Русские золотные ткани XVIII - начала XX века: к проблеме формирования национального стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Полякова, Екатерина Васильевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 259
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Полякова, Екатерина Васильевна
Введение. , , , 3-
I. Глава. «Истоки формирования и развитие золотных тканей в древнерусском и русском текстиле XVIII в.». 17
1.1 Специфика материала. Краткий исторический обзор.
1.2 Становление и развитие русского шелкоткачества в XVIII в.
II. Глава. «Русские золотные ткани 1800-1830 гг. (поздний классицизм)».
III.
Глава. «Русские золотные ткани 1830 — 1890 гг. (историзм)». 91
3.1 Русские золотные ткани 1830 - 1860 гг.
3.2 Русские золотные ткани 1860 - 1890 гг.
IV.
Глава. Русские золотные ткани 1890 - 1917 гг. (модерн)». 151 - 175 Заключение. 176 - 177 Библиография. 179-195 Архивные материалы. 196-198 Словарь текстильных терминов. 199 - 202 Приложение!. 203-213 Приложение П. 214 - 249 Список иллюстраций. 250
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Становление искусства шелкоткачества в России в XVIII веке в контексте европейской культуры2003 год, кандидат искусствоведения Митрофанова, Наталья Юрьевна
Творчество Филиппа Де Лассаля и русско-лионские связи в области торговли художественными тканями во второй половине 18 века2003 год, кандидат искусствоведения Лехович, Татьяна Николаевна
Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских: XV - XVI вв.2009 год, кандидат исторических наук Круглова, Анна Рослановна
Церковное шитьё: традиции и современность2007 год, кандидат искусствоведения Хребина, Татьяна Викторовна
История текстильного производства таджиков2013 год, доктор исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русские золотные ткани XVIII - начала XX века: к проблеме формирования национального стиля»
Неотъемлемой частью мировой истории декоративно-прикладного искусства является художественный текстиль, наиболее сложной формой которого выступает узорное ткачество. На протяжении веков складывались традиции художественного оформления тканей, совершенствовались приемы, оттачивалась техника.
Несмотря на постоянный научный интерес к истории русских тканей, эта область еще не полностью освоена и сегодня в ней остается немало белых пятен. В настоящее время, когда глубоко и последовательно начинает изучаться декоративно-прикладное искусство Нового и Новейшего времени, исследование русского золотного ткачества является действительно актуальным, заполняя существующую лакуну в истории художественного ткачества.
Золотные ткани сохранились в предметах тканной церковной утвари, костюмном комплексе, а также в виде отдельных фрагментов материи. Если интерес коллекционеров к произведениям узорного ткачества XVIII в. активно проявился еще в конце XIX столетия, то внимание современников к изделиям парчовой промышленности своей эпохи не отразилось в их собирательстве. В советский период, после закрытия фирменных магазинов парчовых фабрик и большинства храмов золотные ткани в самом разном виде и качестве поступили в коллекции музеев. Однако, как это ни прискорбно, в большинстве случаев они просто уничтожались.
Многие музеи, имеющие в своих собраниях русские золотные ткани XVIII 1 начала XX вв., сталкиваются с проблемой их атрибуции. Это связано прежде всего с тем, что материал до сих пор не получил детальной научной разработки. Крайне скудны сведения, касающиеся истории деятельности отдельных мануфактур.
Изучение текстиля сопряжено с рядом трудностей, в первую очередь, с отсутствием достаточного количества фактических свидетельств и документальных источников, которые в сочетании с вещественными материалами давали бы точную информацию, как о самих тканях, фабрике-производителе, так и о специфике технологического процесса ткачества. Основная трудность в изучении русских золотных тканей заключается в неточности, а иногда и в отсутствии атрибуций. Поэтому значительный интерес для исследователя представляют ткани, содержащие клейма, однако и в этом случае их расшифровка требует дополнительной работы с архивными документами. Еще одной проблемой является фрагментарность и сильная руинированнось большинства образов золототканых материй, которая не позволяет составить полного представления о композиции узора ткани и его колористических характеристиках, в этом случае необходима реконструкция орнамента.
Предметом исследования явился процесс становления и развития русских золотных тканей с XVIII в. до начала XX в. — времени наиболее яркого и плодотворного развития, когда в их художественном оформлении складываются свои национальные особенности.
Объектом исследования стали образцы золотных тканей, хранящиеся в Государственном Историческом музее, музее МГХПУ им С.Г. Строганова, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Государственном музее Истории Религии, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Российском Государственном Этнографическом музее, Серпуховском историко-художественном музее. В исследование также были включены экспонаты из собраний зарубежных музеев, опубликованные в каталогах и монографиях.
Значительную часть материала составили предметы из частных коллекций и храмовых ризниц собранные в результате поездок по стране.
Государственный Исторический Музей хранит уникальную- коллекцию русских тканей, которая насчитывает десятки тысяч образцов. Это собрание явилось базовым в научном исследовании и атрибуции золотных тканей. Поскольку большая часть предметов не имеет каких-либо знаков, позволяющих точно соотнести тот или иной образец с конкретным местом и временем его производства, в этой связи, размеры коллекции ГИМ, широкий ассортимент тканей, и наличие на них дополнительной информации в виде клейм разных фабрик и пометок, делают ее, безусловно, очень ценной для исследователя. Многие предметы, использованные в исследовании, ранее не были опубликованы и неизвестны широкому кругу зрителей.
Кроме того, в диссертации использовались фотоматериалы из периодических изданий и других публикаций XIX - начала XX вв., прейскуранты известных фирм, выпускавших парчовые ткани.
Цель исследования заключалась в изучении истории золотных тканей с XVIII до начала XX вв., их технологического совершенствования и художественно-стилевого развития в процессе формирования собственного национального «стиля».
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
• на основе вновь обнаруженных архивных документов более точно обрисовать картину развития русской парчовой промышленности, в качестве необходимого этапа этой работы составить указатель парчовых фабрик;
• на основании натурного обследования образцов реконструировать раппорты орнаментальных композиций тканей;
• атрибутировать и систематизировать материал;
• проанализировать и уточнить классификацию, типологию и терминологию золотных тканей;
• определить сферу бытования золотных тканей;
• выявить характерные композиции орнаментальных построений и базовые элементы декора, проследить динамику развития в рамках всех стилевых направлений исследуемого периода;
• на основании формально-стилевого анализа показать особенности стилизации орнаментальных мотивов, их трансформацию, колористические предпочтения и фактурные эффекты, характерные для каждого художественного стиля;
• определить место и роль золотных тканей в художественном текстиле XVIII - начала XX вв.
Методика исследования.
Исследование золотных тканей базировалось на комплексном методе, включающем историко-культурный, позволивший представить состояние мануфактурного производства парчовых тканей, историю ведущих фирм, а также общую культурно-историческую ситуацию исследуемого периода.
Литературно-аналитический метод помог изучить, проанализировать, обобщить имеющуюся литературу по данному вопросу, публикации и периодические издания дореволюционного периода, а также архивные материалы.
На основе предметно-аналитического обследования сохранившихся образцов, выполнены-реконструкции золотных тканей.
Технико-технологический метод позволил понять особенности изготовления различных видов золотных тканей, помог разобраться в терминологии.
Но основной для нашего исследования явилась искусствоведческая методология, которая позволила выявить художественные особенности, золотных тканей, как на формальном, так и на содержательном уровне, а также определить их историческое место и значение в структуре декоративно-прикладного искусства. Это формально-стилистический метод анализа конкретных произведений, иконографический и иконологический методы, применяемые в систематизации и выявлении типологических признаков и схем в композиционных построениях, а также символической интерпретации орнаментальных мотивов, их значения и смысла в контексте каждого художественного стиля.
