился существенного приращения ее эстетического смысла.

1. Опираясь на общий для этих жанров метонимический принцип миромоделирования, писатель обогащает жанр рассказа сакрально-онтологической семантикой христианского видения и древнерусского жития. Специфическая особенность экспериментов писателя состоит в том, что Замятин ориентирует свои произведения на современный социально-исторический контекст.

2. Через жанр рассказа Е. Замятин обратился к глубокой рефлексии социально-исторической конкретики в жизни российского общества, а также нашел в жанровой «памяти» библейского видения и древнерусского жития ту авторитетную идеологию, которая давала возможность сопротивляться катастрофическому хаосу российской жизни 1910-х гг. или же измерять, вписывать эти хаос и катастрофу в онтологические масштабы времени и пространства.

Опыт актуализации Е.И. Замятиным жанровой «памяти» библейского видения и древнерусского жития в рассказе показал высокую функциональность современного писателю жанра, обнаружившего способность легко и многосторонне осуществлять художественный синтез с архаическими жанровыми структурами.

Актуализируя «память» сакральных жанров, Е. Замятин выступил одним из инициаторов весьма плодотворной тенденции - как для развития жанра рассказа, так и русской художественной прозы в целом. В 1920-30-х гг. к жанру жития обращается А. Платонов: это рассказы «Бучило» (1922-24), «Родина электричества» (1926), «Песчаная учительница» (1926), повесть «Сокровенный человек» (1926) и рассказ «Юшка» (к. 1930-х гг.). В художественный диалог с жанром агиографии и христианским видением вступили писатели русской эмиграции — И. Бунин (рассказы «Ночь отречения», 1921; «Преображение», 1921; «Святитель», 1924; «Прекраснейшая солнца», 1932; «Баллада», 1938). Жанр видения-хождения писатель ассимилирует в романтической балладе и лирическом трагифарсе («Поздний час», 1938). Б. Зайцев подчиняет жанровой семантике романтической баллады христианское видение и древнерусское житие в рассказе «Авдотья-смерть» (1927). К агиографической литературе стоит отнести и такие произведения писателя, как «Алексей Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский» (оба 1925). Художественные открытия, которые Замятин осуществил в диалоге с жанром видения (рассказ «Дьячок»), нашли также отклик в творчестве обэриутов - в игровом смешении границ между реальностью и сверхъестественным: «Макаров и Петерсен №3», «Когда сон бежит от человека.», «Басня», «Один монах стоял в пустыне.» Д. Хармса; «Зеркало и музыкант» А. Введенского,

Потусторонний разговор» И. Бахтерева и др. В литературе соцреализма серьезно-смеховой синтез светских и сакральных жанров сменяет литургическая патетика «высоких жанров»: это поэма В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924), очерк М. Горького «В.И. Ленин» (1930), роман Н. Островского «Как закалялась сталь» (1930-1934), «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово» (1933) А. Гайдара и другие произведения . В целом, по сравнению с литературой первой волны эмиграции, внимание писателей советской России к жанровой «памяти» христианского видения и агиографии ослабевает и возобновляется лишь в 1960-х гг. (рассказ «Поморка» Ю. Казакова, «Матренин двор» А. Солженицина, «Деревянные кони» Ф. Абрамова и др.).

483 См. об этом: Шатин Ю. В. Эстетика агиографического дискусра в поэме В. В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин» // Дискурс. 1996. № 2; Подлубнова Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920- начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория) : дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. С. 26-103; Колосова С. Н. «Ночь отречения», «Святитель» И. А.Бунина: образ главного героя и особенности сюжета // Гуманитарные науки и православная культура : II Пасхал. чтения. М., 2004. С. 155-164.

183

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Третьяков, Артем Вячеславович, 2010 год

1. Библиотека литературы Древней Руси Текст. : в 10 т. / под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. - СПб. : Наука, 1997-2000.

2. Библия Текст. : кн. свящ. Писания Ветхого и Нового завета. М. : Рос. Библейс. о-во, 2005. — 1328 с.

3. Гиппиус, 3. Н. Святая кровь Текст. / 3. Н. Гиппиус // Собр. соч. : в 5 т. / 3. Н. Гиппиус. М., 2001. - Т. 4 : Лунные муравьи : рассказы, пьесы. -С. 336-368.

4. Гончаров, И. А. Сочинения Текст. : в 4 т. / И. А. Гончаров ; общ. ред. И. Т. Тюнькина. М. : Правда, 1981. - Т. 4. - 447 с.

