Сакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Перова, Екатерина Юрьевна

  • Перова, Екатерина Юрьевна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 238
Перова, Екатерина Юрьевна. Сакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 2000. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Перова, Екатерина Юрьевна

Введение

1. Определение понятий: время линейное и сакральное

2. Сакральное время в системе календаря

Глава 1 Понятие времени в христианской и литературоведческой традиции

1. Понятие времени в христианском богословии

2. Время и праздник ("Новое" время календаря)

3. Концепция времени в литературоведении

Глава П Пасхалия сквозь призму русской поэзии

1. "Слово на праздник"

2. Хронотоп христианского праздника в контексте поэтических образов

3. Поэтическая концепция встречи в контексте христианского праздника Сретение

4. Хронотоп читательского восприятия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии»

нет ничего загадочнее, чем время, нет ничего более удивительного, чем оно, если начать о нем размышлять и пытаться выразить его понятие в немногих и ясных словах

Блаженный Августин

Мало найдется других показателей культуры, которые в той же степени характеризовали бы её сущность, как понимание времени. Временные понятия у человека определяются той культурой, к которой он принадлежит. Каждой культуре и личности свойственно мыслить в терминах определенных временных горизонтов.

Вопрос времени - один из тех основных вопросов, которые всегда держали в напряжении человеческий разум. Проблема времени выдвигалась на первый план богословами, учеными и художниками, обнаруживающими все новые и новые её грани. Концепции времени существуют во многих науках: известно о космическом, геологическом, эволюционном, биологическом, историческом, физическом времени, о различных моделях социального времени. Все виды времени различаются по масштабам и методам измерения - от астрологических до магнитометрических и культурно-исторических. Восприятие времени в той или иной науке может иметь функциональное значение. Например, сравнительная этнография, как пишет Л.Н.Гумилев, не приближает к ответу на вопрос, что такое время, но определяет характер той или иной системы отношения к нему и предлагает классификацию отсчета времени, представляющий для людей практический, жизненный смысл1. Так, фенологический календарь был у людей, непосредственно зависящих от природы; циклический календарь предназначается для фиксации повседневных событий; «живая хронология» позволяет передавать исторические события в пределах одного поколения (например, народы-марийцы игнорировали время как таковое, время было для них абстракцией, реальными в их жизни были только конкретные события); линейный отсчет времени представляет интерес для политических и деловых людей в развивающемся этносе и так далее.

Изучение таких категорий, как время и пространства представляет интерес и значение прежде всего в качестве своего рода "параметров" человеческой личности и культуры, ориентиров ее мировосприятия. Универсальные понятия времени и пространства образуют в каждой культуре определенную "модель мира", как пишет в книге "Категории средневековой культуры" А.Я. Гуревич, ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира"2.

В характеристике той или иной культуры тема времени приобретает определяющее значение. Время является тем началом, с которым связаны основные ценности человеческой жизни, поэтому на протяжении истории в различных культурах понятие времени принадлежало кругу священного. Такое "священное время" противопоставлено в данной работе "линейному" времени как чисто временной длительности, временного потока, на фоне которого происходят те или иные события. В русской культуре сакральное время раскрывается в Православии: в православном Юлианском календаре, богослужениях, символах и праздниках Миротворного круга. Сам круг может стать символом времени, образ круга с древних времен примирял время и вечность. Великий Миротворный круг оказывается не только символом, но и тем "формообразующим началом", по словам А.Н.Зелинского, в котором "зачинается само время, одевающееся в плоть растущих и убывающих чисел"3; в символике цифр, праздников, годовых, недельных и суточных циклов Юлианский календарь раскрывает жизненно важные ценности. Календарный круг как обобщающий смысловой образ вне-времени, времени-вечности, вместе имеет начало и конец в историческом времени, концепция этого цикла является в синтезе двух идей: вневременности и длительности, которые объединяются в эсхатологических чаяниях христианства. Поэтому в Юлианском календаре, несущем освященное время, возможна встреча линейного и сакрального времени.

Одна из ярких характеристик христианского мировоззрения в контексте проблемы времени заключена в особенности переживания, в том числе событий прошлого как настоящего. Это отражено в богослужебном песенно-поэтическом творчестве, а также является актуальным для духовной поэзии в целом. Та или иная тема в поэтическом произведении, посвященном христианскому празднику, живет и оживает благодаря авторскому переживанию этого события. Важным представляется проследить, насколько жива преемственность сакрального времени в современной отечественной поэзии. В связи с этим круг христианских праздников, или Пасхалию, можно рассмотреть сквозь призму русского поэтического творчества. И.А. Есаулов в статье "Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия" пишет о необходимости в литературоведческой практике обращения к "магистральному" направлению русской литературы, связанному с православной культурой: "литературовед, занимающийся русской литературой, вряд ли может - без ущерба для своих занятий - совершенно игнорировать действительный масштаб воздействия на отечественную словесность хотя бы доминантного для русской духовности православного фактора"4.

В контексте поиска духовных истоков русской культуры, духовного ее возрождения актуальным становится изучение традиционного православного взгляда на время; той традиции, которая сложилась, развивалась и была богословски осмыслена.

Духовный аспект времени может в образной, религиозной форме раскрыть то, что не поддается аналитическому изучению и, возможно, не столь убедительно с научной точки зрения, но глубоко проникает в тайну времени и человеческое сердце.