Границы исследования.
Хронологические рамки ■ исследования определены временем становления и наиболее яркого самобытного развития золотных тканей с XVIII до начала XX вв.
Географические границы охватывают Москву и московскую губернию, где на протяжении более двухсот лет возникали и переживали расцвет такие центры производства золотных тканей как Коломенский, Богородский и Серпуховской уезды.
Степень изученности проблемы.
Проблема изучения русских тканей получила отражение в отдельных изданиях и публикациях, выходивших на протяжении прошлого XX века и начале нынешнего столетия. В результате их анализа, становится очевидным существенный пробел в истории парчового дела России. Можно констатировать факт, что за исключением единичных работ русские золотные ткани, в лучшем случае, рассматриваются в контексте общей истории развития шелкоткачества на уровне упоминания. При этом совершенно отсутствует систематизация и классификация материала, а художественные особенности часто обходят вниманием.
Также стоит сказать, что в известных публикациях специфика развития золотных тканей не" разу не рассматривались как отдельная категория. Хотя интерес к изучению драгоценных тканей проявился еще в конце XIX века. Однако, именно особенности материала, его тесная связь с церковным искусством, долгое время в послереволюционный период не позволяли проводить серьезные исследования.
Одними из первых следует отметить труды признанного специалиста в области древних тканей В.К. Клейна, опубликованные в начале XX века, сегодня эти работы стали хрестоматийными в историографии вопроса. Среди них сборник оружейной палаты - «Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология» (1925), где рассматриваются вопросы, связанные с особенностями бытования и Восточных и Западноевропейских тканей на Руси, в работе рассмотрены технологические и терминологические характеристики драгоценных материй. Его обстоятельные исследования до сих пор не утратили своего значения и входят в число основополагающих трудов в данной области. Коснулся он вопроса и русских тканей в «Путеводителе по выставке тканей XVII - XIX веков» (1926). Один из разделов данной публикации включает описание русских и французских узорных материй XVIII - XIX вв., однако все его краткое содержание сводится, в основном к характеристике западноевропейского текстиля. Делая некоторые выводы относительно русских произведений, Клейн отмечает, что «изучение шелковых тканей русского производства XVIII - XIX вв. почти еще не начато. Мы очень мало знаем, какие фабрики славились техникой выработки тканей, красотой узоров- и прочностью красок. Иногда на кусках старинных тканей встречаются уцелевшие, так называемые «заработанные концы», с вытканными на них надписями, в виде фамилий фабрикантов» и их инициалов, но последние никем не расшифровывались».
В общем ряду трудов по истории тканей, написанных авторами из многих стран, необходимо отметить монографию Николая Соболева «Очерки по истории украшения тканей» (1934). Работа включает раздел русских тканей, где также рассматривается^ бытование иноземных драгоценных материй на Руси в N
XVI - XVII вв., становление.и развитие русского шелкоткачества в XVIII - XIX » вв. Однако сведения представлены весьма обобщенно, мало внимания уделяется художественному анализу узорных тканей, а о парчовых материях практически не говорится: Начиная главу, H.H. Соболев отмечает: «переходя к истории украшения русских тканей, необходимо оговориться, что этот отдел в общей истории текстильного искусства, благодаря почти полному отсутствию каких бы то ни было крупных исследований, является чрезвычайно слабо разработанным».1
Исследования в области драгоценных тканей были продолжены И.И. Вишневской, которая является, автором многочисленных публикаций посвященных восточным и западноевропейским тканям XVI - XVII вв. Результаты многолетней работы представлены в прекрасно иллюстрированной монографии «Драгоценные ткани» (2007). Также стоит отметить статью
1 Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. - М.-Л.: ACADEMIA, 1934, стр. 367.
Вишневской И.И «Богослужебные облачения и предметы церковного убранства» в книге «Оружейная Палата Московского Кремля» (2006).
Начиная с 1920-х гг. выходила литература историко-статистического характера по развитию русского текстильного производства. Среди прочих можно отметить работы Коган И.И. «Московские шелковые фабрики первой половины XVIII в.» (1929), Любомирова П.Г. «Очерки по истории русской промышленности ХУП-ХУШ — начала XIX в.» (1947), Пажитова К.А. «Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России» (1958).* Одним из последних изданий является - «История отечественной текстильной промышленности» (1992). Как таковые, конкретные данные о парчовом производстве и истории отдельных предприятий в этих работах практически отсутствуют. В исследованиях Е.И. Заозерской по истории русской промышленности значительное внимание уделено и развитию текстильной отрасли, в том числе, шелкоткацкой — «Развитие легкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII в.» (1953), «У истоков крупного производства в русской промышленности XVI - XVII вв.» (1970). Отдельно вопросу предпосылок и развития- шелкоткачества посвящена статья М.Н-. Левинсон-Нечаевой - «К истории шелкоткачества в Москве XVII в.» (1962).
Важное место в изучении русских золотных тканей принадлежит технико-технологическим вопросам. Первым в России основательным пособием-справочником по ткачеству, в котором автор подробно изложил технику, технологию, структурный анализ, классификацию и описание тканей является «Опыт теоретического и практического руководства к ткачеству, составленный И. Герасимовым для учащихся в московской 1-й Рисовальной школе и всех желающих изучать ткачество». Книга состояла из трех частей изданных в период с 1849 г. по 1852 г. В начале XX столетия был опубликован ряд работ известного ткацкого техника Ч.М>. Иоксимовича, среди них: «Теория ручного и механического ткачества» (1900 — 1903), «Спутник ткацкого мастерства» (1910), «Сборник ткацких рисунков» (1911), «Ткацкий справочник» (1915). Эти работы один из наиболее ценных источников информации, поскольку тему отражают не просто современники, но практики производства.
Значительно позднее, выходили монографии характеризующие развитие текстильной техники в аспекте исторического развития: Данилевский В. «Очерки по истории техники XVIII - XIX вв.» (1934), Цейтлин Е.А. «Очерки истории текстильной техники» (1940).
Главное место в историографии русского художественного ткачества занимают труды Государственного Исторического Музея. На протяжении не одного; поколения сотрудниками отдела тканей и костюма ГИМ проводится-большая: работа по изучению русских тканей, результаты этих исследований представлены вг статьях и монографиях. Огромная заслуга в этой области принадлежит Елизавете Васильевне Арсеньевой. Опыт ее исследовательской деятельности,.безусловно; будет служить основой для всех последующих работ. Публикация, которую- стоит упомянуть — «Художественное оформление русских текстильных изделий конца. XVIII - начала, XIX в.» (1984), где в контексте развития русского шелкоткачества отчасти рассматриваются и золотные ткани. Автор касается не только вопроса художественного оформления^ определяя основные стилистические , черты, но и вопроса атрибуции некоторых произведений.
Несомненно, основополагающим вкладом в историю изучения русского художественного текстиля стала книга Е.В. Арсеньевой «Старинные узорные ткани в России XVI - начала XX века» (1999). Данное издание стало результатом многолетней работы, хотя оно не отличается богатым иллюстративным материалом, но содержит ценные сведения. Впервые автором сделана попытка собрать и обобщить материал, основанный на архивных материалах. Этот серьезный труд стал важным; этапом в области исследования и истории русских тканей. Даже принимая во внимание тот факт, что Арсеньева не выделяет парчовое ' производство, и не рассматривает его как отдельное направление, ее публикации по праву можно считать наиболее информативными источниками по этой теме.