5. Горький, М. Исповедь Текст. / М. Горький // Собр. соч. : в 16 т. / М. Горький ; сост. Н. Н. Жегалова. М., 1979. - Т. 5. - С. 5-165.

6. Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик Текст. / сост. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М. : Наука, 1999.-496 с.

7. Замятин, Е. И. Сочинения Текст. : в 4 т. / Е. И. Замятин ; под ред. Е. Жиглевича, Б. Филиппова. Munchen : A. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1986-1988.

8. Замятин, E. И. Собрание сочинений Текст. : в 4 т. / Е. И. Замятин. М. : Федерация, 1929.

9. Изборник Текст. : сб. произведений лит. Древней Руси / сост. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев. М. : Худож. лит., 1969. - 800 с.

10. Ю.Исторические песни. Баллады Текст. / сост. С. Н. Азбелев. М. :

11. Современник, 1986. 622 с. 11 .Каллист I, (патриарх Константинополя). Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита I Текст. / Каллист I ; пер. подгот. Х.-Ф. Байер. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2006. - 374 с.

12. Мельников-Печерский, П. И. Бабушкины россказни Текст. : повести ирассказы / П. И. Мельников-Печерский. М.,: Правда, 1989. - 492 с. 1 З.Пильняк, Б. Повесть непогашенной луны Текст. : избранное / Б. Пильняк. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — 928 с.

13. H.Причитанья северного края, собранные Е. В. Барсовым Текст. : в 2 т. / сост. Б. Е. Чистова, К. В. Чистов. СПб. : Наука, 1997.

14. Сказки. Библиотека русского фольклора Текст. : в 3 т. / Сост. Ю. Г. Круглова. -М. : Советская Россия, 1988. Кн. 1. 544 с.

15. Хармс, Д. Собрание сочинений Текст. : в 3 т. / Д. Хармс. СПб. : Азбука, 2000. - Т. 2 : Новая анатомия. - 416 с.

16. Научная и критическая литература

17. Абрамова, М. А. Видение Текст. / М. А. Абрамова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.-С. 123-124.

18. Абрамова, М. А. Пример, экземплум Текст. / М. А. Абрамова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. - С. 806-807.

19. Абрамова, М. А. Средневековье Текст. / М. А. Абрамова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина.-М., 2001.-С. 1025-1031.

20. Аверинцев, С. С. Древнееврейская литература Текст. / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Г. П. Бердников. М., 1983. - Т. 1. - С. 271-302.

21. Аверинцев, С. С. Иудаистическая мифология Текст. / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. -М., 2000.-Т. 1.-С. 581-591.

22. Аверинцев, С. С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / С. С. Аверинцев Текст. / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Г. П. Бердников. М., 1983. - Т. 1. - С. 501-516.

23. Азбелев, С. Н. Русские исторические песни и баллады Текст. / С. Н. Азбелев // Исторические песни. Баллады /' сост. С. Н. Азбелев. М., 1986.-С. 5-22.

24. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество Текст. : учеб. для вузов / В. П. Аникин. М. : Высш. шк., 2004. - 735 с.

25. Барабанов, Е. Комментарий Текст. / Е. Барабанов // Сочинения / Е. И. Замятин ; сост. Т. В. Громова, М. О. Чудакова. М., 1988. - С. 554-571.

26. И.Бахтин, М. М. Риторика в меру своей лживости Текст. / М. М. Бахтин // Собр. соч. : в 5 т. / М. М. Бахтин. М., 1996. - Т. 5. - С. 63-70.

27. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.- М. : Искусство, 1979. 445 с.

28. Бент, М. И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология Текст. / М. И. Бент. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. -120 с.

29. Бенчев, И. Иконы ангелов: образы небесных посланников Текст. / И. Бенчев ; пер. с нем. С. К. Дмитриев. — М. : Интербук-Бизнес, 2005. — 254 с.

30. Блок, А. О реалистах 1907. [Текст] / А. Блок // Собр. соч. : в 6 т. / А. Блок. — М., 1971.-Т. 5.-С. 88-116.

31. Блок, А. О современной критике 1907. [Текст] / А. Блок // Собр. соч. : в 6 т./А. Блок. М., 1971.-Т. 5.-С. 179-184.

32. Большой библейский словарь Текст. / под ред. У. А. Элуэлла, Ф. В. Камфорта ; пер. О. А. Рыбакова. СПб. : Библия для всех, 2005. - 1503 с.