Обращение к православной традиции и одновременно к современной духовной поэзии подчеркивает актуальность работы, в которой предпринята попытка соединить традицию с современностью - церковный духовный опыт с поэтическим творчеством. Необходимо отметить, что поэтические тексты которые исследуются в данной работе, не относятся к собственно сакральной области. В диссертации рассматривается то, как в художественном творчестве осваиваются ценности сакрального времени.

Поэзия, посвященная освоению религиозных явлений жизни и наполненная христианским мировоззрением, в данной работе определяется как духовная. При этом автор отдает себе отчет в том, что слово "духовный" употребляется в данной работе в его широком значении, которое, однако, стало традиционным для русской культуры. В этом смысле к духовной ветви русской поэзии могут быть отнесены поэтические переложения псалмов М.В.Ломоносова, христианские оды Г.Р.Державина, религиозные стихотворения позднего Пушкина, поэтические молитвы М.Ю.Лермонтова и т.д.

Духовная поэзия в таком понимании есть ветвь внутри художественной поэзии, которая не претендует на сакральность в церковном смысле этого слова. Строго говоря, духовным в Христианской Церкви называется то, что исполнено Духа Святого, т.о., существует искусство собственно сакральное, освященное церковной традицией. В этом смысле духовным является слово Священного Писания, акафисты, каноны, жития святых и т.д., то есть церковно-литургическое творчество. Все, что выходит за рамки этого строгого ограничения, не является собственно духовным. Но, в то же время, принято говорить о "духовном содержании", о "духовных поисках" светского искусства.

В данной работе понятие "духовной поэзии" употребляется в широком смысле, как поэзия, посвященная христианским темам и праздникам. Наиболее целесообразно говорить о духовном в поэзии как о тенденции, о стремлении к освоению религиозных ценностей.

Современная русская духовная поэзия, анализируемая в данной работе рассматривается как пограничная область между художественной и духовной литературой, которая выражает стремление художника подключиться к сфере собственно сакрального.

Также важным представляется раскрытие природы существующей в России двукалендарности, - старого и нового стиля, - и объяснение того, почему Юлианский календарь столь важен в жизни Православной Церкви.

Целью данного исследования является анализ христианского традиционного представления о сакральной сущности времени в его проекции на литературоведческую концепцию пространства и времени и его выражении в современной русской духовной поэзии. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: изучение и обобщение наблюдений и выводов Отцов Церкви, богословов, религиозных философов о сакральной сущности времени; анализ концепций художественного пространства и времени в отечественном литературоведении; изучение истории и сущности Юлианского и Григорианского календаря, анализ проблемы их сосуществования и возможного ее решения; - изучение традиции и феномена праздника в Православии;

- разработка понятия хронотопа христианского праздника в его применении к современной русской духовной поэзии; анализ духовного пласта художественного времени стихотворения И.Бродского "Сретенье" в контексте творчества поэта; выявление ключевых мотивов, образов и художественных средств их воплощения в современной духовной поэзии;

- рассмотрение проблемы "большого времени" в контексте проблемы читательского восприятия.

Методологической основой данного исследования стала христианская богословская традиция, русская религиозная философия, а также работы А.Н.Зелинского, Н.Н.Трубникова, М.М.Бахтина и других ученных по проблеме времени в русской культуре.

Материалом исследования является богатое наследие церковного песенного творчества и молитв, относящихся к суточному, недельному и годовому кругу богослужений, богословская литература, посвященная главным христианским праздникам и различным аспектам времени и вечности. Явление праздника в христианской культуре представляет собой для данной работы то фоновое знание, которое необходимо внутри исследования и без которого многое в содержании анализируемой поэзии было бы неясно. Для данной работы изучение праздника первично, с ним связан и от него зависит художественный строй духовной поэзии. Этим и обусловлена композиция работы, в которой обозреваются сборники современной русской духовной поэзии, изданные в течение последнего десятилетия, в том числе отдельно рассмотренное стихотворение И.Бродского "Сретенье". Выбор данного стихотворения И. Бродского обусловлен его содержательной связью с хронотопом встречи ("сретенья"), существенным для концепции сакрального времени и ее связи с миром художественных образов.

Следует отметить сквозную для данной работы тему встречи (сретенья): встречи линейного и сакрального времени, времени и вечности, жизни и смерти, встречи двух культур, светской и религиозной; встречи человека с Богом. Можно говорить о том, что икона такой встречи открывается в празднике Сретенья Господа в Храме.

Тема встречи, - двух методологий, христианской и литературоведческой, -распространяется и на заключительный раздел работы, в котором сопоставляются различные точки зрения на проблему восприятия читателем художественного текста в контексте метафизической встречи автора и читателя.

В работе применяется принцип комплексного исторического, культурологического и текстологического анализа, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Новизна исследования. В работе впервые предпринята попытка культурологического интегративного анализа концепций времени, сложившихся в духовной и литературной сферах русской культуры.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в общих курсах по культурологии, русской культуре и поэзии, в курсах по теории литературы, в литературно-критической практике, а также для дальнейших исследований в области сосуществования двух календарей в русской культуре и в изучении духовного пласта художественной литературы.