Достаточно содержательными можно назвать статьи о русских узорных тканях, опубликованные в книге «Русское декоративное искусство» (1963-65). Во втором томе Л.И. Якунина, описывая ткани XVIII века и основные этапы развития шелкоткачества, уделяет внимание также золотным материям, их терминологии и сфере бытования. В третьем томе особенностям развития русского текстиля XIX века посвящена статья Арсеньевой Е.В.
В русле изучения золотных тканей большое значение имеет каталог выставки «Русские парчовые платки конца ХУ1П — XIX веков» (1979) со вступительной статьей И.М. Ясинской, где автор дает общее представление о производстве, краткую характеристику художественных черт материала и поднимает вопросы атрибуции.
Лаконичные, но, тем не менее, четко структурированные сведения по истории парчового производства в.России, представлены в каталоге выставки ГИМ «Золотая нить России» (1999). Он также содержит несколько иллюстраций образцов русского золотного ткачества XVIII — начала XX вв.
Стоит отметить, что первым полноценно иллюстрированным изданием собрания текстиля Исторического музея стала книга «Русские узорные ткани. XVII - начало XX века» (2004). Главы книги посвящены истории развития русского текстиля (набойке, ситцам, льняным, шерстяным и шелковым тканям) авторами статей являются О.Г. Гордеева, Л.В. Ефимова, М.А. Кузнецова Примечательно, что в этом издании парчовые ткани конца XIX - начала XX века рассматриваются в отдельной главе.
В последнее время, тема русского религиозного искусства и производства православной культовой утвари конца XIX - начала XX вв. в современных исследованиях звучит в широком контексте развития национальных и религиозно-философских исканий в искусстве того времени. Значительно возрос исследовательский интерес к парчовым тканям этого периода. В статье «Новые материалы о фирме Оловянишниковых» (1995) автором многочисленных научных публикаций О.Г. Гордеевой были представлены ранее не опубликованные архивные материалы по истории товарищества, отмечено значение фирмы как аккумулятора идей в области церковного искусства, рассмотрена роль художника Сергея Ивановича Вашкова в создании художественного облика предметов церковной утвари.
Тема парчовых тканей также была озвучена и в краткой статье H.H. Деевой «Церковные ткани начала XX века» (1997). К вопросу изучения церковного текстиля обращается Т.Г. Шубина в статье «Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX — начала XX вв.» (2005). Делая ряд ценных наблюдений, автор рассматривает предпосылки и основные этапы формирования тканой церковной утвари, как единого ансамбля.
Нельзя не отметить, работу H.A. Смирновой и М.В. Вилковой - «Облачения и богослужебные предметы из тканей» (2005), это хорошо иллюстрированное описание текстиля из ризницы Покровского храма при Рогожском кладбище, с ценными историческими данными, позволяющими уточнить датировку ряда произведений.
К числу работ посвященных проблеме атрибуции русских шелковых тканей, относятся статьи A.B. Савицкой «О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании Русского музея» (1974) и Н.Ю. Митрофановой «К вопросу об атрибуции русских шелковых тканей XVIII века» (1999).
Интересной с точки зрения особенностей текстильной терминологии является статья Ракитиной М.Г. «К истории торговли тканями в России XIX в.» (2000), хотя данная работа напрямую и не относится к вопросу изучения золотных тканей.
В контексте исследования интерес представляет также информация ознакомительного характера. Статья Е. Бурдаковой «Ткани ризниц Ярославля» (1991), дает общее представление о характере коллекции художественного текстиля Ярославского музея-заповедника, значительное место в которой занимают русские ткани, в том числе и парча. Такого же плана публикация представленная Морозовой P.A. - «Музей художественной ткани» (1983), где в числе прочих экспонатов музея Текстильной Академии упоминаются парчовые ткани. Этому же автору принадлежит краткая статья, посвященная особенностям текстильной орнаментики модерна «Ткани модерна» (1977).
Также существуют публикации, в которых довольно поверхностно представлены некоторые данные о золотных тканях, в основном это единичные фотоматериалы с примерным описанием, без каких-либо точных атрибуций и датировок. Например, публикация- в журнале «Советский музей» под многообещающим названием - «Парча. Россия. Начало XX века» (1989): В альбоме «Драгоценные ткани» (1971) также представлен некоторый иллюстративный материал.
Существенным исследованием в области русского художественного текстиля является работа Стемпаржецкого А.Г. «Декоративные ткани в русском интерьере» (1958). Также следует упомянуть статью Кузнецовой И.Н. «Об образцах декоративных тканей фабрики Сапожниковых в собрании ОИРК» (1997).
Можно отметить, что настоящий, всесторонний интерес к эпохе XIX - начала XX вв., и прикладному искусству в. частности, проявился в 1990-х гг., хотя некоторые из публикаций относится и к более раннему времени, например, статья Бирюковой Н.Ю. «К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века» (1983). Важные сведения дают каталоги выставок по декоративно-прикладному искусству: «Национальный стиль в русском искусстве Х1Х-ХХ веков» (1990), «Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е гт.» (1996). Статья, Кириченко Е.И. «Мастер прикладного искусства» (1995) посвящена художнику С.И. Вашкову и его деятельности связанной с обновлением и возрождением русского религиозного искусства.
Значительное внимание начинает уделяться и проблеме художественно-промышленного образования в России, среди основных исследований необходимо назвать работы Прониной И.А. «Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины, XIX века» в- книге «Декоративное искусство в Академии художеств» (1983). Нельзя не сказать о публикациях посвященных истории и значению Строгановской школы, . оказавшей самое непосредственное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства: Шульгина E.H. и Пронина И.А. «История Строгановского училища 1825-1918» (2002), П.Н. Исаев «Строгановка 18251918» (2007).
На протяжении нескольких десятилетий выходили статьи и монографии, посвященные развитию и оформлению русского интерьера. Кириченко Е.И. «Русский интерьер 30 — 60-х гг. XIX века» (1970), «Русский интерьер 70 - 90-х гг. XIX века» (1971), «Интерьер русского модерна (1900 - 1910 гг.)» (1971). «Убранство русского жилого интерьера XIX века» (1977) составил A.M. Кучумов, Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Русский интерьер XIX века» (1984), Демиденко Ю. «Интерьер в России»(2000).
Здесь же нельзя не отметить литературу общетеоретического характера; посвященную исследованиям развития стилей XIX - нач.ХХ вв.: Д.В. Сарабьянов «Стиль модерн» (1990), Е.А. Борисова и Г.Ю. Стернин «Русский модерн» (1990), Е.И. Кириченко «Русский стиль» (1997).
Историографический обзор был бы не полным без упоминания* зарубежных публикаций. В последние годы интерес к истории русского текстиля проявляется и со стороны западных исследователей, прекрасно иллюстрированная-книга Susan Meiler «Russian textiles» (2007), рассказывает о русских набивных и печатных тканях 1860 - начала XX века выпускавшихся для восточных рынков. Однако, несмотря на то, что во многих мировых текстильных коллекциях представлены русские золотные ткани, этот материал, как правило, ошибочно атрибутирован, а тема истории узорного ткачества, в России и вовсе не отражена. Даже такое авторитетное издание как «The Cambridge History of Western' Textile» (Cambridge University press 2003), лишь единожды, в двух предложениях, упоминает о парчовых тканях представленных на международной выставке в 1851 г.