33. Веселовский, А. Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г. Текст. / А. Н. Веселовский // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. - № 26. - С. 80-92.

34. Веселовский, А. Н. Из истории романа и повести Текст. : материалы и исслед. / А. Н. Веселовский. СПб. : тип. Имп. Акад. Наук, 1886. -Вып. 1.-80 с.

35. Воронский, А. Искусство видеть мир Текст. : портр., ст. / А. Воронский. М. : Совет, писатель, 1987. — 700 с.

36. Гаспаров, М. JI. Клерикальные жанры Текст. / М. JI. Гаспаров // История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Г. П. Бердников. М., 1984.-Т. 2.-С. 505-507.

37. Гаспаров, М. JI. Колон Текст. / М. JI. Гаспаров // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.-С. 370-372.

38. Гаспаров, М. JI. Народный стих Текст. / М. JI. Гаспаров // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. - С. 608-609.

39. Гладкова, О. В. Житие, агиография Текст. / О. В. Гладкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. - С. 267-268.

40. Гладкова, О. В. Минеи Чети Текст. / О. В. Гладкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.-С. 378-379.

41. Гладкова, О. В. Притча Текст. / О. В. Гладкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.- С. 808-809.

42. Гринцер, П. А. Мировая литература на рубеже новой эры Текст. / П. А. Гринцер // История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Г. П. Бердников. -М., 1983.-Т. 1. С. 516-529.

43. Грицанов, А. А. Фрейд Зигмунд Текст. / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001. - С. 1161 -1162.

44. Грушко, Е. А. Энциклопедия русских преданий Текст. / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. М. : Эксмо, 2002. - 672 с.

45. Гуревич, А. Я. Exempla: Литературный жанр и стиль мышления Текст. / А. Я. Гуревич // Культура и общество Средневековой Европы глазами современников: Exempla, XIII в. М., 1989. — С. 56-62.

46. Давыдова, Т. Т. Антижанры в творчестве Е. Замятина Текст. / Т. Т. Давыдова // Новое о Замятине : сб. материалов / под ред. Л. Геллера. — М., 1997.-С. 36-55.

47. Давыдова, Т. Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.) Текст. : учеб. пособие для вузов / Т. Т. Давыдова. М. : Флинта : Наука, 2005. - 336 с.

48. Давыдова, Т. Т. Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века Текст. / Т. Т. Давыдова ; Моск. гос. ун-т печати. М. : МГУП, 2000. - 362 с.

49. Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. -СПб : Российская национальная библиотека, 2002. 480 с.

50. Евсеев, В. Н. Художественна проза Е. Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие Текст. : учеб. пособие / В. Н. Евсеев ; Моск. гос. пед. ун-т. М. : Прометей, 2003. - 224 с.

51. Еремин, И. П. Жанры древнерусского литературного творчества Текст. / И. П. Еремин // Древнерусская литература : кн. для чтения / сост. Е. Рогачевская. М., 1996. - С. 522-545.

52. Еремин, И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы Текст. / И. П. Еремин. Л. : Изд-во ЛГУ, 1987. - 326 с.

53. Калинина, Л. И. Литературная сказка в творчестве Е. Замятина Текст. / Л. И. Калинина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня : науч. докл., ст., очерки, заметки, тез. / Тамбов, гос. ун-т им. Г.

54. Д. Державина ; отв. ред. JI. В. Полякова. Тамбов, 1994. - Кн. 1. - С. 64-78.

55. Келдыш, В. А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность Текст. / В. А. Келдыш // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов) : в 2 кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. - М., 2000.-Кн. 1.-С. 13-68.

56. Кербелите, Б. Литовские предания об исчезнувших городах Текст. / Б. Кербелите // Советская этнография. 1963. — № 5. - С. 99-108.

57. Колосова, С. Н. «Ночь отречения», «Святитель» И. А. Бунина: образ главного героя и особенности сюжета Текст. / С. Н. Колосова // Гуманитарные науки и православная культура : II Пасхал. чтения / отв. ред. И. Г. Минералова. М., 2004. - С. 155-164.

58. Комарович, В. Л. Китежская легенда: опыт изучения местных легенд Текст. / В. Л. Комарович. М. : Изд-во АН СССР, 1936. - 256 с.

59. Коновалова, Н. И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен Текст. : монография / Н. И. Коновалова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. 298 с.

60. Короленко, В. Г. Избранные письма Текст. : в 3 т. / В. Г. Короленко. -М. : Гослитиздат, 1936. Т. 3. - 345 с.