Апробация работы. Основные материалы и выводы диссертации были представлены в виде докладов на конференциях "Ломоносов-97,98,99", проводимых на факультете иностранных языков МГУ в 1997, 1998 и 1999 годах; "Россия - Запад: диалог культур" (1998 г.) и "Рождественские чтения" (2000 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Перова, Екатерина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Линейное время определяется длительностью объективного времени и последовательной направленностью течения видимой жизни. Тогда как сакральное, духовное, время изучает "невидимую" жизнь человеческой души и внутреннее содержание явлений мира. Однако, линейное и сакральное время не только противопоставлены друг другу, но могут сочетаться и проникать одно в другое, как на протяжении мировой истории, так и в процессе познания мира отдельным человеком. Линейное время представляется возможным рассмотреть как некоторую поверхностную часть глубинного духовного времени. Так например, среди философских идей и терминов Н.Н.Трубникова, можно провести разделение и к линейному времени отнести "формы существования", структуру горизонтального измерения мира, объективную временную реальность и плоскость "количественной определенности", а как на близкие сакральному пониманию времени указать на структуры "вертикального восхождения", становления, осуществления, наполненности, на субъективное восприятие человеком времени и на "объем качественной определенности". Изучение художественного времени, позволяет определить тип культуры, к которой принадлежит тот или иной текст. В литературоведении многосторонне разработана проблема времени; для нас было важным выделить среди существующих терминов те, которые приближаются к пониманию сакрального времени: это "качественные" признаки времени (В.В.Виноградов), сферы "мира горнего" (П. А. Флоренский), "потусторонняя вертикаль" (М.М.Бахтин), надбытовое, сверхзначимое время и психологическое время переживания, характеристики времени неожиданного, мгновенного и "биографического" (М.М.Бахтин). Аспект переживания настоящего в его краткости ("миг", "мгновение") указывает на качественный аспект времени (времени, проходящего под знаком событий, "событийного времени"); сфера описания бытового времени - повседневность, бытовое время поддается счету, измерению и принадлежит человеку, тогда как "уникальное" время мгновения посещает героя и не зависит от его воли. Творческое время близко сакральному, так как оно обращено к внутреннему миру человеческой души.

В различных концепциях времени присутствуют две основные линии в определении времени: время линейное ("внешнее") и сакральное ("внутреннее", связанное с духовной сферой).

Первоисточниками изучения сакрального времени служат тексты Священного Писания, толкования святых отцов Церкви и современных богословов. Разработанной в терминах, системной концепции времени в христианской культуре нет, но существуют указания путей для духовного возрастания, ориентации, в том числе путем уяснения понятия "времени-вечности". Согласно христианскому учению, время, сотворенное Богом, присутствует в душе человека. Внутренний мир человеческой души был нарушен вследствие первородного греха. Обновленное, преображенное время открылось человеку, когда пришел на землю Сын Божий; с этого момента время способно соединиться с вечностью через покаяние и восстановление в человеке образа Божия. Поэтому определяющими для сакрального времени становятся понятия сотериологического, эсхатологического времени, времени искупления, очищения, ожидания и приготовления к благодатной вечности. Сакральное время связано в христианстве с самопознанием человека перед лицом Божиим.

Проблематика сакрального времени русской культуры затрагивает основополагающие для человеческого мировоззрения начала: жизни и смерти как перехода в вечность. Сакральность человеческого бытия во времени наиболее ярко выявляется в календаре, в русле которого оно протекает. Календарь можно рассматривать как форму сложившегося представления о времени в определенном типе культуры, так как отношение ко времени в том или ином типе культуры проявляются прежде всего в календаре. В России существуют два календаря - Юлианский и Григорианский - содержанием которых во многом определяется двоемирие русской культуры, духовной и светской. Духовная культура живет временем Юлианского календаря, освященного верой, долгой историей, церковными праздниками; она локальна, но неизменна, светская культура широкая, но зыбкая, в ней нет постоянной "шкалы ценностей". Светская культура живет по новому стилю и свидетельствует о новом, рационалистическом подходе человека к понятиям, которые непроницаемы и непознаваемы логическим путем, в том числе к категории времени. Понятие времени при таком подходе теряет свое мистическое измерение и становится временем прогресса.

Юлианский календарь служит основой богослужений Православной Церкви. Посредством суточного, недельного и годового круга богослужений освящается все время человеческой жизни; переживание христианских праздников преображает время, так как в празднике испытывается как бы неподвижность времени и открытость его вечности. Богатое наследие православных песнопений отражает сущность христианской культуры и затрагивает в связи с воспоминаемыми событиями Священной Истории различные вопросы христианского спасения. Но внутренне они объединены общим духом их восприятия: ощущением того, что в жизнь земную вошла Жизнь Вечная.

В православных песнопениях заключается и источник русской духовной поэзии. Современная отечественная поэзия, посвященная христианским темам и праздникам, сохраняет "необходимость" обращения к реальности и действенности библейской лексики, фразеологии и образности. В связи с тем, что время в празднике предстает как особое, выделяющееся из обычного хода жизни, то и протекание художественного времени в поэтическом произведении является формообразующим началом в особом хронотопе: хронотопе религиозного праздника. В процессе изучения данного хронотопа отмечены важные характеристики, связанные с категорией времени, такие как категория пространства, всеобъемлющая причастность к христианскому событию и празднику и возможность переживания события прошлого как совершающегося в настоящий момент. Временное начало духовной поэзии связано с символами прозрения и просветления; образ света наиболее многогранный: светом освящается жизнь человека в линейном времени, с этим образом связано и осмысление творчества как преобразующего начала в жизни и душе человека. Сакральное время является своего рода оксюмороном, так как это не время, а вечность без времени, воплощенная в плоть природного времени. Сакральная наполненность времени жизни рождает бесконечную внутреннюю духовную деятельность человека, в которой одно мгновение может быть вечностью, и тысяча лет — мгновением.