Таким образом, к настоящему времени отсутствуют работы историко-культурного и искусствоведческого профиля, которые комплексно отражают вопросы истории развития русского парчового производства, специфики материала, особенностей бытования и художественного оформления золотных тканей.
Поэтому, основной источниковедческой базой для данного исследования явились архивные материалы, периодические издания, справочники, описания художественно-промышленных выставок и прейскуранты фирм XIX - начала XX вв. В процессе исследования было просмотрено более 20 фондов, хранящихся в архивах Москвы, сбор материала представлял большие трудности, связанные с разбросанностью документов по разным фондам. Значительная часть документов впервые введена в научный оборот.
Научная новизна работы заключается в том, что русские золотные ткани впервые являются объектом комплексного научного исследования с описанием истории их развития, выявлением фабрик, специализировавшихся на их производстве. Впервые сделана атрибуция многих золотных тканей, расшифрованы клейма фабрик, выполнены раппортные реконструкции по сохранившимся фрагментам. На основании этого проведена систематизация тканей, определена их терминология.
Впервые золотные ткани рассматриваются в контексте общего стилевого развития русского искусства XVIII - начала XX вв. сформировавшись как удивительный феномен мирового художественного ткачества с ярко выраженным национальным своеобразием.
Практическая ценность диссертации.
Научные результаты и выводы диссертационного исследования необходимы для атрибуции и каталогизации музейных собраний золотных тканей, которые как показал опыт, в большинстве своем еще не изучены. Материалы диссертации могут использовать художники, занимающиеся реставрацией интерьеров, мебели, тканей XVIII - начала XX вв., интересны они будут и для исследователей костюма этого времени. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в научных работах, посвященных декоративно-прикладному искусству Нового и Новейшего времени.
Апробация работы.
Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на научных конференциях в Московском Государственном Художественно-Промышленном Университете им. С.Г. Строганова, Государственном Историческом Музее, Государственном Республиканском Центре русского фольклора, Санкт-Петербургском Государственном Университете технологии и дизайна, Ярославском Историко-Архитектурном музее заповеднике.
Во время исследования нами была проведена практическая работа по реставрации золотного бархата конца XIX века (обивки кресла изготовленного фирмой «Фишер и Ко») из коллекции музея МГХПУ им. С.Г. Строганова. Реставрация проведена под руководством художника-реставратора 1-й категории по тканям И.И. Елкиной.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, развернутого библиографического списка, приложений (словарь текстильных терминов, таблицы, указатель парчовых фабрик) и альбома иллюстраций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Декоративные ткани и вышивки в убранстве императорских дворцов Петербурга и его пригородов в эпоху классицизма1999 год, кандидат искусствоведения Вершинина, Наталья Михайловна
История традиционного ткачества таджиков2003 год, кандидат исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие2005 год, кандидат исторических наук Ермакова, Нина Владимировна
Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века2011 год, кандидат искусствоведения Бандорина, Ксения Валерьевна
Культурно-историческая эволюция формы и символики церемониальных костюмов при Российском императорском дворе XVIII - ХIХ вв.2003 год, кандидат исторических наук Амелёхина, Светлана Александровна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Полякова, Екатерина Васильевна
175 Выводы.
В конце XIX - начале XX века производство золотных тканей - это полностью сформировавшаяся отрасль со своей спецификой, художественной и идейной основой, значительную часть которой составляют церковные ткани.
Эта область художественной промышленности была вне конкуренции и золототкацкая продукция русских фабрик занимала определяющее место на мировом текстильном рынке. Она отличалась широким ассортиментом с ярко выраженным национальным колоритом, проявлявшимся в широте целевого использования золотных тканей, которое определило большое разнообразие материала как в технико-технологическом, так и в художественном качестве.
В этот период отчетливо прослеживается тенденция к формированию авторского почерка фирмы и повышается роль творческой личности художника. В связи с чем в развитии художественно-промышленного образования наблюдается тесное сотрудничество с фабрикантами. С другой стороны на фоне глубокой специализации парчового производства отмечается универсализация общей терминологии золотных тканей.
Русская парча» становится понятием нарицательным, в котором был отражен национальный образ России, особенности ее исторического прошлого и значение в современном мире. Именно самобытные парчовые ткани, представленные на Международных выставках, ассоциировались с русским национальным стилем. ,
Важно отметить, что во всех трех, выше рассмотренных направлениях модерна, присутствуют основные схемы композиционного построения, сложившиеся к началу XIX века, только каждое из направлений варьировало композиции по-своему. Это свидетельствует об определяющей роли технологического производства, которое было настолько устойчиво, что являлось структурной основой композиций в различных художественных системах.
176
Заключение.
Несомненно, что русские золотные ткани составляют важнейший пласт русской художественной культуры. Сложившись под влиянием восточного и западноевропейского узорного ткачества, русские золотные ткани развиваются с конца XVIII - начала XX века, как самобытная и яркая область художественного текстиля. Москва и Московская губерния с Коломенским, Богородским и Серпуховским уездами становятся центрами парчового производства, которое основывалось только на отечественных мастерах. Для подготовки собственных кадров открываются школы и мастерские.
Именно в России, широкая сфера бытования золотных тканей во всех социальных слоях общества способствовала взлету этого вида промышленности, определила его многоплановый характер и типологическое разнообразие тканей, используемых в украшении интерьера, в церковном обиходе, в дворянском, купеческом и праздничном крестьянском костюме.
Развитие золотных тканей шло от унифицированности, то есть, от использования одних и тех же тканей в различных сферах бытования в XVIII -первой половине XIX века, к специализации - изготовлению тканей определенного назначения во второй половине XIX — начале XX века.
Технологическим отличием русской парчи было то, что оно и в начале XX века сохраняло полуручное производство, позволявшее создавать уникальные вещи. Сложность и разнообразие технико-технологических приемов определили многообразие терминологии золотных тканей в конце XVIII -первой половине XIX века. В дальнейшем названия золотных тканей в основном отражают характер орнаментации, обращение к историческим прототипам и даже персоналиям.
В художественном оформлении русских золотных тканей в конце XVIII -начала XIX века складываются основные схемы композиционного построения, которые неизменно существуют и в последующее время, в разных художественных системах, но варьируются в зависимости от изменения стиля. Русские золотные ткани характеризуются, с одной стороны устойчивостью композиционных схем, определенным набором орнаментальных мотивов, с другой стороны их вариативностью и многообразием декоративных эффектов: фактурных, текстурных, цвето-световых, что и определило мобильность и жизнестойкость золотных тканей как материала.
В контексте общего стилевого развития русского искусства XVIII — начала XX вв. «Русская парча» сформировалась как удивительный феномен мирового художественного ткачества с ярко выраженным национальным своеобразием. Нигде больше эта отрасль художественной промышленности не получила такого развития и осмысления с духовно-идеологической, эстетической и художественной точки зрения как в России. В процессе своего развития золотные ткани ассоциировались с русской национальной традицией, и парча, как материал, стала знаковым атрибутом русского национального стиля. Уникальность этого явления без преувеличения можно поставить на одну ступень с величайшими достижениями в области мирового текстильного искусства.
178
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Полякова, Екатерина Васильевна, 2008 год
1. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. - М.: «Наука», 1973. - с.43-52.
2. Андреев П.П. Русский товарный словарь. СПб., 1889.
3. Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани России XVI начала XX века. -М., 1999.- 160 е., илл.
4. Арсеньева Е.В. Художественное оформление русских текстильных изделий конца XVIII начала XIX в. // Материалы по истории Русской культуры конца XVIII - первой половины XIX века. Труды ГИМ. - М., 1984. Вып. 58, с.28-46, илл.