61. Краснов, П. Новое произведение Максима Горького Текст. / П. Краснов // Вестник литературы. 1905. - № 1. - С. 13-18.

62. Красовская, С. И. Художественная проза А. П. Платонова: жанры и жанровые процессы Текст. / С. И. Красовская ; Благовещ. гос. пед. унт. Благовещенск : БГПУ, 2005. - 392 с.

63. Криничная, Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора Текст. / Н. А. Криничная. -М. : Акад. Проект : Гаудеамус, 2004. 1008 с.

64. Кусков, В. В. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика Текст. / В. В. Кусков // Методология литературоведческих исследований : ст. о рус. Литературе. Прага, 1982. - С. 33-47.

65. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра Текст. : жанровые закономерности развития совет, прозы в 60-70-е гг. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. — 255 с.

66. Лейдерман, Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности Текст. / Н. Л. Лейдерман // Проблемы жанра в англо-американской литературе (XIX-XX вв.) / Свердл. гос. пед. ин-т ; отв. ред. И. Конторович. Свердловск, 1976. — Вып. 2. — С. 3-27.

67. Лейдерман, Н. Л. Постреализм: Хаос и «воля к смыслу» Текст. / Н. Л. Лейдерман // Русская литература XX века: закономерности исторического развития / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург, 2005. - Кн. 1 : Новые художественные стратегии. - С. 394-453.

68. Лейдерман, Н. Л. Проблема жанра в модернизме и авангарде Текст. / Н. Л. Лейдерман // Русская литература XX-XXI веков: направления и течения / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н. В. Барковской [и др.]. -Екатеринбург, 2007. Вып. 9. - С. 5-22.

69. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература Текст. : в 3 кн. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - Кн. 1 : Литература «Оттепели» (1953-1968). - 288 с.

70. Лейдерман, Н. Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» Текст. / Н. Л. Лейдерман // Русская литература XX века: закономерности исторического развития / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург, 2005. - Кн. 1 : Новые художественные стратегии. — С. 7-49.

71. Липовецкий, М. Н. Сказка в прозе двадцатых годов Текст. / М. Н. Липовецкий // Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки: (на материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / М. Н. Липовецкий. Свердловск, 1992.-С. 60-79.

72. Лихачев, Д. С. Жанровые различия в изображении людей Текст. / Д. С. Лихачев // Человек в литературе Древней Руси. М., 1958. - С. 141150.

73. Лихачев, Д. С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы Текст. / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе / Д. С. Лихачев ; отв. ред. О. В. Творогов. -Л., 1986.-С. 79-95.

74. Лихачев, Д. С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» Текст. / Д. С. Лихачев // Библиотека литературы Древней Руси : в Ют. / под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. СПб. 1997. - Т. 4. - С. 5-25.

75. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д. С. Лихачев. Л. : Наука, 1967. - 372 с.

76. Лихачева О. П. Комментарий / «Сказание об Евстафии Плакиде». Т. 3, XI-XII века // Библиотека литературы Древней Руси Текст. : в Ют./ под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. СПб. : Наука, 1997-2000. - С. 361.

77. Ложкова Т. А. Система жанров в лирике декабристов Текст.: монография / Т. А. Ложкова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : 2005.-415 с.

78. Лурье, М. Л. Странствия души по тому свету в русских обмираниях Текст. / М. Л. Лурье, А. В. Тарабукина // Живая старина. 1994. - № 2. -С. 21-26.

79. Маковский, С. К. На Парнасе Серебряного века Текст. / С. К. Маковский. М. : Наш дом - L'age d'Home ; Екатеринбург : У-Фактория, 2000. - 400 с.

80. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя: вариации к теме Текст. / Ю. В. Манн. -М. :Coda, 1996.-474 с.

81. Маркелов, Г. В. Книга иконных образцов Текст. : в 2 т. / Г. В. Маркелов. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — Т. 2. - 616 с.

82. Маркович, В. М. От анекдота к мифу Текст. / В. М. Маркович // Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя / В. М. Маркович. -Л., 1989.-С. 112-134.

83. Медведев, П. Н Бахтин, М. М.. Формальный метод в метод в литературоведении [Текст] : крит. введ. в социол. поэтику / П. Н. Медведев. Л. : Прибой, 1929. - 191 с.

84. Можейко, М. А. Идеализм Текст. / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001.-С. 380-381.

85. Можейко, М. А. Мистика Текст. / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001. - С. 639-640.

86. Можейко, М. А. Откровение Текст. / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001.-С. 750.