Поэтическое обращение к Священной Истории крайне лично; в процессе творчества может изменяться определенный образ; дробиться и, наоборот, наполняться цельностью замысел и движение человеческой души к Богу. Поэтому представляется важным рассмотрение отдельного произведения в контексте творчества поэта, что было сделано в работе на примере стихотворения И.Бродского "Сретенье". Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что, кажущееся не характерным для творчества поэта, освещение в данном стихотворении темы времени и смерти является решающим для авторской картины мира.

В процессе исследования проблемы сакрального времени выявилась его связанность, в первую очередь, с понятием "внутреннего" времени, которое способно затрагивать все сферы человеческого познания. Так же была обнаружена сущностная типологическая связь между природой сакрального времени и содержательной функции мотивов встречи, освоенного в данной работе как хронотоп встречи с Вечностью, духовным бытием.

Мотив встречи принадлежит области духовной поэзии и отношению человека к миру в целом. В контексте христианского отношения к миру в работе представлено сопоставление литературоведческого и христианского взгляда на проблему "творческого хронотопа" (термин М.М.Бахтина), то есть встречи в пространстве и времени говорящего и слушающего, автора и читателя.

Просветление ума и преображение сердца, - то самое большое, к чему направлена и стремится русская поэзия в христианском ее понимании, - ведет к Богу, так как преображение сердца есть восстановление в человеке образа Божия. Преображая сердца, человек касается вечности, так как переживание вечности в идеале есть переживание чистым от пристрастий и греха сердцем.

В свете идей преображения христианство открывает новые грани в восприятии художественного текста, которые были намечены в отечественном литературоведении. Так, один из аспектов отношения к произведению заключается в изучении того или иного текста в "свете над адресата" (термин М.М.Бахтина) или, говоря богословским языком, в молитвенном предстоянии в свете Божественной Истины, где возможна встреча времени и вечности, времени линейного и сакрального.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Перова, Екатерина Юрьевна, 2000 год

1. Библия 1499 года и Библия в Синодальном переводе. В 10-ти тт. М. 1998

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русскомпереводе с параллельными местами. 1994

3. Новый Завет Господа нащего Иисуса Христа, в русском переводе. Спб. 18924. Псалтырь. М. 1973

4. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшейцерковной власти 1917-1943 гг. Сб. в 2-х ч. /сост. М.Е.Губонин/ М. 1994

5. Антоний, Митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М. 1991

6. Антоний, Митрополит Сурожский. Воскресные проповеди. Минск. 1996

7. Антоний, Митрополит Сурожский. Дом Божий (Три беседы о церкви). М. 1998

8. Антоний, Митрополит Сурожский. Может ли еще молиться современный человек? .. Клин.1999

9. Антоний, Митрополит Сурожский. Духовное путешествие (размышление перед ВеликимПостом). М. 1997

10. Антоний, Митрополит Сурожский. Молитва и жизнь. Рига. 1992

11. Антоний, Митрополит Сурожский. Проповеди и беседы. М. 1991

12. Антоний, Митрополит Сурожский. Ступени. Беседы. 1998

13. Архимандрит Рафаил (Карелин) Великие христианские праздники. Спб. 1997

14. Блаженный Августин. Исповедь. М. 1992

15. Блаженный Августин. Творения. В 4 тт. Спб.-Киев. 1998

16. Боголепов A.A. Рождество, Страстная и пасха в Православном богослужении. Нью-Йорк.1973

17. Брянчанинов, Игнатий, святитель. Странник. М-Спб. 1998

18. Булгаков, Сергий, прот. Слова. Поучения. Беседы. Париж. 1987

19. Булгаков, Сергий, прот. Православие. Париж. 1989

20. Бычков В. Православная эстетика в период позднего византийского исихазма // Вестникрусского христианского движения. Париж-Нью-Йорк-М. 1992. № 164. 33-63

21. Вениамин, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или Объяснениео Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Спб. 1899

22. Веретенников, Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности.Очерк русской антологии. М. 1998

23. Вечное. Сборник духовного чтения. Париж. 1983. Март № 342

24. Владимрф, Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Слова на двунадесятые и великиепраздники. М. 1997

25. Владимир (Сабодан), Митрополит. Экклезиология в отечественном богословии.Магистерская дисс. Киев. 1997

26. Всенощное бдение и литургия. М. 1982; Спб. 1997

27. Г.Б.Р. Опыт построения христианского миросозерцания. В 6-ти тт. Дисс. на соисканиестепени к. богословских наук. М. 1967

28. Гоголь Н.В. Размышление о Божественной Литургии // Гоголь Н.В. Духовная проза.Выбранные места из переписки с друзьям. М. 1993

29. Дебольский Г.С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах итребах. М. 1993

30. Дневник и поучения иеромонаха Петра Серегина. Спб. 1997

31. Дудко Дм., свящ. Литургия на русской земле. М. 1993

32. Ельчанинов А., свящ. Записи. М. 1996

33. Естество мира или Вечность во времени и пространство в объеме. А.Т.М. 1885

34. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Париж. 1991

35. Иоанн, Митрополит Санктпетербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди ипоучения. Спб. 1997