5. Арсеньева Е.В. Узорные ткани. В кн. «Русское декоративное искусство XIX - н. XX в.» - Т. 3. - М.: изд-во Акад. Художеств СССР, 1965.
6. Атлас промышленности Московской губернии (сост. Л.Самойлов). М., 1845.
7. Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии(сост. Н. Матисен). М., 1872.
8. Атрибуция музейного памятника: классификация, терминология, методика./Под ред. И.В. Дубова. Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 352 с.
9. Ахмелехина С.А. Светский костюм XVI начала XX века. - В кн. «Оружейная Палата Московского Кремля». - М.: «Слово», 2006. - с.336-357, илл.
10. Бартенев И.А Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1984.
11. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII XIX веков. - М.: Сварог и К., 2000.
12. Бирюкова Н.Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века.//Прикладное искусство Западной Европы и России. Л.:Государственный Эрмитаж, 1983. - с.46-65, илл.
13. Борисова Е.А. и Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
14. Бурдакова Е. Ткани ризниц Ярославля. // Советский музей. 1991, №5, с. 22-33, илл.
15. Бурнашов В.П. Очерк истории мануфактур в России. СПб., 1833.
16. Бурылин Д.Г. Каталог выставки древностей и редкостей из собрания Д.Г. Бурылина. Иваново-Вознесенск, 1903.
17. Бутовский В.И. История русского орнамента. М.,1870.
18. Вавилов И.С. Справочный коммерческий словарь. СПб., 1856.
19. Вашков С.И. Религиозное искусство. М., 1911.
20. Ведомость о мануфактурах в России за 1812 г. СПб., 1814.
21. Ведомость о мануфактурах в России за 1813-1814 гг. СПб., 1816.
22. Ведомость о товарах привезенных в местечко Бердичев на Успенскую ярмарку. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1837. № 1.
23. Вистковатов В.А. Историческое описание одежды и вооружения русских войск. 4. 2.- СПб., 1899.
24. Взгляд на Санкт-Петербургский практический Технологический Институт. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1832. №2.
25. Вишневская И.И. Богослужебные облачения и предметы церковного убранства. В кн. «Оружейная Палата Московского Кремля». - М.: «Слово», 2006.-с.310-331, илл.
26. Вишневская И.И. Драгоценные ткани.//Сокровища оружейной палаты. — М. : Художник и книга, 2007. 180 е.,илл.
27. Вишневская И.И. Драгоценные ткани Италии в церемониях московского двора.// Италия и московский двор. М. 2004.
28. Военная энциклопедия / под ред. Новицкого. Т. 1 18. - СПб., 1911 -1915.
29. Всемирная выставка и русские экспоненты (Антверпен, 1885 г.). СПб., 1886.
30. Всероссийская промышленно-художественная выставка в Москве 1882 года. -М, 1882
31. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 г. в Нижнем1. Новгороде. СПб., 1896.
32. Вся Москва // Адресная справочная книга г. Москвы на 1912 год./Изд. А.С.Суворина/. М., 1912.
33. Вторая московская выставка российских мануфактурных произведений в 1835 году.-СПб., 1836.
34. Гартвиг А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. гражданином С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 г. -М., 1901.
35. Герасимов И.Г. Новоизобретенный способ вышивания по канве.
36. Герасимов И.Г. Опыт теоретического и практического руководства к ткачеству для учащихся в Московской Первой Рисовальной Школе и желающих изучать ткачество. СПб., 1849. 4.1-2
37. Герасимов И.Г. Опыт теоретического и практического руководства к ткачеству для учащихся в Московской Первой Рисовальной Школе и желающих изучать ткачество. СПб., 1852. Ч.З
38. Гордеева О.Г. Новые материалы о фирме Оловянишниковых. // Труды ГИМ. Вып.87. М., 1995.
39. Гордеева О.Г., Ефимова JI.B., Кузнецова М.А. Русские узорные ткани. XVII начало XX века. - М.,: Научно-издательский отдел ГИМ, 2004. - 224 е., илл.
40. Грановский С.Г. Жаккардовые ткани (патронирование рисунков). М.: «Легкая индустрия», 1971. - 368 е.,илл.
41. Грачев В. Мануфактурно-шелковый коммерческий справочник. М., 1912.
42. Данилевский В. Очерки по истории техники XVIII XIX вв. - Л., 1934.
43. Деева H.H. Церковные ткани начала XX века. В кн. «Москва в начале XX века». - М.: Издат. «Мосгорархив», 1997. - с.285-297., илл.
44. Демиденко Ю. Интерьер в России. СПб.: Аврора, 2000.
45. Державин Ф. О работании шалей наподобие дорогих. М.,1843.
46. Добавление к иллюстрированным прейс-курантам 1910-11 года фабриканта Г.И. Заглодина. М., 1912.
47. Драгоценные ткани: Альбом. М.: Реклама, 1971.
48. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России XV -начало XX века./Из собрания Государственного исторического музея. — М.: «Арт-Родник», 2000. — 232 е., илл.
49. Заозерская Е.И. Развитие легкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII в. М.: Академия Наук СССР, 1953. - 516 с.
50. Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI XVII вв. - М., 1970.
51. Золотая нить России. / Шитье, парча, костюм, драгоценности XVI XX веков. — М.: из фондов ГИМ, 1999. - 80 е., илл.
52. Из истории фабрик и заводов Москвы и Московской губернии конца XVIII -начала XX веков.// Обзор документов. М., 1968.
53. Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже в 1867 г. СПб., 1867.
54. Иоксимович Ч. М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. -М., 1915.
55. Иоксимович Ч. М. Сборник ткацких рисунков. — М., 1911.
56. Иоксимович Ч. М. Спутник ткацкого мастерства. М., 1910.
57. Иоксимович Ч. М. Ткацкий справочник. М., 1915.
58. Иоксимович Ч. М. Теория ручного и механического ткачества. М., 1900 -1903.4.1-4.
59. Исаев П.Н. Строгановка. Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище 1825-1918.Биографический словарь. Т.2-М.: «Наука», 2007. 440 е., илл.
60. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е -1890-е гг. Каталог выставки. СПб., АО «Славия», 1996. - 432 е., илл.
61. Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами. М., 1787
62. История отечественной текстильной промышленности. — М., 1992.
63. История торговли и промышленности в России /под ред. П.Х.Спасского/.1. СПб., 1914. Т.З.
64. Казенные заведения, признанные достойными публичной похвалы и одобрения в описании выставки. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1836. №2.
65. Казин В. Галуны // Военная энциклопедия. Т. 8. СПб., 1912.
66. Казин В. Знамена // Военная энциклопедия. Т. 10. СПб., 1912.
67. Каталог российских произведений, отправленных на Лондонскую выставку в 1851 г.-СПб., 1851.
68. Киево-Печерский Государственный историко-культурный заповедник: Издание второе. Фотоальбом. / Составитель Кибальник Ю.Д. Киев.: «Мыстэцтво», 1988. — 252 е., илл.
69. Кириченко Е.И. Интерьер русского модерна (1900 1910 гг.). // Д. И. СССР, 1971, № 10, с. 47-56.
70. Кириченко Е.И. Мастер прикладного искусства. // Московский журнал, 1995, №9, с. 40-45.
71. Кириченко Е.И. Русский интерьер 30 60-х гг. XIX века. // Д. И. СССР,1970, №7, с. 39-45.