87. Можейко, М. А. Язычество Текст. / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — М. ; Минск, 2001.-С. 1293-1294.

88. Надеждина Н. Мистицизм в русской народной среде Текст. / Н. Надеждина // Живописная Россия. 1902. - № 81. - С. 343-350.

89. Неведомский, М. О современном художестве Текст. / М. Неведомский // Мир божий. 1904. - № 8. - С. 18-25.

90. Нечаева, Т. В. Два малоизвестных видения в нижегородской литературе XVII века Текст. / Т. В. Нечаева // Герменевтика древнерусской литературы : сб. ст. / отв. ред. А. С. Демин. М., 1992. -Сб. 4. - С. 65-78.

91. Никола, М. И. Сюжетно-композиционные особенности средневековых видений Текст. / М. И. Никола // Проблемы литературных жанров : материалы четвертой науч. межвуз. конф., 28 сент. 10 окт. 1982 г. / отв. ред. Ф. 3. Канунова. — Томск, 1983. - С. 8-9.

92. Ничипоров, И. «Поэзия темна, в словах не выразима»: творчество И. Бунина и модернизм Текст. : монография / И. Ничипоров. М. : Метафора, 2005. - 256 с.

93. Овчаренко, В. И. Амбивалентность Текст. / В. И. Овчаренко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. -М.; Минск, 2001.-С. 37.

94. Ольшевская, JI. А. «Простота и прелесть вымысла.» Текст. / JI. А. Ольшевская // Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / сост. JI. А. Ольшевская, С. Н. Травников. -М., 1999.-С. 233-252.

95. Перверзев, В. Ф. Литература Древней Руси Текст. / В. Ф. Перверзев ; отв. ред. Д. Н. Робинсон. М. : Наука, 1971. - 302 с.

96. Петрова, Н. А. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама Текст. : монография / Н. А. Петрова ; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь : [б. и.], 2001. - 311 с.

97. Пиккио P. Slavia Orthodoxa: Литература и язык Текст. / Р. Пиккио ; отв. ред. Н. Н. Запольская, В. В. Калугин. — М. : Знак, 2003. 750 с.

98. Пономарева, Е. В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов Текст. : монография / Е. В. Пономарева. — Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2006. 452 с.

99. Ш.Попова, И. Л. Сатира Текст. / И. Л. Попова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.-С. 950.

100. Прокофьев, Н. И. Видения как жанр в древнерусской литературе Текст. / Н. И. Прокофьев // Вопросы стиля художественной литературы / под общ. ред. А. И. Ревякина. М., 1964. - С. 33-56.

101. Прокофьев, Н. И. Образ повествователя в жанре «видений» литературы Древней Руси Текст. / Н. И. Прокофьев // Ученые Записки Московского государственного педагогического института. М., 1967. -Т. 256, ч. 1.-С. 36-39.

102. Робинсон, А. Н. Литература Древней Руси Текст. / А. И. Робинсон // История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Г. П. Бердников. — М., 1984.-Т. 2.-С. 408-437.

103. Рогачевская, Е. Жанровая система древнерусской литературы Текст. / Е. Рогачевская // Древнерусская литература : кн. для чтения / сост. Е. Рогачевская. М., 1996. - С. 546-551.

104. Пб.Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство Текст. / И. Б. Роднянская // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. М., 1978. - Т. 9. - С. 771-774.

105. Ромодановская, Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (к вопросу о специфике жанра видений) Текст. / Е. К. Ромодановская // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1996. - Т. XLIX. - С. 141-156.

106. Ромодановская, Е. К. Сибирь и литература. XVII век Текст. / Е. К. Ромодановская. Новосибирск : Наука, 2002. — 390 с.

107. Савушкина, Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях Текст. / Н. И. Савушкина // Русский фольклор: Русская народная проза. Л., 1972. - Т. 13. - С. 58-76.

108. Семенов, Н. С. Средневековая философия Текст. / Н. С. Семенов // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. -М.; Минск, 2001. С. 987-991.

109. Стеклов, Ю. Социально-политические условия литературного распада Текст. / Ю. Стеклов // Литературный распад : крит. сб. СПб., 1908. -С. 5-58.

110. Тамарченко, Н. Д. Жанр Текст. / Н. Д. Тамарченко // Теория литературы : учеб. пособие для студентов вузов : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Академия, 2004. Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — С. 361-443.

111. Токарев, С. А. Иезекииля видение Текст. / С. А. Токарев // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — М., 2000. -Т. 1.-С. 481-482.