36. Иоанн (Крестьянкин), Архимандрит. Проповеди. М. 1995

37. Иоанн (Кронштадтский), свят. Мысли о богослужении Православной Церкви. Тверь. 1991

38. Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников в 2-х ч. Спб.1912

39. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М. 1997

40. Канонник или Полный молитослов. М. 1994

41. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и оэртология. М. 1999

42. Киприан, иеромонах «Взгляните на лилии полевые ..» Курс лекций по литургическомубогословию // Свет православия. Христианский собеседник. Изд. Макариев-Решемской Обители. Вып. 46, 1 марта 1999

43. Кормчая книга по морю житейскому. Поучения Епископа Екатеринбургского и ИрбитскогоИринея. Екатеринбург. 1901

44. Лука (Воино-Ясенецкий), Архиепископ. Дух, Душа и Тело. М.1997

45. Лука (Воино-Ясенецкий), Архиепископ «Сила моя в немоши совершается ..» (Духовныебеседы). М. 1997

46. Мать Мария. Воспоминания, статьи, очерки. В 2-х тт. Париж. 1992

47. Митрофан, монах. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти (по учениюПравославной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки). Спб. 1897

48. Михаил, свящ. Православный взгляд на творчество. М. 1997

49. Носители духа Святителя Игнатия (Брянчанинова).

50. Невероятное для многих, но истинное происшествие. Тверь. 1991

51. Николай (Ярушевич), Митрополит. Слова и речи (1957-1960). Спб. 1994

52. Островский, Константин, свящ. Уроки спасения. Красногорск. 1998

53. Полный православный молитвослов для мирян. М. 1998

54. Последование вечерни, утрени и Литургии (с пояснениями и приложениями).М. 1993

55. Поучения иеромонаха Петра (Серегина), духовника Пюхтицкой обители // Вестник русскогохристианского движения. Париж. № 164. 1992

56. Православие и искусство (опыт библиографического исследования). М. 1994

57. Проповеди прот. А.Меня. Пасхальный цикл. М. 1990

58. Рафаил (Карелин), архимандрит. Великие христианские праздники. Спб. 1997

59. Россия перед Вторым пришествием (сост. В.Фомин). Издание Свято-Троицкой СергиевойЛавры. 1993

60. Рубан Ю. Сретение Господне. Спб. 1994

61. Руководство к пониманию Православного Богослужения (сост. прот. П.Лебедев). М. 1998

62. Сборник проповеднических образцов. Спб. 1912

63. Свиридов Иоанн, прот. У стен нового Иерусалима // Рус. мысль, № 4250, 17-23 дек. 1998

64. Свиридов Иоанн, прот. Богословие образа и искусство// Путь православия. 1994. № 3.

65. Смысл и значение православного христианского ежедневного Боголужения. М. 1904

66. Сочинения Блаженного Симеона, Архиепископа Фессалоникийского. Спб. 1856

67. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж. 1951

68. Тайны загробного мира (сост. архимандрит Пантелеймон). М.1997

69. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 4-х тт. М. 1889

70. Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах. Спб. 1882; М. 1996

71. Фудель СИ. Записки о Литургии и Церкви. М. 1996

72. Христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице. М. 1883

73. Чельцов М., свящ. Христианское миросозерцание. М. 1997

74. Четвериков С , гфот. Евхаристия - средоточие христианской жизни // Вечное. Православныйсборник духовного чтения. Париж. № 342. 1983

75. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М. 1996

76. Шмеман А., прот. Великий пост. Париж. 1990

77. Шмеман А., прот. Воскресные беседы. Париж. 1989

78. Шмеман А., прот. За жизнь мира. Нью-Йорк. 1983

79. Шмеман А., прот. Церковь. Мир. Миссия. М. 1996Литература о календаре

80. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М. 1994

81. Воронов, Ливерий. Проф.-прот. Календарная проблема. Ее изучение в свете решенийпервого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Богословские труды № 7. М. 1971. 170-203

82. Георгиевский А.И. О церковном календаре. М. 1948; М. 1996

83. Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русскомастрономическом обшестве. 21 февраля 1900

84. Журнал Московской Патриархии. Спец. номер. 1948

85. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. М. 1996

86. Зелинский А.Н. Литургический круг христианского календаря // Календарь в культуренародов мира. М. 1993

87. Зелинский А.Н. Освященное время // Вестник Русского Западно-Европейского ПатриаршегоЭкзархата. № 113. Париж. 1983

88. Идельсон Н. История календаря. Л. 1925

89. Лалош М. Времяисчесление христианского и языческого мира. Спб. 1867

90. Каменцева Е.И. Хронология. М. 1967

91. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. 1981

92. Никольский В.К. Происхождение нашего летоисчисления. М. 1938

93. Носовский Г.В., Фоменко А.Г. Введение в новую хронологию (Какой сейчас век?). М. 1999

94. Огицкий Д.П., проф. МДА. Канонические нормы православной пасхалии и проблемадатировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды № 7. М. 1971. 204-212

95. О Православной Пасхалии. М. 1996

96. Перевощиков Д. Правила летоисчисления, принятого Православной Церковью. М. 1850

97. Перепелкина Л. Юлианский календарь - 1000-летняя икона времени на Руси. М. 1996

98. Полак И.Ф. Изменение календаря. М. 1918ЮО.Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М. 1981