72. Кириченко Е.И. Русский интерьер 70 90-х гг. XIX века. // Д. И. СССР,1971, №3, с. 24-31.
73. Китгары М.Я. Обзор Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. СПб., 1861.
74. Клейн В.К. Путеводитель по выставке тканей XVII XIX веков: Собрание музея. - М.: Работник просвещения, 1926.
75. Клейн В.К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология. Сборник оружейной палаты, М.: Издание оружейной палаты , 1925.-72 е.,илл.
76. Коган И.И. Московские шелковые фабрики первой половины XVIII в.
77. Старая Москва. // Труды общества по изучению Московской области. М., 1929, Вып.5, Сб.1.
78. Краткие замечания заграничного путешественника о Московской выставке 1835 года. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., №8.
79. Краткий прейс-курант парчи и облачений. Фирма Журина И.С. в Москве. -М., 1914.
80. Краткое извлечение из Отчета Департамента Мануфактур и Внутренней Торговли за 1835год. //Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1836. №6.
81. Краткое обозрение состояния Российских мануфактур, читанное при открытии заседания Мануфактурного Совета. // Журнал мануфактур и торговли. — СПб, 1828. №11.
82. Кузнецова И.Н. Об образцах декоративных тканей фабрики Сапожниковых в собрании ОИРК // Сборник научных трудов Гос. Эрмитажа. -СПб, 1997, с.180-185.
83. Левинсон-Нечаева М.Н. Изучение и описание музейных тканей: Изучение и научное описание памятников материальной культуры. -М, 1972.
84. Левинсон-Нечаева М.Н. К истории шелкоткачества в Москве XVII в. // Ежегодник ГИМ. М, 1962.
85. Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности XVII— XVIII—начала XIX в. М, 1947. - с.180-185.
86. Маркова В.И, Вишневская И.И. Итальянские и французские ткани на Руси в XVI — XIII столетиях./Из собрания Государственных музеев Кремля. -М.: «Советский художник», 1976. 36 с, илл.
87. Материалы для истории мануфактурной промышленности Московской губернии: Сведения, сообщаемые от департамента Торговли и Мануфактур // Сборник сведений и материалов по ведомству Министерства финансов. СПб, 1865. Т.Ш. №9.
88. Материалы для статистики заводско-фабричной промышленности в Европейской России за 1868 год, обработанные И.Боком // Статистический современник Российской империи. СПб, 1872. Сер. 2. Вып.6.
89. Материалы по истории крестьянской промышленности XVTII— первой половины XIX в. М.; - Л., 1950. Т.2.
90. Мешалин И.В. Текстильная промышленность крестьян Московской губернии XVIII— первой половины XIX в. М.; - Л., 1950.
91. Митрофанова Н.Ю. К вопросу об атрибуции русских шелковых тканей XVIII века. // V научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы 1999». М., 2001, с. 249-252, илл.
92. Морозова P.A. Музей художественной ткани. М.: Изобразительное искусство, 1983.
93. Морозова P.A. Ткани модерна. // Д.И. СССР, 1977, №2, с. 46-48, илл.
94. Награды, всемилостивейшие пожалования за последнюю выставку в Москве. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 183 6. № 1.95. «Национальный стиль» в русском искусстве XIX-XX веков. Каталог выставки из собрания музеев РСФСР. М., 1990.
95. Некоторые замечания о мануфактурной промышленности в России. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1830. №8.
96. Нистрем К. Указатель селений и жителей Московской губернии. М., 1852.
97. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. СПб., 1862. Т. 1.
98. Обозрение выставки российских мануфактурных изделий в С.Петербурге 1849 года // Журнал мануфактур и торговли 1850. №1. №2.
99. Обозрение главнейших отраслей мануфактурной промышленности России //Журнал мануфактур и торговли. 1844. № 1-3.
100. Обозрение Лондонской всемирной выставки 1851 года. СПб., 1852.
101. Обстоятельства и выгоды руководствовавшие фабрикантов братьев Прохоровых к заведению и поддержанию их фабричной школы. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1832. №4.
102. Объявление г.г. заводчикам, фабрикантам, всем вообще производителям о клеймении изделий российских фабрик и доставлении мануфактурному начальству ведомостей о действии фабрик и заводов. СПб.,1830.
103. Объявление о выставке отечественных мануфактурных изделий, имеющей открыться в мае месяце 1829 года. //Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1828.№8.
104. Объявление о фабричных пломбах. // Журнал мануфактур и торговли. — СПб., 1838. №12.
105. О введении в России механической размотки и прядения шелка. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 183 7. №9.
106. О воскресных рисовальных школах в Москве. // Журнал мануфактур и торговли.-СПб., 1838. №12.
107. О выставке мануфактурных изделий, имеющей быть в Санкт -Петербурге в мае месяце 1839 года. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1838. №4.
108. О выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году. -СПб., 1867.
109. О выставке Российских мануфактурных изделий, имеющей открыться в мае месяце 1829года. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1828. №12.
110. О мануфактурной промышленности в Москве // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1828. № 6.
111. О необходимости образования ремесленников, и об открытии для них частного Училища Рисования в Москве.// Журнал мануфактур и торговли. -СПб., 1825. № 11.
112. ИЗ. О новом способе рисования бордюров, углов и прочего, в роде Турецком. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1835. №7.
113. О новых шалевых и ковровых узорах. // Журнал мануфактур и торговли.-СПб., 1835. №10.
114. Описание Первой публичной выставки российских мануфактурныхизделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1829 году. СПб., 1829.
115. О пользе публичных выставок отечественных мануфактурных изделий.//Журнал мануфактур и торговли. СПб.,1828. №5.
116. Оптовый прейскурант парчи и золотокружевного товара./Поставщик Двора его Императорского Величества фабрикант Сергей Семенович Мешков. Б., г.
117. О распространении сбыта Российских мануфактурных изделий в Завказье и Персии. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1831. № 1.
118. О ремесленном образовании. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1836. №6.
119. Орлов П.А. Указатель фабрик и заводов Европейской России и царства Польского за 1867 г. Издание 2-е. СПб., 1887.
120. О Санкт-Петербургских фабриках //Журнал мануфактур и торговли. 1828. №5.
121. О состоянии мануфактурной промышленности в Москве в 1830 году. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1830. №3.
122. О торговле России с Персиею, через Требизонд Константинополь. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1835. №4.
123. Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге. Приложение. СПб., 1871.
124. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. СПб., 1883.
125. О фабрикации материй из шелковых охлопьев. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1835. №6.
126. О художествах в отношении к мануфактурам. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1837. №5.
127. О шелководстве в Астраханской губернии . // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1838. №7.
128. О шелке и о шелковых мануфактурах. // Журнал мануфактур и торговли. -СПб., 1828. №9.
129. О шелковой фабрике купца Карпова. // Журнал мануфактур и торговли. -СПб., 1828. №4.
130. Пажитов К.А. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. М.: Академия Наук СССР, 1958.
131. Париж. Всемирная выставка 1867 года: Указатель русского отдела. -СПб., 1867.
132. Парча. Каталог. М.; СПб.; Ярославль. 1909.
133. Парча. Россия. Начало XX века. // Советский Музей, 1989, №6.
134. Пельчинский В. О состоянии промышленных сил в России до 1832 г.-СПб. 1833.
135. Перечень фабрик и заводов торгово-промышленной России.Издание 2-е. 4.1. СПб.,1907.
136. Петров А.И. Памятная книжка российской промышленности на 1843 г. -М.,б.и.,1843.