112. Усманова, А. Р. Модернизм Текст. / А. Р. Усманова // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001.-С. 651-652.

113. Федотов, Г. П. Святые древней Руси Текст. / Г. П. Федотов. М. : Терра, 1990.-220 с.

114. Флоренский, П. А. Иконостас Текст. / П. А. Флоренский. М. : Искусство, 2005. - 254 с.

115. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. : учеб. для студентов вузов / В. Е. Хализев. М. : Высш. шк., 2000. - 398 с.

116. Химич, В. В. О художественной системе А. П. Чехова Текст. / В. В. Химич // Русская литература XX века: закономерности исторического развития / отв. ред. Н. JI. Лейдерман. Екатеринбург, 2005. - Кн. 1 : Новые художественные стратегии. - С. 50-70.

117. Шайтанов, И. О. Мастер Текст. / И. О. Шайтанов // Вопросы литературы. 1988. -№ 12. - С. 32-65.

118. Шайтанов, И. О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века Текст. / И. О. Шайтанов. М. : Прометей, 1989. - 257 с.

119. Шайтанов, И. О. «Но Русь была одна. » Текст. / И. О. Шайтанов // Замятин Е. И. Мы : романы, повести, рассказы, сказки / Е. И. Замятин. -М., 1989.-С. 3-21.

120. Шалыгин, А. Г. Учение о периодах Текст. / А. Г. Шалыгин // Шалыгин А. Г. Теория словесности и хрестоматия : учеб. пособие для училища глухонемых / А. Г. Шалыгин. СПб., 1909. - С. 101-109.

121. Шатин, Ю. В. Эстетика агиографического дискурса в поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» Текст. / Ю. В. Шатин // Дискурс. 1996. - № 2. - С. 24-30.

122. Шифман, И. Ш. Западносемитская мифология Текст. / И. Ш. Шифман // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М., 2000. - Т. 1. - С. 457-460.

123. Шмидт, В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. И. Замятина «Наводнение» Текст. / В. Шмидт // Русская литература. 1992. - № 2. - С. 56-67.

124. Шуман, А. Н. Библия Текст. / А. Н. Шуман // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001.-С. 109-111.

125. Шуман, А. Н. Эсхатология Текст. / А. Н. Шуман // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. М. ; Минск, 2001. - С. 1273-1274.

126. Эйхенбаум, Б. Лесков и современная проза Текст. / Б. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б. О литературе : работы разных лет / Б. Эйхенбаум. Л., 1987.-С. 409-423.

127. Эйхенбаум, Б. Как сделана «Шинель» Гоголя Текст. / Б. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б. О прозе / Б. Эйхенбаум. Л., 1969. - С. 306-326.

128. Яковлев, М. В. Мистика Текст. / М. В. Яковлев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М., 2001.-С. 555-556.

129. Ярхо, Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения» Текст. / Б. И. Ярхо // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации / отв. ред. А. Б. Алаев.-М., 1989.-Вып. 4.-С. 18-55.

130. Sierotwienskiy, S. Slownik tervinow literackich Текст. / S. Sierotwienskiy // Тамарченко H. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия-практикум для студентов вузов / Н. Д. Тамарченко. М., 2001. - С. 158-172.

131. Лазарева, К. В. Традиции жанра видений в повести И. С. Тургенева «Клара Милич (После смерти)» Электронный ресурс. / К. В. Лазарева // Спасский вестник. 2005. - № 12. - Режим доступа : http://www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-12-2005/lazareva.htm.

132. Лепахин, В. Воинство в древнерусской литературе и иконописи Электронный ресурс. / В. Лепахин. Режим доступа : http://pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r type=article&id=691

133. Полонский, В. Агиография Электронный ресурс. / А. Полонский. -Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010498/print.htm.

134. Тюпа, В. И. Очерк современной нарратологии Электронный ресурс. / В. И. Тюпа // Критика и семиотика. М., 2002. - Вып. 5. - Режим доступа : http://www.nsu.ru/education/virtual/cs5tiupa.htm

135. Шатохина, Р. Д. София Премудрость Божия в русской иконописи Электронный ресурс. / Р. Д. Шатохина. — Режим доступа : http://www.prokimen.ru/article 1974.html

136. Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

137. Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

138. Третьяков, А. В. Рассказ Е. И. Замятина "Дьячок" (1915): диалог с жанром библейского видения / А. В. Третьяков // Мир науки, культуры, образования. 2008. - № 4. - С. 43-45.

139. Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.