99. Рафаил (Карелин), архимандрит. Календарный вопрос // Рафаил (Карелин), архимандрит.Христианство и модернизм. М. 1999. 393-425

100. Россовская В.А. Календарная даль веков. М.-Л. 1936

101. Рубан В.Г. Московский любопытный месяцеслов. М. 1775

102. Румянцев Н. Православные праздники, их происхождение и классовая сущность. М. 1936

103. Селешников СИ. История календаря и его предстоящая реформа (изд-е 3-е). Л. 1962Юб.Стасов В. История попытки введения Григорианского календаря в России. 1887

104. Степанов Н.В. Календарно-хронологический справочник. М. 1918ЮВ.Степанов Н.В. К реформе Юлианского календаря. Спб. 1911

105. Степанов Н.В. Новый стиль и Православная пасхалия. 1907

106. Ю.Степанов Н.В. Таблицы для решения летописных «задач на время». Спб. 1908Ш.Сумцов Н.Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в Южную и Западную Россию Григорианский календарь. Киев. 1888

107. Храните старый стиль (о календаре). Свято-Успенская Почаевская Лавра. 1999ИЗ.Хренов Л.С, Голуб И.Я. Время и календарь. М. 1989

108. Цыбульский В.В. Календарь и хронология стран мира. М. 1982

109. Штейнгель В.И. Опыт полного исследования начал и правил хронологического имесяцесловного счисления старого и нового стиля. Спб. 1819

110. Cavaignac Е. La chronologie. Paris. 1934

111. Cavaignac E. La Cronologie de l'histore mondiale. Paris. 1925llS.Conderc, Paul. Histore de l'astronomie. Paris. 1960

112. Conderc, Paul. Le Calendrier. Paris. 1946

113. Conderc, Paul. Parmi les étoiles. Paris. 1938

114. Delorme Y. Chronologie des civilisations. Paris. 1949

115. Grumel V. La Chronologie. Paris. 1958

116. Pattaro G. La conception chrétienne du temps. - Les cultures et le tempx. Paris. 1975Литературоведение

117. Аверинцев C C Поэтика ранневизантийской литературы. M. 1997

118. Аверинцев C C Поэты. M. 1996

119. Аксаков К. Опыт русской грамматики. М. 1860. Ч. I

120. Антокольский П.Г. Поэты и время. М. 1957

121. Архангельский А. Огнь бо есть. Словесность и церковность: литературный сопромат //Новый мир. 1994. № 2. 230-243

122. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М. 1968

123. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М. 1981

124. Бальмонт К.Д. Поэзия, как волшебство. М. 1922

125. Баткин Л. Тридцать третья буква (Заметки читателя на полях стихов И.Бродского). М. 1997

126. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М. 1985

127. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975

128. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст-74. М. 1975

129. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л. 1929

130. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 гг. (тг. 1-5) М. 1993-1996

131. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979

132. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке//Проблемы фольклора. М. 1975. С 157-163

133. Бехер И.Р. В защиту поэзии. М. 1959

134. БИЦИЛИ П. Пушкин и предмет за чистоту поэзии. София. 1945

135. Брюсов В.Я. Сипа русского глагола. М. 1973

136. Вайль П. Пространство как время. Послесловие к книге: И.Бродский. Пересеченнаяместность. М. 1995

137. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л. 1940

138. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха 1II-X вв. Спб. 1881

139. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М. 1967

140. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М. 1991

141. Владимир Стих и образ. Л. 1968

142. В0ЛНЫ вечности в русской художественной литературе. Киев. 1914

143. Всеволодова Н.В. Способы выражения временных отношений в современном русскомязыке. М. 1975

144. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст-74. М. 1975

145. Гей Н.К. Время входит в образ // Изв. АН СССР. 1965. Т. 24. Вып. 5

146. Гершензон М.О. Видение поэта. М. 1919

147. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л. 1987

148. Гинзбург Л. О лирике. М. 1997

149. Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении // Анализ литературногопроизведения. Л. 1976

150. Григорьев A.A. Литературная критика. М. 1967

151. Днепров В. Идея времени и формы и времени. М. 1980

152. Добин Е.С. Герой, сюжет, деталь. Л. 1962

153. Добин Е.С. Искусство детали. Л. 1975

154. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л. 1958

155. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии X I X в. // Ритм, пространство и время влитературе и искусстве. Л. 1974

156. Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Евангельскийтекст в русской литературе X V I I I - X X вв. Петрозаводск. 1994

157. Живов В.М. О церковно-словенском языке // Русская словесность. 1993. № 2. 31-36

158. Живов В.М. Стихотворные переложения. Псалтыри в истории русской литературы идуховности XVIII в. // История и культура. Тезисы. М. 1991. 84-86

159. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность. 1994. № 1. 66-67; № 2. 87-88

160. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре X X в. // Ритм, пространство и времяв литературе и искусстве. Л. 1974 ПО.Иерусалим в русской культуре. М. 1994

161. Ильин И.А. Одинокий художник. М. 1993

162. Иосиф Бродский: Труды и дни. М. 1999

163. Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. Итоги 3-х конференций. Спб 1998

164. Категория времени в художественной литературе. М. 1987

165. Катенин П.А. Размышления и разборы. М. 1981Пб.Кожинов B.B. Как пишут стихи. М., 1970