137. Подробный указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. M., 1896. Отделы 5 - 8. ■
138. Положение о выдаче привилегий на разные изобретения и открытия в искусствах и ремеслах. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1834. №2.
139. Положение о клеймении изделий Российских фабрик. //Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1830. №2.142. //Вестник промышленности. M., 1860. №2, №4.
140. Предварительный отчет по участию России во Всемирной парижской выставке 1889 года. СПб., 1890.
141. Прейс-курант (золотых парчей, глазетов,.). Торговый дом фабриканта Ильи Семеновича Сытова наследники. M., 1898
142. Прейс-курант церковных вещей фабриканта московского 1-й гильд., купца потом., поч. гражд. и кавалера Ивана Егоровича Сытова. М.: Типолитография «Техник». 1888.
143. Прейс-курант парчовых и шелковых изделий фабриканта Ф.С. Ионова Н-ки-М.,1902.
144. Прейс-курант парчи и церковной; утвари фабрикантов торгового дома Ф.С. Ионова С-вья и К. Харьков Центральная хромо-типо-литография. 1906.
145. Прейс-курант ризницы парчовой фабриканта П.Д. Александрова. -М;,1902.
146. Прейс-курант 1912-1913г. Фабрикант Павел Давидович Александров. Парча, церковная, утварь, иконостасы, киоты и церковно-художественная живопись. — М; :Губернская типография. 1912.
147. Прейс-курант фабриканта парчи и церковных облачений Григория Ивановича Заглодина. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина: 1910.
148. Прейс-курант фабрики Владимира Колоколышкова. M., 1833.
149. Прейс-курант церковных вещей фабрики К.В. Демидова. M1892;
150. Пронина И.А. Декоративное, искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII первой половины XIX века. М., 1983.
151. Ракитина М:Г. К истории торговли тканями в России XIX в. // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. - М.,2000, Вып., 3.
152. Реестр изделий, представленных на Ярославскую выставку. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1837. №9.
153. Роспись произведениям отечественной промышленности, выставленным в залах Кремлевского дворца ноября 1831 года. — M., 1831.
154. Роспись вещам, выставленным в Первой публичной выставке российских изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году. СПб., 1829. ' •
155. Роспись вещам, представленным в первую публичную выставку в Санкт-Петербурге, 1829 года // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1829. №4.
156. Рындзюнский П.Г. Вопросы истории русской промышленности в XIX веке.// История СССР. 1972.-5.
157. Савицкая A.B. О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании Русского музея // Сообщения Государственного Русского музея.; М., 1974, №10.
158. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: «Галарт», 2001. -344с., илл.
159. Сборник сведений и материалов по ведомству Министерства финансов. СПб., 1865. Т.З. №9, №10.
160. Сборник сведений о действующих в России торговых домах (полных и на вере). СПб.: Издание отдела торговли Министерства торговли и промышленности. 1912.
161. Сборник статистических сведений по-Московской, губернии: Отдел санитарной статистики. М., 1882. Т.2. Вып.5,. Вып.6. Вып.11. Вып.13. Вып.15.
162. Сведения мануфактурные. Преимущества английского-способа сучения шелка, перед способом доныне употреблявшимся: // Журнал мануфактур и торговли. -СПб., 1835. №5.
163. Сведения мануфактурные. Привилегия, выданная в Англии Виктору Герарду, на улучшение Жакардова станка, для узорчатых тканей. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1835. №5.
164. Сведения мануфактурные. О шелковом производстве. // Журналмануфактур и торговли. СПб., 1835. №5.
165. Сведения о фабриках и заводах Московской губернии. М., 1885.
166. Скалъковский К. Всероссийская мануфактурная выставка в промышленном отношении. СПб., 1870.
167. Смирнова H.A., Вилкова М.В. Облачения и богослужебные предметы из тканей. // Древности и духовные святыни старообрядчества. — М.,: «Интербук-бизнес», 2005. с.237-280., илл.
168. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. М.; Л.: ACADEMIA, 1934.
169. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.,: «Аврора», 1971. -176 е., илл.
170. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - 400 е., илл.
171. Состояние фабрик и заводов в Ярославской губернии в 1828 году. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1830. №9.
172. Состояние фабрик и заводов в Нижегородской губернии // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1830. № 10.
173. Список купцов города Москвы, объявивших капиталы на 1830 г., с показанием при них семейства, чем торговлю производят и где жительство имеют.-М. 1830(7).
174. Список московским всем гильдий купцам, объявившим на сей 1828 г. капиталы и получившим на оный свидетельства на право торговли с принадлежащими к ним билетами. (Б.м.) и (Б.г.).
175. Список пожертвованиям, сделанным от разных лиц в пользу С. Петербургского практического технологического института в 1831 году. //
176. Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1833. №4
177. Список фабрик и заводов Европейской России. СПб., 1903.
178. Список фабрикантов и заводчиков Российской империи 1832 г. -СПб, 1833.4.2.
179. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов), составленная по официальным сведениям, управляющим канцелярии московского губернатора Шрамченко А.П. М.,1890.
180. Статистические ведомости о состоянии российских мануфактур с 1815 по 1822 гг.-СПб. 182'
181. Статистическое обозрение промышленности Московской губернии (сост. Тарасов). -М, 1856.
182. Статические сведения о Богородском уезде, в промышленном отношении. // Журнал мануфактур и торговли. СПб, 1834. № 1.
183. Статистические сведения о фабриках и заводах по производствам за 1900 г. СПб. 1903.
184. Статистические сведения о фабриках и заводах — экспонентах, получивших награды на мануфактурной выставке 1861 года. СПб, 1862.
185. Статьи по истории материальной культуры XVIII XIX веков. ГИМ.-М, 1947.
186. Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере: Госиздат литературы по строительству, архитектуре и строит. Материалам. — JI, 1958, с. 66, илл.
187. Стругова О, Кологривова Н, Перевезенцева Н, Скорнякова Н. 100 и двенадцать стульев. //Из собрания Государственного Исторического Музея. — М.: «Константа»,2000. 144 с, илл.
188. Тарновский • К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX -начале XX веков. M, 1995.
189. Тимирязев Д.А Статистический атлас главных отраслей фабрично-заводской промышленности России за 1867г. СПб. 1869.
190. Туган-Барановский М.И. Избранное. Русская фабрика в прошлом инастоящем. — М., 1997.
191. Убранство русского жилого интерьера XIX века. /Сост. A.M.ь
192. Кучумов. Л.: Художник РСФСР, 1977
193. Указатель Варшавской выставки мануфактурных изделий Империи и царства Польского 1845 (сприб.)- Варшава, б. и., 1845.
194. Указатель Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге. СПб., 1870.
195. Указатель выставки мануфактурных изделий 1853 г. в Москве. М., 1853.
196. Указатель выставки в С.Петербурге 1839 года: Дополнения к ■указателю выставки, бывшей в С.Петербурге в 1839 году. СПб., 1839.
197. Указатель произведений отечественной промышленности на выставке 1833 года в СПб. СПб., 1833
198. Указатель произведений отечественной промышленности на Первой Московской выставке 1831 года. Mi, 1831.
199. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на выставке 1835 года в Москве. — М., 1835.
200. Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 года. -СПб., 1873.
201. Указатель русского отдела Филадельфийской международной выставки 1876 года. СПб., 1876.
202. Указатель Санкт-Петербургской выставки изделий промышленности Российской империи в 1849 году. СПб., 1849.
203. Указатель Санкт-Петербургской' выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года.— СПб., 1861.
204. Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года. М., 1843.
205. Указатель фабрик и заводов Европейской России (сост. П.А. Орлов). — СПб., 1881.
206. Указатель фабрик и заводов Европейской России (сост. П.А. Орлов).1. СПб., 1887.
207. Указатель фабрик и заводов Европейской России (сост. П.А. Орлов). -СПб., 1894.
208. Усовершенствование ткацкого станка. //Журнал «Промышленность». — СПб., 1861. T.IV, Кн. 1.
209. Успехи отечественных мануфактур. // Журнал мануфактур и торговли. -СПб., 1828. №1.
210. Фабричная и заводская промышленность Московской губернии в 1864 г. // Сборник сведений и материалов по ведомству министерства финансов. М., 1865. Т.З. №10.
211. Фабрично-заводская промышленность России: Перечень фабрик и заводов. СПб., 1897.
212. Фехнер М.В. Изделия шелкоткацких мастерских Византии в Древней Руси. // Советская археология, 1977, №3, с. 130-142, илл.
213. Фехнер М.В. Шелковые ткани в средневековой Восточной Европе. // Советская археология, 1982, №2, с.57-70, илл.
214. Хромов П.А. Экономическое развитие России в XIX-XX вв. М., 1950.
215. Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.; JL, 1940.
216. Шапошников В.Г. Очерк развития текстильного дела в России // Промышленная библиотека. Одесса, 1910. №2.
217. Шелк и шелковые изделия. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1829. №6.
218. Шелковников Б.А., Яковлева Т.И. Декоративное и прикладное искусство первой половины XIX века.// История русского искусства. Т. VIII, кн.2. -М.,1964.
219. Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка.Каталог выставки. -СПб.: АО «Славия», 2007. 200 е., илл.
220. Шелковые ткани. // Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1844. №,№ 1;2.
221. Шубина Т.Г. Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX начала XX вв.// Труды Государственного музея истории религии. - СПб., 2005, Вып. 5.
222. Шульгина Е.Н. Пронина И.А. История Строгановского училища 1825-1918. М.: «Русское слово», 2002. - 336 е., илл.
223. Якунина Л.И. Узорные ткани. В кн. «Русское декоративное искусство XVIII в.» Т. 2. - М.: изд-во Акад. Художеств СССР, 1963.
224. Ясинская И.М. Русские парчовые платки конца XVIII XIX веков. Каталог выставки. - Л., 1979. — 61с., илл.
225. Francesca Galloway and Sue Kerry. Late 18th & 19th century textiles. 2007
226. The Cambridge History of Western Textile (I- II). Edited by David Jenkins. Cambridge University press 2003.
227. Susan Meller. Russian textiles. Printed cloth for the bazaars of central Asia. 2007
228. La collezione cini dei musei veneziani Tessuti Antichi. 1991
229. I paramenti sacri della Cappella Palatina di Palazzo Pitti. 1988
230. Словарь текстильных терминов.
231. Аксамит, (оксамит) — узорная золотая ткань с шестью нитями основы, ценилась очень высоко.
232. Аксамит гладкий — шелковая ткань саржевого переплетения с цветным атласным фоном, затканным пряденной золотой и серебряной нитью
233. Аксамит петельчатый — шелковая ткань саржевого переплетения с рельефным узором в виде петель, цветной атласный фон заткан металлической пряденной нитью.
234. Алтабас парчовая ткань, имеющая наибольшее количество металлических нитей, с фоном, затканным золотной или серебряной нитью, и выпуклым золотным или серебряным узором.
235. Апплике накладное серебро.
236. Атлас золотный — разновидность атласа, затканого по гладкому фону золотной нитью.
237. Бархат аксамический — разновидность бархата, на гладком бархатном фоне узор выполнен петельками из золотной нити.
238. Бархат «двоеморхий» —- бархат с разрезанным ворсом, имеющим две высоты
239. Бархат золотный — разновидность бархата, фон заткан золотной нитью
240. Бархат «рытый» — бархат с разрезанным и неразрезанным ворсом, что дает рельефность узора.
241. Бить вид золотной нити. Узкая металлическая полоска, полученная путем разрезания тонкого листа либо сплющивания проволоки, в процессе прядения и ткачества может использоваться сама по себе или обертываться вокруг стержня
242. Брокат см. парча. Ткань, богато декорированная золотыми и серебряными нитями. Этот термин не имеет технического смысла и поэтому не рекомендуется употреблению
243. Волока вид золотной нити, в виде тонкой проволоки. Получалась путем волочения металлической заготовки через кассейную доску.
244. Галун — узкая ткань (тесьма, лента), сделанная из пряжи обвитой золотой, серебряною, или мишурною проволокою, употреблялась на обшивку военной формы.
245. Гас — узкая ткань (тесьма, лента) золотая, серебряная или мишурная с вытканными узорами, употреблялась на обшивку тканой церковной утвари.
246. Глазет ткань, у которой основа шелковая, а уток золотой, или серебряный, гладкая тонкая без узоров.
247. Грань золотая нить, состоящая по всей длине из мелких граней. Часто гранью выкладывали контуры шитья; также приём в ткачестве, когда прядёная нить прокидывалась под один прижим с площеной.
248. Дорадор вид дорогой парчовой ткани, вырабатывавшейся во второй половине 18 века и начале 19 века.
249. Золотная ткань общее название тканей содержащих в своем строении золотые серебряные или металлические нити.
250. Золоченая нить на бумажной основе — узкая и тонкая полоска из бумаги или картона, позолоченная или посеребренная с одной стороны и используемая в качестве золотой нити.
251. Золото волоченное» тончайшая серебряная позолоченная проволока.
252. Золото пряденное» шелковая или льняная нить, обвитая тончайшей плоской серебряной проволокой, часто позолоченной.
253. Золото сканное» шелковая или льняная нить, редко перевитая с тонкой серебряной, иногда позолоченной проволокой.
254. Трунцал — канитель с продернутой шелковой нитью.
255. Канитель волнистая золотая или серебряная канитель, навитая на сердечник, который образован волнистой нитью
256. Лигатура — техническое название, примесь к золоту и серебру меди для приведения в узаконенную пробу, и для придания большей твердости.
257. Насыпь ткань с золотыми, серебряными или одноцветными крапинами по фону.
258. Парча апплике парча среднего сорта, вытканная с нитью из-накладного серебра (апплике) (содержание серебра от 15 — 2%).
259. Парча богатая парча высшего сорта, вытканная с золотой или серебряной нитью высокой пробы (содержание серебра от 94%).
260. Парча мишурная — парча низшего сорта, вытканная с мишурной нитью (содержание серебра менее*2%).
261. Позумент — фбр. изд., узкая ткань (тесьма, лента) золотая, серебряная, или мишурная. Вырабатывалась на золотокружевных фабриках, употреблялась для обшивки костюма*.
262. Синель — толстая, пушистая нить из шелка или шерсти, употреблялась для-ткачества, делания бахромы, вышивания и пр. работ на фабриках.
263. Скань — вид золотной нити, из цветного шелка, редко спряденнаяс золотой проволокой.
264. Плющилъня 1) Снаряд посредством, которого металлам дают плоскую форму; 2) Строение, где производится плющение металлов.
265. Тесьма текстиль в виде полоски, служащий для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, по-видимому, из Германии (кёльнская тесьма XV века). С этого времени- тесьма вошла в моду, часто она'* делается с пышным орнаментом.
266. Фризе Г) вид золотной нити; имела сложную специфическую крутку. 2) название парчовой ткани.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.