166. Кошелев В.А. Евангельский «календарь» Пушкинского «Онегина» (к проблеме внутреннейхронологии романа в стихах) // Евангельский текст в русской литературе XVI1I-XX вв. Петрозаводск. 1994

167. Крепе М. О поэзии И.Бродского. Ардис. 1984

168. Кронгауз М.А. Структура времени и значение слов // Логический анализ языка. Вып. 2Противоречивости и аномальность текста. М. 1990. 45-52

169. Куллэ В.А. Поэтическая эволюция И.Бродского в России (1957-1972). Дисс. М., 1996

170. Лакербай Д.Л. Поэзия И.Бродского 1957-1965 гг.: Опыт концептуального описания. Дисс.Иваново. 1997

171. Лирическое стихотворение. Анализы. Разборы. Л. 1974

172. Лихачев Д.С. Великий путь. М. 1987

173. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1967

174. Лосев А. (А. Лифшиц) Ниоткуда с любовью. Заметки о стихах И. Бродского. Континент.Париж. 1977. № 14

175. Лосев Л. Реальность Зазеркалья: Венеция И.Бродского // Ин. Литература. 1965. № 5

176. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л. 1972

177. Манн Ю. Художественная условность и время // Новый мир. 1963. № 1. 218-236

178. Матвеева Н.П., Макаров В.И. Библиизмы в русской словесности // Русская словесность 1993.№ 2, № 3, Хо 5

179. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе //Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994

180. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л. 1974

181. Миллер О. О нравственной стихии в поэзии. Спб. 1858

182. Милорадович Н. Языковая и христианская стихия в поэзии Ф.И.Тютчева // Русскаялитература XIX в. и христианство. М. 1997

183. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. В 2-х тт. М. 1996

184. Мурьянов М.Ф. Время (понятие и слово) // Вопросы языкознания № 2. 1978. 52-66

185. Неклюдов СЮ. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М. 1972. 18-45

186. Нестеренко A.A. Роль и место христианской проповеди в художественном творчествеЛ.Н.Толстого // Русская литература XIX в. и христианство. М. 1997

187. Никитин В.А. Христианская поэзия А.К.Толстого // Русская литература XIX в. ихристианство. М. 1997 199.0всянико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. Т. 2. Кишинев. 1912

188. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида. М.1996

189. Парандовский Ян. Алхимия слова. Олимпийский диск. М. 1982

190. Павловский E.H. Поэзия, наука и ученые. М.-Л. 1958

191. Покровский М.М. К вопросу о словах, обозначающих время // XAP1STHEPIA. Сб. ст. пофилологии в честь Ф.Е.Корша. М. 1896. 349-360

192. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М. 1990

193. Потебня A.A. Слово и миф. М. 1989

194. Проскурина Ю.М. Религиозно-философское течение в русском реализме 1870х гг. //Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX в. Екатеринбург. 1997. 68-75.

195. Пространство и время искусства. Л. 1980; Л. 1988

196. Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс. 1990. Вып. 4

197. Ранчин А. «Человек есть испытатель боли . . . » / / Октябрь, 1997. № 1

198. Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М. 1985

199. Седакова O.A. Похвала поэзии // Седакова О. Стихи. М. 1994.

200. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Марийский гос. уни-т. 1995

201. Селиванов Ф.М. Поэтика былин (К вопросу об аспекте изучения) // Проблемы фольклора. М.1975.С. 143-149

202. СИДНИ Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М. 1982

203. Свасьян К. Голоса безмолвия. Ереван. 1984

204. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического знания вистории литературы // Уч. Запис. Гос. Саратовского ун-та. Т. 1. Вып. 3. Саратов. 1923

205. Сельвинский И.Л. Я буду говорить о стихах. М. 1973

206. Смирнова И.П. К изучению символики А.Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика истилистика русской литературы. Л. 1971

207. Сетницкий Н. Статистика, литература и поэзия. Одесса. 1922

208. Соловей Н.Я. Евангельская притча о сеятеле и стихотворение А.С.Пушкина «Свободысеятель пустынный . . .» / / Русская литература XIX в. и христианство. М. 1997

209. Солоухина О.В. Позиция читателя в организации художественного целого. Дисс. к.ф.н. М.1985

210. Старыгина H.H. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н.С.Лескова«На ножах» // Евангельский текст в русской литературе XVI1I-XX вв. Петрозаводск. 1994

211. Стратановский Революционные мотивы в современной русской поэзии // Волга. 1993. №4, № 5, № 6, № 8

212. Стрельцова Е.Ю. Лексико-семантическое поле «время» в философской поэзии Испании иКаталонии ХУП в. Дисс. к.ф.н. М. 1995.

213. Сюзи В.Н. Богородичнью мотивы в пейзажной лирике Ф.Тютчева // Евангельский текст врусской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994

214. Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси. 1962

215. Тарланов Е.З. Христианские мотивы в поэзии К.Фофанова // Евангельский текст в русскойлитературе XV1II-XX вв. Петрозаводск. 1994

216. Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. Л. 1971

217. Тимофеев Л. Слово в стихе. М. 1987

218. Тихомиров Забыв и «рошу» и свободу. О религиозной теме в литературоведении икинематографе последних десятилетий// Литературное обозрение. 1992. № 10. 82-93

219. Толстая СМ. Аксиология времени в славянской народной культуре // История и культура.Тезисы. М. 1991. 62-66

220. Толстая СМ. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценкадней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. М. 1987. 154-168

221. Толстой Н.И. Культура и дух церковно-славянского слова // Русская словесность. 1993. № 2.С. 28-31

222. Томашевский Б.В. Стих и язык. М. -Л. 1959

223. Тростников В. Мысли перед рассветом. Paris. 1980

224. ТЫНЯНОВ Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М. 1965

225. Удонова З.В. Временные аспекты повествования в реалистической прозе к. XIX - н. XX вв. //Категории времени в художественной литературе. М. 1987

226. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М. 1995

227. Фатющенко В.И. Русская лирика периода кануна и свершения Октября. Дисс. д.ф.н. М. 1990

228. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига. 1988

229. Федотов Г.П. Стихи духовные. М. 1991

230. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительныхпроизведениях. М. 1993

231. Флоренский П., свящ. Избраннью труды по искусству. М. 1996

232. Художественное произведение и его читатель. Калинин. 1980

233. Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. Докт. дисс. Тбилиси. 1986

234. Шульц C A . Хронотоп религиозного праздника в творчестве Н.В.Гоголя // Русскаялитература XIX в. и христианство. М. 1997

235. Яковлева Е.С Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени ивосприятия. М. 1994 Художественная литература

236. Батюшков К.Н. Избранная проза. М. 1988

237. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма, Воспоминания современников. М. 1987

238. Белый А. Символизм. М. 1910

239. Бродский И. Собр. соч. в 4-х гг. Спб. 1994

240. Бродский И. Набережная неисцелимых. М. 1992

241. Бродский И. Рождественские стихи. Рождество: точка отсчета. Беседы И.Бродского сП.Вайлем. М. 1996

242. Ветхий Завет в русской поэзии XVII-XX вв. М. 1996

243. Воскрешение. Сборник духовной поэзии. М. 1989

244. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М. 1993

245. Голубиная книги. Русские народные духовные стихи XI-XIX веков. М.1991

246. Гумилев Н.С. Золотое сердце России. Кишинев. 1990

247. Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М. 1989

248. Дурылин Н. В своем углу. М. 1991261. Духовные стихи. М. 1916

249. Иванов Вяч. Борозды и межи. М. 1916

250. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Труды и дни. № 1. М. 1912

251. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыты. М. 1993

252. Ильин И.А. Одинокий художник. М. 1995

253. Мандельштам О.Э. Собр. соч. в 4-х тт. М. 1991

254. Мандельштам О.Э. О поэзии. Л. 1928

255. Мережковский Д.С. В тихом омуте. М. 1991269. «Отраженья Евангелия». М. 1997

256. Псалтырь в русской поэзии. М. 1995

257. Пришвин М.М. Дорога к другу. М. 1978

258. Пушкин A.C. Мысли о литературе. М. 1988

259. Русская духовная поэзия. М. 1996

260. Христос в русской поэзии XV1I-XX вв. М. 1996

261. Цветаева М. Собр. соч. в 2-х тт. М. 1988Философия и наука

262. Беташвили А.Ф. Философия и поэзия (философские проблемы поэтической речи). Тбилиси.1973

263. Бируни А. Памятники минувших поколений. Избр. произв. т. 1. Ташкент. 1957

264. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Пер. с англ. М. 1999

265. Восприятие пространства и времени. Л. 1969

266. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. М. 1987

267. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М. 1997

268. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1997

269. Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени // Географ. Общество СССР. Доклады отделений икомиссий. Вып. 15. Этнография. Л. 1970. 143-157

270. Гумилев Л.Н., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Диалог. Л. 1990

271. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М. 1972

272. Гуревич А.Я. Представления о времени в Средневековой Европе. — История и психология.М. 1971

273. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М. 1990

274. ГЮЙО М. Происхождение идеи времени. Спб. 1899

275. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Париж. 1991

276. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. 1982

277. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистического искусства. М. 1995

278. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978

279. Макаров И.О. Хронотоп в деятельности органов чувств // Восприятие пространства ивремени. Л. 1969. 109-110

280. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л. 1991

281. Морозов H.A. Небесные вехи земной истории человечества М. 1997

282. Морозов H.A. Во мгле минувшего при свете звезд. М. 1998

283. Муравьев В.Н. Овладение временем. М. 1998

284. Рейхенбах Г. Направление времени. М. 1992

285. Слепухов Г.Н. Художественное пространство и время как объект философско-эстетическогоанализа. Дисс. М. 1979

286. Смерть как феномен культуры. Сыктывкар. 1994.

287. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М. 1987

288. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М. 1964ЗОЗ.Черемных H.H. Образы времени в культуре и науке. Тюмень. 1997

289. Ярская В.Н. Время в эволюции и культуры. Саратов. 1989Словари ЗОЗ.Даль В.И. Словарь живого русского языка. В 4-х тт. М. 1982

290. Краткая литературная энциклопедия. М. 1978

291. ПОЛНЫЙ Православный Богословский Энциклопедический словарь. В 2-х тт. М. 1992

292. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители: Тимофеев Л.И., ТураевСВ. М. 1974

293. Словарь русских пословиц и поговорок (сост. В.П.Жуков). М. 1967ЗЮ.Советский Энциклопедический Словарь. М. 1983 ЗИ.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х тт. Изд-е 3-е. Спб. 1996

294. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М. 1993-1995

295. Энциклопедический словарь Брокгауз Ф.А.-Эфрон И.А. 1890; TERRA. 1991

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.